Любовь и позиции восприятия — психология

Любовь и позиции восприятия

Любовь в нулевой позиции восприятия (Влюбился, или Просто Любовь) — нечто, что в нас просто происходит и что мы называем любовью. По механизму, как правило, это или социальные шаблоны, или физиология.

Если это социальные шаблоны, то молодой человек или девушка играет в любовь, изображает любовь — зная, как любить правильно и как нет, что в любви возможно и нет. Если это физиология, то любовь накатывает — и уходит, все вдруг и помимо нашей воли.

Любовь-страсть вдруг сваливается на нас, сводит с ума, терзает приступами ревности и так далее:

«Любовь сушит человека. Бык мычит от страсти. Петух не находит себе места. Предводитель дворянства теряет аппетит…» (И. Ильф, Е.Петров, «Двенадцать стульев»).

Любовь в первой позиции восприятия (Я и Любовь) живет интересами, нуждами и потребностями любящего. Чаще всего это интерес побольше получить (поменьше давать, побольше и сразу получать) — любовь-хочу. Реже бывает интерес подарить: но подарить именно то, что я считаю правильным и достойным (любовь-дарю).

Иногда это классно, когда я дарю свое восхищение, потому что убежден, что ты восхищения — достойна!

Любовь во второй позиции восприятия (Ты и Любовь) живет интересами, нуждами и потребностями любимого. Чаще всего это любовь-забота, любовь-отзывчивость.

Изучаем объект любви, растворяемся в нем, существуем только как инструмент для обеспечения твоей счастливой любви. В кривом варианте это любовь навязчивая, тяжелая опека.

Любовь-принятие — здесь же, поскольку откликается на одну из самых базовых потребностей: потребности в безусловном принятии.

Любовь в третьей позиции восприятия (Мы и любовь) видит пару любящих со стороны, как пару, оценивает вклад каждого и объективные результаты этой любви.

Мы оцениваем, насколько похоже мы понимаем любовь, насколько совпадают наши языки любви, насколько мы готовы к различиям и разногласиям.

Третья позиция делает любовь более высокой, качественной и насыщенной, если мы работаем над ней вместе — создаем синергетический эффект.

Это уже взгляд МЫ, но МЫ — только как пара.

Любовь в четвертой позиции (Жизнь и любовь) думает о прошлом, о будущем, о людях рядом, о необходимости развития, поэтому мудра и глубока. Жизнь и любовь. Как мы видим нас и нашу любовь через годы. Что мы делаем, чтобы хранить и развивать ее. Что мы дадим друг другу, благодаря любви, и что мы дадим миру.

Это взгляд МЫ, в которое входят и наши дети, и наши друзья, и наша работа, и моя миссия…

Любовь в пятой позиции восприятия, в позиции Ангела (Человек как сама Любовь) — только мудрая забота в режиме самоотдачи. Человек превращается в любовь, становится ее живым проявлением и источником, и тогда количество добра в мире увеличивается, поскольку мудрая любовь — это всегда добро.

Источник: https://knigarazuma.ru/article/lyubov_i_pozicii_vospriyatiya

NLP. Полное практическое руководство

В этой главе:

  • Позиции восприятия
  • Какую позицию занять

В немалой степени искусство НЛП связано с умением увидеть обстоятельства иначе, с другой точки зрения. Это позволяет нам выявлять чужие карты действительности и обогащать свою собственную. Благодаря этому мы добиваемся большего взаимопонимания, устанавливая более непосредственный раппорт и делая общение более свободным и продуктивным, что и способствует достижению нужных результатов.

На седьмом уроке были введены такие понятия, как «ассоциированность» и «диссоциированность». При ассоциированных переживаниях вы видите все «от первого лица», собственными глазами, и воспринимаете происходящее так, словно это действительно происходит именно с вами.

При диссоциированной же точке зрения вы занимаете роль внешнего наблюдателя и следите за собой со стороны. Эти две точки зрения отражают субъективный и объективный способ мышления. Соответственно в языке они связаны с грамматическими категориями первого лица («я») и третьего лица («он, она, они»).

Такие точки зрения» мы будем называть позициями восприятия.

Позиции восприятия

Любые обстоятельства можно воспринимать как минимум с трех позиций.

Первая позиция восприятия

Первая позиция, или «ассоциированная точка зрения», отражает субъективную точку зрения от первого лица: «Какое влияние все это оказывает лично на меня?» При такой фиксации переживаний, то есть их запоминании, вы видите все «как в жизни», словно смотрите вокруг собственными глазами, запоминая при этом, в частности, связанные с происходящим ваши ощущения.

Чтобы попробовать себя в этой позиции, вспомните любое важное событие своей жизни — например, первую встречу с каким-то человеком или первый день на новой работе. Ассоциируйтесь со своими воспоминаниями, активизируя все модальности (см. шестой урок).

При описании таких переживаний мы обычно пользуемся первым лицом: «я чувствую», «с моей точки зрения» и т. п. Эта позиция восприятия равнозначна индивидуальному «сознанию».

Как вы думаете, воспринимают ли «красный» цвет другие люди так же, как вы? Ученые, которые уже по роду деятельности привыкли стремиться к объективности в оценках и суждениях, обычно мало доверяют такому субъективному отношению (чем, кстати, во многом объясняется крайне вялый темп развития наук о познании и человеческом мышлении).

Для этого у них есть основания: пребывая в ассоциированной, первой позиции восприятия, мы не в состоянии мыслить вполне объективно, и это следует учитывать.

Вторая позиция восприятия

В этой позиции переживания рассматриваются с точки зрения «другого», то есть с точки зрения соучастника общения или событий, еще одного заинтересованного лица. Смещаясь в эту точку зрения, вы можете понять, что чувствует собеседник.

В любом общении и в любых совместных переживаниях вообще люди воспринимают происходящее по-разному, — в этом мы убедились, обсуждая пресуппозицию первого урока: «карта — не территория».

Проецируя себя на карту действительности другого человека, вы можете перейти к иной, не менее значимой точке зрения.

Для этого вам достаточно себе представить, что вы смотрите глазами другого человека, воспринимаете мир так, как это делает он. Прислушайтесь к этому новому «себе» и обратите внимание на реакции.

Мы связываем эту позицию восприятия с сопереживанием, умением «оказаться в чужой шкуре».

Способность переходить ко второй позиции предоставит вам намного больше сведений, чем попытки просто угадать, что чувствует другой человек.

Занять вторую позицию восприятия узловой проблемы в общении или во взаимоотношениях в целом обычно понуждает конфликт. Когда для вас станет более очевидным то, как видит происходящее другой, что он при этом чувствует, — скорее всего, изменятся ваши собственные ощущения.

Такое изменение отношения к собеседнику, как правило, будет способствовать укреплению раппорта, что, в свою очередь, вызовет перемены в поведении соучастника общения.

Кроме того, укрепившийся раппорт даст вам возможность более глубоко и всесторонне уяснить точку зрения другого.

«Переключение» позиции восприятия может послужить точкой отсчета удачного общения. При восприятии с позиции другого его поступки, которые прежде казались вам странными или неправильными, могут обрести новый смысл.

Вообще говоря, в большинстве случаев каждый из нас убежден, что ведет себя правильно, здраво и нормально, то есть на основе веских причин. Явный, то есть произвольный переход во вторую позицию означает, что вы признаете обоснованность тех точек зрения, которые отличаются от вашей.

Кроме того, вашему пониманию начинают открываться истинные цели, стоящие за поступками и словами окружающих (хотя люди далеко не всегда сами понимают эти скрытые побуждения).

Знание этих целей может послужить для вас ключом к правильному общению и, следовательно, скорейшему достижению намеченных результатов.

Разумеется, нам никогда не удастся во всей полноте выявить субъективное сознание другого человека.

НЛП не приносит «сверхъестественных» способностей, но оно может послужить верным проводником на долгом пути, научить видеть мир так, как видят его другие, независимо от того, согласны вы с ними или нет.

Чтобы раскрыть в себе способность занять иную позицию восприятия, требуется активное воображение, развить которое может каждый.

Даже малыши пользуются плодородной почвой воображения, умеют сопереживать братьям, сестрам и друзьям. Для большинства из нас способность занимать вторую позицию восприятия означает прежде всего умение отказаться от зашоренного мышления и отвыкнуть от устоявшихся шаблонов. И тогда со временем каждый из нас сможет возродить в себе дремлющую естественную способность к сопереживанию.

Третья и последующие позиции восприятия

Переходя к третьей позиции, вы начинаете вести себя как третья сторона, совершенно посторонний человек, а не непосредственный участник общения; вы становитесь в собственном смысле слова независимым, предельно объективным наблюдателем. Вы занимаете отстраненную, научную точку зрения, исполняете роль бесстрастного зрителя. При этом вы отстраняетесь от обстоятельств и ключевых фигур, вы как бы отступаете в тень и просто наблюдаете за происходящим.

Эта позиция может отражать любую точку зрения, отличающуюся от точек зрения участников общения. Например, вы можете взглянуть на события с позиции консультанта, или одного из родителей, или случайного свидетеля, или школьного учителя и так далее, переходя на любой уровень отстраненности.

Спросите себя: «Как это выглядело бы с точки зрения того-то и того-то?» Такой подход раскроет перед вами поистине бесконечное число точек зрения.

Какую позицию занять

У каждой позиции есть свои преимущества. Они просто отличаются друг от друга, предлагают различное содержание в разных контекстах, разных обстоятельствах. Совмещением этих точек зрения открывается возможность наиболее полного восприятия любого переживания.

Хотя позиции восприятия выглядят очень разными, на практике мы обычно перемещаемся между ними, осознавая лишь то, что «обдумываем» вопрос. Конечно же, каждый человек отдает предпочтение тому или иному образу мышления.

Тот, кто склонен размышлять с отстраненной, объективной, обезличенной и абстрактной точки зрения, с большой легкостью пользуется третьей позицией восприятия, а человек, который без труда сопереживает другим, «чувствует их настроение», естественным образом склоняется ко второй позиции.

Наконец, тот, кто обычно погружается в собственные, субъективные переживания, тем самым автоматически, руководствуясь инстинктом, занимает первую позицию восприятия.

Вы можете развить свои способности и научиться смещаться ко всем трем позициям, подстраиваться к позиции собеседника и таким образом укреплять раппорт. Опытные продавцы, посредники и консультанты чаще всего пользуются в своей работе всеми позициями.

Помимо выгод в общении, смена различных позиций восприятия способствует возникновению творческих идей и поискам решения трудных проблем. Подобный образ мышления буквально создает у нас в голове новые нейросети.

Необычность восприятия, его «своеобразие» заставляет разум уделить особое внимание новым ощущениям. При переходе к непривычным позициям восприятия у нас начинаются неожиданные прозрения и интуитивные открытия.

Итак, преимущества этого приема дают возможность выйти за границы сферы общения и совершенствовать все стороны нашего мышления.

Позиции восприятия образуют часть подхода под названием тройное представление, разработанного Джоном Гриндером и Джудит Делозье в их совместной книге «Черепахи на спуске».

Смысл этого подхода сводится к тому, что благодаря свободным перемещениям между тремя позициями восприятия мы можем лучше понять карту собственного мышления и чужие карты действительности. Мы можем ощутить привкус богатства и разнообразия человеческого восприятия.

Это умение поможет вам устанавливать раппорт, который необходим для того, чтобы вызывать перемены в себе и других.

Сегодняшний урок:

Резюмирующая пресуппозиция

Обучение — это жизнь. Мы не можем не учиться

Все родители знают, насколько быстро учатся дети до школы. Жизнь в эти годы кажется им захватывающим приключением.

К сожалению, после того, как ребенок начинает отождествлять обучение со школой (которая нередко оставляет печальные воспоминания), темпы подлинного обучения резко снижаются.

Мы не в силах ограничить обучение стенами школьного класса: обучение просто означает естественный для нас, людей, процесс жизни, выживания и достижения желаемого.

Мы учимся всякий раз, когда «промахиваемся» мимо цели, пробуем что-то новое и добиваемся того, чего хотели (а это прекрасно удается даже новорожденным). Мы остаемся в режиме обучения все то время, пока нам приходится извлекать смысл из целого потока поступающих сенсорных стимулов.

Действительно, мы не всегда называем этот (в основном подсознательный) процесс обучением, но, несмотря на это, наша система продолжает действовать безукоризненно — мы просто не можем не учиться.

Читайте также:  Альтруизм - антипод эгоизма. стоит ли связываться с альтруистами? - психология

Домашнее задание.

Вспомните человека, с которым вам трудно наладил» отношения, и попробуйте занять вторую позицию. Постарайтесь видеть, слышать и ощущать так, как это делает выбранный вами человек. Обратите внимание на то, как меняется ваше отношение к этому человеку, какие перемены возникают в вашем поведении.

Вспомните человека, вызывающего у вас крайне отрицательные чувства.

Попробуйте перейти к третьей позиции восприятия. Вы можете «примерять» взгляд самых разных наблюдателей: умудренного опытом друга, старика, пятилетнего ребенка, почтенного наставника и так далее. Обратите внимание на то, что проблемы теряют эмоциональный накал, а вы словно отдаляетесь от происходящего, благодаря чему можете рассмотреть картину под неожиданным углом.

Представьте реальное собеседование или встречу с глазу на глаз, которые предстоят вам в будущем. Выбирайте то событие, в котором вы хотите добиться определенного результата, но испытываете сомнения в успехе.

Расставьте в комнате стол и стулья так, словно устраиваете настоящий разговор, займите «свое» место и мысленно произнесите то, что намерены сказать (первая позиция). Пересядьте на место собеседника, «войдите в его шкуру», и выслушайте самого себя, задаваясь вопросом о том, чего «он» хочет (вторая позиция»).

Вернитесь на свое место, вспомните реакцию собеседника и подумайте о том, какие изменения нужно внести в свое поведение, чтобы вызвать более удачный отклик.

Отойдите в другой конец комнаты и сыграйте роль «режиссера» (третья позиция). Мысленно прокрутите «увиденную» сцену и оцените (с точки зрения режиссера), какие изменения нужно внести, чтобы улучшить разговор и добиться намеченного результата беседы.

Оказавшись на этой, более объективной позиции, вы можете испытать совершенно иные впечатления и соответственным образом перестроить свои планы.

Конечно, вам не обязательно переходить на различные позиции восприятия именно таким, «театральным» способом, но он может помочь вам овладеть этим искусством.

Найдите в опыте прошлого те случаи, когда, по вашей оценке, вы потерпели неудачу. Возможно, вам вообще хотелось бы забыть об этих провалах.

Постарайтесь найти по меньшей мере три примера того, какую пользу этот опыт уже принес или может принести в будущем. Обратите внимание, что даже болезненные обстоятельства приносят полезные уроки.

Воспользуйтесь своими творческими способностями. Начните замечать в любых событиях признаки обучения, а также извлекать урок из давних воспоминаний.

Следите за тем, какие позиции восприятия вы при этом занимаете.

Психология bookap

Вспомните различные примеры письменных материалов, которые служат иллюстрацией тем или иным позициям восприятия. Какую форму письменного изложения вы понимаете лучше? Какая из них оказывает на вас большее влияние?

Какими способами вы можете отразить разные позиции восприятия на письме и в речи?

Источник: http://bookap.info/nlp/rucovodstvo/gl14.shtm

Три позиции восприятия в общении

Психология общения. Техника нлп 3-х позиционного восприятия позволяет не только увидеть причины конфликтов, которые возникают в ходе общения, но и разрешать их. Использование данной техники является неотъемлемой нормой делового общения, впрочем, как и любого другого вида межличностноого взаимодействия.

Суть данной техники нлп заключается в развитии способности видеть коммуникативную ситуацию с трех позиций восприятия, т.е — со своей точки зрения (1-я позиция «я сам»), с позиции вашего собеседника (2-я позиция «Другой») и стороннего наблюдателя (3-я позиция «Наблюдатель»).

  • Я сам. Любое событие воспринимается и вспоминается как бы из своих глаз. Доступны собственные чувства и ощущения. В этой позиции человек ассоциирован.
  • Другой. Взгляд на себя глазами вашего собеседника. Я становлюсь как бы им. В раппорте это легко достижимо. Эта позиция должна быть также ассоциированной, чтобы вы понимали чувства собеседника.
  • Наблюдатель. Взгляд на ситуацию со стороны, как будто вы совершенно посторонний человек, случайный и беспристрастный свидетель. Диссоциирован. Вы все видите и все слышите, но чувств нет (представьте, что вы смотрите реалити шоу по телевизору.

Во время беседы, в своем воображении вы перемещаетесь в каждую из позиций и  проигрываете воображаемый диалог, прежде чем осуществите какое либо реальное действие (произнесете слово, сопроводите нужной интонацией, жестами и т.п.).

Очень часто, в момент общения люди «застревают» в одной из позиций, что нарушает коммуникацию и ведет к нежелательным эффектам – конфликты, раздражение, недопонимание, уход от целей общения к выяснению отношений и т.п..

ПозицияНегативные проявленияПозитивные проявления
1-яУжасный эгоистСпособен отстаивать себя и свои интересы
2-яМарионетка, находится под влиянием чужих точек зренияУмеет учитывать интересы окружающих
3-яБесчувственный, сторонний наблюдательРассуждает трезво в кризисной ситуации

Упражнение на перепросмотр и решение коммуникативной ситуации
с помощью 3-х позиций восприятия и других техник нлп.

  1. Разместите в пространстве соответствующие позиции и используйте якоря для качественного отождествления с каждой из 3-х позиций.
  2. Как в театре разыграйте часть диалога между 1-ой и 2-ой позициями, поочерёдно ассоциируясь с каждым из партнёров по коммуникации. Выделите момент, нуждающийся в изменении.
  3. Перейдите в 3-ю позицию (роль эксперта).
    1. Просмотрите внимательно со стороны ещё раз эту ситуацию и дайте метафору коммуникации (взаимоотношений).
    2. Определите позитивные намерения, скрывающиеся за поведением каждого участника коммуникации.
    3. Определите мета-результат (намерения) каждого из партнёров коммуникации. Найдите общий более высокий логический уровень, который бы объединял мета-результаты (намерения) обоих партнеров.
  4. Находясь в 3-ей позиции, дайте сенсорно-обоснованные советы и рекомендации 1-ой позиции (самому себе) по улучшению коммуникации (минимум 3-4 выбора).
  5. Перейдите в 1-ую позицию. Выслушайте «советы эксперта» и придумайте, как бы вы лично могли бы реализовать эти рекомендации в вашей коммуникации.
  6. Разыграйте диалог между 1-ой и 2-ой позициями ещё раз, используя полученную информацию и применяя новые способы поведения.
  7. Перейдите в 3-ю позицию, посмотрите на новые взаимоотношения партнёров и дайте новую метафору.
  8. Повторите шаги 4-7 до достижения клиентом желаемого результата в коммуникации.
  9. Экологическая проверка с 1-ой позиции. Ничего ли позитивного вы не потеряете, изменив вашу коммуникацию? если что-то нужно добавить, то вернитесь на шаг 4.
  10. Подстройка к будущему из 1-ой позиции. Представьте три-четыре различных контекста в будущем, где вы могли бы использовать найденные варианты поведения.

Источник: http://nlp.by/about-nlp/nlp-tehniki/103-3-pozicii-vospriyatiya

Позиции Восприятия

Позиции восприятия вместе со Способами жизни — основной способ оперативной этики, практикуемый в Синтоне.

Нулевая позиция восприятия
Шаблоны и автоматизмы — позволяют привычно жить, не включая мозги, видеть то, что объяснили, хотеть и думать те мысли и желания, которые тебе вставили (например, последней рекламой из телевизионного ящика). «Прожил жизнь, не приходя в сознание». Слепота шаблонов — это просто и привычно. И столь же глупо, тоскливо и недостойно.

Но помимо автоматизмов, которые помогают «отбывать срок этой жизни», есть и другие — полезные и нужные. Всё, что вы умеете делать естественно и «на автомате» — ваши навыки.

От чтения текста и ходьбы (воспринимая слова целиком, а не складывая из отдельных букв, не задумываясь, что делает правая нога, а что левая, как перемещается центр тяжести), до навыков вождения автомобиля, слепой печати и скорочтения. Когда-то вы ничего ничего этого не умели, но со временем научились.

А чему-то научиться ещё предстоит. Любой навык — это прежде всего иструмент. Когда он нужен — используем, не нужен — убрали «на полку».

Вместе с этим полезно развивать (и активно использовать) следующие пять позиций воспрития:

Первая позиция восприятия
Личная позиция: Мои интересы, «Я хочу!». Ты всегда должен знать, что хочешь ты, что тебе подходит, что тебя устраивает, что тебе нужно. Ты должен быть заряжен энергией «Я хочу!», и это окажется твоим лидерским потенциалом.

Когда все вокруг «спящие» в привычных шаблонах, а ты вдруг имеешь свои глаза и свои хочу, кто окажется впереди и лидером? — Ты! Для окружающих такой человек с развитой личной позицией — человек инициативный, а для себя — он творчески проживает свою собственную жизнь.

Я-уверенность, проактивность: ощущение своей уникальности, уверенность в собственных силах, инициатива, смелость думать и жить по-своему, развитость личной позиции и своих интересов. Одна из самых приятных привычек, которую можно себе подарить.

Те, кому дорога самоактуализация, имеют в виду именно эту первую, личную позицию восприятия. Но когда человек ограничивается лишь самоактуализацией, получет в итоге кривую личную позицию — центропупизм. И поэтому самоактуализация должна дополняться другими, следующими за нею позициями восприятия.

Вторая позиция восприятия
Партнерская позиция восприятия: Интересы партнера, «Он хочет!». Я в позиции Другого.

Внимание к ожиданиям и потребностям партнера рядом, понимание его позиции и взглядов, принятие его позиции и чувств.

Очень эффективно везде, и любой бизнесмен знает: «Лучшая сделка та, которая учитываются интересы обеих сторон». Для других такой человек — «душевный», для себя — «понимаю людей, имею хороших друзей».

Третья позиция восприятия
Позиция стороннего наблюдателя: «Ничего личного!».

Спокойная объективка, взгляд эксперта, умение видеть себя со стороны, давать себе оценки те, которые дадут тебе люди посторонние — те, которые будут оценивать твой диплом или внешность, брать тебя на работу или замуж, предлагать интересные проекты.

Дополнительно — в любой ситуации видеть прежде всего интересы дела. Для делового человека это нужно всегда. Для других такой человек — «объективный», для себя — «понимаю ситуацию, создаю успех».

Четвёртая позиция восприятия
Системный взгляд: «Я и ты — часть системы» Тут будет анализ взаимосвязей, учет перспектив, интересов коллег и задач Системы.

(Слово Система пусть никого не пугает, это может быть и твоя семья, и твой дружеская компания, и твой коллектив коллег на работе — все это системы, и иногда очень симпатичные). Человек строит будущее свое и тех, кто будет после него.

Для других такой человек — «взрослый», а самому человеку это дарит мудрость, статус и уверенность в перспективах.

Пятая позиция восприятия
Позиция Ангела: «Я там, где я нужен!» «У меня все в порядке. Я рад за вас, если сумел вам помочь. Я огорчен за вас, если помочь вам не сумел».

Это человек — умеющий любить, с радостью заботиться, а параллельно это же дает великолепную душевную неуязвимость.

Когда это сочетается с предыдущими позициями восприятия (то есть с хорошей головой), то таких людей очень ценят и берегут — и в личной жизни, и в деловых отношениях.

Ситуация и взгляд на нее из разных позиций восприятия
Соответственно, когда вы решаете, делать что-то или нет, хорошо нечто или плохо, рекомендуется просмотреть ситуацию по всем позициям. То, что хорошо по шаблону (если не думать), окажется печально с первой или второй позиции.

То, что забавно с первой позиции, может оказаться неприемлемым со второй. А двое влюбленных, у которых все классно с первой и второй позиции, будут очевидно неадекватно себя ведущими с третьей и четвертой позиции.

Здорово, если вы привыкли к системному взгляду, и мы рады за тех, кто освоил жизнь с позиции Ангела.

Резюме: Какие простые вещи!

Я вижу так.

Ты видишь это по-другому.

Со стороны это видится следующим образом.

А если посмотреть на перспективы и отдаленные последствия, то картина будет уже следующей…

Источник: http://syntone.ru/psy_lib/pozitsii-vospriyatiya/

Позиция восприятия

Позиция восприятия

   Любые обстоятельства можно воспринимать как минимум с трех позиций.

      Первая позиция восприятия

   Первая позиция, или «ассоциированная точка зрения», отражает субъективную точку зрения от первого лица: «Какое влияние все это оказывает лично на меня?» При такой фиксации переживаний, то есть их запоминании, вы видите все «как в жизни», словно смотрите вокруг собственными глазами, запоминая при этом, в частности, связанные с происходящим ваши ощущения.    Чтобы попробовать себя в этой позиции, вспомните любое важное событие своей жизни — например, первую встречу с каким-то человеком или первый день на новой работе. Ассоциируйтесь со своими воспоминаниями, активизируя все модальности.    При описании таких переживаний мы обычно пользуемся первым лицом: «я чувствую», «с моей точки зрения» и т. п. Эта позиция восприятия равнозначна индивидуальному «сознанию». Как вы думаете, воспринимают ли «красный» цвет другие люди так же, как вы? Ученые, которые уже по роду деятельности привыкли стремиться к объективности в оценках и суждениях, обычно мало доверяют такому субъективному отношению (чем, кстати, во многом объясняется крайне вялый темп развития наук о познании и человеческом мышлении). Для этого у них есть основания: пребывая в ассоциированной, первой позиции восприятия, мы не в состоянии мыслить вполне объективно, и это следует учитывать.

Читайте также:  Жесткий тренинг - психология

      Вторая позиция восприятия

   В этой позиции переживания рассматриваются с точки зрения «другого», то есть с точки зрения соучастника общения или событий, еще одного заинтересованного лица. Смещаясь в эту точку зрения, вы можете понять, что чувствует собеседник. В любом общении и в любых совместных переживаниях вообще люди воспринимают происходящее по-разному, — в этом мы убедились, обсуждая пресуппозицию первого урока: «карта — не территория». Проецируя себя на карту действительности другого человека, вы можете перейти к иной, не менее значимой точке зрения.    Для этого вам достаточно себе представить, что вы смотрите глазами другого человека, воспринимаете мир так, как это делает он. Прислушайтесь к этому новому «себе» и обратите внимание на реакции. Мы связываем эту позицию восприятия с сопереживанием, умением «оказаться в чужой шкуре». Способность переходить ко второй позиции предоставит вам намного больше сведений, чем попытки просто угадать, что чувствует другой человек.    Занять вторую позицию восприятия узловой проблемы в общении или во взаимоотношениях в целом обычно понуждает конфликт. Когда для вас станет более очевидным то, как видит происходящее другой, что он при этом чувствует, — скорее всего, изменятся ваши собственные ощущения. Такое изменение отношения к собеседнику, как правило, будет способствовать укреплению раппорта, что, в свою очередь, вызовет перемены в поведении соучастника общения. Кроме того, укрепившийся раппорт даст вам возможность более глубоко и всесторонне уяснить точку зрения другого.    «Переключение» позиции восприятия может послужить точкой отсчета удачного общения. При восприятии с позиции другого его поступки, которые прежде казались вам странными или неправильными, могут обрести новый смысл. Вообще говоря, в большинстве случаев каждый из нас убежден, что ведет себя правильно, здраво и нормально, то есть на основе веских причин. Явный, то есть произвольный переход во вторую позицию означает, что вы признаете обоснованность тех точек зрения, которые отличаются от вашей. Кроме того, вашему пониманию начинают открываться истинные цели, стоящие за поступками и словами окружающих (хотя люди далеко не всегда сами понимают эти скрытые побуждения). Знание этих целей может послужить для вас ключом к правильному общению и, следовательно, скорейшему достижению намеченных результатов.    НЛП не приносит «сверхъестественных» способностей, но оно может послужить верным проводником на долгом пути, научить видеть мир так, как видят его другие, независимо от того, согласны вы с ними или нет. Чтобы раскрыть в себе способность занять иную позицию восприятия, требуется активное воображение, развить которое может каждый. Даже малыши пользуются плодородной почвой воображения, умеют сопереживать братьям, сестрам и друзьям. Для большинства из нас способность занимать вторую позицию восприятия означает прежде всего умение отказаться от зашоренного мышления и отвыкнуть от устоявшихся шаблонов. И тогда со временем каждый из нас сможет возродить в себе дремлющую естественную способность к сопереживанию.

      Третья и последующие позиции восприятия

   Переходя к третьей позиции, вы начинаете вести себя как третья сторона, совершенно посторонний человек, а не непосредственный участник общения; вы становитесь в собственном смысле слова независимым, предельно объективным наблюдателем. Вы занимаете отстраненную, научную точку зрения, исполняете роль бесстрастного зрителя. При этом вы отстраняетесь от обстоятельств и ключевых фигур, вы как бы отступаете в тень и просто наблюдаете за происходящим.

   Эта позиция может отражать любую точку зрения, отличающуюся от точек зрения участников общения.

Например, вы можете взглянуть на события с позиции консультанта, или одного из родителей, или случайного свидетеля, или школьного учителя и так далее, переходя на любой уровень отстраненности.

Спросите себя: «Как это выглядело бы с точки зрения того-то и того-то?» Такой подход раскроет перед вами поистине бесконечное число точек зрения.

Перейти в форум

Источник: http://psychologiya.ucoz.ru/publ/4-1-0-172

Сила 4-й позиции восприятия

Первое, что хотелось бы обозначить в этой теме, это то, что любая коммуникация (если вы преследуете в ней какие-либо цели), это манипуляция.

Ведь согласитесь, что если вы вступаете в коммуникацию, имея какие-то цели, вы так или иначе что-то делаете, чтобы этих целей достичь. И хотите вы того или нет, вы влияете на своего собеседника. А он на вас.

И вы не можете не влиять друг на друга, если вы вообще сообщаете друг другу какую-либо информацию, и уж тем более, если вы просите или предлагаете ему что-то сделать или что-то принять.

Любая продажа — это манипуляция. Соблазнение — манипуляция. Рассказ о том, как вам плохо — тоже манипуляция, с неявно выраженной целью, чтобы вам посочувствовали.

Даже слово «Спасибо», это тоже манипуляция, потому что если оно сказано от души, оно обязательно вызовет в человеке позитивные эмоции, которые свяжуться в сознании человека с вами, и оставят о вас впечатление, как о благодарном и приятном человеке. Согласитесь, это вам выгодно? 🙂

Поэтому если говорить об этичности манипуляции, нужно говорить об этичности целей, стоящих за манипуляцией. Впрочем, об этом мы уже говорили в статье «НЛП и манипуляция».

Теперь, когда над некоторыми «и» точки расставлены, мы можем перейт к разговору о позициях восприятия.

Классические три позиции восприятияО первой и второй позиции восприятия мы с вами уже говорили неоднократно («Манипуляция личностью с помощью сдвига позиций восприятия» и «Программирование успешного поведения»).

Если коротко, то первая позиция, это ваша личная точка зрения, представляющая ваши интересы, ценности и цели; она, как правило, в речи соответствует местоимению «Я». Вторая позиция восприятия, это точка зрения вашего собеседника, это его интересы, ценности и цели; ее проявление в речи мы можем услышать в рамках местоимения «ты».

Навык нахождения в этих позициях дает объемное видение обсуждаемого вопроса и позволяет заметить ключевые выгоды всех сторон в обсуждаемом вопросе. Так, например, переход во вторую позицию с клиентом позволяет продавцу заметить, чем мотивируется этот клиент и что ему нужно, что бы сделать покупку.

Вторая позиция с начальником позволяет увидеть, что он ценит в подчиненных, и что ему важно, а что нет в данной работе.

Как это можно использовать, думаю, понятно 🙂 Ну а навык перехода во вторую позицию с объектом соблазнения дает вам всю информацию, которая вам нужна для его быстрого соблазнения 🙂 Подробнее о том, как осуществляется переход во вторую позицию восприятия в статье «Программирование успешного поведения»

Третья позиция восприятия еще интереснее. Это точка зрения, независимая от первых двух, из которой вы наблюдаете за самим взаимодействием двух замечательных людей — вас и вашего собеседника.

Третья позиция совершенно беспристрастна (как только появилось пристрастие — вы уже либо в первой, либо во второй позиции), и позволяет объективно оценить саму коммуникацию — куда она катиться, проще говоря :).

Отсюда вы видите в чем 1-я и 2-я позиции совпадают по интересам, а в чем еще нет, и это ценнейшая информация! Чем? Тем, что как только вы откорректируете свою первую позицию так, чтобы ее интересы совпали с интересами второй, вам останется только щелкнуть пальцами и получить желаемый результат!

Легко сказать «откорректируете»! Как? Ущемить свои интересы ради чужих? Ну уж нет!!!
Знакомо? Обычно на этом моменте и рушиться вся коммуникация, и спасти ее может только чудо. Или четвертая позиция восприятия.

Четвертая позиция восприятия

О четвертой позиции восприятия упоминают редко. Почему-то так повелось. Хотя используют ее практически всегда, когда работают с первыми тремя и достигают успеха в коммуникации. Что же это за позиция восприятия?

Четвертая позиция восприятия включает в себя все три предыдущие, а в речи выражается местоимением «мы». Это позиция всей системы большего масштаба, в которую включены эти люди (команды, фирмы, общества и т.д.).

Самое интересное, что формально команды может и не быть. Однако, всегда есть нечто, что может объединить любых людей в команду, действующую в одном направлении. Это и есть главный секрет четвертой позиции восприятия, в котором и заключается ее могущество. В чем он ?

Вы будете удивлены, насколько все просто. Секрет силы четвертой позиции восприятия заключается в единой цели. Общей глобальной цели всех людей, кто объединен команду «Мы». 

Причем, напрямую, общая цель команды может и не являться частными интересами объединенных в нее людей. Но, тем не менее, она будет для них актуальна, если через реализацию этой общей цели каждый видит путь удовлетворения своего частного интереса.

Например, освоение нового рынка компанией не так важно отдельному продавцу этой компании, как ее директору. Но вытекающее из этого увеличение объемов продаж, и, как следствие, увеличение зарплаты продавцов, будет мотивировать их на достижении этой цели компании. И главное для директора — это суметь донести это до продавцов.

Еще один пример. Повышение общего уровня интеллектуального развития всего человечества для каждого из нас может казаться не таким важным, как, например, повышение нашего личного уровня развития. В какой-то мере, это может казаться даже не выгодным нам, как появление лишней конкуренции.

Однако, если задуматься о том, сколько всего интересного мы можем узнать от других людей, когда их уровень развития станет выше… И сколько всего уникального могут создать эти люди, чем мы все потом сможем пользоваться (например, интернет)…

Начинаешь понимать, что чем больше будет уровень развития других людей, тем лучше будет нам всем.

Таким образом, четвертая позиция восприятия позволяет системно рассмотреть интересы всех членов команды «Мы» сквозь общий камандный интерес. А если мы можем эти выгоды увидеть, значит мы можем их и создать.

Позиция «Мы» — это особенность лидерского мышления. Только тот может увлечь людей за собой и получить их искреннюю веру в свою идею, кто способен мыслить в рамках коллективных интересов. А тот, кто может еще и показать другим людям, как в коллективных интересах реализуются их частные интересы, способен воодушевить массы на воплощение любой своей идеи.

Именно это качество во все времена было свойственно самым успешным общественным лидерам: руководителям крупнейших корпораций, популярнейшим политикам, и любимым народом ораторам. И так же стоит отметить, что навык мышления в рамках позиции «Мы» даже на начальном уровне делает из человека первоклассного манипулятора.

Источник: http://www.inomir.ru/psyhology/nlp/910.html

Что такое любовь? Точка зрения психолога

Практикующий психолог, консультативный член Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги Елена Фомина рассказала о том, что в психологии нет (и вряд ли будет) единого определения любви. Но при этом основу любовных взаимоотношений мужчины и женщины и первоисточник проблем в них психологи все-таки выявили – это корысть и выдвижение условий. И что делать?

«Часто проблемы возникают потому, что каждый трактует слово «любовь» по-своему»

— Что такое, с точки зрения психологии, любовь?

Читайте также:  Типология по аристотелевским категориям - психология

— В психологии нет единого, общепризнанного определения любви. Я думаю, что и не появится. В то время как существует огромное количество ее определений и ни одно нельзя опровергнуть. А все это потому, что любовь-понятие очень обширное, всеобъемлющее.

Здесь и любовь к Родине, к ребенку, к маме и папе, любовь к животным, любовь к мужчине и любовь к сладкому. Очень много разновидностей любви.

Если взять любовь между мужчиной и женщиной, то и здесь нельзя конкретно сказать, что есть любовь, а что любовью не является.

Часто в парах проблемы возникают именно потому, что каждый из партнёров трактует слово «любовь» по-своему. Для одного любить, значить дарить подарки, для другого — сочувствовать и сопереживать. И здесь могут возникнуть взаимные обвинения: «Да ты меня совсем не любишь!». Один хочет сказать этим, что ты совсем не даришь мне подарков, а другой, что ты не вникаешь в суть моих переживаний.

Один должен начать дарить подарки, другой-внимать словам партнера, когда тот говорит о своих переживаниях.

Корысть как отличительная особенность любви между мужчиной и женщиной

— Чем принципиально отличается любовь мужчины к женщине от любви матери к ребенку и других видов привязанностей? Тем, что примешивается сексуальная составляющая?

— Не всегда сексуальная составляющая является отличием между разными видами любви. Например, у мужчины и женщины любовь может быть и без секса.

Партнёра же, которого мы будем любить, мы выбираем. И, как правило, он соответствует каким-то параметрам, которые Вы задаете: внешность, характер, чувство юмора, положение в обществе и так далее. То есть перечень условий, почему мы любим.

Бывает и так, что человек полюбил того, кто не соответствует параметрам. Например женщина полюбила мужчину, бедного художника, не красив, выпивает, и социум ее выбор осуждает.

И страдает она от своей несчастной любви! Почему это могло произойти? Потому, что изначально, те условия, которые она выдвинула, были вовсе не ее, а условиями, которые поддерживаются обществом, а для нее на самом деле важно, чтобы мужчина был творческим, легким, загадочным, романтичным.

Выходом из этой ситуации, будет принятие своих истинных ценностей и «требований» к партнёру, и переоценка важности мнения общества.

«Выдуманная» любовь и пустота

— Психологи работают только с «отклонениями» и проблемами в сфере любви? Часто ли Вы в своей практике сталкиваетесь с реальными и надуманными проблемами? Есть какая-то рабочая схема, по которой Вы определяется степень проблемы или ее отсутствия?

— Любая психологическая проблема субъективна. И она реальна для человека, пока он чувствует внутреннее напряжение и эмоциональный дискомфорт. Проблема эта будет существовать не зависимо от оценки ее тяжести со стороны окружающих людей.

Если человек пришел к психологу и говорит, что у него проблема-то у него действительно есть проблема, и психолог никогда не будет оценивать степень ее серьезности и надуманности. Задача психолога — помочь клиенту выяснить, что является истинной причиной внутреннего напряжения и гармонизировать внутреннее состояние.

— А часто ли человек от своей внутренней пустоты наполняет себя «любовью»?

— Да, психолог с этим сталкивается достаточно часто.

Если отношения между людьми возникают на фоне внутренней пустоты, то такие отношения можно назвать зависимостью. От человека, который свою внутреннюю пустоту наполнил «любовью» можно услышать такие слова: «Я без тебя жить не могу», «Если ты уйдешь — то я умру» и так далее.

Такую ответственность выдержит не каждый. В таких отношениях нет свободы, нет выбора. И поэтому часто, у «зависимых» людей не складывается личная жизнь, и они бывают одиноки.

Для того чтобы исправить ситуацию, человеку следует научиться принимать за себя ответственность, испытывать полноту жизни без участия партнера, занимать «взрослую» позицию.

— Что, например, сам человек воспринимает как проблему? Любовь к женатому мужчине или замужней даме? Безответную любовь или любовь к ловеласу?

— Все зависит от каждого конкретного человека! Для одной женщины отношения с женатым мужчиной будут проблемой, а для другой нет.

Более того, в одной и той же ситуации, например, с тем же женатым мужчиной, разные женщины могут найти разные проблемы: для одной актуальна будет проблема угрызения совести, сопровождающаяся чувством вины, для второй — чувство ревности к жене и детям.

Поэтому задача психолога в первую очередь выяснить, что именно человек считает проблемой, и что бы он хотел получить, после работы с психологом.

«Иногда решение лежит на поверхности»

— Есть ли у Вас какая-то техника, к которой Вы обращаетесь при возникновении подобных «проблем»? Допустим, к Вам пришла молодая девушка, полюбившая мужчину, который старше ее на 20 лет и который вообще не зарабатывает денег? Что происходит сначала: ищете первоисточник – корень всех противоречий?

— В арсенале профессионального психолога есть множество различных техник. Но есть, конечно, те, которые используются чаще, те техники, которые, по мнению психолога, являются наиболее действенными.

Одной из действенных техник, которая используется чаще всего среди психологов, является техника активного слушания. Эта техника направлена на то, чтобы создать доверительное, безопасное пространство, чтобы человек мог максимально раскрыться и рассказывать о своей ситуации, о своей проблеме.

Также, эта техника уместна будет и в случае с девушкой, которая полюбила мужчину на 20 лет старше и который вообще не зарабатывает денег. Она поможет выяснить, что именно сама девушка здесь выделяет как проблему? Возраст? Финансовое положение? Или то и другое? Возможно, что уже в начале диалога девушка найдет ответ на свой вопрос.

Искать первоисточник нужно не всегда, иногда решение лежит на поверхности, достаточно просто побеседовать с психологом.

«Чувства — это стихия, никакому прогнозу не подвластны»

— А как Вы работаете с женщинами, которые страдают от мужских измен (опишите, пожалуйста, пошаговую технику, если она есть)? И можно ли решить проблему, работаю только «с одной стороны»?

— Общение с клиентом — это всегда живой процесс, индивидуальный, иногда непредсказуемый. Это общение не на уровне логики, когда можно сказать «Делай раз, делай два и у тебя все получиться», это общение на уровне эмоций, чувств. А здесь никакие инструкции не работают.

В каждой консультации присутствует творчество еще и потому, что не бывает одинаковых проблем, бывают похожие ситуации, но проблемы всегда разные, поскольку люди тоже все разные. Поэтому и не существует стопроцентно эффективной техники для всех.

Сами техники, конечно, есть, но какую и когда применить определяется индивидуально.

Почему это происходит? Если обобщить, то измена чаще всего интерпретируется как нарушение «договора» о вечной любви между партнерами. Если оценить этот «договор» с точки зрения логики, то такой договор не имеет силы, поскольку, как можно на уровне чувств что-то обещать, предсказывать. Чувства — это стихия, никакому прогнозу не подвластны.

И потом, исходя из позиции «взрослого» решала ситуацию, в зависимости от того, что женщина хочет.

«Научиться быть счастливым без каких-либо условий»

— Почему все люди так много думают о любви? А если ее нет, то считают себя несчастными? Разве жизнь сама по себе не прекрасна, без этого чувства?

— Стать счастливым человеком может каждый и прямо сейчас. Сию минуту. Сделать это очень просто. Человек может стать счастливым, если откажется от условий. От условий, которые он выдвигает миру и тем самым, отдаляет себя от заветного и неуловимого счастья.

Эти условия обычно звучат так: «чтобы быть счастливым, мне нужна машина!», «чтобы быть счастливым, мне нужна новая квартира», «чтобы быть счастливым, мне нужна любовь» и так далее.

Ко мне на консультацию, часто приходят люди, которым не хватает любви. В этом случае, первым делом, моя работа направлена на то, чтобы помочь человеку научиться любить самому: себя, окружающих, и свою жизнь.

Источник: https://family365.ru/posts/1000.html

Позиции восприятия

Позиции восприятия

Когда мы нравимся другим людям, они прощают нам ошибки и делают жизнь приятнее, позитивнее и легче. Поэтому мы хотим нравиться и прикладываем усилия для завоевания чужих симпатий.

Секрет успеха состоит в искренности: если вы научитесь ее имитировать, для вас не будет ничего невозможного. Шучу. Но с другой стороны, если можно имитировать оргазм, то уж с искренностью как-нибудь справимся.

Кроме калибровки, успешному переговорщику нужно разобраться еще в одной НЛПерской модели. Восприятия мы уже касались. Изучили его каналы. А теперь остановимся на позициях.

Техника НЛП трехпозиционного восприятия позволяет не только увидеть причины конфликтов, которые могут возникать в ходе общения, но и разрешать конфликты в ходе общения.

Использование этой техники – неотъемлемая норма делового общения.

Позиции восприятия представляют собой основные точки зрения, которых вы придерживаетесь в отношениях с другим человеком.

ассоциирована с вашими точками зрения, убеждениями и предположениями. Вы смотрите на окружающий мир своими глазами. Люди, находящиеся в первой позиции, говорят о себе в первом лице: «Я вижу», «Я чувствую», «Я хочу», «Я знаю» и т. д.

Вам доступны собственные чувства и ощущения. Вас трудно сбить с мысли и намеченного вектора движения. Перед вами маячат цели. И ради их достижения вы готовы идти по головам. У вас нет ни друзей, ни врагов. Есть только интересы.

Ваше мнение и… неправильное.

ассоциирована с точкой зрения другого человека, его убеждениями, предположениями. Это взгляд на мир его или ее глазами. Люди, находящиеся во второй позиции, говорят о себе: «Ты есть», «Ты смотришь» и т. д. Взгляд на себя глазами вашего собеседника. Вы словно становитесь им. В раппорте это легко достижимо.

Эта позиция должна быть также ассоциированной, чтобы вы понимали чувства собеседника. Но, оставаясь лишь в этой позиции, зацикливаясь на интересах других, вы становитесь жертвой, перестаете отстаивать свои права, оправдывая работодателя, который понижает вам зарплату и заставляет работать сверхурочно.

А где же ваша самость?

Взгляд со стороны на отношения между вами и другим человеком с убеждениями и предположениями 1-й и 2-й позиций. Говорите в 3-м лице о себе в 1-й позиции и другом человеке (2-я позиция) «Он есть…», «Она говорит», «Они есть» и т. д.

Вам легко удается посмотреть на ситуацию со стороны, как будто вы совершенно посторонний человек, случайный и беспристрастный свидетель. Диссоциированно, без эмоций.

Вы все видите и все слышите, но чувств нет (это похоже на то, что вы просматриваете жизнь (ситуацию) как реалити-шоу по телевизору).

Во время беседы и ведения деловых переговоров важно быть гибким и перемещаться из одной позиции в другую. Из первой отстаивать интересы, из второй идти на компромисс, из третьей анализировать ситуацию. Переговорщику нужно проиграть в воображении возможный диалог, рассмотреть интересы всех, прежде чем осуществить реальное действие.

Очень часто в момент общения люди «застревают» в одной из позиций, что нарушает коммуникацию и ведет к нежелательным эффектам – конфликты, раздражение, недопонимание, уход от целей общения к выяснению отношений.

Как владение трехпозиционного восприятия применимо на практике? К каким результатам приводит?

Да как в анекдоте.

Звонок на фирму, которая занимается ремонтом компьютеров:

– Мой принтер начал плохо печатать!

– Вероятно, его надо просто почистить. Это стоит $ 50. Но для вас будет лучше, если вы прочтете инструкцию и выполните эту работу сами.

Клиент, удивленный такой откровенностью, спрашивает:

– А ваш босс знает, что вы таким образом препятствуете бизнесу?

– На самом деле это его идея. Мы получаем куда больше прибыли, когда позволяем нашим клиентам сначала самим попытаться что-то отремонтировать.

Источник: https://psibook.com/nlp/08/101.html

Ссылка на основную публикацию