О некоторых направлениях работы в психотерапии — психология

О некоторых направлениях работы в психотерапии

Хотя во II части и дается краткое описание процесса изменений в клиенте, в центре рассмотрения находятся отношения, которые делают эти изменения возможными. В первой и во второй главах данной части книги материал посвящен восприятию таких изменений самим клиентом.

У меня особое отношение к этой главе. Она была написана в 1951-1952 годах, когда я действительно старался дать себе возможность почувствовать, а затем выразить явление, которое мне представляется центральным в психотерапии, центрированной на клиенте.

Моя книга «Психотерапия, центрированная на клиенте» была только что опубликована, но я уже не был удовлетворен главой, описывающей процесс психотерапии, написанной около двух лет назад.

Мне хотелось более динамично передать то, что происходит с человеком во время психотерапии.

Поэтому я рассмотрел психотерапию одного клиента, которого я изучал также с научной точки зрения, и, используя эту очень важную для меня психотерапию как основу, постарался описать свое восприятие процесса психотерапии.

Я чувствовал себя очень дерзким и неуверенным, когда указывал, что при удачной психотерапии клиент, вероятно, начинает по-настоящему тепло относиться к себе. Я чувствовал еще большую неуверенность, выдвигая гипотезу о том, что ядро человеческой натуры по сути своей положительно.

Я не мог тогда предвидеть, что обе гипотезы будут находить все большую поддержку в моем опыте.

* * *

Процесс психотерапии, как известно из работ, посвященных направлению, центрированному на клиенте, представляет собой уникальный динамический опыт, индивидуальный для различных людей, однако показывающий удивительно всеобщую закономерность и последовательность.

В то время как на меня все большее впечатление производили многие стороны этого процесса, меня стали все более раздражать вопросы, которые обычно задаются: «Излечит ли эта психотерапия от невроза навязчивых состояний?», «Можете ли вы утверждать, что этот процесс уничтожает основные условия возникновения психоза?», «Помогает ли он при семейных проблемах?», «Возможно ли его применение при заикании или гомосексуализме?», «Устойчиво ли излечение?» Эти и другие подобные им вопросы понятны и законны, подобно тому как в случае обморожения разумно было бы спросить, подходят ли гамма-лучи для его лечения. Однако, мне кажется, это не те вопросы, которые надо ставить, если есть желание глубже проникнуть в понимание того, что такое психотерапия или чего она может достичь. В этой главе я хотел бы задать вопрос, который, на мой взгляд, более разумен по отношению к этому изумительному и закономерному процессу, называемому психотерапией, и я собираюсь частичн на него ответить.

Разрешите мне поставить свой вопрос следующим образом: случайно ли, путем ли интуитивного озарения, с помощью ли научных знаний, с помощью ли искусства налаживания человеческих отношений или через сочетание всех этих средств мы узнали, как положить начало описываемому процессу, в основе которого, кажется, лежат последовательные события, схожие у разных клиентов? Мы знаем по крайней мере что-то о тех отношениях, которые служат условиями запуска этого процесса. Мы знаем, что, если у терапевта имеется внутреннее отношение глубокого уважения и полного принятия клиента таким, какой он есть, а также подобное отношение к возможностям клиента справиться с собой и с ситуацией, если эти отношения наполнены достаточной теплотой, которая трансформирует их в очень глубокую приязнь или любовь к личности клиента, и если достигнут такой уровень общения, что клиент начинает видеть, что терапевт понимает испытываемые им чувства, принимает их с глубоким пониманием, тогда мы можем быть уверены, что процесс психотерапии начался. Затем, вместо того чтобы настаивать, что этот процесс служит тем целям, которые имеются в виду (какими бы похвальными ни были эти цели), давайте зададим лишь один вопрос, который реально продвинет науку. Вопрос состоит в следующем: какова природа этого процесса, каковы его характеристики, какое направление или направления он принимает, каков естественный конечный пункт этого процесса, если он существует? Когда Бенджамин Франклин увидел искру, вылетающую из стержня на веревке воздушного змея, он, к счастью, не соблазнился практическими и непосредственными применениями этого явления. Вместо этого он начал изучать глубинные процессы, сделавшие возможным появление этого феномена. Хотя многие из предложенных им ответов были ошибочны, сам поиск был плодотворным, потому что были заданы правильные вопросы. Поэтому я прошу разрешить нам задать такого же рода неопределенные вопросы относительно психотерапии с тем, чтобы мы попытались описать, изучить и понять основные процессы, лежащие в основе психотерапии, а не исказить описание процесса для удовлетворения нужд клиники, для подтверждения уже имеющихся догм или догм из какой-либо другой области. Давайте терпеливо рассмотрим его сам по себе.

Недавно я попытался начать такое описание психотерапии, центрированное на клиенте.

Я не буду повторять его кроме того, что из клинических и научных данных, кажется, проявляются определенные постоянные характеристики этого процесса: увеличение числа утверждений, вызванных инсайтом, зрелость наблюдаемого поведения, положительное отношение по мере продолжения психотерапии; изменения в восприятии и принятии себя; включение ранее отвергаемого опыта в структуру личности; сдвиг источника оценки – переход от внешней оценки к внутренней; изменения в психотерапевтических отношениях; характерные изменения в структуре личности, в поведении и в физиологическом состоянии. Хотя некоторые из этих характеристик могут оказаться ошибочными, они представляют собой попытку понять процесс психотерапии, центрированной на клиенте, с помощью ее собственных понятий, почерпнутых из клинической практики, на материале записанных на магнитофонную пленку устных историй болезни и сорока или более исследований, проведенных в этой области.

Задача данной статьи – выйти за пределы этих данных и раскрыть определенные аспекты психотерапии, которым ранее уделялось меньше внимания [3].

Я хотел бы описать некоторые из направлений и конечных целей, свойственных психотерапевтическому процессу, которые мы едва начали ясно различать и которые, кажется, весьма существенны, но еще не были предметом исследования. Чтобы более точно передать их значения, я воспользуюсь в качестве иллюстрации интервью с одним клиентом.

Я также ограничусь обсуждением психотерапии, центрированной на клиенте, так как сейчас я вынужден признать, что, возможно, в различных теориях психотерапии процесс, направление и ее конечные цели могут быть разными.

Ощущение потенциального себя17

У всех клиентов во время психотерапии наблюдалось то, что можно определить как «осознание переживаний» или даже «ощущение переживаний». В данной работе я назвал это «ощущением себя», хотя этот термин также не вполне достигает цели.

В безопасных отношениях с терапевтом, центрированным на клиенте, в отсутствие какой-либо явной или неявной угрозы своему «Я» клиент может позволить себе исследовать различные стороны своего опыта в их чувственной непосредственности так, как они даны ему его сенсорными и висцеральными18 механизмами, не искажая их для того, чтобы они соответствовали имеющимся у него представлениям о себе, так называемой «концепции себя»19. Оказалось, что многие из его переживаний находятся в серьезном противоречии с его представлениями о себе и поэтому обычно не могут быть прочувствованы во всей их полноте. Однако в этих безопасных отношениях они могут просочиться в сознание без искажения. Поэтому часто наблюдается следующая схема: «Я такой-то и такой-то, но я также испытываю чувство, которое совсем не соответствует тому, что я собой представляю. Я люблю своих родителей, но иногда они вызывают у меня такое удивляющее меня горькое чувство. Я действительно плохой, но иногда мне кажется, что я лучше других». Таким образом, поначалу утверждается: «Я не такой, как часть моих переживаний». Далее это высказывание приобретает предположительный оттенок: «Возможно, во мне несколько «Я» или, возможно, во мне гораздо больше противоречий, чем я представляю». Еще позже этот тип высказываний преобразуется в следующий: «Я была уверена, что я – это не мои переживания, они слишком противоречат друг другу; но сейчас я начинаю верить, что я включаю в себя весь свой внутренний опыт».

Возможно, сущность этого аспекта психотерапии может быть передана в двух отрывках из психотерапии миссис Оук. Миссис Оук была сорокалетней домохозяйкой. Поводом для психотерапии послужили трудности в супружеских и семейных отношениях.

В противоположность многим моим клиентам у нее был глубокий естественный интерес к тем процессам, которые, как она чувствовала, в ней происходили. Магнитофонные записи бесед с ней содержат материал, отражающий ее собственное восприятие всего того, что происходило в ней.

В словах она старалась выразить то, что, кажется, присутствовало у многих клиентов, но не нашло у них словесного выражения. По этой причине большинство отрывков в этой главе взято из ее случая психотерапии.

Материал, описывающий осознание обсуждаемого нами опыта, взят из начала пятой беседы.

Клиентка: «Мне это совсем не ясно, но вы знаете, ко мне все время, все время приходит мысль, что все это похоже как бы на рассматривание отдельных частей картинки-загадки. Мне кажется, я сейчас рассматриваю отдельные куски, которые не имеют какого-то значения. Возможно, перебираю их, даже не думая об общем рисунке. Это все время приходит мне в голову.

И это интересно, так как я вовсе не люблю картинок-загадок. Они всегда меня раздражали. Но я так чувствую.

Я подбираю маленькие кусочки (в течение всей беседы она жестикулирует, чтобы иллюстрировать свои утверждения) совершенно без всякого смысла, просто чувствуя эти кусочки, Я ещё не вижу общего рисунка, но, касаясь, раскладывая эти кусочки, я чувствую, что из них получится рисунок».

Терапевт: «И в тот момент вы чувствуете, что вырисовывается какая-то форма, а на заднем плане чувствуете, что они, вероятно, как-то сложатся, но, очевидно, большая часть внимания занята вопросом: как это ощущается?»

Читайте также:  Джон локк - психология

Клиентка: «Правильно. В этом есть что-то почти телесное. А-а…»

Терапевт: «Вы не можете как следует описать это без движения рук? Реальное, почти чувственное ощущение в…»

Клиентка: «Правильно. Опять это, это чувствуется, будто я очень объективна, и однако, я еще никогда не была так близка к самой себе».

Терапевт: «В то же время, отступив, вы смотрите на себя со стороны и в этом положении как-то приближаетесь к себе более чем…»

Клиентка: «Угу. И в первый раз за много месяцев я не думаю о своих проблемах. Действительно не думаю. Я не думаю о них».

Терапевт: «У меня создается впечатление, что вы серьезно не думали над своими проблемами. Это вовсе не то чувство».

Клиентка: «Да. Верно. Я действительно отвлеклась от конечной цели – сложить картинку. Может быть, мне просто нравится ощущать это. Или я что-то, конечно, усваиваю».

Терапевт: «По крайней мере вы ощущаете, что непосредственная цель – почувствовать это, а не то, что вы это делаете, чтобы увидеть картинку, но это – удовлетворение от действительного знакомства с каждым кусочком. Это…»

Клиентка: «Вот именно. Вот именно. И оно еще становится каким-то чувственным, когда я касаюсь этих кусочков. Очень интересно. Иногда не совсем приятно, конечно, но…»

Терапевт: «Довольно-таки необычный вид опыта».

Клиентка: «Да».

Этот отрывок ясно показывает, что испытываемые переживания начинают сознаваться безо всякой попытки осмыслить их как часть самой себя или соотнести их с другими переживаниями, которые находятся в поле сознания.

Это, если выразиться точнее, осознание широкого круга опыта при отсутствии мысли о его связи со своим «Я». Позднее то, что испытывалось, может осознаться как часть себя.

Поэтому этот раздел был назван «Ощущение потенциального себя».

Тот факт, что это новая и необычная форма опыта, отражен в сбивчивой, но эмоционально ясной части шестой беседы.

Клиентка: «Угу, я поймала себя на мысли, что во время этих сеансов я как бы пою песню. Сейчас это звучит как-то странно. Даже не совсем песню, а что-то вроде стихотворения, потому что музыки я не слышу. У меня это получается само собой, и мне это нравится. Я имею в виду, это получается прямо из ничего.

И при этом появляется, нет, приходит, да, приходит какое-то другое чувство. Я себя спросила: это происходит со всеми пациентами? Возможно, я только говорю-говорю и сама же одурманиваюсь своими собственными словами? И тогда возникла мысль: а не трачу ли я впустую ваше время? Меня одолели сомнения.

А потом со мной еще что-то случилось. Откуда-то пришло, я не знаю, но уж не от какой-то логической цепочки мыслей. Меня озарила мысль: мы складываем кусочки, не испытывая сомнений, особого интереса, волнения, не задумываясь, что это похоже на то, как слепые люди по Брайлю учатся читать с помощью пальцев.

Может быть, вот это и есть то, что я сейчас испытываю».

Терапевт: «Давайте посмотрим, могу ли я что-то вывести, какую-нибудь последовательность чувств.

Во-первых, как мне кажется, мы оба думаем, что стихотворение, песня без музыки – это первый, довольно-таки положительный шаг, который может быть творческим, ну а затем, спустя какое-то время, приходит скептическое чувство: «Может быть, я только говорю, только увлекаюсь словами, которые я говорю, и может быть, все это в действительности чепуха». А затем может прийти чувство, что вы почти научились по-новому переживать свой новый опыт, который для вас будет так же нов, как для слепого, который старается понять то, что он чувствует с помощью пальцев».

Клиентка: «Гм-м. (Пауза.) Я иногда рассуждаю сама с собой. Ну, мы могли бы рассмотреть подробнее каждый отдельный случай.

Мне кажется, что с окончанием потока слов, которые меня никто не заставлял произносить, возникают какие-то сомнения, что-то кажется ненастоящим, фальшивым. Возможно, у меня сомнения во всем этом, потому что никто не навязывал и не заставлял меня это делать.

И действительно, я чувствую, что то, что мне следует делать, – так это привести все в систему. Нужно работать больше и…»

Терапевт: «Вы как бы про себя задаетесь вопросом: что я делаю с «Я», не стремясь ни к какому действию или решению?» (Пауза.)

Клиентка: «Однако суть в том, что мне на самом деле нравится это, так сказать, мучительное чувство, я имею в виду – я испытывала то, что никогда до этого не чувствовала. Мне это тоже нравится. Может быть, так и надо делать. Сейчас я не знаю».

Вот здесь и наблюдается сдвиг, который почти обязательно происходит в психотерапии, если в ней есть какая-то глубина.

Схематически он может быть представлен в виде следующих чувств клиента: «Я пришел сюда решать свои проблемы, а теперь оказывается, что я просто ощущаю свои переживания».

Это смещение у клиента обычно сопровождается также рассудочной формулировкой, что это ошибочно, и эмоциональной оценкой, что это «вызывает приятное чувство».

В заключение данного раздела мы можем сказать, что одним из фундаментальных направлений процесса психотерапии является свободное ощущение подлинных сенсорных и висцеральных реакций организма без включения их в себя, в «Я». Обычно оно сопровождается убеждением, что переживание – это не «Я» и не может стать моей составной частью.

Заключительный момент этого процесса состоит в том, что клиент обнаруживает, что он – это и есть то, что он испытывает во всем его многообразии и всеми его поверхностными противоречиями.

Вместо того, чтобы подгонять свой опыт под «концепцию себя», отрицая те его стороны, которые не соответствуют этой концепции, клиент может выразить себя, исходя из своего опыта.

Источник: https://studlib.info/psikhologiya/799734-o-nekotorykh-napravleniyakh-raboty-v-psikhoterapii/

Основные направления психотерапии: психоаналитическое и психодинамическое

Вопрос о том, к какой специализации можно отнести психотерапию достаточно сложен. В свое время в бывшем СССР эту систему воздействия определяли к медицинской отрасли. На Западе и по сей день рассматривает психотерапию как направление практической психологии. Подобное двойное определение остается в ходу и сегодня, а психотерапевт может выступать сразу в двух ипостасях:

  • Медика, осуществляющего лечебное воздействие на пострадавшего посредством психологических техник либо используя специфические средства – гипноз, фармацевтические препараты и прочее;
  • Психолога, оказывающего благотворное воздействие на личность для ее выживания в сложных жизненных либо социальных ситуациях, работающего с глубинными затруднениями и использующего при этом исключительно психологические средства.

Профессионал в области практической психологии проводит психотерапевтическое воздействие исключительно по второму варианту, без использования медицинских средств.

Задача психотерапии – помощь в становлении личности, оказание поддержки при возникновении травмирующих ситуаций, переживаний, содействие в принятии решений и проведении продуктивных действий в определенных условиях социума.

Остается определиться с направлениями в психотерапии – как выбрать наиболее подходящее воздействие.

Существует множество разных направлений психотерапии

Выбор метода воздействия

Психотерапия помогает справиться со многими проблемами и может применяться не только при наличии душевных болезней. Страхи и неврозы, сложные жизненные ситуации, одиночество, разногласия в семье – перечень проблем, с которыми работает психотерапевт невероятно обширен.

При этом обычно используется сочетания методик, подбираемых индивидуально в соответствии с потребностями. Однако определенные направления психотерапии становятся базовыми. Понимание же того, чем основные направления психотерапии различаются между собой, могут определиться с формой взаимодействия с терапевтом.

Рассмотрим направления в психотерапии, таблицу, в которой кратко охарактеризованы чаще всего используемые методы этой отрасли медицины:

Название направленияМетодОписание
ПсихоанализСвободные ассоциацииЗадача – получение ответа на вопросы «Что и почему произошло, как справиться с ситуацией». В процессе осознаются части психики, относившиеся ранее к области бессознательного. Во время сеанса пациент озвучивает все пришедшее в голову.
Юнгианская психотерапияВоображаемые картины либо сны, мифы или сказкиКомплексы обладают эмоциональным зарядом. Вытесняемые из сознания, они проявляются в эмоциях, сновидениях либо воспоминаниях, поведении или фантазиях. Производится работа с образами, посредством которых происходит распознавание проблем и установка контроля.
ГештальттерапияЭкстравертный диалогПсихологические проблемы разрешаются при установлении либо налаживании контактов со своим «Я», окружающими, жизненными обстоятельствами.В процессе сеанса пациент в основном не думает, а ощущает, задействуется осознание эмоций, оценивается ответная реакция.
Когнитивная терапияПрикладная работа с поведениемИзучается восприятие человеком определенных ситуаций, возникающих в связи с ними его мыслей и действий, оцениваются возможности корректирования этих процессов в случае, когда что-то идет не как задумано.
ПсиходрамаГрупповая терапия с использованием драматургической лексики и драматического действияЗадача – научить пациентов разрешать конфликты в группе посредством проигрывания собственных проблем, страхов, амбиций и фантазий. Предполагается максимальное взаимодействие всех участников в исследовании ситуации, дополнение его впечатлениями и воспоминаниями.

Стоит увидеть:  Телесно-ориентированная психотерапия

Рассмотрев основные направления психотерапии кратко, остановимся на тех подходах, которые наиболее востребованы.

Динамическое направление

Мы рассмотрели основные направления психотерапии в таблице, однако более подробно следует оценить динамическое направление, включающее психоаналитическую и психодинамическую методику, и поведенческое – оно же бихевиоральное направление в психотерапии.

Динамическая психотерапия опирается на теорию бессознательного

Динамическая психотерапия основывается на понимании динамики психической жизнедеятельности пациента, основанной на теории бессознательного. Внимание в данном случае сосредоточено на прошлом опыте, который воздействует на создание стиля поведения.

Именно этому стилю индивидуум следует на протяжении жизни, он же соответственно воздействует на здоровье пациента. Динамическое направление в психотерапии базируется на классическом психоанализе, основоположником которого является Фрейд. Сам же термин «психодинамика» появился в 1918 году благодаря Роберту Вудвортсу.

Читайте также:  Холотропное дыхание - психология

В соответствии с его определением психодинамическое направление в психотерапии рассматривает вопросы, тесно взаимосвязанные с мотивами и побуждениями, влечениями, а также внутренними противоречиями – то есть теми динамическими аспектами психики, наличие и расширение которых обеспечивают возможность развития, функционирования личностного «Я».

Если рассматривать психоаналитическое направление в психотерапии, основной задачей выступает осознание бессознательного, учитывая, что невроз формируется как результат конфликта бессознательного с сознательным.

От специалиста требуется помочь пациенту вытеснить бессознательные влечения или же тенденции на сознательный уровень и понять, какие меры требуется принять, чтобы их удовлетворить.

Для этого требуется анализ психических феноменов, посредством которых бессознательное выражает себя:

  • свободные ассоциации;
  • символы, посредством которых бессознательное проявляет себя;
  • перенос;
  • сопротивление.

Фантазирование (ассоциации)является базовым процессом психоанализа, его цель – проникнуть в бессознательное, которому закрыт доступ в сознание благодаря цензуре.

Однако бессознательные потребности стремятся попасть в сознание, проявляя себя в сновидениях, мечтаниях либо ошибочных действиях. Специалист же должен заметить символы и истолковать, используя ассоциативную технику.

  Под переносом подразумевают тандем «пациент-специалист», который образуется под воздействием объединенной деятельности.

Пациент может сопротивляться осознанию бессознательного

Перенос необходим пациенту для лучшего сознания прошлых переживаний, специалисту же он дает возможность стать участником ситуации, имеющей особое значение в жизни пациента, чтобы обрести возможность психотерапевтического воздействия. Сопротивление – это реакция пациента, который противится осознанию бессознательного. Анализируются психические феномены посредством:

  • конфронтации;
  • последующего прояснения;
  • интерпретации;
  • преодоления.

Поведенческая психотерапия

При рассмотрении психотерапии нарушений поведения психоаналитическое направление носит название бихевиоральной терапии, основной целью которой является изменение характерных форм поведения пациента.

В основе направления расположены манипуляции с воздействиями извне, которые способствуют подкреплению либо подавлению некоторых поведенческих форм. Личность в этом случае представляет собой совокупность поведенческих реакций, любая из которых базируется на имевшем место опыте, генетических особенностях.

Соответственно в основе данного направления психотерапии находится процесс образования и поддержания формы поведения при помощи последствий.

Личность — совокупность поведенческих реакций, базирующихся на опыте и генетике

При проведении терапии посредством бихевиорального метода в первую очередь учитываются не причины поступков пациента и наличествующие мотивы, а непосредственно его поведение.

Не производится оценка пациента как «хороший-плохой», при необходимости работа ведется с несоответствиями поведения либо его проблематичностью. Натуру пациента при этом воспринимают как «tabularasa», такой подход «с чистого листа» дает возможность модифицировать действия.

Перед этим, однако, требуется конкретно определить проблему, для чего проводят изучение данных относительно социального окружения, его формирования.

Стоит увидеть:  Семейная психотерапия

После обозначаются желаемые результаты, подбираются методы, при помощи которых планируется достигнуть поведенческих изменений. Специалист может направлять собственные действия на снижение дисфункционального либо наращивание желаемого поведения, вырабатывать стратегии, способствующие воплощению в жизнь данных процессов, применяется:

  • Систематическая десензитизация с применением техники релаксации для преодоления страхов.
  • Наполнение тревожными стимулами с последующим убеждение в беспочвенности волнений и страхов.
  • Обыгрывание реакций с имитацией поведения другого индивидуума в искусственно созданной тревожной ситуации для подтверждения безопасности подобного образа действий.
  • Подкрепление позитивного либо негативного характера–нежелательное поведение наказывается, тогда как хорошее – поощряется.

Бихевиоральная психотерапия помогает бороться даже с паническими атаками

Как показывает практика, бихевиоральная психотерапия показана при лечении различных фобий, для преодоления собственной неуверенности и борьбы с паническими атаками, при патологических влечениях, для снятия мышечных напряжений и решения прочих не менее значимых проблем.

Источник: http://psycholekar.ru/psihoterapiya/vidyi/napravleniya-psihoterapii.html

Основные направления современной психологии и психотерапии

Статья посвящена основным направлениям и методам современной психологии и психотерапии. О некоторых из них на нашем сайте есть тематические статьи (здесь приведены только ссылки на них), о других методах и направлениях работы психологов и психотерапевтов можно составить представление, прочитав эту статью.

Психология — это наука о душе. О существовании души у человека говорили всегда, предпринимались попытки ее изучить, дать ей научное объяснение. Так или иначе, проблему души в разное время затрагивали многие науки, начиная от философии и заканчивая медициной. Именно совокупность знаний и опыта этих наук позволила психологии в XIX веке вылиться в отдельное научное направление.

Начало психологии и психотерапии относится не к нашему столетию. В истории уже были подобные периоды, например, в Греции во II веке до н.э. или в Европе в XIV веке н.э.

Эпоха психотерапии наступает тогда, когда культура претерпевает радикальные изменения и люди теряют ощущение безопасности, необходимое для того, чтобы заниматься трудом и строить отношения, основанные на дружбе и любви.

В XIX и XX столетиях о такой ситуации говорилось в работах Ницше и Фрейда. Фрейд и положил начало теперешней эпохе психотерапии.

«Двадцатое столетие справедливо называют веком тревоги, столетием, в котором смысл существования был в значительной мере утерян. Отсюда сходство, существующее между психотерапией и экзистенциализмом, говорящее о нашем столетии как о времени, когда большие массы людей потеряли смысл своего существования и способность любить и трудиться.

Современные формы психотерапии имеют сходство с религией: обычно в психотерапии один человек (называемый психотерапевтом или консультантом) оказывает помощь другому (называемому пациентом или клиентом), испытывающему трудности в любви, работе, в семье, в общении и пр. Позиция Фрейда во многих отношениях была похожа на позицию католического священника. Он как бы оставался скрытым, сидя позади человека, делающего свои признания.

Основополагающая задача, стоящая перед человеком на протяжении всей его жизни, заключается в том, чтобы придать смысл своему существованию. Человек («Я») предстает как комментатор, автор, рассказчик и ученый, исследующий себя.

Он (посредством сознания) стремится придать смысл суете и неразберихе, которые царят в жизни. Порядок в жизни может быть установлен в том случае, если нам удается увидеть в истории нашей жизни проявления смысла. Мы нуждаемся в наличии смысла нашего существования, но как его обнаружить? Здесь уместна цитата Ф.

Ницше: «Тот, кто имеет зачем жить, может вынести любое как». Отсутствие цели в жизни приводит к экзистенциальному вакууму. «Такие широко распространенные явления, как алкоголизм, юношеская преступность, будут непонятны до тех пор, пока мы не обнаружим экзистенциальный вакуум, лежащий в их основе.

Страдание каким-то образом перестает быть страданием в тот момент, когда обнаруживается его смысл».

С экзистенциалистами близки в своих воззрениях гештальтисты. В гештальт-подходе тоже невозможно отделить философию и психологию.

Если существует анализ (разложение на части), о котором мы говорили ранее, то существует и синтез (создание целого из частей). Для того чтобы найти причину дисгармонии, невроза, предпочтителен анализ. Для того чтобы создать гармонию, гомеостазис, предпочтителен синтез.

Дисбаланс (психический дискомфорт) часто возникает потому, что наши психические процессы разрознены или даже противоречат друг другу. Роберто Ассаджиоли считал, что в процессе психосинтеза нужно эти «части», эти разрозненные психические процессы, желания, стремления прежде осознать, а потом — объединить.

Но не просто объединить, а объединить так, чтобы возникла гармония.

Где-то я прочитала утверждение Сократа: «лечение душ осуществляется с помощью определенных заклинаний, и эти заклинания представляют собой волшебные слова». Непревзойденным мастером слова, на мой взгляд, был и остается Милтон Эриксон. Психотерапия Милтона Эриксона находится на грани между искусством и наукой. В рассказ М. Эриксон вкраплял убеждение.

Именно так — через рассказы, сказки, мифы — с незапамятных времен «переодевались» ценности и культурные нормы и передавались другому поколению. К.Г.Юнг назвал их коллективным бессознательным. Сам Милтон Эриксон говорил, что горькую пилюлю легче проглотить, если она заключена в сладкую облатку.

Прямая мораль вызывает противодействие, история же воздействует сразу на подсознание, обходя сознание.

Эриксоновский гипноз является частью одного из самых эффективных психотерапевтических направлений современности – НЛП. Нейролингвистическое программирование (НЛП) — это теория и практика моделирования мышления и поведения (а в дальнейшем и эмоций) успешных и эффективных людей. Мы «фильтруем» мир через убеждения, ценности, язык, интересы и т.д.

Язык — тоже фильтр, слово — всего лишь означает переживание, но не является этим переживанием. У каждого слова есть свой личностный смысл. Но порой люди боятся за свой смысл как за реальность. Работа с личной картой слов очень важна для человека, она буквально перекодирует человека, радикально изменяет его жизнь в нужном ему направлении.

Этому посвящен наш тренинг «Волшебные слова» .

Телесно-ориентированная психотерапия (ТОТ) является одним из основных направлений современной практической психологии, еще ее называют соматической психологией.

Телесно-ориентированная психотерапия — это искусство и наука, это способ «исцеления души через работу с телом», с запечатленными в теле переживаниями и проблемами человека. Все, что происходит в душе человека, оставляет отпечаток в его теле.

Наше сознание и бессознательное в 90% случаев говорят не словами, а сигналами тела. Важно научиться улавливать эти сигналы, слышать свое тело, быть с ним в контакте. Этому Вы можете научится на наших тренингах .
Арт-терапия — это метод лечения посредством художественного творчества.

Это один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и психотерапевтов. Рисуя, занимаясь лепкой или описывая в литературной форме свою проблему или настроение вы как будто получаете закодированное послание от самих себя, из собственного подсознания.

Метод арт-терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно — чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.

Символдрама (известная также как Кататимное переживание образов (КПО), метод «сновидений наяву» и Кататимно-имагинативная психотерапия) – метод, разработанный известным немецким психотерапевтом профессором Ханскарлом Лёйнером.

Читайте также:  Привычка «вижу цель - делаю - радуюсь» - психология

Из известных на сегодняшний день примерно пятнадцати направлений психотерапии, использующих образы, символдрама является наиболее глубоко и системно проработанным и технически организованным методом, имеющим фундаментальную теоретическую базу.

В нашей работе она представлена в анализе сноведений, метафорах, юнгианском анализе и в медитации .

Медита?ция (от лат. meditatio — размышление, обдумывание) — умственный процесс. До XX века этот термин обозначал просто глубокое размышление, концентрацию на проблеме, внутреннюю молитву.

В конце XIX века, со времени увлечения европейцев буддизмом и индийской йогой, под этим термином стали понимать процесс приведения психики в особое состояние внутренней сосредоточенности — это состояние сознания часто называют медитати?вным тра?нсом.

В трансперсональной психологии основным методом работы является холотро?пное дыха?ние — метод, предназначенный для «самопознания и личностного роста». Он разработан американским психологом Станиславом Грофом .

Вызывая у себя необычные состояния сознания с помощью техники, основными элементами которой являются интенсивное дыхание, а также побуждающая музыка и спонтанное погружение в «поток всплывающего опыта» под руководством психотерапевта или «ситтера», участники могут «открыть и пережить глубинные травмы, конфликты и жизненные ситуации», и освободиться от них. Интеграция материала практических сессий продолжается через телесноориентированную терапию , арт-терапию, рисование мандал и обсуждение индивидуальных процессов в группе. У нас в арсенале есть серия трансперсональных тренингов под общим название «Волшебное дыхание» , позволяющих комплексно решать свои внутренние проблемы.

До сих пор имеют продолжение методы одного из первых течений психологической мысли – бихевиоризма.

Бихевиоризм (от английского слова «behavior») — «наука о поведении», особое направление в психологии, которое изучает поведение животных и человека без привлечения сознания.

Наблюдения над поведением могут быть представлены как последовательность стимулов и реакций. Психолог-бихевиорист пытается предсказать реакции по стимулам и управлять реакциями как человека, так и животных.

Но для бихевиориста страх является чем-то внутренним и неинтересным, так же, как и мышление. Но до сих пор это направление психологии имеет место. Так Франкль разработал оригинальную методику поведенческой психотерапии, получившей название «парадоксальной интенции» (интенция — намерение).

Больному предварительно объясняют смысл предполагаемого лечения, а затем предлагают делать то, чего он боится. При этом больной должен не просто имитировать свои фобии, а делать это с чувством юмора, как бы высмеивая самого себя.

Например, больному с кардиофобией Франкль предлагал: «Постарайтесь умирать каждый день 3 раза. Три раза вызывайте у себя паралич сердца и умирайте. Повторяйте: «Хочу умереть», и выходите при этом на улицу, чтобы умереть».

В семейной терапии, о которой речь пойдет дальше, Варга приводит примеры аналогичных клинических методик в своей работе. Сюда можно отнести методики социального тренинга, или моделирования, тренинг уверенности в себе, тренинги продаж и др. По своему опыту могу сказать, что они весьма полезны.

Методы бихевиоризма мы используем в работе для отработки навыков эффективного поведения на тренингах  «Тренинг уверенности в себе » и «Искусство коммуникаций «.

В заключении стоит упомянуть о методах групповой психотерапии. Родоначальником групповой психотерапии считают Якоба Морено, ему же принадлежит и термин «групповая психотерапия».

Психодрама — это одна из форм группового процесса, в котором метод драматической импровизации используется как способ изучения внутреннего мира участников группы. Она относится к одному из ранних методов групповой психотерапии.

В психодраматическом действии нет прошлого и будущего, есть только настоящее. Психодрама стирает границы времени. Все переживается в реальном действии.

Как ребенок от имени игрушки может высказать все, что ему не дозволено говорить самому, так и участник психодрамы от имени своего персонажа, перевоплощаясь и импровизируя, может достаточно глубоко раскрыть свое внутреннее Я независимо от того, идет ли речь о прошлом, будущем или настоящем.

Другим методом групповой терапии является семейная психотерапия.

Работа с семьей направлена на то, чтобы вновь дать ее членам возможность оказывать терапевтическое воздействие на существующие в данной семье группы и на отдельных ее членов. Символический опыт необходим для того, чтобы разрушить запрограммированные сценарии, обусловленные прошлым каждого из членов семьи.

Источник: http://goraton.ru/dusha/psihologiya/354-osnovnye-napravleniya-sovremennoj-psikhologii-i-psikhoterapii

Психотерапия как одно из направлений деятельности практического психолога

73796

Психотерапия как одно из направлений деятельности практического психолога

Доклад

Психология и эзотерика

Обычно такая психологическая помощь обозначается понятием психотерапия. Психотерапия это комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции суждения самосознание человека при психических нервных и психосоматических заболеваниях.

Чаще всего психотерапия обращена к личностным проблемам ставящим человека на грань психических нарушений или даже переводящим за эту грань с чем связаны тягостные переживания нарушения социального поведения изменения сознания и самосознания и пр.

Русский

2014-12-20

17.42 KB

1 чел.

№ 9 Психотерапия как одно из направлений деятельности практического психолога

Одной из наиболее значимых проблем клинической психологии является оказание психологической помощи клиентам с разнообразными житейскими проблемами, находящимся в кризисных ситуациях. Обычно такая психологическая помощь обозначается понятием «психотерапия».

При широком толковании этого термина под данным видом психологического воздействия имеют ввиду все виды направленного психологического воздействия на индивида (консультирование, коррекцию и терапию).

Психотерапия это комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при психических, нервных и психосоматических заболеваниях. (Словарь практического психолога. Сост. Головин С.Ю.

) Это совокупность разнообразных психических воздействий, направленных на устранение болезненных отклонений и на излечение. В общем, проведение психотерапии предполагает воздействие на психику, в том числе на отношение к самому себе, к своему состоянию, к другим людям, к окружению и жизни в целом.

Чаще всего психотерапия обращена к личностным проблемам, ставящим человека на грань психических нарушений или даже переводящим за эту грань, с чем связаны тягостные переживания, нарушения социального поведения, изменения сознания и самосознания и пр.

Изначально психотерапия была связана именно с лечением психических и психосоматических заболеваний психологическими средствами, но позже распространилась вообще на случаи психологического неблагополучия, в том числе в пределах нормы, — на внутренние конфликты, депрессии, тревоги, страхи, нарушения общения и связанные со всем этим переживания.

Условно различаются: клиническая психотерапия, направленная преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики; ее методы – гипноз, аутогенная тренировка, внушение и самовнушение, рациональная терапия; и личностная терапия (индивидуальная и групповая) – ставящая задачей содействие клиенту в изменении его отношений к социальному окружению и собственной личности.

Традиционно выделяют три основных подхода в психотерапии: психодинамический, поведенческий (бихевиоральный) и феноменологический (например, гештальттерапия). Выбор конкретной психотерапевтической методики зависит от ряда объективных и субъективных факторов.

К объективным относятся характер симптома (синдрома), этиопатогенез психических расстройств, индивидуально-психологические особенности пациента.

Среди субъективных параметров важное значение придается индивидуально-психологическим особенностям психотерапевта, широте его знаний и навыков, ситуационным моментам (наличие времени, места)

Основные различия между консультированием и психотерапией

Этот вопрос обсуждается начиная с 60-х годов, и до сих пор на него не существует единого общепринятого ответа. Психотерапия и консультирование, в первую очередь, различаются по характеру воздействия. Консультирование в основе своей опирается на психологическое просвещение клиента.

Например, обеспокоенная мама обращается к консультанту с проблемой поведения ребенка. Задача консультанта — объяснить ей возможные причины нарушений поведения, способы преодоления этих нарушений.  У психотерапевта, в принципе, задачи другие. Психотерапевт не дает советов и не работает с чужими запросами.

Он работает с человеком, который к нему пришел, и перед собой в данном случае он видит обеспокоенную женщину, у которой есть определенные проблемы. Это не означает, что психотерапевт не может временами повести себя как консультант.

Если он считает, что от этого будет польза, он может поделиться своим мнением и своим опытом.

Можно сказать, что консультирование ориентировано прежде всего на помощь клиенту в реорганизации его межличностных отношений, а психотерапия – в основном на решение глубинных личностных проблем человека.

Психотерапия направлена на личностные изменения и личностный рост (в большей или меньшей степени в зависимости от вида терапии). Ее целью является такая перестройка взглядов и ценностей, при которой проблемная ситуация перестает восприниматься как неразрешимая и переосмысливается клиентом.

Однако на деле это часто приводит к тому, что проблемы разворачиваются одна за одной, и облегчение наступает очень нескоро.

С этим связано и третье различие консультирования и психотерапии — сроки проведения. Психотерапия может продолжаться месяцами и годами. Вам может понадобиться три сессии, а может тридцать три, и заранее предсказать это невозможно. Консультирование не предполагает таких масштабных действий. Оно в среднем занимает 5-6 встреч, но часто бывает достаточно и одной.

Также различия заключаются в перевесе роли рациональных факторов над эмоциональными в консультировании. Консультант работает с информацией, убеждениями. Психотерапевт в большей степени исследует и влияет на эмоции, также он троит с клиентом особого типа отношения – психотерапевтические, сильно эмоционально заряженные.

Также считается, что консультация нужна в проблемной ситуации, а терапия – в критической. Последняя в психологической литературе обычно определяется как ситуация невозможности, т.е. такая ситуация, в которой человек сталкивается с невозможностью реализации своих мотивов, стремлений, ценностей. Критические жизненные ситуации описываются в понятиях стресса, фрустрации, конфликта и кризиса.

Консультанты меньше учатся и требования по их сертификации значительно ниже. Психотерапевты проходят длительную подготовку, часто в рамках какой-то определенной психологической школы, прежде чем начинают заниматься практикой.  Для консультанта достаточно общей психологической подготовки.

Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=73796

Ссылка на основную публикацию