Бессознательное как продукт веры — психология

Психология бессознательного

« Назад

14.12.2015 08:03

Психология – великая наука, которая позволяет узнать человека самым лучшим образом. Большое количество ученых пытались и пытаются узнать о внутреннем «богатом» мире человека, одним из таких ученых был Зигмунд Фрейд. Он посвятил большую часть жизни такому важному вопросу, как психология бессознательного.

Согласно многим представлениям великих ученых-психологов – бессознательное – это своего рода субъект сферы сознания, вытесненный определенными силами по определенным причинам из сферы осознания. А вот, кто вытесняет, как и к чему это приводит – мнения разнятся у многих ученых.

Например, великий австрийский ученый Зигмунд Фрейд утверждал, что вытеснение осуществляется только в одну сторону, а именно некое СВЕРХ-Я.

Оно представляет собой общество в сознании и представляется более сильным субъектом, который вытесняет слабое психологическое содержание, например, такое как – впечатления из детства, которые являются недопустимыми для Сверх-Я.

Итого, получается, что бессознательное по Зигмунд Фрейду – это первые впечатления из детства, живущие внутри нас, однако они не являются осознаваемыми, так как они социально не приемлемы или не согласуются с иными потребностями или факторами определенной личности.

Если говорить о других разновидностях бессознательного, то Зигмунд Фрейд не имел знаний, не предполагал или отрицал их. Не менее важно и то, что вытеснение по Фрейду – жесткое, получается, что найти бессознательное, а также возвратить в сознание человеку стандартными методами невозможно.

Психология бессознательного по Зигмунду Фрейду – это сфера психики, в которой осуществляются недоступные для Я вещи, однако они логичны и обладают определенной логикой. Как утверждал З.

Фрейд, бессознательное можно «узнать», иными словами расшифровать только при помощи работы специалиста, использующего специализированные методики, в качестве примера – гипноз или толкование.

Теория З.Фрейда

Согласно «теории» Фрейда о психологии бессознательного – объем бессознательного значительно выше объёма сознания (в качестве примера для наибольшего понимания можно привести такое выражение: у айсберга – сознание выступает небольшой вершиной, а то, что находится под водой представляет собой бессознательное). Также бессознательное, согласно утверждениям великого австрийского ученого несет прямую ответственность за множество неврозов и других проявлений. Многие неприятности, связанные с нашей личностью, по мнению Фрейда, происходят из-за бессознательного.

Ведь Зигмунд Фрейд предложил модель психики, которая состоит из 3 компонентов – это собственно: ОНО, Я Сверх-Я, для которого как раз не желательны детские впечатления.

Согласно психологии бессознательного по Зигмунду Фрейду, многие действия, которые совершаются человеком «на автомате», обладают неосознаваемым характером.

Зигмунд Фрейд считал, в бессознательное вытесняются скрытые желания, фантазии, противоречащие общей морали или нормам поведения, которые заложены обществом. Ко всему прочему они слишком сильно вызывают тревогу, для того, чтобы быть осознанными. 

Зигмунд Фрейд на протяжении своей жизни рассмотрел то, как определенная мотивация может проявляться во снах, творчестве или отклонениях, вызванных невротизмом.

Согласно утвержденным данным, основной регулятор поведения человека – влечение или желания.

Когда он лечил своих пациентов, то заметил такой факт, что переживания, которые не осознаваемы пациентами, способны сильно «утяжелить» жизнь и порой даже ведут к развитию различного рода психологических заболеваний или отклонений. 

Чему способствовало открытие?

Благодаря такому открытию, он начал искать средства избавления «пациентов» от конфликтов, которые возникают относительно «говорящего» сознания и тайными побуждениями бессознательного. В результате этого появилась специальная методика Зигмунд Фрейда, которая «исцеляет» души. Иными словами – психоанализ Зигмунда Фрейда. 

Стоит отметить, что именно до открытия этого великого ученого, многие считали душу, как единым целым, именно то, что не делится. Согласно Фрейду, в бессознательном нет ничего, чтобы когда-то не имелось в сознательном. Далее эту «теорему» модернизировал Юнг, но мы не будем об этом.

https://www.youtube.com/watch?v=LwCoUz95J2o

Фрейд понимал бессознательное, практически как определения памяти.

Получается, что в нем содержится такая информация или представления, впечатления, которые уже однажды осознавались человеком, однако она промелькнула с определенной степенью интенсивности.

Можно предположить, что это былая какая-то определенная мысль, а может быть целый комплекс переживаний различного рода, которые неизвестно почему ушли из сознания, практически точно также, как «забылись».

По мнению Фрейда, в бессознательном появляются подобного рода психологические содержания, которые не могут подходить для главенствующей позиции сознания или являются нездоровыми.

В большинстве своем в бессознательном имеется то, что для обычного сознательное не является допустимым.

К ним относят различного рода желания, потребности или мысли, возникающие в сознательной части, однако которые якобы не «прошли».

Таким образом, Фрейд смог изучить психологию бессознательного, предоставив миру свое представление.

Источник: http://litvak.me/statyi/article_post/psikhologiya-bessoznatelnogo

Статья №2: Бессознательное или подсознание? Основные идеи о бессознательном

Мифы и предрассудки о психоанализе

Не особо вдумываясь в смысл термина, частенько заявляют: Фрейд открыл бессознательное.

После чего нередко следует заявление, якобы уже давно появились более успешные способы работы с ним, нежели психоанализ, и едва ли не каждый тренинг, мастер-класс или курс психотерапии сегодня обещает учитывать наши подсознательные механизмы. Concepture выясняет: так ли все просто и отвечает на вопрос о том, что именно «открыл» Фрейд: бессознательное или подсознание?

Использование терминов «бессознательное», «подсознание» и концепта «Оно» как синонимов – лучший способ растерять всякую осмысленность в употреблении этих слов. Фрейдовским и, по сути, психоаналитическим является понятие «бессознательное» – даже при многочисленных признаниях аналитиков сколь неудачным является этот термин.

Лакан однажды скажет, что «слово это неудобно тем, что представляет собой отрицание, так что вообразить по его поводу можно все на свете», а Жак-Ален Миллер из Новой Лакановской школы даже предложил заменить его в современной клинике неологизмом «парлетр» (parletre – говорящее тело/говорящее существо/говорящее бытие).

Подсознание – это термин, отсылающий к совершенно иной традиции понимания психики и ее скрытой стороны.

Краткая история идеи

Здесь уместно сделать небольшое тематическое отступление в историю идей. Когда говорят об открытии Фрейда, то обычно понимают под этим создание первой теоретической концепции о бессознательной части нашей психики. Это совершенно неверно.

О том, что человек – отнюдь не целиком разумное существо, было известно еще в архаичных культурах.

Античная классическая философия в лице Платона и Аристотеля очень четко делит душу человека на три части, из которых две неразумны [причем одна отвечает за аффекты и страсти, а другая – за животные потребности – прим. автора].

О неосознанных частях души писали Августин, Декарт, Спиноза и Лейбниц. А немецкие романтики сделают иррациональную стихийную часть души главным объектом своей философии. Так что пока никакого открытия здесь не просматривается.

Однако если мы внимательно посмотрим на то, как философы классической эпохи говорят о бессознательном, то мы обнаружим, что это то, что стоило бы называть «не-осознанное».

Базовая предпосылка такой философии сознания такова: наша душа/сознание прозрачны для наблюдения, в них есть лишь то, что еще не попало в свет разума, но никаких принципиальных преград этому нет.

Лишь Лейбниц теоретически обосновывает, что в человеческой душе могут существовать столь малые переживания (теория малых перцепций), что мы никогда их не отследим, но можем видеть лишь некоторые результирующие.

Собственно, это и есть то, что можно назвать «подсознанием» или подпороговым уровнем сознания. Такое подсознание изучают психологи экспериментального толка, т. к. оно принципиально строится на идее причинности.

Именно на такой предпосылке в XIX веке появится месмеризм и множество других полумистических практик лечения. Другим вариантом такого бессознательного является иррациональное начало у романтиков.

По сути, оно отличается от подсознания Лейбница только заменой строгой причинности на полную свободу, творчество и непостижимость. Однако, оно тоже может быть названо подсознанием, поскольку по мысли романтика это основа, на которой взрастает разум, т. е.

оно всегда подспудно присутствует, являясь истиной происходящего в душе человека.

Оригинальность гипотезы Фрейда

Открытие Фрейда если и состоит в чем-то, то в конституировании совершенно нового представления о бессознательном. Оно непрозрачно, в отличие от несознательного классических философов, и даже сопротивляется осознанию.

Оно не является врожденным и истинным как стихийная иррациональность романтиков и не строится целиком на малых переживаниях и их причинном взаимодействии как подсознание у Лейбница и Месмера.

Это бессознательное говорящего существа, которое проявляет себя вопреки сознательной воле индивида.

Гипотеза Фрейда по-своему остроумна. На основании экспериментальных исследований психики человека XIX века он проводит приблизительное равенство между «сознанием» как психической инстанцией и «осознанным вниманием» как его функцией.

В самом деле, то, что сейчас не находится в зоне контроля или фокусе внимания, сложно назвать сознательным. Но тогда очевидно, что всё, что не осознается «здесь и сейчас» – это вне-сознательная и гораздо большая по объему часть психики, т. к.

она включает в себя память и, возможно, врожденные элементы.

Развивая эту идею, Фрейд предлагает различать «бессознательное» в двух смыслах. Первый смысл он называет дескриптивным, т. е. описательным, – это бессознательное как всё, что не осознанно. Например, воспоминания вчерашнего дня, которые сейчас не актуальны для меня, усилием воли я могу восстановить.

Второй смысл – динамический – это и есть бессознательное, которым занимается психоанализ.

В отличие от латентного состояния психики, которое может быть помещено в фокус сознания, бессознательное в динамическом смысле – это то, что вытеснено и сопротивляется осознанию.

Именно в этой области Фрейд ищет причины тех действий, которые нам кажутся случайными или нелепыми, и прежде всего причины болезненных симптомов невротиков.

При этом в духе экспериментальной науки он исследует людей, которым под гипнозом даются разные команды и установки, и обнаруживает, что какой-то части сознательных объяснений наших действий мы верить не можем. Эти на вид логичные объяснения, идущие от сознания, на деле скрывают реальные причины действий, лежащие в бессознательном. Фрейд назовет это рационализацией.

Основатель психоанализа был хорошо знаком с разными научными и философским теориями [например, идеи о бессознательном есть в теориях К. Каруса, И. Гербарта и Э. Гартмана, которых читал Фрейд – прим.

автора], однако вопросы, которые он задает, разительно отличаются от предшественников. Для большей части предшествующей философской традиции бессознательное – это нечто непознанное или вообще непознаваемое.

Фрейд же пытается изучить механизмы, благодаря которому возникает и проявляется бессознательное.

Читайте также:  Трансперсональная модель - психология

Ключевые особенности психоаналитического представления о бессознательном

Концепция бессознательного будет меняться со временем, а для его описания Фрейд использует несколько разных моделей и аналогий: гидравлическая модель, экономико-энергетическая модель, топологическая и другие. Однако относительно неизменными останутся следующие положения.

Во-первых, бессознательное можно анализировать и расшифровывать, оно не непознаваемо, хотя и сопротивляется анализу. Психоанализ не отбрасывает разум, а напротив – сохраняет веру в возможность разума помочь в работе с бессознательным.

Во-вторых, бессознательное по своему содержанию – продукт нашей личной истории, без влияния языка и общества его не существует, а доля врожденных содержаний, пресловутых «инстинктов», в нем незначительна. Фрейд в своих работах четко различал «влечения» (у людей) и «инстинкты» (у животных), а факт их смешения – целиком на совести недобросовестных переводчиков и комментаторов.

В-третьих, бессознательное – это особое состояние психики, которое лишено времени и модальности, а также содержит в себе всё вытесненное, ничего не забывая.

Сюда же относится известная идея о том, для бессознательного почти ничего не значит частица «не». При этом бессознательное весьма сложным образом связано с телом.

На примере своих пациентов Фрейд обнаружил, что бессознательные влечения могут игнорировать или прямо противоречить потребностям или возможностям организма.

Эту часть нашей психики он назовет «влечением к смерти», хотя многие вдумчивые комментаторы будут отмечать, что формулировка крайне неудачная.

Суть этого влечения не в стремлении к разрушению и смерти, а в некотором слепом стремлении, безразличном к жизни и смерти.

Впоследствии Жак Лакан сформулирует эту идею более утонченно: бессознательное – это то, что возникает благодаря телу, но ничего не желает знать о его существовании.

Стоит добавить к этому, что бессознательными могут быть любые элементы психики из второй топики («Оно — «Я» — «Сверх-Я»), поэтому его отождествление с термином Id («Оно») в корне неверно. И все же Фрейд, резюмируя свои взгляды на психоанализ, однажды высказал формулу: «Где было «Оно», должно стать «Я».

Многие поняли это слишком прямолинейно, в духе философии – как полное осознание того, что еще не осознанно. Однако такая экспансия не только невозможна в полной мере, но и губительна для субъекта, т. к.

только «Оно» является источником хоть какой-то жизненной энергии.

Лакан, читая эту формулу в оригинале («Wo Es war, soll Ich werden»), отмечал, что в ней можно услышать не только описание будущего («должно прийти»), но и обещание («обязуюсь прийти»).

В этом смысле статус бессознательного не столько онтологический, сколько этический, а сама фраза указывает на то, что субъект («Я») – это тот, кто еще только должен появиться на фоне бессмысленного симптома («Оно»). Собственно, именно эта вера в возможность (прихода) субъекта и определяет целиком и полностью клинику психоанализа.

Конечно, можно выделить еще целый ряд положений о бессознательном в психоанализе, и к некоторым из них мы еще обратимся в последующих текстах курса.

Подведем итог. Фрейд изобрел совершенно новый концепт «бессознательного», порывающий с логикой «непознанного» и «непознаваемого». И если речь идет о психоанализе, то стоит говорить «бессознательное» и никак иначе. За «подсознанием» стоят совсем иные допущения в духе аутосуггестии, гипноза и других теорий.

Для превью взяты работы Misi Szilagyi

  1. Зигмунд Фрейд «Введение в психоанализ».
  2. Darian Leader«Introducing Lacan».
  3. Жан-Мишель Кинодо«Читая Фрейда. Изучение трудов Фрейда в хронологической перспективе».
  4. Жак Лакан«Телевидение».
  5. Виктор Мазин «Введение в Лакана»

Источник: http://concepture.club/post/mify-i-predrassudki-o-psihoanalize/bessoznatelnoe-ili-podsoznanie

Бессознательное как продукт веры

Самое удивительное, одновременно и потрясающе знакомое, и чудовищно незнакомое бессознательное — это бессознательное как продукт веры, или бессознательное по жизни.

Кто во что верит — тем эта вера без нашего осознавания, ведома и контроля и руководит. Если женщина верит, что приснившийся петух — к тому, что пора действовать, она скорее всего так и поступит↑.

Также, всегда можно предположить, что нашим поведением заведуем не мы, а кто-то в нас, какие-то внутренние персонажи нашей души, нашей личности.

Для детей это живущая в душе Каприза, для взрослых — голоса Родитель-Взрослый-Ребенок, субличность Критик, Саботажник и так далее список всегда открыт…

Дети легко верят в реальность Бабы Яги и деда Мороза, кто помешает им предположить наличие других персонажей (Анима и Анимус, Младенец, Самость…), влияющих на их душевную жизнь, особенно если выгодны?

Какие в этом могут быть выгоды? Для многих это престижно: у всех есть внутреннее Творческое начало, к которому можно обращаться за помощью, а у меня нет? Это бывает удобно: персонажи моего бессознательного снимают с меня ответственность за мое поведение (по крайней мере, снижают внутриличностное напряжение). Это не я трушу, это проявление моего комплекса, это не я ленюсь, это все из-за моего бессознательного сопротивления… Любители быть в позиции Жертвы находят здесь великолепное объяснение: «Это все из-за моего Бессознательного!»

Итого, при наличии внутренней выгоды и с помощью заинтересованных специалистов-психологов персонажи бессознательного быстро появляются.

К этому бессознательному, к разнообразным внутриличностным персонажам обращаются большое направлений практической психологии.

У истоков этого направления стоят Карл Юнг и особенно Роберто Ассаджиоли (Психосинтез), далее Эрик Берн, далее очень многие… Именно с этим бессознательным активнее всего работает НЛП.

Похоже, что где-то об этом писал Жак Лакан: «бессознательное структурировано как язык». Как человек говорит, так он и думает. Если в речи появляется понятие бессознательное и конкретные персонажи бессознательного, это и появляется в сознании человека.

Поэтому психоаналитик работает с речью пациента, с его включённостью в мир значений, с его субъективным становлением в языке.

Бессознательное создается словом, поэтому и возможен перевод, перезапись внутри психического аппарата, а talking cure может выступать действенным терапевтическим механизмом даже в самых тяжёлых психотических случаях. Смотри Бессознательное как язык

Одним из ярких примеров является представление о живом бессознательном: внутренних динамиках человека, которые имеют собственные намерения, которые о нас заботятся, с которыми можно разговаривать и договариваться…

Пишет Татьяна Розова:

Есть у меня один знакомый. Около двух лет назад глубоко увлекся подсознательным. Он заезжал на этой неделе ко мне на работу, ему нужны были подарки со скидкой. Пока оформляла ему заказ, проговорила вслух, что часто в словах, содержащих несколько «Т», при печати вслепую одну «Т» пропускаю (присутствие, приветствие, …).

Теперь я знаю, что это не просто так! Оказывается, что скорее всего я спрятала в свое подсознание не любовь к своему имени. И подсознание дает мне сигнал об этом, пропуская эту букву при печати.

Его рекомендация: мне нужно срочно разобраться с этим, проанализировать эту ситуацию, договориться с подсознанием, выбрать с ним на пару себе новое имя и срочно его поменять!

Как же скучно я живу… ))) Я пообещала, что в ближайшие лет 50 обязательно задумаюсь над этим очень важным для меня вопросом!

Источник: https://knigarazuma.ru/article/bessoznatelnoe_kak_produkt_very

Бессознательное как продукт веры

Дорогие коллеги, искренняя благодарность за разборе понятий, связанных с личностным ростом. Откликнулись многие, все предложение были дельными, выбирать было из чего.

Спасибо!

Тот особенный личностный рост, который так характерен для участников нашей рассылки, я (с вашей помощью) предложил бы называть активным личностным ростом — в отличие от пассивного личностного роста, происходящего (или перестающего происходить) природно-естественным образом.

Сегодня — снова о разновидностях бессознательного.

Бессознательное не-по Фрейду

Возникла новая, очень неожиданная мысль: как продукт вытеснения, бессознательное может иметь и другую природу, отличающуюся от описания ее З.Фрейдом.

Да, нежелательное содержание из сознания может быть стерто или вытеснено в бессознательное. Но кто кого вытесняет — вопрос отдельный, ведь в сознании два игрока: «Оно» и «Сверх-Я».

Фрейд был убежден, что именно социум посредством Сверх-Я вытесняет из сознания антисоциальные влечения.

А может ли вытеснение происходить в другую сторону? А именно, может ли «Оно» вытеснять то социальное, которое вспоминать не хочется и неприятно?

Пишет О.И.Мотков: «Я тоже чувствую, что видов бессознательного много. У меня, например, было вытеснение переучивания в школе с левой на правую руку. Я — левша, и совершенно не помню, как научился писать.

Но это было скорее неприятно. Эти неприятные эмоции и были вытеснены, чтобы не перенапрягать психику. Автоматический защитный механизм.

Видимо, после этого к любому давлению в процессе обучения я относился настороженно и внутренне ему сопротивлялся».

Вдумайтесь: кто тут кого вытесняет? Действительно, у многих (у всех? — проверить. Были ли исследования?) неприятные события забываются скорее, чем приятные, и можно предположить, что это действие того же процесса вытеснения из сознания того, что видеть там не хочется. Вот не хочется видеть — и прогоняю из сознания. «Оно» хозяйничает…

Знакомое нам бессознательное

Просто перечислю несколько видов бессознательного, досточно хорошо нам знакомых.

У каждого из нас есть совокупность эмоциональных реакций, ассоциативно связанных с разнообразными стимулами (якорями). Установленные ассоциативные связи срабатывают автоматически, до и без всякого осознавания, поэтому действие этих связей с полным правом можно называть работой бессознательного.

  • Бессознательное как продукт автоматизации (Бессознательное по привычке)

Это неосознаваемые механизмы (в частности, механизмы фиксированной установки), обеспечивающие беспрепятственное выполнение привычных поведенческих автоматизмов и стереотипов, применение в соответствующей ситуации имеющихся у субъекта навыков и умений. Лежащие в их основе операции первоначально осознаны; по мере их отработки и автоматизации они перестают осознаваться. См.→

  • Бессознательное как подпороговое восприятие (Подсознательное)

Это механизмы и процессы подпорогового восприятия объектов. Объекты, воспринимаемые на этом уровне, не даны в виде образа и не осознаются субъектом, однако они оказывают регулирующее влияние на протекание его деятельности. См.→

  • Бессознательное как потеря возможности контроля (Трансовые состояния)

Чтобы не иметь возможности управлять и вообще не осознавать ничего, достаточно убрать контролера. Алкоголь справляется с этой задачей — уничтожает в психике инстанцию контролера и создает бессознательное состояние — особые психические состояния с ослабленным контролем сознания (сон, гипноз, транс, аффект, наркотическое и алкогольное опьянение и т.д.). См.→

  • Бессознательное как приобретенный опыт

Память об успехах и неудачах, правильных и ошибочных решениях, радостных и грустных событиях и переживаниях, разнообразные жизненные решения, которые мы когда-то приняли (не обязательно осознаннано) и в любом случае то ли забыли, то ли не вспоминаем. Опыт достижения, обучения, преодоления и побед. Автор этого представления — Милтон Эриксон.

Читайте также:  Бизнес-тренер - психология

Самое Удивительное Бессознательное

На мой взгляд, самое удивительное, одновременно и потрясающе знакомое, и чудовищно незнакомое бессознательное — это бессознательное как продукт веры, или бессознательное по жизни.

Кто во что верит — тем эта вера без нашего осознавания, ведома и контроля и руководит. Если женщина верит, что приснившийся петух — к тому, что пора действовать, она скорее всего так и поступит.

Также, всегда можно предположить, что нашим поведением заведуем не мы, а кто-то в нас, какие-то внутренние персонажи нашей души, нашей личности.

Для детей это живущая в душе Каприза, для взрослых — голоса Родитель-Взрослый-Ребенок, субличность Критик, Саботажник и так далее список всегда открыт…

Дети легко верят в реальность Бабы Яги и деда Мороза, кто помешает им предположить наличие других персонажей (Анима и Анимус, Младенец, Самость…), влияющих на их душевную жизнь, особенно если выгодны?

Выгоды:

  • престижно: у всех есть внутреннее Творческое начало, к которому можно обращаться за помощью, а у меня нет?
  • удобно: они снимают с меня ответственность за мое поведение (по крайней мере, снижают внутриличное напряжение). Это не я трушу, это проявление моего комплекса…

Итого: с помощью заинтересованных специалистов-психологов эти персонажи быстро появляются: внешние и внутриличностные.

К этому бессознательному, к разнообразным внутриличностным персонажам обращаются большое направлений практической психологии. У истоков этого направления стоят Карл Юнг и особенно Роберто Ассаджиоли (Психосинтез), далее Эрик Берн, далее очень многие… Именно с этим бессознательным активнее всего работает НЛП.

Похоже, что где-то об этом писал Жак Лакан: «бессознательное структурировано как язык». Как человек говорит, так он и думает. Если в речи появляется понятие бессознательное и конкретные персонажи бессознательного, это и появляется в сознании человека.

Поэтому психоаналитик работает с речью пациента, с его включённостью в мир значений, с его субъективным становлением в языке.

Бессознательное создается словом, поэтому и возможен перевод, перезапись внутри психического аппарата, а talking cure может выступать действенным терапевтическим механизмом даже в самых тяжёлых психотических случаях. Смотри Бессознательное как язык

Источник: https://nkozlov.livejournal.com/19785.html

Бессознательное в психологии

Сознание и бессознательное в прямом противопоставлении не так давно стоят на сцене. Раньше пристального внимания удостаивалось лишь сознание, а бессознательное и не пытались разглядеть. Но все изменил Зигмунд Фрейд, он указал на колоссальное значение бессознательного в жизни человека и начал его изучение.

После Фрейда представление о бессознательном расширил Юнг, Ассаджиоли еще тщательнее проработал это понятие. Сейчас сознательное и бессознательное в психологии изучают и когнитивные психологи, проводя множество экспериментов, позволяющих проникнуть в область неосознаваемого – в процессы мозга, раскрывая основополагающую роль бессознательного в нашем поведении.

Немного истории

До недавнего времени в философии и науке психическая жизнь считалась полностью или в основном сознательной.

Это объясняет тот факт, что нам приходится использовать отрицание, а не какое-то специфическое слово для определения других процессов, кроме сознательных (бессознательное, подсознательное, предсознательное).

Наблюдается и консенсус относительно тех качеств, которыми должны обладать сознательные процессы мышления:

  • Преднамеренность.
  • Управляемость.
  • Серийность.
  • Доступность для понимания.

Понятие бессознательного пока находится в более сложной ситуации. Характеристика сознания и бессознательного проводится по принципу: что не включено в сознательные процессы мышления – находится в бессознательном. В начале XIX века термин «бессознательное» употреблялся применительно к состоянию гипноза, когда человек не был осведомлен о том, почему он что-то делает под гипнозом.

Бессознательное, по Фрейду, обозначает поведение, которое не находится под контролем сознания. Практически все примеры, приведенные в «Психопатологии обыденной жизни», демонстрируют непреднамеренное поведение, непроизвольный характер действий, источник которых неведом личности.

Виды бессознательного, затрагивающие отдельные области психики, базируются на одном общем аспекте – все они являются неосознаваемыми содержаниями, влияющими на жизнь людей. Понятие долго развивалось, основных видов бессознательного несколько: индивидуальное, коллективное, социальное.

Отец психоанализа, история человечества и психосинтез

В психике человека сознание – лишь маленький остров посреди бескрайнего океана или вершина айсберга, бессознательное же – это океан или невидимая часть ледника. На основании анализа снов, оговорок и ассоциаций Фрейд выделил область, отличную от сознания.

Сознание, по Фрейду, – это все, что мы знаем актуально, что чувствуем, отслеживаем в мыслях.

Предсознательное или подсознательное содержит все, что легко может стать актуальным (чувства, мысли, воспоминания, не являющиеся в данный момент необходимыми), оно легко отдает свое содержание сознанию.

А сфера бессознательного включает в себя все психические процессы, недоступные сознанию, но влияющие на суждения, чувства и поведение.

По Фрейду, оно содержит всё значительное и тревожное, что мы осознавать не хотим: примитивные желания, разрушительные импульсы, пугающие переживания. Все эти содержания не доходят до сознания, потому что считаются неприемлемыми.

Рекомендуем: Аналитическая психология Юнга

Формы проявления бессознательного, по Фрейду: сны, фантазии, побуждения без осознания цели, автоматические реакции, бред и галлюцинации.

Структура сознания и бессознательного, по мысли Фрейда, представлена следующими элементами: Ид, Эго и Супер-Эго.

Первое отвечает за инстинкты и почти полностью погружено в бессознательное, второе – самосознание, лавирующее между инстинктами и установками культуры (Супер-Эго), пытаясь их примирить.

Карл Юнг тоже работал над этим понятием. Он разделил его на индивидуальное бессознательное и коллективное. Индивидуальное – хранит все, что было вытеснено человеком в процессе его жизни.

Коллективное бессознательное Юнга представляет собой область, которая является у всех людей одинаковой.

По Юнгу, мы получаем вместе с генами не только инстинкты, но и образы/модели воплощения/реализации этих инстинктов, названные Юнгом архетипами.

Анализируя мифы, сказки и легенды, Юнг пришел к выводу, что повторяющиеся мотивы и образы в них есть не что иное, как выражение общих моделей восприятия и мышления – проявление бессознательного, общего для всех людей. И единственный способ получить такие модели – это передавать их от человека к человеку.

Поэтому архетипы, по Юнгу, являются буквально собранием опыта жизни всего человечества, отпечатанным в структуре мозга в процессе эволюции. Понятие коллективного бессознательного находит подтверждения в экспериментах, а рассуждения Юнга об инстинкте подражания становятся актуальными в теории адаптивного бессознательного.

Рекомендуем: Анима и анимус в психологии Юнга

Главной целью, которую выделил Юнг, является постепенное прояснение содержаний коллективного бессознательного для сознания. Именно разрыв между ними он считал причиной психопатологий. Человек быстро учится, но внутреннее содержание бессознательного оказывается закрытым, недоступным, что вызывает психологический дискомфорт и ведет к кризису.

Продолжением и усовершенствованием идей Фрейда и Юнга занялся Роберто Ассаджиоли. В соответствии с его взглядами, структура бессознательного включает следующие уровни:

  • Низший. Представляет собой простейшие формы деятельности психики, на которые возложены функции управления телом, а также влечения, побуждения, комплексы, сновидения, фобии, мании, желания.
  • Средний. Содержание этого уровня состоит из тех же элементов, что находятся в бодрствующем сознании, они свободно проникают в сознание. Функции этого бессознательного уровня: усвоение опыта, развитие деятельности ума и фантазии.
  • Высший (или сверхсознательное). Отвечает за интуицию, вдохновение, героические устремления, альтруизм, созерцание.

Сознание и бессознательное у Ассаджиоли переплетены. Уровни бессознательного объединены в цельную систему, окруженную коллективным бессознательным.

Эрих Фромм предложил термин «социальное бессознательное» для тех мыслей и чувств, которые сама культура определенного общества предпочитает не допускать к осознанию. Фромм, как и Юнг, полагал, что принципы работы бессознательного не позволяют проникнуть к нему интеллектуально, поэтому требуется переживание. Оно образно, размыто, его содержание – символы или ощущения и чувства.

Адаптивность

Общая характеристика бессознательного современными психологами созвучна формулировкам Фрейда, Юнга и вообще неофрейдистов. Бион в 1970 году подчеркивал, что «рассудок – это всего лишь раб эмоций», существующий для их рационализации. До него и после него эту мысль в тех или иных вариантах повторяли довольно часто.

Сознательное и бессознательное в поведении человека проявить сложно. Структура сознания включает в себя переживания, эмоции, чувства, волю, мышление, познание, отношение к окружающему миру, рефлексию.

Эмоции и мысли могут быть сознательными, но преграда возникает тогда, когда начинает задаваться вопрос: «Почему на этот стимул такая мысль/эмоция?» Именно здесь скрывается бессознательное и делает свою огромную работу.

Рекомендуем: Психологическая защита — это

Общая характеристика отношений между сознательным и бессознательным на сегодняшний день примерно ясна благодаря исследованиям процессов, происходящих в мозгу, и других факторов. Эксперименты доказали, что человек получает очень много информации, которую не пропускает через сознание, но мало того, эта информация способна влиять на его действия и поведение (хотя знать он о ней не будет).

Имитирующее поведение у младенцев очень развито, что говорит о спящем в каждом индивиде инстинкте подражания, который позволяет учиться и выживать. Стремление адаптироваться к окружающим условиям у человека проявляется постоянно: он имитирует жесты других людей, их позы, привычки и манеры.

Имитация ускользает от контроля сознания, человек не знает, что он ведет себя не естественно, а повторяя за другими в группе. В 2005 году в исследовании T. L. Chartrand было доказано, что люди бессознательно, непреднамеренно повторяют за другими их модели поведения.

Все шире распространяется идея о том, что действие предшествует мысли. В частности, John A. Bargh и Ezequiel Morsella в 2008 году рассматривали тезис о том, что не сознание является источником нашего поведения, а обычные импульсы извне. Импульс активирует бессознательное, а сознание потом только объясняет или трактует реальность.

Рекомендуем: Что такое глубинная психология?

По мысли современных исследователей, сознание, конечно, играет определенную роль в поведении и выборе действий, но не первостепенную. Скорее, сознание выполняет функции преобразования, обработки и передачи информации между членами обществами. А вот в его доминировании в сфере адаптивной, интеллектуальной деятельности исследователи сомневаются.

Идеи и интуиция

Скольким людям знакомо состояние «эврика»? Наверное, практически всем. Это инсайт, как его называют в психологии, и он возникает из глубинных областей психики, что подчеркивает роль бессознательного в жизни человека.

Читайте также:  Смысл жизни и миссия - психология

Новая идея, которая мгновенно упорядочивает хаос, соединяет разрозненные части в целое, возникает будто из ниоткуда. Психологи утверждают, что наш мозг решает проблему даже тогда, когда сознательно о ней не думает. Сознание и бессознательное в психике человека работают в тандеме.

Исследователи творчества выделяют две стадии создания идеи. Первая – генерация множества возможных решений, вторая – оценка и выбор наиболее перспективных из них. Генерация идей, судя по всему, прекрасно производится и в отсутствие сознания.

Внимание, направленное на проблему, обычно приводит к тому, что человек много думает над решением, рассматривает множество идей и сосредоточивается на тех, что ему нравятся. Кроме того, он смотрит на идеи с разных сторон, поэтому может отбраковывать неподходящие или периодически вносить в них корректировки.

Рекомендуем: Аутентичность — это

Здесь сознание, конечно, на высоте. Но оно уступает пальму первенства бессознательному, когда последнее извлекает из памяти множество ассоциаций, которые могут быть полезны для формулирования идеи.

Описание методики уместится в паре слов: отвлекайтесь периодически, если впали в ступор. Новая деятельность не должна быть слишком сложной, пусть она займет сознание, но не ставит острых вопросов – спортзал, незамысловатая игрушка, прогулка.

Через некоторое время, только не через день или неделю, стоит попробовать вернуться к вопросу, который вызывал трудности, и посмотреть, какие же идеи придут на ум. Велика вероятность получить неординарный, неожиданный, но интересный ответ от самого себя.

Где еще может помочь бессознательная деятельность нашей психики? Да практически везде, кроме, пожалуй, финансовых операций, там лучше руководствоваться строгими аналитическими схемами.

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/bessoznatelnoe.html

Человек и бессознательное. Проблема бессознательного. — Психолог-психоаналитик в Санкт-Петербурге

Он переживал все, что происходит в мире, как будто бы это происходит с ним самим, то есть отождествлял себя с объектом переживания и одушевлял его.

Например, человек наблюдал цикличные заходы и восходы и в своей жизни старался этому соответствовать (ложиться спать на закате). Или рисовал на стене пещеры сцены будущей охоты, выражая свое желание, чтобы эта охота была успешной. Или убитый враг захоранивался с почестями, чтобы избежать мщения с его стороны.

Таким образом, происходило «опредмечивание» бессознательных процессов, и они становились доступны сознанию. Древний человек обращал также внимание на сновидения. Многие магические практики древности были построены на толковании сновидений специально обученными жрецами.

Здесь уже бессознательный материал не отреагировался прямо в виде некоего действия, а интерпретировался (истолковывался).

Платон: познание как припоминание

В истории философии проблема бессознательного актуализируется еще в античности. Например, в учении Платона о познании как припоминании. Он считал, душа, прежде чем воплотиться в теле, пребывала в мире идей, которые человек потом припоминает. Это и есть познание.

Средние века: вера как фетиш

В христианской традиции с психоаналитической точки зрения человек был инфантильным существом, так как из-за жесткого запрета на проявление сексуальное влечения эта энергия направлялась в сферу религии, и вера становилась фетишем.

Один из мыслителей средневековья, Фома Аквинский, говорил, что душа человека не просто разумна, но сознательна и этим отличается от бессознательной души животных.

Сознательность души противопоставлялась бессознательным проявлениям душевной жизни других живых существ и телесной организации.

Естественно-научные теории как предпосылки к формированию психоаналитического учения

Впервые проблема бессознательного стала обсуждаться в XVII в. Тогда никто не сомневался в том, что только человек наделен сознанием, а у животных его нет. Но ученые уже в это время признавали, что у человека наряду с сознательными психическими явлениями могут существовать и бессознательные психические явления.

Г. Лейбниц

утверждал, что психика человека может проявляться не только на сознательном, но и на бессознательном уровне. Он считал, что даже то, что находится в сознании человека, может подвергаться воздействию бессознательных сил.

И. Гербарт

В XVIII в.  развил идеи Лебница: непознаваемы, а следовательно, «могут находиться в бессознательном состоянии не только восприятие, но и вся душа человека», то есть, вся его психика. Между сознанием и бессознательным существуют динамические отношения.

То, что в данный момент является осознаваемым, в следующий момент времени может оказаться бессознательным, и наоборот: то, что сейчас не осознается человеком, далее может стать вполне осознаваемым.

Бессознательным, по Гербарту, может быть и внимание человека, то есть человек может обращать на что-то свое внимание, сам не осознавая этого факта.

Важные идеи о бессознательном далее последовательно высказывали Г. Гельмгольц (бессознательные умозаключения), Ч. Дарвин (бессознательные эмоции), И.М. Сеченов (бессознательные ощущения) и ряд других ученых.

Ч. Дарвин

Фрейд испытал сильное влияние со стороны работ Ч. Дарвина. Именно Дарвин высказал несколько идей, легших впоследствии в основу психоанализа. Это, прежде всего, представления о бессознательных психических процессах и конфликтах, о роли сновидения и скрытом символизме некоторых поведенческих симптомов, а также о значении сексуальности в человеческой жизни.

В.Вундт

В XIX в. проблема бессознательного была систематизирована классиком немецкой психологии В.Вундтом. Однако Вундт категорически возражал против понимания бессознательного как имеющего особое психическое содержание. Он понимал его как «неосознаваемое мышление», «неосознаваемый характер процессов восприятия».

Тем не менее, бессознательное до Фрейда уже составляло значительную часть психики человека, которая охватывает все характерные для него психические явления: ощущения, восприятие, память, воображение, мышление… Фрейд на это посмотрел с другой точки зрения и первым заговорил о бессознательных мотивах поведения и чертах характера человека, а также о бессознательном отношении к людям.

Роль гипноза в формировании психоаналитического метода

Ф. Месмер

Впервые гипноз стал использовать доктор медицины Венского университета Франц Антон Месмер в конце XVIII в. Свое воздействие на больных он назвал “животным магнетизмом”.

Он считал, что болезнь — это неравномерное распределение жизненного флюида в организме. Метод состоял в вызывании в больном конвульсивных кризов, что приводило к перераспределению флюида должным образом. В середине XIX в.

термин “животный магнетизм” был отброшен, вместо него шотландский врач Джеймс Брэйд ввел термин “гипнотизм”.

Ж. Шарко

Признание гипноза в профессиональной среде как метода лечения различных физических расстройств началось с Жана Шарко, французского врача-психиатра. Подход его к болезни был исключительно соматическим, т. е.

он признавал только органические причины заболевания и видел истоки истерии в нарушении работы периферической нервной системы. Такого рода нарушения, по его мнению, приводят человека в особенно чувствительное к внешним воздействиям состояние, а это, как правило, влечет за собой истерию.

Кроме этого, он не считал процесс, происходящий между пациентом и гипнотизером, важным.

П. Жане

Пьер Жане, ученик Шарко, предположил, что подлинной причиной болезни являются психические явления. Жане изучал чувства, испытываемые пациентом к гипнотизеру во время сеанса и после него. Он говорил об их мощной положительной окрашенности и сравнивал пациента с ревнивым любовником.

Однако Жане отрицал сексуальную окрашенность этих чувств и явно стремился уклониться от вовлечения в межличностные отношения с пациентами.

Работы Жане во многом предвосхищали идеи Фрейда; впоследствии Жане выказывал личную неприязнь к “отцу” психоанализа и едва ли не обвинял последнего в краже своих идей.

И. Бернгейм

И. Бернгейм занимался проблемой истерии, трактуя ее как результат внушения или самовнушения. Гипноз им рассматривался по аналогии со сном и основная роль в нем отводилась деятельности воображения.

Он первым использовал в клинических условиях терапию сном. От гипноза он перешел к внушению в состоянии бодрствования, а затем к самовнушению.

Он открыл путь аффективной психологии, которой предстояло выявить моменты «отношения», скрытые во внушении.

Таким образом, гипноз является предтечей пихоанализа. Во-первых, в клинике лечения гипнозом были замечено, что причины заболеваний могут носить психический характер. А во-вторых, именно в практике гипноза были замечены феномены аффективных отношений, возникавших у пациентов и гипнотизеров, которые потом получат название переноса и контрпереноса.

А также описывались другие явления — например, зависимость пациента от гипнотизера, сопротивления пациента воздействию гипнотизера. Поэтому уже этот период начинают складываться основные принципы и правила гипнотизеров — принцип изоляции, принцип доброжелательной нейтральности отношений и т. п.

, которые потом получат свое развитие в теории и практике психоанализа.

З.Фрейд: отказ от «теории раннего сексуального соблазнения»

Опыты Шарко в лечении больных истерией гипнозом привели Фрейда к мысли, что симптомы истерии возникают в результате психической, а не физической травмы. Этот феномен он стал изучать в собственной врачебной практике.

 Его пациентки в своих воспоминаниях часто отмечали тот факт, что какой-либо взрослый человек соблазнял их словами или действиями. Впервые Фрейд говорит о роли сексуального соблазнения в возникновении психических заболеваний в 1893 г.

и объясняет этим фактом причины вытеснения сексуальности.

Первоначально Фрейд считал, что сексуальные домогательства, о которых сообщали его первые пациенты, действительно имели место. Психика ребенка не в состоянии вынести неприятные, болезненные переживания, и эти события забываются (вытесняются), но аффекты, связанные с ними, не находят себе выражения и продолжают бессознательно развиваться и приводят к невротическим нарушениям.

Вытесненные мысли и импульсы прорываются либо в виде соматических симптомов, либо в виде не адаптивного поведения. Фрейд считал, что с помо­щью воспоминаний о травме и используя психоаналитический метод, эти переживания можно вновь вывести на уровень сознания (случай Анны О.).

Впоследствии Фрейд начал сомневаться в том, что сцены соблазнения действительно всегда были в реальности, и отказывается от своей теории. В письме к своему другу Флиссу в 1897 г. он сообщает, что больше не верит невротику. Эти сцены часто оказываются продуктами фантазии.

Фрейд приходит к мысли, что наряду с травмой существуют влечения и внутренние психологические мотивы (включая мотивы сексуальные), управляющие людьми. В дальнейшем из этой идеи вырастет его теория влечений.

При этом влечения, как правило, бессознательны, и иногда возвращаются из бессознательного в форме сновидений, оговорок, ошибочных действий, а также в сим­птомах невротиков и в перверсивном поведении (возврат вытесненного).

Сначала Фрейд рассматривал вытеснение как защитный механизм. Впоследствии в книге «Толкование сновидений» он описал его как основной механизм формирования бессознательного.

© Снежана Белкина, психолог-психоаналитик

Источник: https://psykontact.ru/stati/chelovek-bessoznatelnoe-istorii-psihoanaliza/

Ссылка на основную публикацию