Драматически-экспрессивный комплекс — психология

Искусство и психотерапия: экспрессивные методы. Часть I

Тема: «Психологам», «Разное»

По утверждению профессора психологии, Доктора Натали Роджерс, использование арт-методов терапевтическом процессе представляет массу замечательных возможностей. Доктор Роджерс утверждает, что когда она видит рисунок своего клиента, она может увидеть мир его глазами. Интересно? Читаем здесь и сейчас перевод первой статьи из цикла об экспрессивных, центрированных на личности арт-методах:

Когда искусство и психотерапия объединяются, их масштаб и глубина усиливаются. Их совместное использование, они вписывает новую главу в историю гуманистического целительства.

Шон МакНифф, «Исскуство и психотерапия».

Часть психотерапевтического процесса направлена на то, чтобы пробудить созидательное начало. В этом самом месте и происходит наложение психотерапии и искусств. Именно в этом месте мы можем наблюдать их замечательную синергию. То, что является креативным или созидательным, является, обычно, лечебным.

Включив креативную составляющую в терапевтический процесс, я назвала это «Центрированной на личности экспрессивной арт-терапией». Обычно термины «экспрессивная терапия», или «экспрессивная арт-терапия» означают танцевальную терапию, художественную терапию и музыкальную терапию.

Кроме того к арт-терапии можно отнести также ведение терапевтического, или личного дневника, задания на развитие образного мышления, практики, включающие драматические импровизации.

Использование арт-терапии для для подкрепления терапевтического процесса, разрешения внутренних конфликтов, пробуждения творческой составляющей представляет собой огромное количество терапевтических возможностей.

В этом материале я постараюсь убедить вас включить составляющие экспрессивной терапии в вашу личную и профессиональную жизнь таким образом, который позволит вам узнать больше о вас самих, ваших способностях, позволит углубить ваши социальные связи и серьезно расширит ваши возможности в качестве творца, группового терапевта и личного психолога.

Экспрессивная терапия использует различные проявления творчества. Это танцы, рисование, создание скульптур, сочинение стихов и рассказов, драматические этюды. Все это направлено на поддержание и настройку терапевтических процессов, которые в качестве своей цели преследуют достижение развития и исцеления.

Этот процесс исследования самого себя посредством любой художественной формы, которая всегда является продуктом эмоциональных глубин наших личностей. Это не просто «милая картинка». Это не просто искусный, вызубренный до малейших деталей танец.

И это больше чем стихотворение, которое писали, переписывали и редактировали до тех пор, пока оно не стало совершенным.

Когда мы творим, создаем что-то, чего не существовало раньше, мы всегда так или иначе выражаем свои истинные, скрытые чувства. Экспрессивная арт-терапия это использование эмоциональных, интуитивных составляющих наших личностей.

Экспрессивный подход подразумевает погружение в глубины наших личностей, последующее выражение этих глубин посредством линий, движений, звука, или образов. Еще один осмысленный метод исследования самого себя — это разговор о чувствах.

В терминах психологических учений, основанных на гуманистических принципах, «экспрессивная терапия» распространяется на невербальное и/ или метафорическое самовыражение. Гуманистическое понимание арт терапии отличается от аналитического или медицинского.

В двух последних случаях арт-методы используются в целях диагностики и анализа, а так же в рамках восстановительных, реабилитационных программ.

 Многие используют отдельные аспекты экспрессивного самовыражения в их повседневной жизни и знают, что это ее украшает. Вы можете напевать себе под нос, насвистывать мелодию. Мы любим рисовать чертиков на бумажке во время телефонного разговора, мы находим это успокаивающим.

Мы можем вести дневник, часто обнаруживая, что ситуация выглядит совсем иначе, после того, как ее изложение оказалось на бумаге. Мы можем рисовать, или создавать скульптуры в свободное время, отмечая, что этот опыт способен на время заставить вас забыть о повседневных проблемах.

Все это примеры того, как мы привычно выражаем себя в движения, рисунках, словах для того, чтобы изменить свое состояние. Все это способы очистить свой разум, выразить чувства, отпустить свой дух к новым уровням своего собственного сознания.

Необходимо отметить, что все это имеет терапевтическое значение.

 Когда мы используем искусство в целях само-исцеления, или в терапевтических целях, мы не озабочены очарованием живописи, или стройностью слога, нас не очень волнует гармония в мелодии. Мы используем искусство для того, чтобы выразить, выпустить, освободить.

Корме того, озарения могут прийти к нам после исследования символического, или метафорического значения наших произведений. Наше искусство говорит с нами словами символов.

Эти сообщения могут оказаться весьма полезными, если, конечно, мы возьмем на себя труд перевести их.

Не смотря на то, что иногда в результате появляются интересные, а иногда, даже драматические плоды, анализ эстетики и уровня мастерства, мы оставим тем, кто хочет развиваться, как художник профессионально.

Конечно, иногда некоторые из нас так вовлекаются в самовыражение себя по средствам искусств, что принимают решение развивать свои навыки в том или ином направлении. Множество арт-терапевтов переносят фокус внимания со своей роли терапевта на свою роль в качестве художника.

Многие художники осознают целительный эффект искусства и становятся арт-терапевтами.

 Использование процесса созидания для глубокого внутреннего исцеления влечет за собой ряд последующих шагов, когда мы работаем с клиентами.

Экспрессивные арт-терапевты знают, что использование разума, тела и эмоций дает развитие интуитивным и креативным способностям клиента в той же мере, что и его логическому, линейному мышлению.

Поскольку эмоциональные состояния редко формируются логикой, использование воображения и невербальных выражений позволяет клиенту дополнительный способ коммуникации. Этот процесс обладает большим суммарным потенциалом.

 Традиционно психотерапия считается собранием вербальных методик, и вербальные процессы в ней имеют основополагающее значение. Однако, мне удалось обнаружить, что я могу быстрее понять внутренний мир клиента, когда он выражает себя посредством живописи.

Цвет, форма и символы — это слова того языка, на котором говорит наше подсознание. Я начинаю видеть мир клиента его глазами. Кроме того, клиент может использовать движения и станцевать свои переживания.

Когда клиент танцует, я могу ощутить его мир таким, каким ощущает его он.

 Понимание клиентом самого себя растет по мере того, как его танец, живопись, или пение дают ему важные подсказки для следующих открытий. Использование экспрессивных методик становится целительным как только язык самовыражения клиента становится еще одним языком, на котором он коммуницирует с терапевтом.

Все это — способ, который способен помочь нам осознать, пережить и принять незнакомые аспекты наших собственных личностей. Вербальные методики концентрируются на эмоциональных флуктуациях, или определенных типах поведения. Экспрессивные техники переносят клиента в мир эмоций, добавляют дополнительное измерение к его картине мира.

Использование арт-методов в рамках терапии предоставляет клиенту возможность использовать свободные, не подвластные сознанию части собственного я. Такая терапия может отчасти стать радостным и увлекательным процессом познания разных частей самого себя: сенсорной, кинестетической, концептуальной, эмоциональной и мифической.

Клиенты отмечают, что экспрессивные методики помогли им подняться выше уровня мелких повседневных проблем до уровня, на котором они способны конструктивно управлять своей жизнью.

Профессор психологии, Доктор Натали Роджерс.

Вторая часть рассказа Натали Роджерс об экспрессивных арт-методах. 

Источник: http://psyhelpers.ru/articles/223-iskusstvo-i-psihoterapia-expressivnye-metody-part-1

Здоровый образ жизни взрослых и детей или всё для здоровья

  • 15 Августа в 0:00 1240 38 6Оздоровительная гимнастика для профилактики заболеваний поясницы и спиныТренирует группы мышц области поясницы, широкие мышцы спины, разрабатывает позвоночник (позволяет ему тянуться и сгибаться), дает эффект вправления кости и регулирования деятельности мышц.
  • 15 Августа в 0:00 1372 41 10Оздоровительная гимнастика для профилактики заболеваний шеи и плечВ последнее время широкое распространение получили так называемые «18 способов тренировки тела и духа», пришедшие в другие страны из Китая. Все они основаны на наследии древней китайской медицины, а также на многолетних исследованиях в клинических ус…
  • 15 Августа в 0:00 982 70 14Психорегулирующие дыхательные упражненияЗанятия психорегулирующими дыхательными упражнениями требуют знания и умелого использования на практике наиболее важных закономерностей воздействия дыхания на уровень возбудимости центральной нервной системы и общий тонус организма.
  • 15 Августа в 0:00 722 40 10Крепкий сон — источник молодости и красотыСон является биологической необходимостью. Во время сна функции всех органов и систем организма замедляются, приобретая тем самым возможность отдохнуть и «зарядиться» для того, чтобы ответить полноценно на требования последующего бодрствования.
  • 15 Августа в 0:00 776 25 9Здоровье и сон — загадки сновиденийВ древности у ряда азиатских народов на островах Фиджи, в Бирме, Индонезии считалось большим грехом разбудить человека: Народы верили, что во время сна душа покидает человека и отправляется на встречу с богом. Разбудишь человека, а его душа еще не ве…
  • 15 Августа в 0:00 731 24 6Здоровый сон и работоспособностьСон — одно из главных средств восстановления работоспособности. Во время сна происходят процессы накопления энергетических запасов, регенерации, пластического обмена. В результате восстанавливаются истощенные за день энергетические ресурсы.
  • 15 Августа в 0:00 696 23 6Домашний доктор — аптечка и прием лекарствПрием лекарств определяется лечащим врачом. Необходимо строго соблюдать его указания. При явлениях непереносимости данного лекарства немедленно уведомить врача.
  • 15 Августа в 0:00 575 16 6Домашний доктор — помощь при травмах, ожогах, укусахСудороги. Это действительно чрезвычайно тяжелое состояние, и очень редко в таких случаях родители сохраняют самообладание. А самообладание абсолютно необходимо, чтобы оказать своевременную помощь! Чаще всего судороги быстро проходят.
  • 15 Августа в 0:00 649 16 10Домашний доктор — помощь до прихода врачаПовышенная температура. Повышение телесной температуры во многих случаях является первым признаком ряда заболеваний, вызывающим вполне основательную тревогу в семье. Нормальная температура доходит до 37°С (температура, измеренная в анусе или во р…
  • 15 Августа в 0:00 718 14 8Процедуры против старенияВелика вероятность, что уже вы сможете воспользоваться процедурами, которые сделают вас на годы, а то и на десятилетия младше — биологически — вашего хронологического возраста. В перспективе же это приведет к буквально бесконечной молодости каждого ч…

Источник: http://medbe.ru/health/zhizn-bez-narkotikov/psikhodinamicheskaya-psikhoterapiya-ispolzovanie-ekspressivnoy-formy-psikhoanaliticheskoy-psikhotera/

Экспрессия — что это такое? Экспрессивность в биологии, медицине и психологии. Экспрессивное поведение человека

Вам приходилось слышать выражения «экспрессивная девушка» или «экспрессивный танец»? Слово «экспрессия» в переводе означает выразительность, интенсивное проявление настроения и эмоций. Экспрессия еще толкуется в качестве предъявления другим людям скрытых психологических личностных особенностей для прямого наблюдения.

Определение экспрессии

Что такое экспрессия? В медицине это генетический процесс, посредством которого содержащаяся в генах информация преобразуется в определенные клеточные структуры.

Экспрессивность в биологии – это неразрывно связанное с жизнедеятельностью и здоровьем человека определение, которое получает дальнейшее развитие в психологии и психотерапии.

К этой же медицинско-биологической сфере относится понятие «экспрессировать» – это означает транскрибировать и транслировать ген.

Экспрессивность – это степень выраженности определенного состояния, чувства, эмоции, отношения.

Понятия «экспрессивность» и «экспрессия» применяются не только в психологии, но и в театроведении, искусствоведении, если требуется подчеркивать уровень выраженности духовности.

А также показать средства выражения, к примеру, живопись, музыка, архитектурные элементы. Получается, что в имеющихся определениях данных терминов есть указания на связь этого явления с душевным и духовным миром людей.

Противоположным по смыслу значением является импрессивность – склонность к внутренним, а не внешним переживаниям, накоплению преимущественно отрицательных чувств. О таких людях говорят, что они держат переживания в себе, не склонны делиться эмоциями и проблемами, обиды и расстройства к ним приходят не сразу, не моментально.

Мнения о связи внутреннего мира людей и экспрессии, которые сформировались по большей части в искусствоведении и философии, дополняются психологией. Сущность этой связи в психологическом выражении видна в том, что экспрессия получает место не только сопровождения действий внешне. Она выступает частью данных явлений, формой их проявления.

Экспрессивная девушка рассказывает что-то своей подруге

По этой причине стоит говорить об экспрессии в виде личностного образования, способа познания духовного мира личности, а также в качестве внешнего «Я».

Экспрессивное поведение

В науке под личностным экспрессивным поведением подразумевается соединение стойких и изменяющихся средств выражения, что организуются в разного рода структуры. Они перестраиваются в процессе создания социальных и психологических личностных качеств.

Подобное соединение средств включает части, которые обладают разным развитием изменений, а также отличаются уровнем требуемых усилий для этой цели. Итак, в составе личностного экспрессивного поведения содержатся части, которые обладают высоким уровнем непостоянства (мимика, интонации), в том числе средним и низким уровнями.

Читайте также:  Педагог-психолог - психология

Если человек экспрессивен, это включает и физиогномические элементы выразительности, одежда и прическа относятся к среднему уровню непостоянства.

Существует также понятие «экспрессивный репертуар человека», означающий набор поз, интонаций, жестов, мимических состояний и их комбинаций для различных ситуаций общения.

Что такое экспрессивный человек? Это значит, что поведение личности представляет собой постоянно изменяющееся самоизваяние. Наше тело является зеркалом, которое отражает действие внешности и души.

Внутренние перемены личности тянут за собой внешние изменения.

По этой причине внешний вид не является беспорядочным сочетанием элементов, а строгим четким отражением личностных особенностей.

В экспериментальной науке привилегию получают непостоянные элементы экспрессии. Это сочетание движений, которые неустанно меняются согласно с положением и отношением человека. Подобные движения показываются с применением оптической системы.

К зрительным методам общения психологами относится кинесика. Она являет собой широту движений, которая воспринимается зрительно и несет разную информацию с разных точек зрения партнеров. В ее состав включены только показательные жесты и позы с четкой семантикой.

Экспрессивных людей отличает эмоциональное, выразительное поведение

Экспрессивные действия в виде внешнего «Я» связаны с его непостоянными и стойкими подструктурами. Это действительный показатель множества черт личности. Его можно рассматривать в виде:

  • проявления выразительных элементов всеобщей личностной активности, которая связана с темпераментом;
  • выразительного состава состояний психики;
  • показателя модальности знаков связи одной личности с другой;
  • способы экспрессии качеств;
  • признака развитости личности как субъекта коммуникации;
  • показа выразительных элементов социального статуса человека;
  • скрытия внешних «Я» личности;
  • способа показа и создания допустимого поведения.

Экспрессивность личности

Экспрессивность личности – это умение ярко и живо показывать собственные чувства, эмоции и отношение. Это понятие противоположно сдержанности. По мнению А. Маслоу, в нормальной личности обе черты существуют в гармонии, балансе.

Адекватная личность не просто спонтанна: она спонтанна и экспрессивна тогда, когда ей этого хочется. Она способна расслабляться, отказываться от контроля, когда это к месту.

Но такая личность способна и контролировать себя, откладывать удовольствия, проявлять вежливость и т. д.

В сопутствующих экспрессивности качествах нет обдуманности, осторожности, разумности и самообладания. Ее спутниками является возбудимость, внезапность и восторженность.

Наша душа отличается природной красотой. В зависимости от качеств личности, которые обуславливают демонстрацию энергетики души, наружу выходят инстинктивность, темпераментность, восторженность. А если энергетика души обуславливается пороками, то во внешнем мире проявляется необузданность и излишняя эмоциональность.

Слово «экспрессия» пришло из латыни – expressio, что означает нагнетание и выжимание. Экспрессия является внешним выражением переживаний и эмоций в первую очередь.

Сюда стоит отнести слезы, истерику, восклицания, эмоциональные жесты, печаль, крики, апатичное состояние.

В лингвистике русского языка присутствует термин «экспрессема» – это стилистическая единица, которая служит для раскрытия выразительных конструкций.

В каждой культуре экспрессивность в виде личностной черты по-разному трактуется. Активно жестикулирующий испанец в странах Прибалтики будет считаться экспрессивным человеком. Но на Родине его примут за меланхоличного человека. Получается, что проявление экспрессии немало определяется особенностью культуры.

Экспрессивная личность проявляет все эмоции и чувства ярко, несдержанно

В психологии эмоциональная экспрессия – это выразительность, сила проявления чувств, переживаний.

Она рассматривается в виде обширного набора средств, применяя который личность показывает свои способности другим. Экспрессию в виде показа эмоций сумели «поймать» художники-экспрессионисты.

Если зрители способны видеть в работах выражение эмоций, то они считаются экспрессивными.

Заключение

Понятно, что нет такого прибора или датчика, чтобы измерить, сколько экспрессии содержится в картине художника, хореографическом танце или поведении человека. Экспрессивные действия являются зеркалом, которое отражает или показывает состояние личности. Более того, подобное поведение – это часть естественного состояния человека.

И на десерт предлагаем видео – по-настоящему экспрессивное выступление гимнасток на Кубке России по эстетической гимнастике:

Источник: https://sunmag.me/sovety/28-03-2014-ekspressiya-chto-eto-i-kak-ona-proyavlyaetsya.html

Экспрессивность

Экспрессивность – это весь комплекс стилистических, семантических речевых признаков, которые позволяют выражать субъективную позицию говорящего в отношении предмета или адресата. Слово имеет латинский корень expressio, что обозначает выражение.

Экспрессивность – одно из речевых свойств, что связано непосредственно с эмоциональной оценкой сообщаемой информации, субъективно воспринимаемой и бессознательно выражаемой говорящим. И также в целом экспрессивность перекликается с личными особенностями раскрытия говорящим его чувств.

Так либо иначе, многие психологи, лингвисты отождествляют понятия экспрессивности и эмоциональности, аффективности в средствах речи.

Некоторые, уже ставшие общеупотребимыми в языке выражения, изначально являлись его экспрессивными оборотами, и лишь позднее закрепились в известные фигуры речи и особенности структуры стиха.

Что такое экспрессивность?

Экспрессивность речи позволяет говорящему человеку, помимо основного содержания высказывания, передать некую информацию о себе, личное отношение к тому, о чем он говорит. Причем такая передача в основном происходит бессознательно.

По экспрессивности речи можно понять, к какой социальной группе, категории относится человек, какие качества ему свойственны – и если это сообщение импульсивно, непроизвольно, посему часто является наиболее правдивым.

Экспрессивность высказывания часто обнаруживает подлинное отношение говорящего к предмету, отношение подчас негативное, какое он не выразил бы, не находясь на пике эмоций: иронии, скепсиса, снисхождения, пренебрежения. То есть, он субъективно ставит предмет ниже себя, возвышается над ним, что и делает его речь экспрессивной. Говорящему же при том кажется, что он выразил некие объективные свойства предмета.

Намного реже экспрессивность высказывания несет понижающую установку – когда говорящий принижает себя. Это было распространено ранее в истории, например, когда простолюдин обращался к чиновнику, называя себя не Иван или Петр, а Ивашка, Петрушка.

Есть простой способ увидеть прямое следствие этой человеческой особенности бессознательно наделять себя высоким положением, проследив количество в речи суффиксов, выражающих повышающую и понижающую установки – десятки уничижительных, принижающих, уменьшительных против всего лишь нескольких суффиксов, позволяющих выразить возвышенное отношение. Повышающей экспрессивной установке также часто свойственно отношение сверху вниз не лишь к предмету высказывания, а и к слушателям. В сообщении говорящий словно подчеркивает, что он принадлежит к некой престижной группе, к которой слушающие не принадлежат. Это хорошо прослеживается в криминальном или молодежном сленге.

При лингвистическом анализе речи и контент-анализе, которые используют психологи, можно определить несколько степеней выраженности экспрессии: начиная от незначительной формы отклонения от литературной речи и до чрезвычайной резкости.

Первая, мягкая степень экспрессивности показывает, что говорящий хорошо освоил и знает предмет, о каком он говорит, поэтому наделяет свою речь некоей эмоциональной составляющей. В высшей степени экспрессивная речь может выражать фамильярность, грубость, пренебрежительность, устрашение, содержать нецензурные элементы.

Инструменты такого анализа – это исследование выбора слов, морфем, окончаний, ударения, а также, если возможно интонации и жестикуляции.

Каковы механизмы выражения позиции сверху вниз? Первый – это использование вместо нейтрального наименования предмета жаргонного или просторечного слова, морфемы, суффикса.

Второй – принижение разными средствами, такими как устранение, усечение основного наименования предмета с сохранением только его дополнительных наименований.

Для наглядного раскрытия понятия экспрессивность пример самый простой мы можем привести из уголовно-криминального жаргона, в котором документ называется «ксивой», что отражает мнение говорящего о его высокой осведомленности и пренебрежении к нему.

Еще экспрессивность пример находит в молодежном сленге – говоря, например, «развлекуха», молодежь с помощью выбора суффикса «уха» выражает свое снисхождение или небрежность. Количество слов с подобными суффиксами, выражающими отрицательную оценку, сегодня значительно увеличилось, что особенно наглядно прослеживается на просторах интернета.

Экспрессивность речи еще может иметь своей причиной стремление к экономичности в средствах выражения. Это позволяет сделать речь более прагматичной, а эмоциональная составляющая позволяет задействовать образность восприятия.

Средства экспрессивности

Экспрессивные средства могут быть разделены на фонетические, лексические, морфологические, синтаксические и паралингвистические средства.

Фонетические средства экспрессивности – это нехарактерные для повседневного языка изменения звуков. К примеру, намеренное растягивание, интонационное выделение, акцентирование.

Морфологические экспрессивные средства касаются особенностей в словообразовании. Сюда относятся, к примеру, суффиксы, позволяющие придать слову уменьшительную, пренебрежительную, другую форму.

Экспрессивные средства лексического рода касаются выбора словосочетаний, словарного состава, включающего оценочный компонент, частицы усиления, междометия.

На уровне синтаксическом экспрессивность находит выход в перекомпоновке слов в нехарактерный для обычной речи порядок, в необязательных для передачи сухой информации повторах.

Также средства экспрессивности живого акта коммуникации могут быть не лишь языковыми, а и паралингвистическими, к каким относятся: мимика, жестикуляция, громкость речи, ее темп, тембр говорящего.

Средства экспрессивности должны быть разделены и по знаку их коннотации – на положительные и отрицательные. Понятие коннотация раскрывается через свой латинский корень connoto – дополнительное значение. И обозначает оценочную, эмоциональную, стилистическую окраску сообщения.

В более широком понимании коннотация есть любая компонента, что дополняет конкретное предметное содержание и придает эмоциональный личный оттенок.

Считается, что экспрессивные средства речи вторичны по отношению к сухой информационной сути сообщения, однако подчас именно эмоциональная окраска наделяет сообщение окончательным смыслом или даже искажает или полностью меняет его относительно изначальной предметной компоненты сообщения.

Отрицательная коннотация связана с внутренним негативным отношением автора сообщения в адрес предмета или явления, о котором он говорит. Именно отрицательная коннотация используется как наиболее частая экспрессивная форма речи, поскольку обилие сдерживаемых эмоций через такой опосредованный вариант находит свой выход.

Явление отрицательной коннотации активно изучается психологами, так как содержит в себе большой объем материала, богатый источник сведений об истинных эмоциях человека, его комплексах, способах психологических защит, локусе контроля, самооценке, ментальности, принадлежности к социальной группе и отношениям внутри нее, общей удовлетворенности жизнью. Особый интерес отрицательная коннотация как экспрессивное средство выражения имеет для психоаналитиков, которые, исследуя ее, получают информацию о глубинных слоях личности своего пациента.

Положительная коннотация связана с восхищением, воодушевлением, яркими впечатлениями говорящего о предмете.

Многообразие использования средств речи в общественном употреблении затрудняет четкую их классификацию, делает невозможной выделить все средства по единственному признаку.

Например, это сложно пронаблюдать в переходе экспрессивности от лексики к синтаксису.

Экспрессивные средства изучаются лингвистами и психологами для конкретного языка отдельно в его разделах грамматики, стилистики, фонетики, лексикологии.

Благодаря использованию данных средств речь приобретает экспрессивный характер, тем самым становится способной не лишь передавать номинальную информацию, а и эмоциональные тона сообщения, психологическое состояние того, кто высказывается, его часто бессознательную позицию, адресованную к слушателям или предмету.

Источник: http://vseopsycho.ru/ekspressivnost/

Тяжелые личностные расстройства: стратегии психотерапии

Поскольку в основных работах, посвященных вопросам психотерапии пограничных состояний, существует тенденция понимать пограничную личность в широком смысле слова, описанных там пациентов можно отнести к разным диагностическим категориям, если пользоваться DSM-III или более узкими определениями.

Например, Ринсли (Rinsley, 1980) и Мастерсон (Masterson, 1976, 1978, 1980) преимущественно описывают пациентов, которые, с моей точки зрения (см. гл. 5), соответствуют инфантильному расстройству личности.

Их пациенты, возможно, соответствуют концепции пограничной личности Гандерсона (Gunderson, 1977, 1982) и тому, что в DSM-III называется сценическим расстройством личности и пограничным расстройством личности.

Розенфельд (Rosenfeld, 1979a) описывает в основном пациентов с преобладанием нарциссизма и параноидных проявлений, что можно сопоставить с критериями DSM-III для нарциссического и параноидного расстройств личности.

Фэйрбейрн (Fairbairn, 1954) и Рэй (Rey, 1979) основное внимание уделяют шизоидным чертам пограничных состояний, характерным для шизоидного и шизотипического расстройств личности в DSM-III.

Короче говоря, литература, посвященная вопросам интенсивной терапии пограничных состояний, охватывает широкий спектр различных типов патологии характера или расстройств личности. На мой взгляд, все эти типы несут в себе структурные характеристики пограничной личностной организации; по мнению вышеприведенных авторов, все они обладают общими генетическими (в психоаналитическом смысле слова) характеристиками и особенностями развития.

Малер (Mahler, 1971, 1972; Mahler and Kaplan, 1977) задала клинические и теоретические точки отсчета для этих генетических характеристик и особенностей развития.

Все клинические описания в работах психотерапевтов, упомянутых выше, и в других работах, посвященных интенсивной терапии пограничных пациентов, приводят характеристики, общие для пациентов с пограничной патологией (Winnicott, 1958, 1965; Bion, 1967; Khan, 1974; Volkan, 1976; Green, 1977; Little, 1981).

За исключением Биона, все они отличают подход к терапии пограничных пациентов от подхода к терапии невротиков, пациентов с непограничной патологией характера и психотиков.

Читайте также:  Особенности речи оратора - психология

В других своих работах я пытался дать синтез клинических характеристик пограничных пациентов, и в результате возникли вспомогательные концепции – психоструктурная теория объектных отношений, связывающая описательные и структурные характеристики пограничных пациентов с особенностями переноса и процесса психотерапии (1975, 1976, 1980).

Психоаналитики и психотерапевты, упомянутые выше, пришли примерно к тем же выводам, что и я: теория объектных отношений дает ценные концептуальные рамки и помогает объяснить как клинические особенности этих пациентов, так и процесс психотерапии с ними.

В прошлом, под влиянием работ Найта (Knight, 1953a), который первым исследовал данную область, считалось, что для пограничных пациентов оптимальным лечением является поддерживающая терапия. Тем не менее многие клиницисты, работавшие с пограничными пациентами, постепенно переключились в работе с большинством из них на психоаналитическую (или экспрессивную) психотерапию. Для некоторых пациентов немодифицированный психоанализ рассматривается как возможный.

Сотрудники Проекта исследования психотерапии Меннингера (Kernberg et al.

, 1972) предприняли попытку сравнить эффект психоанализа, экспрессивной психотерапии и поддерживающей психотерапии – всего спектра психотерапий, вышедших из психоанализа, – при лечении пациентов с “сильным Эго” (в основном с невротической патологией характера и неврозами) и пациентов “со слабым Эго” (с пограничной патологией характера). В результате исследователи пришли к выводу, что лучшей формой терапии для пациентов со слабым Эго является экспрессивный подход, когда сам момент встречи с терапевтом структурирован незначительно, и при этом есть возможность предложить пациенту оставаться в госпитале (структурирование среды) столько, сколько это ему нужно. Такой подход резко отличается от чисто поддерживающей терапии, при которой структурирован сам момент психотерапии, но нет той поддержки, которую обеспечивает госпитализация.

Другие основанные на психоанализе психотерапевтические подходы к пограничным состояниям представляют значительные изменения техники.

Мастерсон (Masterson, 1972, 1976, 1978), например, создал особую форму психотерапии, направленную на разрешение “депрессии покинутости” и коррекцию и заживление дефектов Эго, сопровождающих нарциссическую оральную фиксацию таких пациентов. Он поддерживает их переход от стадии сепарации-индивидуации к автономии.

Он считает, что начало психотерапии с пограничными пациентами должно быть поддерживающим, а потом уже оно постепенно расширяется в сторону интенсивной реконструктивной психоаналитически ориентированной психотерапии.

Мастерсон подчеркивает важность анализа примитивного переноса и предлагает развернутое описание двух взаимно расщепленных видов объектных отношений (первый вид – награждающий, или либидозный; второй – лишающий, или агрессивный). Так он соединяет теорию объектных отношений с моделью развития, основанной на работах Маргарет Малер.

Ринсли (Rinsley, 1977) и Фюрер (Furer, 1977) принадлежат к растущей группе психоаналитически ориентированных терапевтов, которые сочетают психоструктурную теорию объектных отношений с моделью развития Маргарет Малер (Mahler, 1971, 1972; Mahler and Furer, 1968; Mahler and Kaplan, 1977).

Другие авторы (Giovacchini, 1975; Bergeret, 1970; Green, 1977; Searles, 1977; Volkan, 1976) также используют модели, основанные на теории объектных отношений. Сирлс большое внимание уделяет особенностям переноса и контрпереноса при терапии пограничных пациентов и психотиков.

Современные обзоры некоторых подобных подходов можно найти у Хартоколиса (Hartocollis, 1977) и Мастерсона (Masterson, 1978).

Американские авторы свои подходы основывают по большей части на модели Эго-психологии, включающей в себя современные представления о стадиях развития и психоструктурные теории объектных отношений, британская же школа психоанализа (зародившаяся на основе некоторых теорий объектных отношений) продолжает оказывать влияние на технику работы с пограничными пациентами. Труды Лита (Little, 1957, 1960, 1966) в основном посвящены технике. Хотя она считает, что большинство описанных ею пациентов относятся к категории пограничных, но ее представления о том, что все данные пациенты плохо дифференцируют себя от объекта, а также техники ее работы, направленные на развитие у пациента чувства своей уникальности и отделенности, говорят о том, что она работает с патологией раннего развития, появившейся в фазе сепарации-индивидуации, в субфазе ранней дифференциации. Ее взгляды сходны со взглядами Винникотта, хотя она работает с пациентами, находящимися в состоянии более глубокой регрессии.

Винникотт (1960b) подчеркивал, что терапевт должен создать возможности для развития “подлинного Я” пациента и для этой цели ему не следует “сталкиваться” с пациентом в некоторые моменты терапевтической регрессии.

Оптимальная функция терапевта при этих условиях, говорил он, – быть объектом, который “осуществляет холдинг”8, кем-то вроде матери для того, кому не хватило нормальной материнской заботы. В такие моменты, полагает Винникотт, происходит молчаливая регрессия вплоть до самой примитивной зависимости от аналитика, воспринимаемого как “держащая на руках мама”.

Винникотт полагал, что интуитивное эмпатическое понимающее присутствие аналитика важнее, чем нарушающая мир и воспринимаемая как вмешательство вербальная интерпретация.

Эта концепция связана с теорией Биона (1967) о том, что мечты матери (которые Бион называл “грезами”) позволяют ей инкорпорировать спроецированные, рассеянные и фрагментированные примитивные переживания ребенка в момент фрустрации и интегрировать их с помощью интуитивного понимания трудностей ребенка в данный момент.

Интуиция матери, как говорит Бион, становится “контейнером” (container), который организует спроецированное “содержание” (content).

Подобным образом разбросанные, искаженные, патологические элементы переживаний регрессировавшего пациента проецируются на аналитика, так что пациент использует терапевта как “контейнер” для организации всех тех переживаний, которые сам по себе не может вынести.

Как Винникотт, так и Бион подчеркивают, что терапевт, работающий с пограничными пациентами, должен интегрировать когнитивный и эмоциональный аспекты своего понимания терапевтической ситуации; Бион фокусируется на когнитивном аспекте (быть “контейнером”), а Винникотт – на эмоциональном (“холдинг”). В литературе часто возникает путаница из-за того, что авторы, описывающие психотерапию пограничной личности, не отличают экспрессивную психотерапию от психоанализа. По моему впечатлению, многие авторы – например, Джовачини (Giovacchini, 1978), Литл (Little, 1981), Сирлс (Searles, 1979) и Винникотт (Winnicott, 1958, 1965) – на самом деле достаточно видоизменяют свою технику, так что их работу нельзя назвать психоанализом. Чтобы яснее определить особенности психотерапевтического подхода к пограничным пациентам, следует четко отделять экспрессивную психотерапию от психоанализа.

Этот обзор будет неполным, если я не упомяну клинические подходы, которые отклоняются от экспрессивной психотерапии, рекомендованной большинством авторов.

Многие пограничные пациенты– возможно, большинство – получают терапию, в которой поддерживающие и экспрессивные техники смешиваются, или терапию с редкой частотой сеансов (раз в неделю или реже), что означает переход от экспрессивной модальности к поддерживающей.

Опыт клиницистов, работающих с пациентами в кризисе или во время короткой госпитализации, где есть четкая и сильная структура окружающей среды, показывает, что поддерживающий подход эффективен, по крайней мере при краткосрочных формах психотерапии.

Существует еще одно, обычное в клинической практике явление, – многие пограничные пациенты получают амбулаторную терапию на основе длительных поддерживающих психотерапевтических отношений.

Литература, посвященная вопросу поддерживающей психотерапии пограничных состояний, крайне скудна.

Поддерживающий подход “в чистом виде”, который ранее рекомендовали Найт (Knight, 1953b) и Зетцель (Zetzel, 1971) и до сих пор поддерживает Гринкер (Grinker, 1975), теперь, как я упоминал, сменился новой установкой: использовать поддерживающие техники лишь в начальных стадиях психоаналитической терапии (Masterson, 1978).

Адлер и Бюи (Adler and Buie, 1979), Моделл (Modell, 1976) и Волкан (Volkan, 1979) подчеркивают поддерживающий эффект функции холдинга, но предлагают применять экспрессивную по своей сути технику с самого начала терапии пограничного пациента.

На основании данных проекта Меннингера я предложил отказаться от традиционных представлений Найта (1953b) и Зетцеля о том, что чем слабее Эго пациента, тем больше он нуждается в поддерживающей терапии (Kernberg, 1975).

Я также ставлю под вопрос старую традицию смешивать экспрессивную и поддерживающую техники, особенно при терапии пограничной личностной организации. Постоянные клинические наблюдения показывают, что использование поддерживающей техники устраняет нейтральность терапевта и по этой самой причине снижает возможность интерпретации переноса.

Пограничный пациент вызывает мощный эмоциональный отклик, что заставляет терапевта отказаться от позиции технической нейтральности, и интерпретация этих центральных моментов переноса становится невозможной.

В то же время терапевт, пытающийся сохранить основную аналитическую позицию и одновременно смешивающий экспрессивные и поддерживающие техники, существенно ограничивает себя в использовании поддержки, таким образом ослабляя как экспрессивный, так и поддерживающий аспекты своей психотерапии.

Используя идеи Гилла (Gill, 1954), можно определить технику психоанализа по трем характеристикам: аналитик (1) постоянно сохраняет позицию технической нейтральности; (2) постоянно использует интерпретацию как техническое средство; и (3) поддерживает развитие полноценного невроза переноса и затем стремится к его разрешению в психоаналитическом смысле слова, опираясь исключительно на интерпретацию. Фактически весь спектр разновидностей психоаналитической психотерапии – от психоанализа до поддерживающей терапии – можно классифицировать на основании этих трех основных характеристик. Ниже описывается экспрессивная психотерапия для пациентов с пограничной личностной организацией.

Источник: http://bookap.info/psyanaliz/kernberg_tyazhelye_lichnostnye_rasstroystva_strategii_psihoterapii/gl24.shtm

Экспрессивность Экспрессивный

03.07.2014 by petr8512

Равнодушие губительно. Если ты пробуждаешь в людях

сильные эмоции – это по-настоящему позитивно.

Автор афоризма: Молко Брайан

Экспрессия начинается там, где заканчивается мышление.

Альбер Камю. Миф о Сизифе

 Критик: — Ах, что это? Какая прекрасная вещь, какое видение, какая экспрессия! Художник:

— Да? А ведь это как раз то место, о которое я вытираю краску со своих кистей.

      Экспрессивность  как качество личности – способность ярко, значительно и выразительно проявлять чувства, настроения, переживания.

Приходит грузин с похорон жены.  Сел за стол. Подпер опущенную голову руками, на лице написано отчаяние. — Один, совсем один! (с надрывом, отчаянием).

— Один, совсем один… (слегка встрепенулся, поднял голову, задумался, говорит уже гораздо спокойнее, без надрыва). — Один, совсем один? (заинтересованно, удивленно, встрепенулся, в глазах появляется блеск).

— Один, совсем один!!! (проявляет экспрессию, бурный восторг, вскакивает и пляшет лезгинку).

      Экспрессивность противоположна сдержанности.   Психолог Абрахам Маслоу писал:  «В здоровой личности гармонично сосуществуют обе эти тенденции (экспрессивность и сдержанность — автор) . Здоровый человек не только спонтанен.

Он спонтанен и экспрессивен тогда, когда хочет быть спонтанным и экспрессивным. Он способен расслабиться, отказаться от самоконтроля, способен, что называется, расстегнуть пиджак, когда находит это уместным.

Но он умеет также контролировать себя, может отложить удовольствие на потом, он вежлив, он старается не обижать людей, умеет промолчать и умеет держать себя в руках.

Он воплощает в себе и дионисийство, и аполлонизм, он способен быть стоиком и эпикурейцем, экспрессивным и функциональным, сдержанным и раскованным, искренним и отстраненным, веселым и деловитым, он живет настоящим, но умеет думать о будущем.

Здоровый, самоактуализирующийся человек поистине универсален; в отличие от среднестатистического человека он осуществляет гораздо большую часть возможностей, заложенных в человеческой природе. Его арсенал реакций гораздо шире, чем у обычного человека, и он движется в направлении к абсолютной человечности, то есть к полному раскрытию своего человеческого потенциала».

      В кругу друзей экспрессивности  не найдешь осторожности, благоразумия, хладнокровия и рассудительности. Её компания – эмоциональность, импульсивность, восторженность и экзальтированность.

Советую почитать:  Эскапизм

      Душа по своей природе красива, ярка и экспрессивна.

В зависимости от того, какими качествами личности будет обусловлено проявление энергии души, наружу может вылиться темпераментность, интуитивность, восприимчивость, а в случае обусловленности энергии души пороками во внешний мир прорывается истеричность, плаксивость, несдержанность в чувствах и чрезмерная эмоциональность. Словом, зло обусловливающее экспрессивность порождает мутантов межличностного общения – сквернословов, хамов, скандалистов и склочников.

    Слово «экспрессия» происходит от латинского ex-pressio — «выдавливание, выжимание, нагнетание». Экспрессия – это внешнее выражение, прежде всего, чувств и переживаний. Это могут быть истерики, слезы, энергичные жесты, возгласы, крики, подавленное состояние, уныние или апатия.

      У разных народов экспрессивность как качество личности диагностируется по-разному. Выразительно жестикулирующий итальянец или грузин в Эстонии будет идентифицирован как экспрессивная личность. У себя на Родине его могут посчитать меланхоликом. То есть проявления экспрессивности во многом определяются культурными особенностями общения в той или иной стране.

    В психологии экспрессивность рассматривается как широкий набор средств (косметика, одежда, украшения, стиль речи и т.д.) посредством которого личность выражает себя, то есть демонстрирует свои особенности стороннему наблюдателю.

      Экспрессию как внешнее выражение эмоций научились «ловить» художники-экспрессионисты. Если зритель смог увидеть в произведении выражение чувств и эмоций, значит оно экспрессивно.

Читайте также:  Семья мы - психология

Экспрессивными являются образы эллинистической скульптуры, произведения художников Маньеризма, западноевропейской Готики. Экспрессионистами называют П. Брейгеля Старшего, И. Босха, Эль Греко и Феофана Грека.

Очевидно, что экспрессионистскими являются такие течения как кубизм, собственно экспрессионизм, хай-тек и японский минимализм.

    По художественному музею ходит интеллигент в пенсне, рассматривает картины и громко восторгается: — Ах!… Ах!!! Какой портрет! Какой пейзаж! Какая палитра! Какая экспрессия!…  За ним, разинув рот, ходит мужичек в телогрейке, кирзовых сапогах тоже глазеет, в избытке чувств подходит к интеллигенту, трогает его за плечо и говорит: — А ты это… с козой не пробовал? Тоже здорово!!!

Советую почитать:  Эксцентричность Эксцентричный

        Экспрессивность тяготеет к ироничности и жаргону, которые усиливают весомость ее слов.

Например, характеризуя конкретные действия или поведение человека в определенных ситуациях, экспрессивность использует следующие выражения: как худой кабан делать что-либо (бестолково, суетясь, неловко, неумело); как трусы без резинки (о свободном поведении); скакать как вошь на гребешке; как бешеный слон; как муха в туалете (на аэродроме) (вести себя слишком шумно, вызывающе без видимого повода); [болтаться] как дерьмо в проруби; как белочка больная (делать что-либо); жрать как корова; ржать как жеребец; бежать, как будто скипидаром задницу намазали; врать (свистеть) как Геббельс (как Троцкий, как сивый мерин); как честная девочка делать что-либо.

     При характеристики внешнеговида экспрессивность зачастую говорит: глаза как два пельменя; морда кирпичом; морда как сапог; ноги как руки, а руки как спички; с палец (о худом, тощем, маленьком человеке); задница с кулачок; как коряга (о худой, непривлекательной женщине); как кувалда (о некрасивой, крупной женщине); как куль (мешок) с дерьмом (о толстом, неловком человеке); ноги как у козы рoги (о некрасивых ногах); руки словно две большие птицы (шутл. о человеке, который пытается сделать что-либо грациозно) и др.

Приобозначении индивидуальных качеств личности или временных эмоциональных состояниях: прямой как разрез на заднице; ненасытный как женщина после сорока; шустрый как вода в унитазе; холодный как крокодил голодный; спокойный как удав и др.

    Об интеллектуальных или физических способностях, возможностях: хитрый как сто китайцев; голова как дом советов (об умном человеке); разбираться в чем-либо как акула в алгебре; голова с кулачок (о глупом человеке) и др.

    Наиболее распространенными метафорическими обозначениями, мотивированными представлениями экспрессивности о различных признаках, свойствах, функциях предметов служат: шкаф (крупный мужчина); утлый мешок (обращение к человеку, вызывающему презрение); бензовоз (энергичный, напористый, смелый человек); бамбук, чурка (лицо южной национальности; глупый человек, тупица); вешалка (худая, высокая девушка); изюмчик (красивый подросток); арматура (худой, высокий человек, чаще женщина); балалайка (девушка, подруга, приятельница); компостер (зануда); метелка (девушка); зажигалка (озорная девчонка; танцовщица, исполняющая быстрый танец).

Советую почитать:  Эффектность Эффектный

   Активно используются экспрессивностью слова и выражения, образованные по метафорической модели «человек – человек»: ботаник (старательный ученик, отличник, зубрила); грузчик (тот, кто берет на себя всю тяжесть преступления; обманщик, лгун, болтун); даун (неинтересный, неоригинальный человек; глупец, посредственность, зануда); чукча (странный, чудаковатый, недалекий человек); мачо (сексуальный молодой человек); гость с фальстартом (гость, который все время говорит, что собирается уходить, а сам остается).

     Иными словами, экспрессивность за словом в карман не полезет. Она не опасается своей живости, активности и жизнерадостности, не смущается своих эмоций, говорит «во весь голос», ясно излагает  свои мысли, не пряча глаза от собеседника.

Психолог Елена Родионова пишет: «Экспрессивное поведение – это своего рода зеркало, оно отражает, обозначает или выражает некое состояние человека.

Более того, экспрессивное поведение, как правило, становится частью этого состояния, например, глупыми выходками идиота; улыбкой и бодрой, пружинистой походкой здорового человека; приветливым выражением лица добряка; красотой красивой женщины; тяжело опущенными плечами, пониженным тонусом и унылой миной подавленного человека.

Как порой бывает приятно наблюдать за работой энергичного тренера – он заряжает своим энтузиазмом, после общения с ним хочется горы свернуть! Успешные люди, особенно лидеры, обладают именно такой «зажигающей» харизмой… Главное в экспрессивности – это раскрепощение и энергичность».

     И, наконец, анекдот в тему. В армии объявили конкурс на самый экспрессивный анекдот из СТА слов. Победитель: «Рядовой Иванов подпилил доски на полу сортира. Остальные 85 слов сказал старшина Петров, выкарабкиваясь из дерьма…»

Источник: https://podskazki.info/ekspressivnost/

Экспрессивный компонент эмоционального реагирования

Ч. Дарвин придавал большое значение внешнему выражению эмоций, подчеркивая их единство. Он считал, что эмоции почти не существуют, если тело остается пассивным. Экспрессия выражается через речевые, мимические, пантомимические, жестикуляционные средства, а также через внимание к своей внешности.

Мимические средства экспрессии. Наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека. Еще Леонардо да Винчи говорил, что брови и рот по-разному изменяются при различных причинах плача, а Л.

Н. Толстой описывал 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки, раскрывающих эмоциональное состояние человека (сдержанная, натянутая, искусственная, печальная, презрительная, сардоническая, радостная, искренняя и т. д.).

Или возьмем, например, такое выразительное средство как поцелуй. Он имеет множество эмоциональных оттенков, о которых хорошо написал К. Бальмонт:

Есть поцелуи — как сны свободные,

Блаженно-яркие, до исступления.

Есть поцелуи — как снег холодные.

Есть поцелуи — как оскорбление.

О, поцелуи — насильно данные,

О, поцелуи — во имя мщения!

Какие жгучие, какие странные,

С их вспышкой счастия и отвращения!

В 1783 году в Париже была издана книга Иоганна Лафатера «Эссе о физиогномике», в которой автор строит свою классификацию лицевой экспрессии, используя фрагменты картин и рисунков художников (прежде всего Лебрена).

В своей книге Лафатер при классификации «страстей» (кстати, горячо обсуждавшейся во Французской Академии) не ограничился человеческими лицами и фигурами. Значительная часть его огромного труда посвящена систематизации движений и мимике животных, особенно лошадей и собак.

Рейковский (1979) отмечает, что на формирование мимического выражения эмоций оказывают влияние три фактора:

— врожденные видотипичные мимические схемы, соответствующие определенным эмоциональным состояниям;

— приобретенные, заученные, социализированные способы проявления эмоций, произвольно контролируемые;

— индивидуальные экспрессивные особенности, придающие видовым и социальным формам мимического выражения специфические черты, свойственные только данному индивиду.

Наиболее часто проявляемыми мимическими паттернами являются улыбка (при удовольствии) и «кислая мина» (при отвращении).

Различия в улыбке проявляются уже у 10-месячных младенцев. На мать ребенок реагирует улыбкой, при которой активизируется большая скуловая мышца и круговая мышца глаза (улыбка Дачена). На приближение незнакомого человека ребенок тоже улыбается, но активация возникает только в большой скуловой мышце; круговая мышца глаза не реагирует.

С возрастом ассортимент улыбок расширяется. П. Экман и В. Фризен (Ekman, Friesen, 1982) выделяют три вида улыбок взрослого человека: искреннюю, фальшивую и несчастную, жалобную. Фальшивая улыбка делится ими на две разновидности. Поддельная улыбка выражает не столько радость, сколько желание казаться радостным.

Притворная улыбка имеет целью скрыть от окружающих свои негативные эмоции. Фальшивую улыбку характеризуют относительная пассивность круговых мышц глаза, в результате чего щеки почти не приподнимаются и отсутствуют характерные морщинки у внешних уголков глаз («гусиные лапки»).

Фальшивая улыбка бывает, как правило, асимметрична, с большим смещением влево у правшей. Кроме того, она возникает либо раньше, либо позже, чем того требует ситуация. Фальшивая улыбка отличается и продолжительностью: ее кульминационный период длится дольше обычного (от одной до четырех секунд).

Период ее развертывания и свертывания, наоборот, короче, и поэтому она появляется и исчезает как бы внезапно. По этим признакам фальшивая улыбка распознается довольно легко. Однако при нарочито фальшивой улыбке, когда сокращение скуловых мышц приподнимает щеки, отдифференцировать ее от искренней улыбки без анализа ее временной развертки бывает трудно.

Интересно, что первый тип улыбки (искренний) вызывает большую ЭЭГ-активность во фронтальной коре левого полушария, а второй тип (фальшивый) — во фронтальной коре правого полушария (Davidson, Fox, 1982).

Как отмечают Г. Остер и П. Экман (Н. Oster, P. Ekman, 1968), человек рождается с уже готовым механизмом выражения эмоций с помощью мимики. Все мускулы лица, необходимые для выражения различных эмоций, формируются в период 15-18-й недели утробного развития, а изменения «выражения лица» имеют место, начиная с 20-й недели.

Поэтому многие ученые считают главным каналом выражения и опознания эмоций лицевую экспрессию. К. Изард и С.

Томкинс (Izard, Tomkins, 1966), например, пишут: «Аффект есть прежде всего «лицевой», а не висцеральный феномен, и интроспективное осознание эмоции есть результат обратной связи от активации мускулов лица, которые, в свою очередь, оказывают сильное мотивационное влияние на психологические функции».

Мимические средства экспрессии изучались А. Диттменном (Dittmann, 1972), А. А. Бодалевым (1981), К. Изардом (1980), В. А. Лабунской (1986), П. Экманом (Ekman, 1973)и др.

П. Экман и К.

Изард описали мимические признаки первичных, или базовых, эмоций (радость, горе, отвращение-презрение, удивление, гнев, страх) и выделили три автономные зоны лица: область лба и бровей, область глаз (глаза, веки, основание носа) и нижняя часть лица (нос, щеки, рот, челюсти, подбородок). Проведенные исследования позволили разработать своеобразные «формулы» мимических выражений, фиксирующих характерные изменения в каждой из трех зон лица, а также сконструировать фотоэталоны мимических выражений ряда эмоций.

В. А. Барабанщиков и Т. Н. Малкова (1988) показали, что наиболее выразительные мимические проявления локализуются преимущественно в нижней части лица и значительно реже в области лба—бровей.

Характерно, что ведущие признаки не локализуются в области глаз. Это, на первый взгляд, странное обстоятельство хотя бы потому, что в художественной литературе большое внимание уделяется выражению глаз.

Да и ряд ученых считает, что область глаз среди других черт лица особенно

важна для общения (Coss, 1972; Richter, Coss, 1976). Барабанщиков и Малкова объясняют это тем, что глаза представляют собой своеобразный смысловой центр лица, в котором как бы аккумулируется влияние сильных мимических изменений верхней и нижней частей. Как показал Лерш (цит. по: Жинкин, 1968, с. 180), глаза, видимые через прорези в маске, закрывающей все лицо, ничего не выражают.

Следует учитывать, что внешние проявления эмоций, представляя собой синтез непроизвольных и произвольных способов реагирования, в большей степени зависят от культурных особенностей данного народа. Известна, например, традиция английского воспитания не обнаруживать внешне свои эмоции. То же наблюдается и у японцев. Например, в работе П. Экмана (Ekman, 1973) выявлен следующий факт.

В момент демонстрации «стрессового» кинофильма американские и японские испытуемые по-разному выражали свои переживания при просмотре фильма наедине или вместе с соотечественниками. Когда и американец, и японец находились в кинозале одни, выражения их лиц были идентичны.

Когда оба находились вместе с партнером, то японец по сравнению с американцем значительно сильнее маскировал негативные эмоции позитивными.

В связи с этим нельзя не вспомнить показанный по телевидению в начале 1990-х годов документальный фильм о поведении японских пассажиров авиалайнера, терпевшего в воздухе аварию: среди них не было ни паники, ни слез, ни криков; все сидели на своих местах со спокойным выражением лица.

У разных народов одни и те же выразительные средства обозначают разные эмоции. О.

Клайнбер (Klineber, 1938), изучая эмоциональную экспрессию в китайской литературе, выявил, что фраза «глаза ее округлились и широко открылись» означает не удивление, а гнев; а удивление отражает фраза «она высунула язык».

Хлопанье в ладоши на Востоке означает досаду, разочарование, печаль, а не одобрение или восторг, как на Западе. Выражение «почесал уши и щеки» означает выражение удовольствия, блаженства, счастья.

Источник: http://www.emotionlabs.ru/content/8/

Ссылка на основную публикацию