Выполнение договоренностей — психология

Психологический контракт

Четвертое измерение, консалтинговая группа | Оника Юлия

«Психологический контракт» – это неформальный договор между подчиненным и его руководителем относительно наиболее значимых вопросов в профессиональной деятельности сотрудника.

Удивительно, но этот достаточно простой менеджерский инструмент остается неизвестным и невостребованным большинством руководителей. Технология «психологического контракта», его особенности, акценты и нюансы, описанные в данной статье, позволят менеджерам легко встроить данный инструмент в свою управленческую практику.   

Что такое «психологический контракт»?

В любых, в том числе профессиональных, отношениях всегда есть определенные представления и ожидания.

Например, в одной компании принятый на работу начинающий сотрудник может рассчитывать на то, что его руководитель даст возможность работать в медленном темпе, через полгода позволит занять управленческую должность, а еще через полгода получить стажировку за границей.

Другой сотрудник в этой же компании может полагать, что выполнив несколько важных проектов, может позволить себе «звездное» поведение или что ему более чем необходимо придерживаться существующих стандартов в работе.

С другой стороны, руководитель этих сотрудников, в свою очередь, может ожидать, что его подчиненные будут всегда проявлять инициативность, и одновременно с этим полное подчинение указаниям, приверженность и лояльность к организации и т.д.

Инструментом согласования подобных, зачастую заведомо противоположных, ожиданий и является «психологический контракт». Опыт подсказывает, что если руководитель не дает себе труд согласовать ожидания с подчиненным с помощью заключения с ним «психологического контракта», рано или поздно эти ожидания войдут в конфликт друг с другом.

Как следствие, вместо того, чтобы работать, сотрудник будет жаловаться на своего босса коллегам, усиленно тратить рабочее время на интернет-серфинг, более формально относиться к исполнению своих профессиональных обязанностей.

Руководитель, в свою очередь, вместо того, чтобы заниматься стратегическими вопросами, будет вынужден искать способы повысить мотивацию и исполнительность подчиненного, а также вернуть ситуацию на прежний уровень управляемости.

В свою очередь, использование «психологического контракта» позволит избежать сотруднику неуверенности относительно своей перспективы, своих задач и требований к ним, а руководителю двусмысленности в трактовке своих обещаний и заявлений. Руководитель может заключить «психологический контракт» в двух ситуациях – во-первых, при обсуждении работы с только принятым на работу сотрудником, во-вторых, в ситуации изменений с уже давно работающим специалистом.

Как заключить «психологический контракт»?

В отличие от договора о найме или других официальных документов, «психологический контракт» обычно не формулируется столь детально.

Для того, чтобы заключить качественный «психологический контракт», прежде всего, руководителю необходимо соотнести предварительно обозначенные ожидания сотрудника с тем, что может дать компания.

Из нашего опыта работы с менеджерами мы осведомлены о порой фантастических ожиданиях начинающих сотрудников – например, в виде обязательного ежемесячного повышения заработной платы, отдельного кабинета или компьютера последней модели.

Поэтому в ситуации заключения «психологического контракта» на этапе адаптации новичка руководителю важно постараться прояснить, какой видит себе карьеру новый сотрудник, какие у него ожидания от компании и т.д., и постараться не давать пустых обещаний или не подпитывать иллюзии.

Вторым важным шагом может стать необходимость более четко понять «предмет обмена» (например, один вариант – пообещать новичку повышение в случае добросовестной работы, другой – договориться о выполнении заведомо скучного и рутинного проекта) и продумать формулировки данного «психологического контракта». Опыт подсказывает, что чем четче и прозрачней формулировки, чем яснее обозначены требования, чем меньше информации, которую нужно запомнить сотруднику, тем более вероятно, что данные условия «контракта» не будут нарушены.  

Чаще всего, «психологический контракт» заключается между подчиненным и руководителем на словах и включает в себя четыре элемента:

  1. Конкретные ожидания относительно работы. Уместно упомянуть уровни достижений различных задач, ожидаемые руководителем, а также ожидания в отношении увеличения зарплаты, премий, дополнительных доходов и т.д., как следствие, у сотрудника не будет необоснованных амбиций.
  2. Особенности работы в коллективе. Целесообразно упомянуть о сотрудниках, с которыми предстоит работать подчиненному – какие у них особенности, какие отношения сложились в коллективе, какие «подводные камни» могут существовать.
  3. Ожидания от работы сотрудника. Руководитель может упомянуть, какое поведение, какие поступки и действия ожидаются в различных ситуациях и т.д. Например, в одной из компаний, с которыми мы сотрудничаем, имеет место периодические авралы, связанные с закрытием очередного этапа одного долгосрочного проекта. Принято, что все сотрудники офиса в этот момент задерживаются на работе допоздна, а затем получают дополнительный выходной. Руководитель, приняв на работу несколько специалистов, не упомянул об этой особенности, как следствие, работа была сделана с опозданием – не у всех новых сотрудников была готовность и возможность работать в таком режиме, когда их поставили перед фактом.  
  4. Отношения с руководителем. Важно рассказать сотруднику о том, какие особенности отличают работу с вами, как с руководителем. Предпочитаете ли вы получать письменные отчеты или усные доклады, насколько трепетно относитесь к опозданиям, важна ли для вас постоянная доступность сотрудника по телефону и т.д. Все эти детали позволят сотруднику понимать, как ему необходимо изменить свое поведение, чтобы сработаться с руководителем.

Нарушения «психологического контракта»

В управленческой практике может возникнуть ситуация, когда «психологический контракт» может быть нарушен. Нарушение условий «психологического контракта» происходит в тот момент, когда компания или сотрудник превышает свои полномочия или не полностью выполняет взятые на себя обязательства.

Например, сотрудник, столкнувшись с первыми трудностями, может понять, что не справится с тем, что он пообещал.

К сожалению, в подобной ситуации сотрудник редко придет к руководителю с предложением «переиграть» условия контракта, а скорее, будет просто отступать от своих первоначальных договоренностей, нарушать правила дисциплины, халтурить в работе и т.д. В этой ситуации у руководителя есть три возможности:

  1. Настаивать на соблюдении условий существующего «психологического контракта». Приведем небольшой пример. В небольшом аналитическом отделе крупного холдинга, начинающий сотрудник начал демонстрировать усталость, неудовольствие от большого объема работы, неудовлетворенность заработной платой. Понимая, что, во-первых, заменить недовольного сотрудника сейчас некем, во-вторых, качество работы новичка заслуживает уважения, руководитель посчитал необходимым провести мотивационную беседу с подчиненным, в которой воодушевил его на более качественное и ответственное выполнение условий предварительных договоренностей.
  2. Изменить условия «психологического контракта» или заключить новый контракт. В отдельных ситуаций руководитель вполне может пойти на пересмотр условий «психологического контракта», особенно, если видит, что сотрудник старается, стремится себя проявить и просто в силу каких-то обстоятельств не может выполнить все условия «контракта».
  3. Разорвать «психологический контракт» с сотрудником. Еще один пример. Руководитель крупного департамента уже несколько раз менял своему подчиненному должность, переводил его с одной позиции на другую, но, тем не менее, никак не мог получить нужную отдачу – сотрудник оставался неудовлетворенным, немотивированным и некачественным исполнителем. В этой связи, после грубого нарушения одного из пунктов «психологического контракта», руководитель предложил сотруднику найти новое место работы

На наш взгляд, руководителям крайне важно понимать, что для эффективного управления ожиданиями сотрудников компании, ни в коем случае нельзя экономить время и энергию на обсуждение особенностей взаимодействия с ними. Руководитель, использующий управленческий инструмент «психологический контракт», имеет возможность более эффективно выстраивать свою работу с персоналом и как следствие – быть более успешным. 

Источник: https://www.trn.ua/articles/4427/

Психотерапевтический контракт, договор с психологом

Когда и как заключается контракт?

Контракт имеет смысл исключительно при длительных отношениях. Если человек пришел на разовую консультацию, или рассчитывает на две-три встречи, то контракт не нужен. Если же речь идет о длительной психотерапии, то он необходим.

(По этому вопросу можете почитать специальную статью: Консультация или длительная психотерапия — что выбрать?).Первые несколько встреч являются диагностическими. Поэтому контракт заключается в течение этих первых встреч.

Это исключительно устное соглашение, никаких подписываний бумаг и других формальностей.

Процесс психотерапии — что он из себя представляет

Мой метод работы — это гештальт-терапия. Я активно использую такое направление, как диалогово-феноменологическая модель гештальт-терапии. Весь процесс работы представляет собой обычный разговор. Иногда я предлагаю клиентам провести эксперимент. Иногда даю домашние задания.

На встречах в первую очередь речь идет о жизни клиента, о его чувствах, связанных с той или иной ситуацией, о сложностях взаимодействия либо с близкими людьми, либо с социумом, либо с самим собой. Впрочем, речь может также идти о тех переживаниях, которые возникают между клиентом и психотерапевтом, и зачастую разговор об этом имеет высокий терапевтический эффект.

Чаще всего я слушаю или задаю уточняющие вопросы. Я стараюсь создать безопасное для переживаний пространство, в котором клиент может выразить себя максимально свободно. Если появляются какие-то сложности, мы их вместе исследуем. Вовлекаясь в историю клиента, я переживаю ее — по-своему, и могу этим делиться.

Я могу также делиться своим жизненным опытом, своими историями, но только в том случае, если это имеет отношение к ситуации, переживанию, проблеме клиента.

Мои принципы и ценности:

  • конфиденциальность: все, что происходит во время терапевтической сессии, является строго конфиденциальным. Я не разглашаю информацию о том, что происходит на встречах, третьим лицам. Исключение составляют получение профессиональных супервизий, либо публикация статей, в которых упоминаются различные случаи работы с клиентами. В этих случаях я всегда сначала получаю согласие клиента, и исключаю упоминание личных данных, по которым клиента можно идентифицировать. Клиент также должен соблюдать правила конфиденциальности, и не разглашать третьим лицам ту часть информации, которая является личной или интимной для меня. 
  • советы и наставления: я стараюсь не давать прямых советов и рекомендаций. Если в рамках психологического консультирования, на первой (диагностической) встрече это еще возможно, то в процессе длительной психотерапии советы скорее вредят, чем помогают. Давая совет, я бы выступала экспертом в жизни клиента, а это не так. Одна из предпосылок, на которой базируется мой подход, такова: экспертом в собственной жизни выступает только сам человек. Я могу видеть ситуацию со стороны, и обратить внимание на тот или иной феномен, но что это феномен значит в вашей жизни — решать только вам. Я не принимаю решения за клиентов. Способность самому принимать решения в своей жизни, делать свободный выбор — это одна из целей психотерапии. 
  • пересечение контекстов: отношения между нами могут быть очень близкими и доверительными. Но ходить в кино, ездить вместе на отдых, получать какие-либо услуги от клиентов я не буду. Это называется “смешение контекстов”, и любой уважающий себя психотерапевт старается этого избегать. Именно поэтому я не работаю со своими родственниками, друзьями.

Результаты — на что надеяться клиенту

Вот приблизительный перечень сфер, в которых возможны изменения:

  • уверенность в себе и собственных силах, более полное понимание самого себя и своих потребностей в этой жизни 
  • развитие таких полярных навыков как опора на себя и способность принимать помощь от других
  • улучшение качества общения с окружающим миром, умение строить отношения, а также экологично завершать их 
  • общее повышение удовольствия от жизни, веры в себя
  • исчезновение или значительное ослабление симптомов, с которыми изначально обратился клиент

На что надеяться не стоит:

  • на то, что улучшение наступит мгновенно
  • на то, что вы сможете изменить близкого человека или научитесь манипулировать, подстраивать окружение под себя
  • на то, что вам достаточно только рассказать о своей проблеме, а психотерапевт “сделает все сам”. Психотерапия — не волшебная таблетка. Это процесс, в котором в равной (!!!) степени участвуют оба: клиент и психотерапевт.
Читайте также:  Неправильное воспитание - психология

Длительность и регулярность встреч

Длительность терапии невозможно предугадать заранее. Можно договориться на определенное количество встреч, после чего подвести итоги и решить, можно ли завершаться.

Одному клиенту достаточно трех встреч, другому требуется два года регулярной поддерживающей терапии. Рекомендуемая регулярность встреч: один раз в неделю. Можно чаще — например два раза в неделю, в случае срочной необходимости или острых переживаний.

Встречаться реже чем раз в неделю я не рекомендую, так как процесс затягивается, и эффективность снижается.

Некоторым клиентам я рекомедую четкий сеттинг: один и тот же день недели в установленное время в течение например 20 встреч. Но не всем, все очень индивидуально.

Стоимость и оплата пропусков

Мы с клиентом договариваемся о встрече на определенный день в определенное время. По инициативе любой из сторон встреча может быть отменена (или перенесена на другой день, что в данном случае одно и то же). Если просьба о переносе поступила меньше чем за сутки, то инициатор переноса встречи несет ответственность за это.

Если инициатор — клиент, он оплачивает пропуск целиком. Если инициатор — психотерапевт, он проводит следующую встречу бесплатно. Как видите, ответственность распределяется поровну. Одна из очень важных причин, по которой такие условия вообще появились — это сопротивление изменениям.

Любой человек подсознательно сопротивляется изменениям, это всегда сложно, ведь необходимо не только самому меняться, но и менять свой способ жизни в окружающем мире, общение с близкими и так далее. Очень часто происходит такая ситуация: на уровне сознания человек желает изменений, на подсознательном уровне — избегает.

И тогда появляются “внезапные” командировки, недомогания — именно в день встречи с психотерапевтом. В этом случае финансовая ответственность спасает клиента от “бегства” и позволяет оставаться в регулярном процессе. Финансовая ответственность терапевта также имеет высокое значение.

Клиент имеет право знать, что он может опираться на своего терапевта, и если встреча назначена в условленное время, то она точно произойдет.

Условие завершения терапии 

Если клиент принял решение завершить терапию до оговоренного срока (либо срок специально не оговаривался), то он обязан прийти как минимум на одну завершающую встречу после сообщения о завершении.

Это необходимо для того, чтобы отношения были не прерванными, а именно завершенными — экологично для обоих сторон.

Кроме того, решение о завершении иногда свидетельствует о наличии сопротивления, и при исследовании этой темы оказывается, что желание продолжить терапию все-таки осталось.

Источник: http://yyuliyya.com/psiholog/psihoterapevticheskiy-kontrakt-dogovor-s-psihologom

Психотерапевтический контракт

Психотерапевтический контракт — это соглашение, чаще всего устное, между клиентом и консультантом (психотерапевтом) о  совместной работе, целью которой является  избавление клиента от  психологических затруднений.

Термин «психотерапевтический контракт» используется для обозначения согласованного набора ожиданий в отношении процесса и результатов консультирования, который вырабатывается совместно консультантом и  клиентом

По своей сути психотерапевтический контракт – это договоренность, которая касается трех основных вопросов.

Во-первых, в контракте оговаривается согласие клиента на консультирование или психотерапию, во-вторых, клиент и консультант обсуждают цели консультирования, и в третьих – они договариваются по поводу организационных вопросов (времени и места консультирования, частоты встреч и оплаты). 

Соглашение по этим вопросам достигается в течение первой консультативной встречи, а в дальнейшем, при необходимости, может быть скорректировано.

Рекомендация консультирования, получение согласия клиента на  консультирование.

Проведя первичную диагностическую беседу с обратившимся за помощью человеком, консультант должен обобщить сложившиеся у него впечатления и  предложить некоторые рекомендации.

Это промежуточное подведение итогов обычно заключается в кратком изложении того, что обсуждалось, без попытки реконструировать развитие личности пациента или истоков его затруднений.

В это же время, в выводах отражаются цели дальнейшего консультирования, поэтому консультант просит и клиента дать свои замечания и комментарии.

Если клиент соглашается с диагнозом консультанта, по тому, насколько уверено и воодушевлённо он это делает, можно судить о его будущей откровенности или сдержанности на последующих сеансах. При несогласии клиента с заключением специалиста возникает необходимость пересмотра результатов диагностики.

Консультант может переоценить готовность пациента к самоанализу или составить не совсем правильное представление о его проблемах и трудностях.

В первом случае клиенту можно посоветовать прибегнуть к какому-нибудь другому виду помощи, а не к консультированию; последняя же ситуация может свидетельствовать о необходимости дополнительной диагностики.

После формулирования заключения и согласия с ним клиента консультант рекомендует использование определенной формы терапии. Консультант должен порекомендовать оптимальный с его точки зрения вариант и ответить на вопросы клиента

При обсуждении психотерапевтического контракта консультант может кратко разъяснить суть предлагаемого метода воздействия и объяснить, в чем заключается консультирование:

— во время консультации клиент рассказывает о себе, а специалист слушает, помогая ему выразить свои мысли, чтобы понять значение того, что он говорит и  делает;

— в процессе этого взаимодействия проясняются мысли, чувства и переживания, относящиеся к прошлому и настоящему опыту клиента, которые позволяют лучше понять его личность и истоки его проблем;

— через расширение границ самосознания, благодаря поддержке консультанта или психотерапевта, происходит ослабление негативных переживаний и развитие более адаптивного поведения.

Во время обсуждения взаимодействия в консультативном процессе, клиент также может получить ответы на вопросы, касающиеся уровня профессиональной квалификации консультанта, например, о том, какова специализация консультанта, где он проходил обучение и практическую подготовку.

Обычно консультанты избегают отвечать на вопросы о себе как о личности. Вопросы, касающиеся личной жизни консультанта, такие как: «Вы замужем? Сколько у вас детей? Вы любите спорт?», чаще всего интерпретируются как нечто, что больше требует осмысления, а не ответа.

Начиная психологическое консультирование, клиенты нуждаются в психологической помощи и обычно не  испытывают особого интереса к личности специалиста, разве что только легкое любопытство.

Просто иногда клиент, интересующийся семейным положением консультанта, может считать, что ему способен помочь только состоящий или не  состоящий в браке специалист. Тогда важно обсудить именно эти представления, а  не внешний интерес к семейному положению консультанта.

Чаще всего, особенно на  начальной стадии консультирования, клиентов больше беспокоит можно ли  довериться консультанту, и сможет ли он их понять и помочь, поэтому любые личные вопросы почти всегда отражают это беспокойство.

Следует помнить, что консультирование и психотерапия — это не дружба, хотя одним из условий хороших психотерапевтических отношений является принятие и  искренность со стороны консультанта, проявление им личных качеств и создание атмосферы совместной работы.

Проблемы, требующие разрешения — это трудности клиентов и для эффективной работы по их преодолению имеет значение личная информация о клиенте.

Консультированием должен заниматься профессиональный консультант, вклад которого в благополучие клиента заключается в проявлении интереса, понимания и готовности оказать помощь, а не в трате времени на  обсуждение своей личной жизни и установлении панибратских отношений.

Нужно заметить, что в определенные моменты и с определенными клиентами консультант может решить, что есть все основания поделиться чем-то из личной жизни, и тогда ему следует поступить именно так. Эмпатичный консультант или психотерапевт, обладающий проницательностью, легко поймет, когда ответ на  личный вопрос или сообщение о себе по собственной инициативе пойдет клиенту на  пользу.

Таким образом, уклонение от личных вопросов на консультации связано не с созданием вокруг консультанта ореола тайны, а с необходимостью сосредоточить всё внимание на клиенте.

Согласование целей консультирования

Результаты консультирования во многом зависят от прочности союза между консультантом и клиентом. Для достижения надежного терапевтического альянса консультант и клиент должны одинаково понимать цели  и процедуры совместной работы.

Для этого в процессе обсуждения психотерапевтического контракта стороны должны эти цели проговорить.

Клиент может перечислить свои проблемы в том виде, в каком он сделал это в  начале беседы или указать на цели и приоритеты, несколько отличающиеся от  рассмотренных ранее. Результатом участия в диагностической беседе нередко бывает новый взгляд клиента на самого себя и на свои трудности.

Проблемы, которым раньше придавалось первостепенное значение, после краткого обсуждения отходят на второй план, а их место начинают занимать ранее вытесненные или отрицавшиеся затруднения.

Если после диагностической беседы и получения согласия на консультирование специалист не попросит клиента рассказать о его собственном видении проблемы, то есть риск взять за основу цели, переставшие быть актуальными для клиента.

Ясно сформулированное соглашение о целях не только облегчает процесс психотерапии, помогая избежать тупиковых ситуаций и наладить продуктивные рабочие отношения, но и позволяет определить оптимальный момент завершения работы.

Задача консультанта на заключительном этапе работы состоит в том, чтобы понять, когда и как завершить работу с клиентом, руководствуясь совместно составленным перечнем конкретных задач. Тем самым специалист избегает ситуации, когда его работа оказывается бесцельной.

Конечно же, в ходе консультирования цели могут изменяться, однако пока они ясны и являются общими, клиент и  консультант могут в любой момент определить, насколько они близки к их достижению.

Организационные вопросы

Далее, клиент и консультант, принявшие решение о совместной работе и  определившие цели консультирования оговаривают время, частоту, место проведения сеансов и оплату консультаций.

Время встреч должно быть удобным для обоих участников. Продолжительность сеанса обычно составляет 2 часа.

Иногда возникают необычные ситуации, требующие увеличения или уменьшения продолжительности встреч, особенно когда клиент переходит к стадии поддерживающего консультирования. Тогда продолжительность встреч корректируется в зависимости от потребностей.

На решение одной проблемы, заявленной клиентом, в среднем отводится от 1 до 6 встреч. На первой консультации клиент должен получить хотя бы частичное разрешение своей проблемы и получить облегчение от того, что у него возникло понимание, что проблема имеет решение

 Вторая встреча назначается через 7−10 дней после первой.  Далее частота встреч – примерно один раз в 10−14 дней.

Иногда люди обращаются к консультанту, не подозревая о том, что потребуется регулярное, посещение, другие же могут считать, что консультации проводятся ежедневно.

Клиническая практика свидетельствует о том, что для достижения позитивных результатов и значительных личностных изменений необходимы, по  крайней мере, еженедельные встречи. Чем большего намереваются добиться участники, тем выше вероятность того, что потребуются более частые встречи.

Чем ближе запланированная стратегия консультирования к поддерживающей, тем выше вероятность того, что поставленных целей можно будет достичь при частоте меньше одного раза в неделю.

При обсуждении организационных моментов оговаривается место проведения сеансов. Предпочтительно, чтобы сеансы проводились в  одном и том же месте. Людям легче раскрыться, если они чувствуют себя «как дома», а обстановка кабинета постепенно становится знакомой, что создает у  клиента чувство комфорта.

При заключении психотерапевтического контракта также рассматриваются организационные моменты, связанные с оплатой. Многим людям трудно обсуждать денежные вопросы, поэтому иногда специалист поддается соблазну обойти прямой разговор на эту тему.

Консультант должен обязательно убедиться в том, что клиент знает о стоимости предоставляемых услуг, считает ее разумной и приемлемой и имеет возможность задать вопросы на эту тему.

Открытое обсуждение вопроса оплаты дает клиенту возможность получить информацию, на которую он имеет право, кроме того, оно помогает ему понять, что на консультативном сеансе можно обсуждать любые жизненные вопросы.

Клиент покупает услуги консультанта, он не делает покупку с гарантией возврата товара в случае, если он его не удовлетворяет. Он также не имеет права на бесплатную пробу.

Клиент должен с самого начала регулярно оплачивать услуги консультанта, учитывая, что он выполняет взятые на себя обязательства.

Оправдаются ли расходы клиента, зависит не только от квалификации психотерапевта, который пытается оказать ему помощь, но и от усилий клиента и  его степени заинтересованности в достижении результата.

В результате консультирования клиент может ожидать:

— улучшения межличностного взаимодействия;

— повышения самооценки, уверенности в себе и самоуважения;

— возрождения интереса к жизни, прилива энергии и появления удовлетворенности;

— большей веры в собственную компетентность и в собственные возможности;

— значительного снижения остроты проблем (ослабление симптоматики), заставивших клиента обратиться за помощью;

Довольно трудно заранее предугадать, избавится ли клиент с помощью консультирования от всех проблем, однако, оно поможет лучше узнать себя. Кроме того, консультирование и психотерапия уже принесли пользу другим людям.

Источник: http://www.psycholog-consultant.ru/solving/90/index.php

Заключение контракта при психологической помощи

Заключение контракта считается обязательным этапом психологической помощи, а умение его достигать — одной из базовых навыков эффективной психологической деятельности. Необходимость о достижениях определенной системы договоренностей между психологом и клиентом говорили Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, К. Роджерс, В. Франкл, Ф. Перлз, А. Эллис, А. Бек.

Собственно процесс заключения психологического контракта, его основные типы, этапы и процедуры подробно описаны в работах таких многих исследователей как Г.С. Абрамова, Э. Берн, К. Бремс. Автором идеи психотерапевтического контракта считают основателя транзакционного анализа Э. Берна.

Так же мы можем рассказать вам как заменить дисплей htc desire x самостоятельно в домашних условиях.

Психотерапевт подчеркивает, что весь процесс психологической помощи должен базироваться на системе соглашений — контрактов. Он обосновывает необходимость заключения контрактов как между психологом и организацией, так и между психологом и клиентом. В каждом из случаев Э.

Берн выделяет административный, профессиональный и психологический контракты или уровни контракта. Административный уровень предусматривает урегулирование отношений между клиентом, консультантом, организацией, которая предоставляет услуги и законодательством.

Читайте также:  Вежливые переводы на практикум - психология

Предметом профессионального контракта является цель и задачи психотерапевтической работы, ожидаемые результаты.

Психологический контракт — это договоренности, касающиеся непосредственного межличностного взаимодействия, в частности уровня открытости и доверия между психологом и клиентом. Основная функция психологического контракта — терапевтическая.

Определение со структурой терапии, собственными ожиданиями и возможными результатами работы предусматривает первичный самоанализ клиентом собственной личности. К тому же процесс заключения психологического контракта является перманентным, рассеянным во времени, при этом сам контракт, или отдельные его положения могут приобретать новый смысл в процессе работы.

Современные исследователи на первый план выдвигают и другие функции и задачи психологического контракта.  И.

Вайнер считает, что заключение психотерапевтического контракта позволяет решить следующие основные задачи: установить необходимость психотерапевтической помощи как таковой, определить ее цели и технические процедуры, договориться по организации процесса (графику сессий, платный, этике и т.д.) Р.

Кочюнас отмечает, что контракт побуждает клиента к пониманию собственных проблем через осознание потребности в психологической помощи. С.В. Васьковская ключевой проблемой контрактного взаимодействия считает распределение ответственности между психологом и клиентом. Автор отмечает, что четкое делегирование ответственности приводит к тому, что клиент заключает контракт будто сам с собой: «Над формулировкой контракта клиент работает вместе с консультантом, а заключает его с самим собой.

Консультант является  свидетелем этого процесса. Учитывая функциональную сложность психологического контракта важен вопрос его структуры, основных компонентов и положений. Так, С.В.

Васьковская отмечает, что в контракте должны присутствовать две основные части: содержательная, в которой говорится об изменениях, ради которых человек обратился к психологу и организационная, содержащая вопросы места, количества встреч, оплаты услуг.

Одной из наиболее полных является структура контрактов описанных К. Бремс и C. Гледдинг.

Исследователи настаивают на том, что консультант и клиент должны договориться относительно таких ключевых моментов: квалификации и опыта психолога, сущности консультирования, жалоб клиента, вопросов связанных с оплатой услуг консультанта и контактного времени работы, процедур хранения информации и границ конфиденциальности.

Процедура заключения психологического контракта является оригинальной для практики каждого отдельного психолога, ее содержание и форма различается в зависимости от теоретических взглядов и технических особенностей работы автора, круга клиентов.

Отдельные исследователи сходятся во мнении, что фиксирование договоренностей на бумаге не является обязательным и достаточно того, что клиент соглашается с ними.

Гарантией соблюдения правил сотрудничества в таком случае является то, что клиент принимает активное участие в формулировании контрактных обязательств и может, с согласия, психолога, менять их в ходе работы.

В этой статье мы расскажем о том, как правильно расставить мебель по системе фэн-шуй, чтобы все было сбалансировано в доме, и не …

Дамам необходимо держать в голове, что за каждым удачным мужиком стоит любящая и рачительная супруга. Потому им нужно взять на заметку немного правил …

Первым делом успокойтесь. Крики, угрозы, наказания — любое давление и агрессия с вашей стороны не помогут, а только ухудшат ситуацию. Ребенок замкнетс…

Источник: http://www.megairk.ru/news/new/48120

Анализ результатов переговоров и выполнение достигнутых договоренностей

Период прямого взаимодействия сторон завершился, но говорить об окончании переговоров было бы преждевременно. Оппоненты покидают стол переговоров, а сам переговорный процесс вступает в заключительную стадию анализа результатов переговоров и выполнения достигнутых договоренностей.

Прежде всего, каждой из сторон необходимо проанализировать прошедшие переговоры вне зависимости от того, были они удачными или нет, и решить:

• насколько хорошо была проведена подготовка к переговорам;

• была ли соблюдена запланированная программа переговоров;

• каков был характер взаимоотношений с оппонентами;

• какие аргументы были убедительны для оппонентов, а какие они отклонили и почему;

• пришлось ли идти на уступки и каковы будут их последствия;

• какие возникали трудности в процессе переговоров;

• каковы перспективы дальнейших взаимоотношений;

• какой опыт переговоров можно использовать в будущем;

• каковы основные причины достигнутых результатов.

Зримым критерием результативности переговоров является достигнутое соглашение, но его наличие не следует трактовать как безусловный успех. Для оценки успешности переговоров можно использовать ряд критериев.

1) Степень решения проблемы. Достигнутое в ходе переговорного процесса соглашение есть свидетельство того или иного решения проблемы. Однако в зависимости от характера договоренностей итог взаимодействия сторон различен:

• достижение взаимовыгодного результата снимает проблему с повестки дня и создает прочный фундамент для дальнейших взаимоотношений сторон;

• поражение в той или иной мере одной из сторон ставит под угрозу соблюдение соглашения.

2) Субъективные оценки переговоров и их результатов. Переговоры увенчались успехом, если обе стороны удовлетворены их итогами и расценивают достигнутое соглашение как справедливое решение проблемы. Впрочем, не исключено, что впоследствии эти оценки изменятся.

3) Выполнение условий соглашения. Необходимо помнить, что даже самый блестящий результат переговоров заметно потускнеет, если возникнут проблемы с выполнением взятых на себя сторонами обязательств.

Готовность сторон к выполнению условий соглашения позволяет не только оценить степень успешности переговоров. Этот аспект является также важной содержательной характеристикой последней стадии переговорного процесса. Результат переговоров становится сомнительным, если его участники не торопятся с выполнением условий договора.

Наилучший способ обеспечить долговременный эффект переговоров — включение в соглашение плана по его реализации. Важно, чтобы в нем четко оговаривалось, что необходимо сделать, к какому сроку, чьими силами.

Должна быть предусмотрена также и система контроля за выполнением соглашения. Именно эта функция была возложена на писателя и дипломата А. С. Грибоедова, обеспечивавшего выполнение Персией условий Туркманчайского мира (1828). Ему предстояло взыскивать контрибуцию и возвращать на родину российских подданных. Напомним, что, выполняя эту миссию, он погиб в Тегеране от рук фанатиков.

Кроме того, в итоговом документе можно оговорить и процедуру возможного пересмотра соглашения или его частей.

Подводя итог, необходимо отметить, что участникам переговоров следует приступать к выполнению взятых на себя обязательств как можно скорее. Поскольку отсрочка выполнения может вызвать сомнения и недоверие сторон друг к другу.

Источник: http://ovendij.ru/2011-12-17-17-42-06/107-2012-01-18-10-05-53.html

Договор между психологом и клиентом — Ψ — Психолог Зоя Наварро

*Внимание! Этот договор не является официальным документом, а исполняет роль памятки психологу и клиенту.

Устное согласие с этим документом подтверждает Вашу готовность следовать правилам договора и свидетельствует об осознании своей доли ответственности за результат работы с психологом.

Каждая встреча называется  «сессия». Продолжительность сессии – 50 минут.

1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Работу с психологом сложно описать четко и последовательно в связи с ее неповторимостью в каждом отдельном случае. Она варьируется в зависимости от психолога и клиента, а также от конкретной проблемы, обсуждаемой в ходе работы.

Психологическая помощь существенно отличается от посещения врача. В отличие от медицинского лечения, в кабинете психолога от Вас потребуются собственная активность, некоторые усилия и включенность. Для того, чтобы работа с психологом проходила успешно, Вам необходимо работать над обсуждаемыми проблемами, как на консультации, так и между ними.

2. РИСКИ И ВЫГОДЫ

Психологическая помощь предполагает определенные трудности, но вместе с тем дает значительные результаты.

Поскольку работа с психологом часто предполагает обсуждение малоприятных тем, Вы можете столкнуться с переживанием таких неприятных чувств, как вина, боль, злость, раздражение, грусть, одиночество, беспомощность и др.

С другой стороны, психологическая помощь способна дать хорошие результаты людям, которые продолжают посещать психолога, несмотря на неприятные чувства.

Работа с психологом может привести к улучшению отношений, преодолению многих жизненных проблем, а также к уменьшению чувств подавленности и неудовлетворенности жизнью.

Однако нельзя дать гарантии в том, какой опыт получит каждый конкретный клиент.

3. НАЧАЛО РАБОТЫ С ПСИХОЛОГОМ

Первая встреча является вводной и посвящена определению потребностей клиента

В случае, если проблематика, заявленная Вами, не соответствует психологической, может быть дана рекомендация обратиться к соответствующему специалисту из другой области, если это необходимо.

Внимательно оцените всю полученную в ходе консультации информацию (Ваши мысли, чувства, ощущения), чтобы принять решение о том, комфортно ли Вам продолжить работу со мной. Работа с психологом требует больших затрат времени, денег и усилий, поэтому Вам следует быть очень внимательным в выборе специалиста, чтобы избежать разочарования и получить ожидаемый результат.

Если все-таки появляются сомнения и они нарастают, я могу порекомендовать Вам другого специалиста-психолога для работы с Вами.

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРЕННОСТИ О РАБОТЕ С ПСИХОЛОГОМ

При принятии решения о совместной работе в конце второй встречи психолог и клиент заключают договор о сотрудничестве.

В ходе заключения договоренности обсуждаются цели, ожидаемый результат, условия и длительность совместной работы до следующего пересмотра условий работы.

 Предварительная длительность работы может составлять курс в 5, 10 или 15 встреч, на последней из которых принимается решение о продолжении или завершении работы.

5. ФОРМАТ РАБОТЫ

Сессия, как правило, происходит раз в неделю в оговоренное психологом и клиентом время. По необходимости встречи могут происходить чаще.

За клиентом закрепляется конкретное время. Специалист обязуется закрепленное за клиентом время не занимать другими клиентами, за исключением случаев, когда клиент отменяет встречу. В исключительных случаях, при взаимном согласии, время встречи можно поменять.

Любые изменения, такие, как оплата, время, частота встреч, формат работы обговариваются между клиентом и психологом во время заключения или пересмотра договора либо при необходимости по инициативе клиента или психолога.

6. ОПЛАТА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ

Способ оплаты – наличный расчет после проведенной консультации. Если Вы хотите воспользоваться другими способами оплаты услуг, вам необходимо сообщить об этом во время записи на консультацию, чтобы получить реквизиты.

Размер оплаты может меняться ежегодно, но не чаще, чем два раза в год, как правило, осенью и весной. Повышение не может превышать 25% от актуальной стоимости консультации. Психолог обязуется сообщать об этих изменениях не менее, чем за месяц.

Каждая сессия оплачивается клиентом в удобной для него форме: перед началом, после окончания сессии, возможна оплата вперед за несколько сессий. В долг сессия состоится в исключительных случаях.

На второй встрече клиент вносит сумму 100% от стоимости консультации, которая будет залоговой при несоблюдении условий контракта. Если все финансовые обязательства клиент выполняет, то последняя встреча происходит за счет залоговой суммы (без оплаты).

7. ПЕРЕНОС ИЛИ ОТМЕНА КОНСУЛЬТАЦИИ

Клиент обязуется предупреждать специалиста об отмене встречи не менее чем за 24 часа (накануне), в противном случае, клиент оплачивает время, за исключением случаев непреодолимой силы. Специалист, со своей стороны, в случае отмены встречи менее чем за 24 часа, следующую встречу проводит бесплатно, за исключением случаев непреодолимой силы.

Является ли невозможность присутствия на сессии обстоятельством непреодолимой силы, клиент или специалист оценивает сам. Обстоятельствами непреодолимой силы может считаться физическая невозможность присутствия на сессии из-за: стихийных бедствий, несчастных случаев, болезни, а также других экстраординарных обстоятельств, которые обсуждаются на последующей сессии.

Если клиент принимает решение о прекращении консультаций в одностороннем порядке, то оплата производится из залоговой суммы.

В случае, если клиент опаздывает на консультацию, ее время сокращается на время опоздания. Например, если клиент приезжает на встречу на 18.15, а не на 18.00, то консультация по-прежнему длится до 18.55, время ее окончания не сдвигается.

Читайте также:  Меломан - психология

8. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПСИХОЛОГА И КЛИЕНТА

Психолог отвечает за то, чтобы быть внимательным, наблюдать, что происходит с клиентом и сообщать ему о своих наблюдениях, мнениях, версиях и гипотезах. За все остальное (выводы, решения и изменения в своей жизни) ответственность несет клиент.

Для того, чтобы получить пользу от встречи, клиенту необходимо максимально включаться в работу, в упражнения, в обсуждение.

Вместе с тем, клиент может останавливать адресованные ему высказывания, вопросы или предложения.

На время сеанса обе стороны обязуются обеспечить условия для работы (не отвлекаться на другие дела, телефонные разговоры, болтовню о посторонних или личных вопросах).

В течение всего времени, пока идет работа с психологом, клиент оставляет окончательное принятие решений, например: заключения брака, развода, изменений в карьере, месте жительства и т.п.

на период после окончания консультирования или обсуждает эти вопросы со специалистом, т.к.

такие решения могут быть приняты под влиянием аффекта или обострения психологического состояния, возможного при работе с травмами.

9. ЭТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА В РАБОТЕ С ПСИХОЛОГОМ

Не допускаются никакие виды насилия (экономическое, физическое, сексуальное, психическое), оскорбительные действия, а также использование конфиденциальной информации без согласия обеих сторон.

На период действия контракта не допускаются изменения социальных ролей между клиентом и психологом. В частности, нельзя вступать с психологом в дружеские, любовные, семейные и деловые отношения или участвовать в совместных коллективных мероприятиях, не являющихся частью психологической работы.

Любая информация, сообщённая клиентом психологу, конфиденциальна и не выносится за пределы общения между клиентом и психологом. Психолог обязуется оставить в секрете сам факт обращения за психологической помощью, если это необходимо.

Сохранение, либо нарушение конфиденциальности со стороны клиента остается на его усмотрение.

Ничто из того, что скажет клиент, не будет использовано против него.

Иногда для работы полезно обсуждение случая с другими специалистами (супервизором, психиатром или другим врачом). В таком случае информация обсуждается так, чтобы сохранить конфиденциальные данные клиента. В таком случае консультант, с которым обсуждается случай, также обязуется сохранить конфиденциальность.

10. ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ С ПСИХОЛОГОМ ЗАПРЕЩЕНО

Нельзя проводить занятие в состоянии алкогольного опьянения (даже легкого) или под влиянием веществ, изменяющих сознание, например, наркотиков или сильных успокоительных, если они не прописаны клиенту лечащим врачом для постоянного приёма. Допускаются вещества, проясняющие и обостряющие внимание, не искажая его, такие, как чай, кофе, никотин, ноотропы. Психологическая работа в состоянии измененного сознания небезопасна.

11. ЗАВЕРШЕНИЕ РАБОТЫ С ПСИХОЛОГОМ

Клиент имеет право прервать работу в любой момент, взяв перерыв в работе на любой срок или окончательно. В случаях принятия решения прервать работу, нужно посетить еще 1-2 сессии в целях психологического завершения работы.

P.S. Договор заключается в устной форме.

Источник: http://navarroz.com/dogovor.html

Психотерапевтический контракт

Психотерапевтический контракт — это ясно сформулированное соглашение между клиентом и психологом о совместной работе, цель которой — избавление клиента от психологических затруднений. 

Что такое контракт с психологом?

Устная договоренность между психологом и клиентом об условиях сотрудничества и есть психотерапевтический контракт.

Обычно, на первой консультации, ознакомившись с вашими трудностями, и ясностью относительно желания работать, чтобы их разрешить, я рассказываю об условиях долгосрочной психотерапии. И предлагаю вам обдумать, согласны ли вы с ними до принятия решения о наших длительных отношениях.

Также,  призываю вас задавать любые вопросы, которые беспокоят вас перед принятием решения. Чем больше ясности в нашем дальнейшем сотрудничестве, тем более ответственно мы сможем работать и меньше риск недопонимания и впустую потраченного времени, сил и денег. Поэтому вопросу соглашения между нами (контракта), я стараюсь уделить достаточно внимания.

Какие условия оговариваются в контракте?

Прежде всего, ориентирую, на сколько могу, по срокам и говорю о важности полноценного процесса психотерапии.

Как и любой процесс он имеет начало, развитие и завершение, будь то лечение аппендицита, смена колес в автомобиле или стрижка в парикмахерской.

Сначала проводится диагностика и постановка целей и задач, затем, сама процедура и выполнение поставленных задач и в конце, присвоение нового опыта, и оценка соответствия поставленным целям.

И если решить встать с операционного стола как только аппендикс вырезали, не зашив, не пропив курс антибиотиков; уехать из сервиса, сняв старые колеса и не поставив новые; выйти из парикмахерской с половиной стрижки, то и результата нет, и с животом все хуже и хуже, и машина не едет, и выгляжу странно.

Так и в психотерапии очень неполезно в середине процесса ее бросить. Вы останетесь один на один с незавершенными изменениями и предполагаю, что проблема обостриться и страдания увеличатся. Со старыми шинами хоть как-то можно было ездить.

Для меня, как специалиста, последствия тоже малоприятны, ведь в случае завершения терапии, вы можете порекомендовать мои услуги другим людям, а в случае обострения кризиса, разочароваться и во мне, как профессионале и в психотерапии, как хорошем инструменте помощи.

Поэтому рекомендую все, что возникает в процессе психотерапии и толкает уйти: «скучно тут», «мне не помогает», «обидно, что меня не понимают», «да пошла ты» и т.п. обсуждать на сессиях, памятуя о важности целостности.

В любом случае, решение об окончании психотерапии вы принимаете сами, основываясь на собственном ощущении, понимании, новом видении, согласуя их с первоначальным запросом.  И я предупреждаю о необходимости последней встречи для завершения: подытоживания проделанной работы, присвоения нового опыта.

Для плодотворного сотрудничества я призываю вас к искренности. Чем прямее и честнее вы сможете говорить о ваших трудностях, тем больше шансов с этим что-то делать. В свою очередь, обещаю быть искренней с вами и соблюдать правило конфиденциальности. Наши беседы не выйдут за рамки кабинета.

Организационные моменты.

Частота встреч. Оптимально встречаться раз в неделю. Этого времени хватает на принятие и опробование нового приобретенного опыта.  Однако важна именно периодичность (2 раза в неделю, 1 раз в две недели и т.п.

), а не спонтанные посещения: плохо – пришел, хорошо – пропустил. Отреагирование эмоций, конечно, позволит чувствовать себя лучше, снять симптом, но не решить проблему.

Получится как в притче: я могу, конечно, накормить голодного рыбой, но лучше научить его ловить рыбу самого.

Время. Выбираем день недели и время, подходящее нам обоим и берем обязательство быть в это время. Пропуски сессий неполезны. Безусловно, бывают обстоятельства, отпуск, командировка, болезнь…, когда можно перенести встречу на другое удобное время.

 А бывает работа защитных механизмов, когда вдруг перед встречей «уехал не на той маршрутке», «заболела голова», «возникло срочное дело»… Для обхождения с защитами и ограничения моей работы от сбоев, принимается правило: о пропуске или переносе консультации сообщайте больше, чем за сутки.

Если меньше, чем за сутки – вы целиком оплачиваете эту консультацию.

У меня симметричные условия, я тоже могу заболеть или срочно побежать к ребенку… Для ограничения сбоев ваших планов и симметричности обязательств, если я сообщаю о переносе встречи меньше, чем за сутки, следующую встречу я провожу бесплатно.

Место. Я принимаю в своем офисе по адресу: Стародеревенская 6 корпус 1. Также, я могу выезжать на дом к клиентам, которые не могут приехать ко мне из-за болезни, инвалидности, обстоятельств. Цена в этом случае оговаривается индивидуально.

Оплата. Стоимость моей работы 2000 рублей за 50 минут консультации. Оплачивается каждая сессия. Не предусматриваются ни предоплаты, ни постоплаты.

Долго. Дорого. Без гарантий.

Это мало похоже на соблазнительный слоган, однако это так. Я вообще боюсь обращаться к любому виду услуг, где обещают быстро, дешево и лучше всех. Меня настораживает в этих случаях, чего же я не знаю и доверие падает. Лучше заранее понимать, что ожидает. Поэтому подробно, что имеется в виду.

Долго. Эта оценка не объективна, а относительна ожиданий обратившихся за помощью. Чаще ко мне приходят, не в момент затруднений или легкого беспокойства, а когда уже полный привет.

А согласитесь, профилактика здоровья зубов, например проще, чем лечение кариеса; в свою очередь, лечение кариеса быстрее и легче лечения пульпита; и даже пульпит лечить быстрее, чем ставить коронку на разрушенный зуб, не говоря об имплантации.

Поэтому сроки психотерапии зависят и от времени и глубины проблемы, с которой обращаются. Сбросить 50 кг лишнего веса дольше чем 5. И ожидания, что то, что копилось годами, можно изменить за пару встреч, не оправдываются. Поэтому субъективно, обратившимся предположительные сроки работы с психологом кажутся долгими.

Некоторым клиентом хочется решить как можно быстрее за счет учащения встреч, однако если одна женщина может выносить и родить ребенка за 9 месяцев вовсе не означает, что 9 женщин могут выносить и родить ребенка за один месяц.

Дорого. Опять же оценка субъективна. Ведь, казалось бы цена не за работу, а «за поболтать», а поболтать у нас всегда и везде легко, просто и стоит пару чашек кофе или бутылку водки. Тем не менее, я работаю, а не просто разговариваю.

И чтобы, работать профессионально, кроме основного образования, постоянно получаю дополнительное. Работа психолога подразумевает перманентное обучение, личную психотерапию и супервизию, которые стоят денег.

В себестоимость частного психолога входят и повышение квалификации, и аренда помещения и отпуск и больничные и литература и реклама. Как в том анекдоте, где мастер починил военный корабль ударом молотка в машинном отделении и огласил сумму за услуги в 1 000 005 долларов.

Миллион пять долларов за удар молотком?! Нет. Пять долларов за удар молотком и миллион за то, что я знал куда ударить.

Цена консультации может казаться дорогой. Вместе с тем, услуги врачей, юристов, репетиторов, косметологов и прочих специалистов одного порядка. И решение тут в расстановке приоритетов. Что важнее для меня 50000 рублей за полгода терапии и улучшения моего состояния или за новый мягкий красивый диван?

Без гарантий. Со своей стороны, я отвечаю за процесс. За то, что я буду с вами это время со всеми своими знаниями и профессиональными навыками. За то, что я буду внимательна и искренна с вами. За конфиденциальность. За соблюдение этического кодекса.

Вы, в свою очередь, отвечаете за инициативное присутствие на встречах. За открытость и готовность работать. За свои жизненные выборы. За приобретение нового опыта и активность.   

При всем этом я не отвечаю за результат и не могу дать гарантий, потому как не знаю, как вы будете обходиться с психотерапией.

Можно узнать, выучить, понять, догадаться, согласиться с тем как устроена машина, как ее заводить, как переключать передачи, как крутить рулем, как жать на тормоз…, но так и не поехать на ней. Без вашего личного опыта изменения невозможны.

И я не могу пройти этот опыт за вас. От покупки абонемента в фитнес зал, мышцы не появляются. Результат не зависит только от моей компетентности.

Несмотря на кажущиеся сложности и отсутствие гарантий результата, психотерапия – очень эффективный инструмент для решения проблем. Это ваш шанс выйти из кризиса, изменить ситуацию. А главное, она помогает лучше узнать себя, осознать свои желания и найти способы их удовлетворять.

Если что-то осталось не ясным, звоните, узнавайте: 8 (911) 179-31-06

Источник: http://savinih.ru/psixoterapevticheskij-kontrakt/

Ссылка на основную публикацию