Душевность — психология

Душевность Душевный

Душевность - психология

15.07.2013 by petr8512

В мужчине ум — решающая ценность

и сила — чтоб играла и кипела,

а в женщине пленяет нас душевность

и многие другие части тела.

Автор афоризма: Губерман Игорь

       Душевность как качество личности  –  способность поставить себя на место другого, с душевной щедростью, пониманием, мягкостью, нежностью и отзывчивостью воспринимать других, доброжелательно, с душевной чуткостью реагировать на потребности ума, чувств и воли окружающих.

       Однажды внук пришёл к деду и спросил: — Что такое душа? Дед поведал ему историю, услышанную давным-давно от его собственного деда: — Говорят, в человеке живут три «Я», которые поддерживают и направляют его всю его жизнь. Первое «Я» — самое холодное. Его видят все окружающие тебя люди. Второе «Я» — наиболее тёплое.

Его видят лишь самые близкие тебе люди. Первое и второе всегда ссорятся за власть над человеком, а их раздоры пробуждают в нас сомнения и страхи. И лишь только третье «Я» способно примирить и найти компромисс между первыми двумя. Его не видит никто. Иногда мы даже не подозреваем о его существовании, но оно всегда с нами.

— Я никогда не слышал о них, — сказал внук. Дед улыбнулся и ответил: — Первое «Я» — это Разум. Если он берёт верх над вторым, человек становится расчётливым и холодным. Второе «Я» — это Сердце. Если побеждает оно, мы становимся наивными. Тогда нас легко ранить и обмануть. Третье же — Душа.

Только она способна установить в нас гармонию.

     Душевность более тяготеет к материнской форме любви, в отличие от духовности – формы любви отцовской. Поэтому душевность насыщена теплотой и мягкостью, а вот  требовательности и суровости она избегает.

Душевность – женской качество личности, хотя и многим мужчинам она тоже свойственна.  Мужчины в основном общаются в жестких, конкурентных условиях, где оперируют деловые, формальные отношения. В такой среде душевность не уместна. Её комфортная среда – личные отношения.

   Здесь душевность воспринимает происходящее глазами и чувствами близкого человека.

Советую почитать:  Диктаторство Диктатор

      Душевность – это не простое наличие души. Этим фактом никого не удивишь. Мы все души в грубом человеческом теле.  Как говорил поэт: «Душа обязана трудиться».

Душевность – это производительность души в межличностном общении, в результате которого происходит единение, родство душ. Доброта и душевность далеко не синонимы.

Доброта – это способность смотреть на мир глазами естественного состояния души, которая изначально добра; склонность проявлять мягкое сердце и непритязательность по отношению к другим, делать им добро.

Человек может быть добрым, то есть готовым оказать помощь и поддержку, поделиться последним куском хлеба и, в то же время, не отличаться душевностью. Суровый мужчина, делая добро, может проявлять черствость, холодность, неразговорчивость и угрюмость. Когда на лице мрачность и хмурость, о душевности говорить бессмысленно.

     Душевность по своей сути открыта, гибка и мобильна. Обладая способностью входить в состояние другого человека, она в ходе личностного общения достигает единения душ на всех уровнях – ума, чувств и воли. Вместе с тем душевность нельзя отождествлять с общительностью.

Интроверт, ярко проявляющий необщительность, способен устроить для души в своём внутреннем мире  такую изнурительную гонку, что героям фильма «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» их танцевальный марафон показался бы забавным приключением.

Душевный интроверт мысленно проговаривает диалоги с другим человеком, входит в его состояние и наполняет его пониманием, нежностью и любовью.

      Душевность – это умение разглядеть в другом общее, что присуще и тебе.

Аль Квотион в книге «Запчать цивилизации» пишет: «Человек — это степь, хранящая в своих недрах тускнеющие во тьме сокровища души, таинственные клады знаний, драгоценные камни эмоций и переживаний, серебряные жилы несказанных слов… Степь, жаждущая раскопок, чутких внимательных глаз, интереса осторожных рук, стремящаяся распахнуть свои тайны тому, кто не пройдёт мимо, не плюнет в звенящую траву с пыльной дороги, тому, в чьём взгляде прочтёт седое небо: ты нужна мне, степь. Я хочу тебя познать. И каждая степь трепетно дрожит, беременная своей полнотой, готовая дарить… не зная, что раскопки могут открыть не только великие дворцы, полные сказочных богатств, но и пару глиняных черепков, да осколки мечтаний оказаться чуть большим, чем ты есть на самом деле».

Советую почитать:  Демагогия Демагог

      Серьезные отношения между мужчиной и женщиной проходят естественные закономерные стадии развития. И просто здорово, когда от стадии простого влечения, они доходят до стадии душевной близости. К сожалению, чаще наблюдается лишь близость на уровне нижних центров, а о существовании у своего партнера души другой и не догадывается.

Душевная близость – это когда мужчина и женщина открываются друг другу, впускают другого в своё сердце. Каждый становится самим собой. Гармония устанавливается по всем четырем позициям: эмоциональной, интеллектуальной, физической и душевной.

  В контексте этих слов Евгений Евтушенко в стихотворении  «Голос в телефонной трубке» написал:

Если б душу можно было целовать, К ней прильнул бы, словно к лунному лучу. Как бедны на свете те, чья цель – кровать, Моя цель – душа твоя. Её хочу. Я хочу твой голос. Он – твоя душа. По росе хочу с ним бегать босиком, И в стогу, так нежно колющем, греша,

Кожи голоса коснуться языком.

      Состояние проявленной душевности просто передал А.С. Пушкин в стихотворении «Зимний вечер».

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

      Душевность проявляется наиболее ярко в условиях социальных катаклизмов, жизненных потрясений и реализации самых худших опасений беспокойности и тревожности. Об этом говорит одна из самых душевных героинь русской литературы — Лара в «Докторе Живаго» Б.

Пастернака: «Все бытовое опрокинуто и разрушено.

Осталась одна небытовая, неприложенная сила голой, до нитки обобранной душевности, для которой ничего не изменилось, потому что она во все времена зябла, дрожала и тянулась к ближайшей рядом, такой же обнаженной и одинокой».

Источник: https://podskazki.info/dushevnost/

Психология духовности

Психология духовности

/ Главная / Учебники / Общая психология / Психология духовности

      Понятие «духовность» в последние годы стало настолько распространенным, что сложно понять, какое содержание вкладывают в него те или иные люди.

Священники, философы, политики, психологи и педагоги говорят о «духовности» под углом зрения своего предмета, а также собственных религиозных или идеологических установок.

Причем в последнее время намечается тенденция сводить данное понятие исключительно к религиозному содержанию.

Именно так рассматриваются термины «духовная литература», «духовная музыка», «духовная живопись», при этом прилагательное «духовная» можно легко заменить словами «церковная» или «христианская». Несколько шире понимается выражение «духовные практики», под которыми понимают не только ритуалы и процессы в духе христианства, но и иных религий, эзотерики и даже магии.

В то же время, на вопрос, что же означает слово «духовный» нет четкого и однозначного ответа, что порождает многочисленные споры и спекуляции.

Существующее ныне религиозное представление о духовности понимает под этим термином исключительно выполнение религиозных обрядов и традиций, чтение религиозной литературы и размышления на соответствующие темы.

С этой точки зрения занятия наукой, особенно проводимые с материалистическими установками, не являются духовным видом деятельности.

Понятно, что такая трактовка духовности обедняет данное понятие, которое включает в себя гораздо больше сфер человеческой деятельности, чем считается. Попытки психологов рассмотреть понятие «духовность» и «религиозность» наталкиваются на жесткое сопротивление со стороны РПЦ, с чем автор столкнулся при публикации своей статьи [6].

Опрос населения в 100 населенных пунктах России в 2006 году показал следующее: на открытый вопрос: «Как Вам кажется, что такое духовность?» получен очень широкий спектр ответов. Четверть респондентов (25%) связывали понятие «духовность» с верой в Бога, религией, церковью; 21% опрошенных считали, что духовность – это совокупность положительных моральных качеств человека.

К этой группе высказываний примыкают суждения, в которых духовность понимается как душевная чистота, мир, гармония — душевные качества; гармония внутреннего мира (7%). Восемь процентов участников опроса полагали, что духовность – это, прежде всего интеллектуальное богатство человека, его ум, кругозор, культура, воспитанность.

Ответы остальных опрошенных были так разнообразны, что их трудно свести к какому-то общему знаменателю. Одни опрошенные (10%) – определяли «духовность» как внутренний мир, внутреннее содержание человека, другие (5%) видели в «духовности» определенное мировоззрение человека, а также стремление к самосовершенствованию.

Для третьих духовность – это «вера в хорошее»; «вера, надежда»; «любовь»; «вера в идеалы» и т. д. [3].

Толковые словари также не дают четкого определения данному понятию. Вот некоторые примеры:

«Духовность — отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа» [1].

«Духовность — свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными» [2]. Последнее определение несет в себе явную тавтологию — духовность определяется духовными интересами.

Получается, что, как это ни странно, термин «духовность» лучше определяется через отрицание, чем через позитивные утверждения. Мы скорее можем сказать, чем НЕ является духовность, чем четко определить, чем она является.

Под «духовным» аспектом активности человека понимают такие формы его деятельности, которые:

— не обусловлены напрямую его наследственными генетическими программами,

— не направлены на реализацию низших биологических потребностей,

— не приносят человеку прямой материальной выгоды и т. д. [4].

К области духовной жизни можно отнести такие сферы, как наука, искусство, религия, этика и т. д. Эти направления деятельности связаны с высшими потребностями по А. Маслоу: с потребностью к самоактуализации, к свободе, к познанию, к любви и т. д. Области человеческой жизни, в которых есть элементы духовности, показаны на схеме:

Источник: http://www.no-stress.ru/Uchebniki/general-psych/spirit.html

Психология души

Психология души

Странное дело получается, по официальному происхождению: психология это от древнегреческого ψυχή — «душа»; λόγος — «учение», то есть изучение души. И Википедия нам говорит, что это наука, изучающая закономерности и функционирования психики и психической деятельности человека. Но по какой-то причине всё это якобы связанно с головой человека.

Ведь каждый из людей, при слове психолог или психиатр сразу представляет себе проблему неполадок с головой. Но почему же такая разница? Вряд ли же душа находится в голове. Да и сами слова: психика, психическая деятельность не двузначно намекают на присутствие некой психической энергии.

Возникает совершенно логический вопрос, почему же тогда официальная отрасль клинической медицины не изучает эту самую психическую энергию, её природу и воздействие на людей, а копошится в их головах, ставя при этом какие-то сомнительные диагнозы, утверждая, что это психические расстройства? Видимо психиатрия, досконально знает и изучила природу психической энергии, чтобы утверждать, что в том или ином человека произошло отклонение от нормы. В чём я совершенно сомневаюсь.

Как ни странно, но в древности психология это была наука о душе; наука, служившая неизбежным основанием физиологии. Тогда как в наши дни именно психологию основывают на физиологии. Чувствуете разницу? Как и со многими другими вопросами и тут всё перевёрнуто с ног на голову.

Психометрия, буквально, «измерение души»; чтение или видение, но не физическими глазами, а душой или внутренним зрением.

Читайте также:  Игра, желание и интерес - психология

Опять же каким образом официальная наука научилась делать эти измерения, чтобы ставить диагнозы и свои заключения, если же она сам-то по сей день не верит в существование этой самой души? Ибо они её ни увидеть, ни потрогать, ни пощупать не могут.

Хотите, верьте, хотите, нет, но о существовании психической энергии известно уже давным-давно. Известно и о её природе, и о её воздействии на человека и методы работы с ней также не секрет.

Но, как и в других областях нашей жизни, все Знания древности отметены в сторону, объявлены «бабушкиными сказками», лженаукой, язычеством да чем угодно, только бы это было неправдой. Делается всё что угодно, лишь бы человек никогда не узнал, что:

Как вам это? И это ещё не всё что умеет психическая энергия. Моя задача не в том, чтобы вам перечислить все преимущества этой чудо энергии, моя задача только вас заинтересовать. А ищущий всегда находит.

Но напрашивается вывод, насколько легитимна тогда такая наука как психиатрия? Которая и слыхом не слыхивала о том, что собирается лечить в людях! Почему такое произошло? Да потому что гордыня, высокомерие и тщеславие присущи не только отдельным индивидуумам, но и целым странам, организациям и отдельным коллективам ведь все они состоят всё из тех же эгоистических людей.

И если пробежаться по психологии, то вот что сразу бросается в глаза. Как и любая другая область медицины, она пытается бороться со следствием, а нужно было бы бороться с причиной. Это знает каждый мало-мальски образованный человек.

Причинно следственная связь есть во всём. Болезнь это следствие, лечить следствие всё равно, что срезать верхушки сорняков, оставляя корни. Сорняк будет продолжать расти. Найдя причины, удалив корни, следствие исчезает само.

Точнее следствие получается совершенно другим.

Давно бы уже пора сделать официальной науку: психология души! И поубавив свою гордыню, признать мудрые учения древности и поставить это на пользу всему человечеству. Но как мы уже с вами знаем, в этом мире двух сил сильное противостояние силам добра пока ещё оказывают силы тьмы. Потому и многие вещи тут перевёрнуты вверх тормашками.

Насколько бы было бы интересней и удивительней, если бы наука не спорила с религией, и не пыталась быть сугубо материалистической, а наоборот, старалась всеми имеющимся у неё средствами доказывать или опровергать учения древних, вот тогда бы и мир изменился в лучшую сторону.

А иначе как психиатрия может утверждать, что у человека психическое расстройство или душевное, ежели она даже понятия не имеет что это такое?!

Как ставятся диагнозы в психиатрии / What are the diagnoses in psychiatry

Исходя из всего вышесказанного и увиденного, можно предположить, что психическое состояние человека напрямую зависит от его душевного состояния. Поэтому в первую очередь надо целить человеческие души, а не лечить ему мозги. Ибо мозг, как мы уже говорили это всего лишь инструмент ума и разума.

Земля просто перенаселена разного рода психиатрами, психологами, копошащихся в умах людей, разного рода экстрасенсами-шарлатанами, но очень и очень мало в мире настоящих целителей человеческих душ.

Их то и обвиняет официальная медицина в психическом расстройстве, дабы не дай бог!! Они смогли исцелить заболевшее человечество и тогда планы Тёмной Иерархии просто пойдут коту под хвост.

Вывод прост, давайте будем исцелять души свои и тогда наше психическое состояние всегда будет на должном уровне. И нам не понадобятся высокооплачиваемые психологи, которые попросту зарабатывают на невежестве человека.

Якоб Бёме (нем. Jakob Böhme; 8 марта 1575, Альт-Зайденберг, Саксония — 18 ноября 1624, Гёрлиц, Саксония) — немецкий христианский мистик, провидец, теософ, родоначальник западной софиологии — учения о «премудрости Божией».

Бёме не имел систематического фундаментального образования и не знал латыни, языка учёных, — он был сапожником. Это впоследствии подвигло Ф.

Энгельса — необычайно ценившего Бёме за диалектику, которой пронизана его философия — сказать, что сапожник Бёме был большим философом, тогда как многие именитые философы — лишь большими сапожниками.

Вот где истинная психология: это 40 вопросов о душе Якоба Бёме.

Источник: http://selfpickup.ru/psihologiya/psixologiya-dushi.html

Духовная психология, или “Что будет, если соединить психологические методики и духовное знание?”

Вся наша жизнь состоит из проблем. И они никогда не заканчиваются. Но надо понять, что у всех проблем в материальном мире есть только одна цель…

Подумайте:

Чем ограничена современная психология?

Есть один фундаментальный принцип, который нужно понять. Современная психология в основном построена на эгоистичном материалистичном мотиве, который в общем случае звучит так: «Я САМ могу решить свои проблемы. При помощи той или иной техники».

Большинство психологических методик, которые сегодня разрабатываются и используются, связаны с фундаментальным убеждением, что человек сам может решить свои проблемы. Нужно только освоить определенную методику.

А если человек вдруг не справится сам, то психотерапевт может дать какую-то технику и решить проблемы другого человека. (Кстати, это тоже проявление эгоистичного сознания, но уже другой личности — психотерапевта, которого научили думать, что он способен решить чужие проблемы.)

Если мы не преодолеваем в сознании эту установку: «Я САМ могу все решить», то в жизни вообще-то ничего не меняется. Потому что серьезные кармические проблемы* не решаются на уровне материалистичного сознания.

* Кармическую проблему легко определить. В сущности, все наши проблемы, так или иначе — кармические. Но некоторые из них достаточно просто решаются. А другие, сколько над ними ни бейся — ничего не выходит. Это индикатор кармической проблемы.

Конечно, то, что может быть изменено по карме, через психологические техники может поменяться. Но то, что имеет глубокие корни, не изменится никогда.

Более того, может произойти обратный эффект. Убрав с помощью методик определенную зону проблемы, можно получить ужесточение ее корня. В результате сама проблема значительно усугубится.

Основы духовной психологии

Но, к счастью, есть и более глубокая психология. В ее основе лежит духовное сознание.

Духовное сознание — принципиально другое. Оно раскрыто к пониманию, что есть божественная сила, которая ведет каждое живое существо. Сила, которая может реально решать наши проблемы, как только мы просто открываемся к ней. Более того, у нас есть проблемы только по одной-единственной причине, что мы не открываемся к источнику любви Вселенной и не ищем его.

Мы не сможем выйти за пределы своих кармических проблем и решить их, если мы не открываемся к чистому духовному сознанию. И в глубине этого знания лежит доверие. Но доверие уже не к самому себе, не к своим внутренним способностям научиться каким-то техникам, а к любящей силе Вселенной и открытость к ней.

Любящая сила Вселенной — объективная сила. В древних трактатах, оставленных нам мудрецами, описано, что если душа она раскрывает к ней свое сознание, эта сила сразу же проявляет себя в жизни живого существа.

На уровне духовного сознания могут решаться абсолютно любые проблемы. Потому что никаких ограничений нет. Это выход за пределы кармы.

Именно поэтому нужно открыться к помощи любящей силы и звать ее в свою жизнь. Другими словами, это то, почему мы должны искать Бога в своей жизни. Вместо того чтобы с материалистичным сознанием идти дальше и усугублять свои проблемы.

Таковы основы духовной психологии.

Кому из нас нужна карма?

Однако неслучайно механизм кармы устроен так, что серьезные проблемы невозможно решить своими усилиями. Это проблемы, которые на уровне психотехник не решаются. Они существуют в жизни только для того, чтобы мы открылись к источнику любви, и, устав и исчерпав все попытки решать их самостоятельно, наконец, обратились к высшей помощи.

В этом состоит тайный замысел мира: он нас подталкивает к Богу. Своей неразрешимой проблематикой он подталкивает нас к Богу, где уже нет никаких проблем. И если мы научимся своим сознанием соединяться с источником любви, то все материальные кармические проблемы будут решаться.

2 способа решения кармических проблем

В конечном счете, проблемная ситуация может разрешиться 2 способами:

1) Ее развитие и сюжет принципиально меняются. Происходят какие-то события, когда ситуация преобразуется в корне.

2) Мы сами внутренне меняемся настолько, что проблемная ситуация больше не трогает нас. Как в пословице: «Собака лает — караван идет». Мы становимся таким караваном. Исчезает зацепка за проблему, и мы обретаем свободу. (Как это происходит? Читайте подробнее здесь “Как стать свободным человеком” и здесь “Так в чем же состоит свобода человека”.)

Несмотря на то, что внешне ситуация в каких-то своих параметрах еще сохраняется, внутренне мы ее переросли. Сознание стало более широким, и мы пошли дальше. А собака продолжает лаять… Но с каждым новым лаем ей уже неинтересно, потому что мы больше не реагируем.

Духовное распутывание ситуации

Решение проблем на уровне духовного сознания связано с внутренним целостным опытом личности. У человека появляется уверенность, что проблема решится. Приходит и понимание направления, в котором надо ее решать. Хотя внешне проблема, может быть, по-прежнему осталась.

Однако, когда человек получает эту опору внутри себя, это и есть момент, когда проблема уже решилась. Появляется такое ощущение: «Я уже вижу этот конец туннеля. Больше нет страха, что я погибну в этих катакомбах». То есть человек еще не вышел, но уже четко видит направление.

Если мы чувствуем связь с высшим источником любви, у нас уже очень многое получится. В этом нет никакого сомнения.

Но это не значит, что не нужно будет предпринимать усилий. Важно, что бы наши усилия были связаны с этим ощущением полноты связи, чтобы сохранялось наше открытое духовное сознание.

Мы — свободные существа. И свою способность по-настоящему влиять на мир мы приобретаем тогда, когда соединяем свое сознание с божественной волей. Тогда наши усилия становятся действительно эффективными. Потому что через них начинает действовать очень высокая энергия.

Кармические проблемы — очень серьезные. В принципе, на уровне материалистичного эгоистичного сознания они не могу быть решены. Но когда действует сознание духовное, тогда отменяются материальные законы.

И то, что было невозможно решить в течение всей жизни, начинает решаться. Потому что через наши усилия начинает действовать другая энергия, которая полностью отменяет материальные законы.

Именно через наши усилия, через поиск она начинает выражать себя очень активно.

Предельная ответственность за свою судьбу

У нас всегда есть выбор. Или мы начинаем сами меняться и принимать ответственность за свою жизнь, или наши страдания и проблемы будут только усиливаться извне.

Принять ответственность за себя означает развивать и усиливать свой разум, искать ответы на свои вопросы.

Сама же способность найти ответы, задавать новые вопросы и все дальнейшее развитие становятся возможными только тогда, когда мы осознанно приняли на себя ответственность за свою жизнь.

Чтобы в корне решить наши проблемы, нужно открываться к другому типу сознания. Не проблемы должны меняться и уходить. А мы должны меняться. Нужно изменить свой менталитет и взять ответственность за себя. Тогда что-то важное начнет происходить. И предельное принятие ответственности за себя — это понять свое положение в этом мире.

Понять, что я — вечное живое существо, и есть высшая личность, которая хочет мне помочь. Нужно просто открыться этой помощи. Это самая предельная ответственность, которую мы можем взять. И осознать, что мы можем открыться к помощи, которая дается свыше.

Читайте также:  Ответственный сотрудник - психология

Если мы начинаем так работать с собой — судьба начинает распутываться. Почему?

Так действует духовная психология.

Вы готовы пойти еще глубже? Можете подписаться на обновления. Если вы знаете кого-то, кому может быть полезна эта статья, пришлите ему ссылку на эту страницу или сайт (социальные кнопки — чуть ниже).

По лекциям Олега Гадецкого на фестивале «Источники жизни»

Источник: http://soverhsenstvo-iznutry.ru/duhovnaya-psihologiya-duhovnoe-soznanie/

Душевность

Душевность — тесное единство духовной и чувственной жизни, внутреннего содержания души.

В англoязычной психологии «soul» (душа) вытеснилось понятием «mind», которое указывает на «ум», на деятельность мозга.

Стоит лишь употребить слово «душа» не только в психологическом, но даже в философском или эстетическом исследовании — и сразу тебя обвинят в неточности, ненаучности. Но нет неточных слов.

Есть люди и целые научные школы, концепции, направления, непонятливые или нечувствительные к словам. Если слово существует, оно ничем не заменимо, у него есть свой предельно точный смысл.

Что же такое душевность? Мы будем говорить не о «душе» как понятии метафизическом, но о душевности как человеческом свойстве, которое присуще далеко не всем, но эмпирически знакомо и наблюдаемо почти всеми. Душевность — это не просто одушевленность, т. е. наличие души, но мера ее деятельности, интенсивный способ ее проявления в характере и межличностном общении. По каким признакам мы выделяем душевность?

Нужно отличать душевность от доброты. Трудно представить себе душевного человека злым, но и добрым он быть не обязан.

Среди известных мне американцев немало добрых людей, готовых многое сделать для ближнего, поделиться насущным, пустить беженцев в дом, усыновить сирот, навсегда осложнить и даже испортить себе жизнь этим соучастием к чужим бедам, — и, тем не менее, душевностью они не отличаются. Напротив, могут при всем этом быть сухими, замкнутыми, даже жесткими по характеру.

Душевность связана с такими свойствами, которые противоположны сухости, холодности, жесткости. Это своего рода теплая влажность, текучесть внутреннего состава человека.

В душевном человеке ощутима прежде всего его открытость душе другого, готовность вбирать ее состояния и делиться своими. Душевный человек течет, переливается в других людей. Он неравен себе, он колышется, как волна или пламя, его то больше, то меньше.

Береговую линию вокруг него трудно провести, она смывается приливом — отливом. Его душе не сидится на месте, она бродит вокруг да около.

Но душевность никоим образом нельзя путать с общительностью, экстравертностью. Человек необщительный, замкнутый, погруженный в себя, интроверт — тоже может быть очень душевным. Его часто посещают лирические состояния, которые уводят его далеко и высоко от реальности и даже от какой-то определенной внутренней темы. Он любит замечтаться, задуматься, уплыть во все и в никуда.

Это не работа ума, или памяти, или воображения, которая сосредоточена на определенных понятиях или образах. Это именно работа души, которая пытается вызвать в себе какие-то всеохватные состояния или справиться с ними.

Душевный интроверт часто входит во внутреннее общение
с другим человеком, мысленно пребывает с ним в одном пространстве, носится с ним по волнам любви, дружбы, понимания, вдохновения.

Душевность связана с такими свойствами, которые противоположны сухости, холодности, жесткости. Это своего рода теплая влажность, текучесть внутреннего состава человека.

В душевном человеке ощутима прежде всего его открытость душе другого, готовность вбирать ее состояния и делиться своими. Душевный человек течет, переливается в других людей. Он неравен себе, он колышется, как волна или пламя, его то больше, то меньше.

Береговую линию вокруг него трудно провести, она смывается приливом — отливом. Его душе не сидится на месте, она бродит вокруг да около.

Таким образом, душевность может быть экстравертной и интровертной, причем в одном и том же человеке.

Душевность проявляется вовне как симпатия, способность сопереживать другим людям, принимать близко к сердцу их беды и радости и доверять им свои; а внутренне — как лиризм, способность сливаться с окружающей природой или искусством, выходить за границы своего «я», за пределы места и времени, уноситься к чему-то или кому-то дальнему. Душевность — это подвижность внутренней жизни, которая не ставит преграды между своим и чужим, между «я» и миром, которая склонна отвлекаться от дела, от существа, от понятия, от истины и пользы и расплываться вокруг да около каким-то щедрым мазком, вольной волной, воздушным облаком. По словам Новалиса, «место души там, где соприкасаются внешний и внутренний миры, где они проникают друг в друга. Оно в каждой точке проникновения».

Источник: http://smisl-jizni.ru/dushevnost

Психология как наука о душе или душа как предмет психологии?

Сама эта фраза выглядит, согласитесь, довольно-таки деревянно. Может быть, лучше перефразировать эту мысль таким образом: психология как наука о душе?.. И действительно: считать душу неким предметом чего бы там ни было — странная затея. Научная категория и некая не вполне определенная эзотерическая субстанция… — не самые, пожалуй, сочетаемые вещи.

И тем не менее. Невозможно попытаться что-либо понять, не дав этому явлению то или иное определение: так уж работает наш мыслительный процесс — и с этим ничего не поделать. Поэтому — давайте-ка заглянем в психологический словарь, а точнее — в словарь психологических терминов. В первую очередь, он трактует словосочетание душа в психологии как:

То есть, связка души с нашей психикой здесь, как видим, уже присутствует. Далее, вопрос, что такое душа с точки зрения психологии — находит свое отражение и в последующих трактовках, таких, например, как:

Причем, если говорить о повседневном употреблении этого слова, то оно больше соответствует понятию внутреннего мира человека, ну, и слово душевность, которое так же тут встречается, говорит о доброте и присутствии у человека других подобных качеств.

Душа — предмет философского изучения

Впервые о понятии душа задумались философы древней Греции. Собственно, их представления об этом явились провозвестниками первых научных взглядов и представлений о мире и человеке. Этими философами были всем известные мыслители Сократ (470-399г. до н.э.), Платон (427-347г. до н.э.) и Аристотель (384-322г. до н.э.).

Так, Сократ одним из первых разграничил понятия души и тела, провозгласив то, что душа невещественна и нематериальна.

Платон определил в человеческой душе три ее начала:

  • первое —вожделеющее начало неразумное, которым обладает любое живое существо, включая растения и животных;
  • второе — начало разумное, противодействующее стремлениям первого начала;
  • и третье — это, так называемый, яростный дух: составляющая часть психики человека, приводящая его в процессе борьбы поисков справедливости в раздраженное состояние.

Определение психологии как науки о душе был дано Аристотелем. Он написал целый объемный трактат, состоящий из трех книг, и назвал его коротко: «О душе».

Здесь он определяет это понятие как явление и разделяет объекты одушевленные (somata empshycha) и неодушевленные (somata apshych). К одушевленным относятся растения, животные и люди.

Но, в отличие от первых, душа человека имеет привилегию возможности разумно мыслить.

Аристотель считал, что каждая сущность представлена в единстве материи и формы. То есть, и душа, если рассматривать ситуацию, согласно его учения, есть, как ни странно, — некая форма живого органического тела.

Хотя, возвращаясь к определению философом и ученым привилегии души как умения мыслить — здесь имеется в виду не просто душа, а душа разумная. Вот она-то как раз и есть та самая идеальная, отделимая от тела субстанция, и сущность ее — Божественная.

И после смерти тела она не умирает вместе с ним, а возвращается в бестелесный и невесомый эфир окружающего нас пространства.

Наука о психике или учение о душе?

Как и все, связанное с древей Грецией, учение о душе также нашло свое отражение в древнегреческой мифологии.

Одним из классических ее образцов в этом плане можно считать миф об Эроте и Психее: история, повествующая об истинной любви, которая и становится в этом случае примером и образцом высшей реализации души человеческой.

Суть этой истории в двух словах такова: молодой бог Эрот, бывший сыном богини Афродиты, полюбил красавицу Психею, которая была обычной женщиной не божественного происхождения. Естественно, такая ситуация не могла вызвать у матери Эрота радости: она не хотела, чтобы ее сын связал свою судьбу с женщиной из рода простых смертных.

Афродита делала все возможное, чтобы не дать влюбленным соединиться. Она заставляла Психею проходить через самые сложные испытания.

Но та любила Эрота столь сильно и так хотела с ним встретиться, что растопила тем самым сердца греческих богов, сделав их, в конце концов, своими союзниками.

И главное, — великий Зевс, являвшийся для греков верховным божеством, превратил, в итоге, Психею также в богиню, что сделало бессмертной и ее. Это позволило влюбленным соединиться навеки.

Говоря же о самом слове психология, стоит вспомнить, что пришло оно к нам также из Греции: от греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (учение, наука). Хотя само это слово впервые было использовано лишь в XVIII веке в трактате Христиана Вольфа, философа из Германии.

Душа как элемент религиозной идеологии

Не секрет, что история представлений о психике — и, как следствие, — психологии человека берет свое начало в первобытных религиях и верованиях. В этой связи душа всегда была для людей чем-то неземным, таинственным и непознанным.

И представления о ней основывались на тех знаниях и их версиях, которые в те времена существовали. По крайней мере, было очевидно, что пока человек был жив — душа в нем присутствовала.

В то время как наступавшие сон или смерть говорили о том, что душа в эти моменты его покидает.

Пришедшая на смену этому этапу человеческого развития Античность принесла с собою появление новых веяний, культур, развитие науки и философии.

Все это, естественно, вызвало необходимость более основательно разобраться с тем, что есть психика человека как таковая и насколько она связана с понятием души. Именно в эту эпоху (YII-YI века до н.э. — XYII век н.э.

) и началось формирование учения о душе и психологии как науке, а также появляется и метод исследования психики как таковой.

Психология — наука о душе и сознании

Один из важнейших этапов развития человеческой исследовательской мысли ознаменован в истории души и психологии таким именем как Рене Декарт (1596-1650гг). Этот человек развил свое учение о душе и сознании и вывел свой критерий истины, связанный с этими понятиями.

Читайте также:  Как воспитать вежливость и заботу - психология

Суть его заключалась в том, что под человеческой психикой понимался теперь особый его внутренний мир, который был открыт для самонаблюдения и имел в себе некое особое духовное бытие, что противопоставлялось всему материальному и внешнему. В этой их абсолютной разнородности и состояло главное отличие философии Р.

Декарта от всех предшествующих ему учений.

В дальнейшем учение Декарта развивалось как философское направление, а позже (середина XIXв) — уже как самостоятельная наука психология. Философ и исследователь ввел в научный обиход понятие рефлекс, что полжило начало научному естествознанию: снаала на примере поведения животных, а потом и действий человека.

Последним произведением, которое создал в этом напрвлении Р.Декарт уже перед смертью, явилась его уже собственно психологическая работа «Страсти души».

Огромный вклад в развитие и расширение этого тайного знания и в пополнение человеческой сокровищницы идей и открытий уже на новом уровне и этапе внесла новая плеяда ученых, теологов и философов. В их числе была и Елена Петровна Блаватская. Но о ней мы поговорим чуть позже, в одной из ближайших наших публикаций.

Автор текста ExtraNorm

(Пока оценок нет)
Загрузка…

Источник: https://ExtraNorm.pro/dushevnye-podrobnosti/psihologiya-kak-nauka-o-dushe

Духовность

Духовность – это уникальный личностный опыт, который обретается сквозь познание самого себя; выход за приделы собственных узких интересов, зрелость ценностей личности.

Она рассматривается, как явление внутреннего опыта субъекта, выход за рамки индивидуальности, нечто связанное с божественным, сверх личностным или силами космоса. Это понятие причисляет индивида к Святому Духу, отображает его приближённость к Богу, выход личности за грани бытия души.

С другой стороны рассматривает как душевность, интеллектуальность, добродетельность и нравственность личности.

Что такое духовность

В современном религиоведении духовность рассматривается как наиболее общая черта, характеризующаяся опытом, который возникает внутри человеческих переживаний, влияние на которые имеет культура. Соответственно источником данного понятия является внутренний опыт индивида.

«Spiritus» – в дословном переводе значение этого слова «дух», считается, что определение духовности человека, есть производное от данного слова. Для сегодняшнего мира это словоупотребление применяется для объяснения высшей части человеческого яства, духовной сущности субъекта, описание его внутренней жизни.

Отрицание зависимости человеческого существования от материального и телесного облика жизни человека.

Определение духовности человека имеет многочисленные трактования в связи с существованием различных парадигм в жизни общества. Сквозь все различные изъяснения духовности прослеживается некая закономерность в причислении ее к религиозной жизни индивида. Но, духовность как индивидуальный личностный опыт, не всегда отождествляется с религией и не всегда ею определяется.

В большинстве изъяснений данное понятие интерпретируется в направлениях гуманитарной психологии. При этом объединяется с неким мистическим деянием, эзотерическими традициями или философскими учениями.

В рамках этого духовность направлена на развитие целостной личности как системы, включающей альтруизм, богатый внутренний опыт, бескорыстность, сострадание, развитый внутренний мир.

Как психологическую категорию духовность начали рассматривать с конца девятнадцатого столетия, определяя ее в рамки понимающей психологии. Эдуард Шпрангер, Вильгельм Дильтей как представители этого направления, акцентировали внимание на изучении взаимосвязи духовных видов деятельности личности (культура, этика и искусство) и психики личности.

При этом отрицали взаимосвязь психики субъекта с естественными науками. Карл Юнг в дальнейшем рассматривал духовность в рамках аналитической психологии. В рамках этих исследований понятие рассматривалась и анализировалась сквозь призму коллективного бессознательного и архетипов. Юнг стал основополагателем анализа психологии религии и алхимии.

В парадигме гуманистической экзистенциальной и трансперсональной психологии, духовность отождествлялась с высшим бессознательным, которое является источником творческого вдохновения (Роберто Ассаджоли). Маслоу Абрахам в своих многочисленных исследованиях, определил взаимосвязь духовности с пиковыми переживаниями. Возникновение которых происходит в период самоактуализации личности.

Духовность в зависимости от возникновения трансперсональных переживаний и духовных кризисов рассматривалась в исследованиях Станислав Грофа. В рамках трансперсональных учений данное понятие трактовалось, как некое исцеление с использованием шаманизма и иных традиционных культур.

Так же Виктор Франкл рассматривает это явление как нечто высшее над антропологическими измерениями субъекта.

В аспекте христианской психологии ученые духовность трактуют тождественно с высшими божественными или демоническими силами природы, проявляющиеся в поступках индивида, а проявление ее в других направлениях отрицается.

Духовность человека, как нечто глубоко субъективное, внутренне не способна быть исследована при помощи научных исследовательских методик. Отождествляя себя с мыслями, чувствами, памятью, человек открывает истинную природу своего сознания, определяет свое истинное «я», чем и обретает ее.

Проблема духовности

Духовность – это феномен, отличающий человеческую жизнь от природного существования, привносит в нее социальный характер. Насколько человек пользуется духовностью, зависит его существование, его будущее и истинное.

Так как осознание индивидом окружающего, формирование более изящного представления и глубокого отношения к миру, является понятием духовности человека.

Сегодня духовность помогает человеку познавать себя, свой смысл жизни и предназначение в ней.

Духовность помогает человечеству на пути к выживанию, развивающее стабильное общество и целостную личность. Она отыгрывает важнейшую роль в процессе формирования социального общества.

Способность человека отличать враждебное и чуждое в его существовании, позволяет защитить среду его обитания, его самого от ошибочных поступков и действий, которые имеют разрушающие последствия.

Говоря о проблеме, следует коснуться возникновения духовно нравственных проблем общества. Как известно текущий этап жизни общества переживает кризис духовности.

Духовность и нравственность приобретают новые значения и реализацию.

Так, процветание жестокости, преступности, беспорядка, спекуляции, теневой экономики, наркомании, бесчеловечности – последствия падения духовности человека, соответственно обесценивания человеческой жизни.

Хотя падение уровня нравственности населения не вдет к прямой его гибели, но ведёт за собой к разрушению многих институтов общества: экономического, духовного и политического.

Наиболее щепетильной проблемой есть то, что это разрушение общества, происходит незаметно для человека.

Новый этап формирования культуры человечества способствует развитию раскрепощённых, свободных, незакомплексованных, открытых к новаторству личностей, но наряду с этим равнодушных, агрессивных и безразличных.

Большинство людей направляют свои действия на заполнение жизни материальными, потребительскими ценностями, отвергая духовный компонент существования человека.

Обнаруживается противоречие в формировании нынешнего сообщества: научно-технический прогресс и духовное развитие идут абсолютно по разным стезям, при этом многочисленное количество индивидов теряет нравственную опору в жизни, тем самым усложняя духовную жизнь целого общества. На таком фоне в период с двадцатого столетия началось полнейшее обесценивание жизни человека. История показывает, что каждое столетие, идя на перемену «старому бесчеловечному», приносила все больше и больше жертв среди людей. Несмотря на развитие социальных и политических условий жизни, развитую культуру, литературу – осуществлялись жестокие злодеяния относительно личности человека. Отсутствие нравственности при этом рассматривались, как нечто способствующие таким поступкам, предполагаемые парадигмой данного общества.

Какое бы не было развитое социально-экономическое общество, технологии и ресурсы, с их помощью решить проблему жизни невозможно. Только изменение мышления человека, изменения внутреннего мировоззрения, осознание целостности и духовности общества поможет направить его на истинный путь существования и развития.

Создание идеального мира духовности человека, создание мира ценностей и понятий поможет поднять душу человека высоко над материальным благом.

Дабы обновить общество, действовать нужно изнутри: обновить духовность и нравственность субъектов, подготовить сознание человека к грядущим переменам, к осознанию важности целостности общества и обновлению системы ценностей.

Развитие духовности личности

Не существует общего мнения о понятии развития духовного мира человека. Каждый индивид формирует свой духовный мир по-разному, используя различные учения и методы познания себя и своего внутреннего мира. Зачастую эти пути достижения переплетаются с религией, но иногда обходят ее.

В основном под развитием духовности понимается преобразование «духа» человека, внутреннего состояния, личностный рост индивида. «Дух», как абстрактное понятие, имеет собственное воплощение в причинно-следственных связях, помогающих понять смысл жизни человека.

Если индивид настроен на познание истины, развитие своей духовной жизни, самосовершенствования, он непременно к этому придет, пусть этот путь будет медленным и постепенным или лёгким и без препятствий, или же мгновенным.

Духовное развитие человека, по каким бы учением не происходило, состоит из нескольких составляющих: самопознания, самосовершенствования и саморазвития.

Следует отметить, что все учения о духовном развитии индивида исходят из внутреннего мира его самого. Духовное всегда являлось человеческим желанием изменить мир вокруг себя посредством изменения своей личности. Духовная эволюция человека позволяет ему подниматься на более высокий этап понимания и сознания свой души.

Для формирования полноценно духовно развитого человека, в первую очередь нужно следить за развитием энергетического и физического состояния субъекта. Это способствует гармоническому существованию с окружающим миром и людьми в нем.

Духовность – это рост, некий прогресс человеческой личности по направлению к целостности и самореализации.

Источник: http://psihomed.com/duhovnost/

ДУША, ДУШЕВНОСТЬ. Психологический словарь

В эллинской философии существование души не подвергалось сомнению. В эти времена впервые различались мнения о душе — ее «материалистичности» и «идеальности».

В известной работе Аристотеля впервые были систематизированы известные идеи о душе и выдвинуты несколько важных положений. Здесь душа определяется как сущность живого тела — особый орган, посредством которого тело чувствует и мыслит.

В целом душа смертна вместе с телом, но часть ее, соответствующая абстрактному, теоретическому мышлению, бессмертна.

Развитие представлений о душе происходило в контексте истории психологии и выражалось в столкновении идеалистических и материалистических учений о психике.

Уже в период античности считалось, что орган души — головной мозг (Алкмеон Кротонский), сама же душа представлялась одним из видов вещества, например, душа как вода, как огонь(Гераклит, Демокрит), как воздух или как смешение нескольких элементов (Эмпедокл).

Но Аристотель выдвинул положение о неотъемлемости души от тела и существовании души в трех модификациях — животной, растительной и разумной. В последующем это учение было преобразовано в идеалистическое (Фома Аквинский). В новое время Декарт отождествлял душу с сознанием как рефлексией человека.

В эмпирической психологии понятие о душе было заменено понятием о душевных явлениях. В научной литературе — философской, психологической — термин Душа не употребляется или используется крайне редко как синоним слова психика. В повседневной жизни душа по содержанию обычно соответствует понятиям психики, внутреннего мира, переживаний, сознания.

Карл Густав Юнг утверждал, что душа — это некая нефизическая реальность, исполненная энергии, которая перемещается в связи с внутренними конфликтами.

Она исполнена противоположностей: сознательное и бессознательное, мужское и женское, экстравертированное и интровертированное. И здесь кроется огромная проблема.

Дело в том, что человек развивает в себе лишь одну сторону единой противоречивой пары, тогда, как другая остается скрытой и не принятой.

Скрытые стороны души, по Юнгу, требуют принятия, являясь в сновидениях, или другим способом в разных символах. Необходимо увидеть эти символы призыва к вниманию со стороны скрытых сторон. Игнорирование же такого принятия приводит, как правило, к дезинтеграции, кризисным переживаниям.

ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРИЕМ, СУПЕРВИЗИЮ, ПОЛУЧИТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ ИЛИ ЗАДАТЬ НАБОЛЕВШИЕ ВОПРОСЫ МОЖНО, ПОЗВОНИВ ПО ТЕЛЕФОНУ:

Источник: http://newforlife.ru/distionary/anima.html

Ссылка на основную публикацию