Психогенетика — психология

Психогенетика

Психогенетика - психология

Психогенетика — это наука, изучающая роль наследственности и среды в формировании психических и психофизиологических свойств человека.

Психогенетика находится на стыке биологии и психологии, и в последнее время наблюдается значительный рост интереса к ней. Курс «Психогенетика» входит в Государственный образовательный стандарт для психологических специальностей.

Предлагаемое учебное пособие ставит целью ознакомление с основами психогенетики в максимально доступной и сжатой форме.

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии.

Оглавление

Предисловие

В данной главе будут в краткой форме изложены основы генетики, без которых невозможно говорить о закономерностях наследования признаков человека вообще и свойств психики в частности. Генетика — это наука о наследственности и изменчивости организмов, поэтому для начала важно определить эти понятия.

Наследственная изменчивость — это форма изменчивости, вызванная изменениями генотипа, которые могут быть связаны с мутационной либо комбинативной изменчивостью.

Мутационная изменчивость

Гены время от времени подвергаются изменениям, которые получили название мутаций. Эти изменения имеют случайный характер и появляются спонтанно. Причины возникновения мутаций могут быть самыми разнообразными.

Имеется целый ряд факторов, воздействие которых повышает вероятность возникновения мутаций. Это может быть воздействие определенных химических веществ, радиации, температуры и т. д.

С помощью этих средств можно вызывать мутации, однако случайный характер их возникновения сохраняется и предсказать появление той или иной мутации невозможно.

► Модификационная изменчивость — форма изменчивости, не связанная с изменениями генотипа и вызванная влиянием среды на развивающийся организм.

Наличие модификационной изменчивости очень важно для понимания сущности наследования. Наследуются не признаки.

Можно взять организмы с абсолютно одинаковым генотипом, например вырастить черенки от одного и того же растения, но поместить их при этом в разные условия (освещенность, влажность, минеральное питание) и получить достаточно сильно отличающиеся растения с разными признаками (рост, урожайность, форма листьев и т. п.). Для описания реально сформировавшихся признаков организма используют понятие фенотип.

Страницы статьи: 1 2 3 4 5 6 7 8

Популяционная генетика занимается генетической структурой популяций.

Понятие «популяция» относится к совокупности свободно скрещивающихся особей одного вида, длительно существующей на определенной территории (части ареала), и относительно обособленной от других совокупностей того же вида.

Важнейший признак популяции — это относительно свободное скрещивание. Если возникают какие-то изоляционные барьеры, препятствующие свободному скрещиванию, то возникают новые популяции.

Как уже указывалось во введении, психогенетика — это наука, изучающая роль наследственности и среды в формировании психических и психофизиологических свойств человека. В большинстве зарубежных публикаций предпочитают говорить о генетике поведения человека (behavioral genetics).

Суть от этого меняется мало — целью исследования в любом случае является попытка выяснить, каким образом генетические и средовые факторы участвуют в формировании фенотипа. Различия могут быть связаны с тем, какие фенотипические признаки включаются в анализ. В учебнике под редакцией И. В.

Равич-Щербо (1999) приводятся доводы в пользу того, что термин «генетика поведения» не совсем адекватен, поскольку единица анализа поведения — поступок, который нельзя считать признаком в генетическом понимании этого слова, а свойства психики, изучаемые психогенетикой (коэффициент интеллекта, темперамент), не являются поведением.

Цель психогенетики — определить роль факторов наследственности и среды в формировании индивидуальных различий по психологическим и психофизиологическим признакам.

Иными словами, мы должны оценить изменчивость признака в фенотипе для данной популяции и попытаться дать ответ на вопрос об относительном вкладе в эту изменчивость генетических и средовых факторов.

Каким образом оценивается изменчивость?

Страницы статьи: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Генетические исследования на человеке имеют целый ряд вполне понятных ограничений. В связи с этим представляют интерес исследования генетических основ поведения у животных.

Здесь можно применять методы селекции, получение инбредных линий, современные методы генной инженерии, избирательного выключения определенных генов, вызывать мутации и т.д.

Инбредные линии, получаемые при длительном близкородственном скрещивании (не менее 20 поколений), представляют собой идентичных по генотипу животных, поэтому все отличия, которые можно наблюдать среди животных одной линии, связаны с воздействием среды.

Страницы статьи: 1 2 3 4 5 6 7 8

Психогенетический анализ осложняется одним обстоятельством, которое можно назвать отсутствием простых признаков.

Свойства психики, которые изучаются и описываются психологами, как правило, представляют собой сложнейшие явления, возникающие в результате работы мозга, которые очень трудно разложить на составляющие компоненты.

В связи с этим много важных сведений можно получить при анализе нарушений психики, где признак относительно легче квалифицировать. Изучение наследственно обусловленных заболеваний позволяет определить факторы наследственности и среды, влияющие на появление тех или иных особенностей поведения.

Если учесть, что для большого числа психических расстройств имеется постепенный переход от нормы к явной патологии, то исследование факторов, влияющих на выраженность тех или иных особенностей психики, в этих условиях может дать очень много.

Страницы статьи: 1 2 3 4 5 6

Современная классификация включает довольно большой список психических болезней, связанных с нарушениями настроения. Наиболее значимые среди них — биполярная и униполярная депрессии.

Более мягкие формы — дистимия и циклотимия — в определенных границах могут рассматриваться как особенности темперамента, создающие основу для развития основных форм депрессии.

В любом случае очевидно, что существует непрерывный ряд состояний, от нормально встречающихся колебаний настроения до патологических форм нарушения его регуляции.

Страницы статьи: 1 2 3 4 5

Изучение психогенетики преступности представляет собой достаточно трудную задачу. Во-первых, само явление чрезвычайно сложно и многообразно.

Возникает вопрос: какие формы преступности учитывать, все подряд или по отдельным категориям? Очевидны колоссальные различия между, скажем, экономическим преступлением и убийством по неосторожности или преступлениями, совершенными в состоянии аффекта. Во-вторых, возникают проблемы и со сбором информации.

Если в случае болезни пациенты сами ищут врачей и ведется тщательный учет медицинских данных, то в отношении преступности картина прямо противоположная — достаточно большое количество преступлений остается нераскрытыми. «Прирожденный» преступник может иметь такие способности, которые позволят ему избегать наказания.

В душе нет ничего, что не проникаю бы
туда через органы чувств.

Аристотель

В главе 4 уже рассматривался вопрос о воздействии окружающей среды на правильное формирование сенсорных систем.

Напомним, что при развитии нервной системы имеются критические периоды, когда принципиально важную роль играют сенсорные воздействия из окружающего мира, без которых невозможно правильное формирование нервных механизмов восприятия.

Генетические программы развития реализуются таким образом, что в них предусмотрен учет воздействий из окружающей среды. В данной главе будет продолжено рассмотрение роли генетических и средовых факторов в формировании мира ощущений человека.

Страницы статьи: 1 2 3 4 5 6

Перед учеными стоит крайне интересная проблема: найти связь между поведением человека, его психологическими особенностями и специфическими функциональными характеристиками мозга.

Например, предстоит определить, от каких особенностей организации нервной системы зависит способность решать определенные категории когнитивных тестов.

Решение этой задачи позволит осуществлять — возможно, в не таком уж далеком будущем — более детальный анализ наследования психологических свойств.

Коэффициент интеллекта (IQ) представляет собой наиболее интенсивно изучавшийся в психогенетических исследованиях психологический показатель.

Различия в умственных способностях человека очевидны, они могут быть очень значительными, но насколько точно они отражаются в психометрических показателях? Использование тестов, иногда чрезмерное, приводит к достаточно серьезным противоречиям, поскольку до сих пор неизвестно, что имеет отношение к интеллекту человека, а что нет.

Изобретатели и гении почти всегда при начале своего поприща (а очень часто и в конце) считались в обществе не более как дураками, — это уж самое рутинное замечание, слишком всем известное.

Ф. М. Достоевский. Идиот

Одним из основоположников психогенетики считается английский ученый Ф. Гальтон. Его книга «Наследственный гений» была посвящена проблеме влияния наследственных задатков на возникновение талантливых людей и гениев.

Страницы статьи: 1 2 3 4 5 6

Источник: https://pro-psixology.ru/psixogenetika

Психогенетика — Частный психолог Галина Педич

Психогенетика - Частный психолог Галина Педич

                     Психогенетика.

Психогенетика (греч. psyche — душа и греч. genesis — происхождение) – это наука, которая возникла на стыке психологии (если быть точнее, дифференциальной психологии) и генетики, это наука о наследственности и изменениях психических и психофизиологических свойств.

В большинстве зарубежных стран психогинетику заменяют понятием генетика поведения. Суть от всего этого меняется незначительно, и в первом и во втором случае целью исследования является, способ выяснить как  участвуют генетические и средовые факторы  в формировании фенотипа.

Но все-таки в современной литературе считают, что термин генетика поведения подходит больше животным, нежели человеку.

Психогенетика изучает психические и психофизиологические свойства индивида, которые достаточно точно оценены и изучены. Зачастую предметом исследования психогенетики становится наследуемость и изменчивость, и это могут быть:

— различные психические заболевания;

— девиантные формы поведения;

— типы темперамента;

— типы мозговых ритмов.

Если сказать обобщенно, то предметом психогенетики является наследственность и среда которые взаимодействуют в формировании межиндивидуальных вариантах психологических свойств человека (когнитивные и двигательные функции, темперамент).

В последние несколько лет достаточно активно развиваются, различные отрасли психогенетики, такие как, например, генетическая психофизиология, – которая исследует наследственные и средовые детерминанты активности головного мозга, генетика индивидуального развития, а также еще геномика поведения – которая изучает влияние генетических эффектов на поведение человека.

Как у всех наук у психогенетике также есть методы и основными из них являются: популяционный, генеалогический, метод приемных детей и метод близнецов.

Метод близнецов считают самым информационным методом. В основе данного метода лежит то что однояйцовые близнецы имеют общий идентичный генотип, а двуяйцовые – неидентичный.

Генетический метод – это исследование различных сходств между родственниками в разных поколениях. Этот метод в основном применяют в медицинской генетике и антропологии.

Популяционный метод изучает распространение определенных отдельных генов или хромосомных аномалий в человеческом организме. Данный метод достаточно информативен во время изучения разных форм патологий в наследстве.

Метод приемных детей —  это, когда происходит сопоставление сходств по каким- либо различным психологическим признакам между ребенком и его биологическими родителями, с одной стороны, а с другой стороны между ребенком и воспитавшими его усыновителями.

Психогенетические исследования в отличие от психотерапии дает достаточно достоверные результаты, и в свою очередь не привязывает пациента к врачу. Основным понятием психогенетики считают, то что наш мозг —  это суперкомпьютер, который запрограммирован наследственностью и нашим индивидуальным сознанием.

Источник: http://psiholog-galina.ru/poleznie-stati/psichogenetika

Что такое психогенетика?

Если у вас есть в жизни всё, кроме удовлетворения; если вы попробовали множество методов: тренинги, религию, психологию, консультации, а нужного результата не достигли; если с  вами происходят одни и те же унизительные ситуации, и вы не знаете как это изменить; если ваше прошлое продолжает преследовать вас, и вы не можете жить счастливой жизнью, то тогда психогенетика для вас.

Каждое событие и переживание в жизни человека подводит его к тому, чтобы он с успехом разрешил свои проблемы. И это можно сделать с помощью психогенетики (об этом здесь).

Психогенетика — наука о поведении человека.

Наука, объединившая в себе самое передовое и уникальное знание о поведении человека, которое наследуется с генокодом от предков. Автор и создатель науки психогенетика Ч. К. Тойч, американский учёный.

Он помог многим людям с мировой известностью в том, что они преодолели свой неуспешный генокод и достигли успеха.

Среди его клиентов Рональд Рейган, Джордж Буш, Стивен Спилберг, Энтони Перкинс, Элизабет Тейлор и др.

Поведение человека обусловлено тем, что он получает в наследство от своих предков вместе с генокодом. Да, человек наследует от своих предков не только внешность, предрасположенность к болезням, но и определённые модели поведения, мышления и интерпритации происходящего в жизни, и даже те или иные желания.

Читайте также:  Вежливые переводы на практикум - психология

Почему хорошие, добрые люди бедствуют и страдают, их как-будто преследует «злой рок», а отъявленные подлецы процветают? Почему талантливые люди не могут иметь достойный заработок и влачат жалкое существование, а бездари живут припеваючи? Почему одним везёт, а другим — нет? В чём причина? Есть ли в этом какая то закономерность?

—  Да, точные ответы на эти вопросы даёт психогенетика (об этом здесь).

Это область знаний, в которой к человеческому поведению применяются законы физики. Психогенетика изучает взаимодействие окружающей среды (социума) и наследственности, ролевые модели и главенствующие законы, по которым живёт та или иная семья, тот или иной человек.

После точного определения неконструктивных законов и моделей поведения, их можно изменить.

Конечно же речь идёт прежде всего о том, чтобы изменить то, что мешает человеку быть счастливым и успешным, любимым и свободным, то, что мешает ему достигать целей, то что заставляет его страдать (об этом здесь):

  • ощущение собственной неправоты;
  • ощущение собственного ничтожества;
  • сожаление и неудовлетворённость;
  • дефицит и ограничение;
  • потери и критика;
  • супружеская неверность;
  • страх начать;
  • злоупотребления: алкоголизм и наркомания;
  • позиция жертвы и многое другое.

Должна вас предупредить о том, что если вы начнёте применять психогенетику в своей жизни, то вам придётся расстаться с такими отговорками, как «случайность», «карма», «Божий промысел», «везение». Вам придётся расстаться с такими ощущениями, как месть, злость, зависть, вина, обида, раздражение, конфликты (об этом здесь).

Вы превратитесь в удовлетворённого, радостного и успешного человека, который будет заражать всех, с кем приходит в соприкосновение своим позитивом и счастьем.

А тот огромный позитивный багаж, который вы тоже унаследовали с генокодом от предков, начнёт способствовать вашей самореализации и процветанию.

Всех люблю. Марина Зырянова.

УГОЛ ЗРЕНИЯ МЕНЯЕТ ВСЁ!

P.S. Если вам понравилось, поставьте лайк и расскажите своим друзьям, может быть они это ищут.

Источник: https://psihogenetika.com/chto-takoe-psihogenetika/

Психогенетика — определить проблемы генеалогически

Психогенетика — определить проблемы генеалогически

Продолжаем раздел «Магия» и подраздел «Непознанное» статьёй Психогенетика — определить проблемы генеалогически. Несколько ранее мы уже затрагивали подобного рода теорию — в статье «Фоносемантика: определить смысл по звучанию». Расширим наши познания и в этой области. 

Психогенетика — определить проблемы генеалогически люди пытались с древности. Изначально интересный основополагающий вопрос звучал так: что определяет способности человека — воспитание или наследственность? И постепенно развился в целую науку, соединившую генетику, психологию и генеалогию: 

Недоказанное предположение психогенетики о том, что способности человека в большей степени определяются наследственностью, в начале 20 века породило такое интересное явление, как евгенику.

Евгеника (от греч. ευγενες — «хорошего рода», «породистый») — учение о селекции применительно к человеку, а также о путях улучшения его наследственных свойств.

Евгеника легла в основу рассовых чисток в нацистской Германии. 

На сегодня учёные всё ещё не ответили на вопрос, что же определяет способности — воспитание или наследственность. Так что практической пользы пока что психогенетика в её научном виде не несёт. 

Однако сегодня речь не про науку психогенетику как таковую. А про психогенетику на а постсоветском пространстве, где…

 На постсоветском пространстве психогенетика почти что превратилась в магию. Психогенетика в постсоветском пространстве называется «родология». Сам термин «родология» выдаёт бездарных сочинителей, соединивших в одно слово русский и греческий корни (если следовать этой модели, то психология, например, называлась бы душелогией, а зоология — скотологией

Источник: http://interesko.info/psixogenetika-opredelit-problemy-genealogicheski/

Психогенетика: тайный шифр поколений

Генетический код – это не просто набор физических признаков, обуславливающих цвет глаз и форму черепа. От предков к потомкам передаются не только музыкальная одаренность или умение быстро бегать, но и богатство или бедность, счастье в любви… Всем этим занимается особая наука — психогенетика.
Она – целитель, пастор и ясновидящая.

Он – доктор физики, который систематизировал и перевел в точные научные термины ее откровения. Основатели психогенетики (или генофизики) Джоэл и Чампион Тойч в середине прошлого века доказали, что человеческая жизнь и поведение подчиняются не менее строгим законам, чем круговорот воды или сила земного притяжения.

Но в отличие от законов природы, генетически заложенные правила можно изменить с помощью самого совершенного инструмента – мысли.Физики и нейробиологи давно пришли к выводу, что мысль материальна и состоит из мельчайших электромагнитных частиц.

Супруги Тойч доказали, что она может воздействовать на ДНК, изменяя его, а вместе с тем переписывая заново жизненный сценарий. Это открытие принесло Тойчам всеамериканскую славу «инструкторов успеха». Их клиентами были Элизабет Тэйлор и Билл Клинтон, Арнольд Шварценеггер (ты все еще недоумеваешь, как Терминатор стал губернатором?) и Стивен Спилберг.

ЖЕРТВА КОДА

Поведение и успешность человека на 70% зависят не от воспитания или условий жизни, а от записанного в ДНК генетического материала. Сильнее всего на нас действуют не наши собственные желания, а чаяния и страхи предков, особенно отстоящих на 3-4 поколения.

Большую часть своих поступков, причем самых нелепых и даже откровенно вредных, мы совершаем как бы в генетическом трансе.

Нами руководит BID – Базовое Внутреннее Желание, часто негативно окрашенное: быть бедным (если в прошлом был опыт, когда деньги принесли несчастье), жить в одиночестве (если человек чувствовал себя несвободным из-за огромной шумной семьи), болеть (чтобы не работать и быть окруженным заботой). BID предка может породить в потомке зеркальное Внутреннее Желание – например, стать самым богатым. Именно так произошло с Джоном Рокфеллером, сыном и внуком бедных переселенцев, который стал первым миллиардером Америки.

Еще сильнее Семейные законы – закономерности и эмоциональные процессы, характерные именно для этого рода – проявляются в сфере личных отношений. Каждый из нас бессознательно выбирает себе такую пару, которая лучше всего будет соответствовать его BID, и хорошо, если это Внутреннее Желание – иметь счастливую семью.

Часто же мы выбираем партнера, который будет удовлетворять нашу тягу к потере, неудовлетворенности – разумеется, не по своей воле, а потому, что это стало нормой для многих поколений женщин в роду.

И даже анорексия дочерей, приводящая в отчаяние родителей, может быть расплатой за то, что в сложные времена их пра-прадедушка отнимал еду у нуждающихся (например, служил в налоговых органах).Если бы записывающаяся на ДНК информация оставалась неизменной, многие были бы обречены стать жертвами действий своих предков.

Но основная информация, хранящаяся у истоков любого живого существа, – информация Победителя. Ведь каждый из нас родился от сильной клетки, победившей в самом важном забеге сотни миллионов конкурентов. Освободить эту первоэнергию от более поздних моделей неудачи и страха – основная задача психогенетики.

ВЕК ПЕРСОНАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ

То, что человек на две трети зависит от своего генетического кода, еще не повод снять с себя всякую ответственность за происходящее. По теории Тойчей, мы приходим в этот мир в первую очередь для того, чтобы исправить ошибки своих предков. Этот процесс Джоэл Тойч называла Персональной Эволюцией.

По ее мнению, коллективная или бессознательная эволюция продолжалась миллионы лет, пока не была достигнута поставленная цель – зарождение и развитие сознания. Именно поэтому человек не породил новый вид. Но зато каждый из нас получил право – и обязанность – на личное духовное развитие. Мы не можем оставаться на месте. Каждый поступок и даже его отсутствие – это ступенька вверх или вниз.

У животных нет права выбора, поэтому они не несут ответственности за свои поступки. Они просто подчиняются инстинктам. Человек же несет ответственность за каждое свое действие. Даже когда ты официально отказываешься выбирать – это твой выбор: пожертвовать своим правом выбора.

Как показывает практика, большинство людей предпочитают переложить ответственность на общественное мнение, обстоятельства, родителей, государство. Но все это – не более чем самообман, никогда до конца не удающаяся попытка забыть, что за все события в своей жизни ответственна только ты.

Если ты страдаешь от неразделенной любви, постоянно находишься в депрессии или никак не выберешься из финансовой ямы – это твой свободный выбор или, скорее, мощно действующее BID твоих предков, которому ты соглашаешься подчиниться.

Потому что, как сформулировали еще средневековые схоласты: «Никто не может заключить сделку с Дьяволом, не дав на то своего доброго согласия».

Одно из важнейших условий успешной эволюции – освобождение от энергетических ловушек прошлого. Мы и сами не замечаем, сколько сил вкладываем в то, чего уже нет.

Упорно мечтая возродить уже закончившиеся отношения, регулярно ностальгируя о том, как здорово было в институте или на прошлой работе, или изо всех сил отказываясь забыть и простить какой-то неблаговидный поступок, мы тратим ту энергию, которая могла бы пойти на создание нового успешного будущего. А потом сетуем, почему годами у нас ничего не меняется – разве что в худшую сторону. Поменять собственный хронологический вектор из прошлого в будущее – задача не самая простая, но посильная. Чаще думай о том, что ты будешь делать через месяц, год или пять лет. Представляй свое будущее детально и в неизменно позитивных тонах. Именно таким оно и станет.

ПУТЬ К IDEALу

Нельзя изменить жизнь к лучшему, не изменив своего сознания. Но зато расширенное сознание открывает перед каждым безграничные возможности. Конечно, решить: «Все, с завтрашнего дня думаю по-другому!» – по меньшей мере наивно.

Ведь твой сегодняшний образ мыслей – результат работы нескольких поколений. И все же супруги Тойч разработали программу, которая позволит каждому самостоятельно продвигаться вперед.

Она называется IDEAL-метод и расшифровывается как Индивидуализированный – Направляющий – Объясняющийся программой действий – Записанный в определенной форме.

Вот его основные принципы:

· Считай себя успешной. Читай об успешных людях, ассоциируй себя с ними. Вспоминай о пусть единственном, но точном попадании в цель, а не о промахах. Неудача – часть успеха. Для того, чтобы научиться ходить, нужно упасть (и не раз). Без падений не будет побед. Ты успешна всегда.

· Принимай решения. Нерешительность заложена с детства в каждом. Получив шлепок за то, что вчера вызывало улыбку, мы теряем уверенность и начинаем бояться последствий своих действий.

Как только ты осознаешь, что твоя нерешительность возглавить проект относится к страху пролить краски или поздно придти из школы, ты преодолеваешь детский паттерн нерешительности. Теперь двигайся дальше. Взвесив «за» и «против», прими осознанное решение и не отступай от него. Потренируйся на второстепенных случаях.

Твердо реши, что делать завтра или как одеться на вечеринку, и выполни это. Постепенно увеличивай важность решений, дисциплинируй мозг, заставляй его концентрироваться на том, что для тебя важно!

· Умей видеть возможность. Психогенетика учит, что возможности каждого человека безграничны, и твой разум это знает. Но всемогущество человека ограничено навязанными ему аксиомами: «это невозможно».

Чем больше ты веришь, что что-то невозможно, тем слабее становишься. Твоя задача – предоставить убедительный аргумент, для чего ты должна достичь какой-либо цели.

Ты не можешь заработать миллион долларов в год? Но пять, десять тысяч можешь? Постепенно поднимай планку, не забывай повторять «Я могу!» – и ты действительно сможешь все!

· Рассматривай все как добро. Не из абстрактного человеколюбия, а из вполне эгоистических побуждений. Подсознание не знает разделения на личности. Когда ты говоришь (пусть заслуженно) про коллегу «Дура!», мозг переводит эти слова в «я – дура», и это убеждение может ударить по тебе в самый неподходящий момент.

· Обязательно доводи начатое до конца. Большие мечты есть практически у каждого, но реализуют их единицы. И причина этому – сформировавшаяся еще в детстве привычка прерывать действие.

Вспомни фразы, постоянно сопровождавшие твою «невзрослую» жизнь: «Иди обедать – потом доиграешь», «Хватит читать – пора ложиться спать» – намерения родителей, безусловно, были самыми благими, а в итоге у тебя сформировался рефлекс – не доводить до конца то, что доставляет удовольствие.

Под воздействием паттерна прерывания люди рвут отношения, уходят с перспективной работы, отказываются от дорогих уму и сердцу проектов. Переучить себя можно, лишь скрупулезно следя за выполнением даже самых незначительных дел. Выработав новую привычку – завершать, ты сможешь реализовать любой проект.

· Не открывай душу. Если задумала грандиозный проект или вот-вот должна завершить выгодную комбинацию, не стоит рассказывать об этом близким. На сознательном уровне они, конечно, скорее всего, поддержат тебя, но в подсознании может проскользнуть старое убеждение: «Она слишком себя переоценивает.

На самом деле ей с этим не справиться» или «Вечно носится с воздушными замками, а потом все срывается. Так будет и на этот раз» – и это убеждение может оказаться настолько сильным, что побудит твоего партнера отказаться от сделки, а экзаменатора поставить, например, «тройку», хотя впервые в жизни ты выучила все на «отлично». Делись с близкими уже достигнутым.

Бери пример с курицы. Ведь она кудахчет только после того, как снесет яйцо.

· Непременно и постоянно контролируй все то, что слышишь. Мы, как правило, внимательно следим за тем, что едим, но отчего-то позволяем окружающим ссыпать в наши уши всякие отходы – жалобы, страхи, тревоги, сплетни, негативные советы.

Пока ты не фильтруешь то, что слышишь, вся негативная информация беспрепятственно записывается в твоем мозгу. Если, нагрузившись ей по самую макушку, ты начнешь злиться на «доброжелателей», это приведет лишь к усилению их активности.

Поэтому, поблагодарив собеседника за участие или откровенность, мысленно скажи себе: «Я должна быть и буду успешна». Посади себя на «диету хороших новостей». Если хочешь удачно выйти замуж или сохранить семью, общайся только со счастливыми парами – и так далее.

РЕЦЕПТДЖОЭЛ ТОЙЧ предлагала своим ученикам особое упражнение, чтобы приучиться концентрироваться на хорошем:

Представь, что справа от тебя растут розы, а слева сорняки.

Каждый раз, когда ты сосредотачиваешься на своих болезнях или представляешь неприятности – ты топчешь розы и поливаешь сорную траву. И наоборот. Держи в голове этот образ, и у тебя не возникнет проблем с выбором правильных мыслей.

СЛОВАРЬ ПСИХОГЕНЕТИКИ· Базовое Внутреннее Желание (BID) – формируется в человеке на основе опыта и эмоций предков (сильнее всего действует пережитое 3-4 поколения назад) и проявляется во всех поступках.

· Внутреннее согласие – бессознательная предрасположенность к приятию негативного отношения или воздействия от окружающего мира: согласие болеть, быть бедным.

· Генограмма – схема, построенная на фактах из истории семьи, позволяющая психогенетику определить источник проблемы и разработать для клиента индивидуальный метод преодоления Ограничивающего генетического влияния.

· СверхСенсорное Восприятие или Бессознательный радар – генетически обусловленная частота электромагнитных колебаний мозга, посылающая «позывные» сигналы во внешний мир и притягивающая людей, так или иначе дополняющих модель поведения данного человека. К трусам притягиваются хулиганы и т.п..

· Функциональное двустороннее звено – энергетическая («электрическая») связь двух человек, в которой один несет в подсознании негативную информацию: страх, желание несчастного случая, разочарование, а второй проявляет их или заставляет первого их испытывать.

И хотя принято считать, что первый – Жертва, а второй – Мучитель, на самом деле Функциональное двустороннее звено строится, чтобы выполнить BID первого.P.S. «Почему, – спросил ученик Учителя через годы работы с генетическим кодом, – я до сих пор не справляюсь с эмоциями? Ведь мы столько с этим работали!». Учитель улыбнулся ласково и грустно: «За одну жизнь невозможно отработать все, – ответил он. – Наша задача – успеть как можно больше. Ведь мы в бесконечном путешествии через Бесконечность…».

в журнале Магия Cosmo #02 2007 «Тайный шифр поколений»

Источник: https://anchiktigra.livejournal.com/893971.html

Борис Мандель — Психогенетика. Учебное пособие

Начнем со стандартного определения: психогенетика (psyhogenetics) – наука, возникшая в свое время на стыке генетики и психологии и изучающая роль наследственности и среды в формировании психофизиологических свойств человека, соотношение генотипа (особенностей, которые передаются человеку генетическим путем) и фенотипа (приобретенных в процессе жизни личностных характеристик). Есть вариант: психогенетика – это наука, называемая еще генофизикой и становлением своим обязанная не только генетике и психологии, но и физике! Уникально то, что в некоторых странах мира считается, будто психогенетика может дать простые и доступные жизненные советы, как чувствовать себя счастливым, благополучным и здоровым.

За рубежом предпочитают говорить о генетике поведения человека (behavioral genetics). Целью исследования является попытка выяснить, каким образом генетические и средовые факторы участвуют в формировании фенотипа.

Одно практически ясно: термин «генетика поведения» не совсем адекватен, поскольку единица анализа поведения все же, видим, поступок, а его нельзя считать признаком в генетическом понимании этого слова, и, в свою очередь, свойства психики, изучаемые психогенетикой (коэффициент интеллекта, темперамент и пр.), не являются поведением.

Конечно, судить о поведении человека можно со стороны, анализируя его – отсюда и понимание, и оценка памяти, интеллекта, темперамента, воли… Особенности поведения человека или свойства психики представляют собой особые признаки фенотипа.

Но именно психогенетический анализ поведения чрезвычайно сложен еще и потому, что для человека участие среды в формировании фенотипа заключается не просто в воздействии «здесь и сейчас» – среда представляет собой не только физическое окружение, а проявляется в сложных и разнообразных культурных и социальных воздействиях, каждое из которых имеет свою историю.

Определяя круг проблем психогенетики как науки, стоит упомянуть об относительно недавно появившемся термине поведенческая геномика – термине, введенном для обозначения психологического уровня анализа работы генов (2000).

Он возник по аналогии с функциональной геномикой, которая изучает особенности функционирования генов на молекулярном уровне, включая взаимодействие продуктов деятельности генов – протеинов. Есть термин и для обозначения понятия геномики протеинов – «протеомика» (proteomics).

Протеомика решает сложную задачу, поскольку уже вполне понятно, что и после процессов транскрипции и трансляции информация, закодированная в генах, подвергается серьезным модификациям.

Правда, скажем, что появляются и новые, все более эффективные методы исследования: разработаны методики, позволяющие «выключать» определенные гены или, наоборот, включать их в геном и изучать последствия данных манипуляций; сегодня можно оценить экспрессию большого числа генов в определенных участках мозга после тех или иных событий. Итак, функциональная геномика пытается установить, как ген работает, к чему приводит его активность и как она реализуется в фенотипе, а поведенческая геномика – направление исследований, идущее от уровня поведения. Чтобы понять, как работают гены, надо установить, как генетические эффекты взаимодействуют и коррелируют с воздействиями среды, индивидуальным опытом, какой вклад оказывают генные влияния на ход развития, как они влияют на поведение и различные виды психопатологии – и это главные вопросы поведенческой геномики (помимо оценки наследуемости тех или иных психологических свойств).

Психологи считали в свое время, что характеристики поведения человека почти целиком определяются воздействиями среды, в которой происходит развитие.

Психогенетика обратила внимание на природу индивидуальных различий у человека (современная дифференциальная психология сегодня немыслима без психогенетического подхода) – абсолютно одинаковые воздействия могут приводить не к увеличению сходства, а к возникновению значительного числа различий между людьми, разные генотипы под влиянием одинаковых воздействий среды могут формировать отличающиеся фенотипы.

Психогенетика существенно повлияла на психологию развития и возрастную психологию, заставив пересмотреть такие традиционные положения, как увеличение роли воздействия среды на формирование черт личности по мере взросления.

А важность влияний среды на формирование свойств, общих для членов одной семьи, поставлена под сомнение – в результате исследования психогенетических данных становится известно, что одинаковые средовые воздействия по-разному переживаются членами семьи и могут приводить к различиям многих черт психики.

Да и вообще, вероятно, простое разделение генетических и средовых воздействий в ряде случаев практически невозможно: генотип может активно взаимодействовать со средой (вплоть до того, что воздействия среды в какой-то степени сами станут предопределяться особенностями генотипа).

Обнаружение генотип-средовых взаимодействий, определение их роли в формировании поведения является одной из важнейших задач психогенетики.

Итак, для всей психологии важность психогенетики обусловливается тем, что она позволяет уточнить роль воздействий среды в развитии тех или иных особенностей личности и помогает выявить те компоненты среды, которые действительно способны повлиять на формирование особенностей поведения человека и свойств его психики. При планировании психологических экспериментов стоит предусмотреть способы разделения эффектов воздействия среды на индивида от влияний индивида на среду (необходимо учитывать, что имеется большое количество данных, показывающих очень сильные индивидуальные различия в реакции на средовые воздействия. И нередко воздействия среды, являющиеся, например, фактором риска возникновения какой-нибудь патологии, ярче всего проявляются у тех индивидов, у которых имеется генетически определенная предрасположенность). Заметим сразу – есть различия в подходах психогенетики и социобиологии[1]. Социобиология использует достижения этологии (науки о поведении животных в естественных условиях, преимущественно генетически обусловленном) для объяснения социального поведения человека. Она сравнивает социальное поведение животных и человека и обнаруживает сходство определенных механизмов. Здесь наиболее распространенный подход – сравнение особенностей поведения в популяциях человека, которые резко отличаются по культурным традициям. Например, способность улыбаться или поднимать брови при удивлении является общей для всех популяций человека. Естественно полагать, что подобное поведение генетически детерминировано, что существуют генетически контролируемые репертуары поведения. Однако переносить эти выводы на большинство аспектов поведения вряд ли стоит, как и преувеличивать роль ограничений, налагаемых биологией на социальные процессы у человека. Психогенетика в отличие от социобиологии человека изучает не сходство поведения в различных популяциях, а индивидуальные различия человека в одних и тех же популяциях – предметом психогенетики является природа индивидуальных различии человека. Также добавим: психогенетикой изучаются в первую очередь те психические и психофизические свойства человека, которые могут быть достоверно оценены и изучены. В частности, предметом исследования в нашей науке, как уже ясно из предыдущего текста, часто становится наследуемость и изменчивость девиантных форм поведения; психических болезней; типов темперамента; типов мозговых ритмов.

Источник: https://profilib.net/chtenie/44717/boris-mandel-psikhogenetika-uchebnoe-posobie-2.php

Психогенетика | Мир Психологии

Психогенетика (англ.

psychogenetics) — область знаний, находящаяся на пересечении генетики и психологии и изучающая взаимодействие генетических (наследственных) и средовых факторов в формировании межиндивидуальной и межгрупповой вариативности психических, психофизиологических и некоторых поведенческих свойств человека. (В западной литературе чаще используется термин behavioral genetics — Генетика поведения, включающий и поведение животных.)

Свое начало психогенетика берет в 2 работах Ф. Гальтона: в книге «Наследственность таланта» (1869; сокр. рус. перевод, 1875) и небольшой статье «История близнецов как критерий относительной силы природы и воспитания» (1875). 1-я положила нач.

генеалогическому методу (и семейным исследованиям), впервые показав более высокую, чем среднепопуляционная, частоту одаренных людей в некоторых семьях. 2-я — близнецовому, хотя строго научным этот метод стал только после того, как в 1924г. нем. исследователь Х.

Сименс предложил исследовать не только монозиготных, но и дизиготных близнецов и нашел надежные способы диагностики зиготности. Дальнейшая история П. тесно связана с успехами генетики количественных признаков, психологической диагностики, вариационной статистики.

В последние годы психогенетические исследования все больше опираются на данные современной молекулярной генетики, психофизиологии, психологии развития.

В России П. интенсивно развивалась в 1920-30 гг.: в Петрограде (Бюро по евгенике, занимавшееся г. о. семейными исследованиями) и в М. (Медико-генетический ин-т; использовался в основном метод близнецовый). Эти исследования возглавляли крупнейшие рос. генетики (Ю.Н. Филипченко, Н.К. Кольцов) и психологи (А.Р. Лурия). Однако вскоре эти работы были прерваны на несколько десятилетий.

Предметом исследований в П. является соотношение и взаимодействие наследственности и среды в формировании межиндивидуальной и межгрупповой вариантности (вариативности) психологических свойств человека — когнитивных процессов, темперамента, двигательных функций и т.д.

Наибольшее количество работ в П. посвящено генотип-средовым соотношениям и изменчивости интеллекта, отдельных познавательных функций и способностей, динамических характеристик психических процессов — в частности, относящихся к сфере темперамента; значительно меньше работ касается двигательных особенностей человека. В последние годы интенсивно формируются 2 новые отрасли П.

: генетическая психофизиология и генетика индивидуального развития. 1-я исследует наследственные и средовые детерминанты, г. о., биоэлектрической активности мозга; 2-я — возрастную динамику генотип-средовых соотношений в изменчивости психических функций: роль наследственности и среды в обеспечении возрастной преемственности и стабильности, в индивидуальных траекториях развития и ряд др.

проблем.

Основные методы психогенетики: популяционный, генеалогический, метод приемных детей и метод близнецовый. Лучшая разрешающая способность — у 2 последних.

Метод приемных детей предполагает сопоставление сходства усыновленного ребенка с его биологическими и приемными родителями; с 1-ми ребенок имеет в среднем 50% общих генов, но не имеет общей среды; со 2-ми, наоборот, имеет общую среду и никаких общих генов (если усыновители — не родственники ребенка). Поэтому большое сходство ребенка с одними или др. родителями позволяет судить о влиянии генетических и средовых факторов на вариативность изучаемого признака.

Метод близнецовый основан на том, что монозиготные близнецы (МЗ, неправильно называемые «однояйцевыми») — единственные люди, имеющие идентичный набор генов, а дизиготные (ДЗ, «разнояйцевые»), как все родные братья и сестры (т.е. сиблинги, или сибсы, — дети одних и тех же родителей) имеют в среднем только 50% одинаковых генов.

Поэтому по признакам, вариативность которых существенно определяется наследственностью, внутрипарное сходство МЗ должно быть больше, чем у ДЗ. При этом постулируется примерно одинаковое сходство и различие средовых условий для МЗ и ДЗ.

Один из вариантов этого метода — изучение разлученных МЗ — является своеобразным «критическим экспериментом»: исследуются индивидуальные особенности людей, генетически одинаковых, но воспитывавшихся в разных средах.

Однако наиболее надежные сведения о соотношении генетических и средовых компонент в вариативности психологических признаков дает объединение результатов, полученных разными психогенетическими методами.

Различными психогенетическими, психометрическими и статистическими методами установлено наличие генетической дисперсии в вариативности интеллекта (диагностируемого тестами интеллекта) и «личностных» особенностей (г. о. динамических характеристик — активности, эмоциональности и т.д.), отдельных форм психопатологии и отклоняющихся вариантов развития, а также отдельных когнитивных способностей (напр., пространственных).

Имеющийся в П. эмпирический материал свидетельствует о том, что индивидуальные особенности психики в значительной мере определяются наследственностью: т.е. существует некоторая первичная, кодированная в генетическом аппарате человеческая индивидуальность. Однако крайне важно верно понять, что этот вывод реально означает.

  1. Все данные психогенетики говорят о причинах различий (вариативности) между людьми, они не м.б. перенесены на отдельного человека, т.к. не отвечают на вопрос о том, почему конкретный человек в данное время имеет, напр., столько-то баллов интеллекта. Поскольку любой признак формируется во взаимодействии генотипа и среды, его наличная оценка м. б. результатом преимущественного влияния любого из этих факторов.
  2. Соотношение генетических и средовых детерминант в вариативности любого психологического признака — не фиксированная величина. Оно меняется в зависимости от многих причин, связанных с возрастными особенностями психики, с типом и структурой выполняемой деятельности, семантикой внешних стимулов и т.д.
  3. Когда речь идет о психологических признаках (т.е. «количественных»), «генетически заданное» не означает «неизменное». Даже признаки, в вариативности которых доля генетической дисперсии высока, могут меняться как в ходе естественного развития, так и в результате специальных воздействий.

Однако чем выше генетический контроль, тем более индивидуализирована (первично, исходно) данная функция. В педагогической практике это означает, что столь же индивидуализированной должна быть и среда, т.к. только в этом случае обеспечивается максимальная реализация генетически заданных возможностей.

Принято выделять среду общесемейную и индивидуальную. Общесемейная среда различна в разных семьях, но повышает сходство членов одной семьи (напр., стиль семейной социализации: авторитарный, демократический и т.д.).

Индивидуальная среда, наоборот, различна у разных членов семьи и потому снижает их сходство. Она делится на систематическую и несистематическую. К систематической индивидуальной среде относится, напр., пол ребенка, номер (порядок) его рождения, отношения с др.

членами семьи, внесемейные связи и т.д.; к несистематической — болезни, случайные события и т.д.

С возрастом соотношение генетических и 2 средовых факторов, по-видимому, закономерно изменяется: в детстве межиндивидуальная вариативность интеллекта определяется примерно в одинаковых долях наследственностью, общесемейной и индивидуальной средой, но начиная примерно с препубертатного возраста (с 10 лет) роль общесемейной среды резко падает, влияния же наследственности и индивидуальной среды растут. Такая дифференциация и статистическая оценка доли средовых дисперсий возможна только в рамках психогенетического исследования, и в этом их особая ценность. (И.В. Равич-Щербо)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Психогенетика

  • Словообразование — происходит от греч. psychе — душа и genesis — происхождение.
  • Категория — раздел психологии.
  • Специфика — использует данные генетики и генеалогический метод. Предметом психогенетики является взаимодействие наследственности и среды в формировании межиндивидуальной вариантности психологических свойств человека (когнитивных и двигательных функций, темперамента). В последние годы активно развиваются две отрасли психогенетики: генетическая психофизиология, исследующая наследственные и средовые детерминанты биоэлектрической активности мозга, и генетика индивидуального развития. Полученные в психогенетике данные говорят в пользу того, что индивидуальные особенности психики в значительной степени определяются наследственностью.
  • Методы — основными методами психогенетики являются: популяционный, генеалогический, метод приемных детей и метод близнецов.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Психогенетика

  1. Изучение генетических основ психологических процессов. См. Генетика поведения.
  2. В несколько более старых текстах – изучение психогенеза (1).

предметная область термина

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Источник: http://www.persev.ru/psihogenetika

Психогенетика

Психогенетика - психология

Сегодня уже никого не удивляет утверждение, что каждый из нас наследует от  предков черты внешности и физическое строение тела. Но наука, которая называется психогенетика доказала, что генетически определяется (то есть передается нам по наследству от предков) и то, как мы будем чувствовать себя в  окружении людей, как будем поступать и какие эмоции испытывать в разных ситуациях. 

, созданная как научный подход более 50 лет назад американцами Джоэл и  Чампионом Тойчем, позволяет объяснить причины поведения человека, его эмоциональное состояние, и отвечает на вопрос, почему одни люди живут легко, находят со всеми общий язык и достигают благосостояния во всех сферах жизни, а  другие становятся неудачниками. доказала, что каждый человек получает не только в процессе воспитания, но и генетически, по наследству от предков:

  • свои психологические характеристики
  • основные модели своего поведения, мышления и эмоциональных реакций, а  также
  • информацию об основных переломных моментах жизненной истории своих предков, а именно:         — возраст вступления в брак        — количество детей        — возраст рождения первого и  последнего ребенка        — склонность изменять / запрет на измены        — возраст хронических заболеваний, возраст переломных событий

           — значимые эмоциональные потери: развод, сиротство, вдовство, раскулачивание, пропажа без вести кормильца.

Неосознаваемая память о таких ключевых событиях в жизни предков приводит к  тому, что в жизни наследников, вступивших в возраст, когда происходили эти перемены, также происходят существенные перемены, только модифицированные в  новых обстоятельствах жизни.  

Так ролевые модели поведения, мышления и эмоциональных реакций на разные события приобретаются нами в семье – мы либо, как доказала психогенетика, повторяем судьбу предков бессознательно, либо усваиваем эти модели в процессе воспитания.

подтвердила, что передаваемые по наследству или сформированные воспитанием взгляды на жизнь, создают будущее помимо сознательной воли человека. Они служат тормозом или помогают человеку продвигаться на пути к успеху.

Поэтому при наличии проблем, перед человеком встает задача проанализировать свою семейную историю с точки зрения законов психогенетики.

Если в Вашей жизни есть что-то, что Вас не устраивает, и Вы хотите понять причины и эффективно изменить ситуацию, то психогенетика может помочь вам в  этом.

Чем Вам поможет консультация психогенетика?

  • С помощью специальных методов психогенетики по-другому взглянуть на историю своей семьи,
  • Вы сможете понять, почему Вы привлекаете в свою жизнь те или иные события, тех или иных партнеров,
  • Вы увидити закономерности повторения определенных ситуаций в Вашей жизни,
    использовать эти знания для создания более счастливых и гармоничных отношений.

Что даст Вам консультация психогенетика?

  • На консультации психогенетика Вы получите свою подробную генограмму – карту истории вашей семьи и  генетического влияния различных поколений на человека (наследника), раскрывающую причины его проблем в настоящее время его жизни;
  • Вы определите те мыслительные, эмоциональные и  поведенческие модели, которые определяют ваши сегодняшние победы и  поражения, состояние здоровья, личной жизни, профессиональной деятельности и  бизнеса;
  • Вы выясните, что являлось желаемым, но не достигнутым предыдущими поколениями вашей семьи – так называемое «базовое внутреннее желание» (BID). Определение BID имеет для человека огромный практический смысл – оно определяет ту область приложения сил, в которой человек будет гарантировано иметь успех.
  • Психолог консультант поможет вам составить пошаговую программу переобучения  сознания и преодоления негативных моделей, мешающих эффективному развитию личности и достижению жизненного успеха. Для этого используется метод составления аффирмаций и работа с ними;
  • Изучив историю своей семьи, Вы сможете сблизиться со своими родными, лучше их понять и жить с благодарностью за уникальную историю своей семьи.

В завершении я хочу подчеркнуть, что психогенетика работает с историей рода не для того, чтобы найти виноватых, а для того, чтобы определить истоки проблем, и, исправив ситуацию, сделать счастливее и сильнее не только себя, но и своих потомков.

Психотерапевтический эффект, который дает консультация психогенетика  заключается в следующем: профессиональный психолог консультант дает клиенту возможность объективно рассмотреть и переоценить свою семейную историю, наполнив ее новым значением и смыслом.

Психогенетика — это только один из многочисленных инструментов в арсенале психолога консультанта, но это — инструмент исключительной эффективности и силы.

Ольга Цейтлин, психолог консультант
: 16.11.2010

Источник: http://www.psycholog-consultant.ru/solving/test/121/150/

Ссылка на основную публикацию