Управление восприятием окружающих — психология

Управление восприятием

Восприятие – это один из процессов, который позволяет человеку понимать окружающий мир, создавать его субъективную картину. Именно от восприятия зависит поведение человека, его видение.

Наша жизненная энергия тратится на определенные вещи, а эти траты и определяются восприятием. Не стоит путать восприятие с ощущениями.

Если ощущения – это конкретные чувства, показывающие отдельные характерные особенности или свойства предметов, то восприятие воздействует на человека целостно.

Чтобы лучше понять, что такое восприятие, следует разобраться с его особенностями. Существует несколько видов восприятия.

Оно может быть социальным или личным, может быть первичным или вторичным, может быть управляемым или неуправляемым. Каждый человек имеет собственную картину мира, сложившуюся благодаря восприятию.

Именно поэтому мы такие разные, у нас разные взгляды и точки зрения. Мнение, основанное на восприятии, может отличаться даже у близких людей.

Объяснить схему воздействия восприятия на поведение разных людей лучше на примерах. Возьмем бытовую ситуацию – сломанный замок на входной двери. Члены семьи воспримут эту ситуацию по-разному, их жизненная энергия может быть направлена в совершенно противоположных направлениях.

Например, глава семейства будет использовать опыт. Он оценит все недостатки замка и купит новый, который будет в лучшую сторону отличаться от сломанного. Жизненная энергия главы семейства направлена на действие. Жена обычно начинает переживать и искать виноватого в случившемся.

Ее установка – «у нас постоянные проблемы». Это негативные эмоции, и жизненная энергия жены будет идти именно в этом, негативном направлении. Старшее поколение, дедушка или бабушка, воспримут эту ситуацию совершенно по-другому. Им нужно будет остаться дома, чтобы поменять замок.

Это значит, что можно отложить накопившиеся дела и отдохнуть. Такие люди сильно зависят от случайностей, обычно вся ответственность за собственные действия перекладывается именно на случай. Жизненная энергия идет в направлении подсказок от жизни, они постоянно ищут оправдание своим действиям.

Причем оправдание должно быть непреодолимой силы, а не собственное желание.

Восприятие человека довольно активно воздействует на нашу повседневную жизнь. Неудовольствие и неудовлетворение – это результат направления жизненной энергии по пути негативных эмоций.

Некоторые люди специально выискивают недостатки или проблемы в любой сложившейся ситуации, сосредотачиваются на отрицательных моментах. Естественно, что и жизнь их будет полна неудовлетворенности. Это путь жены из предыдущего примера.

Если подходить ко всему более рационально, как поступил глава семейства, то можно воспитывать в себе ответственность, использовать ситуацию как источник опыта или новых знаний. Если видеть только хорошее в ситуации, то это может оказать двойственное влияние.

Либо мы, как бабушка из примера, уйдем от реальности, будем зависеть только от случая, от подарка судьбы. Либо мы сможем открыть новые просторы и горизонты для развития.

Влияние восприятия на жизнь понятно, но следует ли учиться управлять им? Да, следует, но делать это нужно осторожно. Не стоит заострять внимание только на положительных аспектах ситуации. Так можно пропустить опасности, которые тоже подстерегают нас.

Если видеть только плохое, то неудовлетворенность негативно скажется на нашем состоянии и душевном спокойствии. Оптимальный вариант – изучать все аспекты ситуации, обращать внимание и на положительные, и на отрицательные стороны.

Тогда управление восприятием принесет нужные плоды.

Факторы, влияющие на восприятие, и их действие

ВЫБОРКА ИНФОРМАЦИИ

Нас окружает поток информации, полярные мнения, обилие фактов с разной степенью правдивости. Обычно мы не пропускаем через себя весь этот поток, выбираем только определенные крупицы. Полученная информация является максимально понятной для нас. На ее основе делаются выводы. Построенная картина мира является субъективной, индивидуальной для каждого человека.

Например, один человек из вашего окружения поступил некорректно, не выполнил данного обещания. Часто мы даже не выясняем причины, возможно, что этот поступок был случайной оплошностью.

Обычно после невыполненного обещания человека сразу нарекают необязательным. Этот «приговор» окажет существенное влияние на дальнейшие отношения, которые теперь будут склоняться в отрицательную сторону.

Мы вешаем на человека ярлык, основанный на единичном случае, полностью перечеркивая возможность хороших отношений в дальнейшем.

Довольно часто мы слышим от окружающих «ты всегда…» Причем необязательно, чтобы действие действительно соответствовало вашему обычному поведению. Просто собеседник создал образ на основе одного факта.

Эта когнитивная ошибка присуща многим, стоит от нее избавляться. Мы выстраиваем картину мира на одном факте, наш собеседник делает то же самое. Так, основываясь только на своей мнимой правоте, мы ежедневно пытаемся найти общий язык с другими людьми.

И, к сожалению, не всегда добиваемся успеха.

ЧУВСТВЕННОЕ ВЛИЯНИЕ

Эмоции – это сильный фактор, который может существенно изменить наше восприятие. Причем эффект идет и в обратном направлении. Не только эмоции влияют на восприятие, но и восприятие формирует эмоции. Мы уже рассматривали этот пример. Если смотреть на мир негативно, использовать отрицательное восприятие как процесс, то и эмоции будут исключительно негативными.

Иногда ситуация воспринимается нами неправильно, отсюда и появляется раздражение. Хотя изначально в словах или поступках собеседника не было ничего негативного.

Если родители спрашивают своих взрослых детей, хватает ли им денег, это не значит, что они сомневаются в финансовой самостоятельности или в заработке своих чад. Это означает лишь заботу об их благополучии, предложение помощи.

Если мама предлагает вам деньги, не стоит сразу раздражаться. Это не значит, что она хочет упрекнуть вас в проблемах с семейным бюджетом.

Мы сами выбираем эмоции, которые применяем к разным людям. На основании этих эмоций выстраивается наше взаимодействие с окружающими. Вот почему восприятие считается сильным и активным фактором. Оно может кардинально изменить отношение к ситуации, другим людям, миру в целом.

ИНТЕРЕСЫ И ПОТРЕБНОСТИ

Огромное воздействие на развитие восприятия оказывает наша личность. Если есть фактор, который слишком нас волнует, то мы будем сильнее обращать на него внимание. Такая ситуация работает с теми, кто сел на диету.

Если вы ограничиваете себя в сладостях, то вас будут возмущать и раздражать люди, которые эти сладости себе разрешают. А повстречав человека, который тоже придерживается строгой диеты, вы увидите в нем родственную душу.

И такому человеку обязательно поставите положительную оценку.

Та же ситуация складывается с нашими потребностями. Человек, полностью удовлетворяющий наши потребности, будет более симпатичен. Если кто-то потребностям не соответствует, то сразу возникнет осуждение. Впоследствии мы будет негативно относиться к нему, что испортит взаимоотношения, а то и вовсе сведет их на нет.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Одна из самых распространенных когнитивных ошибок – оценка людей по одним параметрам. Мы считаем, что все люди похожи, они обладают схожим опытом и поведением. Из этого заблуждения выстраиваются общие требования, которые в большинстве своем не соответствуют действительности. Невыполненные ожидания приводят к обидам, обиды – к непониманию и обвинениям.

К примеру, у вас есть опыт решения определенной проблемы. Другой человек со схожей проблемой до сих пор ее не решил. Вы начинаете хуже к нему относиться, обвинять, осуждать. Это непонимание приводит к ухудшению взаимоотношений. На таких ошибках восприятия невозможно построить нормальное и эффективное общение.

Возьмем полных людей. Многие смотрят на них с презрением, считая глупыми и ленивыми. Глупыми, потому что они не видят собственных недостатков, не стараются их исправить. Ленивыми, потому что не могут пойти в спортзал, перестать уплетать сладости ночью. Причем эти осуждающие не всегда обладают модельной внешностью.

Даже если осуждающий и сам прибавил несколько килограммов, он всегда будет считать себя лучше. По его словам, килограммы эти можно легко сбросить, они появились совсем недавно. В своих глазах осуждающий будет гораздо умнее и лучше случайного прохожего с избыточным весом. Причины полноты обычно в таких ситуациях не рассматриваются.

Мы оцениваем людей со своего опыта, сравнивая их с окружающими или с собой.

Можно взять другой пример. Если в семье молодого человека всегда хорошо относятся к гостям, особенно к родственникам, если им всегда устраивают роскошный прием, это не значит, что в семье девушки должны поступать также.

Молодой человек может оценивать семью своей избранницы «со своей колокольни», а потом удивляться, почему же они не приняли их с должными почестями.

Но, вполне вероятно, что в другой семье совершенно другие традиции, обижаться на них бессмысленно и ошибочно.

ЯРКИЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА

Эту когнитивную ошибку называют принципом отзеркаливания. Если у нас есть какие-то черты характера, то мы будем видеть их у других людей.

Например, вы можете быть всегда вежливы и тактичны с посторонними, не повышать на них голос. Но это не значит, что ваш коллега обладает теми же качествами. Этот фактор работает не только в случае с положительными чертами характера.

Собственное упрямство или подозрительность мы тоже будем отзеркаливать на других людей.

АВТОРИТЕТ

Вы сами могли замечать эту особенность. Многие видели, как меняется восприятие информации, если данные были получены из авторитетного источника. Проверенному источнику информации большинство доверяет беспрекословно.

Особенно если речь идет о чем-то новом. Мы еще не успеваем сложить собственное мнение, поэтому используем суждения авторитетов. Но если больше узнать о ситуации, то мнение будет постепенно меняться.

Мы начнем вырабатывать собственное суждение, основанное на собственном восприятии.

Мы рассмотрели факторы, которые влияют на наше восприятие, а также влияние восприятия на общение, взаимодействие, оценочное суждение, психологическое состояние.

Восприятие человека человеком

Ошибки восприятия, отсутствие трезвого подхода и отвлеченного взгляда, зависимость от эмоций и особенностей характера заставляют нас общаться с воссозданным образом человека, а не с его реальной личностью. Поэтому порой мы и не можем достичь взаимопонимания, эффективного взаимодействия. Если образ человека не соответствует реальному человеку, то итогом общения будет непонимание и разногласия.

По приведенным примерам понятно, что сложившийся образ оказывает на нас огромное влияние. Мы подчиняемся ему и не хотим копнуть глубже, не хотим более детально изучить человека, используем в общении только собственные придуманные доводы. И эту ошибку сложно побороть.

Из-за одного неверно истолкованного действия, из-за недочета мы можем исключить человека из своей жизни, навсегда закрепить за ним отрицательный ярлык. Если у окружающих есть определенный недостаток, то негатив переносится на все их качества (об этом мы говорили в статье «Эффект ореола в психологии»). Самое страшное, что это происходит бессознательно.

Мы не отдаем себе отчета в том, что мыслим неверно, что наши суждения могут не соответствовать действительности.

Если вам необходимо взаимодействовать с человеком, о котором уже сложилось негативное восприятие, то нужно побороть это чувство, лучше узнать собеседника, попытаться проникнуть глубже в его личность, а не основываться на одном факте. Подобное управление процессом восприятия позволит избежать конфликтов, избавит вас от одиночества, а другого человека – от расплаты за несуществующие ошибки.

Читайте также:  Психотерапевтическая беседа - психология

Возьмите за правило, что восприятие не всегда бывает правдивым. Учитесь слушать другого человека, видеть его истинную сущность. Если вы научитесь это делать, то будете видеть реальную картину мира, а не ту, что подсовывает нам восприятие.

Умение управлять восприятием позволяет точнее определить отношение к ситуации или к человеку.

Методы управления восприятием

  1. Всегда изучайте альтернативные версии. Помните, что большая часть выносимых оценок носит субъективный характер. В первую очередь нужно это осознать. Потом вы уже сможете увидеть альтернативные варианты, изучить их более детально. Внимания заслуживает каждая альтернатива, уделите достаточно времени для их рассмотрения.

  2. Поставьте себя на место вашего собеседника, участника событий определенной ситуации. Так вы можете понять их чувства и эмоции, следовательно, будете точнее трактовать их действия. На ситуацию следует смотреть с разных сторон, чтобы лучше сформировать собственное восприятие.
  3. Причина и следствие – это две кардинально разные вещи.

    Часто из-за когнитивных ошибок мы склонны путать эти понятия. Прежде чем сделать определенные выводы, отделите причины от следствий.

  4. Не делайте выводов, основанных на одном факте. Старайтесь найти несколько подтверждений собственному суждению. Только большая выборка позволяет дать объективную оценку.

  5. Никогда не нужно делать выводы в порыве гнева, во власти отрицательных эмоций. Сначала следует успокоиться, а потом выносить вердикт. Иначе негативный настрой повлияет на восприятие информации человеком.
  6. Всегда используйте полученный опыт. Старайтесь научиться чему-то, вынести что-то нужное для себя из любой ситуации.

  7. Восприятие всегда связано с выгодой. Иногда определенное суждение может негативно сказаться в будущем, уменьшить выгоду. Оценивайте эту возможность, старайтесь проанализировать ситуацию заранее, чтобы потом не страдать из-за вынесенного вердикта. То же самое относится к затратам.

  8. Последствия восприятия всегда должны быть обоснованными. Осознайте свое решение и влияние восприятия.
  9. Необходимо оценить, как вы сами воспримите собственное решение через определенное время. Есть люди, подвластные порывам, но жалеющие о них впоследствии.

    Стоит осознать, пойдет ли принятое решение вам на пользу, или через какое-то время вы о нем пожалеете (даже если вы получили удовольствие вначале). Выгода должна быть не сиюминутной, а отдаленной. Если через несколько дней вы будете жалеть о решении, то стоит отказаться от него.

  10. Определите главное.

    Отделите реальные факты от фантазий и домыслов. Восприятие должно строиться именно на достоверной информации.

Чтобы развить восприятие, необходимо следовать этим правилам. Тогда вы будете допускать меньше когнитивных ошибок.

Источник: https://constructorus.ru/psixologiya/upravlenie-vospriyatiem.html

Без знания этих законов невозможно эффективное управление

Автор: Bлaдимиp Гаджиевич Алиев, руководитель учебно-методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента.

Законы психологии управления действуют вне зависимости от того, знаем мы их или не знаем, осознаем или нет. К сожалению, некоторые руководители учитывают эти законы лишь на интуитивном уровне.

Можно ли в этом случае говорить об успешном управлении? Едва ли. Конечно, производство будет развиваться, преодолевая действие систем, которые не соответствуют законам управления.

Но какова цена такого преодоления?

Основными законами психологии управления (управленческой деятельности) являются:

  1. Закон неопределенности отклика.
  2. Закон неадекватности взаимного восприятия.
  3. Закон неадекватности самооценки.
  4. Закон искажения информации.
  5. Закон самосохранения.
  6. Закон компенсации.

Рассмотрим каждый из этих законов отдельно.

1. Закон неопределенности отклика

Его можно назвать законом зависимости внешних воздействий от внутренних психологических условий (структур). Этот закон основывается на психологических явлениях — апперцепции и наличии стереотипов сознания.

Апперцепция — зависимость восприятия от прошлого опыта субъекта.

Стереотипы сознания — устойчивые мнения, оценки, суждения, которые неточно и неполно отражают окружающую действительность и влияют на поведение, создавая явные или скрытые коммуникационные барьеры.

Как действует этот закон? Разные люди в разное время могут качественно по-разному реагировать на одинаковые воздействия. На банальную грубость в свой адрес один человек ответит грубостью, другой — смолчит, а третий будет стараться успокоить грубияна.

Если бы не существовало различий во внутренних психических структурах, то на одно и то же воздействие каждый человек реагировал бы одинаково. «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется», — в этих словах поэта отражена сущность закона неопределенности отклика.

Руководителю следует иметь в виду еще одно проявление этого закона, а именно то, что даже один и тот же человек в разное время может качественно по-разному реагировать на одно и то же воздействие.

Важно понять, что множество внутренних психологических факторов (настроение, эмоциональное состояние и т. д.) серьезно влияют, а порой и определяют реакции конкретного человека в конкретных ситуациях.

Эти факторы невозможно учесть.

Не стоит предполагать, что можно всегда и везде предопределить реакцию (отклик) собеседника на какое-либо ваше действие. Отклик нельзя предвидеть — это непреложный закон психологии управления. Рассмотрим на конкретном примере, как действует этот закон. Босс отдает распоряжение и надеется, что оно будет исполнено (ожидает определенного отклика). Иногда так и происходит, а иногда — нет.

Представим, что задание выполнено неточно, неправильно или не выполнено вообще. Шеф неудовлетворен. Он пытается выяснить у подчиненного причины, по которым не выполнено задание, и одновременно анализирует ситуацию сам.

При этом у руководителя и у подчиненного под влиянием апперцепции и стереотипов сознания имеются свои, иногда диаметрально противоположные, объяснения неисполнительности. Руководитель может счесть своего сотрудника бездельником или саботажником.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Различия в языке женщин и мужчин

Подчиненный, в свою очередь, может найти десятки «объективных» обстоятельств в свое оправдание. И шеф, и подчиненный совершают ошибку: первый — потому что избрал непригодный способ взаимодействия с подчиненным, второй — потому что избрал неправильный способ защиты.

2. Закон неадекватности взаимного восприятия

Суть этого закона состоит в том, что человек никогда не может постичь другого человека с той точностью и полнотой, которая была бы достаточной для серьезных решений относительно этого человека. Наше восприятие устроено таким образом, что практически никогда не бывает точным и полным.

Даже самый обыкновенный предмет, находящийся у нас перед глазами, мы никогда не воспринимаем целиком и полностью, а всегда видим, причем в определенном ракурсе, только ту его часть, которая попадает в поле зрения и непосредственно воздействует на наши рецепторы.

Но ведь человек — система гораздо более сложная, едва ли поддающаяся полному описанию:

  1. Человек всегда находится в состоянии изменения. Известно, что в любой момент времени любой человек определенного возраста может находиться на разных уровнях физического, физиологического, интеллектуального, социального, нравственного, эмоционального и сексуального развития.
  2. Человек всегда осознанно или неосознанно защищается от попыток раскрыть его особенности и «слабые места». Это и понятно — психологически «открытая» личность может стать жертвой чьих-либо манипуляций.
  3. Достаточно часто человек не может дать информацию о себе потому, что не знает себя. В некоторых случаях он, часто сам того не подозревая, старается показаться не таким, какой есть на самом деле, а таким, каким ему хочется быть в глазах других людей. В этом нет ничего дурного, ибо таков естественный процесс самовыражения.

Неадекватность восприятия и стремление человека показать себя лучше, чем он есть, необходимо учитывать, принимая любое управленческое решение. Как же можно строить управленческую деятельность с учетом закона неадекватности восприятия? Специалисты в области управления рекомендуют менеджерам использовать следующие принципы подхода к людям:

  • принцип универсальной талантливости. С управленческой точки зрения, он может звучать так: «Нет людей бездарных, неспособных. Есть люди, занятые не своим делом»;
  • принцип развития. Способности (как общие, так и специальные) могут развиваться;
  • принцип неисчерпаемости. Ни одна оценка, данная человеку при его жизни, не может считаться окончательной.

3. Закон неадекватности самооценки

При попытке оценить себя человек сталкивается с теми же внутренними барьерами и ограничениями, что и при анализе других людей. Известно, что самооценка никогда не бывает адекватной — она всегда либо завышена, либо занижена.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Техники вежливого, но эффективного отказа любому человеку

Человеку также свойственно в чем-то себя переоценивать и в то же самое время в чем-то недооценивать, и это, безусловно, накладывает отпечаток на выводы, которые он делает относительно себя. Следует помнить, что человек — это существо не столько рациональное, логическое, разумное, сколько алогическое, эмоциональное, нерациональное и порой неразумное.

Его психику упрощенно можно представить в виде осознаваемого (логико-мыслительного) и неосознаваемого (эмоционально-интуитивного) компонентов.

Скрытые внутренние движущие силы, заставляющие человека действовать определенным образом, самим этим человеком порой не осознаются.

Именно поэтому логический, рассудочный самоанализ (так же, как и анализ других людей) никогда не бывает вполне адекватным.

4. Закон искажения информации

Иногда его называют законом потери смысла управленческой информации, или законом расщепления смысла управленческой информации. Суть этого закона заключается в том, что управленческая информация (директивы, приказы, распоряжения и т. д.) имеет объективную тенденцию к изменению смысла в процессе движения «сверху вниз».

Степень изменения прямо пропорциональна числу звеньев, через которые проходит информация: чем больше работников знакомится с ней и передает ее другим людям, тем сильнее смысл отличается от первоначального. Происходит это не по чьей-то злой воле. В основе потери смысла информации лежат следующие обстоятельства:

  • Язык, на котором передается управленческая информация, является языком многозначным. Какими бы строгими или точными не были используемые в языке понятия, всегда имеется возможность разного толкования одного и того же сообщения. Установлено, что устная информация воспринимается с точностью до 50% (кстати, на этом факте построена известная игра «испорченный телефон»).
  • Если информация неполная, если доступ к ней ограничен и потребность подчиненных в получении оперативных сведений удовлетворяется не полностью, то люди неизбежно начинают домысливать, додумывать, дополнять то, что знают, опираясь на непроверенные факты и собственные догадки. Тогда объем информации изменяется не только в сторону уменьшения, но и в сторону увеличения.
  • Люди, воспринимающие информацию и передающие ее, отличаются друг от друга по уровню образования, интеллектуального развития, по своим потребностям, а также по физическому и психическому состоянию. Это тоже накладывает отпечаток на процесс передачи информации.

Что делать для того, чтобы свести искажение к минимуму? Рекомендуется произвести следующие действия:

  • Уменьшить, насколько это возможно, количество передаточных звеньев, участвующих в процессе распространения информации.
  • Своевременно снабжать сотрудников всей необходимой информацией по тем вопросам, которые они должны решать.
  • Поддерживать обратную связь с подчиненными с целью контроля за правильностью усвоения получаемых сведений.

5. Закон самосохранения

Суть этого закона в том, что одним из ведущих мотивов, определяющих поведение людей, является сохранение личного статуса, состоятельности, собственного достоинства. Прямое или косвенное ущемление достоинства вызывает отрицательную реакцию. Понять смысл и значение этого закона очень легко.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Методы руководства: постановка задач и контроль их выполнения

Представим себе производственное совещание, на котором руководитель предложил присутствующим высказаться по какому-либо вопросу. Один из присутствующих немедленно отреагировал на предложение и сказал что-то невпопад. «Вечно вы начинаете с глупостей», — ответил на это руководитель.

Что происходит в этой ситуации со всеми присутствующими? Их сознание моментально переключается с задачи обсуждения на задачу защиты собственного достоинства. Это значит, что человек невольно начинает думать о том, как бы не оказаться в положении первого выступающего.

Он перестает работать на поставленную задачу и старается угадать позицию руководителя. Это снижает творческий потенциал участников совещания — людей, коллективно решающих проблему.

Как видим, несоблюдение закона сохранения личностного статуса приводит к отрицательному результату.

На этом примере хорошо видно, что психологические законы не только влияют на качество работы, но зачастую и определяют его.

Что делать в подобных ситуациях? Рекомендуем организовать решение какой-то сложной проблемы в режиме разделенного времени: сначала собрать все имеющиеся предложения, не определяя их ценности, а затем провести критический анализ соответствия предложенного «условиям задачи».

6. Закон компенсации

В общем виде этот закон означает, что человек, имеющий какие-то недостатки, сложности или проблемы в одной области жизнедеятельности, осознанно или неосознанно старается компенсировать их усиленной работой в другой области.

Применительно к психологии управления это означает, что при высоком уровне стимулов к данной работе или высоких требованиях к человеку недостаток каких-либо способностей к данному виду деятельности возмещается другими способами или навыками и умением работать.

Если это происходит неосознанно, то необходимый опыт приобретается методом проб и ошибок. Но если компенсация осуществляется сознательно, то эффект от нее можно увеличить. К примеру, при слаборазвитой памяти нужно умело организовать труд: использовать записные книжки, смартфоны, еженедельники и т. д.

Узнайте все законы управления, изучив эти практические курсы по менеджменту

Стратегический менеджмент: практический интерактивный дистанционный курс

Источник: http://www.elitarium.ru/zakon-princip-rukovoditel-upravlenie-podchinennyj-informaciya-vospriyatie-smysl-zadacha-razvitie-dostoinstvo-deyatelnost-povedenie/

Наука управления восприятием

Июль, 2015

Наука управления восприятием

Восприятие – это один из процессов, который позволяет человеку понимать окружающий мир, создавать его субъективную картину. Именно от восприятия зависит поведение человека, его видение.

Наша жизненная энергия тратится на определенные вещи, а эти траты и определяются восприятием. Не стоит путать восприятие с ощущениями.

Если ощущения – это конкретные чувства, показывающие отдельные характерные особенности или свойства предметов, то восприятие воздействует на человека целостно.

Чтобы лучше понять, что такое восприятие, следует разобраться с его особенностями. Существует несколько видов восприятия.

Оно может быть социальным или личным, может быть первичным или вторичным, может быть управляемым или неуправляемым. Каждый человек имеет собственную картину мира, сложившуюся благодаря восприятию.

Именно поэтому мы такие разные, у нас разные взгляды и точки зрения. Мнение, основанное на восприятии, может отличаться даже у близких людей.

Восприятие человека довольно активно воздействует на нашу повседневную жизнь. Неудовольствие и неудовлетворение – это результат направления жизненной энергии по пути негативных эмоций.

Некоторые люди специально выискивают недостатки или проблемы в любой сложившейся ситуации, сосредотачиваются на отрицательных моментах. Естественно, что и жизнь их будет полна неудовлетворенности. Это путь жены из предыдущего примера.

Если подходить ко всему более рационально, как поступил глава семейства, то можно воспитывать в себе ответственность, использовать ситуацию как источник опыта или новых знаний. Если видеть только хорошее в ситуации, то это может оказать двойственное влияние.

Либо мы, как бабушка из примера, уйдем от реальности, будем зависеть только от случая, от подарка судьбы. Либо мы сможем открыть новые просторы и горизонты для развития.

Влияние восприятия на жизнь понятно, но следует ли учиться управлять им? Да, следует, но делать это нужно осторожно. Не стоит заострять внимание только на положительных аспектах ситуации. Так можно пропустить опасности, которые тоже подстерегают нас.

Если видеть только плохое, то неудовлетворенность негативно скажется на нашем состоянии и душевном спокойствии. Оптимальный вариант – изучать все аспекты ситуации, обращать внимание и на положительные, и на отрицательные стороны.

Тогда управление восприятием принесет нужные плоды.

Факторы, влияющие на восприятие, и их действие:

Выборка информации

Нас окружает поток информации, полярные мнения, обилие фактов с разной степенью правдивости. Обычно мы не пропускаем через себя весь этот поток, выбираем только определенные крупицы. Полученная информация является максимально понятной для нас. На ее основе делаются выводы. Построенная картина мира является субъективной, индивидуальной для каждого человека.

Довольно часто мы слышим от окружающих «ты всегда…» Причем необязательно, чтобы действие действительно соответствовало вашему обычному поведению. Просто собеседник создал образ на основе одного факта.

Эта когнитивная ошибка присуща многим, стоит от нее избавляться. Мы выстраиваем картину мира на одном факте, наш собеседник делает то же самое. Так, основываясь только на своей мнимой правоте, мы ежедневно пытаемся найти общий язык с другими людьми.

И, к сожалению, не всегда добиваемся успеха.

Чувственное влияние

Эмоции – это сильный фактор, который может существенно изменить наше восприятие. Причем эффект идет и в обратном направлении. Не только эмоции влияют на восприятие, но и восприятие формирует эмоции. Мы уже рассматривали этот пример. Если смотреть на мир негативно, использовать отрицательное восприятие как процесс, то и эмоции будут исключительно негативными.

Иногда ситуация воспринимается нами неправильно, отсюда и появляется раздражение. Хотя изначально в словах или поступках собеседника не было ничего негативного.

 Мы сами выбираем эмоции, которые применяем к разным людям. На основании этих эмоций выстраивается наше взаимодействие с окружающими. Вот почему восприятие считается сильным и активным фактором.

Оно может кардинально изменить отношение к ситуации, другим людям, миру в целом.

Интересы и потребности

Огромное воздействие на развитие восприятия оказывает наша личность. Если есть фактор, который слишком нас волнует, то мы будем сильнее обращать на него внимание. Такая ситуация работает с теми, кто сел на диету.

Если вы ограничиваете себя в сладостях, то вас будут возмущать и раздражать люди, которые эти сладости себе разрешают. А повстречав человека, который тоже придерживается строгой диеты, вы увидите в нем родственную душу.

И такому человеку обязательно поставите положительную оценку.

Та же ситуация складывается с нашими потребностями. Человек, полностью удовлетворяющий наши потребности, будет более симпатичен. Если кто-то потребностям не соответствует, то сразу возникнет осуждение. Впоследствии мы будет негативно относиться к нему, что испортит взаимоотношения, а то и вовсе сведет их на нет.

Личный опыт

Одна из самых распространенных когнитивных ошибок – оценка людей по одним параметрам. Мы считаем, что все люди похожи, они обладают схожим опытом и поведением. Из этого заблуждения выстраиваются общие требования, которые в большинстве своем не соответствуют действительности. Невыполненные ожидания приводят к обидам, обиды – к непониманию и обвинениям.

К примеру, у вас есть опыт решения определенной проблемы. Другой человек со схожей проблемой до сих пор ее не решил. Вы начинаете хуже к нему относиться, обвинять, осуждать. Это непонимание приводит к ухудшению взаимоотношений. На таких ошибках восприятия невозможно построить нормальное и эффективное общение.

Яркие черты характера

Эту когнитивную ошибку называют принципом отзеркаливания. Если у нас есть какие-то черты характера, то мы будем видеть их у других людей.

Например, вы можете быть всегда вежливы и тактичны с посторонними, не повышать на них голос. Но это не значит, что ваш коллега обладает теми же качествами. Этот фактор работает не только в случае с положительными чертами характера.

Собственное упрямство или подозрительность мы тоже будем отзеркаливать на других людей.

Авторитет

Вы сами могли замечать эту особенность. Многие видели, как меняется восприятие информации, если данные были получены из авторитетного источника. Проверенному источнику информации большинство доверяет беспрекословно.

Особенно если речь идет о чем-то новом. Мы еще не успеваем сложить собственное мнение, поэтому используем суждения авторитетов. Но если больше узнать о ситуации, то мнение будет постепенно меняться.

Мы начнем вырабатывать собственное суждение, основанное на собственном восприятии.

Восприятие человека человеком

 Ошибки восприятия, отсутствие трезвого подхода и отвлеченного взгляда, зависимость от эмоций и особенностей характера заставляют нас общаться с воссозданным образом человека, а не с его реальной личностью. Поэтому порой мы и не можем достичь взаимопонимания, эффективного взаимодействия.

Если образ человека не соответствует реальному человеку, то итогом общения будет непонимание и разногласия.
По приведенным примерам понятно, что сложившийся образ оказывает на нас огромное влияние. Мы подчиняемся ему и не хотим копнуть глубже, не хотим более детально изучить человека, используем в общении только собственные придуманные доводы. И эту ошибку сложно побороть.

Из-за одного неверно истолкованного действия, из-за недочета мы можем исключить человека из своей жизни, навсегда закрепить за ним отрицательный ярлык. Если у окружающих есть определенный недостаток, то негатив переносится на все их качества (об этом мы говорили в статье «Эффект ореола в психологии»). Самое страшное, что это происходит бессознательно.

Мы не отдаем себе отчета в том, что мыслим неверно, что наши суждения могут не соответствовать действительности.

Если вам необходимо взаимодействовать с человеком, о котором уже сложилось негативное восприятие, то нужно побороть это чувство, лучше узнать собеседника, попытаться проникнуть глубже в его личность, а не основываться на одном факте. Подобное управление процессом восприятия позволит избежать конфликтов, избавит вас от одиночества, а другого человека – от расплаты за несуществующие ошибки.

Возьмите за правило, что восприятие не всегда бывает правдивым. Учитесь слушать другого человека, видеть его истинную сущность. Если вы научитесь это делать, то будете видеть реальную картину мира, а не ту, что подсовывает нам восприятие.

Умение управлять восприятием позволяет точнее определить отношение к ситуации или к человеку.

Методы управления восприятием

— Всегда изучайте альтернативные версии. Помните, что большая часть выносимых оценок носит субъективный характер. В первую очередь нужно это осознать. Потом вы уже сможете увидеть альтернативные варианты, изучить их более детально.

Внимания заслуживает каждая альтернатива, уделите достаточно времени для их рассмотрения. — Поставьте себя на место вашего собеседника, участника событий определенной ситуации. Так вы можете понять их чувства и эмоции, следовательно, будете точнее трактовать их действия.

На ситуацию следует смотреть с разных сторон, чтобы лучше сформировать собственное восприятие. — Причина и следствие – это две кардинально разные вещи. Часто из-за когнитивных ошибок мы склонны путать эти понятия. Прежде чем сделать определенные выводы, отделите причины от следствий.

— Не делайте выводов, основанных на одном факте. Старайтесь найти несколько подтверждений собственному суждению. Только большая выборка позволяет дать объективную оценку. — Никогда не нужно делать выводы в порыве гнева, во власти отрицательных эмоций. Сначала следует успокоиться, а потом выносить вердикт.

Иначе негативный настрой повлияет на восприятие информации человеком. — Всегда используйте полученный опыт. Старайтесь научиться чему-то, вынести что-то нужное для себя из любой ситуации.

— Восприятие всегда связано с выгодой. Иногда определенное суждение может негативно сказаться в будущем, уменьшить выгоду.

— Оценивайте эту возможность, старайтесь проанализировать ситуацию заранее, чтобы потом не страдать из-за вынесенного вердикта. То же самое относится к затратам.

— Последствия восприятия всегда должны быть обоснованными. Осознайте свое решение и влияние восприятия. — Необходимо оценить, как вы сами воспримите собственное решение через определенное время. Есть люди, подвластные порывам, но жалеющие о них впоследствии.

Стоит осознать, пойдет ли принятое решение вам на пользу, или через какое-то время вы о нем пожалеете (даже если вы получили удовольствие вначале). Выгода должна быть не сиюминутной, а отдаленной. Если через несколько дней вы будете жалеть о решении, то стоит отказаться от него. — Определите главное.

Отделите реальные факты от фантазий и домыслов. Восприятие должно строиться именно на достоверной информации.

Чтобы развить восприятие, необходимо следовать этим правилам. Тогда вы будете допускать меньше когнитивных ошибок.

Источник: http://www.harved.biz/articles/psychology/nauka-upravleniya-vospriyatiem

Психологические рекомендации по управлению вниманием (стр. 1 из 2)

Психологические рекомендации по управлению вниманием

Содержание

Введение

Понятие о внимании

Качества внимания

Виды внимания

Рекомендации по управлению вниманием

Психологические рекомендации по управлению вниманием

Заключение

Библиография

1. ВВЕДЕНИЕ

На человека постоянно воздействует масса самых различных раздражителей. Сознание человека не состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью все эти объекты.

Что-то находится в поле ясного сознания, что-то осознается не вполне отчетливо, что-то весьма смутно, а многое вообще не замечается.

Из массы окружающих объектов — предметов и явлений — человек выделяет те, которые представляют для него интерес, соответствуют его потребностям, жизненным планам. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нем.

2. Понятие о внимании

Внимание — это психический процесс, являющийся не самостоятельной формой отражения, а организацией тех или иных форм отражения (ощущений, восприятий, памяти, мышления, воображения, эмоций и чувств), в результате которой что-то отражается в сознании бо­лее отчетливо, а другое менее отчетливо. Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть любой предмет или явление объективного мира либо целая группа их, свойства и качества этих предметов, а также действия, мысли, представления и переживания самой личности.

Первоначальная форма внимания — ориентировочный реф­лекс, или, как его назвал И. П. Павлов, рефлекс «что такое?», который является реакцией на все новое, неожиданное, неизвестное.

Внимание само по себе не есть такой же психический процесс, каким являются, например, восприятие, запоминание, мышление или воображение. Мы можем воспринимать, запоминать, мыслить, но не можем быть «заняты вниманием». Внимание — это особая форма психической активности человека, необходимое условие всякой деятельности.

В зависимости от характера объекта, на который направлено внимание человека, различают внешнее и внутреннее внимание. Внешнее внимание — внимание, направленное на окружающие нас предметы и явления.

Внутреннее внимание — внимание, на­правленное на собственные мысли, чувства и переживания.

Это деление, конечно, до известной степени условно, так как в ряде случаев мы сосредоточенно мыслим в связи с восприятием како­го-либо предмета или явления, стараясь понять его, глубоко про-ji икнуть в его сущность.

Внимание имеет внешнее выражение, проявляющееся в ряде активных приспособительных движений для лучшего восприятия объекта.

Человек принимает специфическую позу, всматривается, вслушивается, излишние движения задерживаются, дыхание замедляется; при сосредоточенном внутреннем внимании человек порой застывает в неподвижной позе, «затаив» дыхание, его взгляд словно отсутствует, устремляется вдаль, благодаря чему окружающее не отвлекает его.

3. Качества внимания

Внимание представляет собой многосторонний процесс, характеризующийся рядом качеств, основными из которых являются: интенсивность, объем, концентра­ция, направленность, устойчивость, активность, пере­ключение и распределение

Интенсивность внимания — это качество, определяющее эффективность восприятия, мышления и памяти и ясность сознания в целом. Чем больше интерес к деятельности (чем больше сознание ее значения) и чем труднее деятельность (чем она менее знакома чело­веку), чем больше влияние отвлекающих раздражите­лей, тем более интенсивным (напряженным) будет вни­мание.

Объем внимания — это качество, определяе­мое числом одновременно отражаемых объектов, зави­сит оно от осмысленности воспринимаемых объектов и возможности их группировки в смысловые блоки.

Так, например, число одновременно воспринимаемых букв, когда они предъявляются раздельно,— не более шести.

Если из них могут быть образованы слоги или слова, то число воспринимаемых и одновременно отражаемых букв может определяться количеством их в четырех — шести словах.

Концентрация внимания — это качество внимания, определяющее высокую его интенсивность при объеме в один объект.

Под направленностью понимают прежде все­го избирательный характер протекания познавательной деятельности, произвольный (преднамеренный) или непроизвольный (непреднамеренный) выбор ее объек­тов. При этом избирательность проявляется не только в выборе данной деятельности, отборе отдельных воз­действий, но и в более или менее длительном их сохра­нении (удержании образов в сознании).

Устойчивость внимания определяется дли­тельностью сохранения концентрированного внимания. Это — характеристика внимания во времени.

Показа­тель устойчивости — высокая продуктивность деятель­ности (объем, точность работы) в течение некоторого промежутка времени Длительность интенсивного сосре­доточения зависит от ряда условий: характера и содер­жания деятельности, отношения к объекту внимания.

Невозможно длительное сосредоточение на одном и том же объекте, если сам он не меняется или если его нельзя рассматривать с разных сторон. Степень устойчивости внимания увеличивается с возрастанием сложности объекта внимания.

Активность личности имеет большое значе­ние для устойчивости внимания. Деятельность личности может проявляться во внешне выраженных практиче­ских действиях с объектами внимания или во внутренней мыслительной деятельности, связанной с решением за­дач, требующих наиболее полного отражения объектов внимания.

Переключение внимания — это быстрое пе­ремещение внимания, обусловленное сознательно и преднамеренно поставленной новой задачей. Оно может проявляться в переходе либо от одного объекта опреде­ленной деятельности к другому, либо от одной операции к другой. В этом случае переключение происходит внутри одной деятельности.

Эффективность переключения зависит от особен­ностей выполнения предыдущей и последующей дея­тельности (показатели переключения значительно сни­жаются при переходе от легкой деятельности к трудной, а при обратном варианте они возрастают).

Успех пере­ключения связан с отношением человека к предыдущей деятельности: чем интереснее предшествующая деятель­ность и менее интересна последующая, тем труднее про­исходит переключение. Имеются значительные индиви­дуальные различия в переключаемости. Некоторые люди быстро и легко переходят от выполнения одной деятельности к другой.

Для иных этот переход требует длительного времени и затраты усилий, что связано с такой особенностью нервной системы, как подвижность нервных процессов.

В отличие от сознательного переключения внимания, отвлечение — это непроизвольное отклонение вни­мания от основной деятельности на посторонние объек­ты. Отвлечение отрицательно сказывается на выполне­нии работы. Отвлекающее действие посторонних раз­дражителей зависит от их особенностей и от характера выполняемой работы.

Очень сильно отвлекают внимание раздражители внезапные, прерывистые, неожиданные, а также связанные с эмоциями. При длительном выпол­нении однообразной работы действие побочных раздра­жителей усиливается по мере нарастания утомления. Отвлекающее воздействие посторонних раздражителей больше сказывается в мыслительной деятельности, не связанной с внешними опорами.

Оно сильнее при слухо­вом восприятии, чем при зрительном.

Способность противостоять отвлекающим воздей­ствиям называется помехоустойчивостью. В развитии этой способности у людей наблюдаются значи­тельные индивидуальные различия, обусловленные как различиями нервной системы, а именно ее силой, так и специальной тренировкой, направленной на повышение помехоустойчивости.

Под распределением внимания понимают такое его качество, которое определяет способность че­ловека одновременно выполнять несколько действии, рассредоточивая внимание между ними.

Уровень рас­пределения внимания зависит от ряда условий: от ха­рактера совмещаемых видов деятельности (они могут быть однородными и разнородными), от их сложности (и в связи с этим от степени требуемого психического напряжения), от степени знакомства и привычности их (от уровня овладения основными приемами деятель­ности).

Чем сложнее совмещаемые виды деятельности, тем труднее распределить внимание. При совмещении умственной и моторной деятельности продуктивность умственной деятельности может снижаться в большей степени, чем моторной. Трудно совмещать два вида умственной деятельности.

Распределение внимания возможно в том случае, если каждый из выполняе­мых видов деятельности знаком человеку, причем один — до некоторой степени привычен, автоматизиро­ван (или может быть автоматизирован). Чем менее автоматизирован один из совмещаемых видов деятель­ности, тем слабее распределение внимания.

Если один из видов деятельности полностью автоматизирован и для ее успешного выполнения требуется лишь перио­дический контроль сознания, отмечается сложная фор­ма внимания — сочетание переключения и рас­ пределения .

4. Виды внимания

По активности человека в организации внимания различают три вида внимания: непроизвольное, произ­вольное, послепроизвольное.

Непроизвольное внимание — это сосредо­точение сознания на объекте в силу особенности этого объекта как раздражителя. Всякое достаточно сильное раздражение — громкие звуки, яркий свет, резкий за­пах — может невольно привлечь внимание.

Особое зна­чение для привлечения внимания имеет контраст между раздражителями. Новизна — одна из важных особен­ностей раздражителей, вызывающих непроизвольное внимание.

Причем имеется в виду не только абсолютная новизна (раздражитель этот ранее никогда не воздей­ствовал на человека), но и относительная (необычное сочетание знакомых раздражителей).

Непроизвольное внимание может быть вызвано так­же чувствами, связанными с воспринимаемыми объек­тами. К причинам, вызывающим непроизвольное вни­мание, относится также влияние прежнего опыта, в частности воздействие имеющихся у человека знаний и привычек.

Источник: http://MirZnanii.com/a/206456/psikhologicheskie-rekomendatsii-po-upravleniyu-vnimaniem

Ссылка на основную публикацию