Дерзить — психология

Как отвечать на грубость умно, достойно и красиво — 10 методов

Автор: Black_King · 14.02.2016

Любому из нас приходится иногда сталкиваться с человеческой грубостью и выслушивать в свой адрес обидные слова и выражения. У кого-то напряженная обстановка царит дома, а кому-то сильно не повезло с работой, где преобладает скандальная атмосфера, готовая в любой момент взорваться потоком брани и оскорблений. Так как отвечать на грубость и хамство?

Зачем нужно отвечать на грубость, а не молчать?

Психологи установили, что каждая агрессивная выходка со стороны порождает в нормальном человеке аутоагрессию, со временем выливающуюся в депрессивное настроение, снижение работоспособности, заниженную самооценку и т.п. Такая реакция организма не несет с собой ничего хорошего, а, следовательно, нужно учиться эффективной защите от проявлений чужеродной агрессии и правильной реакции на нее.

Причины грубого поведения

Одной из наиболее частых причин грубых нападок на человека является его недостаточно развитая психологическая сила. Такие люди гораздо чаще становятся жертвами хамства, чем сильные и уверенные в себе индивидуумы. Хамы и грубияны отличаются довольно хорошо развитым чутьем и никогда не станут связываться с тем, кто сможет дать им достойный ответ.

Если же перед ними человек из другой категории, то почему бы не позабавить себя и не сказать ему что-нибудь грубое. Чаще всего в число обиженных попадают следующие типы людей:

  • высококультурные и воспитанные в старых традициях;
  • обладающие заниженной самооценкой;
  • старающиеся избегать конфликтных ситуаций;
  • с высоким чувством вины;
  • опасающиеся задеть и обидеть других людей.

В данной ситуации реакция на грубость может быть разной, но предварительно следует поработать над собственной самооценкой и уверенностью, чтобы не быть постоянной жертвой плохо воспитанных граждан. Обретение внутренней силы навсегда избавит от сторонней агрессии, ведь сильный человек не может быть объектом для нападок.

Как отвечать на грубость достойно и красиво — 10 методов

1.Метод «Спокойствие»

При столкновении с потенциальными обидчиками никогда не следует демонстрировать им свою растерянность. Выражайте мысли четко и твердо, и не произносите никаких слов в свое оправдание и защиту.

Интонация голоса должна быть максимально спокойной и расслабленной, так как именно она быстрее всего выбьет хама из колеи. Своими нападками он хочет вывести свою жертву из себя, чтобы получить подзарядку порцией негативной энергии.

Не нужно доставлять грубияну такой радости.

Например, на гневные слова раздраженной кондукторши об отсутствии у нее сдачи с крупной купюры, нужно спокойно переспросить, чтобы она снова повторила свою речь, а потом вежливо, но настойчиво попросить решить ее эту проблему.

2.Метод «Психологическое айкидо»

Применение данной защитной методики основывается на использовании отрицательной энергетики грубияна против него самого.

Оппоненту необходимо соглашаться с критическими замечаниями в свой адрес, запутывая и доводя до абсурда взаимное общение. Можно даже подхваливать противника за своевременную и полезную критику.

Овладение методом требует определенной практики и разрыва существующих поведенческих шаблонов.

В качестве наглядного примера можно привести следующий диалог:

Грубиян: «Куда прешь! У тебя что, глаз нет?! Не видишь, здесь очередь стоит!» Оппонент: «А у меня и, правда, нет глаз, а вы такой внимательный, сразу это заметили и указали на мой промах». Грубиян: «Мы же все стоим, а ты чего лезешь вперед?!»

Оппонент: «Ну, да, все стоят, а я лезу, самый умный тут нашелся»… и далее в таком стиле.

Как правило, бывает достаточно двух или трех взаимных перепалок, чтобы психологически дезориентировать противника. К тому же, окружающие люди могут серьезно помочь вам, оценив всю нелепость и комичность ситуации. Хаму придется ретироваться в своих намерениях, и он едва ли станет еще продолжать.

3.Метод «Юмор»

Намереваясь произнести что-нибудь плохое, человек напрягается и старается набрать воздуха в дыхательные пути. Если в это время попробовать его рассмешить, он расслабится, и первый порыв гнева пройдет. Можно также улыбаться и отпускать комплименты оппоненту.

Например, секретарь, войдя в кабинет директора, случайно спотыкается и падает, опрокидывая чашки с подноса. Глядя на гневное лицо шефа, женщина говорит ему, что он просто сногсшибателен, намекая на причину падения. Подобная шутка вызывает смех у присутствующих и улыбку директора, вместо ожидаемого разноса.

4.Метод «Констатация»

В некоторых ситуациях можно усмирить хама, просто назвав его прилюдно тем, кем он является на самом деле. В частности, можно прямо сказать: «Вы — грубиян», а можно сориентироваться по ситуации и подключить собственное воображение и фантазию.

Например, на грубость, адресованную в ответ на вашу забывчивость, можно посетовать, что, к сожалению, таблеток от хамства еще не изобрели.

5.Метод «Чихание»

Является эффективной ответной реакцией в том случае, когда хамский монолог грозит затянуться надолго. Если ваш оппонент все больше распаляется и никак не может остановиться, необходимо ему в этом помочь.

До поры, до времени слушайте молча, пока хам не возомнит себя полным хозяином положения. Потом нарочито громко чихните, и в мгновение затишья, скажите, что у вас аллергическая реакция на разную чушь.

Далее вежливо попросите оппонента продолжать свою речь.

В ответ на обидные замечания можно использовать еще такие фразы:

«Это все?» «Ну, и что?» «Вы, случайно, не оговорились?» «Поверьте, хамство вам совершенно не к лицу» «Зачем вы стремитесь выглядеть хуже, чем на самом деле»

«У меня нет времени разбираться в ваших комплексах» и т.п.

Другой причиной хамства являются люди, которые без него просто не могут жить. Они сознательно выбрали подобный стиль общения с окружающими и чувствуют себя при этом вполне комфортно. В ответ на такие модели поведения эффективны будут следующие методики.

6.Метод «Настойчивая вежливость и безграничное терпение»

Основным правилом при общении с хроническим грубияном будет абсолютная вежливость и терпимость. Главное, не сорваться в ответ на хамские выходки и не поддаваться на провокации, становясь лишь ведомым.

Надо помнить, что основная цель хама вызвать в сопернике ответную реакцию, тогда как, не получая ее, он теряет подпитку к дальнейшим действиям.

Улыбка и внешняя доброжелательность настолько непривычны для него, что могут абсолютно выбить из колеи.

Подобный сценарий для человека, привыкшего к грубому обхождению, совершенно нетипичен, так что у вежливого оппонента есть возможность взять ситуацию в свои руки. Если у противника имеется серьезная зацикленность на негативе, можно попробовать также общаться вежливо, но произносить слова более громко, чем обычно. Такая нестандартная выходка может заставить его примолкнуть.

Проиллюстрировать поведение сторон можно на следующем примере:

Продавщица: «Женщина, долго вы еще будете здесь все рассматривать?! Покупаете или нет?» Покупатель: «Будьте добры, покажите еще вон ту кофточку». Продавщица: «Сколько можно! Я что здесь, девочка на побегушках?!»

Покупатель (вежливо, но гораздо громче): «Будьте добры, покажите вон ту кофточку».

7.Метод «Занудливость»

Придется кстати для людей работающих администраторами в различных интернет-проектах. Не секрет, что некоторые пользователи хронически пренебрегают установленными правилами, а потом обрушивают всю свою неадекватность на администраторов. Когда разумных доводов у человека нет, начинается откровенное хамство.

Конечно, можно просто забанить строптивого пользователя, а можно сделать «сухое» замечание казенным языком. Вскоре интерес у воинственно настроенного противника остынет, и он прекратит выпускать пар. На практике такое общение может выглядеть следующим образом:

Участник форума: «По какой причине я получил бан?! Это что за самоуправство! Творите, что в голову взбредет!» Администратор форума: «Вы нарушили правило №2 внутреннего регламента, от такого-то числа.

Согласно пункту 3-му этого правила, вам полагается бан на три ближайших недели». Участник форума: «Не было у меня никаких нарушений, это все ваши выдумки.

Мои фотки самые классные, а вы ничего в это не смыслите!»

Администратор форума: «За оскорбительные высказывания в адрес администрации срок бана будет продлен еще на 10 дней».

8.Метод «Шокирование»

Для разрыва стереотипного поведения хама можно попробовать разорвать его привычный шаблон, путем шокирования. Для этого, в ответ на грубое замечание нужно отвечать что-то, совершенно не относящееся к делу, сбивая, тем самым противника с толка. Например, на грубость продавца, можно поинтересоваться с каким счетом закончился вчерашний футбольный матч.

Кроме вышеописанных методов для достойного ответа грубиянам можно заготовить следующие фразы:

«Жаль, но вы далеко не оригинальны» «Ну, вот, а все так хорошо начиналось» «Что-то мне расхотелось продолжать наше дальнейшее общение» «Жаль, что не услышал от вас ничего оригинального» «Не слишком остроумно, но есть к чему стремиться»

«Оценил глубину ваших мыслительных способностей» и т.п.

Еще одной причиной хамства является страх обидчика перед оппонентом. В этой ситуации он стремится напасть первым, маскируя свою неуверенность, трусость и зависть перед более успешными людьми. Хамство, в данном случае, служит лишь своеобразной маскировкой и прикрытием.

9.Метод «Забота о ежике»

Мысленно представьте ежика, который имеет колючие иглы, но, в то же время, является всего лишь маленьким, испуганным зверьком.

Проведите ассоциацию со своим обидчиком, принимая по отношению к нему снисходительную и покровительственную позицию.

Кроме того, в данной ситуации хорошо подойдут вышеописанные способы «Спокойствие» и «Психологическое айкидо». Из дополнительных фраз можно взять на вооружение следующие:

«У вас все еще обязательно получится» «Что еще у вас на душе?» «Вам хочется меня обидеть? А зачем?» «Хамство никому ни к лицу, а уж вам и подавно»

«Благодарю за пристальное внимание к моей персоне» и т.п.

10.Метод «Игнорирование»

Данный способ психологической защиты является универсальным для всех причин внешней агрессии. Иногда молчание, действительно, золото. Особенно, это касается тех ситуаций, когда вам нет никакой нужды общаться с обидчиком, или вы чувствуете, что эмоционально не готовы к схватке с ним, а также в тех случаях, когда перед вами находится явно психически нездоровый человек.

Игнорирование очень эффективно помогает против любого вида хамства, если осуществлять его правильно.

В частности, не нужно проявлять никаких эмоций, чтобы обидчик вдруг не подумал, что вы молча проглатываете обиду, и он будет распаляться все больше и больше.

Все должно выглядеть таким образом, будто бы перед вами пустое место, а вам — такому успешному и удачливому человеку, совершенно некогда обращать внимание на всякие досадные помехи и мелочи.

Источник: http://pikacho.ru/kak-reagirovat-na-grubost/

Психология хамства: приёмы против лома

Встретиться с хамом неприятно: ответить грубостью — значит вступить в перепалку, промолчать — значит оказаться в роли жертвы. В любом случае настроение будет испорчено. Но моральная победа в схватке с хамом возможна. Перед тем как вступить в бой противника изучают. Кто же такой хам с точки зрения психологии?

Грубиян поневоле

Грубияны часто имеют эпилептоидную акцентуацию характера. Люди такого типа отличаются патологической любовью к порядку и склонны навязывать свое представление о правильном другим.

Будучи негибкими в отношениях с окружающими, они концентрируются на плохом, при этом долго копят в себе раздражение прежде чем выплеснуть его.

Такого рода хамством страдают, например, старушки, которые так ревностно охраняют чистоту и порядок двора, что своими подчас грубыми замечаниями портят настроение соседям.

Злюка обыкновенная

Другой причиной хамского поведения может быть банальная агрессия, которую человек не в состоянии выразить.

Агрессивные импульсы  свойственны человеческой природе, психоаналитики вообще считают агрессию одной из двух основных энергий в человеке.

Но некоторые люди испытывают проблемы с ее реализацией, используя такой механизм психологической защиты как замещение. В таком случае агрессия вымещается не на объект ее спровоцировавший, а на другой объект.

Например, злясь на начальника, такой человек кричит на подчиненного или на своих домочадцев. Все мы иной раз «сдерживаем злость» на слабом, однако способны отдавать себе отчет, что поступаем неправильно и чаще сдерживается. Если же человек использует замещение для выражения агрессии каждый раз, то легко попадает в категорию хамов.

Хам скрытый, на первый взгляд незаметный

Иногда хамство объясняется попыткой самоутвердиться за счет других. Причем это может выражаться как прямо, так и завуалированно. Особенную изобретательность в такого рода грубости проявляют женщины.

Вовремя распознавайте скрытое хамство и задумайтесь, что лежит в основе ваших взаимоотношений с этим человеком: искренний интерес и симпатия или стремление одного поднять свою самооценку за счет другого?

Читайте также:  Рукопожатие - психология

Хам-манипулятор

Иногда хамство — это эффективная модель поведения. Хамить выгодно если это позволяет быстро и с минимальными потерями добиться от партнера уступок.

Как говорят, со слабыми не договариваются, слабым диктуют свои условия. Хамство может быть даже нормой общения в определенных социальных и профессиональных группах.

Общение «без сантиментов» встречается в таких чисто мужских сферах деятельности, как производство и силовые структуры.

Чтобы оградить себя от такого вида хамства не бойтесь демонстрировать свою силу.  Иногда для этого придется повысить голос, а иногда в ход нужно пустить гораздо более «тонкие» приемы.

А что делать в случае, если хам  сильнее и влиятельнее вас или вы от него в чем-то зависите?

Одна из универсальных стратегий поведения в таких случаях — юмор. Он способен поставить хама в тупик, а в некоторых случаях даже заставить его перейти на вашу сторону.

Если ни юмор ни демонстрация силы не возымеют эффекта, то остается прибегнуть к стратегии избегания. Такой способ поведения вовсе не плох, так как позволяет отделаться от хама с минимальными потерями. Хамство — поведение эмоциональное и часто иррациональное. Если вы видите, что от вас в данной ситуации ничего не зависит, то умнее  будет из этой ситуации выйти.

Вспомните скандалистов, которые попадаются в общественном транспорте. Такой человек способен закатить истерику на ровном месте: кондуктор не так на него посмотрел, место ему не уступили и вот уже весь автобус разделился на два враждующих лагеря: тех, кто поддерживает скандалиста и тех, кто его ненавидит.  Верное решение в данном случае — просто не встревать в конфликт.

Итак, важно правильно оценить ситуацию и вовремя понять, что имеешь дело с хамом.

А дальше — выбор стратегии по вашему усмотрению: либо ответить агрессивно, либо использовать юмор, либо избежать взаимодействия с провокатором.

И ещё немаловажно попытаться отнестись к встрече с хамом как к своеобразной игре, ведь именно такие встречи позволяют наработать «приемы против лома», которые станут незаменимым оружием в вашем коммуникативном арсенале.

Источник: https://apsiholog.ru/psixologiya-xamstva-priyomy-protiv-loma/

Как реагировать на хамство. Советы психолога. Культура поведения :

Родители учат своих детей вежливо относиться к другим людям. Ребятам прививаются правила культурного поведения: не хамить старшим, уважительно обращаться с младшими. Но, к сожалению, не все люди следуют таким рекомендациям.

Для некоторых хамство — это основной способ доказать другому человеку свою правоту. С такой ситуацией можно встретиться в любом месте: в транспорте, в магазине, на работе. Грубые слова глубоко ранят, и не всегда сразу сообразишь, что ответить обидчику. А настроение на весь день испорчено.

Чтобы не происходило подобных ситуаций, следует знать, как реагировать на хамство.

В чем причины?

Хамство — это особое желание поступком, словом оскорбить собеседника или окружающих. При этом оно основано на безответственности и анонимности. Если у хама спросить его должность, место работы, фамилию, тональность его разговора заметно изменится.

Именно благодаря безнаказанности грубость так процветает. Раньше с неприятным обращением человек сталкивался в магазине, на работе, в некоторых общественных местах. Сегодня с ростом числа автомобилей и расширением социальных сетей недостойное поведение встречается все чаще.

Чтобы знать, как реагировать на хамство, следует понять, в чем его причины. Итак, психологи считают, что грубое поведение свойственно следующим категориям людей:

  1. Лица, не получившие в детстве достаточно любви. В этом случае человек старается, чтобы окружающие его заметили. Ведь он все время испытывает дефицит внимания, любви, общения. Это люди, которых в детстве не хвалили, не уделяли времени для общения с ними. Ведь каждый ребенок нуждается в любви и понимании родителей. Не получая необходимой ласки и тепла обычным, естественным путем, малыш прибегает к грубому, ужасному поведению. И именно в это время родители осуществляют желаемое — реагируют на него, начинают ему потакать. Такой метод в сознании ребенка формируется как единственный способ привлечь к себе внимание. Соответственно, во взрослой жизни человек продолжает его использовать.
  2. Люди, стремящиеся к самоутверждению. Такая картина наблюдается, если собеседник не может достойно ответить. В этом случае грубиян возвышается в собственных глазах и с еще большей силой продолжает унижать человека. Таким образом, он пытается самоутвердиться. Зачастую такая ситуация складывается, если грубиян – начальник, обладающий даже минимальной властью, либо хам по определенным причинам вызывает у собеседника боязнь.
  3. Состояние отчаяния, разочарования, усталости. В такой ситуации даже культурный человек может сорваться и нахамить. Конечно, за этим последуют извинения. И вот здесь все зависит от того, какова культура поведения у собеседника. Воспитанный человек примет извинения и конфликт будет улажен. Но если столкновение произошло с хамом, то он уже будет на взводе. Никакие извинения здесь не помогут.

Кроме того, к хамству способно привести неумение четко аргументировать свои доводы. Иногда можно наблюдать следующую картину, когда спорят два человека. Первый приводит конкретные доказательства, подтверждающие его точку зрения.

Другой, будучи уверен в своей правоте, аргументировать ее не может, но стремится идти в споре до конца. Зачастую в такой ситуации, не имея веских доводов, он срывается и переходит на хамство. И, как правило, терпит фиаско.

При этом в глазах окружающих эта особа демонстрирует, насколько низка у нее культура поведения.

Хамы на дорогах

Любой водитель знает, что на трассе встречаются нормальные и неадекватные участники движения. Ко второй категории относятся те, кто подрезает, перестраивается из одного ряда в другой, требует немедленно пропустить, сигналит без причины, постоянно мигает дальним светом или жаждет разобраться и доказать, иногда даже при помощи кулаков, свою правоту.

Как реагировать на хамство? И на каком языке общаться с дорожным грубияном? К сожалению, универсальной инструкции не существует. Поскольку неадекватные ситуации всегда непредсказуемы. Однако психологи рекомендуют придерживаться определенных правил. Их соблюдение позволит не только свести на нет хамство на дорогах, но и в некоторых ситуациях обезопасить жизнь.

Советы для водителей

Как вести себя в сложных ситуациях? Психологи дают следующие рекомендации:

  1. Невнимательный водитель. Иногда случается такая ситуация, что загорается зеленый свет, и все машины стоят из-за одного участника движения. Водитель отвлекся либо задумался, и попросту не заметил, как переключился светофор. Люди, которые торопятся, начинают отчаянно сигналить. Это простая ситуация, но она очень раздражает. Если вы оказались в роли «спящего» водителя, то лучшее, что вы можете сделать, это аварийкой сказать спасибо тем, кто вам сигналил. Оказавшись в роли нетерпеливого водителя, постарайтесь «разбудить» помягче. Например, поморгайте дальним светом. Таким образом, борьба с хамством должна начаться именно с вас. Оставайтесь на дороге всегда адекватным.
  2. Экономьте время. На разбирательство с грубияном тратятся не только нервы, но и драгоценные часы. Два водителя, которые на узкой дороге не уступают друг другу, очень напоминают баранов из детской сказки. Если вам не нравится такое сравнение, уступите путь оппоненту. При этом успокойте себя тем, что, в отличие от него, отлично ездите задним ходом. Кроме того, искренне улыбнитесь хаму, и прекрасное настроение вам будет обеспечено на весь день.
  3. Неконтролируемая ситуация. Если встречи с неадекватным водителем избежать не удалось, знайте, что общего языка вы с ним не найдете. Поэтому лучше всего тщательно приготовиться. Закройте окна и двери, в автомобиле включите видеорегистратор либо мобильный телефон. Так вы сможете зафиксировать неправомерные действия, совершенные в ваш адрес. Не пытайтесь самостоятельно что-либо объяснять наглому водителю. Очень легко можно сорваться и пустить в ход подручные средства, кулаки. Но впоследствии доказать, что вы действовали в рамках самозащиты, сложно. Лучше всего попытаться привлечь внимание окружающих гудком либо аварийкой. Можно вызвать на помощь полицию или близких.
  4. Снятие стресса. После встречи с неадекватным водителем всегда остается неприятное чувство в душе. Психологи рекомендуют позвонить родным людям и рассказать о том, что с вами случилось. Попросту пожаловаться. Получив поддержку и понимание близкого человека, вы быстро избавитесь от негатива и сможете спокойно продолжить движение.
  5. Необходимый отдых. Иногда вы сами можете испытывать раздражение при виде других участников движения. Если все вокруг воспринимаются как гонщики или не умеющие ездить водители, вам необходимо немного передохнуть. В такой ситуации очень важно выполнить следующие советы психолога. Выйдите из автомобиля на свежий воздух. Сделаете 10 приседаний. Если такая разрядка не помогла, то проделайте еще десяток упражнений.

Грубости на работе

К сожалению, сегодня это не редкость. Хамство на работе со стороны начальника встречается очень часто. «Жертва» зачастую старается не обращать внимания на грубые высказывания руководства. Ведь сделать замечание вышестоящему коллеге без негативных последствий для себя не всегда возможно.

Конечно же, нельзя постоянно не обращать внимания на неприятные высказывания. Однако как пресечь хамство начальника? В определенных ситуациях, если поведение руководства либо высказывания выходят за нормы допустимого (рамки, установленные законодательством), такие лица могут быть привлечены к суду.

Но зачастую хамство руководства проявляется в постоянном игнорировании. В общении используются повышенные тона, применяется уничижительная интонация. Иногда подчиненный ощущает пренебрежительное отношение. В таких ситуациях привлечь к юридической ответственности грубияна не удастся. Здесь лучше применить рекомендации психологов.

Хамство или конструктивная критика?

Но прежде чем пользоваться советами психолога, следует внимательно разобраться в ситуации. Некоторые люди, в результате своей эмоциональной тревожности, могут воспринимать критику как хамство. В этом случае они теряют очень ценную и важную информацию о себе.

Как же отличить хамство и оскорбление от конструктивной критики? Ответ очень прост. Хамство направлено на разрушение психологической целостности и мешает дальнейшему развитию. Критика позволяет восстанавливаться личности. Она мотивирует к совершенствованию.

Как вести себя на работе?

Если хамское обращение с подчиненными является стилем руководства, то лучше всего отнестись к нему философски. Ведь это просто тренирует вашу выдержку.

В таких ситуациях вам помогут следующие советы психолога:

  1. Отвечайте руководству механически: «Все сделаю», «Вы правы».
  2. Можно честно признаться, что вы теряетесь от крика. Главное, не переходите на ехидный тон. В противном случае начальник подумает, что вы издеваетесь над ним.
  3. Скажите шефу, что дорожите его мнением. Поэтому хотите понять, за что он злится, и обсудить это в спокойной атмосфере. Такое поведение просто обезоруживает хамов.

Многие люди пытаются противостоять грубиянам. При этом они совершают ошибки, которые в еще большей степени вызывают хамство, грубость начальника в ответ. Рассмотрим их:

  1. Оправдание. Подобное поведение напоминает ребенка. Кроме того, оправдание — это признание вины. К тому же достаточно униженное. Такая ситуация только раззадорит руководство. Запомните: оправдания совершенно никому не нужны, их не хотят слышать и не ждут.
  2. Хамство в ответ. Очень легко ввязаться в скандал. В этом случае начальник получит даже больше, чем ожидал. Единственным исключением может быть ехидная ответная реплика острослову.
  3. Молчание. Его часто воспринимают как пренебрежительное игнорирование. Такое поведение вызывает еще большую агрессию. Обязательно отвечайте. При этом сохраняйте холодный, вежливый тон. Отвечайте немногословно. А затем можете замолчать.
  4. Перебивание начальства. Обязательно дайте шефу высказаться. И только дождавшись паузы, отвечайте.

Хамство в магазине

Очень часто грубость исходит от некомпетентных чужих людей. Они пытаются таким способом подчеркнуть свою значимость и повысить статус. Совершенно не следует воспринимать их всерьез. А тем более переживать по этому поводу.

Конечно, очень трудно сдержаться, если слышишь публичные оскорбления в магазине. Хамство продавцов ставит в неприятное положение.

Рекомендации психологов

Итак, если вы столкнулись с грубостью в магазине, как реагировать на хамство? Советы психологов позволяют достойно выйти из ситуации:

  1. Универсальные фразы. Услышав от продавца грубость, необходимо отвечать ему, приводя факты, которые невозможно оспорить. При этом используйте общие фразы: «Люди различны. Они по-разному живут. Их интересует разнообразные вещи. Разные события вызывают различные реакции». Прекрасным примером, иллюстрирующим, как использовать такие фразы, является следующий. Хамство продавца: «Ты чего помидоры тыкаешь грязными пальцами?». Ответ: «Спелость помидоров разные люди проверяют по-разному».
  2. Обращайтесь к вышестоящим органам. Если продавец начинает нагло вам хамить, это расценивается как посягательство на ваши права. Совершенно бесполезно отвечать ему тем же. Это лишняя трата энергии и сил. Но как защититься от хамства? Лучше уточнить у менеджера, кто является руководителем, и обратиться к нему с жалобой. Нельзя оставлять хамство безнаказанным. Можно потребовать книгу жалоб и описать в ней произошедшую ситуацию.
Читайте также:  Личностное развитие - психология

Еще несколько советов

Простые рекомендации психологов позволят понять, как противостоять хамству в различных ситуациях:

  1. Старайтесь не позволить грубияну захватить контроль над создавшейся ситуацией. Независимо от того, каким является статус вашего оппонента, вы имеете право требовать уважения к себе. Дайте это понять наглецу.
  2. Как реагировать на хамство, если грубиян настолько увлечен своей игрой, что полностью теряет контроль? В этом случае поставьте его на место. Постарайтесь умерить пыл этого человека. Не следует накапливать негативные эмоции. В противном случае вы выплеснете их дома на родных и близких. К тому же многие грубияны полностью верят в безнаказанность. Постарайтесь развеять этот миф. Однако не переходите черту допустимого, не теряйте контроль. В противном случае вы опуститесь до уровня невоспитанного человека. Ваше «выступление» не должно носить показательный характер. Не следует размахивать руками или громко кричать.
  3. Все негативные фразы не принимайте на свой счет. Просто посочувствуйте грубияну. Такой человек недоволен жизнью. Поэтому заслуживает жалости. Особа, опускающаяся до хамства, обладает слабым характером. Следовательно, разве можно воспринимать всерьез ее оскорбления? Полностью проигнорируйте весь тот негатив, который прозвучал в ваш адрес.
  4. Отвечайте на хамство юмором. Постарайтесь пошутить над попытками человека обидеть либо унизить вас. Можно даже улыбнуться в ответ на наглость. Этим вы дадите понять грубияну, что его замечания вам безразличны. Ваша ехидная улыбка спровоцирует бурю негодования. Просто рассмейтесь в лицо такому человеку. Он поймет, что потерпел поражение, и не вызвал у вас в ответ негативную реакцию. Можете «добить» оппонента такими фразами: «Что-то вас задело?», «Почему вы так разнервничались?». Постарайтесь, чтобы последнее слово осталось за вами.
  5. Проявите жалость. Грубиян подпитывается энергетикой конфликта. Поэтому вежливый, умный и совершенно адекватный человек, услышав хамство, не будет отвечать тем же. Он проигнорирует подобное обращение. Прекрасный способ подавить негатив — это пожалеть такого человека. Не забывайте, что зачастую такие люди в детстве от родителей не получили должного воспитания и заботы. Они, как правило, неуспешны в жизни. Их не любит противоположный пол. Они заслуживают сострадания. Поэтому ваше нестандартное отношение к ситуации полностью разрушит планы энергетического вампира «подпитаться» переживаниями и нервами.
  6. Включите свою фантазию. Если грубиян высказывает вам в лицо все, что он думает, постарайтесь представить, будто этот человек находится за стеклом. Вы не слышите того, что он говорит. Данный прием является достаточно забавной тактикой. Ведь вы видите, как грубиян шевелит губами, размахивает руками, но не улавливаете ни единого слова.
  7. Поговорите с человеком. Иногда складывается такие ситуации, когда проигнорировать, а тем более высмеять грубость невозможно. Это касается общения с близкими, друзьями, знакомыми, коллегами. В таких случаях лучше откровенно поговорить с человеком. Постарайтесь выяснить, что произошло у него сегодня, как его здоровье. Вы поймете, чем спровоцировано подобное поведение. Кроме того, позволите грубияну посмотреть со стороны на себя и переосмыслить недостойное общение.
  8. Настройтесь на позитив. Хамство — это удел людей, обладающих негативным мировоззрением. Поэтому старайтесь контролировать свои мысли. Не притягивайте к себе неуважительного отношения.

Последняя рекомендация

И самое важное: будьте в себе уверены! Только такая модель поведения дает возможность красиво выходить из любой ситуации, при этом полностью сохранять собственное достоинство и не ощущать себя жертвой.

Источник: https://www.syl.ru/article/203518/new_kak-reagirovat-na-hamstvo-sovetyi-psihologa-kultura-povedeniya

Муж грубит и хамит: что делать и как себя вести — ответы психолога

Содержание статьи:

    1. Если он бьет сервизы и потрошит подушки…
    2. Научить давать «щелчок по носу»

Поначалу это даже нравится. Некоторая грубость, смягченная влюбленностью, придает ему дополнительную брутальность и сексуальность.

Но вот конфетно-букетный период позади, вы превратились в семью, и выяснилось, что теперь муж начал грубить гораздо чаще и уже совсем не стесняется в выражениях даже при друзьях. На смену твоему восхищению пришло сначала равнодушие, потом раздражение.

Нужно что-то делать — иначе дальше будет только хуже.

Вот он уже орет на тебя, начинает материться без причины и радостно подмечает твои малейшие промахи. На самом деле он приносит вред и себе — ведь негативные эмоции еще никому не шли на пользу. Но вашу совместную жизнь превращает в первый круг ада, причем происходящее может разрушить и твою личность.

Если он бьет сервизы и потрошит подушки…

Муж хамит, как себя вести в этой ситуации? Терпеть нельзя. Если он самоутверждается за твой счет, будь он хоть трижды любимый — нужно отвечать. Поможет, например, мысленное упражнение. Нужно представить, что ты накрыта стальным куполом, и все его наезды отлетают от этого купола, как теннисные шарики от стола.

При этом он нередко ссылается на психологию: дескать, вредно копить негативные эмоции внутри, их нужно выплескивать наружу. Вот он крушит мебель или бьет тарелки.

Здесь на псевдопсихологию можно ответить настоящей. Расскажи ему, что вымещать злобу на посторонних предметах нет смысла — причина негативных эмоций остается безнаказанной, а это лишь увеличивает стресс. К примеру, все знают, что многие японцы заводят куклы шефа, и лупят эту куклу почем зря.

Только вот эффект от этого весьма сомнительный. Исследования показали, что обычно, «поколотив» начальника, горячие японские парни остаются еще более взвинченными, а у многих повышается давление и наблюдаются другие нехорошие симптомы. Вот тебе и японская психотерапия действием!

Если муж грубит потому что ему так необходимо успокоиться через мышечную активность, то гораздо эффективнее будет пробежка — километров эдак пять, а лучше десять, или даже просто длительная пешая прогулка.

Истинно верующим помогает молитва — но таких в нашем обществе абсолютное меньшинство. Но в целом, конечно, обучать его справляться с гневом уже несколько поздно — эти навыки люди вырабатывают в раннем детстве.

Источник: https://bewoman.club/kak-otuchit-muzha-grubit/

Как ответить на оскорбление красиво и остроумно — примеры фраз

Оскорбление обычно наносится словами в устной или письменной форме. А также оно может быть выражено в действиях (плевок, удар, неприличный жест и др.).

К оскорблению относят:

  • грубость;
  • хамство;
  • необоснованную критику;
  • подшучивание, сарказм;
  • применение физической силы против воли другого человека.

Какие чувства мы испытываем, когда нас оскорбляют

  • Обида
  • Злость
  • Возмущение
  • Гнев
  • Ненависть
  • Печаль, уныние
  • Отчаяние
  • Досада
  • Страх
  • Чувство вины
  • Стыд
  • Растерянность
  • Презрение.

Целый набор отрицательных чувств.

Каждого из нас посещает одно из них или сразу несколько, когда мы слышим оскорбления в свой адрес. И эти чувства в большей степени определяют то, каким будет наш ответ в данной ситуации.

Поэтому их осознание важно для того, чтобы научиться правильно реагировать на любые выпады окружающих, обращённые к нам.

Почему люди оскорбляют других, хамят

  1. Неудовлетворённость собственной жизнью. Когда человек несчастлив, недоволен собственной личностью, достижениями, своим окружением и т. д., он выплёскивает свою злость на других. Они даже не всегда осознают, почему оскорбляют окружающих (как близких людей, так и чужих).

  2. Особенности темперамента, сильная возбудимость. Нередко люди могут оскорбить кого-то или совершить обидное действие в отношении другого человека в порыве гнева, когда уже не контролируют свои эмоции. Так часто происходит в ситуации ссоры.

    Когда эмоции утихают, и разум возвращается, многие сожалеют о сказанном или содеянном и просят прощения.

  3. Высокомерие. Есть люди, необоснованно считающие, что некоторые окружающие ниже их по статусу. Уважительное и дружелюбное общение – не их конёк.
  4. Самоутверждение за счёт других.

    Унижая других, некоторые чувствуют себя сильнее. Хотя это лишь самообман. За подобным самоутверждением, как правило, стоит неуверенность в себе и комплекс неполноценности.

  5. Недостаток культуры и воспитания.

    Если в детстве не были привиты правила вежливости и толерантности, то во взрослой жизни это может вылиться в грубость и неуважительное отношение к другим людям. А дети, выросшие в большинстве своём на улице, подверглись неблагоприятному влиянию окружения и привыкли общаться недоброжелательно.

  6. Оскорбление с целью провокации.

    К такому методу прибегают, когда хотят вывести человека из себя, чтобы выставить его не в лучшем свете перед другими, уронить его репутацию. И происходит всё это обычно на глазах очевидцев.

Анализируя причины хамства, мы понимаем, что практически всегда за ним стоят неуверенность в себе, множество комплексов и скрытое недовольство собой обидчика. Такие люди не заслуживают ничего, кроме жалости. Ведь они глубоко несчастливы. Но к сожалению, когда мы резко сталкиваемся с грубостью и оскорблениями, то не можем сразу это осознать и оставаться невозмутимыми. Чаще всего мы реагируем каким-то привычным для нас способом, далеко не всегда эффективным.

Неудачные способы ответа на хамство и оскорбления

  1. Оскорбление в ответ. Это одна из самых распространённых реакций на грубость, хамство. Конечно, такой приём иногда оправдан, и случается даже, что вы можете выйти победителем из ситуации. Но всё же нельзя наверняка знать о том, в какой момент остановится ваш обидчик и остановится ли вообще. Возможно, его ресурсов хватит надолго, а ваши уже на исходе.

    Так стоит ли рисковать? Притом, скорее всего, останется неприятное послевкусие оттого, что вынуждены были говорить всякие гадости.

  2. Заискивание, подчинение воли обидчику.

    Никогда не допускайте в качестве ответа на откровенное хамство и оскорбление фразы в стиле: «Да, соглашусь с тобой, это мой недостаток», «Извини, что заставляю тебя нервничать своим поведением», «Мне и самой (самому) в себе это не нравится», «Хорошо, я буду исправляться» и т. д. Так вы полностью теряете своё лицо и соглашаетесь на зависимость от того, кто нападает на вас.

    Лучше уж помолчать какое-то время. Хоть и с задержкой, но более достойный ответ обязательно найдётся.

  3. Применение физической силы. Некоторых настолько задевают слова или действия других, что они готовы решить вопрос кулаками. Но тут, сами понимаете, и до полиции недалеко.
  4. Пытаться переубеждать, взывать к разуму человека.

    За хамством, грубостью всегда стоят какие-то эмоции. Для начала нужно, чтобы они успокоились, и только потом вернётся логика и конструктивное мышление. Поэтому бесполезно сразу же пытаться «образумить» нападающего.

Неудачными эти способы являются потому, что:

  • Требуют от нас много энергии, нам эмоционально тяжело в моменты противостояния хаму.
  • Мы недовольны собой, так как не смогли достойно ответить на оскорбление.
  • Ситуация хамства долгое время не даёт нам покоя, мы погружаемся в стресс.
  • Есть сильное желание мстить обидчику, мы испытываем ненависть к нему.
  • Нет ощущения внутреннего ликования, указывающего на то, что мы вышли из ситуации победителем.
  • Со временем начинает казаться, что все вокруг хамят и самоутверждаются за счёт нас.

Не забываем о том, что при любом взаимодействии с кем-либо большее влияние на собеседника оказывает не то, что мы говорим, а то, как мы это делаем и как при этом выглядим.

Когда наше лицо покрывается краской от ярости, всё тело напряжено, голос на пределе своей громкости – обидчик ощущает личную победу, ставя галочку, что вывел нас из себя.

Или когда мы замыкаемся в себе, опускаем взгляд, что-то тихо бормочем и чувствуем, что вот-вот заплачем – хам снова ликует, что сумел нас подавить своим напором.

3 принципа, способствующие успешному противостоянию грубости и оскорблениям

  1. Уважайте и любите себя. Окружающие чувствуют ваше отношение к себе. Как раз те, кто недоволен собственной личностью, притягивают к себе грубые нападки и оскорбления. А когда мы находимся с собой в ладу, понимаем и принимаем себя, то нас гораздо сложнее «уронить», вывести из себя.

  1. Верьте в свои силы, они у вас есть. Своим настроем на успешное преодоление конфликтных ситуаций и внутренней уверенностью вы притягиваете к себе положительную энергию и усиливаете личные ресурсы. Вы заметите, что даже внешне становитесь внушительнее и смелее.

  2. Позвольте себе быть счастливым человеком. Ведь вы много всего умеете. У вас есть те, кто заставляет вас улыбаться. И вокруг немало приятных моментов, которым стоит порадоваться. Важно осознать, что счастье в наших руках и мы должны его принять.

Это три кита вашей внутренней гармонии и успеха в отношениях с окружающими.

Как ответить на грубость

Задача № 1 – следить за своим поведением в момент «наезда» и учиться хотя бы внешне демонстрировать уверенность в себе и невозмутимость, когда это случается.

  1. Проигнорируйте грубость, промолчите. Довольно часто этим можно обескуражить оппонента. Он ведь рассчитывает на то, что вы возмутитесь, будете нервничать, вступите в спор с ним. А если этого не происходит, то его дальнейшие выпады бессмысленны, и обидчик может быстро успокоиться. К тому же вы сохраните свои эмоции и здоровье. Советуем прочитать: Как сохранять спокойствие в любой ситуации
  2. Вербализация чувств. Грубость обычно сопряжена с переживанием разных негативных эмоций. Чаще всего она проявляется без контроля разума. Важно бывает эти эмоции озвучить.
    — а) Чтобы направить обидчика к осознанию его чувств, можно сказать ему: «Ты расстроен?» или «Понимаю, вас это возмущает».
    — б) Сообщить о своих чувствах: «Мне неприятно, когда ты так говоришь». Важно использовать при этом «Я-высказывание».

Обычно такой способ позволяет снизить напор грубияна и притормозить его обидные выражения.

  1. Задать вопрос. Если ситуация ещё не вышла из-под контроля, и человек позволил себе небольшую грубость, можно задать вопрос: «Зачем ты мне это говоришь?» или «Почему ты так себя ведёшь?» Эффективна такая тактика только в отношении с близкими людьми и друзьями.
  2. Соберите всю свою внутреннюю силу и ответьте без слов с помощью внешних сигналов, например, с помощью пристального сильного взгляда в глаза собеседнику в течение нескольких секунд.
  3. Если ситуация позволяет, то можно просто прекратить общение с грубияном. Пример фразы: «Мне такое общение неприятно, и я вынуждена на данный момент его прекратить!» Скажите это решительно и уйдите или положите трубку, если беседа велась по телефону. Нередко обидчик остывает после таких слов, извиняется и просит продолжить разговор.

Как реагировать на оскорбления

Перечисленные выше приёмы ответов будут также уместны и в ситуациях, когда вас оскорбляют. Приведём ещё несколько вариантов эффективных ответов.

  1. Испытайте жалость к обидчику. Как мы уже выяснили, те, кто оскорбляет других, являются несчастными людьми, неудовлетворёнными собой в первую очередь. Если собеседник негативно высказывается в ваш адрес, мысленно пожалейте его и почувствуете, как агрессия и злость по отношению к нему снижаются. Ведь зачем раздражаться, когда он такой жалкий и несчастный? Даже не захочется тратить свою драгоценную энергию на этого человека.
  2. Подключаем фантазию. Чтобы образ обидчика стал ещё более жалким, воспользуйтесь приёмом визуализации. В момент, когда он извергает свои оскорбления, представляйте его в каком-нибудь нелепом виде (клоуном, лилипутом, тараканом, клопом, в смешном головном уборе и т. д.) Также можно мысленно отгородить оппонента стеклянной стеной: вы его видите, но всё, что он говорит, не может проникнуть на вашу сторону.
  3. Можно ответить на оскорбления красиво. Например, поблагодарить за внимание к вашей персоне: «Благодарю за проявленный ко мне интерес». Или если слышите оскорбления от знакомого человека, то можно ему с улыбкой ответить: «Я тоже от тебя без ума!» или «Твои высказывания не помешают мне тебя любить!»
  4. Заставьте обидчика отвечать за свои слова. Попросите привести примеры, подтверждающие критику в ваш адрес. Можно сказать ему: «В чём конкретно это проявляется?» или «Докажи, что я…»
  5. Можете ответить оппоненту умными словами. Прервать нескончаемый поток оскорблений часто помогают уточняющие вопросы. Например: «Чего вы от меня хотите?», «Вы можете что-то предложить?» Обычно эти фразы сбивают с толку обидчика.
  6. Юмор тоже в данном случае может сыграть вам в пользу. Умение остроумно ответить всегда является хорошим оружием защиты.
    Примеры: «А вот с этого момента попрошу поподробнее, пожалуйста», «Слушай, как это у тебя так быстро получается придумывать гадости? Или ты всю ночь готовился?», «Здесь, действительно, очень жарко – у тебя уже мозг вскипел!»
  7. Призвать к совести. Можно открыто спросить у собеседника: «Как бы вы сами ответили, если бы вас так оскорбили?» Это обескуражит его, и повернёт мысли в конструктивное русло.

Все ответы необходимо произносить спокойно и уверенно. Можно это делать как серьёзно, так и с улыбкой (в зависимости от ситуации и типа реакции). Старайтесь смотреть прямо в глаза оппоненту. Это показатель вашей смелости.

Советуем прочитать:

Как реагировать на хамство — примеры фраз

Если разграничивать грубость, оскорбления, хамство, то последнее чаще всего исходит от чужих, малознакомых или не особо значимых для нас людей. Поэтому нужно всегда иметь такой настрой: всё, что произносится теми, с кем нас не связывают никакие отношения, не должно выводить нас из себя.

Испытывать жалость к хаму или представлять его в смешном виде, как и в предыдущих случаях, — также эффективные приёмы для совладания с собственными негативными эмоциями в момент психологической атаки.

Главное правило – ни в коем случае не опускаться до уровня хама и не использовать в ответ его же методы.

  1. Игнорирование подойдёт в данном случае как нельзя лучше. Можно вообще не смотреть на обидчика (он – пустое место). Мысленно представляйте себя, например, камнем или могучим дубом, стойкость которого нарушить невозможно.
  2. Не принимайте всё сказанное на свой счёт. Ведь довольно часто получается так, что вы просто попали под «горячую руку» (а точнее, под «горячий» язык) хама. А он, в свою очередь, злится на весь мир и свою жизнь, в частности. Но выражает гнев таким вот нецивилизованным способом. Остаётся только пожалеть этого несчастного хама и посочувствовать ему.
  3. Снизьте значимость сказанного. Например: «Вы и правда думаете, что мне интересно ваше мнение?» или «Вероятно, очень ценное замечание, но мне фиолетово!»
  4. Улыбайтесь. Улыбка укрепит ваши внутренние ресурсы и вызовет у хама недоумение.
  5. Уместно будет ответить смешно и с сарказмом. Это позволит разрядить обстановку и даст вам возможность стать хозяином положения. «Наверно, вам сильно полегчало! Поздравляю!» или «Публика в восторге! Вы ведь на неё работаете?»
  6. Прямой вопрос: «Вы мне хамите. Хотите меня задеть или у вас другая цель?»
  7. Можно заставить обидчика призадуматься: «Аккуратнее в выражениях. Говорят, что всё сказанное может вернуться к вам же в двойном размере».
  8. Дерзкий ответ. Например: «Вы неоригинальны, в следующий раз придумайте что-то получше».
  9. Оцените обидчика: «Хамство вам не к лицу», «Надеюсь, что хамство – это только ваша маска, и на самом деле вы лучше».
  10. Отпустите с миром: «Не переживайте, и к вам придёт счастье. Поменьше негатива – и всё наладится!».

Важно не только готовиться к ситуациям хамства и уметь правильно ответить на грубость и оскорбления, но и в целом обращать внимание на свой подход к жизни и при необходимости его менять.

Будьте позитивны во всём и не ждите от жизни и окружающих «пинков». Цените и любите себя, и другие люди будут относиться к вам также. Не принимайте всё очень близко к сердцу, ведь оно одно.

Лучше позвольте ему биться в полную силу, радуйтесь жизни и дышите полной грудью!

Как правильно реагировать на оскорбление

Полезные статьи:

Источник: http://story-woman.ru/psihologia/kak-otvetit-na-oskorblenie/

Детская психология: Дерзость во благо – Ребенок в детском саду

Рубрика — Детская психология

Вопрос: Мне интересно мнение психолога по моей ситуации. Она не совсем садовская, но тем не менее. Гуляли с детьми на площадке. Туда же пришли папа с сыном (мальчик в 4м классе) и дочкой 3х лет. Папа сразу возложил на сына обязанность следить за сестренкой.

Мальчик поднялся помог подняться ей на горку, девочка съехала, мальчик следом. И тут отец схватил его за куртку, стал трясти и кричать. Из услышанного «балбес» было самое мягкое слово. По ходу дал еще пару подзатыльников.

Отец был недоволен, что мальчик очень быстро съехал, мог задеть сестру.

Мои дети замерли и от увиденного и услышанного. И тут мой старший сын, которому 5 лет, начал отбивать мальчика у разъяренного отца и сказал: «Ты плохой и злой, детей бить нельзя и ругаться нельзя. Я милиционера позову!» Младший сын тоже «вмешался»: крикнул мужчине «Отпусти его, не кричи!» Я отвела детей в сторону и спокойно сказала, что папа с сыном сами разберутся.

Дальше последовало продолжение: мальчик стал играть с моими детьми, девочка сидела у отца на коленях. Мальчишки играли, резвились. И тут девочка решила куда-то пойти, споктнулась и упала, заплакала.

Отец опять стащил сына с горки и снова начал тормошить и ругать, что не смотрел за сестрой. Мои дети снова стали защищать приятеля.

В итоге мужчина схватил сына за шкирку, дочь посадил в коляску и они ушли.

Старший сын стал меня спрашивать, почему дядя такой злой и почему не сидит в тюрьме, раз бьет своего сына. Я не нашлась, что сказать. Только то, что люди разные и во всех семьях разные порядки.

Вот сижу и думаю, а что можно ответить ребенку, который видит такое. И должна ли я была как-то запретить детям разговаривать с мужчиной. Они ведь ему явно дерзили.

Но, с другой стороны, они же видели несправедливость и заступались?

Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:

Что можно Вам ответить?

Дети, как всегда, оказались на высоте. Вы тоже вели себя естественно и спокойно, да и детям сказали то, что есть на самом деле.

Вас беспокоит «дерзкое» поведение детей. По отношению к кому оно было дерзким? Если исходить из правила, что взрослых (а для нас — всех старших) надо только слушаться или молча терпеть, это может привести к полному абсурду.

Мне всегда было интересно: какая разница, сколько человеку лет? Разве добрый человек в каком-то возрасте лучше, а в каком-то хуже? Уважения заслуживают по определению все люди. Уважение я здесь понимаю так: всякий человек имеет право выбирать, каким он хочет быть и как поступать.

Проявлять уважение к людям еще и выгодно: заставить человека что-то хотеть и к чему-то стремиться все равно невозможно, пока он сам этого не захочет, так же, как невозможно заставить любить.

Уважая других, мы не тратим попусту свои время и силы, оберегаем себя от разочарований, дарим себе возможность заниматься интересными и продуктивными делами.

Вы сказали детям, что в каждой семье свои порядки. Это так. А я бы еще добавила, что каждый человек по-своему воспринимает мир. Если Вы в хорошем, приподнятом настроении, то и мир вокруг радостный и светлый.

А если у человека что-то болит или какое-то дело не ладится, он может ходить мрачный и на всех сердиться. И в такие минуты окружающий мир будет казаться ему недружелюбным, мягко говоря. Не потому, что человек «плохой» или «хороший», а потому, что так настроен или так привык.

Судить других – занятие бесплодное, так же как и судить себя — ни пользы, ни удовольствия.

В вашей ситуации на площадке все действия были очень эффективными и выдержанными. Дети успели и поиграть с «гонимым» папой мальчиком, и позащищать его, и сделали так, чтобы раздраженный субъект убрался с глаз долой и не портил никому настроения. Отлично!

Может быть, папиному сыну нужен был пример более гуманистического подхода к отношениям между родителями и детьми, который и показали ему Ваши дети.

А еще пример того, что не всегда нужно молча терпеть наезды со стороны взрослых, что можно за себя постоять. Что ругаться и бить детей – неестественно, что отношения в семье могут быть поддерживающими и уважительными.

Спросите, зачем ребенку это нужно, если от него все равно ничего не зависит?

Дети только на первый взгляд кажутся слабыми, на самом деле они многое могут поменять в том, что мы привыкли называть «семейные обстоятельства». Не все, конечно, не все, но многое.

Источник: http://deti-club.ru/derzost_vo_blago

Ссылка на основную публикацию