Как мы создаем себе потребности — психология

Руководство на пути к счастью: как определить потребности?

Как мы создаем себе потребности - психология

Самые мощные — это базовые потребности, то, без чего человек не может жить. К ним относятся физиологические потребности и социальные потребности. К физиологическим потребностям традиционно относят потребности, связанные с физическим выживанием:

 — потребность в воде; — в пище; — в тепле; — в сне;

 — в кислороде.

Также человек с момента рождения не выживает, если не удовлетворяются такие социальные потребности, как потребность в безопасности, в любви, в принятии. Если грудной ребенок получает только пищу и тепло, но при этом остается без физического контакта, без общения, без любви, то он погибает.

Основные потребности ребенка до года:

 — пища; — комфорт — тепло, отсутствие боли; — безопасность; — принятие;

 — любовь.

В этот период у ребенка формируется такое важное качество для дальнейшего здорового развития отношений с окружающими людьми, как доверие к миру, при одном условии: если он получает удовлетворение своих базовых потребностей.

Если мама, самый важный и любимый человек в его жизни, которая значит для него практически все, оставляет ребенка надолго одного, проявляет к нему безразличие, отвержение, то у него формируется такая жизненная позиция, которая говорит ему, что никому нельзя доверять, а он недостаточно хорош для того, чтобы его любили. Страх отвержения, если с ним впоследствии не работать, остается на всю жизнь, а человек ни с кем не может создать гармоничных любящих отношений.

Помимо основных потребностей, у нас существует еще около 20-ти самых разных потребностей человека. Любая из неудовлетворенных потребностей рано или поздно выливается в страдания и проблему, если ее вовремя не удовлетворить.

Обратите внимание, что в списке потребностей человека нет материальных вещей, того, что можно купить, потрогать, заработать. Часто мы путаем потребности, которые имеют качество необходимости, со своими желаниями:

 — хочу дорогую иномарку, чтобы чувствовать себя хорошо; — хочу дом на острове в океане;

 — хочу много денег.

Желание не всегда совпадает с потребностью.

Девушка пишет психологу: «Я хочу жить в просторном загородном доме. И до недавнего времени думала, что у меня есть в этом потребность.

Я представляла себя, как пишу свою очередную книгу одна в большом доме и смотрю из окна на цветущий сад.

При этом я сидела за компьютером одна в своей квартире и писала очередной текст, глядя на цветущую яблоню, с которой я каждую осень собираю яблоки прямо с балкона. В чем же моя потребность, если все это я имею прямо здесь и сейчас?

Когда продолжила исследование, то поняла, что дом — это всего лишь символ, атрибут, наличие которого считается признаком состоятельности и успешности. Для меня важно было, чтобы меня уважали, признали меня успешной и независимой. Выходит, образ дома — это потребность в независимости и признании».

Далее, в чем необходимо разобраться, — это разделить так называемые терминальные и инструментальные потребности.

Терминальные потребности — это потребности высшего, или конечного (терминального), порядка, отвечающие на вопрос: каким я хочу быть? Хочу быть: счастливым, здоровым, свободным, независимым и т. д.

Инструментальные потребности — это потребности-средства для достижения терминальных потребностей. Отвечают на вопрос: для чего? Для чего тебе хорошо учиться? Для чего тебе высшее образование? Для чего тебе много денег? И т.д.

Поэтому следующий этап работы на пути к счастью состоит в исследовании своих потребностей. Для этого нужно подробно ответить на следующие вопросы:

Что я хочу иметь?
Для чего мне это?
Что я получу, если буду это иметь?
Каким я хочу быть?
В чем я нуждаюсь на самом деле?
Что мне действительно нужно?
В чем моя настоящая потребность?
Какие мои инструментальные потребности?
Какие мои терминальные потребности?

Теперь, когда у вас есть развернутое описание потребностей, постарайтесь определить одним-двумя словами ваши потребности. Эта работа поможет вам их осознать и сформулировать и тем самым определить дальнейшее направление работы по становлению на Путь Счастья.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/psychology/articles/60993/

Осознание своих потребностей через общение

Осознание своих потребностей через общениеАндрей РусанЯ обычный человек, который пытается жить интересной и наполненной жизнью. Занимаюсь бизнесом, люблю семью, увлекаюсь психологией, люблю писать. Хочу поделиться своим опытом саморазвития, надеюсь кому-то будет полезно.

  • facebook.com/andrey.

    rusan

  • Что делает человек, который хочет «найти себя», понять свои потребности и желания, осознать свое предназначение? Чаще всего ему советуют «прислушаться к себе», говорят: «все ответы — внутри».

    Но вы попробуйте в такой ситуации заглянуть в себя — много вы там разглядите?

    Отсутствие точных целей и желаний озадачивает. Конечно, мы всегда можем оправдать себя и подменить собственные цели чужими. Например, согласиться с принятыми в обществе стандартами: семья, машина, квартира, отдых и т. д.

    Понять свои истинные потребности достаточно сложно. Все мы с детства получили «правильные», разумные цели, и послушно их реализуем. Это нормально.

    Но многие (и я в том числе) постоянно ощущают какой-то дискомфорт, никак не могут вписаться в стройную и логичную картину мира.

    Источник фото: Flickr.com

    Если бы понять себя было просто, не было бы такого ажиотажа вокруг — огромного количества тренингов, семинаров, книг на тему самоопределения.

    Но можно начать с простого. Чтобы продвинуться в понимании своих настоящих целей, нужно научиться распознавать свои базовые потребности, которые идут из подсознания и не всегда нами осознаются. Как это сделать? Попытаюсь объяснить.

    Для меня это стало настоящим открытием.

    Мы ежедневно проявляем свои потребности, но даже не замечаем, как.

    Каждый день мы общаемся с людьми, кому-то звоним, что-то пишем в мессенджерах, постим на своих страницах в соцсетях, размещаем фото в Инстаграме.

    Большое количество таких посланий содержат в себе наши нереализованные потребности. И чем более зажат, закрыт, не уверен в себе человек, тем больше его «я нуждаюсь» выходят наружу через зашифрованное общение.

    Я начал отслеживать свои слова как в устной речи, так и в письменной форме, и стал задавать себе вопрос — вот я хочу написать очередное сообщение или что-то сказать, а что за этим стоит? Зачем я это пишу или говорю? Вроде бы все просто, но нужно быть честным перед собой и увидеть потребность в своих посланиях.

    Например, обычное «привет» отправленное в чат Вайбера, может быть потребностью в том, чтобы меня заметили. Или, я могу спрятать просьбу о поддержке в послание «Плохая погода» или «Надоела эта работа».

    Еще можно намекнуть другим о гордости за свои успехи, преуменьшив и обесценив их, например: «Я купил новую квартиру! Правда, она далеко от метро и район не очень…» — чтобы не было стыдно или неудобно перед друзьями, которые не могут позволить себе такие покупки.

    Тут начинают прорисовываться потребности, которые нам нужны ежедневно, но их понимание блокируют «социальные» цели.

    То есть, если я часто пишу в чаты, форумы, соцсети, возможно, мне не хватает признания или я чувствую себя одиноким, брошенным.

    Я тревожусь о том, как бы без меня ни прошла какая-то интересная ситуация (жизнь), и маякую своим «привет» в отчаянном призыве — «заметьте меня, я важен, я здесь, поговорите со мной, уделите мне внимание».

    Или иногда я жалуюсь на усталость, или на то, что у меня что-то не получается — а по факту я молю о поддержке: побудьте со мной, поддержите, успокойте, расскажите, что и у вас бывают сложные времена. Мне не нужна констатации факта, что «да, погода дрянь», или банальное «тебе нужно отдохнуть», или совет, как правильно поступать.

    Я нуждаюсь в более глубоком общении и эмпатии (сопереживании). Люди часто выкидывают быстрые советы, или банальные фразы, не потому, что они тупые, просто им сложно находиться рядом в ситуации, когда кому-то плохо. Хочется поскорее дать «таблетку» или социально приемлемый «лейкопластырь» из совета и отделаться от негативщика. «Будь оптимистом, улыбнись, все будет хорошо».

    А потребность снова остается не удовлетворена.

    Нас не учили такому открытому общению. У нас мало опыта. Аналогичное поведение мы наблюдали у своих родителей, учителей, друзей. Мы привыкли так действовать, что считаем это нормальным.

    А потом недоумеваем, почему я был не понят, или не получил то, чего просил с помощью намека. А может быть даже и не заметим этого «дефицита внимания», потому что сами его не осознаем.

    Вроде бы нормально, но что-то все равно не так.

    Открытое выражение своих потребностей выглядит странно — так не делают! В нашем обществе это может быть воспринято как слабость, неадекватность. Представьте: заменить «Привет», на «Друзья, я проснулся в тревоге и чувствую себя отвратительно, мне страшно, пожалуйста, уделите мне время». А вокруг все такие успешные, целеустремленные, оптимистичные.

    Конечно, нужно понимать, в какой ситуации можно и безопасно действовать открыто, а когда лучше соответствовать социальным стереотипам. Но даже осознание ваших потребностей уже покажет вам, чего вы действительно хотите. И вы сможете придумать, как удовлетворить их безопасным и экологичным способом.

    Несколько рекомендаций из собственного опыта:

    ·         Начните отслеживать послания, вызывающие эмоции. Некоторые из сообщений (устных или письменных), будут как бы более волнительны чем другие, и на них вы будете ждать отклик сильнее. Вот тут и можно задать себе вопрос: «То, что я написал/сказал — это   действительно то, что я имел в виду или за этой фразой стоит какая-то потребность, о которой я хотел, но не смог сообщить напрямую?»

    ·         Можно начать вести дневник, в котором вы будете фиксировать выявленные вами потребности.

    ·         По факту обнаружения самых частых желаний, можно начать их удовлетворять. Проще всего это делать самостоятельно. То есть, самому себе давать принятие, признание, заботу, поддержку, восхищение.

    Или найти среди своих близких тех людей, которым вы можете доверять, и говорить им напрямую о своих потребностях.

    Но чтобы не шокировать их, предварительно объясните, что вы планируете теперь так иногда общаться.

    ·         Еще можно оценивать послания других людей, для того, чтобы попытаться понять их потребности. Задавайте себе вопрос: «То, что я сейчас услышал — действительно то, что хотел сказать человек?» Если есть сомнения, можно попробовать аккуратно удовлетворить его потребность и проследить за реакцией.

    Хотя эта тема касается психологического развития личности, уверенности в себе, принятия и самоподдержки, но она может дать важные знания о себе. Вы сможете сделать первый шаг к росту и осознанию желаний другого порядка.

    Ведь если вы насытите себя, и реализуете базовые потребности, возможно, вам перестанет так хотеться общепринятого успеха, а станут интересны совсем другие желания. Это как пирамида Маслоу, но на психологическом уровне.

    Пока не реализована первая ступень, сложно перейти ко второй.

    И — да, я написал эту статью, испытывая нужду в признании, восхищении и одобрении. Надеюсь, она вам понравится, и я смогу удовлетворить эти потребности:)

    Саморазвитие #Самоисследование #Социальные сети 

    Источник: http://interesno.co/myself/729cce75221e

    Психология потребностей

    Потребность — это психическое явление отражения нужды организма или личности в необходимых условиях, обеспечивающих их жизнь и развитие. Наличие той или иной потребности создается нарушением равновесия между организмом и средой (биологические потребности) или между личностью и обществом (социальные потребности).

    Читайте также:  Диссидентствующая интеллигенция (мнение алексея клименко) - психология

    Психологическая структура потребности

    В структуре потребностей выделяют две основных составляющие:

    1. Предметное содержание потребности – это совокупность тех объектов внешней или внутренней среды, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена. Однако предметное содержание потребностей носит обобщенный характер.
    2. Возникающее при наличии актуальной потребности напряжение, выражающееся в чувстве психологического дискомфорта – напряжения, беспокойства, чувства неудовлетворенности, обусловленного дефицитом того, что требуется.
      Естественное стремление человека избавиться от этого психологического дискомфорта становится источником активности поведения и деятельности. Таким образом, потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется.

    Виды потребностей

    Существует несколько различных классификаций потребностей человека. Наиболее известной и распространенной в применении является классификация А.

    Маслоу по иерархически построенным группам, последовательность которых указывает на порядок появления потребностей в процессе индивидуального развития, а также на развитость в целом мотивационной сферы.

    У человека, согласно его концепции, с рождения последовательно появляются и сопровождают личностное взросление следующие семь классов потребностей:

    1. Потребности физиологические (органические);
    2. Потребности в безопасности;
    3. Потребности в принадлежности и любви;
    4. Потребности уважения (почитания);
    5. Познавательные потребности;
    6. Эстетические потребности;
    7. Потребности в самоактуализации.

    Перечисленные группы потребностей, согласно концепции Маслоу, одновременно являются и «основными уровнями потребностей, расположенными в виде строгой иерархической структуры соподчиненности, где первая группа образует основание, а пятая – вершину иерархии. Это означает, что потребности каждого вышележащего уровня возникают (актуализируются) только тогда, когда потребности всех нижележащих уровней удовлетворены.

    Одной из наиболее распространенных в отечественной психологии является классификация потребностей человека по источнику происхождения. Согласно этой классификации потребности делятся на:

    1. Первичные (биологические: естественные, базовые, врожденные) потребности – потребности в пище, воде, температурном комфорте, сне, сексуальные потребности. Удовлетворение этих потребностей обеспечивает индивидуальное и видовое существование, эти потребности общие у животных и человека. Однако биологические потребности преобразуются под влиянием жизни в обществе, проявляются и развиваются иначе, чем у животных.
    2. Вторичные (социальные: культурные, приобретенные) потребности – потребности в принадлежности к группе, в признании, уважении и любви, самоутверждении, т.е. потребности, непосредственно связанные с жизнью человека в обществе и его взаимодействием с другими людьми.
    3. Некоторые авторы к перечисленным двум видам потребностей добавляют группу духовных потребностей, к которым относят потребности в познании мира, самоуважении и самореализации, эстетические потребности. Так же, как и социальные, духовные потребности возникают и развиваются в ходе развития человеческого общества и социализации личности, однако, в отличие от социальных, духовные потребности связаны с общественной жизнедеятельностью человека лишь опосредованно.

    Особую группу потребностей составляют также патологические потребности — потребности, приобретенные на фоне употребления веществ, вызывающих состояние эйфории. Патологические потребности являются основным симптомом таких заболеваний, как алкоголизм и наркомания.

    Если какую-либо из актуальных потребностей личности по объективным или субъективным причинам невозможно удовлетворить, то у человека возникает состояние фрустрации, при котором напряжение потребности сохраняется и вызывает дискомфорт, а предметное содержание потребности недоступно.

    В этом случае, как правило, активизируется психологическая защита личности, направленная на устранение дискомфорта, вызванного напряжением потребности. Существует множество различных механизмов психологической защиты, однако для каждого человека может быть свойственен один или несколько механизмов, которые он регулярно применяет.

    Наиболее часто используемые механизмы психологической защиты личности могут выступать как одна из характеристик ее направленности.

    Значение потребностей в жизни человека

    Потребности оказывают большое влияние на развитие личности и на особенности деятельности человека. Потребности лежат в основе всех видов активности человека, включая его деятельность. Поэтому потребности и мотивы оказывают влияние на эффективность деятельности человека. На эффективность деятельности оказывают влияние следующие  основные факторы, связанные с потребностями человека:

    1. Сила потребности: качество деятельности является наилучшим при средней силе потребности и ухудшается при слишком слабой или слишком сильной мотивации.
    2. Содержание потребностей, лежащих в основе данной деятельности: если деятельность непосредственно удовлетворяет потребность, лежащую в ее основе, то эффективность деятельности повышается. Например, если в основе профессиональной деятельности медицинского работника лежит стремление помогать другим людям, то его деятельность будет более эффективной, чем в случае, если в основе его деятельности лежат материальные потребности.

    В процессе осуществления деятельности происходит развитие личности человека. Поэтому уровень психологического развития человека как личности определяется количеством, разнообразием и иерархией (соподчинением) имеющихся у человека потребностей.

    Человек от животных отличается тем, что у него больше потребностей, чем у животных, и эти потребности гораздо более разнообразные.

    У животных есть лишь органические потребности и некоторые потребности, связанные с обеспечением физической безопасности организма, в то время как у человека имеются также материальные, социальные, творческие, духовные потребности, а также потребности психического развития.

    Каждая из названных групп потребностей может быть, в свою очередь, представленной многими входящими в соответствующую группу частными потребностями. Таким образом, число и степень дифференцированности потребностей, имеющихся у человека, может служить характеристикой уровня его психологи­ческого развития.

    Еще более важной характеристикой уровня развития человека является разнообразие его потребностей. Но еще более чем общее число и разнообразие имеющихся потребностей, человека как личность характеризует то, какие из потребностей для него являются главными, а какие второстепенными.

    Если среди множества имеющихся у него потребностей человек преимущественно уделяет внимание удовлетворению своих органических потребностей, то вряд ли мы имеем дело с психологически высокоразвитой личностью.

    Но если на первом месте у человека по степени значимости стоят творческие или духовные потребности, то он действительно представляет собой высокоразвитую личность.

    Источник: https://psy-diplom.ru/shpargalki/psihologiya-potrebnostey/

    Пирамида потребностей Маслоу: где теория пересекается с практикой?

    Эта пирамида, пожалуй, известна не меньше пирамид Хеопса. Упоминания о ней довольно часто можно встретить в литературе по менеджменту и психологии.

    Есть мнение, что автор ее не создавал, а лишь изучал биографии великих мира сего, которые смогли реализовать себя в творчестве и в жизни. На основе этих наблюдений он и вывел интересные закономерности потребностей человека.

    Вы, пожалуй, уже догадались, что речь мы будем вести о Пирамиде Маслоу.

    Действительно, существует теория, согласно которой Маслоу не был причастен к возникновению непосредственно самой пирамиды. За него постарались его последователи, которые и придумали иерархическую модель для облегченного восприятия идей ученого. Но об этом мы расскажем немного позже. Ведь для начала нужно понять, что же представляет собой пирамида Маслоу?

    Ученый выделил 5 основных потребностей человека и расположил их в иерархической последовательности:

    Первая ступень — физиологические потребности

    В основе этой условной пирамиды лежат потребности физиологического характера, которые присущи всем живым существам нашей планеты. И удовлетворение их необходимо человеку потому, что именно от этого зависит его выживание. К ним можно отнести потребности во сне, сексе, питании, дыхании.

    Найдутся те, кто назовет эти потребности низменными и инстинктивными, однако без их удовлетворения человек не будет стремиться к более высоким целям. Другими словами, если человек испытывает мучительное чувство жажды, вряд ли он будет думать о создании музыкального произведения или пойдет тратить последние гроши на билет в музей.

    И именно эти потребности заставляют человека работать и на полученные деньги приобретать одежду, пищу и предметы быта.

    Вторая ступень – потребность в безопасности

    На второй ступени пирамиды находятся потребности в стабильности и безопасности. И прекрасным примером здесь будут младенцы.

    Малыши, обладая минимумом осознанности, на инстинктивном уровне после удовлетворения голода и жажды стремятся получить защиту, и успокоить их можно только теплом матери. То же самое происходит и во взрослой жизни.

    У людей без отклонений в психике эта потребность проявляется в мягкой форме. Они ставят замки на дверях, оформляют страховки и прочее.

    Третья ступень — потребность в любви и принадлежности

    На третьей ступени находятся социальные потребности. И проявляются они в том, что человек стремится быть причастным к какому-либо коллективу, завести друзей. Он хочет любить и быть любимым.

    Социальная среда – это возможность почувствовать себя значимым и полезным для других.

    Именно поэтому люди пытаются установить хорошие отношения со знакомыми, они ищут партнера для семьи, бизнеса и даже единомышленника для обсуждения новостей.

    Четвертая ступень — потребность в признании

    Когда предыдущая потребность полностью удовлетворена, влияние других людей на человека уменьшается, а первостепенное значение приобретают другие нужды – потребность в уважении, престиже, признание своих талантов и возможностей. Только после того, как человек сможет реализовать свой потенциал, получив признание коллег или близких людей, он становится уверенным в своих силах.

    Пятая ступень – потребность в самореализации

    Последняя ступень пирамиды – духовные потребности – желание раскрыть свой потенциал как можно больше.

    Это и заставляет людей заниматься творчеством, посещать музеи и театры, всячески развивать свои таланты.

    Кроме того, люди, которые удовлетворили свои потребности нижних ступеней, достигнув пятой, пытаются искать смысл жизни, познавать окружающий мир, отстаивать свои взгляды, бороться за справедливость.

    Спорные моменты

    Кто же автор?

    Считается, что создателем пирамиды Маслоу является сам Абрахам Маслоу – американский психолог, человек, который посвятил свою жизнь вопросам самореализации личности.

    Однако пирамида в том виде, в котором мы ее привыкли видеть, не имеет к ученому никакого отношения. Впервые «Иерархия потребностей» в виде диаграммы увидела свет в 1975 году в первом издании учебника У.Столпа.

    А Маслоу умер за 5 лет до этого в 1970 году.

    Удовлетворенная потребность не мотивирует

    Согласитесь, что сытый человек вряд ли будет драться за еду. А тот, который не нуждается в общении, не будет стремиться к нему, возможно, он даже станет избегать навязчивых собеседников.

    Людям, которым не важен престиж, не нужно менять свое поведение, ломать свои привычки в попытке удовлетворить потребность, которой у него нет. Ведь по сути «актуальная» потребность – та, которая не удовлетворена в данный момент времени.

    А чтобы понять, какие именно потребности актуальны, нужно всего лишь выяснить, какие из них не удовлетворены.

    Теория vs практика

    Какой бы ни была структурированной эта модель, ей трудно найти практическое применение, да и вообще, эта схема может увести в сторону абсолютно неуместных обобщений, считают многие современные психологи.

    Ведь, если убрать статистику и рассматривать каждого человека в отдельности, сразу возникнет вопрос, так ли безнадежны мы в ситуации длительного недоедания? И так ли плохо живется тому, кого не признают в обществе? Истории известно множество примеров, когда люди добивались желаемого благодаря именно неудовлетворенным потребностям. Чего только стоит безответная любовь…

    И с точки зрения пирамиды Маслоу совершенно непонятно, как человек в условиях концлагерного заключения находил в себе силы вести подпольную антифашистскую деятельность. Или как великие художники, находясь в полной нищете, находили в себе силы творить. И таких примеров много.

    Есть данные, что сам Маслоу отказался от собственной теории.

    В своих поздних работах «К психологии бытия» 1962 года и «Дальние пределы человеческой природы», опубликованной посмертно в 1971 году, Маслоу серьезно модифицировал всю концепцию мотивации и личности, таким образом, практически отказавшись от многоступенчатой пирамиды потребностей, которую сегодня так усердно пытаются применять на практике многие психологи и маркетологи.

    Читайте также:  Игра «с чужого голоса» - психология

    «Анти-Маслоу»

    Не ругал теорию Маслоу только ленивый. Критикуется пирамида, прежде всего, за саму идею иерархичности и невозможность удовлетворить все потребности раз и навсегда. Есть даже довольно резкая трактовка теории, согласно которой «по Маслоу, человек – это животное, которое постоянно чего-то хочет».

    Еще один упрек, который так часто бросают в сторону Маслоу. Дескать, его теория вообще не применима на практике, имея в виду бизнес, маркетинг и рекламу в целом. Однако, если уж быть честными, пирамида Маслоу создавалась не для рекламы (подробнее).

    Она появилась потому, что автор пытался найти ответы на вопросы, которые не решались ни фрейдизмом, ни бихквиоризмом. Теория ученого просто дает представление о мотивах тех или иных поступков, при этом являясь скорее философией, нежели методикой.

    Плюсы и минусы теории Маслоу

    Как видите, пирамида Маслоу – это не просто классификация потребностей. Предполагается, что потребности имеют, к тому же, определенную иерархию: есть базовые нужды, есть более возвышенные.

    Все мы испытываем потребности всех уровней, причем здесь действует следующий закон: базовые уровни желаний считаются доминирующими, и желания более высокого уровня могут «подать голос» и стать мотивами поведения только в том случае, если человек удовлетворит нижлежащие потребности.

    Но важно понимать, что формы, в которых проявляются потребности, могут кардинально различаться у каждого человека в отдельности.

    Именно поэтому потребность в уважении и признании проявляется неодинаково: один хочет стать влиятельным политиком и завоевать любовь своих сограждан, а другой будет счастлив только от того, что его собственные дети испытывают к нему уважение.

    И такой диапазон в рамках одной потребности может просматриваться на любой ступени пирамиды. Нужно понимать свои желания, правильно их интерпретировать и удовлетворять адекватным способом. Иначе вас может постичь разочарование.

    Применение теории Маслоу на практике

    Поиск работы

    Потребности человечества не меняются, меняются лишь способы их удовлетворения. Есть мнение, что теория Абрахама Маслоу нашла применение в управлении персоналом, выстраивая своеобразную систему мотивации.

    Осознание собственных целей – одна из составляющих этапов при поиске работы.

    Что я хочу получить от той или иной должности? Что станет мотивацией? Именно знание и уверенность в своих личных мотивах могут помочь избежать ошибок при выборе профессии и компании.

    Маркетинг

    В маркетинге пирамида потребностей Маслоу также используется довольно часто. К примеру, Шелдрейк Дж.

    В своей книге «Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации» писал, что иерархия Маслоу предполагает понимание того, какие потребности и какого уровня обслуживает организация.

    То есть деятельность той или иной компании зависит от состояния и динамики обслуживаемых рынков потребностей. К примеру, в условиях экономического кризиса потребности потребителей могут легко опуститься на нижние ступени пирамиды.

    Потребности в безопасности и еде – вечны, а потому услуги медицинского характера будут востребованы всегда, тогда как потребность в следовании модным тенденциям в условиях плохой экономической ситуации будет нивелироваться. А потому общим принципом стратегического планирования любой деятельности является необходимость следить за тенденциями рынка потребностей.

    И если одна из потребностей развивается, есть смысл настроиться на ее обслуживание. Но в случае, когда потребность, наоборот, идет на спад, необходимо предпринимать шаги по выходу из этого рынка.

    Причем, Шелдрейк отметил, что пирамида Маслоу работает только на людях, а вот к большим компаниям ее применять не имеет смысла: организации ведут себя довольно сложно и для анализа их работы нужно иное теоретическое оружие.

    Планирование

    Далее, учет пирамиды Маслоу может пригодиться, считают некоторые эксперты, при составлении долгосрочных прогнозов и планов.

    Зная и понимая степень удовлетворенности потребностей разных групп людей, можно составить прогнозы того, какие именно потребности могут стать доминирующими через год или пять лет.

    А потом, на основе этих прогнозов разрабатывать и своевременно выводить на рынок те или иные товары и услуги.

    Теория потребностей К. Альдерфера

    Кроме пирамиды Маслоу существует в мире еще ряд теорий, которые также пытаются описать структуру потребностей человека. Одной из наиболее известной можно назвать теорию потребностей К. Альдерфера, психолога из Йельского университета.

    Ученый не отрицает, что в теории Маслоу есть доля истины, потому как людей, по его мнению, заботят только три вещи – жажда жизни, желание контактировать с другими людьми, потребность в духовном росте и развитии своих талантов.

    К. Альдерфер также считал, что если потребности сегодняшнего дня остаются неудовлетворенными в течение долгого времени, человек склонен внести коррективы в свою систему ценностей.

    Банальный пример: юноша может мечтать о полете на Луну, но в зрелом возрасте он уже не хочет ни полетов, ни Луны, потому что появляются иные, не менее интересные потребности, которые на данном отрезке жизни приходится удовлетворять.

    Эта теория имеет принципиальное отличие от теории Маслоу. И заключается она в том, что человек может двигаться по ступеням иерархии как вверх, так и вниз, если потребности верхнего уровня остаются неудовлетворенными.

    От необходимости существовать можно легко перескочить на необходимость общения. Карьера может уйти под откос, но вас это не будет волновать, потому что вместо стремления к карьерному росту вы захотите создать семью.

    Современная теория потребностей

    Если к вам когда-либо приходило понимание, что дети – это дело всей вашей жизни, значит, вы признаете существование еще одной пирамиды потребностей и еще одной психологической потребности высшего уровня.

    Научная группа психологов пришла к выводу, что забота о детях, их обучение, кормление – все, что может сделать воспитание успешным – может стать спрятанной глубоко в подсознании психологической потребностью, удовлетворение которой можно считать неотъемлемой частью человеческой сути (подробнее).

    Группа психологов из Университета штата Аризона, Университета Британской Колумбии и Миннесотского университета предложили измененный вариант знаменитой пирамиды.

    Исследователи отметили, что несмотря на то, что самореализация – значимый мотив, однако он не может считаться основополагающей потребностью с точки зрения эволюции. Многие из тех действий, что Маслоу перечислял в своей теории, отражают, по мнению психологов, скорее базовые биологические цели, основанные на получении статуса для привлечения партнера и продолжения рода.

    Дуглас Кенрик, один из участников эксперимента, заметил, что среди основных стремлений человечества, наиболее фундаментальным с точки зрения биологии, следует считать те, что нацелены на продолжение рода. Именно поэтому, по его мнению, воспитание ребенка – главный фактор в современной пирамиде потребностей.

    Потребности глазами древнейшего учения

    Каббала, которая говорит о том, что человек – это желание получать, определяет этапы развития желания:

    0 уровень – животные желания – физиологические потребности и желание к сохранению целостности.

    1 уровень – желание к богатству.

    2 уровень – желание к власти, славе, признанию.

    3 уровень – желание к знаниям.

    4 уровень – желание к духовному.

    Однако, такая кабалистическая пирамида потребностей применима скорее к целому человечеству, а не к каждому человеку конкретно.

    Современная психология о потребностях

    Системно-векторная психология (Юрий Бурлан) наиболее полно раскрывает понятие желаний каждого конкретного человека, дифференцируя психическое устройство человека на 8 мер – 8 векторов.

    Каждый из векторов может либо присутствовать у человека, либо отсутствовать, и этот индивидуальный набор векторов, проходя развитие (до пубертата включительно) и реализуясь, определяет индивидуальное психическое устройство.

    Каждый вектор – это набор желаний (обеспеченных свойствами для их достижения), не пересекающихся ни с одним другим вектором.

    И каждый человек, в зависимости от своего векторального работа, обладает и соответствующими желаниями.

    Системно-векторная психология доказывает, что набор желаний каждого человека индивидуален и определяется его набором векторов, а также уровнем их развитости и реализации.

    Системно-векторный подход впервые дает возможность определять потребности людей дифференцированно, в зависимости от их психического устройства.

    Подробнее читайте здесь.

    Источник: http://reachable.ru/com/piramida_maslou/

    Потребности личности (Psyarticles.ru)

    Нить Ариадны в Отношениях [НАвО]

    Как прийти в отношениях к истинной Любви и стабильному чувству счастья?

    Какой важнейший элемент отношений и жизни вы потеряли?

    3 линии Любви, и почему две из них вы постоянно игнорируете

    Это бесплатно->

    Видеолекция «Уныние и депрессия»

    Причины уныния и депрессии; механизм их работы.

    Уныние и депрессия в отношениях.

    Способы преодоления уныния и депрессии.

    Неэффективные способы борьбы с депрессией.

    Что поддерживает уныние и депрессию, мешая получить результат, и многое другое…

    Подробнее->

    «На тренинг Дмитрия Науменко «Путь Женственности» попала случайно…»

    Мягко и доходчиво Дмитрий доносит информацию о том, насколько женщины и мужчины разные, как по-разному они воспринимают этот мир и действуют в нем.

    И что нужно для того, чтобы их тандем не только состоялся, но и продлился на всю жизнь.

    Дальше->

    Запись онлайн-семинара «39 ответов на горячие вопросы об отношениях»

    Ответы на самые актуальные вопросы об отношениях, беспокоящие женщин.

    Четкие практические рекомендации.

    Ценные бонусы + Скайп-консультация в подарок.

    Подробнее->

    «Выстроилась какая-то общая картина о значении женственности, каких-то очевидных правилах поведения, о которых я не знала или не задумывалась…»

    Появились наметки на изменения образа жизни, появились более женственные интересы, увлечения, улучшилось самочувствие.

    И, конечно, мужчины тоже обратили внимание на то, что я изменилась в лучшую сторону в своем поведении.

    Дальше->

    Видеокурс «Как стать слабой: Как стать женщиной, о которой мужчина мечтает заботиться?»

    Курс для тех, кто хочет получать в отношениях больше внимания со стороны мужчины.

    Вы раскроете в себе те черты, на которые мужчина неизменно реагирует повышением заботы, внимания и любви к вам.

    Подробнее->

    «Появилась четкая картинка почему раньше в отношениях у меня были проблемы и ничего серьезного не получалось…»

    Тренинг показался мне очень интересным и познавательным, я не слишком позитивно относилась к разного рода психологическим тренингам, т.к. был негативный опыт, но решила дать еще один шанс и не прогадала.

    Было не скучно, что очень важно, очень понравились задания.

    Дальше->

    100-дневная системная программа личностного роста для женщин

    Любовь, поиск себя, отношения, раскрытие женской природы, самореализация, смысл жизни

    Подробнее->

    «До тренинга у меня не было знакомств с мужчинами даже по работе, хотя я работаю с людьми. На сегодняшний день у меня три поклонника…»

    Главное для меня было с точки зрения мужчины-психолога понять, как себя вести и в чем мои ошибки. Ведь все мы разные.

    Надо найти себя такую, какой комфортно. Тогда и люди будут притягиваться одной волны.

    Дальше->

    Скайп-консультации

    Я ценю ваше время.

    Одна-две встречи в Скайпе — и вы уже на верном пути.

    Без лишних разговоров и переливаний из пустого в порожнее.

    Вы уже готовы услышать правду и выйти из зоны комфорта?

    Тогда жду вас здесь->

    «Поняла, как добиться того, чтобы мужчины относились к вам как к женщине, а не как к другу…»

    Прежде всего хочу сказать спасибо за эту замечательную возможность, побывать на тренинге.

    Иногда, мы просто не задумываемся, как то или иное событие или случай в жизни могут ее изменить.

    Читайте также:  Видеть ситуацию глазами другого - психология

    Дальше->

    *Наведите курсор мыши для приостановки прокрутки.

    Потребности личности

    Как отмечает Е. П. Ильин, проблема потребностей в качестве самостоятельной научной проблемы стала обсуждаться в психологии сравнительно недавно, в первой четверти XX века. До этого потребности рассматривались среди различных эмоциональных проявлений, а иногда и как инстинкты (например, инстинкты смерти и жизни у Фрейда).

    Понятие потребности

    Общепризнано, что потребности – это движущая сила человеческой деятельности, поведения. В то же время существует большой разброс в понимании сущности потребностей – от биологической трактовки до социально-экономической. Рассмотрим наиболее распространенные среди них.

    Потребность как нужда – это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объективных условиях, предметах, объектах, без которых невозможно развитие и существование живых организмов (С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе, А. Пьерон, В. И. Ковалев, В. А. Ядов, Л. И. Божович).

    Однако потребностное состояние у человека возможно и при избытке чего-либо, в связи с чем появляется потребность избавиться от этого избытка. Близким к этому стоит понимание потребности как отражение нужды в сознании человека.

    Потребность как зависимость – это состояние организма, выражающее его зависимость от конкретных условий существования (В. А. Василенко, Б. И. Додонов). Однако зависимость показывает лишь, какие отношения существуют между организмом и внешней средой, но не отражает сущности потребностей.

    Следует отметить, что приведенные выше два определения потребностей являются наиболее распространенными. Однако, наряду с ними, имеются и другие взгляды.

    Потребность как отношение. В этом случае потребность понимается как отношение между субъектом и миром (Д. А. Леонтьев). Это скорее философский подход к пониманию потребностей, чем психологический. Но при этом исчезает собственно психологическое содержание потребностей.

    Потребность как отсутствие блага. Состояние отсутствия блага – это и есть потребность (В. С. Магун). Предметом потребности при этом является отсутствующее благо. Если в предыдущем определении психологический подход заменялся философским, то в этом случае – социально-экономическим.

    Потребность как отклонение от уровня адаптации. Потребность определяется как отклонение некоторой реальности, внутренней или внешней, от сложившихся ожиданий относительно этой реальности (Д. К. Мак-Клелланд).

    Человек, например, привык к определенному общению или получает удовольствие от данного вида еды, или определенной обстановки. Отклонение от этого привычного для человека уровня вызывает у него потребность в восстановлении ожидаемого состояния.

    Другие примеры: привычная обстановка вызывает скуку, которая переживается как потребность в новизне. Достигнутый результат перестает удовлетворять человека, что активизирует потребность в достижении.

    Потребность как состояние (И. А, Джидарьян, В. Н. Мясищев, К. Обуховский). Действительно, переживание нужды свидетельствует об изменениях в состоянии организма и личности. Другое дело, является ли это состояние единственным выражением потребности.

    Само по себе потребностное состояние лишь сигнализирует о том, что удовлетворение потребности натолкнулось на трудности. Поэтому потребностное состояние заставляет человека лишь искать причину страдания.

    Потребность как динамическое состояние (К. Левин). Курт Левин понимал под потребностью динамическое состояние (активность), которое возникает у человека при осуществлении какого-либо намерения, действия. Очевидно, что всякая потребность стремится к удовлетворению.

    Процесс удовлетворения состоит в разрядке динамического напряжения. Таким образом, потребность, это некая напряженная система (намерение), которая возникает в определенной ситуации, обеспечивает деятельность человека и стремится к разрядке (удовлетворению).

    Отсюда вытекает, что динамическое состояние, напряжение является решающим фактором, детерминирующим поведение человека.

    Анализ приведенных определений потребностей показывает, что все они содержат в себе факты, которые необходимо учитывать для понимания сути потребностей.

    Во-первых, становится очевидным необходимость разделения потребностей на потребности организма и потребности личности.

    При этом потребности организма (нужды) можно разделить на не осознаваемые (не ощущаемые) и осознаваемые (ощущаемые).

    Потребности личности всегда осознаваемы либо на уровне ощущений (биологические потребности), либо на уровне понимания (социальные потребности).

    Во-вторых, очевидно и то, что потребность тесно связана с нуждой. Однако нужда организма в чем-то отражает его объективное состояние, а потребность личности связана с осознанием нужды, т. е. имеет субъективную сторону.

    В-третьих, понятно, что из потребности личности невозможно исключить потребностное состояние, отражаемое в сознании субъекта и сигнализирующее о необходимости удовлетворения возникшего желания.

    Наконец, в-четвертых, само возникновение потребности является механизмом, запускающим активность человека на достижение цели, способную удовлетворить его потребность.

    Учет перечисленных фактов позволяет Е. П. Ильину определить потребность личности как «переживаемое человеком состояние внутреннего напряжения, возникающее вследствие отражения в сознании нужды и побуждающее психическую активность, связанную с целеполаганием».

    Этапы формирования и функции потребностей

    Процесс осознания потребности предполагает его стадиальный характер. Это хорошо было показано на примере развития у мужчин полового влечения (В. М. и И. В. Ривиных).

    1-я стадия – латентная или стадия формирования потребности, в течение которой происходит специфическая настройка чувствительности к внешним раздражителям.

    2-я стадия – неосознаваемая модальность нужды (мотивации). Для нее характерно возникновение у субъекта ощущения какого-то нового для себя состояния. Психологически это переживается как усиливающееся чувство тревоги. Энергия мотивации пока неспецифична, что может мотивировать любое иное поведение.

    3-я стадия – стадия осознания потребности. Она характеризуется появлением сексуального влечения. Отчеты испытуемых свидетельствовали о появлении приятных ощущений, мыслей, мечтаний и планов сексуального характера.

    Функции потребностей

    Выделяют две основные функции потребностей личности: сигнальную и побуждающую.

    Первая состоит в том, что возникновение потребности сигнализирует человеку о появлении дефицита, изменении состояния (физического или психического), нужности чего-то. Именно измененное состояние, осознаваемое либо неосознаваемое человеком является сигналом, запускающий деятельность.

    Вторая функция состоит в побуждении активности, деятельности для удовлетворения потребности, с целью устранения или усиления потребностного состояния. Потребность выступает как источник активности, побудитель деятельности, поведения человека.

    Классификация и виды потребностей

    Как в отечественной, так и в зарубежной психологии личности существует множество классификаций потребностей.

    Предыдущий анализ сущности потребности, выявивший неоднозначность подходов, объясняет и множество классификаций потребностей. Некоторые авторы, например, Мюррей насчитал более 140 потребностей человека.

    Тем не менее, и в отечественной и в западной психологии сложились определенные традиции в классификации потребностей.

    Можно выделить две классификации потребностей. В первой из них все потребности разделяются на биологические (материальные), социальные и идеальные (духовные).

    Реализация биологических потребностей обеспечивает индивидуальное и видовое существование человека. Это потребности в пище, одежде, сне, жилище, безопасности, сексуальные потребности, потребность экономии сил.

    Социальные потребности отражают потребности человека принадлежать к какой-либо группе, в признании, доминировании, лидерстве, самоутверждении, внимании и привязанности окружающих, в уважении и любви, дисциплинированности, независимости-зависимости.

    Идеальные потребности – это потребности познания окружающего мира, смысла своего существования, самоуважении и самореализации, собственно познавательные потребности, эстетические потребности.

    Другая классификация делит все виды потребностей на два больших класса: потребности сохранения (нужды) и развития (роста). Первый класс включает в себя:

    физиологические (голод, жажда, сон, активность, секс) (по А. Маслоу), потребность в безопасности (по А. Маслоу) и сохранении (по К. Обуховскому), изобилия (полнота удовлетворения биологических потребностей) (по Р. Акоффу), биологические (по П. В. Симонову),

    материальные (по Ф. М. Достоевскому).

    Второй класс потребностей это: потребности в уважении и любви, самоуважении, самоактуализации (по А. Маслоу), познавательные, в том числе и познания смысла жизни, потребности в эмоциональном контакте, (по К. Обуховскому),

    социальные и идеальные потребности (по П. В. Симонову).

    Таким образом, видно, что почти одни и те же потребности перетасовываются между собой в зависимости от способа их классификации. Приведенные классификации позволяют выделить наиболее значимые с точки зрения практического поведения личности потребности.

    Потребность в достижении (успехе). Она выражает стремление человека к улучшению результатов деятельности. Потребность в достижении наиболее тесно связана с успешностью в деятельности. Как правило, эта потребность наиболее полно удовлетворяется среди лиц с высоким уровнем мастерства. У женщин данная потребность выражена сильнее, чем у мужчин.

    У людей со слабой потребностью в достижениях слабо выражена внутренняя мотивация деятельности. При этом они больше побуждаются защитной мотивацией (мотивация избегания неудачи: не получить плохую оценку, не быть отчисленным или уволенным и т. п.). Потребность в достижении прямо и положительно коррелирует с активностью в научной работе.

    Потребность в аффилиации (межличностном общении). Данная потребность предусматривает высокий уровень эмпатии. Следует отличать эту потребность от потребности в покровительстве, помощи, признании со стороны других. Все это – разные стороны потребности в аффилиации.

    Экспериментальное изучении данной потребности выявило следующие факты. При среднем уровне потребности в аффилиации у студентов наблюдается положительное ее влияние на успеваемость. Сильный уровень – отрицательно связана с успешностью. У женщин этот вид потребности выражен сильнее, чем у мужчин.

    Кроме того потребность в аффилиации значимо влияет на степень удовлетворенности студентов учением. Причем у мужчин это влияние сильнее, чем у женщин. В то же время потребность в аффилиации практически не оказывает влияния на облегчение учебной деятельности. Более того, у лиц с высоким уровнем этой потребности несколько возрастают трудности учения.

    С возрастом потребность в аффилиации уменьшается. Установлено, что она положительно коррелирует с тревожностью.

    Потребность в доминировании – возникает и удовлетворяется в процессе общения. Наряду с этой потребностью говорят о потребности в самоутверждении, в лидерстве, в независимости, ответственности. По мнению Ю. М. Орлова – все это различные потребности, весомая компонента в которых принадлежит потребности в доминировании.

    Данные экспериментального изучения этой потребности выявили ее противоречивое влияние на успеваемость. Например, стремление к доминированию, вне связи с другими потребностями, снижает учебную успешность студентов.

    Чем сильнее потребность в доминировании, тем меньше вероятность сдать сессию на отлично. Вместе с тем вероятность сдать сессию не ниже, чем на хорошо, уже не зависит от степени развития потребности доминирования.

    Положительная связь этой потребности с потребностью в достижении оказывает положительное влияние учебную успешность. Студенты с высоким уровнем потребности в доминировании испытывают меньше трудностей в учении.

    По-видимому, этот вид потребности повышает общий уровень мотивации, способствуя тем самым облегчению учебной деятельности. У женщин влияние доминирования на облегчение учения выражено сильнее.

    При этом эффект облегчения возрастает с ростом успеваемости.

    Потребность в познании. Интересно, что познавательная потребность, во всяком случае у студентов медвузов, обладает меньшей стимулирующей способностью, чем потребность в достижении.

    Показано, что вероятность учиться на отлично под влиянием познавательной потребности повышается в 1,5 раза, а под влиянием потребности в достижении в 2 раза! Интересно и то, что у студентов со средним уровнем познавательной потребности наблюдается наибольшая удовлетворенность учением.

    Студенты с высоким уровнем этой же потребности удовлетворены учением меньше. Зато познавательная потребность оказывает существенное влияние на облегчение учения: чем выше потребность, тем легче учиться.

    Проведенные исследования показывают, что одна и та же потребность может повышать один показатель эффективности и снижать другой. Кроме того, видно, что направление и интенсивность влияния различных потребностей на один и тот же показатель деятельности различны. Все это свидетельствует о многозначных взаимоотношениях между потребностями и стимулируемыми ими деятельностями.

    Источник: http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=380

    Ссылка на основную публикацию