Врожденное — психология

Врожденное слабоумие

Врожденное - психология

В зависимости от уровня недоразвития интеллекта различают три степени выраженности олигофрении — идиотия (тяжелое умственное недоразвитие), имбецильность (среднее умственное недоразвитие) и дебильность (легкая степень умственного недоразвития). В свою очередь, эти уровни умственной недостаточности подразделяются на легкую, умеренную и тяжелую степень выраженности.

Страдающие идиотией не владеют речью (могут издавать лишь нечленораздельные звуки), не способны даже к примитивному труду, они совершенно не обучаемы и живут в мире безусловных рефлексов.

Они не способны отличить горячее от холодного, съедобное от несъедобного, не узнают окружающих, даже мать. Двигательные реакции их выражаются в однообразных стереотипных раскачиваниях туловища слева направо, взад — вперед.

Эмоциональные реакции их весьма примитивны и выражаются лишь в гневливо-злобных вспышках.

Страдающие идиотией нуждаются в постоянном надзоре и уходе, так как многие из них не владеют навыками самообслуживания, они обычно помещаются в особые медицинские учреждения пожизненно, ибо дома они не удерживаются в силу особенностей психического недоразвития.

Имбецильность — средняя степень задержки психического развития. При ней больным можно привить элементарные навыки по совершению туалета, умывания, одевания, уборке помещения.

Более того, они могут овладеть простейшими трудовыми процессами путем тренировки подражательных действий (например, клеить коробочки или собирать из соответствующих деталей искусственные елки). Некоторые из них даже могут усвоить простейший счет в пределах 10.

Познавательная деятельность имбецилов ограничена лишь образованием представлений, образование понятий для них невозможно. У них, естественно, отсутствует способность к абстрактному мышлению. Имбецилы понимают простую речь, они сами могут усвоить и пользоваться несколькими десятками слов (но не более 50).

Речь их косноязычна, состоит из отдельных слов или чрезвычайно простых предложений (состоящих, как правило, из двух несогласующихся между собой слов). Их адаптация в окружающем возможна только при наличии постоянно опекающих их родственников.

Имбецилы крайне внушаемы, эта их особенность иногда используется различными мошенниками и проходимцами для совершения различных правонарушений. Собственные интересы имбецилов крайне примитивны и заключаются лишь в удовлетворении пищевой потребности. Имбецилы обучаются в специальной вспомогательной школе для олигофренов.

Дебильность — самая легкая степень психического недоразвития. У дебилов ограничена способность к выработке сложных понятий и обобщений, поэтому у них преобладает конкретно-описательный тип мышления. Абстрактное мышление им, как правило, недоступно.

Тем не менее они могут, хотя и с трудом, учиться в массовой школе, перебиваясь с тройки на двойку. Новый материал они осваивают путем механической зубрежки.

В массовой школе они многократно дублируют первые классы, имея многочисленные задолжности по арифметике, и в конце концов все-таки оказываются во вспомогательной школе для олигофренов. Чрезвычайно важна для страдающих дебильностью адекватная организация труда и быта.

При разумном руководстве они могут овладеть несложной специальностью, тем более что у дебилов «умений больше, чем знаний».

Источник: https://psyera.ru/5296/vrozhdennoe-slaboumie

Врожденные факторы

Врожденные факторы

Как уже отмечалось, часть наших знаний о речи является врожденной. Существуют, однако, противоречивые мнения о том, какое именно знание и в какой степени является врожденным. Один из вопросов связан с богатством языка.

Если врожденное знание очень богатое или детальное, то процесс овладения речью должен быть сходен для разных языков, даже если возможности для научения неодинаковы в разных культурах. Второй вопрос о врожденных факторах связан с критическими периодами.

Как отмечалось в главе 5, общей чертой врожденного поведения является то, что оно легче проявляется, если в критический период организм находится в адекватных для этого поведения условиях.

Есть ли такие критические периоды в овладении речью? Третий вопрос о врожденных факторах становления речи касается ее возможной уникальности: является ли способность усваивать речевую систему уникальной особенностью человеческого вида? Эти три вопроса мы рассмотрим по очереди.

Богатство врожденного знания. Все дети независимо от их культуры и языка проходят одну и ту же последовательность развития речи.

В возрасте 1 года ребенок произносит несколько отдельных слов; в возрасте 2 лет ребенок строит предложения из двух и трех слов; в возрасте 3 лет предложения приобретают правильную грамматическую форму; в возрасте 4 лет ребенок говорит почти как взрослый.

Учитывая большие культурные различия в возможностях, предоставляемых детям для того, чтобы учиться у взрослых, и то, что указанная последовательность сохраняется в разных культурах, можно согласиться с тем, что врожденное знание о языке весьма богато.

Действительно, врожденное знание о языке кажется настолько богатым, что дети могут пройти через нормальный процесс приобретения речи, даже когда вокруг них нет пользователей языка, могущих служить им моделями или учителями. Группа исследователей изучала 6 глухих детей, родители которых могли слышать и решили не учить своих детей языку знаков.

Прежде чем эти дети получили какую-либо подготовку в чтении и вокализации по губам, они начали использовать систему жестов, называемую родным знаком. Поначалу их родной знак был чем-то вроде простой пантомимы, но постепенно он обретал свойства языка. Например, он имел организацию и на уровне морфем, и на уровне синтаксиса, включая отдельные знаки и комбинации знаков.

Кроме того, эти глухие дети (которые, по сути, создавали свой собственный язык) проходили через те же стадии развития, что и нормально слышащие дети. Так, глухие дети сначала изображали жестами по одному знаку, затем складывали из своих пантомим «предложения» длиной в два и три понятия.

Эти поразительные результаты свидетельствуют о богатстве и детальности врожденного знания (Feldman, Goldin-Meadow & Gleitman, 1978).

Критические периоды. Как и другие врожденные виды поведения, научение языку имеет некоторые критические периоды. Это особенно очевидно, когда мы переходим к овладению системой звуков нового языка, то есть к изучению новых фонем и правил их сочетания. Как уже отмечалось, младенцы до года способны различать фонемы любого языка, но теряют эту способность к концу первого года жизни.

Следовательно, первые месяцы жизни являются критическим периодом для усвоения фонем своего родного языка. Существует также критический период в овладении звуковой системой второго языка.

После нескольких лет изучения второго языка маленькие дети с большей вероятностью, чем взрослые, говорят на нем без акцента и лучше способны понимать этот язык в условиях повышенного шума (Snow, 1987; Lennenberg, 1967).

В другой, более новой работе было показано, что существует также критический период в научении синтаксису. Эти данные получены в исследованиях глухих людей, знающих американский язык знаков (АЯЗ), являющийся полноценным языком, а не набором пантомим.

В интересующих нас исследованиях принимали участие взрослые, пользовавшиеся АЯЗ 30 лет и более, но выучившие его в разном возрасте.

Хотя все испытуемые родились у слышащих родителей, у некоторых язык знаков был родным и они встречались с ним с рождения, некоторые впервые выучили АЯЗ между 4 и 6 годами, когда поступили в школу глухих, а некоторые не встречались с АЯЗ до 12 лет (их слышащие родители не давали им учить язык знаков вместо разговорного).

Если существует критический период научения синтаксису, то те, кто выучил АЯЗ раньше, должны были лучше освоить некоторые аспекты синтаксиса, чем те, кто выучил его позже, и эта разница должна проявляться даже спустя 30 лет после приобретения. Именно это и обнаружили исследователи.

Так, в отношении понимания и порождения слов со многими морфемами — вроде слова «untimely» (несвоевременный), состоящего из морфем «un», «time» (время) и «ly», — знакомые от рождения с языком знаков справлялись лучше, чем те, кто учил АЯЗ в школе, а эти последние, в свою очередь, справлялись лучше, чем те, кто учил АЯЗ после 12 лет (Meier, 1991; Newport, 1990).

Косвенные свидетельства в пользу существования критического периода в овладении языком (речью) представляют собой случаи, когда дети оказывались в полной изоляции.

Известным случаем социальной изоляции является история Джени, девочки, чей отец был психопатом, а мать была слепой и находилась в полной зависимости.

С рождения и до момента ее обнаружения в возрасте 11 лет социальными работниками по помощи детям Джени жила привязанной к стулу с ночным горшком в изолированной комнате родительского дома.

До того как ее нашли, девочка почти не общалась с другими людьми. Речевые навыки у нее практически отсутствовали. Попытки научить ее говорить увенчались лишь незначительным успехом.

Она могла запоминать слова, но не смогла овладеть грамматическими правилами, которые естественным образом усваиваются детьми более младшего возраста.

Хотя тесты показывали, что она обладала высоким уровнем интеллекта, ее уровень владения речью так никогда и не поднялся выше уровня третьеклассника (Curtiss, 1977; Rymer, 1992a, b).

Могут ли другие биологические виды овладеть человеческим языком? Некоторые эксперты полагают, что наша врожденная способность к языку уникальна (Chomsky, 1972). Они признают, что у других видов есть системы общения, но утверждают, что эти системы качественно отличны от нашей.

Обратимся к системе общения у шимпанзе.

Число звуков и жестов у этого вида ограниченно, а продуктивность их системы коммуникации очень низка по сравнению с человеческой речью, позволяющей объединять относительно небольшое количество фонем в тысячи слов и объединять эти слова в несчетное количество предложений.

Другое различие состоит в том, что человеческий язык структурирован на нескольких уровнях, а коммуникация у шимпанзе — нет.

В частности, в человеческом языке существует четкое различие между уровнем слов или морфем (на котором эти элементы имеют значение) и уровнем звуков (на котором элементы значения не несут).

В коммуникациях шимпанзе нет никаких признаков такого дуализма структуры, поскольку каждый символ несет значение.

Еще одно различие состоит в том, что шимпанзе не меняют порядок своих символов для изменения смысла сообщений, как это делает человек. Для нас, например, «Jonah ate the whale» («Иона съел кита») означает не то же, что «The whale ate Johan» («Кит съел Иону»); в коммуникациях шимпанзе отсутствуют признаки аналогичного различия.

То, что общение у шимпанзе беднее по сравнению с нашим, не доказывает, что у них нет способностей к более продуктивной системе. Их система может быть адекватной их потребностям. Чтобы определить, обладают ли шимпанзе теми же самыми врожденными способностями, что и мы, надо проверить, могут ли они освоить наш язык.

Источник: https://psibook.com/books/18/4/71.html

Врожденные психические способности всех знаков Зодиака

Врожденные психические способности всех знаков Зодиака

Когда речь заходит о психических способностях, многие люди воспринимают их как нечто из научной фантастики. В реальности мы все обладаем этими самыми способностями и обладаем силой их обуздать, со временем и практикой. И важным шагом в обуздании ваших психических способностей является знание особенностей своего знака зодиака, поскольку он оказывает на личность очень большое влияние.

1 ОВЕН (21 марта – 19 апреля)

Ваша способность – находить в людях сенсационные таланты. Однажды вы споткнетесь перед уличным музыкантом, и уже в следующем году вы увидите, как он играет перед миллионами поклонников, наполнившими стадион.

2 ТЕЛЕЦ (20 апреля – 20 мая)

Вы – эксперт в ощущении «границ» других людей и прилагаете значительные усилия, чтобы не пересечь их. Вы можете легко объяснить другим, где они нарушают ваши «границы» и не побоитесь попросить их остановиться.

3 БЛИЗНЕЦЫ (21 мая – 21 июня)

Вы всегда подберете правильные слова, даже не догадываясь об этом. Они просто приходят к вам сами собой!

4 РАК (22 июня – 22 июля)

Ваша сильная сторона – эмпатия. Вы всегда можете понять, что у человека на уме, и можете уверенно использовать это в своих интересах.

5 ЛЕВ (23 июля – 22 августа)

С вами – все происходит в нужное время. Вы знаете, когда появиться на вечеринке, когда высказать собственное мнение и когда пойти на риск. Расчет времени прекрасно работает в вашу пользу.

Читайте также:  Альфа-статус - психология

Вас воспринимают как очень умного человека, потому что вы узнаете информацию до того, как ее узнают другие. Дом, созданный вами, может стать великолепным местом для воспитания ваших детей, в этом можно не сомневаться.

7 ВЕСЫ (23 сентября – 22 октября)

Вы можете «читать» других людей как книгу. Вы точно знаете, что они собираются сделать и по какой причине, с какой мотивацией. Единственным недостатком является то, что вы не знаете себя.

8 СКОРПИОН (23 октября – 21 ноября)

Вы можете «прочесть» влечение, страсть и любовь в ком угодно. Вы хотите любви и привязанности, и эта способность помогает вам все это обрести.

9 СТРЕЛЕЦ (22 ноября – 21 декабря)

Вы – оптимист. Вы точно знаете когда можно рискнуть, потому что знаете, что риск обязательно будет оправдан и наверняка окупится.

10 КОЗЕРОГ (22 декабря – 19 января)

Вы точно знаете, когда расти и изменяться. Когда приходит пора увольняться с работы или продавать дом, вы знаете правильное время для свершения этого шага.

11 ВОДОЛЕЙ (20 января – 18 февраля)

Ваша способность – чтение мыслей, и получение того, чего хотели. Для того, чтобы получить желаемое от других, вы притворяетесь, что ваши желания принадлежат на самом деле им и окружающие склонны в это верить.

12 РЫБЫ (19 февраля – 20 марта)

Ваш знак имеет сильнейшую психическую способность. Вы можете увидеть всю головоломку складывающейся жизни, и точно угадаете, когда она распадется на кусочки.

Каков бы ни был ваш знак, вы владеете большой психической способностью. Овладение контролем над своими способностями даст вам фору в жизни и обязательно поможет в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Но помните, что у остальных знаков есть свои преимущества, позволяющие быть с вами на равных в этом забеге.

The Innate Psychic Abilities of Each Zodiac Sign –

No. 11 Is Extremely Powerful! via Клубер

Читайте Клубер в Telegram, Instagram и Pinterest.

Источник: http://www.cluber.com.ua/lifestyle/interesno/2017/06/vrozhdennyie-psihicheskie-sposobnosti-vseh-znakov-zodiaka/

Природные особенности психики

Природные особенности психики

К ним относятся:

1. Особенности психического кода человека. Согласно представлениям К.Г. Юнга, врожденный психический код человека, определяющий будущие тенденции ее поведения, как элементы имеет архетипипрообразы коллективного подсознательного.

Это универсальные для всех времен и народов понятия, стандартивидчуття, мышления и поведения, такие как любовь, преданность, желание власти и богатства, агрессивность, потребность в общении, милосердии, щедрости, стремлениеперемен, инициативность, ответственность и т.д.

Психический код каждого человека имеет определенный набор архетипов. Согласно квантовой физикой, единицей сознания является холодайн (аналогичное архетипа) трехмерная голографическая форма мысли. 3 холодайнив формируется сознание человека.

2.Особливости внутриутробного развития плода и процесса рождения как факторов, формирующих первые психокомплексипренатальни матрицы.

Работами Грофа (середина прошлого века) показано, что у ребенка формируется психика еще в утробе матери. В ее сознании фиксируются все состояния комфорта и дискомфорта на уровне ощущений.

Заходячись в энергетическом и эмоциональной связи с матерью, ребенок (плод) чувствует ее психическое состояние, любовь к себе.

Если внутриутробное развитие проходило нормально, комфортно, то в будущем человек не боится за свое существование, комфортно чувствует себя в мире, поэтому ОДО уверена в его добрых намерениях.

А если наоборот, особенно после попытки уничтожить ребенка (плод), в дальнейшем может появиться психокомплекс своей ненужности, возникать попытка самоубийства (I пренатальная матрица).

Если в период родов имела место патологическая фиксация в подсознании негативного психического опыта (в связи с давлением, болью), то могут сформироваться психокомплексы «жертвы деспотизма»т. (II пренатальная матрица).

При сильных потугах, в течение которых ребенок активно увлекается процессом рождения, формируется фактор риска. Ребенок проявляет первые действия в борьбе за существование. Здесь тоже могут сформироваться психокомплексы в виде «пожизненных борцов», революционеров, для которых все життяце борьба (III пренатальная матрица).

Осложнения в процессе родов (например, асфиксия) часто порождают страх, неуверенность, которые в будущем является препятствием для творческой реализации человека (IV пренатальная матрица).

Психические комплексы возникают иногда и после рождения, в период детства, юношества.

Врожденные психокомплексы могут сопровождать человека в течение всей жизни (если не принять специальных мер, нарушая ее социальную адаптацию.

3.Наступним фактором врожденного походження, который влияет на психическую деятельность, особенности темпераменту.

Совокупность индивидуально-психологических особенностей, которые проявляются в скорости возникновения и силе чувств, в общей подвижности человека, называется темпераментом (хетрегатепштвидношення частей.

Темперамент это совокупность наследственных психодинамических свойств индивида (силы, подвижности и уравновешенности мозговых процессов (по И. П. Павловым) и являются физиологической основой характера (формы темпераментов за Гиппократа, типы высшей нервной деятельности по И. П. Павловым.

Темперамент имеет два основных проявления: эмоциональность и активность. их особенности определяют черты характера.

Существует гипотеза (Симонов, Ершов, что четыре типа темперамента наследственно детерминированы развитием и взаимовлиянием тех или иных структур головного мозга:

-Гипоталамус и лобные доли обусловливают силу и возбудимость нервной системы у холерика.

гипоталамус и гиппокамп — в сангвиника;

миндалины и лобные доли-ю флегматика;

миндалины и гиппокамп — в меланхолика.

Характер. Типы акцентуации характеров

Все три врожденные факторы, которые могут влиять на психическую деятельность человека, одновременно влияют и на формирование ее характера.

Характерце совокупность устойчивых индивидуальных особенностей человека, проявляющиеся в деятельности и общении, обусловливающих типичные для нее формы поведения.

Чрезмерный проявление отдельных черт характера, который проявляется в слабых его чертах, уязвимости, называется акцентуацией. Процент акцентуаций очень большой, например, у населения Берлина, согласно данным К. Леонарда, он составляет около 50%.

Выделяют следующие типы акцентуированных характеров:

а) циклоидний, т.е. склонен к резким изменениям настроения в зависимости от внешних воздействий;

б) астенический, т.е. быстро устает, нерешительный, раздражительный, склонный к депрессии;

в) сенситивнийдуже чувствителен;

г) шизоидное, т.е. эмоционально холодный, самоограничений (отгорожен), мало контактируя,

д) параноичний, т.е. очень раздражителен, подозрителен, чувствительный к обидам, с высокой устойчивостью негативных аффектов,

е) епилептоидний, т.е. которому присущи импульсивность поведения, нетерпимость, конфликтность, педантичность,

ж) демонстративный (Истероидный), т.е. подвержен детских форм поведения, а именно: лживости, несерьезности, фантазированию, притворство, авантюризма и т.п.;

з) гипертимний, то есть постоянно с бодрым настроением, желанием браться за дело, но никогда не доводит его до конца, склонен проявлять инициативу, но не реализовывать ее т.п.;

и) дистимний, т.е. чрезмерно серьезный и ответственный, сконцентрирован на мрачных мыслях, недостаточно активен, склонен к депрессии;

к) неустойчив, т.е. чрезмерно поддается влиянию окружения.

Эти черты характера могут проявляться в любое время, что затрудняет учреждения;, поэтому может проявление удаляться патология характера, то есть психопатия.

Они имеют такое же название, как и акцентуации Это пограничные состояния, вылечить практически невозможно, потому что в их основе лежат особенности темперамента, а он почти не меняется.

Лишь иногда бывают исключения, когда психологическая работа способствует лучшей адаптации человека к коллективу, а также когдачеловек начинает осознавать свои негативные черты характера и сдерживает их.

Источник: http://valeologija.ru/valeologija-russkij/16/107-prirodnye-osobennosti-psixiki

Врожденное и приобретаемое в индивидуальном развитии поведения

Психическую деятельность можно познать лишь в процессе ее развития, и поэтому основное внимание зоопсихолога должно быть обращено на индивидуальное и историческое становление поведения животных. Именно так понимал изучение психической деятельности животных В. А.

Вагнер, подчеркивая, что это изучение может быть строго научным лишь при применении двух методов, составляющих единство: онтогенетического, основанного на сравнении фактов из жизни особи, и филогенетического, основанного на сравнении фактов из жизни вида.

Вместе эти два метода составляют единый биогенетический метод.

Как было показано, при анализе любого проявления психической деятельности встает прежде всего вопрос о врожденных и приобретаемых компонентах поведения.

Но, как показывает уже сама постановка вопроса, решение его по необходимости предполагает изучение онтогенеза поведения, которое только и позволяет судить о том, что же получает особь в наследство от предыдущих поколений в генетически фиксированном врожденном виде и чему она должна самостоятельно научиться в порядке приобретения индивидуального опыта. Таким образом, коренной вопрос зоопсихологии об инстинкте и научении во многих отношениях сливается с проблемой онтогенеза наведения.

Еще со времен Ламарка и Дарвина ученым было ясно, что поведение взрослого животного формируется из врожденных и благоприобретаемых элементов, но их удельный вес, взаимоотношения и изменения в ходе индивидуального развития служили предметом разногласий и горячих споров. Американский зоопсихолог К. Ллойд-Морган, например, дал в своей известной книге «Привычка и инстинкт», вышедшей в самом конце XIX в., глубокий анализ проблемы врожденного и приобретаемого в поведении животных, построенный целиком на онтогенетическом подходе.

Он писал, что «деятельность, являющаяся результатом координирования подобранных (в результате индивидуального опыта) 10% первоначально бессвязных движений, есть новый продукт, и этот продукт есть результат усвоения, приобретения, а не наследуется в качестве определенного, координированного действия.

Как скульптор создает статую из куска мрамора, так усвоение создает действие из массы данных случайных движений.

Или как архитектор строит собор из неопределенной массы материала, выбирая надлежащие части, придавая им форму, соединяя их, так приобретение создает привычный отклик из данного количества неопределенных движений, выбирая, видоизменяя эти движения и приводя их в известные отношения. Приобретается определенное, координированное, реактивное или ответное действие.

Но, — продолжает Морган, — есть известные действия, которые определенны с самого дня рождения, которые наследуются готовыми и сочетание или координирование которых тотчас после рождения уже отличается полным совершенством».

В качестве примера такого рода действий Морган ссылается «а плавание молодой водяной курочки, впервые входящей в воду, или сооружение кокона шелковичным червем «без всякой предварительной практики или опыта».

«Определенность и координирование действий, — пишет он, — в данном случае не индивидуальны, а заимствованы от предков».

В отличие от такого всестороннего подхода к проблеме онтогенеза поведения животных, при котором учитываются как генетически фиксированные, так и индивидуально приобретаемые его компоненты и подчеркивается значение деятельности как ведущего фактора отбора и модификации врожденных элементов поведения наряду с созреванием действий, не нуждающихся в научении, позднее, особенно в 20-30-е годы нашего века, неоднократно делались попытки одностороннего решения вопроса, сведения всего процесса развития поведения к действию лишь одной из этих категорий факторов. Так, Г. Е. Когхилл и Цынянг Куо в Америке, В. М. Боровский в Советском Союзе отстаивали точку зрения, что все в поведении является благоприобретенным, что животное должно всему научиться, причем, начиная уже с эмбрионального периода. Этот — взгляд, в модифицированном виде подчас встречающийся и поныне, являлся реакцией на переоценку генетических факторов и недооценку факторов среды в онтогенезе животных. Куо, к работам которого мы еще вернемся, считал, например, возможным писать о «психологии без наследственности». Боровский при изложении своей концепции исходил из необходимости борьбы против телеологических взглядов на развитие организмов, согласно которым все в будущей жизни организма заранее предопределено изначально действующими внутренними факторами.

Корни механистического взгляда, всецело отрицающего наличие и роль внутренних факторов в развитии организма, уходят к философии Декарта, пытавшегося приложить принцип действия машины к поведению животных. Но в конце концов такое объяснение отличается от телеологического лишь тем, что изначально действующие движущие силы выносятся из организма вовне.

https://www.youtube.com/watch?v=KJq9TadisA8

Современное понимание взаимоотношений врожденного и благоприобретенного в онтогенезе поведения животных исходит из признания не только наличия, но и взаимообусловленности этих компонентов.

В противоположность вульгарно-материалистическому толкованию процесс онтогенеза поведения открывается нам во всей его сложности и противоречивости как подлинно диалектическое формирование качественно нового в результате количественных преобразований первичных функциональных состояний развивающегося организма.

Читайте также:  Драматически-экспрессивный комплекс - психология

Такое диалектико-материалистическое понимание онтогенеза характеризует, в частности, теорию системогенеза П. К. Анохина.

Взаимопроникновение и различные сочетания безусловно- и условнорефлекторных элементов в онтогенезе поведения побудили Л. В. Крушинского выдвинуть тезис об «унитарных реакциях», под которыми он понимает акты поведения, имеющие сходное внешнее выражение при различных способах их формирования.

Унитарные реакции, по Крушинскому, представляют собой «единые, целостные акты поведения, в которых объединены, интегрированы условные и безусловные рефлексы», они направлены «к выполнению определенного акта поведения, имеющего разные пути осуществления и в то же время определенный шаблон конечного исполнения».

Соотношение условных и безусловных рефлексов в унитарной реакции не строго фиксировано, а сама она направлена на выполнение одиночного приспособительного действия.

В ходе онтогенеза унитарные реакции интегрируются, по Крушинскому, в форме «миотоактного поведения», связанного с обеспечением основных биологических потребностей организма.

Эти формы поведения не являются, однако, простой суммой унитарных реакций, а обладают гибкой структурой, что позволяет животному приспосабливаться в процессе своего развития к самым различным условиям жизни.

Биологическая обусловленность онтогенеза поведения животных

Процессы, совершающиеся в ходе онтогенеза, во многом обнаруживают те же закономерности, что и процессы филогенеза.

Для понимания сущности формирования индивидуального поведения первостепенное значение имеет тот факт, что морфофункциоиальные преобразования, характеризующие эволюцию животного мира, играют не меньшую роль и в онтогенезе. Так, известный советский зоолог Б. С.

Матвеев показал, что на разных этапах онтогенеза позвоночных имеют место явления смены функций, о чем еще пойдет речь. Им же были глубоко проанализированы взаимоотношения развивающегося организма с окружающей средой и выявлены важные закономерности, вытекающие из этого взаимодействия.

Изучив преобразования организации животных на разных стадиях индивидуального развития, Матвеев пришел к выводу, что отношения организма к условиям среды претерпевают в ходе онтогенеза существенные изменения и на разных стадиях развития организмы приспосабливаются к среде по-разному.

Особенно на ранних стадиях онтогенеза возможна далеко идущая адаптивная перестройка в морфофункциональной сфере. Ведущими, по Матвееву, являются функциональные изменения экзосоматических, т. е. внешних, «рабочих», органов, которые приводят к корреляционным сдвигам во всем организме как единой целостной системе.

Эти выводы приобретают особое значение для познания развития психической деятельности, если вспомнить, что врожденные двигательные координации, инстинктивные движения являются функцией экзосоматических органов и обусловливаются морфологическими признаками.

Важным моментом, определяющим ход онтогенеза, является степень зрелорождения животных. Способность к самостоятельному выполнению жизненных функций в весьма различной мере выражено у разных новорожденных, что обусловлено различиями в филогенетическом уровне и образе жизни. Отсюда проистекают существенные различия в онтогенезе поведения.

В еще большей мере разнообразие онтогенеза у разных групп животных определяется наличием или отсутствием личиночных форм, ведущих подчас совершенно иной образ жизни, чем половозрелые формы (имаго).

Для формирования психического отражения в этом отношении весьма существенно, что личиночные и имагинальные формы зачастую по-разному передвигаются и вообще обладают в корне различными двигательными способностями.

Достаточно вспомнить соответствующие различия между лягушкой и головастиком. В процессе метаморфоза, превращающего личинку в половозрелую особь, происходят сложнейшие преобразования поведения. Чрезвычайно велики различия онтогенеза между позвоночными и беспозвоночными животными.

У последних личиночные стадии являются общераспространенными, и в большинстве случаев поведение личинки и имаго имеет мало или даже не имеет ничего общего.

Сложность и многообразие проявлений онтогенеза поведения животных чрезвычайно затрудняет периодизацию этого процесса.

Схемы периодизации, предложенные разными авторами, являются слишком дробными и применимы поэтому только для определенных групп животных (нельзя, например, по наблюдениям над развитием кролика или собаки судить о стадиях онтогенеза поведения у животных «вообще»).

По этой причине мы воздержимся при дальнейшем изложении от детальной периодизации развития психической деятельности. Наиболее целесообразным и отражающим решающие вехи в онтогенезе поведения мы считаем выделение лишь трех крупных периодов: пренатального, раннего постнатального и ювенильного (игрового).

Последний период, предшествующий половому созреванию, встречается не у всех животных, а только у тех, которым свойственна игровая активность. Как будет дальше показано, эта активность играет исключительно большую роль в онтогенезе высших животных.

Что же касается игры как критерия психического развития, то сошлемся на выдающегося исследователя поведения насекомых, лауреата Нобелевской премии, австрийского ученого К.

Фриша, который подчеркивает, что отсутствие игры у насекомых и ее наличие у высших позвоночных указывают на знаменательное различие между этими группами животных и свидетельствуют о перевесе наследуемых форм поведения у первых и индивидуального приобретения опыта у вторых.

Аналогичным образом, очевидно, игра выступает как веха и в онтогенезе поведения, более обстоятельное ознакомление с которым мы, однако, начнем с изначального, эмбрионального периода.

Сравнительный анализ онтогенеза у позвоночных и беспозвоночных животных.

Особенности онтогенеза беспозвоночных:

Метаморфоз: прохождение через полное растворение тканей.  По сути, это 2 ил 3 различных существа.  Но есть эксперименты, показывающие преемственность опыта: если личинка дрозофиллы кушает мяту, то взрослое насекомое полетит откладывать яйца на мяту.

Нет периода детства.  Научение только облигатное.  В основном – врождённые видотипические программы.  У высших насекомых уже есть забота о потомстве, но передачи опыта всё равно нет.

Особенности онтогенеза позвоночных:

Забота о потомстве (об икреяйцах).  У рептилий прижизненного общения нет, нет периода детства.  Цихлидовые рыбы пасут мальков 5-6 дней и охраняют, но это исключение из основной массы рыб.

У высших позвоночных – игровой период (с птиц).  Облигатное и факультативное научение.

Врожденное и приобретаемое в поведении животных.

Декарт пытался приложить принцип машины ко всем животным. 

Уже во времена Дарвина учёным было ясно, что поведение взрослого животного формируется из врождённых и благоприобретённых элементов, но по поводу их соотношения и изменения в ходе онтогенеза спорят.  Шелковичный червь сооружает кокон без предварительной практики; водяная курочка входит в воду и не тонет.  При этом очевидно, что в течение жизни животные учатся. 

В 20-30е годы высказывались мысли, что животное учится абсолютно всему (Когхилл, Куо, Боровский), т.е. это взгляд, противоположный декартову. 

Крушинский выдвинул тезис об “унитарных реакциях”, под которыми он понимает акты поведения,  имеющего разные пути осуществления и при этом определённый шаблон конечного исполнения.  Соотношение условных и безусловных реакций в унитарной реакции не фиксировано, а сама она направлена на выполнение одиночного приспособительного действия.

  В ходе онтогенеза унитарные реакции интегрируются в “многоактном поведении”, связанном с обеспечением основных биологических потребностей организма.

  Эти формы поведения не являются простой суммой унитарных реакций, а обладают гибкой структурой, что позволяет животному приспосабливаться в процессе своего развития к самым различным условиям жизни.

Любое поведение требует прижизненной доводки – облигатного научения. “Смертельный укус” кошачьих: если котятам не приносят живого грызуна, укуса нет.  Такое научение возможно только в определённый, сензитивный период.

  Любые орехи и семечки концентрируют внимание белок, но чтобы вскрывать орех с одного укуса, нужно этому научиться во время игрового периода.  Набор моторных элементов видотипичен, но их нужно довести до полной формы.  Для запускания видотипического поведения нужен ключевой стимул.

 Для “смертельного укуса” это предварительная игра (с элементами агрессии) с матерью или братьямисёстрами, а потом живой грызун.  Для отработки песни у птиц нужно услышать эту песню.  Зяблику нужно услышать взрослого зяблика или максимально похожую на зябликовскую песню.

  Белоголовая овсянка напевает сама себе и так строит видовую песню.  Зеленушка поёт кусочки видовой песни, если не слышала взрослого.  Если видотипическое поведение сформировано, оно уже не забудется.

Значимые черты поведения и психики высших позвоночных, периоды онтогенеза
Аллеломиметическое поведение
Представления о поведении животных в средние века, культы
Работы иностранных авторов по зоопсихологии
Исследования российских ученых, физиология
Возникновение этологии
Изучение проблемы мышления, экспериментальная психология

Источник: http://biofile.ru/bio/16147.html

Возрастная психология детей

Возрастная психология детей

Застенчивость, скромность, стеснительность – в чем разница? Вряд ли мы улавливаем тонкости, отличающие эти состояния. По большей части для нас это просто синонимы. А вот инструмент, называемый системно-векторной психологией, очень четко разграничивает оттенки ощущений, внося полную ясность в эти все-таки разные понятия.

Все эти качества присущи в общем-то разным детям, с разными врожденными психическими свойствами. И хотя их внешние проявления очень похожи, внутренняя причина их проявления разная.

Если ваш ребенок необычайно молчалив, замкнут и тяжело выходит на контакт, значит, ему необходим особый подход в воспитании. Это не только позволит найти с ребенком общий язык, но и откроет все предпосылки для воспитания будущего гения. 

Начинается лето. Впереди новый учебный год. А чтение – одно из важных умений для первоклассника.

Чтобы не отправлять ребенка неподготовленным, предлагаем вам методику от системно–векторной психологии Юрия Бурлана. С ее помощью вы легко поймете, как быстро научить ребенка читать.

Методы обучения разделим на несколько вариантов, каждый из которых будет соответствовать природным задаткам ребенка.

Видеть своего ребенка талантливым – мечта каждого родителя. Но, не понимая его природных задатков, мы часто пытаемся развить то, чего нет. Так и с рисованием – способности к этому виду искусства даны далеко не всем. Но те, кому они даны, способны достичь самых высоких вершин.  

Что необходимо маленькому ребенку? Ощущение защищенности и безопасности от родителей. Но как этого достичь? Только пониманием его природных особенностей и соответствующим обращением. 

Кружки для детей – это не только полезное и интересное времяпрепровождение.  Правильно выбранная секция будет способствовать развитию ребенка, неправильная приведет к конфликтам с руководителем либо с самим собой. Предлагаем вам подойти к выбору дополнительного занятия, проанализировав индивидуальные особенности вашего ребенка.

Где спать младенцу – один из многих важных вопросов, волнующих родителей. Но какое бы решение не было принято вначале, рано или поздно учить малыша спать в собственной кроватке придется. Эта статья поможет решить проблему быстро и безболезненно. 

Мир глазами ребенка… Знают ли родители, как он воспринимает его? Кого видит во взрослых и детях? Что происходит в его головке, когда он боится подойти к другому человеку, агрессивно ведет себя со сверстниками, дерется и дразнится или, наоборот, сторонится других детей? Как научить ребенка общаться, вопрос очень важный для своевременной адаптации маленького человечка в коллективе, будь то стайка дворовых мальчишек или группа в детском саду.

Господин Иллюминатор – это новый короткометражный мультфильм, выпущенный в 2013 году. Три года режиссеры Лоран Уиц и Александр Эспигарес работали над его производством.

Три года винтик за винтиком они создавали неживой механический мир главного героя, который удивительным образом цепляет нас за живое.

Любому чуткому зрителю с первых секунд просмотра передастся ощущение одиночества главного героя, бессмысленности его существования, слабым прикрытием которому является необходимость поддержания работы всех многочисленных механических устройств, которые наполняют его квартиру.

Едва заслышав знаменитую мелодию «Спят усталые игрушки», многие взрослые, наверняка, подумывают, как прекрасно было бы забраться в постель пораньше. То ли дело дети.

Большинство из них предпочло бы уснуть прямо на ходу, за игрой или мультфильмом.

Ответ на вопрос, как правильно укладывать ребенка спать, многим родителям поможет быстрее укладывать своих малышей, а главное, делать это без слез и капризов со стороны непослушных чад.

Источник: http://epsychology.ru/razdel/vozrastnaya-psihologiya-detey

Общая психология. Лекция 5 (часть3) (Конспект лекций по общей психологии)

второе высшее образование «психология» в формате MBA

предмет: Общая психология
Конспект лекций (2011)

Читает: Пальм Галина Аркадьевна

Лекция №5 (9-10)

5.5. Индивидуально-психологические особенности

Читайте также:  Фоновое управление собой, ситуацией и партнером - психология

Индивидуальные отличия — психологические черты, которые отличают одного человека от другого. Индивидуальные отличия обозначают меру проявления в психической деятельности отдельного индивида общих психологических закономерностей.

Индивидуальные отличия формируются на основе врожденных анатомо-физиологических особенностей человека и влияния окружающей социальной среды.

Своеобразность личности определяется индивидуальными особенностями хода психических процессов, обусловленных основными особенностями нервной системы (нейродинамические отличия), особенностями темперамента (психодинамические отличия), характера, проявлениями общих и специальных способностей, психофизиологической и социальной активности и потребностей, мотивов, направленности, установок и отношением человека к себе, к другим людям, к обществу.
Индивидуально-психологические особенности имеют психологическую природу и индивидуально варьируют.
К ним принадлежат: Темперамент, Характер,

Способности


ТЕМПЕРАМЕНТ

ТЕМПЕРАМЕНТ (от лат. tempero – смешиваю в надлежащем соотношении) – индивидуально-типологическая характеристика человека и высших животных, которая проявляется в силе, напряженности, скорости и уравновешенности протекания их психических процессовПод темпераментом понимают динамические характеристики психической деятельности, которые проявляются в общей активности; моторной сфере; свойствах эмоциональности.

Общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой — физической и социальной. По этому параметру человек может быть инертным, спокойным, пассивным, инициативным, активным и т.д.

Проявления темперамента в моторной сфере можно рассматривать как частичные выражения общей активности. К ним относят: темп, скорость, ритм и общее количество движений.

Когда говорят об эмоциональности как проявлении темперамента, то имеют в виду уязвимость, чувствительность, импульсивность и т.д.

От темперамента, таким образом, зависит:1) скорость возникновения психических процессов и их стойкость (скорость восприятия, скорость понимания, длительность сосредоточенности внимания)2) психический темп и ритм3) интенсивность психических процессов (сила эмоций, активность воли)4) направленность психической деятельности на определенные объекты (интроверсия / экстраверсия)

Первое учение о темперамента принадлежит Гиппократу (V в. до н.э.), который связывал проявления темперамента с преобладанием определенной жидкости в организме:

кровь (лат. — сангвис) — вырабатывается сердцем;жёлчь (лат. — холе) — печень;черная жёлчь (лат. — мелайне холе) — селезенка;слизь или лимфа (греч. — флегма) — мозг.

От названия этих жидкостей происходят названия четырех основных темпераментов.

Научное обоснование учение о темпераменте получило в теории И.П.

Павлова касательно особенностей нервной системы и типов высшей нервной деятельности.

Основные положения концепции И.П.Павлова о типах высшей нервной деятельности

1. Ключ к пониманию индивидуальных особенностей человека и животных следует искать в свойствах нервной системы, а не в чем-либо другом.2. Эти свойства нервной системы могут, или лучше сказать, должны изучаться с помощью условно-рефлекторных процедур.3. Таких основных свойств три:

сила — работоспособность нервной клетки и нервной системы в целом;

уравновешенность — баланс процессов возбуждения и торможения;
подвижность — скорость смены одного процесса другим.Они общие и постоянные для данного животного.4. Сочетание этих основных свойств образует 4 типа ВНД. 5. Эти основные типы ВНД соответствуют основным классическим типам темперамента, т.е. представляют собой физиологическую основу психологических портретов, описанных в рамках учения о темпераменте. Типы ВНД и темпераментСвойства темперамента

О темпераменте человека (для практических целей) можно судить по нескольким основным для него особенностям:

1. Сенситивность, или чувствительность — показатель того, какая минимальная сила раздражителя вызывает психическую реакцию.

2. Реактивность — с какой силой человек реагирует на те или иные влияния.
3. Активность — с какой энергией человек сам влияет на окружающий мир, его настойчивость, сосредоточенность и т.д.
4. Соотношение реактивности и активности — то, от чего в основном зависит деятельность: от случайных причин или от намеченных целей, стремлений, т.е. от сознательно определенной линии поведения.
5. Темп (скорость) психических реакций.
6. Пластичность — ригидность: насколько легко и быстро приспосабливается к внешним влияниям.
7. Экстраверсия — интроверсия.
8. Эмоциональная стабильность — эмоциональная нестабильность.

ХАРАКТЕР

Характер (греч. — печать, чеканка) — индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных психических свойств человека, которые выражают его отношение к действительности и проявляются в поведении и поступках.

Характер зависит от системы общественных отношений и социальных групп, к которым относится человек. В характере можно выделить типовое (выражает общее, присущее определенному сообществу, например, национальному) и индивидуальное.

Характер наиболее тесно связан с направленностью личности, но два человека с похожей направленностью могут выявить расхождения в способах достижения целей. За этими расхождениями прячутся особенности характера. В характере заложена типовая для человека программа поведения в типичных обстоятельствах.

Зная характер человека, можно предвидеть, как он будет себя вести в тех или иных обстоятельствах. Характер тесно связан с особенностями общего типа ВНД — отсюда тесная связь темперамента и характера.

Тип темперамента — одно из наиболее важных психологических условий возникновения индивидуально-своеобразных черт характера.

От отношений личности зависит индивидуальное своеобразие эмоциональных переживаний каждой типичной ситуации, в которой проявляется данное свойство характера, а также индивидуальное своеобразие способов и качеств действия в каждой типичной ситуации.

Самое важное, что определяет формирование характера — то, как человек относится к окружающей среде и к самому себе. Эти отношения создают 4 симптомокомплекса:

1. Черты характера, которые выражают отношение человека к деятельности, работе, делу (трудолюбие — лень, инициативнсоть — консерватизм, ответственность — безответственность и т.д.)

2. Черты характера, которые выражают отношение человека к другим людям, коллективу, обществу (общительность — замкнутость, коллективизм — индивидуализм, тактичность — бестактность).
3. Черты характера, которые выражают отношение человека к самому себе (самокритичность — некритичность, скромность — высокомерие).
4. Черты характера, которые выражают отношение человека к вещам (аккуратность, экономия, щедрость).Характеры отличаются не только по отдельным чертам, но, главным образом, за определенностью, целостностью, развитием волевых качеств.

Физиологическая основа характера

1. Динамический стереотип — система условных рефлексов, образующихся в ответ на неизменно повторяющуюся систему условных раздражителей. 2. Свойства общего типа ВНД.

Классификации характеров

По определенности — с ярко выраженной одной или несколькими чертами, которая доминирует над всеми другими;- “неопределенный” характер — ни одна черта особенно не выделяется.

По цельности

— цельный характер: единство мыслей и чувств, целей и способов деятельности, убеждений, взглядов и поступков;- противоречивый (содержит несовместимые друг с другом черты): противоречие между мыслями и чувствами, между убеждениями и поступками, между побуждениями и целями.

По степени развития волевых качеств

— сильные (целеустремленность, решительность, самообладание, выдержка, мужество, смелость);- слабые (нерешительность, трусость, неуверенность, сочетаемая часто с упрямством, и т.д.).

Акцентуации характера

Акцентуации характера (от лат. accentus — ударение) — чрезмерное усиление отдельных черт характера, которое проявляется в избирательной уязвимости личности по отношению к определенным психическим влияниям наряду с нормальной и даже повышенной устойчивостью к другим

Акцентуации являются предельным показателем нормального развития характера, но при неблагоприятных условиях могут привести к развитию психопатии, т.е. патологических характеров. Различить акценуированный и патологический характеры можно, используя  критерии психопатий Ганнушкина — Кербикова

1) характер можно считать патологическим, т.е. расценивать как психопатию, если он относительно стабилен во времени, т.е. мало изменяется в течение жизни;
2) тотальность проявлений характера: при психопатиях одни и те же черты характера обнаруживаются всюду;
3) социальная дезадаптация: постоянное возникновение жизненных трудностей, причем эти трудности испытывает либо он сам, либо окружающие его люди, либо и то, и другое.

В случае акцентуации не может быть ни одной из перечисленных выше признаков психопатий, по крайней мере не присутствуют все признаки сразу.

Типы акцентуаций
К.Леонгард

1. Гипертимный. 2. “Застревающий”.3.Аффективно-экзальтированный. 4. Эмотивный. 5. Педантичный. 6. Тревожно-боязливый.7. Циклотимный. 8. Демонстративный. 9. Возбудимый. 10. Дистимичный.

Клаассификация акцентуации характера подростков А.Е.Личко

1. Гипертимный — подвижные, любят общение, склонны к шалостям, любят неспокойные компании одногодок, непоседы, недостаточно дисциплинированные. Настроение приподнятое. Конфликтуют с взрослыми и родителями.

2. Циклоидный — повышенная возбудимость, склонность к апатии. Любят пребывать дома одни. Тяжело переживают даже незначительные неприятности. Настроение меняется от приподнятого до подавленного. На замечания реагируют раздраженно.
3. Лабильный — настроение часто меняется. Способны впадать в тоску и хмурое состояние без каких-либо серьезных неприятностях и помех.
4. Астено-невротический — повышенное недоверие и обидчивость, утомляемость, возбудимость. Усталость часто проявляется при сложной умственной работе.
5. Сензитивный — повышенная чувствительность ко всему. Не любят больших компаний, азартных, подвижных игр. Стеснительные, робкие. Послушные, проявляют большую привязанность к родителям.
6. Психастенический — характеризуются быстрым интеллектуальным развитием, склонностью к суждениям, к самоанализу и оценке поведения людей. Самоуверенность у них соединяется с нерешимостью.
7. Шизоидный — существенная черта — замкнутость. Демонстрируют внешнее равнодушие к окружающим людям, плохо понимают их состояние.
8. Эпилептоидный — часто плачут. Любят мучать животных, дразнить младших, издеваться над немощными. В детских компаниях ведут себя как диктаторы. Типичные черты — жестокость, властность, самолюбие.
9. Истероидный — главная черта — эгоцентризм, требуют постоянного внимания к своей особе. Выражена склонность к театральности, хвастовству. Часто выступают в роли заводил.
10. Неустойчивый — повышенная склонность к развлечениям, безделью и праздничности. Отсутствие любых серьезных, в том числе профессиональных интересов. Совсем не думают о своем будущем.
11. Конформный — покоряются любым авторитетам, большинству в группе. Склонны к морализаторству и консерватизму, основное жизненное кредо — быть как все.

СПОСОБНОСТИ

Способности — возможности человека, которые проявляются в деятельности и являются условием ее успешного выполнения

Способности- индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей. Способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту их приобретения

Виды способностей

общие — такие индивидуальные свойства человека, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности, выявляются во всех видах человеческой деятельности (познавательные, мнемические, умственные, память, внимание и пр.);
специальные — система свойств личности, которая помогает достичь высоких результатов в какой-либо определенной области деятельности, соответствуют узкому кругу требований конкретной деятельности (музыкальные, педагогические, математические и пр.). Успешное выполнение определенной деятельности предусматривает своеобразное объединение общих и специальных способностей.

От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не относятся.

Природную основу способностей составляют задатки.

Задатки — морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Это:

  • строение и функционирование отдельных участков коры головного мозга
  • врожденные особенности зрительного и слухового анализаторов
  • типологические особенности нервной системы
  • функциональная асимметрия головного мозга
  • анатомическое строение опорно-двигательной системы

Наиболее значимой является структура нервной системы, прежде всего, головного мозга и органов чувств. Задатки — органическая основа способностей и других психических особенностей — темперамента, характера и т.д. Но задатки сами по себе не определяют способности, формирование которых зависит от условий жизни и деятельности человека. Задатки человека разнообразны и могут развиваться в разных направлениях. На основании одних и тех же задатков могут развиваться разные способности.

Уровни развития способностей

Одаренностьвысокий уровень задатков, склонностей. Одаренность является результатом и свидетельством высокго уровня интеллектуального развития индивида. Существует общая и специальная одаренность. Поскольку одаренность выявляется в конкретных психических процессах, различают моторную, сенсорную, перцептивную, интеллектуальную одаренность.

Талант – высшая способность человека к определенному виду деятельности, которая дает возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять ее.


Гениальность
– личностная характеристика человека, наивысшая степень ее одаренности, таланта. Гениальность человека проявляется в его творческой деятельности, результаты которой имеют социально-групповое и общечеловеческое значение

Источник: https://anchiktigra.livejournal.com/341794.html

Ссылка на основную публикацию