Воспитание жизнью — психология

Психологические основы воспитания — Психология жизни

В вопросе воспитания своего ребенка подросткового возраста мы должны вас предупредить о некоторых ошибках в воспитании, которые очень часто допускают родители.

Типичные ошибки родителей в воспитании детей

Особенности психологического воспитания

Вы должны знать , что проблемы в воспитании подростков возникают практически в каждой семье, а если их нет, значит и нет воспитательного процесса или родители просто не замечают своих проблем.

В семье, в которой подрастает ребенок, обязательно должна быть благоприятная психологическая атмосфера. И вы в силах ее создать! Если вы стремитесь к этому, значит исключите крики, конфликты, любое насилие и жестокое обращение в семье.  Это психологические основы воспитания. Запрет на такое негативное поведение и отношение должен распространяться на каждого члена семьи!

Последствия жестокого обращения с детьми

Психологи доказали, что все проблемные подростки выходят из неблагополучных и асоциальных семей. К сожалению не обходится без противоправных действий со стороны подростков, вплоть до нарушения закона и т. п. Если вы желаете счастья вашему сыну или дочке, а как иначе! то вы должны начать меняться. Вперед, к основам позитивного психологического воспитания.

Психологические основы воспитания подростков:

  • Подростковый возраст охватывает период с 12-13 лет и заканчивается по-разному (у кого-то раньше, у кого-то позже). Как правило, у мальчиков он длится дольше (до 18 лет)
  • Психологический механизм влияния на подростка — это понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание.
  • Немотивированная, безотчетная жестокость у детей подросткового возраста – это следствие детских переживаний, связанных с родительским воспитанием.
  • Типичной ошибкой родителей в воспитании подростков являются нравоучительные беседы. Спокойный тон, доброжелательность в разговоре и разумные доходчивые объяснения — вот принципы правильного общения с подростком. И правильный подход в воспитании подростков в семье.
  • Непростая ситуация складывается и в тех семьях, где практикуется вседозволенность. Ребенок, привыкший, что все его требования выполняются беспрекословно, войдя в период подросткового возраста, становится абсолютно неуправляемым. Особенно ситуация осложняется, если любовь родителей компенсируется дорогими и множественными подарками, если ребенку ни в чем не отказывают.
  •  Вы должны знать, что чем хуже отношения в семье, тем чаще подросток будет проводить время со своими сверстниками. Возможно найдет себе «плохую» компанию, где впервые попробует алкоголь, табак или другие наркотические вещества. Как узнать курит ли ребенок?
  • Главный принцип воспитания подростков  в семье — это воспитание счастьем! Если ребенок растет в благополучной семье, где его любят и интересуются его проблемами, то переходный период с большей долей вероятности пройдет гладко.

Психологические основы воспитания: Как избежать трудностей?

Подростки становятся трудными или проблемными только тогда, когда вы выбрали не совсем правильный подход в воспитании подростка

— Приказное отношение к ребенку, или авторитарный стиль поведения, вызывает у него чувство своей незначительности. Подросток начинает сомневаться в том, что он вами любим, появляется отчуждение. Все терпимое отношение, или либеральное, скорее всего приведет к тому, что ваш сын (или дочь) начнет думать о вашем равнодушии к нему и к его жизни в целом.

— Родителям нельзя контролировать каждый шаг ребенка, иначе вы обязательно получите протест. Контролируйте лишь то, что может повлиять на здоровье и будущее вашего ребенка.

— Никогда не запрещайте подростку дружить с тем, с кем ему интересно, даже если вам этот человек не нравится. Можете лишь тактично и завуалированно указать на его недостатки. Запрет лишь вызовет бурю негодования и то, что ребенок будет скрывать от вас, где он был и с кем.

— А вообще, постарайтесь наладить отношения с ребенком до вступления в опасный подростковый период. Тогда вам будет легче общаться со своим взрослеющим ребенком.

Психологические основы воспитания: К чему стоит стремиться?

Наилучший стиль воспитания подростка — это демократический стиль

Демократический стиль воспитания подразумевает, в первую очередь дружеские, доверительные отношения между родителями и детьми. Со стороны родителей проявляется искренний интерес к проблемам ребенка. Ведь подросток видит фальшь, и, если ваш интерес к его делам неискренен, то рассчитывать на доверительное общение не стоит.

В таких семьях дети растут активные, дружелюбные, независимые. Родители хорошо понимают проблемы своих подрастающих детей, знают, где сказать «нет», а что можно и разрешить. Конфликты возникают очень редко и быстро угасают.

 Психологические основы воспитания подростков: Советы 

Верьте в своего ребенка. Для начала научитесь его положительно оценивать и почаще хвалить. Хвалите не только за результат, но и за старания. Критика и замечания в воспитании подростков должны быть в редком случае и не звучать как обвинения. Сравнивайте результаты вашего ребенка с его вчерашними результатами, но никак не с результатами его сверстников.

Запомните! Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить надо персонально, а критиковать – безлично.

В воспитании подростков старайтесь сформировать у него четкое убеждение, что его любят в семье и принимают таким, какой он есть. Докажите ему, что вам можно доверять. И тогда подросток не будет бояться говорить вам правду, какая бы она не была.

Никогда не ругайте вашего ребенка обидными словами и не оскорбляйте его достоинства Не ставьте ему в пример его друзей или знакомых. Всячески поддерживайте его положительные начинания и поступки. Это очень важно в воспитании подростков. И тогда подросток перестанет бояться ошибиться, вырастет уверенным и решительным человеком. Как воспитать уверенного в себе ребенка?

Когда подросток не идет на контакт, ваша настойчивость может только усугубить ситуацию. Одно из правил воспитания подростка в семье – тактичность. Если он не хочет делиться с вами своими проблемами, расскажите ему о своих делах, посоветуйтесь с ним, объясните, почему вы приняли такое решение, а не иное.

Психологические основы воспитания: Что должно  насторожить?

Когда же стоит обеспокоиться всерьез в воспитании подростков?

Когда проблемы действительно серьезны или решение их слишком затягивается. Когда он замыкается в себе, когда у него нет ни друга, ни подруги, когда он полностью забросил учебу. Или ему ничего не хочется от жизни, он не строит никаких планов и, конечно, когда он нарушает закон.

Основные проблемы современных подростков

Также родители могут обеспокоиться, если ребенок ведет с ними затяжную войну по любому поводу: часто для него это способ уйти от настоящих проблем.

Посоветуйтесь с психологом или прислушайтесь к нашим советам. Счастья вам!

Источник: http://psylive.com.ua/podrostkovyy-vozrast/psikhologicheskoe-vospitanie-podrostk.html

Психология воспитания: роль дисциплины в жизни ребенка

В жизни семьи дисциплина играет важную роль – именно поэтому многие родители уделяют воспитанию дисциплины у ребенка много внимания. Но нужно обязательно учитывать детскую психологию для того, чтобы эти старания были успешными. Есть некоторые правила, которые помогут вам привить ребенку навыки дисциплины и сделать жизнь вашего семейства более размеренной.

Дети и дисциплина

На первый взгляд может показаться, что дети и дисциплина – вещи несовместимые.

На самом же деле дети отчаянно нуждаются в существовании правил, ведь они создают ощущение безопасности и стабильности, которое всем детям (да и взрослым тоже) так необходимо.

Другое дело, что существующие в семье правила не должны приводить к появлению периодических конфликтов, то есть должны учитывать интересы обеих сторон.

Семейные правила: рекомендации

Существует ряд рекомендаций касательно семейных правил, соблюдение которых гарантирует эффективность дисциплины:

  • Нежелательно слишком большое количество правил – их должно быть ровно столько, что бы дети могли их запомнить и следовать им. Иногда для лучшего запоминания стоит составить с детьми список правил в письменном или графическом (плакат с правилами и картинками к ним) виде.
  • Требования не должны противоречить потребностям и особенностям развития ребенка. Например, маленькому ребенку свойственно быть шумным и активным – он интенсивно познает мир, расходуя при этом много энергии, а потом правило типа «никогда не шуметь, когда мама приходит с работы» является попросту вредоносным.
  • Правила должны быть «гибкими», они должны включать исключения, а по мере взросления ребенка – видоизменяться. Так, например, правило «возвращения домой до семи часов вечера», может быть нарушено в случае дня рождения друга, со временем изменено до правила «возвращение до десяти часов вечера» и тому подобное.
  • Взрослым лучше детально согласовывать правила между собой. Нежелательна ситуация, когда мама что-то категорично запрещает, а папа, напротив, разрешает. Такая ситуация лишь разрушает родительский авторитет в глазах детей.
  • Правила и запреты лучше разъяснять мягко, используя дружественный, а не повелительный тон. Ребенок не должен чувствовать себя подчиненным, вызванным «на ковер» к начальнику: он является важным членом семейной системы и имеет право на участие в составлении правил и запретов семьи.

Воспитание самостоятельности: баланс между свободой и запретом

Итак, ранее уже было замечено, что при организации семейной дисциплины не стоит выбирать какую-либо крайность – ни «закручивание гаек», ни попустительство в соблюдении правил не являются приемлемыми в воспитании детей.

В качестве «указателя» формирования оптимальной системы правил для родителей может стать достаточно простая, но эффективная методика, построенная на идее цветовых зон.

Основным смыслом данной методики является выделение четырех зон поведения ребенка – красной, оранжевой, желтой и зеленой, – каждая из которых предполагает определенные формы действий детей, в зависимости от уровня их допустимости.

«Зеленая» зона

Сюда помещают те формы поведения, которые детям разрешают осуществлять по своему усмотрению, без дозволения взрослых. Например, как играть, с кем в школе дружить, какие книги читать и мультики смотреть, какие хобби выбирать и т.д.

Возможно, у родителей будут и собственные пожелания относительно того, как должны осуществляться некоторые формы поведения из этой зоны, но стоит помнить, что у ребенка должна быть определенная «зона свободы», в которой принятие решений будет исключительно прерогативой ребенка.

«Зеленая» зона является первым шагом на пути формирования самостоятельности, способности к самоорганизации детей. Со временем эта зона должна все более расширяться.

«Желтая» зона

Сюда следует поместить все те виды активности, в которых ребенку предоставляют относительную свободу выбора, ограниченную определенными границами. Ребенку, например, позволяется ходить в гости к другу по соседству после школы в любое время, но возвращаться домой он должен к восьми часам.

Или, что уроки на выходных ребенок может делать в удобное для себя время, но что бы к вечеру воскресенья уроки были выполнены.

Эта зона довольно значима с педагогической точки зрения, ведь именно в ней ребенок приучается к самостоятельности, опираясь на существующие запреты и правила, и становится ответственным в выполнении обязательств.

Прежде чем требовать от детей четкого следования этим ограничениям, взрослый должен объяснить им причину существования того или иного правила, а также подчеркнуть, что именно дети могут решать абсолютно самостоятельно.

Подобное обсуждение целесообразности ограничений поможет ребенку легче приспособиться к следованию правилам, упредить возникновение конфликтов на этой почве в будущем. К тому же, если дети чувствуют, что их чувства, свободу и право на самостоятельность уважают, что правила поведения с ними обсуждают на равных, они намного охотнее принимают родительские правила и запреты.

«Оранжевая» зона

Здесь находиться все те формы поведения, которые, в принципе, детям не дозволяется делать, но, ввиду определенных обстоятельств, может быть разрешено как исключение из правила.

Например, в семье существует условие, что ребенок должен не позже десяти часов вечера лечь спать, но в ночь Нового Года ребенку разрешается пободрствовать еще несколько часов, чтобы отметить праздник вместе со всей семьей.

Или ребенку не дозволяется кушать сладкое перед обедом, но в День Рождения ребенка это правило отменяется.

Читайте также:  Упражнение «холерик» - психология

Подобные отступления от правил вовсе не являются попустительством со стороны родителей, они не дают семейным правилам стать излишне ригидными, а стилю воспитания в семье стать слишком авторитарным. Если подобные отступления от правил не являются постоянными, они не влияют негативно на общую дисциплину ребенка.

Если взрослые иногда идут навстречу желаниям ребенка, делая исключения из правил, он лишь еще более четко старается выполнять свои обязанности. К тому же, не зря существует поговорка, что «исключения лишь подтверждают существование правил» – гибкость семейной дисциплины лишь подготовит ребенка к удивительному разнообразию существующих во внешнем мире правил.

Главная задача родителей или воспитателей в данном случае – не дать исключению превратиться в постоянную тенденцию.

Родителям также следует быть готовыми, что некоторые формы активности из «оранжевой» зоны со временем переместятся в «желтую» или «зеленую» зоны (по мере приобретения детьми все большей самостоятельности).

«Красная» зона

Здесь находятся все категоричные запреты, правила, которые ребенок не должен нарушать ни в коем случае. Нарушение таких правил грозит причинением вреда здоровью ребенка, или же преступлению важных запретов социума и морали.

Нельзя баловаться с огнем, нельзя переходить дорогу на красный свет, невежливо обзывать учительницу, рвать чужие игрушки – плохо, бить людей или животных – непозволительно. Это категоричные «нельзя», список которых «взрослеет» вместе с детьми, вмещая все большее количество правил поведения в обществе.

Эти правила со временем перестают быть чисто «внешними» и начинают «врастать внутрь», формируя моральный стержень личности.

«Цветные зоны» и воспитание дисциплины

Таким образом, руководствуясь методикой «цветных зон», родитель имеет возможность найти баланс между необходимостью существования четкой дисциплины и потребностью ребенка в предоставлении ему свободы выбора и определенной самостоятельности.

Источник: https://psyhosoma.com/psixologiya-vospitaniya-rol-discipliny-v-zhizni-rebenka/

Психология воспитания детей школьного и дошкольного возраста

С рождением ребенка молодых родителей ждет много трудностей. Малыша нужно кормить и одевать, заниматься его воспитанием. Наука — психология воспитания детей — дает ответы на множество вопросов, касающихся общения с грудничками и детьми постарше. В этой статье мы поговорим о том, с какими трудностями приходится сталкиваться семье, воспитывающий ребенка, как эти проблемы решать.

С рождения и до года

Малыш родился, и вы самые счастливые родители на свете! Но спустя 2-3 недели после выписки из роддома начинаются пеленки, подгузники, детский плач по ночам — кроха начинает показывать свой характер.

В этот период он наиболее зависим от семьи, требует постоянного внимания. Самый сложный и спорный момент – выяснение причин плача. Подключаются бабушки и дедушки с высказыванием: «Давайте, мы — вас же как-то вырастили».

А довольны ли мы своим воспитанием?

Детская психология различает два подхода к плачу младенца:

  • традиционный;
  • детоцентристский.

Распространенная фраза традиционного метода – «покапризничает и перестанет». Сторонники традиций убеждены, что кроху не нужно приучать к рукам и бежать к нему при первом же попискивании.

Малыш должен учиться самостоятельности с первых дней жизни, понимать, что на его крик не реагируют. Такое отношение в семье проявляется не только к плачу.

У деток своя кроватка, отдельная комната, а контакт с родителями происходит только тогда, когда они бодрствуют.

Родители, практикующие детоцентристский подход, стремятся к малышу в первые секунды плача, берут его на руки, прижимают к себе. 9 месяцев кроха находился в подходящей среде обитания, из которой его вырвали и перенесли в мир, полный страхов и одиночества: конечно, ему нужно поддержка. Часто малыши спят с одной кровати с родителями, их долго не отрывают от груди.

Какой же подход из этих верен? Четкого ответа на данный вопрос нет. К каждому ребенку важно подходить индивидуально, анализировать причины его капризов. На все запреты в возрасте до 1 года малыш может реагировать только плачем. Основывайтесь на своих ощущениях и поведении крохи. Главное, чтобы ребенок был счастлив!

Воспитание от 1 года до 3 лет

Возраст от года до 3 лет — самый любознательный. Малыш начинает делать первые шаги, пробовать все на зубок, познавать мир. Очень важно, если в этот период жизни дети воспитываются в полной семье, именно сейчас они начинают ощущать разницу между мамой и папой. Поведение формируется на основе поведения родителя его пола.

Фундамент воспитания малыша до лет базируется на трех принципах:

  • уметь слушать;
  • говорить коротко;
  • предоставлять выбор.

В возрасте до 2 лет у крохи формируется интеллектуальное развитие. Именно в этот период ему нужно уделять много внимания и постараться многому научить. Помочь в этом могут развивающие игрушки: кубики с буквами, конструкторы, цветные карандаши.

Большинство родителей учат малыша этого возраста рисовать. Капризничает и не желает брать в руки карандаш — дайте ему книжку с яркими картинками или кубики. Ни в коем случае нельзя кричать на карапуза, если процесс не получается. Это вызовет впоследствии отторжение.

Примерно с 1,5 лет ребенок начинает проситься на горшок. Процесс приучения к туалету важный, требующий терпения и спокойствия от родителей. Малыш описался – это не повод ругать его. Большинство детей полностью привыкают к горшку к 3,5-4 годам, некоторые — с приходом в детский сад.

В возрасте 2 лет дети начинают интересоваться сверстниками. Знакомство происходит на детских площадках, в яслях. Необходимо стимулировать процесс, ведь впоследствии взрослому человеку придется общаться с малознакомыми людьми на работе, в быту.

Важно прививать малышу навыки этикета: учить здороваться, прощаться, говорить спасибо, пожалуйста. Вежливость – залог правильного воспитания. Учите ребенка правилам гигиены. Кроме того, кроха должен начинать понимать, как важно помогать другим.

Предлагайте ему убирать игрушки, заправлять постель после сна. Когда станет старше — начнет помогать вам.

Воспитание от 3 до 5 лет

Именно в этот период дитя начинает ощущать себя как отдельную от мамы личность. Малыш уже понимает свою половую принадлежность, исследует себя и интересуется отличием мальчика от девочки. Отвечая на каверзные вопросы о физиологии, важно не вдаваться в подробности и раскрывать ребенку всю суть анатомии человека.

Уже по интонации родителей кроха может определить их настроение. Малыш стремится к самостоятельности и все чаще повторяет фразу: «Я сам!», не боится оставаться один в комнате. В возрасте 3-3,5 лет ребенку нужен распорядок дня, чтобы он не рос, как сорняк у дороги. Составьте распорядок вместе с малышом и выслушайте все его пожелания, объясните, почему важен дневной сон.

Важную роль в психологии детей играет детский сад. Не только родители закладывают фундамент, но и воспитатели. Всегда интересуйтесь у чада, как прошел его день в саду, что нового он узнал, было ли ему интересно, что он сегодня кушал, как спал. Многие детки, заходя в группу, начинают плакать: это не означает, что в саду плохо. Чтобы избежать детских истерик, необходимо понять причину плача.

Неплохой совет по этой теме дает детский врач, психолог Комаровский Е.О. Он выделяет основные причины детских слез:

  • нежелание малыша расставаться с родителями;
  • боязнь, что его не заберут домой;
  • одиночество в группе;
  • боязнь воспитателя;
  • конфликт со сверстниками.

Задача мам и пап — понять причину «детского горя» и научить ребенка самостоятельности. Необходимо приучать малыша к саду постепенно, оставляя его в группе на 2-3 часа.

Как только кроха привыкнет к новой обстановке, познакомится с воспитателями и детьми, ему будет проще провести в детском саду целый день. Большой плюс, когда малыш уже знает детей в группе.

Для знакомства с коллективом можно несколько раз прийти в сад на экскурсию. Как только ребенок перестает плакать, хвалите его.

Воспитание от 5 до 6 лет

Психология воспитания детей пятилетнего возраста направлена на множество запретов. К 5-6 годам малыш начинает интересоваться компьютерными играми. Если ему позволять, он часами будет играть в «стрелялки» и «бродилки».

Не удается отвлечь чадо от компьютера? Замените вредоносную игру полезной. Приобретите диски с развивающими играми, помогающими ему освоить мир цифр, грамматики, биологии, истории. Больше гуляйте с крохой на свежем воздухе, позволяйте общаться со сверстниками. Тогда времени на компьютер у него не останется.

Развитие малыша происходит стремительно, он впитывают новую информацию, как губка. Часто родители слышат из уст чада матерные слова. Как на них реагировать? Для начала обратите внимание на себя.

Возможно, вы сквернословите в присутствии малыша. Почему вам можно, а ему — нет? Искорените эту привычку. Если причина не в семье, необходимо понять, где ребенок мог услышать плохое слово.

Поговорите с воспитателем: 90% новых слов дети приносят из детского сада.

Важный момент в этом возрасте – подготовка к школе. В этот период и ребенок, и родители испытывают стресс, ведь впереди новый виток жизни.

Распространенные ошибки, которые совершают многие родители в разговоре о школе:

  • негативный пример из собственной практики;
  • запугивание плохими оценками и ремнем;
  • использование фраз: «Ты не справишься», «Там тяжело».

Хотите, чтобы ваш малыш перестал трястись при упоминании слова «школа» — настраивайте его на положительный лад. Расскажите о том, что в школе, помимо уроков, есть переменки, на которых можно играть с друзьями.

Дайте понять, что он узнает много нового и интересного для себя. Пообещайте помогать с уроками. Дети, подготовленные к школе психологически, легче преодолевают трудности.

Будущему ученику будет проще, если до школы он будет уметь читать простые слова, считать до десяти. Посвятите свободное время занятиям с малышом.

Начальная школа

Один из сложных периодов в детской жизни – начальная школа. Если ваш малыш посещал детский сад, адаптироваться в новой среде ему будет проще. Детям, пришедшим в школу из уютной домашней обстановки, тяжело налаживать контакты со сверстниками, заводить друзей. Однако это не повод расстраиваться. Применяйте правило: «Начальная школа – это детский сад, только с домашним заданием».

С началом занятий у малыша изменится распорядок дня. В летний период родители должны постепенно готовить ребенка к новым правилам, исключить дневной сон. В школе ребята учатся самостоятельности, прилежанию, труду. Прививайте эти навыки малышу постепенно.

Неизбежны конфликты между учениками: в этот возрастной период ребята стараются показать свое превосходство над сверстниками, хвастаются старшими братьями и сестрами. Произошла ссора? Позвольте ребенку решить ее самостоятельно. Вмешаться можно только при затянувшемся конфликте либо систематических нападках на ваше чадо.

Не вмешивайтесь в процесс обучения постоянно, доверьтесь учителю, у которого есть специальное образование и опыт работы со школьниками.

Одно из параллельных слов, идущих рядом с ребенком-школьником, – труд. Ребенок должен понимать, что для получения хороших оценок нужно трудиться, внимательно слушать учителя, отвечать на вопросы. Родители, жалея свою кровиночку, выполняют домашние задание за ученика. Не нужно этого делать. Ваша задача — помочь, а не сделать работу за него.

В психологии воспитания ребенка встречается такое понятие как темперамент.

Воспитывая малыша, необходимо найти индивидуальный подход к нему как к личности. Важно подобрать увлечение, соответствующее его характеру. Применять навыки, полученные вне школы, например, в кружке биологии, ИЗО ребенок сможет и на уроках.

У детей-школьников часто начинают вырабатываться привычки. Малыш начинает ложиться спать в одно и то же время, завтракает до ухода в школу, приходя с улицы, моет руки. Но не все привычки хорошие.

Мальчики, а иногда и девочки в возрасте 7-8 лет начинают курить. Важно не кричать! Заметили, что ребенок курит, почувствовали от него запах сигарет — расскажите про вред курения.

Покажите в интернете картинку легких курильщика, расскажите о заболеваниях, которые вызывает пагубная привычка, доступным ему языком.

Психологическое воспитание детей – наука, требующая много сил и времени. Проводите с малышом свободные часы, тогда он не будет чувствовать себя одиноким, доверится вам, в трудную минуту спросит совет. Будьте для своего ребенка лучшим другом!

Читайте также:  Дистресс. как избавиться от стресса? - психология

Источник: https://pups.su/vospitanie/psihologiya-vospitaniya.html

7 ошибок воспитания, которые мешают детям всю жизнь

[artlabel id=»81419″]

Вспомните собственное взросление. Наверняка, сталкиваясь с непониманием со стороны родителей, вы думали: «Уж со своими детьми я такого не допущу, я-то теперь точно понимаю, как избежать подобных ошибок». Какие же ошибки воспитания мы можем допускать сами того не замечая?

Источнник: Shutterstock

Вот семь главных ошибок воспитания, которые могут совершить родители не нарочно, но при этом портят жизнь своему ребенку.

«Победила дружба»

Этой фразой любят заканчивать конкурсы и соревнования для детей. Но правило о том, что каждый участник получает одинаковое вознаграждение, нивелирует само понятие соревнования, и не дает ничего, кроме детского разочарования в конце.

https://www.youtube.com/watch?v=vubjjbkbhQw

Причина в том, что такой подход позволяет каждому малышу чувствовать себя особенным, самым лучшим, не смотря на объективные достижения.

Однако в процессе взросления он однозначно начнет замечать, что восторг близких по поводу его личность почему-то не разделяют все окружающие.

И такое столкновение с реальностью будет в разы болезненнее, чем разочарование от поражения в детских соревнованиях.

15 фраз, которые нужно говорить своему ребенку каждый день

Часто мы дарим или покупаем нашим детям что-то не из желания сделать приятное, а в виде откупа.

Например, если в семье несколько малышей, и один действительно заслужил поощрение, второго мы тоже не хотим обделять — как так, ведь он расстроится.

Или еще вариант: ребенок делает с нами что-то не очень приятное (идет к стоматологу, вовремя выполняет домашнее задание и т.д.), а за это мы «расплачиваемся» с ним чем-то материальным.

Эта система поощрения неправильна, ведь наш малыш, опять же, вырастает неподготовленным к реальности.

мы не воспитываем в нем понимания, что каждую вещь на свете нужно заработать своим трудом или попросту заслужить — мы учим безосновательно требовать что-либо для себя, мотивируя это тем, что кто-то рядом получил подарок. Мы учим торговаться вместо того, чтобы развивать внутреннюю мотивацию и силу воли.

Источник: shutterstock

Поучения без примера

Фраза «я в твои годы» коробит всех детей и подростков. Им не интересно, что делали вы когда-то. Потому что вот он вы, живой и взрослый, реальное продолжение и следствие своих детских поступков.

И именно вы-теперешний являетесь лидером в семье и примером для малыша. Ему важно то, как вы поступаете каждый день: нарушаете ли правила дорожного движения, даете ли взятку, лжете ли близким. Вот то, чему ребенок научится, ведь дети очень внимательны.

Потому, чтобы изменить их сознание, начинать всегда приходится с себя.

Как правильно говорить ребенку «нельзя»: советы психолога

Все родители, бабушки и дедушки считают, что их малыш — самых умный, одаренный и талантливый. Это может быть и действительно правдой, однако не стоит путать умного ребенка с ребенком взрослым.

Если он с легкостью осваивает новое, это совсем не означает, что он способен самостоятельно доехать на другой конец города или приготовить обед.

Будьте честны с собой и соразмеряйте свои желания с действительностью.

Но и в противоположную крайность нельзя пускаться, ведь чрезмерная опека не принесет ничего хорошего крохе.Лучший вариант — это внимательно следить за сверстниками ребенка. И если однажды вы увидите, что они гораздо самостоятельнее вашего малыша, это и будет верным знаком, что вы даете ему недостаточно свободы.

Не забываем сказать о своих ошибках

В раннем детстве родители для ребенка подобны божествам — они все знают и умеют. И будет куда лучше для будущего вашего ребенка, если свои поучения вы сами начнете сопровождать рассказами из собственного опыта — о том, как вы допускали подобные ошибки. Вот увидите: ребенок очень удивиться, а одновременно станет больше вам доверять.

Ведь рано или поздно он сам поймет, что и вы не безгрешные. Главное, чтоб это не опустило ваш авторитет в его глазах. Говорите о своих промахах. И обязательно — о том, какие выводы вы из них сделали!

Как научить ребенка идти к цели и понять его зону ближайшего развития

Ах, как страшно представить, что ваш малыш упадет, сломает ногу, поссорится с другом или влюбится не в ту девочку. Но это необходимый этап взросления! И если вы попытаетесь оградить ребенка от боли и страданий, то окажете ему медвежью услугу.

Подобные вещи нельзя убрать из жизни, их можно только отложить. И если малыш не узнает всей горечи потерь, боли в разбитых коленях и радости примирения сейчас, ему придется столкнуться со всем этим потом.

Потом — во взрослой жизни, когда вас не будет рядом так близко, чтобы помочь.

«Я сам»

Иногда нам просто не хочется ждать, пока ребенок сам завяжет шнурки, ведь мы можем быстрее. Иногда — лень объяснять, как выполнить какое-либо поручение — проще сделать самому.

Так мы закладываем в малыша уверенность, что не нужно вообще ничего делать. Если подождать, кто-то непременно выполнит твою работу. А если совершать ошибки, придет кто-то умный и сам все исправит.

Как думаете, легко им придется во взрослой жизни с такими установками?

Как вырастить свободного и счастливого ребенка: 10 простых секретов

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Источник: https://www.moirebenok.ua/psihologiya/vospitanie/7-oshibok-vospitaniya-kotoryie-meshayut-detyam-vsyu-zhizn/

Секреты успешного воспитания! Стили воспитания и их влияние на взрослую жизнь человека

Всё гениальное просто — это верно и для воспитания! Главные принципы — это любовь, личный пример, последовательность — просто замечательные советы в статьях по воспитанию «идеального» человека! В тоже время необходимо знать не только общие рекомендации, но и влияние стиля воспитания на появление, как желательных, так и непредвиденных черт характера. Один и тот же стиль воспитания по отношению к детям с разным психотипом, формирует  и совершенно различные черты характера. Именно поэтому терпят крах те родители, которые думают, что придерживаясь какой-то жёсткой схемы воспитания (пусть и опытного педагога), можно получить предсказуемый результат.

Воспитание это постоянный творческий процесс взаимодействия родителей, воспитателей, учителей, окружающих взрослых, с детьми.  Значение имеет и социально-исторический период, в котором родился и развивается человек.

Основа личности, конечно, закладывается в семье.

Далее ребёнок  в социуме, нанизывает на эту основу, свой личный жизненный опыт,  иногда вступая в конфликт с  установками, которые заложены в семье и декларируемые средствами массовой информации.

Гармония — это баланс внутренних установок, взглядов, убеждений с тем, что происходит в семье, на работе, в стране, в мире! Поэтому наше движение вперёд это поиск баланса, в том числе и в воспитании.

Дети отличаются от взрослых тем, что действуют импульсивно и непосредственно. Это главный признак здорового и доверяющего окружающему миру  ребёнка дошкольного возраста.

  Если этого не происходит, то скорее всего,  в семье неблагоприятная обстановка,  внутренний конфликт (проблемы) обоих или одного из родителей, скандалы, непоследовательное воспитание ребенка, подкрепление индивидуализма и эгоизма, стяжательство, игнорирование мнения всех членов семьи одним, подавление инициативы ребёнка, слабая дисциплина, неорганизованность досуга или напротив отсутствие свободного времени у детей за счет чрезмерной обучающей  нагрузки и гиперопеки, излишний контроль за каждым шагом. В раннем детстве малыш не умеет выражать собственные эмоции, поэтому отражает эмоции окружающих его людей. Таким образом, если уникальная система отношений между ребёнком и окружением регулируется  положительными эмоциями, то очевидно, что мотив желания радости станет нормой для него.   А это ведь именно то, что хотят родители для своих детей — счастье в жизни!

Давайте теперь рассмотрим несколько стилей воспитания, которые возможны в семье. Это поможет понять более конкретно, как наши отношения мешают  оптимально адаптироваться в социуме ребёнку.

Что надо постараться изменить в семье и в себе, чтобы развивать своего ребёнка здоровой и позитивной личностью.

Хороший родитель,  воспитывая ребёнка, воспитывает себя! Поэтому иногда говорят о том, что дети воспитывают родителей!

«Отстраненный стиль воспитания»

Возможно, отсутствие главы в семье, перекладывание своих родительских обязанностей на воспитателей, учителя, неумение или нежелание ориентировать и поддерживать ребенка на успешную деятельность,  постоянное озвучивание жалоб родителями  на трудную  жизнь.

Такой стиль воспитания может сформировать  человека с низким самоконтролем, низкой самооценкой,  неумением извлечь опыт из проблемной ситуации, неумением управлять собой в трудных ситуациях.

Вывод:  надо чётко распределить роли в семье, обязанности между членами семьи, в том числе и ребёнка, следим за их выполнением ,объясняем ребёнку, что значит «надо», прекращаем «ныть» и пугать ребёнка трудностями.

«Опекающий стиль воспитания»

Директивный опекающий стиль воспитания , где ребёнок  полностью формируется под влиянием установок родителей и контролем  за их выполнением.  Распространён в патриархальных  социальных обществах, считается консервативным.

Формирует, как правило,  хороших исполнителей, которые стремятся к достижениям через развитие, обладающих волевыми качествами.

  В тоже время, если ребёнок чувствительный,  с базовой тревожностью, то такой стиль воспитания может привести к нервным срывам и не осознаваемым негативным реакциям, агрессии.

   Если исполнитель  и оказывается на руководящей должности, то бывает,  крайне импульсивен  и  непредсказуем из-за постоянного стресса, ведь ему трудно принимать самостоятельное решение.

Вывод: пытаемся понять, почему мы так воспитываем? То ли это подражание родительской семье, то ли наиболее быстрый способ получить видимость порядка, размеренности, значит, есть повод разобраться в своих страхах, целях. В любом случае не стоит ждать от ребёнка  счастливого смеха и высоких достижений с таким стилем воспитания.

«Отверженный в большой семье».

Воспитание личности в большой семье при общей доброжелательной обстановке, высоким доходом, но отсутствием понимания ребенка и предпочтением родителями братьев и сестер проявляется в противопоставлении ребёнком своих интересов  по отношению к остальным членам семьи.

Формирует личность предприимчивую в разрешении конфликтных ситуаций, а если ребёнок любознательный, чувствительный  и управляем, то очень направлен на позитивные социальные ценности. Однако в сложной проблемной ситуации не выдерживает высоких стрессовых нагрузок, возможны срывы.

Вывод: в большой семье распределяем внимание и поддержку по возможности соответственно возрасту и равноценно.

«Депрессивные состояния на фоне финансовых проблем»

Воспитание родителями,  демонстрирующими подавленное настроение и конфликтующими из-за финансовых проблем.

Формирует проявление стремления  к самоутверждению без умения управлять собой в трудных жизненных ситуациях.

Вывод: повышение общей культуры общения, совместный поиск решения финансовых проблем .  Даже если нет причин для веселья, ребёнок не обязан разделять с родителями взрослые проблемы. Иначе вырастите асоциальную  личность.

«Материнское воспитание с элементами снисходительности»

Подавляет  волевые качеств ребёнка.

Формирует у ребёнка пассивность,  не умение реально оценивать свои желания  и  возможности. Большие притязания к миру.

Вывод: дать ребёнку больше самостоятельности, например выбор одежды на прогулку , спрашивать о предпочтениях  в еде и т.д. где поддерживается самостоятельное принятие решения на базе желаний(без фанатизма). Маме разобраться со своими страхами, причинами недоверия к миру.

«Либеральный стиль воспитания»

Ребёнку дают проявлять свои желания максимально возможно, за исключением ситуаций опасных для жизни.

Формирует яркое проявление чувств, настроений, мыслей. Демонстративный тип со стремлением к самоутверждению. Любую негативную ситуацию преувеличивает и очень эмоционально и болезненно реагирует на неё.

Возможно отсутствие в ребенке понимания личных и социальных границ.  Ему трудно будет  бесконфликтно разрешать проблемы, что  может приводить  к неконструктивным формам поведения.

Вывод: разумные границы всё же необходимы. Родителям надо выражать свои эмоции и  мнение  там, где ребёнок нарушает чужие границы.

«Воспитание телесными наказаниями»

Проявляется в  пассивности и управляемости личности.

Легко идёт на поводу у  другой более сильной как физически, так и психически личности. Если от природы ребёнок имеет лидерские задатки, то становится очень агрессивным по отношению к более слабым.

Вывод: прекращаем насилие пока не превратили ребёнка в потенциального преступника.

Читайте также:  Зун - психология

Если родители любят друг друга, даже имея  низкий  доход, то личность ребёнка формируется с направленностью к саморазвитию, к  высоким достижениям, самореализации.

Это только примеры, как Вы понимаете, вариантов  может быть очень много. Наверное, Вы   заметили из описанных выше стилей, что на формирование личности более всего влияют такие факторы, как

  • Структура семьи: полная или не полная, несколько  детей или один, сюда можно добавить, что  наличие старшего поколения в воспитании  имеет позитивное значение.  В работе с клиентами является одним из  ресурсов для восстановления  цельной и успешной личности после кризисных периодов в жизни, так как  бабушки и дедушки менее критичны к внукам, чем родители и ребёнок чувствуя безусловную любовь, сохраняет ощущение принятия своей личности на всю оставшуюся жизнь, даже, если и забывает об этом. Поэтому добрая, мудрая няня для малыша, общение с пожилой хорошей соседкой, если нет бабушек,  весьма  желательно.
  • Способы разрешения конфликтов и их типы: избегание, агрессия, беседа, равнодушие, жалобы….
  • Формирование самостоятельности: гиперопека  или напротив безучастность
  • Участие членов семьи в контроле над ребенком:  лучше всего, если в этом вопросе роли распределены: например мама контролирует выполнение санитарно-гигиенических процедур, а папа порядок на детской территории.
  • Способы наказания: последствия насилия описаны выше, адекватно наказание соизмеримое проступку, например, если ребёнок разбил чашку, то достаточно простого сожаления и объяснения, а не бурного возмущения, ведь ребёнок и сам расстроен из-за неловкости. Так формируется доверие, когда малыш знает, что его всегда поддержат и поймут в семье!
  • Доверие между  членами семьи создаёт безопасную среду для формирования личности, чувство опоры для любых начинаний в будущем.

Вывод: любим друг друга, рожаем детей больше одного.  Среднего достатка вполне достаточно для воспитания успешной личности. Главное, как было сказано вначале статьи: научиться любить и быть последовательными!

Секреты успешного воспитания! Стили воспитания и их влияние на взрослую жизнь человека.

Психолог Картвели Эрика Шалвовна

Другие статьи, которые могут быть вам интересны:

Источник: https://psycabi.net/detskaya-psikhologiya/11179-sekrety-uspeshnogo-vospitaniya

Психология воспитания

Психологами выделяются три основные возрастные группы: дети дошкольного возраста, школьники и подростки. Психология воспитания детей разных возрастных групп имеет свои особенности. Понимание психологии воспитания помогает родителям в общении с детьми.

Психология воспитания — наука, изучающая педагогические закономерности процесса образования.  В ее основе лежит детская психология. Воспитание детей обычно делится на три основных периода:

  • дошкольное воспитание (психология воспитания детей с рождения до 7 лет);
  • школьный возраст. В свою очередь он подразумевает воспитание детей в начальных и средних классах общеобразовательной школы;
  • подростковое воспитание (психология развития детей в возрасте 13-17 лет).

Безусловно, возрастные рамки воспитания весьма условны. Зачастую происходит постепенный переход из одного периода в другой.

Воспитание дошкольников

Правильный подход к воспитанию детей младшего возраста подразумевает понимание родителями детской психологии. Образование дошкольника прежде всего направлено на его развитие как личности. Происходит социализация ребенка.

  Психология педагогики  подразумевает постоянное наблюдение за ребенком, понимание особенностей взаимоотношений между детьми и помощь в адаптации к различным социальным условиям.

В этот период развития ребенка следует уделять особое внимание уровню развития его эмоциональной сферы, нравственной позиции и социальной ориентации.

Воспитание детей школьного возраста

Психология воспитания детей школьного возраста кардинально отличается от психологии воспитания детей младшего возраста. На этом этапе большее влияние на развитие личности оказывают школьные педагоги, а не семья.

Именно в школе происходит закрепление базовых навыков, полученных в семье. Общая цель школьного воспитания – вырастить высоконравственную, духовно богатую и ответственную личность.

Современное общество требует развития у ребенка таких качеств, как предприимчивость, инициативность и честолюбие.

Психология воспитания подростков

Психология развития ребенка 13-17 лет имеет свои характерные черты. В это время у ребенка появляется острое стремление к свободе и независимости, что усложняет задачу воспитания. Необходимо найти правильный подход к подростку. Зачастую он складывается в терпении и умении выслушать, не навязывая свои советы, а подталкивая ребенка к правильному решению.

В подростковом периоде вся психологическая активность направлена на формирование личности. И главную роль начинают играть уже не школа и родители, а, скорее, общение со сверстниками.

Происходит некая психологическая изоляция детей от взрослых, зачастую выражающаяся в образовании обособленных подростковых групп. Попытки взрослых проникнуть в такие группы воспринимается в штыки. По мере взросления обособление проходит.

Со временем подросток и взрослый заново находят общий язык.

Психология воспитания детей всех возрастов имеет перед собой задачу найти адекватный подход к ребенку и помочь ему в решении всевозможных проблем, основная из которых – проблема становления личности.

Источник: http://VitaPortal.ru/psihologiya/psihologiya-vospitaniya.html

Воспитание детей — 5 простых шагов

Просмотров: 1 874

Любя детей, мы хотим, чтобы они росли здоровыми и хорошо развивались. Что для этого необходимо знать о воспитании детей? Ведь воспитание ребенка — многоступенчатый процесс. Сейчас на пике моды родители экспериментируют с ранним развитием, с рождения обучая малыша трем языкам.

Однако есть секреты в деле воспитания ребенка, без которых никуда. Системно-векторная психология Юрия Бурлана предлагает вам ознакомиться с базовыми принципами воспитания. Следуя этим простым рекомендациям, вы заложите основы здоровой психики.

Итак, воспитание ребенка — 5 базовых принципов.

1. Воспитание начинается с питания 

Человек создан по принципу наслаждения: мы делаем то, что хотим, что приносит наслаждение. И одно из базовых удовольствий мы получаем от пищи. Малыш не исключение.

А теперь представьте себе на минуточку, что вы начинаете вмешиваться в этот природой заданный механизм и заставляете карапуза есть без его желания. Что происходит? Дисбаланс тончайшего механизма получения наслаждения от жизни.

Это происходит неосознанно. Родители действуют из лучших побуждений, им кажется, что их кровиночка не доедает. Повзрослев, ребенок начинает хитрить, обманывать или скармливать лишнее домашним питомцам, а когда он маленький, может только выплевывать еду.

Лучшее, что вы можете сделать для ребенка, — это не кормить его насильно. Это первый базовый принцип полноценного психического развития. 

Когда он проголодается, он попросит сам и с огромным удовольствием съест даже корочку хлеба.

2. Почему на детей категорически нельзя кричать

На маленького карапуза, который только родился и весь такой беспомощный, никому даже в голову не придет кричать. Умиление проходит, когда он чуточку подрастает и начинает проявлять свой характер через свои врожденные свойства (вектора). Родители, не понимая его врожденных особенностей, начинают покрикивать.

Но крик — это природный сигнал об опасности и угрозе жизни, сигнал, что нужно спасаться. Родителям кажется, что крик подействовал, потому что ребенок перестал что-то делать, но на самом деле это не так. Он получил огромный сверхстресс, шок: испугался, зажался, выполнил приказ на автомате. И получил при этом мощную травму, тормозящую его развитие и доверие к маме, а потом и к миру.

Дети по-разному реагируют на крик. Но то, что их психическое развитие притормаживается, — это точно. А некоторым деткам от крика могут даже поставить диагноз аутизм, хотя от рождения им задано быть гениями. Поэтому воспитание битьем и криком недопустимо.

Без замечаний нет воспитания. Только делать их надо разумно: не просто запрещать, а давать альтернативу — что делать можно.

3. Важно при воспитании ребенка — научить его делиться пищей

Человек — это социальная форма жизни. Мы живем среди других людей, общаемся и развиваемся в социуме, и именно от умения выстраивать отношения с другими зависит, хорошая будет судьба у человека или нет. Мы об этом не задумываемся, но основа любого общения — это общий стол и пища.

Обычно это происходит естественным образом. Малыш начинает угощать маму, и она должна в этот момент показать свое удовольствие и принять угощение.

Но часто родители допускают ошибку и на первые робкие попытки сына или дочки угостить реагируют отторжением. Рационализируя это тем, что «все лучшее детям!», а нам ничего не надо.

Правильное воспитание — это умение получать радость от взаимодействия с другими, и лучшая форма этого взаимодействия — привычка делиться пищей. Научите малыша делиться любимыми конфетами — и вы обеспечите ему психологическое здоровье на всю жизнь. Как это сделать?

4. Книги — лучик света в самом темном царстве

Итак, мы живем среди других людей. И совсем скоро ваше дитятко шагнет в мир. И самое важное, чему мы можем научить малыша, — это выбирать себе окружение, выбирать друзей. Ведь именно окружение создает человека, больше всего влияет на него.

«Человек — это сознательная и чувственная форма жизни», — говорит системно-векторная психология. В раннем возрасте в основном — чувственная, осознанность появляется позже. Поэтому воспитание малыша долгими и нудными лекциями «с тем дружи, а с этим не водись» не поможет. Ребенок просто не поймет, о чем вы говорите.

Системно-векторная психология предлагает идти другим путем. Через чтение книг в детстве. Испытывая положительные ощущения, ребенок захочет вернуться к ним вновь. И будет просить, чтобы ему почитали. Научить малыша читать ДО школы — это отдельное искусство.

Но ведь научить читать — одно, а привить любовь к чтению — это совсем другое. Привить любовь к чтению качественной литературы — это и есть воспитание чувств.

Показывая ребенку удивительный мир книг, вы пробуждаете его чувства, тем самым вы даете ему в руки уникальный шанс всегда выбрать себе достойное окружение.

Смотрите добрые мультики с детьми и обсуждайте поступки героев. Задавайте простые вопросы. А с кем бы ты хотел дружить? Кто тебе больше всего понравился в этой сказке и почему?

И даже если так случится, что рядом не будет достойных людей, благодаря книгам, ребенок будет всегда иметь запасное окружение в виде умнейших писателей с высокими нравственными ориентирами.

5. Воспитание детей начинается с состояний мамы

Мы можем научить малыша чему угодно, но где гарантия, что три языка и чтение по диагонали сделают его счастливым? Самое главное, что должна дать мама своему малышу — это ощущение защищенности и безопасности. А это возможно, когда она сама реализована, счастлива, хорошо понимает себя и может эту уверенность передать своему ребенку.

Сколько бы модных методик ни использовали, если мама находится в стрессе, боится завтрашнего дня, не удовлетворена личной жизнью или полна апатии, то это влияет на ее маленькое сокровище — он не может развиваться плодотворно и раскрыть весь потенциал, появляются психосоматические реакции и трудное поведение. Малыш с детства формирует свое отношение к себе и миру именно на основе ощущения защищенности и безопасности от мамы.

Смотрите один из отзывов участников тренинга:

Воспитание ребенка происходит сейчас, участвуете вы в этом или нет

Воспитание — это целый комплекс действий. С раннего возраста задача родителей — посеять эти волшебные семена, которые впоследствии дают удивительные всходы — психическое здоровье и умение жить среди людей.

Эти простые действия может выполнить любая мама легко и играючи. Ну а если вы все-таки хотели бы большего — понимать бессознательные желания своих чад или хотите понять, как можно не кричать на ребенка, то срочно записывайтесь на бесплатный онлайн-тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Регистрируйтесь здесь.

Автор Виктория Винникова, учитель математики 

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Источник: http://svpjournal.ru/obshhestvo/vospitanie-detey-5-prostyih-shagov/

Ссылка на основную публикацию