Душевность — психология

Психология души

Странное дело получается, по официальному происхождению: психология это от древнегреческого ψυχή — «душа»; λόγος — «учение», то есть изучение души. И Википедия нам говорит, что это наука, изучающая закономерности и функционирования психики и психической деятельности человека. Но по какой-то причине всё это якобы связанно с головой человека.

Ведь каждый из людей, при слове психолог или психиатр сразу представляет себе проблему неполадок с головой. Но почему же такая разница? Вряд ли же душа находится в голове. Да и сами слова: психика, психическая деятельность не двузначно намекают на присутствие некой психической энергии.

Возникает совершенно логический вопрос, почему же тогда официальная отрасль клинической медицины не изучает эту самую психическую энергию, её природу и воздействие на людей, а копошится в их головах, ставя при этом какие-то сомнительные диагнозы, утверждая, что это психические расстройства? Видимо психиатрия, досконально знает и изучила природу психической энергии, чтобы утверждать, что в том или ином человека произошло отклонение от нормы. В чём я совершенно сомневаюсь.

Как ни странно, но в древности психология это была наука о душе; наука, служившая неизбежным основанием физиологии. Тогда как в наши дни именно психологию основывают на физиологии. Чувствуете разницу? Как и со многими другими вопросами и тут всё перевёрнуто с ног на голову.

Психометрия, буквально, «измерение души»; чтение или видение, но не физическими глазами, а душой или внутренним зрением.

Опять же каким образом официальная наука научилась делать эти измерения, чтобы ставить диагнозы и свои заключения, если же она сам-то по сей день не верит в существование этой самой души? Ибо они её ни увидеть, ни потрогать, ни пощупать не могут.

Хотите, верьте, хотите, нет, но о существовании психической энергии известно уже давным-давно. Известно и о её природе, и о её воздействии на человека и методы работы с ней также не секрет.

Но, как и в других областях нашей жизни, все Знания древности отметены в сторону, объявлены «бабушкиными сказками», лженаукой, язычеством да чем угодно, только бы это было неправдой. Делается всё что угодно, лишь бы человек никогда не узнал, что:

Как вам это? И это ещё не всё что умеет психическая энергия. Моя задача не в том, чтобы вам перечислить все преимущества этой чудо энергии, моя задача только вас заинтересовать. А ищущий всегда находит.

Но напрашивается вывод, насколько легитимна тогда такая наука как психиатрия? Которая и слыхом не слыхивала о том, что собирается лечить в людях! Почему такое произошло? Да потому что гордыня, высокомерие и тщеславие присущи не только отдельным индивидуумам, но и целым странам, организациям и отдельным коллективам ведь все они состоят всё из тех же эгоистических людей.

И если пробежаться по психологии, то вот что сразу бросается в глаза. Как и любая другая область медицины, она пытается бороться со следствием, а нужно было бы бороться с причиной. Это знает каждый мало-мальски образованный человек.

Причинно следственная связь есть во всём. Болезнь это следствие, лечить следствие всё равно, что срезать верхушки сорняков, оставляя корни. Сорняк будет продолжать расти. Найдя причины, удалив корни, следствие исчезает само.

Точнее следствие получается совершенно другим.

Давно бы уже пора сделать официальной науку: психология души! И поубавив свою гордыню, признать мудрые учения древности и поставить это на пользу всему человечеству. Но как мы уже с вами знаем, в этом мире двух сил сильное противостояние силам добра пока ещё оказывают силы тьмы. Потому и многие вещи тут перевёрнуты вверх тормашками.

Насколько бы было бы интересней и удивительней, если бы наука не спорила с религией, и не пыталась быть сугубо материалистической, а наоборот, старалась всеми имеющимся у неё средствами доказывать или опровергать учения древних, вот тогда бы и мир изменился в лучшую сторону.

А иначе как психиатрия может утверждать, что у человека психическое расстройство или душевное, ежели она даже понятия не имеет что это такое?!

Как ставятся диагнозы в психиатрии / What are the diagnoses in psychiatry

Исходя из всего вышесказанного и увиденного, можно предположить, что психическое состояние человека напрямую зависит от его душевного состояния. Поэтому в первую очередь надо целить человеческие души, а не лечить ему мозги. Ибо мозг, как мы уже говорили это всего лишь инструмент ума и разума.

Земля просто перенаселена разного рода психиатрами, психологами, копошащихся в умах людей, разного рода экстрасенсами-шарлатанами, но очень и очень мало в мире настоящих целителей человеческих душ.

Их то и обвиняет официальная медицина в психическом расстройстве, дабы не дай бог!! Они смогли исцелить заболевшее человечество и тогда планы Тёмной Иерархии просто пойдут коту под хвост.

Вывод прост, давайте будем исцелять души свои и тогда наше психическое состояние всегда будет на должном уровне. И нам не понадобятся высокооплачиваемые психологи, которые попросту зарабатывают на невежестве человека.

Якоб Бёме (нем. Jakob Böhme; 8 марта 1575, Альт-Зайденберг, Саксония — 18 ноября 1624, Гёрлиц, Саксония) — немецкий христианский мистик, провидец, теософ, родоначальник западной софиологии — учения о «премудрости Божией».

Бёме не имел систематического фундаментального образования и не знал латыни, языка учёных, — он был сапожником. Это впоследствии подвигло Ф.

Энгельса — необычайно ценившего Бёме за диалектику, которой пронизана его философия — сказать, что сапожник Бёме был большим философом, тогда как многие именитые философы — лишь большими сапожниками.

Вот где истинная психология: это 40 вопросов о душе Якоба Бёме.

Источник: http://selfpickup.ru/psihologiya/psixologiya-dushi.html

Душевность Душевный

15.07.2013 by petr8512

В мужчине ум — решающая ценность

и сила — чтоб играла и кипела,

а в женщине пленяет нас душевность

и многие другие части тела.

Автор афоризма: Губерман Игорь

       Душевность как качество личности  –  способность поставить себя на место другого, с душевной щедростью, пониманием, мягкостью, нежностью и отзывчивостью воспринимать других, доброжелательно, с душевной чуткостью реагировать на потребности ума, чувств и воли окружающих.

       Однажды внук пришёл к деду и спросил: — Что такое душа? Дед поведал ему историю, услышанную давным-давно от его собственного деда: — Говорят, в человеке живут три «Я», которые поддерживают и направляют его всю его жизнь. Первое «Я» — самое холодное. Его видят все окружающие тебя люди. Второе «Я» — наиболее тёплое.

Его видят лишь самые близкие тебе люди. Первое и второе всегда ссорятся за власть над человеком, а их раздоры пробуждают в нас сомнения и страхи. И лишь только третье «Я» способно примирить и найти компромисс между первыми двумя. Его не видит никто. Иногда мы даже не подозреваем о его существовании, но оно всегда с нами.

— Я никогда не слышал о них, — сказал внук. Дед улыбнулся и ответил: — Первое «Я» — это Разум. Если он берёт верх над вторым, человек становится расчётливым и холодным. Второе «Я» — это Сердце. Если побеждает оно, мы становимся наивными. Тогда нас легко ранить и обмануть. Третье же — Душа.

Только она способна установить в нас гармонию.

     Душевность более тяготеет к материнской форме любви, в отличие от духовности – формы любви отцовской. Поэтому душевность насыщена теплотой и мягкостью, а вот  требовательности и суровости она избегает.

Душевность – женской качество личности, хотя и многим мужчинам она тоже свойственна.  Мужчины в основном общаются в жестких, конкурентных условиях, где оперируют деловые, формальные отношения. В такой среде душевность не уместна. Её комфортная среда – личные отношения.

   Здесь душевность воспринимает происходящее глазами и чувствами близкого человека.

Советую почитать:  Дружелюбие Дружелюбный (Дружественность)

      Душевность – это не простое наличие души. Этим фактом никого не удивишь. Мы все души в грубом человеческом теле.  Как говорил поэт: «Душа обязана трудиться».

Душевность – это производительность души в межличностном общении, в результате которого происходит единение, родство душ. Доброта и душевность далеко не синонимы.

Доброта – это способность смотреть на мир глазами естественного состояния души, которая изначально добра; склонность проявлять мягкое сердце и непритязательность по отношению к другим, делать им добро.

Человек может быть добрым, то есть готовым оказать помощь и поддержку, поделиться последним куском хлеба и, в то же время, не отличаться душевностью. Суровый мужчина, делая добро, может проявлять черствость, холодность, неразговорчивость и угрюмость. Когда на лице мрачность и хмурость, о душевности говорить бессмысленно.

     Душевность по своей сути открыта, гибка и мобильна. Обладая способностью входить в состояние другого человека, она в ходе личностного общения достигает единения душ на всех уровнях – ума, чувств и воли. Вместе с тем душевность нельзя отождествлять с общительностью.

Интроверт, ярко проявляющий необщительность, способен устроить для души в своём внутреннем мире  такую изнурительную гонку, что героям фильма «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» их танцевальный марафон показался бы забавным приключением.

Душевный интроверт мысленно проговаривает диалоги с другим человеком, входит в его состояние и наполняет его пониманием, нежностью и любовью.

      Душевность – это умение разглядеть в другом общее, что присуще и тебе.

Аль Квотион в книге «Запчать цивилизации» пишет: «Человек — это степь, хранящая в своих недрах тускнеющие во тьме сокровища души, таинственные клады знаний, драгоценные камни эмоций и переживаний, серебряные жилы несказанных слов… Степь, жаждущая раскопок, чутких внимательных глаз, интереса осторожных рук, стремящаяся распахнуть свои тайны тому, кто не пройдёт мимо, не плюнет в звенящую траву с пыльной дороги, тому, в чьём взгляде прочтёт седое небо: ты нужна мне, степь. Я хочу тебя познать. И каждая степь трепетно дрожит, беременная своей полнотой, готовая дарить… не зная, что раскопки могут открыть не только великие дворцы, полные сказочных богатств, но и пару глиняных черепков, да осколки мечтаний оказаться чуть большим, чем ты есть на самом деле».

Советую почитать:  Доверчивость Доверчивый

      Серьезные отношения между мужчиной и женщиной проходят естественные закономерные стадии развития. И просто здорово, когда от стадии простого влечения, они доходят до стадии душевной близости. К сожалению, чаще наблюдается лишь близость на уровне нижних центров, а о существовании у своего партнера души другой и не догадывается.

Душевная близость – это когда мужчина и женщина открываются друг другу, впускают другого в своё сердце. Каждый становится самим собой. Гармония устанавливается по всем четырем позициям: эмоциональной, интеллектуальной, физической и душевной.

  В контексте этих слов Евгений Евтушенко в стихотворении  «Голос в телефонной трубке» написал:

Если б душу можно было целовать, К ней прильнул бы, словно к лунному лучу. Как бедны на свете те, чья цель – кровать, Моя цель – душа твоя. Её хочу. Я хочу твой голос. Он – твоя душа. По росе хочу с ним бегать босиком, И в стогу, так нежно колющем, греша,

Кожи голоса коснуться языком.

      Состояние проявленной душевности просто передал А.С. Пушкин в стихотворении «Зимний вечер».

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

      Душевность проявляется наиболее ярко в условиях социальных катаклизмов, жизненных потрясений и реализации самых худших опасений беспокойности и тревожности. Об этом говорит одна из самых душевных героинь русской литературы — Лара в «Докторе Живаго» Б.

Пастернака: «Все бытовое опрокинуто и разрушено.

Осталась одна небытовая, неприложенная сила голой, до нитки обобранной душевности, для которой ничего не изменилось, потому что она во все времена зябла, дрожала и тянулась к ближайшей рядом, такой же обнаженной и одинокой».

Источник: https://podskazki.info/dushevnost/

Духовная психология, или “Что будет, если соединить психологические методики и духовное знание?”

Вся наша жизнь состоит из проблем. И они никогда не заканчиваются. Но надо понять, что у всех проблем в материальном мире есть только одна цель…

Подумайте:

Чем ограничена современная психология?

Есть один фундаментальный принцип, который нужно понять. Современная психология в основном построена на эгоистичном материалистичном мотиве, который в общем случае звучит так: «Я САМ могу решить свои проблемы. При помощи той или иной техники».

Большинство психологических методик, которые сегодня разрабатываются и используются, связаны с фундаментальным убеждением, что человек сам может решить свои проблемы. Нужно только освоить определенную методику.

Читайте также:  Способы сказать "хорошо!" - психология

А если человек вдруг не справится сам, то психотерапевт может дать какую-то технику и решить проблемы другого человека. (Кстати, это тоже проявление эгоистичного сознания, но уже другой личности — психотерапевта, которого научили думать, что он способен решить чужие проблемы.)

Если мы не преодолеваем в сознании эту установку: «Я САМ могу все решить», то в жизни вообще-то ничего не меняется. Потому что серьезные кармические проблемы* не решаются на уровне материалистичного сознания.

* Кармическую проблему легко определить. В сущности, все наши проблемы, так или иначе — кармические. Но некоторые из них достаточно просто решаются. А другие, сколько над ними ни бейся — ничего не выходит. Это индикатор кармической проблемы.

Конечно, то, что может быть изменено по карме, через психологические техники может поменяться. Но то, что имеет глубокие корни, не изменится никогда.

Более того, может произойти обратный эффект. Убрав с помощью методик определенную зону проблемы, можно получить ужесточение ее корня. В результате сама проблема значительно усугубится.

Основы духовной психологии

Но, к счастью, есть и более глубокая психология. В ее основе лежит духовное сознание.

Духовное сознание — принципиально другое. Оно раскрыто к пониманию, что есть божественная сила, которая ведет каждое живое существо. Сила, которая может реально решать наши проблемы, как только мы просто открываемся к ней. Более того, у нас есть проблемы только по одной-единственной причине, что мы не открываемся к источнику любви Вселенной и не ищем его.

Мы не сможем выйти за пределы своих кармических проблем и решить их, если мы не открываемся к чистому духовному сознанию. И в глубине этого знания лежит доверие. Но доверие уже не к самому себе, не к своим внутренним способностям научиться каким-то техникам, а к любящей силе Вселенной и открытость к ней.

Любящая сила Вселенной — объективная сила. В древних трактатах, оставленных нам мудрецами, описано, что если душа она раскрывает к ней свое сознание, эта сила сразу же проявляет себя в жизни живого существа.

На уровне духовного сознания могут решаться абсолютно любые проблемы. Потому что никаких ограничений нет. Это выход за пределы кармы.

Именно поэтому нужно открыться к помощи любящей силы и звать ее в свою жизнь. Другими словами, это то, почему мы должны искать Бога в своей жизни. Вместо того чтобы с материалистичным сознанием идти дальше и усугублять свои проблемы.

Таковы основы духовной психологии.

Кому из нас нужна карма?

Однако неслучайно механизм кармы устроен так, что серьезные проблемы невозможно решить своими усилиями. Это проблемы, которые на уровне психотехник не решаются. Они существуют в жизни только для того, чтобы мы открылись к источнику любви, и, устав и исчерпав все попытки решать их самостоятельно, наконец, обратились к высшей помощи.

В этом состоит тайный замысел мира: он нас подталкивает к Богу. Своей неразрешимой проблематикой он подталкивает нас к Богу, где уже нет никаких проблем. И если мы научимся своим сознанием соединяться с источником любви, то все материальные кармические проблемы будут решаться.

2 способа решения кармических проблем

В конечном счете, проблемная ситуация может разрешиться 2 способами:

1) Ее развитие и сюжет принципиально меняются. Происходят какие-то события, когда ситуация преобразуется в корне.

2) Мы сами внутренне меняемся настолько, что проблемная ситуация больше не трогает нас. Как в пословице: «Собака лает — караван идет». Мы становимся таким караваном. Исчезает зацепка за проблему, и мы обретаем свободу. (Как это происходит? Читайте подробнее здесь “Как стать свободным человеком” и здесь “Так в чем же состоит свобода человека”.)

Несмотря на то, что внешне ситуация в каких-то своих параметрах еще сохраняется, внутренне мы ее переросли. Сознание стало более широким, и мы пошли дальше. А собака продолжает лаять… Но с каждым новым лаем ей уже неинтересно, потому что мы больше не реагируем.

Духовное распутывание ситуации

Решение проблем на уровне духовного сознания связано с внутренним целостным опытом личности. У человека появляется уверенность, что проблема решится. Приходит и понимание направления, в котором надо ее решать. Хотя внешне проблема, может быть, по-прежнему осталась.

Однако, когда человек получает эту опору внутри себя, это и есть момент, когда проблема уже решилась. Появляется такое ощущение: «Я уже вижу этот конец туннеля. Больше нет страха, что я погибну в этих катакомбах». То есть человек еще не вышел, но уже четко видит направление.

Если мы чувствуем связь с высшим источником любви, у нас уже очень многое получится. В этом нет никакого сомнения.

Но это не значит, что не нужно будет предпринимать усилий. Важно, что бы наши усилия были связаны с этим ощущением полноты связи, чтобы сохранялось наше открытое духовное сознание.

Мы — свободные существа. И свою способность по-настоящему влиять на мир мы приобретаем тогда, когда соединяем свое сознание с божественной волей. Тогда наши усилия становятся действительно эффективными. Потому что через них начинает действовать очень высокая энергия.

Кармические проблемы — очень серьезные. В принципе, на уровне материалистичного эгоистичного сознания они не могу быть решены. Но когда действует сознание духовное, тогда отменяются материальные законы.

И то, что было невозможно решить в течение всей жизни, начинает решаться. Потому что через наши усилия начинает действовать другая энергия, которая полностью отменяет материальные законы.

Именно через наши усилия, через поиск она начинает выражать себя очень активно.

Предельная ответственность за свою судьбу

У нас всегда есть выбор. Или мы начинаем сами меняться и принимать ответственность за свою жизнь, или наши страдания и проблемы будут только усиливаться извне.

Принять ответственность за себя означает развивать и усиливать свой разум, искать ответы на свои вопросы.

Сама же способность найти ответы, задавать новые вопросы и все дальнейшее развитие становятся возможными только тогда, когда мы осознанно приняли на себя ответственность за свою жизнь.

Чтобы в корне решить наши проблемы, нужно открываться к другому типу сознания. Не проблемы должны меняться и уходить. А мы должны меняться. Нужно изменить свой менталитет и взять ответственность за себя. Тогда что-то важное начнет происходить. И предельное принятие ответственности за себя — это понять свое положение в этом мире.

Понять, что я — вечное живое существо, и есть высшая личность, которая хочет мне помочь. Нужно просто открыться этой помощи. Это самая предельная ответственность, которую мы можем взять. И осознать, что мы можем открыться к помощи, которая дается свыше.

Если мы начинаем так работать с собой — судьба начинает распутываться. Почему?

Так действует духовная психология.

Вы готовы пойти еще глубже? Можете подписаться на обновления. Если вы знаете кого-то, кому может быть полезна эта статья, пришлите ему ссылку на эту страницу или сайт (социальные кнопки — чуть ниже).

По лекциям Олега Гадецкого на фестивале «Источники жизни»

Источник: http://soverhsenstvo-iznutry.ru/duhovnaya-psihologiya-duhovnoe-soznanie/

Психология духовности

/ Главная / Учебники / Общая психология / Психология духовности

      Понятие «духовность» в последние годы стало настолько распространенным, что сложно понять, какое содержание вкладывают в него те или иные люди.

Священники, философы, политики, психологи и педагоги говорят о «духовности» под углом зрения своего предмета, а также собственных религиозных или идеологических установок.

Причем в последнее время намечается тенденция сводить данное понятие исключительно к религиозному содержанию.

Именно так рассматриваются термины «духовная литература», «духовная музыка», «духовная живопись», при этом прилагательное «духовная» можно легко заменить словами «церковная» или «христианская». Несколько шире понимается выражение «духовные практики», под которыми понимают не только ритуалы и процессы в духе христианства, но и иных религий, эзотерики и даже магии.

В то же время, на вопрос, что же означает слово «духовный» нет четкого и однозначного ответа, что порождает многочисленные споры и спекуляции.

Существующее ныне религиозное представление о духовности понимает под этим термином исключительно выполнение религиозных обрядов и традиций, чтение религиозной литературы и размышления на соответствующие темы.

С этой точки зрения занятия наукой, особенно проводимые с материалистическими установками, не являются духовным видом деятельности.

Понятно, что такая трактовка духовности обедняет данное понятие, которое включает в себя гораздо больше сфер человеческой деятельности, чем считается. Попытки психологов рассмотреть понятие «духовность» и «религиозность» наталкиваются на жесткое сопротивление со стороны РПЦ, с чем автор столкнулся при публикации своей статьи [6].

Опрос населения в 100 населенных пунктах России в 2006 году показал следующее: на открытый вопрос: «Как Вам кажется, что такое духовность?» получен очень широкий спектр ответов. Четверть респондентов (25%) связывали понятие «духовность» с верой в Бога, религией, церковью; 21% опрошенных считали, что духовность – это совокупность положительных моральных качеств человека.

К этой группе высказываний примыкают суждения, в которых духовность понимается как душевная чистота, мир, гармония — душевные качества; гармония внутреннего мира (7%). Восемь процентов участников опроса полагали, что духовность – это, прежде всего интеллектуальное богатство человека, его ум, кругозор, культура, воспитанность.

Ответы остальных опрошенных были так разнообразны, что их трудно свести к какому-то общему знаменателю. Одни опрошенные (10%) – определяли «духовность» как внутренний мир, внутреннее содержание человека, другие (5%) видели в «духовности» определенное мировоззрение человека, а также стремление к самосовершенствованию.

Для третьих духовность – это «вера в хорошее»; «вера, надежда»; «любовь»; «вера в идеалы» и т. д. [3].

Толковые словари также не дают четкого определения данному понятию. Вот некоторые примеры:

«Духовность — отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа» [1].

«Духовность — свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными» [2]. Последнее определение несет в себе явную тавтологию — духовность определяется духовными интересами.

Получается, что, как это ни странно, термин «духовность» лучше определяется через отрицание, чем через позитивные утверждения. Мы скорее можем сказать, чем НЕ является духовность, чем четко определить, чем она является.

Под «духовным» аспектом активности человека понимают такие формы его деятельности, которые:

— не обусловлены напрямую его наследственными генетическими программами,

— не направлены на реализацию низших биологических потребностей,

— не приносят человеку прямой материальной выгоды и т. д. [4].

К области духовной жизни можно отнести такие сферы, как наука, искусство, религия, этика и т. д. Эти направления деятельности связаны с высшими потребностями по А. Маслоу: с потребностью к самоактуализации, к свободе, к познанию, к любви и т. д. Области человеческой жизни, в которых есть элементы духовности, показаны на схеме:

Источник: http://www.no-stress.ru/Uchebniki/general-psych/spirit.html

Духовность

Духовность – это уникальный личностный опыт, который обретается сквозь познание самого себя; выход за приделы собственных узких интересов, зрелость ценностей личности.

Она рассматривается, как явление внутреннего опыта субъекта, выход за рамки индивидуальности, нечто связанное с божественным, сверх личностным или силами космоса. Это понятие причисляет индивида к Святому Духу, отображает его приближённость к Богу, выход личности за грани бытия души.

С другой стороны рассматривает как душевность, интеллектуальность, добродетельность и нравственность личности.

Что такое духовность

В современном религиоведении духовность рассматривается как наиболее общая черта, характеризующаяся опытом, который возникает внутри человеческих переживаний, влияние на которые имеет культура. Соответственно источником данного понятия является внутренний опыт индивида.

«Spiritus» – в дословном переводе значение этого слова «дух», считается, что определение духовности человека, есть производное от данного слова. Для сегодняшнего мира это словоупотребление применяется для объяснения высшей части человеческого яства, духовной сущности субъекта, описание его внутренней жизни.

Отрицание зависимости человеческого существования от материального и телесного облика жизни человека.

Определение духовности человека имеет многочисленные трактования в связи с существованием различных парадигм в жизни общества. Сквозь все различные изъяснения духовности прослеживается некая закономерность в причислении ее к религиозной жизни индивида. Но, духовность как индивидуальный личностный опыт, не всегда отождествляется с религией и не всегда ею определяется.

В большинстве изъяснений данное понятие интерпретируется в направлениях гуманитарной психологии. При этом объединяется с неким мистическим деянием, эзотерическими традициями или философскими учениями.

В рамках этого духовность направлена на развитие целостной личности как системы, включающей альтруизм, богатый внутренний опыт, бескорыстность, сострадание, развитый внутренний мир.

Как психологическую категорию духовность начали рассматривать с конца девятнадцатого столетия, определяя ее в рамки понимающей психологии. Эдуард Шпрангер, Вильгельм Дильтей как представители этого направления, акцентировали внимание на изучении взаимосвязи духовных видов деятельности личности (культура, этика и искусство) и психики личности.

Читайте также:  Мученик - психология

При этом отрицали взаимосвязь психики субъекта с естественными науками. Карл Юнг в дальнейшем рассматривал духовность в рамках аналитической психологии. В рамках этих исследований понятие рассматривалась и анализировалась сквозь призму коллективного бессознательного и архетипов. Юнг стал основополагателем анализа психологии религии и алхимии.

В парадигме гуманистической экзистенциальной и трансперсональной психологии, духовность отождествлялась с высшим бессознательным, которое является источником творческого вдохновения (Роберто Ассаджоли). Маслоу Абрахам в своих многочисленных исследованиях, определил взаимосвязь духовности с пиковыми переживаниями. Возникновение которых происходит в период самоактуализации личности.

Духовность в зависимости от возникновения трансперсональных переживаний и духовных кризисов рассматривалась в исследованиях Станислав Грофа. В рамках трансперсональных учений данное понятие трактовалось, как некое исцеление с использованием шаманизма и иных традиционных культур.

Так же Виктор Франкл рассматривает это явление как нечто высшее над антропологическими измерениями субъекта.

В аспекте христианской психологии ученые духовность трактуют тождественно с высшими божественными или демоническими силами природы, проявляющиеся в поступках индивида, а проявление ее в других направлениях отрицается.

Духовность человека, как нечто глубоко субъективное, внутренне не способна быть исследована при помощи научных исследовательских методик. Отождествляя себя с мыслями, чувствами, памятью, человек открывает истинную природу своего сознания, определяет свое истинное «я», чем и обретает ее.

Проблема духовности

Духовность – это феномен, отличающий человеческую жизнь от природного существования, привносит в нее социальный характер. Насколько человек пользуется духовностью, зависит его существование, его будущее и истинное.

Так как осознание индивидом окружающего, формирование более изящного представления и глубокого отношения к миру, является понятием духовности человека.

Сегодня духовность помогает человеку познавать себя, свой смысл жизни и предназначение в ней.

Духовность помогает человечеству на пути к выживанию, развивающее стабильное общество и целостную личность. Она отыгрывает важнейшую роль в процессе формирования социального общества.

Способность человека отличать враждебное и чуждое в его существовании, позволяет защитить среду его обитания, его самого от ошибочных поступков и действий, которые имеют разрушающие последствия.

Говоря о проблеме, следует коснуться возникновения духовно нравственных проблем общества. Как известно текущий этап жизни общества переживает кризис духовности.

Духовность и нравственность приобретают новые значения и реализацию.

Так, процветание жестокости, преступности, беспорядка, спекуляции, теневой экономики, наркомании, бесчеловечности – последствия падения духовности человека, соответственно обесценивания человеческой жизни.

Хотя падение уровня нравственности населения не вдет к прямой его гибели, но ведёт за собой к разрушению многих институтов общества: экономического, духовного и политического.

Наиболее щепетильной проблемой есть то, что это разрушение общества, происходит незаметно для человека.

Новый этап формирования культуры человечества способствует развитию раскрепощённых, свободных, незакомплексованных, открытых к новаторству личностей, но наряду с этим равнодушных, агрессивных и безразличных.

Большинство людей направляют свои действия на заполнение жизни материальными, потребительскими ценностями, отвергая духовный компонент существования человека.

Обнаруживается противоречие в формировании нынешнего сообщества: научно-технический прогресс и духовное развитие идут абсолютно по разным стезям, при этом многочисленное количество индивидов теряет нравственную опору в жизни, тем самым усложняя духовную жизнь целого общества. На таком фоне в период с двадцатого столетия началось полнейшее обесценивание жизни человека. История показывает, что каждое столетие, идя на перемену «старому бесчеловечному», приносила все больше и больше жертв среди людей. Несмотря на развитие социальных и политических условий жизни, развитую культуру, литературу – осуществлялись жестокие злодеяния относительно личности человека. Отсутствие нравственности при этом рассматривались, как нечто способствующие таким поступкам, предполагаемые парадигмой данного общества.

Какое бы не было развитое социально-экономическое общество, технологии и ресурсы, с их помощью решить проблему жизни невозможно. Только изменение мышления человека, изменения внутреннего мировоззрения, осознание целостности и духовности общества поможет направить его на истинный путь существования и развития.

Создание идеального мира духовности человека, создание мира ценностей и понятий поможет поднять душу человека высоко над материальным благом.

Дабы обновить общество, действовать нужно изнутри: обновить духовность и нравственность субъектов, подготовить сознание человека к грядущим переменам, к осознанию важности целостности общества и обновлению системы ценностей.

Развитие духовности личности

Не существует общего мнения о понятии развития духовного мира человека. Каждый индивид формирует свой духовный мир по-разному, используя различные учения и методы познания себя и своего внутреннего мира. Зачастую эти пути достижения переплетаются с религией, но иногда обходят ее.

В основном под развитием духовности понимается преобразование «духа» человека, внутреннего состояния, личностный рост индивида. «Дух», как абстрактное понятие, имеет собственное воплощение в причинно-следственных связях, помогающих понять смысл жизни человека.

Если индивид настроен на познание истины, развитие своей духовной жизни, самосовершенствования, он непременно к этому придет, пусть этот путь будет медленным и постепенным или лёгким и без препятствий, или же мгновенным.

Духовное развитие человека, по каким бы учением не происходило, состоит из нескольких составляющих: самопознания, самосовершенствования и саморазвития.

Следует отметить, что все учения о духовном развитии индивида исходят из внутреннего мира его самого. Духовное всегда являлось человеческим желанием изменить мир вокруг себя посредством изменения своей личности. Духовная эволюция человека позволяет ему подниматься на более высокий этап понимания и сознания свой души.

Для формирования полноценно духовно развитого человека, в первую очередь нужно следить за развитием энергетического и физического состояния субъекта. Это способствует гармоническому существованию с окружающим миром и людьми в нем.

Духовность – это рост, некий прогресс человеческой личности по направлению к целостности и самореализации.

Источник: http://psihomed.com/duhovnost/

О понятии духовности

О понятии духовности.

Духовно-нравственные проблемы современного общества хорошо известны. Об этом много пишут и говорят, но одного осознания проблем недостаточно, чтобы найти их решение.

На наш взгляд, в обществе прослеживаются две основные тенденции. Первая – монополизация с помощью средств массовой информации таких ценностей, как деньги, мода, карьера. В людях культивируется стремление к материальным ценностям, развивается индустрия потребительских желаний.

Конечно, удовлетворение таких базовых потребностей, как потребность в жилье, еде, защите необходимо, но не должно носить всепоглощающий характер.

Все это приводит к тому, что люди перестают осознавать свои собственные желания и потребности, принимая за истину ориентиры, дающиеся извне.

В то же время медленно, но верно возрождается в нашей стране и другое направление мысли. Появляется литература, посвященная различным духовным практикам, организуются лекции, семинары и тренинги.

Все больше и больше людей узнают об иных ценностях и возможностях самореализации (есть у этой медали и обратная сторона: все больше процветает деятельность самых разнообразных сект).

Проблема духовности часто обсуждается в интернете и прочих СМИ.

Приступая к рассмотрению этого вопроса, мы сразу сталкиваемся с большим количеством расхождений в понимании духовности. Некоторые определения включают в себя настолько широкий спектр разнообразных явлений, что при желании  в них можно включить любые переживания или занятия людей. Такое определение духовности можно найти, например, у В.

Даля: «…все относящееся к Богу, церкви, вере; все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля».[6] Другие определения ограничивают понятие духовности, связывая его непосредственно с  человеческим разумом. Такое определение можно найти в словаре С.И.

Ожегова: «Духовный — относящийся к умственной деятельности, к области духа».[10]

Если обратиться к словарю общей психологии [9], то мы увидим, что под духовностью понимается «высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности». В данном определении прослеживается связь понятия духовности с мотивационной сферой личности, ценностями, волей. 

Н.А.

Государев [3] понимает под духовностью переживание красоты, тайны и справедливости, стремление к совершенству, при этом эталоны совершенства выбираются самим человеком, а не задаются извне, не навязываются обществом. Переживания, сопровождающие духовное развитие, не вызваны потребностью в материальных и социальных приобретениях. Духовность автор связывает с самопознанием и творчеством, стремлением к идеалу. 

Похожее определение мы можем найти и у Л.Н. Собчик [11]. По ее мнению, духовность – высший уровень самосознания индивида и эмоционально дифференцированного отношения к окружающим явлениям.

Духовность тесно связана с познанием, поисками высшего смысла жизни, совершенствованием своего Я, стремлением к идеалам, пониманию своего предназначения. Это терпимость и наблюдательность по отношению к людям, доброта и искреннее сострадание.

Духовно развивающиеся люди выступают в роли субъекта деятельности, стремясь наполнить свою жизнь определенным смыслом и реализуя свой потенциал. Стремление к высоким идеалам происходит не ради конкретных благ и эгоистических целей и желаний – для них сам процесс духовно богатой жизни является самоцелью.

Духовность — это направленность человека на нематериальные ценности, интерес к окружающему миру, людям, природе, к тому, что не связано с прагматической необходимостью. 

Совсем иной подход мы наблюдаем в психоанализе. Зигмунд Фрейд [14] на протяжении всей своей жизни интересовался вопросами духовного и религиозного плана. Пребывая в уверенности, что рациональными средствами возможно ухватить иррациональные процессы, он интерпретировал религию с точки зрения неразрешенных конфликтов и подавленной сексуальности.

В отличие от него Карл Густав Юнг [14] признавал иррациональное и даже таинственное. Юнг сам пережил много случаев религиозного опыта, которые, очевидно, убедили его в реальности духовного измерения. Он предполагал, что духовный элемент является органичной и неотъемлемой частью нашей психики.

Подлинную духовность он считал одним из аспектов коллективного бессознательного, который не зависит ни от родительского влияния в детстве, ни от образовательной или культурной просвещенности человека.

И если самоанализ и самоисследование достигают необходимой глубины, в сознании непроизвольно начинают появляться духовные элементы. 

Представитель экзистенциальной психологии и создатель логотерапии В. Франкл [13] вводит в психологию представление о духовности как одном из базовых “экзистенциалов” человеческого бытия, связывая ее с другими аспектами нашей жизни.

Духовный, или ноэтический уровень, присущий человеку в отличие от растений и животных, Франкл связывает, прежде всего, с ориентацией на смыслы.

Он уделяет особое внимание духовному бессознательному, проявлением которого является совесть — орган, посредством которого человек улавливает истинные смыслы. 

Проблема духовности и явления, связанные с духовным ростом, подробно рассматриваются в трансперсональной психологии, изучающей мистический, религиозный опыт и измененные состояния сознания [5]. 

Основатель психосинтеза Роберто Ассаджиоли [1, 2] понимал духовность в ее наиболее широком значении, видя в ней жизненную силу человеческого существования и связывая ее с осознанием содержаний сверхсознательного.

К духовности он относил любые формы психической деятельности и состояния сознания, ценность которых превышает средний уровень (эстетическая, гуманистическая, этическая, альтруистическая и иные ценности). Вершиной служит слияние осознания личного Я с осознанием духовного Я.

  Духовное развитие человека – длительный процесс, связанный с глубоким моральным очищением, преобразованием «нормальных» черт личности, трансформацией. Происходит пробуждение скрытых способностей, расширение сознания на новые внутренние пространства.

Многие явления, которые официальная психиатрия признает психопатологическими, он интерпретировал как сопутствующие духовному раскрытию.

Сходные мысли высказывает и основоположник трансперсональной психологии Станислав Гроф [4, 5].

Он считает, что духовность и религию в западной психиатрии долгое время незаслуженно считали лишь ответом психики на стрессовые явления – конфликтные отношения с родителями, страх перед неизвестностью, угрозу смерти и т.д. Рамки душевной болезни были единственной структурой, где можно было испытывать многообразие духовного опыта. 

Духовность Гроф связывает с такими явлениями психики, как переживание смерти и рождения, единства со Вселенной, природой, Богом, встречи с архетипическими существами, осознание предыдущих воплощений. Она не имеет ничего общего с установками, идущими извне, религиозным программированием, а возникает во время контакта человека с определенными областями сознания.

Еще один подход к понятию духовности мы находим у одного из основателей гуманистической и трансперсональной психологии А.Маслоу [8]. Он помещает духовный рост на вершину пирамиды потребностей человека и связывает его с понятием самоактуализации.

Для самоактуализирующихся людей, согласно Маслоу, характерны такие особенности, как принятие себя, доброта, справедливость, самостоятельность, чувство общности с человечеством, творческие способности.

Они способны тонко чувствовать красоту окружающего мира и стремиться к совершенству.  

Читайте также:  Создание команды - психология

Несколько различных определений духовности рассматривает в своих работах Кен Уилбер [12], считая их важными аспектами одного общего феномена духовности, и каждый из этих аспектов имеет право быть включенным в интегральную модель.

Он связывает духовность с высшими уровнями любых линий развития — в этом смысле духовность, по сути, означает надличностные уровни любой из линий: высшие моральные устремления (к примеру, сострадание к живым существам), высшие когнитивные способности (такие, как надрациональная интуиция), развитая Самость и т.д. Духовный путь каждого человека носит индивидуальный и уникальный характер, при этом развитие конкретных способностей может происходить в определенной последовательности. Уилбер (как и А.Маслоу) предполагает, что духовность связана с пиковыми переживаниями (измененными состояниями сознания). 

В.В. Козлов [7] связывает понятие духовности с движением человека к расширенному, полноценному способу существования, включающему в себя повышение уровня психосоматического и эмоционального здоровья, увеличение степени свободы выбора и чувство более глубокой связи с природой, людьми и всем космосом.

Это развитие человека как радикальное преобразование черт личности, раскрытие своих возможностей, а также внутреннюю направленность деятельности. Духовное «Я», по его мнению, является единственной структурой личности, которая связывает личность с вечностью и вневременным существованием.

В духовном «Я» находятся религиозные идентификации (я — православный, я — буддист и т. д.), представления о духовном пути. 

Автор выделяет несколько тенденций, присущих духовному «Я».

Первая тенденция — это расширение пространства своего духовного «Я» (экспансивная тенденция). Это означает высокую значимость духовного в человеке и его весомый вклад в философию, психологию, совершенствование образования или же изменение мировосприятия окружающих людей.

Чем большее интеллектуальное пространство захватывает концепция или идея, тем большую значимость она имеет и в плане внутренней самооценки.

Когда пространство социального сознания захватывается через каждую рефлексирующую личность, тогда появляется возможность не только обусловить осознание реальности, мышление, модель мира представителей своего поколения, но и иногда влиять на мировоззрение многих поколений после своей жизни.

Образцами в этом отношении являются Будда, Лао-цзы, Христос, Магомет, которые для огромного количества людей все еще определяют не только стиль мышления и мировоззрение, но и структуру, содержание материального и социального «Я». Таким образом, экспансивная тенденция управляет не только поведением человека, но и активностью больших и малых человеческих групп.

Вторая тенденция – трансформационная. Это изменение концептуального пространства, поиск новых качеств идеи, изменение структуры духовного, углубление понимания определенных тем жизни.

Это высшие состояния сознания – такие, как любовь, сострадание, радость, просветление.

В любом так называемом личностном росте или духовном самосовершенствовании больше проявляется трансформационная, нежели экспансивная тенденция.

Третья тенденция духовного «Я» — консервативная. Она проявляется в стремлении личности удерживать равновесие и сохранить свою структуру идентификаций и смыслов. Эта тенденция выполняет важную функцию: обеспечивает целостность, структурность, индивидуальность личности, стабильность существования человека.

Таким образом, общим для многих подходов исследования духовности является: признание ее связи с надындивидуальными смыслами и ценностями, божественными или космическими силами. Духовность является не структурой, а способом существования человека, достигшего личностной зрелости.

На уровне духовности на смену иерархии эгоистических потребностей, жизненных отношений и материальных ценностей, определяющих жизнь большинства людей, приходит ориентация на широкий спектр сущностных человеческих и трансцендентных духовных ценностей.

Происходит трансформация, преобразование черт личности, пробуждение скрытых способностей. Человек перестает быть изолированным индивидом, решающим эгоцентрические задачи эффективной адаптации к среде, он выходит за свои собственные пределы и открываясь взаимодействию с миром на новом уровне.

Духовность выступает предпосылкой личностной свободы и автономии.

Исходя из изложенного выше, можно сделать вывод, что возрастание интереса к духовности и внутренним поискам — один из обнадеживающих факторов в нашем проблемном мире. Если эта тенденция будет развиваться, внутренняя трансформация человечества может стать значительной силой, способной остановить современные тенденции человека к разрушению себя и окружающего мира.

Т.Коробко, 2011

Список использованной литературы:

  1. 1. Ассаджиоли Р. — Нервные заболевания при духовном росте. – Статья с сайта www.gestalt-rostov.ru. 
  2. 2. Ассаджиоли Р. – Психосинтез. — СПб.: ООО «Речь», 2008.- 384с.
  3. 3. Государев Н.А. – Психология индивидуальности. М.: Ось-89, 2010. — 118 с.
  4. 4. Гроф С. — За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. . – М.: Издательство АСТ, 2004. – 378с.
  5. 5. Гроф С. – Путешествие в поисках себя: измерения сознания. Новые перспективы в психотерапии и исследовании внутреннего мира. – М.: Издательство АСТ, 2004. – 346с.
  6. 6. Даль В.И. — Толковый словарь живого великорусского языка. – www.slovardalya.ru
  7. 7. Козлов В.В. — Психотехнологии измененных состояний сознания. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. – 544с.
  8. 8. Маслоу А. – Мотивация и личность. – Спб: Изд-во «Питер», 2010. – 352с. 
  9. 9. Общая психология. Словарь / Под. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с.
  10. 10. Ожегов С..И. — Толковый словарь русского языка. — www.ozhegov.ru
  11. 11. Собчик Л.Н. — Проблема духовности в психологии. —  Московский психологический журнал. — 2003. — №7.
  12. 12. Уилбер К. – Интегральная психология: Сознание, Дух, Психология, Терапия. — М: Издательство «ACT», 2004. – 412с.
  13. 13. Франкл В.  – Человек в поисках смысла. – М.: Издательство Прогресс, 1990 г. – 358с.
  14. 14. Юнг К.Г. — Воспоминания, сновидения, размышления. – Мн.: ООО «Харвест», 2003. – 357с.

Источник: https://psynavigator.ru/blogi-psihologov/994

Духовность и душевность

В философско-психологической литературе духовное начало человека, как правило, связывают с общественным и творчески-созидательным характером его жизнедеятельности, с включенностью человека в мир культуры.

Уже в связи с этим ограниченным является только узкопсихологический взгляд на человека, где он предстает прежде всœего как отдельность и выделœенность из рода, со стороны своих индивидо-своеобразных свойств и качеств, как внутренняя взаимосвязь множества психологических способностей и механизмов.

В действительности же внутренний мир человека имеет многообразные связи и отношения со всœем универсумом человеческой культуры, и именно здесь он обретает свой смысл и духовное измерение.

Духовность относится к родовым определœениям человеческого способа жизни.

Дух есть то, что связывает отдельного индивида, субъекта психической деятельности, личность человека со всœем человеческим родом во всœей развертке его культурного и исторического бытия.

Духовность придает смысл жизни отдельного человека, в ней человек ищет и находит ответы на вопросы: зачем он живет, каково его назначение в жизни, что есть добро и зло, истина и заблуждение, красивое и безобразное и т. п. ‹…›

В случае если главным в понятии индивидуального духа (а именно он и есть новый принцип бытия человека) сделать особый род знаний, особый способ существования, которые может дать только он, то тогда основным определœением ʼʼдуховностиʼʼ в нас оказывается личная независимость от всœего органического (телœесного) и неорганического (обыденного), свобода от принуждения и давления всœего, что относится к ʼʼжизниʼʼ, – в т.ч. и от ʼʼдушевных структурʼʼ, от ее влечений, пристрастий и прельщений. И это есть подлинная внутренняя, духовная свобода, т. е. свобода именно духа (который ʼʼдышит, где хочетʼʼ), а не души и не тела.

По словам философа И. А.

Ильина, ни тело, ни душа человека не свободны; они связаны законами времени и причинами вещественной природы; можно не знать о них или забыть об их действии, но освободиться от них невозможно.

И только духу человека доступна свобода, и ему подобает свобода. Он имеет дар – вывести себя внутренне из любого жизненного содержания, противопоставить его себе, оценить его, избрать его или отвергнуть.

Духовное бытие, таким образом, начинается и существует там, где начинается освобождение человека от всякой поглощенности, от оккупации чужой и главное – своей собственной самостью.

Свобода в связи с этим есть модальное (фактически – инструментальное), а не предметно-содержательное определœение духовного бытия человека; она есть сила, энергия порыва в самоопределœении к лучшему и высшему. Дух есть любовь к качеству и воля к совершенству во всœех областях жизни.

И потому само духовное бытие определимо и описуемо лишь в его значении для нас и в его действии на нас, но не в том или ином содержании человеческой культуры самом по себе.

Как способ, как образ бытия в целом духовность открывает человеку доступ к любви, совести и чувству долга; к праву, правосознанию и государственности; к искусству и художественной красоте, к очевидности и науке, к молитве и религии; только она может указать человеку, что есть подлинно главное и ценнейшее в его жизни; дать ему нечто такое, чем стоит жить, за что стоит нести жертвы. Ведь ʼʼжить стоит только тем и верить стоит в то, за что стоит бороться и умереть, ибо смерть есть истинный и высший критерий для всœех жизненных содержанийʼʼ (Ильин И. А., 1993). А то, что не стоит смерти, то – с духовной точки зрения – не стоит и жизни.

Человеку даны от Бога определœенный способ телœесного существования, особая форма душевной жизни и интегрирующий человеческую реальность принцип духовного бытия, которые бывают удержаны одновременно в едином представлении об индивидуальном духе.

Всякая психология и всякая педагогика, которые пытаются игнорировать личную определœенность, самодеятельность и самоценность человеческого существа, вступают на ложный путь.

Ложность обнаруживается в наступающем очень быстро падении качества жизни как отдельного человека, так и сообщества в целом: снижаются уровень внешне-телœесного существования (вплоть до органических заболеваний), уровень душевной дифференцированности (вплоть до ʼʼпервобытнойʼʼ упрощенности душевного строя), качество всœей жизни (труда, творчества, нравственности). И это верно на всœех этапах жизненного пути человека – и в младенчестве, и в старости. Именно с культивированием индивидуального, личного духа связано само творение и возрастание качества жизни.

Духовность субъекта͵ индивидуальный дух представляет собой ответственное принятие и следование высшим образцам совокупной человеческой культуры; переживание нравственных норм общежития как внутреннего ʼʼкатегорического императиваʼʼ; усвоение высших ценностей родового бытия человека как своих собственных.

Можно сказать, что человек духовен в той мере, в какой объективный и абсолютный дух стали его субъективным (индивидуальным) духом.

И именно в связи с этим в наивысшей степени духовность обнаруживает себя и становится способом жизни человека, когда он вступает в личные отношения с Богом – поистинœе высшей основой всœего бытия человека и всœего Универсума.

Индивидуальный дух человека предстает в различных обликах, раскрывающих не только различные стороны, но и уровни человеческой реальности. Можно говорить о таких обликах субъективного духа, как личностное (целостное), индивидуальное (единично-уникальное) и универсальное (родовое) бытие человека.

Οʜᴎ являются и ступенями становления духовного мира человека, мерой освоения и принятия им духовного опыта человечества, мерой его духовности в целом. Их предпосылкой, основой является душевная жизнь человека, его субъективность.

Многообразные душевные способности, механизмы душевной жизни выступают органами становления и способами реализации духовности человека, где и сами эти способности продолжают совершенствоваться и утончаться.

Иными словами, становление человека субъектом собственной жизнедеятельности (освоение норм и способов человеческой деятельности, правил и максим общежития, базовых смыслов и ценностей совместной жизни людей) есть предпосылка и предыстория становления индивидуального духа человека. Это та основа, площадь опоры, на которой начинает осуществляться конвергенция (сворачивание в точку) всœей предшествующей психологической организации человека. И понятно, почему.

Душевная жизнь (во всœем ее богатстве и многообразии) в качестве субъективного непосредственного самобытия (бытия самости) есть целый особый мир и в данном смысле – непосредственно очевидная реальность.

При этом в этой своей непосредственности и очевидности душевная жизнь всœе же не есть окончательная, в самой себе завершенная, полноценная реальность.

Иллюстрацией здесь бывают знаменитые переживания подросткового, а впоследствии – и юношеского кризисов, которые связаны с обнаружением того, что в собственном ʼʼЯʼʼ – ничего собственного нет, а есть только присвоенное из внешней культуры, что в пределах собственной жизни – собственного смысла нет (есть лишь окружающие чужие смыслы). Кризис идентичности, аутотентичности – и есть симптом безосновности, незавершенности, своеобразной призрачности собственной самости, который настоятельно, остро требует выхода (трансцендирования) души за свои собственные пределы, в иное, укореняющее ее.

Источник: http://referatwork.ru/category/psikhologiya/view/387909_duhovnost_i_dushevnost

Ссылка на основную публикацию