Знакомство с субличностью — психология

Клуб Здорового Сознания

Вам понадобится блокнот и ручка для записей. Постарайтесь найти тихое удобное место, где вас никто не потревожит. Сядьте удобнее. Расслабьтесь. Можете включить негромкую расслабляющую музыку. Вы можете вести записи по ходу упражнения, можете сделать это потом. Делайте паузы там, где это вам необходимо, чтобы получить ответы на задаваемые вопросы.

Представьте, что вы находитесь в лесу. Почувствуйте, что под ногами у вас земля. Посмотрите на деревья. Пройдитесь немного по лесу, осматриваясь вокруг. Вы видите много деревьев и какие-то цветы. Обратите внимание на детали, вы испытываете любопытство, вам очень интересно все окружающее.

Оглянувшись, вы замечаете вдалеке маленькую избушку и идете к ней. Вы слышите, что из нее доносится какой-то шум. Вам становится интересно, что там происходит. Вы подходите ближе и замечаете, что у избушки есть окошко. Вы подходите к окошку и заглядываете внутрь.

Там, внутри, откуда доносится весь этот шум, вы видите множество своих субличностей, и все они очень активны. Внезапно дверь избушки отворяется, и все они высыпают наружу, оставаясь такими же активными. Вы наблюдаете за ними с большим интересом. Вскоре вы замечаете, что одна из субличностей очень заинтересовалась вами и подходит к вам.

Вы внимательно смотрите, на что она похожа. Она не обязательно должна быть похожа на человека. Это может быть животное или что-то вообще не похожее ни на что. Вы ее очень интересуете, она очень тянется к вам. Когда вы осознаете, что это какая-то ваша часть, она тоже становится вам интересной, и тогда вы приглашаете ее прогуляться.

Вы идете с ней на опушку леса, где начинается красивый зеленый луг. Вы выходите с ней на луг. Вы отмечаете, как она движется, о чем говорит, о чем спрашивает. Вы начинаете с ней беседу. В этой беседе вы можете задавать ей любые вопросы, а она может спрашивать вас. Это просто возможность узнать друг друга.

Поэтому вы спрашиваете свою субличность: кто ты? Какова твоя роль в моей жизни? Чего ты хочешь? Чего ты от меня ждешь? Чем я могу тебе помочь? Что ты для меня делаешь? Зачем ты это делаешь? Когда ты вошла в мою жизнь? Какие события, какие обстоятельства моей жизни вызвали твое появление? Возможно, ты явилась, чтобы помочь мне? Для чего ты помогаешь мне? И как ты мне помогаешь? Привнесла ли ты что-то в мою жизнь? А когда ты создаешь для меня проблемы? Итак, чего ты хочешь? В чем состоит твоя основная потребность, что тебе действительно нужно? Каково твое сущностное качество?

Сознаете ли вы, как вы относитесь к этой части? Сердитесь ли вы на нее, потому что она вам мешает? Или это очень важная часть, которая помогает вам, делает вас сильнее? Поговорите с ней, расскажите ей о ваших трудностях, связанных с нею, расскажите, как вы к ней относитесь. Спросите ее, не хочет ли она воспользоваться возможностью что-то сказать вам или о чем-то спросить?

А теперь пригласите эту субличность пойти с вами через луг прогуляться. Смотрите, как она на это отреагирует: может быть, она не хочет идти с вами? Или, наоборот, очень хочет?

Вы идете по лугу. Вы ощущаете ветерок, мягко овевающий ваше лицо, слышите звуки, которыми наполнен луг, — жужжание насекомых, пение птиц, и замечаете, что вы идете со своим спутником по тропинке.

По мере того как вы идете все дальше, вы начинаете замечать, что тропа начинает подниматься на холм. Восходя на него, вы замечаете, что холм переходит в высокую гору. Вы ведете свою субличность на очень высокую гору. Гора высока, но идти легко.

Обратите внимание, что вам открывается с этой горы? И вот вы достигаете вершины этой горы. Задержитесь немного и посмотрите с высоты на раскрывающиеся перед вами дали. Когда вы смотрите вниз, какими крохотными кажутся люди, дома, улицы, машины.

Вы со своим спутником стоите на вершине этой горы и просто смотрите на все остальное. Много ли вы можете увидеть с этого места?

Стоя там, на вершине горы, вы начинаете сознавать, что рядом с вами находится какое-то другое, очень мудрое существо. Вы сознаете, что это существо обладает огромным состраданием, и можете почувствовать, как любит вас это существо.

Это существо преисполнено света, и вы можете почувствовать это.

Это существо способно говорить с вами, и вам предоставляется возможность задать ему любой интересующий вас вопрос о субличности, которая пришла с вами: и о том, каково ее назначение в вашей жизни, и как развивать ваши с ней отношения.

Ибо вы знаете, что это очень мудрое и сострадающее вам существо. Возможно, у этого мудрого существа есть для вас подарок, которым вы сможете воспользоваться в своей жизни, который поможет вам. Задержитесь немного, чтобы почувствовать присутствие этого мудрого существа и указать на него сопровождающей вас субличности.

https://www.youtube.com/watch?v=mLZjDU_5ZpI

А теперь пришло время попрощаться с этим мудрым существом и поблагодарить его за то, что оно вам так сострадает. Мудрое существо говорит вам, что оно всегда в вашем распоряжении, когда бй вы сюда ни пришли. Итак, берите своего спутника и идите вниз.

Осознайте, как чувствует себя теперь ваша субличность и что вы по отношению к ней испытываете. Возвращайтесь на луг, а затем отведите свою субличность назад в лес. Поговорите с ней, если хотите, или, возможно, если захочет она, о том, что произошло на горе.

Скажите ей, что вы будете с ней разговаривать еще много раз и что вы ее не забудете. А затем приведите ее к лесной избушке, попрощайтесь с ней и возвращайтесь на луг.

Теперь медленно обратите внимание на свое тело, сидящее на стуле в этой комнате. Почувствуйте, что ваши ноги стоят на полу, что вы можете пошевелить пальцами ног. Откройте глаза, посмотрите вокруг.

Сделайте краткие заметки о своих переживаниях во время упражнения. Если вам не удалось выполнить его полностью, напишите об этом и попробуйте проанализировать, что помешало вам пройти по предложенному пути. Если вы затрудняетесь это сделать, напишите, почему вам это трудно. Первоочередное внимание следует обратить на следующие три вопроса:

  • Чего хочет ваша субличность?
  • Что ей нужно?
  • Каково ее сущностное качество?

Возможно, обнаруженная субличность или какие-то из ее качеств не понравились вам. Это одна из общераспространенных реакций — усматривать в себе наличие каких-то отрицательных черт.

Один из основных постулатов психосинтеза: у каждой, даже самой трудной субличности имеется здоровое ядро — ее сущностное качество.

Сам синтез состоит в том, что, выявив сущностное качество, сущностную энергию субличности, мы можем начать интегрировать ее в свою жизнь, т. е. воссоединять, объединять ее с другими нашими частями.

Один из важных моментов в работе с субличностями состоит в признании того факта, что каждая из наших субличностей — в том числе страдающая, испытывающая боль — это наша часть и, как таковая, по-настоящему в нас нуждается.

В практике психосинтеза никакие переживания не подавляются, а наоборот, им пытаются дать выход, «вызвать» их из глубин психики, а затем направить их энергию на самопреобразование и самоизменение. Очень важно выяснить, чего хочет страдающая субличность.

Она не имеет того, что хочет, и это служит причиной страдания.

Сам факт некритического осознания беспокоящей нас части, сам факт осознания без осуждения резко понижает уровень оборонительной активности сознаваемой части. Принимая ее такой, какая она есть, мы создаем условия, в которых эта часть ощущает себя в большей безопасности.

Исчезает сама почва для конфликтов. Вместо того чтобы говорить «Ты мне не нравишься», мы говорим «Привет». Это дает возможность подойти к процессу трансформации и интеграции. Вообще интеграция — это естественный процесс, который идет в человеке постоянно.

В течение всей нашей жизни мы совершенно естественно интегрируем различные наши конфликтующие части.

Но когда какая-то наша часть по той или иной причине (например, в результате подавления) останавливается в своем росте, она как бы отпадает от целого и утрачивает способность к естественной интеграции. Тогда необходима работа по восстановлению утраченной целостности.

Источник: https://psy-space.ru/?page=znakomstvo-s-sublichnostyu

Психология субличностей

Дипломная программа профессиональной переподготовки

Психология субличностей:консультирование, психотерапия, коучинг.

Профессиональная переподготовка к высшему (второе высшее образование)

по специальности «Практическая психология» для тех, кто имеет высшее или неполное высшее образование.

Психология субличностей, это одно из самых современных направлений практической психологии, которая появилась в конце прошлого века.

Во время программы мы познакомимся с системами, методами и техниками, которые напрямую выделяют из психики клиента ту часть личности, которая берет на себя ответственность за проблему клиента.

   Такая часть называется по-разному: роль, другое Я, субличность, Эго-состояние и т.д.

Выделение (диссоциация) возможно, когда клиент на время тотально «превращается» в такую часть и на время разотождествляется со своим привычным Я, в котором он обычно пребывает.

Обычно для этого применяли гипноз, но сейчас существуют более простые методы и алгоритмы, которые доступны без специальной подготовки.

Психология субличностейуспешно используетсяв консультациях, в тренингах, в коучинге, в психотерапии и обладает универсальными приемами, решая практически любые сложности в бизнесе, во взаимоотношениях и в себе самом.

Длительность обучения: 17 месяцев, в объеме 650 часов.
Документы об окончании:
Диплом о профессиональной переподготовке к высшему, установленного образца
Форма обучения состоит из: Практической, теоретической и самостоятельной части.

Оплата складывается из: • Теоретической части — 26000 рублей

• Практической части – 18500 рублей за один модуль (Оплата за месяц до занятия)

• За всю практическую часть целиком — 110000 руб., (при единовременной оплате)

•  Оформление документов — 3000 руб., (при получении диплома)

Документы для поступления:
Договор, копия паспорта (включая страницу о прописке), копия диплома о высшем образовании, копия документа о смене фамилии (если фамилия в документе об образовании отличается от паспортных данных), фотография (2 шт. 4х3), квитанция об оплате.

    Учебный план (программа):

  1. Психология личности
  2. История исследования множественной личности
  3. Диссоциативные расстройства и расстройство личностной идентификации
  4. Психология субличностей
  5. Современные направления психотерапии
  6. Психофизиология
  7. Психология конфликта
  8. Основы психологического консультирования
  9. Основы коучинга
  10. Психосоматика
  11. Психология сновидений
  12. Психология творчества
  13. Теория архетипов
  14. Психология жизненных сценариев
  15. Современные методы психокоррекции
  16. Интегративная психология
  17. Трансперсональная психология
  18. Гендерная психология

Теоретическая часть занятий – самостоятельное изучение учебных материалов (тексты, аудио и видео), которые высылаются на эл. почту.

Практическая часть занятий — 8 обучающих модулей, каждый по 4 дня.

Основной упор программы на отработке практических навыков работы с клиентом, то есть как конкретно проводить консультации и психотерапию.

Методы психологии субличностей разнообразны, однако все они сводятся к тому, как сначала найти проблемную, а потом и ресурсную субличности; какими методами их выделить из психики; как договориться с каждой субличностью; как интегрировать полученные результаты в личность клиента.  Каждый студент получает зачетную книжку.

1 модуль. Сознание, Эго-состояния, субличности.

Теория и практика психологии субличностей. Современные направления, использующие диссоциацию в консультировании и психотерапии. История, методы, практика.

2 модуль. Кто и зачем защищает Внутреннего Ребенка.
Детские субличности: множество лиц Внутреннего Ребенка. Взрослые субличности: правила жизни, контроль, ориентация во внутреннем и во внешнем мире. Конфликт между детскими и взрослыми субличностями.

3 модуль. Алгоритмы жизни без конфликтов.
Детско-родительская модель отношений. Субличности, которые формируют внешние роли человека. Внутренние конфликты, организованные субличностями. Конфликты в семье и на работе. Отношения с «невыносимыми» людьми.

4 модуль. Секреты метода на практике.
Диссоциативные расстройства, расстройство личностной идентификации (множественная личность). Консультирование и психотерапия на практике, разнообразие методов. Основы коучинга. 

Читайте также:  Как отучать от конфликтогенов других людей - психология

5 модуль. Cубличности здоровья и болезней.
Заболевания, как конфликт субличностей. Телесно–ориентированные субличности. Психосоматика. Психологическое сопровождение болезни. Субличность Внутреннего Целителя.

6 модуль. Метареальность клиента.

Клиент, как психическая система; метасистемы клиента. Как выстроить терапевтическую метасистему. Примеры терапии, использующей метасистемы клиента: персонажи сна, родовое дерево и предки, прошлые жизни.

7 модуль. Архетипы: за пределами психики.

Теории коллективного бессознательного и архетипы на практике. Боги и богини греческого пантеона. Психология жизненных сценариев. «Аномальные» и «неправильные» сессии с субличностями. Психология творчества.  

8 модуль. Как работать с образами клиента.

Образы и визуализация. Субличности в символдраме. Метафорически-ассоциативные карты и выделение субличностей. Мужские и женские субличности. Интеграция субличностей.

За время обучения проходят восемь супервизий, четыре индивидуальные терапии, участие в группах интервизий, проведение самостоятельных сессий.

По всем пройденным темам сдаются зачеты и экзамены. К 8 модулю необходимо написать дипломную работу.

В конце курса проводится экзамен, включающий защиту дипломной работы, решение теоретических задач и проведение самостоятельной сессии.

Присоединиться возможно с любого модуля и потом «добрать»!

Программа дает новые практические навыки:

  • Психологам, психотерапевтам, коучам, консультантам, тренерам;
  • специалистам, работающим с отдельными людьми или с группами;
  • тем, кому нужно добиться лучшей коммуникации и хорошо понимать людей;
  • тем, кому интересно узнать на практике, что такое сознание человека;
  • начинающим психологам и студентам выпускных курсов психологических факультетов;
  • кого ведет настойчивое желание заглянуть в самую глубину «кроличьей норы».

Программа представляет большой интерес для психологов и студентов выпускных курсов, давая в руки большое количество практических методов и техник для консультирования и психотерапии. Психология субличностей показывает на практике, что память является не просто информацией, а живым пространством.

Все, кто стремится к самопознанию, интересуется новыми и эффективными техниками в психологии и просто хочет изменить жизнь к лучшему, найдут на наших семинарах много полезного и интересного!

Полученные навыки находят применение во всех жизненных сферах и пригодятся любому человеку, независимо от возраста, профессии, социального статуса.

Специалист получает новые инструменты для работы. Начинающий психолог начинает разбираться, как работать и что конкретно делать. Абсолютно все резко улучшают свою коммуникацию и возможности общения.

Источник: http://integratio.ru/professionalnaya-perepodgotovka/psihologiya-sublichnostey/

Курс обучения по психологии субличностей. Модуль 1-й «Тайны сознания и знакомство с субличностями» (Красноярск). Самопознание.ру

Уважаемые друзья и коллеги! Начинается набор на курс обучения по психологии субличностей на 2013–2014 год в Красноярске.

Сертификационная программа по психологии субличностей, метод «Voice Dialogue» (Диалог с голосами).

Добро пожаловать в психологию субличностей, одно из самых интересных и интенсивно развивающихся направлений современной психологии!

Психология субличностей («Psychology of Selves») была разработана в семидесятых годах 20 века психологами из Калифорнии Хэлом и Сидрой Стоун.

Существуют и другие названия этого направления: «Диалог с голосами, отношения и психология субличностей» («Voice Dialogue, Relationship & the Psychology of Selves»), а также «Психология Осознающего Эго» («Psychology of the Aware Ego»).

Чаще всего это направление психологии специалисты называют метод «Voice Dialogue» (метод «Диалог с голосами»).

Метод «Voice Dialogue» основан на идеях К.

Юнга, и так или иначе отражён во всех известных теориях и школах: от трансактного анализа до психодрамы, от школы Гурджиева до семейных расстановок по Хеллингеру, от интегральной йоги Шри Ауробиндо до гештальт-терапии и процессуальной терапии… Любые методы и системы, от древних до современных, всегда имеют в своей основе связь с субличностями. К «Voice Dialogue» относится театр, кино, любые виды искусства, все социальные роли, особенности любого характера и поведения, все виды взаимоотношений и т.д. Даже отношения в мире животных подчиняются законам этой системы!

Специалисты используют метод для подготовки артистов, певцов, музыкантов; для снижения веса или лечения зависимостей, для переговоров и дипломатии, для написания книг или статей, для снятия страхов, и в консультациях по любым сложностям жизни. «Voice Dialogue» используется в самых разных областях: в психотерапии, в консультациях, коучинге, в тренингах, в бизнесе…

«Неспециалисты» (т.е. люди, которых больше интересует свои успехи и свой личный рост) используют — для улучшения своего здоровья, или климата в собственной семье, для карьерного роста или увеличения дохода или на работе, для развития новых способностей или талантов, и т.д. или духовный в трансперсональной психологии, в медитациях, йоге.

За последние годы метод «Voice Dialogue» интенсивно развивается. Совсем недавно появились такие направления, как «Body Voice», «Transpersonal Voice», констелляции субличностей и некоторые другие, что даёт новые инструменты и новые области работы.

Важно отметить, что использование этого метода затрагивает самого специалиста, и приводит к процессу внутренней трансформации не только его клиента, но и его самого!

Организаторами Программы являются Международная Трансперсональная Ассоциация «Целый мир»(Санкт-Петербург, Россия) и Международный Институт Исследования Сознания и Психотерапии (Фрайбург, Германия).

Данная программа является авторской, она основана на многолетнем личном опыте использования «Voice Dialogue».

Программа обучения ориентирована на:

  • Специалистов.
  • Психологов, психотерапевтов и врачей, интересующихся новыми направлениями психологии и психотерапии.
  • Специалистов, работающих с отдельными людьми или с группами, и желающими расширить свой инструментарий.
  • Самую широкую публику.
  • Тех, кто хочет научиться самостоятельно решать свои личные, семейные или рабочие проблемы.
  • А также тех, кого интересует свой личностный и духовный рост, и кого ведёт настойчивое желание заглянуть в самую глубину кроличьей норы.

Структура и особенности курса

Программа курса рассчитана на 12–14 месяцев.

Она включает обязательное посещение занятий с преподавателем (7 модулей), и самостоятельную работу по программе (вместе 500 учебных часов).

Последняя, 8-я встреча, является обязательной только для тех лиц, которые решили получить Сертификат, удостоверяющий, что программа успешно пройдена (эта встреча не нужна тем лицам, которые проходят программу «только для себя» и не претендуют на получение документов).

Особенности курса:

  • Каждый участник получает зачётную книжку, в которой фиксирует этапы своего обучения. В конце программы зачётные книжки сдаются в обмен на сертификат.
  • На каждом модуле разбирается теория психологии субличностей в применении к консультированию, проводятся практические упражнения, коллективное обсуждение, демонстрация возможностей метода и супервизия. Каждый модуль раскрывает совершенно новые возможности применения психологии субличностей в практической деятельности.
  • Программа построена «от простого к сложному», т.е. лучше всего изучать психологию субличностей последовательно от первого до последнего модуля.
  • Однако, если участник начинает своё участие не с первого модуля, ему необходимо пройти короткое введение в метод (около 4-х часов) в день перед занятием. Это необходимо, чтобы лучше понимать данный метод и иметь лучшую адаптацию во время занятия. Этот вопрос нужно согласовывать заранее с организаторами.
  • Каждый модуль обучения имеет длительность 4 дня, с 11:00 до 19:00. Это всегда четверг, пятница, суббота и воскресенье.
  • За период обучения участник должен пройти четыре сессии индивидуальной терапии данным методом. На каждой сессии участники решают свои личные проблемы, в том числе и те, которые мешают им стать отличными консультантами и учатся тому, как правильно проводить консультации.
  • Необходимо пройти у ведущего курс за период обучения четыре сессии личной супервизии.
  • Необходимо участвовать в периоды между модулями в группах интервизии, отрабатывая практические приёмы друг с другом.
  • Важное значение имеет самостоятельное изучение необходимой литературы и проведение самостоятельных сессий в периоды между модулями.
  • Необходимо написать дипломную работу по темам этого курса и её защитить. В дальнейшем эту работу можно рассматривать как основу для получения учёной степени Ph. D.
  • На завершающей встрече продемонстрировать знание теории и практики данного метода.

Внимание!

Присоединиться к программе можно с любого модуля и потом «добрать» недостающие, чтобы получить в конце документ!

Также, Вы можете принять участие только в отдельных модулях, по вашему выбору! В дальнейшем, пройденные модули идут в зачёт относительно всей программы!

Структура курса состоит из семи модулей.

Первые три модуля знакомят с методом «Voice Dialogue» (VD): необходимый минимум теории и основные направления практики.

Главные темы:

  • Уровни сознания.
  • Виды субличностей.
  • Разнообразие методов работы с субличностями.
  • Особенности ведения сессий VD.
  • Взаимоотношения «консультант — клиент».
  • Энергетические и другие аспекты субличностей.
  • Субличности, которые ответственны за взаимоотношения между людьми.

Четвёртый модуль ориентирован на углублённое изучение профессиональных секретов практического консультирования. Сходство и различие консультирования и коучинга. Правовые и этические нормы и правила консультирования. Максимум практики, разбор полётов и ответы на вопросы.

С пятого по седьмой модуль программа является углублённой.

Основные темы:

  • Сны как арена взаимодействия субличностей.
  • Методы использования снов.
  • Субличности, которые участвуют в создании здоровья и болезней.
  • Творческие субличности.
  • Архетипы и трансперсональные аспекты метода.
  • Необычные сессии VD и необычное использование метода добавляют новый инструментарий и резко увеличивают возможности специалиста.

Завершающая встреча проводится по общему согласованию между ведущим и участниками. Участники демонстрируют своё умение работать с клиентом методами VD, отвечают на несколько устных вопросов и получают супервизию, также проводится обсуждение написанных дипломных работ. В конце происходит вручение документов об окончании данного курса.

После завершающей встречи можно получить на ваш выбор:

  1. Свидетельство Международной Трансперсональной Ассоциации «Целый мир», подтверждающее ваше участие в данной программе. Для этого необходимо быть участником всех семи модулей.
  2. Сертификат Института Интегративной Психологии Профессионального Развития (Москва, Россия), (гос. лицензия №267415 от 20.12.2007) об окончании программы повышения квалификации по Психологии субличностей (метод «Voice Dialogue»), объёмом 250 часов, установленного государством образца. Для этого необходимо иметь психологическое образование и быть участником всех семи модулей.
  3. Сертификат Восточно-европейского факультета Международного Института Исследования Сознания и Психотерапии (Фрайбург, Германия), об окончании Программы повышения квалификации по психологии субличностей (метод «Voice Dialogue»), объёмом 500 часов, на английском языке. Для этого необходимо пройти всю программу и заполнить зачётную книжку.

За время обучения на этом курсе:

  • Вы научитесь быть фасилитатором.
  • Резко увеличите свою сенситивность.
  • Узнаете, что любые разговоры между людьми ведут их субличности.
  • Познакомитесь с моделями сознания.
  • Научитесь разбираться в своих и чужих субличностях.
  • Узнаете, по каким сценариям развиваются любые взаимоотношения.
  • Убедитесь, что телесные симптомы могут говорить вслух.
  • Научитесь разговаривать с болезнями и узнавать их точку зрения на здоровье.
  • Узнаете, что такое сны и как беседовать с их персонажами.
  • Освоите профессию консультанта и научитесь работать психологом.
  • Овладеете основами психологического консультирования методом «Voice Dialogue».
  • Повстречаетесь с архетипами и сумеете с ними поговорить.
  • Познакомитесь с изменёнными состояниями сознания.
  • Сумеете решить свои собственные проблемы.
  • Получите необычные, а иногда и просто невероятные переживания.
  • И ещё многое другое.

Главный закон VD: «Игнорировать, что человек говорит; выяснять, кто у него это говорит».

Программа 1-го модуля «Тайны сознания и знакомство с субличностями»

  • История метода.
  • Введение в теорию «Voice Dialogue».
  • Теория динамического сознания Х. и С. Стоунов.
  • Уровни сознания.
  • Правящее Эго и Осознающее Эго.
  • Первичные, отстранённые и неразвитые субличности.
  • Полярности психики: слабость и беззащитность, и защита от слабости при помощи субличностей.
  • Международные субличности современного человека: Внутренний Контролёр, Внутренний Критик, Рационалист, Толкач, Улучшатель, Внутренний Ребёнок и др.
  • Упражнения, направленные на развитие навыка замечать субличности.
  • Правила проведения сессий «Voice Dialogue».
  • Фасилитация.
  • Отличие фасилитатора от тренера и терапевта.
  • Правила фасилитации.
  • Демонстрация сессии «Voice Dialogue».
  • Практика сессий «Voice Dialogue».
  • Обсуждение сессий.
  • Понятие об изменённых состояниях сознания.
  • Проблема, или сложность, как конфликт субличностей.
  • Констелляции с субличностями.
  • Знакомство с техниками из разных направлений и систем, в которых присутствует контакт с разными субличностями.

Скопировано с сайта «Самопознание .ру»

Источник: https://samopoznanie.ru/trainings/kurs_obucheniya_po_psihologii_sublichnostey/?date=89180

Диалог субличностей

Порой вам кажется, что в вас уживается, как минимум, 5 разных персонажей? Вполне возможно, что так и есть. И с ними имеет смысл поближе познакомиться. Рассказываем, как именно.

«Дизель-электропоезд прибывает на первый путь!»

Жду на перроне. Нужный вагон всегда останавливается в этом месте. Встречающих немного. Они держат букетики, напряженно всматриваются вдаль и улыбаются. И вот появляется поезд, привет от братьев Люмьер. Клубы пара и дыма. Скрежет тормозов. Проводница открывает дверь, протирает наружную ручку, и мои люди начинают выходить…

Первой выходит тучная дама в белой шляпке, около 35 лет. Платье с оборочками и воланами лилового цвета с крупными цветами. Круглое лицо, блондинка, складки на шее, несколько подбородков, озабоченный вид. Протирает взмокшую шею платком. Обвешана сумочками, сумками и чемоданами.

Вторым ‒ католический священник, 27 лет. Худой, высокий, в круглых очках. Черная сутана, маленький саквояж. Рассеянно осматриваясь, останавливается на ступеньках. Его подталкивает следующий…Третий. Хоккеист, 29 лет.

В спортивной форме, с огромным баулом. Небритый, без зуба, синяк под глазом, щурится от яркого света, сухие губы, возможно с похмелья. Проталкивая священника, останавливается на перроне. Закуривает. Священник уходит.

Номер 4. Мальчик лет семи. В панаме, шортах и полосатой футболке, а-ля морячок. Напуган. Растерян, кого-то ждет. Наверное, маму.

5. Мужчина, 40 лет. Серый костюм, волосы назад, залысины, неприметная внешность, может быть как бухгалтером, так и наемным убийцей. А-ля герои Билли Боба Торнтона. Быстро сливается с толпой, уходит.6.

Вдруг из вагона появляется маленькая кривая зеленая нога (как у крокодила), потом морда. Это варан. Огромный. Как человек. Очень страшный. Из пасти вылетает раздвоенный язык.

От шеи назад тянется поводок вглубь вагона ‒ его кто-то ведет… рука хозяина в перчатке…

Читайте также:  Конкретика в просьбах - психология

7. Это клоун. Возраст и пол неопределенны. В гриме и разноцветной одежде. Улыбается приклеенной улыбкой. Работая на публику, останавливается на мгновение в дверях, как перед выходом на арену. Вдруг резко, шипящими звуками отдает какие-то команды варану, который тянет его в сторону, и вот опять деланно улыбается.

Мальчик, как Хари из Соляриса, приходил и раньше, священника я тоже помнил, остальные персонажи были новыми. Я начал выходить из транса.

Я делаю это упражнение со многими клиентами. Сегодня возникла потребность сделать его себе. В каждом из нас и во мне самом уживается масса презабавных существ. Это так называемые субличности.

Удобная психотерапевтическая метафора, позволяющая назвать, увидеть, установить диалог и провести работу с разнообразными личностными ролями, существующими у человека. Классические субличности: внутренние ребенок, мужчина, женщина, взрослый, родитель и т.д. ‒ довольно серы и унылы.

Мне кажется, да и многолетняя практика показывает, что этих ролей значительно больше, они ярче и изощреннее вышеназванных. Но, в общем, все они выполняют для нас какую-то работу. Иногда оберегают, иногда заставляют прятаться или драться.

И в разные периоды времени, находясь во взаимодействии, споря друг с другом, в зависимости от нашего состояния или внешних обстоятельств, какие-то из субличностей доминируют, берут на себя лидерство. В этот момент они способны мотивировать поведение и определять внешние проявления наших действий.

У меня, например, меняется взгляд, речь, голос, интонации, осанка, походка, одежда, мысли… Ведь поведение «хоккеиста» отличается от поведения «священника», не так ли?

Субличности, для меня, это маски, в которых я предстаю миру. Каждая из них позволяет более или менее успешно решать социальные задачи.

Я могу быть высокодуховным, как католический священник, «проповедовать» и радоваться собственной просветленности или жестко идти на столкновения, как хоккеист, быть ранимым, как маленький мальчик, и неприметным, как Билли Боб Торнтон, животным, как варан, и т.д. Ключевое слово «КАК».

За ними удобно прятаться, чтобы не быть собой. Некоторые маски прилипают. Забываешь, откуда они взялись. Чужие стереотипы, навязанные воспитанием, социальными нормами, все эти «пацанские» дела, «мужские» поступки, «взрослое» поведение… Какое отношение это имеет ко мне?

Владимир Дашевский, психотерапевт, коуч

Когда я превращаюсь в кого-то из своих привычных персонажей, я становлюсь лишь частью себя, то есть перестаю быть собой на 100%. То есть на 15% собой, или на 20, или на 5 – неважно. Я играю роль. Таких ролей в моей жизни много.

Когда я пишу эти строки, я – психотерапевт-журналист, который хочет максимально доходчиво и ярко донести идею, поэтому он подбирает слова, придумывает метафоры, накладывает на огромную реальность маленькую ограничивающую рамку, которая в данный момент необходима.

Так же и в психотерапевтическом кабинете, на футбольном поле, съемочной площадке, с друзьями или близкими людьми – я только часть себя, особенно если надеваю маску.

Как только я называю себя кем-то, я вру.

– Здравствуйте, я – Владимир Дашевский, психотерапевт.

Обман! Я ведь не только психотерапевт, а еще и мужчина, режиссер, друг, тренер, отец и т.д. Получается, что, когда я ассоциирую себя с одной из своих субличностей, я сужаю и себя, и собственные возможности во много раз. Что такое я?

Опять часть правды. Имя, данное родителями, спасибо им за это. Но не я.

Человек? Да, но широко как-то. Я бы сузил (цитирую).

Я – тот, кто каждый раз встречает дизель-электропоезд. Я – тот, кто не может себя назвать. Я – тот, кто не знает местоимения «я». Тот, который наблюдает и улыбается, глядя на всю эту шебутную коммунальную квартиру. Тот, который способен любить. И себя, и другие коммуналки, хотя иногда и возникает желание наконец-то расселить всех уже раз и навсегда.

В состоянии транса удается провести переговоры между субличностями. Некоторые из собственных ипостасей очень сложно принять. Но, так или иначе, каждая из них – часть целого, и каждая важна. От нее невозможно просто избавиться. Иногда, выполнив какую-то ведомую только им работу, они уходят сами. Глядишь, а через полгода на платформе уже и нет этого персонажа.

А идеальный вариант – когда поезд придет пустой и встречающий на платформе никого не встретит.

P. S. А может быть, я – тот, кто наблюдает за встречающим?

Техника «Диалог с субличностями» используется в эриксоновском гипнозе в диагностических и терапевтических целях для быстрого доступа к источнику проблемы в лечении посттравматического стрессового расстройства, пограничных состояний, депрессий, фобий, психосоматических расстройств и т.д. В состоянии транса клиент может говорить от лица каждой из собственных субличностей. Последовательно он отвечает на вопросы: «Кто ты? Сколько тебе лет? Что ты делаешь для меня? От чего оберегаешь? Чего боишься? Что хочешь?» И т.д. Терапевт получает быстрый и прямой доступ к скрытым и/или вытесненным переживаниям и может эффективно выстроить стратегию последующей терапии. Кроме того, в трансе возможно проработать внутриличностный конфликт, позволив субличностям «говорить» друг с другом, синтезировать раздробленные части в единое целое.

Самостоятельно. Можно, устроившись максимально комфортно, закрыть глаза и несколько минут сосредоточиться на собственном дыхании, почувствовать, как воздух входит и выходит из легких.

Потом на несколько мгновений подумать о том, что беспокоит сегодня, и представить себе безопасное место, в котором можно было бы расслабиться, и мысленно поставить там мягкое и удобное кресло.

Через несколько мгновений, устроившись в этом кресле, можно представить себе «вокзал», «аэропорт», «зал ожидания», любое другое место, в которое приходят люди. И позволить себе наблюдать за прибывающими персонажами. Их может быть от трех до девяти. Главное – не ждать никого конкретного, уважать ВСЕХ приходящих и не оценивать их.

Само по себе знакомство с собственными субличностями может обладать для вас терапевтическим эффектом. Потом в собственном темпе, в спокойном режиме позволить себе вернуться в обычное бодрствующее состояние. Дальнейшие действия лучше производить с квалифицированным психотерапевтом.

Источник: http://www.psychologies.ru/observers/dashevskiy-vladimir/dialog-sublichnostey/

Упражнение 3. Знакомство с субличностью

Вам понадобятся блокнот и ручка для записей. Постарайтесь найти тихое удобное место, где вас никто не потревожит. Сядьте удобнее. Расслабьтесь. Можете включить негромкую расслабляющую музыку. Вы можете вести записи по ходу упражнения или сделать это потом. Делайте паузы там, где это вам необходимо, чтобы получить ответы на задаваемые вопросы.

680

(Представьте, что вы находитесь в лесу. Почувствуйте, что эд ногами у вас земля. Посмотрите на деревья. Пройдитесь не-ного по лесу, осматриваясь вокруг. Вы видите много деревьев какие-то цветы. Обратите внимание на детали — вы испытываете любопытство, вам очень интересно все окружающее.

Оглянувшись, вы замечаете вдалеке маленькую избушку и идете к ней. Вы слышите, что из нее доносится какой-то шум. Вам становится интересно, что там происходит. Вы подходите ближе и замечаете, что у избушки есть окошко. Вы подходите к окошку и заглядываете внутрь.

Там, внутри, откуда доносится весь этот шум, вы видите множество своих субличностей, и все они очень активны. Внезапно дверь избушки отворяется, и все они высыпают наружу, оставаясь такими же активными. Вы наблюдаете их с большим интересом. Вскоре вы замечаете, что одна из субличностей очень заинтересовалась вами и подходит к вам.

Вы внимательно смотрите, на что она похожа. Она не обязательно должна быть похожа на человека. Это может быть животное или что-то, вообще ни на что не похожее. Вы ее очень интересуете, она очень тянется к вам. Когда вы осознаете, что это какая-то ваша часть, она тоже становится вам интересной. Тогда вы приглашаете ее прогуляться.

Вы идете с ней на опушку леса, где начинается красивый зеленый луг. Вы выходите с ней на луг. Вы отмечаете, как она движется, о чем говорит, о чем спрашивает. Вы начинаете с ней беседу. В этой беседе вы можете задавать ей любые вопросы, а она может спрашивать вас. Это просто возможность узнать друг друга.

Поэтому вы спрашиваете свою субличность: кто ты? Какова твоя роль в моей жизни? Чего ты хочешь? Чего ты от меня ждешь? Чем я могу тебе помочь? Что ты для меня делаешь? Зачем ты это делаешь? Когда ты вошла в мою жизнь? Какие события, какие обстоятельства моей жизни вызвали твое появление? Возможно, ты явилась, чтобы помочь мне? Для чего ты помогаешь мне? Как ты мне помогаешь? Привнесла ли ты что-то в мою жизнь? Когда ты создаешь для меня проблемы? Итак, чего ты хочешь? В чем состоит твоя основная потребность, что тебе действительно нужно? Каково твое сущностное качество?

Сознаете ли вы, как вы относитесь к этой части? Сердитесь ли вы на нее, потому что она вам мешает? Или это очень важная часть, которая помогает вам, делает вас сильнее? Поговорите с ней, расскажите ей о ваших трудностях, с нею связанных, Расскажите, как вы к ней относитесь. Спросите ее, не хочет ли

681

ГЛАВА 8

она воспользоваться возможностью что-то сказать вам или о чем-то спросить?

А теперь пригласите эту субличность пойти с вами прогуляться по лугу. Смотрите, как она на это отреагирует: может быть, она не хочет идти с вами? Или, наоборот, очень хочет?

Вы идете по лугу. Вы ощущаете ветерок, мягко овевающий ваше лицо, слышите звуки, которыми наполнен луг, — жужжание насекомых, пение птиц. Вы замечаете, что идете со своим спутником по тропинке.

По мере того, как вы идете все дальше, вы начинаете замечать, что тропа начинает подниматься на холм. Восходя на него, вы замечаете, что холм переходит в высокую гору. Вы ведете свою субличность на очень высокую гору. Гора высока, но идти легко.

Обратите внимание, что вам открывается с этой горы? И вот вы достигаете вершины этой горы. Задержитесь немного и посмотрите с высоты на раскрывающиеся перед вами дали. Когда вы смотрите вниз, какими крохотными кажутся люди, дома, улицы, машины.

Вы со своим спутником стоите на вершине этой горы и просто смотрите на все остальное. Много ли вы можете увидеть с этого места?

Стоя там, на вершине горы, вы начинаете сознавать, что рядом с вами находится какое-то другое, очень мудрое существо. Вы сознаете, что это существо обладает огромным состраданием. Вы можете почувствовать, как любит вас это существо. Это существо преисполнено света.

Вы можете почувствовать это. Это существо способно говорить с вами, и вам предоставляется возможность задать ему любой интересующий вас вопрос о суб-личности, которая пришла с вами, о том, каково ее назначение в вашей жизни, и как развивать ваши с ней отношения.

Ибо вы знаете, что это очень мудрое и сострадающее вам существо. И возможно, у этого мудрого существа есть для вас подарок. Подарок, которым вы сможете воспользоваться в своей жизни, который поможет вам.

Задержитесь немного, чтобы почувствовать присутствие этого мудрого существа и указать на него сопровождающей вас субличности.

https://www.youtube.com/watch?v=mLZjDU_5ZpI

А теперь пришло время попрощаться с этим мудрым существом и поблагодарить его за то, что оно вам так сострадает.

Мудрое существо говорит вам, что оно всегда в вашем распоряжении, когда бы вы сюда ни пришли. Итак, берите своего спутника и идите вниз.

Осознайте, как чувствует себя теперь ваша субличность и что вы по отношению к ней испытываете. Возвращайтесь на луг, а затем отведите свою субличность назад

682

ПСИХОСИНТЕЗ

в лес. Поговорите с ней, если хотите, или, возможно, если захочет она, о том, что произошло на горе. Скажите ей, что вы будете с ней разговаривать еще много раз и что вы ее не забудете. А затем приведите ее к лесной избушке и попрощайтесь с ней. И возвращайтесь на луг.

Теперь медленно обратите внимание на свое тело, сидящее на стуле в этой комнате. Почувствуйте, что ваши ноги стоят на полу, что вы можете пошевелить пальцами ног. Откройте глаза, посмотрите вокруг.

Сделайте краткие заметки о своих переживаниях во время упражнения. Если вам не удалось выполнить его полностью, напишите об этом и попробуйте проанализировать, что помешало вам пройти по предложенному пути. Если вы затрудняетесь это сделать, напишите, почему вам это трудно. Первоочередное внимание следует обратить на следующие три вопроса.

Читайте также:  Удача - психология

1.  Чего хочет ваша субличность?

2.  Что ей нужно?

3.  Каково ее сущностное качество?

Возможно, обнаруженная субличность или какие-то из ее качеств не понравились вам. Это одна из общераспространенных реакций — усматривать в себе наличие каких-то отрицательных черт.

Один из основных постулатов психосинтеза: у каждой, даже самой трудной субличности, имеется здоровое ядро —- ее сущностное качество.

Сам синтез состоит в том, что, выявив сущностное качество, сущностную энергию субличности, мы можем начать интегрировать ее в свою жизнь, то есть воссоединять, объединять ее с другими нашими частями.

Один из важных моментов в работе с субличностями состоит в признании того факта, что каждая из наших субличностей — в том числе страдающая, испытывающая боль — это наша часть и, как таковая, по-настоящему в нас нуждается.

В практике психосинтеза никакие переживания не подавляются, а наоборот, им пытаются дать выход, «вызвать» их из глубин психики, а затем направить их энергию на самопреобразование и самоизменение. Очень важно выяснить, чего хочет страдающая субличность.

Она не имеет того, что хочет, и это служит причиной страдания.

Сам факт некритического осознания беспокоящей нас части, сам факт осознания без осуждения резко понижает уровень оборонительной активности сознаваемой части. Принимая ее такой, какая она есть, мы создаем условия, в которых эта часть

683

ощущает себя в большей безопасности. Исчезает сама почва для конфликтов. Вместо того чтобы говорить «Ты мне не нравишься», мы говорим «Привет». Это дает возможность подойти к процессу трансформации и интеграции. Вообще интеграция — это естественный процесс, который идет в человеке постоянно.

В течение всей нашей жизни мы совершенно естественно интегрируем наши различные конфликтующие части. Но когда какая-то наша часть по той или иной причине (например, в результате подавления) останавливается в своем росте, она как бы отпадает от целого и утрачивает способность к естественной интеграции.

Тогда необходима работа по восстановлению утраченной целостности.

Источник: http://bookzie.com/book_592_glava_421_OBRATNAJA_LOGIKA.html

Объединение субличностей

Одно из самых вредных заблуждений — представление о себе как о неделимом, неизменном и во всем последовательном существе. Мы можем легко убедиться в своей многозначности, осознав, как часто мы меняем привычную, поэтому жизнь временами кажется нам болотом, временами — гонками, приключением, кошмаром, загадкой, праздником и т.д.

Различные модели мира, шаблоны нашего сознания по-разному окрашивают наше восприятие и влияют на наш образ жизни. Для каждой из них у нас есть соответствующий образ себя, систему поз и жестов, чувств, поступков, привычек и мнений.

Эта совокупность элементов образует нечто вроде личности в миниатюре или, как мы будем называть ее, субличность.

Субличности — это психоэнергетические образования, подобные живым существам, сосуществующим в общем пространстве нашей личности. Каждая субличность ведет собственный стиль жизни и имеет свои собственные движущие мотивы.

зачастую отличные от стиля жизни и мотивов других субличностей. В каждом из нас — толпа.

Здесь могут быть бунтарь и домохозяйка, мыслитель и авантюрист, саботажник и аскет, организатор и лентяй — каждый со своей мифологией, и все они более или менее благополучно уживаются в одном человеке.

Будучи в состоянии различать свои субличности, можно относительно ясно увидеть картину своей внутренней жизни.

Когда мы выявляем субличность, у нас появляется возможность отделить себя от нее и наблюдать со стороны. Это дает относительную свободу, поскольку над нами властвует то, с чем мы себя отждествили.

Поскольку мы все склонны отождествлять себя — становиться одним и тем же — с той или иной субличностью, мы начинаем считать себя ею и верить, что мы есть она и ничто иное. Что значит быть пленником субличности? Это значит, что она навязывает нам свойственные себе стереотипы и не допускает других.

Но если какая-то установка или форма отношения к происходящему оказывается единственной для меня возможной, она становится нетерпимостью. Если какая-то форма поведения оказывается для меня единственно возможной — она становится вынужденной.

Если какая-то точка зрения становится для меня единственной — она становится шорами. Разотождествление является разрывом с этой иллюзией и возвратом к себе. Нередко это сопровождается чувством просветления и освобождения.

До того, как мы приступили к работе, субличности — это миры, почти не связанные между собой, которые не принимают во внимание и не понимают друг друга.

Но едва их пронизывает осознание, как между ними начинают устанавливаться связи.

Осознание не только освобождает, но и объединяет — словно лед тает между населяющими личность обитателями, и они сливаются между собой, сохраняя в то же время свои изначальные черты.

Субличность — определенная сосвокупность установок, стереотипов поведения, верований, влечений и т.д. образ, несущий не только смысловую, но и энергетическую нагрузку. Различные субличности представляют разные формы единой энергии.

Субличность — это психоэнергетическое образование, и в соответствии с универсальным законом о неуничтожимости энергии, энергию (субличность) нельзя уничтожить. Разрешение энергетического конфликта состоит в преобразовании субличности.

Чем больше мы пытаемся избавиться от того, что нас не устраивает, тем больше оно выходит наружу, обостряя конфликт. Поскольку энергия неуничтожима, ее подавление приводит лишь к тому, что она находит свое проявление в других областях жизни. Так что мы занимаемся перераспределением энергии, вместо того, чтобы преобразовывать ее.

Конфликт между субличностями преодолевается на пути объединения, интеграции конфликтующих сторон.

Рассмотрим диаграмму: это состоящее из субличностей поле нашего сознания. Находясь в поле сознания, мы имеем возможность вводить в него как подсознательные, так и сверхсознательные элементы. В центре поля находится «я». И все это составляет единое целое.

Некоторые субличности более близки к осознанию, некоторые удалены от него, некоторые находятся в инстинктивной, подсознательной зоне, некоторые в области сверхсознательного.

Каждая из субличностей состоит из известных 3-х уровней — подсознания, сознания и надсознания. Каждая субличность имеет высшее «Я» и витальную энергию, расположенную в нижней части карты. И только из центра 4 можно управлять этими энергиями.

«Я» каждого человека содержит в себе первичные «я», отрицаемые или подавляемые «я» и недоразвитые «я».

Первичные «я» — это те «я», которые стоят на поверхности сознания и руководят действиями человека в соответствующих ситуациях.

Они, в основном, представляют из себя правила и нормы поведения в обществе и направлены на выживание индивида.

Если взять в качестве примера компьютер, тогда первичные «я» можно сравнить с теми основными и вспомогательными программами, которые помогают компьютеру решать поставленные перед ним задачи.

Первичные я обладают в нашей жизни очень большой силой и влиянием. Фактически они есть то, с чем человек себя отождествляет. Вселенная часто становится недружественной к нам, именно когда мы отождествляемся с правилами поведения, то есть с первичными я. Первичные я возникают как условный ответ на отрицание чего-то. Например, если вы отрицаете слабость, то создаете силовую субличность.

Хотя они и стоят на поверхности сознания, человек все равно не осознает этого, потому что он отождествляет себя с ними. Можно утверждать, что человек — марионетка в руках этих «я»; как они говорят ему, так он и поступает. Как рыба не знает, что она плавает в воде, пока ее не вытащишь и не покажешь ей воду, так и человек не способен увидеть, что им руководит какая-то из субличностей.

Вторичные или отделенные я находятся в подсознании. Они по тем или иным причинам отрицаются человеком. В силу ряда обстоятельств у всех них стоит оценка “плохо”, поэтому человек всячески избегает иметь с ними дело, подавляя их в себе и не выпуская на поверхность сознания.

Наверное, родители играют самую важную роль в формировании этих я. Отрицаемые «я» — это те чувства, мысли и энергии, которые человек подавляет в себе с помощью первичных «я».

Первичные «я» считают, что выход отрицаемых «я» на поверхность сознания и позволение им действовать по собственному усмотрению может грозить большими неприятностями или даже гибелью. Например, многие люди боятся открыто проявлять свою сексуальность.

Если это произойдет, за этим может последовать нечто страшное, считают они; дальше первичные «я» рисуют человеку, что именно может произойти и как это ужасно.

Недоразвитые я — это то, в чем мы чувствуем в себе недостаток, и то, что стремимся развить. Недоразвитые «я» — это те энергии, которые человек не развил в себе.

Например, когда вы видите перед собой взрослого человека, который ведет себя беспомощно, подобно ребенку, вы с большой долей вероятности можете утверждать, что его энергия взрослого человека, который берет ответственность за жизнь на себя, недоразвита.

Существует также понятие оперативного я. Это я часто включает в себя все первичные субличности — либо это один контролер.

Как все это происходит, как зарождаются субличности? Это происходит в глубоком детстве, с самого рождения, а может быть, еще и в утробе. Ребенок, рождаясь, является беззащитным, уязвимым и полностью зависимым от взрослых.

Так он начинает понимать, что ему необходимо установить какой-то контроль над окружением, чтобы избежать неприятных ощущений.

Начало контроля обозначает начало развития личности, потому что контроль означает уход от беззащитного и уязвимого состояния и приобретение силы.

Состояние открытости миру, а, следовательно, уязвимости, и есть наше первоначальное «я». Чем больше мы развиваем в себе контроля и силы, тем дальше уходим от нашего начального «я»; часто мы полностью теряем с ним связь. И это самая огромная потеря, которую мы можем перенести, потому что с установлением контроля и обретением такого рода силы в нашей жизни начинается самый настоящий ад.

Как развивается контроль? Например, ребенок понимает, что его мама счастлива, когда он улыбается. Он начинает чаще улыбаться и наслаждается наградой, которая за этим следует. Потом он узнает, что за улыбкой не всегда следует награда, что его могут и наказать.

Например, он, улыбаясь, разбил самую дорогую вашему сердцу кружку или вазу. В начале жизни ребенка всячески поощряют ходить в туалет, а потом ругают и наказывают, если он сделал это в штаны. За проявление гнева, агрессии, лжи, жадности, силы, слабости, сексуальности и др.

ребенка тоже могут или поощрить, или наказать. Например, мальчиков поощряют быть сильными и наказывают, если они проявляют слабость; с девочками, как вы знаете, обычно поступают наоборот.

В зависимости от того, какие правила устанавливают родители и окружение ребенка, так он и развивается, расщепляя себя, подавляя одни энергии и культивируя другие.

Конечная цель работы с субличностями заключается в том, чтобы сильнее почувствовать себя как «я», как центр личности. Углубляя знакомство с субличностями, мы стремимся снова стать единым целым, а не распадаться на множество противоборствующих маленьких «я».

Из центра мы можем обращаться к той или иной субличности, управлять ею, поправлять ее, заботиться о ней. Нужно научиться быть гибким, чтобы не зависеть от субличностей, но в то же время и не подавлять их самовыражения и не игнорировать их потребности. Иными словами — уметь им сочувствовать.

Источник: http://razvitielife.ru/vospitanie/psikhologiya/25000-ob-edinenie-sublichnostej

Ссылка на основную публикацию