Жизненное время — психология

Психологическое время и жизненный путь личности

В работе В.С.

Мухинои̌ психологическое время личности определяется как «индивид-переживание своего физич и духовного изменения в течение времени, представленного прошлым, настоящим и будущим в отрезке объективного времени жизни«. авторы определяют психологич возраст лич-и как меру психологиче прошлого л-ти, подобно тому как хронологич возраст – мера ᴇᴦο хронолог прошлого.

психологич время- Это отражение в психике чел системы временных отношений между событиями ᴇᴦο жизненного пути. включает такие харак-и, как оценки одновременности, последоват-ти, длительности, скорости протекания различных событий жизни, их принадлежность к настоящему, удаленности в прошлое и будущее. С понятием психологич времени тесно связано понятие психологич возраста.

Траектория движения человека в ᴇᴦο жизненном мире, ᴇᴦο реальный жизненный путь обусловлены множеством объективных и субъект факторов, существенное место занимает субъективная картина жизненного пути л-ти. Единицей анализа и измерения психологич времени является межсобытийная связь.

Жизненный путь л-ти есть разворачивающийся во времени и пространстве соц процесс, заключающийся в непрерывном, индивид порядке постоянно меняющихся типических событий, имеющих определенную ценность для индивида и явл-хся результатом ᴇᴦο взаимод-я с природной и соц средой.

Предмет психологии жизненного пути составляют психологические феномены, механизмы и закономерности осуществления личностью собственной жизни.

психические структуры л-ти, кот называют психобиографическими образованиями — это психические феномены, в кот отражается и посредством кот регулируется реальный жизненный путь.

Это жизненная перспектива, жизненные планы и программы, жизненные цели и задачи, психологич время и психолог возраст, субъективная картина жизненного пути, жизненная мудрость и, наконец, смысл жизни.

Основным методом –служит биографический метод..

Основоположниками психологии жизненного пути можно считать известных российских психологов – С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, К. А. Абульханову-Славскую, Л. И. Анцыферову. Кроме того, психолог проблемам чел-ой жизни посвятили свои науч исследя многие зарубежные психологи – А. Адлер, К. Юнг, Ш. Бюлер, А. Маслоу, В. Франкл, С. Мадди и др.

Жизненный путь в концепции Ш. Бюлер рассматр-ся как процесс, состоящий из пяти жизненных циклов (фаз жизни). Каждая фаза жизни имеет в своей базе развитие целевых структур личности — самоопределение.

Первая фаза (от рождения до 16-20 лет) считается периодом предществующим самоопределению, и как бы выносится за пределы жизненного пути. 2.(от 16-20 до 25-30 лет) — период проб чел в разных видах деят-ти, поиска им спутника жизни, т.е. ᴇᴦο попытка самоопределиться, спрогнозировать свое будущее. 3.

(от 25-30 до 45-50 лет) — период зрелости. В этот период ᴇᴦο ожидания от жизни реальны, он трезво оценивает свои возможности, ᴇᴦο самооценка отражает результаты жизненного пути как целого, первые итоги своей жизни и своих достижений. 4. (от 45-50 до 65-70 лет) — фаза стареющего организма.

Завершается или близится к завершению проф деят-ть. Из семьи уходят взрослые дети, наступает биолог увядание. Усиливается склонность к мечтам, воспоминаниям, исчезает постановка перспективных целей жизни. 5.(65-70 лет до смерти) — старость.

Большинство людей оставляют свою проф деят-ть, внутренний мир стариков обращен к прошлому, о будущем они думают с тревогой, предчувствуя близкий конец.

Источник: http://referatwork.ru/lectionbase/psihologiya/view/284943_psihologicheskoe_vremya_i_zhiznennyy_put_lichnosti

Психологическое время личности

«Время есть другое название для жизни» — эта истина рано или поздно осознаётся каждым на собственном опыте. Отношение к жизни — это отношение к времени жизни, ограниченному всего лишь несколькими десятилетиями, быстролетному и необратимому.

В этом коротком временном интервале человеку предстоит не просто прожить, но выстроить свою жизнь.

Как человек распорядиться отпущенным ему лимитом времени? Успеет ли осуществить свои замыслы и жизненные планы? Удастся ли ему совершить самое главное и таким образом осуществиться как личность? Всё это жизненно важные, экзистенциальные вопросы, которые явно или подспудно тревожат каждого человека. Стать субъектом жизнедеятельности, значит стать если и не властелином времени, то умелым его распорядителем и пользователем. Ведь время подчиняется своим объективным законам, с которыми мы вынуждены считаться.

Время существует в разных формах, соответственно уровням материи. Во-первых, есть физическое время. Его мы обычноимеем в виду и уже давно научились измерять. Физическое время фундаментально, по отношению к нему даётся характеристика других форм времени.

Развитие биологии, особенно теории эволюции и онтогенеза, выявило реальность биологического времени как формы существования живой материи. Биологическое время — время существования особи, вида или живой природы в целом. Оно характеризуется длительностью и последовательностью фаз, необратимостью.

В гуманитарных науках изучается историческое время, относящееся к жизни человечества. В нем выделяются отдельные моменты — исторические события и эпохи. Оно также необратимо: историю нельзя повернуть вспять. Каждая историческая эпоха уходит безвозвратно и служит фундаментом для последующего исторического развития.

Психологи занимаются психологическим временем, которое зависит от физического, биологического и исторического, но обладает специфическими особенностями.

В истории психологии отмечена закономерность интереса того или иного научного направления к определенной модальности времени.

Так, гештальтпсихология больше всего занималась настоящим временем: нахождение личности в определённом стимульном поле обусловливает её восприятие и поведение.

Если гуманистическая психология, как уже говорилось, придаёт большое значение будущему, то психоанализ рассматривает поведение личности сквозь призму прошлого, ищет в истории личности корни её актуальных проблем и невроза. Что касается бихевиоризма, то он акцентирует внимание на прошлом (проблема навыков) и настоящем (зависимость реакции от действующего в данный момент стимула).

Проблема психологического времени в плане возраста человека глубоко осмыслена Б.Г.Ананьевым (1).

Он пишет: «Возраст индивида соединяет метрическое и топологическое свойство времени: длительность существования (исчисляемого с момента рождения) и определённость фазы становления — периода развития индивида» (1, 41).

При этом возраст представляет собой сплав натурального и культурного в развитии человека, биологического и исторического времени. Существует глубокое проникновение исторического времени во внутренний механизм индивидуально-психического развития. Б.Г.

Ананьев постоянно указывал на значимость исследований влияния социально-экономических факторов и самой эпохи на возрастную изменчивость и своеобразие жизненного пути и в этой связи высоко ценил биографический метод в области психологии развития.

Психологическое время

В психологии человека существует объективное, измеряемое время протекания психических явлений. Это время простой сенсомоторной реакции со своей структурой (латентный и двигательный компоненты), время мыслительного решения задачи от постановки вопроса до нахождения ответа.

Есть определённость психических состояний и свойств во времени. Психика как свойство мозга имеет объективные временные параметры в виде скорости, ритмов, темпа, последовательности фаз психических процессов. Во многом это зависит от свойств нервной системы и типа темперамента.

Объективное психологическое время существует и как время психического индивидуального развития с последовательностью фаз и закономерной их длительностью. Возрастные особенности психики первично зависят от количества прожитых лет, фазы жизни — топологии времени.

Психологический возраст может не совпадать с биологическим и хронологическим (паспортным). Так что в один и тот же момент один и тот же человек может состоять в разных возрастах, и половозрелость, например, может сочетаться с умственной и личностной инфантильностью.

Наряду с объективным психологическим временем существует и субъективное, т.е. субъективное отражение временных характеристик материальных процессов в природе, обществе и самом человеке.

Это, во-первых, непосредственное ощущение и восприятие временных интервалов типа отмеривания и оценивания сравнительно с эталоном.

Психология исследует способность человека ориентироваться во времени, находит её зависимость от свойств индивида, его сенсорной организации и темперамента. С другой стороны выяснились зависимости оценки времени от заполненности интервалов.

Незаполненные отрезки времени воспринимаются более длительными, насыщенные событиями и впечатлениями — короткими. Но в памяти всё наоборот: заполненные интервалы времени вспоминаются как длинные, а незаполненные, скучные, кажутся короткими.

Ориентация человека во времени зависит от знаний о нём и отражается не только непосредственно в восприятии и ощущениях, но и в мышлении.

Благодаря мышлению мы имеем представление о глубине исторического и геологического времени (история Земли), можем думать о бесконечности времени Вселенной и философски соотносить свою жизнь с историей человечества и вечностью.

Таким образом, субъективное время — отражение и ориентация в объективном времени — обеспечивается психическими процессами, начиная от ощущений и кончая мышлением.

В этомкруге явлений нас будет особо интересовать субъективное личностное время, или психологическое время личности как отражение в сознании личности её жизненного пути во времени. Конкретная форма представленности субъективного психологического времени личности названа Б.Г.Ананьевым субъективной картиной жизненного пути (СКЖП) (См.гл.6).

В терминах времени личность осознаёт свою жизнедеятельность на жизненном пути. При этом она устанавливает связи между событиями жизни, в том числе причинно-целевые, причинно-следственные. Е.И.Головаха и А.А.

Кроник, известные исследователи времени личности, определяют его как форму переживания человеком структуры причинных и целевых отношений между событиями его жизненного пути (2, 213).

В СКЖП отражаются случившиеся события и обстоятельства жизни, но также находит своё выражение жизненная программа личности, устремленная в будущее, построенная на основе осознания личностью событий и обстоятельств, их влияния на её жизненные планы (3).

Отражение времени жизни имеет явный аксиологический аспект: человек дорожит временем жизни, хочет успеть воплотиться в делах и вкусить все радости бытия.

Ценность времени осознаётся в контексте жизненного пути, что влечёт за собой появление практического отношения к времени: временем не только дорожат, им пытаются овладеть, организуя особым образом свою жизнедеятельность.

Поэтому в психологии существует точка зрения, согласно которой личностное время — это психотемпо­ральная организация взрослой личностью своего сознания и самосознания, поведения и деятельности в процессе осуществления жизнедеятельности через определённый способ жизни (4, 5).

Отражение, ценностное отношение и управление временем жизни — необходимые функции субъекта жизнедеятельности. Для их осуществления в трех временных модальностях у человека существуют способности памяти о прошлом, восприятия настоящего и воображения, направленного в будущее.

Но все три временные модальности поддаются осмыслению в процессах биографического мышления. Оно интегрирует воспоминания, восприятие и воображение, вовлекая в свой поток образы настоящего, прошедшего и будущего.

Именно посредством биографического мышления личность определяет свои жизненные выборы, а значит, судьбу.

Психологическое настоящее

Что такое психологическое настоящее? Какое оно имеет значение для жизненного пути в целом?* (*Лев Толстой придавал настоящему времени жизни первостепенное значение. “Прошедшего нет, будущее не наступило.

Настоящее есть бесконечно малая точка соприкосновения несуществующего прошедшего с несуществующим будущим. И в ней-то, в этой безвременной точке и совершается истинная жизнь человека … Времени: нет. Есть только бесконечно малое настоящее. В нем и совершается жизнь.

И потому на одно настоящее должен направить человек все свои духовные силы» (5. 279-280).В масштабе жизненного пути настоящее — это отрезок времени, который занят незавершенными еще жизненными делами.

Чтобы так осознать временной интервал, надо провести определенную внутреннюю работу по осознанию, а значит, интерпретировать текущие события, с точки зрения жизненного плана и намерений, ихпоследствий в будущем.

Интерпретация настоящего невозможна также вне его связи с прошлым. Иначе говоря, восприятие настоящего зависит от общего контекста жизни. Этот контекст представлен в виде субъективной картины жизненного пути.

Она является продуктом осознания жизненного пути, но также и основанием для осознавания, интерпретирования существенных моментов жизни, происходивших в прошлом и имеющих место в настоящем и предвидимых в будущем.

Е.И.Головаха и А.А.Кроник (6) провели интересный опрос испытуемых с целью определения их представления о настоящем времени.

Испытуемые назвали 345 событий, из которых 263 (76%) датировались в интервале времени (начало и конец события). Из 263 событий большинство имели начало в прошлом, а предполагаемый конец — в будущем, т.е.

Читайте также:  Фоновое управление собой, ситуацией и партнером - психология

находились в процессе реализации. У 18% событий начало и конец находились в прошлом, а у 4% — в будущем.

Была также установлена длительность событий, измеряемая разностью конечной и начальной дат. Выяснилось, что 62% событий, по мнению испытуемых, длятся более месяца, а 40% -годы и десятилетия.

Но были и события, длительность которых составляла менее часа (7%), менее суток (10%), менее недели (13%), менее месяца (8%).

Таким образом, субъективное настоящее весьма вариативно по длительности — от минут до десятилетий.

При соотнесении настоящего с жизненным, а то и более широким, историческим контекстом у людей с более или менее развитым чувством истории работает своеобразная установка на запоминание текущего события, сохранение свидетельств о нем для себя и потомков.

Тогда мы прибегаем к таким средствам запечатления, как специальная организация восприятия с установкой на запоминание события, ведение дневниковых записей, фотографирование и киносъемка на память и т.п. Эти средства позволяют лучше связать прошлое с будущим и построить более адекватную субъективную картину и концепцию жизненного пути.

Есть и другой смысл такого восприятия настоящего — историческое засвидетельствование былого, которое важно не только для самого субъекта жизни, но и других людей, новых поколений.

Психологическое прошлое

Можно выделить две самые общие формы существования психологического прошлого. Во-первых, время, застывшее в структуре личности.

Например, знания, умения, навыки — структурное воплощение истории деятельности субъекта, а характер — истории социального поведения в определённых социальных отношениях.

Во-вторых, прошлое сохраняется в сознании благодаря памяти. Речь идет о биографической (автобиографической) памяти (См. гл. 6).

Наряду с понятием биографической памяти есть более общее гомологичное понятие — эпизодическая память, которую противопоставляют семантической.

Если последняя направлена на сохранение информации в знаковой форме, то первая имеет дело с информацией в образной, живой и контекстной форме, относящейся к фактам, случаям, которым мы были свидетелями, которых мы видели воочию и пережили лично.

Не все из этих случаев имели отношение к нашему жизненному пути, но среди них бывают и такие, которые имеют биографический характер, являются событиями и впечатлениями жизни.

Психологическое прошлое в форме биографической памяти постоянно привлекается субъектом в процессах анализа и планирования жизни. Память участвует в актуальной внутренней работе индивидуальности и имеет значение для сохранения тождества личности во времени. КД. Ушинский писал: «…

память есть история души, и притом история не протекшая, но всегда настоящая. Всё, что сохраняется памятью, имеет всегда влияние на душу и принимает такое или иное участие в её деятельности. У души в строгом смысле слова нет прошедшего; всё её прошедшее живо в её настоящем, и отдалённейшее событие нашего детства не есть дело, сданное в архив, …

а всегда живой член нашей настоящей деятельности» (7, 270).

Характер прошлого опыта, его дифференцированость и структурированность, осознанность и модальность влияют на процесс жизнедеятельности. Важно ещё раз отметить, что психологическое прошлое не является застывшим.

Оно преобразуется в сознании личности не один раз в зависимости от возраста, но ещё более в зависимости от новых жизненных событий и обстоятельств.

Каждый раз человек более или менее по-новому артикулирует прошлое и весьма избирательно относится к нему, позволяя или не позволяя отдельным воспоминаниям участвовать в определении жизненного пути в настоящем отрезке личностного времени, влиять на планирование и программирование собственного будущего.

Психологическое будущее

Для представления будущего времени жизни в субъективной картине жизненного пути субъект обладает способностями воображения-антиципации. Как известно, воображение в большей степени направлено на будущее.

Эта особенность выражается в таких формах, как мечта, цели жизни, жизненные планы и предвидения. Люди различаются по протяженности будущего времени в составе СКЖП, его структурированности, активности (в смысле влияния на жизнедеятельность в настоящем).

Иные отличаются сильной устремленностью в будущее, которая сочетается прямо-таки пугающей прозорливостью*. (*К таким людям относился Александр Блок. В своих дневниках он оставил такую запись: «В большинстве случаев люди живут настоящим, т.е. ничем не живут, а так существуют.

Жить можно только будущим» (8, 168).Но немало и таких людей, которые не видят ничего определенного далее завтрашнего дня — живут одним днем.

Психологи-персонологи давно обратили внимание на роль будущего в жизнедеятельности личности. Наличие целевых структур признается условием нормального, здорового развития личности на жизненном пути. Отсутствие таковых невротизирует личность, обретение оздоровляет.

Отсутствие целей и жизненных планов, смутность представления о собственном будущем связано с дефектами развития личности, с неблагоприятными, а то и трагическими обстоятельствами жизненного пути. Так, в диссертации Тхай Чи Зунга, выполненной под руководством Е.Ф.

Рыбалко (ЛГУ-СпбГУ) (9), в том числе изучались особенности психологического времени у вьетнамцев-инвалидов войны в возрасте 30-40 лет. Обнаружено, что настоящее и будущее переживается инвалидами по сравнению со здоровыми людьми значительно менее насыщенными событиями. Их средний психологический возраст больше, чем у здоровых сверстников.

В каузограммах инвалидов меньше представлены потенциальные события, относящиеся к будущему.

С другой стороны, для интенсивно развивающейся личности, как показано Тхай Чи Зунгом на примере изучения школьников, характерна оптимальная субъективная картина жизненного пути.

Последняя отличается адекватным осознанием значимости событий жизни, незначительным занижением психологическою возраста, продолжительной временной перспективой, которая должна к тому же быть реалистичной, оптимистичной, согласованной, четко дифференцированной.

В исследовании В.С.Хомика (10) изучались особенности переживания и осознания времени юношами, склонными к ранней алкоголизации.

У них наблюдается деформация субъективной картины жизненного пути, «расщепление» прошлого, настоящего и будущего времени. В картине будущего доминируют краткосрочные цели.

В случаях ранней алкоголизации происходит дезактуализация настоящего (люди не ценят настоящее время жизни). Психологически эти девианты чувствовали себя старше своего хронологического возраста.

В чём-то сходную картину выявил Р.А.Ахмеров у инвалидов (3). Как оказалось, инвалиды отличаются неспособностью обозревать далёкую жизненную перспективу, у них «биографическая близорукость», по выражению Р.А.

Ахмерова, их жизненные программы менее продуманны, негибки, содержат сравнительно небольшое количество причинно-целевых связей между событиями.

Автор приходит к мнению, что чем дальше человек способен заглянуть в своё будущее, тем больше у него выражены жизнетворческие способности.

Источник: https://megalektsii.ru/s69830t1.html

Пространство и время с точки зрения психологии личности

Личность и ее развитие традиционно рассматривались на пересечении двух осей — времени и пространства. В отечественной литературе пространство идентифицируется с социальной действительностью, социальным пространством, предметной действительностью. По словам А.Г.

Асмолова, человек становится личностью, если с помощью социальных групп включается в поток деятельностей и через их систему усваивает экстериоризированные в человеческом мире значения. Проблема пространства и его психологическая трактовка обсуждалась в работах С.Л. Рубинштейна.

Он трактует ее как проблему бытия, мира и существования человека как действующего, воздействующего и взаимодействующего субъекта. Эта точка зрения, безусловно, отличается от позиции, высказанной А.Г. Асмоловым, поскольку допускает возможность организации жизненного пространства самой личностью.

Последнее определяется способностью человека к установлению разнообразных отношений с другими людьми и их глубиной. Другой человек, отношения людей, их поступки как реальные «человеческие», а не «предметные» условия жизни — такова онтология человеческой жизни.

Пространство личности определяется и ее свободой, умением выйти за пределы ситуации, раскрыть свою подлинную человеческую природу. В связи с такой трактовкой пространства личности формулируются вопросы — свободы и несвободы личности, отношения Я-Другой, переживания состояния и чувства одиночества и др.

Проблема времени в философской и психологической литературе разработана более подробно. Решение кардинального для психологии вопроса о объективном и субъективном времени позволило в дальнейшем раскрыть временные аспекты психики, механизмы их действия — скорость, ритм, интенсивность.

В более широком контексте проблема времени жизни была решена в концепции личностной организации времени К.А. Абульхановой-Славской. Понятие личностного времени раскрывается в этой теории через категорию активности, которая выступает как способ организации времени жизни, как способ превращения потенциального времени развития личности в реальное время жизни. Гипотетически предполагается, что личностное время имеет вариативно-типологический характер, и не может быть научно исследовано в терминах индивидуально-неповторимого, биографического времени.

Данная гипотеза проверялась в конкретных эмпирических исследованиях. Так, в работе В.И. Ковалева было выделено четыре типа регуляции времени. Основаниями для построения типологии были — характер регуляции времени и уровень активности.

Стихийно-обыденный тип регуляции времени характеризуется зависимостью от событий, ситуативностью, неумением организовать последовательность событий, отсутствием инициативы.

Функционально-действенный тип регуляции времени характеризуется активной организацией событий в определенной последовательности, умении регулировать этот процесс; инициатива возникает только актуально, отсутствует пролонгированная регуляция времени жизни — жизненная линия.

Созерцательный тип характеризуется пассивностью, отсутствием способности к организации времени; пролонгированные тенденции обнаруживаются только в сферах духовной и интеллектуальной деятельности.

Созидательно-преобразующий тип имеет такие свойства как пролонгированная организация времени, которая соотносится со смыслом жизни, с логикой общественных тенденций.

Только один из выделившихся типов, а именно последний, обладает способностью к целостной, пролонгированной регуляции и организации времени жизни. Он произвольно делит свою жизнь на периоды, этапы и относительно независим от событийного ряда. В этом смысле событийный подход (А.А.

Кроник) не смог бы объяснить существующие индивидуальные различия в организации времени жизни.
Задача соотношения субъективного и объективного времени была сформулирована в исследовании Л.Ю. Кублицкене.

Предметом анализа явилась взаимосвязь переживания времени, его осознания и его практической регуляции.

В результате были выделены пять режимов осуществления деятельности:

1) оптимальный режим;

2) неопределенный срок, при котором человек сам определяет общее время и срок завершения деятельности;

3) лимит времени — напряженная работа в ограниченное время;

4) избыток времени, т.е. времени заведомо больше, чем необходимо для выполнения задания;

5) дефицит времени — недостаточное время.

В ходе исследования все режимы предъявлялись испытуемому, который должен быть выбрать один из пяти предложенных вариантов при ответе на следующие вопросы: «Как вы действуете обычно, реально?» и «Как нужно было бы действовать идеально?».

В результате исследования было выделено пять типов личностей:

 — Оптимальный — успешно работает во всех режимах, справляется во всеми временными задачами; способен к организации времени.

 — Дефицитный — сводит все возможные режимы к дефициту времени, поскольку именно в дефиците действует успешнее всего.

 — Спокойный — испытывает трудности при работе в дефиците времени. Стремится знать все заранее, планировать свои действия; дезорганизация поведения возникает при заданности времени извне.

 — Исполнительный — успешно действует во всех режимах, кроме временной неопределенности, во всех режимах с заданным сроком.

 — Тревожный — успешен при оптимальном сроке, неплохо работает в избытке, но избегает дефицитной ситуации.

Каждый человек, зная свои особенности организации времени, может либо избегать трудных для него временных режимов, либо совершенствовать свои временные возможности. Типологический подход к времени жизни и ее организации дает возможность наиболее точно и дифференцированно классифицировать индивидуальные варианты временной регуляции жизненного пути личности.

В ряде исследований типологический подход к организации времени был осуществлен благодаря уже известной типологии К. Юнга. Это — исследование, проведенное Т.Н. Березиной.

К. Юнг выделил восемь типов личности. В качестве критериев для построения типологии были выбраны:

1) доминирующая психическая функция (мышление, чувство, интуиция, ощущение)

2) эго-направленность (интроверсия или экстраверсия).

Существовало мнение, что для представителей чувствующего типа свойственна ориентация на прошлое, мыслительного — на связь настоящего с прошлым и будущим, сенсорного — на настоящее, а интуитивного — на будущее. В исследовании Т.Н. Березиной, выполненном под руководством К.А.

Абульхановой-Славской, используется понятие трансспективы, предложенное В.И. Ковалевым. Трансспектива — такое психологическое образование, в котором органически объединяются, генерируются прошлое, настоящее и будущее личности.

Это понятие обозначает обозрение индивидуумом течения собственной жизни в любом его направлении, на любом его этапе, сквозное видение прошлого и будущего в их взаимосвязи с настоящим и в настоящем. Все многообразие трансспектив рассматривается в связи с личностными типами.

Например, интуитивный интроверт оценивает прошлое, настоящее и будущее как отдельно представленные, не связанные друг с другом образы; мыслительный интроверт связывает образы прошлого, настоящего и будущего, причем будущее видится как более отдаленный от прошлого и настоящего отрезок времени жизни; ощущающий интроверт выделяет настоящее, а прошлое и будущее не определены и размыты и т.д. Типологический подход к регуляции времени жизни имеет ряд преимуществ по сравнению с событийным (А.А. Кроник) и эволюционно-генетическим (Ш. Бюлер). Он дает возможность исследовать индивидуальные различия между людьми в организации времени и дифференцированно рассмотреть проблему временной или жизненной перспектив. С точки зрения этого подхода принято различать психологическую, личностную и жизненную перспективы. Психологическая перспектива — способность человека сознательно предвидеть будущее, прогнозировать его. Различия в психологической перспективе связаны с ценностными ориентациями личности. Личностная перспектива — способность предвидеть будущее и готовность к нему в настоящем, установка на будущее (готовность к трудностям, неопределенности и др.). Личностная перспектива — свойство личности, показатель ее зрелости, потенциала развития, сформировавшейся способности к организации времени. Жизненная перспектива — совокупность обстоятельств и условий жизни, которые создают личности возможность для оптимального жизненного продвижения. Рассматривая эволюционно-генетический и функционально-динамический подходы к проблеме жизненного пути личности и ее времени, следует остановиться и на событийном подходе А.А. Кроника, Е.И. Головахи.

С точки зрения событийного подхода анализ развития личности осуществляется в плоскости — прошлое-настоящее-будущее. Возраст человека рассматривается с четырех точек зрения, которые дают представление о разных характеристиках возраста:

1) хронологический (паспортный) возраст,

2) биологический (функциональный) возраст,

3) социальный (гражданский) возраст,

4) психологический (субъективно переживаемый) возраст.

Авторы соотносят решение проблемы психологического возраста с субъективным отношением к нему человека, с самооценкой возраста.

Для проверки теоретических и эмпирических гипотез был проведен эксперимент, в ходе которого испытуемым предлагалось представить, что им ничего не известно об их хронологическом возрасте, и назвать тот, который им субъективно подходит.

Оказалось, что у 24% людей их собственная оценка совпала с хронологическим возрастом, 55% считали себя более молодыми, а 21% чувствовал себя старше. Выборка состояла из 83 человек (40 женщин и 43 мужчин).

Было выделено специфическое влияние возрастного фактора на субъективную оценку возраста — чем старше человек, тем сильнее тенденция считать себя моложе своего возраста. А.А. Кроник и Е.И. Головаха связали оценку времени жизни с оценкой личностью своих достижений (и их соответствие возрасту).

В случае, когда уровень достижений опережает социальные ожидания, человек чувствует себя старше истинного возраста. Если же человек достиг меньшего, чем от него ждут, как ему кажется, в данном возрасте, то он будет чувствовать себя моложе.

Эксперимент, проведенный в группе людей 23-25 лет выявил, что холостые/незамужние молодые люди занижают свой возраст по сравнению с женатыми/замужними. Это, по-видимому, означает, что соответствующий семейный статус — вступление в брак и создание семьи определяет психологический возраст личности.

Время жизни личности — это и прожитые, по Кронику, годы и годы, которые предстоит прожить в будущем, поэтому психологический возраст следует оценивать по двум показателям: прожитым годам и предстоящим годам (так, если ожидаемая продолжительность жизни 70 лет, а самооценка возраста равна 35, то степень реализованности будет равна половине времени жизни). В соответствии с событийным подходом восприятие человеком времени определяется числом и интенсивностью происходящих в жизни событий. Можно получить конкретный ответ, если задать человеку следующий вопрос: «Если все событийное содержание Вашей жизни принять за 100%, какой его процент уже реализован Вами?». События оцениваются не как объективные единицы жизни, а как значимые для человека субъективные составляющие.

Реализованность психологического времени осознается человеком в форме переживания внутреннего возраста, который называется психологическим возрастом личности.

Психологический возраст — характеристика индивидуальности человека; он измеряется с помощью внутренней системы отсчета.

Психологический возраст обратим — человек может как стареть, так и молодеть.

Психологический возраст многомерен. Он может не совпадать в разных сферах жизнедеятельности (профессиональной, семейной и др.).

Как мы смогли заметить, концепция С.Л. Рубинштейна вызвала серьезный научный интерес, который отразился на дальнейшем развитии основных положений психологии жизненного пути личности.

Правда, преемственность идей Рубинштейна не всегда соблюдалась, поскольку последующие научные разработки осуществлялись в несовпадающих по своим методологическим и теоретическим положениям направлениях — в концепции личностной организации времени и в рамках событийного подхода.

Каждая из этих теорий по-своему сформулировала задачи, связанные с решением фундаментальной проблемы жизненного пути личности, по-разному исследовала проблему личностного и психологического времени. Думается, что при всем этом обе школы остались открытыми для обмена мнений и проведения научных дискуссий.

Источник: http://biofile.ru/psy/1711.html

время психологическое — это… Что такое время психологическое?

   ВРЕМЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ (с. 133)

   Психологи установили, что, оценивая небольшие интервалы времени (в пределах нескольких минут) без часов, одни люди склонны переоценивать их длительность, другие же — недооценивать.

«Психологическая минута» оказывается короче или длиннее в зависимости от настроения человека — плохое настроение растягивает ее, кажется, что время тянется слишком долго. Но если мы увлечены интересным делом, то время как бы сжимается.

В связи с этим Поль Фресс, известный многочисленными исследованиями восприятия времени, предлагает люботгтный критерий оценки отношения к труду: если слишком часто кажется, что работа тянется удручающе долго, можно говорить о слабом интересе к ней.

   Американские ученые Р.Кнэпп и Дж.Гарбарт тоже обнаружили связь между переживаниями времени и стремлением к успеху в деятельности. Исследователи составили список метафор, которые чаще всего используются в художественной литературе, чтобы передать переживание времени.

Оказалось, что у людей с сильно выраженной потребностью в достижении время ассоциировалось с такими образами: «быстро ткущееся полотно», «галопирующий всадник», «стремительный водопад», «ураган»… Они переживают время сжатым, ускоренным, напряженным.

А когда успех в делах не слишком волнует человека, время воспринимается иначе: «бездонное пространство», «спокойный, неподвижный океан», «лестница, ведущая вверх»…

   Психологическое время способно не только ускорять или замедлять свое течение, сжиматься или растягиваться, оно может переживаться непрерывным и прерывистым, разорванным на отдельные части. Как, например, у Гамлета: «Порвалась дней связующая нить.

Как мне обрывки их соединить?» Особенно остро переживают прерывность времени больные с поражениями правого полушария мозга. Нейропси-хологи Н.Н.Брагина и Т.А.Доброхотова обнаружили у них феномен «остановки времени»: оно для больных «как будто прервалось».

   Может, Гамлет был просто болен? Конечно же, нет, хотя есть основания говорить о некотором душевном надломе, психологическом кризисе. Не случайно Д.

Гранин, точно чувствующий нюансы психологического времени, именно через ощущение его прерывности передает сложную жизненную ситуацию героя своего романа «Картина»: «Никогда еще время в этом кабинете не двигалось так медленно.

Оно растягивалось, разрывалось на мелкие события, а в промежутках оно останавливалось».

   Переживание прерывности времени в каком-то смысле близко с ощущением «конца жизни», «застоя», «тупика», а ощущение непрерывности — признак нормального, бескризисного течения жизни, гармоничной связи и преемственности прошлого, настоящего и будущего.

   Как видим, формы переживания и свойства психологического времени весьма многообразны. «Сжатое — растянутое», «непрерывное — прерывистое» — наиболее распространенные и типичные его измерения.

Однако по отношению к ним нечувствительны стрелки даже самых точных часов. Ведь этими стрелками движут механизмы, не зависящие оттого, чем и как заполнена жизнь.

У психологического времени свой «механизм», работа которого зависит именно от того, как человек живет и как он видит свою жизнь в прошлом и будущем.

Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.

Источник: https://psychology.academic.ru/371/%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5

Жизненная психология в наше время

Наша жизнь состоит из событий, ситуаций, дел, условий и обстоятельств. Если перефразировать на научный язык, жизнь — это взаимодействие нас с окружающим миром.

Абсолютно каждый день своей жизни мы тратим на выполнения каких-либо дел: ходим на работу, готовим себе еду, общаемся с людьми и так далее. Но жизнь не всегда такая простая и легкая как кажется на первый взгляд. В ней есть множество испытаний, препятствий которые нужно преодолевать.

Каким образом их пройти, оставаясь стойким и сильным не только физически, но и морально? В этом случае поможет применение знаний психологии на деле.

Что такое психология?

Психология является одной из важнейших наук в сфере жизни людей. Она необходима для того, чтобы уметь общаться, разбираться и договариваться с людьми.

Чтобы побороть свои страхи, переживания, неприятности и самые ужасные беды жизни. А также она научит добиваться своих целей, понимать себя и любить.

Список, где требуются знания психологии, может продолжаться бесконечно. И правда, эта наука очень разносторонняя и многогранная.

В научном свете, об этой науке заговорили еще в XVI веке. Изначально она исследовала психические проблемы и отклонения. Позже, познания расширились, и психология включила в себя всю деятельность человека. Вскоре, эта дисциплина стала отдельной и самостоятельной областью в сфере научных знаний.

Объектом изучением данной науки является, как бы просто это не звучало, но сам человек, его психическое сознание и умение взаимодействовать с другими людьми.

Применение на практике.

Применять в жизненных ситуациях полученные знания очень полезно, а иногда даже необходимо. Элементарные взаимоотношения между семьей, друзьями или коллегами строятся на психологии.

Но очень важно применять эти знания правильно в разных ситуациях, потому что помимо общих умений, действующих практически везде, есть и уникальные которые применяются к конкретной ситуации или обстоятельству.

Знание этой науки дает множество преимуществ и имеет ряд неоспоримых плюсов: оно развивает, делают вас более грамотным по отношению к жизненным ситуациям и людям вокруг вас.

Человек, владеющий навыками психологии, умеет понимать и осознавать проблему изнутри, он способен узнать мотивы поведения другого человека, а именно почему он так сделал, и что побудило его к такому поступку.

Применение психологии в жизни тренирует в вас сильную личность с мощной закалкой перед трудностями. Именно она делает вас целеустремленным и по-настоящему свободным человеком.

фотография

(с) ув. @dexterous

Источник: https://golos.io/ru—zhiznx/%40dexterous/zhiznennaya-psikhologiya-v-nashe-vremya

Психология времени: есть ли жизнь между спешкой и скукой

Все мы знаем, что время делится на минуты, часы, дни и месяцы: это время, которое кажется нам объективным измерением жизни, дополнением к трём измерениям пространства. Но есть и другое, субъективное время.

Скучный рабочий день, ожидание в очереди или приём в кабинете дантиста порой длятся целую вечность, а выходные проносятся так быстро, что мы не успеваем заметить.

Говорят, что «счастливые часов не наблюдают», но в счастье ли тут дело?

Благодаря теории Эйнштейна об относительности мы знаем, что единого и абсолютного времени нет: оно может ускоряться или замедляться в зависимости от того, в какой системе отсчёта мы находимся.

В зоне притяжения массивной звезды время течёт медленнее, чем в открытом космосе, а за горизонтом событий чёрной дыры практически останавливается. Пространство не отделено от времени.

Это разные измерения одной и той же реальности.

7 научных теорий, которые ближе к нам, чем кажется

Но как объяснить замедление и ускорение времени, которое мы переживаем на своём опыте?

Почему в одних ситуациях время мучительно тянется, а в других пролетает с головокружительной скоростью? Очевидно, здесь нам понадобится иная, психологическая теория относительности.

Благодаря такой теории мы могли бы сознательно воздействовать на своё переживание времени и тем самым увеличить продолжительность своей жизни, не прибегая к помощи медицины или фармакологии.

Ведь «внутреннее» измерение времени для нас гораздо важнее того, что показывают часы и календари.

Именно в нём мы обитаем, а с календарями лишь соотносим свою жизнь, чтобы не потеряться в обманчивых ощущениях.

Филипп де Шампань. Натюрморт с черепом, ок. 1671 г.

Набросок теории субъективного времени попытался предложить психолог Стив Тейлор в работе «Покорение времени». Его теория сводится к двум основным принципам:

  1. Скорость хода времени зависит от количества информации, которую мы усваиваем и обрабатываем. Чем больше информации, тем медленнее идёт время.
  2. Скорость хода времени зависит от того, насколько сильно наше эго. Чем слабее эго, тем медленнее идёт время.

Дети перерабатывают чудовищное количество информации. Всё для них кажется новым и заслуживающим внимания. С возрастом внимание ослабевает: ощущение собственного тела, контуры предметов и текстуры поверхностей всё реже задерживаются в нашем сознании.

Вспомните, когда вы в последний раз по-настоящему «видели» дома и прохожих по дороге на работу? Если что-либо становится привычным, мы перестаём обращать на это внимание.

Как писал Уильям Джеймс, «каждый прожитый год превращает часть нашего опыта в рутину».

Как мы видим и почему так мало замечаем

Время начинает идти быстрее. Когда мы заняты одним и тем же, недели и месяцы сливаются в один неразличимый поток.

Способность свежим взглядом смотреть на окружающий мир иногда пробуждается и у взрослых — например, во время путешествий. Поэтому, когда мы возвращаемся из поездки в другую страну, нам кажется, что прошло гораздо больше времени, чем на самом деле, и мы удивляемся, что вокруг по-прежнему ничего не изменилось. Для нас прошли месяцы, а для окружающих мы отсутствовали всего пару недель.

Дело тут именно в количестве информации, которую нам приходится впитывать.

Другие запахи, цвета, правила поведения, другая манера разговаривать — всё это выбивается из привычных ходов мышления и потому задерживает на себе наше внимание.

Мы уже не погружены в себя, а открыты новым впечатлениям. Время замедляется. День вмещает в себя столько событий, сколько, казалось раньше, он не может в себя вместить.

Небольшой монолог об ускорении и замедлении времени с визуализацией.

Источник: youtube.com

Эту закономерность можно продемонстрировать с помощью несложных экспериментов. Психолог Роберт Орнштейн ещё в 1960-е годы обнаружил взаимосвязь между временем и воспринимаемой информацией.

Он показывал студентам различные изображения и рисунки, а затем просил оценить количество времени, которое занял процесс рассматривания.

Участники, которым доставались самые сложные изображения, почти всегда завышали временной интервал.

Те, чьи рисунки располагались в случайном порядке, а не выстраивались в связную историю или логическую последовательность, тоже увеличивали оценку пройденного времени. Логика ускоряет восприятие, поэтому ускоряется и время.

Отрывок из фортепианного концерта Рахманинова, скорее всего, покажется вам длиннее аналогичного отрывка из «Музыки для аэропортов» Брайана Ино.

Даже если он идёт одинаковое количество времени, информации в нём будет гораздо больше.

Почему клиповое мышление — это не катастрофа

С другой стороны, время идёт быстрее, когда нас что-то увлекает.

Поэтому многие склонны «убивать время» за просмотром телепередач, листанием ленты новостей или чтением романов. Казалось бы, во время чтения мы воспринимаем много информации — значит, время должно идти медленнее.

На самом деле информационную насыщенность книги невозможно сравнить с насыщенностью даже получасовой прогулки. Во время чтения работает лишь малая часть нашего сознания.

Прогулка (если мы внимательны к тому, что происходит), задействует гораздо больше наших чувств и ощущений, чем восприятие текста.

То же самое можно сказать о фильмах и телепрограммах. В состоянии пассивной сосредоточенности время бежит быстро, потому что мы не совершаем собственных действий и не получаем обратной связи от мира.

Но сосредоточенность может быть и активной. Михай Чиксентмихайи назвал это состоянием потока или «оптимального переживания». Когда мы полностью погружены в своё дело, время перестаёт иметь значение.

Оно будто бы растворяется.

Михай Чиксентмихайи о переживании потока на конференции TED.

Источник: ted.com

Дело в том, что в состоянии потока растворяется не только время, но и эго. Каждому, вероятно, удавалось пережить моменты предельной сосредоточенности, когда ты есть то, что ты делаешь, и ничего больше.

В эти моменты затихает привычная мысленная болтовня, которая обычно сопровождает любое наше действие. Эго — это и есть источник этой болтовни и хаотичной смены внутренних образов.

Эго — рассказчик историй, который объясняет, кто мы такие и что здесь делаем, непрерывно судит вас и всех окружающих.

Истории, в которых мы обитаем

Именно эго заставляет нас мысленно переживать прошлое и представлять будущее.

Поэтому мы прокручиваем в голове ту резкую фразу, которую сказали вчера подруге, и думаем о том, что съедим сегодня на ужин.

Именно эго виновато в том, о чём ещё в XVII веке сетовал философ Блез Паскаль: «Мы так неразумны, что блуждаем во временах, нам не принадлежащих, не думая о том, которое дано нам».

Моменты растворения эго — это моменты, когда время уже не имеет значения. Всё, что у нас остаётся — это настоящее, которое находится в нашем распоряжении.

Некоторые мыслители уже давно обвиняют эго во всех смертных грехах и называют его патологической формой сознания. С этим трудно согласиться — совсем без эго мы жить всё-таки не можем. Без него мы бы превратились в психотиков, переживающих разрозненные мгновения и не знающих, как связать их в одну жизненную историю.

Эго лучше не уничтожить, а обуздать. Время от времени избавляться от мысленной болтовни и переживать опыт настоящего — значит сохранять контроль над собой и своим временем. Способов этого контроля множество: от ведения дневника до медитации.

Ли Ли Нам, День Вермеера, 2013 г.

Норвежский антрополог Томас Эриксен в книге «Тирания момента», посвящённой ускоренному темпу современности, перечислил некоторые формы дефицита, характерные для нашей эпохи, которая кажется временем изобилия. Эриксен считает, что сегодня нам особенно недостаёт следующих вещей:

  • Неспешный ход времени
  • Уверенность
  • Предсказуемость
  • Осознание своей принадлежности к общности и понимание, кто ты в этом мире
  • Обоснованность, понимание и связность
  • Чистота окружающей среды
  • Кумулятивный, линейный, органический рост
  • Истинные переживания (не иронические и не спровоцированные средствами массовой информации)

С середины XX века экономический рост и новые технологии сделали работу гораздо более эффективной. Но, вопреки всему, у нас стало не больше, а меньше свободного времени. То, что остаётся от работы, заполняют развлечения и вездесущая информация. Как пишет Эриксен, «налицо все признаки того, что в эпоху информации невозможно додумать до конца ни одной мысли».

Тест: мысленные эксперименты в науке и философии

Именно эго обеспечивает уверенность, предсказуемость и понимание того, кто ты в этом мире. И если сегодня нам недостаёт этих вещей, то наше эго не усилено, а ослаблено.

Выходит, что у нас не получится обрести контроль над своим временем только благодаря постоянным путешествиям или мечтам о возврате в невинное детство. Из теории психологической относительности следует, что восприятие времени зависит от количества воспринимаемой информации. Чем больше информации, тем больше времени — но при условии, что восприятие должно быть активным, а не пассивным.

Эта теория также утверждает, что источником субъективного времени является наше эго. Получив контроль над собственным эго, мы получим контроль над временем.

И тогда, может быть, наконец перестанем метаться между спешкой и скукой. Оба эти состояния воспринимаются как негативные.

Избавившись от них, можно подойти к оптимальному проживанию времени, когда часы тебя не подгоняют, но и не тяготят своей медлительностью.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://newtonew.com/science/psychological-time-relativity

Время психологическое

Переживаемое время, субъективное время. Ощущение продолжительности, не зависящее от внешних маркеров, таких как часы, календари, циклы дня/ночи.

Кажется ясным, что это ощущение времени должно зависеть от внутренних, эндогенных событий. Некоторые из них могут быть биологическими (см.

биологические часы, циркадный ритм), а другие могут быть психическими или когнитивными (см. когнитивный маркер).

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

отражение в психике системы временных отношений между событиями жизненного пути. Содержит:

1) оценки одновременности, последовательности, длительности, скорости протекания различных событий жизни, их принадлежности к настоящему, удаленности в прошлое и будущее;

2) переживания сжатости и растянутости, прерывности и непрерывности, ограниченности и беспредельности времени;

3) осознание возраста, этапов возрастных — детства, молодости, зрелости, старости;

4) представления о вероятной продолжительности жизни, о смерти и бессмертии, об исторической связи собственной жизни с жизнью предшествующих и последующих поколений семьи, общества, всего человечества. В психологии можно выделить несколько подходов к объяснению и экспериментальному изучению времени психологического:

1) согласно квантовой концепции, существуют разномасштабные субъективные кванты времени — от миллисекунд до десятилетий, кои обусловливают различные переживания времени (например, оценки одновременности, выделение настоящего психологического);

2) с позиций событийной концепции особенности времени психологического зависят от количества и интенсивности происходящих событий — изменений во внутренней и внешней среде, в деятельности человека. В рамках квантового и событийного подходов не решен ряд фундаментальных проблем:

1) возможность обратимости и многомерности времени психологического;

2) возможность нелинейной последовательности прошлого психологического, настоящего психологического и будущего психологического;

3) единицы возрастной категоризации. Эти трудности преодолеваются причинно-целевой концепцией, согласно коей время психологическое отражает не просто хронологические интервалы и события сами по себе, а сложную систему взаимно обусловленных межсобытийных связей типа причина-следствие, цель-средство.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

отражение в психике человека системы временных отношений между событиями его жизненного пути.

Психологическое время включает: оценки одновременности, последовательности, длительности, скорости протекания различных событий жизни, их принадлежности к настоящему, удаленности в прошлое и будущее, переживания сжатости и растянутости, прерывности и непрерывности, ограниченности и беспредельности времени, осознание возраста, представления о вероятной продолжительности жизни, о смерти и бессмертии, об исторической связи собственной жизни с жизнью предшествующих и последующих поколений семьи, общества, человечества в целом.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

феномен субъективного восприятия временной длительности в зависимости от того или иного душевного состояния.

Время страшно растягивается, когда постоянно думаешь о ком-нибудь наяву и во сне (Б. Прус, Кукла).

Трудно сказать, сколько времени продолжалось это кошмарное состояние, такие мгновения обладают иной длительностью, чем спокойные отрезки времени (С. Цвейг, 24 часа из жизни женщины).

Счастливые часов не наблюдают (А. Грибоедов, Горе от ума).

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь, Флинта, 2011 г

переживаемое время, субъективное ощущение продолжительности определенного события.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

отраженная в психике человека временная система отношений физических, социальных, психических процессов в его жизни, система взаимообусловленных межсобытийных связей типа «причина – следствие», «цель – средство» и т.д. П.в. может не совпадать с реальным временем: оно имеет свойство «уплотняться» в эмоционально, деятельно насыщенные периоды развития человека и «замедляться» в период бездеятельный, эмоционально однородный.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

Источник: https://vocabulary.ru/termin/vremja-psihologicheskoe.html

Ссылка на основную публикацию