III. 2. Эмоции и чувства (эмоциональная реактивность)
Наряду с общим повышением уровня эмоциональной избирательности (на какие стимулы реагирует субъект) в юношеском возрасте продолжается дифференциация по силе реактивности.
Уровень эмоциональной реактивности, способности личности переживать чувства и эмоции обусловлены отчасти ее конституциональными свойствами (это доказывается изучением близнецов), а отчасти — условиями воспитания.
Следует подчеркнуть, что низкий уровень эмоциональной реактивности — фактор психологически неблагоприятный.
По данным Калифорнийского лонгитюда, подростки и юноши с низкой эмоциональной реакцией казались более беспокойными, раздражительными, эмоционально неустойчивыми, менее решительными и общительными, чем их высокореактнвные сверстники; в среднем возрасте (около 30 лет) первые труднее приспосабливались к среде и чаще обнаруживали невротические симптомы.
Из сказанного ясно, чго эмоциональные проблемы и трудности юношеского возраста необходимо рассматривать конкретно, так как они имеют разные истоки. Подростковый синдром дисморфофобии — лишь побочное следствие озабоченности своим телом и внешностью — в юности обычно уже проходит.
Резкое увеличение в переходном возрасте числа личностных расстройств обусловлено главным образом тем, что у детей таких расстройств не бывает вовсе из-за неразвитости их самосознания.
Болезненные симптомы и тревоги, появляющиеся в юности, часто не столько реакция на специфические трудности самого возраста, сколько проявление отсроченного эффекта более ранних психических травм.
Новейшие исследования опровергают мнение многих зарубежных психологов о юности как о невротическом периоде развития. У большинства людей переход из подросткового возраста в юношеский сопровождается улучшением коммуникативности и общего эмоционального самочувствия. По данным экспериментального лонгитюдного исследования Е. А.
Силиной, обследовавшей одних и тех же детей в VII и вторично в IX классе, юноши по сравнению с подростками обнаруживают большую экстравертированность, меньшую импульсивность и эмоциональную возбудимость и большую эмоциональную устойчивость.
Эти данные интересны также тем, что в подростковом и младшем юношеском возрасте уже обнаруживаются одинаковые симптомокомплсксы, такие же, как у взрослых. Иначе говоря, все основные структуры темперамента и его зависимости от свойств нервной системы складываются уже к подростковому возрасту.
Юность же, не меняя типа темперамента, усиливает интегральные связи его элементов, облегчая тем самым управление собственными реакциями. По данным А. В. Кучменко, 16—17- летние старшеклассники, независимо от типа своей нервной системы, значительно сдержаннее и уравновешеннее подростков.
По данным американского психолога Р.
Кэттела, личностный тест которого применяется во многих странах, в том числе в СССР, от 12 к 17 годам заметно улучшаются показатели по таким факторам, как общительность, легкость в обращении с людьми и доминантность (настойчивость, соревновательность, стремление главенствовать), тогда как общая возбудимость, наоборот, снижается.
У мальчиков, кроме того, снижаются показатели по фактору, соединяющему в себе чувствительность, мягкость характера, чувство зависимости и потребность в опеке, и уменьшается неуверенность в себе, внутреннее беспокойство и тревога, т. е. развитие идет в сторону большей уравновешенности.
Эмоционально неуравновешенные, с признаками возможной психопатологии, подростки и юноши составляют статистически меньшинство в своей возрастной группе, не превышающее 10—20 процентов общего числа, т. е. почти столько же, сколько и у взрослых.
В социалистическом обществе отсутствуют такие патогенные факторы, как безработица, неуверенность в завтрашнем дне, конкуренция, смакование насилия и жестокости, которые отравляют жизнь молодежи в капиталистических странах.
Это облегчает советским юношам и девушкам трудности периода созревания и способствует их физическому и душевному здоровью.
Но именно потому, что общество заинтересовано в психическом здоровье каждого из своих членов, эмоциональный мир старшеклассников должен всегда быть в центре внимания учителей и родителей, которым в этом отношении могут эффективно помочь психологи и врачи-психотерапевты.
Юношеский возраст характеризуется, таким образом, большей (по сравнению с подростковым) дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а также повышением самоконтроля и саморегуляции. Юношеские настроения значительно более устойчивы и осознанны, чем подростковые, и соотносятся с гораздо более широким кругом социальных условий.
https://www.youtube.com/watch?v=yB15hNwA35A
Расширение круга личностно-значимых отношений, которые всегда эмоционально окрашены, проявляется в развитии так называемых высших чувств.
Усвоение определенной системы нравственных норм и принципов претворяется в сложную гамму моральных чувств — чувство долга перед обществом и окружающими людьми, способность к сопереживанию, потребность в дружбе и любви, чувство товарищеской солидарности и морально-политические чувства, такие, как советский патриотизм и социалистический интернационализм.
Нарушение старшеклассником принятых им самим норм поведения вызывает у него мучительное чувство вины. Заметно расширяется сфера эстетических чувств, которые постепенно вычленяются из круга других переживаний и находят специфические способы выражения и удовлетворения.
При этом в эстетике, как и в морали, юность особенно чувствительна к контрастам, остро переживает переход от возвышенного к низменному, от трагического к комическому.
Особо нужно отметить развитие в юности тесно связанного с ростом интеллекта чувства юмора, иронии, позволяющих подростку вырвать предмет из его привычных связей и установить с ним необычные, «странные» ассоциации. Заметно дифференцируются также интеллектуальные и практические чувства.
Наивная детская любознательность перерастает в осознанное наслаждение процессом мышления, в радость по поводу преодоления трудностей, сознательное стремление к творчеству и т. д.
Развитие высших чувств не является линейным процессом. Их уровень и содержание теснейшим образом связаны с индивидуально-личностными свойствами человека, включая его самосознание.
уровень тревожности – предыдущая | следующая – половое созревание
Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста.
Консультация психолога детям, подросткам и взрослым.
Источник: https://vprosvet.ru/biblioteka/emocionalnaya-reaktivnost/
Психические состояния. Реактивные и устойчивые состояния (стр. 1 из 2)
Государственный Университет-Высшая школа экономики.
Факультет Государственного и Муниципального управления.
Реферат по психологии на тему
«Психические состояния. Реактивные и устойчивые состояния».
Исполнитель: Михайлов Данила Алексеевич
1 курс ГМУ Группа: 194.
Москва 2010.
Я решил выбрать данную тему, так как она показалась мне наиболее интересной из представленных.Часто из СМИ мы слышим многие психологические термины, часто не зная, что же именно они означают. Что касается состояний , то чаще всего мы слышим пресловутое «состоянии аффекта» , какие же бывают виды психических состояний- обо этом я и хочу рассказать в своей работе.
Итак, Психическое состояние — один из возможных режимов жизнедеятельности человека, на физиологическомуровне отличающийся определёнными энергетическими характеристиками, а на психологическомуровне — системой психологических фильтров, обеспечивающих специфическое восприятие окружающего мира.Психические состояние подразделяются на устойчивые и реактивные психические состояния.
Реактивные психические состояния.
Представляют собой патологическую реакцию на психические травмы или неблагоприятные ситуации.Разнообразные психические расстройства могут возникнуть под влиянием психической травмы, вызывающей страх, тревогу, опасения, обиду, тоску или иные отрицательные эмоции.
Реактивные состояния и психозы подразделяются на:
1) аффективно-шоковые психогенные реакции;
2) депрессивные психогенные реакции (реактивная депрессия);
3) реактивные (психогенные) бредовые психозы;
1.Аффективно-шоковые психогенные реакции вызываются внезапным сильным аффектом, обычно страхом в связи с угрозой для жизни, чаще встречаются при массовых катастрофах (пожар, землетрясение, наводнение, горный обвал и т. д.). Клинически эти реакции проявляются в двух формах: гиперкинетической и гипокинетической.
А).Гиперкинетическая форма (реактивное, психогенное возбуждение) — внезапно наступившее хаотическое, бессмысленное двигательное беспокойство.
Больной мечется, кричит, молит о помощи, иногда бросается бежать безо всякой цели, нередко в сторону новой опасности.
Это поведение возникает на фоне психогенного сумеречного расстройства сознания с нарушением ориентировки в окружающем и последующей амнезией.
Б).Гипокинетическая форма (реактивный, психогенный ступор) — внезапная обездвиженность. Несмотря на смертельную опасность, человек застывает, не может сделать ни одного движения, не в силах произнести ни слова (мутизм). Реактивный ступор обычно длится от нескольких минут до нескольких часов. В тяжелых случаях это состояние затягивается. Наступает выраженная напряженность мышц.
Больные лежат в эмбриональной позе или вытянувшись на спине, не принимают пищу. Глаза широко раскрыты, мимика отражает либо испуг, либо безысходное отчаяние. При упоминании о психотравмирующей ситуации больные бледнеют или краснеют, покрываются потом, отмечается учащенное сердцебиение (вегетативные симптомы реактивного ступора).
Помраченное сознание при реактивном ступоре обусловливает последующую амнезию.Психомоторная заторможенность может не достигать степени ступора. В этих случаях больные доступны контакту, хотя отвечают кратко, с задержкой, растягивая слова. Моторика скована, движения замедлены. Сознание суженное или больной оглушен.
Иногда картина острого психогенного ступора определяется выраженным страхом: мимика, жестикуляция выражают ужас, отчаяние, страх, растерянность.
В редких случаях в ответ на внезапные и сильные психотравмирующие воздействия наступает так называемый эмоциональный паралич: длительная апатия с безразличным отношением к угрожающей ситуации и индифферентная регистрация происходящего вокруг.
2. Депрессивные психогенные реакции (реактивная депрессия). Смерть близкого человека, тяжелые жизненные неудачи способны и у здоровых людей вызвать естественную психологическую реакцию печали. Патологическая реакция отличается от нормальной чрезмерной силой и длительностью.
В этом состоянии больные подавлены, тоскливы, слезливы, ходят сгорбившись, сидят в согбенной позе с опущенной на грудь головой или лежат, поджав ноги. Идеи самообвинения бывают не всегда, но обычно переживания концентрируются вокруг обстоятельств, связанных с психической травмой.
Мысли о неприятном происшествии неотступны, детализируются, часто становятся сверхценными, иногда достигают степени бреда.
Психомоторная заторможенность иногда достигает депрессивного ступора; больные все время лежат или сидят сгорбившись, лицо застывшее, с выражением глубокой тоски или безысходного отчаяния, они безынициативны, не могут обслужить себя, окружающее не привлекает их внимания, сложные вопросы не осмысливаются.
Реактивная депрессия иногда сочетается l отдельными истерическими расстройствами.
В этих случаях депрессия проявляется неглубокой психомоторной заторможенностью, аффектом тоски с выразительными внешними симптомами, не соответствующими глубине депрессии: больные театрально жестикулируют, жалуются на гнетущее чувство тоски, принимают трагические позы, громко плачут, демонстрируют суицидальные попытки.
Во время беседы они оживляются, бранят своих обидчиков, при упоминании о психотравмирующей ситуации возбуждаются вплоть до приступов истерического отчаяния.. На фоне нарастающей депрессии с тревогой и страхом могут появиться отдельные идеи отношения, преследования, обвинения и др.
Содержание бреда ограничивается неправильной интерпретацией поведения окружающих и отдельных случайных внешних впечатлений. Аффект тоски, когда к нему присоединяются тревога, страх или гневливость, часто развивается на фоне психомоторного возбуждения: больные мечутся, громко плачут, заламывают руки, бьются головой о стену, пытаются броситься из окна и т. д.
От эндогенных реактивные депрессии отличаются тем, что их возникновение совпадает с психической травмой; психотравмирующие переживания отражаются в клинической картине депрессии, после разрешения психотравмирующей ситуации либо по истечении некоторого времени реактивная депрессия исчезает.
Течение реактивной депрессии зависит как от содержания психической травмы, так и от особенностей личности больного и его состояния к моменту возникновения психического расстройства. Реактивные депрессии у лиц, перенесших черепно-мозговую травму или ослабленных тяжелыми соматическими и инфекционными заболеваниями, а также пожилых людей с церебральным атеросклерозом могут затягиваться.
Длительными бывают и реактивные депрессии, связанные с тяжелой, не разрешившейся психотравмирующей ситуацией.
3Реактивные (психогенные) бредовые психозы — сборная группа весьма различных психогенных реакций.
А).Реактивное паранойяльное бредообразование — возникновение паранойяльного сверхценного бреда, не выходящего за рамки травмирующей ситуации, «психологически понятного» и сопровождающегося живой эмоциональной реакцией.
Эти идеи доминируют в сознании, но на первых этапах больные еще поддаются некоторому разубеждению. Во всем остальном поведении больного, не связанном со сверхценной идеей, заметных отклонений не обнаруживается.
Реактивный паранойяльный бред, как и все реактивные состояния, длится до тех пор, пока не исчезает психотравмирующая ситуация, и целиком ее отражает. Все эти особенности отличают реактивные паранойяльные состояния от шизофренических.
Паранойяльные реактивные расстройства имеют множество отдельных вариантов, обусловленных особенностями психогенного воз действия.
Б).Острая паранойяльная реакция — паранойяльное бредообразование,свойственное психопатическим (паранойяльным) личностям.
Сравнительно небольшие житейские трудности могут вызвать у них подозрительность, тревожность, идеи отношения и преследования. Такие реакции обычно кратковременны.
Их развитию способствует временное ослабление нервной системы (переутомление, недосыпание и др.).
В).Ипохондрическая реакция близка по структуре к острой паранойяльной. Развивается обычно у лиц с повышенным вниманием к своему здоровью.
Неосторожная фраза врача, превратно понятый медицинский текст, известие о смерти знакомого могут привести к возникновению ипохондрической сверхценной идеи. Больные начинают посещать разных врачей, специалистов-консультантов, и отрицательные результаты исследований не приносят успокоения.
В зависимости от особенностей личности больного и поведения врача ипохондрические реакции бывают кратковременными или затягиваются на годы.
Устойчивые психические состояния.
Приведем некоторые примеры устйочивых психических состояний:
Эмоции
Эмоциями (аффектами, душевными волнениями) называют такие состояния, как страх, гнев, тоска, радость, любовь, надежда, грусть, отвращение, гордость и т.п. Психология прежнего времени перечисляла бесчисленное множество подобных переживаний.
Эмоции проявляются в определенных психических переживаниях, каждому известных по своему опыту, и в телесных явлениях. Как и ощущуние, эмоции имеят положительный и отрицательный чувственный тон, связаны с чувством удовольствия или неудовольствия.
Чувство удовольствия при усилении переходит в аффект радости.
Удовольствие и неудовольствие проявляются в определенной мимике лица и изменениях пульса. При эмоциях телесные явления выражены гораздо реже.
Так, радость и веселье проявляются в двигательном возбуждении: смех, громкая речь, оживленная жестикуляция (дети прыгают от радости), пение, блеск глаз, румянец на лице (расширение мелких сосудов), ускорение умственных процессов, наплыв мыслей, склонность к остротам, чувство бодрости.
При печали, тоске, наоборот, имеется психомоторная задержка. Движения замедленны и скудны, человек «подавлен». Осанка выражает мышечную слабость. Мысли, неотрывно, прикованы к одному. Бледность кожи, осунувшиеся черты лица, уменьшение выделения секрета желез, горький вкус во рту.
При сильной печали слез нет, но они могут появиться при ослаблении остроты переживаний. По длительности течения эмоции могут быть краткосрочными (гнев, испуг) и длительными.
Источник: http://MirZnanii.com/a/202643/psikhicheskie-sostoyaniya-reaktivnye-i-ustoychivye-sostoyaniya
Эмоциональные и волевые процессы
Раздел 5: Эмоциональные и волевые процессы.
1. Эмоции.
Эмоции — это непосредственное пристрастное переживание жизненного смысла явлений и ситуаций. Эмоции возникли в филогенезе как сигнал о биологическом состоянии организма после тех или иных воздействий на него
и представляют собой сейчас форму видового опыта, позволяющую отдельным индивидам совершать, ориентируясь на них, необходимые действия, целесообразность которых для него неясна.
Но эти действия обеспечивают удовлетворение жизненно важных потребностей.
Так, негативные эмоции, сопровождающие чувство голода, заставляют нас искать способы удовлетворения этой потребности, что, в свою очередь, направлено на сохранение нормального функционирования организма.
Теории эмоций.
* Теория Джеймса-Ланге предполагает, что вначале возникает реакция организма на какую-то ситуацию, которая затем переживается нами как определенная эмоция. Т.е.
при встрече со злобной собакой мы вначале ощущаем, как у нас задрожали колени и похолодело внутри, а потом понимаем, что мы испугались.
По мнению Джемса, «мы грустим потому что плачем, злимся потому что наносим удар, боимся потому что дрожим».
* Теория Кэннона-Барда подвергает сомнению названную теорию, т.к., по мнению Кэннона, многим различным эмоциям соответствуют одинаковые физиологические состояния и только от индивида зависит, как он истолкует это состояние и какой знак — положительный или отрицательный- ему припишет.
* Информационная теория П. Симонова устанавливает зависимость между возникновением эмоции определенной окрашенности и выраженности и степенью информированности индивида о возможности удовлетворения какой-либо потребности.
Эмоция = необходимая информация — имеющаяся информация.
Ясно, что в случае, если индивид имеет всю необходимую информацию
о возможности удовлетворения потребности, то возникает положительная
эмоция; если же имеющейся информации недостаточно, то возникает эмо-
ция отрицательная.
Классификация эмоций.
1. Самая простая из существующих классификация эмоций предлагает разделить их на два вида: переживаемые индивидом как отрицательные и переживаемые индивидом как положительные.
2. Также существует классификация, предлагающая делить эмоции на стенические (активизирующие человека, повышающие его готовность к деятельности) и астенические (расслабляющие, утомляющие человека, вызывающие заторможенность).
3. Классификация, предложенная В. Вундтом, предлагает характеризовать эмоции по трем направлениям:
— удовольствие-неудовольствие;
— напряжение-разряжение;
— возбуждение-торможение.
4. Американский психолог К. Изард выделяет следующие фундаментальные эмоции:
* интерес-волнение;
* радость;
* удивление;
* горе-страдание;
* гнев;
* отвращение;
* презрение;
* стыд;
* вина.
Все остальные эмоциональные реакции индивидов, по мнению Изарда, являются производными и комплексными, т.е. возникают на основе нескольких фундаментальных.
5. Отечественный психолог Б.Додонов предлагает еще более сложную классификацию эмоций:
* альтруистические эмоции (желание помогать другим людям);
* коммуникативные эмоции (возникающие при общении);
* глорические эмоции (связанные с потребностью в самоутверждении);
* праксические эмоции (связанные с успешностью деятельности);
* пугнические эмоции (связанные с ситуациями опасности, с потребностью рисковать);
* романтические эмоции (стремление к необычайному, новому);
* гностические эмоции (возникающие в познании);
* эстетические эмоции (связанные с восприятием произведений искусства);
* гедонистические эмоции (связанные с потребностью в удовольствии, удобствах);
* акизитивные эмоции (связанные с интересом к накоплению, коллекционированию).
Эмоциональные состояния.
Простейшей и древнейшей формой переживания эмоций является эмоциональный тон ощущений. Любой сигнал, воспринятый нашими анализаторами, вызывает определенную эмоциональную реакцию — положительную или отрицательную. В каждый момент времени на нас воздействует огромное количество раздражителей и каждый из них эмоционально переживается нами.
Если совокупное количество раздражителей, вызывающих положительную эмоциональную реакцию, больше, то мы чувствуем себя в настоящий момент хорошо — спокойно, расслабленно, удовлетворенно. Если же, наоборот, больше отрицательно воздействующих раздражителей, то мы чувствуем себя «не в своей тарелке», «неуютно», напряженно, неспокойно.
Особенно важное значение для формирования общего эмоционального тона ощущений имеют запаховые раздражители. Обоняние — древнейший из анализаторов. Оно через нервную вегетативную систему тесно связано с деятельностью желез внутренней секреции и существенно влияет на общее состояние организма — в том числе и на общий эмоциональный тон.
Настроение — эмоциональное состояние, в течение длительного времени окрашивающее всю психическую жизнь человека. Различают два вида настроений:
* эмоциональный нерасчлененный фон (приподнятое или подавленное);
* четко идентифицируемое состояние (скука, печаль, радость)
Факторы, вызывающие определенное настроение, могут быть очень разными: от физиологических до высокодуховных.
Так, например, несварение желудка, чувство вины за неблаговидный поступок или мысль, конфликтная ситуация в семье, неудовлетворенность уровнем проделанной работы способствуют формированию плохого настроения, а, скажем, ощущение благополучия организма после лыжной прогулки или полноценного сна, удачно выполненная работа, встреча с дорогим человеком, хорошая книга вызывают хорошее настроение. Специфика этого эмоционального состояния в том, что человек, будучи в определенном настроении, воспринимает все сигналы из среды окрашенными в те же эмоциональные тона, даже если рационально он способен их оценить адекватно.
Фрустрация — состояние острого переживания неудовлетворенной потребности, осознание невозможности достижения какой-либо значимой цели.
Факторы, вызывающие это состояние, называются фрустраторами, а ситуации, в которых это состояние возникает, называют фрустрационными ситуациями.
Фрустраторами может быть широкий спектр факторов: физиологических (лишение сна, пищи, холод, жажда, неудовлетворенные сексуальные потребности и т.д.
), психологических (отсутствие общения, недостаток информации, этические внутренние конфликты и т.д.)
Стресс — реакция на изменение условий жизни, процесс адаптации к новой ситуации, «неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование» (Селье).
В зависимости от вида стрессоров, подразделяют:
— физиологический стресс (изменение режима работы, тяжелый физический труд, чрезмерный холод или жара, недостаток кислорода, болевые стимулы);
— психологический стресс ( существенное изменение жизненных условий, потеря близких людей, информационные перегрузки, обида и т.д.).
Ганс Селье, крупнейший специалист в области изучения стресса, выделяет следующие фазы развития общего синдрома адаптации:
* реакция тревоги — на этой стадии возбуждается симпатическая нервная система и надпочечники выбрасывают в кровь «гормоны стресса» — адреналин и норадреналин;
* фаза сопротивления — на этой стадии происходит мобилизация всего организма для преодоления стрессовой ситуации;
* фаза истощения — эта фаза наступает, если стрессовые ситуации наступают слишком часто и организм не успевает восстановить свои силы между стрессами.
Некоторое количество стрессовых ситуаций человеку необходимо, т.к. стресс (по крайней мере, две его фазы) оказывает мобилизующее воздействие, закаляет организм, повышает его сопротивляемость в отношении различных стрессоров.
Но если, изменения, требующие адаптации, идут сплошной чередой (а в условиях современного крупного города человек подвергается воздействию стрессоров почти ежеминутно), то организм не успевает восстановиться и войти в нормальный режим работы — стресс становится хроническим.
Выделяют следующие основные признаки хронического стресса в стадии истощения:
* бессонница;
* боль в груди;
* постоянное покашливание;
* сексуальная неудовлетворенность;
* эмоциональный дисбаланс (перепады настроения);
* непреходящая усталость;
* мышечные боли.
Неблагоприятные последствия хронического стресса часто называют дистрессом. Дистресс вызывает самые разнообразные нарушения в жизнедеятельности индивида: снижает сопротивляемость инфекциям вследствие ослабления иммунитета, способствует появлению различных психосоматических (т.е.
имеющих психическую природу) заболеваний — гастритов, язвы желудка, сердечно-сосудистых заболеваний, аллергии, бронхиальной астмы, заболеваний позвоночника и многих других, формирует различные нарушения в сфере мотивационной активности личности, невротические реакции и даже реактивные психозы.
Аффект — сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для индивида условий жизни.
Причиной возникновения аффекта является переживание человеком внутреннего конфликта между его влечениями, стремлениями и желаниями либо противоречия между требованиями, предъявляемыми ему окружающими (либо им самим) и возможностями выполнить эти требования.
Аффект развивается в критических, неожиданно возникших, чаще опасных ситуациях в том случае, когда человек не может найти выход из них.
Признаки аффекта:
* сужение сознания, направленность его на раздражитель и неспособность адекватно оценивать ситуацию и свои действия;
* выраженная двигательная активность, связанная с необходимостью выплеснуть сильнейшее психическое напряжение, порожденное ситуацией;
* частичная или полная потеря памяти о событиях, предшествовавших аффекту и своих действиях во время него;
* сильное психическое истощение, физическая слабость после аффективной реакции;
* наличие «постаффекторных следов или комплексов», которые в случае наступления впоследствии похожей ситуации навязывают тот же способ ее разрешения, который был предпринят субъектом в первый раз.
Депрессия — эмоциональное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, общим снижением жизненной активности, слабостью волевых процессов, ослаблением памяти, мыслительных процессов, неспособностью концентрировать внимание. Человек в состоянии депрессии испытывает мучительные переживания, отчаяние, тоску.
Характерными являются мысли о собственной никчемности, о невозможности предотвратить наступление каких-то ужасных событий, страх перед будущим, чувство вины за прошлые события. Длительные тяжелые депрессии могут привести к попыткам самоубийства.
Депрессии у здоровых людей могут быть результатом хронического стресса, длительного перенапряжения, психической травмы.
Чувства — одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам, событиям и другим людям. В онтогенезе чувства появляются позже ситуативных эмоций, они представляют собой личностный уровень
переживания человеком своего отношения к миру и зависят от культуры общества, в котором воспитывался человек, степени его развития.
Иными словами, раздражители, вызывающие отрицательные или положительные эмоции, одинаково действуют и на человека примитивной культуры, и на современного высокообразованного англичанина, а вот факторы, вызывающие чувство стыда или негодования, будут совершенно различными.
Важным отличием чувств от эмоций является то, что чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством, а эмоции носят ситуативный характер, т.е. являются реакцией на определенную ситуацию. Вместе с тем, чувства и эмоции тесно связаны, т.к.
всякое чувство переживается и обнаруживается именно в конкретных эмоциях. Более того, если на первых годах жизни именно эмоции являются основой формирования чувств, то по мере развития личности уже чувства начинают определять содержание ситуативных эмоций.
Страсти — сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти всех его устремлений и сил. Причины формирования страстей почти исключительно связаны с бессознательными комплексами, требующих реализации в сфере сознания.
Как всякие бессознательные влечения, эти комплексы не могут быть реализованы в своем настоящем виде и поэтому подвергаются изменению, сублимации, чтобы преодолеть цензуру Я.
Будучи следствием неблагоприятного личного опыта индивида, страсти вместе с тем зачастую становятся движущей силой великих дел, подвигов, открытий, требующих величайшего напряжения и концентрации сил, которое было бы невозможно при других условиях формирования личности.
2. Волевые процессы.
Воля — способность человека самостоятельно регулировать свою деятельность, подчиняя ее сознательным решениям.
Волевое усилие включается при следующих условиях:
* при необходимости сознательно регулировать свою деятельность, т.е. во всех ситуациях, когда мы не следуем внешним стимулам к активности, а сами формируем их;
* при недостаточной мотивации к деятельности, т.е. в тех ситуациях, когда внешние стимулы не обеспечивают необходимый уровень активности; в этом случае мы должны сами создать дополнительные мотивы;
* при необходимости выбора мотивов, целей, средств при их конфликте, т.е. в тех ситуациях, когда мы сталкиваемся с двумя взаимоисключающими мотивами и должны сделать выбор между ними.
Волевое усилие заключается не только в сознательном побуждении активности, но и способности затормозить активность, отказаться от чего-то.
Способность к волевым действиям социально обусловлена, т.е. представляет собой результат воспитания и самовоспитания.
Поведение детей раннего возраста реактивно — они реагируют на внутренние («Хочу!») и внешние («Сделай так и получишь конфетку!») побуждения к деятельности.
По мере формирования личностных качеств ребенок становится способным к волевым действиям, формирует активное отношение к своим действиям, сам выступает их регулятором. Волевое усилие — это преодоление себя, высшее выражение сознательности, власть над собой.
Порок развития волевых качеств называется слабоволием. Слабовольный человек не в силах отказаться от желаемого, сделать выбор между двумя равносильными мотивами.
Выраженность слабоволия бывает разной: от небольших уступок себе в отдельных ситуациях до невозможности осуществить элементарный выбор (ситуация «буриданова осла»). Патология развития воли называется абулией. При абулии человек понимает, что нужно сделать что-то, но не в силах заставить себя.
Еще одной выраженной характеристикой абулии является следование внешним побудителям действий. Так, человек с подобной патологией входит в дверь лишь только потому, что она оказалась у него на пути.
Источник: http://www.support17.com/component/content/588.html?task=view