Чезаре ломброзо — психология

Теория Чезаре Ломброзо — Сообщество «Это интересно знать…» на DRIVE2

Чезаре Ломброзо (Цезарь Ломброзо, итал.

Cesare Lombroso) — знаменитый итальянский судебный психиатр, антрополог и криминалист, основоположник антропологической школы в криминологии, открыл врождённый характер тяги к преступлениям, обусловленный, по его мнению происхождением недочеловека-преступника (современного дикаря) от дегенеративных преступных предков или принадлежностью к женскому полу, более подверженному атавистическому и антисоциальному поведению; тем самым Ломброзо опровергал социальные факторы, и объяснял поведение человека наследственностью. Изучал феномен этнической гениальности евреев.

Для многих людей портрет потенциального маньяка и жестокого убийцы весьма стереотипен. И сформирован он, как правило, не без влияния кинематографа.

Криминальные ленты, триллеры, во многом, благодаря гениальной игре актеров, уже в детстве закладывают в наше подсознание этот самый внешний стереотип.
А может, возникновение этих стереотипов более научно объясняет известная многим т.н. теория Чезаре Ломброзо?

В девятнадцатом веке это психиатр поднял на уши все европейское общество. Он настаивал на том, что маньяками уже рождаются. Вот родился ребенок, а он уже будущий бандит, потому как у него присутствуют гены бандита.

По мнению Ломброзо даже очень качественное воспитание не исправит то, что заложила в ребенка природа. Он обязательно будет бандитом, коли в нем имеются эти самые гены. Психиатр считал таких людей недоразвитыми и предлагал их выявлять еще в детстве и сразу изолировать от общества нормальных людей. Как?!

Или всех не отдельный необитаемый остров, или даже лишать таких людей жизни. Абсурдно?! Ломброзо так не считал. Он уверял, что по внешности, а она у человека с генами злодея особая, особая легко можно вычислить бандита. Как же должен выглядеть бандит по мнению психиатра Ломброзо?! Узкий лоб, взгляд из-под насупленных бровей — все это выдает преступника.

Почему же тема внешности преступника так увлекала Лоброзо?! Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к юности будущего психиатра. Ломброзо закончил несколько престижных европейских университетов.

И в девятнадцать лет он начал публиковать свои первые статьи. Чуть позже Ломброзо перешел от написания научных статей к практике: стал работать военным хирургом, был участником кампании по борьбе с преступностью.

Тогда же он и заинтересовался, как выглядит преступник. Он изобрел прибор краниограф и с помощью его замерял формы черепа, части лица. При этом он выделил четыре типа преступника: жулики, душегубы, насильники и воры. И для каждого типа он сделал описание внешности.

Далее Ломрозо работал главой психиатрической больницы, заведующим кафедры психиатрии известного университета. Именно Ломброзо изобрел известный сейчас во всем мире детектор лжи. Это он предложил по скачкам давления судить о том, насколько правдиво отвечает человек.

Ломброзе вызвал дикий ажиотаж вокруг своей теории о внешности преступника, о его генах. Было много критики, с ним не соглашались.

Критики говорили, что психиатр слишком много уделяет внимания внешности человека и совсем не учитывает социальную составляющую.

Правда, к старости он сделал кое какие поправки в свою теорию и сказал, что все-таки только сорок процентов преступников совсем неисправимы, а шестьдесят процентов поддаются перевоспитанию.

Методы еврея Ломброзо — в частности, измерения человеческого черепа — взяли на вооружение нацисты, пытавшиеся подогонать под научную основу постулаты своей преступной теории расовой исключительности. И хотя сам Ломброзо и скончался задолго до этого, все же данный факт лег заметным пятном на его теорию.

Ломброзо Чезаре (Cesare Lombroso) (1835 — 1909) — знаменитый итальянский судебный психиатр и криминолог. Создал в науке уголовного права новое уголовно-антропологическое направление. Внес большой вклад в развитие юридической психологии.Чезаре Ломброзо родился 6 ноября 1835 г. в Вероне, в богатой еврейской семье.

Выходец из семьи состоятельных земельных собственников, Ломброзо в юности изучал семитские и китайский языки. Однако спокойной карьеры не получилось. Материальные лишения, заключение в крепость по подозрению в заговоре, участие в военных действиях 1859-1860 гг. пробудили в юноше интерес совсем к другой области – он увлекся психиатрией.

В 19-летнем возрасте, учась на медицинском факультете университета в Павии, Ломброзо публикует свои первые статьи по психиатрии – по проблеме кретинизма, которые привлекли внимание специалистов. Самостоятельно освоил такие дисциплины как этнолингвистика, социальная гигиена. В 1862 г.

он уже профессор психических болезней, затем директор клиники душевных заболеваний, профессор юридической психиатрии и криминальной антропологии. В 1896 г. Ломброзо получает кафедру психиатрии в Туринском университете.

Решающую роль в интеллектуальном формировании Ломброзо сыграла философия позитивизма, утверждавшая приоритет научного знания, полученного экспериментальным путем.Ломброзо – родоначальник антропологического направления в криминологии и уголовном праве.

Основные черты этого направления сводятся к следующему: в криминологию должен быть введен метод естествознания — опыт и наблюдение, а центром изучения должна стать личность преступника.Первые антропометрические исследования предпринял в начале 1860-х, когда был военным врачом и принимал участие в кампании по борьбе с бандитизмом в южных областях Италии.

Собранный Ломброзо обширный статистический материал послужил важным вкладом в развитие социальной гигиены, криминальной антропологии, а в ближайшей перспективе и социологии преступности.

В результате обобщения полученных эмпирических данных Ломброзо сделал вывод о том, что отсталые социально-экономические условия жизни в Южной Италии обусловили воспроизводство там анатомически и психически аномального типа людей, антропологической разновидности, нашедшей свое выражение в преступной личности – «человеке преступном». Такая аномальность выявлялась путем антропометрической и психиатрической экспертизы, что открывало возможности для прогностических оценок динамики развития преступности. Эти концептуальные подходы Ломброзо ставили проблему ответственности общества, воспроизводившего преступность, оспаривая тем самым позиции официальной криминологии, возлагавшей ответственность исключительно на человека, преступившего закон.

Чезаре Ломброзо одним из первых предпринял систематическое исследование преступников, опираясь на строго фиксируемые антропометрические данные, которые определял с помощью «краниографа» – прибора для измерения размеров частей лица и головы. Результаты он опубликовал в книге «Антропометрия 400 правонарушителей» (1872).

Портреты преступников по Ломброзо.

Ломброзо выделял следующие основные признаки, присущие прирождённым преступникам:

Необычно маленький или большой ростМаленькая голова и большое лицоНизкий и наклонный лобОтсутствие чёткой границы роста волосМорщины на лбу и лицеБольшие ноздри или бугристое лицоБольшие, выступающие ушиВыступы на черепе, особенно в области «центра разрушения» над левым ухом, на тыльной стороне головы и вокруг ушейВысокие скулыПышные брови и большие глазницы с глубоко посаженными глазамиКривой или плоский носВыдающаяся вперёд челюстьМясистая нижняя и тонкая верхняя губаЯрко выраженные резцы и вообще ненормальные губыМаленький подбородокТонкая шея, покатые плечи при широкой грудиДлинные руки, тонкие пальцы

Татуировки на теле.

Ему принадлежит теория так называемого «прирожденного преступника», согласно которой преступниками не становятся, а рождаются. Ломброзо объявил преступление естественным явлением, подобным рождению или смерти.

Сопоставляя антропометрические данные преступников с тщательными сравнительными исследованиями их патологической анатомии, физиологии и психологии, Ломброзо выдвинул тезис о преступнике как особом антропологическом типе, развитый им затем в цельную теорию («Преступный человек», 1876).

Он пришел к выводу, что преступник – это дегенерат, отставший в своем развитии от развития человечества. Он не может затормаживать свое преступное поведение, поэтому наилучшая стратегия общества в отношении такого «прирожденного преступника» – избавиться от него, лишая свободы или жизни.

Согласно Ломброзо, «преступный тип» отличается рядом врожденных особенностей атавистического характера, свидетельствующих об отставании в развитии и преступных наклонностях.

Ученый разработал систему физических признаков («стигматов») и психических черт этого типа, которые, по его мнению, характеризуют личность, с рождения наделенную преступными наклонностями. Основными признаками такой личности ученый считал сплющенный нос, низкий лоб, большие челюсти, взгляд исподлобья и т.д., характерные, по его мнению, для «примитивного человека и животных».

Наличие этих признаков позволяет идентифицировать потенциального преступника еще до совершения им преступления. Ввиду этого Ломброзо высказывался за привлечение в число судей врачей, антропологов и социологов и требовал, чтобы вопрос о виновности был заменен вопросом о социальной вредности.

Сейчас подобные измерения проводятся в большинстве стран мира, и не только для армии и спецслужб: знание антропометрии необходимо, например, для изучения рынков рабочей силы и конструирования сугубо гражданских объектов и вещей.Что же касается «взгляда исподлобья», то Чезаре Ломброзо ошибся, считая его присущим в основном преступникам и дегенератам.

На самом деле это – одна из наиболее древних и простых мимических реакций, одинаково доступная многим людям в соответствующей обстановке.Главнейшим недостатком этой теории Ломброзо являлось то, что она игнорировала социальные факторы преступности.Быстрое и широкое распространение теории Ломброзо и особенно крайние выводы, которые нередко из нее делали, вызвали острую и доказательную критику.

Ломброзо пришлось смягчить свою позицию. В более поздних трудах он относит к врожденному антропологическому типу лишь 40% преступников, которых он называет «дикарями, живущими в цивилизованном обществе». Ломброзо признает важную роль ненаследственных – психопатологических и социологических причин преступности. Это дало основание называть теорию Ломброзо биосоциологической.В конце XIX в.

на международных конгрессах по уголовной антропологии теория антропологической преступности была признана в целом ошибочной. Оппоненты Ломброзо основывались на том, что преступление – это условное юридическое понятие, меняющее свое содержание в зависимости от условий, места и времени.

https://www.youtube.com/watch?v=JfQWSk7QGr4

Несмотря на это, идеи Ломброзо положили начало различным биосоциальным теориям в криминологии, которые отчасти нашли применение в криминологической практике. Они оказали влияние на создание морфологической теории темперамента Э. Кречмера.Ломброзо принадлежит также работа «Гениальность и помешательство» (1895).

В ней ученый выдвинул тезис, что гениальность соответствует ненормальной деятельности мозга, граничащей с эпилептоидным психозом. Автор писал, что сходство гениальных людей с помешанными в физиологическом отношении просто поражает. Они одинаково реагируют на атмосферные явления, а расовая принадлежность и наследственность одинаково сказываются на их рождении.

Множество гениев страдало умопомешательством: Ампер, Конт, Шуман, Тассо, Кардано, Свифт, Ньютон, Руссо, Шопенгауэр, целый ряд артистов и художников. С другой стороны, между сумасшедшими можно привести немало примеров гениев, поэтов, юмористов и др.

В приложении к своей книге Ломброзо привел образцы литературных произведений помешанных, графомановпреступников, а также описал аномалии черепа у великих людей.Наиболее ценную часть научного наследия Ломброзо составляют исследования по социологии политической преступности – Политическая преступность и революция (Il delitto politico e le rivoluzioni, 1890), Анархисты.

Криминально-психологический и социологический очерк (Gli anarchici. Studio di psicologia e sociologia criminale, 1895). Феномен политической преступности, распространенной в Италии на рубеже XIX и XX вв.

в форме анархистского терроризма, Ломброзо исследовал под углом зрения индивидуального сознания политического преступника – личности, жертвенно преданной утопическому идеалу социальной справедливости.

Природу этого социального поведения, движимого идеями политического вандализма, Ломброзо убедительно объяснял кризисом парламентской демократии в Италии, коррупцией политиков, обесцениванием идеалов социальной справедливости.Другими знаменитыми работами Ломброзо стали книги о любви у психически больных («Любовь у помешанных»), о преступности среди женщин («Женщина-преступница и проститутка»).

Чезаре Ломброзо впервые в мире стал применять достижения физиологии для выявления обмана. В 1980-х годах он начал измерять пульс и давление крови у подозреваемых во время их допроса следователями. Он утверждал, что может без труда определить, когда подозреваемые лгут.

Результаты его исследований свидетельствовали, что контроль физиологических реакций человека может вести не только к выявлению скрываемой им информации, но и, что не менее важно, способствовать установлению невиновности подозреваемого.В 1895 г. Ломброзо впервые опубликовал результаты использования примитивных лабораторных приборов при допросе преступников.

Читайте также:  Похвала - психология

В одном из описанных им случаев криминалист, обследуя подозреваемого в убийстве человека с помощью «плетизмографа», зафиксировал незначительные изменения в его пульсе, когда тот делал в уме математические вычисления, и не обнаружил у него «никаких внезапных изменений», когда подозреваемому предъявлялись изображения израненных детей, в том числе – фотография убитой девочки.

Ломброзо сделал вывод, что подозреваемый непричастен к убийству, и результаты расследования убедительно доказали правоту криминалиста. Описанный случай был, по-видимому, первым зафиксированным в литературе примером применения «детектора лжи», который завершился оправдательным результатом.

Это означало, что контроль физиологических реакций человека может вести не только к выявлению скрываемой им информации, но – что не менее важно – способствовать установлению невиновности подозреваемого.Чезаре Ломброзо скончался 19 октября 1909 г. в Турине (Италия).Криминологические идеи Ломброзо завоевали широкую известность в России.

Они представлены многочисленными как прижизненными, так и посмертными русскими изданиями его научных сочинений. В 1897 Ломброзо, участвовавшему в съезде русских врачей, был оказан восторженный прием в России. В мемуарах, посвященных российскому эпизоду своей биографии, Ломброзо отразил типичное для современных ему итальянских левых резко негативное видение общественного уклада России, который сурово осуждался им за полицейский произвол («подавление мысли, совести и характера личности») и авторитарные методы реализации власти.В советской период был широко распространен термин «ломброзианство» для обозначения антропологической школы уголовного права – одного из направлений в буржуазной теории права (согласно критериям классового подхода). Особой критике подвергалось учение Ломброзо о прирожденном преступнике. По мнению советских юристов оно противоречило принципу законности в борьбе с преступностью, имело антинародную и реакционную направленность, поскольку осуждало революционные действия эксплуатируемых масс. При таком заведомо предвзятом, идеологизированном подходе без внимания оставались заслуги Ломброзо в исследовании первопричин экстремистских, протестных форм социальной борьбы, находивших свое выражение в политическом терроризме, а в более общем плане – в политической преступности.

https://www.youtube.com/watch?v=aedcO1IcU4w

Несмотря на справедливую критику и ошибочность некоторых положений своей теории, Чезаре Ломброзо — выдающийся ученый, ставший одним из пионеров внедрения объективных методов в правовую науку. Его труды сыграли важную роль в развитии криминологии и юридической психологии.

Источники:
ru.wikipedia.org/wiki/%D0…1%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%BE, _%D0%A7%D0%B5%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%B5
calebin.ru/lyubopytnosti/…016-01-13/novaya-zapis-51
kriminalisty.ru/stati/frenology.html

Обновление от 28.03.2017:сегодня попалась случайно такая ссылка

fishki.net/2252441-chto-by-ni-govoril-yozhik.html

Совпадение? Не думаю!

Источник: https://www.drive2.ru/c/469075850738795505/

Ломброзо Чезаре: биография, достижения в психиатрии :

Ломброзо Чезаре – популярный итальянский криминалист и судебный психиатр. Ему принадлежит создание нового уголовно-антропологического направления в науке уголовного права. Чезаре сделал огромный вклад в развитие таких направлений, как юридическая психология и криминология. Сегодня мы познакомимся с биографией и достижениями итальянского ученого.

Становление

Чезаре Ломброзо, биография которого нас с вами заинтересовала, родился 6 ноября 1835 года в Вероне. Родители будущего психиатра были состоятельными землевладельцами.

В юности Ломброзо увлеченно изучал китайский и семитские языки. Однажды в его спокойной жизни все поменялось коренным образом.

Бедность, заключение по подозрению в заговоре и участие в войне пробудили в юноше интерес к довольно необычной области научного знания – психиатрии.

В 19 лет, во время обучения на медицинском факультете университета города Павия, Ломброзо Чезаре опубликовал свои первые наработки по психиатрии, посвященные проблеме кретинизма. Эти статьи привлекли внимание квалифицированных специалистов.

Параллельно с учебой начинающий психиатр самостоятельно изучил этнолингвистику и социальную гигиену. В 1862 году Чезаре уже был профессором психических заболеваний. Его карьера начала развиваться весьма стремительно.

Вскоре ученый стал директором клиники для душевнобольных и профессором юридической психиатрии.

В 1896 году ученый становится заведующим кафедрой психиатрии Туринского университета. В его интеллектуальном развитии одну из решающих ролей сыграла философия позитивизма, которая утверждала приоритет научных знаний, полученных экспериментальным путем.

Антропологические исследования

Итальянский ученый стал первооткрывателем антропологического направления в уголовном праве и криминологии. Антропологическая теория Чезаре Ломброзо базируется на мнении, что в криминологическую методологию должно входить естествознание, а в центре изучения должна стоять личность преступника.

Первые исследования в этом направлении ученый провел в начале 1860-х годов, когда работал военным врачом и был активным участником кампании по борьбе с бандитизмом на юге Италии.

Обширный статистический материал, который собрал Ломброзо, стал очень весомым вкладом в развитие криминальной антропологии, социальной гигиены и зарождающегося тогда понятия социологии преступности.

Обобщив полученные эмпирическим путем данные, ученый выявил, что отсталость Южной Италии в плане социально-экономических условий повлекла за собой воспроизводство там психически и анатомически аномального типа людей, разновидности, которая нашла выражение в «человеке преступном». Эта аномальность была выявлена путем психиатрических и антропометрических экспертиз и сделала возможными прогностические оценки динамики преступной эволюции.

Концептуальные подходы итальянского ученого проиллюстрировали проблему ответственности общества, которое воспроизводит преступные элементы. При этом они оспаривали официальные криминологические постулаты, в которых ответственность возлагается исключительно на человека, нарушившего закон.

Ломброзо Чезаре был одним из первых ученых, кто осуществлял систематическое исследование злодеев, опираясь исключительно на антропометрические данные, фиксируемые краниографом. Краниограф – это прибор измеряющий размеры отдельных частей головы и лица. Результаты этих исследований были опубликованы в трактате «Антропология 400 нарушителей», увидевшего свет в 1872 году.

Теория «прирожденного преступника»

Ученому принадлежит теория о так называемом «прирожденном преступнике». Согласно этой теории, преступником рождаются, а не становятся. На фоне этого суждения итальянский криминолог счел преступление естественным явлением, которое наряду с рождением и смертью, нельзя исключить из нормального бега времени.

Сопоставив антропометрические показатели правонарушителей и исследования их патологической анатомии, психологии и физиологии, Ломброзо выдвинул предположение о том, что преступник является особым антропологическим типом. В 1876 году это суждение нашло воплощение в теории Чезаре Ломброзо «Преступный человек».

Психиатр пришел к выводу, что преступники являются деградирующими элементами, отставшими в развитии от остального общества.

По мнению Чезаре Ломброзо, преступник не в силах затормаживать свое противоправное поведение, поэтому лучшее, что может сделать общество в отношении преступника, – лишить его свободы или жизни.

«Преступный тип», согласно теории Ломброзо, имеет ряд врожденных особенностей атавистической природы, прямо указывающих на отставание в развитии и преступные наклонности.

Ученый разработал систему стигматов (физических признаков), и психических черт преступного типа, которые, как он считал, могут охарактеризовать личность, с рождения склонную к правонарушениям.

Среди основных признаков такой личности ученый выделял: сплющенный нос, большие челюсти, низкий лоб, взгляд исподлобья и прочие характерные, по его мнению, особенности примитивного человека.

Наличие этих признаков позволяло идентифицировать потенциального правонарушителя прежде, чем он совершит злодеяние, утверждал Чезаре Ломброзо. Типы преступников, по его мнению, могут распознать только компетентные специалисты.

В этой связи Ломброзо считал, что в ряды судей должны привлекаться антропологи, врачи и социологи, а также требовал, чтобы вместо вопроса о виновности, в делах злодеев фигурировал вопрос о социальной вредности.

На сегодняшний день подобные измерения проводят практически во всем мире. Их используют не только в правоохранительных целях. Антропометрия необходима, к примеру, для анализа рынка рабочей силы и создания сугубо гражданских объектов.

Недостатки теории

Радикальные суждения Ломброзо подверглись острой критике. Было выявлено, что в отношении взгляда исподлобья учёный ошибся.

На самом деле взгляд исподлобья является одной из наиболее простых мимических реакций, одинаково доступных для людей разных социальных слоев.

Но самым главным недостатком теории итальянского психиатра был тот факт, что она игнорировала социальные аспекты преступности.

В конечном итоге Ломброзо пришлось смягчить свои позиции. В последующих трудах он относит лишь 40 % преступников к врожденному антропологическому типу. Их ученый назвал «дикарями», проживающими в цивилизованном обществе.

Кроме того, итальянец признал весомую роль ненаследственных причин преступности. К ним относятся психопатологические и социологические причины.

Все это послужило основанием для переименования теории Ломброзо в биосоциологическую.

В конце девятнадцатого века на международном конгрессе по уголовной антропологии теорию антропологической преступности признали в целом ошибочной.

Оппоненты Ломброзо объясняли свою позицию тем, что преступление является условным юридическим понятием, содержание которого зависит от условий, времени и места.

Тем не менее благодаря наработкам Чезаре Ломброзо криминология получила ряд новаторских идей, часть которых нашла применение в криминологической практике и повлияла на создание теории Э. Кречмера, которая получила название «Морфологическая теория темперамента».

«Гениальность и помешательство»

В 1895 году появился наиболее значимый труд Чезаре Ломброзо – «Гениальность и помешательство».

В этой теории ученый выдвинул тезис о том, что гениальность человека обуславливается ненормальной деятельностью его мозга, граничащей с эпилептоидным психозом. Ученый подметил поразительное физиологическое сходство гениев и помешанных людей.

Они, как подметил психиатр, одинаково реагируют на всяческие атмосферные явления. Кроме того, наследственность и расовая принадлежность одинаково сказываются на их рождении.

В книге Чезаре Ломброзо «Гениальность и помешательство» также рассказывается о том, что умопомешательством страдали многие гении: Конт, Ампер, Шуман, Кардано, Руссо, Ньютон, Шопенгауэр и многие другие.

С другой стороны, среди сумасшедших также можно встретить гениев, юмористов, поэтов и других творческих личностей. Некоторые литературные произведения помешанных преступников и описание аномалий в строении черепа великих людей приведены в качестве приложения к книге Чезаре Ломброзо.

Гениальность, как доказал ученый, далеко не всегда является доказательством здравого ума.

Социология политической преступности

Наиболее ценным научным наследием Ломброзо стали исследования в области социологии политической преступности. Этой теме ученый посвятил работы: «Политическая преступность и революция» (1890) и «Анархисты»(1895).

Психиатр исследовал распространенный в Италии в те времена феномен политической преступности, с точки зрения индивидуального сознания политического правонарушителя. Под последним подразумевается личность, которая жертвенно преданна утопическому идеалу справедливости в социуме.

Природу такого социального поведения, которым движут идеи политического вандализма, Ломброзо объясняет кризисом в парламентской демократии Италии, коррупцией в политической среде и обесцениванием идеалов справедливости.

Другие работы

Менее распространенными стали такие наработки Чезаре Ломброзо: «Женщина-преступница и проститутка» и «Любовь у помешанных». В первой книге ученый рассматривает отношение к любви, преступности и проституции.

Психиатр пришел к выводу, что главным инстинктом женщины является размножение, и это обуславливает ее поведение по жизни. Во второй книге Ломброзо рассмотрел вопрос помешательства и потери здравого рассудка от любви.

Контроль физиологических реакций

Ломброзо Чезаре стал первым в мире ученым, который применил достижения в области физиологии для идентификации обмана. В 80-х годах девятнадцатого века он пробовал во время допроса подозреваемого измерять его пульс и давление крови.

Психиатр утверждал, что таким способом он может легко узнать, когда подозреваемый солгал, а когда сказал правду.

Результаты исследований показали, что контролируя физиологические реакции человека, можно не только выявить скрытую им информацию, но и, что также очень важно, доказать невиновность подозреваемого.

Плетизмограф

В 1895 году ученым были опубликованы результаты применения простейших лабораторных приборов для допроса подозреваемых. В одном из исследований криминалист воспользовался плетизмографом. Сначала человеку, подозреваемому в убийстве, предложили провести в уме некоторые математические вычисления.

Затем ему показали фотографии израненных детей, среди которых была та самая девочка, в убийстве которой его подозревают. На протяжении всего эксперимента прибор измерял пульс испытуемого. Согласно показаниям прибора, во время математических подсчетов частота пульса подозреваемого резко увеличилась. А при просмотре фотографий она осталась неизменной.

Читайте также:  Интроспекция - психология

Исходя из этого, Ломброзо сделал вывод, что подозреваемый совершенно непричастен к убийству.

https://www.youtube.com/watch?v=ui-tN0Oa1qE

Этот случай, видимо, стал первым в истории криминалистики, когда применение детектора лжи привело к оправданию испытуемого, а не доказательству его причастности к преступлению. Тот факт, что с помощью подобных приборов можно не только обвинять, но и оправдывать, в значительной степени расширил область применения методов Ломброзо.

Ломброзо в России

Криминологические наработки итальянского психиатра были довольно популярными в России. Он были представлены многочисленными прижизненными и посмертными русскоязычными изданиями. В 1897 году криминалист принял участие в съезде русских врачей. Коллеги оказали ему восторженный прием.

В части мемуаров, посвященной русскому периоду биографии ученого, он передал резко негативное видение российского общественного уклада, сурово осудив полицейский произвол и авторитарные методы властвования. Впрочем, такая позиция была распространена среди типичных итальянцев того времени.

Ломброзианство

Этот термин был широко распространен в Советском Союзе. Он означает антропологическую школу уголовного права – одно из ответвлений буржуазной теории права (исходя из критериев классового подхода). Особо критично россияне отнеслись к учению Ломброзо о прирожденном преступнике.

Согласно мнению советских юристов, оно шло в разрез с принципом законности в борьбе с преступниками, а также имело реакционную и антинародную направленность, так как осуждало революционные действия эксплуатируемой массы.

Из-за этого заведомо предвзятого подхода без внимания остались наработки Ломброзо, посвященные исследованию первопричин протестантских и экстремистских форм социальной борьбы, выливающихся в социальный терроризм, а в более широком воплощении – в политическую преступность.

Заключение

Выдающийся психиатр и криминалист скончался в итальянском городе Турин, 19 октября 1909 года.

Несмотря на то что многие его суждения были откровенно ошибочными и неоднократно подвергались обоснованной критике, Ломброзо был действительно великим ученым.

Чезаре Ломброзо, книги которого мы коротко рассмотрели, стал первым, кто внедрил объективные методы в правовую науку. Благодаря его трудам криминология и юридическая психология получили значительный скачок в развитии.

Источник: https://www.syl.ru/article/308053/lombrozo-chezare-biografiya-dostijeniya-v-psihiatrii

Теория Ломброзо — низкий лоб ты преступник

Сегодня многие из нас, даже никогда не встречавшиеся с бандитами вживую (да и не дай бог!), имеют, однако, четкое представление о том, как эти узколобые создания должны выглядеть.

Может быть эти стереотипы пришли к нам из остросюжетных телевизионных фильмов, где роль бандитов порой воплощают актёры с характерными чертами лица? Но, скорее всего, это отголоски в каждом из нас теории Чезаре Ломброзо о врождённом характере преступности, которой этот итальянский психиатр смог основательно взбудоражить в 19 веке всё европейское общество.

Бандитами не становятся, а сразу рождаются

Ломброзо отстаивал утверждение, что люди бандитами не становятся, а сразу рождаются ими, что у всех преступников уже с рождения имеются некие «гены злодейства», полностью предопределяющие потом жизненный путь будущего уголовника.

Никакое воспитание не сможет исправить человека, родившегося преступником.

Ломброзо считал таких людей недоразвитыми, имеющими много общего с животными. Поэтому Ч.Ломброзо предлагал выявлять подобных индивидуумов с детства и сразу изолировать от общества (свозить на необитаемые острова), а то и лишать жизни.

Преступника можно узнать по внешности

Далее Ломброзо делает логичный для своей теории вывод: если гены преступности имеются в человеке с рождения, значит, они не могут не сказаться на его внешности. То есть, преступников можно отличать от добропорядочных людей уже по внешним данным.

https://www.youtube.com/watch?v=lrHaqRQGJPs

Он писал, что отличительными чертами бандитов являются: низкий лоб, не симметричный череп, приплюснутый нос, развитые надбровные дуги, взгляд изподлобья, массивные челюсти и другие, и именно по этим признакам всегда можно узнать человека с преступными наклонностями.

Почему Чезаре так глубоко увлёкся изучением преступников?

Еврейский мальчик, родившийся в ноябре 1835 года в итальянском городе Вероне и получивший хорошее образование в нескольких европейских университетах, уже в 19 лет начал публиковать свои первые работы по психиатрии.

А в 1859 году Чезаре сменил научную деятельность на работу армейским хирургом, и в эти годы ему часто доводилось принимать участие в проводимых тогда кампаниях по борьбе с преступностью на юге страны.

Именно это подтолкнуло пытливого психиатра к проведению своих первых исследований.

Он делал замеры частей лиц, формы черепов пойманных бандитов с помощью изобретённого им прибора — «краниографа» и подвергал собранный материал статистической обработке.

Чезаре Ломброзо выделял 4 типа преступников: воры, душегубы, насильники и жулики. И для каждого типа «дегенератов» описал свои особенности во внешности.

Продолжая и дальше работать в области психиатрии: с 1871 года он возглавлял психиатрическую больницу, а с 1876 года — кафедру психиатрии в Туринском университете, Ломброзо написал свою самую значительную работу «Преступный человек».

Детектор лжи — изобретение Чезаре Ломброзо

Ещё одним достижением Чезаре Ломброзо является изобретение первого детектора лжи. Ломброзо предложил контролировать давление крови подозреваемого во время допроса, и по скачкам показателей судить о правдивости или лживости сказанного человеком.

Критика теории Ломброзо

Но теория Чезаре Ломброзо, несмотря на свою нашумевшую славу, тут же получила массу критики, потому что психиатр преувеличивал биологическую и совершенно не учитывал социальную составляющую в причине возникновения преступности.

Зато методики Ломброзо по проведению замеров черепов были взяты на вооружение нацистами и использовались в концлагерях перед отправкой людей в лагерные печи. Хотя сам Ломброзо умер в 1909 году — задолго до зарождения фашизма, этот факт послужил очернению его теории генетической преступности.

Следует также отметить, что ближе к старости психиатр внёс некоторые поправки в своё учение: он стал утверждать, что только 40 % преступников являются неисправимыми, а 60 % всё же можно исправить.

Источник: http://relax.wild-mistress.ru/wm/relax.nsf/publicall/6418952_teoriya_lombrozo__nizkiy_lob_ty_prestupnik

Чезаре Ломброзо: современное видение

У каждого из нас есть свой стереотип, как должен выглядеть маньяк. А ведь далеко не каждый видел этого самого маньяка. Но почему так?! Вполне возможно, что на нас оказали влияние фильмы про преступников, и у нас сложилось мнение именно благодаря актерам, игравших роли маньяков. А может все дело в том, что в нас живут отголоски теории Чезаре Ломброзо.

Итак, кто же такой Чезаре Ломброзо? И что подразумевает его теория? Чезаре Ломброзо – итальянский врач-психиатр, ставший родоначальником итальянской школы криминальной антропологии, где его основной идеей стала теория о врождённом преступнике.

Родился ученый в состоятельной семье в Вероне в 1836 году. В юности, до заключения в крепости по обвинению в заговоре, Ломброзо изучал китайский и семитские языки.

Первые свои научные труды, в которых будущий ученый повествовал о проблеме кретинизма, он опубликовал в 19 лет, обучаясь на медицинском факультете университета Павии. В 1862 году Чезаре присвоили звание профессора медицины. Самые выдающиеся труды врача – это Ч.

Ломброзо «Преступный человек», Ч. Ломброзо «Женщина – преступница и проститутка», Ч. Ломброзо «Гениальность и помешательство» [7, с. 1].

В основной теории Ломброзо верил, что с помощью штангенциркуля и линейки можно измерить человека, сделать явным склонности и характер.

Его видение кажется невероятным, но Ломброзо исследовал тысячи воров и убийц и, на мой взгляд, собранная им коллекция преступников на самом деле впечатляет. Ломброзо выделил 4 вида: убийца, насильник, вор, мошенник и для каждого вида преступника есть определенная схема вычисления.

Преступник, по мнению Ломброзо – это дегенерат, отставший в своем развитии, который не может затормаживать свое криминальное побуждение [1, с. 34].

В этой связи в целях предупреждения преступлений он рекомендовал выявлять людей с указанными им анатомическими особенностями черепа лица и ссылать навечно на необитаемые острова. Существует связь физиологии и психики на самом деле? Если да, то насколько верны портреты преступников? Всегда ли преступник выглядит как преступник или из этого правила есть исключение?

Для примера можно привести следующую личность: приятные черты лица и располагающую внешность, по моему мнению, такого человека нельзя заподозрить в плохом, а ведь это «Бешеный зверь», «Красный партизан», «Ростовский потрошитель», «Красный потрошитель», «Убийца из лесополосы», «Гражданин Икс», «Сатана», «Советский Джек-потрошитель» так называли известного преступника Чикатило. В противоположность мое внимание привлек выдающийся спортсмен, примерный семьянин – Николай Валуев. Внешность у бывшего боксера довольно-таки выдающаяся и грозная. Но это не повод, чтобы делать негативные выводы о человеке.

Можно ли судить человека по внешности на самом деле? Не учитывая те факты, в какой среде рос, круг общения, поведение в обществе? Я считаю, ссылаться на факты внешности – несправедливо.

Он видел изъяны во внешности и пытался их скрестить с психологическим отношением к преступлению. Допустим, если у человека орлиный нос, то это признак его психологического дефекта, который характеризует его как преступника.

Сейчас докажу на очень хорошем примере почему это непрактично. Андрей Михайлов поделился в своей статье: «К примеру, возьмем снайпера – он кто? Убийца из-за угла? Ведь он зачастую выполняет задание правительства, государства и защищает Родину.

А есть киллер, убийца из-за угла, который выполняет заказ бандитов. И тот и другой стреляют. Ломброзо не учел эти социальные обстоятельства» [5, с. 2].

Во времена Ломброзо были критики, которые нашли серьезный изъян в преступницах-женщинах.

Как можно объяснить их красоту? Согласно теории Ломброзо преступников с детства отличает неприятная внешность, следовательно, в отношении женщин правило не действует? «А вот сидит вместе с товарищами по дворовой банде юная, симпатичная зэчка из Екатеринбурга. Она поймала маленькую девочку, затащила в подвал, убила свидетельницу, забрала ключ от ее квартиры и ограбила» [4, с. 2].

Жестокость часто сопутствует преступлениям женщин, но внешне они не отличаются от домохозяек. Ломброзо долго не мог разгадать эту загадку. Прочитав книгу Ломброзо «Женщина – преступница и проститутка», можно сделать выводы, что его догадка верна, женщины уродливы, но уродливы психологически [3, с. 170].

Отсутствие материнских чувств, склонность к антисоциальному поведению, дурные наклонности, склонность постоянно менять половых партнеров. Женщины – взрослые дети: дурные инстинкты их многочисленнее и разнообразнее, чем наклонности к злу мужчин [3, с. 133].

Поэтому Чезаре думал, что исправил все изъяны и перешел с темы внешности на психологическое состояние.

Противоречие в теории врожденного преступника весьма очевидна. Возможно, ученый считал, как психолог Джон Грэй, что мужчины с Марса «уродливы внешне», а женщины с Венеры «уродливы психологически»? Т.е., это уже 2 разные теории и довольно сомнительные.

С позиции современного знания многие положения и выводы Ломброзо, как будто криминальная антропология, социология или психология, представляются наивными и даже смешными.

Его работы изобилуют весьма спорные рассуждения, временами почтенный профессор судебной медицины высказывает откровенно расистские идеи и отстаивает шовинистические взгляды. Но все же труды Чезаре Ломброзо – не только и не столько документ эпохи «торжества позитивизма».

Богатейший фактографический материал, неожиданная для итальянца, поистине немецкая дотошность и скрупулезность в систематизации данных, наконец, масштабность исследований – благодаря всему этому работы Ломброзо до сих пор актуальны [1, с. 8].

На исходе XIX века о семействе Джуке, пишут все газеты Америки. Основатель семьи Макс Джуке оставил после себя гигантское потомство, 540 законных и 170 незаконных детей, внуков, правнуков [1, с. 114]. Уже первые его потомки были воришки и проститутки.

Читайте также:  Отношение к манипуляциям - психология

К пятому поколению в этой семье не осталось ни одного честного человека. Почему все они преступники? В наши дни это принято объяснять социальными факторами или по Фрейду.

Человек ворует, виновато его голодное детство или насилует, потому что в детстве сам был изнасилован.

Ч. Ломброзо предлагает свою биологическую версию. Изучая историю семьи Джуке, врач обнаружил, что ее корни были изначально гнилыми. Основатель семьи Макс Джуке был пьяницей, а его жена Ада, воровкой.

А вдруг преступные наклонности как алкоголизм или шизофрения передаются по наследству? Тогда не удивительно, что дети Макса Джуке пошли по его стопам.

Хотя на самом деле бывали случаи, когда папа, дядя, племянники сидели за преступления, но по- настоящему они не исследованы, совершено непонятно – это подражание или биология? Семья Джуке не единственный тому пример [9, c. 3].

Что касается унаследованием преступности через биологию тут логичней руководствоваться подражанием, что «дети видят, то и повторяют». Идет уже воспитание, программирование в преступников. Ученый не верил в перевоспитание человека и считал его животным – обезьяна, которым управляют унаследованные инстинкты и наклонности.

Если девушка родилась проституткой, то с этим ничего не поделаешь, поэтому с преступниками церемониться не надо, отправлять в ссылку на остров. Проституция для женщин то же, что для мужчины преступление.

Добавим, что проституция также является очень часто следствием нищеты и лени, но еще чаще алкоголизма, наследственности и врожденной склонности к ней организма [1, с. 132].

Казалось, человечество должно благодарить Ломброзо, ведь он нашел все, что мы давно искали – уникальный фильтр убийц и воров, но на ученого обрушивается шквал критики. Особую ненависть к итальянцу испытывали советские коммунисты, которые запрещали в СССР все книги Ч. Ломброзо.

До революции издается большое количество трудов ученого, которые после революции исчезли. В 1894 году во Франции убивают президента. Убийца молодой юноша анархист – Санте Козерио. На убийство юноша пошел из благородных побуждений, желая наказать президента за бедствия простого народа.

Молодой анархист не подходил под теорию Ломброзо по морфологическим признакам. Внешность Санте Козерио, как можно видеть из предполагаемого портрета, не представляет никаких признаков преступного типа, кроме редкой бороды, уха и весьма развитых надбровных дуг.

Взгляд кроткий, форма черепа прекрасная, точно также, как и форма и вид тела, если не считать одного родимого пятна на руке [1, с. 268].

Из тех сведений, которые имеются про Казерио, можно сделать следующий вывод: все, что было в нем преступного, нашло выход в его политическом деятельности. В детстве он не проявлял ничего преступного, кроме склонности к бродяжничеству и стремлению покинуть родной город – явления чрезвычайно редкие в этой местности, где люди тесно связаны с землей.

Но Ломброзо в помыслы анархистов не верил. Он считал анархистов, революционеров, всех, кто нарушает государственный строй – опасными, потому что они проповедуют в человеческой среде животные формы поведения, решая животными способами: революцией, борьбой, убийством.

Их главной проблемой была доминантность, которая нужна для того, чтобы управлять ресурсами, размножаться и все. Они хотят изменить общество, им наплевать на собственных людей, за которых они даже воюют. Большая часть анархистов принадлежит к убийцам-филантропам.

Любовь к человечеству заставляет их безрассудно убивать людей [2, с. 188].

Версия Ломброзо выглядит убедительно, но есть одно «но», в молодости психиатр участвовал в бунте и даже сидел в тюрьме. То есть, если приложить теорию Ломброзо к нему самому, то ученый прирожденный преступник. Все-таки в некоторых моментах Ломброзо был прав.

После смерти ученого в 1970 году, был открыт синдром Клейнфельтера.

Согласно которому: «хромосомные нарушения типа 47XYY, при нормальном наборе хромосом у мужчин 46XY, среди преступников встречаются в 36 раз чаще, а стало быть, отсюда на повестку дня среди мер по борьбе с преступностью активно выдвигалась «генная инженерия» [6, с. 14].

«Я не дам никому просимого от меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно также не вручу женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду проводить я свою жизнь и свое искусство.

Я в никоем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я не вошел, я войду для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Чтобы при лечении – а также и без лечения – я не увидел и не услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.

Мне, нерушимо выполняющему клятву, да и будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему и дающему ложную клятву да будет обратное этому» – выдержка из клятвы Гиппократа.

Многое Ломброзо нарушил с данной клятвы и после жестких высказываний, и действий врача, люди дают ему дурную славу, обвиняют в цинизме, в нарушение врачебной и человеческой этике. В том, что его теория жестока и антигуманна.

В 1939 году, через 50 лет после смерти Ломброзо, в Германии приступают к уничтожению людей с другим черепом и другой национальностью – евреев. Форма черепа, ушей как повод для разделения людей на плохих и хороших.

Не удивительно, что в массовом сознании его имя ассоциируется с нацизмом, ведь первый такую идею высказал Ломброзо.

Можно ли считать Чезаре идеологом фашизма? Судя по книгам, ученый был ортодоксальным религиозным деятелем. Его идеи никак не могли быть основой для третьего рейха.

В 1885 году Ломброзо готовился выступать на международном конгрессе в Риме, он был уверен, что его теорию одобрят и будут носить его на руках, однако коллеги на конгрессе думали по-другому. Ураган критики заставил внести изменения в теорию.

Врач согласился, что преступность не обязательно должно являться врожденным качеством, потому что есть люди, которые становятся преступниками не случайно, например, из-за нищеты.

Ломброзо начинает редактировать свои книги, менять таблицы и теперь под описание врожденного преступника подходит лишь 40% из его коллекции, а остальных считает случайными, способными на перевоспитание. Но вот, что мне показалось странным, эта эволюция взглядов ученого никого не интересует, его теорию объявили ложной, а к нему самому приклеили ярлык циника и антигуманиста [8, с. 2].

После того, как он вносит коррективы в теорию, более половины преступников с коллекции не подходят. Не значит ли это крах теории Ломброзо? Да, я считаю, что с самого начала теория звучит сомнительно.

Есть всегда сходства и противоречия в теориях, но в определении преступников по внешности слишком много изъянов и ее нельзя считать верной.

Измерять череп преступникам и тот, кто проходит отбор, отправлять в ссылку на острова? К счастью или разочарованию для человечества планам Ломброзо не суждено было сбыться. Он мечтал избавить планету от преступников, но благие намерения сыграли с ним злую шутку, не признав его теорию.

Всю свою жизнь Чезаре Ломброзо пытался понять, загадочную связь человеческого тела и души. Он старался создать свою математическую формулу, схему преступника. Вероятно, в этом была его главная ошибка. Ведь человек и даже ожесточенный преступник, выше любых схем.

Источник: http://21biz.ru/chezare-lombrozo-sovremennoe-videnie/

ЛОМБРОЗО, ЧЕЗАРЕ

ЛОМБРОЗО, ЧЕЗАРЕ (Lombroso, Cesare) (1835–1909) – социолог, родоначальник школы криминальной антропологии в Италии. Родился в Вероне 6 ноября 1835 в семье состоятельных земельных собственников. Получил медицинское образование в университетах Павии, Падуи и Вены.

Самостоятельно освоил такие дисциплины как этнолингвистика, социальная гигиена и психиатрия. Решающую роль в интеллектуальном формировании Ломброзо сыграла философия позитивизма, утверждавшая приоритет научного знания, полученного экспериментальным путем.

Первые антропометрические исследования предпринял в начале 1860-х, когда был военным врачом и принимал участие в кампании по борьбе с бандитизмом в южных областях Италии.

Собранный Ломброзо обширный статистический материал послужил важным вкладом в развитие социальной гигиены, криминальной антропологии, а в ближайшей перспективе и социологии преступности.

В результате обобщения полученных эмпирических данных Ломброзо сделал вывод о том, что отсталые социально-экономические условия жизни в Южной Италии обусловили воспроизводство там анатомически и психически аномального типа людей, антропологической разновидности, нашедшей свое выражение в преступной личности – «человеке преступном». Такая аномальность выявлялась путем антропометрической и психиатрической экспертизы, что открывало возможности для прогностических оценок динамики развития преступности. Эти концептуальные подходы Ломброзо ставили проблему ответственности общества, воспроизводившего преступность, оспаривая тем самым позиции официальной криминологии, возлагавшей ответственность исключительно на человека, преступившего закон.

Наиболее ценную часть научного наследия Ломброзо составляют исследования по социологии политической преступности – Политическая преступность и революция (Il delitto politico e le rivoluzioni,1890), Анархисты. Криминально-психологический и социологический очерк (Gli anarchici.

Studio di psicologia e sociologia criminale,1895), Гениальность и помешательство (Genio e follia,1897). Феномен политической преступности, распространенной в Италии на рубеже 19 и 20 вв.

в форме анархистского терроризма, Ломброзо исследовал под углом зрения индивидуального сознания политического преступника – личности, жертвенно преданной утопическому идеалу социальной справедливости.

Природу этого социального поведения, движимого идеями политического вандализма, Ломброзо убедительно объяснял кризисом парламентской демократии в Италии, коррупцией политиков, обесцениванием идеалов социальной справедливости.

Криминологические идеи Ломброзо завоевали широкую известность в России. Они представлены многочисленными как прижизненными, так и посмертными русскими изданиями его научных сочинений. В 1897 Ломброзо, участвовавшему в съезде русских врачей, был оказан восторженный прием в России.

В мемуарах, посвященных российскому эпизоду своей биографии, Ломброзо отразил типичное для современных ему итальянских левых резко негативное видение общественного уклада России, который сурово осуждался им за полицейский произвол («подавление мысли, совести и характера личности») и авторитарные методы реализации власти.

В советской России был широко распространен термин «ломброзианство» для обозначения антропологической школы уголовного права – одного из направлений в буржуазной теории права (согласно критериям классового подхода). Особой критике подвергалось учение Ломброзо о прирожденном преступнике.

По мнению советских юристов оно противоречило принципу законности в борьбе с преступностью, имело антинародную и реакционную направленность, поскольку осуждало революционные действия эксплуатируемых масс.

При таком заведомо предвзятом, идеологизированном подходе без внимания оставались заслуги Ломброзо в исследовании первопричин экстремистских, протестных форм социальной борьбы, находивших свое выражение в политическом терроризме, а в более общем плане – в политической преступности.

Труды помимо указанных в статье: Новейшие успехи науки о преступнике. СПб., 1892; Безумие прежде и теперь. Одесса, 1897; Мое посещение Толстого. Carouge (Genève), 1902.

Вячеслав Коломиец

См. также ПРАВОСУДИЕ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ.

Литература:

Попов В.А. Психология толпы по Тарду, Сигеле, Ломброзо, Михайловскому, Гиддингсу, Г.Лебону и др.М., 1902
Марголин А.Д. Роль и значение Ломброзо в эволюции понятий о преступлении и наказании.Киев, 1910
Коваль Л.М. Русско-итальянские общественные связи. Россия. Италия. – Книга.М., 1981

Источник: http://www.krugosvet.ru/enc/ekonomika-i-pravo/lombrozo-chezare

Ссылка на основную публикацию