Выборка — психология

Понятие выборки — студопедия

Выборка - психология

ПОНЯТИЕ ВЫБОРКИ

Выборкой называется любая подгруппа элементов (испытуемых, респондентов), выделенная из генеральной совокупности для проведения эксперимента. При этом отдельный индивид из выборки, с которым работает психолог, называется испытуемым (респондентом).

Полное или сплошное исследование всей генеральной совокупности – задача нереальная. Поэтому исследования проводятся на репрезентативных выборках.

Варианта (х ) – это единица выборки, каждое отдельное х – результат отдельного измерения.

Объем выборки (n) – общее число вариант в выборке. Объем выборки может быть любым, но не меньшим чем два респондента. В статистике различают малую (n < 30), среднюю (30 < n < 100) и большую выборку n >100

Частота (f)- число, показывающее сколько раз встречается в выборке каждая варианта х .

Частость (ω) – это доля каждой частоты в общем объеме выборки, т.е. ω = f /n.

Выборки могут быть независимыми (несвязными) и зависимыми (связными).

Выборки называются независимыми (несвязными), если процедура эксперимента и полученные результаты измерения некоторого свойства у испытуемых одной выборки не оказывают влияния на особенности протекания этого же эксперимента и результаты измерения этого же свойства у испытуемых (респондентов) другой выборки.

Выборки называются зависимыми (связными), если процедура эксперимента и полученные результаты измерения некоторого свойства у испытуемых одной выборки оказывают влияния на особенности протекания этого же эксперимента и результаты измерения этого же свойства у испытуемых (респондентов) другой выборки.

К выборке применяется ряд обязательных требований, определенных прежде всего целями и задачами исследования. Одним из важных требований является требование однородности выборки. Оно означает, что психолог, изучая, например, подростков, не может включить в эту же выборку взрослых людей.

Все требования, предъявляемые к любой выборке, сводятся к тому, что на ее основе психологом должна быть получена наиболее полная, неискаженная информация об особенностях генеральной совокупности, из которой взята эта выборка.

Иными словами, выборка должна быть репрезентативной.

Репрезентативная выборка, или представительная выборка, — это такая выборка, в которой все основные признаки генеральной совокупности представлены приблизительно в той же пропорции и стой же частотой, с которой данный признак выступает в данной генеральной совокупности. Репрезентативная выборка представляет собой меньшую по размеру, но точную модель той генеральной совокупности, которую она должна отражать. Репрезентативность выборки позволяет распространить полученные на ней выводы на всю генеральную совокупность.

Репрезентативность выборки очень важна, тем не менее по объективным причинам соблюдать ее крайне сложно. Так, хорошо известен факт, что 70 – 90% всех психологических исследований человека проводились в США со студентами психологами.

В лабораторных исследования, выполняемых на животных, наиболее распространенным объектом изучения являются крысы. Поэтому неслучайно психологию раньше называли «наукой о студентах-второкурсниках и белых крысах».

Выборка студентов нерепрезентативна в качестве модели, претендующей на представительство всего населения страны.

Возникает закономерный вопрос, как сформировать репрезентативную выборку? Рассмотрим два метода, обеспечивающих репрезентативность выборки.

Первый метод формирования простой случайной выборки. Получить простую случайную выборку можно путем обычной жеребьевки (по аналогии с лотореей) или с помощью специальных таблиц случайных чисел.

В последнем случае элементы генеральной совокупности перенумеровываются и из таблицы случайных чисел выписываются номера элементов, которые должны быть взяты в выборку.

Данная процедура трудно осуществима, поскольку для ее реализации необходимо учитывать каждого представителя генеральной совокупности.

Второй метод основывается на понятии стратифицированной случайной выборки. Для этого необходимо разбить элементы генеральной совокупности на страты (группы) в соответствии с некоторыми характеристиками (возраст, пол, социальная принадлежность, национальность, место жительства (город, деревня)). Случайная выборка производится отдельно из каждой группы (страты).

Объем выборки зависит от задач исследования и от статистических методов, которые предполагается использовать. Некоторые непараметрические методы могут использоваться при сравнении групп численностью в 5-7 человек, а факторный анализ наиболее адекватен, если объем выборки составит около 100 человек.

Для психологических исследований рекомендуется использовать экспериментальную и контрольную группы, так чтобы численность обеих сравниваемых групп была не менее 30-35 испытуемых в каждой.

Источник: http://getmedic.ru/psikhologiya/77543-ponyatie-vyborki-v-psikhologii-6

4.4. Экспериментальная выборка

4.4. Экспериментальная выборка

Выбор объекта исследования — следующая задача, которую пред­стоит решать психологу после определения зависимой и независимой переменных.

В прикладных исследованиях свобода психолога ограничена уже тем, что объект известен с самого начала. Так, в 1977 г.

, будучи студентом факультета психологии и биологии Ярославского университета, я с группой коллег должен был изучить струк­туру профессионально важных качеств операторов сортировочной горки. Целью исследования стала выработка рекомендаций по совершенствованию системы отбо­ра и обучения операторов.

Численность и состав выборки были определены — все операторы Ярославского железнодорожного узла. Но выводы могли распространять­ся и на операторов, работавших в самых разных городах.

В других случаях психолог волен выбирать тот объект, который больше соответ­ствует задачам исследования. Лаборатория нейрофизиологии Института психоло­гии РАН под руководством Ю. И. Александрова выявляет нейронные механизмы регуляции поведения.

Центральная проблема — как новая мотивация организует систему регуляции поведенческого акта? Удобная модель формирования новой мо­тивации прослеживается при возникновении зависимости от алкоголя.

На людях такие опыты, естественно, ставить неэтично, небезопасно, а у желающих принять участие в эксперименте такая зависимость, как правило, уже имеется.

В качестве объекта выбираются кролики, у которых легко выработать эту зависимость; их мож­но оперировать, вживляя электроды в головной мозг, и, наконец, обучить той или иной форме поведения.

Для того чтобы выяснить, как субъективная уверенность влияет на успешность принятия решения при обнаружении сигнала, нет необходи­мости прибегать к особым ухищрениям, но для работы в психологическом экспери­менте (длительном, требующем произвольного внимания и ответственного отноше­ния к делу) лучше привлекать людей интеллигентных и социально зрелых, поэтому часто в роли испытуемых выступают друзья исследователя, аспиранты и диплом­ники.

Данные психогенетических исследований свидетельствуют о том, что креатив­ность (общая способность к творчеству) в меньшей степени детерминирована гено­типом, чем общий интеллект. Я и моя аспирантка Г. Ожиганова предположили, что решающим средовым фактором, влияющим на развитие креативности, будет подра­жание значимой творческой личности.

Выбор объекта исследования можно было определить, проведя «формирующий» эксперимент, воздействующим фактором ко­торого должна стать личность взрослого, проявляющего творческое поведение и подкрепляющего такое проявление у испытуемых. Известно, что первый сензитивный период развития креативности наблюдается в 3-5 лет.

Поэтому дети этого воз­раста были выбраны в качестве испытуемых.

Идеальным объектом психологического исследования может выступать либо от­дельный индивид, либо группа. В первом случае мы говорим об общепсихологиче­ском эксперименте, во втором — о социально-психологическом.

Но в конкретном эксперименте не только реальный объект должен соответствовать по своим харак­теристикам идеальному объекту, но и результаты, полученные при его участии, должны применяться к другим объектам. Если бы все люди (или животные) были похожи друг на друга, а еще лучше — оказались совершенно одинаковыми, то не возникло бы никаких проблем.

Эксперимент можно провести с участием одного ис­пытуемого, а полученные результаты применить для объяснения поведения всех других людей. Но люди различаются по полу, возрасту, расе, национальности, принадлежности к той или иной культуре или религии, социальному и экономиче­скому положению и т.д.

Следовательно, простая генерализация (обобщение) дан­ных, полученных при исследовании одного испытуемого, невозможна. Однако на практике, например в лабораторных экспериментах по исследованию сенсорных процессов, памяти, внимания и т.д., этими различиями пренебрегают, считая, что наш испытуемый может представлять любого индивида из Homo sapiens.

В более занятных случаях голубь или крыса может выступить в качестве модели любого че­ловека, например в экспериментах по оперантному научению. Но это иная пробле­ма. Здесь же заметим, что эксперимент может быть проведен с одним испытуемым (single-experiment) или с группой. В социальной психологии это будет одна группа и множество групп — «группа групп».

Эксперимент с одним испытуемым проводится тогда, когда: 1) индивидуальными различиями можно пренебречь, исследование чрезвычайно велико по объему и включает множество экспериментальных проб; 2) испытуемый — уникальный объект, например гениальный музыкант или творчески одаренный шахматист; 3) от испытуемого требуется особая компетентность при проведении исследования (экс­перимент с обученными испытуемыми); 4) повторение данного эксперимента с уча­стием других испытуемых невозможно.

Для экспериментов с одним испытуемым разработаны особые эксперименталь­ные планы. Чаще исследование проводится с экспериментальной группой, в кото­рой все испытуемые объективно различны, но отобраны и распределены по подгруп­пам с помощью той или иной стратегии.

Различают четыре основных вида «дизайна» — конструирования эксперимен­тальных групп.

При первом варианте исследование проводится с двумя различными группами: экспериментальной и контрольной, которые ставятся в разные условия. Это наибо­лее распространенный способ.

Второй вариант предполагает исследование одной группы: ее поведение изуча­ется и в экспериментальных и в контрольных условиях. Он применяется, когда име­ется только экспериментальная группа и нет возможности сформировать конт­рольную. Но этот план никак не контролирует «эффект последовательности» и ис­пользуется лишь в тех редких случаях, когда эффектом последовательности можно пренебречь.

Третий вариант — конструирование групп методом «парного дизайна» — состо­ит в следующем. Для каждого субъекта группы подбирается эквивалентный ему (или похожий на него), и они распределяются по разным группам.

Соответственно контрольная и экспериментальная группы становятся похожими по составу испы­туемых.

Конечно, в этом случае невозможно соблюсти полную эквивалентность групп в обоих условиях эксперимента, но данный способ значительно лучше, чем эксперимент с участием одной группы в разных условиях.

Наконец, четвертый план является смешанным: все группы ставятся в разные условия. При этом образуется несколько групп. Способ применяется при фактор­ном планировании эксперимента.

Итак, формирование выборки испытуемых — экспериментальной группы — должно подчиняться ряду правил.

Источник: http://www.ahmerov.com/book_757_chapter_27_4.4._ehksperimentalnaja_vyborka.html

Отбор испытуемых — Экспериментальная психология Библиотека русских учебников

Отбор испытуемых - Экспериментальная психология Библиотека русских учебников

Экспериментирование-процедура контролируемого наблюдения, которая, как надеется исследователь, может стать основой для какого-то обобщенного вывода. Валидность этого вывода связана как с результатами эксперимента, так отчасти и с тем, в какой степени исследуемые адекватно представляют генеральную совокупность, в отношении которого делается обобщениея.

В данном разделе мы рассмотрим проблемы, которые имеют непосредственное отношение к выбору испытуемых и репрезентативности выборки

Понятие выборки. Теоретическая гипотеза эксперимента, как ожидает исследователь, направленная на адекватное отражение ситуации с достаточно широкой группой субъектов, даже если само по себе исследование и тестирование ния, которое проводится в рамках эксперимента, включает достаточно специфические конкретные черты и базируется на изучении конкретных объявлениящ.

Рассмотрим один из возможных тестов общей теоретической гипотезы относительно того, что фрустрация порождает агрессию.

Проверка этой теоретической гипотезы может быть осуществлена, как мы отмечали выше, в термина ах хорошо операционализованих понятий, таких как оскорбление, раздражение испытуемых, занятых выполнением определенной деятельности (в случае, который приводился выше) как фактора, порождающего фрустрацию. Количество с астосувань елетрошоку по отношению к ображальника рассматривается как форма проявления агрессииії.

Специфические операции, как можно ожидать, относятся к более широких понятий, так же как экспериментирование требует уточнения понятий, в терминах которых проводится исследование теоретической гипотезы, оски олько все возможные ситуации, описываемые с помощью одной и той же теоретической гипотезы, предусмотреть в эксперименте невозможно. Таким же образом необходимо уточнить состав исследуемых, которые выбирают ся для участия в эксперименте, поскольку все субъекты, на которых планируется распространить результаты эксперимента, не могут быть практически протестированы. Итак, гипотеза о связи фрустрации и агрессии ориенти ана на то, чтобы описать все ситуации возникновения фрустрации и появления агрессии как ее последствия, так же как и доказать возможность прогнозирования ее направленности не только на людей, но и на животных в ситуациях подобных, которые существовали в прошлом, существуют сейчас и будут существовать в будущейму.

Читайте также:  Танцевальная терапия - психология

Поскольку совершенно очевидно, что все индивидуумы в популяции не могут выступить в роли исследуемых в эксперименте с агрессией, ученый вынужден выбирать ограниченное ее количество из общей генеральной совокупности пности, по отношению к которой теоретическая гипотеза силу.

Понятие генеральной совокупности, которое применяется в более широком смысле, относится к частотному распределения всех членов данного класс в, имеющих одну или более свойств, объединяющих. Генеральная совокупность может включать, скажем, всех учеников средней школы, индивидуумов с различными уровнями интеллекта, возраста, показателями психолог ичних тестов личности и т др..

В психологии понятие популяции или генеральной совокупности обычно применяется по отношению ко всем членам данного класса субъектов, которые в определенных ситуациях могут пово дитись равно. В случае если измеряются характеристики всех членов популяции, можно получить средние показатели и стандартные отклонения для этой группы.

Такие показатели, которые могут быть применены для оп исання всей выборки, называются параметрами генеральной совокупности. Однако очень редко имеет смысл стремиться получить измерения определенных характеристик для всей генеральной совокупности. Ученый должен ограничиться выбором подгруппы, которую называют выборкой, и измерить определенные явления, интересующие.

Показатели, основанные на данных выборки, называются статистическими данными. На основании их анализа можно оценивать и делать выводы относительно параметров той генеральной совокупности, из которой была сформирована выборкана вибірка.

Понятие рандомизированных выборки. Поскольку статистика выборок используется для того, чтобы представить параметры генеральной совокупности, основная проблема, которую должен решать исследователь, заключается в то м, чтобы обеспечить надежную репрезентативность выборки по отношению к генеральной совокупности.

Степень, в котором выборка адекватно представляет совокупность, изучаемого является мерой, в которой статистика выб. Ирки отражает параметры генеральной совокупности.

Центральной проблемой для достижения этого соответствия является адекватный выбор относительно и назначения испытуемых, которые задействованы в экспериментальных и конт ролльных условиевах.

Существует несколько способов, с помощью которых можно конструировать выборки, чтобы обеспечить их репрезентативность. Возможно наиболее целесообразным с них рандомизация.

Если каждый член генеральной совокупности отр рифмует равную вероятность быть включенным в выборку, процедура отбора рассматривается как рандомизация, а сама выборка называется рандомизированных рандомизированных выборка гарантирует, что подгруппа субъектов, видибра на из генеральной совокупности таким образом, что вероятность их выбора была такая же, как и вероятность выбора любой другой группы испытуемых с той же генеральной совокупности. В эксперименте по обусловленности агрессивных проявлений фрустрацией, рандомизированные выборки для экспериментальных условий»оскорбление и раздражение», с одной стороны, и»не-раздражение»- с другой, обеспечили, чтобы индивидуумы всех е ных групп, пола, уровня образования, религиозных убеждений и т.д. имели равные шансы быть избранными. Это не значит, что все многообразие видов исследуемых в генеральной совокупности должен быть представлен в выб. Ирке. Например, человек, с 20-ю годами образования имела значительно меньшую вероятность оказаться в этой выборке, чем человек с 12-летним образованием. Виртуально каждый параметр теста вероятности репрезентации в выбор эти различных субъектов базируется на положении, что рандомизированный выбор был осуществлен на каком-то этапе формирования выборки. Следует учитывать, что и решение о статистического отклонения нулевой гипотезы е дносно разногласий между средними показателями тоже связано с процедурой рандомизированного формировании выборкиізованого формування вибірки.

Равномерные и неравномерные выборки.

Если нет определенных ограничений относительно возможного включения каждого субъекта из генеральной совокупности в данную выборку, или если ограничения, налагаемые на него, зав считаете обеспечить истинную репрезентативность популяции, исследователи считают, что выбранная ими выборка равномерной.

Причина для такого предположения может быть выяснена в терминах природы теоретического е рогиднисного распределения в статистике, основанный на существовании бесконечного количества подобных возможных выборок.

Если она с равным количеством объектов была независимо от другой выбрана из генеральной су купности и их средние показатели относительно частотного распределения были измерены, то средние арифметические показатели такой дистрибуции (распределения) будут дорившоваты средним популяции.

Это довольно сложный твер ния есть не что иное как констатация того, что выборка равномерной. Скажем, если средний показатель интеллекта в выборке относится к средним значениям распределения интеллекта, который составляет 100 единиц, тогда ц я выборка равномерной и равномерно отражает показатель средней всей популяции независимо от конкретной величины средних показателей этой выборкиибірки.

Отсюда вывод: неравномерной является выборка, для которой теоретическое распределение показателей частотности средних того параметра, изучаемого не будет равна параметру популяции.

Любое ограничение на воз жливе включения индивидууму из генеральной совокупности в выборку делает последнюю неравномерной, не репрезентативной относительно генеральной совокупности, для которой результаты исследования считаются а декватно описывают ситуацию.

Например, ученый может выдвинуть гипотезу, что определенная экспериментальная процедура повысит показатель интеллекта в экспериментальной группе в отличие от контрольной. При отборе к исследуемых для этих выборок любое ограничение, которое уменьшает шансы избрать конкретных исследуемых в ту или иную выборку, будет приводить к неравномерности выборрок.

Таким образом, неравномерной по определению такая выборка, которая не является репрезентативной через определенные ограничения, которые были внесены при подборе исследуемых

Итак, важным свойством выборки является ее репрезентативность, т.е. степень адекватности характеристик испытуемых (возраст, образование, пол, социально-экономические условия существования и т.д.

) соответствующим характеры истикам популяции, на которых планируется распространить экспериментальные результаты. Степень репрезентативности определяет, среди других факторов, внешнюю валидность эксперимента, т.е.

степень соответствия реал ьного эксперимента объективной реальности, изучаемой по его работодателемю.

При формировании выборок важно обеспечить адекватное распределение испытуемых на группы, которые изучаются в разных экспериментальных условиях. Это делается с учетом критерия эквивалентности участников экс сперименту, что означает необходимость учета всех значимых их характеристик, различия в которых могут существенно повлиять на ход и характеристики изучаемых явленийя.

Кроме рандомизации, т.е. стратегии случайного отбора испытуемых, существуют другие стратегии. Дело в том, что даже этот наиболее распространенный подход к отбору исследуемых предполагает вероятность ь случайных ошибок, наиболее типичными из которых считаются следующие [68, с 800].

Ошибки типа»Б»В выборку случайно может попасть непропорционально большое количество испытуемых, которые резко отличаются от других участников эксперимента, скажем, высокими показателями интеллекта, низ зькою интровертированность, большей демократичностью, чем типичные представители генеральной совокупности. Эти»нерепрезентативные»индивидуумы могут вызвать так называемое»загрязнения»экспериментальных даныня» експериментальних даних.

Наличие ошибок типа. Б в выборке может увеличить шансы ошибочного отклонения или принятия нулевой гипотезы зависимости от того, в какую из выборок (экспериментальную или контрольную) попали субъекты так кого тип.

Ошибки типа. Е. Даже если ошибок типа. Б удалось в значительной мере предотвратить и выборка соответствует по всем важным показателям генеральной совокупности, случайные изменения в физическом или социальном окружении ни во время эксперимента могут непредсказуемо повлиять на показатели зависимой переменной целого подгруппы (экспериментальной или контрольной).

В учебнике по экспериментальной психологии. Андерсона и. Борковски приводится такой пример ошибки при проведении социально-психологического эксперимента на оценку толерантности к тревоге.

В обоих группа ах испытуемых (экспериментальной и контрольной) предлагались для последующего припоминания слов, имевших нейтральную и эмоционально окрашенную коннотацию.

Одной из групп была дана инструкция просто напоминанием ты все слова, а другую сообщили, что это тест на толерантность к тревогги.

Случилось так, что один из субъектов первой подгруппы заподозрил, что эксперимент преследует какую-то иную цель, чем проверку запоминания, и публично подверг критике руководство. Конечно, отношение субъектов к эксперименту резко изменилосья.

Ошибки типа R — это еще один из типов ошибок, связанных с предыдущим опытом и условиями жизни испытуемых, которые могут существенно влиять на их поведение в экспериментальных условиях

Как уменьшить количество ошибок, связанных с формированием выборок?

Чтобы снизить вероятность влияния не репрезентативных выборок, т.е. ошибок типа S, рекомендуют применять большие, или стратифицированные, выборки. Большая выборка снижает вероятность ошибок, так как уменьшает ется вариабельность статистического распределения разногласий между средними показателями зависимой переменной отдельных испытуемых.

Чем больше выборка, тем ближе являются средние показатели распределения выборки и попу ляции. Однако слишком большие выборки повышают вероятность отклонения нулевой гипотезы, если, фактически экспериментальный влияние могло и не приводить к надежного эффекта.

Поэтому рекомендуют выбирать умеренную и по численности выборки — до 25 человек в каждой из подгрупп, по данным одних авторов [68, с 83], или в 30-35 человек — по данным других [21 [21].

Логика отбора умеренных выборок состоит в том, что если разница между средними арифметическими оказывается достаточно большой при значительной стандартной ошибке, обусловленной быть величиной N, эта разница должна бы больше шансов научно значимой, чем при более многочисленных выборках. Существует статистический прием, который исследователи могут применять, чтобы определить научную значимость экспериментальных результатов, который с веться Omega [82; 89].

Других возможных случайных ошибок, связанных с формированием выборок (ошибки типа G и R), можно избежать с помощью применения специальных экспериментальных планов, варианты которых подробно будут ь рассмотрены в специальном разделе учебник.

С возможными ошибками при отборе рандомизированных выборок помогает справиться стратометрической стратегия отбора исследуемых. Смысл ее заключается в том, что в генеральной совокупности выделяют казни — г группы людей с разными показателями определенных свойств. Затем с каждой из казней рандомизированы и пропорционально избираются реальные участники экспериментату.

Важным фактором при применении стратификации является наличие предварительной информации относительно того, что тот показатель, по которому осуществляется эта процедура, может быть действительно релевантным результатам ветеринарная мента.

Иначе стратификация может оказаться пустой тратой времени и усилий. Показатель, по которому она осуществляется, должен значительно коррелировать с измерениями зависимой переменной, чтобы оправдать усилия на осуществление ц иеи процедурри.

Распространено также стратегия попарного отбора, когда в экспериментальную и контрольную группы добираются испытуемые, эквивалентные по значениям промежуточных переменных. Для этого проводится предварительное тестува. Ання за значимыми переменными.

По его результатам состоят пары исследуемых с примерно равными значениями измеряемых переменных (один исследуемый пары назначается в экспериментальную группу, друг й-в контрольную).

Разновидностью этой стратегии является отбор групп испытуемых, выровненных по всем показателям, кроме того, который интересует экспериментатора и каким он манипулалює.

Иногда, если невозможно создать репрезентативную группу, используют реальные группы. Применение таких групп может привести к смешиванию показателей независимой переменной и индивидуальных различий, у в связи с чем возникает необходимость применить специальный квазиэкспериментальных план, признаки которого будут проанализированы в разделе»планирования исследованийджень».

Возможно, наиболее надежным подходом к преодолению различных типов ошибок, связанных с формированием выборок, является репликация (повтор) эксперимента с дополнительными рандомизированными группами. Он может осуществляться я в двух вариантах.

Рекомендуют, в частности (Lindquist, 1953 [96]), подбирать несколько рандомизированных выборок из одной генеральной совокупности и исследовать каждую из них только в одной из нескольких (скажем, двух) експериме ентальних ситуациях.

Например, если в районе насчитывается 50 школ, исследователь может рандомизированно отобрать 16 из них, затем таким же образом предложить испытуемым восьми из этих школ. Экспериментальн й влияние, остальных — создать»контрольные»условия.

Читайте также:  Мысленный эксперимент - психология

После этого подсчитываются суммарные по разным выборкам (по 8 школ в каждой) усредненные показатели зависимой переменной.

Есть все основания ожидать, что, несмотря возмож е случайные ошибки, связанные с индивидуальными, ситуационными и другими разногласиями между подгруппами испытуемых, влияние различных экспериментальных условиях окажется относительно заметнымно помітним. ,

Второй вариант этого подхода предусматривает увеличение количества рандомизированных выборок, в каждой из которых создаются экспериментальные и контрольные группы

Источник: https://uchebnikionline.com/psihologia/eksperimentalna_psihologiya_-_maksimenko_sd/vidbir_doslidzhuvanih.htm

Выборка эмпирического исследования

Выборка эмпирического исследования

Выборка в дипломной работе по психологии – это испытуемые или респонденты, которые приняли участие в эмпирическом исследовании.

Если говорить более строго, научно, то выборка – это какая-то часть некоторой большой группы (генеральной совокупности), которая отражает ее свойства. В этом случае говорят, что выборка репрезентативна. И поэтому полученные на выборке результаты распространяют на всю генеральную совокупность.

Например, психолог-исследователь намерен выяснить взаимосвязи ощущения счастья и уровня личностной автономии у современных российских студентов. Строго говоря, для решения этой задачи нужно провести исследование на всех студентах – генеральной совокупности.

Это практически не выполнимо, поэтому из всех студентов делают выборку, скажем, человек 50, — представителей какого-то конкретного ВУЗа. Формируют выборку так, чтобы она была подобна генеральной совокупности – репрезентативна. То есть, чтобы в ней было такое же соотношение юношей и девушек, жителей больших и малых городов и пр.

Далее проводят в этой выборке исследование и, например, выявляют положительную корреляцию между ощущением счастья и уровнем личностной автономии. И, так как выборка была репрезентативна, то делают вывод: для всех российских студентов справедлива закономерность, согласно которой чем выше уровень автономии, тем выше уровень счастья.

Конечно, с учетом 5-ти процентной вероятности ошибиться (уровень статистической значимости при расчете корреляций).

Существуют разнообразные процедуры формирования репрезентативной выборки: простой случайный отбор, стратифицированный случайный отбор и др. Они описываются в книгах по экспериментальной психологии и математической статистике.

Выполнение этих процедур важно при проведении серьезных психологических исследований. В практике написания курсовых, дипломных и магистерских работ в современных российских ВУЗзах репрезентативность выборки, как правило, не оговаривается и специальные процедуры не применяются.

При этом по умолчанию предполагается, что выборка репрезентативна.

Например, вы исследовали взаимосвязь тревожности женщин и срока их беременности. Вы взяли в качестве испытуемых своих знакомых. Получили результат, что чем выше срок, тем выше тревожность.

На защите можно смело говорить о том, что «выявлена положительная взаимосвязь тревожности и срока беременности у женщин среднего возраста». То есть, вы смело распространяете полученный на маленькой группе результат на всех женщин.

Хотя, строго говоря, не известно, была ли ваша выборка репрезентативна группе всех беременных женщин среднего возраста в нашей стране.

Очень часто именно выборкой определяется тема исследования. Преподаватели часто расспрашивают студента-психолога об обстоятельствах его жизни (где работает и т.п.). На основании этой информации и делается вывод, на какой выборке удобнее провести исследование.

Например, если вы – педагог, то в качестве выборки могут выступить учащиеся. Сотруднику организации научный руководитель может предложить взять в качестве испытуемых его коллег-сотрудников. Домохозяйка может выбрать в качестве респондентов своих знакомых женщин. Часто студенты берут в качестве выборки тоже студентов и проводят эмпирическое исследование на своих сокурсниках.

В связи с формированием экспериментальной выборки при написании выпускной работы по психологии у студентов могут возникнуть следующие вопросы:

  1. Чем определяется численность выборки в психологическом исследовании?
  2. Как увеличить объем экспериментальной выборки?
  3. На какие характеристики выборки нужно обращать внимание?
  4. Как формируются экспериментальная и контрольная группы?

Объем (численность) выборки

Численность экспериментальной выборки в психологическом исследовании определяется особенностями статистических расчетов.

Например, минимальная численность испытуемых, при которой можно рассчитать коэффициент ранговой корреляции Спирмена при уровне значимости 0,01, равна 7. Но, как правило, при анализе взаимосвязей выборка не должна быть меньше 10 человек.

Столько же человек должно быть минимум и при расчете достоверных различий с помощью U-критерия Манна-Уитни или t-критерия Стъюдента.

Иногда преподаватели уверенно говорят студентам, что результаты их исследования будут недостоверны, если объем выборки будет меньше 30, 50, 70, 100 человек и т.д. Строго говоря, это не корректное утверждение.

В данном случае важно понимать, что во всех статистических расчетах действует такое правило: чем меньше объем выборки, тем жестче критерии, при которых результат статистического расчёта считается достоверным.

Например, вы проводите анализ взаимосвязей показателей агрессивности и тревожности младших школьников в группе из 30 человек.

Если принять достаточным уровень статистической значимости в 0,05 (5%), то значимыми будут коэффициенты корреляции больше либо равные 0,36.

А ваш коллега – студент-психолог – проводит анализ взаимосвязей карьерных ориентаций и стажа сотрудников организации в группе из 10 человек. В его случае значимыми будут считаться коэффициенты ранговой корреляции не ниже 0,64 при том же уровне значимости.

Итак, статистически достоверные результаты эмпирического исследования можно получить на любой выборке (от 10 человек). При этом чем меньше экспериментальная выборка, тем жестче критерии статистической достоверности полученных на ней результатов.

Однако, чем меньше выборка, тем в меньшей степени она отражает генеральную совокупность, тем заметнее в ней влияние отдельных результатов на общий показатель. То есть, формально можно брать выборку в 10 человек, но практически в эмпирическом исследовании этого недостаточно.

Строгих правил по численности выборки для получения статистически достоверных результатов психологического исследования нет, но есть следующие рекомендации:

  • При разработке тестов объем выборки должен быть от 200 до 2000 человек.
  • При сравнении двух групп (например, с помощью U-критерия Манна-Уитни или t-критерия Стъюдента) их численность должна быть примерно 30-50 человек. Группы могут быть не равны по численности, но различия должны быть не очень существенны.
  • При исследовании взаимосвязей показателей в группе, например, с помощью коэффициента ранговых корреляций, ее численность должна быть не меньше 30 человек.

Но эти правила не строгие, и на практике, как правило, для курсовых и дипломов объем выборки колеблется от 15 до 40 человек. В магистерской диссертации может потребоваться более объемная группа испытуемых — до 80-100 человек. Здесь многое решают требования конкретного ВУЗа и предпочтения руководителя.

Есть одна вполне невинная хитрость, позволяющая увеличить численность экспериментальной выборки. Например, если в ВУЗе требуют большие выборки (80-100 человек), а набрать столько испытуемых проблематично, можно сделать следующее. Реальное эмпирическое исследование провести на небольшой выборке, например, 20 человек.

А далее увеличить объем выборки в кратное количество раз (2, 3, 4 и т.д.), то есть получить выборку в 40, 60, 80 человек и т.д. Такая процедура существенно не повлияет на результат. В этом случае станут более мягкими критерии значимости статистических критериев (см.

выше правило соотношения объема выборки и жесткости критериев статистической значимости результатов).

Например, вы пишете дипломную работу на тему «Исследование взаимосвязи ощущения одиночества и субъективного благополучия у женщин среднего возраста, занимающих руководящие должности».

Руководитель потребовала, чтобы выборка была не меньше 60 человек. Вы резво взялись за дело. Но вскоре выяснилось, что найти женщин-руководителей среднего возраста, готовых участвовать в тестировании, не так просто.

Вы протестировали 15 человек и больше найти не можете. Что делать?

Берете данные по этим 15 испытуемым в сводной таблице результатов и копируете 4 раза. Получается выборка из 60 человек.

Главное, что взаимосвязи, которые вы выявите на этой увеличенной выборке, будут отражать реальные корреляции ощущения одиночества и субъективного благополучия в исходной выборке из 15 человек.

Изменения будут незначительны – станут значимыми некоторые корреляции, которые в выборке из 15 женщин были не значимы.

Характеристики выборки

При описании выборки в дипломной работе по психологии указываются социально-демографические характеристики испытуемых: пол, возраст, образование, семейный статус, профессия и пр.

Существует множество характеристик, которые можно указать при описании выборки. Какие включить в описание, а какие – нет?

Строго говоря, нужно указывать характеристики выборки, которые имеют отношение к сути исследования. Например, если сравниваем женщин-руководителей и простых сотрудниц, то важно при описании выборки указать профессиональный статус.

При описании выборки всегда указывают пол, возраст и образование (для взрослых испытуемых). Остальные характеристики указывают по необходимости, если они важны. Например, при исследовании корпоративной культуры сотрудников организации вряд ли необходимо указывать их семейный статус, так как он имеет очень отдаленное отношение к теме исследования.

Некоторые научные руководители требуют описывать выборку с указанием максимального количества характеристик.

Контрольная и экспериментальная группы

В каких случаях в дипломной работе по психологии возникает необходимость введения экспериментальной и контрольной групп? Если тема ВКР связана с выявлением индивидуально-психологических различий испытуемых, имеющих какую-то особенность и не имеющих ее. Например, в качестве таких особенностей могут быть:

  • заболевание (экспериментальная группа – лица, страдающие заболеванием…; контрольная – лица, не страдающие заболеванием…);
  • семейный статус (экспериментальная группа – лица, состоящие в браке; контрольная – лица, не состоящие в браке);
  • профессия (экспериментальная группа – лица, чья профессиональная деятельность связана с повышенными стрессовыми нагрузками (например, сотрудники МЧС; контрольная – лица, чья профессиональная деятельность не связана с повышенными стрессовыми нагрузками).

Смысл эмпирического исследования с экспериментальной и контрольной группой состоит в том, что различия психологических показателей, выявленные между этими группами, укажут на влияние критерия разделения на личность человека.

Например, если лица с заболеванием окажутся более тревожны, чем без заболевания, то можно будет сделать вывод о том, что данная болезнь ведет к росту тревожности или что повышенная тревожность выступает одной из причин данной болезни. Или если окажется, что у семейных выше осмысленность жизни, то вывод будет в том, что семья повышает осмысленность жизни.

И, наконец, если выяснится, что у пожарных выше выраженность психологического стресса, то сделаем вывод о том, что работа в МЧС создает предпосылки развития стресса.

Так вот, чтобы выводы о влиянии критерия разделения на группы на выраженность тех или иных психологических показателей были обоснованы, между экспериментальной и контрольной группами не должно быть никаких других различий, кроме того, которое выбрано.

Например, состоящие и не состоящие в браке испытуемые не должны различаться ни по каким другим характеристикам. То есть, у них должны быть примерно одинаковые возраст, социальный статус и пр.

Только в этом случае можно будет сказать, что выявленный более высокий уровень осмысленности жизни у семейных по сравнению с не состоящими в браке связан именно с тем, что у представителей экспериментальной группы есть семья.

Если экспериментальная и контрольная группа не выровнены по другим социально-демографическим показателям, то, возможно, на осмысленность жизни повлиял какой-то другой фактор. Например, если состоящие в браке работают дизайнерами, а не состоящие в браке – безработные, то различия в уровне осмысленности жизни могут быть связаны не с наличием супруга, а с наличием интересной работы.

Естественно, невозможно выровнять экспериментальную и контрольную группу по всем социально-демографическим показателям. Нужно ограничиться некоторыми ключевыми: возраст, образование, социальный и семейный статус.

Читайте также:  Музыкотерапия - психология

Существует устойчивый миф, что для корректной статистической обработки результатов численность выборки в контрольной и экспериментальной группе должна быть одинаковой.

В моей практике были случаи, когда научные руководители требовали выравнивать численность испытуемых в контрольной и экспериментальной группе, когда исследование было уже проведено. Такие требования указывают на непонимание сущности статистических расчётов, которые имеют дело с усредненными величинами.

А среднее значение величины в группе (среднее арифметическое) не зависит от численности группы, так как при его расчете сумма показателей всех участников группы делится на число человек.

Пример описания экспериментальной и контрольной групп:

Характеристика выборки. В исследовании приняли участие 50 подростков, разделенных на две группы:

  • Экспериментальная группа – подростки-спортсмены, занимающиеся индивидуальным видом спорта (самбо или дзюдо); 25 человек (20 мальчиков, 5 девочек); возраст 14-16 лет. База — спортивный комплекс «Сова» ГБУ «МГФСО» Москомспорта, г. Москвы.
  • Контрольная группа – подростки, не занимающиеся спортом; 25 человек (17 мальчиков, 8 девочек); возраст 14-16 лет. База — гимназия №111 Свиблово подразделение школа №222, г. Москвы.

Надеюсь, эта статья поможет вам самостоятельно написать диплом по психологии. Если возникнет необходимость, обращайтесь (все виды работ по психологии; статистические расчеты). Заказать

Источник: http://dip-psi.ru/vyborka

Экспериментальная выборка

Психолог-экспериментатор в большинстве случаев изучает какую-то определенную выборку людей, которая всегда отбирается из большей по численности группы. Такая группа называется в статистике генеральной совокупностью.

Если бы все люди (или животные) были похожи друг на друга, а в идеале оказались бы совершенно одинаковыми, то не возникло бы никаких проблем. Эксперимент можно провести с участием одного испытуемого, а полученные результаты применить для объяснения поведения всех других людей.

Но люди различаются по полу, возрасту, расе, национальности, принадлежности к той или иной культуре или религии, социальному и экономическому положению и т.д. Следовательно, простая генерализация (обобщение) данных, полученных при исследовании одного испытуемого, невозможна.

Если психологическому исследованию (наблюдению, измерению, эксперименту) подвергаются все представители изучаемой генеральной совокупности, то такое исследование называют полным, или сплошным.

Предполагается, что в соответствии с задачами, гипотезами и планом полное обследование генеральной совокупности позволяет получить исчерпывающую информацию об изучаемых в ней психологических закономерностях (например, при исследовании особенностей личности больных инфекционного отделения городской больницы №1 мы получим исчерпывающую информацию, т.к. генеральная совокупность равна численности больных, находящихся в отделении).

Если психолог производит выбор ограниченного числа элементов из изучаемой (генеральной) совокупности, то такое исследование называют частичным, или выборочным.

Выборкой называется любая подгруппа элементов (испытуемых, респондентов), выделенная из генеральной совокупности для проведения эксперимента.

При этом отдельный индивид из выборки, с которым работает психолог, называется испытуемым (респондентом).

Экспериментатор должен создать модель идеального объекта экспериментального исследования для своего частного случая и по возможности его описать. Выборка должна как можно более полно отражать характеристики изучаемой генеральной совокупности.

Объем выборки, обычно обозначаемой буквой n, может быть любым, но не меньшим чем два респондента. В статистике различают • малую (n < 30), • среднюю 30 < n < 100,

• большую выборку (n > 100).

В прикладных исследованиях свобода психолога ограничена уже тем, что объект известен с самого начала (например, 3В класс или коллектив НИИ гигиены).

Выборки называются независимыми (несвязными), если процедура эксперимента и полученные результаты измерения некоторого свойства у испытуемых одной выборки не оказывают влияния на особенности протекания этого же эксперимента и результаты измерения этого же свойства у испытуемых (респондентов) другой выборки (например, 3В и 3Г классы, один из которых — экспериментальный, а другой — контрольный).

И напротив, выборки называется зависимыми (связными), если процедура эксперимента и полученные результаты измерения некоторого свойства, проведенные на одной выборке, оказывают влияние на другую.

Следует подчеркнуть, что одна и та же группа испытуемых, на которой дважды проводилось психологическое обследование (пусть даже разных психологических качеств, признаков, особенностей), по определению оказывается зависимой, или связной, выборкой (например, уровень образования родителей и уровень воспитанности детей).

К выборке применяется ряд обязательных требований, определенных прежде всего целями и задачами исследования: • Критерий однородности выборки. Он означает, что психолог, изучая, например, подростков, не может включать в эту же выборку взрослых людей.

Напротив, исследование, выполненное методом возрастных срезов, принципиально предполагает наличие разновозрастных испытуемых. Однако и в этом случае должна соблюдаться однородность выборки, но уже по другим критериям — в первую очередь таким, как возраст и пол. • Содержательный критерий (критерий операциональной валид-ности).

Напомним, что операциональная валидность определяется соответствием экспериментального метода проверяемой гипотезе. Подбор экспериментальной группы должен определяться предметом и гипотезой исследования.

Бессмысленно проверять степень развития произвольного запоминания у годовалых и двухлетних детей или выяснять, в какой мере уровень интеллекта группы московских бомжей влияет на выбор того или иного кандидата в Государственную думу.

• Критерий эквивалентности испытуемых (критерий внутренней валидности). Результаты, полученные при исследовании экспериментальной выборки, должны распространяться на каждого ее члена. То есть мы должны учесть все значимые характеристики объекта исследования, различия в выраженности которых могут существенно повлиять на зависимую переменную.

Допустим, необходимо проверить влияние ситуативной тревожности детей на скорость овладения школьными навыками. В этом случае состав экспериментальной группы должен быть подобран так, чтобы в нее входили дети с одинаковым уровнем развития интеллекта.

Если же это не удается сделать, то при обработке данных используется нормировка результатов на величину значимого параметра.

• Критерий репрезентативности (критерий внешней валидности).

Состав экспериментальной выборки должен представлять (моделировать) генеральную совокупность, поскольку выводы, полученные в эксперименте, предполагается в дальнейшем перенести на всю генеральную совокупность.

Поэтому выборка должна обладать особым качеством — репрезентативностью, позволяющим распространить полученные на ней выводы на всю генеральную совокупность.

Репрезентативная, или представительная, выборка — это такая выборка, в которой все основные признаки генеральной совокупности представлены приблизительно в той же пропорции и с той же частотой, с которой данный признак выступает в данной генеральной совокупности. Иными словами, репрезентативная выборка представляет собой меньшую по размеру, но точную модель той генеральной совокупности, которую она должна отражать.

Существуют теоретические и статистические критерии репрезентативности выборки испытуемых.

Группа лиц, участвующих в эксперименте, должна представлять всю часть популяции, по отношению к которой мы можем применять данные, полученные в эксперименте.

Главная проблема состоит в том, чтобы определить, на какие другие интересующие нас группы можно распространить результаты проводимого нами исследования.

Репрезентативность выборки очень важна, тем не менее по объективным причинам соблюдать ее крайне сложно. Так, хорошо известен факт, что от 70% до 90% всех психологических исследований поведения человека проводились в США в 60-х годах XX века с испытуемыми студентами колледжей, причем большинство из них были студентами психологами.

В лабораторных исследованиях, выполняемых на животных, наиболее распространенным объектом изучения являются крысы. Поэтому неслучайно психологию называли раньше наукой о студентах второкурсниках и белых крысах. Студенты психологических колледжей составляют всего 3% от общей численности населения США.

Очевидно, что выборка студентов не репрезентативна в качестве модели, претендующей на представительство всего населения страны.

Иногда невозможно найти способ создания репрезентативной группы. Тогда используется метод приближенного моделирования.

В частности, исследование может проводиться при участии студентов 2-го курса университета, а данные приписываются всем людям, или «людям в возрасте от 17 до 21 года», или «людям со средним образованием в возрасте от 17 до 21 года» и т.д.

В той степени, в какой выборка является репрезентативной, выводы, основанные на изучении этой выборки, можно с большой долей уверенности считать применимыми ко всей генеральной совокупности. Это распространение результатов называется генерализацией.

Чем меньше генерализация, т.е. чем точнее набор критериев, описывающих популяцию, на которую распространяются выводы о характеристиках экспериментальной выборки, тем выше внешняя валидность эксперимента.

Возникает закономерный вопрос, как сформировать репрезентативную выборку? Опишем два метода, обеспечивающие репрезентативность выборки. • Метод простой случайной выборки.

В этом случае выборка состоит из элементов, отобранных из генеральной совокупности таким образом, чтобы каждый элемент этой совокупности имел равные возможности (равную вероятность) попасть в выборку. Полученная таким образом выборка называется простой случайной выборкой.

Получить простую случайную выборку можно путем обычной жеребьевки (по аналогии с лотереей) или с помощью специальных таблиц случайных чисел. Данная процедура трудно осуществима, поскольку для ее реализации необходимо учитывать каждого представителя генеральной совокупности.

• Метод стратифицированной случайной выборки. Для этого необходимо разбить элементы генеральной совокупности на страты (группы) в соответствии с некоторыми характеристиками.

Например, при обследовании спроса на некоторый товар генеральную совокупность желательно разбить на группы, различающиеся по величине дохода, социальной принадлежности или даже по месту жительства (город, деревня).

Если произведена подобная разбивка совокупности и случайная выборка производится отдельно из каждой группы (страты), то полученная в итоге выборка носит название стратифицированной случайной выборки.

В экспериментальную выборку отбираются испытуемые с соответствующими характеристиками так, чтобы в ней были равно представлены лица из каждой страты. Чаще всего используются следующие характеристики: пол, возраст, политические предпочтения, образование и уровень доходов.

Эту стратегию применяют психодиагносты при разработке тестов, педагогические психологи, ею же пользуются социологи и социальные психологи при опросах общественного мнения, исследовании социальных установок и т.д. Как определяется объем выборки? Подчеркнем, что он зависит, прежде всего, от задач исследования.

Психолог может изучать единичные случаи, если те по каким-либо причинам представляют особый интерес для науки. Так, например, строится работа с одаренными детьми, каждый из которых, как правило, имеет свои неповторимые особенности. Предметом отдельного исследования могут служить также редкие или уникальные случаи нарушения развития. В частности, пристальное внимание известного ученого П.К. Анохина и его сотрудников было сосредоточено на изучении особенностей функционирования организма сросшихся сиамских близнецов Маши и Даши.

Эксперимент с одним испытуемым проводится тогда, когда: 1) индивидуальными различиями можно пренебречь, исследование чрезвычайно велико по объему и включает множество экспериментальных проб; 2) испытуемый — уникальный объект, например гениальный музыкант или творчески одаренный шахматист; 3) от испытуемого требуется особая компетентность при проведении исследования (эксперимент с обученными испытуемыми);

4) повторение данного эксперимента с участием других испытуемых невозможно.

Чаще исследование проводится с экспериментальной группой, в которой все испытуемые объективно различны, но отобраны и распределены по подгруппам с помощью той или иной стратегии. Когда психолог ставит целью изучение характеристик, присущих многим представителям генеральной совокупности», возникает вопрос о наиболее приемлемом объеме выборки.

В этих случаях очевидно, что больший объем выборки позволяет получить более надежные результаты. Кроме того, объем выборки зависит от тех статистических методов, которые предполагается использовать. Одни методы требуют большого количества испытуемых, другие могут применяться при относительно небольшом количестве.

Например, некоторые непараметрические критерии различий могут использоваться при сравнении групп численностью в 5-7 человек, а факторный анализ наиболее адекватен, если объем выборки составит около 100 человек.

Для психологических исследований рекомендуется использовать экспериментальную и контрольную группы, чтобы численность обеих сравниваемых групп была не менее 30-35 испытуемых в каждой.

Источник: https://psyera.ru/eksperimentalnaya-vyborka_8113.htm

Ссылка на основную публикацию