Похвала — психология

Похвала как инструмент управления

Похвала - психология

Если даже ты хвалишь человека в его отсутствие

позаботься о том, чтобы твоя похвала дошла до него.

Бауржан Тойшибеков

Статья пригодится начинающим руководителям, которые столкнулись с задачей налаживания контакта со своими подчиненнымие. Похвала — один из таких инструментов, которые помогают не только установить позитивный контакт, но и повысить мотивацию подчиненных к работе и выполнению заданий.

Похвала — это не только эмоциональная разрядка, но еще и возможность добиться обратной связи от того, кого хвалишь. Как обычно мы благодарим коллег: «Молодец, что произвел своевременную отгрузку товара!», «Молодец, что вовремя сдал отчет!» и т. п. Это простой выплеск эмоций, поднимающий настроение, но дающий минимум пользы для работы.

Выражение одобрения или похвала, есть один из самых быстрых и наиболее надежных способов заставить человека почувствовать себя счастливым и гордым.

Одаривать других людей похвалой и признанием — самый верный путь повысить их самоуважение, закрепить их поведение, сделать так чтобы они хотели помогать вам и сотрудничать с вами в будущем.

Всякий раз, когда человек получает похвалу от другого, его самоуважение поднимается вверх как столбик термометра в жаркий день.

Каждый человек — это потенциальный победитель, но некоторые люди обманчиво выглядят неудачниками. Не позволяйте, чтобы внешность вас обманула.

У вас как у молодых руководителй есть реально 3 выбора.
Во-первых, вы можете нанимать на работу победителей. Их трудно найти и они стоят денег.

Во-вторых, если не сможете найти победителя, вы имеете право нанять кого угодно с потенциалом победителя. Затем вы его систематически тренируете, чтобы он им стал.

Если же не хотите делать ни то, ни другое, тогда остается третий выбор — молиться…(верить в чудо).

Это всего лишь шутка. Но если задуматься есть много руководителей, которые ежедневно молятся: «Надеюсь, что этот сотрудник, вдруг так случится, „своего“ добьется».

Хвалить это искусство. Великие вожди, преуспевающие деловые люди и отличные родители — все они сильны в выражении похвалы.

Цель похвалы — закрепление хороших навыков. Правила эффективной похвалы:

Похвала будет эффективна, когда вы:

  • Говорите людям прямо, что собираетесь дать им понять, как они хорошо справляются с работой.
  • Хвалите людей немедленно.
  • Говорите людям, что они сделали правильно и будьте последовательны.
  • Говорите людям, как вам приятно от того, что они сделали правильно, какая это помощь Компании и другим людям, которые в ней работают.
  • Помолчите некоторое время, чтоб дать им проникнуться тем, как вам это приятно.
  • Поощрите их продолжать в том же духе.
  • Пожмите им руку или прикоснитесь, чтобы они почувствовали, что вы поддерживаете их успех в Компании.

Похвала, когда она раздается подходящим образом, является мощным мотиватором. Хвалим за процесс, за результат.

Поощряем только за результат.

Какой должна быть похвала?

  • Конкретная.
  • Эмоциональная, искренняя(«Я в восторге», «Я рада видеть, как ты это делаешь», «Здорово»).
  • Дозированная(если жене всегда носить цветы; один раз не принесешь — где цветы?).
  • Короткая
  • Своевременная
  • Хвалим за процесс (старания), за результат, только не за личностные качества.

Структура похвалы:

  • Контакт с настроением (соответствующие эмоции)
  • Тема (за что хвалю)(«Хочу тебя похвалить за …», «Мне нравится, как ты делаешь….», «Я горжусь…»)
  • Выражаю свои чувства(«Как здорово», «Как приятно», «Это огромный твой шаг», «Разница в тебе месяц назад и сейчас», «На этом строится твой успех», «Поделись», «Я знаю, что тебе это стоило»)
  • Оговариваю результат(для компании, для команды, для администратора)
  • Пауза(даю насладиться моментом, «даю почувствовать вкус пряника»)
  • Мотивация в будущем(«Так расширяется твой профессионализм», «Делай так и в дальнейшем»)

И вам не надо хвалить кого-нибудь долго, чтоб он понял, что его заметили и о нем заботятся. Обычно это занимает не более минуты.

Хвалите и обратной связью будет Вам результативная работа ваших сотрудников.

Источник: https://www.your-mind.ru/lasta/poxvala-kak-instrument-upravleniya/

Три простых секрета для эффектной похвалы и яркого комплимента

Три простых секрета для эффектной похвалы и яркого комплимента

Все мы сталкиваемся с ситуациями, когда важно правильно поддержать близкого человека, друга или коллегу. Сказать несколько слов, после которых ваш собеседник почувствует поддержку, заботу или просто хорошее настроение. Согласитесь, что умение сказать комплимент, поддержать, похвалить – очень полезная способность!

Давайте посмотрим, как можно похвалу сделать правильной, т.е. целенаправленной.

«Хорошая похвала» — это грамотная обратная связь о том, что сделано правильно, интересно, что привлекает ваше внимание и, после ваших слов, собеседник демонстрирует соответствующую реакцию, эмоцию: улыбку, принятие, гордость, радость или вдохновение.

«Неудавшаяся похвала» – это когда человек на слова реагирует не так как вы предполагали, демонстрируя не ту эмоцию, где, что-то остаётся не учтено, сказано лишне, излишне, недосказано, не искренне (выразив просто своё мнение, формально, для приличия) . Тогда как задача любого комплимента или похвалы – это подъем настроения, эмоции, самооценки, уверенности или вдохновения.

Три рекомендации к похвале — как правильно похвалить:

Для начала найдите в человеке то, что вам действительно нравится, что человек умеет делать хорошо, тогда вопрос неискренности не возникнет.

1) Говорите о поведении, способностях человека, что человек сделал, в связи с чем он молодец.

  относительно личности, рискуют быть оценены двояко, неоднозначно, например, характеристику «скромный человек», одни могут воспринять нормально, отнеся её к интеллигентности, а другие — обидеться, подумав, что их считают зажатыми людьми.

Можно сказать так: «Ты говоришь и делаешь корректно, обходительно — умеешь держать себя в рамках, как мало кто умеет». В данной фразе мы делаем акцент на поведении и способностях, без присвоения человеку личностной характеристики («ярлыка»). 

2) Чтобы похвала несла полезную составляющую, включите предложения, рекомендации, например: «очень понравилось, как ты сделал(а)… и было бы ещё здорово, если добавить … знаю, ты так умеешь».

Старайтесь избегать фраз, по типу: «я считаю», «послушай меня», «с моей точки зрения», т.е.

обращение предполагающее директивный характер (интонацией или формулировкой), они обнуляют все, что вы говорите.

Таким образом, прежде чем давать рекомендации, похвалите за то, что понравилось и, потом, внесите предложения.

3) На третьем шаге, озвучьте то, что вам понравилось — впечатление, положительное настроение, например: меня порадовало, я давно не слышала, вдохновило, рассмешило (в хорошем смысле), заставило задуматься и др. 

Итак, вы хвалите понравившееся поведение, способность человека, вносите предложения, рекомендации, завершаете одобрением, подкреплением.

Для примера, целая фраза похвалы (предположим, что для похвалы мы выбрали целеустремленность и организованность человека): «Как у тебя получается так себя организовать? Ты систематично занимаешься спортом и результаты просто отличные.

Ты мог(ла) бы уже в соревнованиях участвовать, наверняка будут успехи, кстати, попробуй поучаствовать в некоторых конкурсах, соревнованиях.

Глядя на тебя, тоже хочется, вдохновляешь своим примером» или «Ты отлично умеешь организовывать свою работу и спланировать задачи, с твоими организаторскими способностями можно и на себя уже начать работать. Мне такого упорства как у тебя не хватает».

P.S. Пусть ваша похвала будет мотивирующей и поддерживающей!

И помните про искренность ваших слов! Лучше не сказать ничего, нежели сказать то, что может быть расценено как лесть.

Три простых секрета для эффектной похвалы и яркого комплимента.

 психолог Платонова Ольга Валерьевна

Другие статьи, которые могут быть вам интересны:

  • Помощь, поддержка. Статусы, цитаты, стихи, афоризмы, высказывания из фильмов.
  • Умение слушать: вызвать на откровенность, понять, помочь и поддержать.
  • Как понять другого, как понять себя. Искусство видеть людей насквозь.
  • Детско-родительские отношения: общение взрослых детей и родителей.
  • Сила духа, вера в себя, преодоление трудностей. Лучшие цитаты, афоризмы, статусы, стихи.

:

Источник: http://psycabi.net/psikhologiya-dlya-molodykh-i-tseleustremlennykh/psikhologiya-obshcheniya/15601-tri-prostykh-sekreta-dlya-effektnoj-pokhvaly-i-yarkogo-komplimenta

Зачем хвалить человека

Как вы думаете, нужно ли хвалить человека?

Давайте вспомним, как в детстве мы с трепетом ожидали похвалы от родителей. Эта потребность формируется очень рано. Уже с рождения в интонациях голоса мамы малыш способен уловить и почувствовать ее эмоциональный настрой, понять хвалит она его или чем-то недовольна.

И если совсем маленький человечек довольно часто слышит похвалу в свой адрес по самым разным поводам: сделал шаг, улыбнулся, завязал шнурок, сам нарисовал каляку-маляку, спел собственную песенку, то по мере его роста количество похвал уменьшается.

Родители все больше делают замечания, упрекают, остаются недовольны поведением, оценками и др.

Конечно, похвалы не исчезают из жизни совсем, но их становится значительно меньше. Однако, сформированная с раннего возраста потребность быть положительно оцененным, получить одобрение — остается. С течением времени это желание никуда не девается, не пропадает, оно сохраняется внутри.

Похвала – это способ сделать человек счастливее, получить удовлетворение от жизни, испытать положительные эмоции. Слова одобрения совершенно меняют рисунок его бытия. Преображается мир.

Солнце светит ярче, небо приобретает особую синеву, птицы поют волшебные песни, люди вокруг замечательные и, главное, появляется ощущение собственного всемогущества.

Человек готов свернуть горы, душа играет гимн «Я все могу!».

Психологам известно, что заслуженная похвала делает человека лучше, закрепляет его положительные поступки и действия.

Хорошо об этом сказал Франсуа де Ларошфуко:

Как вы считаете, почему люди так падки на лесть?

Да все по той же причине! Человеку не хватает положительной оценки его действий и поступков. Он нуждается в них. Они ему необходимы. Если человек недохвален – он довольствуется лестью, суррогатом похвалы. И кое-кто этим успешно пользуется.

Какой выход из такой ситуации?

1. Хвалить себя самостоятельно. Вариантом такой похвалы может послужить ежедневный дневник успеха. Что это такое, как его вести, для чего он нужен, читайте в статье «Ресурсное состояние и дневник успеха».

2. Хвалить своих близких, родных, детей, родителей, любимых, коллег, друзей. Если вы будете хвалить их, глядя на вас, они тоже будут учиться этому замечательному свойству характера – видеть хорошее и говорить об этом.

Ведь очень часто происходите так, что мы видим и отмечаем мысленно хороший поступок, успешно выполненное дело, с душой приготовленный ужин, но почему-то оставляем эти умозаключения в своей голове, не произносим вслух, не даем человеку заслуженного одобрения, которое для него очень важно.

Для того, что бы научиться хвалить предлагаю интересное упражнение «Я горжусь тобой!»

Для этого решите, кого вы будете хвалить. Выберите 2 или 3 человека. Это может быть любимый человек, кто- то из близких родственников, ребенок, коллега по работе и т.д. И начинайте хвалить.

Выполнять это упражнение нужно в течение 10 дней. Высказывайте одобрение, давайте положительные оценки, радуйтесь успехам, но помните вы хвалите за то, что на самом деле было сделано, за реальные дела и поступки. Можете, в том числе использовать фразу «Я горжусь тобой!»

Вечером подводите итоги: воспроизведите в памяти, кого вы хвалили, как вы это делали, какие слова использовали, какая была ответная реакция и, самое главное, какие чувства в этом момент испытывали вы, что в вас менялось, какие мысли возникали в вашем сознании.

После 10 дней, по окончании срока выполнения упражнения, проанализируйте весь полученный опыт, зафиксируйте изменения в собственных ощущениях и мышлении, жизни, сделайте выводы для себя.

По итогам решите, что вы готовы делать, что бы ваши отношения и общение с близкими было позитивными, комфортными, радостными.

Как правильно хвалить?

Существуют три подхода

1. Первый с обращением «ты» (или «вы»): «Ты отлично выполнил задание!», «Ты ответственный человек!», «Ты очень внимательный и чуткий», «Ты приготовила королевский ужин!» Этот вариант показывает, что мы увидели и оценили поступок, поняли, что он выполнен хорошо.

2. Второй с местоимением «я»: «Я горжусь тобой!», «Я восхищена твоим поступком!», «Я очень благодарен тебе», «Я рада, что ты это сделал для меня». В этом случае возникает эмоциональная близость, так как мы подчеркиваем насколько важно именно для нас то, что делает человек. Второй способ более теплый, комфортный и для нас более значим.

3. Без слов (невербальный): одобряющая улыбка, теплый взгляд, рукопожатие.

В идеале лучше всего сочетать все эти способы – эффект выше.

Важно!

— Хвалите за результат, за процесс, за действительно сделанное дело или поступок.

— Озвучьте конкретно за что хвалите: ребенка за ровные буковки именно в упражнении № 2, жену за хрустящую корочку на пироге, мужа за вкусные мандарины, которые он купил, коллегу за точный расчет параметров в схеме 56.

— Хвалите эмоционально, с чувствами и, главное, искренне.

— Хвалите, глядя в глаза. Это повышает доверие к вашим словам.

— Хвалите сразу, как узнали о достойном поступке, немедленно.

— Не затягивайте, похвала – это короткий залп, она занимает не больше одной минуты.

Читайте также:  Дыхательная гимнастика - психология

— Будьте последовательны. Если вы сегодня за что-то похвалили, в другой раз не надо за это же ругать (касается родителей особенно) – убивается стимул к хорошему.

Подводя итог, хочу добавить, что похвала — это хорошее настроение, а от него производительность и эффективность  увеличивается на 20-25 % в любой области нашего существования.

О соотношении положительных и отрицательных эмоций в нашей жизни читайте статью «Наши эмоции».

Хотите успеха? Хвалите себя и других!

И на десерт — видео про Влюбчивую Ворону. Посмотрите, как все нуждаются в любви и искреннем восхищении.

P.S. Друзья, посетите главную страницу сайта, почитайте свежие публикации и узнайте, кто вошел в  ТОП лучших комментаторов текущего месяца.

Для удобства поиска статей воспользуйтесь картой сайта.

P.P.S.Если статья вам понравилась — комментируйте и нажимайте кнопочки соцсетей, если не понравилась — критикуйте и нажимайте на кнопочки соцсетей, чтобы обсудить и высказать свое мнение. Благодарю!

Мои страницы в социальных сетях

Источник: http://SchastliviyMir.ru/psychology/zachem-hvalit-cheloveka.html

Волшебная сила похвалы

Волшебная сила похвалы — Олеся ДидыкОлеся ДидыкПсихология — 2 декабря 2014 в 15:06Есть распространенное мнение, что похвала – это «сюсюканье», которое балует и портит детей. Однако еще известный физиолог Павлов и его ученики, проводившие эксперименты на животных, показали необходимость поощрения для лучшего понимания того, какие поступки являются приемлемыми, а какие – нет.

Психологические исследования дошкольников и младших школьников продемонстрировали, что дети этих возрастных категорий в своих поступках в большей степени ориентируются на реакцию взрослых, а не на собственные представления о моральных нормах и ценностях.

Поэтому, если рассматривать похвалу с точки зрения пользы для воспитания, ее можно считать мощным оружием педагогического воздействия ближней и средней дальности.Услышав добрые слова в свой адрес, ребенок в следующий раз постарается поступить так же, чтобы получить поощрение.

Таким образом, в его мировоззрении формируется система координат: что такое хорошо и что такое плохо.Похвала является одним из способов выражения родительской любви и принятия. Ребенок видит, что его ценят и уважают, и это придает ему уверенность, повышает самооценку. Вот почему важно хвалить не только за результат, но и за намерение, желание что-то сделать.

Получив подобный стимул, ребенок обязательно добьется успеха.Некоторые родители принимают хорошие поступки и достижения ребенка как должное, реагируя на них молчаливым одобрением. Зато плохое поведение вызывает у них бурную реакцию.

Такие взрослые требовательны, очень ответственны и считают свою любовь к ребенку чем-то обыденным, закономерным, что не нуждается в подтверждении. Многие дети в таких условиях воспитания вырастают серьезными, целеустремленными и не ждущими милостей ни от природы, ни от окружающих людей.

В то же время, они не позволяют себе без особых причин получать удовольствие от жизни, радоваться общению с близкими, своему отражению в зеркале. Все положительные эмоции оказываются как будто заблокированными. Вполне возможно, что чеховского «Человека в футляре» просто недохвалили в детстве.

Дети активные, подвижные, темпераментные обычно отвечают на подобное педагогиче­­ское воздействие протестом. Замечая, что внимание взрослого можно привлечь только плохим поведением, они придумывают самые невероятные шалости, дурачатся и кривляются, не реагируя на одергивания родителей. Если вы замечаете, что в силу особенностей своего характера, постоянных проблем и бешеного ритма жизни не можете найти в себе силы, чтобы лишний раз улыбнуться ребенку и подбодрить его, по­­старайтесь изменить свой стиль воспитания с помощью простых советов:

Чаще представляйте себя на месте ребенка и вспоминайте себя в его возрасте. Хотели ли вы, чтобы вас в подобной ситуации похвалили? Было ли обидно, когда родители игнорировали ваши успехи?Не бойтесь сами хвалить себя каждый раз, когда вы смогли выразить свою любовь к ребенку и одобрение его поступков.

Именно в этот момент вы справедливый и мудрый родитель, а не тогда, когда ругаете свое провинившееся чадо. Одной похвалой вы сможете пред­­отвратить череду проступков, вызванных плохим настроением ребенка или его неуверенностью в себе.Сопровождайте ваши слова ласковыми прикосновениями к ребенку, объятиями, поцелуями.Старайтесь получать радость от теплых слов, сказанных другим.

Большинство зарубежных и отечественных психологов сходятся во мнении, что хвалить (впрочем, как и осуждать) нужно не самого ребенка, а его поступки. Взяв это правило на вооружение, некоторые родители предпочитают не нарушать его ни при каких условиях.

В результате ребенка хвалят за хорошие отметки или вымытую посуду, и у него складывается стойкое впечатление, что любовь родителей нужно заслужить. Не слыша никогда ни от папы, ни от мамы «Ты умный, красивый, добрый», ребенку трудно сформировать адекватное представление о себе.

Не имея постоянной точки отсчета в виде осознания своей уникальности для родителей, малышу приходится ориентироваться на ситуативные оценки взрослых. Такие дети очень подвержены чужому влиянию, восприимчивы к мнению других. Отсюда возникают повышенная тревожность, неуверенность в себе и страх потерять родительскую любовь после полученной двойки.

Поэтому не стоит избегать похвалы личных качеств ребенка. Пусть слова одобрения будут сказаны просто так, независимо от его поведения.
Если вы считаете, что похвала должна быть заслуженной, постарайтесь найти косвенные поводы для нее:Хвалите не за отдельные оценки, а за старательное выполнение уроков или активную работу в классе.

Ребенку важно осознавать, что вы цените его заслуги, а не щедрость учителя.Подчеркивайте значимость для вас и для ребен­­ка отдельных событий его жизни, например: «Теперь ты у нас второклассник – совсем взрослый и самостоятельный мальчик!»Не акцентируйте внимание ребенка на отрицательном результате, если у поступка были благие намерения.

Хвалите за желание что-то сделать, интересные идеи и любознательность.Разве бывает слишком много любви, ласки и признания? И могут ли они испортить детей? Постоянно слыша вокруг себя восторженные возгласы, малыш невольно привыкает к этому и испытывает жестокое разочарование, сталкиваясь с более трезвой оценкой чужих людей.

Если похвала проявляется в форме противопоставления другим детям, у ребенка формируются такие черты характера, как эгоцентризм, снобизм, демонст­­ра­­тивность. Он старается все делать напоказ, ожидая все новых и новых дифирамбов в свой адрес. Но случается и обратное: утопая в атмосфере обожания, дети перестают реагировать на по­­хвалу, отмахиваясь от любящих родственников, как от льстивой прислуги, и стараются все делать наоборот, чтобы досадить родителям и не слышать надоевших восторгов.

Чтобы не оказаться в подобной ситуации, обратите внимание на те случаи, в которых не следует хвалить ребенка.

Когда он что-то не успел или не смог доделать, и похвала служит лишь способом переключения ребенка на другое занятие: «Ну, молодец, молодец, хватит уже!» Если в воспитании малышей такой педагогический прием оправдан, то школьникам он привьет безответственность.Когда вы хотите польстить, чтобы добиться какой-то своей цели. Неискренность рождает недоверие.

В другой раз ребенок вам не поверит.Когда стремитесь успокоить ребенка и противопо­­ставляете его обидчику. Это лишь усугубит конфликт между детьми.Когда вы хвалите школьника за то, за что недавно ругали при других обстоятельствах.Часто ли вы хвалите своего ребенка?1.

Если вы хотите похвалить ребенка, то обычно используете слова: а) «гениально», «потрясающе»; б) «молодец»;

в) «хорошо».

2. Как ваш ребенок обычно реагирует на похвалу? а) раздраженно отмахивается; б) принимает как должное;

в) воодушевляется.

3. Вас приятно удивили успехи вашего ребенка. К словам похвалы вы непременно добавите: а) поцелуи и объятья; б) подарок;

в) деньги.

4. В какой ситуации, на ваш взгляд, похвала необходима? а) когда ребенок убрал за собой игрушки; б) получил пятерку;

в) по собственной инициативе помог бабушке.

5. Ребенок гордо показывает вам свою поделку, которая не кажется вам удачной. Ваша реакция: а) чтобы не огорчать, скажете, что его поделка лучше всех; б) укажете на недостатки, но отметите и достоинства;

в) честно покажете на те поделки, которые считаете лучшими.

6. Когда вы хвалите ребенка, то обычно испытываете: а) гордость; б) нежность;

в) восхищение.

7. Выберите одно из утверждений о детской одаренности: а) каждый ребенок по-своему талантлив; б) менее одаренный, но старательный ребенок способен добиться больших успехов, чем талантливый, но ленивый;

в) любую способность можно развить.

8. На спортивных соревнованиях ваш ребенок прибежал последним. Что вы ему скажете? а) пристыдите; б) похвалите за умение идти до конца;

в) объясните, что он проиграл, потому что неправильно рассчитал свои силы.

9. Ребенок хвастается своими достижениями перед гостями. Ваша реакция? а) будете дополнять его рассказ; б) станете иронизировать над его «скромностью»;

в) переведете разговор на другую тему.

10. Вы заметили, что вашему ребенку очень нравится рисовать. Это повод для того, чтобы: а) отдать его в художественную школу; б) купить хорошие краски и кисти;

в) посещать с ним выставки и музеи.

11. Учитель нелестно отозвался об успехах вашего чада, поставив в пример другого ученика. Что вы скажете своему ребенку? а) заметите, что его успехи ниже, чем у его одноклассника; б) станете хвалить одноклассника, чтобы у вашего ребенка появилось желание учиться так же хорошо;

в) предложите исправить те ошибки, которые отметил учитель.

12. Бабушка умиляется поступкам ребенка, в которых вы не видите ничего особенного. Ваша реакция: а) станете спорить с ней; б) проигнорируете ее высказывания;

в) согласитесь из уважения к ней.

13. Ребенок жалуется, что его дразнят одноклассники. Как вы его успокоите? а) «Они глупые и невоспитанные!» б) «Не слушай их, ты у меня самый лучший!»

в) «Давай подумаем, почему они так к тебе относятся».

14. У ребенка не получается задача, и он отказывается продолжать решение. Как уговорить его? а) напугать плохой оценкой; б) выразить сочувствие;

в) предложить помощь.

15. Ребенок не достоин похвалы, если он: а) помыл посуду, но разбил чашку; б) сделал уроки, но перепутал номер задания;

в) получил пятерку, списав ответ у соседа по парте.

16. В порыве гнева вы можете назвать ребенка: а) «бестолочь» б) «мое наказание»

в) «подлец»

Ваш ребенок не испытывает недостатка в похвале. Он уверен в том, что вы высоко цените его достижения и гордитесь им. Высокая самооценка, безусловно, поможет ему в жизни. Однако слишком часто слыша похвалу, ребенок не имеет возможности научиться обращать внимание на свои ошибки, что рано или поздно скажется на его успехах. Разбавив похвалу здоровой критикой, вы поможете ему трезво оценивать свои возможности.Возможно, вы человек настроения или слишком погружены в свои проблемы. Поэтому ребенок не всегда четко представляет себе, что в его поведении нравится родителям, а что нет. Ваша похвала часто бывает вызвана хорошим настроением, а не достижениями ребенка. Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, обращайте больше внимания на мотивы поступков ребенка и его потребности: чего он ждет от вас, почему капризничает и проявляет негативизм? Опираясь на эмоциональное состояние ребенка, а не на соб­­ственные чувства, вы сможете легче направлять его поведения в нужное русло.Вы требовательный родитель, поэтому не балуете ребенка хвалебными отзывами. Ваши замечания метки и критика предметна, но когда они преобладают над признанием и похвалой, то воспринимаются ребенком как отвержение. Не стоит портить отношения со своим чадом из-за того, что нарисованный слон больше похож на корову. Показывая продукты своей деятельности, ребенок стремится разделить с вами хорошее настроение и увидеть радость в ваших глазах. Ощущая вашу поддержку, он добьется гораздо больших успехов, чем тревожась из-за малейших промахов. Мария Баулина0 3511 1Другие статьи от Олеся Дидык

Источник: http://gestaltclub.com/articles/obsaa-psihologia/4023-volsebnaa-sila-pohvaly

Психология детей: обратная сторона постоянной похвалы

Психология детей: обратная сторона постоянной похвалы

 Элфи Коэн — специалист по социальной психологии. Он написал ряд книг про заблуждения, относительно воспитания детей, подкрепляя их ссылками на опыты и научные исследования.

☀ Пять причин перестать говорить «Молодец! ☀ 

Пройдитесь вдоль детской площадки, зайдите в школу или появитесь на дне рождения ребенка, и вы можете быть абсолютно уверены в том, что неоднократно услышите «Молодец!». Даже совсем малышей, когда они хлопают в ладоши, хвалят («Молодцы! Хорошо хлопаете!»). Многие из нас говорят детям «Молодец!» такое количество раз, что его можно уже считать словом-паразитом.

Читайте также:  Спор - психология

Много книг и статей написано о том, что нужно быть против насилия и отказаться от наказания, от порки, от изоляции («тайм-аут»). Иногда даже будут те, кто попросит нас еще раз подумать, прежде чем использовать наклейки и вкусную еду в качестве подкупа. И вы также увидите, как трудно найти тех, кто сможет сказать хоть слово против того, что для приличия зовется позитивным подкреплением.

Чтобы не было недоразумений, давайте сразу решим, что в статье ни в коем случае не ставится под сомнение важность поддержки и одобрения детей, необходимость их любить, обнимать их и помогать им обрести хорошую самооценку. Похвала, однако, это совершенно другая история. Вот почему.

1. Манипуляция детьми.

Предположим, вы хвалите двухлетку за то, что он не проливает суп, или пятилетку за то, что он убирает свои художества. Кто выиграет от этого? Возможно, слово «Молодец!» больше направлено на наше удобство, чем связано с эмоциональными потребностями детей?

Рита Ди'Райс (Rheta DeVries), профессор педагогики в университете Северной Айовы, называет это «подслащенным контролем». Очень похоже. 

Заметные награды, как и, впрочем, наказания, являются способом сделать так, чтобы дети соответствовали нашим ожиданиям.

Эта тактика может быть эффективно для получения конкретного результата (по крайней мере, на время), но она она сильно отличается от работы с детьми, (например, привлекая их к разговору о том, что облегчает обязанности в классе ( или в семье), или о том, как другие люди страдают от того, что мы сделали, или от того, что мы не сделали. Последний подход является не только более уважительным, но и с большей вероятностью поможет детям стать думающими людьми.

Причиной того, что похвала может работать в краткосрочной перспективе заключается в том, что дети жаждут нашего одобрения. Но перед нами встает ответственность: не использовать эту зависимость для собственного удобства.

«Молодец!» как раз пример того, как эта фраза делает нашу жизнь легче, но при этом мы пользуемся зависимостью своих детей от похвалы. Дети также чувствуют, что это манипуляция, хотя не могут объяснить то, как это работает.

2. Создание «похвальных» наркоманов.

Конечно же, не всякая похвала рассчитана на то, чтобы контролировать детское поведение. Иногда мы хвалим детей просто потому, что радуемся их поступкам. Впрочем, несмотря на то, что похвала иногда работает, к ней необходимо очень внимательно присмотреться. Вместо того, чтобы укрепить в ребенке чувство собственного достоинства, похвала может сделать его еще более зависимым от нас.

Чем больше мы говорим: «Мне нравится, как ты …», или «Хорошо сделал …», тем меньше они учатся формировать собственные суждения, и тем больше дети привыкают полагаться только на наши оценки, на наши мнения о том, что такое хорошо и что такое плохо. Все это приводит к односторонней оценке детьми своих слов.

Верными будут считаться лишь те, что вызовут у нас улыбку или получат наше одобрение.

Мэри Бадд Роу (Mary Budd Rowe), ученая из Университета Флориды, обнаружила, что студенты, которых хвалили не скупясь их преподаватели, были менее уверены в своих ответах и более склонны к тому, чтобы использовать вопросительную интонацию в своем голосе («Эм, семь?»). Они, как правило, быстро отступали от своих идей, как только взрослые не соглашались с ними. Они были менее склонны как к упорству в решении сложных задач, так и в том, чтобы поделиться своими идеями с другими студентами.

Короче говоря, «Молодец!» ни в чем не убеждает детей, и в конечном счете, делает их более уязвимыми. Может даже возникнуть порочный круг: чем больше мы будем хвалить, тем больше это будет детям нужно, поэтому мы будем хвалить их ещё больше.

Грустно, но некоторые из этих детей вырастут во взрослых, которые также будут нуждаться в том, чтобы кто-нибудь погладил их по головке, и сказал им, что они все сделали правильно. Конечно, мы не хотим такого будущего для своих дочерей и сыновей.

3. Кража детского удовольствия.

Вместе с тем, что может возникнуть зависимость, есть еще одна проблема: ребенок заслуживает право получать удовольвствие от собственных достижений, чувствовать гордость за то, что он научился делать.

Кроме того, он заслуживает право самостоятельно выбирать, какие чувства испытывать. Ведь каждый раз, как мы произносим «Молодец!», мы говорим ребенку, что он должен считать и как себя чувствовать.

Конечно, бывают случаи, когда наши оценки к месту, и наше управление необходимо (особенно малышам и дошкольникам). Но постоянный поток оценочных суждений не является ни полезным, ни необходимым для детского развития.

К сожалению, мы так до конца и не поняли, что «Молодец!» является точно такой же оценкой, как и «Ай-ай-ай, как плохо!». Наиболее характерным признаком позитивного суждения является не то, что оно позитивное, а то, что оно суждение.

А люди, в том числе и дети, не любят, когда их судят.

Я нежно люблю моменты, когда у моей дочери что-то получается сделать в первый раз, или она сделала что-то лучше, чем когда-либо делала раньше.

Но я стараюсь не поддаваться «безусловному рефлексу», и не говорю «Молодец!», потому что я не хочу уменьшить её радость. Я хочу, чтобы она радовалась вместе со мной, а не смотрела на меня, пытаясь увидеть вынесенный мною вердикт.

Я хочу, чтобы она воскликнула «Я сделала это!» (что она часто и делает), вместо того, чтобы неуверенно спрашивать меня «Ну как? Хорошо?».

4. Потеря интереса.

Из «Хорошо нарисовано!» могут получиться дети, которые будут рисовать лишь до тех пор, пока мы будем смотреть (как они рисуют) и хвалить. Как, предупреждает Лилиан Кац, один из специалистов в области дошкольного образования, «дети будут что-то делать лишь до тех пор, пока мы будем обращать на это внимание.

» В самом деле, впечатляющий объем научных исследований показал, что чем больше мы будем вознаграждать людей за то, что они делают, тем больше они будут терять интерес к тому, что они должны будут сделать, чтобы получить награду.

И сейчас мы говорим не о чтении, рисовании, мышлении и творчестве, сейчас мы говорим о хорошем человеке, и сможет ли мороженое, наклейки или «Молодец!» способствовать его созданию.

Вызывающее беспокойство исследование было проведено Джоан Грусеч в Университете Торонто: маленькие дети, которых часто хвалили за проявления щедрости, как правило, были в повседневной жизни чуть менее щедрыми, чем другие дети.

Каждый раз когда они слышали «Молодец, что поменялся» или «Я так горжусь, что ты помогаешь людям», им становилось все менее интересно делиться или помогать. Щедрость стала рассматриваться не как самоценный поступок, а как способ снова добиться внимания взрослого.

Она стала средством для достижения цели.

Мотивирует ли похвала детей? Конечно. Она мотивирует детей на то, чтобы получить похвалу. Увы, часто за счет любви к тому действию, которое в итоге и вызвало похвалу.

5. Снижается количество достижений.

«Молодец!» может не только потихоньку разрушать независимость, удовольствие и интерес, оно может также мешать ребенку хорошо выполнять свою работу.

Ученые обнаружили, что у детей, которых хвалили за выполнение творческого задания, как правило, происходит затык в выполнении следующего тверческого задания.

Дети же, которых не хвалили после выполнения первого задания, этих трудностей не испытывали.

Почему же так происходит? Отчасти потому, что создается давление на ребенка «продолжай быть молодцом», которое как раз и мешает выполнению творческой задачи.

Следующей причиной становится снижение интереса к тому, что они делают.

А также дети перестают идти на риск, обязательный элемент творчества: раз начав думать о том, как бы родители продолжили про них хорошо говорить, они будут и дальше это делать.

Вообще, «Молодец!» — это пережиток направления в психологии, которое сводит всю жизнь человека к видимому и измеряемому поведению.

К сожалению, этот подход игнорирует мысли, чувства и ценности, которые лежат в основе поведения.

Например, ребенок может поделиться бутербродом с другом по разным причинам: потому что он хочет, чтобы его похвалили, или потому, что он не хочет, чтобы другой ребенок голодал.

Хваля за то, что он поделился, мы игнорируем разнообразие движущих мотивов. Хуже того, это работающий способ когда-нибудь сделать из ребенка, охотника за похвалой.

*

Однажды вы начнете видеть похвалу такой, какая она есть, (и что из-за неё происходит), и если после этого вы увидите хоть малейшее оценочное ожидание, проклевывающееся у родителей, это произведет на вас такое же впечатление, как и поскребывание ногтями об школьную доску. Вы начнете болеть за ребенка и, чтобы на своей шкуре дать учителям и родителям прочувствовать вкус собственной лести, повернетесь к ним и скажете (таким же сладким голосом), «Молодцы, что похвалили!».

Тем не менее от этой привычки не так то легко избавиться.

Прекращение хвалить детей может показаться непривычным, по крайней мере сначала; может возникнуть мысль, что вы становитесь сухой и чопорной, либо что вы постоянно удерживаете себя от чего-то.

Но вскоре до нас доходит: мы начинаем хвалить больше, лишь потому что это у нас есть потребность, в чтобы это говорить, а не потому, что детям это нужно слышать. Всякий раз, когда вы понимаете, что это так, необходимо пересмотреть свои действия.

В чем действительно дети нуждаются, так это в безусловной поддержке и в безусловной любви. Это не просто совсем другое, чем похвала, это противоположность похвале. «Молодец!» — это условие. И мы отказывается от внимания, признания и одобрения ради того, чтобы наши дети прыгали через обруч и стремились делать вещи, приносящие нам удовольвствие.

Эта точка зрения, как вы успели заметить, очень отличается от критики, направленной в сторону людей, много и легко раздающих детям одобрения. Их рекомендации состоят в том, чтобы мы стали более скупы на похвалу и требовали от детей, чтобы они её «заслужили».

Но реальная проблема не в том, что дети расчитывают целыми днями получать похвалу за все, что они делают.

Проблема в том, что нас провоцируют на то, чтобы мы навешивали ярлыки, управляли детьми с помощью наград, вместо того, чтобы дать им объяснения и помочь развить необходимые навыки и укрепить самооценку.

Так что же является альтернативой? Все зависит от ситуации, но что бы мы ни решили сказать взамен, необходимо предложить что-то связанное с настоящей привязанностью и любовью, именно для ребенка. Когда безусловная поддержка войдет в нашу жизнь, без «Молодец!» уже можно будет обойтись; а когда её еще нет, «Молодец!» помочь и не сможет.

Если мы рассчитываем с помощью похвалы за хороший поступок сделать так, чтобы ребенок перестал вести себя плохо, то мы должны понимать, что вряд ли это будет работать долго. И даже если это сработает, мы реально не сможем определить: это ребенок сейчас «управляет собой», или было бы точнее сказать, что это похвала управляет его поведением. 

Альтернатива этому — занятия с ребенком, выяснение возможных причин такого поведения. Возможно, нам придется пересмотреть собственные требования, а не просто найти способ, как заставить детей слушаться.

(Вместо использования слова «Молодец!», которое заставит четырехлетку сидеть тихо на протяжении всего занятия или семейного ужина, возможно следовало бы спросить себя: разумно ли ожидать такого поведения от ребенка).

Читайте также:  Что делать с чувством вины? - психология

Также нам нужно, чтобы дети участвовали в принятии решений.

Если ребенок делает что-то, что мешает остальным, то нужно сесть рядом с ним и спросить: «Как ты думаешь, сможем ли мы найти выход из этой сложной ситуации?».

Вероятно, это будет гораздо эффективнее угроз или взяток. Этот способ также поможет ребенку научиться справляться с проблемами и покажет ему, как нам важны его мысли и чувства. 

Конечно, этот процесс требует времени, таланта и мужества. Когда ребенок ведет себя, согласно нашим ожиданиям, мы бросаем ему: «Молодец!». И оно не содержит ничего, что помогло бы объяснить причину того, что «делай, чтобы» гораздо более популярная стратегия, чем «поработай над».

И что же мы можем сказать ребенку, когда он сделает что-то действительно впечатляющее? Рассмотрим три возможных варианта:

* Мы не скажем ничего.

Некоторые считают, что хорошее поведение обязательно должно быть «подкреплено», потому что в глубине души они верят, что это могло быть просто удачным стечением обстоятельств.

Если в детях изначально заложено зло, тогда да, чтобы стать хорошими, они нуждаются в искусственной причине (а именно, получая словесное вознаграждение).

Но если этот цинизм не обоснован, (а многие исследования показывают, что это так), то похвала не так уж и необходима.

* Скажите, что вы видите. Простое, безоценочное высказывание («Ты сам надел ботинок» или даже «Ты сделал это») покажут ребенку, что вы это заметили. Оно также позволит ему гордиться тем, что он сделал.

Также в некоторых случаях имеет смысл более подробно описать увиденное.

Если ваш ребенок рисует картину, вы можете дать ему обратную связь (безоценочную) о том, что вы видите: «Какие огромные горы!» «О, как ты сегодня много использовал фиолетовой краски!»

Когда ребенок проявит заботу или щедрость, вы можете осторожно обратить его внимание на то, какое впечатление произвели его действия на человека : «Посмотри на лицо Абигейл! Кажется, она очень счастлива, что ты дал ей кусочек своего бутерброда!» Это разительно отличается от похвалы, где акцент ставится на ваших чувствах, связанных с этим поступком.

*Говорите меньше, спрашивайте больше.

Вопросы даже предпочтительнее описания того, что вы видите.

Почему бы не спросить у ребенка, что он думает о своем рисунке, вместо того, чтобы самим рассказывать о том, какая часть рисунка вас больше всего впечатлила? Спрашивая «Какая часть рисунка далась труднее всего?» или «Как ты догадался, какого размера нарисовать мяч?», вы скорее всего подпитаете его интерес к рисованию. Сказав «Молодец!», как мы выяснили, можно получить прямо противоположный эффект.

Это не значит, что вредны все комплименты, все благодарности, все выражения восторга.

Мы должны осознавать, что нами движет, когда мы вкладываем тот или иной смысл в наши слова (искреннее выражение восторга предпочтительнее сильного желания управлять будущим поведением своего ребенка) также хорошо, как и то, какого эффекта мы собираемся достигнуть.

Помогают ли наши реакции ребенку в том, чтобы он почувствовал контроль над своей жизнью, или он будет постоянно оглядываюся на нас в поисках поддержки? Помогают ли они ему больше радоваться тому знанию, что все что он делает, это именно то, что ему нужно, или превратят его в нечто, что хочет только одного — чтобы его погладили по головке.

Не так важно помнить новую последовательность действий, как важно хранить в сознании образ того, какими мы хотим видеть своих детей в далеком будущем, и наблюдать за эффектом, которые оказывают наши слова. Плохая новость заключается в том, что использование позитивного подкрепления не так уж и позитивно. Хорошая же новость в том, что вам больше не нужно оценивать своих детей для того, чтобы поощрить их.

Из книги Элфи Коэн «Безусловные родители»

Источник: http://dddeti.ru/stati-obzory/psihologija/obratnaja-storona-postojannoi-pohvaly.html

Ценить без оценки: Как работает закон похвалы по отношению к супругу

Истина, ставшая прописной: чтобы человек становился лучше и достигал большего, его нужно хвалить. Например, если хвалить ребенка, он вырастет спокойнее и по пути истреплет нервы меньшему количеству окружающих взрослых.

А если хвалить сотрудника (на корпоративном сленге – «давать ему положительную обратную связь»), он будет работать лучше даже за меньшие деньги. Муж не исключение: он тоже человек! Поэтому закон похвалы работает и в его случае.

Рискну предположить, что принять на веру этот факт удается не многим и не сразу. И не нужно: в мире достаточно научных работ на эту тему.

Многочисленные и многолетние исследования – от экспериментов на полевках в Стэнфордском университете до работ известного нейроэкономиста Пола Зака – доказывают, что все наши чувства, ощущения, устремления и, как следствие, достижения во многом регулируются гормональными процессами.

Начнем с нейрологии и физиологии

Если говорить конкретнее, карьеру и социальные связи человека тянет вверх тройка рабочих лошадок – нейромедиаторов и гормонов: допамин, серотонин и окситоцин.

От их концентрации в организме напрямую зависит наша уверенность в себе, нацеленность на результат, умение выстраивать социальные связи и не пасовать перед трудностями.

Важно учитывать, что наилучшим образом они действуют именно в триаде.

Достаточное количество допамина мотивирует человека к достижению цели, стимулирует к новым действиям и помогает приспособиться к изменяющимся условиям. Недостаток, соответственно, оборачивается нерешительностью, отсутствием энтузиазма и боязнью всего нового.

Выделение допамина можно стимулировать, принимая витамины группы В и препараты магния и цинка. Но также хорошо он откликается на ритуалы поощрения за полученный результат.

Вот почему стратегически полезно хвалить любимого человека даже за небольшие достижения, а крупные победы обязательно праздновать – хорошим вином, встречей с друзьями, путешествием или подарком.

После важной победы, на пике эмоций (то есть, получив дозу допамина), нужно тут же планировать новые цели: окрыленный и поверивший в свои силы муж, не сомневайтесь, способен свернуть горы.

Серотонин – мощный стимулятор познавательной активности. Он же помогает прочувствовать собственную значимость и важность. Соответственно, стабильная самооценка помогает поднять свой авторитет в глазах окружающих. Выработка серотонина угнетается в организме при дефиците солнечного света – потому прогулка с ребенком в хорошую погоду мужу пойдет на пользу.

Второй способ поднять уровень серотонина – усилить значимость любимого человека посредством выражения благодарности и уважения. Проще говоря, вернувшегося с прогулки мужа жена, выстраивающая финансовую стратегию, обязана ободрить кратким спичем о его незаменимости и огромном вкладе в семейное счастье.

Третий способ добиться требуемого уровня гормона – вспоминать об уже достигнутом: не зря в кабинетах успешных людей висят их дипломы и фото со значимых встреч. Так что, пока муж с ребенком осваивают детскую площадку, полезно было бы заняться оформлением мемори-стены, собрав на ней все достижения любимого человека.

Окситоцин, или «молекула моральности», отвечает за крепость социальных связей. Он усиливает доверие, снижает тревогу и дарит ощущение безопасности в обществе себе подобных.

Иными словами, окситоцин нужен нам, прежде всего, для того чтобы отношения с другими людьми были не в тягость, а в радость.

Доказано, что организм продуцирует этот гормон во время секса и просто нежных объятий (но объятий должно быть не менее восьми в день). Еще один фактор, стимулирующий выброс окситоцина – получение подарка.

Пока что все наши рассуждения немного напоминали описание приемов дрессуры, а не построения отношений с близким, любимым и самым родным человеком. Но, согласитесь, нет доказательств более убедительных, чем те, которые можно измерить в пробирках.

Теперь, когда, я думаю несокрушимых доказательств важности похвалы достаточно, переходим к сфере более тонкой.

Что же говорит о похвале и успехе психология?

И в психологии исследований на эту тему много, и все они в один голос твердят одно: хвалите и не бойтесь перехвалить! Например, психологи, изучающие счастье, утверждают, что счастливы те пары, в которых партнеры часто выражают друг другу свое восхищение.

Они находят тысячи поводов сделать комплимент, похвалить за удачу на работе, подчеркнуть какое-то хорошее качество характера. Все хорошее, что происходит в таких парах, – не «само собой разумеется/ну и что тут такого», а причина выразить любовь и восхищение своему партнеру.

Вы не поверите, что начинается в отношениях, когда комплименты и похвала становятся их постоянными атрибутами!

Единственное условие: делать комплименты нужно грамотно, а главное — искренне, испытывая любовь и восхищение, а не желание «переделать»:

  • Комплимент должен быть предельно конкретным. Четко представьте, что именно вас вдохновило в муже, иначе комплимент превратится в лесть. По сути, хороший комплимент — это констатация приятного факта, сделанного дела, вклада в результат.
  • Используйте словосочетание «потому что». Оно поможет конкретизировать мысли и сосредоточиться на достоинствах человека. Например: «Мне так приятно, что ты сегодня поехал за продуктами, потому что только ты умеешь выбирать такие вкусные помидоры».
  • Избегайте концентрирования внимания на очевидном, обращайте внимание на скрытые качества. Например: «Удивительно, как тебе удалось так быстро разобраться с этой программой».

Существует несколько «но», которые могут испортить целебность похвалы и превратить ее в яд:

  • Не используйте общие слова («всегда», «великолепно», «очень», «превосходно») и стандартные фразы. Обобщения вызывают ощущение неискренности и манипуляции. Согласитесь, любому человеку не очень приятно сознавать, что хвалят его формально и только для того, чтобы он запрыгнул на очередную ступеньку карьерной лестницы.
  • В комплименте недопустимо использовать наставления и поучения. Вы отмечаете только то, что было хорошо. Комплимент свысока, с чувством превосходства – это, скорее то, что вызовет агрессию, а не благодарность и радость. Вообще, если в ваших отношениях с мужем есть конкуренция и соперничество, любой ваш комплимент будет восприниматься как намек на ваше превосходство и его ущербность, — то есть иметь прямо противоположный эффект тому, о котором мы говорим. И не удивляйтесь тогда, что ваши «комплименты» становятся поводом для перебранок и недовольства.

Главное в комплименте – искренние эмоции восхищения и любви, а не те слова, в которые вы их облечете:

  • Не допускайте двусмысленности и иронии в комплиментах, отражайте только позитивные качества человека. Не заставляйте собеседника предполагать, что ваше высказывание имеет дополнительный подтекст.

Ирония – это пассивная агрессия. И не удивительно, что «ироничный комплимент» воспринимается, как подтрунивание и умаление заслуг, а не как истинная похвала:

  • Говорите только о том, во что сами верите и что вам действительно нравится: фальшь всегда чувствуется. Вы, наверное, знаете, что основную информацию человек получает отнюдь не из слов, поэтому ваше истинное отношение внесет коррективы в восприятие самых прекрасных придуманных вами фраз.
  • Чередуйте комплименты: нельзя постоянно хвалить человека за одни и те же качества. Не будьте попугаем. Даже самый удачный комплимент превращается в обыденную формальность, если повторять его сто раз.

Заключение

Тренируйтесь говорить комплименты ежедневно: это не так легко, как кажется. Если вы не находите, за что можете похвалить своего мужа, значит: а) либо вы не любите мужчину, находящегося рядом; б) либо у вас очень плохо с важнейшим навыком счастья – умением видеть хорошее в мелочах, и его нужно срочно развивать!

Если последний вариант ваш, не паникуйте, вы не одиноки. К сожалению, в наше воспитание была заложена «ошибочная программа» – «больше критикуй и станет лучше!». И поэтому навык покритиковать, выискивать недостатки, сказать «все хорошо, но…» — развит у нас с детства, передан по наследству и закреплен годами тренировок во всех сферах жизни.

А вот хвалить никто не учил. Так что нужно тренироваться и сознательно это развивать. Благо, тренировки могут стать регулярными – стартуя, как только муж переступает порог дома.

— Исследователи: У людей, которые делают фитнес-селфи, психологические проблемы

Источник: http://womo.ua/tsenit-bez-otsenki-kak-rabotaet-zakon-pohvalyi-po-otnosheniyu-k-suprugu/

Ссылка на основную публикацию