Естественные чувства — психология

7 базовых эмоций, которые лежат в основе всех чувств

Предполагается, что наши эмоции имеют корни в так называемых драйвах — основных физиологических врождённых потребностях, как — то: голод, жажда, сексуальное влечение, потребность в выведении продуктов жизнедеятельности, избегание боли и поиск удовольствия (комфорта). Почему именно такой список, думаю, объяснять не надо.

 

Но появилась необходимость более эффективного способа мобилизации энергии (силы) для выживания, стимулирования и направления физической, а со временем, и мыслительной активности, для отбора сигналов, действующих на восприятие мира.

Эмоции и чувства стали выполнять постепенно эти функции — по крайней мере, у высокоразвитых животных это уже можно наблюдать.

  Как результат, возникли первые эмоции, и ставшие базовыми для всех остальных чувств и переживаний — как ответ на потребность выживать и познавать мир.   Теорий происхождения чувств и взглядов на то, какие эмоции считать первичными и основными, существует немало — вы с ними сможете ознакомиться самостоятельно, если понадобится. Я же сообщу вам то, что кажется мне убедительным и, главное, полезным для применения на практике.  

Я выделяю следующие базовые эмоции, лежащие в основе всех иных человеческих чувств. По моему мнению, их семь: интерес, радость, печаль, злость, отвращение, страх и удивление.

  Интересно так же отметить, как связаны были эти базовые эмоции на этапе их возникновения с основными процессами выживания особи и адаптации ее к окружающему миру.  

Интерес рождает, мотивирует, подпитывает и усиливает желание изучать окружающий мир, активность и поиск удовольствия.

 

Радость связана с принятием и поглощением пищи и воды, с удовлетворением влечений (в том числе и сексуальных), это реакция на получение удовольствия.

 

Печаль — реакция на утрату объекта, приносящего удовольствие. 

 

Злость (гнев) — то, что помогало устранению и разрушению препятствий на пути получения удовольствия (удовлетворения).

 

Страх — реакция защиты, убегания или предупреждения возможной боли или угрозы.

 

Отвращение — реакция отторжения.

 

Удивление — сиюминутная реакция на контакт с чем-то незнакомым, необычным.

  Как результат, удивление приводит к быстрой смене предыдущих эмоций — реакций, к перемене прежнего действия или его быстрому прекращению.   Эмоции чащу всего проявляются во взаимодействии, усиливая, подавляя друг друга, или перетекая из одной в другую. Так страх, наверняка, часто был связан с отвращением и злостью, а интерес переходил в радость. С развитием человека и его способности реагировать на изменяющиеся условия жизни, стали возникать более сложные чувства и эмоциональные реакции.    Естественно, теперь причины возникновения этих эмоций стали более разнообразными, ситуации их возникновения усложнились, и к этим семи эмоциям добавилось много нового. Тогда для чего нужно сейчас это выделение базовых эмоций и прослеживание причин их первоначального возникновения?   Все это можно использовать, сравнивая с математикой или географией, как систему координат. А так же, используя сравнение с едой, можно сказать, что эти семь эмоций являются основными базовыми ингредиентами наших современных разнообразных чувственных и вкусовых переживаний. И понимание их происхождения помогает нам класть те или иные (и не класть плохо совместимые) составляющие в нужный момент и на нужных пропорциях в наши эмоциональные блюда и чувственные коктейли, чтобы готовить их грамотно: хорошего качества и на пользу себе. Как готовится такой коктейль переживаний?  

Выбор этой системы координат — семь основных эмоций — позволяет нам с вами подобрать ключики к многочисленным чувствам и переживаниям, количество которых уже трудно посчитать. Слава богу (или природе, или нам самим), от животных предков мы ушли далеко. И потому эмоциональная наша жизнь стала намного сложнее, да и вышеуказанные эмоции мы уже переживаем не только в тех случаях.

 

Ряд психологов — исследователей, а так же писателей или философов, называют среди основных человеческих эмоций так же и стыд, и испуг, и надежду, и презрение, и любовь… Спору нет, в нашей жизни эти чувства (и не только) играют немалую роль, и по лицам и поступкам людей читаются хорошо.

Даже маленькие дети начинают некоторые их этих чувств выражать на самом раннем этапе своего развития.

Но мне эти чувства кажутся уже производными от тех семи основных, и потому в этой книге для простоты разбора и понимания я семь основных эмоций буду называть именно эмоциями, а остальное — производное от них, путем ли смешения, изменения интенсивности, направленности или наложения на действие (об этом позже) — чувствами и переживаниями.

 

Например, такое чувство, как презрение образуется из двух фундаментальных эмоций, как гнев и радость: злюсь на объект презрения и одновременно радуюсь, что лучше его.

Из тех же эмоций состоит азарт, но в иных пропорциях и с направлением внимания на будущее: гнев на препятствие и радость от представления о том удовольствии, что будет получено в результате преодоления этого препятствия. В ненависти есть элементы гнева и удивления, к тому же и интереса.

А любовь (одна из её разновидностей) состоит из интереса и радости: интерес — влечение к объекту и радость от соединения с ним (принятия его).

При желании люди добавляют к этому чувству и страх, и печаль, и гнев, и удивление, и получаются иные виды любви, хотя в основе этого чувства лежат именно эти две фундаментальные эмоции. Как ни крути: если нет интереса или радости, то нет и любви, а что-то получается совсем иное, хотя возможно и порождённое этим чувством. Но об этом — в отдельной главе.

  Таким образом, по аналогии с музыкой, где семь нот становятся основой для создания бесконечного количества вариантов сочетаний звуков и мелодий, семь основных эмоций становятся базой для создания бесконечных и разнообразных переживаний, чувств и настроений.   Вполне резонно может возникнуть вопрос, а не лишит ли этот логический разбор и эта классификация наши эмоции их неповторимости, яркости и силы, не сделает ли нашу жизнь скучной и чувственно бедной?  

Но ведь понимание, из чего и как создаётся музыка, не лишает людей, слушающих её, способности наслаждаться мелодиями и звуковыми сочетаниями, и при этом помогает лучше понимать музыку и даже её сочинять, совершенствуясь в этом.

Точно так же понимание законов рождения и изменения наших чувств не лишает нас способности их переживать.

К тому же оно добавляет возможность испытывать именно те чувства, которые мы выбираем (то есть слушать нужную нам музыку), и помогать другим чувствовать рядом с нами то, что нам кажется необходимым или оптимальным для общения (музыку, которую лучше слушать вместе).

Источник: http://UseITEasy.ru/philosophy_esoterism_psychology/123/7-bazovyh-emociy-kotorye-lezhat-v-osnove-vseh-chuvstv.html

Лестница чувств

Все мы хотим, чтобы нас любили, А если нет, то восхищались нами, А если нет, то ужасались, А если нет, то ненавидели и презирали нас, Мы стремимся разбудить чувства в душе ближнего – Неважно какие. Душа содрогается перед пустотой

И любой ценой ищет контакта.

Хьяльмар Зодерберг, шведский поэт.

    Для начала предлагаю совершить совместную виртуальную прогулку в ближайший дворик на детскую площадку. Знакомая всем картинка: годовалый карапуз, только что научившийся ходить, делает шаг быстрее, и – падает, больно ударив колени.

Естественно, раздается громкий плач, и мамочка уже нежно обнимает ребенка, гладит, жалеет, говорит, что все пройдет, и, действительно, через минуту малыш уже сияет и готов к новым подвигам.

Рядом, тут же, в песочнице, другой малыш, постарше, годиков двух – трех от роду, тоже громко плачет. Он потерял свою любимую машинку.

Что делает мама этого мальчика? Она уже не обнимает и не жалеет свою кроху, а выговаривает ему за невнимательность, в лучшем случае, обещает купить другую. Если малыш не унимается, грозится увести домой. И вот, наш малыш, из страха лишиться прогулки, замолкает, глотая невыплаканные слезы…

  Отчего так? Почему физическая боль маленького существа вызывает уважение и сочувствие, а на проявление душевной боли у детей наложено вето? Наверное, на этот вопрос смогут ответить социологи или историки, нам остается констатировать факт: в нашей культуре давно существует запрет на выражение так называемых «негативных эмоций».

Нам всем в детстве твердили, что нельзя плакать (особенно мальчикам), нельзя злиться, глупо и нехорошо обижаться , нельзя завидовать и т.д. и т.п. «УСПОКОЙСЯ!» — любимое слово родителей всех времен и народов. И мы успокаиваемся, научаемся этому, талантливо «сохраняя лицо» и постепенно превращаясь в биороботов.

Потому что так устроена наша психика: переставая испытывать и переживать негативные эмоции, куда-то начинают исчезать и позитивные…

   Вы никогда не задумывались: почему мы все так боимся видеть чужую, тем более детскую боль? Думаю, ответ очевиден. У каждого, из ныне здравствующего взрослого, накоплено достаточно своей, непрожитой боли, чтобы выносить еще и чужую. На самом деле, боль — это такое же качество нашей жизни, как и радость, счастье, любовь.

И проживая свою боль, мы имеем шанс ее отпустить. Совсем юные дети, еще «неиспорченные» воспитанием, а точнее, малыши где-то от 6 месяцев до полутора-трех лет (кому как повезет), хорошо знают это и могут выражаться по полной – орать, реветь, плакать, а через пару минут уже снова веселиться и шалить.

Зачастую взрослые снисходительно улыбаются, считая эту младенческую легкость бытия сродни глупости. Ан нет! Просто дети гениально и естественно живут в так называемой «Лестнице чувств» человека.

В нашей современной психологии произошла тихая революция, о которой в новостях, конечно, не передадут, но – свершилось! Наконец-то открыт механизм проживания боли нашей человеческой души!
                                             ЗЛОСТЬ                                                           ПЕЧАЛЬ                                                                        СТРАХ

                                                                                   ЛЮБОВЬ


   Если ребенку и даже взрослому позволить проживать любую душевную боль, это будет именно так. 

   В позитивном воспитании детей используется прием под аналогичным названием «Лестница чувств». Когда у вас с малышом случается какой-то конфликт, у него идет сильное сопротивление, протест, ваша задача – провести своего ребеночка по этой лестнице. Например, типичная история – нужно идти домой, а малыш еще не нагулялся.

Спокойным тоном, без всяких объяснений, оправданий, правильных доводов вы выражаете ему свою просьбу. Если идет отказ, вы также спокойно отражаете его чувства.  «Ты сейчас злишься, это нормально, я тоже злилась, когда мама заставляла идти меня домой, но я прошу тебя это сделать».

  Когда ребеночек затихает, а губки надуваются, значит, началась ступенька печали, выраженная обидой, и вы повторяете также спокойно: «А сейчас тебе обидно, грустно, это нормально, я тоже… » и все как со злостью……. Когда высыхают слезы, значит, подступил страх. « А сейчас ты боишься, и это естественно…но я прошу тебя пойти домой».

И тут ваш малыш делает глубокий вдох, лицо его озаряется улыбкой, и он соглашается. «Ладно, я и правда уже нагулялся, мамочка, пойдем домой…».

  Такие простые, на первый взгляд, и бесхитростные фразы. Но за ними кроется простой психологический секрет, а именно, — эффект принятия.

Принятия вами нормальности и естественности состояния ребенка, что дает ему чувство адекватности и глубокого доверия к вам. И в благодарность за это, а также дойдя по этой волшебной лесенке чувств до любви, он сделает для вас все что угодно.

Одной из самых базовых и глубинных потребностей детей является как раз желание радовать своих родителей, делать их чуточку счастливее.

   Если же мы отвергаем или запрещаем ребенку проживать эти чувства, они блокируются, оставаясь на теле мышечными зажимами, а в душе — травмами. Также, прогуливаясь по этой лесенке, дети учатся понимать и идентифицировать свои чувства.

   Готовясь к написанию этой статьи, нашла удивительное совпадение в книге  Нила Доналда Уолша « необычный диалог «Беседы с Богом» 3 часть». Такое точное и глубокое описание особенностей развития человеческих чувств, что я решила процитировать почти без сокращений.

 «5 естественных чувств: печаль, гнев, зависть, страх, любовь. Печаль – естественное эмоция.

Это та часть тебя, благодаря которой ты можешь сказать: «Прощай», когда тебе не хочется прощаться; выразить-вытолкнуть на поверхность, запустить – грусть внутри себя, когда ты переживаешь какую-либо потерю, будь то потеря любимого человека или контактной линзы.

Читайте также:  Развитие позитивной памяти - психология

Когда ты можешь выразить свою печаль, ты от нее избавляешься. Дети, которым разрешают грустить, когда им грустно, становясь взрослыми, совершенно нормально относятся к грусти, и поэтому обычно быстро с ней расстаются.

Для детей, которым говорят: «Тихо, тихо, не плачь», в зрелом возрасте плач становится проблемой. Ведь им всю жизнь советовали, приказывали не плакать. Поэтому они подавляют свою печаль. Постоянно подавляемая печаль становится хронической депрессией, очень неестественной эмоцией.

   Гнев – естественное чувство. Это инструмент, благодаря которому вы можете сказать: «Нет, спасибо». Он не обязательно должен оскорблять, и он вовсе не должен причинять вред другому человеку.

Когда детям разрешают выражать гнев, они приносят во взрослую жизнь абсолютно здоровое отношение к нему, и поэтому обычно очень быстро с ним расстаются.

Дети, которых заставляют почувствовать, что гнев – плохое чувство, что его выражать нельзя и что, фактически, им не следует даже испытывать его, став взрослыми, будут иметь проблемы с правильным отношением к своему гневу.

Постоянно подавляемый гнев становится злобой, очень неестественной эмоцией.

   Зависть – естественное чувство. Именно это чувство заставляет пятилетнего малыша хотеть достать до дверной ручки, как его сестра, или покататься на ее велосипеде.

Зависть – это то естественное чувство, которое заставляет вас хотеть сделать еще одну попытку, стараться лучше, упорно продолжать добиваться своей цели до ее достижения. Завидовать совершенно нормально и естественно.

Когда детям разрешают выражать зависть, они приносят во взрослую жизнь абсолютно здоровое отношение к ней, и поэтому они очень быстро с ней расстаются. Дети, которых заставляют почувствовать, что зависть – это плохо, что ее выражать нельзя и что, фактически, им не следует даже испытывать ее, став взрослыми, будут иметь трудности с правильным отношением к своей зависти.

Постоянно подавляемая зависть становится ревностью, очень неестественным чувством.

   Страх – естественное чувство. Все дети рождаются только с двумя страхами: страхом падения и страхом перед громкими звуками. Все остальные страхи – это просто условные рефлексы, которые воспитывает в ребенке окружающий его мир и которым учат его родители.

Цель естественного страха – воспитать осторожность.Осторожность помогает сохранить телу жизнь. Она произрастает из любви. Любви к своему Я. Дети, которых заставляют почувствовать, что страх – плохое чувство, что его выражать нельзя и что, фактически, им не следует даже испытывать его, став взрослыми, будут иметь трудности с правильным отношением к своему страху.

Постоянно подавляемый страх становится тревогой, очень неестественным чувством.

   Любовь – естественное чувство. Когда ребенок может ее выражать и получать свободно и естественно, без ограничений и условий,без запретов и смущения, он не нуждается больше ни в чем. Ведь радость свободно выражаемой и получаемой любви самодостаточна. Но любовь, которой ставились условия и ограничения, которая деформирована правилами и законами, ритуалами и запретами, любовь, которую контролируют, которой манипулируют и которую сдерживают, становится неестественной. Дети, которых заставляют почувствовать, что их естественная любовь – плохое чувство, что ее выражать нельзя и что, фактически, им не следует ее даже испытывать его, став взрослыми, будут иметь трудности с правильным отношением к своей любви. Постоянно подавляемая любовь становится страстью к обладанию, очень неестественным чувством.
   Таков порядок вещей. Если подавлять естественные чувства, они превращаются в неестественные реакции и рефлексы. Большинство людей подавляет в себе большую часть естественных чувств. А ведь они – ваши друзья. Они – ваш дар. Это ваши божественные инструменты, при помощи которых вы можете построить свою жизнь. Эти инструменты даются вам при рождении. Их предназначение – помочь вам преодолевать жизненные пороги.»

   Предназначение нас с вами как родителей — помогать своему ребенку взрослеть и становится самостоятельной гармоничной личностью. «Лестница чувств» – один из инструментов в этом серьезном и творческом деле.  Этот прием используется при взаимодействии, для разрешения какого-либо конфликта.

Существует много экологических способов проживания всех чувств, которым можно и нужно обучить своих детей, особенно – злости, гнева, страха. Это большая тема отдельного разговора.    И напоследок, поделюсь своим первым опытом применения «Лестницы чувств» с младшим сыном (на ту пору ему было 3 года.

В этот вечер я вернулась домой поздно (была на семинаре по позитивному воспитанию), Никита уже устал и капризничал. Он обнаружил в коридоре на шкафу принесенный днем телевизор и начал требовать его. На минуту мне даже стало дурно. Я очень хорошо знаю его страсть к любой технике, а уж упорства и умения «стоять насмерть» в достижении своей цели ему не занимать.

По привычке я стала объяснять ему, что уже поздно, мне его не достать, он тяжелый, нерабочий и т.д. Как обычно, ничего не помогало. Вечер начинал превращаться в быстро надвигающуюся бурю по имени Истерика. И тут я, собрав последние остатки разума и терпения, робко попыталась применить только что полученные знания – а именно, методику «Лестницы чувств».

  Спокойным тоном и с улыбкой я стала говорить « Ты злишься, сынок, и это естественно, но я прошу тебя пойти спать…» ( честно говоря, чувствовала себя при этом попугаем в образе выдающегося врача-психотерапевта). На злости мы «висели» минут десять, потом начались ливневые слезы, и, рыдая, дитятко мое уснуло.

« Ну все, пропало дело», — разочарованно подумала я, уже готовясь к веселому боевому утру. Но утром случилось обыкновенное чудо. Никита не только не просил больше телевизор, он забыл о его существовании!

   Прошло уже полтора года с нашей первой лестницы, и всякое случалось и случается до сих пор, но вот что я поняла: главное – это наше понимание, принятие и сочувствие. Сейчас мне иногда достаточно сказать: « Я понимаю твои чувства, но нужно то и то…», — и ребенок соглашается.  И я обязательно благодарю его за это. «Спасибо, что ты меня услышал», говорю я ему.

Источник: http://www.detki55.ru/biblio/category135/category142/3278/

Чувства и личность. Виды чувств и их формирование

Чувства — одно из наиболее ярких проявлений личности человека, выступающих в единстве с познавательными процессами и волевой регуляцией поведения и деятельности. Содержание чувств определяет устойчивые отношения личности к тому, что она познает и делает.

Охарактеризовать личность во многом означает сказать, что вообще данный конкретный человек любит, что он ненавидит, презирает, чем он гордится, чему радуется, чего он стыдится, чему завидует и т.д.

Предмет устойчивых чувств индивида, интенсивность, характер и частота переживаний в форме эмоций, аффектов, стрессовых состояний и настроений раскрывают перед наблюдателем эмоциональный мир человека, его чувства и тем самым его индивидуальность.

Именно поэтому при анализе эмоциональных процессов необходимо перейти от рассмотрения преходящих состояний к устойчивым чувствам, характеризующим личность человека.

Принято выделять низшие и высшие чувства:

Низшие чувства связаны с удовлетворение или неудовлетворением физических или физиологических потребностей человека.

Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные. Высшие чувства отражают духовный мир человека и связаны с анализом, осмыслением и оценкой происходящего и определяющего его личность.

Нравственные или моральные чувства – это форма переживания ценности или наоборот, недопустимости иных действий, поступков, мыслей, намерений человека с точки зрения требуемого от него отношения к обществу, к интересам общества, к нормам поведения, выработанным обществом.

Эти переживания могут возникнуть лишь на основе соотнесения действий, поступков людей с нормами, выражающими общественные требования к поведению человека. Они зависят от знания норм поведения, требований морали, принятой в данном обществе, выражают отношение человека к другим людям.

К таким чувствам относятся чувства товарищества, дружбы, любви, отражающие различную степень привязанности к определённым людям, потребность в общении с ними. Отношение к своим обязанностям, принятым на себя человеком по отношению к другим людям, к обществу называется долгом.

Несоблюдение этих обязанностей приводит к возникновению отрицательного отношения к себе, выражающегося в чувство вины, стыда и в угрызениях совести. Также к ним относятся чувство жалости, зависти, ревности и другие проявления отношения к человеку.

Эстетические чувства представляют собой переживание чего-либо как прекрасного. В наиболее типичной и яркой форме они возникают при восприятии произведений искусства (явления природы, действия людей, вещи). Развиваются они в связи с развитием искусства.

Именно музыка и пробуждает у нас музыкальное чувство. Эти чувства – это отношение человека к прекрасному и уродливому, связанное с пониманием красоты, гармонии, возвышенного и трагического.

К ним относятся чувство юмора, ирония, злоба, издёвка, сарказм, чувство трагического, драматического.

Интеллектуальные чувства связаны с познавательной деятельностью людей, с удовлетворением любознательности, познавательных интересов, с поисками истины, с решением мыслительной задачи.

Понятие о воли. Структура волевого действия.

Волей называется способность человека совершать преднамеренные действия, направленные на достижение сознательно поставленных целей, сознательно регулировать свою деятельность и управлять собственным поведением.

Волевая деятельность состоит из определенных действий, в которых содержатся все признаки и качества воли. Они бывают простыми и сложными.

К простым относятся те, когда человек без колебаний идет к намеченной цели и ему ясно, чего и как он будет добиваться. В этом случае выбор цели, принятие решения выполнять действие определенным способом не предполагают борьбу мотивов.

В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:

1. Осознание цели и стремление достичь ее.

2. Осознание возможностей достичь цели.

3. Появление мотивов, подтверждающих или отрицающих эти возможности.

4. Борьба мотивов и выбор.

5. Принятие одной из возможностей в качестве решения.

6. Осуществление принятого решения.

7. Преодоление внешних препятствий и достижение поставленной цели.

Волевая регуляция деятельности и её совершенство.

Только человеку свойственна особая форма активности, называемая деятельностью. Простое поведение не всегда целенаправленно и не предполагает создания определенного продукта, а деятельность систематична и нацелена на достижение определенного результата.

Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны — это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой — обретение человеком

контроля над своим поведением, с третьей — выработка волевых качеств личности.

Общее представление о личности. Понятия индивид, личность, индивидуальность.

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. В понятие «лич­ность» обычно включают такие свойства, которые являются бо­лее или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуаль­ности человека, определяя его значимые для людей поступки.

https://www.youtube.com/watch?v=yB15hNwA35A

Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

ИНДИВИД (от лат. неделимое) — человек, как единичное природное существо, представитель вида homo sapiens, носитель индивидуально-своеобразных, прежде всего биологически обусловленных черт.

Личность — система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.

Индивидуальность— под этим термином понимают своеобразность каждого человека, своеобразие проявляется в совокупности особенностей личности, которые присущи только данному человеку .

Подходы к изучению личности в современной психологии

подход— это определенная точка зрения, способ рассмотрения изучаемой темы. К изучению любой темы, относящейся к области психологии, можно подходить с различных позиций. Фактически это верно в отношении любых действий, предпринимаемых индивидуумом. Допустим, вы переходите улицу.

С точки зрения биологического подхода данное событие может быть описано как акт, включающий передачу нервных импульсов, активизирующих мускулы, управляющие движением ваших ног.

С точки зрения поведенческого подхода данный акт может быть описан без обращения к чему-либо, происходящему в пределах вашего организма; вместо этого зеленый сигнал светофора будет рассматриваться в качестве стимула, на который вы отреагировали, перейдя улицу.

Можно также рассмотреть переход улицы и с когнитивной точки зрения, уделив основное внимание ментальным процессам, участвующим в данной форме поведения. С точки зрения когнитивного подхода ваши действия могут быть объяснены в терминах ваших целей и планов: ваша цель — навестить друга, а переход улицы — это часть вашего плана достижения данной цели.

Читайте также:  Профтестирование - психология

43)Потребности. Виды потребностей и их развитие.
1)Потребность — это исходная форма активности живых организмов. Потребность можно описать как периодически возникающее состояние напряжения в организме живых существ.

Возникновение данного состояния у человека вызвано нехваткой в организме какого-либо вещества или отсутствием необходимого для индивида предмета.

Это состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования, называется потребностью.

Виды потребностей

Человек современного общества занимается разнообразными видами деятельности.

Классифицировать все виды деятельности вряд ли представляется возможным, поскольку для того, чтобы представить и описать все виды человеческой деятельности, необходимо перечислить наиболее важные для данного человека потребности, а число потребностей очень велико, что обусловлено индивидуальными особенностями людей.

Однако можно обобщить и выделить свойственные всем людям основные виды деятельности. Они будут соответствовать общим потребностям, которые можно обнаружить практически у всех без исключения людей, а точнее — тем видам социальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития.

Различают потребности:

по сферам деятельности:

потребности труда

познания

общения

отдыха

по объекту потребностей:

материальные

духовные

этические

эстетические и др.

по значимости:

доминирующие/второстепенные

центральные/периферические

по временной устойчивости:

устойчивые

ситуативные

по функциональной роли:

естественные

обусловленные культурой

по субъекту потребностей:

групповые

индивидуальные

коллективные

общественные

3)Развитие потребностей. Можно выделить два этапа в процессе развития каждой потребности. Первый этап — это период до первой встречи с предметом, который удовлетворяет потребность. Второй этап — после этой встречи.

Как правило, на первом этапе потребность для субъекта оказывается скрыта, «не расшифрована». Человек может испытывать чувство какого-то напряжения, но при этом не отдавать себе отчета в том, чем это состояние вызвано.

Со стороны поведения состояние человека в этот период выражено в беспокойстве или постоянном поиске чего-либо. В ходе поисковой деятельности обычно происходит встреча потребности с ее предметом, которой и завершается первый этап «жизни» потребности.

Процесс «узнавания» потребностью своего предмета получил название опредмечивания потребности.

В акте опредмечивания рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности, или опредмеченная потребность. Именно через мотив потребность получает свою конкретизацию, становится понятной субъекту.

Вслед за опредмечнванием потребности и появлением мотива поведение человека резко меняется.

Если ранее оно было ненаправленным, то с появлением мотива оно получает свое направление, потому что мотив — это то, ради чего совершается действие.

Целью называют тот непосредственно-осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуальную потребность.

Психологически цель есть то содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности.

Потребности, цели и мотивы – это основные составляющие мотивационной сферы человека.

Мотив (от лат. приводить в движение, толкать) – внутренний побудитель деятельности, придающий ей личностный смысл. Т.е. это стимул к действию, причина, лежащая в основе выбора действий и поступков. Мотивы могут быть осознанные и неосознанные.

44)Мотивы, их функции и виды. Мотивация личности.

Мотива́ция (от лат. movere) — побуждение к действию направленной на достижение каких либо целей.(способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. )

Основными функциями мотивации являются:

• побуждение к действию,

• направление деятельности,

• контроль и поддержание поведения.

Побуждение к действию. Мотивы — это то, что заставляет человека действовать или является стимулом к действию.

В этом смысле человек, активно действующий для достижения определенной цели, которая позволит ему удовлетворить какую-либо потребность, будет рассмат­риваться как мотивированный, а пассивный, равнодушный или без­действующий — как немотивированный или обладающий низкой мо­тивацией.

Направление деятельности.Люди постоянно принимают решения о том, как они будут достигать своих целей. Например, голодный чело­век может сделать выбор между тем, чтобы пообедать дома, на работе или перекусить на улице. Человек, испытывающий чувство одиноче­ства, может выбирать между разными друзьями или разными компани­ями.

Работник, стремящийся произвести благоприятное впечатление на своего руководителя, также может выбирать разные варианты: рабо­тать особенно усердно над важной задачей, оказать руководителю какую-то услугу или польстить ему.

Все эти действия имеют нечто об­щее — они представляют собой некоторые выборы, которые направляют усилия человека на достижение определенной цели, позволяющей удов­летворить соответствующую потребность.

Контроль и поддержание поведения,направленного на достижение цели, выражается в определенной настойчивости в достижении этой цели. Мотивация делает человека пристрастным, заинтересованным.

Так человек, поведение которого определяется денежной мотивацией, стремящийся к зарабатыванию денег, в разных ситуациях и при раз­ных обстоятельствах будет действовать в соответствии с этой доминан­той.

Поставленные перед ним задачи или открывающиеся возможности он будет рассматривать преимущественно с точки зрения возможности зарабатывания денег.

Виды мотивации

Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

Положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной.

Пример: конструкция «если я наведу порядок на столе, я получу конфету» или «если я не буду баловаться, то получу конфету» является положительной мотивацией. Конструкция «если я наведу порядок на столе, то меня не накажут» или «если я не буду баловаться, то меня не накажут» является отрицательной мотивацией.

Устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.

Различают два основных типа мотивации: «от» и «к», или «метод кнута и пряника». Также различают:

·индивидуальные мотивации, направленные на поддержание гомеостаза

·голод

·жажда

·избегание боли

·стремление к температурному оптимуму

·и т. д.

·групповые

·забота о потомстве

·поиск места в групповой иерархии

·поддержание присущей данному виду структуры сообщества

·и т. п.

·познавательные

·исследовательское поведение

·игровая деятельность

Источник: https://infopedia.su/3x6dce.html

Основные чувства, их понимание и развитие

Богерчук Наталья Юрьевна

Когда говорят о чувствах и эмоциях, многие теряются. На вопрос: «Что ты сейчас чувствуешь?» не так просто ответить. Обычно мы отвечаем: «хорошо», «плохо», «нормально». Но вот как раз таких чувств и эмоций нет, это просто оценка своего состояния. А что же это за чувства и эмоции?

Чувства можно определить, как способ выражения нашего отношения к действительности.

Мы можем обозначить основные: гнев, страх, радость, интерес, волнение, стыд, вина, любовь, ненависть, зависть, спокойствие, ревность, гордость, доверие, грусть, горе, депрессия, уважение, волнение, интерес, отвращение, беспокойство, сдержанность. Очень много оттенков чувств.

Необходимость осознавания в данной, конкретной ситуации своих чувств, диктуется прежде всего стремлением познать свою природу и потребностью контролировать и управлять своими эмоциями. Чтобы понять: «что же я сейчас чувствую?», необходимо определить, с чем ассоциируются у вас основные чувства.

Например любовь может ассоциироваться с сердцем или с замечательным воспоминанием из прошлого, радость — с фейерверком, грусть – с плакучей ивой и так далее. Попробуйте прочувствовать и к каждой эмоции подобрать свою ассоциацию или воспоминание, или придумайте картину, олицетворяющую эмоцию.

Некоторые эмоции, люди не выражают сразу, а, как бы оставляют на потом, откладывают, или накапливают. В результате, когда уже нет возможности держать эмоцию внутри, она выходит, но уже без контроля разума.

А многие так и не выпускают из себя эмоции, которые остались от прошлого опыта, и поэтому постоянно воспроизводят в настоящем прошлые ситуации.

Существуют отрицательные и положительные эмоции, но нет «плохих» или «хороших». Нельзя сказать, что отрицательные эмоции нам не нужны. Они выполняют определённую функцию. Они помогают нам избавляться от ненужного в жизни, они помогают избежать нам ненужного вреда.

Отрицательные эмоции уводят нас от нежелательного, а положительные помогают продвигаться вперёд по жизни, и осуществлять желания. Когда человек научается распознавать эмоции, он может уже работать с ними.

И тогда не эмоции и чувства владеют человеком, а человек владеет эмоциями и чувствами.

Психолог бы порекомендовал не доводить чувства до предела, а говорить о них прямо в момент возникновения.

Если вы чувствуете злость, по поводу жизненной ситуации, то необходимо так и сказать «Я злюсь», если радость «Я рада», если грусть «Мне грустно», если волнение «Я волнуюсь». И желательно о своих эмоциях говорить от первого лица.

Вот тогда появляется возможность жить сегодняшней жизнью, управлять ею, регулировать отношения, а не вспоминать прошлые обиды.

Источник: http://fpsy.ru/article/psychology/osnovnie_chuvstva_ih_ponimanie_i_razvitie/

Самые естественные человеческие эмоции

Основной вопрос – какие эмоции для человека наиболее естественны, наиболее аутентичны, если хотите.

Конкретнее – в каких эмоциях человеку естественно находиться чаще? Вот серьёзно – основной эмоциональный фон складывается из злости или из страха? Или из скуки? Или ещё из чего-то?

Ответ (хотя бы в виде гипотезы) подсказал мне мой сын. Наблюдая за тем, как живёт ребёнок одного года возраста, мне всё стало понятно. Для чистоты эксперимента я понаблюдал за другими детьми этого возраста на детских площадках (да, на нескольких). Ответ подтвердился. С радостью делюсь им с вами.

Основной эмоциональный фон у человека – это интерес и радость.

Ребёнку интересно жить. Интересно есть песок, перекладывать игрушки, шлёпать по лужам, разглядывать картинки, листать книжку, ехать по зоопарку на папиных руках. Ему всё это интересно.

Интерес может быть бодрым, может – очень спокойным. Он бывает ярким и бывает сдержанным. Интерес ребёнка очень разнообразен, и он присутствует в жизни ребёнка постоянно.

Рядом ребёнок испытывает радость. Она иногда совпадает с тем, что ребёнка заинтересовало, но чаще нет. Вот заметив маму, ребёнок бежит к ней и улыбается. Здесь, наверное, интереса уже нет, а вот радости – выше крыши.

Когда ребёнок ест мамино молоко, вряд ли можно говорить об интересе. А радость – точно есть, хотя и не яркая, спокойная.

А что же другие эмоции? Злость, например, или страх – как они вписываются в жизнь годовалого ребёнка?

Очень просто – как реакции на фрустрацию (т.е. потерю чего-то важного). Когда интерес или радость прерываются, появляется и злость, и страх, и прочие богатства.

Вот запретил я ребёнку шлёпать по клавишам моего ноутбука. А ведь ему это очень нравилось, доставляло радость. Из-за меня же он эту радость потерял. Как результат – появляется злость и плач (такие попытки воздействовать на меня, чтобы я уступил и радость вернул).

Если интерес не останавливать, он сам собой переключается с объекта на объект и никогда не угасает.

Вывод, думаю, такой – если для человека естественнее всего интересоваться и радоваться, то всем, кто естественным считает злиться, раздражаться или бояться, имеет смысл крепко-крепко задуматься о своей жизни. О том, куда делся их естественный интерес и естественная радость.

Кстати, у меня есть стендап-лекция «Укроти своих драконов или Эмоции под контролем», посвящена подробному рассказу о том, как жить в ладу со своими эмоциями.

Источник: http://zygmantovich.com/?p=2720

Виды чувств человека

  • Виды эмоций человека
  • Виды чувств человека

Здравствуйте, дорогие читатели! Рада видеть Вас в своём блоге. Если мы ещё не знакомы — я представлюсь.

Виды эмоций и чувств

Эмоциональная сфера человека не так проста, как может показаться. Это сложное хитросплетение ряда элементов, которые в своей совокупности позволяют человеку переживать то, что с ним происходит в любой момент времени.

Всего этих компонентов четыре: эмоциональный тон, эмоции, чувства и эмоциональные состояния. Далее рассмотрим каждый компонент в отдельности и более подробно поговорим о видах эмоций и чувств.

Итак, эмоциональный тон это такое реагирование в виде переживания, которое задает текущее состояние организма.

Можно сказать, что эмоциональный тон «информирует» организм об удовлетворении текущих потребностей по шкале приятно/неприятно. Если прямо сейчас Вы окунетесь в текущий момент, то наверняка сможете определить свой эмоциональный тон.

Эмоции же – это интенсивные субъективные переживания, которые касаются значимых для человека ситуаций и событий. В их основе – потребности, поэтому то, что человеку безразлично не затрагивает его эмоций. Как справедливо заметил Энгельс, человек без эмоций – это покойник в отпуске. Пока человеку что-то интересно и он в чем-то нуждается, его всегда будут сопровождать эмоции.

Читайте также:  Подготовленная разборка - психология

Чувства отражают устойчивое эмоциональное отношение человека к реальному объекту. Они всегда субъективны. Любые чувства вырастают из практики взаимодействия человека с окружающими. Сложно переоценить их роль в жизни человека.

Эмоциональное состояние от чувств можно отличить его слабой направленностью на конкретный объект, а от эмоций – большей устойчивостью и продолжительностью.

При этом нужно сказать, что именно эмоции и чувства являются тем самым механизмом, который запускает эмоциональное состояние. Порой эта связь настолько очевидна, что эмоциональное состояние отождествляется с самой эмоцией.

Вам наверняка приходилось слышать что-то типа «я сейчас в состоянии эйфории, гнева, радости и другое». Состояние, подавленности, отстраненности — отголоски одной мелодии.

Виды эмоций человека

Как уже отмечалось ранее, эмоции представляют собой такие реакции, которые напрямую связаны с текущим моментом. Это своеобразное ситуативное реагирование человека на изменения текущего состояния. Выделяют следующие виды эмоций человека:

эмоция радости как интенсивное переживание удовлетворенности ситуацией, которая значима для человека и содержит элементы необычности, неожиданности и нестандартности. О радости более подробно в статье «Радость это чувство или эмоция?».

эмоция страха является защитной реакцией организма в ситуации опасности для жизни, здоровья и благополучия человека. Об этой эмоции читайте подробнее в статье «Страх это эмоция или чувство?».

волнение является той самой эмоцией, которая сопровождает самые значимые моменты нашей жизни. Выражаясь научным языком волнение – это некоторая эмоциональная возбудимость, которая может быть вызвана как положительным, так и отрицательным переживанием. Эта эмоция участвует в формировании готовности человека к важному в его жизни событию, активизируя его нервную систему.

Для психически здорового человека состояние волнения вполне естественно. В психологии даже существует специальное понятие «предстартовое волнение». Чаще всего оно может быть следствием неуверенности человека либо его чрезмерного стремления выполнить всё в лучшем виде.

Назвать волнение другом или врагом однозначно невозможно. Каждый из нас имеет свой критический уровень этой эмоции. Можно ли побороть состояние волнения? Полная победа сомнительна, но попробовать стоит, особенно когда Вы четко понимаете, что это самое волнение мешает Вам!

Интерес или другими словами познавательный аспект эмоциональной сферы личности. Многие психологи придерживаются мнения о том, что интерес имеет врожденный характер. Подтверждением этому может быть хотя бы ориентировочный рефлекс («что такое?» по Павлову). Вспомните, как быстро мы реагируем на новые раздражители, будь-то открывшаяся дверь или сигнал о приходе сообщения.

Удивление – это переживание, которое отражает некое противоречие между имеющимся и только что полученным новым опытом. Знак этого переживания может быть как позитивным, так и негативным.

Доказано, что обида как эмоциональное состояние чаще переживается людьми с неадекватной самооценкой. Такие личности нередко сталкиваются с переживанием несправедливости по отношению к ним.

Ответные реакции на обиды в наше время не похожи на дуэли, но чего хуже переживания, которые прочно оседают в душах людей. Уход в себя, «холодная война» до добра не доводят, разве что до психосоматики, когда эта самая обида начинает «болеть» в теле.

А она непременно начнет «болеть» не сомневайтесь!

Гнев, ярость и злость одного поля ягоды. Эти эмоции представляют собой отрицательно окрашенные аффекты, которые направлены против ощущения несправедливости, которое испытывает человек. Эти переживания сопровождаются желанием устранить эту самую несправедливость. Динамика гнева и точки «кипения» у каждого свои, ровно, как и методы его преодоления.

Рассмотрим ещё один вид эмоций человека – смущение. Это переживание по поводу того, какое впечатление человек произвёл или произведёт собой и своими действиями на других значимых для него людей.

В обыденной жизни смущение может проявляться в виде застенчивости, стыда или стеснительности. Ещё несколько веков назад эти характеристики были добродетелью особенно для женщин.

А теперь люди готовы платить деньги, чтобы в тренинговых условиях обучиться бесцеремонности и нахрапистости. Не с чем поспорить – каждый выбирает для себя.

Жалость завершит список видов эмоций человека. Она представляет собой некий эмоциональный всплеск, причиной которого являются страдания другого человека, образно воспринимаемые как свои собственные.

Чрезмерно увлекаться этой эмоцией пожалуй не стоит, но непременно нужно помнить о том, что каким бы сильным не был человек порой ему просто необходимы поддержка, сочувствие и сострадание, которые являются верными спутниками жалости.

Ну и плавно перейдем с Вами к более тонким вещам таким, как чувства. Они ровно, как и эмоции являются неотъемлемым компонентом эмоциональной сферы человека. Чувства отличительны тем, что они имеют направленность. Это значит, возникают по отношению к чему-то или кому-то.

Перечислить абсолютно все виды чувств человека не представляется возможным. И не только потому, что их много, а ещё и потому, что многие из них схожи с эмоциями, психическими процессами и чертами личности. Условно виды чувств разделяют на нравственные и эстетические.

К нравственным можно отнести любовь, доброжелательность, сострадание и тому подобное. Эстетические чувства отражают отношение человека к окружающей его действительности посредством тонкого реагирование. Взять хотя бы чувство прекрасного.

Те, кто им обладает, понимают, о чем идет речь.

Начнем, пожалуй, с любви. Любовь – это все. И это всё, что мы о ней знаем.

Нередко многие задаются вопросом: зависть это чувство или эмоция? Так как мною уже отмечалось, что чувства возникают по отношению к чему-то или кому-то, Вы можете догадаться, что зависть рассматривают как один из видов чувств человека.

Зависть, как правило, переживается в виде болезненного состояния желания того, что в конкретный момент времени по каким-либо причинам Вам недоступно.

Я думаю, что больше у Вас нет поводов задумываться зависть это чувство или эмоция, потому как становится очевидным тот факт, что у неё всегда есть предмет или объект.

Чувство горя связано в первую очередь с переживанием утраты чего-то или кого-то. Как правило, такое переживание проходит ряд закономерных этапов, первым из которых является шок.

Далее следует период, в течение которого человек находится в состоянии отрешенности и глубокой тоски, которые могут сопровождаться плачем, безразличием ко всему, чувством вины.

В зависимости от значимости утраты раньше или позже человек постепенно возвращается к реальной жизни.

Наверняка каждый из нас в свое время имел опыт чувства вины. неотъемлемыми компонентами которого являются самообвинение и самоосуждение. В некотором роде чувство вины – это агрессия, которая направлена на самого себя. Очень часто «внутренний прокурор», который вынес приговор «все из-за тебя» упускает из виду то, что намерений причинить зло у Вас-то и не было.

Среди наиболее актуальных чувств можно также назвать чувство справедливости. чувство долга. чувство ответственности. чувство преданности. небезызвестное чувство стыда.

чувство юмора. наконец. Но напоследок хотелось бы остановится на одном очень тонком чувстве … чувстве творческого вдохновения. Более 22 лет я прожила с мыслью о том, что далека от творчества.

За это время я даже успела убедить себя в том, что оно, собственно, мне и не нужно.

Жизнь показала обратное. Творчество добавляет жизни во все, что с тобой происходит, если ты уходишь от рамок и шаблонов, которые тебе однажды подарило общество. Творчество это не только стихи и картины, но еще и необычно приготовленный завтрак, знакомство с кем-то или чем-то новым и даже вовремя сказанные теплые слова это тоже творчество.

Творите свою жизнь каждый миг!
Ирина Рудко

Вам также могут быть интересны следующие статьи:

Источник: http://vmirelady.ru/vidy-chuvstv-cheloveka.html

Отличие психических явлений: психические состояния,эмоции и чувства

/ Главная / Разные статьи / Статьи по психологии Щербатых / Психические состояния,эмоции и чувства

Проблема дифференцировки психических состояний и других психологических феноменов является одной из методологических проблем психологии.

Наибольшие трудности возникают при дифференцировке психических состояний, чувств и эмоций.

Анализ литературы показал, что в настоящее время в науке не выработан единый подход к пониманию данных феноменов, и многие авторы вкладывают в эти понятия разный, порой противоположный смысл.

Категорию психического состояния одним из первых описал Левитов Н.Д.

, который определил её как «целостную характеристику психической деятельности за определенный период времени, показывающую своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности». Однако данного определения оказалось недостаточно для однозначной дифференцировки психических состояний и других психологических феноменов. Попытка определить и дифференцировать понятия «психическое состояние», «чувство», «эмоция» делалась такими авторами как Леонтьев А.Н., Ильин Е.П., Рубинштейн С.Л., Петровский А.В. и др., все они характеризовали данные понятия по разным параметрам, наиболее универсальными из которых являются следующие: длительность, предметность и культурная обусловленность.

Говоря о длительности исследуемых феноменов, приходится констатировать, что, по мнению большинства авторов существенных различий, позволяющих провести грань между состояниями и чувствами, по данному критерию нет.

И чувства, и состояния характеризуются большой продолжительностью и устойчивостью. Маклаков А.Г. отмечает, что «состояния – это относительно устойчивые психические явления», что касается чувств, то, по мнению Леонтьева А.Н., «это устойчивое эмоциональное отношение».

Эмоции, в отличие от чувств и состояний, более кратковременны и ситуативны (Ильин Е.П., Леонтьев А.Н., Петровский А.В.). Петровский А.В. отмечал, что «эмоция – временное переживание какого-нибудь более постоянного чувства».

Таким образом, параметр длительности позволяет дифференцировать психические состояния и эмоции, однако не выявляет существенных различий между психическими состояниями и чувствами.

Следующий параметр – предметность – позволяет дифференцировать психические состояния, носящие непредметный характер, и чувства, которые всегда направлены на конкретный объект. Этой точки зрения придерживается большинство авторов (Маклаков А.Г., Рубинштейн С.Л., Немов Р.С., Фортунатов Г.А., Симонов П.В., Петровский А.В., Ильин Е.П., Леонтьев А.Н.). Леонтьев А.Н.

определяет чувства как «подкласс эмоций, отличающийся их предметным характером». По мнению Петровского А.В., «чувства способствуют выделению предметов, отвечающих потребностям личности, и стимулируют деятельность, направленную на их удовлетворение».

Таким образом, предметность – это критерий, позволяющий нам дифференцировать психические состояния и чувства, но не обнаруживающий различий между состояниями и эмоциями.

И, наконец, третий критерий – влияние культурно-социальных особенностей. По всей видимости, психические состояния, как и эмоции, не обусловлены культурно, тогда как для чувств влияние культурных особенностей носит ярко выраженный характер (Немов Р.С., Ильин Е.П.

, Симонов П.В.). Немов Р.С. отмечает, что чувство – это «высшая культурно обусловленная эмоция человека», Симонов П.В. добавляет, что чувства – это «эмоции, возникающие на базе социальных и духовных потребностей, т.е.

потребностей, возникших в ходе исторического развития человека».

Психическое состояние можно воспринимать, с одной стороны, как некий фон, способствующий или препятствующий возникновению определенных эмоций, а, с другой стороны – как последствие длительного переживания эмоций и чувств.

Например, на фоне депрессивного состояния человек чаще проявляет отрицательные астенические эмоции, но с другой стороны, череда сильных отрицательных эмоций или негативных чувств (например, несчастная любовь) может перевести психику человека в подавленное состояние.

Еще один важный аспект состояний – их энергетический компонент, который накладывает существенный отпечаток на деятельность человека и его эмоциональную сферу, определяя как его производительность труда, так и уровень общей социальной активности.

На основе всего вышеперечисленного можно попытаться обозначить чувство как «», а эмоцию – как  «». Тогда психическое состояние можно определить как «».

Однако проведенный анализ литературных источников показал, что имеющиеся критерии дифференцировки психических состояний и других психологических феноменов недостаточны для всестороннего понимания сущности данных явлений и полного их разграничения. Данное утверждение можно проиллюстрировать следующим примером.

Общепринятым является определение страха как эмоции, что подтверждается его ситуативностью и слабой выраженностью влияния социально-культурных особенностей. Однако в равной степени страх может быть отнесен и к классу чувств, т.к. он характеризуется ярко выраженным предметным характером.

И, безусловно, переживание страха сопровождается изменением ряда психофизиологических параметров организма, что позволяет говорить о страхе как о состоянии. Кроме того, не вполне ясно соотношение понятий «психическое состояние» и «эмоциональное состояние». Соловьева С.Л.

рассматривает эмоциональные состояния как разновидность психических состояний, тогда как Петровский А.В. склонен отождествлять понятия «эмоции» и «эмоциональные состояния», а другие авторы этот вопрос вообще не затрагивают.

Всё вышеперечисленное свидетельствует о недостаточной проработке данной темы в отечественной психологической науке и необходимости дальнейшего ее изучения.

Источник: http://www.no-stress.ru/articles/articl-gn-psy/Sostojania-Kazan.html

Ссылка на основную публикацию