Бессознательное как продукт вытеснения — психология

Бессознательное как продукт вытеснения

Коллеги, очень хочется вместе разобраться с понятием «Бессознательное» — или с разными понятиями о бессознательном, поскольку, как показывает анализ, таких понятий много, около десятка…

Итак,Бессознательное в широком смысле — область психического, которая не видится сознанием (неосознаваемая область психического) и в отношении которой отсутствует субъективный контроль.

Неосознаваемые нами влияния одних элементов нашей психики на другие элементы.

Если душевно здоровый, но немного уставший человек закроет глаза и представит себе высокое голубое небо, теплое солнышко, шелест листвы и журчание прозрачного ручья — его состояние обычно становится лучше.

Созданная им позитивная картинка без его сознательных усилий и его желания, сама по себе, влияет на уровень его эмоционального тона. Непосредственно само это влияние сознанием не отслеживается, мы можем отследить только результаты этого влияния. Как происходит это влияние? — Бессознательно.

И если мы хотим обозначить часть психики, где происходят такие неосознаваемые нами влияния, мы говорим о Бессознательном, о бессознательном в широком смысле.

С другой стороны, в сложившейся практике специалисты и «пользователи» практической психологии всегда говорят о не Бессознательном вообще, а о его какой-то определенной разновидности.

Фрейдизм говорит о неосознаваемых влияниях внутриличностных конфликтов, создавшихся в неблагополучном детстве. Дианетика говорит о неосознаваемых влияниях заякоренных эмоциональных реакций.

Психосинтез рассказывает о неосознаваемом влиянии субличностей на наши решения…

Словом «бессознательное» в сложившейся практике называют самые разные вещи, часть которых присутствует у всех, часть характеризует только определенный контингент. Одного единого бессознательного, общего для всех людей — нет. Когда говорят о бессознательном, необходимо всегда уточнять, о чем идет речь, о каком из «бессознательных» идет речь. Смотри Виды бессознательногоТак? Не так? Вы это видите по другому? 

История вопроса

Понятие «Бессознательное» было предложено З. Фрейдом, который предположил, что многие человеческие действия, которые обычно кажутся случайными, на самом деле не случайны, а являются симптомами глубинных внутриличностных конфликтов — настолько серьезных, что психика их не выдерживает и отказывается видеть: делает бессознательным.

Главный конфликт, по Фрейду, это конфликт между первичными детскими влечениями и требованиями общества.Бессознательное в изначальном и узком смысле, в понимании З.Фрейда — область психического, где происходят принципиально недоступные для меня вещи (но не бессмысленные, а имеющие смысл и логику).

Их может расшифровать только специалист специальными методами, например гипнозом или толкованием свободных ассоциаций клиента. Внимание туда принципиально не достает.

 Итак, Бессознательное как продукт вытеснения — это первичные детские влечения, которые в нас живут, но не осознаются из-за их социальной неприемлемости или рассогласования с другими потребностями, мотивами и установками личности.Мы не будем здесь обсуждать, есть или нет у маленьких детей комплекс Эдипа или Электры — предположим, что есть.

Важно другое: если Фрейда понимать буквально, то у маленьких детей бессознательного по Фрейду — нет.

Действительно, бессознательное по Фрейду может появиться только при совокупности некоторых условий, а именно:

  • ребенок стал понимать требования взрослых к нему,
  • взрослые предъявляют свои требования таким образом, что они вступают в конфликт с желаниями ребенка,
  • ребенка за сопротивление требованиям взрослых — наказывают, причем настолько серьезно, что это вызывает в душе ребенка ужас и он вынужден прятать свои желания даже от самого себя.

Понятно, что все это зависит от возраста, а еще более — от конкретного ребенка и конкретных родителей в конкретной семье.Сам факт конфликта между тем, что хочется ребенку и тем, что сейчас от него требуется — естественен. Взрослый человек видит это, фиксирует это и принимает решение: изменить свои желания, либо попробовать изменить требования в свою сторону, либо найти какое-то третье, гибкое, иногда вовсе изобретательское решение.Например, устроить игру и соревнование: кому сейчас достанется мама? Папе или ребенку?Так или иначе, взрослые люди конфликты решать умеют. Человек с более детским сознанием вместо решения конфликта (теоретически) может выбрать прятаться от него или прятать, вытеснять его, даже создавая для это специальное бессознательное.Чем более негативное и нетерпимое сознание человека, тем более он борется и с другими, и с собой, тем более у него такого вытесненного бессознательного. Чем более дружественное, позитивное и принимающее сознание, тем меньше есть нужда что-либо вытеснять, тем меньше такого вытесненного бессознательного.Ну, хочет ребенок иметь маму и убить папу… Господи, чего только дети не хотят! Родители улыбнулись, отвлекли ребенка от этих глупостей и заняли его другими играми. Если даже ребенок после этого настаивает на своих желаниях, то это идет в форме капризов и плача, что вполне естественно для подавляющего большинства семей. И никакого бессознательного здесь ребенку не требуется.Аналогично, если вдруг молодой человек почувствовал, что ему пришли в голову агрессивные мысли и чувства по поводу своих родителей, он может сказать себе: «Ошибочка! Я хороший! Больше эти глупости думать не буду», улыбнуться и занять себя чем-то более дельным. И не надо ему эти мысли от себя вытеснять в бессознательное: поиграл с ними — и отставил в сторону.Похоже, что душевно взрослые люди с достаточным уровнем здоровья бессознательное по Фрейду себе не создают и без авторитетных внушений извне в себе подобных вытеснений не обнаруживают.

Впрочем, придумать себе что-то угодно, например предположить у себя наличие бессознательных внутренних персонажей — не сложно, а если это еще и выгодно, то взрослые люди это делают. Смотри Бессознательное как продукт веры

Вопрос, коллеги: как понимаете бессознательное по Фрейду вы? Оно присутствует у всех людей и всегда, оно врожденное или приобретенное, можно ли и нужно ли от него избавляться?В следующих рассылках мы расскажем о других видах бессознательного.

Источник: https://nkozlov.livejournal.com/7612.html

Бессознательное как продукт вытеснения

Бессознательное как продуктвытеснения — содержание поля сознания, какими-то силами (силовыми центрами) по тем или иным причинам из области осознавания жестко или мягко вытесненное. Кто кого вытесняет, много ли вытесняет, как вытесняет и каковы последствия вытеснения — тут представления разных исследователей расходятся.

Что касается представлений Зигмунда Фрейда, то он полагал, что вытеснение может происходить только в одну сторону, а именно Сверх-Я, представитель социума в сознании, как более сильная инстанция вытесняет более слабое содержание: первичные детские влечения, нежелательные для Сверх-Я. В результате, содержание бессознательного по Фрейду — это первичные детские влечения, которые в нас живут, но не осознаются из-за их социальной неприемлемости или рассогласования с другими потребностями, мотивами и установками личности.

Других видов бессознательного З.Фрейд не знал, не предполагал и просто отрицал.

Причем, по Фрейду, это вытеснение жесткое, то есть достать бессознательное, вернуть в сознание человеку обычными средствами нельзя.

Это область психического, где происходят принципиально недоступные для меня вещи, но не бессмысленные, а имеющие смысл и логику.

Их может расшифровать только специалист специальными методами, например гипнозом или толкованием свободных ассоциаций. Внимание туда принципиально не достает.

По Фрейду, объем такого бессознательного превосходит объем сознания (метафора айсберга, где сознание — крошечная вершина, а основная глыба под водой — бессознательное) и именно оно отвечает за большинство невротических проявлений. Именно бессознательное, согласно Фрейду, виновато во всех наших личностных бедах. Это и есть бессознательное в изначальном и узком смысле, бессознательное в понимании З.Фрейда.

Сегодня уже понятно, что бессознательное — не одно, видов бессознательного множество; достаточно понятно, что вытеснение — лишь одна из причин невротических реакций, и не самая серьезная, и при этом направление и содержание вытеснения может быть самым разнообразным: в результате столкновения могут проиграть и быть вытеснены не только детские влечения, но и взрослые установки, идущие от социума.

По Фрейду, эти силы имеют один источник — Сверх-Я, представитель социума в сознании. А вытесняются первичные детские влечения, нежелательные для Сверх-Я.

В результате, содержание бессознательного по Фрейду — это первичные детские влечения, которые в нас живут, но не осознаются из-за их социальной неприемлемости или рассогласования с другими потребностями, мотивами и установками личности. См.→

Мы выражаем сомнение, что этот вид бессознательного присутствует в душе у всех — похоже, такого бессознательного еще нет в психике маленького ребенка, как и нет в сознании взрослого человека, если это сознание дружественное, позитивное и принимающее. См.→

Вытеснение не по Фрейду

Как продукт вытеснения, бессознательное может иметь и другую природу, отличающуюся от описания ее З.Фрейдом.

Да, нежелательное содержание из сознания может быть стерто или вытеснено в бессознательное. Но кто кого вытесняет — вопрос отдельный, ведь в сознании два игрока: «Оно» и «Сверх-Я».

Фрейд был убежден, что именно социум посредством Сверх-Я вытесняет из сознания антисоциальные влечения.

А может ли вытеснение происходить в другую сторону? А именно, может ли «Оно» вытеснять то социальное, которое вспоминать не хочется и неприятно?

О.И.Мотков: «Я тоже чувствую, что видов бессознательного много. У меня, например, было вытеснение переучивания в школе с левой на правую руку. Я — левша, и совершенно не помню, как научился писать. Но это было скорее неприятно.

Эти неприятные эмоции и были вытеснены, чтобы не перенапрягать психику. Автоматический защитный механизм. Видимо, после этого к любому давлению в процессе обучения я относился настороженно и внутренне ему сопротивлялся». См.

Вдумайтесь: кто тут кого вытесняет? Действительно, у многих (у всех? — проверить. Были ли исследования?) неприятные события забываются скорее, чем приятные, и можно предположить, что это действие того же процесса вытеснения из сознания того, что видеть там не хочется. Вот не хочется видеть — и прогоняю из сознания. «Оно» хозяйничает…

Источник: https://knigarazuma.ru/article/bessoznatelnoe_kak_produkt_vytesneniya

Вытеснение

Вытеснение – это одна из главных психологических вторичных защит, выступает как мотивированное активное забывание. Вытеснение также называют подавлением и репрессией. Первым внедрил в науку это понятие З. Фрейд.

Он уверял, что вытеснение это в психологии главный механизм формирования и становления бессознательного человека. Функция репрессии лежит в уменьшении для психической сферы индивида спектра переживаний неприятных эмоций за счет убирания из воспоминаний сознания тех переживаний, событий, какие вызывают эти трудные чувства.

Идея данного механизма такая: нечто забывается, выбрасывается из сознания и сохраняется вдали от осознания психикой человека.

Вытеснение в психоанализе

Идеи о вытеснении занимали большое и значимое место в знаниях и концепциях деятельности психики в психоанализе.

Обозначая такой механизм психики, как вытеснение по Фрейду, психоаналитики подразумевают попытку психики не проживать в сфере реальности события, что травмируют и тревожат личность.

Психоаналитик заявлял, что вытеснение есть важным защитным механизмом от внутриличностного конфликта меж Идеал-Я и Оно, контроль над запретными желаниями и импульсами.

В начале ХХ столетия Зигмунд Фрейд описал собственное видение процесса вытеснения, и значительное время считал его собственным правом на первенство в этом открытии. Но, по прошествии некоторого времени О.

Ранк, венский психоаналитик, нашел и изучил значительно ранние труды философа-немца Шопенгауэра, в которых вышеописанное понятие, как вытеснение по Фрейду было похоже описано, и показал ему это. В базовую идею психоанализа действительно легла мысль о вытеснении.

Его понимание о существовании необходимого условия вытеснения – детские комплексы, интимные желания ребенка, инстинкты.

Фрейд в собственных работах не выделял единственного обозначения данному процессу.

Ученый заявлял о нем, как о возможности психического акта осознавать то, что остается неосознанным; как о повороте на глубокий и более ранний этап формирования психического акта, процессе сопротивления; забывание, в ходе какого становится невозможно вспомнить; защитной функцией психики личности.

Отталкиваясь от вышеизложенного, обнаруживается сходство вытеснения с регрессией и с сопротивлением в традиционном психоанализе. Психоаналитик замечал во время чтения лекции, что, невзирая на существенное сходство, вытеснение содержит в себе динамические психические процессы, взаимодействует с пространственной позицией, а регрессия имеет описательную характеристику.

Читайте также:  Отвечать - психология

Невроз есть основным проявлением такого процесса как вытеснение.

В своей науке Фрейд изучал вытеснение как следствие влияния наружных факторов и внутренних импульсов индивида, что есть несоотнесимым с его нравственными взглядами и эстетическими позициями.

Данное противостояние желания индивида и его моральных установок приводит к внутриличностному конфликту. Такие события, чувства личности, что привлекли к внутреннему столкновению, убираются из сознания индивида и забываются им.

На человеческом жизненном пути происходит травматическое событие или переживание, в этот момент сознательное принимает решение, что данное переживание ему мешает, не стоит держать в памяти все, что с ним связано.

И далее соответственно оно забывается, вытесняется в глубину подсознания.

На месте данного воспоминания возникает пустота и психика пытается восстановить событие в памяти, или же заполнить его другим: фантазией, иной действительностью из жизни индивида, что могла происходить в иное время.

Примеры вытеснения в психологии Фрейд доступно излагал на модели проведении своей лекции. Он рассказывал, как во время прочтения лекции один из студентов ведет себя неадекватно: говорит, шумит, мешает другим.

Тогда лектор заявляет, что отказывается дальше читать лекцию, пока нарушитель находиться в аудитории. Среди слушателей находится несколько человек, что возлагают на себя обязанность выдворить шумящего за дверь и непрерывно быть на страже, не пускать его назад.

По сути, неугодный человек был вытеснен. Преподаватель может продолжать свою работу.

Эта метафора описывает сознание индивида – происходящее в аудитории во время лекции, и подсознание – то, что за дверью. Слушатель, выдворенный за дверь, возмущен и продолжает шуметь, пытается попасть обратно в аудиторию. Тогда есть два варианта решения данного конфликта.

Первый – находится посредник, возможно, это сам лектор, который договаривается с нарушителем, и на взаимовыгодных условиях конфликт разрешается, дальше вытесненное психикой в подсознание возвращается в память человека при здоровом осознании.

Таким посредником может выступать психотерапевт.

Второй вариант менее дружелюбный – охранники не пускают вытесненного нарушителя, успокаивают его за дверью.

Тогда изгнанный будет пытаться попасть обратно в аудиторию, использую разные способы: может проскочить, когда охранники будут отдыхать, переодеться и пройти неузнаваемым.

Используя такую метафору, мы представляем те вытесненные воспоминания, что в разные времена и периоды будут появляться на поверхности памяти в измененном образе. Все мы используем вытеснение, забываем травмирующее, подавляем неугодные чувства.

Сложности заключаются в том, что человек вплоть до последнего момента не знает, во что забытое у него выльется на поверхности. Индивид сам не соображает, что может быть вытеснено. На поверхности мы можем видеть определенные эмоции, психотические или невротические реакции, симптомы болезней.

Различные неврозы – это примеры вытеснения в психологии. Психотерапевты в частности говорят, что все тайное обязательно становится неврозом. Исследуя невротические расстройства своих пациентов, Фрейд дошел к умозаключению, что полное вытеснение неугодных желаний, чувств, воспоминаний для невротиков было невозможно.

Они убирались из сознания индивида, но продолжали быть в подсознании и посылать оттуда сигналы. Для процесса выздоровления невротической личности необходимо провести симптом болезни тем путем, которым было проведено вытеснение события из сознания в подсознательное.

А потом посредством преодоления противодействия личности возобновить вытесненное в сознании и в хронологии памяти человека.

Психоаналитики в терапии с невротичными клиентами сначала работают с очевидным, далее, снимая один слой за другим, углубляются в подсознание индивида, пока не сталкиваются с огромным сопротивлением. Присутствие сопротивления и есть главным сигналом, что терапия движется верным путем. В случае не прохождения сопротивления психики, результат не будет получен.

Начиная работать с невротическими и истерическими личностями, Фрейд пришел к пониманию, что вытеснение будет являться причиной тревоги. В ходе накопления знаний его версия перетерпела изменений, он стал полагать, что механизм репрессии был результатом тревоги, а не ее причиной.

В ходе своих трудов З.Фрейд привносил уточнения в психоаналитическое видение вытеснения. Сначала он изучал данное явление исключительно в ракурсе защиты.

Далее вытеснение в психоаналитическом направлении представлялось в таком контексте: «вытеснение первичное», «послевытеснение», «возвращение вытесненного» (сновидения, невротические реакции).

Потом опять вытеснение изучалось как возможность психологической защиты психики индивида.

Отец психоанализа доказывал, что абсолютно все вытеснения совершаются в детском раннем возрасте, а все следующие годы жизни сохраняются старые вытесненные механизмы, которые имеют влияние на механизмы совладания с запретными желаниями, импульсами, внутренними подавленными конфликтами. Новые вытеснения не возникают, это происходит благодаря механизму «послевытеснения».

Психоаналитические взгляды на вытеснение формировались и изменялись в ходе всего времени развития науки психоанализа.

В следствии обозначения строения психики Фрейд определил, что вытеснение есть результатом деятельности Сверх-Я, какое исполняет вытеснение, или по его указанию это делает покорное Я.

Репрессия (или вытеснение) является базовым механизмом, родоначальником всех защитных процессов психики индивида.

Вытеснение – психологическая защита

Говоря о защитных механизмах психики человека, мы можем обозначить один из наиболее важных – вытеснение или репрессия.

Как утверждал отец психоанализа Зигмунд Фрейд: вытеснение это в психологии родоначальник и праотец всех форм защитных процессов психики. Сутью репрессии считается оправданное забывание чего-либо и содержание его под контролем в подсознании.

Такое подконтрольное забывание может применяться к травматическим событиям, опыту, чувствам, фантазиям, ассоциациям, что связаны с пережитым опытом.

Вытеснение может реализоваться в двух моментах: предупреждает появление негативной реакции путем удаления из сознательной части в бессознательную травмирующих воспоминаний, запретных желаний; удерживает и контролирует в бессознательном вытесненных желаний, импульсов, влечений.

Примерами вытеснения в психологии могут выступать так называемые «военные неврозы» или реакции ПТСР, опыт пережитого насилия человеком, когда пострадавший не может возобновить в памяти травматические события, пережитые чувства, свое поведение. Но человека мучают вспышки осознанных или неосознанных воспоминаний, флешбеки, кошмарные или назойливые сновидения. Подобное явление Фрейд назвал «возвращением репрессированного».

Следующим примером репрессии в психологии мы рассматриваем вытеснение в подсознание ребенка желаний и импульсов, что его пугают и есть запретными, с позиции социальных и моральных норм воспитания, но являются его нормальным развитием. Так, в период развития Эдипового комплекса ребенок с помощью своего Сверх-Я подавляет (вытесняет) половые импульсы к одному из родителей и желание уничтожить другого. Он учится вытеснять запретные желания в свое бессознательное.

Также к явлению вытеснения в обыденной жизни можно отнести банальное забывание говорящим имени человека, с которому возможны вытесненные подсознательные неприятные чувства, негативное отношение самого говорящего.

Во всех рассмотренных выше примерах вытеснения: глубокая травма, что мешает полноценной жизни, нормальный этап развития и банальное забывание в повседневной жизни просматривается необходимая природная адаптация психики. Ведь если человек будет постоянно осознавать все свои чувства, мысли, переживания, конфликты, фантазии, то он в них потонет. Значит, вытеснение играет положительную функцию в существовании индивида.

Когда же репрессия будет нести негативную роль и создавать проблемы? Для этого есть три условия:

— когда репрессия не выполняет свою основную роль (то есть надежно охранять вытесненные мысли, чувства, воспоминания, чтобы они не мешали индивиду полноценно адаптироваться к жизненным ситуациям);

— когда мешает человеку двигаться к направлению позитивных изменений;

— исключает использование других способов и возможностей преодоления трудностей, что были бы более успешными.

Подводя итоги, можем суммировать: вытеснение может применяться к перенесенному травматическому опыту человека; к аффектам, чувствам, воспоминаниям, связанными с перенесенным опытом; к запретным желаниям; потребностям, что не могут реализоваться или предусматривается наказание за их реализацию. Вытесняются некоторые события из жизни, когда человек ведет себя неприглядно; враждебное отношение; отрицательные чувства, черты характера; Едипов комплекс; комплекс Електры.

Чтобы вытеснения не создавали индивиду проблемы в виде неконтролированных воспоминаний, навязчивых мыслей, невротических реакций, симптомов болезни, человеку необходимо достичь определенной меры самоидентичности и целостности личного «Я». Если в раннем детстве человек не имел опыта обретения сильной идентичности, то неприятные чувства индивида имеют склонность контролироваться с помощью примитивных защитных механизмов: проекция, расщепление, отрицание.

Не все ситуации, связанные с забыванием или игнорированием относятся к вытеснению. Есть проблемы в памяти и внимании, которые зависят от других причин: органические изменения мозга, индивидуальные черты, отбор важной информации от неважной.

Источник: http://psihomed.com/vyitesnenie/

Больше не вытесняем: что такое новое бессознательное и чем оно отличается от старого

С понятием «бессознательное» сталкивался каждый. Мы часто используем его в житейских разговорах, оправдывая свое поведение или пытаясь понять мотивы других людей.

Бессознательное ассоциируется в первую очередь с Фрейдом, но современные исследования вопроса ушли далеко от концепций основоположника психоанализа. Расскажу о новых интерпретациях термина.

Чтобы понять, как сейчас ученые смотрят на проблемы сознания и бессознательного, стоит вспомнить историю науки. Первым понятие «бессознательное» ввел Лейбниц, уподобив его океану, над которым возвышаются островки сознания.

Дэвид Гартли, основоположник ассоцианизма, первым связал проявления бессознательного с деятельностью нервной системы. Немецкому психологу Иоганну Гербарту принадлежит авторство термина «вытеснение».

Он предположил, что несовместимые идеи постоянно вступают в конфликт, победившие идеи и желания вытесняют побежденные, однако последние слабо, но постоянно воздействуют на поведение человека.

Концепция Фрейда возникла из его практики лечения истерии. Наблюдения за пациентами сложились в стройную теорию, которую обрывочно знают почти все: эго, суперэго, ид; постоянные конфликты; попытки человека совладать с бессознательным и достигнуть психологического здоровья. Но среди ученых к теории Фрейда сложилось неоднозначное отношение.

Нобелевский лауреат по физиологии и медицине Питер Медавар называл психоанализ «самым грандиозным интеллектуальным мошенничеством XX века». Излишний акцент на либидо, представление о человеке как о жертве в битве страстей и совести, отсутствие физиологической базы — аргументов против было предостаточно.

Понятие бессознательного надолго вытеснили из академической науки.

Неакадемические исследования

Интерес к бессознательному возрос во второй половине XX века. Правда, не в академической среде, а среди психотерапевтов и приверженцев философии «нью-эйдж». Опирались на неосознаваемый опыт человека и создатели НЛП, и Милтон Эриксон.

Во время сеансов эриксоновского гипноза терапевт вводит клиента в состояние транса и вытягивает наружу вытесненные идеи.

Создатель НЛП Ричард Бендлер также отталкивался от идеи бессознательного: человек не осознает свои способы восприятия мира, и терапевт помогает их осознать, а затем изменить.

Американский клинический психолог Роджер Каллахен, который разработал терапию мысленного поля (TFT) в соответствии с традициями китайской медицины, считал, что воздействовать на подсознание можно нажатием на акупунктурные точки на теле человека.

Теория, лежащая в основе TFT, утверждает, что отрицательные эмоции приводят к блокировке энергии ци, и если энергию разблокировать, то страхи исчезнут.

Впрочем, несмотря на миллионы почитателей, методика Каллахена не получила признания в кругу ученых: она больше похожа на эзотерическое учение, чем на научное исследование бессознательного.

Главные открытия в области бессознательного произошли на стыке психологии и нейрофизиологии. Американский психолог Аллан Гобсон вместе с коллегами исследовал активность человеческого мозга во время сна и открыл периоды быстрого и медленного сна.

К бессознательным эффектам это имеет прямое отношение: во-первых, эксперименты Гобсона придали ускорение психофизиологическим исследованиям в целом, а во-вторых, доказали, что психические изменения (например, просмотр сновидений) можно отследить по физическим реакциям.

Эксперименты позволили замечать проявления бессознательного, недоступного интроспективному анализу. Именно в сторону определения нейрофизиологических причин и двинулись некоторые исследователи. Желающих было немного, потому что изучение бессознательного в академической науке все еще было табуировано.

Читайте также:  Ценностно-смысловая сфера ребенка и формирование жизненных ценностей - психология

Социопсихолог Дэниел Гилберт говорил, что «из-за духа сверхъестественности фрейдовского бессознательного вся концепция оказалась несъедобной».

Долго доказывая пользу изучения бессознательного, Гобсон и Гилберт добились своего, но термин поменяли на «новое бессознательное».

Теперь ученые считают, что некоторые мыслительные процессы становятся бессознательными не из-за механизмов вытеснения: они заложены глубоко в структуре мозга, в его древних областях, работающих параллельно с недавно развившимися участками.

Неосознаваемые переживания стали восприниматься как норма, а не как досадное искажение мыслительного процесса.

Современные исследования бессознательного делятся на три группы:

  • бессознательное восприятие,
  • бессознательная память,
  • бессознательное социальное восприятие.

В число ученых, занимающихся проблемами восприятия, входит и американский нейробиолог Кристоф Кох. Еще во время Второй мировой войны медикам стало известно о парадоксе зрения, вызванном черепно-мозговыми травмами и контузиями. Человек с таким нарушением зрения смотрел на объект, не осознавая, что видит его, но информация об объекте поступала в мозг.

Пациенты, например, эмоционально реагировали на изображение человеческого лица, совершенно не понимая, что именно они видят. Кох провел эксперимент, позволяющий добиться того же эффекта со здоровыми людьми. Подопытным одновременно показывали две картинки, разные для каждого глаза. Одна была статичной, другая менялась, но мозг воспринимал только меняющуюся картинку.

Кох пришел к выводу, что информация о статичной картинке получена, но не интерпретирована. Но как же ее выловить? Это смогла сделать другая группа ученых. Участникам эксперимента показывали не просто статичную картинку, а картинку с эмоционально значимым изображением — например, фотографию обнаженной женщины (для женщин — фотографию мужчины).

Испытуемые успешно распознавали эротические картинки.

Бессознательную память изучал психолог Дэн Саймонс. Он собрал воспоминания ньюйоркцев про 11 сентября: что они делали в момент, когда узнали о трагедии. Как оказалось, память подводила людей: подкидывала воспоминания, которых не было. Многие отмечали, что находились рядом с телевизором, звонили знакомым, хотя на самом деле занимались своими делами.

Такое же искажение памяти демонстрируют 75% свидетелей по уголовным делам — Ассоциация юристов США отмечает, что к свидетельским показаниям нужно относиться с большой осторожностью. Проблема в том, что память работает по нарративному принципу.

Мы склонны складывать из воспоминаний истории, а если какой-то факт не ложится в сюжет, наш мозг неосознанно изменяет воспоминания о нем.

Еще большее значение имеет бессознательное социальное восприятие — неосознаваемые механизмы, отвечающие за представления о других людях. Самые интересные проблемы — выбор партнера и отношение к своим-чужим.

Американский психолог Джон Йонс показал, что наибольшее число браков в США заключается между людьми с одинаковыми фамилиями, хотя вряд ли мистер Смит сознательно влюбляется в мисс Смит, а не в мисс Джонс.

Исследования французского ученого Гюгена показали, что девушки охотнее оставляют свой номер телефона мужчинам, которые во время знакомства слегка касаются их — хотя само прикосновение прекрасные особы не осознают.

Масштабные исследования провел психолог Музафер Шериф в летнем лагере Робберз-Кейв. Двадцать два мальчика были поделены на две команды. Группы жили в отдалении друг от друга, и каждая считала себя единственной в округе.

Когда команды встретились на соревновании по перетягиванию каната, они сразу начали враждовать. Объективных причин для этого не было — просто сработало восприятие, оставленное нам в наследство далекими предками.

Древние области мозга отвечают за распознавание своих и чужих, критически важное для первобытного человека. Сейчас нам редко угрожают другие люди, но привычка восприятия осталась.

На данный момент ученые относятся к бессознательному как к ресурсной зоне, позволяющей накапливать информацию, быстро реагировать в неожиданных ситуациях и экономить силы, которые мы тратим на запоминание и мыслительные процессы.

«Вытеснение» ушло из словаря психологов, мотивационные теории признают понятие «влечение», но считают, что человек способен его обуздать.

Бессознательное больше не наш враг, но друг и помощник, с которым можно договориться и о котором нужно узнать как можно больше.опубликовано econet.ru 

Источник: https://econet.ru/articles/99456-bolshe-ne-vytesnyaem-chto-takoe-novoe-bessoznatelnoe-i-chem-ono-otlichaetsya-ot-starogo

Психологос. Энциклопедия практической психологии

О вытеснении часто упоминают в психоанализе и редко в быту. В повседневной жизни чаще говорят: «Чтобы что-то забыть. нужно сконцентрироваться на чем-то другом», «Чтобы от чего-то отвлечься, нужно привлечь свое внимание к другому».

Какие бы ни использовались формулировки, здесь говорится о самой простой форме вытеснения. С этим феноменом знаком каждый из нас.

Все наблюдательные люди замечали, что в поле внимания два события (или процесса) одновременно происходить не могут: они начинают конфликтовать, и одно вытесняет другое.

Если в голове навязчиво крутится мелодия, то один из простых способов от нее избавиться – это начать напевать мелодию другую, и она скоро вытеснит прежнюю.

Если ум загружен проблемами, один из простых (хотя и не очевидно лучших) способов разгрузить его – включить телевизор или встретиться с друзьями: новые впечатления и картинки вытеснят (по крайней мере на время) прежние тревоги.

Более интересный и проблемный вариант – бессознательное вытеснение нами из поля своего восприятия того, что нам видеть невыгодно или неприятно. Все знают: разбираясь в конфликте, обязательно нужно выслушать обе стороны.

Почему? Потому что в памяти каждого из участников разногласия, как правило, остались те моменты и эпизоды, которые говорят о его правоте, в его пользу, и стерлись те слова и действия, которые показывают его в не столь выгодном ракурсе.

А самое интересное, что это – не осознанное вранье (хотя такое случается тоже), это происходит с людьми, которые действительно хотят всё честно вспомнить. Так работает вытеснение.

Любопытнейший вариант вытеснения происходит в состоянии гипноза, точнее постгипнотической амнезии. Если под гипнозом человеку внушили что-то сделать в определенное время или при определенных обстоятельствах, он это сделает после того, как выйдет из гипноза.

Он не помнит об этом внушении, его содержание вытеснено из сознания, но оно влияет на поведение человека.

Более того, человек будет пытаться придумать рациональное основание своим действиям, совершенным под влиянием внушения, несмотря на то что стремление выполнить их было импульсивным.

Например, молодой человек искал рациональное объяснение тому, почему он открыл окно, когда гипнотизер сняла очки (это был условный сигнал) и сказала, что в комнате немного душно.

Основатель психоанализа австрийский психиатр Зигмунд Фрейд рассматривал и продвигал только один вариант вытеснения: он утверждал, что вытеснение – это механизм защиты человека от внутреннего конфликта между Суперэго (Сверх-Я) и несовместимыми с ним желаниями.

В «Толковании сновидений» Фрейд писал, что основным условием вытеснения («оттеснения») является наличие детского комплекса; процесс вытеснения касается сексуальных желаний человека из периода детства; вытеснению легче подвергается воспоминание, а не восприятие; вначале вытеснение целесообразно, но в конце концов оно превращается «в пагубный отказ от психического господства».

Фрейд различал первичное вытеснение, с помощью которого предотвращается первоначальное появление инстинктивного импульса, и вторичное, с помощью которого производные и скрытые проявления импульса удерживаются в подсознании.

Он использовал следующую метафору: если во время лекции кто-то себя плохо ведет, его удаляют из зала (вытесняют в бессознательное). Если он шумит за дверью, предпринимаются меры, чтобы этот шум не мешал. Работа психоаналитика – организовать переговоры между лектором и нарушителем, чтобы последний на каких-то условиях мог вернуться в зал (см. гл.

18, разд. «Основополагающие подходы, или парадигмы практической психологии», «Конкретные подходы практической психологии»).

Однако сегодня уже понятно, что вытеснение – лишь одна из причин невротических реакций, и не самая серьезная. При этом направление и содержание вытеснения бывают самыми разнообразными: в результате внутреннего конфликта могут проиграть и быть вытеснены не только детские влечения, но и взрослые установки, идущие от социума.

Бессознательное и его виды

Бессознательное в широком смысле – область психического, которая не видится сознанием (неосознаваемая область психического) и в отношении которой отсутствует субъективный контроль.

Если душевно здоровый, но немного уставший человек закрывает глаза и представляет себе высокое голубое небо, теплое солнышко, шелест листвы и журчание прозрачного ручья, его состояние обычно становится лучше.

Созданная им позитивная картинка без его сознательных усилий и его желания, сама по себе, влияет на уровень его эмоционального тона. Непосредственно само это влияние сознанием не отслеживается, мы можем зарегистрировать только результаты данного процесса. Как происходит это влияние? Бессознательно.

И если мы хотим обозначить часть психики, где происходят такие не осознаваемые нами процессы, мы говорим о бессознательном в широком смысле.

Когда говорят о таком бессознательном в широком смысле, чаще всего имеют в виду движущие нами телесные автоматизмы, встроенные привычки, привычные страхи и естественные влечения – то, чем живет человек в нулевой позиции восприятия.

С другой стороны, в сложившейся практике специалисты и пользователи, говоря о бессознательном, чаще имеют в виду его какую-то определенную разновидность. Слово употребляют одно, подразумевают при этом разное. Итог – путаница.

Фрейдизм говорит о неосознаваемых влияниях внутриличностных конфликтов, создавшихся в неблагополучном детстве. Дианетика – о неосознаваемых влияниях заякоренных эмоциональных реакций.

Психосинтез рассказывает о неосознаваемом влиянии субличностей на наши решения.

Основатель метода эриксоновского гипноза Милтон Эриксон – о позитивном приобретенном опыте, присутствующем в нас бессознательно…

Итак, словом «бессознательное» в сложившейся практике называют самые разные вещи, некоторые из них присутствуют у всех людей, некоторые характеризует только определенный контингент. Но единого бессознательного, общего для всех людей, нет. Следовательно, когда говорят о бессознательном, необходимо всегда уточнять, о каком именно из «бессознательных» идет речь.

Виды бессознательного:

Общественное бессознательное. Как только мы родились, мы уже оказались в той или иной культуре и поэтому в окружении общественного бессознательного. Нас начал пропитывать язык, на котором говорили наши родители, вместе с ним мы бессознательно стали усваивать логику связей, принятых в нашей культуре.

Взрослея, мы усваивали менталитет и принятые обществом и семьей культурные нормы – все это происходило бессознательно и с тех пор в таком виде в нас живет. Структуры общественного бессознательного – неосознаваемые языковые, культурные, идеологические и иные схематизмы, мифы и социальные нормы, определяющие мировосприятие людей, принадлежащих к данной культуре.

Коллективное бессознательное, по Юнгу, – только одна из возможных разновидностей общественного бессознательного.

Естественное бессознательное – банк врожденных или приобретенных в младенчестве ассоциативных связей и эмоциональных реакций.

Данные психические процессы протекают без сознательного контроля, но естественным образом взаимодействуют и определяют как наше поведение, так и работу его сервисных механизмов, грубых и тонких настроек. Это, в частности, работа предсознания, механизмы и процессы подпорогового восприятия объектов.

Чтобы, например, в пятнах увидеть лица людей, нужна работа естественного бессознательного.

Похожих на нас людей мы воспринимаем как скорее хороших, похвала нам нравится, критика вызывает протест, бессознательное не воспринимает частицу «не», низкий голос кажется более статусным – тысячи таких известных и малоизвестных нам закономерностей являются продуктом работы естественного бессознательного. Похоже, что все остальные виды бессознательного базируются на именно на этом.

Бессознательное как приобретенный опыт – это память об успехах и неудачах, правильных и ошибочных решениях, радостных и грустных событиях и переживаниях, разнообразные жизненные решения, которые мы когда-то приняли (необязательно осознанно) и то ли забыли, то ли не вспоминаем. Опыт достижения, обучения, преодоления и побед, который начинается с детства и продолжает накапливаться в течение всей жизни.

Знакомой всем разновидностью этого бессознательного являются наши привычки и автоматизмы, в частности механизм фиксированной установки. Все, что входит в привычку и выполняется автоматически, постепенно уходит из поля сознания.

Другой важной и интересной разновидностью такого бессознательного является действие эмоциональных якорей.

То, что в какой-то ситуации было нами запечатлено на фоне позитивного либо эмоционального всплеска, связывается с разнообразными деталями (якорями) той ситуации, после чего радостное состояние или страхи всплывают автоматически, стоит только нам вновь увидеть или услышать то, с чем мы встретились когда-то давно.

К этому же виду бессознательного, видимо, относятся и механизмы творческих процессов, результаты которых осознаются как художественные образы, научные открытия, проявления интуиции, вдохновения, творческого озарения и др.

Читайте также:  Свободная, счастливая, внутренне гармоничная личность - психология

Бессознательное как продукт вытеснения – содержание поля сознания, по тем или иным причинам жестко или мягко вытесненное из области осознавания какими-либо силами (силовыми центрами).

По Фрейду, эти силы имеют один источник – Сверх-Я (Суперэго), представитель социума в сознании. А вытесняются первичные детские влечения, нежелательные для Сверх-Я.

В результате содержание бессознательного, по Фрейду, – это первичные детские влечения, которые в нас живут, но не осознаются из-за их социальной неприемлемости или рассогласования с другими потребностями, мотивами и установками личности.

Причем, по Фрейду, это вытеснение жесткое, то есть человек не может достать что-то из бессознательного и вернуть это в сознание обычными средствами. В бессознательном происходят принципиально недоступные вниманию человека вещи, при этом имеющие смысл и логику. Их может расшифровать только специалист с помощью особых методов, например гипноза или толкования свободных ассоциаций.

Это и есть бессознательное в понимании Фрейда, в изначальном и узком смысле. Такого бессознательного еще нет в психике маленького ребенка, как и нет в сознании взрослого человека, если оно дружественное, позитивное и принимающее.

В семье, где к детям относятся требовательно, но тепло и с пониманием, у ребенка нет необходимости прятать что-либо от взрослых и самого себя, и бессознательное в узком, фрейдовском смысле у него не формируется.

Точно так же нет нужды вытеснять что-либо и тем взрослым людям, которые ко всему, в том числе и к собственным внутренним импульсам, относятся с пониманием и рассудительным интересом.

Однако бессознательное как продукт вытеснения может иметь и другую природу, отличающуюся от той, что изложил Фрейд. В сознании два сильных игрока: Оно и Сверх-Я, и кто кого вытеснит, вопрос открытый.

В некоторых случаях вытеснение происходит не по фрейдовскому, а по другому сценарию: не Сверх-Я как представитель социума вытесняет антисоциальные влечения, а Оно как область антисоциального вытесняет то социальное, которое ему вспоминать неприятно и не хочется.

Возможно, более ста лет назад, на излете викторианской эпохи, Фрейд был прав и слабые детские желания уверенно вытеснялись родительскими запретами. Однако времена изменились, и бессознательное вместе с ними, – и сегодня это уже вытесненные социальные идеи и высокие ценности.

В наши дни, например, анализ оговорок с сексуальной тематикой кажется неактуальным – об этом говорят без запретов, открытым текстом.

Сегодня можно исследовать оговорки о порядочных людях и любви в семье, сны о максимуме жизни (см. гл. 8, разд. «Планирование жизни») и служении человечеству.

Когда порядочные люди сегодня проговариваются о желании делать добро, они стыдливо торопятся оправдаться своим скрытым эгоизмом…

Самое удивительное, одновременно и потрясающе знакомое, и чудовищно незнакомое бессознательное – это бессознательное как продукт веры, или бессознательное по жизни.

Кто во что верит, тем эта вера без его осознавания и контроля и руководит. Если женщина верит, что приснившийся петух – к тому, что пора действовать, она скорее всего так и поступит.

Так же вы всегда можете предположить, что вашим поведением заведуете не вы сами, а кто-то в вас, какие-то внутренние персонажи вашей души, вашей личности. Для детей это живущая в душе Каприза, для взрослых – голоса «Родитель – Взрослый – Ребенок» (см. гл. 18, разд.

«Конкретные подходы практической психологии»), субличность Критик, Саботажник (см. гл. 3, разд. «Я и Я-концепция») и так далее – список всегда открыт.

Дети легко верят в реальность Бабы-Яги и Деда Мороза – кто помешает им предположить наличие других персонажей (Анима и Анимус, Младенец, Самость), влияющих на их душевную жизнь, особенно если в присутствии этих сущностей есть внутренние выгоды?

Какие? Для многих это престижно: «У всех есть внутреннее творческое начало, к которому можно обращаться за помощью, а у меня – нет?» Это бывает удобно – персонажи моего бессознательного снимают с меня ответственность за мое поведение (по крайней мере, снижают внутриличностное напряжение): «Я не трушу, это проявление моего комплекса; я не ленюсь, это все из-за моего бессознательного сопротивления…»

Итак, при наличии внутренней выгоды и с помощью заинтересованных специалистов-психологов персонажи бессознательного быстро появляются.

К разнообразным внутриличностным персонажам обращаются большинство направлений практической психологии. У истоков этого подхода стояли Карл Густав Юнг и особенно Роберто Ассаджиоли (психосинтез), Эрик Берн.

Именно с этим бессознательным активнее всего работает НЛП (см. гл. 18, разд. «Конкретные подходы практической психологии»).

Источник: http://ogrik2.ru/b/nikolaj-ivanovich-kozlov/psihologos-enciklopediya-prakticheskoj-psihologii/27256/vytesnenie/20

Вытеснение: защитный механизм психики

Вытеснение в психологии – распространенное понятие, обозначающее механизм психической защиты, связанный с удержанием от осознания определенного психологического содержания. Это явление было обнаружено Зигмундом Фрейдом в начале прошлого века и является одним из важнейших открытий психоанализа и одним из его центральных понятий.

Такое забывание может затрагивать как отдельные моменты – даты, названия, имена, отдельные образы, так и распространяться на целые ассоциативные области и даже на события и временные периоды длительностью до нескольких месяцев.

Что такое вытеснение

Из множества трактовок термина «вытеснение», которые можно встретить в популярной литературе, корректными с психоаналитической точки зрения можно считать две:

  1. В раннем психоанализе вытеснение – это действие психики по устранению из сознания представления, мысли, образы, воспоминания, которые связаны с влечениями.
  2. В более поздних исследованиях вытеснением называется защитный механизм высшего порядка, сложное явление, применимое как к отдельным мыслям или образам, так и к опыту в целом, к аффекту, к фантазиям и желаниям. Важное значение при этом имеет не только устранение содержания из сознания, но и процесс удержания этого содержания в бессознательном.

Вытеснение в широком смысле считают универсальным и базовым психическим процессом, так как именно этот механизм лежит в основе формирования бессознательного как отдельной области психики.

Вытеснение – это элементарная защита Эго (той части психики, которую мы называем собственно «Я»). Психика каждого человека прибегает к использованию вытеснения в самом начале жизни (начиная с полутора лет), и по мере взросления возвращается к этой защите в те моменты, когда не срабатывают или оказываются недоступны более гибкие и сложные способы защит.

Urs Fischer

У некоторых людей вытеснение становится базовым способом реагировать на внутренние конфликты, что приводит к развитию определенного типа личности – истерического или диссоциативного (в тех случаях, когда вытеснение охватывает всю личность в целом и становится диссоциацией).

Частный случай вытеснения, когда объем и качество вытесненного материала оказывается разрушительным для личности и вызывает патологические изменения, касается вытеснения целых значительных участков воспоминаний, длительных периодов времени.

В результате может развиваться посттравматическое стрессовое расстройство, а если это происходит в раннем детстве — диссоциативное расстройство личности – личность человека в этом случае как бы распадается на несколько осколков, не связанных друг с другом.

India Lawton

В редких случаях каждый из этих «осколков» демонстрирует удивительные адаптивные способности психики и формирует самостоятельную функционирующую личность. Такие случаи называют раздвоением личности или множественными личностями.

Что именно вытесняется

При нормальном, не патологическом вытеснении в том смысле, который придает ему современный психоанализ, вне сознания оказываются представления, идеи, образы и мысли, связанные с влечением.

Примером может послужить гомосексуальное влечение в традиционном обществе с запретом на гомосексуализм.

India Lawton

Нэнси Мак-Вильямс указывает на то, что для использования репрессии (еще одно названия вытеснения) по отношению к эмоциям психика должна быть достаточно развита, и обладать чувством целостности собственного Я. У тех, чей ранний опыт не позволяет обрести эту целостность, неприятные и беспокоящие чувства обычно сдерживаются более примитивными защитами – такими, как отрицание, проекция или расщепление.

У маленьких детей вытесняются обычно агрессивные фантазии по отношению к родителям – например, желание убить одного из родителей, чтобы полностью завладеть другим.

То есть наиболее часто подвергаются репрессии те элементы эмоциональной жизни, которые вступают в конфликт с другими: желание того, что может навредить другим, или ненависть к тому, кто одновременно симпатичен. Провоцируют вытеснение также и желания, противоречащие морально-этическим нормам – например, желание украсть что-то или совершить другое преступление.

Urs Fischer

Что происходит потом

Вполне адаптивным и простым выглядит механизм работы вытеснения: человеку очень хочется чего-то, но это невозможно получить, и тогда человек «забывает» о желаемом, и вроде бы получает выгоду?

В результате получается бессознательный динамический процесс, который тратит силы человека на выполнение неразрешимой задачи. Вытеснив представления желаний психика зачастую не избавляется от них полностью, а лишь нагружает мозг постоянной работой по удерживанию желаний в бессознательном.

Когда начинаются проблемы

Репрессия становится помехой для полноценного функционирования психики в следующих случаях:

  1. Механизм не выполняет своей функции, то есть недостаточно хорошо удерживает от осознания беспокоящие мысли и эмоции, в результате чего у человека не освобождается достаточно сил и времени.
  2. Становится преградой для каких-либо позитивных аспектов нового опыта, то есть – не дает человеку жить полной жизнью, «скрывая» от него ценные аспекты эмоциональной жизни.
  3. Действует в тех случаях, когда более удачно было бы применить другие способы реагирования. Эта проблема характерна для истерических личностей и влечет за собой определенные трудности в отношениях и социальной жизни.

Действие репрессии неразрывно связано с чувством тревоги. Парадоксально то, что тревога может вызывать импульс к вытеснению, чтобы избавиться от тревожащего фактора, но одновременно вытесненный материал может провоцировать у человека чувство неясной, «плавающей» тревоги.

Vinti

Как это работает

Зигмунд Фрейд разработал несколько теорий, касающихся структуры процесса вытеснения в разных его формах. В настоящее время обычно рассматриваются три этапа этого процесса:

  1. Первичное вытеснение. На этом этапе из сознания устраняются элементы, которые первоначально связаны с влечением. Из этих вытесненных репрезентаций влечения затем создается бессознательное «ядро вытеснения», которое подобно магниту притягивает другие элементы психики, подлежащие вытеснению.
  2. Собственно, вытеснение как процесс устранения от осознания представлений и образов, который вызывает одновременное возникновение тенденции к возвращению вытесненного.
  3. Возврат вытесненного. Это волнующий и загадочный процесс, который мы наблюдаем в виде сновидений, разного рода симптомов (психических и соматических), ошибочных действий и так далее.

Эти этапы характеризуют вытеснение в широком смысле. В то время как собственно вытеснением (как динамическим процессом), строго говоря, является второй этап, и хронологически третий этап скорее присоединяется к этому процессу, а не сменяет его.

Jesse Draxler

Возврат вытесненного

Возвратом называется процесс, при котором бессознательным элементам, которые были вытеснены, удается вновь появиться в сознании. При этом конкретные представления, как правило, меняют форму, искажаются под воздействием вытеснения и проявляются только в тех состояниях, которые меньше всего находятся под контролем.

Например, по сигналам, которые подают нам эмоционально заряженные образы из сновидений, мы можем распознать то или иное вытесненное содержание.

Процесс возвращения вытесненного материала не равномерен, он может провоцироваться усилением влечения, ослабеванием защит, например, в процессе психотерапии, в измененном состоянии сознания или в психотическом бреду.

Очень часто возращение представлений, которые не удалось вытеснить окончательно, сопровождаются болезненными переживаниями, таким образом выражается сопротивление – еще один защитный механизм. Это может быть неясное чувство вины, стыд, страх, отвращение или ненависть к себе.

Одной из задач психотерапии считается возвращение неудачно вытесненного материала и развитие новых способов обращения с влечениями, которые позволят человеку стать более психологически устойчивым и адаптивным.

Источник: https://opsihike.ru/lichnost/vytesnenie-v-psixologii.html

Ссылка на основную публикацию