Хотение — психология

Психология отсутствия желаний: 3 ответа, куда они уходят

А вы знаете, куда на самом деле уходят желания? Почему с возрастом хочется меньше всего – и секса, и зарабатывать, и получать удовольствие от жизни? В какие периоды мы сталкиваемся с отсутствием желаний и что думает психология об этом? Узнайте, как вернуть ваши желания обратно.

Согласно главному постулату буддизма, желание приводит к страданиям.

Именно из-за этого – что нам что-то надо – мы и мучаемся, и тревожимся, и маемся. Не будет желаний = не будет страданий…

Казалось бы, все так. Но те, кто реально сталкивается с отсутствием желаний, говорят о другом. Их не окутывает благодать, на их лице не светится безмятежная улыбка счастья. Почему так? Потому что в психологии отсутствие желаний – это отсутствие энергии. Не какой-то мистической, а вполне реальной.

Хочет человек чего-то значимого, большого – и двигается к этому.

Ничего не хочет – и лежит на диване. Неоткуда взяться ни интересу, ни возбуждению (в широком смысле).

Незачем жить. Ничего не двигает.

Еще отсутствие желаний в психологии называется апатией. Словарное определение очень точно:

В Википедии слово расшифровывается подробнее:

“Апатия (греч. α- «без» + греч. πάθος «страсть») — симптом, выражающийся в безразличии, безучастности, в отрешённом отношении к происходящему вокруг, в отсутствии стремления к какой-либо деятельности.”

Вместе с отсутствием устремлений приходит безразличие (буквально – без-различие, неразличение, чего я хочу, что мне интересно, как будто в мире больше нет объектов, все в общей серой пелене.

Предположим, что вы все же не валяетесь в клинической (“настоящей”) депрессии, когда даже встать с постели – проблема.

Тогда посмотрим, куда ушли ваши дорогие, будоражащие, подымающие даже со смертного одра, буквально животворящие желания.

Возможно, вы помните статью про депрессию (“Давил-давил, и додавил!“). В ней приблизительно описан этот механизм. Каждое “Я” (селф-процесс) представляет собой три “этажа”:

  • персонэлити (кто я, какой я, что я умею, откуда я пришел, что мне можно и нельзя);
  • эго-функцию (что я буду делать, что я выбираю);
  • ид-функцию (“детская часть”, желания, стремления).

Последняя – самая быстрая, реагирует больше на текущие раздражители. Первая – самая медленная, но и самая стабильная, на годы. И тогда отсутствие желаний в терминах гештальт-терапии – это “придавленность” эго, его раздавленность между довольно сильными желаниями (которые нельзя-нельзя) и мощной “персоной” (“я должен быть …”, “я не имею права на…”).

В итоге и эго не работает (не может выбрать), и слабо слышно ид-функцию – к ней не прислушиваются.

Ну да, проще ведь запретить себе хотеть, чем развенчать старые стереотипы о себе и попробовать, найти как сделать, придумать форму для конкретного желания!

Может, вы хотели совсем не напиться (допустим, этого вам нельзя), а хотели на самом деле – развеселиться. Но веселиться по-другому не учились и не пробовали…

Может, вы хотели не семью-мужа, а просто хорошего секса. Или много-много флирта! Но это нельзя, намерения должны быть только самые серьезные!

Отсутствие желаний как последствия интроектов

И тут мы подходим к следующей части: а почему, собственно, нельзя?

Есть 4 разные позиции:

  1. я окей и мир окей;
  2. я хорош, но мир плохой;
  3. я плохой, а мир хороший;
  4. я плохой и мир плохой.

Итого если и с вами и с миром все в порядке, то нельзя у вас мало и они по делу. Если же вы считаете, как в пунктах 2 или 3, то вам многое нельзя.

Запрет находится на уровне Персонелити, в форме интроекта:

  • для “мир плохой” – вокруг страшные люди/уроды/гады/эгоисты; никто тебе просто так ничего не сделает; того, что тебе надо, в мире нет; экономика рушится, все дорого;
  • для “я плохой” – ты не справишься, ты слаб, тебе не положено, ты виноват – куда тебе еще какие-то радости, ты должен родителям/супругу/детям, нечего о себе думать!

Поищите, какие интроекты (“проглоченные” убеждения) вас останавливают от того, чтобы желать.

Травма как запрет на будущее и желания

Среди отдаленных (от полугода и больше) последствий психологической травмы есть и такое: человек не видит своего будущего. Не может мечтать, не способен желать и хотеть, добиваться и получать. Будущего нет, оно закрыто. Человек просто не хочет жить.

Это самый сложный вариант отсутствия желаний: в психологии работа с травмой очень медленная, а на проблему “ничего не хочу” мало кто жалуется.

Чаще жалоба будет о “эпизодах, которые всплывают в неподходящий момент”, может – о нерешительности, проблемах со сном, едой, базовыми человеческими потребностями.

Даже ангедония – отсутствие удовольствия – тоже бывает чаще, чем “что-то я ни о чем не мечтаю”.

Что происходит при травме: фактически распадается “я” клиента. В желании задействован (и создает его) наш Ид, наша живая часть, а при травме человек словно мертвеет внутри и запрещает себе хотеть.

Что делать:

  1. выговориться (дебрифинг), чтобы сложилась цельная картина и последовательность – что произошло;
  2. признать, что травма случилась не по вине травмированного;
  3. собрать распавшиеся части себя (в т.ч. “запрещающую” себе будущее).

После проработки травмы должно не остаться эмоций по ее поводу – останутся только факты  (“вот в это я попал(а), и вот так из этого вышел(-шла)”).

Это благодатный и важный путь из состояния “не вижу будущего, не могу себя “отправить” туда” к ресурсному состоянию “хочу, могу и делаю”.

Поделитесь в комментариях, было ли у вас время, когда вы ничего не хотели, и что вы делали с отсутствием желаний, как выбирались оттуда.

Ведь ничего не хочет на самом деле только мертвый человек (либо просветленный, но такие не читают статьи в интернете:)).

Словарик

Желание – мотив, опредмеченная потребность.

Желание направлено на получение удовольствия, т.е. реализация базовых потребностей не относится к желаниям.

Удовольствие – признак реализации желания.

Источник: http://Sova-Psiholog.ru/psihologija-otsutstvija-zhelanij-3-otveta-kuda-oni-uhodjat/

Хотение

Совершенно не очевидны различия между желанием и хотением. На­помним, что И. М. Сеченов разделял их только по степени страстности, т. е. по эмо­циональности переживаний.

Таким образом, желание (хотение) скорее всего выступает как собиратель­ный, обобщенный термин для обозначения различных мотивационных образо­ваний, феноменов. Влечение тоже можно рассматривать как разновидность жела­ния.

Особенности потребностей человека

Поскольку процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности личности.

Осознавая цель субъективно как потребность, человек убеждается, что удовлетворение последней возможно лишь через достижение цели.

Это позволяет ему соотнести свои субъективные представления о потребности с её объективным содержанием, отыскивая средства овладения целью как объектом.

Для человека характерно то, что даже те потребности, которые связаны с задачами ᴇᴦο физического существования, отличны от аналогичных потребностей животных. В силу этого они способны существенно видоизменяться исходя из общественных форм ᴇᴦο жизнедеятельности. Развитие человеческих потребностей реализуется за счёт общественно обусловленного развития их предметов.

Субъективно потребности репрезентируются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их удовлетворение — в виде оценочных эмоций. Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и прочем, побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления потребности.

Если в потребности деятельность по существу зависима от её предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется как собственная активность субъекта. Поэтому раскрываемая в поведении личности система мотивов богаче признаками и более подвижна, чем потребность, составляющая её сущность.

Воспитание потребностей — одна из центральных задач формирования личности.

По мере удовлетворения одних потребностей у человека возникают другие потребности, это позволяет экономистам утверждать, что в общем потребности безграничны.

Потребности связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности, которое обусловлено дефицитом того, что требуется.

Наличие потребности сопровождается эмоциями˸ сначала, по мере усиления потребности — отрицательными, а затем — в случае её удовлетворения — положительными.

Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека преимущественно на тех объектах, которые имеют способность утолять потребности.

На физиологическом уровне потребности выражаются как устойчивые очаги возбуждения соответствующих нервных центров, определённые академиком Ухтомским А.А. как доминанты. При соответствующих условиях, сильные доминанты могут подавлять функционирование других нервных центров.

Например, само явление доминанты было открыто при исследовании двигательных рефлексов собаки на определённые раздражители. В какой-то момент времени животное перестало реагировать на раздражители и через несколько секунд у него произошёл акт дефекации. После этого рефлексы восстановились.

Доминанты бывают низшие, соответствующие низшим ступеням иерархии потребностей и высшие. Высшие доминанты характеризуются долговременностью процесса их формирования.

Источник: http://referatwork.ru/lectionbase/psihologiya/view/282341_hotenie

Истинные желания

Истинные желания человека, в первую очередь, прямо связаны с его адекватным восприятием мира, в котором он живет, если человек смотрит на жизнь такой, какая она есть на самом деле, любые его желания будут естественными, если же его что-то ослепляет, ни о какой естественности и речи быть не может. А современного человека ослепляет многое, поэтому и вопрос об истинности того или иного желания, для человека осознающего собственную слепоту, стоит достаточно остро.

Взрослый, адекватный и более или менее сознательный человек, не боящийся ответственности — не хочет, чтобы им манипулировали.

Тот же, кто не желает нести ответственности ни за себя самого, ни тем более за других людей, не просто подвержен манипуляциям, такой человек сам желает того, чтобы им и его желаниями манипулировали. И это ключевой момент, в рассматриваемом нами в этой статье вопросе.

Ведь ответственностью обладают адекватные люди с трезвым взглядом на жизнь, и только такие люди — трезво мыслящие, могут иметь действительно истинные желания, а не внушенные кем-то другим.

А если человек не хочет нести ответственность за свою жизнь, тогда и задаваться вопросом о том, какие из его желаний являются истинными, а какие нет, ему, пожалуй, не стоит. Ибо какая ему разница, кто и как им манипулирует, если он сам этого хочет.

У истинных желаний есть два мощных корня, которые и говорят об истинности того, что на самом деле может хотеть человек.

Во-первых, учитывая адекватность восприятия человеком мира, его желание должно формироваться в контексте времени, в котором человек живет, и отражать ту среду, в которой он находится.

Глупо, согласитесь, желать того, о чем не имеешь ни малейшего представления и не понимаешь смысла и последствий своего желания.

Вместе с тем, упираясь своей основой в естественные нужды, о которых я надеюсь, вы все знаете, желание человека становится жизненно важной необходимостью. Вот подобно тому, как без воздуха, еды и воды человек может умереть, и поэтому всеми силами он будет стремиться удовлетворить свою нужду в воздухе, воде и пище, так и любое другое желание, должно быть основано на жизненной необходимости.

Читайте также:  Озадачивание проблемой - психология

Если мы этого не сделаем – тогда все, тогда смерть, отступать некуда, или ты получил что хочешь, или ты проиграл в этой игре под названием жизнь.

Это у нас первый корень, от которого тянутся еще маленькие корешки, влияющие на нашу психику и в определенной степени подпитывающие наши желания, но корень, упирающийся в жизненную необходимость – основной.

Именно вопрос жизни и смерти не дает человеку остановиться перед самыми разными жизненными трудностями на пути к осуществлению своего желания. Оно и понятно, ведь “инстинкт жизни”, актуален как на сознательном, так и на подсознательном уровне, это сильный стимул к росту, это не слепая вера – это жизненная необходимость.

Корень номер два — это наше эго, и вместе с ним, полное понимание человеком того, кто он есть такой и каковы его возможности. Во всяком случае это, то возможное наше понимание, к которому мы в состоянии прийти.

Причем здесь идет речь, как о психологии человека, так и о его осознанном восприятии жизни, чем меньше осознанности, тем больше роль человеческого эго в корне номер два, а чем больше осознанности, тем соответственно больше роль понимания, в подпитки истинного желания человека. Сейчас объясню о чем это я, но позвольте, начну издалека.

Как-то я читал книгу о том, насколько сильным может быть желание человека, если он стимулируется не необходимостью и обязанностью, а желанием. Автор писал о силе слова: “Хочу”, в сравнении со словом “Надо”.

И я с ним полностью в этом согласен, хотение конечно сильнее всех этих «Надо» и «Должен», но это не самый сильный и мощный стимул, и главное, что поверхностное, эмоциональное хотение человеком чего-либо, может быть очень далеким от истинности того, чего он на самом деле хочет.

А вот слово “Не хочу”, то есть очень сильное нежелание чего-либо, вот это действительно мощный стимул для истинного желания человека.

Негатив в нашей жизни существует не случайно, это источник информации из внешнего мира, которая поступает в бессознательный по большей части ум человека, и пусть, человек не может чего-то понять, зато может почувствовать.

Почувствовать дерьмо мы все можем, и это может нас расшевелить, заставить во-первых расти по жизни, а во-вторых действовать, то есть не быть пассивностью. Не знаю, кто придумывал этот мир, но в нем все настроено на рост, на движение, на энергию.

И желание человека тем естественнее, чем оно более направлено на рост этого самого человека и на его развитие. Ну что такое: “Я хочу”? Разве это сила, учитывая бессознательность большинства людей и их подверженность манипуляциям? Да это спичка, которая очень быстро гаснет, сталкиваясь с первыми по жизни трудностями.

Желание основанное на эмоциях, имеет такую же продолжительность жизни, как и сама эмоция, на которой оно было основано.

Но вот желание, основанное на нежелании, цепляющее эго бессознательного человека, достаточно сильное для того, чтобы он поднял свою задницу и начал действовать, воплощая это желание в жизнь.

Правда надо заметить, что человек выработал иммунитет и к негативу, мы ведь такие существа, что ко всему привыкаем, и даже клюющий нас в задницу “жаренный петух”, часто бывает нам абсолютно безразличен, и только совсем уже ужасающее положение дел, вынуждает человека действовать.

Вот тогда и рождается в человеке истинное желание, питаемое корнем номер один, то есть упирающееся в жизненную необходимость и отражающее естественную нужду человека, и цепляющее его ЭГО, в данном случае напишем это слово с большой буквы, здесь оно сильно.

Хотеть дом – этого конечно можно хотеть, может быть, даже очень сильно и всю жизнь, и так его и не заиметь. А вот к примеру — не хотеть, жить в коммунальной квартире, как черт знает кто, вот это сильнее, и здесь желание напрягает мозг основательно, вынуждая человека улучшить свои жизненные условия.

Понимаете друзья, желать иметь дом, но не иметь на то возможностей, это — не желать, это так, думать, что желаешь. И если ты имеешь вместо дома — козу, то это, не о твоих возможностях, якобы несовпадающих с твоими желаниями говорит, а о тухлости твоего желания, хватившего только на козу.

Истинное желание, может быть, либо реализовано со временем, либо остаться в процессе реализации, учитывая тот факт, что живем мы не вечно, и жизнь не всегда подстраивается под наши амбиции.

Оно — желание, не может быть рожденным и умершим в голове человека, если оно настоящее, оно умирает вместе с человеком. Оно не может быть потрепавшимся на его языке или максимум – это выразившимся в его вялых и неуверенных действиях, которые упершись в первые трудности, были полностью человеком прекращены.

Такой человек ничего не хочет, и желание его не является истинным. И даже если такой человек чего-то добьется в жизни, движимый своей “хочушкой”, то это будут отнюдь, не самые выдающиеся результаты.

Сладость пряника, всегда менее эффективна, нежели боль от кнута, к которой пусть и можно привыкнуть, но в покое эта боль, человека не оставит.

Увязывая написанное мною в самом начале, с последовательным изложением всех описанных мною аспектов поведения человека при формировании у него различных желаний, мы с вами приходим к пониманию того, что человеку много не надо, на самом деле.

Однако обстоятельства, вынуждают нас хотеть большего, сама жизнь от нас этого требует, поскольку так уж она устроена, что в нее надо играть активно.

А вот что касается осознания человеком того, кто он есть и каковы его возможности, о которой я упомянул, то фактически, это приправка ко всему выше сказанному.

То есть, мы принимаем во внимание все, что есть в нашей жизни, и с пониманием самих себя как существ способных на все, если возьмем ответственность на себя, желаем именно того, что входит в степень наших интересов при полном понимании необходимости для нас чего-либо.

Что наше эго, рождающее нежелание к чему-либо или к кому-либо, что наши нужды, приобретшие форму потребностей, как наиболее удобный способ удовлетворить свою нужду, что время и обстоятельства вокруг нас, ставящие конечную форму нашего желания на фундамент жизненной необходимости, все это, должно полностью нами пониматься.

Если вы не понимаете чего-то в своем желании, если вы не можете увязать его с описанными мною стимулами, которые должны ваше желание питать и делать его настоящим, тогда не спешите чего-то хотеть и к чему-то стремиться.

Лучше подумайте над тем, чего вы не хотите, что в этой жизни нарисовано не так, как вам нужно, и попробуйте обосновать свое желание, именно этим раздражителем.

Навязать вам фальшивые желания, сейчас горазды многие, причем эти желания настолько слабы, что людям даже предлагают реализовать их посредством взятия кредита, дабы вы горяченькие и совершенно неосознанные в понимании своего желания, быстренько его исполнили как по велению волшебной палочки.

Но вот если жизнь вас припрет к стенке, это когда она поставит вас перед выбором: или жить или действовать, именно действовать по обстоятельствам, обдуманно и со смыслом, а не реагировать на внешние раздражители, вот тогда в вас проснется истинное желание, которое вы поймете именно как истинное, вспомнив мои слова.

Ведь я много тут могу писать, играя именно словами, которые могут пробудить в вас понимание об истинном желании, а могут и не сделать этого, ибо база знаний и понимания у людей может быть самой разной.

Поэтому обратите внимание на окружающий вас негатив, ибо он в отличии от слов, разговаривает с человеком на другом языке и дает ему наглядно понять и почувствовать, чего тот на самом деле может хотеть.

Испытать самому что-то, всегда лучше, нежели в теории о чем-то знать. Что же, а я в свою очередь, пожалуй закончу эту тему, и пусть есть еще масса аспектов, которые нам не мешало бы разобрать в рамках понимания истинности наших желаний, думаю их лучше оставить на потом.

Мои наблюдения показывают, что слишком большие статьи, тяжело воспринимаются людьми, так что теперь я постараюсь писать короче. Но напоследок, мне бы хотелось задать каждому из вас уважаемые читатели вопрос следующего характера, дабы вы могли проверить, насколько вы смогли вникнуть в суть написанного мною.

Итак, представьте себе, что вы поймали золотую рыбку, которая исполнит любые ваши желания. Не будем с вами заострять внимание на количестве этих желаний, количество значения не имеет.

Это могут быть — три желания, десять, сто желаний, не в количестве желаний дело, а в человеке, который либо понимает себя, либо нет.

Так вот вопрос: что вы будете просить у золотой рыбки? Подумайте хорошенько, не спешите со своими ответами, и не спешите со своими желаниями, как я уже сказал, здесь важно подумать, ограничений в желаниях нет, одно желание или миллион желаний, большого значения это не имеет.

Прочтите если надо статью еще раз, а после уже подумав, определитесь с тем, что будете просить у золотой рыбки. Ну что же, надеюсь, что вы последовали моему призыву подумать, потому что сейчас я скажу вам о том, чтобы я, стал просить у золотой рыбки.

А я бы, ничего у нее не стал просить, вообще ничего, даже если бы был гол как сокол, я бы ее просто отпустил, за, так сказать, сильное ее желание жить, настолько сильное, что она даже желала подкупить меня, моими желаниями.

Читайте также:  Эффекты сенсорного поля - психология

Если бы у меня, возникли желания не посредством моих размышлений, а посредством сложившихся обстоятельств, не связанных с вопросом о жизни и смерти, то это были бы не истинные желания. Это была бы манипуляция мною посредством внешних раздражителей, делающая меня слабым и зависимым.

Истинное желание, никогда не будет иметь позыва во внешний мир, вы никогда ни у кого, кроме как у самих себя, ничего не просите, если вы действительно чего-то хотите.

Ни Бог, ни президент, ни мама с папой, не могут вам дать того, что вы действительно хотите. И не могут они этого сделать потому, что вы, настолько сильны и вольны, что если чего-то на самом деле захотите, вы это получите посредством своих собственных усилий. И тогда полученное вами будет для вас по-настоящему ценным.

Другие люди, вас могут только купить, и купят они не только ваше желание, но и вашу свободу вместе с вашим желанием, сделав вас слабыми и зависимыми. Потому что если «прикормить» человека, то он окажется на поводке и будет зависимым от тех, кто сначала сформирует у него определенные желания, а затем будет их удовлетворять, попутно эксплуатируя этого человека.

Ведь у всякого желания, как и у всего остального в этой жизни, есть своя цена.

Источник: https://psichel.ru/istinnye-zhelaniya/

Психология желаний: что такое бесплатно, даром, халява

Заложенные в детстве, с помощью волшебных сказок, в глубинах психики психология желаний: бесплатно, даром и халява — отражаются на самосознании и поведении человека всю его жизнь, и, в большинстве своем, делают ее трагической, или, по крайней мере, жизнью неудачника.

Приветствую Вас, уважаемые посетители кабинета Олега Матвеева, где Вы можете задать один бесплатный вопрос психологу, психоаналитику.
Желаю Вам психического здоровья!

Сегодня, в рубрике Психоанализ и психотерапия, мы рассмотрим психологию желаний: бесплатно, даром и халява, и их отношение к человеческой психике, а также, как эти понятия влияют на нашу жизнь и судьбу.

Психология желаний: получить бесплатно, даром, на халяву

Желание что-либо получить бесплатно, даром или на халяву рождает внутреннее, неосознанное, постоянное и пассивное ожидание различных благ без личного участия, что в итоге приводит к ожиданию бесплатного, дармового и халявного счастья и судьбы удачливого человека. Увы, но это иллюзии.

В детстве, человек, на основе иллюзий и фантазий начинает неосознанно планировать свою жизнь, и какая она будет, победителя или неудачника — зависит, в первую очередь, от родительского воспитания (программирования).

Если родители дают ребенку мало любви, принятия и признания, то у него вырабатывается заниженная жизненная позиция, и читая волшебные сказки (смотря фильмы) ребенок фантазируя придумывает себе свою историю жизни, свою судьбу, иллюзорную жизнь.

Ребенок хочет стать победителем (принцем, принцессой), но т.к. воспитан дисгармонично, то он выбирает ожидание, что когда-то придет «Дед Мороз» и все будет хорошо; в худшем случае — он выбирает ожидание смерти.

Отсюда рождается ожидание бесплатного, халявы и дармовщины; отсюда появляется пассивность, бездействие и безответственность за себя, свою жизнь и судьбу.
Это сценарий жизни, и, как правило, неудачника.

Нужно избавиться от психологического желания бесплатного, дармового и халявы

Бесплатный, дармовой и халявный сыр только в мышеловке — поговорка известная практически всем.
Мы, взрослые, понимает это, но тем не менее зачастую попадаемся на крючок различных акций, распродаж, скидок, лотерей, игровых автоматов и казино, и многих других лохотронов: бесплатно, даром, халява…

С помощью этих понятий нас разводят, обманывают и пользуются мошенники всех мастей. (Возьмите хотя бы финансовые пирамиды, или бесплатная медпомощь, или бесплатная школа и т.д.).

Человеку нужно перестать надеяться на волшебство основанное на детских сказках типа: «По щучьему велению», «Илья Муромец», Молодильное яблочко», «Иван Царевич», «Спящая красавица» и др.

(Многие и будучи взрослыми продолжают смотреть сериалы типа «Доярка из Хацапетовки» где главная героиня из лягушки становиться принцессой — это сказка для взрослых, основанная на ожидании бесплатного, дармового и халявы; основанная на пассивности и бездействии; на безответственности за свою судьбу).

У каждого есть возможность взять ответственность за себя, свою жизнь и судьбу в свои руки; начать становиться строителем своего счастья, преобразователем мира под себя. Ведь ответственность за наше сегодняшнее и будущее лежит лишь на нас самих, а не на Боге, волшебстве, удаче или счастливом случае; только мы сами можем поменять себя и свою жизнь в лучшую сторону.

Пора очистить свои мозги от таких понятий, как бесплатно, даром, халява, т.к. все это детские иллюзии приводящие нас в тупик во взрослой жизни.

Самостоятельно, конечно, поменять свой жизненный сценарий сложно, но тот у кого есть желание, может поменять свою судьбу неудачника с помощью трансактного, сценарного анализа (психоанализа).

Если у Вас есть большое желание изменить себя, свою жизнь и судьбу и познать что такое счастье — то обращайтесь, поможем…

Если нет — то ожидайте «Деда Мороза»

Желаю всем психологического благополучия!

Вы можете получать психологическую помощь и консультацию посредством психотерапевтического письма СКРИБОТЕРАПИИ

Источник: http://xn—-7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai/psychoanaliz/psikhologiya-zhelanijj-besplatno-darom-khalyava/

ЖЕЛАНИЕ

психический импульс, побуждение, направленное на удовлетворение потребности человека.

   К проблеме желания З. Фрейд обратился в первой, знаменовавшей открытие психоанализа, фундаментальной работе «Толкование сновидений» (1900).

В ней он подчеркнул, что «у каждого человека есть желания, которые он не сообщает другим, и желания, в которых он даже не признается себе самому». И те и другие желания дают о себе знать в сновидениях, представляющих собой, по его мнению, скрытое осуществление подавленных, вытесненных желаний человека.

Из подобного понимания существа сновидений вытекало стремление основателя психоанализа выдвинуть и обосновать теорию осуществления желаний.

   Фрейдовская теория осуществления желания основывалась прежде всего на рассмотрении природы и истоков возникновения желаний как таковых и их отражения в сновидениях. З.

Фрейд исходил из того, что в сновидениях находят свое отражение те желания человека, которые являются эротическими и эгоистическими по своей природе. Что касается возможностей происхождения, проявления в сновидениях желаний, то они могут иметь различные источники. По мнению З.

Фрейда, желание может: пробудиться днем, но вследствие внешних обстоятельств не найти себе удовлетворения, в результате чего ночью проявляется неосуществленное желание; возникнуть днем, но претерпеть устранение; не иметь отношения к бодрствующей жизни и соотносится с теми желаниями, которые пробуждаются лишь ночью. Желание первого рода относится к системе предсознания, второго – к переходу из системы предсознания в систему бессознательного, третьего – к системе бессознательного.

   З. Фрейд различал сознательные, предсознательные и бессознательные желания. Он допускал, что сознательные желания могут дать толчок к образованию сновидения. Вместе с тем он считал, что сновидение не образовалось бы, если предсознательное желание не получило бы подкрепление из сферы бессознательного.

Сознательное желание становится возбудителем сновидения тогда, когда ему удается пробудить равнозначное бессознательное. Высказывая данное соображение, З.

Фрейд писал: «Эти всегда активные, так сказать, бессмертные желания нашей бессознательной сферы, напоминающие мифических титанов, на которых с незапамятных времен тяготеют тяжелые горные массивы, нагроможденные на них когда-то богами и потрясаемые до сих пор еще движениями их мускулов, – эти пребывающие в оттеснении желания проистекают сами, однако, из детства, как то показывает психологическое изучение неврозов». В конечном счете основатель психоанализа полагал, что изображаемое в сновидении желание относится, как правило, к детству: у взрослого человека оно проистекает из системы подсознательного; у ребенка – является неосуществленным желанием бодрствующей жизни.

   Пытаясь пролить свет на психическую природу желания, З. Фрейд проводил различие между потребностью и желанием. Согласно его взглядам, столкновение с жизненной необходимостью порождает у человека физическую потребность, например, в утолении голода.

Вызванное внутренней потребностью раздражение ищет выход в форме внутреннего изменения или душевного движения – голодный ребенок плачет, кричит, барахтается. Благодаря посторонней помощи, скажем, с помощью матери устраняется внутреннее раздражение ребенка путем удовлетворения его потребности в питании. Ребенок испытывает чувство удовлетворения.

Частью его переживания становится восприятие еды, воспоминание о котором отныне и навсегда ассоциируется с воспоминанием об удовлетворении. Как только в следующий раз появляется эта потребность, так сразу же благодаря имеющейся ассоциации вызывается психическое движение, которое посредством воспоминания о первом восприятии воспроизводит ситуацию прежнего удовлетворения.

«Вот это психическое движение мы и называем желанием; повторное проявление восприятия есть осуществление желания, а полное восстановление восприятия об ощущении удовлетворения – кратчайший путь к такому удовлетворению».

   Вводя в свои теоретические построения гипотезу о существовании психического аппарата, З. Фрейд полагал, что ничто, кроме желания, не может привести в движение этот аппарат и что ход раздражения в нем автоматически регулируется приятными и неприятными ощущениями.

«Первым желанием является, по-видимому, галлюцинаторное воспроизведение воспоминания об удовлетворении». В примитивном состоянии психики желание как раз и превращается в галлюцинирование. Оно сохраняет свою действенность в галлюцинаторных психозах и фантазии.

Жизненный опыт модифицирует примитивную психическую деятельность. Мышление становится как бы заменой галлюцинаторного желания.

И коль скоро желание способно побудить к психической деятельности, то сновидение как раз и оказывается осуществлением желания, то есть аналогом примитивной психической жизни, частью преодоленной душевной жизни ребенка.

   С точки зрения З. Фрейда, желания человека могут проявляться не только в форме сновидений. Наглядным проявлением ряда осуществленных желаний служат также невротические симптомы.

Однако в отличие от сновидений, где доминируют бессознательные желания, невротические симптомы являются выражением не только осуществленных бессознательных желаний, но и желаний из сферы предсознательного.

Невротические симптомы обусловлены двумя желаниями, проистекающими из находящихся в конфликте систем: они образуются лишь там, где в одном выражении совпадают два противоположных осуществления желаний, возникших в разных психических системах.

   Таковы высказанные З. Фрейдом в работе «Толкование сновидений» представления о природе желаний человека и их проявлении в сновидениях и невротических симптомах.

В последующих своих работах он использовал понятие «желание» применительно к рассмотрению сновидений, что нашло свое отражение, в частности, в «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17).

Однако при обсуждении природы и истоков возникновения невротических заболеваний он предпочитал говорить в дальнейшем не столько о желаниях, сколько о влечениях человека.

   По мере развития теории и практики психоанализа многие психоаналитики сосредоточили внимание на дальнейшем исследовании влечений человека и отказались, по сути дела, от осмысления проблемы желаний, за исключением обсуждения фрейдовской теории сновидений как исполнения желаний. Вместе с тем проблематика желаний субъекта стала центральной для структурного психоанализа Ж. Лакана (1901–1981).

Читайте также:  Иллюзия - психология

   Отталкиваясь от представлений З. Фрейда о желании, Ж.

Лакан придал пониманию желания такую направленность, в результате которой он не только разграничил такие понятия, как «потребность» и «запрос», но и пришел к мысли, что будучи не сводимым ни к тому, ни к другому желание возникает на стыке их обоих. Подлинную сущность человека составляет именно субъект желания, причем его желание есть не что иное, как желание Другого.

   С точки зрения Ж. Лакана, желание является центральной функцией, определяющей человеческий опыт. Оно «лежит у истоков всего, что делает существо одушевленным». Именно в опыте желания человек приходит к переживанию своего Я в отношениях с бытием. Словом, именно желание как бессознательный фактор осуществляет первоначальную организацию собственно человеческого мира.

Поэтому акцент З. Фрейда на желании, определяющем жизнедеятельность человека, действительно является существенным и важным для понимания того, что происходит в его психике.

Другое дело, что последователи основателя психоанализа слепо поверили его высказываниям, согласно которым сердцевиной человеческого желания служит сексуальное желание, и не поняли, что на самом деле он хотел этим сказать.

   В процессе терапии психоаналитик интерпретирует мысли и поведение пациента с точки зрения действенности данного желания, это вызывает у последнего сопротивление, хотя в действительности сопротивляется аналитик, пытающийся объяснить больному, что предметом его желания является определенный сексуальный объект. Однако, как считал Ж. Лакан, задача заключается в другом, а именно в том, чтобы научить субъекта называть свое желание, результатом чего и будет эффективное психоаналитическое воздействие. «Называя свое желание, субъект говорит, рождает в мир некое новое присутствие».

   Проводя различие между такими понятиями, как «потребность», «запрос» и «желание», Ж. Лакан соотнес становление субъекта с тремя уровнями психики – реальным, символическим и воображаемым.

Если на уровне реального речь идет о субъекте потребности, а на уровне символического – о субъекте словесно выраженного запроса, то именно на уровне воображаемого – о субъекте желания. Эти представления стали ориентирами как в исследовательской, так и в терапевтической деятельности психоаналитиков, разделяющих взгляды Ж.

Лакана на понимание существа желания человека и обративших внимание на то, что в момент слияния воображаемого и реального в аналитической ситуации желание пациента оказывается одновременно наличным и невыразимым.    

Источник: https://vocabulary.ru/termin/zhelanie.html

По моему хотенью | Саморазвитие | Наша Психология

«Быть эгоистом хорошо». А что, как не безоговорочная любовь к себе, позволяет сохранить нервы, цвет лица и «получить от жизни все», пока ровесники выбирают между коляской и холодильником? Распевая эти гимны, гедонисты-индивидуалисты, впрочем, забывают, что настоящий эгоизм – дорожка, которая скорее приведет к одиночеству, чем к успеху…

Похоже, мода на себялюбие родилась из духа противоречия и обыкновенной путаницы понятий.

«Я – последняя буква алфавита», «Все драят столовую, а тебе особое приглашение нужно?», «Отдай пистолетик Машеньке, она же девочка!» – эти и подобные киты кондово понимаемого альтруизма заставят вцепиться в свою игрушку (и никогда уже не выпускать ее из рук), даже если вы прирожденный Санта-Клаус.

Что ж, приносить бесконечные жертвы хоть ради семьи, хоть во имя спасения человечества уже не актуально, и в этом смысле большинство из нас преспокойно оставят домочадцев наедине с полуфабрикатами и отправятся на какое-нибудь важное вечернее мероприятие, поскольку личные интересы для нормального взрослого человека все-таки – приоритет.

Желания окружающих при этом учитываются и, в зависимости от того, насколько они важны, исполняются или отклоняются. Другое дело – эгоист.

Он запросто может высадить вас на безлюдном шоссе среди ночи просто потому, что неохота делать крюк; в одиночестве уплетать деликатесы, когда близкие перебиваются с хлеба на чай; в последний момент не явиться на собственную свадьбу.

При этом он не испытывает ни малейшей неловкости и очень удивится, если вы вдруг обидитесь: «Я так хотел!» – таков его бронебойный аргумент. Он даже не понимает, а зачем надо поступать как-то иначе…

Застрявшие в песочнице

В трудные времена Леше и Лизе достали два импортных леденца чупа-чупс. Трехлетняя Лиза свой леденец моментально сжевала и смотрит выразительно на Лешу, тот как старший жертвует свою конфету сестре. Лиза сосет Лешин чупа-чупс и приговаривает: «Мамочка, как жалко, что братику не досталось леденца, он же такой вкусный! Как жалко, что мне захотелось еще!»

Эгоизм – качество, естественное для маленького ребенка.

По мере взросления человек начинает понимать, что исполнение его желаний зависит от воли других людей и, соответственно, наилучшей стратегией является поиск компромисса.

К сожалению, у некоторых социальное развитие явно запаздывает, и они продолжают оставаться неприкрытыми или неадаптированными эгоистами, полностью пренебрегающими чужими интересами ради сиюминутной тактической выгоды.

«Эгоцентризм – самая ранняя стадия развития личности, – поясняет кандидат медицинских наук, психотерапевт европейского реестра Марк Сандомирский. – Самовосприятие человека формируется в последовательности “ты – я – мы”, и поначалу малыш просто не осознает себя отдельно от матери (стадия “ты”).

На втором – третьем году жизни начинается процесс социализации, приходит понимание, что потребности разных людей различны. Затем, уже в школьном возрасте, мы обучаемся соразмерять и согласовывать свои интересы с интересами других, это становится необходимым условием для того, чтобы “вписаться”, быть принятым в компании ровесников.

Эгоизм такой возможности не допускает, вынуждая задерживаться в инфантилизме».

Американский философ, автор «Теории справедливости» Джон Ролз выделил три основных вида эгоизма: диктат, вседозволенность и анархия, которые, по наблюдению психологов, соответствуют трем ошибочным сценариям семейной педагогики: ребенок-тиран, ребенок-кумир и ребенок-бунтарь. Первый из них сводится к формуле «Все должно быть по-моему!».

Эгоисты-диктаторы, в отличие от прочих «сородичей», как правило, чужды эпикурейства. Нет среди них и убежденных одиночек: им нужна семья, иначе кому они объяснят, как надо жить и как не надо.

Изводя всех нотациями, эгоисты-тираны чувствуют себя эдакими мудрыми пастухами неразумного стада, они абсолютно уверены в собственной непогрешимости: «Мое слово – закон!» Желание, естественно, тоже.

«Вседозволенцы» и анархисты, напротив, любители красивой жизни. Они никого не поучают, поскольку у них своя мораль: «Если нельзя, но очень хочется, то можно» или «Всем позволительно делать все, что заблагорассудится».

Далекие от «нудных» долженствований, на первых порах знакомства они кажутся людьми яркими, свободомыслящими, почти философами, пока не становится ясно, что их легкость – самая настоящая необязательность, а свободолюбие – не что иное, как безразличие и готовность «кинуть» в любой момент.

Эгоист против альтруиста

Несмотря на то что «чистокровный» эгоцентрик – существо малосимпатичное (и даже опасное для окружающих), эгоистичность – чрезвычайно популярный выбор: многие не без гордости в этом «расписываются», а уж брендов, журналов и телешоу, апеллирующих к этой стороне человеческой натуры, и не перечесть. Воды на мельницу такой моды подливает, очевидно, то, что антоним и антипод эгоизма, альтруизм, путаемый с самопожертвованием, «шибает» валерьянкой: как это «ничего не хотеть для себя», «жить ради других»? Невроз? Именно. И оборотная сторона эгоизма.

Об аффективной центрации на себе (эгоцентризм) или на других (жертвенность) впервые заговорил Эрих Фромм. По мнению знаменитого психолога и философа, оба полюса поведенческого расстройства приводят к фрустрации, поскольку оборачиваются болезненными ответами мира.

«“Отсутствие эгоизма” – невротический симптом, который не только не воспринимается таковым, но часто представляется похвальной чертой характера. Такой человек гордится тем, что не считает себя сколько-нибудь заслуживающим внимания.

Его, правда, озадачивает, что вопреки своей неэгоистичности он несчастен и его отношения с близкими неудовлетворительны. Анализ показывает, что полное отсутствие эгоизма – один из его признаков, причем зачастую самый главный.

За фасадом жертвенности скрыт утонченный, но от этого не менее сильный эгоцентризм».

Необходимость жертвовать собой ради других – надуманная. Такого «шанса», скорее всего, и не представится, когда речь идет о зрелой, семейноориентированной личности, воспринимающей свое «я» расширенно, как «мы».

«В норме взрослый человек способен позаботиться о близких и не забыть о себе. В терминах психологии это называется адаптивным эгоизмом, – утверждает Марк Сандомирский.

– На практике это представляется как способность разрешать противоречие между индивидом и обществом: не изолироваться от сообщества, но и не растворяться в нем; не “давить” на окружающих так, что они начинают игнорировать подобный диктат и избегать общения, но и не подчиняться внешнему давлению; думать об интересах окружающих, но не идти у них на поводу. Фактически здесь “здоровый эгоизм” смыкается со здоровым же альтруизмом».

Подобный компромисс оказывается более адаптивным, чем жертвенная тирания и чем неадаптированный инфантильный эгоизм, который в конечном счете приводит к опустошенности и одиночеству.

Жить на все сто

«На склоне жизни, когда принято подводить итоги пройденного пути, эгоисты личным опытом подтверждают известный тезис “Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя”, – дополняет Марк Сандомирский. – К сожалению, этого почти никогда не понимает молодежь, предпочитающая “жить на все сто” здесь и сейчас и не задумываться о том, что будет завтра».

«Идея, выраженная в библейском “возлюби ближнего, как самого себя”, подразумевает, что уважение к собственной уникальности, любовь к самому себе и понимание себя не могут быть отделены от уважения, понимания и любви к другому индивиду. Любовь к себе нераздельно связана с любовью и уважением к другим», – напоминает Эрих Фромм.

А эгоист? На самом деле он не слишком себя любит. Такой человек неизбежно несчастен и потому судорожно силится урвать у жизни удовольствия, получению которых сам же и препятствует.

Просто потому, что, когда вся психическая энергия зациклена на себе, сильное внешнее сопротивление неизбежно.

Не находя подтверждения собственной исключительности (а эгоист подсознательно в этом убежден), он подвергается «привычной травме» и становится похожим на мифического дракона Уробороса, кусающего свой хвост…

Источник: https://www.psyh.ru/po-moemu-hotenyu/

Ссылка на основную публикацию