Враждебный и дружественный мир — психология

Практическая психология

Прекрасный, сияющий, любящий нас мир – это состояние и переживание по поводу мира, в котором мы живем.

Распространено мнение, что такое состояние не может длиться долго, поскольку человеку и его душе требуется разнообразие. Это, к счастью, миф, ошибка обыденного сознания.

Она заключается не в том, что людям нужно разнообразие (тут все верно), а в непонимании, что состояние «Мир прекрасен» вовсе не однообразно.

Внутри него множество разнообразных эмоций со множеством оттенков: азарт, кураж, драйв, вдохновение, воодушевление, энтузиазм, энергичный интерес, интерес и детское любопытство, радостное возмущение, любование и восхищение, бодрая уверенность, теплая доброжелательность, спокойная умиротворенность, внимательная забота и живая сосредоточенность, а главное, вечером очень хочется скорее проснуться поутру – всё это грани удивительного светлого мира.

Дружественный мир – тот, в котором люди и жизнь в целом дружелюбные. Для человека, видящего мир таким, незнакомец – это друг, который об этом еще не знает.

Ему можно улыбнуться, с ним можно познакомиться, ему можно поверить. Человек человеку друг. В дружелюбном мире в драку не лезут, а тепло интересуются, устанавливают контакт, завязывают знакомство.

Согревают искренней улыбкой и поддерживают добрыми словами.

Здесь изначально о человеке думают хорошо. Врагов тут нет, плохих людей мало или даже нет совсем. Ценности мира – доверие, позитивное отношение к людям и окружающей среде в целом.

Если случаются перемены – это к лучшему. Дружественный мир – тот, где есть друзья и возможности. Может быть, нет любви, но есть гармония.

Частая обратная сторона видения мира как дружественного – наивное, детское, романтическое мышление.

Эмоции и эмоциональные состояния, характерные для дружественного мира, – радость, интерес, веселье. В этом состоянии мир уже не прекрасен, но еще и не обычен. Это мир светлый и неопасный, милый и теплый.

Обычный мир – серый мир. Его нельзя назвать враждебным, но и дружественным тоже. Пустой мир, в котором нет ни врагов, ни друзей. В какую сторону повернется эта пустота?

Враждебный мир – тот, с которым нужно воевать. Своих людей мало, врагов много. Здесь изначально человек человеку волк. «Пока кто-то не зарекомендовал себя с лучшей стороны, не подпускаем его близко.

А когда он это сделает, тоже не подпустим, потому что он наверняка втирается в доверие, чтобы узнать наши больные точки». Поселенцы такого мира боятся манипуляций от всех, даже от близких людей. Любые перемены страшны.

Этот мир темный и опасный, здесь можно только воевать. Или бояться, если воевать не получается.

Незнакомый человек во враждебном мире – враг до тех пор, пока не доказал обратного. От него нужно защищаться, а лучше самому напасть первым. Ударить словом, недоверием, холодностью.

Во враждебном мире, полном опасностей, свой человек защитит, а чужой – нет. Свой для нас всегда хороший, а чужой – если не враг, то по крайней мере внушает опасения.

Со своим мы сотрудничаем и дружим, от чужого держимся на расстоянии.

Страшный мир для его жителя – темный и огромный. Во враждебном мире еще можно драться, есть шанс хоть на какое-то время стать победителем, а здесь – нет. «Мир заведомо больше и сильнее меня, я маленький, слабый и беспомощный». Он страшен и пуст, потому что нет друзей, тебя никто не поддержит.

Эмоции и эмоциональные состояния, характерные для страшного мира, – страх, горе, ужас, отчаяние, апатия, уныние.

«Мир страшен» – установка, закрывающая ворота в светлый мир. Убеждение, гасящее глаза у обитателей страшного мира. Внушение, которое подхватывают уставшие и отчаявшиеся из враждебного мира.

Прямого соответствия между той или иной эмоцией (чувством, состоянием) и картиной мира нет, многие эмоции и эмоциональные состояния могут быть смешанными, относиться одновременно к разным мирам.

Похоже, человек сам решает, в каком мире он находится, а его эмоции и чувства – только одно из обстоятельств. Люди – как дети, и они относятся к миру так, как в детстве к своим родителям. Они склонны называть мир враждебным, если он у них что-то отнял, а если привыкли бояться и не приучены преодолевать трудности, начинают плакать, что мир страшен.

Для оценки эмоционального состояния (понятие, объединяющее настроения, внутренние чувства, влечения, желания, аффекты и эмоции) и степени душевного благополучия человека используется шкала тонов. Чем выше эмоциональный тон, тем более человек благополучен и успешен. Чем тон ниже, тем более он неуверен в себе и подвержен фобиям (см. гл. 19, разд. «Проблемные психические состояния»).

Если у вас есть выбор, едва ли стоит связываться с людьми, у которых эмоциональный тон существенно ниже вашего.

Если для вас мир дружествен, не надо создавать семью с человеком, установка которого – «мир враждебен».

Если вы руководитель, то скорее всего не будете брать на работу сотрудников с низким эмоциональным тоном, которые везде видят врагов, никому не доверяют, всегда оправдываются и всего боятся.

Все дети рождаются в ярком позитивном мире: вокруг столько всего нового, классного, непознанного! Большинство пожилых людей воспринимают мир как враждебный, а то и страшный (см. гл. 3, разд. «Характер»).

Можно ли изменить эту закономерность и поддерживать высокий эмоциональный тон в течение всей жизни? Да, можно.

Можно ли поднимать окружающих людей по шкале эмоциональных тонов? Да, если они этого хотят или хотя бы не сопротивляются. Самый простой способ – поместить человека в окружение светлых и бодрых людей, например пригласить в тренинг-центр «Синтон».

Однако нужно учесть, что человек с установкой «мир враждебен» компании с активным дружественным и позитивным настроем воспринимает тяжело, ему это внутренне не близко, и подобные отношения ему могут казаться неискренними.

Есть определенные правила, как поднимать низкий эмоциональный тон.

Резкий подъем по шкале эмоциональных тонов обычно не работает, и позитив, слишком контрастирующий с состоянием собеседников, может сильно раздражать. Лучше работает постепенное перемещение от минуса к плюсу, поэтому главное правило: двигаться маленькими шажками, постепенно.

Если близкий вам человек на кого-то злится или обижен, лучше реагировать на это нейтрально, но дать ему возможность проговорить свои эмоции. Когда ему станет легче, переключите его на беспокоящий вас вопрос, который отвлечет его от переживания обиды.

Ваше беспокойство окажется ступенькой, откуда можно будет делать следующие шажки к спокойному размышлению, а потом и к юмору, и к радости.

Состояние человека будет меняться быстрее и надежнее, если параллельно с этими действиями вы сможете поменять и его физическое окружение: поднять его, если он сидит, повернуть к окну, если он уткнулся в угол, перейти с ним в другую комнату или вывести его на улицу.

Лучше всего вместе погулять: это народное средство является одним из лучших лекарств от длящейся злости, расстройств и депрессии. Мужское и женское мировосприятие Живя в одном и том же мире, мужчины и женщины (см. гл. 4, разд. «Мужчины и женщины») воспринимают его по-разному. Мир мужчины – внешний, предметный.

Мужчина может хорошо разбираться в отношениях, но изначальная его задача – создавать предметы, чинить их, разбираться в них. Внимание мужчина всегда направляет во внешний мир и ищет там то, что может сделать своим, после чего «захватывает» желаемый объект. В центре внимания женщины – она сама.

Она сделает все, чтобы быть привлекательной, чтобы оказаться в центре внимания и чтобы мамонта принесли именно ей! Мир женщины – мир чувств и человеческих отношений. Женщина в первую очередь чувствует, а не анализирует, и воспринимает она прежде всего отношения, стремясь к гармонии.

Сознание и бессознательное

Сознание как процесс – энергия (сила), освещающая внутренний мир человека и делающая управление психическими процессами явным и контролируемым, дающая возможность замечать внутреннее: телесные ощущения, импульсы и желания, течение образов и мыслей.

Источник: https://mentalklinik.ru/prakticheskaya-psixologiya/19/

Почему мир может казаться враждебным — Елена Митина

30 января 2014

Одна моя знакомая первого ребенка родила очень рано — в 15 лет. Мужа у нее не было, и всю беременность она ходила в страхе и стыде, а когда родила — даже не предполагала, что ей будет так трудно ухаживать за малышом.

Конечно, тогда и речи не могло быть о духовном воссоединении с ребенком, о том, чтобы правильно угадывать и реагировать на его потребности. Ведь мама боялась и переживала за свое дальнейшее будущее.

Впрочем, этот опыт дал возможность женщине по-другому взглянуть на себя и свою жизнь. После нескольких лет страданий – она таки занялась психологией, личностным развитием. А потом – вышла замуж и родила вторую дочь.

Со вторым младенцем у нее была совсем иная связь: будучи беременной, мама общалась с ним, слушала музыку, занималась йогой. А когда малышка родилась – мама радовалась каждому мгновению, проведенному с ней.

Такое разное отношение к своим дочерям, конечно же, не могло не отразиться на их жизни. Старшая – которую мама еще в своей утробе считала «инородным телом» и «портящим ее жизнь» существом  –  росла запуганная, озлобленная.

Лишь через некоторое время – когда мама стала меняться, а потом вышла замуж – ее первая дочь воспряла духом и немного успокоилась. Но базовая враждебность к миру так и осталось. Девушка выросла с довольно недоверчивым характером, осторожной, отгороженной от мира. Младшая дочь – совсем наоборот.

Напитанная материнской любовью с утробы, девочка легко шагает по жизни. Ее не пугает общение с людьми, отношения с ними, она смела, энергична и открыта.

Зачем нужен бондинг

То, как мать общается с ребенком в утробе и в первые года жизни называется бондингом. От английского bonding – это «воссоединение», «воссоздание». Так называют ту уникальную, тонкую, интуитивную связь младенца и его матери.

Именно в перинатальном периоде и в период до одного года жизни ребенка в результате бондинга формируется так называемое базовое доверие к миру. Оно проявляется в исходной установке «мир добр ко мне» или наоборот — «мир враждебен».

Доверие к миру формируется, если мир предсказуем и доброжелателен.

Это означает, что мама правильно распознает сигналы, подаваемые малышом (чего ему хочется в данный конкретный момент), своевременно удовлетворяет эти его потребности и устраняет дискомфорт.

Если с самого момента рождения мама находится рядом с ребенком, в любой момент готова прийти на помощь, малыш ощущает себя в безопасности и пребывает в уверенности.

Если в этот период в силу каких-либо экстремальных обстоятельств оно не формируется, то останется не восполненным на всю жизнь.

В силу каких-либо обстоятельств мама может неправильно распознавать сигналы ребенка, вовремя не удовлетворять его потребности, иметь собственные психологические проблемы (что обязательно отражается на отношении к ребенку).

В таких случаях у малыша сформируется установка, что «мир ко мне враждебен», а его базовыми эмоциями станут тревога и страх. Впоследствии такой ребенок станет неуверенным в себе и мире, окружающие люди будут казаться ему плохими, злыми, ему станет трудно вступать в контакты и строить отношения.

Общение — с утробы

Если ты собираешься забеременеть или уже носишь (или нянчишь) малыша, старайся обращать внимание на то, как формируется у вас эта интуитивная тонкая связь.

Чтобы спокойно выносить и родить малыша старайся во время беременности побольше разговаривать с ним. Относись к нему как к части тебя – священному, нежному существу. Постарайся почаще прислушиваться к своим ощущениям и чувствам, медитируй, пой, слушай музыку.

Приобщай мужа к общению с будущим младенцем. Хорошо влияет на малыша также рисование красками своего настроения и чтение сказок. В телесно-ориентированной психотерапии беременным рекомендуют время от времени говорить ребенку специальные фразы – аффермации.

Это поддерживает связь с младенцем, успокаивает его.

Сядь поудобней, приглуши свет, включи приятную музыку. Обними ладонями живот. Тихим, спокойным и уверенным голосом – думая о ребенке — повтори несколько раз следующие фразы:

«Я здесь, я рядом с тобой»

«Ты – желанный (желанна)»

«Я жду тебя»

Ребенок не поймет значения слов, но он точно ощутит смысл этих фраз. Ведь в этот период ему как никогда важно ощущать, что мама здесь, что она очень ждет его.

Рождение и безопасность

Когда младенец рождается важно также не нарушить тонкий интуитивный контакт с ним. Если мама начинает переживать, бояться – ребенок это обязательно почувствует и также станет тревожиться. Поэтому старайтся следовать таким правилам:

  • постоянно находись в зоне видимости (слышимости) ребенка. Для младенца отсутствие матери воспринимается как её потеря, смерть. Разговаривай с малышом, даже когда уходишь другую комнату или на кухню.
  • старайся чаще брать ребенка на руки. Или носи малыша в специальных слингах. Чем чаще и больше младенец будет находиться в телесном контакте с тобой или папой – тем спокойнее и здоровее будет его психика. Именно на руках у родителей малыш ощущает безопасность.
  • по возможности – корми малыша грудью. В младенчестве все удовольствия ребенок получает через рот. Кормление, пожалуй, самый важный элемент развития на первых порах. Через общение с грудью малыш не только получает еду, он таким образом общается с мамой. Хорошо, когда еда, мамина грудь, мамино тепло и запах, стук сердца — всегда рядом. Это ощущение сытости и безопасности ребенка – основа материнской любви. А вот кормление ребенка по часам может создать неуверенность и тревогу у малыша.
  • спи вместе с ребенком. Ведь, проснувшись среди ночи один, младенец может не на шутку испугаться. Совместный сон мамы и малыша только укрепляет чувство безопасности ребенка, и ни в коем случае не вредит ему.В период до года младенцу также важно проговаривать отдельные фразы. Это следует делать в спокойной обстановке, когда ребенок спит. Желательно – у тебя на руках. Расположись по удобней и тихим приятным голосом повторяй такие аффермации:«Я люблю тебя»«Я здесь»«Ты – желанный (желанна)»«Хорошо, что ты есть»«Я чувствую тебя, я остаюсь с тобой»«Я внимательна к тебе»
Читайте также:  Смысл жизни и миссия - психология

Источник: http://elenamitina.com.ua/publications/pochemu-mir-mozhet-kazatsya-vrazhdebnym.html

Психологос. Энциклопедия практической психологии

Позитивное мировосприятие – восприятие мира преимущественно сквозь позитивную установку, в светлых и ярких тонах, привычка замечать во всем хорошее.

Выйдя из квартиры, один огорчится тому, что стена подъезда опять расписана, а другой обрадуется, что лифт открылся по первому же нажатию кнопки. Оба этих человека живут в одном и том же мире, но каждый из них сам выбирает, что ему видеть.

Как проявление позитивной установки позитивное мировосприятие обычно связано и с соответствующим отношением к людям – доверием и доброжелательностью. Позитивное мировосприятие в нашей культуре не очень принято, однако развивать его определенно стоит.

К сожалению, позитивное мировосприятие не всегда достаточно реалистично. Люди с самой стойкой (и неадекватной) позитивной установкой – это лудоманы (игроки, подсевшие на игровые автоматы).

Они уверены, что им обязательно повезет, и на этом основании просаживают последние деньги. Такое нереалистичное позитивное мировосприятие характерно для человека-ребенка. У взрослого человека (см. гл. 5, разд.

«Взрослый человек») оно реалистично.

Шкала эмоциональных тонов

Люди – друзья или враги? Мир дружествен или враждебен? Ответы на эти вопросы составляют важнейшую часть любого мировоззрения.

Шкала эмоциональных тонов – используемый в синтон-подходе (см. гл. 18, разд. «Конкретные подходы практической психологии») наглядный и интуитивно-понятный инструмент характеристики мировосприятия человека.

В зависимости от того, насколько большим и сильным (или маленьким и слабым) чувствует себя человек, он воспринимает мир в пяти основных картинках по шкале эмоциональных тонов – как прекрасный, дружественный, обычный, враждебный или страшный.

Прекрасный, сияющий, любящий нас мир – это состояние и переживание по поводу мира, в котором мы живем.

Распространено мнение, что такое состояние не может длиться долго, поскольку человеку и его душе требуется разнообразие. Это, к счастью, миф, ошибка обыденного сознания.

Она заключается не в том, что людям нужно разнообразие (тут все верно), а в непонимании, что состояние «Мир прекрасен» вовсе не однообразно.

Внутри него множество разнообразных эмоций со множеством оттенков: азарт, кураж, драйв, вдохновение, воодушевление, энтузиазм, энергичный интерес, интерес и детское любопытство, радостное возмущение, любование и восхищение, бодрая уверенность, теплая доброжелательность, спокойная умиротворенность, внимательная забота и живая сосредоточенность, а главное, вечером очень хочется скорее проснуться поутру – всё это грани удивительного светлого мира.

Дружественный мир – тот, в котором люди и жизнь в целом дружелюбные. Для человека, видящего мир таким, незнакомец – это друг, который об этом еще не знает.

Ему можно улыбнуться, с ним можно познакомиться, ему можно поверить. Человек человеку друг. В дружелюбном мире в драку не лезут, а тепло интересуются, устанавливают контакт, завязывают знакомство.

Согревают искренней улыбкой и поддерживают добрыми словами.

Здесь изначально о человеке думают хорошо. Врагов тут нет, плохих людей мало или даже нет совсем. Ценности мира – доверие, позитивное отношение к людям и окружающей среде в целом.

Если случаются перемены – это к лучшему. Дружественный мир – тот, где есть друзья и возможности. Может быть, нет любви, но есть гармония.

Частая обратная сторона видения мира как дружественного – наивное, детское, романтическое мышление.

Эмоции и эмоциональные состояния, характерные для дружественного мира, – радость, интерес, веселье. В этом состоянии мир уже не прекрасен, но еще и не обычен. Это мир светлый и неопасный, милый и теплый.

Обычный мир – серый мир. Его нельзя назвать враждебным, но и дружественным тоже. Пустой мир, в котором нет ни врагов, ни друзей. В какую сторону повернется эта пустота?

Враждебный мир – тот, с которым нужно воевать. Своих людей мало, врагов много. Здесь изначально человек человеку волк. «Пока кто-то не зарекомендовал себя с лучшей стороны, не подпускаем его близко.

А когда он это сделает, тоже не подпустим, потому что он наверняка втирается в доверие, чтобы узнать наши больные точки». Поселенцы такого мира боятся манипуляций от всех, даже от близких людей. Любые перемены страшны.

Этот мир темный и опасный, здесь можно только воевать. Или бояться, если воевать не получается.

Незнакомый человек во враждебном мире – враг до тех пор, пока не доказал обратного. От него нужно защищаться, а лучше самому напасть первым. Ударить словом, недоверием, холодностью.

Во враждебном мире, полном опасностей, свой человек защитит, а чужой – нет. Свой для нас всегда хороший, а чужой – если не враг, то по крайней мере внушает опасения.

Со своим мы сотрудничаем и дружим, от чужого держимся на расстоянии.

Страшный мир для его жителя – темный и огромный. Во враждебном мире еще можно драться, есть шанс хоть на какое-то время стать победителем, а здесь – нет. «Мир заведомо больше и сильнее меня, я маленький, слабый и беспомощный». Он страшен и пуст, потому что нет друзей, тебя никто не поддержит.

Эмоции и эмоциональные состояния, характерные для страшного мира, – страх, горе, ужас, отчаяние, апатия, уныние.

«Мир страшен» – установка, закрывающая ворота в светлый мир. Убеждение, гасящее глаза у обитателей страшного мира. Внушение, которое подхватывают уставшие и отчаявшиеся из враждебного мира.

Прямого соответствия между той или иной эмоцией (чувством, состоянием) и картиной мира нет, многие эмоции и эмоциональные состояния могут быть смешанными, относиться одновременно к разным мирам.

Похоже, человек сам решает, в каком мире он находится, а его эмоции и чувства – только одно из обстоятельств. Люди – как дети, и они относятся к миру так, как в детстве к своим родителям. Они склонны называть мир враждебным, если он у них что-то отнял, а если привыкли бояться и не приучены преодолевать трудности, начинают плакать, что мир страшен.

Для оценки эмоционального состояния (понятие, объединяющее настроения, внутренние чувства, влечения, желания, аффекты и эмоции) и степени душевного благополучия человека используется шкала тонов. Чем выше эмоциональный тон, тем более человек благополучен и успешен. Чем тон ниже, тем более он неуверен в себе и подвержен фобиям (см. гл. 19, разд. «Проблемные психические состояния»).

Если у вас есть выбор, едва ли стоит связываться с людьми, у которых эмоциональный тон существенно ниже вашего.

Если для вас мир дружествен, не надо создавать семью с человеком, установка которого – «мир враждебен».

Если вы руководитель, то скорее всего не будете брать на работу сотрудников с низким эмоциональным тоном, которые везде видят врагов, никому не доверяют, всегда оправдываются и всего боятся.

Все дети рождаются в ярком позитивном мире: вокруг столько всего нового, классного, непознанного! Большинство пожилых людей воспринимают мир как враждебный, а то и страшный (см. гл. 3, разд. «Характер»).

Можно ли изменить эту закономерность и поддерживать высокий эмоциональный тон в течение всей жизни? Да, можно.

Можно ли поднимать окружающих людей по шкале эмоциональных тонов? Да, если они этого хотят или хотя бы не сопротивляются. Самый простой способ – поместить человека в окружение светлых и бодрых людей, например пригласить в тренинг-центр «Синтон».

Однако нужно учесть, что человек с установкой «мир враждебен» компании с активным дружественным и позитивным настроем воспринимает тяжело, ему это внутренне не близко, и подобные отношения ему могут казаться неискренними.

Есть определенные правила, как поднимать низкий эмоциональный тон.

Резкий подъем по шкале эмоциональных тонов обычно не работает, и позитив, слишком контрастирующий с состоянием собеседников, может сильно раздражать. Лучше работает постепенное перемещение от минуса к плюсу, поэтому главное правило: двигаться маленькими шажками, постепенно.

Если близкий вам человек на кого-то злится или обижен, лучше реагировать на это нейтрально, но дать ему возможность проговорить свои эмоции. Когда ему станет легче, переключите его на беспокоящий вас вопрос, который отвлечет его от переживания обиды.

Ваше беспокойство окажется ступенькой, откуда можно будет делать следующие шажки к спокойному размышлению, а потом и к юмору, и к радости.

Состояние человека будет меняться быстрее и надежнее, если параллельно с этими действиями вы сможете поменять и его физическое окружение: поднять его, если он сидит, повернуть к окну, если он уткнулся в угол, перейти с ним в другую комнату или вывести его на улицу. Лучше всего вместе погулять: это народное средство является одним из лучших лекарств от длящейся злости, расстройств и депрессии.

Источник: http://ogrik2.ru/b/nikolaj-ivanovich-kozlov/psihologos-enciklopediya-prakticheskoj-psihologii/27256/pozitivnoe-mirovospriyatie/18

Дружеский — вражеский

⇐ ПредыдущаяСтр 42 из 126Следующая ⇒

Для нас более важно определить — враг или друг перед нами, в какой степени враг и в какой степени друг, какие элементы здесь враже­скиеи какие дружеские.Луначарский, Пушкин-критик. И так и эдак По­тапов прикинул расстановку дружескихи вражескихсил в институте. С. Иванов, Из жизни Потапова.

ДРУЖЕСТВЕННО— ВРАЖДЕБНО

Мыне враждебно(как, казалось, должно бы было случиться), а дру­жественно,с полною любовию приняли в душу нашу гении чужих наций. Достоевский, Пушкин.

ДРУЖЕСТВЕННЫЙ — ВРАЖДЕБНЫЙ

Дружественныеотношения — враждебныеотношения.

О Темный зимний город был и дружественБлаговидову с его молодым спутником: они же его завоевывали, они устанавливали в нем свою, народную власть; но он был и остро враждебенобоим: в нем все еще таились не пойманные с поличным, необезвреженные силы контрреволюции.

Кочетов. Угол паде­ния. Повседневная сдержанность была не в привычках Вальгана. Он уничтожал или возвышал, был дружественили враждебен,весел или гневен. Г. Николаева, Битва в пути.

ДРУЖИТЬ- ВРАЖДОВАТЬ

Дружитьмежду собой — враждоватьдруг с другом. О — Когда они дружатс кем-либо, то показывают везде и во всем, что дружат,а уж если начали враждовать,то везде и во всем показывают, что враждуют.

213—219

Карминов, Сумерки в полдень Как стало принято кругом Советы раздавать! Советуют дружитьс врагом, А с другом — враждовать…О. Дмитриев, Бесполезный совет.

ДУХ — ТЕЛО

Бакунин был все тот же, он состарился только телом, духего был молод и восторжен. Герцен, Былое и думы. Казалось, чем слабее и немощг нее становилось его ^комиссара] тело,тем упрямее и сильнее был его дух.Б.

Полевой, Повесть о настоящем человеке [Иоанн:] Второй мой сын Феодор; но и телом, И духомслаб он. А. К. Толстой, Смерть Иоанна Гроз­ного. В здоровом телездоровый дух.Пословица. Предано проклятью тело!..

Вечно восхваляем дух.Винокуров, Тело.

dtfX — ПЛОТЬ {устар.)

[Якоби:] Его болезнь, боярин, многосложна: Не плотьодна страда­ет — болен дух.А. К. Толстой, Смерть Иоанна Грозного. Ср. Душа — тело

ДУША — ТЕЛО

В церквах убивают души,на фабриках — тела,это для того, чтобы дворцы стояли незыблемо. М. Горький, Город Желтого Дьявола. Не одной только полудикой прелестью, разлитой по всему ее тонкому телу,при­влекала она меня: ее душамне нравилась. Тургенев, Ася. Две тени за

тобой летели, Как бы охвачены борьбой——— Одна казалась тенью тела,

Была другая — тень души.Л. Мартынов, Две тени.

дух — тело

Когда происходили последние содроганья тела, оставляемого духом,княжна Марья и Наташа были тут. Л. Толстой, Война и мир. Ср. Дух — тело

⇐ Предыдущая35363738394041424344Следующая ⇒

Источник: http://mykonspekts.ru/1-158389.html

Психология отношений. Учимся дружить, дружбой дорожить в обществе потребления

Название:Ссылка на эту публикацию:HTML-код (название и ссылка):BB-код для форумов (название и ссылка):

Друзья часто оказываются ближе родственников. Что же мешает нам выстраивать с приятелями гармоничные отношения?

Как взрослые

Дружба уникальна хотя бы потому, что не может быть безответной. Поэтому изначально здесь заложена идея о том, что друзья – равноправные участники отношений.

«Дружба взаимна по своей сути: мы дружим с человеком, а он в ответ – с нами», – говорит процессуально-ориентированный психотерапевт Ольга Подольская.

Здесь важно напомнить, что личность каждого, согласно теории основателя трансактного анализа Эрика Берна, символически делится на три части: Ребенка, Родителя и Взрослого. Так вот, выстроить симметричные, равноправные взаимоотношения возможно только из позиции Взрослого.

И мешать дружбе может как раз недостаточная сила этой субличности. «Поступки моей подруги иногда выбивают меня из колеи, – рассказывает Алина (24). – Может внезапно отменить заранее запланированную встречу, а что делать мне? Остается только злиться на нее и менять планы».

Читайте также:  Структура эмоции - психология

«Для ролей Родителя и Ребенка характерна излишне эмоциональная реакция на незапланированные, неожиданные события в случае, если друг ведет себя не так, как мы ожидали, – объясняет психоаналитик.

– Поэтому прежде всего необходимо работать с ожиданиями: если привыкли считать, что друг в беде не бросит, важно вовремя объяснить ему, какую ситуацию расцениваем как беду.

Равноправные отношения возможно выстроить только из позиции Взрослого.

Другие люди, к сожалению, не обладают телепатическим даром. Поэтому реальная дружба требует присутствия логичного Взрослого, который в состоянии понять: определение беды у каждого свое, и не только донести это понимание до друзей, но и решить, что делать в том случае, если они с этим понятием не согласны».

Даже для того, чтобы перевести отношения на новый, более качественный уровень, приходится пережить кризис.

Выходит, необходимо «растить» своего внутреннего Взрослого.

Как это делать? Прежде всего, из мира метафор вернуться в объективную реальность: в случае разногласий не ругать себя за ребячество (то есть не «включать» Родителя), не капризничать и не обижаться, что свойственно для Ребенка, а почувствовать, что сами несем ответственность за поступки и можем выбрать подходящую, адекватную линию поведения, снизить эмоциональный накал. Сделать это несложно, если придерживаться определенного алгоритма.

Ольга Подольская рекомендует сосредоточиться на спорной ситуации, которая к тому же вызывает тревогу, подумать, каков будет ее положительный и отрицательный исход.

Стоит представить худшее развитие событий (подруга не захочет больше общаться) и продумать свои действия. А когда последствия отрицательного развития событий будут представлены как можно подробнее, предпринять шаги, которые можно совершить уже сейчас.

«При этом необходимо верить: успех достижим, но принимать меры предосторожности», – резюмирует психоаналитик.

Права потребителя

Как бы цинично это ни звучало, дружба – это отношения, основанные на взаимовыгодном обмене. «Это обмен эмоциями, действиями, временем, даже материальными ценностями, – говорит психотерапевт Сергей Гудков. – Чтобы дружба сохранялась, каждый участник этих отношений что-то отдает и получает взамен.

Тогда они развиваются и продолжаются». Если же равноценного обмена не происходит, рано или поздно у отдающей стороны наступит истощение. Делиться будет нечем, или пропадет желание это делать.

Наверняка у каждого есть друзья-потребители, которым мы нужны, только чтобы «поплакаться в жилетку», подвезти до торгового центра, помочь встретить родственников на вокзале или в аэропорту, посидеть с собакой, пока они в отпуске.

В лучшем случае дождешься от них скупой благодарности, но обычно такие люди принимают наши услуги как нечто само собой разумеющееся. «Современная культура массового потребления отражается и на дружеских отношениях, – объясняет кандидат психологических наук Людмила Городничева.

– Сами того не замечая, мы начинаем относиться к близкому человеку с позиции потребителя: обращаемся к нему, когда плохо, и забываем о его существовании, когда чувствуем себя хорошо и весело». Нездоровую тенденцию доказывает появление поговорки: «Не имей сто друзей, а имей один миллион долларов».

При первых признаках проявления потребительского отношения с любой из сторон важно прояснить ситуацию. Людмила Городничева рекомендует использовать высказывания-мотиваторы: «У нас были прекрасные отношения, но наступил момент, когда один из нас злоупотребил доверием. Как думаешь, что можно сделать, чтобы вернуть доброе расположение друг к другу?»

Часто причиной «потребительства» становится неуважение к личности и ценностям другого человека. Как правило, «ответственны» за подобное поведение нарциссические черты характера. «Нарцисс воспринимает друга как часть себя, продолжение своего Я, – объясняет кандидат психологических наук Елена Виноградова.

– Потому ему кажется удивительным, что друг не подчиняется его желаниям, не чувствует того же, что и он сам. Близкий человек не рассматривается как субъект, имеющий право на собственные переживания».

Часто может складываться такая ситуация: человек искренне хочет дружить, но проявляет невнимательность к мыслям и чувствам другого, не замечает его реакции на свои поступки, не делает выводов. Может сильно обидеть и сам того не заметить. В таком случае важно проанализировать, как мы строим отношения с друзьями.

«Для этого можно использовать так называемое метаобщение – некий свод понятий и договоренностей, вплоть до словесных оборотов, которые принимаются обоими и оцениваются как безопасные, комфортные, – советует Елена Виноградова.

– Полезно задавать друг другу вопросы: «Интересна ли тебе эта тема разговора? Есть ли время, чтобы поговорить со мной сейчас? Мне показалось, или ты правда не хочешь завтра идти в кино?», а также давать обратную связь: «Мне важно обсудить это с тобой», «Мне дорого твое мнение».

Безусловно, стоит учиться ценить людей не только за то, что они могут нам дать, но и за то, что мы можем сами для них сделать. Ведь это прекрасная возможность раскрыть лучшие свои стороны.

Представь себе

Как уже было сказано, дружбе могут помешать представления о человеке и об этих отношениях. «На эти отношения возлагаем много надежд, связываем множество ожиданий. Каких – зависит от личного опыта, – объясняет гештальттерапевт Наталья Кундрюкова.

– Однако большая часть этих ожиданий формируется в детстве, благодаря семье и школе. Если задуматься, всегда можно вспомнить, что читала или слышала: тут же всплывут цитаты из книг и фильмов, обрывки из разговоров взрослых».

Например: «Друг познается в беде», «Долг дружбы – прощать все обиды», «Друг – одна душа, живущая в двух телах» и так далее. Звучит пафосно и многозначительно, однако эти установки приносят немало вреда. Как правило, в любом высказывании мы воспринимаем только одну полярность – друг представляется каким-то сверхидеальным человеком.

Но есть и оборотная сторона медали – он может подвести, опоздать, забыть о чем-то важном для нас, не сдержать обещания. Словом, проявить недостатки. «Именно потому, что мы не ожидаем такого поведения от дорогого человека, его поступок становится для нас внезапным, как гром среди ясного неба», – говорит Наталья Кундрюкова.

Разумеется, не стоит постоянно ожидать подвоха или предательства, такой подход не поможет сохранить доверие. Однако отношения будут развиваться и укрепляться, если придать своим ожиданиям и реакциям большую гибкость. Как?

Важно проверять: готова ли ты понять и принять общие представления о дружбе?

«Научиться открыто обсуждать свои чувства, пользоваться Я-высказываниями, объяснять подруге, что тебе подходит, а что неприемлемо, а главное: проверять, как сама относишься к утверждениям о дружбе, всплывающим в голове», – считает гештальттерапевт. Точно ли согласна, что нужно прощать все обиды? Можешь ли выдерживать критику подруги? Готова ли простить какие-то поступки человеку, с которым тебя так много связывает?

Когда друг не оправдывает ожиданий, мы проявляем нетерпимость. Такая реакция может быть следствием инфантильного взгляда на жизнь или недостатка жизненного опыта.

Елена Виноградова полагает: мы склонны расценивать неоправданные надежды, возложенные на друга, как проявление слабости с его стороны, а это очень сильное переживание: «Здесь важно задуматься: идеальна ли я сама? Принятие своих и чужих слабостей – важный навык, который поможет надолго сохранить дружбу.

Стоит научиться не глобализировать чужие ошибки: если человек совершил плохой поступок, значит ли это, что он полностью и целиком плох сам?» Умение снисходительно относиться к другим – путь к естественным человеческим отношениям.

Здоровая дружба проходит через кризисы, как и любые отношения. Но их можно выдержать, если ты способна чувствовать, осознавать происходящее, меняться. Такие отношения приносят удовольствие и наполняют жизнь смыслом.

Автор публикации: Юлия Арбатская (Cosmopolitan: Психология)

Источник: http://kabmir.org/social-psychology/2531-psihologiya-otnosheniy-uchimsya-druzhit-druzhboy-dorozhit-v-obschestve-potrebleniya.html

Понятие враждебности. Основные направления и методы исследования враждебности

Lomonosov1998

Садовская А. В

В мировой литературе термин “враждебность” не получил фиксированного определения и до настоящего времени трактуется различными авторами по-разному. В работах, посвященных обсуждаемой проблеме, его, как правило, употребляют наряду с двумя другими, по значению тесно связанными с ним: агрессия и гнев.

Некоторые авторы ставят в соответствие понятиям враждебности, гнева и агрессии три аспекта психических явлений: когнитивный, эмоциональный и поведенческий соответственно (Buss, 1961; Barefoot, 1992).

Другие, напротив, не проводят жестких границ между тремя компонентами и рассматривают враждебность как устойчивую комплексную личностную черту, подразумевающую девальвацию мотивов и личностных качеств других людей, ощущение себя в оппозиции к окружающим и желание им зла (активное или пассивное) (Chaplin, 1982; Smith, 1992; Elizur, 1949).

Во многих работах, посвященных проблеме исследования враждебности используется деление на проявляемую и переживаемую враждебность (Musante et al., 1989; Costa et al., 1989).

Наиболее полным и точным нам представляется определение Barefoot. По Barefoot, враждебность — антагонистическое отношение к людям, включающее когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты. Аффективный компонент включает ряд взаимосвязанных эмоций, включая гнев, раздражение, обиду, негодование, отвращение и т. п.

Когнитивный компонент включает негативные убеждения в отношении человеческой природы в целом (цинизм) и убеждения в недоброжелательности других людей по отношению к самому субъекту (враждебные атрибуции, недоверие).

Наконец, поведенческий компонент включает разнообразные формы проявления враждебности в поведении, часто скрытые,— агрессию, негативизм, нежелание сотрудничать, избегание общения и т. д.

Все три компонента враждебности, по мнению Barefoot, необходимо изучать отдельно — из тех соображений, что они связаны с психическим и физическим здоровьем посредством принципиально различных механизмов (Smith, 1994). Данное определение охватывает как устойчивую, так называемую личностную враждебность, так и разнообразные ситуативные комплексы враждебных установок или предиспозиций по отношению к конкретным людям в конкретных условиях.

Таким образом, в дальнейшем будет использовано следующее определение понятия враждебность: враждебность — негативное, оппозиционное отношение к окружающему миру (в первую очередь к людям) преимущественно когнитивного характера, подразумевающее наличие негативных эмоций и поведенческих проявлений в виде агрессии, негативизма, аутизации и т. д.

Наиболее активно враждебность стали исследовать в 80е годы, когда была обнаружена ее связь с физическим здоровьем.

В настоящее время мы видим три основных направления прикладных исследований враждебности: изучение поведенческих проявлений враждебности (в частности, прогнозирование агрессии), изучение влияния враждебности на физическое здоровье (психологические факторы бронхиальной астмы, сердечно-сосудистой патологии и др.), изучение враждебности в рамках различных психических расстройств.

Методы измерения враждебности можно разделить на три основные группы: опросники, в основе которых лежат данные самоотчета (шкала Ho-MMPI, опросник Басса-Дарки); экспертные оценки поведения испытуемого в рамках наблюдения или стандартизованного интервью (Matthews, Glass, Rosenman & Bortner, 1977; Dembroski & Costa, 1987; Haney, Maynard & Houseworth, 1996); проективные тесты, часть из которых создана специально для измерения агрессии, гнева и враждебности, другая же часть — это более универсальные методики, в которых враждебность является лишь одним из множества измеряемых параметров (ТАТ, тест Роршаха, тест рисуночной фрустрации Розенцвейга, тест руки, РНЖ, методика незаконченных предложений и др.). Каждая группа характеризуется своими преимуществами и недостатками в плане достоверности, экономичности и удобства в применении. Очевидно, следует сочетать несколько различных методик в соответствии с целями и условиями проведения исследования (уровень осознанности переживаемой враждебности, возможность влияния фактора социальной желательности, характеристики работоспособности испытуемого и т. п.).

Нам представляется интересным рассмотрение враждебности в рамках представлений о картине мира человека, активно разрабатываемых, в различных психологических школах (Bowlby, 1969; Epstein, 1973; Marris, 1975; Markus, 1977; Janoff-Bulman, 1989).

Согласно этим теориям, в процессе накопления субъективного опыта у человека постепенно формируется внутренний мир его представлений об окружающей действительности, о себе и других людях. Враждебность, таким образом, может быть одной из базовых характеристик объектов такого субъективного мира.

Представления об окружающем мире как о враждебном формируются с первых дней жизни ребенка под влиянием целого ряда факторов, среди которых наследственные, семейные, социальные.

Помимо этого, они могут сформироваться уже в зрелом возрасте вследствие психической травмы, когда картина мира претерпевает катастрофические изменения (Stewart & Poston: Catastrophe theory and its applications, 1978).

Наряду с враждебностью следует учитывать ряд взаимосвязанных характеристик субъективного мира представлений, таких как: справедливость, контролируемость, предсказуемость и др. Взаимодействие всех этих характеристик дает нам весь спектр поведенческих проявлений так называемой “враждебной картины мира”, моделями которых могут служить высокая агрессивность, заболевания психосоматического круга, избегание социальных контактов, депрессия, ПТСР и др.

В связи с изучением враждебной картины мира был создан опросник из 94 пунктов, среди которых утверждения относительно доброжелательности внешнего мира и окружающих людей, принципов распределения “хорошего” и “плохого” среди людей (предсказуемость, контролируемость, справедливость), а также относительно личностных качеств самого испытуемого. В основу подбора пунктов был положен список вопросов, разработанный в 1989 году Janoff-Bulman для изучения картины мира у больных ПТСР. Исследование, проведенное при помощи данного опросника и трех других методик (тест Роршаха по системе Экснера, опросник Басса-Дарки, тест УСК) на двух контрольных группах испытуемых — a) больные бронхиальной астмой; b) высоко агрессивные преступники (убийцы, насильники) —, показало возможность выделения специфичных для данных групп и отличных от нормы типов враждебности.

Источник: http://www.psychology.ru/lomonosov/tesises/fk.htm

Психология отношений между людьми – дружба

?psikhologiya (psikhologiya) wrote,
2013-05-19 15:01:00psikhologiya
psikhologiya
2013-05-19 15:01:00О психологии отношений: Дружба — бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях.

Читайте также:  Лидер и руководитель - психология

Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями.


(из Википедии)Как часто сегодня мы произносим – «мой друг», «моя подруга»? Задумываемся ли, что означают эти слова? Существуют ли между взрослыми людьми такие отношения, как настоящая дружба? Психология отношений больше интересуется межполовыми взаимоотношениями и взаимодействием людей в коллективах, упуская такую важную область – отношения в дружбе.В детстве самым страшным проклятием было – «я с тобой больше не дружу!». Это было равносильно изгнанию из общества. Ведь в детстве друзья – и есть наше общество, модель взрослой жизни, отработка жизненных сценариев. Вот Васька-хулиган, он главный заводила во дворе – с ним все хотят дружить. А с этим тихим очкариком никто не дружит, странный он какой-то, даже имени его никто не помнит.

Мы выросли. Наши друзья разъехались по разным городам и странам, обзавелись семьями, полезными знакомствами. Что же стало с дружбой? Неужели дружеские отношения между людьми превратились в «сто друзей в социальных сетях»?

В дружбе нет никаких иных расчетов и соображений, кроме нее самой.
(Монтень М.)
Сколько бы ни воспевали крепкую дружбу, каждый воспринимает это понятие по-своему. Более того, у каждого человека складываются свои «дружеские отношения» с людьми.ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ — ПОЧЕМУ ТАК ПРОИСХОДИТ?Как бы ни развивалось общество, какие бы высокие технологии ни изобретались, психическая природа человека остается неизменной в своем корне. Эта неизменность определяет точно такое же соотношение людей с различными свойствами психики в современном мегаполисе, как и в первобытной саванне. Эти свойства задают и особенности дружбы.

Брат может не быть другом, но друг — всегда брат.
(Бенджамин Франклин)

Знаете таких замечательных ребят, которые дружат со школы или даже с детского сада? В детстве они редко бегали с остальными детьми, чаще их можно было застать на рыбалке. Они собирались вместе что-нибудь мастерить или посмотреть футбол.

А теперь, когда они стали взрослыми, так же собираются вместе в гараже, на матчах любимой спортивной команды или просто пивка в баньке попить.

Это представители анального вектора. Среди нас их 20%.

Именно эти ребята, как поется в песне, все делят пополам, по-честному – «и хлеба горбушку», и вину на двоих поровну.

Обладая несколько ригидной психикой, анальные и мужчины, и женщины с трудом привыкают ко всему новому, зато как никто иной умеют сохранять традиции. И, конечно же, умеют долгие годы хранить дружбу!

Их дружбу более правильно назвать «братством», настолько крепки и длительны их отношения.

Все должно быть общим между друзьями.
(Еврипид)

Представители мышечного вектора — самая многочисленная группа. Мышечники никогда не мыслят категорией «я». Все их мироощущение построено на «мы». Весь мир у мышечного человека разделен по территориальному признаку на «мы — свои» и «они — чужие»: наш двор — чужой двор, наша улица — чужая улица.

Мышечники абсолютно ведомы и строго подчиняются традиции. Их отношения будут строиться, как принято, как научили. «Куда все, туда и я!» — друг-мышечник непривередлив в выборе занятия, хоть и предпочитает физический труд. Главное, чтобы компания друзей не оказалась «дурной компанией».

То, что люди обыкновенно называют дружбой, в сущности, только союз, цель которого — обоюдное сохранение выгод и обмен добрыми услугами; самая бескорыстная дружба не что иное, как сделка, при которой наше самолюбие всегда рассчитывает что-нибудь выиграть.

(Ларошфуко)

Выгодные знакомства просто обожают представители кожного вектора. Даже не просто предпочитают — они иначе не мыслят. «У меня влиятельные друзья», «С ним надо дружить» — часто можно слышать от кожника. Система мышления кожника основана на экономии, выгоде и логике. Ни за что не станет кожник тратить время на другого человека, если не видит в этом какой-либо выгоды.

Два кожника всегда «подружатся» на общей идее обоюдной пользы. А вот с анальником у них дружбы не выйдет. Анальник будет подозревать кожника, и вполне обоснованно, в приспособленчестве, а его излишняя суетливость будет нервировать.

Кожника будет раздражать анальная медлительность и страсть к перфекционизму. Зато между людьми с кожным и анальным вектором противоположного пола могут сложиться отношения, основанные на ином влечении, но никак не крепкая дружба.

Врагов имеет в мире всяк,Но от друзей спаси нас, Боже!

(Пушкин А. С.)

В этой статье мы рассмотрели понятие дружбы с точки зрения только нескольких нижних векторов. Векторов, которые «отвечают» за время и пространство.Так же сознательно мы «упустили» уретральный вектор. Уретральник – или вождь, ведущий за собой стаю покорять будущее, или волк-одиночка. Это тот самый Васька-хулиган, с которым все хотят дружить, даже если мама не разрешает. Рядом с ним любой член стаи чувствует себя под защитой. В данном случае речь не идет о дружбе.Но в следующий раз, мы затронем тему невероятной красоты и сумасшедшего накала эмоциональных связей и духовной близости.

Написано с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Источник: https://psikhologiya.livejournal.com/13798.html

Психология

Рассуждения о вражде в настоящей главе не случайно следуют за рассуждениями о дружбе и любви.

Эти отношения, во-первых, антиподы, во-вторых, вражда нередко возникает на основе вырождения дружеских и других несложившихся интимных отношений (см. мысли Б. Спинозы в гл.

1806 эмоциях), в-третьих, дружба, любовь и вражда находятся на разных точках одного и того же континуума человеческих межличностных отношений.

Но вместе с тем вражда независима от остальных отношений и может возникнуть самостоятельно, из индифферентных поначалу отношений.

609

типа вражды можно определить как проникнутые взаимной неприязнью и ненавистью людей. Следует признать, что в обществе в периоды революционных преобразований такие отношения проявляются не реже, чем дружеские и любовные. Почему же вражда существовала, существует и, наверное, всегда будет существовать?

Прежде всего потому, что интересы людей существенно различны, а потребности их таковы, что зачастую могут быть удовлетворены лишь за счет нарушения или пренебрежения интересами других людей. Тот, кто имеет от жизни больше, вызывал и, вероятно, всегда будет вызывать у людей, в основном неимущих, чувство зависти.

От этого чувства человечеству вряд ли когда-либо удастся полностью избавиться. История человеческих отношений и страстей, наглядно и красочно представленная нам писателями и философами прошлого, убедительно свидетельствует о том, что люди, какими они были сотни лет тому назад, такими остаются и 1.

Все это говорит о том, что существуют неустранимые причины для проявления неприязни и даже ненависти между людьми.

Среди этих причин можно назвать и другие субъективные факторы. Основной из них — интеллектуальные и личностные индивидуальные различия, которые зачастую ведут к непониманию друг друга и различного рода конфронтации.

Не все люди от природы наделены одинаковой способностью к пониманию того, что происходит с ними и вокруг них. То, что очевидно для одного человека, может стать неразрешимой проблемой для другого.

То, что одному человеку дается легко, у другого может вызвать серьезные затруднения.

Есть, например, люди — и таких большинство, — мышление которых построено на когда-то однажды усвоенных правилах логики, и с тех пор они в своих рассуждениях неизменно им следуют. Но

610

и другие люди, которые этой логики просто не знают, не понимают и, следовательно, не осознают алогичности своего мышления.

Общаясь с таким человеком, бесполезно пытаться добиться того, чтобы он в своих умозаключениях строго следовал логическим правилам.

Здесь мы нередко встречаемся со взаимным двухсторонним психологическим барьером непонимания людей: с одной стороны, обнаруживается непонимание и пренебрежение логикой необученного ей человека, а с другой — непонимание того, кто ею владеет.

Но это только одно из возможных индивидуальных различий интеллектуального характера, которое может породить неприязнь и привести к вражде. Другое — значительные различия в уровне образования, до сих пор сохраняющиеся среди людей. Эти различия приводят к тому, что люди становятся малоинтересными друг для друга.

Известно, что искренний и глубокий интерес человек может проявлять только к тому предмету, который ему хотя бы немного знаком.

Например, к математике обычно проявляют интерес люди, которые ею занимались; живописью, литературой, музыкой, техническим конструированием более всего интересуются художники, писатели, музыканты, инженеры; человек, который сам никогда не занимался каким-либо видом спорта, вряд ли станет настоящим любителем и профессиональным ценителем этого вида деятельности. Люди, обладающие разным жизненным опытом, естественно, не понимают друг друга, и чем больше эти различия, тем глубже может стать недопонимание между ними. Само по себе оно, конечно, еще не ведет к вражде. Но, усугубляясь желанием во что бы то ни стало обратить другого в свою веру, оно может породить взаимную неприязнь людей. Так обычно возникает непонимание между людьми, разными по возрасту, профессиональной принадлежности, жизненным интересам.

Еще более «благодатную» почву для потенциального возникновения вражды представляют собой индивидуальные личностные различия, относящиеся к свойствам темперамента, чертам характера, мотивам поведения и нормам морали.

Если людям с различными свойствами темперамента приходится выполнять одну и ту же работу, требующую координации движений, то природно обусловленные различия в скорости реакции, темпе работы, эмоциональности, возбудимости и торможении могут сказаться на взаимопонимании, согласованности действий и в конечном счете привести к конфликтам. Такие черты характера, как импульсивность,

611

, стремление доминировать, бесцеремонность в обращении и другие, порождают напряженность в человеческих отношениях, а о людях, обладающих этими качествами, говорят, что они имеют тяжелый характер.

Потенциально конфликтной является ситуация, в которой два или несколько индивидов имеют противоречивые, несовместимые друг с другом мотивы поведения.

Каждый из них, преследуя свои личные цели, основанные на этих мотивах, невольно препятствует достижению целей других индивидов, и чем значительнее мотивационные различия, чем весомее соответствующие мотивы для людей, вовлеченных в данную конфликтную ситуацию, тем большее чувство неприязни у них возникает в отношении друг друга.

Но если у взрослых людей какими-то способами все же удается уменьшить противостояние, связанное с мотивационными конфликтами, то антагонизм, порождаемый несовместимостью норм морали, предупредить гораздо сложнее.

Как только мотивы оказываются каким-то способом удовлетворены, люди успокаиваются и хотя бы на время перестают испытывать неприязнь в отношении того, кто раньше мешал им это сделать.

Но если речь идет о морально-нравственной несовместимости, то ее избежать невозможно, так как различия в соответствующих установках имеют тенденцию к стабилизации с возрастом, к сохранению во времени и периодическому воспроизведению. От ситуации к ситуации, от эпизода к эпизоду память людей накапливает и сохраняет следы неприязни, которая со временем может перерасти во вражду.

Возникновение и функционирование враждебных отношений имеет свои законы и свою динамику. Обычно в качестве начального этапа появления межличностной неприязни людей выступают те индивидуальные различия и трудноразрешимые проблемы, которые были описаны выше.

Если они вовремя не устранены или их действие на межличностные отношения каким-то образом не блокировано, то рано или поздно исходное противоречие породит конфликт, вызовет со стороны одного или обоих вовлеченных в него индивидов неприязнь, способную далее превратиться во вражду.

Возникшая таким образом вражда всякий раз вызывает у одного из общающихся скрытую или открытую неприязнь, бессознательную установку на противодействие. В результате все его поведение в отношении другого человека с самого начала оказывается направленным на то, чтобы доставить ему неприятности.

612

между людьми, когда она уже возникла, становится трудно устранимой, так как связанные с ней отрицательные эмоциональные и мотивационные установки являются весьма устойчивыми, возникают автоматически и с трудом контролируются сознанием.

Это не значит, что враждебные отношения между людьми невозможно исключить; это лишь означает, что их легче предупредить, чем изменить тогда, когда они уже возникли. Но даже и в случае удачи прежде враждебные отношения почти никогда не превращаются в дружбу, тем более — в любовь.

Чаще всего они приводят к равнодушию, изоляции людей друг от друга, а отсюда один шаг к одиночеству.

613

1например, описание человеческих страстей и порождаемой ими вражды людей в произведениях Шекспира. Они, как две капли воды, похожи на страсти и отношения современных людей. Попытки насильственно, революционным путем изменить все это в истории человечества неизменно кончались крахом. Таковы были итоги Французской буржуазной революции конца XVIII в., точно также бесславно завершилась в наши дни Октябрьская социалистическая революция в России 1917 г. Основная психологическая причина неудачи этих революций заключалась в том. что изменить природу человека мерами принуждения в принципе невозможно не только за год или два, но и за три четверти века. Острота социальных, межнациональных, межпартийных и межличностных конфликтов, свидетелями которых мы явились в начале 90-х годов XX в. в нашей стране, демонстрирует не меньше вражды, чем семьдесят, сто. двести и более лет назад.

Источник: http://fulltext.narod.ru/books/2/B2Chapter23-3.html

Ссылка на основную публикацию