Религиозная вера — психология

Религиоведение. Религия как предмет исследования. — Психология религии

Страница 8 из 47

Психология религии

Представление о религии будет неполным, если ограничиться лишь выяснением ее места в обществе. Она представляет собой не только социальный, но и психологический феномен, а потому должна быть рассмотрена также в ее отношении к внутреннему миру человека. Это и есть предмет психологии религии.

Психологический анализ религиозных представлений и верований имеет самостоятельное значение наряду с социальным. Эти два подхода дополняют друг друга.

Вместе они помогают составить более полное и точное представле­ние о том, что такое религия.

Религия является предметом психологического анализа в той мере, в какой речь идет о переживаниях индивида или группы людей, в какой мере и каким образом влияет на них религия, каков их религиозный опыт.

В традиционном понимании психология — знание о душе — имеет своей целью помочь человеку сделаться лучше. В таком понимании психология руководствуется моральными мотивами или же религиозными — заботой о спасении души. Религии мира действительно имеют достаточно разработанную систему психологического воздействия на человека.

Священник воспринимает­ся прежде всего как врачеватель и воспитатель души. В Древнем Египте жрецы были “целителями душ”. В античной Греции эту функцию выполняли уже и философы, которые в заботе о человеческом счастье полагались на разум.

Психология религии представляет собой область, в которой граничат, соприкасаются между собой теология, философия, физиология.

Психологический подход к изучению религии оформляется в самостоя­тельную дисциплину к концу XIX в., в первую очередь, благодаря работам американца Джеймса (Джемса) и немца Вундта, а затем и известного австрийского психиатра Фрейда.

Ее предмет составляли индивидуальные чувства, связанные с религией (религиозный опыт индивида), и “религиозное общение”, обретение веры или переход из одной веры в другую, воздействие религиозной веры на поведение индивидов или групп людей.

Религия рассматривается как стержень, основа внутренней духовной жизни личности, а затем и как средство групповой и социальной интеграции (социальная психология).

В первой половине XX века сложились три подхода к объяснению человеческого поведения (в частности религиозного): один из них сводил все к врожденным инстинктам; другой — утверждал, что врожденных стимулов не существует и человеческое поведение является результатом социальных условий; наконец, третий подход был представлен психоанализом, идущим от работ Фрейда.

Сторонником первого подхода был Джеймс. В работе “Многообразие религиозного опыта” он утверждал, что религия имеет эмоциональную, а неинтеллектуальную природу. Религиозность является результатом особеннос­тей психики того или иного человека, корни религии лежат в области индивидуальных чувств и настроений.

Говоря о психологическом подходе к изучению религии, нельзя обойти вниманием и вопрос о психологических корнях религии.

Возникновение религиозных верований связано не только с особенностями человеческого познания (гносеологические корни религии), но и с эмоциональным состоянием людей, их настроениями, чувствами, переживаниями.

Поэтому следует говорить не только о гносеологических, но и о психологических корнях религии.

Еще со времен античности мыслители писали о чувстве страха как причине возникновения религии. “Страх создал богов” — это крылатое выражение древнеримского поэта Стация повторяли философы Возрождения и Нового времени.

Религию рождает не всякое чувство страха. Было бы неправильным считать, что страх отдельного индивида как его временное состояние ведет к религии.

Лишь постоянные и устойчивые отрицательные эмоции, в том числе и страх как повторяющееся переживание, могут создать благоприятную почву для усвоения человеком религиозных верований и представлений.

У людей слабых, не имеющих силы воли и твердого характера, страх смерти может способствовать возникновению религиозных идей о личном бессмертии, загробной жизни.

Помимо страха благоприятную почву для обращения человека к религии создают также и другие отрицательные эмоции: чувства горя, скорби, одиночества, порождающие психологическую потребность в утешении и объяснении случившегося.

Постоянное накопление отрицательных переживаний при отсутствии реальных возможностей устранить их источник ведет к тому, что человек ищет средства избавления от гнета этих чувств, прибегая к помощи религии.

Как отмечали еще древние философы, церковь умело использует страдания людей, создавая иллюзию освобождения от них с помощью веры в Бога, противопоставляя неизбежным страданиям на земле перспективу блаженства после смерти.

Итак, в XIX — XX веках границы изучения религии значительно расширились. Оказалось, что подобно природным явлениям, историческим событиям, искусству и морали, религия поддается научному описанию и объяснению. Чтобы решиться рассматривать религию как предмет науки, нужна значительная смелость.

Ведь религия в отличие от обычных вещей и явлений в силу своей особой, божественной природы считалась иррациональной, недоступной научному анализу.

С середины прошлого века благодаря исследованиям мифа, социологии и психологии религии, ее сравнительно-историческому анализу формируется представление о религии как о сложном феномене культуры, выполняющем в обществе ряд важных функций.

Источник: http://LibSib.ru/religiovedenie/religiovedenie-religiya-kak-predmet-issledovaniya/psichologiya-religii

Лекция № 22. психология религии. особенности религиозного сознания

Религия является одной из форм общественного сознания (общественной жизни) социальных групп и личностей, с помощью которой люди общаются (пытаются общаться) с реальностью, но не с той, с которой мы сталкиваемся в повседневной действительности, а с другой, лежащей за пределами обыденного опыта.

Религия– особая сфера проявления психики человека, связанная с поиском им духовной и психологической ниши, идейных и других ориентиров и функционирующая в форме верований и практических действий, к которым люди обращаются тогда, когда они не способны решить свои повседневные проблемы собственными силами в борьбе за свое существование в трудных условиях окружающего их реального мира.

Глубинные истоки религии берут свое начало в особенностях функционирования человеческой психики.

Верующие склонны связывать свое первоначальное обращение к религии с чудом, с неожиданным озарением и просветлением, приобщением к Богу.

Соприкосновение человека с реальностью религии есть его религиозный опыт.

Религия может быть объектом манипуляций и использоваться в различных целях.

Своеобразие религии.

Выделяют ряд психологических показателей, помогающих понять, что такое религия.

Во-первых, религия – это специфическая форма общественного сознания (общественной жизни) людей, имеющая свои собственные особенности и вызывающая своеобразные состояния психики верующих.

Во-вторых, религия предполагает наличие особых групп – групп верующих и конфессиональной (групповой) исключительности.

В-третьих, религия связана с верой в образы и понятия, которые считаются священными и трактуются как сверхъестественные.

В-четвертых, религия подразумевает определенную совокупность верований, выраженных в религиозных канонах.

В-пятых, религия предполагает особую совокупность определенных культовых действий и ритуалов.

Классификация религий.Основные подходы к классификации религий многообразны.

Существуют нормативные, географические, этнографические, философские, морфологические, лингвистические и другие принципы их классификации.

Для психологии важно классифицировать религии по двум основаниям – по направленности и по географическому признаку, позволяющим четко обозначить и их специфику, и видимое невооруженным глазом их одинаковое происхождение, сходство. Обычно различаются:

1) религии авраамического монотеизма (веры в единого бога), вырастающие из древнего иудаизма и включающие в себя иудаизм, христианство и ислам;

2) религии индийского происхождения, представленные индуизмом, южным буддизмом (тхеравада), джайнизмом и сикхизмом;

3) дальневосточные религии – конфуцианство, даосизм, синтоизм, северный буддизм (махаяна).

Этот перечень дополняют этнические религии, принадлежащие к разнообразным культурам малых обществ, которые иногда рассматриваются как первобытные, – это религии аборигенов Африки, Полинезии, Австралии, североамериканских индейцев.

Другие древнейшие религии уже утратили существование: это религии вавилонян, древних греков и римлян, индейцев майя, ацтеков и т. д.

Читайте также:  Миссия женщины - она сама - психология

Религиозное сознание– иллюзорное отражение действительности.

Для него характерно осмысление не реальной действительности, а вымышленной.

Религиозное сознание как индивида, так и группы не может существовать вне определенных мифов, образов и идей, которые усваиваются людьми в процессе их социализации.

Религиозное сознание отличают высокая чувственная наглядность, создание воображением различных религиозных образов, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, наличие религиозной веры, символичность, сильная эмоциональная насыщенность, функционирование с помощью религиозной лексики и других специальных знаков.

Специфику содержанию религиозного сознания придает единство двух его сторон – содержательной и функциональной.

Содержательная сторонарелигиозного сознания формирует конкретные ценности и потребности верующих, их взгляды на окружающий мир и потустороннюю реальность, способствуя целенаправленному внедрению в их психику определенных идей, образов, представлений, чувств и настроений.

Функциональная сторонарелигиозного сознания удовлетворяет потребности верующих, придавая нужную направленность проявлениям их идеологии и психологии, формируя их определенное морально-психологическое состояние, способствуя эффективному воздействию на их психику.

Особенности религиозного сознания:

1) тесный контроль религиозных институтов над психикой и сознанием верующих, их поведением;

2) четкая продуманность идеологии и психологических механизмов ее внедрения в сознание верующих.

Религиозная вера, объединяет содержательную и функциональную стороны религиозного сознания.

Вера – это особое психологическое состояние уверенности людей в достижении цели, в наступлении события, в их предполагаемом поведении, в истинности идей при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели.

Религиозная вера– это вера в истинность религиозных догматов, текстов, представлений, в объективное существование существ, свойств, превращений, которые составляют предметное содержание религиозных образов; возможность общения с кажущимися объективными существами, воздействия на них и получения от них помощи; в религиозные авторитеты – отцов, учителей, святых, пророков, харизматиков, церковных иерархов, служителей культа и т. д.

Структура религиозного сознаниявключает религиозную идеологию и религиозную психологию.

Религиозная идеология– это более или менее стройная система понятий, идей, концепций, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации.

Религиозная идеология является результатом целенаправленной, систематизированной деятельности, находящей свое выражение в форме учений, фиксирующих основы религиозного миропонимания.

Религиозная психология– совокупность религиозных представлений, потребностей, стереотипов, установок, чувств, привычек и традиций, связанных с определенной системой религиозных идей и присущих всей массе верующих.

Она формируется под влиянием непосредственных условий жизни и религиозной идеологии.

Человек становится сторонником той или иной религии не от рождения, а в силу определенных причин: факторов, которые с точки зрения данной личности делают ее веру необходимой.

Типология мировоззренческих групп людей (на основании их отношения к религии и атеизму):

1) глубоко верующие.Наличие глубокой религиозной веры. Вера в основном реализуется в поведении.

2) верующие.Наличие религиозной веры. Вера слабо реализуется в поведении.

3) колеблющиеся.Наличие колебаний между верой и неверием. Возможны отдельные элементы религиозного поведения.

Индифферентные к религии люди.Религиозная вера отсутствует, но нет и атеистических убеждений.

Религиозное поведение отсутствует, хотя не исключены отдельные его проявления.

Пассивные атеисты.Атеистические убеждения имеются, но не всегда являются глубокими и осознанными.

Религиозное поведение полностью отсутствует, однако атеистические убеждения слабо реализуются в поведении.

Активные атеисты.Наличие глубоких атеистических убеждений. Атеистические убеждения реализуются в поведении.

Религиозные, верующие люди в своих мыслях и действиях опираются на определенные образцы для подражания.

Типология религиозных личностей, сложившаяся в ходе развития религиозной практики, на которую ориентируются рядовые верующие:

1) мистик– тип верующего, стремящегося отвлечься от окружающего мира и его влияния, чаще всего индивидуалист одиночка;

2) пророк– личность, имеющая нерегулярный, но интенсивный религиозный опыт.

Пророк в отличие от мистика все время с людьми;

3) священнослужитель– посредник между человеком и божеством.

Его основная функция в том, чтобы правильно выстраивать порядок богослужения по религиозным канонам.

Священнослужитель приобретает свой авторитет в религиозной организации благодаря специальному образованию и подготовке;

4) реформатор – личность, находящаяся в рамках той или иной религиозной традиции, стремящаяся преобразовать эту традицию в соответствии с собственным религиозным опытом;

5) монах– член религиозного ордена, удалившийся от светской жизни в особое уединенное или уже освященное религией место, чтобы вести традиционно-религиозный образ жизни и придерживаться высоких моральных и обрядовых требований;

6) монах – отшельник– человек, для которого необходимо уединенное проживание в диких, безлюдных местах с суровой природой, чтобы добиться очищения души и интенсивного религиозного опыта;

7) cвятой– личность, воплощающая в глазах религиозной общества идеал совершенства в той или иной его форме;

8) теолог– тип интеллектуала теоретика, задача которого состоит в том, чтобы выразить верования данной религиозной общности в концептуально-рациональной форме;

9) основоположник религии– фигура, по своему масштабу намного превосходящая все остальные типы религиозных личностей.

Его религиозный опыт настолько уникален и интенсивен, что он становится основой новой религии.

Многообразные формы социального поведения человека основаны на наблюдении над другими индивидами его сообщества, которые служат моделью для подражания.

Источник: https://megalektsii.ru/s13372t9.html

1.1 Соотношение религии и психологии

До сих пор не утихают споры в научной и церковной среде о том, нужны ли религия и психология друг другу и что они могут предложить друг другу.

Вот несколько взглядов на соотношение психологии и религии:

Наиболее простой вариант предполагает, что религия и психология не имеют друг к другу никакого отношения, никак не связаны и у них нет практически ничего общего. В наиболее ясной формулировке данное мнение выражено в статье «Христианская психология: за и против» проф. А.В.

Петровским: «Психология, как и всякая наука, не может перекрещиваться с верой, с религией. Моя позиция такова: наука и религия существуют в параллельных, непересекающихся плоскостях, а если они и пересекаются, то только в области этики» [1]. Этой же точки зрения придерживается проф. М.Ю.

Кондратьев: «Эти две сферы мироощущения находятся в непересекающихся плоскостях» [1].

С подобным взглядом можно согласиться в том случае, если рассматривать психологию только и исключительно как науку.

Однако как только научная академическая психология выходит из стен лабораторий и институтов, она становится практической психологией и психотерапией, где в процессе живого общения встречаются два неповторимых человека со своими мировоззрениями и религиозными убеждениями.

Здесь психология и психотерапия уже не столько наука, сколько «искусство, с помощью которого человек получает возможность изменить собственную жизнь. Искусство такое же, как литература, живопись или фотография. Это интересный, уникальный вид творчества, в котором активно участвуют, по меньшей мере, двое».

[2] И если наука вряд ли может быть религиозно-ориентированной, то не вызывает сомнения, что искусство и творчество обязательно несут на себе отпечаток духовных устремлений человека. Вероятно, именно это имеет в виду о. Андрей Лоргус, когда пишет о том, что «психология является одновременно искусством и наукой познания души». [3]

Если научное противопоставление религии и психологии основано преимущественно на парадигме научной методологии, то церковное неприятие психологии проистекает из сомнений в полезности психологических теорий и методик. Как пишет психолог А. Г.

Фомин, «сегодня в церкви можно часто услышать вопрос: «зачем нам нужны психологи? Они своими разговорами только смущают людей, подменяя священство и уводя народ с пути духовного на путь плотской и душевный» [4].

Читайте также:  Этический кодекс международной ассоциации профессионалов развития личности - психология

С этой точки зрения любая психологическая помощь, оказанная человеку, в действительности является злом, поскольку формирует у человека ложное убеждение в том, что можно достичь исцеления души вне Церкви и Бога, отвращая его тем самым от истинных ценностей. Как отмечает о.

Андрей Лоргус, «несмотря на то, что отошло в прошлое противостояние психологии и церкви, священнослужители и богословы по-прежнему относятся к психологии отрицательно» [5].

Второй взгляд на соотношение религии и психологии подразумевает, что либо религия входит в область психологических знаний, либо сама психология включена в область знаний религии.

В качестве примера такого включения религии в область психологии приведем взгляды К.Г. Юнга, основателя аналитической психологии. В своей статье «О религии» Юнг писал: «Когда я называю религию системой психотерапии, это отнюдь не игра слов».

Но при этом сама суть религиозных учений, опыт, отраженный в догматах вероучений, это прежде всего опыт встречи с бессознательным. Именно архетипы коллективного бессознательного, с точки зрения Юнга, являются источником мифологии, религии, искусства. По выражению А.М.

Руткевич, в учении Юнга религии «буквально растворяются … в индивидуальной и коллективной психологии» [6].

Сюда же можно отнести и взгляды Зигмунда Фрейда, и отечественную психотерапию периода господства коммунистической идеологии. Сторонники данного подхода исходят из той точки зрения, что феномен религии и религиозного сознания может быть полностью объяснен в рамках психологических, психоаналитических или психиатрических категорий.

Примером обратного включения — т.е. психологии в область религии — можно считать взгляд на психологию как на «религию безбожного века». Книга проф. Поль Вица «Психология как религия: культ самопоклонения» может служить хорошим примером подобной точки зрения.

Наконец, третий взгляд на соотношение психологии и религии подразумевает частичное пересечение этих областей знания. Именно этой точки зрения придерживается большинство православных психологов и психотерапевтов.

С одной стороны, далеко не все аспекты религии могут быть подвергнуты психологическому исследованию. «Нельзя включить в строку отчета любого анализа чувство, которое называют любовью.

И если такое чувство связывает двоих людей, то это такое преимущество, которое не подлежит психическому исследованию», писал известный психолог и психиатр Эрик Берн [7].

Бог, благодать, любовь, подлинное смирение, обожание — все это выходит за рамки научного познания.

С другой стороны, не все психологические концепции и методики представляют интерес для религии. Например, механизмы работы памяти или методики изучения иностранных языков никогда не входили в сферу религии, поскольку не имеют духовного измерения.

Наконец, далеко не все психологические подходы могут быть признаны приемлемыми для православного мировоззрения.

По этой причине «мы не пользуемся техниками программирования, директивного гипноза, йоговской медитации, системных расстановок и других, механизм действия которых нам представляется недостаточно ясным и безопасным как для клиента, так и для терапевта», пишет психолог Елизавета Жудро [7].

А что же объединяет религию и психологию? Психологические знания, которые гармонично сочетаются с православным миропониманием человека, дополняют религиозные представления и открывают новые грани в познании человека и мира. В этом случае мы получаем православно-ориентированную психологию.

Источник: http://psy.bobrodobro.ru/34104

Раздел IV Психология религии

ГлавнаяРелигиоведениеРелигиоведениеПредыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Специфика психологии религии состоит в том, что она возникла на стыке нескольких областей знания. Психология религии сложилась на пересечении философии, религиоведения, психологии и социологии, из которых она заимствовала основные принципы, методы, понятия.

Без учета вытекающими отсюда структурной сложности психологии вряд ли может быть дано исчерпывающее толкование предмета. Попытки многих ученых отн эсты психологию религии к области религиоведения, психологии или социологии указывают на бесперспективность решения вопроса.

Конечно, они отражают не подлинные интересы науки, а профессиональную ориент ацию автортора.

Необходимо полностью согласиться с. ДУгриновичем в том, что социально-психологический подход к изучению религиозного сознания является стержнем психологии религии

Выделение главной, центральной характеристики не должно заслонять сложные связи психологии религии с другими общественно-историческими и естественно-научными дисциплинами, каждая из которых по-своему определи чает лицо психологии религии.

Психология религии изучает массовое религиозное сознание, сознание верующих, взятую в ее реальном функционировании, в единстве с поведением верующих, иначе говоря, психолог ия религии изучает регулирующую функцию религиозного сознания, влияние ее на поведение верующих, единство сознания и поведения верующих. Это один аспект, на который хотелось бы обратить вниманиегу.

Во-вторых, психология религии, материалистическая психология религии, выясняет соотношение массовой религиозного сознания с социальными условиями жизни людей, тех или иных социальных групп, групп верующих и др..

Здесь следует выделить два аспекта: психология религии, учитывая социальную среду, дает содержательный анализ религиозного сознания верующих, формирование этого сознания. Это аспект генетический, социал ьно-исторический, каузальный.

И второй аспект — психология религии изучает влияние религиозного сознания на поведение верующих, на их религиозную деятельность в обществе. Все это позволяет наметить тот рубеж который отделяет психологию религии от других дисциплин, изучающих религиозное сознание.

Например, гносеологическая проблематика, есть проблемы истинности или ложности религиозного сознания, хотя и в ходят каким-то образом в психологию религии, но не составляют ее собственной центральной проблемы. Иными словами, психология религии выясняет психологические особенности верующих людей, которые отделяют их е д неверующих, то, что проявляется в их поведенииедінці.

Если так объяснять психологию религии и исследуемый им предмет, можно сделать соответствующие выводы о месте психологии религии в системе психологических наук и в системе наук вообще, и, следовательно, становится понятным, на каком уровне исследования психологию религии следует изучать.

Психологические особенности верующих можно выяснить только на уровне социально-психологического анализа. Общая психология и сопроводительные и другие психологические отраслевые дисциплины не могут обнаружить этих психо ологичних особенностей верующих, так как общая психология абстрагируется от содержательного анализа религиозного сознания, как сознания вообще.

Для понимания особенностей религиозного сознания как мо иву поведения верующих нам нужен содержательный анализ религиозного сознания, т.е. выявление специфики религиозного сознания и то, как она соотносится с реальностью.

Гносеологический аспект здесь неизбежно й, и в это же время требуется анализ психологических особенностей того отношения к сверхъестественному, которое мы обозначаем как веру в сверхъестественное. Считается, что эти два аспекта являются стержневыми при характеристике ос обливостей психологии верующих.

Это и другое возможно только на уровне социально-психологического анализа с помощью социальной психологии. Поэтому психология религии является отрасль социальной психологии как етнопсы хология или иные отрасли социальной психологии. Психологию религии можно считать отраслью религиоведения.

В то же время религиоведение, вернее, его описательный, сравнительно-исторический раздел является неотъемлемой частью психологии религии. Потребность в. Религиеведческом осмыслении социально-психологических исследований обусловлена ??тем, что структура, содержание, направленность религиозного сознания тесно связана с системой идей и представлений того или иного религиозного направления напрямку.

Вопросы формирования и функционирования религиозного сознания, его психических предпосылок, соотношение в религиозном сознании эмоциональных и рациональных элементов, превращение их в стереотипы, в центры дух ховной интеграции личности, могут быть решены только на основе общей психологии.

Привлечение общей психологии необходимо при изучении возрастной религиозной психологии. Здесь можно возразить, что меха низмы усвоения и закрепления знаний и навыков одинаковы, независимо от того, настоящие эти знания или нет, полезны эти приобретенные навыки вредны.

Но в формировании индивида в условиях религиозного окружения и снуют некоторые специфические процессы. Религиозное воспитание построено на преимущественном развитии и закреплении установки на эмоционально-чувственное мировосприятие.

Религиозность надстраивается и впоследствии оформляется в санкционированные вероучения: детские страхи и другие бессознательные переживания.

Читайте также:  Спор - психология

Общей психологии предстоит также решить, что представляет собой»чувство реальности невидимого»,»чувство божественного присутствия», немотивированные сроки и другие подобные переживания, которые питают религиозность отмахнуться от этих вопросов нельзя, потому что собственный опыт и переживания для верующего является убедительным аргументом м в пользу его верьго віри.

В привлечении человека к религии объективные причины тесно переплетаются с субъективными качествами личности.

Социальный анализ вскрывает общие закономерности формирования сознания и поведения людей в том или ином направлении, но он не объясняет причин, по которым уровне обстоятельства вызывают у людей разную эмоциональную и волевую реакцию.

Почему среди людей, которые живут в одинаковых социальных и культурно- бытовых условиях, одни становятся верующими, другие — атеистами? слышат данный тип мировосприятия человека.

В его решении социальный анализ должен соприкасаться с анализом особенностей психологического склада, типа нервной системы, темперамента личности и др.. Итак, п сихология религии очень тесно связана с психологией личности.

В мире вышеупомянутого психологию религии можно объяснить как комплексную научную дисциплину, представляет собой органическое единство принципов и методов, заимствованных из философии, социологии, религиоведения и психологии, причем психологии в самом прямом смысле. Психология религии изучает природу, структуру, содержание, динамику и функции религ ийнои психологии, т.е. совокупность представлений, чувств, настроений, привычек, традиций, воспринимаются массой веруяруючих.

В американской психологии религии, как и буржуазной эмпирической науке в целом, существует разрыв, несоответствие уровня теоретических обобщений по высоко-развитой экспериментальной практикой. Это сложилось п под влиянием многих причин.

Одна из них — противоречие задач, поставленных перед буржуазной психологией религии. С одной стороны, на психологию религии возлагалась функция дать более современное обоснование ценности религии в жизни индивида и общества.

Итак, перед психологией религии представала задача, которую она могла решить только в духе традиционно-теологических спекуляций, обогатив их психологической то рминологиегією.

С другой стороны, буржуазное общество, заинтересованное в укреплении религии, требовало определенных объективных сообщений о природе, содержание, динамику религиозного сознания. Это стимулировало развитие эмпирических х исследований, заставляло психологию расширять круг изучаемых явлений, совершенствовать методы и технику ись.

Конечно, разрыв между большим эмпирическим материалом, который имела психология религии и слабостью ее теоретических обобщений носит условный характер, так как результаты конкретных исследований не могут не оп пливаты на теорию, как исходные теоретико-методологические предпосылки не могут не объяснять репрезен-тивности эмпирически изученных факте.

Но, абсолютувавшы грань, отделяющую теорию от практики в американской психологии религии, можно определить направления, изучение которых может оказаться наиболее продуктивным для научного атеизма

На основе анализа работ психологов можно выделить следующие направления, по которым ведутся исследования религиозного сознания:

1. Общая теория психологии религии включает решения вопроса о природе, сущности религии, структуру, содержание и функции религиозного сознания.

Хотя американские психологи установили много интересных зак закономерности и компонентов религиозного сознания и им удалось раскрыть разнообразие субъективно значимых форм религии, показать зависимость религиозной установки от индивидуально-типологических и со ально-психологических особенностей индивида и др.

, они дали этому неправильное, фидеистичне по своей сути толкования. Поэтому общая теория американской психологии религии представляет для нас интерес, если м ожна так сказать, от противного, главным образом, как объект критиктики.

2 вторых есть раздел о поло-возрастную психологию религии, исследует этапы становления религиозного сознания в процессе роста индивида, особенности структуры, содержания и динамики религиозных представлений ь, чувств и поведения в различных половозрастных группах.

Американская психологическая наука обратила внимание на некоторые изменения, которые происходят в религиозном сознании в процессе онтогенетического развития индивида им удалось экспериментально установить четкую коррекции ию между убеждением родителей и детей и, таким образом, показать значение семейного воспитания в воспроизведении религии.

Была изучена зависимость религиозности от половозрастных особенностей верующих. Как показ али исследования, у детей стереотипы религиозных навыков состоят ранее осмысление их значения, религиозность детей несет нерефиактивний, авторитарный, подражательный, эмоциональный характер.

В юности и зрелом возрасте религиозность значительной мере корректируется уровнем образования и характером общественной активности индивида. В пожилом возрасте, когда интеллект и эмоции гаснут, людей, как считают американские психоло ги, не беспокоят тонкости вероучения. Их вера концентрируются главным образом на мнениях бога и о загробной жизни.

Культовая практика престарелых приобретает обычный стереотипного характеррактеру.

Интересные наблюдения были проведены за поведением мужчин и женщин и отмечено разницу в их религиозности. Женщины во всех деноминациях проявляют большую культовую активность их религиозность несет более ем моцийний характер, они более комфортны, меньше испытывают сомнения, их убеждения более консервативны.

Все это подчеркивается большим эмпирическим материалом и статистикой. Видимо не все выводы американ ских психологов абсолютные. В нашей стране, возможно, картина будет другая.

Но большой эмпирический материал и статистические данные могут быть критически использованы при разработке атеистами материалистического понят я данному вопросутання.

3. Главная внимание уделяется патологии, особенностям сознании верующего, поведении, а также связям религиозности с другими сторонниками жизненной активности человека. Безусловно, патология верующего на. Западе и в нашей стране отличается. Однако некоторые процессы, которые происходят в настоящее время в сознании верующих, имеют общие чертыиси.

Прежде всего, необходимо отметить прогрессирующее отмирание массовой религиозного сознания случайно в последних исследованиях в понятие критерия религиозности была введена такая характеристика, как уровень нау научным мышления.

Это свидетельствует о том, что религиозное сознание подвергается воздействию, по-своему деформируется в связи с распространением научных знаний.

Психологи, социологи отмечают усиливающий разрыв между внешними проявлениями религиозности и внутренним усвоением ее, то есть соответствием субъективного мира верующего институциональным нормам исследуемого.

Центр тяжести в религии все больше перемешивается в сфер в субъективной психологии и нравственных переживаний личности при соответствующем уменьшении интереса к догматики. Меняется и соотношение функций, выполняемых религиозными организациями.

Участие в деятельном ости этих организаций приобретает для верующего более коммуникативного и регулятивного значение при некотором снижении значение культа. Общность действующих в этом плане изменений у нас и в странах. Запада свидетельствуют пр в том, отражается закономерный процесс прогрессирующей секуляризации общественного сознания, характерный для всего современного миро світу.

4Четвертим есть раздел»Психология патологической религиозного сознания»Он включает исследования психологии религиозных мистиков, аскетов, святых, догматиков и других психопатологических форм религиозной созна омости. Эти вопросы привлекают внимание американских психологов.

Ими собран большой биографический материал, проведены медицинские наблюдения, экспериментальные данные и др.. Различными авторами этот материал инт ерпретуеться по-разному. Уровень развития современной психологии и психиатрии позволяет на качественно новом уровне осмыслить вопросы религиозной психопатологии.

В решении этой проблемы с материалистических позиций материал, собранный американскими психологами, может стать неоценимой работодателемомогою.

5. И, наконец, пятый раздел — прикладная психология религии. К ней относится вопрос религиозного воспитания и образования, психология культа, религиозная психотерапия и пасторская психология.

В разработке данных о облем всего проявился связь психологов с теологами.

По сути, этот раздел может быть назван практической теологией, поскольку он призван вооружать священнослужителей эффективными, психологическими средствами закрепления и распространения религиозного сознанияості.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник: https://uchebnikionline.com/religiovedenie/religiyeznavstvo_-_lubskiy_v_i/iv_psihologiya_religiyi.htm

Ссылка на основную публикацию