Развернутая критика — психология

Психология. Что необходимо знать о критике

Зачастую мы можем наблюдать, как люди критикуют или же напротив, сами становятся объектом для критики. Так откуда же у людей берётся потребность критиковать? Есть ли какой либо прок в критике? Что такое позитивная критика? Каково воздействие критики на психику?

Существуют несколько способов выражения критики: устная, письменная и наконец с помощью действий. Критика определяется как выявление и демонстрация различных недостатков, положительных и отрицательных сторон человека или же объекта. С моральной точки зрения, критика может быть позитивной или негативной. Принимая во внимание эти факторы, различным будет и воздействие критики.

Что заставляет человека критиковать?

Критика может оказаться полезной и способствовать развитию, и совершенствованию, как личной, так и общественной жизни, в случае когда на ошибки указывают с добрым намерением. Такую критику можно отнести к позитивной, она преследует своей целью исправление ошибок.

Люди предпочитающие негативную критику, спустя некоторое время приобретают привычку во всём видеть только отрицательные качества. Основой для негативной критики могут послужить личные интересы, эмоции, зависть и соперничество.

В подобных случаях отсутствует доброе намерение и желание исправить ошибку или решить проблему. Обе стороны от такой критики получают только вред.

Искреннее желание помочь, непредвзятая оценка и отсутствие личных соображений, нередко избавляют от разрушающей критики, но следует тонко чувствовать когда будет уместна критика и в какой форме её необходимо подать.

В современном мире, мы можем наблюдать, как многие уважаемые лица подвергаются разрушающей критике по телевидению, в печати и на радио. В ходе различных дискуссий можно услышать массу критических замечаний в адрес оппонента, преследующих одну единственную цель — нанести моральный и материальный вред. Подобная тактика наносит невосполнимый урон общественной жизни и её необходимо искоренить.

На манер Западного общества, у нас развивается индивидуализм с чрезмерным эгоизмом. В таком обществе, люди пытаются унизить других, чтобы не оказаться униженным самому. Подвергая разрушительной критике окружающих, люди стараются защитить свои интересы, чтобы преуспеть. В результате процветает самодовольство и эгоизм, увеличивающие негативную критику.

Для разрушающей критики характерно отсутствие эмпатии и сочувствия к оппоненту. Человек же обладающий способностями к пониманию и сочувствию в меньшей степени подвержен проявлению разрушительной критики.

Люди, склонные замечать отрицательные качества и пессимисты, в  большей мере расположены к поиску недостатков во всех и вся. Склонность покритиковать возрастает и у людей чувствующих себя несчастными и неудовлетворёнными, при это сами они, могут и не замечать своего состояния. Таким людям требуется помощь от окружающих.

К примеру в течение игры, ребёнок с пессимистическим настроем, может воспринять любое высказывание товарищей в свой адрес, как попытку обидеть его. Чтобы защитить себя,он станет их критиковать и решит, что его не любят. Близкие ему люди, должны проявить внимание и заботу в этом случае.

Замечено, что люди чрезмерно старающиеся достичь во всём совершенства, так же склонны всех оценивать. Желая устранить все ошибки они выносят их на суд окружающих и усугубляют этим стрессовое состояние объекта своей критики.

Например, родители стремящиеся к совершенству, могут потребовать от ребёнка, чтобы он учился только на пятёрки.

С большой долей вероятности, подобные ожидания ребёнок не сможет оправдать, что может вызвать у него стресс и помешает раскрытию его лучших качеств.

На подсознательном уровне критик полагает: «Мои знания и умения куда лучше!». Отталкиваясь от этой мысли, он ищет изъяны у людей или событий. Находя недостатки, такой человек, как бы доказывает, что знает и умеет гораздо больше, чем его оппонент. Подобная критика постепенно ведёт к росту самовлюблённости и эгоизму, и приобретает разрушающую силу.

Бывает, что к критике прибегают чтобы скрыть свои ошибки. Подобные ситуации можно часто встретить в организациях. Критикующий думает, что если он будет находить недостатки в работе окружающих он укрепит свой авторитет, одновременно скрыв свои ошибки.

Если такую тактику используют в семье, это может привести к ссорам между её членами. Человек, который оценивает всех и всё с негативной точки зрения, часто испытывает сомнения и пребывает в стрессе.

Распространяя отрицательную энергию на окружающих, такой человек в конце концов оказывается в изоляции.

Как чувствует себя критикуемый?

Перед тем как дать оценку, следует понимать, что все произносимые слова будут отражаться от критикуемого и это отражение может быть, как позитивным, так и негативным.

Подумайте, какое влияние окажет критика на человека и его действия в последствии, какую пользу и для кого несёт ваша критика.

Учитывайте и то, что если вам не удастся сформулировать оценку с позитивным настроем, критика может причинить вред оппоненту.

В основном критика вводит в состояние стресса критикуемого и это в последствии может привести к ухудшению отношений между людьми. Отмечено, что человек, который подвергает всё разрушающей критике чувствует себя одиноким даже в семье. Окружающие сторонятся таких людей так как получают всегда негативные оценки.

Вместе с критикой у собеседника иногда возникает чувство отверженности. Человек, который постоянно выслушивает критику в свой адрес чувствует себя неудачником и его самооценка становиться заниженной.

В таких условиях у него нарастает беспокойство и он находясь в состоянии постоянного стресса совершает всё больше ошибок.

В свою очередь, человек часто совершающий ошибки, получает больше негативной критики.

Критика способна привести человека к потере активности и смелости или к нарастанию раздражения. Человек получающий изо-дня в день отрицательные оценки становится робким, если же критикуемый проявляет озлобленность, дальнейший диалог с ним становится невозможен.

Несмотря на наличие достойных качеств, по непонятным причинам внимание заостряется только на его промахах и ошибках. Когда постоянно игнорируют сильные стороны критикуемого, их количество со временем уменьшается, ведь если садовник станет уделять внимание только сорнякам, то сад вскоре одичает. Человек постоянно подвергаемый критике чувствует себя несчастным и может замкнуться в себе.

Позитивная критика — это как?

Оцеивая человека или какой-либо объект, особое внимание стоит уделить тону с которым мы это делаем. Извлечёт ли оппонент пользу из нашей критики в большей степени зависит от намерений критика, которые легко понять через используемые слова и стиль изложения оценки.

Избегайте резких выражений, которые могут спровоцировать собеседника, постарайтесь как можно мягче указать на ошибки и ваша критика будет позитивной и конструктивной. Так мы сможем расположить оппонента, чтобы он извлёк максимальную пользу из нашего мнения. В противном случае мы рискуем оттолкнуть от себя критикуемого и он просто станет невосприимчив к нашим доводам.

Если критикуя исходить из того, что объект недостаточно хорош и обладает недостатками, мы получим субъективную критику. В случае же если наша критика будет строится на общепринятых стандартах и критериях, мы можем добиться объективной критики.

К примеру если выстроить речь используя фразы «я полагаю», «как мне кажется», «моё мнение», то высока вероятность, что критикуемый останется глух к нашим замечаниям. Для того, чтобы быть услышанными, нам следует строить свою речь используя слова «последние исследования показали», «мнение ведущих специалистов в этой области» и т. д.

Другими словами, постарайтесь в своей речи обосновывать свои замечания и стандарты используя объективные источники.

Критика будет позитивной, если коллеги делятся своими опытом и знаниями с нами, или наш руководитель выражает своё мнение по какому-то вопросу, так как критикуемый в этом случае способен извлечь определённую пользу, достигнув более высоких результатов. Многие люди прислушиваясь к такой критике, освобождаются от своих недостатков и становятся лучше. В образовании и воспитании такая критика иногда даже бывает необходима.

Несмотря на то, что наша критика нацелена на исправление недостатков, мы можем получить обратный эффект. Вместо исправления, ошибки могут наоборот ещё глубже укорениться.

Старайтесь избегать высказываний о том, кто прав, вместо этого сфокусируйте внимание на том, каким должен быть человек. Будет неправильно, если постоянно твердить оппоненту о его недостатках, это может привести к привыканию и укоренению этих недостатков.

Смените тактику и вспомните про сильные стороны человека, а о недостатках, лишь вскользь упомяните.

Особенно важно говорить о положительных качествах в общении с детьми. Если вы поручили ребёнку выполнение какого либо задания, а он допустил ошибку, то следует вначале указать на проявленные положительные качества и лишь после этого говорить об ошибках. При таком подходе, мы сумеем уберечь тёплые отношения и сохраним его уверенность в собственных силах.

Следует избегать критики в адрес своих сослуживцев, так как вы рискуете получить ответную критику. Кроме того вы можете стать причиной распространения клеветы и недоброжелательных отношений в коллективе.

В результате может сложиться атмосфера, где все начнут замечать только ошибки друг друга.

В таком коллективе будут нарушены взаимоотношения и взаимопонимание, а отсутствие взаимовыручки и поддержки затруднит работу.

Необходимо понимать следующее: «Если вы всё критикуете и на всё возражаете, то вы работаете на разрушение. Вместо этого, если вам что-то не нравится, стоит подумать как сделать лучше. В результате разрушающей критики, мы можем получить только развалины. Чтобы воздвигнуть город, необходимо созидание».

Какая польза от критики?

Конструктивная критика полезна, а разрушающая способна принести только вред. Позитивная критика способствует устранению ошибок и позволяет избежать их повторения.

Если критика принимает созидательную форму, то она играет роль зеркала в котором мы можем наблюдать себя и свои ошибки, чтобы в последствии не повторять их.

Конструктивная критика иногда необходима в коллективе, разрушительная — напротив, может стать источником больших проблем.

Большинство людей не любит, когда заостряют внимание на их ошибках. Но если посмотреть на это со стороны личностного роста, то приятие конструктивной критики необходимо. Естественно при этом должна использоваться подходящая манера изложения. В области образования и воспитания конструктивная критика способствует развитию науки и формированию личности.

Для того чтобы достичь успеха в жизни, нужно придерживаться позитивного взгляда на окружающее. Нам необходимо стать партнёрами как для своих руководителей, так и для подчинённых. Такая позиция поможет вам преуспеть и получить уважение и любовь окружающих.

Подведение итогов

Если критикующий недостаточно требователен к самому себе, это может стать серьёзным препятствием для его роста и помешать исправлению его собственных ошибок.

Человек имеющий привычку критиковать, должен учитывать тот факт, что он может стать объектом сплетен и клеветы со стороны коллектива.

Люди видящие прекрасное, позитивно мыслят и получают удовольствие от самой жизни. Когда мы способны видеть положительные стороны и думаем позитивно, мы не станем никого обижать и наши действия будут конструктивны.

Давно известно, что сломать проще, чем построить, но несмотря на это, разрушительный стиль критики нашёл своё место в обществе. Не легко действовать позитивно в обществе, где, есть люди одобрительно относящиеся к негативной критике, что несомненно даёт оппоненту некоторое преимущество. Если вы решили прибегнуть к критике, хорошенько обдумайте стоит ли игра свеч.

Всех желающих обсудить вопросы на волнующие темы в кругу друзей и единомышленников, приглашаю на тематические встречи по понедельникам. ВХОД СВОБОДНЫЙ!

Источник: http://white-elephant.ru/psikhologiya-o-kritike/

Психология критики (1/1) — Форум — День Кубани

  • Пани Барбара
  • легенда
  • спасибо: 1533
Человек, который критиковал всё и вся, подверг критике и одну картину. Стоявший рядом с ним спросил: «А ты сам когда-нибудь создал что-либо столь же прекрасное?» Человек ответил: «Дорогой мой, я не умею нести яйца, но прекрасно знаю, хорошие они или тухлые!»
  • Пани Барбара
  • легенда
  • спасибо: 1533
Мы часто сталкиваемся с тем, что люди критикуют и подвергаются критике. Почему же люди критикуют? Какова психология критики? Полезна ли критика? Как вести позитивную критику? Как влияет критика на психику человека?Критика может выражаться устно, в письменной форме или с помощью действий. В словаре указывается, что критика – это обнаружение и демонстрация положительных и отрицательных качеств, недостатков и излишеств, красивых и уродливых сторон какого-то человека, произведения или вопроса. Позитивная или негативная оценка критика, с точки зрения морали, зависит от того, когда, где, в отношении кого, в какой мере, с какой целью и с какими намерениями она осуществляется. Если смотреть под этим углом, то критика может быть двух видов – позитивной, т.е. конструктивной, приносящей пользу, и негативной, т.е. разрушающей, наносящей вред. Исходя из указанных факторов, таким же различным может быть и воздействие критики.
Читайте также:  Вертикаль и горизонталь - психология
  • Пани Барбара
  • легенда
  • спасибо: 1533
Почему человек критикует? С точки зрения совершенствования личной и общественной жизни полезно, когда ошибки замечаются и указываются непременно с добрыми намерениями и таким образом, чтобы вследствие этого не страдал человек и его окружение. Такая позитивная критика несёт в себе идею исправления ошибок. Те, кто в рамках семьи или общества упорно придерживается негативной критики, со временем впадают в такое состояние, что со временем начинают во всём искать плохие стороны. Часто случается, что такого рода критика становится своего рода привычкой. В основе разрушающей критики могут находиться эмоции и личные соображения. Соперничество и зависть также постоянно толкают человека на критику. В этой ситуации не существует доброго намерения или цели исправить что-то, либо решить какую-то проблему, и поэтому обеим сторонам наносится вред. Короче говоря, нельзя говорить с намерением «побить виноградаря, вместо того чтобы поесть винограда». Хотя искренность в оценках, отказ от эмоций и личных соображений в большинстве случаев и предотвращает разрушающую критику, но мы не сможем не столкнуться с последней, если не научимся определять ей место, время, дозу и форму. Разрушающая критика может превратиться в общественную болезнь. Например, вызывает удивление разрушающая критика даже уважаемых лиц, павших жертвой своих эмоций, звучащая в средствах массовой информации. Критические суждения, высказываемые в ходе многих телевизионных дискуссий, вместо позитивного подхода ставят целью нанесение оппоненту материального и морального ущерба. Что бы ни говорил этот оппонент, выражается пристрастная оценка, а затем начинается критика. Эту манеру, наносящую глубокие раны в общественной жизни, необходимо изменить, пока она не заразила подрастающее поколение.В наши дни, когда в изобретённом на Западе «личном развитии» индивидуализм представляется как освобождение, получили чрезмерное распространение личность и эгоизм. В этой ситуации стараются «уничтожать ради того, чтобы не быть уничтоженным», превзойти других для того, чтобы преуспеть, критиковать других в разрушительной манере для того, чтобы сохранить личные интересы. Как видно, эгоизм и самодовольство увеличивают негативную критику.
  • Пани Барбара
  • легенда
  • спасибо: 1533
Психология критика В разрушительной критике не хватает эмпатии (т.е. способности вхождения в чужое положение – прим.ред.), о психологии оппонента не слишком задумываются. Люди, которые обладают в достаточной степени этой способностью, менее склонны к разрушительной критике. Лица же, фокусирующие своё внимание на отрицательных моментах, и пессимисты чаще стараются найти недостатки. На них производят впечатление ошибки и недостатки всех и вся. Осознанный или неосознанный пессимистический взгляд на вещи у людей, ощущающих себя несчастными и испытывающих некоторую неудовлетворённость в течение долгого времени, склонность к критике возрастает. Они могут не замечать состояния, в котором находятся. Окружающие должны обратить на них внимание и прийти на помощь. Например, пессимистически настроенный ребёнок в ходе игр расценивает нормальное обращение товарищей к себе как злое намерение, критикует их и думает, что его не любят. В такой ситуации знающие его близко люди должны уделять ему больше внимания. Люди, сверх меры стремящиеся во всём к совершенству, постоянно оценивают себя и других, как бы стремятся избавиться от любых ошибок, выставляя их на всеобщее обозрение. Они критикуют окружающих, становясь причиной углубления их стрессового состояния. Например, стремящаяся к совершенству мать не соглашается даже с четвёркой своего ребёнка, требуя от него только пятёрок. Это может вызвать у ребёнка стресс, снизить его успеваемость. Требование и ожидание совершенства может стать причиной исчезновения многих хороших сторон. Подсознательно критик может думать: «Я лучше знаю, я лучше умею!» Исходя из этой мысли, он находит недостатки у людей или событий и в соответствии с этим, в свойственной ему манере, доказывает, что знает что-то лучше своего оппонента, становясь, таким образом, причиной возрастания эгоизма и самовлюблённости. Такого рода критика может постепенно приобретать разрушающий характер.Некоторые же критикуют для того, чтобы неосознанно скрыть свои собственные ошибки. Такие случаи особенно распространены внутри организаций. Критик полагает, что, подвергая других критике или находя их недостатки, укрепляет собственные позиции, скрывает собственные ошибки. В семье отнесение ошибок за счёт других также препятствует тому, чтобы человек исправлял свои ошибки, нарушает равновесие между её членами. Люди, постоянно оценивающие всё и всех с отрицательной точки зрения, не только сами впадают в стресс и испытывают сомнения, но и распространяют негативную энергию на своё окружение, что приводит к их изоляции.
  • Пани Барбара
  • легенда
  • спасибо: 1533
Психология критикуемого Каждое произносимое слово отражается на противоположной стороне. Отражение может быть позитивным или негативным. Прежде чем давать оценку, необходимо учесть, почему мы критикуем что-то, а также предвидеть, кто и в какой степени выиграет в результате этого. Мы не должны забывать, что наши слова будут не только сообщением оппоненту, но и то, что они окажут влияние на действия этого человека в дальнейшем. Следует помнить, что оценки, которые мы не смогли сформулировать позитивно, могут нанести вред противоположной стороне. Критика приводит в состояние стресса главным образом того, кто критикуется, а это со временем приводит к отдалению людей друг от друга. Замечено, что люди, которые подвергают всё разрушительной критике, бывают одиноки даже в семье. Окружающие перестают им что-либо рассказывать, потому что постоянно встречаются с отрицательными оценками. Одновременно с критикой может возникнуть обида собеседника и чувство отчуждаемости. Если постоянно говорить о недостатках человека, то его самооценка становится негативной, он чувствует себя неполноценным и неудачником. В такой ситуации у него возрастает чувство беспокойства, а люди в состоянии беспокойства и стресса совершают больше ошибок. Таким образом, получается замкнутый круг. Критика порождает стресс, а тот приводит к ошибкам. Человек, совершающий много ошибок, получает больше негативных оценок. Критика может стать причиной как потери смелости и усиления пассивности оппонента, так и привести к возрастанию его раздражения. Люди, которые постоянно слышат отрицательные слова, из-за боязни критики становятся робкими. А в случае озлобленности критикуемого человека диалог с ним нарушается.При наличии множества положительных сторон необъяснимо подчёркивание только его ошибок и отрицательных качеств. Игнорирование положительных качеств критикуемого человека становится причиной уменьшения их количества. Если в саду, полном прекрасных цветов, обращать внимание только на некоторые сорняки, то это может привести к уменьшению количества цветов. Постоянно критикуемый человек может ощутить себя несчастным и замкнуться в себе.
  • Пани Барбара
  • легенда
  • спасибо: 1533
Как осуществляется позитивная критика? При оценке какого-либо вопроса или человека очень важен избираемый нами стиль. Извлечение противоположной стороной пользы из нашей критики в большой мере зависит от наших намерений, которые следует давать почувствовать через используемый нами язык и подход к предмету. Наша манера и стиль очень важны. Мы должны избегать вести себя так, чтобы настроить против себя оппонента. Критика должна оставаться мягкой, тогда она становится позитивной и конструктивной. Таким образом, мы подготавливаем почву для того, чтобы противоположная сторона «включила свои антенны» и извлекла пользу из нашего мнения. Если наши намерения и стиль не принимаются критикуемым, то это приводит к отдалению его от нас, и он перестаёт внимать нашим словам. Если объект нашей критики, по нашему мнению, имеет недостатки и отрицательные качества, то наша критика будет субъективной. Для объективной критики необходимо производить оценку в соответствии с критериями и стандартами. Здесь можно привести такой пример: если в начале своей речи использовать выражения «по-моему», «мне кажется», «я полагаю», то противоположная сторона может принять замечания в штыки. Однако если вместо этого приступить к замечаниям словами «в соответствии с таким-то исследованием», «в соответствии с мнением некоторых авторитетных лиц», основывая свои стандарты на объективных источниках, то это может стать основой для положительных результатов. Позитивной считается критика наших начальников или людей, которые делятся с нами своими знаниями и опытом, потому что выражение ими своих взглядов обеспечивает получение пользы и положительных результатов противоположной стороной. Благодаря такой критике многие самосовершенствуются и стараются освободиться от своих недостатков. Наличие такой оценки даже необходимо с точки зрения воспитания и образования. Даже если наша критика имеет целью исправление нашим оппонентом своих ошибок, это может привести к противоположному результату – тому, что эта ошибка пустит корни. Вместо того чтобы говорить, в чём человек не прав, нам следует сказать, каким он должен быть. Если наш оппонент привык, что ему указывают на его ошибки, то будет неправильно постоянно повторять такую критику. Постоянное привлечение внимания к ошибкам может привести к их укоренению. Вместо этого будет полезнее выдвинуть на передний план его положительные стороны, а на недостатки лишь указать. В отношениях с детьми важно подчёркивать их положительные качества. Например, вы задали вопрос на уроке. Один из учеников ответил, но неправильно. В этой ситуации мы должны, не указывая на ошибку, успокоить ребёнка, показав положительные стороны его ответа, крупицы знаний, содержащиеся в его ответе, и лишь потом сказать, что ответ неправильный. Тогда ученик не обидится и не потеряет мужества, чтобы отвечать на следующий вопрос. Те, кто работает в коллективе, должны избегать критики своих коллег. Критикующий человек открывает дверь для ответной критики, становится причиной разрастания клеветы и злословия, в результате чего наносится ущерб духу коллективизма. Люди начинают постоянно видеть ошибки друг друга, нарушаются взаимоотношения братства и содружества.Мы должны исходить из следующего: «Критика всего, возражение на всё – это удар, нацеленный на разрушение. Если человеку что-либо не нравится, он должен стараться создать лучшее. Результатом разрушения становятся развалины, а результатом созидания – города».
  • Пани Барбара
  • легенда
  • спасибо: 1533
Приносит ли критика пользу? Позитивная критика приносит пользу, разрушительная же наносит вред. Критика полезна для того, чтобы препятствовать постоянности ошибочных действий и их разрастанию. У человека есть потребность рассматривать себя в зеркале. Позитивная критика исполняет роль зеркала, в котором мы видим самих себя, свои ошибки и исправляем их. Уместная критика необходима с точки зрения правильного течения процесса там, где люди трудятся в коллективе, однако разрушительная критика в таких местах вызывает серьёзные проблемы. Вместо неё следует осуществлять позитивную критику. Большинству из нас не слишком нравится, когда указывают на наши ошибки. Указание на них с использованием подходящих выражений и наше согласие с такой критикой необходимо с точки зрения личного совершенствования. В сфере образования и воспитания позитивная критика не только оказывает им поддержку, но и обеспечивает внесение вклада в развитие науки. Давайте будем партнёрами и своих начальников, и своих подчинённых, и членов своих семей. В нашей повседневной жизни должны господствовать позитивные взгляды. Мы видим, что люди, смотрящие на окружающее с такой точки зрения, преуспевают и пользуются большой любовью окружающих.ЗаключениеЕсли те, кто всё критикует, не относятся с предельной строгостью и к самим себе, это препятствует исправлению ими собственных ошибок. Постоянно критикующие других должны быть столь же чувствительны по отношению и к собственным ошибкам. Привычка критиковать может открыть путь для сплетен и клеветы. Поэтому человек, начинающий критику, через некоторое время может стать объектом сплетен и клеветы. Конструктивность и одобрение положительных моментов всегда поощрялись. «Тот, кто видит прекрасное, прекрасно думает, а тот, кто прекрасно думает, получает удовольствие от жизни». Это выражение должно быть для нас мерилом. Если мы будем исходить в своём взгляде на жизнь из этого, то никого не обидим и станем действовать конструктивно. Хотя известно, что портить легче, чем исправлять, отмечается, что разрушительная манера критики находит распространение в нашем обществе. Трудно позитивно действовать в обстановке, когда негативная критика оппонентов обеспечивает человеку преимущества, и легко находятся люди, аплодирующие этому. Для того чтобы говорить так, учитывая душевное состояние оппонента, перед тем, как начать критику, необходимо тщательно взвесить все «за» и «против».Д-р Х. Айдынлы
Читайте также:  Статус - психология

Источник: http://DenKubani.ru/ezoterika/71032-psikhologiya-kritiki

Критика: какой она бывает и как на неё реагировать?

Критики не бывает лишь там, где нет общества, а поскольку мы существа общественные, то
подвергаемся критики постоянно.

Правда, существует ещё самокритика, которая сопровождает человеку всюду, вне зависимости от присутствия других личностей. В принципе цели критики благие, но порой она наносит глубокие раны, преследующие человека долгие годы.

Как же относиться к критике и давать отпор критиканам, сохраняя при этом добрые отношения.

Критика бывает разной

Критика не всегда однозначна, так как может выражаться в конструктивной и деструктивной форме. Проще сказать, она бывает хорошей и плохой.

Конструктивная критика направлена на совершенствование человека в каких бы то ни было сферах, его улучшение, движение вверх.

Деструктивная критика выступает противоположностью конструктивной: не имеет полезных целей, а стремится психологически травмировать критикуемого.

Откуда взялись критиканы?

Первая теория возникновения критики: у человека, встретившегося с каким-то новым явлением, предметом, возникает реакция «понимаю и принимаю» либо реакция «не принимаю, поэтому не принимаю». В случае последней реакции и появляется отрицательная оценка, то есть критика.

Согласно второй теории, люди критикуют те качества в других людях, которые имеют в себе и не приемлют. Не признавая свои недостатки, они обрушивают критику на подобные изъяны в других. Такое проецирование свойственно идеалистам либо завистливым пессимистам, озлобленным на весь мир и всё человечество.

В наше время правит конкуренция, поэтому озлобленных личностей становится всё больше и больше. Главенствует принцип «либо ты меня, либо я тебя». Жаловаться, плакать, искать виновников – это уже не характерно для нашего менталитета; превалирует жёсткость, целеустремлённость.

Как отличить конструктивную критику от деструктивной?

Вы уже знаете, что критика может быть конструктивной и деструктивной, но как отличить одну от другой? При встрече с критиканом сохраняйте трезвый ум, адекватный мысленный поток и прислушивайтесь к внутреннему «Я».

Если вы, не осознавая, стремитесь оправдаться, значит, критика в ваш адрес была конструктивной. Для выражения такой критики характерен вежливый тон, спокойствие, корректность.

Её задача – обратить ваше внимание на минусы в работе и других видах деятельности, направить на их исправление.

Что касается деструктивной критики, она проецируется на индивидуальность человека, даёт негативную оценку его личности. Услышав такую критику, хочется от неё отмахнуться и нагрубить тому, из чьих уст она вышла. Правда, критикующему нет дела до вашего гнева и раздражения, он не испытывает дискомфорта и рад, что вылил негатив.

По мнению учёных, критика не что иное, как форма сплетен, а сплетни оказывают положительно влияние на продуцирование особого гормона в женском организме, препятствующего возникновению и развитию раковых образований. Не случайно женский пол так любить поболтать. Видимо, матушка-природа всё предусмотрела и таким образом позаботилась о здоровье хрупких женщин.

Мотивация критиканов

Критиканов в нашем обществе как собак нерезаных.  Почему они критикуют, какова мотивация?

Ответить на эти вопросы довольно просто.

1. Зависть

Критикующий предпочитает заострять внимание на том, чему очень завидует.

2. Желание повысить самооценку, самоутвердиться

Критикан обрушивает негативные оценки якобы с желанием вам помочь, указать на ошибки, но ведь при этом он ощущает себя идеальным. Значит, истинный мотив такого человека – повысить свой статус, самооценку при понижении авторитета другой личности. Людям такого склада угодить практически невозможно.

3. Стремление избавиться от накопившихся эмоций

Критика – это отличный повод вылить накопившиеся эмоции, дать им выход. Если у человека много проблем в жизни, он ненавидит мир и окружающих людей, поэтому с таким рвением критикует всех подряд. Лучше не попадать ему под руку.

4. Показ своей нелюбви к человеку

Человек постоянно вас критикует – вы ему не нравитесь. С помощью негатива он пытается испортить вам настроение или побольнее ударить.

5. Очернение соперника

К критике часто прибегают конкуренты, желающие убрать соперника с пути. С корыстными целями они выставляют его в невыгодном свете, что, как правило, увенчивается успехом.

6. Только благие намерения

Можно критиковать и с благими намерениями, то есть, преследуя добрые цели. К такой критике грех не прислушаться, ведь чаще всего её адресантами выступают родные, близкие люди.

Защита от критики

Самая обидная критика уходит корнями в детство, когда родители по делу и не по делу предъявляют претензии своим детям. Эту родительскую оценку ребятишки несут через всю жизнь не только в своих умах, но и в сердце (мы говорили, что критика может ранить до глубины души).

На качество восприятия критики влияет, кто её произносит, с какой частотой она отпускается в адрес маленького человека. Безостановочная критика приведёт к тому, что ребёнок вырастет очень замкнутым, неуверенным в себе. Так что, уважаемые родители, не ругайте своего малыша, а объясняйте, как делать и поступать правильно, хвалите за хорошее поведение.

Если на вас вылили критику, лучший способ – отшутиться, чтобы выглядеть максимально доброжелательным и не позволить эмоциям взять над вами верх. Имеет место быть парирование конструктивных критических замечаний, чтобы обидчик задумался над своим поведением, своими высказываниями. Старайтесь всегда держать себя в руках — не выставлять уязвимость напоказ.

При деструктивной критике не проявляйте агрессию, не оправдывайтесь, иначе критикан расценит это как свою победу.

Реакция на критику в зависимости от темперамента

Все люди разные, поэтому восприятие критики тоже разнится. Сангвиники, например, предпочитают отшучиваться, холерики – обижаться, но ненадолго. Флегматикам свойственно медленное реагирование, раздумывание над причинами критики, требование объяснений по этому поводу. Меланхолики размышляют над словами критикующего, копаются в себе, расстраиваются и длительное время переживают.

Источник: http://drive-to-wealth.ru/kritika-kakoy-ona-byivaet-i-kak-na-neyo-reagirovat/

Критика «психологии мышления»

Не вызывает сомнения, что перечисленные работы немало способствовали изучению интеллекта.

Они освободили анализ мышления от преклонения перед образом, рассматриваемым в качестве конститутивного элемента, и вторично после Декарта открыли, что суждение является актом.

Они дали точное описание различных состояний мышления и тем самым показали, вопреки мнению Вундта, что интроспекция может быть возведена в ранг позитивного метода, когда она «спровоцирована», т. е. фактически находится под контролем наблюдателя.

Правда, вюрцбургская школа даже в плане простого описания слишком упрощает отношения между образом и мышлением.

Но, это не умаляет того се открытия, что образ не составляет элемента самого мышления, а лишь сопровождает мышление и служит для него символом — индивидуальным символом, дополняющим коллективные знаки языка.

«Школа значения», вышедшая из логики Брэдли, ясно показала, что любое мышление представляет собой систему значении, и именно эту концепцию Делакруа и его ученики, в частности И. Мейерсон, распространили на область взаимоотношении между мышлением и образом.

В самом деле, значения включают в себя не только «обозначаемые», представляющие собой мысли как таковые, по также «обозначающие», образованные вербальными знаками или образными символами, создающимися в тесной связи с самим мышлением.

Но, с другой стороны, несомненно, что сам метод «психологии мышления» не дает ее сторонникам возможности выходить за пределы чистого описания и что они терпят провал, когда пытаются объяснить интеллект в его собственно конструктивных механизмах, поскольку интроспекция, даже контролируемая, относится, несомненно, только к продуктам мышления, а не к его формированию. Более того, этот метод применим лишь к субъектам, способным к рефлексии, тогда как тайну интеллекта, быть может, следовало бы искать как раз до 7-8 лет! «Психология мышления», которой недостает, таким образом, генетической перспективы, анализирует исключительно конечные стадии интеллектуальной эволюции. И нет ничего удивительного, что, оставаясь рамках завершенных состоянии н завершенного равновесия, она приходит в конечном итоге к панлогизму и вынуждена прервать психологический анализ перед лицом ни к чему не сводимой данности законов логики. Логическое остается необъяснимым в рамках психологии для всех этих авторов, начиная с Марбе, который просто обращается к логическому закону как к фактору экстрапсихологическому, вмешивающемуся каузально н заполняющему пробелы психической каузальности, и вплоть до Зельца, который пришел в конечно» итоге к своего рода логико-психологическому параллелизму, превратив мышление в зеркало логики.

Конечно, Зельц частично освобождается от слишком узкого метода анализа состояний и элементов, стремясь следовать динамизму интеллектуального акта. Поэтому ему и удается открыть как целостности, которые характеризуют системы мышления, так и роль, которую играют в решении проблем антиципирующие схемы.

Но, постоянно фиксируя аналогии между этими процессами, с одной стороны, и органическими и моторными механизмами-с другой, он не реконструирует их генетического формирования. Поэтому и он приходит к панлогизму вюрцбургской школы и даже делает это весьма парадоксальным образом.

Этот пример особенно поучителен: он дает пищу для размышлений всякому, кто хочет освободить психологию от пут логистического априоризма, не утрачивая при этом стремления объяснить логический аспект проблемы.

В самом деле, раскрывая существенную роль целостностей в функционировании мышления. Зельц мог бы отсюда сделать вывод о том, что классическая логика неспособна перевести рассуждение в действие, т. е. показать его в том виде, в каком оно выступает и образуется в «продуктивном мышлении».

Классическая логика, даже в той существенно более гибкой форме, которую ей придает тонкая и точная техника логистического исчисления, остается атомистической. Классы, отношения, высказывания анализируются здесь с точки зрения элементарных операций (логические сложение и умножение, импликации и несовместимости и т. п.).

Чтобы выразить функционирование антиципирующих схем и дополнение комплекса (Komplexexerganzung), т. е.

интеллектуальных целостностей, которые вторгаются в живое и действенное мышление, Зельцу следовало бы использовать логику самих целостностей, и тогда проблема взаимоотношений между интеллектом как явлением психологическим и логикой, как таковой, была бы поставлена в тех новых рамках, которые могли бы привести к собственно генетическому решению. Зельц же, напротив, слишком педантично придерживается априорных логических рамок, несмотря на их прерывный и атомистический характер, и в конечном итоге приходит, естественно, к тому, что берет их в качестве субстрата психологического анализа, обусловленного в своих деталях психической деятельностью.

Короче говоря, «психология мышления» завершается тем, что превращает мышление в зеркало логики, и именно здесь лежит источник тех трудностей, которые она не в состоянии преодолеть. Но тогда возникает вопрос: нельзя ли просто перевернуть проблему и сделать из логики зеркало мышления, чтобы восстановить его конструктивную независимость?

Источник: http://www.BrainTools.ru/article/2391

Способы защиты от критики. Как научиться отражать атаки критики

kantrium.com | MySuomi.com | HELSINKI | TourMANN.com

1. Самосохранение. Первый способ защиты от критики, это сохранение своего настроения, концентрируя на нем свое внимание и сознательно проникаясь его положительным зарядом.

Желательно, чтобы это настроение подкреплялось хорошим самочувствием и высоким психоэнергетическим тонусом, как если бы вы вернулись из отпуска, где хорошо отдохнули.

Вспомните, что в таком состоянии вас действительно трудно вывести из себя, в отличие от состояния в конце рабочего года, незадолго до отпуска, когда вас может выбить любой пустяк.

Заполните себя эмоцией радости, уверенности и хорошего настроения, словно вы заполняете сосуд таким образом, чтобы туда не проникла чужая ядовитая эмоция критики, от которой вам необходимо защищаться.

2. Защита от критики как способ нападения. Окружите себя мысленным щитом, например, воображаемым бронированным стеклом, которое с одной стороны, в силу своей прозрачности, позволяет видеть малейшие детали ситуации и поведения оппонента, а с другой стороны, в силу своей прочности, отражает все негативные эмоции, доводы и энергии.

Представьте, что ни один критический довод или искра обвинительной энергии не проникает сквозь крепкий материал стекла.

Придайте в своем сознании образу этого стекла функции упругого парирования удара и так называемого отзеркаливания, при котором вы будете возвращать весь обрушенный на вас эмоциональный негатив источнику, его же и породившему.

Постарайтесь прочувствовать, что ваша душа и аура воспринимают критику с упругой легкостью, и все, что в критике есть несправедливо-отрицательного, попросту отскакивает от вас, в таком случае, вам нет необходимости защищаться от критики.

Настройтесь на ощущение своего личного жизненно-энергетического пространства, в пределы которого никто вторгнуться не сможет.Учитесь грамотно и уверенно отражать критические атаки.

3. Ответный ход. Отразив удар на тонком энергетическом уровне, то есть удержав свою ауру в спокойном и устойчивом состоянии, вам нужно парировать его чисто поведенчески с помощью слов, движений, поступков и действий.

Читайте также:  Особенности российской культуры - психология

В первую очередь нужен мгновенный или почти мгновенный выбор реакции. Для этого потребуется столь же мгновенно понять и почувствовать, в каком регистре работает критик и какой язык будет ему лучше всего понятен.

В зависимости от того, кто перед вами, чего он хочет, насколько силен в сравнении с вами и какие последствия может иметь ваш ответ, вы выбираете конкретную форму реакции как защиту от критики:

— отвечаете встречным обвинением на обвинение жестко, по жесткости в тон обвинению, т. е.

адекватно ему; еще сильнее и резче, нежели прозвучавшая критика; несколько слабее, чем она; — отвечаете объяснением своего поведения, которое подвергается критике (в точности так же ваши слова могут звучать в еще более жестком эмоционально-интонационном ключе, чем критика; примерно одинаково с ней, более мягко и сдержанно, нежели слова оппонента), и ввязываетесь в выяснение отношений и спор, преследующий цель переубедить критика; — молчите, стараясь наполнить молчание настроением уверенности, силы и недоумения, обесценивающим критику; — переведите разговор на другую тему, показывая, что критика для вас не столь значительное событие, и одновременно переводя агрессивное поведение и негативную энергетику оппонента на другой объект; — разряжаете атмосферу с помощью шутки, юмора или какого-либо еще парадоксального ответа, в каком-то смысле неожиданного для критикующего;

— возможно также комбинирование перечисленных методов, например, вначале отвечаете предельно жестко, намеренно накаляя обстановку и демонстрируя силу, очерчивая границу допустимого компромисса, а затем, начиная разряжать ситуацию, сочетаете с юмором объяснение и спор.

Как выбрать правильную реакцию и наиболее эффективный ответ, при защите от критики?

В первую очередь надо понять, чего вы хотите — добиться деловой цели во что бы то ни стало, невзирая на ссору или возможный разрыв отношений, или все же хотите сохранить контакт с этим человеком?

На всех семинарах, посвященных темам деловой или семейной конфликтологии и на индивидуальных консультациях, посвященных этой теме, я настойчиво добиваюсь от людей ясного и четкого ответа — чего они хотят в данной ситуации больше?

Если люди не имеют четких оформленных желаний, то я обучаю их методам, помогающим прояснить затемненность собственного сознания и запутанность в желаниях, среди которых наиболее эффективными являются такие психотехники, как «Пробуждение внутренней интуиции», «Диалог с собственным подсознанием», «Вопрос высшему «Я»».

При регулярной тренировке они почти мгновенно раскрывают человеку, как ему вести себя в экстремальной или неясной ситуации и какой вариант поведения лучше всего выбрать.

Учитесь всматриваться и вслушиваться в самого себя, в ситуацию, в поведение и личность обвинителя, чтобы научиться точно и прямо видеть, что делать.

Вы должны воспитать в себе способность максимально полно использовать функцию обратной связи в любой ситуации обвинения и критики, молниеносно и глубоко оценивать ее и находить наилучшее решение.

Однако помните: самая лучшая программа защиты от критики не сработает, если вы не сумеете обуздать свои отрицательные эмоции, возникшие как естественная реакция на обвинение и критику.

Чтобы эти состояния проявлялись у вас как можно реже, нужно в принципе изменить свою установку по отношению к критическим высказываниям в свой адрес.

Когда вам говорят комплименты, это вызывает приятные ощущения, но бесполезно с точки зрения роста в любой его ипостаси, будь то рост профессиональный, личностный или духовный.

Но когда вас критикуют, даже если вам это кажется неприятным и несправедливым, то критика все же подталкивает к тому, чтобы сделать свое дело лучше или хотя бы дает возможность воспитать терпение.

Восточная мудрость гласит: «Если обвиняющий вас несправедлив, то вам не стоит тратить нервы по поводу его вздорной критики, если же он справедлив, то опять-таки лучше не тратить силы на бесполезную обиду, а сделать вывод, поблагодарить за совет и исправить ошибку».

Полезно также смотреть на обвинителя, на его слова и на ту часть самого себя, которая склонна к обидам, приходящим со стороны, как если бы все это были иллюзорные образы, мыльные пузыри, миражи, которые не существуют. Не отождествляйтесь ни с обвинениями, ни со своими эмоциями по их поводу, а учитесь мысленно говорить им в лицо: «это — не я!»

Тренировка в неотождествлении с критикой — одна из самых важных техник по воспитанию защиты от критики.

Самому человеку трудно ее освоить в совершенстве, поэтому я стараюсь, чтобы каждый клиент, желающий стать более защищенным, научился этому методу, который помог бы ему эффективно отражать критические атаки.

Если отрицательные эмоции все же прорвались сквозь плотину вашей сдерживающей воли, тогда полезно прибегнуть к другим методам, отсрочивающим выплескивание этих переживаний вовне.

Вырабатывайте у себя привычку перед тем как в запальчивости наговорить критику ответных колкостей, сосчитать про себя до десяти, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, или, наконец, несколько раз провести языком по внутренней стороне зубов.

Так советовал поступать своим читателям Антон Павлович Чехов, человек, сознательно учившийся по капле выдавливать из себя раба.

Если вы сумеете сделать эти или какие-то другие психотехнические процедуры, вы перебьете в себе спонтанный всплеск эмоций и потому ответите на критику чуть позже, но зато гораздо более продуманно и основательно.

Источник: http://www.Kluchnikov.ru/stati-avtorskie/psihologiya-obsheniya/929-sposoby-zashhity-ot-kritiki-kak-nauchitsya-otrazhat-ataki-kritiki.html

Про критику — и правильное отношение к ней

?Левитас о партизанском маркетинге (alex_levitas) wrote,
2008-08-08 17:28:00Левитас о партизанском маркетинге
alex_levitas
2008-08-08 17:28:00 Если Вы что-то делаете, Вас неизбежно будут критиковать.

Причём чем масштабнее то, что Вы делаете, тем больше будут критиковать. Если мало критикуют — значит, мало делаете. Это даже можно использовать как индикатор.

  • Например, когда я затеял раздачу доклада, народ потянулся, и среди первой полусотни комментариев не оказалось ни одного критического — я реально начал беспокоиться. Где же все критики? Почему никто до сих пор не написал какую-нибудь гадость? Может, чего делаю не так? Потом появились первые критики и успокоили меня. То же самое происходило и при наборе на тренинг по личной эффективности — многих спровоцировало то, что я «нескромно» написал о своих достижениях.

Так вот, леди и джентльмены, когда Вас критикуют — как стоит к этому относиться?

Надо иметь толстую шкуру. Как у носорога. Потому что как только Вы подниметесь хоть чуть-чуть выше уровня плинтуса, Вас обязательно будут критиковать. Гарантирую. И далеко не всегда будут это делать корректно и вежливо.

  • Причём если Вы будете на критику реагировать болезненно, поток наездов на Вас ещё и вырастет — чем прикольнее Вы дёргаетесь, тем интереснее Вас колоть и пинать.

Если критика — пусть даже от близких людей, от друзей, от членов семьи — может легко сбить Вас с толку и заставить отказаться от намеченных планов, то далеко Вы не уйдёте. Поэтому выбирайте — или толстая носорожья шкура, или пожизненные пляски под чужую дудку. Третьего не дано.Однако и пропускать критику мимо ушей не выгодно — порой к ней стоит прислушаться. Как отличить полезную критику от бесполезной? Используйте три простых правила:

1) Смотрите, кто Вас критикует. Это человек, который разбирается в обсуждаемой теме? Он профессиональнее Вас, опытнее Вас? Или хотя бы мудрее Вас в житейском плане, внимательнее Вас? Если так, к его словам стоит прислушаться.

Если же критику наводит человек некомпетентный, разбирающийся в теме хуже, чем свинья в апельсинах, и заменяющий аргументацию словами «я так думаю» или «это моё мнение» — порекомендуйте ему, вслух или про себя: «Суди не выше сапога!» И не обращайте на него внимания.

2) Смотрите, зачем Вас критикуют. Любая критика — всегда попытка управления. Управления Вами, управления Вашим поведением.

Поэтому возникает вопрос, чего добивается критик? Ради чего и каким образом он хочет изменить Ваше поведение, образ жизни и планы? К чему он пытается Вас подтолкнуть или от чего пытается Вас удержать — и зачем это ему нужно? И какой выгоды он добивается?Скажем, когда мать критикует избранника взрослой дочери, проживающей вместе с ней, она может на самом деле добиваться того, чтобы дочь осталась жить с ней. Выгодой в данном случае может быть избавление от страха одиночества, сохранение источника денег в виде зарплаты дочери, сохранение власти над ребёнком и т.п.

Бывает также так называемая «вторичная выгода» — в плане материальном человек ничего не выигрывает или даже проигрывает, но зато у него появляется причина почувствовать себя лучше.

  • Например, как следует облаяв слона, Моська чувствует себя равной ему. Или менеджеры среднего звена, отговорив своего коллегу от создания собственного бизнеса, избегают таким образом ощущения «мы – неудачники».

Интересы критика могут совпадать с Вашими, а могут и противоречить им. Обращайте на это внимание и игнорируйте критиков, чьё намерение не помочь Вам, не поддержать или защитить Вас — а помешать Вам и ослабить Вас.

3) Смотрите, насколько конструктивна критика.

Человек только рассказывает, чем Ваши действия плохи — или же подсказывает, как сделать лучше? Указывает ли он на недостатки и недочёты, которые могут быть исправлены — или же пытается обесценить, «помножить на ноль» Ваши усилия в целом? Помогут ли его комментарии, если их принять к сведению, сделать Ваше дело лучше — или только разозлят или огорчат Вас?

  • Например, если одна подруга в магазине говорит другой: «Этот цвет тебе не к лицу, попробуй что-нибудь более светлое» — она конструктивна. А если говорит: «Всё равно у тебя ноги кривые, что ни надевай» — нет.

Иногда от критика ожидают соблюдения принципа «критикуешь – предлагай» или «покажи сам, как сделать лучше», но я с этим в корне не согласен. Даже если человек не знает, как исправить ошибку, но может её заметить и на неё указать — такая критика вполне конструктивна. Мы будем знать, что сделали не так, и самостоятельно найдём способ это исправить.Если же критик пытается просто заставить Вас почувствовать себя плохо, или указывает на какие-то принципиально неустранимые недостатки — игнорируйте его.Я рекомендую изначально воспринимать любую критику как потенциально полезную и относиться к ней внимательно. Но если Вы видите, что критика не проходит одну из трёх проверок — забудьте про неё.

Как реагировать на критику. В принципе, любого критика стоит по первому разу поблагодарить — даже если его советы Вы сочли бесполезными или вовсе вредными. Просто из вежливости. И тем более человека стоит поблагодарить, если его замечания помогли Вам.

Но если человек, чей совет Вам не нужен и бесполезен, продолжает настаивать на своём и навязывать Вам своё мнение, Вам стоит как-то от него избавиться, чтобы не тратить на него слишком много времени.

Совершенно безразличного или неприятного Вам человека можно попросту отправить покорять гору в Перу. Только сделайте это кратко, чтобы не тратить на него время.

Если же человек небезразличен Вам, а тем более если Вы от него зависимы — лучше не идти на конфликт. Часто достаточно будет продемонстрировать ему, что Вы приняли его критику, и либо что-то сделали сообразно его пожеланиям, либо собираетесь это сделать в ближайшее время.

Например, когда Микеланджело ваял статую Давида, к нему в мастерскую явился его покровитель, герцог Флоренции, и стал критиковать статую — дескать, нос у неё длинноват.

Микеланджело незаметно подобрал с пола немного мраморной крошки, и поднявшись по лестнице, сделал вид, что укорачивает нос статуи — стучал молотком и сыпал из кулака мраморную крошку — а затем спросил:

–Так лучше?

–Гораздо лучше!

Источник: https://alex-levitas.livejournal.com/47926.html

Ссылка на основную публикацию