Гипнопедия — психология

Что такое гипнопедия

Гипнопедия - психология

Гипнопедия — метод обучения во время естественного или внушенного сна — вызывает все больший интерес. Сейчас уже научно доказано, что во время сна при определенных условиях человек может воспринимать и запоминать то, что ему говорят.

Как утверждает французский ученый Пишон, впервые этот метод с педагогической целью был применен в 1922 году преподавателем радиодела американской морской школы в Пенсаколе (штат Флорида).

Ученики этой школы обучались телеграфному коду во время сна.

Определенные знаки передавались многократно в течение ночи через телефонные наушники. Утром, когда ученики просыпались, достаточно было одного повторения, чтобы они отлично знали урок, усвоенный во сне. В 1952 году аналогичный эксперимент был проделан с летчиками тренировочной базы Карпико, во Франции.

Истоки гипнопедии, по-видимому, относятся к очень давним временам. В литературе есть сведения о том, что еще свыше тысячи лет назад буддийские священники в Китае шептали священные тексты на ухо спящим ученикам.

Известно, что у йогов одним из способов тренировки памяти считается запоминание во сне труднейших текстов.

Древние индусские факиры усыпляли своих учеников и во время сна обучали их сложным фокусам, требующим большого внимания, наблюдательности и исключительной памяти.

В Эфиопии, например, еще издавна для подготовки лебашей (то есть сыщиков) брали легко поддающихся внушению подростков, определенными приемами вызывали у них сонное состояние и перечисляли им приметы преступника.

Описание примет давалось настолько подробно, с такой массой деталей, что человек в бодрствующем состоянии запомнить все это за короткое время не может. А во время сна лебаши легко и быстро запоминали все приметы.

Известный немецкий физиолог Рудольф Гейдеган писал, что все внушенное в гипнотическом сне легко вспоминается после незначительного намека. Причем все, что внушалось во сне, воспроизводится необыкновенно точно и подробно.

Немецкий врач Виенхольт отмечал, что в некоторые определенные периоды внушенного сна память особенно резко обостряется.

Именно в эти периоды сна ученики опытной группы заучивали стихи с такой быстротой, которая не могла идти ни в какое сравнение со временем, необходимым для заучивания в бодрствующем состоянии.

Многими исследователями естественного сна также было отмечено, что некоторые фазы сна являются более благоприятными для восприятия внушений.

Так, известный немецкий гипнолог Молль еще в 1898 году писал; что касается обыкновенного сна, то некоторые фазы его более, по-видимому, доступны внушенным сновидениям, чем другие.

В особенности это нужно сказать о том промежуточном состоянии между чутким и глубоким сном, которое французы называют «periode hypnogogene».

Какие же физиологические закономерности сна лежат в основе гипнопедии? В чем заключается механизм гипнопедического воздействия? Иногда во время самого обычного сна человек может совершать целесообразную умственную работу. Есть немало фактов, подтверждающих это.

Например, Вольтер сочинял в сонном состоянии стихи и по пробуждении быстро записывал их, причем стихи не нуждались в большой доработке. Композитор Тартипи записал некоторые свои сонаты, услышав их во сне якобы сыгранными кем-то другим. Известны случаи, когда математики находили во сне решение трудных задач.

Французский врач Бремауд приводит случай, когда один из его испытуемых легко решал во сне логические задачи, с которыми он не мог справиться в бодрствующем состоянии. Немецкий химик Кекуле составил в сонном состоянии структурную формулу бензола. Физиолог К. Вурдах решил несколько научных проблем во сне.

Про швейцарского естествоиспытателя Агассиса рассказывают, что ему удалось в ночных грезах разрешить долго занимавший его вопрос относительно одной ископаемой рыбы.

В наши дни механизм таких творческих снов нашел достаточное физиологическое объяснение. Профессор Л. Л. Васильев отмечает, что в этих случаях нет ничего необычного.

Сон людей, увлеченных творческим процессом, часто бывает неполным; те отделы коры головного мозга, которые усиленно работали днем, не захватываются торможением во время сна, остаются в возбужденном состоянии, продолжают работать и ночью.

В постоянном непроизвольном обдумываний интересующего вопроса, может быть, и состоит один из секретов гениальности. Когда Ньютона спросили, как он решает научные вопросы, которые до него не могли разрешить, он ответил; «Я непрерывно о них думаю».

Физиологический механизм восприятия различных внешних и внутренних раздражений в состоянии сна вскрыт многочисленными учениками павловской школы.

В опытах — вначале на животных, а затем и на людях — было установлено, что любой монотонный, длительно действующий раздражитель вызывает торможение в больших полушариях головного мозга.

Причем, как правило, на фоне общего торможения остается участок возбужденных мозговых клеток, чаще всего слухового анализатора.

Состояние полного, глубокого сна наступает только в том случае, если торможение охватило всю кору головного мозга. В случае, если раздражитель продолжает свое действие, сон будет неполным, частичным, с наличием так называемого «сторожевого пункта».

Можно привести немало примеров такого естественного сна со «сторожевым пунктом» сон уставшей матери, когда никакие громкие звуки не нарушают ее сна, а малейший шорох ребенка моментально будит ее.

Примером такого сна с «дежурным пунктом» может служить и мышечный автоматизм у водоплавающих птиц. Ночью, чтобы поддерживать равновесие, птицы, спящие на воде, слегка гребут одной лапкой.

Стоит появиться крупной волне или всплеску, как птицы просыпаются.

В основе гипнотического сна, как и естественного, лежит сонное торможение, но с наличием в коре головного мозга «сторожевого пункта». Благодаря ему осуществляется словесная связь — «раппорт» — между гипнотизером и гипнотизируемым.

Словесное внушение во время гипнотического сна — это перенос представлений от одного человека к другому без какого-либо сопротивления, обдумывания, размышления подопытного лица. Внушение в гипнотическом сне действует как сильное, ничем не ограниченное концентрированное раздражение.

Местом приложения этого концентрированного раздражения и является тот бодрствующий участок мозга у загипнотизированного, через который поддерживается его связь («раппорт») с гипнотизером.

Поскольку, за исключением «сторожевого пункта», весь мозг загипнотизированного заторможен, внушаемые мысли, слова, указания и действия не встречают каких-либо задержек, усваиваются и выполняются беспрекословно. В этом один из главных эффектов лечебного воздействия внушения в гипнотическом сне.

Источник: http://waking-up.org/psihologiya-i-psihoterapiya/chto-takoe-gipnopediya/

Гипнопедия. Можно ли учиться, даже не просыпаясь?

Сон занимает примерно одну третью часть жизни человека. Большинство ученых сходятся во мнении, что сон обычного человека должен длиться 7-8 часов.

Но бывают и исключения, например, истории известен тот факт, что знаменитый физик Никола Тесла спал всего 2 часа в сутки, при этом он добился больших успехов в науке.

Но все же, чтобы полностью отдохнуть и набраться сил на весь следующий день, большинство людей должны спать минимум 7 часов в сутки.

Если посчитать, сколько часов человек спит за свою жизнь, то от полученных цифр у трудоголиков глаза полезут на лоб, ведь это время можно потратить на работу, или обучение. Эта проблема начала беспокоить людей уже много веков назад. Известно, что в древней Индии и Китае монахи успешно применяли неизвестную технику обучения во время естественного сна.

Всемирное научное сообщество активно заинтересовалось этим явлением только в начале ХХ века. В 1923 году в США Д.А Финней впервые провел официальные исследования на тему восприятия информации во время сна, результаты которых были опубликованы. Но результаты опытов были довольно неоднозначные. Процесс обучения во сне называли гипнопедией.

Читайте также:  Любовь - дарение - психология

Через 13 лет интерес к гипнопедии пришел и в СССР. В 1936 году А.М. Свядощев занялся активными исследованиями возможности обучения человека во время естественного сна.

Результаты первых экспериментов полностью были отрицательными — подопытные не помнили ничего из того, что им читали во время сна.

Более того, подопытные, которых будили во время сна на небольшой промежуток времени, чтобы прочитать им короткий отрывок текста, полностью забывали все, что им было прочитано за несколько минут ночного бодрствования. Часто они даже не помнили, что просыпались ночью.

Через некоторое время стало понятно, что чтобы воспринимать информацию во время сна, участникам эксперимента необходимо предварительно пройти курс аутогенной тренировки. Испытуемые, прошедшие данный курс, собираясь спать, внушали себе, что они должны запомнить то, что им будут читать во время сна. Результаты у таких испытуемых стали положительными.

Они стали запоминать то, что им было прочитано, пока они спали. Информация, услышанная подопытными во время сна, зачастую трансформировалась в сновидения, при этом испытуемый мог оказаться как непосредственным участником событий, происходящих в его сне, так и сторонним наблюдателем.

Важную роль играли возраст и психофизические особенности конкретного испытуемого. Во время опытов А.М. Свядощева, у разных людей были различные результаты сеансов гипнопедии: некоторые испытуемые быстро забывали усвоенную во сне информацию, другие, даже спустя 8 лет, могли вкратце пересказать текст, который слышали во время сеансов гипнопедии.

Одни подопытные чувствовали усталость после экспериментов, другие не чувствовали разницы между обычным сном и сеансами гипнопедии. Некоторые участники экспериментов лучше запоминали иностранные слова, другие – разного рода таблицы (в частности азбука Морзе усваивалась многими подопытными довольно быстро).

Кто-то начинал запоминать информацию только на третий день экспериментов, а кто-то уже после первого сеанса смог пересказать услышанное ночью.

После А.М. Свядощева изучением гипнопедии занимались и другие ученые (Ч. Саймон, В. Райков), но вопрос о том, безопасно ли использовать методику обучения во время сна для психического и физического здоровья человека, не закрыт до сих пор.

Также открыт вопрос о механике работы гипнопедии, ведь до сих пор до конца не ясно, как происходит запоминание услышанного во время сна, ведь мозг в это время не проявляет той активности, которая присутствует во время обычного чтения или прослушивания информации в состоянии бодрствования. Были предположения о том, что запоминание происходит благодаря так называемому «сторожевому пункту», но позже в научной среде стало преобладать мнение, что «сторожевой пункт» не может обеспечивать настолько сильную интеллектуальную работу, какая нужна для усвоения информации.

На данный момент известно, что гипнопедия не способна заменить классический процесс обучения, она может быть эффективна лишь для закрепления информации, которая была усвоена во время бодрствования.

С одной стороны, если станет доказано, что обучение во время сна безопасно для здоровья, и будет разработана действенная методика гипнопедии, это изменило бы жизнь человечества, ведь у каждого человека ежедневно стало бы примерно на 7 часов больше времени для получения информации, что, несомненно, ускорило бы развитие науки и общечеловеческого прогресса.

Но с другой стороны, недостаточная изученность этого явления, слишком большая зависимость результатов от субъективных показателей индивида и возможность нанесения вреда психике не дают возможности массово использовать гипнопедию. Ведь, если размышлять логически, сон не может быть дан человеку просто так, и лишним в его жизнедеятельности он точно не является.

Сон – необходимое состояние человеческого организма, в котором он должен находиться примерно 7-8 часов в сутки, а это значит, что без сна нормальная дееспособность человека невозможна.

А если обучение во время сна все-таки возможно, то это явление обязательно будет изучено учеными, и, возможно, однажды мы сможем читать книги, учить стихотворения и изучать труды ученых непосредственно во время естественного здорового сна.

VN:F [1.9.20_1166]

Рейтинг: +2 (из 6 оценок)

Источник: http://stimulas.ru/personal_development/gipnopediya-mozhno-li-uchitsya-dazhe-ne-pr.html

гипнопедия — это… Что такое гипнопедия?

  • гипнопедия — гипнопедия …   Орфографический словарь-справочник
  • Гипнопедия — (др. греч. ὕπνος сон, παιδεία обучение), обучение во сне методика обучения во время естественного сна, заключается в прослушивании обучаемым во время сна голоса гипнотизёра или его записи. Гипнопедия не может рассматриваться как замена другим… …   Википедия
  • ГИПНОПЕДИЯ — (от греч. hypnos сон и paideia обучение) обучение во время естественного сна. Экспериментальные данные указывают на то, что гипнопедия не может заменить естественный педагогический процесс …   Большой Энциклопедический словарь
  • ГИПНОПЕДИЯ — [< гр. hypnos сон + paideia обучение, воспитание] методика преподавания (обучения) в состоянии естественного сна путем подсознательного восприятия спящими людьми воспроизводимых записей учебных материалов, текстов. Словарь иностранных слов.… …   Словарь иностранных слов русского языка
  • Гипнопедия — (от греч. hypnos сон и paideia обучение) метод обучения во время специально вызванного сна, известный с давних времен (Китай, Индия). Особенно эффективен для закрепления однородной информации (иностранных слов, формул, азбуки Морзе). Отмечается… …   Психологический словарь
  • Гипнопедия — гипноп едия, гипнопед ия ж. Обучение во время естественного сна. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
  • гипнопедия — сущ., кол во синонимов: 1 • обучение (42) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов
  • гипнопедия — и, ж. Нет в сл. Обучение во время естественного сна. БАС 2. Бормотали страстные слова дублеры , плакали женщины. То, что происходило, напоминало гипнопедию. В. Березин Свидетель. // Знамя 1998 7 25. Лекс. БСЭ 3: гипнопеди/я; …   Исторический словарь галлицизмов русского языка
  • ГИПНОПЕДИЯ — (от греч. hypnos – сон + paideia – обучение, воспитание). Метод обучения, который осуществляется путем ввода и закрепления в памяти человека информации во время естественного сна. Первые попытки практического применения естественного сна в целях… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
  • гипнопедия — ГИПНОПЕДИЯ, ГИПНОПЕДИЯ, и; ж. [от греч. hypnos сон и paideia воспитание, обучение]. Обучение во время естественного сна. ◁ Гипнопедический, ая, ое. Г. метод обучения. Г. урок, сеанс. * * * гипнопедия (от греч. hýpnos  сон и paidéia  обучение),… …   Энциклопедический словарь

Источник: https://psychology.academic.ru/427/%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F

Гипнопедия

(от греч hypnos — сон + paideia — обучение) — способ обучения, введение и закрепление в памяти человека информации во время естественного сна.Практика Г. в Китае и Индии известна с давних времен. Исследование природы и методов Г. в нашей стране впервые было предпринято в 1930-х гг. (А. М. Свядощ, позже Л. А. Близнеченко); в 1960-х гг.

интерес к Г. возобновился. Однако природа Г. до сих пор не раскрыта. Большинство ученых полагают, что гипнопедический сон ничем не отличается от нормального физиологического. Хотя данные электроэнцефалографии свидетельствуют об обратном. Кроме того, отмечено значительное утомление испытуемых после сеанса Г., чего не наблюдается после обычного сна.

Читайте также:  Что такое - любовь к себе? - психология

Большинство зарубежных гипнопедов (напр., Ч. Саймон) вообще оставляют вопрос о природе Г. открытым. Др. ученые (В. Райков, Д. Кэртис) отождествляют Г. с обучением в состоянии гипноза, ссылаясь при этом на сходство энцефалограмм.А. М. Свядощ выдвинул компромиссную теорию. Он считал Г. естественным сном со сторожевым пунктом.

Однако интеллектуальная работа, происходящая во время гипнопедического сеанса, не м. б. обеспечена сторожевым пунктом, а происходит только в зоне раппорта (специфического речевого динамического контакта). В. Н. Бирман (1925) обратил внимание на то, что сторожевой пункт лишь внешне напоминает раппорт. Видный отечественный гипнолог К. И.

Платонов также указывал на существенные различия между раппортом и сторожевым пунктом: последний функционально и локализованно постоянен; дежурный пункт изолирован от др. корковых участков, а раппорт м. б. связан с любым из них, на его специфику влияют особенности личности экспериментатора. Эти и др. соображения побуждают к признанию Г.

специфическим психофизиологическим состоянием, отличным как от гипнотического, так и от нормального сна. Это самостоятельный — гипнопедический вид сна (А. Т. Губко).Дополнение ред.: Применение Г. ограничено: не заменяя обычного педагогического процесса, она м. б.

эффективной для закрепления некоторых видов информации (иностранных слов, формул, азбуки Морзе и пр.), однако и это нуждается в тщательной проверке.

Значения в других словарях

Дополнительный поиск Гипнопедия

Кударь, Петр Сергеевич / Сесть на шею / Мимо яблоньки яблочко не падает. / Обворожить / Да будет стыдно тому, кто об этом дурно думает / Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на слона / Где цветок, там и медок.

/ Сибагатуллин, Айрат Миннемуллович / Ириней Лионский / Молодец! Возьми с полки пирожок с гвоздями (с котятами) / Воробью по колено / Без четырех углов изба не рубится. / Сам смекай, где берег, где край! / Пень не околица, глупая речь не пословица.

/ Работа / Уме недозрелый, плод недолгой науки! / Фитуни, Леонид Леонидович / Ехал прямо, да попал в яму. / Привередливый / Потерять голову / Ехало болело / Свой своему поневоле брат / Всякая лиса свой хвост хвалит. / Мелко плавать — дно задевать.

/ Чёрта в ступе /

На нашем сайте Вы найдете значение «Гипнопедия» в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гипнопедия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква «Г». Общая длина 20 символа

Источник: http://my-dict.ru/dic/psihologicheskaya-enciklopediya/1844095-gipnopediya

Гипнопедия — Обучение во сне

Гипнопедия - Обучение во сне

Когда в середине 1960-х годов в прессе появились сообщения о гипнопедии — возможности обучения во сне, многим казалось: еще шаг — и поражающие воображение результаты одиночек станут доступны всем. Открывалась фантастическая перспектива. Время, которое человек бессмысленно теряет во сне, могло стать насыщенным и плодотворным.

МЕТОД ЙОГОВ И ФАКИРОВ

Метод обучения во время сна был известен еще с глубокой древности. Так, индийские йоги для тренировки памяти во сне запоминали труднейшие тексты, которые им начитывали «коллеги». Факиры Индии с целью выработки у своих учеников наблюдательности, внимания, памяти тоже обучали их во время сна.

В Эфиопии лебашам (сыщикам) в состоянии сна подробно перечисляли приметы преступника. Кстати, у нас этот метод был красиво представлен в художественном фильме «Большая перемена», где роль ученика играл Евгений Леонов.

Впервые в XX веке обучать во сне стали якобы в США. Вот что по этому поводу писал репортер из Парижа Ив Пишон в популярном французском журнале Science et Vie («Наука и жизнь») за 1960 год.

«Гипнопедия родилась недавно. В 1922 году преподаватель радиотехники на американской военно-морской базе в Пенсаколе впервые применил этот способ для обучения офицеров телеграфному коду.

Для этого ученики надевали на ночь наушники».

На самом деле ничего подобного не было. Просто научно-фантастическую новеллу американца Хьюго Гернсбека приняли за реальность. Так что гипнопедия была сначала лишь воображаемым приемом обучения во сне, но со страниц фантастических книг постепенно перекочевала в реальную жизнь.

ПЕРВЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Первый в мире научный эксперимент по гипнопедии поставил профессор Свядощ в 1936 году. Ученый доказал, что во время сна человек способен воспринимать речь (иностранные слова, тексты технического, философского и другого содержания), а после пробуждения воспроизводить ее. Оказалось, что сохраняться в памяти она способна не хуже, чем воспринятая в состоянии бодрствования.

Люди, прослушавшие во сне тексты (по часу в течение шести дней подряд), никаких признаков утомления не выказывали.

Более того, один из исследователей метода гипнопедии Близниченко считает, что утомляемость при восприятии речи во время сна даже меньше, чем в бодрствующем состоянии. Все может быть.

Однако профессор Свядощ предостерегал, что неумелое экспериментирование с гипнопедией может нанести вред здоровью.

ЧТО ОБЩЕГО У ЧЕЛОВЕКА С МОЛЛЮСКОМ?

Каким же образом информация попадает к нам в мозг, когда мы спим? Вопрос не праздный. Ведь если человек слышит какие-либо звуки, он не спит. А если он погружен в сон, то должен, казалось бы, ничего не слышать.

Профессор Свядощ считал, что во время сна мы слышим, но не осознаем этого. К примеру, уставшая мать может крепко заснуть возле своего чада и не реагировать на посторонний шум. Но если малейший шорох будет исходить от ребенка, она немедленно проснется. Военнослужащий может спать, не реагируя на громкие звуки орудийной стрельбы, однако мгновенно проснется, когда услышит сигнал тревоги.

Все это возможно в тех случаях, когда в период сна в головном мозгу образуются участки бодрствования, формирующие так называемый сторожевой пункт. Именно через него находящийся в царстве Морфея человек может поддерживать контакт, раппорт (от французского rapport — «связь»), с окружающим миром.

Любопытно, но явления раппорта свойственны не только человеку. Они встречаются и у представителей животного мира. Головоногий моллюск осьминог обладает сменой сна и бодрствования. Он укладывается на дно аквариума, подбирает вокруг себя ноги, закрывает глаза и спит.

Но из восьми ног одну он оставляет дежурной. Семь ног опутаны вокруг туловища, а восьмая торчит кверху. Если вы прикоснетесь к дежурной ноге, то он проснется и выпустит черную краску. Несомненно, во время сна осьминог сохраняет сторожевой пункт, через который и происходит контакт с внешней средой.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

В середине 70-х годов прошлого века довольно много экспериментов в московских техникумах и институтах провела Учебноэкспериментальная лаборатория иностранных языков Министерства высшего и среднего специального образования.

В 22 часа обучаемые укладывались в постели в специально оборудованных комнатах. Перед сном им читали тексты на иностранном языке.

Как правило, за ночь, точнее, за вечер (использовалась только начальная фаза сна) студенты узнавали несколько десятков новых слов. На рассвете эти же слова будили их.

Для закрепления материала днем обучающимся предоставлялись часы самоподготовки. Курс обучения длился примерно год.

Проведенный эксперимент выявил некоторые неудобства использования гипнопедии. Оказалось, что для обучения во сне необходимы дорогостоящая техника и специально оборудованные спальные классы. Выяснилось также, что такое обучение не может заменить естественный педагогический процесс.

Читайте также:  Работа с верованиями - психология

Оно оказывается полезным лишь для закрепления в памяти отдельных видов информации, например математических формул, иностранных слов. Таким образом, отдельные удачные результаты обучения во сне, разрекламированные в печати в 1960-х годах, при тщательной проверке оказались довольно скромными.

ЗДОРОВЬЕ НА ПЕРВОМ МЕСТЕ

Исследователи считают, что сон дан человеку Творцом для внутренней работы мозга в изоляции от окружающего мира.

Сновидения, вероятно, необходимы нам для нормальной жизнедеятельности. А что делает гипнопедия? Она систематически нарушает наш сон. Не нанесет ли это непоправимый вред нашему здоровью? Вполне возможно.

Известный швейцарский исследователь сна, профессор Борбели, заметил однажды: «Имея дело со сном, каждый раз лицом к лицу сталкиваешься с явлением, которое, с одной стороны, кажется предельно простым, а с другой — постоянно ускользает от научного понимания».

Поэтому следует с большой осторожностью относиться к обучению во сне. Наш уровень знаний в этой области, несмотря на гигантские успехи физиологии и медицины, пока недостаточен.

В 1965 году в России при Министерстве высшего и среднего специального образования организовали специальную лабораторию по изучению методики гипнопедии. Результаты оказались весьма неплохими, причем отклонений в здоровье испытуемых замечено не было.

После проведения первых двух уроков по программе гипнопедии человек запоминал и воспроизводил 80-85% информации на иностранном языке, причем число ошибок по сравнению с обычными правилами изучения языков стало в четыре раза меньше. Но постепенно методика изучения иностранных языков с помощью гипнопедии сошла на нет. Период, когда это просто было в моде среди тех, кто хотел изучить иностранные языки или другие предметы, постепенно миновал.

Специальные исследования показали, что по эффективности изучения языка метод гипнопедии и метод традиционного изучения сопоставимы. Однако если вы не хотите рисковать своим здоровьем, то учиться лучше все-таки обычным способом, поскольку человеческий мозг — материя более чем тонкая.

ПО СЛЕДАМ 25-ГО КАДРА

Кстати, достаточно известный сегодня эффект 25-го кадра является родственным методом гипнопедии. А к нему отношение у специалистов скорее отрицательное, чем положительное. Ведь любая методика должна применяться к человеку с учетом его индивидуальных особенностей, в том числе и психических.

Та же история, как считают ученые, и с гипнопедией. Ее методы имеют недостаток — она вторгается в цикл сна и бодрствования, а нарушение сна может вызывать серьезные заболевания.

Так что сегодня специалисты на всякий случай предостерегают людей от массового увлечения эффектом 25-го кадра и гипнопедией.

Разумеется, при использовании любых методик надо в первую очередь помнить о чувстве меры. Ведь даже самое полезное лекарство в чрезмерных дозах становится ядом.

А в разумных пределах наука от гипнопедии вовсе не отказывается.

В израильской армии, например, существует комната психологической разгрузки, в которой обеспечивается процесс интенсивного обучения военных, включая и метод гипнопедии.

ВЕЧЕР УТРА МУДРЕНЕЕ

В свое время гипнопедия возникла на основе идеи Александра Лурии о том, что каждая последующая информация, поступающая к нам, тормозит запоминание предыдущей. Обучение же во сне, на его взгляд, — это учение в состоянии, где нет торможения, то есть информация запоминается лучше, чем в состоянии бодрствования.

Однако академик Вейн, будучи крупнейшим специалистом в сомнологии, утверждал, что спящего человека ничему научить невозможно, поскольку объятия Морфея дают нам полную изоляцию от доступа информации извне. Другое дело — короткие мгновения, перед тем как вы заснули. Они действительно очень плодотворны. Недаром дети интуитивно учат школьное стихотворение на ночь. И для дела полезно, и здоровью не вредит.

Юлия АГАФОНОВА

Источник: https://salik.biz/articles/8756-gipnopedija-obuchenie-vo-sne.html

Гипнопедия — это..

(от греч hypnos — сон + paideia — обучение) — способ обучения, введение и закрепление в памяти человека информации во время естественного сна.Практика Г. в Китае и Индии известна с давних времен. Исследование природы и методов Г. в нашей стране впервые было предпринято в 1930-х гг. (А. М. Свядощ, позже Л. А. Близнеченко); в 1960-х гг.

интерес к Г. возобновился. Однако природа Г. до сих пор не раскрыта. Большинство ученых полагают, что гипнопедический сон ничем не отличается от нормального физиологического. Хотя данные электроэнцефалографии свидетельствуют об обратном. Кроме того, отмечено значительное утомление испытуемых после сеанса Г., чего не наблюдается после обычного сна.

Большинство зарубежных гипнопедов (напр., Ч. Саймон) вообще оставляют вопрос о природе Г. открытым. Др. ученые (В. Райков, Д. Кэртис) отождествляют Г. с обучением в состоянии гипноза, ссылаясь при этом на сходство энцефалограмм.А. М. Свядощ выдвинул компромиссную теорию. Он считал Г. естественным сном со сторожевым пунктом.

Однако интеллектуальная работа, происходящая во время гипнопедического сеанса, не м. б. обеспечена сторожевым пунктом, а происходит только в зоне раппорта (специфического речевого динамического контакта). В. Н. Бирман (1925) обратил внимание на то, что сторожевой пункт лишь внешне напоминает раппорт. Видный отечественный гипнолог К. И.

Платонов также указывал на существенные различия между раппортом и сторожевым пунктом: последний функционально и локализованно постоянен; дежурный пункт изолирован от др. корковых участков, а раппорт м. б. связан с любым из них, на его специфику влияют особенности личности экспериментатора. Эти и др. соображения побуждают к признанию Г.

специфическим психофизиологическим состоянием, отличным как от гипнотического, так и от нормального сна. Это самостоятельный — гипнопедический вид сна (А. Т. Губко).Дополнение ред.: Применение Г. ограничено: не заменяя обычного педагогического процесса, она м. б.

эффективной для закрепления некоторых видов информации (иностранных слов, формул, азбуки Морзе и пр.), однако и это нуждается в тщательной проверке.

Психология развития. Словарь под. ред. А.Л. Венгера

Гипнопедия [греч. hypnos — сон + paideia — обучение, воспитание] — метод обучения, основанный на восприятии и запоминании человеком звучащей речи в состоянии естественного сна. При сохранении в мозгу некоего «сторожевого пункта» в этом состоянии включаются неосознаваемые…

Психологический словарь

(от греч. hypnos — сон и paideia — обучение) — метод обучения во время специально вызванного сна, известный с давних времен (Китай, Индия). Особенно эффективен для закрепления однородной информации (иностранных слов, формул, азбуки Морзе). Отмечается выраженное утомление…

Психологическая энциклопедия

(гипно + греч. paideia — обучение). Обучение в гипнозе. Принцип заключается в том, что в гипнотическом состоянии усиливается восприятие внушаемого материала и снимается конкурирующее воздействие посторонних раздражителей. Применяется при изучении иностранных языков. Лекции-…

Психологическая энциклопедия

Словообразование. Происходит от греч. hypnos — сон + paideia — обучение. Категория. Метод обучения во время специально вызванного сна. Специфика. Известна с древности (Китай, Индия). Особенно эффективна для закрепления однородной информации (иностранных слов,…

Психологическая энциклопедия

Обучение во сне. К сожалению, не имеется абсолютно никаких доказательств существования этого явления.

Психологическая энциклопедия

— явление ввода и закрепления в памяти информации во время естественного сна, а также метод обучения и воспитания во время сна, основанный на этом явлении. Особенно эффективен для закрепления однородной информации: иностранные слова, формулы, азбука Морзе и пр. Отмечается…

Источник: http://insai.ru/slovar/gipnopediya-1

Ссылка на основную публикацию