Кеттел, рэймонд бернард — психология

Структурная теория черт личности Кеттела

Рэймонд Бернард Кеттел (Raymond Bernard Cattell) — британо-американский доктор психологии, автор 35 книг и свыше 400 статей, посвященных психологии человека.

Теория черт является уникальной теорией личности, так как позволяет анализировать объективные поведенческие характеристики при помощи сложного статистического анализа. В своей теории Кеттел описывает черты личности, выявленные с помощью факторного анализа.

Данные для анализа были взяты из трех источников:

  • L- данные – результаты наблюдения поведения в конкретных жизненных ситуациях, также оценки поведения человека хорошо знающими его людьми;
  • Q- данные – данные самооценки, полученные при заполнении анкет;
  • ОТ- данные – данные, полученные во время наблюдения за человеком в специально смоделированной тестовой ситуации.

Личностьэто то, что позволяет предсказать нам поведение человека в определенной ситуации. Кеттел считал, что ядро личности составляют определенные черты, и главные отличия людей заключены в комбинациях основных черт.Черта личностиэто относительно постоянная тенденция реагировать в разное время и в разных ситуациях определенным образом. Это своеобразные психические структуры, обнаруживаемые только в поведении.

Наиболее устойчивые и предсказуемые черты имеют большее значение при анализе поведения и описания психологических характеристик. Одна черта значимее другой в том случае, если она проявляется в большем количестве образцов поведенческих проявлений.

В этой связи, все черты были ранжированы по степени влияния на поведение, получилось, что черта A в списке из 16 черт оказывает большее влияние на поведение, чем черты B и C.

Черта B значимее черты C, но оказывает меньшее влияние на поведение, чем черта C, и так по всему списку из 16 черт.

В теории все черты разделены автором на поверхностные и исходные.

  • Поверхностные черты (Surface trait) – это совокупность характеристик поведения, которые можно наблюдать в связке друг с другом. Например, нерешительность, суетность, беспокойство и тревожность – часто сопровождают друг друга и являются поверхностной чертой невротизма. Поверхностные черты управляются исходными чертами и имеют меньшее значение при анализе поведения человека.
  • Исходные черты (Source trait) – это базисные структуры, составляющие блоки целой личности. Значимость исходных черт подчеркивается их постоянством и закономерностями проявления в поведении. Исходные черты закреплены в более глубоких слоях личности и отвечают за типичные формы поведения на продолжительном временном отрезке.

Кеттел выделил 16 исходных черт и обозначил их как основополагающие личностные факторы. Именно они легли в основу опросника «Шестнадцать личностных факторов» (Sixteen Personality Factor Questionnaire, 16PF).

Источник: http://psy-diagnoz.com/theories/175-trait-theory.html

Кеттел, Реймонд Бернард

Родился в 20 марта 1905 года в Стаффордшире, Англия. В своей автобиографии он вспоминает, что его детские годы были счастливыми и наполненными такими занятиями, как хождение под парусами, исследование пещер и плавание [Cattell, 1974].

Однако относительное спокойствие его детства было прервано, когда Англия вступила в первую мировую воину. Военный госпиталь находился по соседству с их домом, и девятилетний Кеттелл видел сотни раненых солдат, возвращающихся из Франции.

Позднее он осознал, какой отпечаток оставили на его собственной жизни эти переживание детских лет: «Постоянно и беззвучно в мою жизнь входило неизменное чувство серьезности, основанное на ощущении, что вряд ли позволительно быть менее самоотверженным, чем эти раненые солдаты, и нового чувства для мальчишки быстротечности человеческой жизни и необходимости совершенствования ее мере возможности» [Cattell, 1974, р. 63].

В 16 лет Кеттелл поступил в Королевский колледж Лондонского университета, где обучался главным образом физике и химии. За несколько месяцев до окончания и получения диплома с отличием он обнаружил, что профессиональная подготовка по физическим наукам не отвечает его возросшему интересу к социальным проблемам.

Игнорируя советы друзей и одноклассников, Кеттелл решает посвятить свой диплом, да и карьеру, психологии. В 1929 году он получает звание доктора философии в Лондонском университете.

Будучи студентом-дипломником, он работал в качестве научного ассистента у Чарльза Спирмена, знаменитого британского психолога, разработавшего метод факторного анализа.

После получения докторского звания в области психологии в течение 5 лет (1932-1937) Кеттелл работал директором психологической клиники в Англии, после чего уехал в Нью-Йорк, где провел год, работая адъюнкт-профессором вместе с человеком большой эрудиции, теоретиком Колумбийского университета Э.Л.Торндайком. С этого времени он остается в Соединенных Штатах.

В 1938 году о поступает работать на факультет Университета Кларка, где в то время профессором психологии работал Г. Стэнли Холл, а затем в 1941 году занимает должность лектора психологии в Гарварде. В 1945 году Кеттелл перешел в Университет Иллинойса, где и оставался в течение почти 30 лет в должности директора лаборатории личности и группового анализа.

В 1973 году Кеттелл оставил свою должность в Университете Иллинойса и переехал в Боулдер, штат Колорадо, где основал Институт по исследованию основ морали и самореализации. С 1977 года он становится консультирующим профессором при Гавайском университете, а также почетным профессором в Иллинойсе.

Он все еще активно участвует в исследовательской работе и пишет научные труды.

Будучи одним из наиболее плодовитых теоретиков в области изучения личности. Кеттелл опубликовал за свою карьеру около 35 книг и 400 исследовательских статей.

Наиболее достойны внимания следующие его книги: «Описание и измерение личности» (1946); «Личность: системное теоретическое и фактическое исследование» (1950); «Научный анализ личности» (1965); «Наследование личности и способностей» (1982) и «Бейондизм: религия от науки» (1987).

В возрасте 92 лет Рэймонд Б. Кеттелл умер 2 февраля 1998 года по естественным причинам в своем доме в Гонолулу.

Источник: http://1-source.ru/persona/ramond-cattell.html

Кэ́ттелл Рэ́ймонд Бе́рнард

Жизнь Раймонда Кэттелла была посвящена созданию полной карты возможных свойств человеческой личности.

Он впервые определил исчерпывающий список нормальных и аномальных темпераментных или структурных черт, а затем занялся измерением динамики личности, что позволило ему обнаружить при этом черты, названные мотивационными.

Кэттел был убежден, что, зная структуру и динамику личности, можно успешно предсказывать поведение конкретного человека.

Раймонд Бернард Кэттелл родился 20 марта 1905 года в Стаффордшире, в добропорядочной викторианской семье. Он был средним из троих сыновей. Отец сосредоточил свое внимание на старшем ребенке, а мать всегда защищала его. Будучи достаточно свободным ребенком, юный Раймонд любил бродить по берегу моря или исследовать побережье на лодке, которой он умел управлять с раннего детства.

Годы Первой мировой войны Кэттелл запомнил опустошением, которое она принесла, и поездами, которые переполнялись ранеными, истекающими кровью. Спокойное дество навсегда ушло.

В возрасте 16 лет Кэттелл поступает в Королевский Колледж Лондонского университета и через три года оканчивает его с отличными оценками. В колледжде Кэттел специализировался по химии и физике, но его интересы затрагивали куда больше, включая социальные проблемы.

Читайте также:  Черты личности лидера: примерьте на себя! - психология

К моменту получения степени бакалавра он осознал, что готов посвятить себя психологии. И, вопреки советам, продолжает обучение выбранной области. В 1929 году Лондонский университет присваивает ему степень доктора философии, а позже — доктора естественных наук.

Аспирантом Кэттелл работал в лаборатории Чарльза Спирмена, выдающегося британского психолога, занимавшегося в то время монументальным исследованием человеческих способностей.

После защиты диссертации Кэттелл становится лектором в Университетском колледже Юго-Запада, в городе Экзетер. Он работает там вплоть до 1932 года, до переезда в Лейсестер, где при городской психиатрической больнице открывается детская клиника.

Следующие пять лет своей жизни Кэттелл занимает пост директора клиники и занимается административной и клинической работой. Но, тем не менее, проводит ряд исследований по измерению интеллекта, и публикует несколько статей и одну книгу.

В 1937 году Кэттеллу приходит осознание, его научные замыслы могут быть реализованы исключительно в университете.

На тот момент в Англии существовало шесть университетских психологических кафедр. Кэттелл принимает предложение Э. Торндайка и становится его ассистентом в Колумбийском университете. У ученого не было желания покидать Англию и поначалу он не планировал задерживаться в Америке дольше года.

Но, завершив работу в Колумбии, он переходит в университет Кларка в городе Уорчестер, штат Массачусетс, где возглавляет кафедру, позже ставшую известной как «Кафедра Стэнли Холла». Продолжая поиски места, подходящего для проведения психологических исследований, Кэттелл переходит преподавать в Гарвард, где знакомится с Г.

Оллпортом, споры с которым оказали большое значение на формирование новой теории.

В годы Второй мировой войны Кэттелл работает на Министерство обороны США над созданием личностных тестов, которые применяются при отборе офицеров. Там он получает опыт работы в команде, совместно занятой решением проблемы, и осознает преимущества данного подхода, несвойственного большинству университетов.

По завершению войны он находит место, дающее возможность проводить академические исследования именно в том виде, в каком ему хотелось, — место директора Лаборатории личностного и группового анализа в университете штата Иллинойс. На этом посту он проработает следующие 30 лет.

Большинство самых продуктивных лет жизни Кэттелла относятся к этому периоду. В Иллинойсе ему присваивают звание «Выдающийся профессор и ученый». Помимо этого, в 1949 году Кэттелл становится одним из основателей Института тестирования личности и способностей.

Организация занималась распространением и популяризацией в научных и медицинских кругах тех тестов, над которыми работали в стенах Лаборатории личностного и группового анализа.

Но в 1973 году Кэттелл оставляет пост в университете Иллинойса и переезжает в Баулдер, штат Колорадо, где создает Институт исследования морали и приспособления. Спустя некоторое время он переходит преподавать на факультет психологии Гавайского университета.

Кэттелл опубликовал около сорока книг и более четырехсот статей. Среди его трудов наибольшей популярностью пользуются «Описание и измерение личности», «Личность: системное фактическое и теоретическое исследование», «Научный анализ личности», «Наследование личности и способностей». Полнее всего теоретические взгляды Кэттелла изложены в книге «Структура и измерение личности и мотивации».

Работы Кэттелла неоднократно отмечались научной общественностью и он является лауреатом премии Дарвиновского общества, получил премию Веннера Грена и награду Американской психологической ассоциации «За выдающиеся работы в области измерений». Именно он был первым президентом Общества мультивариативной экспериментальной психологии и в знак признания заслуг его избрали действительным членом Британского психологического общества.

Творческий путь Раймонда Кэттелла служит образцом беззаветного служения науке. Еще обучаясь в Лондонском университете, он составляет план будущей работы, формулируя конкретные цели, которых он должен был добиться в ближайшие тридцать лет.

План Кэттелла, созданный за год, а исполненный в течение всей жизни, состоял в необходимости измерения и объективного описания структуры личности.

Для этого было использовано три способа наблюдения: регистрация поведения человека в течение его жизни, данные опросников и объективные тесты.

Кэттелл отвергал клинические методы ранних теорий личности считая их ненаучными и основанными на не подтвержденных спекуляциях. В своем анализе личности он использовал индуктивный метод. Его подход состоял в том, что исследователь, не имея никаких изначальных гипотез, собирает большой массив данных, применяя к ним факторный анализ, затем выдвигает гипотезы, которые подвергаются проверке.

Вклад, сделанный Кэттеллом в психологию за годы научной работы, поистине неоценим.

Сам ученый скромно признавал, что его теория личности до сих пор не избавлена от «белых пятен», и считал, что «их заполнение зависит только от того, насколько психологи практически готовы приступить к решению входящих сюда достаточно сложных вопросов». Но при этом он не сомневался в теории, так как она была построена на крепкой основе исследований.

Источник: http://psycrimea.com/velikie/kettell.html

Книга 100 ВЕЛИКИХ ПСИХОЛОГОВ. Содержание — КЕТТЕЛЛ РЕЙМОНД БЕРНАРД

По образованию У. Кеннон был физиологом, однако его вклад в психологию трудно переоценить. Он разработал теорию саморегуляции организма, этот процесс получил у него название «гомеостаз».

Теория гомеостаза была использована во многих областях психологической науки, социологии и кибернетики. Большинство его теорий непосредственно связаны с психологией.

Так, он предложил альтернативу принятой в то время теории Джемса—Ланге, подвергнув критическому анализу концепцию своего учителя. Впоследствии она была названа теорией Кеннона—Барда.

Реймонд Кеттелл родился в 1905 г в Англии, в Стаффордшире Там же он получил начальное образование. В 1924 г. Р.

Кеттел получает степень бакалавра по специальности «химия» в Лондонском университете После окончания он работает в г. Экзетере в университетском колледже Юго-Запада лектором. В 1929 г.

Кеттелл защищает докторскую диссертацию, но уже по психологии, написанную под руководством выдающегося английского психолога Ч. Спирмена.

С 1932 г. Реймонд Кеттелл берется руководить психиатрической клиникой города Лейсестера. В 1937 г. ему присваивают степень доктора наук Лондонского университета, после чего Кеттелл сотрудничает с Э Л.

Торндайком в педагогическом колледже Колумбийского университета Затем он работает профессором психологии в Университете Кларка, а в 1941 г. — лектором в Гарвард-ском университете В 1944 г.

Кеттелл снова меняет место работы и переходит в Иллинойсский университет на пост профессора-исследователя в области психологии. Там он руководит лабораторией по исследованию личности и группового поведения.

В 1940-х гг. Кеттелл публикует множество книг и статей, освещающих психологические исследования различных областей.

Он обсуждает традиционные вопросы экспериментальной психологии, социальной психологии и генетики Однако основные его труды в дальнейшем относятся к области систематического исследования личности человека Можно выделить несколько наиболее значительных работ в этом направлении: «Описание и измерение личности» (1946), «Личность, систематическое, теоретическое и эмпирическое исследование» (1950), «Личностное и мотивационное структурное измерение» (1957) и «Научный анализ личности» (1966).

Читайте также:  Личность с большой буквы - психология

В определении Кеттелла личность представляет собой систему черт, которым он дает собственную классификацию. По его мнению, черта — это некоторая ментальная сущность, отвечающая за согласованность наблюдаемого поведения. Далее он различает исходные и поверхностные черты.

Первые представляют собой реальные внутренние силы личности, лежащие в основе и в дальнейшем определяющие множественные внешние проявления. Поверхностные же черты являются открытыми, видимыми переменными, происходящими на поверхности. Они — всего лишь продукт взаимодействия исходных черт, поэтому не столь значимы.

Исходные черты Кеттелл делит на формируемые средой и конституциональные (наследственные).

С модальной точки зрения ученый различает черты: динамические (приводящие к действию в определенном направлении), черты-способности (определяющие эффективность достижения цели) и темпераментальные (связанные с внутренними мотивами личностных реакций).

Используя информацию о различных чертах индивидуума, Кеттелл составил очень простое уравнение, характеризующее предположительное поведение человека в конкретной ситуации. Оно имеет вид:

R = slTl + s2T2 + s3T3 +… + snTn,

где Т — определенная черта; s — ее оценка.

Это спецификационное уравнение дает возможность предсказать реакцию индивидуума в будущем на основе характеристик его личности, оцененных в настоящем. Уравнение можно использовать в тестировании.

Особое внимание в своих работах Кеттелл уделяет более подробному рассмотрению динамических черт Он разделяет их на три группы: аттитюды, эрги и чувства.

Аттитюд — это, по определению Кеттелла, видимое внешнее выражение внутренней динамической структуры, из которой также выделяются эрги и чувства. Простыми словами, формула аттитюда выглядит примерно так: интерес определенной интенсивности в каком-то действии относительно определенного объекта.

Эрг можно назвать конституциональной динамической исходной чертой, что-то схожее с инстинктом или врожденной склонностью. В своих исследованиях Кеттелл выявил 10 эргов: голод, секс, стадность, родительская протективность, любопытство, бегство (страх), драчливость, приобретательство, самоутверждение и нарциссическая сексуальность.

Чувство — динамическая черта, формируемая под воздействием окружающей среды. Оно имеет сходство с эргой, но является не врожденным, а приобретенным.

Согласно Кеттеллу чувства имеют тенденцию к организации вокруг значительных объектов культуры, в отношении которых со временем и с приобретением опыта все больше вырабатываются аттитюды.

Исследования Кеттелла выявили чувства, связанные с карьерой, спортом, религией, родителями, любимым человеком, а также с собственным «Я». Интересно, что последнее чувство оказалось одним из самых стабильных в проведенных исследованиях

Взаимосвязь различных уровней динамических черт Кеттелл представил в виде динамической решетки.

Она представляет собой мо-тивационную структуру, в первой части которой отображены эрги (базовые биологические импульсы); в середине — чувства, каждое из которых взаимосвязано с несколькими эргами; в третьей части представлена структура аттитюдов, которые соответствуют линиям определенных действий, относящихся к обозначенным объектам. Каждый аттитюд взаимосвязан с несколькими чувствами, а через них является выражением целого ряда эргов.

Чувству «Я» в исследованиях Кеттелла отведено особенное место. Он считает, что это чувство играет важнейшую роль в активности и развитии личности человека. Оно оказывает влияние на удовлетворенность всех чувств и эргов, поэтому является своего рода «главенствующим» чувством.

Изучение развития личности Р. Кеттелл производил как на уровне описания временных изменений ее структуры, так и на уровне генетики и измерения влияния окружающей среды.

Для оценки влияния наследственности и среды ученый создал метод MAVA (множественный абстрактный анализ вариаций) Исследовались близнецы и сиблинги (братья или сестры), воспитываемые в одной семье.

Этот метод выявил интересную тенденцию со стороны влияний среды противостоять проявлениям генетических различий. Кеттелл отнес это явление к закону биосоциального насилия.

Исследуя явление научения, играющее значительную роль в процессе развития личности, Кеттелл проводит разграничения Он различает классическое, инструментальное и интегральное научения. Классическое обуславливание включает в себя эмоциональные реакции на воздействия окружающей среды. Инструментальное обуславливание играет значительную роль в построении динамической решетки.

Особый интерес представляет одна из его форм, которую Кеттелл назвал «слитным научением». При этом научении определенное поведение (или аттитюд) является путем достижения сразу нескольких целей. Интеграционное научение предполагает стремление индивидуума к максимизации общего долговременного удовлетворения, при этом выражая отдельные эрги и подавляя или вытесняя остальные.

Значительное влияние на формирование личности оказывают множественные социальные институты. Кеттелл придавал большое значение социокультурным детерминантам поведения.

Наибольшее влияние на личность человека оказывает семья, затем также весьма значимыми для индивидуума институтами являются профессия, школа, группа сверстников, религия, политическая партия, а также нация.

Их влияние протекает одним из трех способов:

1) умышленное намерение создать определенный тип личности;

2)  ситуационные или экологические факторы приводят к эффектам, не предусмотренным обществом;

3) индивид может сам определить для себя необходимость дальнейшего изменения личности вследствие важных мотивов.

Весьма важно описать и дифференцировать по определенным параметрам различные социальные группы или институты для дальнейшего исследования как отдельной личности, так и определенной социальной группы, а также взаимоотношений между ними. Кеттелл вывел 28 положений относительно отношений между индивидуальной личностью и так называемой групповой синтальностью.

60

Источник: https://www.booklot.ru/genre/dokumentalnaya-literatura/biografii-i-memuaryi/book/100-velikih-psihologov/content/1684667-kettell-reymond-bernard/

Кеттелл, Рэймонд Бернард

(Cattell, Raymond Bernard)

Родился: 1905, Хилл Топ, Стаффордшир, Англия.

Умер: 1998.

Интересы : клиническая психология, экспериментальная психология, личностная и социальная психология, психология образования, психометрика.

Образование: бакалавр, Лондонский университет, 1924; доктор философии, Лондонский университет, 1929; доктор наук, Лондонский университет, 1939.

Профессиональная деятельность: заслуженный профессор, факультет профессиональной психологии Иллинойского университета; член АРА, стипендия Дарвина, 1935; премия Веннера Грена Ныо-Йоркской Академии наук, 1950; президент Общества мультивариантной экспериментальной психологии, 1961; BPS, почетный член, 1981-; награда АРА по психометрике, 1983; награда Департамента США по вопросам образования «За достигнутые успехи», 1984; редактор-консультант Multivariate Behavioral Research; co-редак-тор Multivariate Experimental Clinical Research; консультанта в различных журналах.

Основные тесты:

«Шестнадцать личностных факторов» опросник (sixteen personality factor questionnaire, 16 PF) 1950.

Культурно-свободный интеллекта тест (Culture-Fair Intelligence Test, CFIT) 1958.

Основные публикации:

1928 The significance of the actual resistance in GSR experiments. British Journalof Psychology, 19,34-48.

1936 Is material intelligence declining? Eugene review, 27,18-203.

1944 An objectivetext of character and temperament. Journal of Social Psychology.19,99-114.

1950 The main personality factors in questionnaire material. Journal of Social Psychology,31, 3-38.

1951 P-technique: A new method for analysing personal motivation. Transactions of the New York Academy of Sciences, 14,29-34.

1952 A confirmation of the ergs and self sentiment patterns among dynamic traits by R technique. British Journal of Psychology, 43,280-294.

I960 The multiple abstract varianceanalysisequations and solutions. Psychological

Review, 67,353-372.

1966 Refinement and test of the theoryof fluidand crystallized intelligence. Journal of Educational Psychology, 57,253-270.

1971 Abilities: Their Structure, Growth and Action. Houghton Mifflin.

Читайте также:  Благородство - психология

1971 Estimating modulationindices and stateliabilities. Multivariate Behavioral Research,6,7-32.

1973 Personality and Mood by Questionnaire. Jossey-Bass.

1979 Personality and Learning Theory, vols 1 and 2. Springer-Verlag.

1979 Ethics and the social sciences — the Beyondist Solution. Management Science Quarterly, 19.298-310.

1982 The Inheritance of Personality and Ability. Academic Press.

1987 Beyondism: Religion from Science. Praeger. 1987 Intelligence: Its Structure, Growth and Action. North Holland.

1990 Advances in Cattellian personality theory. In L. A. Pervin (ed.), Handbook of Personality: Theory and Research. Guilford Press.

1992 Human motivation objectively, experimentally analysed. British Journal of Medical Psychology, 65,237-243.

1994 Finding personality structure when ipsative Measurements are the unavoidable basis of the variables. American Journal of Psychology, 107,261 -274 (with J. Brennan).

Рэймонд Б. Кеттелл был вторым из трех сыновей, его отец и дед владели несколькими заводами. К 19 годам он получил ученую степень по химии. Позднее он познакомился с творчеством сэра Сирила Барта; это повлияло на его решение изучать психологию.

После защиты докторской диссертации он получил место преподавателя в Эксетерском университете и в 1932 стал директором Городской политехнической клиники Лейчестера, Англия. В 1937Э. Л. Торндайк предложил ему место научного сотрудника, а на следующий год Г. С.

Холл — должность профессора в университете Кларка. В 1941 он отправился читать лекции в Гарвардский университет, где познакомился с Оллпортом, Мюрреем и другими. Три года спустя ему предложили место профессора-исследователя в Иллинойском университете.

Позднее он стал профессором в Гавайском университете.

Рэймонд Кетгелл внес фундаментальный вклад в наше понимание теории свойств личности.

Он строит дифференцированную сложную систему описания личности, используя для объяснения поведения лишь диспозициональные переменные, но не функциональные.

Скрытая предпосылка этой формулы состоит в том, что мы не в состоянии дать полное определение личности до тех пор, пока не проясним те общие представления, которые предполагаем использовать в своих исследованиях.

Кеттелл выделяет три метода исследования личности : бивариантный, мультивариантный и клинический.

Кеттелл критикует бивариантный подход за то, что тот не учитывает всю совокупность сложных взаимоотношений между многими факторами, которая и составляет личность.

Он считает клинический подход полезным, так как тот позволяет наблюдать важные моменты поведения по мере их возникновения. Сочетание мультивариантного и клинического подходов позволяет описать и подойти к пониманию сложных моделей поведения.

Для исследования личности Кеттелл разработал четыре экспериментальные методики:

1. Р-метод , сравнивающий количество баллов, полученных человеком в серии измерений в различных ситуациях на протяжении некоторого времени;

2. Q-метод , при котором по результатам большого количества различных измерений сранивают двух людей между собой;

3. R-метод , при котором большое количество людей сравнивают по сумме баллов, набранных ими, или по результатам большого количества специфических измерений;

4. дифференциальный R-метод , при котором измерения повторяют в различных ситуациях, а затем сравнивают различия между ними.

Диспозиции — фундаментальное понятие в теории личности Кеттелла, и он предлагает два подхода к их различению. Первый предполагает в самом общем виде в качестве причин наблюдаемой модальности рассматривать три вида диспозиций: когнитивные (способности); темперамент; динамические, т. е.

мотивационные, диспозиции, которые выходят на передний план в зависимости от побудительных характеристик актуальной ситуации. А второй — различия между поверхностными и исходными чертами. Способности включают в себя разнообразные навыки, в том числе и интеллект.

Признаки темперамента относятся к эмоциональной жизни человека, а динамические — к мотивационной. Внешние признаки имеют отношение к таким моментам поведения, которые на поверхностном уровне изменяются сопряженно, но не обязательно имеют общую причину.

Глубинные касаются тех моментов поведения, которые изменяются сопряженно и формируют единый, независимый тип личности, Поверхностные черты представляют собой совокупность поведенческих характеристик, которые при наблюдении выступают в «неразрывном» единстве, но не обязательно имеют общую причину.

Исходные черты напротив, определяют то постоянство, которое наблюдается в поведении человека, и формируют единый независимый тип личности. Поверхностные черты можно идентифицировать при клиническом исследовании или опрашивая людей по поводу того, какие характеристики, по их мнению, сочетаются.

Исходные можно выявить только используя мультивариантные статистические методы. Для решения вопросов, связанных со структурой личности, Кеттелл (совместно с К. Е. Спирманом) применил факторный анализ и использовал данные, полученные с помощью трех методов: оценочного, анкетирования и объективного измерения поведения.

В результате этой работы была создана серия опросников 16РF(16РF, Н8РО, СРО, Е8ХО) и личностных блоков ОА (Objective Analytic). В целом, в области психологической диагностики наиболее важным его вкладом явились таксономические методы факторного анализа, методики диагностики черт личности и мотивации, разработка тестов интеллекта.

В пользу своего структурного понимания личности Кеттелл приводил ряд доказательств, полученных из различных источников: факторный анализ различных данных, повторяемость в культурах, их сходные проявления в различных возрастных группах, предсказывание поведения и доказательства того, что многие особенности генетически обусловлены. Для того чтобы выяснить роль наследственности и факторов окружающей среды для структуры личности, Кеттелл разработал многофакторный анализ абстрактных отклонений от нормы (MAVA, 1960), который знаменовал значительный шаг вперед по сравнению с традиционными методами того времени.

В 60-е он начал серию исследований природы и структуры способностей . Согласно взглядам Кэттела, способности имеют иерархическую организацию.

На вершине иерархической пирамиды находится G — общие способности; ниже последовательно располагаются уровни все более узких способностей; в основании пирамиды располагаются специфические способности Спирмана.

На основании эмпирических данных Кеттелл утверждал, что существует двадцать видов первичных способностей и шесть видов вторичных. В дополнение к вышесказанному, Кеттелл ввел различие «жидких» и «кристаллических» способностей.

Жидкие способности отражают способность индивидуума решать новые проблемы, тогда как кристаллический интеллект отвечает за процесс приобретения и использования культурно значимых знаний. Наряду с Дж. Л. Горном (1966), Кеттелл утверждал, что кристаллические способности возрастают в течение всей жизни, тогда как жидкие способности достигают максимального уровня в детстве и юности, ослабевая к старости.

Несмотря на то, что экспериментальные и теоретические разработки Кеттелла были восприняты с большим энтузиазмом, применяемые им методы (факторный анализ и сложные математические модели) оказались слишком трудны для широкого использования практикующими психологами.

В более поздних работах Кеттелл стал применять динамическое исчисление (систему математических формул для оценки мотивационных факторов поведения) для того, чтобы ввести количественные методы в психоанализ. Их использование позволило психиатрам измерять желание и состояние пациентов (в «эргах») при помощи теста мотивационного анализа.

Это исследование обеспечило определенную статистическую поддержку концепции влечений и структуры эго.

«ШЕСТНАДЦАТЬ ЛИЧНОСТНЫХ ФАКТОРОВ» ОПРОСНИК

(Sixteen Personality Factor Questionnaire, 16PF)

Источник: https://studlib.info/psikhologiya/3854693-kettell-ryeymond-bernard/

Ссылка на основную публикацию