Распределение социальных ролей у животных — психология

Социальные отношения у животных

Очень многое в нашей жизни зависит от того, с кем мы поддерживаем социальные отношения. Мы полагаемся на мнения родственников, друзей наших друзей, коллег и их знакомых практически во всем: какие книги читать, за кого голосовать, какую искать работу.

И в этом уникальными нас никак не назовешь. У множества видов животных социальные отношения влияют на повседневное поведение и, конечно, на выживание. Уже многие десятилетия известно, что и шимпанзе, и другие приматы формируют сложные социальные отношения.

Как выяснилось из более свежих исследований, чтобы полностью понять поведение отдельной птицы, дельфина и другого животного, необходимо учитывать социальный контекст.

Эти открытия могут повлиять на многие области начиная от проблемы сохранения видов и заканчивая попытками разобраться в наших социальных связях.

Используя на животных методы, разработанные для исследования группового поведения людей, мы получаем возможность иначе взглянуть на наше собственное поведение.

Почему необходимо исследовать социальные связи

Чтобы понять, насколько важны социальные связи, потребовались много времени и новые подходы в этологии — науке об изучении поведения животных.

В 1930-х гг.

будущий нобелевский лауреат Конрад Лоренц описал явление запечатления (импринтинга) у гусей— врожденную способность вылупившегося птенца в определенный критический период формировать эмоциональную привязанность к первому встреченному опекуну. Тогда утвердилась идея, что большинство животных — по сути своей автоматы с жестко запрограммированным поведением, которое контролируется генами.

Однако вскоре исследователи поняли, что со встроенными генетическими программами взаимодействуют факторы внешней среды. Поведение животных определяется совместным влиянием генов и индивидуального опыта. Кажется, что данное утверждение многое объясняет, но на самом деле оно не песет большой пользы: результат любого воздействия на организм определяется генами и средой.

Далее ученые начали выяснять, как обучение методом проб и ошибок влияет на формирование поведения.

Благодаря этим работам и полевым наблюдениям стало ясно, что животные гораздо умнее, чем считалось ранее: шимпанзе и вороны используют орудия, попугаи решают логические задачи, слоны отключают электрические изгороди, сбрасывая на них большие камни.

Изучая проявления интеллекта, исследователи заметили, что некоторые животные, живущие группами, могут обучаться, копируя поведение сородичей. Так, какая-то особь может получить полезную информацию, посмотрев, куда обращено внимание других членов группы.

Физики знают, что как только проблема выходит за пределы задачи о двух телах, она становится невероятно сложной. Первые попытки изучения социальных отношений охватывали взаимодействия двух или трех особей.

В этих работах изучалось, как одна особь выбирает того же полового партнера, что и другая, как член группы оценивает боевые способности своего конкурента или как ловкий тунеядец ворует еду у более обеспеченного сородича.

Однако чем больше этологи изучали такое поведение, тем сильнее крепло их убеждение в том, что взаимодействия нескольких особей — лишь бледная тень по сравнению со сложными социальными отношениями, объединяющими всех членов группы.

Чтобы полностью понять, как устроено общество у животных, надо было признать, что животные, как и люди, образуют сложные социальные сети, связывающие каждую особь со всеми другими членами группы.

Как изучают социальные связи

Источник: http://mir-znaniy.com/sotsialnyie-otnosheniya-u-zhivotnyih/

Менеджмент слаженной команды. Соционика для руководителей

. . .

Каждому, кто более или менее длительное время общался в сформировавшемся коллективе, хорошо известно, что в нем обязательно имеется устойчивое ядро с фиксированными ролями неформального характера.

Вокруг этого ядра существует изменчивая оболочка, в зону которой то попадают, то выходят разные люди, не вписывающиеся в коллектив по тем или иным причинам. Поэтому переменная часть группы нас сейчас не интересует.

Социоаналитические исследования показали, что восемь — максимальное количество неформальных ролей. При большем количестве постоянных участников ядро раздваивается на половины, не совпадающие по способу и темпу решения одинаковых задач. В хорошо структурированном ядре цельного, не раздвоенного коллектива выделяются легко различимые неформальные роли.

Эти неформальные роли представляют собой функциональное воплощение приведенных в начале главы информационно-коммуникативных аспектов.

Оказывается, для того чтобы группа успешно выдерживала атаки внешней среды, она вынуждена закрепить за каждым участником круг его обязанностей, которые соответствуют этим аспектам.

Причем делается это так, чтобы выполняющий определенную неформальную роль человек был бы с ней согласен, чувствовал бы себя удовлетворенным.

Данные процессы неформального структурирования группы протекают помимо нашей воли. Есть они и у животных. Иерархия ролей всегда начинается с выделения вожака. Роль лидера захватывает самое сильное и расчетливое животное.

Вокруг него формируется круг приближенных, стоящих на ступеньку ниже вожака. И, наконец фундамент группы — большинство животных, которые выполняют «распоряжения» правящей верхушки.

Кроме того, имеется еще часть животных, которые образуют особый слой обособляющихся и третируемых.

Такая специально-психологическая иерархия, к сожалению, существует и у людей. Иногда они встречаются в откровенно циничной форме, например среди заключенных.

Но и в цивилизованном коллективе неизбежно существует пирамида власти, которую можно изобразить схематически.

На вершине, в середине и в основании пирамиды находятся различные по статусу неформальные роли, обозначенные для удобства теми же буквами, что и выполняемые ими коммуникативные задачи.

Изучение неформальных ролей позволяет заранее, экономя время на притирку и случайный перебор, создать функционально сбалансированный коллектив. Для этого выясним, какие социотипы являются наиболее вероятными претендентами на свободные ступеньки власти.

Неформальная роль «лидер» (F)

Настоящим лидером может стать только самый влиятельный, пользующийся всеобщим авторитетом член группы. Он представляет собой силовой цент коллектива, уверенно координирующий его движение в коммуникативном пространстве.

Настоящий лидер не демонстративен, не суетлив и не эмоционален.

Не надо его путать с так называемым «харизматическим» лидером (харизма — божественный дар, способность гипнотизировать толпу), который выступает идеологом и зачинщиком массовых социальных движений.

F-лидер — это не идеолог, а прагматик. Он никого ни к чему не призывает, а просто заставляет выполнять необходимое силой авторитета и логикой фактов.

Наиболее вероятные претенденты на эту роль — это социотипы с развитой функцией F — силовой сенсорикой. В первую очередь неформальное лидерство захватывают социотипы МАРШАЛ и ПОЛИТИК.

Неформальные роли первого эшелона

Неформальная роль «двигатель группы» (P)

Человек, который претендует на эту роль, должен быть очень работоспособным и выносливым. Он не может не работать и своим примером включает в работу других. Двигатель группы практически всегда находится в движении, не терпит лени и расхлябанности. Да он практически и не умеет отдыхать. Все его усилия направлены на поддержание рабочего ритма в группе.

Несмотря на всю свою энергичность, человек, выполняющий P-роль, не является неформальным лидером группы. Он — ее двигательный, а не силовой центр.

P-типы нередко бывают начальниками, но это скорее выражение формального, официального лидерства, чем группового.

Двигатель группы великолепно задает темп движения, но с трудом меняет его направление, а это основное требование ориентации в коммуникативном пространстве.

Истинный критерий лидерства, как считали еще в древности, — его незаметность, то есть опять-таки неформальный характер.

По-настоящему умелый лидер так отлаживает коллектив, что тот может некоторое время решать свои задачи и в его отсутствие (эффект «автопилота»). Совсем другое дело в случае с лидером — двигателем группы.

Эта роль очень энергозатратная: при его отсутствии коллектив быстро сникает, снижает темпы. Происходит то же самое, что и с автомобилем, у которого отключили двигатель.

Наиболее вероятные претенденты на эту роль — социотипы УПРАВИТЕЛЬ и ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ с развитой функцией P — деловой логикой.

Неформальная роль — «эмоциональный вовлекатель» (E)

Это самый коммуникабельный и экспрессивный участник группы. Причем его стиль общения должен быть в большей степени напористым, чем успокаивающим.

Одной силы авторитета и двигательного принуждения часто оказывается мало, чтобы коллектив быстро и организованно включился в работу. Очень важный участок мобилизации коллектива — это «зажигание», эмоциональный порыв.

Эмоционально вовлеченный коллектив выполняет работу с энтузиазмом, силы у людей удваиваются и утраиваются.

У неформальной E-роли есть еще и вторая сторона, которую можно обозначить как «разведка ресурсов». Без этой стороны деятельности эмоциональный вовлекатель способен «перегреть» коллектив.

Энергию его чувств логично направить на внешний мир — завязывание связей и получение информации обо всем новом, что появляется у соседей.

Эмоциональные рассказы об успехах конкурентов разжигают людей еще больше, настраивают на быстрое продвижение вперед.

Чаще всего в роли эмоциональных вовлекателей выступают социотипы ЭНТУЗИАСТ и НАСТАВНИК с развитой функцией E — этикой эмоций.

Неформальная роль — «генератор идей» (I)

Им становится только самый нестандартно мыслящий участник команды. От генератора идей требуется постоянная выдача перспективных догадок и прозрений — таких находок, открытий и предложений, на основании которых можно строить стратегию долгосрочного развития организации.

Генератор идей отличается от других работников интеллектуальной смелостью и жаждой познания. Его мозг впитывает в себя всю передовую информацию в самых различных областях науки, техники, культуры и синтезирует на ее основе свою собственную систему.

Он постоянно пребывает в интеллектуальном поиске, заботы сегодняшнего дня его мало волнуют.

Необходимо уяснить, что генератор идей — это своеобразный противовес лидеру группы. Ведь инакомыслие, которое является неотъемлемой чертой таких людей, мало кем из руководителей приветствуется.

А ведь за чрезмерным авторитаризмом стоит примитивное игнорирование законов соционики: чем грубее и насильственнее методы руководства, тем более смелы и увлекательны рождающиеся в головах интеллектуалов планы и концепции.

Читайте также:  Волшебная таблетка - психология

Кроме того, генератор идей очень свободолюбив, его нельзя подчинить жесткому графику и нагрузить рутинной работой.

В роли генераторов идей, как правило, встречаются социотипы ИСКАТЕЛЬ и СОВЕТЧИК, с ярко выраженной функцией I — интуицией возможностей. С заполнением этой функциональной ячейки в коллективе заканчивается распределение ролей первого эшелона — экстравертных, активных, отчетливо наблюдаемых.

Неформальные роли второго эшелона

Неформальная роль «систематизатор» (L)

В этой роли выступает наиболее уравновешенный, свободный от субъективных пристрастий член команды.

От него требуется не бурная активность, а наоборот, холодная отстраненность, способность сравнивать противоположные точки зрения и выносить объективное суждение.

Флегматик по темпераменту, систематизатор нетороплив и усидчив, хорошо работает с документами, все упорядочивает, приводит в систему.

Другое название этой неформальной роли — «судья». Систематизатор должен быть бескомпромиссен, следовать лишь системе правил, по которым живет коллектив.

Его нельзя, да и незачем подкупать, потому что законы неформальной жизни коллектива всем известны, а наказание за их нарушение — презрение, отрицательное отношение — отменить нельзя.

Он как живой предостерегающий пример, наглядное пособие всем потенциальным нарушителям целостности команды.

В роли судьи может выступать как логический, так и этический социотип. Все зависит от социальной направленности коллектива (см. главу 9). Для рабочих коллективов, в которых эмоциональный настрой и гуманитарность являются дополнением к основной задаче, систематизатор в большинстве случаев — логик. Наиболее вероятные претенденты на эту роль — социотипы ИНСПЕКТОР и АНАЛИТИК.

Неформальная роль «отражатель» (T)

Задача этого участника коллектива — служить как бы зеркалом происходящих событий, отражать всю динамику перемен.

Требования к претенденту на T-роль — тонкая восприимчивость, умение подмечать значимые детали и тем или иным способом реагировать на них, доносить назревающие перемены (будь то положительные или отрицательные тенденции) до всех членов коллектива.

Отражатель является как бы звеном обратной связи, так как его информация весьма полезна для неформального лидера группы. Это позволяет своевременно принять меры, на шаг вперед учитывая грядущие перемены.

В нецивилизованных коллективах роль отражателя требует повышенной стрессоустойчивости, так как в грубой социальной среде, настроенной на насилие, отражатель нередко превращается просто в «козла отпущения», на котором недовольные срывают свою злость. Особенно трудно приходится тем претендентам на T-роль, которые отличаются эрудицией и хорошей памятью. Их за это третируют как «умников», зазнавшихся, приносящих беду своими прогнозами. Это о них говорят «беду накликал», «накаркал» и т. п.

Лучше всего неформальную роль отражателя событий выполняют социотипы КРИТИК и ЛИРИК с развитой от природы функцией T — интуицией времени. Нередко в роли «отражающего зеркала» находится и интуитивный подтип НАСТАВНИКА.

Неформальная роль «гармонизатор» (R)

В любом напряженно работающем коллективе возникают недоразумения и трения между его участниками. Не бывает коллективов полностью эмоционально стабильных. Любое развитие происходит через борьбу противоположностей, что хорошо отражает T-участник команды.

Вспыхивающие споры, если их трудно быстро примирить, обычно легче всего рассудит L-участник команды — судья группы. Однако делает он это, хотя и справедливо, но сухо и безучастно. Эмоциональная неудовлетворенность все равно остается в душе.

Вот здесь и требуется гармонирующий подход, то есть элементарное сочувствие человеку, способность поговорить с ним по душам, снять психологическую напряженность.

R-участник отвечает за мир и душевное спокойствие в группе. Он — человек чуткий, неагрессивный, способен понять и простить. Он не очень активен, собственные чувства и переживания умеет скрывать.

К нему тянутся люди, обращаются за советом в запутанных жизненных ситуациях. Благодаря гармонизатору коллектив как бы «склеивается» изнутри чувственными привязанностями, ощущением «семейной» атмосферы.

В большинстве случаев в роли гармонизатора выступают этические социотипы, имеющие развитую функцию R — этику отношений, — ГУМАНИСТ и ХРАНИТЕЛЬ, ПОСРЕДНИК и ЛИРИК.

Однако в эмоционально насыщенных коллективах, в которых много экспрессивных типов, эту роль может взять на себя и логик, так как снятие чрезмерного эмоционального напряжения через рассудительность и выдержку — это тоже разновидность сплачивающего поведения.

Неформальная роль «доводчик» (S)

Это основная исполнительная сила любой слаженной команды. Их может быть в универсальном коллективе несколько. Человек, претендующий на эту роль, отличается чувством хозяина на своей территории. Он прагматично настроен, умеет качественно оформлять свои изделия и рассчитывает на достойное вознаграждение своего труда.

Психология bookap

Доводчик не принимает участия в борьбе за власть, его вполне устраивает второй эшелон. Но, гарантируя качественную работу, он вполне законно защищает свои личные интересы, стабильное материальное положение. Через его руки проходит конечное оформление всех продуктов деятельности команды — как материальных, так и информационных.

Наиболее вероятные претенденты на роль доводчика — это, естественно, социотипы, у которых хорошо развита функция S — сенсорика комфорта. Хорошими доводчиками являются социотипы МАСТЕР и ПОСРЕДНИК. Очень важно, чтобы доводчик имел неплохой эстетический вкус, а также умелые руки.

Источник: http://bookap.info/socionica/gulenco2/gl50.shtm

социальное влияние и дифференциация поведенческих ролей

Продолжая поиски продуктивных изоморфизмов между этологией и социальной психологией, обратил внимание на параллели социального влияния в системе доминирования у животных.

У людей социальное влияние — это ситуация, когда под воздействием других людей, или общественного мнения, или собственных представлений о том «как всем надо поступать в данной ситуации», или что надо соответствовать этой общей норме индивид реализует не собственное поведение (то, которое он осуществил бы в данной ситуации, не будь этого корректирующего воздействия извне), а то, которое выработано у него социальным влиянием, общеожидаемое.

Изменение поведения ведёт за собой изменение мнения о ситуации с собственных чувств, переживаний и оценок на общеупотребительные.

Когда социальное влияние корректирует поведение индивида, говорят об уступчивости, когда мнения — о конформизме; тот и другой процессы корректировки могут быть в разной степени осознанными — от полного осознания воздействия до «автоматического» следования ему, проходящего мимо сознания (таковы, например, известные законы Филлипса про волну подражаний автокатастрофам/убийствам/самоубийствам и прочие рациоморфные процессы). Они могут быть в разной степени обратимыми — от полностью обратимых с восстановлением собственного мнения/поведения индивида после снятия воздействия, до полностью необратимых, когда конформный индивид не только полностью следует этой общей норме, но и агрессивно навязывает её другим, сохранившим самостоятельное мышление.

Такое распространение конформизма по социальным связям — психологический базис устойчивости социальной системы в развитых странах, вроде Западной Европы и США.

Без этих скреп, поддерживаемых и усиливаемых впечатляющей индустрией пропаганды, без умения добиваться согласия угнетённых на продолжение господства, соответствующий общественный строй давно обрушился бы под влиянием внутренних несправедливостей и противоречий. Анализ их см. в теории господства Грамши.

Аналоги всех этих явлений есть в сообществах животных, когда социальное взаимодействие создаёт дифференциацию поведенческих ролей с разделением исходно «равноправных» особей на доминантов, субдоминантов и подчинённых.

Доминанты — это обычно особи, во всех ситуациях ведущие себя наиболее стереотипно, старающиеся максимально контролировать ситуацию и во всех сложных случаях полагающиеся на «силу», но не на «ум».

Они гоняют подчинённых, подчинённые им всегда уступают, и если (при устойчивости социальной структуры группы, нормальной ресурсообеспеченности, наличии укрытий) доминанты их не загоняют насмерть, до дистресса с органическими поражениями внутренних органов, до полной невозможности размножаться, то в ответ на «применение силы» доминантами у них «совершенствуется ум».

Их поведение в тех же самых проблемных ситуациях становится, нетривиальным и гибким, они ухитряются обходить поведенческий контроль со стороны доминантов и, когда этот обход оказывается успешным, у них «начинается социальный подъём» с ростом социального ранга до уровня бета-особей.

<\p>

Неслучайно поэтому, как показали исследования Н.Н.Мешковой и Е.Ю.Федорович (1996), именно субдоминантные особи характеризуются максимальным развитием исследовательской деятельности, игры, манипуляции, в том числе с незнакомыми объектами и рассудочной деятельности.

В отличие от доминантов и подчинённых, поведение субдоминантов не целостно, а клочно — представляет собой конгломерат, в котором паттерны, напоминающие поведение доминантов, перемешаны с паттернами, напоминающими поведение подчинённых.

Успех в социальном взаимодействии усиливает первые и ослабляет вторые, неуспех — наоборот.

Но так или иначе, у животных, как и у людей, социальное влияние в иерархической системе отношений ведёт к устойчивым изменениям поведенческих ролей и экологических ниш как доминирующих, так и подчинённых особей.

Эти изменения могут быть в разной степени обратимыми, но важно понимать, что они рождены отношениями доминирования-подчинения, существующими в сообществе животных как целом (структура которых обычно является видоспецифической, близкие виды отличаются друг от друга по схеме таких отношений и т.д.), но никак не присущи соответствующим индивидам как таковым.

Теодор Ньюкомб в своём знаменитом долговременном исследовании механизма смены убеждения с консервативных на более либеральные приводит изучаемых им студенток Беннингтонского колледжа в качестве примера (необратимого) личного согласия с новой нормой (Newcomb, 1943).

Читайте также:  Личностный рост или развитие личности - психология

Расставшись со своими соучениками, они и спустя много лет после окончания колледжа остались верны идеологии, к которой приобщились в молодости.

Пример уступчивости без личного принятия приводят Коч и Френч (Coch, French, 1948): производительность труда одной работницы возросла после того, как она была изолирована от коллег, имевших совершенно чёткие представления о том, как надо работать.

<\p>

То есть, чтобы отличить уступчивость без личного принятия от принятия с внутренним согласием с новой  нормой, следует сравнивать приватное и публичное поведения, показывать и анализировать расхождения между ними, то есть (со всеми необходимыми оговорками) идти тем же путём, каким следуют этологи в отношении поведения животных.

Пара слов о знаменитом Беннингтонском исследовании, предпринятом Теодором Ньюкомбом в конце 30-х годов. «Основные открытия, сделанные в ходе данного исследования, могут быть обобщены довольно просто. В период с 1935 по 1939 г. в Беннингтонский колледж поступали молодые женщины, принадлежавшие преимущественно к семьям, относящимся к верхнему сегменту среднего класса.

Все они разделяли в целом консервативные республиканские политические взгляды и избирательные предпочтения своих родителей.

Через пару лет, после того как студентки попадали под влияние университетской среды Беннингтона, их взгляды и предпочтения смещались далеко влево по сравнению со взглядами, которых придерживались члены их семей и большинство других американцев, принадлежавших к одному с ними социальному слою.

 Результаты выборочного опроса, проведенного в студенческом городке накануне президентских выборов 1936 г., особенно убедительно свидетельствовали о происшедших изменениях. В тот год кампания за переизбрание на второй срок президента-демократа Ф.

Рузвельта натолкнулась на сопротивление со стороны как республиканцев, критиковавших его шаги в рамках либеральной политики «нового курса», так и кандидатов от социалистов и коммунистов, которые пользовались существенным успехом, убеждая измотанных великой депрессией американцев в необходимости еще более радикальных перемен. Среди студенток Беннингтона первого года обучения, прибывших в студенческий городок во время выборов, более 60% поддерживали республиканца Лэндона, в то время как правящего демократического президента Рузвельта поддерживали менее 30%. Менее 10% студенток поддерживали социалиста Томаса либо коммуниста Браудера.

Данное процентное распределение избирательных предпочтений студенток (даже несмотря на неожиданную поддержку, оказанную частью из них двум радикальным кандидатам) отражало предпочтения их состоятельных родителей и других представителей социального слоя, к которому они принадлежали. Среди второкурсниц, находившихся к тому времени в Беннингтоне чуть более года, сдвиг влево был уже вполне очевиден. Лэндон и Рузвельт пользовались у них поддержкой в равной степени (по 43% каждый), а два радикальных кандидата делили между собой оставшиеся 14%. Среди студенток старших курсов сдвиг влево был еще более впечатляющим. Лишь 15% из них поддерживали Лэндона (правого кандидата, которому отдавали предпочтение несомненное большинство их родителей), около 54% поддерживали Рузвельта и более чем 30% студенток предпочитали одного из двух радикалов.

В содержательном плане старшие студентки (как и преподаватели) поддерживали прогрессивную налоговую политику, профсоюзы, право на забастовки и экономическое планирование, но выступали против фашизма и «необузданного» капитализма.

Данное процентное распределение наряду с другими данными, собранными Ньюкомбом в течение четырех лет исследований, иллюстрирует тот факт, что социальная ситуация может порождать фундаментальное смещение основных политических предпочтений большого числа людей — изменение такого рода, которое вряд ли может быть вызвано к жизни политическими речами, газетными статьями или публичными дебатами. Более того, весьма примечательно, что эти изменения происходят несмотря на противостоящие им семейные аттитюды и ценности, а также на некоторого рода «объективные» факторы, имеющие отношение к личной экономической заинтересованности и классовым интересам, на которые столь сильно акцентируют внимание ученые марксистской ориентации.

В течение нескольких лет, пока студентки учились в колледже, Ньюкомб наблюдал за тем, как изменились их политические и экономические установки.

Он нашёл, что большинство из них постепенно отказались от реакционных взглядов, «привезённых» из дома, ради либеральных ценностей, которые были нормой для этого колледжа.

Участие в жизни колледжа привело к кардинальным и устойчивым  изменениям политических воззрений студенток.

Но наиболее примечательным из всего этого выглядит, пожалуй, то, до какой степени в течение еще долгого времени после окончания Беннингтона политические предпочтения «новообращенных» продолжали оставаться либеральными.

Более чем 20 лет спустя, на выборах 1960 г.

, когда демократ Джон Кеннеди получил на Северо-Востоке в целом весьма ограниченную поддержку со стороны благополучных людей, окончивших колледж и принадлежащих протестантскому вероисповеданию (по весьма щедрой оценке Ньюкомба, не более 30

Источник: https://wolf-kitses.livejournal.com/236480.html

Ответы к экзамену по социальной психологии — Социально – психологическая роль личности

Page 47 of 48

Социально – психологическая  роль личности

Социальная роль — это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли — это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза.

Социальная роль состоит:

1) из ролевого ожидания (экспектации) и

2) исполнения этой роли (игры).

Типы социальных ролей:

— формальные – линия поведения, которую выстраивает человек в соответствии с усвоенными им ожиданиями общества. Выход за рамки формальной роли может быть истолкован окружающими как нетактичность;

— внутригрупповые роли – линия поведения, которую выстраивает человек с членами конкретной группы на основе сложившихся в ней взаимоотношений. (лидер, тихоня);

— межличностные – линия поведения, которую выстраивает в общении со знакомым человеком на основе сложивших между ними отношений. Эти роли не регламентируются какими либо нормативным документами, исполнение зависит от личности особенностей каждого из партнеров;

— индивидуальные – поведение, которое выстраивает человек в соответствии с собственными ожиданиями. Исполнение связано с тем, что человек настраивает себя на определенную линию поведения и это предопределяет его поведение в конкретной ситуации.

Социальные роли несут функцию закрепления оптимальных способов поведения в определенных обстоятельствах, выработанных человечеством на протяжении длительного времени.

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец).

Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук…

Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих.

Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей.

Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.

Социальные роли могут быть институционализированными и конвенциональными. Институционализированные: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены). Конвенциональные: принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их).

Основные характеристики социальной роли:

— По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта.

— По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).

— По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.

— По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо.

— По эмоциональности и т. д.

Ролевой веер — набор социальных ролей, присутствующих в человеке одновременно (мать, жена, студент, начальник).В конкретной ситуации человек раскрывает не весь веер, а только часть — актуальную роль.

Актуальная роль — комбинация различных социальных ролей, которые исполняются нами здесь и сейчас одновременно, хотя каждая из них будет представлена в актуальной роли в разных пропорциях.

Источник: http://spargalki.ru/psyhologiya/117-soci.html?start=46

Распределение социальных ролей старшеклассников в учебной деятельности

Понятие социальной роли в социологии впервые ввел Р. Линтон, хотя уже у Ф.Ницше этот термин фигурирует вполне в социологическом смысле: «Забота о поддержании существования налагает на большинство европейцев мужского пола строго определенную роль, как говорится, карьеру».

С точки зрения социологии любая организация общества или группы предполагает наличие совокупности различающихся ролей. В частности, П. Бергер считает, что «общество представляет собой сеть социальных ролей» [1].

В современных условиях термин «социальная роль» активно используется как социальной психологией, так и социологией, поскольку концентрирует внимание на универсальных, всеобщих требованиях, предъявляемых к поведению человека, находящегося в определенной социальной позиции.

Мы полагаем, что исследование социальных ролей школьников в педагогике и психологии позволит повысить эффективность их учебной деятельности.

Читайте также:  Принципы руководства - психология

Социальная роль — модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений. Социальная роль — это не что-то внешне связанное с социальным статусом, а выражение в действии социальной позиции агента. Социальная роль- это поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус [2]. 

Всю свою жизнь человек занимается освоением новых ролей, поскольку меняются его возраст, позиция в семье (сын, муж, отец, дедушка), профессиональный статус, межличностные отношения и т.д. Освоение может быть простым и легким, а может сопровождаться значительными трудностями.

В идеальном варианте освоения роли технический аспект соответствует смысловому, т. е. человек легко, без трудностей усваивает новую роль, овладевая ее содержанием, и при этом относится к ней положительно. Но могут возникать более сложные и противоречивые варианты освоения роли.

Например, субъект не в состоянии по какой-то причине технически освоить роль в силу незнания правил или недостаточной подготовки.

Тогда он выполняет свою роль плохо, вызывая негативные санкции по отношению к себе со стороны окружающих, особенно тех, кто вполне успешно справляется с подобными функциями.

Второй проблемой может быть неприятие роли даже в том случае, когда ее техническое содержание легко усвоено индивидом.

Здесь индивид может продемонстрировать некоторое пренебрежение по отношению к той или иной социальной функции, которую он в данный момент исполняет, как бы показывая тем самым, что он и его социальная роль не одно и то же.

Так, поведение подростка в школе на уроке иногда может быть названо провокационным, когда молодой человек демонстрирует свою индивидуальность, независимость, оригинальность, самобытность. Он больше, чем просто школьник, ученик определенного класса, он прежде всего — личность.[3]

Большой интерес представляют  исследования команд Р.М. Белбина, который более 10 лет  занимался экспериментальным построением команд и наблюдениями за ними. Результатом экспериментов явилось введение понятия командных ролей и выделение 8 (позже 9) поведенческих характеристик, помимо существующих функциональных ролей. 

Роль в команде определяется как  тенденция людей вести себя  вносить вклад в работу  и взаимодействовать с окружающими определенным образом. Люди склонны иметь от одной до трёх командных ролей, одна из которых как правило используется индивидом и преобладает над остальными в моменте. В команде человек может играть более одной роли, что затрудняло диагностику и классификацию.[

 Выявлено соответствие между командной ролью и умственными и психологическими характеристиками индивида и его конструкты. Разработаны и опробованы анкеты для определения склонности к той или иной командной роли.

На основе исследований Р. М. Белбина было выявлено 8 командных ролей.

1.Руководитель (Координатор) 

Нужен для организации процесса, руководства, распределения полномочий, принятия решений; Спокоен, уверен в себе, обладает развитым самообладанием; Контролирует продвижение команды к групповым целям; Умеет оптимально использовать ресурсы; Знает в чем заключаются сильные и слабые стороны команды; Жизненные ориентиры – результат, люди, ценности и время.

Мотиватор (Шейпер)

Лидер, ориентированный на задачи, полон энергии, обладает высокой мотивацией , для которого главное – победа;  Заинтересован в достижении целей и стимулирует остальных к этому; Очень нервозен, общителен, динамичен; «Мотивирует» команду на достижение результата; Не теряет самообладания в напряженной обстановке; Обладает напором и мужеством преодоления препятствий.

Душа команды (Вдохновитель)

Привносит сотрудничество, мягкий, восприимчивый и дипломатичный; Предотвращает потенциальные противоречия; Делает возможным применение навыков членов команды с трудными характерами, улучшает  взаимопонимание между ними;  Умеет слушать, разряжать напряженность;  Жизненные ориентиры – люди, ценности, процесс.

Генератор идей

Привносит креативность, оригинальный, нестандартный; Обладает потрясающим воображением и способен решать труднейшие задачи; Способен создавать огромное количество новых идей; Реализует выдвижение новых идей и стратегий, концептуально, а не в подробностях; Характеризуется высокими умственными способностями и интроверсией;

Снабженец (Исследователь ресурсов)

Экстраверт, полон энтузиазма, коммуникабельный; Жизненные ориентиры – люди, процесс, процедуры, действия, вещи;  Устанавливает внешние контакты, которые могут быть полезны команде, и проведение любых последующих переговоров;  Успешен в ведении переговоров; Подхватывает и развивает идеи других.

Аналитик-Стратег

Трезво мыслит, не эмоционален, предусмотрителен, высокая способность к критическому мышлению; Рассматривает все возможности; Принимает четкие решения, не реагируя на эмоциональные высказывания; Способен как никто оценивать конкурирующие предложения;Склонен к медленному принятию решений в силу необходимости обдумать все детали;  Больше занят поиском истины, чем достижением результата.

Рабочая пчелка( Работник компании)

Консервативен, обладает развитым чувством долга, предсказуем; Реализует претворение концепций и планов в практические рабочие действия; Реализует систематическое и эффективное выполнение согласованных планов; Выполняют работу, которую никто не хочет делать.

Контролер(Педант)

Старателен, методичен, добросовестен, невротичен; Обеспечивает максимальную защиту команды от ошибок, связанных как с работой, так и с упущениями; Ищет деятельность, для которой нужна степень внимания, превышающая обычную;  Доводит работу до конца; Предоставляет работу вовремя.4]

Для того чтобы понять, кому из группы старшеклассников принадлежит та или иная роль, ученики, сдающие ЕГЭ по обществознанию, прошли методику Р.М.

 Белбина «Изучение командных ролей», направленную на выявление командной роли, которую ученики готовы принять сами на себя. Но помимо роли, которую ученик сам принимает, существуют роли, которые дает ему класс и учитель.

На основе этого, данной группе было предложено так же оценить и своих одноклассников, а учителю — учеников.

 В исследовании приняло участие 10 старшеклассников школы № 58 города Кирова. Данное исследование проводилось в  2015-2016 учебном году. Результаты исследования представлены в таблице 1.

                                    Таблица 1

Распределение командных ролей старшеклассников

На основании этих данных, мы можем сделать вывод о том, что даже в малой группе, состоящей из 10 представителей, ее участник, порой, играет несколько социальных ролей в одном контексте.

В связи с этим, может возникнуть диссонанс, так как, учитель будет требовать от ученика, например, педантичности, в то время как класс, будет считать его исключительным генератором идей, а сам ученик позиционирует себя рабочей пчёлкой.

Анализируя полученные результаты, можно сказать, следующее:

  1. У старшеклассников под номерами 3, 5, 6, 9 ожидания учителя, самого ученика и одноклассников сходятся и дается роль «Рабочей пчелки»;
  2. Старшеклассник под номером 10, как и учитель считает себя «Рабочей пчелкой»;
  3. Класс и учитель ожидают от старшеклассника под номером 2, что он будет «Вдохновителем»;
  4. Класс ожидает от старшеклассников под номерами 7 и 10, что они будут «Руководителями» группы;
  5. В группе, по мнению учителя и учеников, нет «Мотиватора» и «Аналитика»;
  6. По мнению группы «Вдохновителем» может быть старшеклассник под номер 4, а «Генератором идей» — старшеклассник под номером 1;
  7. Старшеклассники под номерами 4 и 8 готовы на себя принять роль «Вдохновителя».

Таким образом, на основании результатов проведенного исследования, нами были разработаны рекомендации для повышения эффективности деятельности группы по подготовке к ЕГЭ по отдельному предмету:

        Роли –это и сильные и слабые стороны каждого человека, они есть, как и другие особенности, и надо их использовать, а не комплексовать.

Для наиболее эффективного взаимодействия с другими людьми, надо представлять свои роли и роли других членов команды, необходимо уметь адаптироваться к ситуации, переключаться между ролями, когда это возможно, ведь хороший командный игрок может продуктивно работать и в несвойственной ему роли. 

    Старшеклассников под номерами 3, 5, 6, 9, 10 на факультативах можно  использовать в роли соведущих, т.к. у них, по мнению группы, присутствуют организаторские способности, практичность, энергичность, самодисциплина. Старшеклассника под номером 10 также можно использовать в роли руководителя.

А вот старшеклассников под номерами 2, 4 и 8, результативнее всего использовать как вдохновителей, которые способны нести ответственность, создавать и поддерживать командный дух. Учителю необходимо попробовать дать старшеклассникам под номерами 1 и 4 проявить себя как генераторам идей, т.е.

предлагать делать информационные листы и газеты на ту или  иную тему занятия, чаще давать возможность отвечать на сложные задачи. Так же, самому учителю необходимо принять на себя роль мотиватора, т.е.

человека, который дает внутренний импульс и готовность бороться с инертностью, бездейственностью, самоуспокоенностью, или самообманом учеников, использовать различные формы проведения факультативных занятий.

Данные рекомендации были использованы в ходе обучения группы на факультативах по обществознанию. Их эффективность подтвердилась при анализе результатов промежуточных ЕГЭ по предмету «Обществознание» (таблица 2). 

Таблица 2 

Результаты промежуточных ЕГЭ по предмету «Обществознание» 

Номер ученика

Начало учебного года

3-я четверть учебного года

1

2,80

3,85

2

3,40

4,20

3

4,15

5

4

3,70

4,45

5

4,20

4,93

6

4,80

5

7

4,15

4,70

8

3,90

4,40

9

3,75

4,30

10

4,59

5

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что грамотное распределение социальных  командных ролей в группе старшеклассников при обучении способствует эффективному усвоению знаний, а, следовательно, успешности в учебной деятельности.

Источник: https://e-koncept.ru/2017/770810.htm

Ссылка на основную публикацию