Развитие доброжелательности — психология

Источник: http://alimero.ru/blog/psychology/dobrozhelatelnost.2255.html

1.2 Значение воспитания доброжелательных отношений в детском коллективе

Практика работы с детьми в детских коллективах и изучение трудов психологов В.В. Абраменковой, Л.Н. Башлаковой, Д.П. Лаврентьевой, М.И. Лисиной, Л.П. Почевериной, Е.В. Субботского и т.д.

по проблемам взаимоотношений дошкольников в коллективе показывают, что между детьми существуют сложные отношения, которые несут на себе отпечаток реальных социальных отношений, имеющих место во «взрослом обществе». [9, c. 58]

Дети тянутся к сверстникам, но, попадая в детское общество, не всегда могут установить конструктивное отношение с другими детьми.

Наблюдения показывают, что нередко в группе между детьми возникают взаимоотношения, которые не только не формируют у детей гуманных чувств друг к другу, а, наоборот порождают эгоизм, агрессивность, как качества личности.

В каждой группе есть обычно несколько чрезвычайно активных детей, которых педагоги нередко считают «ядром» группы, поддерживают и опираются на них в своей педагогической деятельности. С другой стороны, в группе есть дети, которые находятся как бы в подчинении у первых. Такая «поляризация» вредно отражается на развитии личности и тех, и других.

У первых развивается повышенная самооценка, стремление любой ценой быть впереди всех, жестокость по отношению к более пассивным детям. У тех же детей, которые не входят в «ядро», развивается либо угодничество, стремление любой ценой обеспечить себе покровительство «главного», либо замкнутость, недоверие к людям и т.д.

Такие дети чувствуют себя неуверенно, неуютно в группе сверстников и нередко с большой неохотой идут в детский коллектив.

В психологии взаимоотношений отмечается, что дошкольный возраст — начальный этап формирования взаимоотношений между детьми.

Одной из основных потребностей детей дошкольного возраста является потребность в общении, которая удовлетворяется при контактах ребенка со сверстниками.

Уже на третьем году жизни отношения между детьми приобретают избирательный характер: с определенными детьми младшие дошкольники чаще играют, разговаривают, делятся игрушками, хотя еще не могут объяснить свое тяготение к тому или иному ребенку, не предъявляют никаких требований к личным качествам сверстников. «Объект дружбы в этом возрасте часто меняется. Однако этот период дружбы важен и необходим, т.к. именно из него в среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) вырастают вполне осознанные дружеские привязанности.

В возрасте детей 4-5 лет можно наблюдать парную дружбу, отличающуюся глубиной симпатии. Обогащается содержание дружеских взаимоотношений, изменяются и их мотивы.

Главным мотивом и условием возникновения дружеских отношений на протяжении всего дошкольного возраста является игра, где ребенок познает нормы и правила поведения, учится взаимодействовать с другими детьми так, чтобы дольше сохранялись их взаимоотношения по поводу игры и сама игра.

Но в среднем (4-5 лет) и, особенно, в старшем (6-7 лет) дошкольном возрасте, наряду с игрой, большое значение начинают приобретать личные достоинства сверстников, их умения, способности, знания. Дети пятого года жизни уже не только имеют друзей, но и могут мотивировать выбор друга.[11, c. 97]

Правда, дети отмечают не личные качества, привлекательные для них, а лишь внешние проявления. Это объясняется неумением ребенка анализировать собственные чувства.

На стыке среднего и старшего дошкольных возрастов происходит значительная перестройка дружеских отношений. Дети уже пытаются объяснить само понятие «дружба». Они придают большое значение нравственным качествам сверстников, проявляют постоянство, привязанность в дружбе. Дети начинают оценивать поступки друг друга, пытаются даже разобраться в их мотивах.

Исследованиями обнаружено, что девочки в меньшей степени, чем мальчики, склонны проявлять гуманные отношения к сверстнице в различных ситуациях, в совместной деятельности. У девочек, чаще, чем у мальчиков расходятся вербальное и реальное поведения в ситуации совместной деятельности (говорят одно, а делают другое).

Мальчики больше ориентируются на группу сверстников, т.е. мнение, оценка сверстников для них более значимы, чем мнение и оценка взрослого.

Девочки же больше ориентируются на взрослых, на их мнение и оценку, хотят соответствовать эталону, который задает взрослый.

Для большинства дошкольников характерна позитивная оценка себя и позитивный образ себя. И дети не желают утрачивать этот образ.

Большинство дошкольников к пяти годам отчетливо знают, что хорошо, что плохо во взаимоотношениях, т.е. у них есть знания норм поведения.

В ситуации, когда педагог не занимается проблемами взаимоотношений, либо делает это неумело, у большинства детей до шести лет вербальное поведение расходится с реальным. В этой же ситуации большинство детей до шести лет отличаются ситуативностью, вариативностью поведения в одних и тех же случаях.

Переход к соблюдению норм поведения происходит не постепенно, а всегда в форме качественного скачка от систематического нарушения к устойчивому соблюдению норм поведения.

Дети дошкольного возраста на разных уровнях представления о правилах взаимоотношений, на разных уровнях овладения этими правилами в реальном общении со сверстниками. Правила сами по себе не задают детям взаимоотношения.

Важнее — стиль общения взрослого с ребенком. Если взрослый реализует по отношению к детям альтруистический стиль общения (ценностное отношение к себе и к другому человеку), то между детьми складываются подлинно-гуманные, нравственно-бескорыстные отношения. Нравственная самооценка ребенка становится регулятором его взаимоотношений с другими людьми.

Переломным моментом является возраст пяти лет. Это сенситивный период формирования нравственной самооценки, нравственного самосознания.

Конфликт между осознанием и оценкой своих эгоистических действий, как недолжных, и желанием быть, как взрослый, который выступает для ребенка воплощением добра, достигает своей кульминационной точки, и итогом этого противоречия и является возникновение у ребенка элементов нравственной самооценки и основанного на этом мотиве нравственно-бескорыстного поведения.

Исходя из практических наблюдений за развитием взаимоотношений детей, собственных представлений о формировании этих взаимоотношений, мы предполагаем, что на формирование и развитие взаимоотношений влияют следующие факторы: взаимоотношения между взрослыми, взаимоотношения между взрослым и ребенком, уровень освоенности детских видов деятельности, возрастно-психологические особенности ребенка, развитие его эмоциональной сферы. [9, c. 45]

Развитие субъективности во взаимоотношениях — это длительный и трудный процесс, где человек развивается сам и развивает свои взаимоотношения.

Очень важно побудить педагога, взрослого к осмыслению своих взаимоотношений, встать в рефлексивную позицию по отношению к окружающим.

Если педагог не рефлектирует свои взаимоотношения, не развивается сам, не развивает свои взаимоотношения, он является тормозом в развитии взаимоотношений в детском обществе. Ребенок должен ежедневно обретать новый опыт взаимоотношений.

Задача педагога — не препятствовать вхождению ребенка в разные типы взаимоотношений. Ссоры, конфликты, разные ситуации должны обыгрываться детьми, побуждать ребенка рефлектировать свое поведение.

Это является мощным регулятором взаимоотношений, способом осознания этих взаимоотношений.

Проблема воспитания гуманных, доброжелательных отношений в группе дошкольников стояла перед педагогами всегда. В большинстве существующих программ главным методом социально-эмоционального воспитания является усвоение моральных норм и правил поведения.

На материале сказок, рассказов и драматизации дети учатся оценивать поступки героев, качества персонажей, начинают понимать «что такое хорошо и что такое плохо».

Предполагается, что такое понимание вызовет соответствующие действия ребенка: например, узнав, что делиться хорошо, а жадничать плохо, он будет стремиться быть хорошим и начнет отдавать свои конфеты и игрушки. Однако жизнь показывает, что это далеко не так.

Большинство детей уже в 3-4 года правильно оценивают хорошие и плохие поступки других персонажей: они прекрасно знают, что нужно делиться с другими, уступать и помогать слабым, однако в реальной жизни их поступки, как правило, далеки от осознаваемых правил поведения. Кроме того, доброжелательность и отзывчивость вовсе не сводятся к выполнению определенных правил поведения. [11, c.107]

Другой формой нравственного воспитания является организация совместной деятельности дошкольников — игровой или продуктивной. В этих методах дети строят общие дома, вместе рисуют картинки или разыгрывают сюжеты.

Предполагается, что в такой совместной деятельности дети учатся согласовывать свои действия, сотрудничать, вырабатывать навыки общения. Однако нередко такие занятия детей заканчиваются ссорами, недовольством действиями сверстника.

Дело в том, что при отсутствии внимания к сверстнику и чувствительности к его воздействиям, ребенок не станет согласовывать с ним свои действия. Оценки его действий (фиксированные в вербальных определениях) обычно предшествуют видению и непосредственному восприятию другого, что сводит личность сверстника к представлениям о нем.

Все это «закрывает» другого и способствует замкнутости, непонимания, обид и ссор. Обладание привлекательными предметами и превосходство в предметной деятельности являются обычной причиной детских конфликтов и традиционной формой демонстрации собственного Я.

Очевидно, что гуманное отношение к другим основано на способности к сопереживанию, к сочувствию, которая проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Значит, нужно воспитывать не только представления о должном поведении и коммуникативные навыки, но и, прежде всего нравственные чувства, которые позволяют принимать и воспринимать чужие трудности и радости, как свои. [9 c. 76]

Наиболее распространенным методом формирования социальных и нравственных чувств являются осознание эмоциональных состояний, своеобразная рефлексия, обогащение словаря эмоций, овладение своеобразной «азбукой чувств».

Основным методом воспитания нравственных чувств, как в отечественной, так и в зарубежной педагогике являются осознание ребенком своих переживаний, познание себя и сравнение с другими. Детей учат рассказывать о собственных переживаниях, сравнивать свои качества с качествами других, распознавать и называть эмоции.

Однако все эти приемы концентрируют внимание ребенка на себе самом, своих достоинствах и достижениях. Детей учат прислушиваться к себе, называть свои состояния и настроения, понимать свои качества и свои достоинства.

Предполагается, что ребенок, уверенный в себе, хорошо понимающий свои переживания, легко может встать на позицию другого и разделить его переживания, но эти предположения не оправдываются. Ощущение и осознание своей боли (как физической, так и душевной) далеко не всегда приводят к сопереживанию боли других, а высокая оценка своих достоинств в большинстве случаев не способствует столь же высокой оценке других.

В этой связи возникает необходимость новых подходов к формированию межличностных отношений дошкольников.

Основной стратегией этого формирования должна стать не рефлексия своих переживаний и не усиление своей самооценки, а, напротив, снятие фиксации на собственное Я за счет развития внимания к другому ребенку, чувства общности и сопричастности с ним.

Такая стратегия предполагает существенную трансформацию ценностных ориентиров и методов нравственного воспитания детей, существующих в современной дошкольной педагогике. [12, c. 64]

В последнее время формирование положительной самооценки, поощрение и признание достоинств ребенка являются главным методом социального и морального воспитания.

Этот метод опирается на уверенность в том, что раннее развитие самосознания, положительная самооценка и рефлексия обеспечивают эмоциональный комфорт ребенка, способствуют развитию его личности и межличностных отношений. Такое воспитание направлено на подкрепление положительной самооценки ребенка.

В результате он начинает воспринимать и переживать только самого себя и отношение к себе со стороны окружающих. А это, как было показано выше, является источником большинства проблемных форм межличностных отношений.

Такая фиксированность на себе и собственных качествах закрывает возможность увидеть другого. В результате сверстник зачастую начинает восприниматься не как равный партнер, а как конкурент и соперник.

Все это порождает разобщенность между детьми, в то время как главной задачей нравственного воспитания является формирование общности и единства с другими. Стратегия нравственного воспитания должна предполагать отказ от конкуренции и, следовательно, оценки.

Любая оценка (как отрицательная, так и положительная) фокусирует внимание ребенка на собственных положительных и отрицательных качествах, на достоинствах и недостатках другого и в результате провоцирует сравнение себя с другими.

Все это порождает желание угодить взрослому, самоутвердиться и не способствует развитию чувства общности со сверстниками. Несмотря на очевидность этого принципа, его сложно выполнить на практике. Поощрения и порицания прочно вошли в традиционные приемы воспитания. [11, c. 56]

Необходимо также отказаться от соревновательного начала в играх и занятиях. Конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания весьма распространены и широко используются в практике дошкольного воспитания.

Однако все эти игры направляют внимание ребенка на собственные качества и достоинства, порождают яркую демонстрацию, конкуренцию, ориентацию на оценку окружающих и в конечном итоге — разобщенность со сверстниками.

Именно поэтому для формирования нравственного начала важно исключить игры, содержащие соревновательные моменты и любые формы конкуренции.

Часто многочисленные ссоры и конфликты возникают из-за игрушек.

Как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного общения, в сверстнике ребенок видит претендента на привлекательную игрушку, а не интересного партнера.

В связи с этим на первых этапах формирования гуманных отношений следует по возможности отказаться от использования игрушек и предметов, чтобы максимально направить внимание детей на сверстников.

Еще одним поводом для ссор и конфликтов является словесная агрессия (всевозможные дразнилки, обзывалки и пр.). Если положительные эмоции ребенок может выразить экспрессивно (улыбка, смех, жестикуляция и т.п.

), то самым обычным и простым способом проявление отрицательных эмоций является словесное выражение (ругательство, жалобы и т.д.). Поэтому работа педагога, направленная на развитие нравственных чувств, должны свести к минимуму речевое взаимодействие детей.

Вместо этого в качестве средств общения можно использовать условные сигналы, выразительные движения, мимику и т.д.

Кроме того, данная работа должна исключать какое-либо принуждение. Любое принуждение может вызвать реакцию протеста, негативизма, замкнутости.

Таким образом, воспитание нравственных чувств на первых этапах должно базироваться на следующих принципах:

Безоценочность. Любая оценка (независимо от ее валентности) способствует фиксированности на собственных качествах, достоинствах и недостатках.

Именно этим обусловлен и запрет на любое вербальное выражение отношения ребенка к сверстнику.

Минимизация речевых обращений и переход к непосредственному общению (экспрессивно-мимическим или жестовым средствам) может способствовать безоценочному взаимодействию.

Отказ от реальных предметов и игрушек. Как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного взаимодействия. Дети начинают общаться «по поводу» чего-то и само общение становится не целью, а средством взаимодействия.

Отсутствие соревновательного момента в играх. Поскольку фиксированность на собственных качествах и достоинствах порождает яркую демонстративность, конкуренцию и ориентацию на оценку окружающих, необходимо исключить игры, провоцирующие детей на проявление данных реакций. [11, c. 54]

нравственный доброжелательность дошкольник сверстник

Источник: http://psy.bobrodobro.ru/6079

Как формировать у детей доброжелательные отношения

     Особое значение в формировании личности дошкольников имеют отношения, которые строятся на основе доброжелательности. Как отмечал П.Ф.

Лесгафт, физическое воспитание детей не должно ограничиваться только оздоровлением и формированием двигательных навыков, его надо связывать также с задачами нравственного воспитания.

Однако, до настоящего времени эти возможности практически не учтены и, следовательно, недостаточно реализуются в двигательной деятельности дошкольников.  

     Совместная двигательная деятельность детей, разнообразие физических упражнений, способов организации дошкольников, эмоциональная насыщенность, ритмичность, музыкальность и эстетичность движений создают широкие возможности для накопления опыта положительного опыта взаимодействия старших дошкольников со сверстниками. Социальная направленность личности проявляется и формируется в отношениях, чрезвычайно важно, чтобы доминирующими были гуманные отношения, одним из важных компонентов которых является доброжелательность.

     Доброжелательные отношения — продукт социально обусловленного содержания общения. Общение, будучи важнейшей социальной потребностью развивающейся личности, неотделимо от отношений. Их двусторонняя содержательная взаимосвязь подчеркивается в философских, психологических, педагогических работах. Общение и отношение — две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны явления

     «Доброжелательность — отношение к человеку, ориентированное на содействие его благу, на совершение добра. Субъективно доброжелательность проявляется в благорасположении, симпатии, сочувствии, благодеянии. С нравственной точки зрения доброжелательность является долгом человека.

В доброжелательности подчеркивается не только безусловное признание в другом человеке его морального достоинства, но выражается миролюбие, дружественность, готовность к плодотворному сотрудничеству».

Доброжелательные отношения дошкольников в процессе физкультурных занятий представляют собой общую эмоционально-положительную направленность поведения ребенка в его взаимоотношениях со сверстниками, проявляющуюся в умении сочувствовать, понимать состояние сверстников, в готовности оказывать помощь и вступать в сотрудничество в совместной двигательной  деятельности.

     Психолог Верной Крофорд под доброжелательностью понимает, наличие у человека горячего сердца, открытого для людей, а отзывчивость, щедрость, заботу, сострадание и благородство отличительными чертами доброжелательного человека. И.С.

Демина определяет доброжелательность как «общее эмоционально-положительное отношение дошкольников к детям, желание заботиться о них, испытывать радость и удовлетворение от встречи с ними». Для доброжелательного отношения, считает Е.Э. Шишлова, характерно: умение доставить приятное, радость другим. Т.И.

Ерофеева подчеркивает, что доброжелательность является одним из важных компонентов отношений дошкольников друг к другу. В связи с этим доброжелательность рассматривается автором как необходимая основа, на которой может развиваться устойчивое положительное отношение к окружающим, как важная ступень в становлении различных видов нравственных отношений.

Основным эффектом совместной деятельности, утверждают Я.Л. Коломинский, Б.П.

Жизневский, выступает социально-психологическая готовность ребенка к общению, включающая в себя такие мотивационные, когнитивные и операционально-поведенческие компоненты, которые обеспечивают личности оптимальное положительное функционирование в новых для нее контактных группах и коллективах.

Совместная деятельность является важным каналом воспитания доброжелательных отношений, она позволяет ставить общие цели, осуществлять совместный процесс решения и его коррекцию, продуцировать новые инициативы, проявлять творчество, координировать свои замыслы и действия с другими людьми.

Совместная деятельность задает личностные новообразования по мере того, как ребенок становится ее субъектом. Становление позиции субъекта позволяет создавать собственный стиль осуществления деятельности (Б.Г Ананьев, Л. Рубинштейн и др.). Субъект деятельности включен в межсубъектные отношения, а активность субъекта может быть направлена на установление социально-ценностного способа связи со сверстниками. В активном взаимодействии со сверстниками в процессе разнообразных движений дошкольники не только приобретают двигательный опыт, но и опыт общения.

     В современных исследованиях двигательная деятельность рассматривается как деятельность, направленная на физическое развитие и двигательную активность, как средство разностороннего влияния на ребенка.

В старшем дошкольном возрасте физические возможности детей увеличиваются. Дошкольники уже хорошо владеют большинством основных видов двигательных действий.

Это дает возможность более широкого использования физических упражнений для целенаправленного развития и воспитания личности ребенка, обогащения культуры общения со сверстниками.

     Общеразвивающие упражнения выполняются детьми в основном фронтальным способом и врассыпную. Практически не проводятся упражнения в парах, тройками, подгруппами без предмета, с предметами, с одним общим предметом (упражнения с длинной веревкой и т.д.

), что мешает накоплению ценного опыта доброжелательных отношении  дошкольников.

Широкое использование совместных упражнений будет, способствует воспитанию сотрудничества, требующему умения договориться, согласовывать свои действия с детьми, положительно реагировать на возникшее рассогласование в движениях и т.д.

В ходе основных движений возникают ситуации, cтaвящихся детей перед необходимостью содействия сверстникам. Дошкольники могут привлекаться к оказанию помощи друг другу, что способствует воспитанию заботливого отношения к тем, кто в ней нуждается.

     Таким образом, можно отметить, что соответствующая обстановка в процессе выполнения основных движений побуждает детей к большей самостоятельности и инициативе в проявлении доброжелательных отношений.

В условиях совместного выполнения разнообразных движений у детей развивается умение переживать удовлетворение от успешных совместных действий, получать опыт проявления внимания, и т.д.

, что обеспечивает переход к более сложному нравственному содержанию, более устойчивым, осознанным проявлениям доброжелательности.

Большие воспитательные возможности таят в себе разнообразие сложных двигательных действий, входящих в основные движения, которые являются обязательным компонентом физкультурных занятий. Совместная деятельность в процессе выполнения основных движений на занятии при использовании разных способов организации создает благоприятные условия для воспитания доброжелательных отношений дошкольников.

Источник: http://svetlanapom.ucoz.ru/load/konsultacii/kak_formirovat_u_detej_dobrozhelatelnye_otnoshenija/3-1-0-3

§ 4. Доверие и доброжелательность — важнейшие условия установления контакта

Доверие и доброжелательность со стороны объекта — это самые существенные условия в развитии отношений. В связи с этим формирование доверительности и доброжелательности как фазы общения должно быть предметом особого внимания оперативного сотрудника.

Практически доверительность начинает формироваться с заведения знакомства и устанавливается при обособлении объекта и данного сотрудника в диаду.

Мы уже отмечали, что общение представляет собой процесс взаимодействия между людьми. В структуре общения выделяют обмен значимыми мыслями и систему взаимного влияния.

Доверительное и доброжелательное общение предполагает обмен ин формацией интимного характера, заинтересованность партнеров в общении и в их отношениях.

Этот вид активности людей представляет собой социально-психологический феномен, который проявляется в самых различных сферах совместной деятельности. С точки зрения психологии — это обособление двух или более человек в некоторую специализированную общность.

Обособление понимается здесь как изоляция от «чужих» лиц Свойство быть «чужим» имеет смысл только в соотнесении с содержанием тех отношений, в которых происходит обособление Специфика доверительности и доброжелательности как феноменов общения заключается в особом качестве обмениваемого «материала», с одной стороны, и в особом качестве отношения к партнеру с другой. Только общение, удовлетворяющее одновременно этим двум условиям, можно назвать доверительным.

Следует отличать доверительность и доброжелательность от других, похожих по форме феноменов общения, например проявления прямоты, откровенности и т. д.

С учетом сказанного выше можно заключить, что хотя всякая доверительность предполагает откровенность, но не всегда откровенность является актом доверительного общения (например, признание под нажимом; мнение о собеседнике, высказанное импульсивно в ссоре; раскрытие тайны на основе уверенности, что собеседник будет молчать против своей воли и т. д.).

Доверительность и доброжелательность характеризуются специфическими функциями.

Это прежде всего функции обратно и связи, которые реализуются в общении, с одной стороны, путем сравнения доверительного материала, полученного субъектом от собеседника, о его внутреннем мире со своими собственными переживаниями и, с другой стороны, путем непосредственного «раскрытия» себя собеседнику. Другой функцией является формирование особых углубленных взаимоотношений в процессе осуществления какой-то совместной деятельности, для нас оперативно-розыскной.

Психологическое содержание доверительности между объектом и оперативным сотрудником заключается в субъективном ощущении «безопасности» и уверенности партнеров по общению друг в друге.

Объект, вступивший в процесс общения в фазу доверительности, приобретает уверенность в том, что он, полагаясь на своего партнера, ничем не рискует.

Предпосылкой такого состояния общающихся является взаимное понимание и доброжелательность.

Проявление этого закона в процессе общения, например сотрудника с интересующим лицом, заключается в следующем. В процессе общения, когда отношения общающихся переходят грани обычного знакомства, как бы происходит раскрытие, которое осуществляется лишь настолько, насколько это диктуется целью поддержания контакта.

Раскрытие форсируется как только появляются признаки функционирования диады. Необходимо побудить объекта в этот момент пойти на риск и раскрыться чуть больше. Согласно закону подкрепления сотрудник должен также «раскрыться» чуть больше.

Если этого не произойдет, объект может посчитать свой риск неоправданным и прекратить общение вообще.

Если же оперативный сотрудник сделает шаг навстречу, объект расценит свой риск как оправданный и в ответ отважится на новый рискованный шаг. Таким образом он будет втягиваться в процесс сближения, пока на каком-то «шаге» не наступит «насыщение».

Если же этот сотрудник проявит здесь разумное терпение, а потом вновь продолжит вовлечение этого лица во «встречное движение», процесс может продолжиться. Если же он станет неразумно форсировать этот процесс, это может вызвать у интересующего нас лица раздражительность или подозрительность.

Однако если сотрудник почему-либо совсем прекратит встречные действия, у объекта возникнет мысль о том, что такому человеку можно доверять лишь до определенного предела.

Как правило, сотрудник должен стараться сделать так, чтобы «встречное движение» привело к установлению отношений доверительности. Критерием таких отношений является откровенность объекта. Эффективным способом обеспечения такого уровня отношений является сопереживание.

Сопереживание всегда действует как подкрепляющий фактор, способствующий сближению людей. Оно вызывается различными способами. Здесь играют роль совместные воспоминания о каких-то событиях, одинаковое отношение к некоторым сторонам жизни и т. д. Задача состоит в том, чтобы в нужный момент соответствующим образом «раскрыться».

Особенно внимательным надо быть, когда интересующее лицо начинает откровенничать по поводу своих слабостей или недостатков. Своевременная реакция на откровенность объекта вызовет у него чувство благодарности. В таки: случаях многие говорят: «Этот человек меня понимает».

И это является свидетельством высокого уровня доверительности со стороны сотрудника.

Исследования и наблюдения показывают, что степень «раскрытия», а также круг вопросов, затрагивающихся в разговоре, завися от многих факторов, среди которых прежде всего следует назвал национально-психологический фактор; многое из того, что в одной нации считается интимным, в другой — обычным. Так, американцы откровенно беседуют почти со всеми по таким вопросам, как: религия, секс, личные доходы, намерения. Японцы же об этом редко говорят даже с друзьями. Единственное, из чего японцы не делают секрета — это проблема быта.

Знание таких особенностей в различных национальных культурах дает конкретным сотрудникам возможность правильно вести себя при обособлении. Дистанция между общающимися сокращается, что также способствует повышению уровня доверительности

Развитие ее с учетом доброжелательности в общении с объектом во многом зависит также от умения сотрудника разрешать конфликтные ситуации, которые всегда возникают между людьми.

В процессе общения даже между друзьями иногда имеют месте ситуации недопонимания, расхождения во мнениях, напряженности. Эти ситуации неизбежны, поскольку у каждого человека есть свои недостатки, но не каждый способен осознавать их.

Однако от того, как разрешаются такие ситуации, во многом зависят отношения людей.

Сотрудник должен уметь говорить объекту нечто мало приятное, не оставляя у него осадка; уметь не соглашаться с объектом в чем-то, не раздражая его, критиковать объекта, не вызывав у него чувства неприязни и т. д.

При этом необходимо всегда учитывать уровень сложившихся отношений, ситуацию общения, предмет спора, индивидуально психологические особенности объекта, место и время разговора всегда надо помнить, что деятельность сотрудника, его реакции на поведение объекта должны быть подчинены актуальным потребностям объекта. От него требуется тонкое психологическое чутье и профессиональная наблюдательность и внимательность.

При переводе нейтрального контакта в контакт, который включает в себя элементы оперативной заинтересованности у молодых сотрудников, иногда возникает барьер доверительности.

Основная причина его возникновения состоит в том, что предпринимаемые этими сотрудниками попытки к сближению могут, как им кажется, показаться объекту неискренними и недоброжелательными, что таит в себе иногда возможность расшифровки.

Это обстоятельство сковывает иногда некоторых сотрудников, создает у них определенный барьер.

Очень трудно бывает преодолеть барьер доверительности скромным, застенчивым людям, которые стараются придерживаться установившихся стандартов поведения.

Общепсихологическое правило преодоления барьера доверительности будет следующим: барьер доверительности в диаде (сотрудник — объект) успешно преодолевается при условии лидерства оперативного сотрудника; если лидерство остается за объектом, преодоление барьера не происходит или затягивается на длительный срок.

Источник: http://www.adhdportal.com/book_2803_chapter_21__4._doverie_i_dobrozhelatelnost__vazhnejjshie_uslovija_ustanovlenijakontakta.html

Личностные качества психолога консультанта

 Прежде всего, работа психолога требует не только профессиональных знаний и владения методиками, но и особых личностных качеств, безоценочного отношения к клиенту, умения показать человеку его возможности и помочь раскрыть потенциал. Без этого трудно представить успешного специалиста, который консультирует и помогает сориентироваться в сложной жизненной ситуации. В целом личностные характеристики – это основа для развития профессионализма психолога-консультанта.

Наличие определенных качеств является одним из главных показателей компетентности. Поэтому для начала я хочу остановиться именно на этом факторе. Итак, рассмотрим подробнее, какими личностными качествами должен обладать практикующий психолог.

По мнению большинства профессионалов, и я с ними полностью согласна, для работы практикующего специалиста по психологии важны следующие личностные особенности:

  • — Эмпатия и рефлексия;
  • — доброжелательность и альтруистичность – желание помочь;
  • — уважение и тактичность;
  • — стремление к развитию и самопознанию;
  • — уверенность в себе, целеустремленность, адекватная самооценка;
  • — толерантность и терпеливость;
  • — эрудированность, разностороннее развитие;
  • — склонность к анализу – аналитический склад ума;
  • — интуиция, проницательность;
  • — эмоциональная стабильность, самообладание, стрессоустойчивость;
  • — быстрая адаптация к различным условиям;
  • — наблюдательность и открытость;
  • — позитивное мышление, креативность;

Теперь рассмотрим более детально все перечисленные качества, чтобы понять, для чего они нужны психологу, и как отражаются на его профессиональной деятельности.

Одна из важнейших способностей это эмпатия, т.е. глубокое понимание человека, его реальных проблем и осознание его душевного состояния.

Эмпатия – это эмоциональный отклик, сопереживание и умение погрузиться во внутренний мир клиента, и общаться на этом уровне в течение всей консультации, если этого требует ситуация. Однако эта особенность восприятия собеседника не имеет ничего общего с состраданием и жалостью.

Профессиональный психолог должен поставить себя на место другого, почувствовать его эмоции, переживания, и при этом суметь взглянуть на ситуацию со стороны.

Также профессионализм определяется таким качеством, как рефлексия – это не только способность видеть себя глазами людей, но и зеркальное взаимоотображение общающихся субъектов, воспроизведение и воссоздание друг друга. Безусловно, на первом этапе общения клиент нуждается в понимании и поддержке.

Ему нужно поделиться своими проблемами, чтобы выплеснуть эмоции, быть понятым и получить одобрение. Но при этом индивидуальные консультации психолога должны способствовать развитию личности.

Специалист учит человека принимать себя, общаться с другими людьми, помогает раскрыть свой потенциал, увидеть возможные сценарии жизни при выборе той или иной позиции.

Так, например, если клиент обращается с проблемой, связанной с конфликтной ситуацией, специалист должен сначала выслушать и прочувствовать его эмоции.

Только при таком условии человек получит моральное удовлетворение и подготовится к дальнейшей работе.

Задачи работы психолога взглянуть на ситуацию глазами клиента, дать понять, что он на его стороне, а после этого предложить рассмотреть конфликт с разных точек зрения.

В случае если практикующий специалист абстрагирован от проблем человека и его личности, работа не будет эффективной и полезной. Во-первых, клиент почувствует, что он не интересен специалисту, к которому обратился.

Во-вторых, такой подход некомпетентен, потому что человек не получит даже элементарной эмоциональной поддержки.

Вообще я считаю, что консультант, не имеющий таких качеств, и не развивающий их, не сможет помочь решить психологические проблемы.

Что касается доброжелательности, альтруистичности, тактичности, уважения к людям в целом, трудно себе представить специалиста по психологии, который не хочет помочь, проявляет неуважение и агрессию к клиенту.

Без элементарного уважительного отношения вообще невозможен диалог, а уж тем более общение консультанта, который призван оказывать психологическую помощь. Естественно, те или иные качества относятся к особенностям личности и заложены изначально.

Стремление и умение помогать людям развиваться, находить решения, реализовывать потенциал, учить их конструктивному и эффективному общению и пр. – это первый шаг, с которого начинается путь настоящего психолога.

Еще одно личностное качество психотерапевта, связанное с профессиональной деятельностью – это позитивное мышление, которое заключается в том, чтобы воспринимать неудачу, как ступень для новых достижений, не жалеть о том, чего не вернуть, смотреть в будущее, а не оглядываться назад.

Одним словом это умение почерпнуть положительные моменты из самых неприятных ситуаций, а наличие проблем воспринимать, как движущую силу для личностного роста и прогресса. Именно этому опытный специалист должен научить своих клиентов, которые хотят развиваться, решать возникшие сложности настолько эффективно, насколько это возможно.

Разумный оптимизм, позитив и креативный подход позволяют видеть события в лучших вариантах, и создавать соответствующие условия для их развития в нужном направлении.

Стремление к самопознанию и развитию, интерес к людям – такие же условия профессионального роста, как и предыдущие качества. Прежде чем начать помогать другим, опытный психолог должен разобраться в собственных проблемах, понять какие способности у него более развиты, какие менее, в чем его сильные и слабые стороны.

После такого самоанализа специалист сможет использовать свои преимущества более эффективно, и работать над теми качествами, которые развиты хуже. Только постоянное развитие, самопознание и самоанализ позволят психотерапевту совершенствоваться, и расти в личностном и профессиональном плане.

Ведь работа над собой такой же индикатор компетентности, как, например теоретические знания или владение методиками, а может быть даже еще более важный.

Профессия психолога требует целеустремленности и уверенности в себе. Такие качества необходимы для достижения результатов в любом деле.

Однако для психолога-практика они имеют особое значение, это внутренний стержень и сила, которые позволят клиенту довериться специалисту, и почувствовать, что их совместная работа даст желаемые результаты и плоды. Но не стоит путать уверенность с чрезмерной самоуверенностью, использованием своего авторитета с целью влияния на выбор человека.

Иногда складывается ситуация таким образом, что грань становится очень тонкой, и порой почувствовать ее достаточно сложно даже профессионалу. Цели и задачи психолога заключается в том, чтобы действовать в интересах клиента, не давить на него, показать всевозможные варианты, но об этом еще пойдет речь чуть позже. При этом так же важна самооценка консультанта.

Она должна быть адекватной. Завышенная самооценка приведет к тому, что специалист будет смотреть на клиента как бы сверху. Заниженная же самооценка и неуверенность разрушительна для личности профессионала и не допустима.

Толерантность и терпеливость – неотъемлемые качества психолога. Сам термин толерантность означает терпимость, принятие, которое может касаться традиций и обычаев других народов, поведения человека, его образа жизни или мировоззрения.

Честно говоря, мне такое определение как-то не по душе, потому, что терпимость звучит так, словно человека заставляют принимать ту или иную позицию, взгляд и пр. Хотя понятие толерантности гораздо шире и разнообразнее.

Это не просто терпимость и принятие, а скорее даже желание познавать иное, отличное от того, к чему мы привыкли, умение выходить из зоны комфорта, и расширять свой кругозор.

При этом речь ни в коем случае не идет об отказе от своей точки зрения, мнения, привычки, наоборот, толерантность дает возможность увидеть больше, проанализировать, сравнить, поделиться своим опытом, знаниями, получить новую информацию.

Таким образом, толерантность важна для адекватного восприятия чужих взглядов и мировоззрений. Это основа уважительного отношения, понимания, открытости, развития и расширения собственных возможностей.

Именно поэтому данное качество имеет столь высокую значимость в работе психотерапевта. К тому же толерантность я бы назвала одним из путей познания, который делает человека многогранным, разносторонним и более эрудированным.

А эти особенности в свою очередь тоже являются необходимыми условиями профессионального становления и работы психолога.

Аналитический склад ума – еще одна личностная особенность, связанная с успешной деятельностью и компетентностью психолога-консультанта.

Умение анализировать ситуацию, расставлять приоритеты, мыслить широко и позитивно – фундаментальные навыки, которые делают работу результативной.

Склонность к анализу проявляется в том, что специалист может разложить ситуацию по полочкам, и потом, как паззл, собрать снова воедино, рассмотреть с разных точек зрения, не подключая эмоции.

Конечно, работа психолога не предполагает полного отключения эмоционального восприятия, но выводы и рассуждения должны быть основаны на объективных фактах. При этом важна и психологическая интуиция или, иначе говоря, проницательность.

Эту способность скорее следует назвать своеобразным талантом, даром, но и развивать ее тоже можно и нужно. Обладать проницательностью означает понимать больше, чем клиент говорит, видеть скрытые причины его проблем, обобщать всю имеющуюся информацию о человеке и считывать ее.

Это достаточно сложная задача, требующая опыта и работы над собой. Надо сказать, что проницательность – редкий талант, и не всем психологам удается развить ее в полной мере.

В моем представлении эта способность является не просто показателем компетентности и опыта, а наивысшим достижением в профессиональном развитии.

При всех этих особенностях и качествах, коммуникативных способностях, сопереживании и включенности во время общения с клиентом, психолог должен обладать эмоциональной стабильностью и стрессоустойчивостью. Эмоциональные перегрузки часто приводят к выгоранию, стрессам, депрессии.

Для профессионала это не исключается, но лучше, если самообладание профессионала на высоком уровне, и он рассчитывает свои силы и возможности. Эмоциональная устойчивость проявляется в спокойствии, в умении преодолевать сильные чувства, а это, своего рода, предупреждение нервных срывов и психологического выгорания.

Также такие качества способствуют быстрой адаптации к изменяющимся условиям работы и быстрому переключению с одного человека на другого.

Наблюдательность и открытость – качества, без которых работа психолога просто невозможна.

Интерес к людям, умение замечать, казалось бы, незначительные детали, внимательность, непринужденность, естественность в общении и готовность учиться, познавать, стремление увидеть то, что другие не видят.

Без этого трудно представить себе успешного специалиста, который помогает людям находить решения в сложных ситуациях. Ответы психолога на вопросы указаны в другом разделе.

В целом личностные особенности очень ярко пересекаются с профессиональной деятельностью опытного психолога. Только при условии духовного поиска, стремления к самосовершенствованию, доброжелательности, специалист способен максимально раскрыть свой потенциал и помогать в этом другим.

Источник: https://ekolobkova.ru/neuverennost/154-kakimi-lichnostnymi-kachestvami-dolzhen-obladat-psikholog

Воспитание доброжелательности в детях

В жизни не бывает двух одинаковых детей, даже, если они похожи внешне. Дети, становясь более взрослыми, начинают обращать внимание на эти различия и награждают разными кличками друг друга или обидными высказываниями.

Как сделать так, чтобы ребёнок стал терпимее к людям, не похожим на него, а также сам не стал сам жертвой нетерпимости?
В первую очередь здесь поможет усиленное общение со сверстниками. Попробуйте записать ребёнка на различные игровые и образовательные программы.

Обучение английскому в Москве ему тоже пойдёт на пользу.

Мы все такие разные. Дети начинают обзываться, давя на самое больное место. Столкнувшимся с этим, родителям становится очень неприятно. Чтобы помочь ребёнку стать более доброжелательным и гибким в общении, необходимо понять причины такого поведения.

Причина первая: я отличен от других. Около 3 лет наступает кризис самостоятельности. Ребёнок начинает сравнивать себя с другими детьми. Например, Катя ходит в очках, а я нет.

Не стоит прерывать такие рассуждения, поскольку это процесс осознания себя в окружающем мире.

Попытайтесь объяснить ребенку, что быть не таким как все, это нормально Поговорите также о том, что обзывать людей, значит, делать им больно и неприятно, т.е. поступать не хорошо. .

Причина вторая: ребёнок учится у взрослых неприязни. К сожалению, очень часто взрослые, обсуждая толстую соседку или делая акцент на особенностях некоторых национальностей, проявляют сами нетерпимость и учат этому своих детей.

Малыш, перенимая опыт старших, начинает применять его на сверстниках. Но у взрослых нетерпимость замаскированная, при появлении полной  соседки они обычно плотно стискивают зубы, в то время как дети – более прямолинейные и прямолинейные. .

Основными острыми гранями нетерпимости являются: особенности внешности и поведения (толстый, трус), национальный аспект, пол, успешность или умственная активность.

Проявление нетерпимости плохо отражается как на том, кто её проявляет, так и на том, в отношении кого она проявлена. Дети, которых часто дразнят, могут стать неуверенными и замкнутыми. Поэтому от того, как отреагируют родители в «зачатках» нетерпимости, будет зависеть чувство ответственности их ребенка, отношение к другим детям и окружающим в будущем.

Все дети, проявляющие нетерпимость, делятся на инициаторов (заводил) и их «свиту» (члены группы поддержки).

Если вы выяснили, что ваш ребёнок относится к заводилам, самое главное не стараться оправдать ребёнка, утверждая, что он защищается.

  А потом объяснить, что авторитет можно завоевать, не затрагивая интересы других детей, и что каждый человек несёт в себе определённую ценность, пусть даже и отличается от других.

Дети, входящие в «свиту», часто закомплексованные, ведомые и неуверенные в себе. Таким детям нужно повышать самооценку и учить давать отпор плохому примеру.

Общими рекомендациями для родителей, Как воспитать успешного ребенка — и преодолеть нетерпимость, таковы: следите за своими высказываниями в присутствии детей. Не провоцируйте их на нежелательное поведение, задавая вопросы в роде: «А Олега не дразнят очкариком?».

Объяснить ребёнку, что поведение, внешность и национальность не самое главное, можно с помощью игры «Конфета». Заверните очень вкусную конфету в обычный фантик и дайте малышу. Поговорите с ним о том, что внешне человек может быть не красив, зато обладать достойными внутренними качествами.

Не читайте нравоучений по поводу плохого поведения, урок вежливости малыш быстрее усвоит через игру или сказку. Поиграйте с ним в ролевые игры.

Пусть ребёнок станет одним из героев, который проявлял нетерпимость к другим, и попробует объяснить, что он чувствует, как должен был поступить. Дайте ребенку почувствовать, как ощущает себя человек, которого дразнят.

Это будет наглядным примером при воспитании доброжелательности.

Что же делать, если ваш малыш – жертва нетерпимости, как помочь своему ребёнку. Ваши усилия, по педагогическому внушению обидчикам вашего крохи будут напрасны, особенно, если родители этих детей  не хотят с вами сотрудничать.

Если предмет насмешек (внешность, поведение) можно изменить, то сделайте это. Пересмотрите рацион ребёнка, если он слишком толст или худ. Подумайте, как помочь своему малышу стать более активным и общительным, если ребенок растет замкнутым.

Если ничего исправить невозможно, научите его по-другому относиться к своему недостатку, особенно если речь идёт об особенностях (веснушки, цвет волос). Сделайте недостаток достоинством, скажите, что очки делают ребёнка солиднее, взрослее. Не стоит жалеть ребенка,  нужно научить его шутить по поводу особенностей его характера или внешности.

Когда дети увидят, что «уколы» не вызывают слёз и обид, а только радость, то они быстрее закончатся. Научите ребёнка весёлым отговоркам на дразнилки, например: «Кто обзывается, тот сам так и называется». Они помогут справиться с обидой и не вовлечься в ответные оскорбления.

Таким образом, главным критерием в воспитании доброжелательности у ребёнка является понимание родителями важности проблемы; умение следить за своими высказываниями в отношении других, желание заложить уже в раннем возрасте способность дать отпор или проявить гибкость.

Источник: http://www.flyladyclub.ru/vospitanie-dobrozhelatelnosti-v-detyah/

Ссылка на основную публикацию