Ответственный сотрудник — психология

Психология на работе: налаживание отношений начальник — подчиненный

Эффективность и удовлетворенность работой как начальника, так и подчиненного напрямую зависят от того насколько налажены их отношения друг с  другом. Под отношениями будем подразумевать коммуникативный процесс, общение, обмен информацией.

Деловое общение – это формальные отношения в рамках профессиональной деятельности, но несмотря на это люди остаются людьми, даже будучи на работе.

Включение в общение руководителя — сотрудника психологического элемента, учитывающего не только хладнокровную логику, но и эмоциональную составляющую, значительно повышает эффективность работы, устраняет помехи во взаимопонимании, стимулирует работу подчиненных и даже дает возможность оказывать влияние на руководителя.

Чаще всего сотрудники вспоминают об эмоциях, когда это касается их личных переживаний, забывая о способности чувствовать руководителя, например, чтобы отпроситься  с работы, не выполнять задание или оправдать свои промахи.

Руководители же вспоминают о способности подчиненного чувствовать, когда нужно подчеркнуть, преувеличить негативные личностные качества сотрудника или хотят самоутвердиться, пользуясь, злоупотребляя управленческим статусом.

 И как результат — эффективность работы не меняется в лучшую сторону. Что делать?..

Намного результативнее помнить о внутреннем мире другого человека с целью добиться своих же целей, причем со знаком плюс (стратегия достижения успеха, а не избегания неудач). Другими словами, чтобы повысить эффективность работы (что нужно руководителю) или увеличить оплату труда, наладить отношения с начальством, добиться продвижения по карьерной лестнице (потенциальная цель сотрудников).

Пределом мечтания как руководства, так и подчиненных НЕ является работать меньше, и получать больше. То время, что люди не работают, они на что-то тратят, или хотели бы потратить, и деньги – всего лишь средство достижения других целей, не важно, насколько они сознательно выбраны.

Зрелой личности, разобравшейся в своих потребностях, доставляет больше радости, интереснее не бесцельные развлечения или общение только чтобы скоротать время или избавиться от скуки, а деятельность, а причем такая, которая отвечает ее личным мотивам (см. далее), при этом она видит результат, ценность своей работы.

Мотивы как способ стимулирования труда.

  1. Потребность в общении (быть частью коллектива);
  2. Самоутверждение (карьерный рост);
  3. Самостоятельность (быть начальником самому себе);
  4. Стабильность (надежность, уверенность в будущем);
  5. Рост как профессионала (любознательность, интерес именно к этой деятельности);
  6. Справедливость (потребность в поощрении за хорошо проделанную работу);
  7. Потребность быть лучше (соревновательность).

“Дайте человеку то, что он хочет, чтобы он захотел дать вам то, чего хотите вы”. Единственное, если вашим ведущим мотивом является, например, стабильность, вовсе не обязательно, что у вашего руководителя или подчиненного она также на первом месте.

Например, Методика диагностики направленности личности Б. Басса (Опросник Смекала-Кучера) или Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной позволяет выявить направленность личности, которая может им самим даже не до конца осознаваться и “подобрать ключик” к человеку.

Налаживает отношения начальник подчиненный понимание того, чем именно в первую очередь удовлетворен другой человек (или в наименьшей степени). Отбросим, на какое то время, финансовую сторону.

В статье “Психология богатства и бедности.

Сколько денег нужно для счастья?” уже упоминалось какие скрытые, бессознательные или плохо осознаваемые мотивы могут толкать человека к обогащению ради обогащения, власти ради власти, иначе, к зависимости от денег.  

Работа должна стать не просто местом, куда человек ходит, чтобы получить гарантированную зарплату, а чем-то большим. В противном случае понадобится просто космическая сумма  и даже она, вполне возможно, не  будет отвечать главным мотивам человека.

Сейчас речь не идет о накоплении крупной суммы за короткий срок с дальнейшим увольнением (дауншифтинг, например).

Работа делает человека счастливым, если он может на ней раскрывать свой потенциал, приложить свои способности, видеть свой профессиональный рост, результативность труда, чувствовать себя компетентным, ценным, нужным.

Поэтому в интересах, как руководителя, так и начальника знать о ведущих мотивах друг друга, иметь представление насколько они удовлетворены, и подчеркивать, как успех работы способствует достижению личных целей человека.

В данной ситуации у руководителя больше возможностей, ему легче выявить ведущую потребность сотрудника, и сделать упор в работе на важные для сотрудника мотивы.

Когда вам приходится общаться с начальником, следует помнить, что он такой же человек, и его статус, полномочия и обязанности не лишают его простых человеческих черт, личностных свойств.

Вовсе не обязательно напрашиваться в друзья к руководству.

Но видеть под маской руководителя человека, знать его ценности (именно знать, а не предполагать исходя из своих) – обязательно для налаживания отношений и комфортного общения.

Поэтому в общении должна присутствовать обратная связь. К примеру, если вы как начальник объясняете одному из подчиненных, как нужно изменить работу, это только начало передачи информации.

Чтобы общение стало эффективным, ваш сотрудник должен сообщить вам, своими словами, как он понимает задание и ваши ожидания в отношении результатов его деятельности. Обмен информацией происходит только в том случае, когда одна сторона дает информацию, а другая принимает ее.

В случае если вам что-то не понятно или объективно не устраивает в поведении руководителя, следует сказать об этом, делая упор на ожидаемый им успешный результат. Вы имеете право всегда самостоятельно давать оценку своего состояния во время общения с руководителем.

Главное, чтобы ваши слова не звучали как оправдание не желания выполнять задание или критика поведения руководителя.

psycabi.net

Другие статьи, которые могут быть вам интересны:

  • Назад: Психология рекламы: приемы воздействия маркетинга – найти и обезвредить.
  • Вперед: Психология манипуляции: почему люди манипулируют?

Источник: https://psycabi.net/psikhologiya-vliyaniya/266-psikhologiya-na-rabote-nalazhivanie-otnoshenij-nachalnik-podchinennyj

Как выбрать ответственного сотрудника: 6 простых способов

О том, что он ответственный сотрудник, заявляет каждый кандидат. Это одно из самых частотных качеств, упоминаемых в резюме. Как определить, ответствен ли соискатель не только на словах, но и на деле? В статье вы найдете шесть идей для такой проверки.

В одной из финансовых компаний открыли новое управление – разработки банковских и страховых продуктов. HR-службе поставили сложную задачу – найти настоящих профессионалов, собрать в новом управлении «звезд». Оклады установили соответствующие.

Вместе с профильными подразделениями компании HR-служба разработала тесты и кейсы, позволяющие оценивать профессионализм претендентов. Вскоре подразделение «звезд» было укомплектовано. Однако время шло, а результаты их работы оставляли желать лучшего.

Креативных идей мало, да и те, что есть, как выяснялось, недостаточно тщательно продуманы. Всплывали ошибки, происходили различные технические сбои.

Обсудив положение дел с гендиректором, HR-директор установил высокие KPI сотрудникам-«звездам», составил расписание, когда они будут отчитываться. Но это не исправило ситуацию. Тогда Директор по персоналу побеседовал с сотрудниками, которые по роду деятельности общались со «звездами», сам понаблюдал за ними и понял, в чем дело.

Они были слишком самоуверенными, полагали, что все знают и умеют. К работе эти профессионалы относились с прохладцей. Словом, специалисты недостаточно ответственно подходили к делу. А это не компенсировать усилением контроля и повышением KPI. Было решено уволить всех «звезд» и набрать сотрудников заново.

Но только теперь оценивать, присуще ли им такое качество, как ответственность.

1. Менеджер по подбору и руководитель подразделения могут по-разному понимать, что такое ответственность. Используйте 7 определений ответственного сотрудника

То, что новый сотрудник должен обладать таким качеством, как ответственность, руководитель обычно указывает в заявке на подбор, которую передает в HR-службу. При всей, казалось бы, очевидности значения слова «ответственность» можно дать ему разные трактовки. Существует как минимум семь определений ответственного сотрудника:

  1. Отвечает за свои слова, всегда выполняет обещания, на него (или на нее) можно положиться.
  2. Не ждет указаний, умеет принимать решения и им следовать.
  3. Думает про команду, берет на себя ответственность за работу коллег и подчиненных.
  4. Не ищет виноватых, признает свою вину и свои ошибки и сам их исправляет.
  5. Знает свое дело – работает добросовестно, быстро и качественно.
  6. Приходит вовремя на работу и сдает проекты в срок.
  7. Несмотря на трудности, доводит работу до конца.

Нельзя исключить, что HR-менеджер понимает под ответственностью нечто иное, чем руководитель подразделения. Поэтому просите менеджеров по подбору обязательно уточнять у руководителей подразделений, как они понимают ответственность применительно к конкретному сотруднику. Тогда удастся избежать многих ошибок.

2. Обратите внимание на мелочи: посмотрел ли кандидат схему проезда, звонил, если опаздывал

Даже по тому, как кандидат добирается к вам в компанию на собеседование, можно судить, насколько он ответственный человек.

Если, предположим, кандидат начал звонить вам за час до собеседования и спрашивать адрес вашей компании, уточнять, как добираться (хотя вы высылали адрес и схему проезда на электронную почту соискателя), скорее всего, он не очень ответственный человек.

Иначе непременно зашел бы на сайт компании, изучил схему проезда и если и позвонил в компанию, то только чтобы уточнить отдельный нюанс.

Об уровне ответственности свидетельствует и поведение кандидата в случаях, когда он опаздывает на собеседование. Если он звонит заранее и предупреждает, что зашел или заехал не туда, скорее всего, он ответственный.

Если же звонит в то время, когда уже должно начаться собеседование, либо вообще не звонит и не предупреждает об опоздании, а просто приходит позже, можно предполагать, что он недостаточно ответственный (другие мелочи, которые могут служить показателями безответственности, см. в схеме ниже).

Руководитель отдела подбора назначил собеседование кандидату на должность инженера на завтра на 12.00. В 11.45 следующего дня соискатель позвонил на мобильный телефон HR-а и сказал, что у него неожиданно изменились планы по не зависящим от него обстоятельствам, и приехать к 12.00, как договаривались, он не сможет.

Руководитель отдела подбора был неприятно удивлен тем, что кандидат позвонил всего лишь за 15 минут до собеседования – неужели он только сейчас узнал, что появились неожиданные обстоятельства?! Но HR-специалист решил не судить соискателя сразу строго и поинтересовался, когда тот сможет подъехать на интервью. Договорились на следующий день на 14.00. Но в 13.

40 инженер снова позвонил на мобильный HR-а и стал расспрашивать, на какой улице находится офис, какие ориентиры есть поблизости, и добавил: «У меня дома сломался принтер, и я не распечатал схему проезда». Потом поступило еще три звонка от претендента. Наконец он добрался с опозданием в 20 минут. HR-специалист побеседовал с ним, но уже решил, что на второй отборочный тур его не пригласит.

Таких качеств, как ответственность и дисциплинированность, претенденту на пост инженера явно недостает.

Схема. 4 мелочи, которые показывают, что кандидат безответственный

Вам может быть также полезен материал: «Нужно оценить личностные качества кандидата. Какие методики и кейсы использовать на собеседовании».

3. Спровоцируйте кандидата на откровенность, посочувствуйте: «И вы безропотно выполняли такой объем работы?!»

Такое можно сказать, когда вы разговариваете с кандидатом о его предыдущих местах работы и о круге обязанностей. Изобразите, будто Вы удивлены, насколько широким был круг его трудовых обязанностей (возможно, он и в самом деле был широк).

А затем выразите легкое недоумение: «Как только у вас хватало на все сил?! И вы терпеливо тащили на себе весь этот груз?».

Можно также заметить, что бывают недобросовестные работодатели, которые норовят взвалить на тех, кто везет, весь груз работ, а потом еще ругают этих исполнительных сотрудников за малейшие огрехи, словно испытывая терпение людей.

Посмотрите, какой будет реакция претендента на ваши слова. Возможно, он подхватит ваши рассуждения и станет говорить о недобросовестных работодателях. Тогда спрашивайте, приходилось ли кандидату иметь дело с такими работодателями, не пытался ли он как-то объяснить руководству, что нельзя так загружать сотрудников.

Обсуждая с HR-менеджером нерадивых работодателей, соискатель рассказал, что ему приходилось трудиться у таких. На вопрос менеджера по подбору о том, предпринимал ли он попытки как-то исправить ситуацию и снизить неоправданно высокую нагрузку, устранить невыполнимые требования со стороны руководителя, кандидат сказал: «Пытался, но бесполезно.

Читайте также:  Испанская система образования - психология

В какой-то момент я просто перестал выполнять часть поручений. Да, я терял часть бонуса. Ну и что?! Эта часть не стоит затрачиваемых сил. Да и компания – не мой бизнес. Почему я должен работать на нее по 10 часов в сутки?!». Определенная логика в такой позиции есть, и в принципе кандидата можно понять.

Но сам факт того, что он просто брал и молча не выполнял задания, говорит о том, что он может быть безответственным. Ведь наверняка соискатель являлся звеном в цепи бизнес-процессов, и от его работы зависели другие люди.

Получается, он ставил их в непростое положение и, как следует из его слов, не думал об этом, даже не жалел, что ему приходится срывать некоторые задания и подводить коллег.

Обнадеживающим можно считать, скажем, такой ответ: «Я осознавал, что нагрузка высокая, и, когда руководство проигнорировало мои заявления об этом, стал искать новое место работы. Но до увольнения я старался выполнять все задачи. Ведь от результатов моей работы зависели результаты коллег. Подвести я никого не мог, а потому задерживался на работе». Этот человек, скорее всего, ответственный.

Еще больше интересных материалов по теме вы найдете в разделе сайта «Подбор персонала».

4. Предложите соискателю решить кейс «Требую повышения»

Так вы поймете, готов ли человек брать на себя ответственность. Суть кейса в следующем: сотрудник, который уже несколько лет занимает в отделе одну и ту же должность, попросил руководителя повысить его.

Тот согласился, но поставил три условия. Кандидат должен оценить каждое условие. По тому, что он скажет, вы сможете судить, боится кандидат ответственности или нет.

Текст кейса и ключ к нему вы можете скачать в разделе «Вложенные документы» в конце статьи.

5. Спросите: «Что сказал бы о вас бывший босс?». Потом предложите позвонить ему

Неожиданно задайте этот провокационный вопрос: «Если бы мы спросили вашего бывшего руководителя, он охарактеризовал бы вас как ответственного человека?». С большой долей вероятности можно предполагать, что кандидат ответит: «Да» (даже если это не так).

После этого скажите: «А давайте прямо сейчас позвоним ему. У вас ведь есть номер его мобильного или рабочего телефона?». Теперь наблюдайте за поведением кандидата.

Если он скажет, что у него нет номера телефона бывшего шефа, либо неуверенно произнесет: «Ну, я не знаю, хорошо ли это …», или предложит: «Давайте не сейчас?», это, скорее всего, говорит о том, что кандидат хочет уйти от разговора с бывшим руководителем.

Скорее всего, человек не уверен, что шеф охарактеризует его именно как ответственного сотрудника, и кандидат склонен приукрашивать себя.

6. Расскажите историю об ошибке сотрудника. Поймете, отвечает кандидат за свои действия или склонен винить других

Это проективный тест: мы побуждаем кандидата рассуждать якобы отвлеченно, а на самом деле понимаем, как действует и мыслит он сам. История может быть такой.

В компании работал высококлассный специалист, которого все сотрудники уважали, а начальство ценило. Но вдруг конкуренты стали переманивать ценного специалиста. Он клюнул и перешел к ним.

Однако вскоре понял, что высокая зарплата объясняется тем, что приходится работать в условиях жуткой многозадачности. Через три месяца ценный кадр выдохся, уволился от конкурентов и попросился в компанию.

Гендиректор разрешил взять его обратно.

Узнайте, что думает об этой истории кандидат. Если он станет говорить о том, что во всем виновато начальство компании, из которой уходил специалист, то, скорее всего, кандидат склонен перекладывать ответственность на других.

Если же станет упирать на то, что специалисту следовало все уточнить и узнать, прежде чем переходить в другую компанию, вспомнить пословицу «Хорошо там, где нас нет» и не сбрасывать со счетов, что его ценили в компании, то, вероятно, он возлагает ответственность за свои действия на себя. И не склонен действовать бездумно.

Чтобы взращивать внутри компании сотрудников с ответственным подходом к работе, позаботьтесь о правильной атмосфере в коллективе. О том, как создать условия развития лидерства, читайте в материале Юрия Григорьяна.

Важные выводы

  1. Увидеть, действительно ли ответственность – черта характера кандидата, помогут провокации: удивитесь, как он мог вынести такую нагрузку. Возможно, окажется, что он игнорировал задачи.
  2. Кандидат проявит истинное отношение к работе, если задавать проективные вопросы и кейсы («Бывают нерадивые работодатели …», «Сотрудника переманили конкуренты …»).
  3. «А давайте сейчас позвоним вашему руководителю и спросим, ответственно ли вы подходили к делу?». Предложив это вдруг кандидату, HR-менеджер увидит неподдельную реакцию.

Источник: https://www.hr-director.ru/article/65655-red-qqe-15-m8-kak-vybrat-otvetstvennogo-sotrudnika

Психология работы с проблемными сотрудниками

Нынешняя непростая финансовая обстановка заставила HR-в задуматься над сложными вопросами.

Каким образом можно успокоить волнения, связанные с сокращением рабочих мест? Как предотвратить панику и упадническое настроение персонала? Эти проблемы в совокупности со стрессом, нервными переживаниями не лучшим образом сказываются на производительности труда сотрудников. А ведь как никогда сейчас нужно всем работать с максимальной отдачей.

Объективные факты

Работа менеджера по персоналу в условиях кризиса усложняется, так как помимо HR-технологий особенно активно приходится использовать психологические техники, в том числе такие, как манипуляция, принуждение и другие.

Все дело в том, что порой невозможно сохранять взаимоотношения между руководителями и подчиненными только в рамках деловых.

В кризисных ситуациях в ответ на сообщение работодателя у сотрудника появляется соблазн перейти «на личность» и прибегнуть к психологическому давлению на начальника.

Например, руководитель сообщает сотруднику о необходимости увольнения ввиду финансовых затруднений в компании. Люди разные, поэтому и реакцию на такое сообщение предсказать сложно.

Одни сотрудники, узнав всю ситуацию, ведут себя в рамках деловых отношений, без излишних эмоций и агрессии, уточняя детали процесса и возможные последствия для себя. Это идеальный вариант.

Другие проявляют агрессию, или наоборот, апатичность, начинают плакать и пр. И это тоже надо учитывать менеджеру по персоналу.

К сожалению, и сами компании в период нынешних финансовых неурядиц прибегают к психологическому давлению на сотрудников. Такие действия не делают чести работодателю и могут серьезно повлиять на его имидж на рынке труда.

Какой сотрудник — проблема?

Чтобы не быть застигнутым врасплох неожиданной реакцией сотрудника на кризис в компании, давайте разберемся, какие работники в это время будут наиболее проблемными. Условно распределим людей в группы по эффективности их труда, личностным особенностям и мотивам, определяющим их отношение к работе.

Энтузиасты. Сотрудники, для которых главным мотивом в работе является интерес. Они инициативны, амбициозны, обладают высокой работоспособностью. Однако в условиях кризиса, когда многие новые проекты сворачиваются, у таких сотрудников снижается заинтересованность в работе.

Если в компании в будущем планируется открытие новых направлений, то таких работников отпускать нельзя, и нужно переориентировать их, например, на преобразование старых проектов с учетом кризиса. При этом обратите внимание, что такие сотрудники любят публичное признание их заслуг.

Если их не поддерживать, то в условиях потери интереса к работе они, как правило, увольняются сами.

Трудные сотрудники. Такие работники были приняты в компанию в результате ошибки на этапе рекрутинга, когда взяли специалиста не с тем опытом. Сложно понять мотивы, побудившие таких людей поступить на работу, которую они не смогут выполнить хорошо.

Если у него нет других профессиональных черт, компенсирующих его недостатки как специалиста, то сейчас, в условиях кризиса, он будет первым в списке на увольнение.

Дальнейшее взаимодействие с ним будет зависеть от его личностных особенностей (например, агрессивность, обидчивость) и причин, по которым он устроился на работу (например, если нет другой работы), и строиться с их учетом.

С такими сотрудниками лучше всего говорить на языке фактов (не успел выполнить в срок, допустил серьезную ошибку и пр.), проводить аттестацию накануне увольнения.

Сотрудники с психологическими проблемами. Это наиболее сложная группа людей. Они могут быть эффективными в работе.

Однако добиваются результатов за счет индивидуальных качеств, которые могут казаться коллегам причудливыми или раздражающими, например, излишняя педантичность или склонность к сплетням.

Мотивы, определяющие его профессиональную деятельность, могут быть самыми разнообразными: хорошее или плохое настроение или самочувствие, излишняя болтливость и общительность, чрезмерная замкнутость и другие.

Если ценность такого сотрудника велика даже в кризисное время, то придется мириться с его особенностями или пригласить к нему психолога. Если вы приняли решение с ним расстаться, то реакция на ваше заявление полностью непредсказуема и зависит не только от умения убеждать, но и от психологической грамотности.

Словарь HR-аЛокус контроля — психологическое свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним (способности, знания человека) либо внешним (объективные обстоятельства, независящие от действий людей) факторам.Самооценка — в кадровой работе это деловая оценка сотрудником своей профессиональной компетентности.Мотив — побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.

Как реагировать?

Выстраивая защиту от необоснованных, на ваш взгляд, реакций со стороны персонала, помните, что если ваши действия в рамках закона, то сотрудникам сложно будет что-либо выдвинуть против кроме своих эмоций и душевных переживаний.

Если эмоциональная реакция работников излишняя, используйте психологические методы.

Они помогут как в отношении тех сотрудников, кто уйдет (чтобы сохранить имидж компании), так и тех, кто останется (чтобы воодушевить или пресечь панику).

Необходимо сдерживать нервозность руководителей среднего звена, от которых, как правило, беспокойство передается и всем их подчиненным. Полезно информировать всех сотрудников о том, какую стратегию и тактику приняло руководство с учетом сложившихся условий, какой антикризисный план разработала компания.

Необходимо психологически готовить сотрудников к переменам, объяснять, что кризис — это время новых возможностей. Информировать персонал можно как с помощью почтовой рассылки, так и на локальных планерках внутри отдельных коллективов.

С сотрудниками лучше соблюдать прозрачность во всем, поскольку неизвестность порождает домыслы и слухи.

Есть общие психологические «инструменты», которые помогут вам управлять разнообразными реакциями сотрудников в случае их вынужденного, но обоснованного с точки зрения закона, увольнения. Так, если сотрудник проявляет агрессию, постарайтесь не прерывать поток его эмоций.

С одной стороны, это позволит ему избавиться от накопившегося негатива. С другой — вы узнаете то, о чем сотрудник умалчивал в разговорах с вами, настроение внутри коллектива или ваши управленческие упущения.

Поэтому эффективными методами здесь будет слушание и правильно построенная беседа.

Самая предпочтительная схема для сообщения неприятной новости о сокращении следующая. Сначала поблагодарите сотрудника за работу у вас, затем объясните причины, почему компания с ним вынуждена расстаться, например, финансовые затруднения из-за перебоя с заказами.

В заключение беседы используйте прием «поглаживания», то есть постарайтесь вызвать приятные эмоции у сотрудника: сообщите о размере выходного пособия и хороших рекомендациях. Конечно, хорошо, если сотрудник все-таки согласился с вашими доводами и больше не затевал скандалов.

Если нет, используйте установленную законом процедуру увольнения.

В случае если сотрудница пустилась в слезы или сотрудник выглядит подавленным, также поможет «поглаживание». Подчеркните их былые заслуги (даже если они незначительные) и выразите уверенность, что с таким профессионализмом новая работа быстро найдется, а вы в свою очередь подтвердите, если новый работодатель спросит о рекомендациях.

Все будет хорошо!

А как быть с теми, кто остался? Как воодушевить их на новые трудовые подвиги? Здесь уже ключевую роль должен играть руководитель, который своим примером может убедить оставшихся сотрудников, что кризис — это время интенсивной работы, порой с перегрузками, стрессом. Но отчаиваться не стоит, а нужно продолжать идти вперед, невзирая на преграды и надеяться на лучшее.

Как уже упоминалось выше, на вооружении руководителя организации несколько инструментов — коммуникативные каналы, например, электронная почта, личностные особенности, например, харизма, и другие качества, позволяющие анализировать ситуацию и оперативно принимать управленческие решения. Основные линии поведения руководителя в период кризиса — выступления с обращениями к сотрудникам, личный пример, демонстрирующий настрой, работоспособность и умение бороться со стрессом и нагрузками. Пригодятся и знания о своих сотрудниках и их возможностях.

Таким образом, ключевое значение приобретает личность руководителя, который должен проявить уверенность и веру в победу, быть открытым, суметь сплотить команду и организовать эффективное взаимодействие. Главное — смотреть в будущее с изрядной долей оптимизма!

Читайте также:  Игра «ведущий дискуссии» - психология

В настоящее время сотрудники более всего опасаются сокращений и снижения заработной платы. При этом возрастет конкуренция: персонал, понимая, что останутся только лучшие и эффективные сотрудники, начнет работать с полной самоотдачей.

В целом морально-психологическое состояние коллективов зависит от руководителей, которые разъясняют причины и источники кризиса, суть принимаемых руководством мер, перспективы развития компании.

Надо помнить, решение и выход из кризиса есть всегда!

Галина Ускова
По материалам «Кадровое дело»

Источник: http://hr-portal.ru/article/psihologiya-raboty-s-problemnymi-sotrudnikami

Психология руководителя — Всё об индивидуальном предпринимательстве

Руководитель — это не должность,
а психология, образ жизни и образ мысли.

Как часто приходится видеть руководителя, который буквально выбивается из сил, но ничего в компании изменить не может, да и не сильно хочет.

А еще у таких директоров полностью отсутствует понимание, что же надо делать, какова перспективная цель компании. И главная проблема заключается в том, что они не знают, как надо руководить, и не хотят этого знать.

Печально это осознавать, но эта статья адресована тем, кто хочет меняться, кто понимает необходимость образования и саморазвития для руководителей.

С того момента, когда в вашем подчинении оказываются люди, директором вы стали или владельцем собственного индивидуального предприятия, вам надо постоянно совершенствовать свои навыки управления, пойти учиться, записаться на курсы менеджмента и управления персоналом, надо регулярно повышать свой уровень профессионализма.

Руководитель – не только стратег, он – человек, который собирает все маленькие винтики производства в один большой механизм, который при правильной организации начинает работать и приносить прибыль.

И никогда не надо забывать, что непосредственно работой и производством занимаются люди, то есть подчиненные.

Поэтому одним из главных направлений руководящей деятельности является изучение и применение на практике психологии управления.

Психология управления – глобальная сфера знаний и практических приемов, которая изучает закономерности деятельности руководители и способы воздействия на подчиненных, направленных на повышение эффективности работы предприятия.

Если руководитель овладевает основами психологии управления, то он начинает анализировать психологические условия в коллективе и корректировать их, если они не работают на главную цель – по повышение качества работы.

Психология управления подразумевает несколько этапов работы: диагностику состояния системы управления, прогноз изменений в данном процессе, формирование поведенческих схем для подчиненных, создание плана выполнения намеченных действий и его реализация.

Задачи, как видите, глобальные.

Для этого руководить, как правило, доверяют людям разносторонне развитым, способным анализировать и принимать ответственные решения, людям, которые сочетают в себе опыт, образование, знания, умения, профессиональное чутье и талант психолога.

Еще важно руководителю иметь здравый рассудок, оптимизм, способность повести за собой, вдохновить. Как видим, психологических талантов в руководителе должно быть не меньше, чем управленческих и профессиональных.

Директор должен знать основы психологии еще и для того, чтобы вовремя увидеть в человеке его особенные черты, но не просто для того, чтобы их обсудить с соседом, а для того, чтобы использовать их для достижения производственной цели.

Если же эти таланты спят или находятся в зачаточном состоянии, то надо их увидеть и создать почву для развития, для того, чтобы ваш подчиненный стал со временем профессионалом, гордостью компании.

Кроме того, руководитель должен практически мгновенно замечать и недостатки сотрудника, чтобы еще на стадии принятия его на работу предусмотреть будущие проблемы и оценить все возможные риски для здорового психологического климата формы.

Руководитель также должен постоянно изучать влияние внешних факторов на сотрудников компании. Воздействие «со стороны» всегда присутствует и воздействует на вашу компанию массово. К примеру, повысились цены на КЖХ, ваша фирма стала автоматически платить больше по коммунальным счетам.

Но не только вы в числе пострадавших, но и ваши сотрудники! Они тоже начали платить больше, и негатива в их душе прибавилось. Отсюда мысли о том, что все повышается, кроме зарплаты, директор — … (стандартное ругательство), и никто не может помочь. Лояльность к компании снижается.

И руководитель, как хороший психолог, должен понять, что происходит, и не допустить снижения производительности, что неизбежно в ситуации недовольства.

Что же можно предпринять? Подумайте, как можно стимулировать работников к труду. Если нет возможности прибавить зарплату, то дайте им другой бонус, товарно-материальный, или измените систему премирования, когда за больший труд сотрудник получит большие деньги.

А может, вам достаточно будет переговорить с неформальным лидером, убедить его в том, что нельзя поддаваться панике и если именно в этот момент начать работать лучше, можно вырваться в лидеры рынка.

Вариантов масса, и выбор конкретного пути действия зависит от индивидуальных особенностей вашего предприятия.

Еще раз подчеркнем, что руководитель всегда должен стремиться к знаниям, и овладев ими – должен стремиться активно использовать их на практике. И только в этом случае процесс управления в целом будет грамотным, труд на вашем предприятии для сотрудников станет комфортным.

Какими психологическими навыками должен владеть руководитель

Первое и основное умение руководителя – создать из разношерстных сотрудников коллектив. Слаженную и сплоченную команду. Это самое сложное, особенно, если в коллективе есть творческие специальности. Поэтому каждый руководитель подбирает таких сотрудников, в которых он уверен, как в отличных воплотителях его идей.

Даже если руководитель приходит в действующее укомплектованное предприятие, кадровые перестановки считаются совершенно логичным явлением. Данные меры тогда лишь оправданы, когда ситуация на рабочем месте развивается и становится лучше, когда увеличивается прибыль и зарплаты работников.

Для того, чтобы такой результат стал возможным, руководитель должен обладать определенными навыками.

  1. Руководитель должен видеть будущее, он должен уметь здраво фантазировать, его мышление должно быть разумно творческим, его воображение должно быть реалистичным.
  2. Каждый сотрудник – это набор ценных для производства качеств, надо их разглядеть и развить, негативные черты попытаться блокировать. Причем все это определять необходимо на стадии собеседования при приеме на работу.
  3. При развитии положительных качеств работника необходимо грамотно стимулировать его рост продвижением по службе.
  4. Подбирать сотрудников не только по степени профессиональной подготовки, но и по совместимости друг с другом.
  5. Обладать основами диагностики психологических качеств сотрудников для подбора в структурные подразделения компании.
  6. Видеть психологические проблемы в коллективе, как постоянные, так и временно возникающие. Обладать умениями купировать последствия и причины таких проблем.
  7. Развивать аналитические способности, проводить работу в этом направлении не только в коллективе, но и с собой. Стремиться к развитию, к познанию нового, быть примером во всем для своих подчиненных.
  8. Много читать и на основе чужого опыта выводить свои постулаты и принципы психологической работы. Совершенствование навыков убеждения, что позволит создать эффективную команду.
  9. На собственном примере убеждать сотрудников в ответственности за свои дела. Если вы принимаете решение, то несете полную ответственность за него. Сотрудник принимает решение в размере своей компетенции, и за него он также несет полную и безоговорочную ответственность, эту мысль необходимо доходчиво, но верно вложить в понимание подчиненных.
  10. Научитесь грамотно советоваться с сотрудниками. Если вы заведете такое правило, совместно принимать совещательное решение относительно какого-либо вопроса, то каждый сотрудник будет чувствовать долю ответственности за тот путь, по которому идет предприятие. Заметьте, решение вместе принимается совещательное, а директором лично – окончательное.
  11. Развивайте скорость мышления, умение грамотно излагать свои мысли и быстро анализировать то, что говорят вам. От скорости принятия решения иногда зависит судьба всего бизнеса. И только глядя на деловые качества руководителя, подчиненные смогут понять, куда им идти и к чему стремиться.
  12. Проявляйте свои волевые качества, и подводите подчиненных к их проявлению, но совершенно обдуманному, деловому. Волевыми качествами являются инициативность, самостоятельность, смелость, здравый риск и самостоятельность. Отмечу, что в первую очередь это качества руководителя, и только избранные работники кроме него могут позволить себе проявить их в производственном процессе. Совершенствуйте свои навыки, оттачивайте их ежедневно, показывайте подчиненным, что вы – впереди планеты всей, что вы – трудитесь и на благо компании и над собой. И они пойдут за вами, непременно и бесповоротно.

Важные моменты, на которые должен обращать внимание руководитель

При обсуждении проблем руководитель должен обращать внимание на определенные моменты, при такой работе в коллективе будет складываться правильная конструктивная психологическая атмосфера, способствующая развитию, а не моральному подавлению желания работать.

К примеру, сотрудник не выполнил вашего поручения.

Можно сказать: как ты мог, ты провалил дело, что тебе вообще можно доверить? А можно еще и так отреагировать: что тебе помешало выполнить поручение, у тебя все нормально, ты ведь способен на много большую работу выполнить, а тут такое прокол, расскажи, в чем дело?

Понятно, что реакция сотрудника будет совершенно разная. Поэтому придерживайтесь основных правил создания позитивного настроя на работу.

  1. Выделяйте в своих беседах с подчиненными не то, чего им не хватило, а то, чего все же удалось достигнуть. И, что называется, «танцуйте от печки», от достигнутого уровня, даже если вы это делаете в восемнадцатый раз. Помните, что неудача сотрудников, это в первую очередь промах руководителя.
  2. Анализируя произошедшее, конечно, надо говорить о негативе, но так стройте беседу, чтобы на первом месте оказалось позитивное будущее, а не негативный предыдущий опыт.
  3. Всегда акцентируйте внимание на том, чем обладает компания, а не на предстоящих трудностях. У вас есть позитивные ресурсы? Вот и отталкивайтесь от них, но не забывая упомянуть об опасностях, и принимая все меры, чтобы их минимизировать. Не программируйте неудачу, не детализируйте предстоящие неприятности, но подробно объясняйте подчиненным о преимуществах компании и их личных, если задача будет отлично выполнена.
  4. В каждом сотруднике замечайте позитивное и все время напоминайте коллективу о том, что в каждом из них есть масса достоинств, которые, если их сложить, станут мощным инструментом к достижению успеха.
  5. Обязательно вспоминайте почаще о том, что когда-то вы вместе уже достигли успеха, анализируйте этот путь, берите из него самое лучшее и совершенствуйте, делайте этот опыт стартовой площадкой для новых свершений.

И в завершении позволю себе процитировать одного из самых находчивых и предприимчивых героев человечества по фамилии Мюнхаузен: «Улыбайтесь господа. Умное лицо ещё не признак ума, все величайшие глупости на земле, совершаются именно с этим выражением лица». Жаль, что персонаж этот литературный, вот бы с ним поболтать на позитиве о психологии!..

Е.Щугорева

Источник: http://indivip.ru/sovety/psixologiya-rukovoditelya.html

Психология руководителя

Если вы считаете, что психология руководителя – это лишь пустые слова, которые ничего не значат, вы ошибаетесь. Руководитель – это не только должность, но еще и своеобразный образ мысли, жизни и особенная психология.

Психология руководителя – это очень важный аспект, овладев которым человек начинает достигать успеха в кратчайшие сроки.

Овладение подобными навыками позволяет человеку занимать более высокие посты, становиться лидером, которого при этом будут слушать и уважать.

В противном случае, если вы не будете владеть психологией руководителя, возможно, вам и удастся занять более высокую должность, но при этом подчиненные вряд ли будут с вами считаться.

Отсутствие навыков простейших психологических приемов для руководителя чревато серьезными последствиями для его карьеры в первую очередь. В таком случае ему не удастся эффективно работать и управлять людьми.

Но главное, что должно отличать хорошего руководителя от простого работника, – это его ответственность. Это и не удивительно, ведь именно руководитель несет ответственность за все действия его подчиненных.

Читайте также:  Игра «лидер – это…» - психология

Поэтому  руководителю должны быть присущи особые личностные характеристики, особый образ мысли и стиль жизни.

Каким должен быть руководитель

Психология руководителя направлена на то, чтобы думать масштабно, быть нацеленным на результат и устремлять свой взгляд в  будущее.

Если же руководитель будет пренебрегать указанными аспектами, то, скорее всего, он начнет копаться в своих былых ошибках или ошибках своих сотрудников.

Тем самым утратится позитивный настрой, а когда компании нужно будет двигаться вперед, она остановится на месте.

Поэтому, изучая психологию руководителя, каждый должен усвоить для себя одно простое правило: «Кто не двигается вперед, тот двигается назад». Другого варианта в бизнесе просто не существует. Итак, основные правила или психологические приемы руководителя условно можно разделить на следующие моменты:

  1. Сотрудникам необходимо создавать правильную атмосферу обсуждения.
  2. Если вы уже начали говорить о прошлом в негативном свете, то следует предложить грамотное решение на будущее.
  3. Ваши формулировки всегда должны быть четкими, ясными и понятными. В таком случае ваши подчиненные смогут выполнить в точности то, что вы от них ждете.
  4. Разговор с любым человеком всегда следует завершать на позитивной ноте. Тогда о вас у него сохранятся лишь позитивные впечатления, что в будущем поспособствует такому же позитивному началу разговора.

Как видите, психология руководителя – очень мощный инструмент, владеть которым должны все люди, стоящие на руководящих должностях.

В жизни психологические приемы руководства могут пригодиться на каждом шагу, причем иногда даже тем людям, которые далеки от подобных должностей. Поэтому изучить психологию руководителя будет нелишним многим людям.

Источник: http://VitaPortal.ru/psihologiya/psihologiya-rukovoditelya.html

Развитие чувства ответственности

Термин «ответственный человек» стал весьма популярным в наше время. Его можно наблюдать даже в объявлениях о вакансии в качестве обязательного требования к кандидату.

Как свойство личности слово «ответственность» нельзя найти даже в больших толковых словарях. Тем не менее, многие люди имеют свое мнение относительно его значения.

Характеристика ответственного человека – понятие весьма субъективное. Давайте же разберемся, что такое ответственность.

Ответственность – это умение и желание личности вкладывать свое время, деньги или часть свободы для достижения определенной цели. В отдельных случаях термин может включать также способность понести наказание за свои поступки.

В подобных ситуациях ответственность подразумевает некую справедливость личности в том, как она относится к себе. Человек соглашается с тем, что его поступки заслуживают некоторого порицания, и готов нести ответственность за них.

Этот термин довольно-таки древний, он встречается во многих языках. Что интересно, во всех случаях он связан с умением реагировать или отвечать на что-либо, а также ассоциируется с определенным наказанием. Изначально кара являла собой вполне осязаемое понятие. К примеру, убийство наказывалось некоторой компенсацией морального и материального ущерба.

Сегодня чувство ответственности больше ассоциируется с умением человека держать данное слово, а также принимать решения, при котором личность действует не только в собственных интересах. Понятие ответственности значительно шире, нежели термин «обязательность». Тем не менее, второй является неотъемлемой составляющей первого.

Ответственность имеет место лишь тогда, когда существуют отношения двух и более людей. То есть, такого понятия, как ответственность, не существует вне социума.

Тогда же, когда речь идет о том, что человек ответственно что-то делает конкретно для себя, то все равно подразумевается личностное качество, сформированное в обществе. Есть явная прямая зависимость между теснотой связи личности с другими людьми и вероятностью того, что человек будет ответственным.

Чтобы это качество сформировалось, нужен опыт ответственных отношений и развитая рефлексия деятельности. Потому данное свойство может быть только у реально действующей личности.

Ответственность, как и самокритичность, неотъемлемое качество, которое должно быть присущее любому лидеру. Тем не менее, в наше время сформировано некорректное отношение к понятию лидера. Везде и всюду пропагандируется идея, что каждый человек должен стремиться быть впереди или во главе какой-либо группы людей.

К сожалению, подобная пропаганда является ловушкой для ответственных людей, у которых отсутствуют навыки и задатки управления. Из-за этого им приходится страдать и терять свое здоровье, занимаясь делом, которое, по сути, не является их стезей.

Это актуально в особенности для молодых мужчин, которые в раннем возрасте зарабатывают ряд болезней, переживая серьезный стресс на работе.

Таким образом, ответственность представляет собой социальное понятие, и она подкрепляется какими-либо действиями. При этом мера ответственности должна формироваться каждой личностью конкретно для себя с оглядкой на свои возможности.

Ответственность – это навык, который можно получить, приложив для этого определенные усилия. Чтобы понять, как стать ответственнее, необходимо рассмотреть существующие уровни оценки данного качества.

Попросите кого-то из знакомых проанализировать вас в соответствии с нижеприведенными критериями. Зачастую после подобной оценки возникает множество вопросов, ответы на которые будут полезны.

Так как стать ответственным сразу непросто, внешний независимый взгляд будет весьма ценным, о чем речь пойдет ниже.

Уровни личной ответственности

  • Нулевой уровень ответственности подразумевает, что вы играете роль иждивенца. Вы полностью отстраняетесь от какой-либо ответственности, поскольку считаете, что чья-то забота о вас является само собой разумеющейся обязанностью. Такой человек не задумывается о том, как стать более ответственным, поскольку ему комфортно в его настоящем положении.

  • Первый уровень ставит вас в позицию исполнителя. Такой человек практикует принцип «работа не волк». Обычно такие люди не делают ничего до того момента, пока им не скажут что-либо сделать. Если же исполнителя не подталкивать на какие-то действия, то он так и будет находиться в отправной точке.

  • Второй уровень ответственности подразумевает то, что человек занимает позицию специалиста. Такие люди выполняют свою работу качественно, но при этом не вкладывают в нее душу. Они рассматривают свое занятие как способ заработка и не более. Не стоит ждать от такого человека какой-либо инициативы.

    Такие люди не заинтересованы в том, чтобы помочь или подсказать что-то. Нужно понимать, что специалист в любой момент может покинуть вас, если найдет более выгодное занятие. Такие люди довольно часто используют фразу «Мне за это не платят», тем самым ограничивая себя от дел, которые не входят в список их полномочий.

  • Третий уровень занимает ответственный сотрудник. Даже если такая личность в настоящий момент недостаточно качественно выполняет свои функции, она стремится развиваться и приобрести необходимые навыки. Поэтому в будущем ответственный сотрудник непременно станет профессионалом в своей области.

    Ему важны результаты своей работы, он достаточно инициативен и открыт для обмена опытом. Такой человек относится к своему занятию с интересом. Бизнес его работодателя он рассматривает как свой собственный. Каждый сотрудник, работающий с ним плечом к плечу, воспринимается им как член семьи. Ответственный сотрудник никогда не говорит: «Мне за это не платят».

    Когда ему поручают какое-то дело, он его выполняет, а после говорит с начальством о том, чтобы эта работа оплачивалась и ему, и коллегам.

  • Четвертый уровень ответственности занимает локальный руководитель. Такая личность представляет собой управленца, который организовывает работу подчиненных для реализации поставленных целей.

    Этот человек берет ответственность за себя и за других. Он не боится давать распоряжения и принимать серьезные решения, от правильности которых зависят судьбы многих. Локальный руководитель меньше любит работу, поскольку ему приходится делегировать ее своим подопечным, которые делают ее хуже, чем он. Однако правильнее поручать ее сотрудникам, а не выполнять самому.

    Локальный руководитель занимается организацией рабочего процесса на доверенном ему участке.

  • Пятый уровень предназначен для директора, который руководит начальниками более низкого уровня. Этот человек несет ответственность за бизнес в целом, при этом отдавая принятие тактических решений в руки своих подопечных. Ему же остается формировать стратегию.

    Человек этого уровня способен открыть новые направления или закрыть действующие. Он является профессионалом, принимающим серьезные решения. Однако уровень его ответственности ограничивается исключительно получаемой зарплатой и престижной должностью.

  • Шестой уровень ответственности свойственен только владельцу бизнеса.

    Именно этот человек организовывает дело, в которое вкладывает свои деньги, время и душу. Он способен отвечать за результат своих действий не только финансами, но и жизнью. Владелец рассматривает собственный бизнес как своего ребенка, которого он растил не один год.

    Он подбирает директора, который сможет эффективно управлять его делом, однако в любой момент он может заменить его на другого. Что интересно, владелец крупной компании редко засвечивается на людях. Он является своего рода шеей генерального директора, которая направляет последнего в нужную сторону.

    Владелец бизнеса не задает себе вопрос: «Как стать ответственным человеком?». Он ответственен по определению, поскольку от него зависит благополучие целого штата сотрудников и его собственное финансовое состояние.

Не стоит рассматривать вышеперечисленные уровни как должности. Они представляют собой уровни развития личности.

К примеру, человек, занимающий должность директора крупного предприятия, с личностно-психологической стороны может быть обыкновенным специалистом или исполнителем. В то же время его секретарь в психологическом плане вполне может оказаться владельцем. Часто встречаются мужчины, которые на работе проявляются себя как эффективные руководители, а дома превращаются в иждивенцев или исполнителей. Нередки случаи, когда женщины-домохозяйки берут на себя всю ответственность, выбирая для себя роль владельца семьи. При этом они воспитывают своего мужа как главу семьи.

Развитие личной ответственности

Воспитание чувства ответственности заключается в том, чтобы приучить себя видеть свои обязательства, а также уметь выполнять их и расплачиваться за последствия. Причем плата может выражаться во времени или в деньгах. Вы должны уметь платить за собственные ошибки даже тогда, когда нет желания делать это.

Так как развить ответственность сразу бывает непросто, можно выполнять следующие задания для приобретения этого качества:

  • В первую очередь необходимо сделать ответственность одной из своих ценностей. Вам нужно осознать, что это качество являет собой очень важный социальный навык, который дает шанс заметно улучшить свою жизнь. Развитие ответственности личности – процесс, который требует только вашего желания. У вас должно появиться стремление воспитывать в себе это качество. Приобретите ответственность за свою семейную жизнь. Тогда вы сможете осознать, к примеру, что автором любой обиды, которая возникает в отношениях, являетесь только вы.
  • Можно практиковать развитие личной ответственности, задавая себе вопросы о том, что можете вы сделать сейчас и какие у вас есть возможности. Очень полезно заменять требования типа «я хочу» на вопросы о том, что необходимо сделать для того, чтобы получить то, что я хочу.
  • Развить ответственность можно, если чаще спрашивать себя: «Что мне следовало бы сделать, чтобы быть ответственным в полной мере за свои действия?»
  • Так как развить чувство ответственности в одиночку не всегда просто, можно выбрать себе наставника (напарника), который будет поощрять и штрафовать вас при необходимости. Лучше подбирать такого человека, который сможет адекватно оценивать ваше развитие и контролировать жизнедеятельность. Напарник будет мотивировать следовать определенной трудовой дисциплине, не откладывая при этом какие-то задания на потом.
  • Не будет лишним отправлять отчеты о своем развитии напарнику дистанционно с определенной периодичностью. Достаточно делать это 2 раза в неделю. Можно придумать штрафы за несоблюдение сроков и методы поощрение за ответственный подход к этому вопросу. Делая это в течение двадцати одного дня, вы сможете в некоторой степени выработать в себе полезную привычку.

Теперь вы знаете, что значит быть ответственным человеком. Прилагая усилия, вы вскоре заметите определенные изменения в своей жизни. Развитие личностной ответственности по вышеуказанному сценарию позволит в ближайшее время увидеть хорошие результаты.

Источник: https://constructorus.ru/samorazvitie/otvetstvennost.html

Ссылка на основную публикацию