Мотков О.И.. Публикации
Мотков Олег Иванович — кандидат психологических наук, доцент Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, Москва.
Научные интересы: психология гармоничной личности; теоретические представления о сущности и структуре личности и психики; развитие личности в ходе туристско- краеведческой деятельности; диагностика гармоничной личности; интегральная модель личности
Электронный адрес автора: oleg1748@yandex.ru
Публикации
- + Изучение внешних и внутренних ценностей личностиhttp://hpsy.ru/public/x5182.htm
Теория самодетерминации представляется очень интересной и конструктивной.
Мы решили создать методику «Ценностные ориентации», позволяющую изучать значимость и реализацию внешних и внутренних ценностей, конфликтность и атрибуцию причин их осуществления (Мотков О.И., Огнева Т.А., 2008).
Рекомендуется применение методики с 15 лет.
- + Изучение гармоничности образа жизни и ее развитияhttp://hpsy.ru/public/x7022.htm
- + Куда ж нам плыть? (Об актуальных направлениях развития российской психологии личности)http://hpsy.ru/public/x5929.htm
В статье анализируются представления о личности в ранних и более поздних работах Л.С. Выготского, в трудах его предшественников В.М. Бехтерева и А.Ф. Лазурского, делается вывод о большей целостности в понимании психики и личности у Л.С. Выготского 1925-1926 годов.
На основе анализа поведения младенца показано, что у него уже имеются основные личностные функции, и что настоящее обучение и реальная интериоризация возможны только при наличии интереса к новому виду поведения, при его собственной вовлеченности и инициативе.
Изложен авторский взгляд на наиболее важные сегодня методологические основания теории личности, определены перспективные актуальные направления и проблемы изучения личности. // Ключевые слова: Сущность личности, Л.С. Выготский, В.М. Бехтерев и А.Ф.
Лазурский, личностные факторы поведения, обучения и интериоризации у младенца, методологические основания теории личности, актуальные направления и проблемы исследований.
- + О парадоксах процесса самоактуализации личностиhttp://hpsy.ru/public/x3157.htm
В контексте данной статьи особое внимание уделено возрастному и культурному аспектам самоактуализации личности. «Мы пока не знаем, насколько наши данные применимы в отношении молодых людей. Мы не знаем, что означает самоактуализация в других культурах…» (13, с. 109).
И далее: «…молодые люди страдают от недостатка бескорыстия и от избытка застенчивости и самомнения» (там же, с.112). «Лишь в подростковом возрасте приобретают значение некоторые аспекты самоактуализации, которые в лучшем случае могут быть реализованы уже в зрелом возрасте» (20, с. 113).
Мы провели исследование степени гармоничности личности старшеклассников и студентов-философов Российского открытого университета. В отношении учащихся 10-х классов московской гимназии оно включало и определение уровня самоактуализации личности. В отечественной психологии это первое исследование самоактуализации старшеклассников.
Наиболее интересным и парадоксальным оказалось то, что были обнаружены феномены личностной дисгармоничности у учащихся с высоким уровнем самоактуализации. Теория Маслоу описывает самоактуализирующихся личностей как в целом достаточно гармоничных, сбалансированных внутри себя и с внешней средой, как лиц с высоким уровнем развития.
Этого мы не увидели у наших старшеклассников. Анализу результатов нашего исследования, причин внутреннего и внешнего дисбаланса у высокоактуализированных молодых людей и посвящена эта статья.
- + О природе Высших психических функций (ВПФ)http://hpsy.ru/public/x5184.htm
В 1925 году Л.С. Выготский писал: «Новая психология исходит из инстинктов и влечений, как основного ядра психики… Она придет как широкий биосоциальный синтез учения о поведении животного и общественного человека. Эта новая психология будет ветвью общей биологии и вместе основой всех социологических наук.
Она составит тот узел, в котором свяжутся науки о природе и науки о человеке» (Выготский Л.С. Предисловие к кн. Лазурского А.В. Психология общая и экспериментальная. Лен-д: Госиздат, 1925, с. 22-23).
Он призывал к целостному, синтетическому пониманию и видел перспективу роста всей психологии в создании на основе исследований объединяющего теоретического конструкта, органично включающего как биологические, так и социальные аспекты сущности и развития психики.
- + Проблемы порождения, полноты и адекватности самоопределения личностиhttp://hpsy.ru/public/x7559.htm
Представлена гипотеза автоматического образования новых самоопределений в Оперативной личности за счет работы изначально встроенного в оперативные сети «Я» статистического механизма.
В любом виде поведения при решении любой жизненной задачи автоматически актуализируются биологические Базовые самоопределения себя (актуальные здесь и теперь потребности, черты характера и темперамента, мотивационные культурологические и иные тенденции) и наработанные в процессе жизни, релевантные данной ситуации характеристики Вторичной личности (самоопределения Я-концепции, представления об окружающем мире). Они присоединяются к главному, актуальному стремлению и вместе с ним определяют построение дальнейшего поведения. Актуальные здесь и сейчас самоопределения личности размещаются в изначально заданных сетях «Я»: Первичном Я, Вторичном Я и Оперативном Я, — на соответствующих уровнях личности. Целостное самоощущение себя сжимается в «точку Я». Самоопределение — это определение характеристик себя и окружающего мира по отношению к «точке Я», к своему целостному чувству Я. В условиях стресса самоопределение в большей мере определяется базовыми чертами личности. Вероятно, существует оптимальный по объему набор ценностей и интересов. Адекватность самоопределения обеспечивается процессами самопознания и самоиспытания, опорой в большей мере на разум, интуитивной верой в себя, «космической» философией жизни.
- + Психологическая культура в мозаике личности: результаты исследованийhttp://hpsy.ru/public/x5283.htm
Психологическая культура является одним из аспектов личности человека, поэтому сначала кратко опишем наш подход к пониманию сущности личности.
Личность — это управляющий центр психики, ее командная часть, побуждающая, направляющая, организующая и регулирующая поведение по осуществлению потребностей и целей. Это управляющая программа жизни и развития, способная организовать саморазвитие личности и организма в целом.
Личность, как показали психогенетические и нейрофизиологические исследования, имеет биокультурную природу, ею и рождаются, и становятся (Мотков О.И., 2007; 2008).
- + Субъект как «диспетчер» личностиhttp://hpsy.ru/public/x3251.htm
- + Тест интегральной гармоничности личности ИГЛ-3http://hpsy.ru/public/x6263.htm
О гармонии человека, его души, личности писали многие философы, и меньше психологи.
Какие проявления личности можно считать признаками ее гармонии? Каковы критерии гармоничности личности? Каков диапазон оптимального проявления характеристик личности? Как изучать гармоничность личности? На данный момент недостаточно разработаны качественные и количественные критерии гармоничности личности (ГЛ).
Далека от разрешения и проблема нахождения объективных показателей ГЛ. До сих пор в психологии очень мало методик, с помощью которых специально изучается гармоничная степень выраженности отдельных черт и аспектов личности.
Мною был разработан ряд методик для изучения гармоничности различных аспектов личности — образа жизни, базовых стремлений, психологической культуры, ГЛ как части общей конструктивности личности, и т.п. В этих методиках затрагиваются лишь отдельные особенности личности и не определяется общая, интегральная гармоничность личности в целом.
Поэтому я решил создать новую методику, которая позволяла бы изучать не только степень гармоничности отдельных сторон личности, но и обобщенную ГЛ в целом.
В данной работе, помимо теоретического подхода, описываются шаги по конструированию, стандартизации, психометрической проверке на надежность и валидность ннтегрирующей методики ИГЛ-3, излагаются результаты факторного анализа ее шкал. Приводятся обширные нормативные данные различных возрастных и образовательных групп (от 15 до 88 лет), респондентов мужского и женского пола из нескольких регионов России (891 чел.). Также рассматриваются результаты большого числа исследований соотношения ИГЛ (и близких ей показателей отдельных аспектов ГЛ) и данных по другим тестам.
- + Функции и строение психики: свежий взглядhttp://hpsy.ru/public/x4080.htm
В психологии и сегодня остаётся актуальным отыскание более целостного и ясного понимания сущности, структуры и принципов развития психики живых организмов, стремление глубже разобраться в том, что стоит за устоявшимися и повторяющимися по инерции представлениями.
Как традиционное, так и более современные определения психики при вдумчивом чтении вызывают вопросы, на которые пытливый ум не находит достаточно правдоподобных удовлетворительных ответов.
Дальнейшее изложение построено следующим образом: даётся традиционное определение, по нему ставятся вопросы, затем та же процедура повторяется с современными представлениями о психике, и далее проводится краткий анализ других альтернативных подходов из иных источников.
На основе такого анализа делается попытка дать авторские ответы на поставленные вопросы, представить новое понимание и определение психики, в частности, на основе нового взгляда на приоритетность выделяемых её функций. В конце статьи кратко рассматриваются главные особенности структуры психики.
- + Ценностные представления о гармоничной личности людей разного возрастаhttp://hpsy.ru/public/x5183.htm
ПРОБЛЕМА.
Какие признаки гармоничной личности люди ценят выше и ниже всего в своих интуитивных представлениях? Существуют ли существенные различия в ценностных представлениях о гармоничной личности у людей молодого и более старших возрастов? Чем могут обусловливаться эти различия, если они имеют место? Ответы на эти вопросы могут пролить свет на общее понимание сути личностной гармонии и на изменение значимости этого идеала и его отдельных составляющих с возрастом. МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТА. Были отобраны экспертные мнения о характеристиках ГЛ К. Роджерса, Л.Н. Собчик, Голицына Г.А. и Петрова В.М., Либина А.В., Розена Р. и др. авторов, а также признаки ГЛ, изучаемые в моих исследованиях. Получился список из 20 признаков идеальной ГЛ, ставший ядром методики «Оценка признаков гармоничной личности» (Мотков О.И., 2001). Респонденту предлагается оценить по 5-балльной шкале значимость каждого признака у воображаемой им идеальной ГЛ (а не у себя).
Источник: http://hpsy.ru/authors/x1186.htm
Мотков Олег Иванович
Кандидат психологических наук (1979), старший научный сотрудник (1992), доцент кафедры психологии личности факультета психологии Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ.
Область научных интересов и сфера научной деятельности:
Специалист в области психологии гармоничной личности: внутренняя согласованность и согласованность человека с природой и социальной средой; теоретических представлений о сущности и структуре личности и психики; развития личности в ходе туристско-краеведческой деятельности; диагностики гармоничной личности; интегральной модели личности.
Участие в научных советах, комиссиях, редколлегиях:
- Член общества психологов РФ.
Научно-педагогическая деятельность:
В РГГУ с 2000 года. Читает курсы лекций «Теории личности в психологии», «Экспериментальная психология», «Введение в специальность».
Автор более 60 работ.
Основные публикации:
- Мужское и женское: иллюзорность традиционных представлений о психологическом облике. Тезисы конференции. М., 2003, с. 50.
- Проблема квалификации деятельности адептов секты как девиантного поведения. Тезисы конференции. М., 2003.
- Влияние туристско-краеведческой деятельности (ТКД) на развитие личностной гармонии старшеклассников // Дополнительное образование. 2002, №7 -№8
- Влияние туристско-краеведческой деятельности (ТКД) на развитие личностной гармонии старшеклассников // Проблемы детско-юношеского туризма. М.: ЭЦДЮТЭ Родина, 2002, №6 — №7, с. 3 — 21.
- Актуальные ориентации в развитии дополнительного образования и содержание современных педагогических программ // Дополнительное образование. М., 2000, № 3.
- Нас мало, но мы существуем и работаем // Дополнительное образование. М., 2000, № 5.
- Развитие творчества детей // Дополнительное образование. М., 2000, № 4.
- За своей звездой // Школьный психолог. М., 1999 № 7.
- Соотношение личностных и познавательных компонентов интеллектуальной деятельности в условиях психического стресса. Автореферат кандидатской диссертации. М., 1978.
- Методика «Психологическая культура личности» // Школьный психолог. М, 1999, № 15.
- За своей звездой (психология левши) // Школьный психолог. 1999, №7.
- В гармонии с собой и миром // Школьный психолог. М., 1998, № 21-22.
- Методика «Базовые стремления». // Школьный психолог. М., 1998, № 35.
- Методика «Жизненное предназначение». // Школьный психолог. М., 1998, № 36.
- Методика «Личностная биография». // Школьный психолог. М., 1998, № 38.
- О парадоксах процесса самоактуализации личности// Магистр. 1995, №6. С.84-95.
- Психология самопознания личности. Практическое пособие. М.: Треугольник, 1993.
- О воспитании духовности у учащихся профтехучилищ. Методические рекомендации. М., 1990. В соавторстве с Кореляковым Ю.А., Шавыриной, Г.В., Городецкой Н.И.).
- Личность и психика. Самара: Бахрах-М, 2008.
- Некоторое психологические методы изучения личности учащихся // Проблемы детско-юношеского туризма и краеведения. 2008, №1. С.10-15.
Назад в раздел
Источник: https://www.rsuh.ru/who_is_who/detail.php?ID=5053
Природа Личности Мотков О.И.. Мотков Олег Иванович Доцент кафедры психологии личности, кандидат психологических наук, преподаватель психологии Института. — презентация
1 Природа Личности Мотков О.И.<\p>
2 Мотков Олег Иванович Доцент кафедры психологии личности, кандидат психологических наук, преподаватель психологии Института психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета РГГУ в Москве. Доцент кафедры психологии личности, кандидат психологических наук, преподаватель психологии Института психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета РГГУ в Москве. Разрабатывает фундаментальные вопросы психологии, связанные с раскрытием сущности, структуры и общих закономерностей развития психики и личности у человека и животных. Разрабатывает фундаментальные вопросы психологии, связанные с раскрытием сущности, структуры и общих закономерностей развития психики и личности у человека и животных. По этой теме опубликованы книги «Природа личности» и «Личность и психика». По этой теме опубликованы книги «Природа личности» и «Личность и психика».<\p>
3 Книга «Природа Личности»<\p>
4 Картина Мира Мир одновременно обладает набором полярных качеств, объединенных общим временем и пространством: — вечен и конечен в отдельных своих предметах; — вечен и конечен в отдельных своих предметах; — всепредметен и конкретно предметен; — всепредметен и конкретно предметен; — единообразен и многообразен в своих характеристиках; — единообразен и многообразен в своих характеристиках; — двойственен и в то же время един, целостен; — двойственен и в то же время един, целостен; — изменяется, динамичен — и постоянен; — изменяется, динамичен — и постоянен; — креативен и стереотипен; — креативен и стереотипен; — стремится ко всеобщей гармонии и порождает дисгармонию. — стремится ко всеобщей гармонии и порождает дисгармонию.<\p>
5 Что такое психика? Ее общая структура и главные задачи Общая структура психики:<\p>
6 Сущность и структура личности<\p>
7 Общие законы развития психики и личности Процессы биологического созревания некоторых мотивационных структур, а также познавательных, психомоторных и речевых механизмов, аппарата Субъекта. Процессы биологического созревания некоторых мотивационных структур, а также познавательных, психомоторных и речевых механизмов, аппарата Субъекта. Процессы дифференциации и дополнения первоначальной психической и личностной структуры, первичных функциональных систем, новыми конкретизирующими их компонентами в ходе обучения, воспитания и самообучения. Процессы дифференциации и дополнения первоначальной психической и личностной структуры, первичных функциональных систем, новыми конкретизирующими их компонентами в ходе обучения, воспитания и самообучения. Процессы интеграции разрозненных личностных образований в единый ансамбль со своим стержнем, своими наиболее важными ценностями и стремлениями. Процессы интеграции разрозненных личностных образований в единый ансамбль со своим стержнем, своими наиболее важными ценностями и стремлениями. Процессы самогармонизации динамической структуры своих стремлений и ценностей, своих эмоциональных состояний и умений, своего поведения в различных ситуациях. Процессы самогармонизации динамической структуры своих стремлений и ценностей, своих эмоциональных состояний и умений, своего поведения в различных ситуациях. Почерк как отражение постоянных и текущих личностных состояний<\p>
8 Спасибо за внимание! ПИШИТЕ: Работы О.И.Моткова на сайте Института: Статьи на<\p>
Источник: http://www.myshared.ru/slide/490116/
Доцент Ин-та психологии им. Л. С. Выготского рггу, Москва
Интегральная модель личности
В психологии личности существуют три основных течения в описании сущности личности, определении ее детерминант, движущих сил и структуры: 1) акцент на преобладании в личности внутренних биологических начал, или особой внутренней инстанции – субъекта; 2) акцент на детерминации личностных образований внешними социальными факторами; 3) интерактивный подход – детерминация личности взаимодействующими внутренними и внешними факторами. В советской психологии доминировало марксистское представление о социальной, внешней обусловленности личности. При этом важнейшие понятия психологии не были разведены, их содержание накладывалось друг на друга. Личность отождествлялась то с сознанием, то с субъектом, а то и с психикой в целом. Под прессом «единственно верной» философской доктрины теоретические представления не могли развиваться, за редким исключением. Происхождение субъекта как особого аспекта личности и его место в ней также до сих пор во многом не ясно, в силу очевидной нестыковки представлений о субъектной активности с заученным тезисом о социальной обусловленности личности.
В настоящее время, с учетом современных данных психологии личности, нейропсихологии, нейрофизиологии и психогенетики актуальным для российской психологии являетсяпостроение интегральной (или природно-культурной, биосоциальной) модели личности и ее структуры. Такая модель должна, в идеале, опираться как на психологические представления, так и на нейрофизиологические корреляты. В ней должны бытьосмысленно объединены изначальные биологические мотивационно-эмоциональные образования, аппарат субъекта и прижизненно образующиеся под влиянием внутренних и внешних факторов наслоения – Я-образования, прижизненные ценности, ситуативные цели и подцели, значимый опыт. Выстраиваемое взрослой личностью поведение является, очевидно, функцией всех этих взаимодействующих факторов. Каждый из них занимает свое место в структуре личности, вносит свой особый вклад, выполняет свою специфическую функцию в общем процессе построения оптимального поведения.
Рассматриваемый ниже подход к психике и личности основывается на следующих методологических положениях. 1 – Предметный (структурно-функциональный) принцип. Мир состоит из целостных предметов.
В предмете, например, психике, мы интуитивно абстрагируем, выделяем материальный субстрат и функциональную составляющую.
Поэтому при изучении психики рассматриваем и ее структуру, и функции, учитываем и психологические, функциональные проявления, и их нейропсихологические корреляты.
2 – Принцип детерминизма. Из ничего не может появиться что-то. Например, высшие психические функции не могут появиться в «пустом» мозгу. 3 – Принцип развития. Мы изучаем психику и личность как со стороны их топологии (пространства, структуры), так и во временном аспекте (изменения в них в течение жизни, развитие).
Итак, что же такое психика? Какую главную задачу она выполняет в живом организме? Психика – функция нервной системы, обеспечивающая побуждение, организацию, регуляцию и осуществление оптимального поведения по удовлетворению базовых физиологических и психологических потребностей и прижизненно образующихся на их основе мотиваций (мотивов, целей, намерений, ценностей, отношений и т.п.). Потребности изначально встроены в психику и составляют ее ядро (З. Фрейд, У. Мак-Дауголл, Г. Мюррей, ранний Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынин, А. Маслоу, П.В. Симонов, Л.Н. Собчик, Диси и Руаян, и др.). Они активируют процессы организации поведения и задают его метанаправленность. Т.о., главная функция психики вовсе не «отражательная», а запускающая, направляющая, организующая и регулирующая поведение (мотивирующая и организующая) – управляющая функция.
Психика является саморегулирующейся системой, имеющей в своем составе две основные взаимодействующие части: Управляющую психику и Исполнительную.
За управляющую функцию в головном мозгу отвечают структуры подкорки (гипоталамус, лимбическая система и др.) и лобные доли (блок программирования, по А.Р. Лурия), включая медиобазальные их отделы.
Управляющая психика и является собственно личностью.
Исполнительная психика человека осуществляет функции поддержания состояния бодрствования, ориентировки, познания («отражения», сохранения и переработки информации), выполнения движений и речи.
Сюда относятся механизмы сознания (как «поля» ясного видения и понимания поступающей извне и изнутри информации – но это не сама информация!, как аппарата регуляции сна и бодрствования, представленного в мозгу ретикулярной формацией ствола и, возможно, некоторыми отделами правого полушария), познания (восприятия, внимания, памяти, мышления), психомоторики, восприятия и артикуляции речи. Все эти механизмы являются средствами для организации оптимального поведения по осуществлению потребностей, желаний и целей личности. Они представлены в мозгу блоками поддержания тонуса, приема и переработки информации (А.Р. Лурия, Пенфилд, и др.). Такого рода естественное деление на «цели и средства» есть как в психике в целом, так и в структуре личности.
Под инициирующим, направляющим и организующим руководством актуальных потребностей и целей, а также аппарата субъекта в онтогенезе механизмами Исполнительной психики нарабатываются полезные информационные средства-ориентиры – когнитивные представления, слова и предложения, схемы действий.
Они существенно расширяют диапазон данных генотипом значимых ориентиров и способов осуществления первичных потребностей и производных стремлений. Сама природа потребностей при этом всегда остается одной и той же (она не превращается в какую-то другую, как утверждал А.Н. Леонтьев).
Эскизное рассмотрение сущности психики позволяет перейти к краткому, в рамках тезисов, определению сущности и структуры личности.
Личность — это мотивационная-эмоциональная и организующая поведение сфера психики, включающая все образования, которые побуждают, направляют, оценивают, организуют, контролируют поведение и выражают в эмоциях состояние организма.
Это центральный организатор и регулятор поведения, главная управляющая программа человека. Биосоциальная сущность личности признается большинством зарубежных и рядом современных отечественных психологов (А. Маслоу, Г. Айзенк, К. Купер, Э.Л. Диси, Р.М. Руаян, Л.Н. Собчик, В.М. Русалов, П.В. Симонов и др.). Она была очевидна для И.П. Павлова, В.М. Бехтерева и А.Ф. Лазурского.
Предпринятое в советское время в угоду господствующей идеологии выбрасывание из личности системы природных потребностей и темперамента, и размещение их в мифическом «индивиде» разрушило целостный взгляд на личность и затемнило понимание ее природы, структуры и развития.
Последние данные психогенетики со всей определенностью доказывают, что по крайней мере на 40% – 50% основные черты личности определяются генотипом (Р. Пломин, А.П. Матени-младший, Т.Е. Бушар и др.). С учетом этих результатов можно уверенно утверждать, что личностью и рождаются, и становятся.
Структура личности. В личности есть как наследственно заданные, так и прижизненно образующиеся под одновременным влиянием особенностей внешней среды и внутренних факторов блоки. В ней можно выделить два больших отдела: Мотивационно-эмоциональный отдел и блок Субъекта — аппарат программирования, принятия решений и контроля поведения.
Мотивационно-эмоциональный отдел содержит у взрослого человека пять блоков: четыре мотивационных — Базовая личность, Я-личность, Ситуативная личность, Инструментальная личность (значимый опыт), — и блок Эмоций. Мотивационные блоки построены по иерархическому принципу.
Стержневым блоком здесь является Базовая личность, состоящая в свою очередь из следующих основных компонентов: базовые физиологические и психологические потребности (стремления), характерологические и культурологические тенденции, жизненные предназначения (склонности).
Базовая личность является фундаментальной, генетически детерминируемой, природной основой личности, побуждающей и направляющей любое поведение движущей силой, ядром личности.
Это система главной метанаправленности жизни живого существа, на основе которой, как вокруг ствола дерева, в процессе жизнедеятельности создаются иерархии различных, конкретизирующих общую направленность, мотиваций.
Прижизненно образующиеся мотивации, подчиненные Базовой личности, представлены следующими блоками. Блок Я-личности – его составляют относительно устойчивые и обобщенные отношения Я-концепции, Я-Ты-Вы-концепции, Я-Мир-концепции. Он включает также долговременные мотивы и задачи.
Блок Ситуативной личности — это образуемые здесь и теперь ситуативные намерения и цели, самооценки и притязания. Блок Инструментальной личности составляют оцененные как важные для удовлетворения стремлений и целей личности конкретные представления, слова и словосочетания, схемы действий, определенные эмоции, мнемосхемы и т.п. Т.е.
это значимый опыт организации и осуществления поведения в узких, конкретных ситуациях, являющийся результатом работы механизмов Исполнительной психики. Он во многом образуется под влиянием факторов обучения, воспитания и собственной субъектной активности.
Значимость воспринимаемой информации определяется и присваивается изнутри, со стороны актуальных потребностей и целей. Богатый значимый инструментарий облегчает работу Субъекта по организации более оптимального поведения.
Блок Эмоций – это определенные переживания, выражающие состояния отдельных мотиваций (степень их осуществления или неосуществления) и организма в целом.
Существует набор первичных, заданных наследственно, базовых эмоций, на основе которых в ходе жизни образуются более дифференцированные и опосредствованные эмоциональные переживания.
Любое личностное образование имеет ту или иную эмоциональную окраску.
Блок Субъекта. Это – второй большой раздел личности, отвечающий за ситуативную организацию, регуляцию, контроль и поддержание произвольного поведения. Представляет собой отдельную инстанцию личности, не сводимую к другим блокам! Вспомним «Эго» З.Фрейда, «блок программирования» А.Р.
Лурия, нейропсихологическим коррелятом которого являются лобные доли головного мозга, «инстанцию принятия решений» Р.П. Ловелле, и др. Субъект — своего рода диспетчер, управляющий в личности. В нем не содержатся постоянные мотивации и представления, как в других блоках.
Он производит анализ актуальных стремлений, выбирает из них наиболее приемлемое здесь и теперь и принимает решение о его осуществлении — на основе соотнесения стремлений с признаками конкретной жизненной ситуации и с внутренними возможностями. Субъект удерживает одни цели и тормозит другие, контролирует и корректирует процесс осуществления избранной им цели.
Он – посредник между стремлениями личности и окружающей средой. Субъект отвечает за сохранение ситуативной целенаправленности поведения и действует в одной упряжке с блоками Сознания и значимым опытом Инструментальной личности.
Все компоненты структуры личности непрерывно взаимодействуют друг с другом, и через Субъекта — с Исполнительной психикой — с блоками сознания, познания, психомоторики и речи. Вся эта психическая система непрерывно взаимодействует с остальным организмом (телом) и окружающими природными и социальными средами, с Миром в целом.
Итак, личность является главной управляющей и регулирующей частью психики. Субъект – отдельный самостоятельный блок личности. В генотипе изначально прописаны блоки Базовой личности, Субъекта и базовых Эмоций.
В онтогенезе идет как биологическое созревание некоторых составляющих Базовой личности, механизма Субъекта и механизмов Исполнительной психики, так и образование прижизненных блоков личности, отличающихся друг от друга степенью обобщенности своей направленности — от метанаправленности потребностей Базовой личности до конкретных образований Инструментальной личности.
Источник: http://lib.znate.ru/docs/index-227150.html