Шкала сензитивности к себе — сат — психология

Сензитивность — что это такое в психологии?

В окружении каждого человека есть люди с тонкой душевной организацией: они очень впечатлительны, чутко реагируют на происходящее с людьми, животными, не выносят жесткого обращения, и сензитивность – качество, характерное для этих людей.

Что такое сензитивность?

Сензитивность это (от лат. sensus чувства) – высокая индивидуальная чувствительность, проявляющаяся как черта личности у людей. Сензитивность охватывает большой спектр психических процессов индивида и может быть выражена в следующем:

  • сильная тревожность и страх перед будущими событиями;
  • повышенная саморефлексия;
  • низкий болевой порог;
  • неадекватная самокритика и самобичевание в случае неудач;
  • робость;
  • заниженная самооценка;
  • ощущение недостойности;
  • высокая требовательность к себе;
  • боязнь критики и неудач;
  • застревание на прошлых переживаниях;
  • низкий уровень притязаний;

Причины возникновения сензитивности:

  • генетическая предрасположенность;
  • органическое поражение мозга;
  • невроз;
  • депрессия;
  • психические заболевания;
  • тревожные расстройства.

Сензитивность в психологии

Психология рассматривает сензитивность не только как определенную личностную особенность отдельно взятого человека, но и как возрастную.

Сензитивный период это благоприятный этап в развитии ребенка для условий формирования в нем определенного поведения, свойств психики, навыков и умений. Мария Монтессори (итал.

педагог), активно использовала возможности окружающей среды в развитии ребенка и в результате своей работы, отметила несколько возрастных сензитивных периодов:

  • 0 — 6 лет – развитие речи;
  • 0 – 5,5 лет – сенсорное восприятие;
  • 0 – 3 года — развитие восприятия к порядку;
  • 1 – 4 года – активно развиваются двигательные навыки, действия;
  • 1,5 – 7 лет – восприятие мелких предметов;
  • 4,5 – 5 лет – фонематическая чувствительность;
  • 6 – 8 лет — сензитивный период развития навыков письма.

Сензитивность — плюсы

Высокий уровень сензитивности доставляет человеку немало переживаний, но в чувствительности есть свои положительные аспекты, таким людям свойственны:

  • добросердечие и мягкость;
  • высокие моральные принципы;
  • этичность;
  • добросовестность;
  • умение чувствовать боль или подавленность других;
  • талант распознавать тонкие нюансы в деятельности.

Виды сензитивности

Сензитивный может быть особо чувствительным в определенной области восприятия. Д.Г. Смит (амер. клинический психолог) классифицировал основные виды сензитивности:

  1. Теоретическая сензитивность – хорошая ориентация человека в различных теоретических концепциях личности и умение применить знания в соответствующей области (предсказание чувств, мыслей, поступков других людей)
  2. Наблюдательская сензитивность – способность одномоментно наблюдать и оценивать внешность собеседника, его речь, запах, мимику, перемещения и позы. Сюда входит и самонаблюдение.
  3. Идеографическая сензитивность – видение в каждой личности своеобразных, присущих только ей признаков.
  4. Номотетическая сензитивность – при наблюдении за поведением представителя какой-либо социальной группы, сензитивный человек может применить полученное знание для прогнозирования поведения других членов этой группы.

Существует и другая классификация сензитивности:

  • эмоциональная;
  • социальная;
  • сензитивность темперамента.

Эмоциональная сензитивность

Понятие сензитивности в эмоциональном контексте означает гиперчувствительность индивида, выраженная в подверженности влиянию негативных событий прошлого.

Толчком к развитию может служить неадекватное жестокое или равнодушное воспитание в детстве.

Эмоционально сензитивный человек страдает от того, что прошлые события переживаются им вновь и вновь, усугубляя психофизиологическое состояние.

Социальная сензитивность

Сензитивность в общении мешает человеку эффективно строить отношения в социуме, карьеру, завязывать близкие знакомства.

Сензитивный страх проявляется у людей склонных к тревожным расстройствам и паранойе, такие люди подвержены переживанию, что их мысли могут быть «прочитаны» другими людьми.

Социальная сензитивность базируется на отрицательных чувствах человека по отношению к самому себе:

  • собственная ущербность («я недостаточно хорош/умен/способен);
  • неуверенность и недостойность.

Сензитивность темперамента

Свойства темперамента сензитивность и реактивность характерны больше для людей меланхолического склада характера, тогда как флегматики, холерики и сангвиники сензитивны в меньшей степени. Меланхолики склонны долго переживать, ранимы и склонны к самокопанию – эти особенности позволили психологам сопоставить сензитивность с меланхолическим темпераментом личности.

Упражнения для развития сензитивности

Сензитивность в разумном диапазоне необходимое качество успешного взаимодействия с людьми, понимания процессов происходящих с личностью.

Тренинг сензитивности общее название групповых психологических тренингов личностного роста, направленных на развитие в человеке сензитивных способностей: эмпатии, наблюдения, понимания и прогнозирования поведения других. Техники и упражнения сенситивного тренинга:

  1. Упражнение на психологическую наблюдательность. В группе выбирается человек, который уходит за дверь, в это время участники процесса располагаются в комнате: кто-то садится на стулья, другие стоят. Тренер зовет вышедшего участника и просит запомнить в течение 1 минуты «картину» расположения остальных, затем снова просит выйти за дверь. Происходит смена половины членов группы в расположении. Снова заходит вышедший участник, и тренер просит его расположить всех так, как было в первый раз. В результате, оценивается насколько человек наблюдателен.
  2. Упражнение «Эмоции» на повышение восприятия партнера. Участники садятся полукругом и получают карточки, на которых записаны разные эмоциональные реакции. Каждый участник по очереди выходит и становится спиной к остальным, его задача невербально изобразить эмоцию или состояние, записанные на его карточку. Цель остальных почувствовать что это: гнев, радость, печаль и т.д.
  3. Упражнение на развитие наблюдательной сензитивности. Участники садятся в круг и стараются почувствовать эмоциональное состояние соседа, находящегося по левую руку, получая при этом обратную связь, верно ли их предположение. Неверные интерпретации отмечаются тренером, как указывающие на стереотипы, которыми руководствуются люди при анализировании поступков и эмоций других.
Что такое урбанизация и каковы ее последствия?

Что такое урбанизация? К каким последствиям привел стремительный рост мегаполисов? Явление вошло в современную жизнь как прочный, динамичный, многоплановый процесс, и вызвало ряд проблем, связанных с экологией, социальной сферой, здоровьем.

Иллюминаты — кто это и чем они занимаются?Сотни лет людей интересует вопрос, иллюминаты – кто это: те, от кого зависят жизни миллионов жителей планеты, или обычные сектанты широко разрекламированного культа. Открыть этот секрет поможет изучение этой организации от самых истоков.Плюрализм — что это и какие его виды существуют?Плюрализм своим возникновением обязан многообразию человеческих мнений. Чем больше не похожи и разнообразны суждения людей, чем ярче различия между предполагаемыми истинами, тем интереснее наблюдать за развитием этого направления в современном мире.

Источник: http://kak-bog.ru/senzitivnost-chto-eto-takoe-v-psihologii

Особенности жизненной перспективы и мотивации к самореализации у подростков из социально неблагополучных семей

МЕТОДИКА «НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Данная методика относится к разряду проективных и используется в психодиагностической практике уже давно. На прямой вопрос экспериментатора о жизненной проблеме обследуемого, которая является его болевой точкой, он не всегда может ответить, потому что решение проблемы часто находится вне его сознания.

Незаконченное предложение вызывает его спонтанный ассоциативный ответ, который реально или метафорически может содержать ключ к пониманию причин данной проблемы.

Преимущество данного методического приема в том, что он выявляет болевые точки и трудности обследуемого естественно, не включая их обсуждение в беседу с экспериментатором, поскольку это может быть болезненно для обследуемого, или он не понимает причин своих трудностей, или он просто не хочет ни с кем обсуждать свои проблемные зоны.

Еще одно преимущество методики в том, что она может быть разной величины — от одного-двух предложений, которые можно дать продолжить обследуемым в качестве мини — сочинения, до внушительного списка, включающего максимум возможных проблемных зон и трудностей, которые надо выявить.

Мы взяли за основу вариант методики, разработанный Саксом и Леви, состоящий из 60 незаконченных предложений, проанализированных по 15 интерпретационным группам, выявляющим дисгармоничную систему отношений (в семье, по отношению к собственному будущему в референтных группах, в отношениях с противоположным полом, и т.д.).

Читайте также:  Плывет по течению - психология

В нашей модификации методики 50 незаконченных предложений, специально адаптированных по содержанию для школьников из социально — неблагополучных семей с целью изучения их мотивации к самореализации. Ответы школьников можно проанализировать по 19 проблемным зонам (см. список проблемных зон ниже в таблице «Ключи к методике»).

С помощью этой методики экспериментатор может выяснить, какие именно проблемные зоны существуют у таких детей; какие ассоциации у них возникают в связи с возможной жизнью и работой в родном городе; есть ли у них вообще мотивация к самореализации; каковы их ценности и идеалы; как складываются их отношения со значимыми для них людьми (родителями, сверстниками, учителями); чего можно от них ожидать при реагировании на экстремальные ситуации, и т.д. Отвечая на прямые вопросы в обычной анкете, респондентам трудно избежать стремления представить себя в лучшем свете, или угадать, чего от него хочет услышать экспериментатор. В проективной форме данная проблема менее значима.

Таблица 1.

Ключи обработки к модификации теста «неоконченные предложения»

Проблемная область№№ предложений
1Мотивация достижения успеха12, 23, 26, 29
2Мотивация избегания неудачи7, 21, 24
3Ценности и идеалы13, 14, 23, 25
4Взаимоотношения с людьми2, 4, 18, 22, 28, 30
5Взаимоотношения с друзьями9, 16
6Поведение в экстремальных ситуациях7, 11, 18, 21, 24
7Ресурсы5, 8, 13, 14, 23
8Отношение к себе5, 13,20
9Отношение к будущему6, 15, 19
10Отношение к прошлому3, 17, 27
11Отношение к настоящему1, 10, 23, 26

МЕТОДИКА САТ (САМОАКТУАЛИЗАЦИОННЫЙ ТЕСТ)

Данная методика очень информативна по многим параметрам анализа проблемы формирования мотивации к самореализации у школьников.

Она выявляет базовые, а не ситуативные свойства личности, и не только показывает наличный уровень самоактуализации школьников, но и их самоактуализационный потенциал, и ограничивающие этот процесс факторы, и их уровень самоуважения, особенности Я-концепции, и многое другое (см. ниже, что выявляет каждая шкала).

Понятие самоактуализации синтетично, оно включает в себя всестороннее и непрерывное развитие творческого и духовного потенциала человека, максимальную реализацию его возможностей, адекватное восприятие окружающего мира и своего места в нем, других людей, богатство эмоциональной сферы и духовной жизни, высокий уровень психического здоровья и нравственности. А. Маслоу определяет самоактуализацию как «стремление к самоосуществлению на основе тенденции к самореализации того, что содержится в качестве потенциальных возможностей».

Самоактуализационный тест (САТ) построен по тому же принципу, что и тест POI Эверета Шострома, основываясь на теории самоактуализации Абрахама Маслоу. Тест POI был адаптирован на кафедре социальной психологии МГУ им. Ломоносова. Авторы адаптированного теста (Ю.Е. Алешина.Л.Я. Гозман, М.В. Загика, М.В.

Кроз) внесли столько существенных изменений, что тест стал практически оригинальным психодиагностическим инструментом и получил название САТ (самоактуализационный тест). САТ измеряет самоактуализацию по базовым и дополнительным шкалам, как и в опроснике, предложенном Э. Шостромом.

Базовыми являются шкалы Компетентности во времени и Поддержки. Они независимы друг от друга и, в отличие от дополнительных, не имеют общих пунктов.12 дополнительных шкал составляют 6 блоков — по 2 шкалы в каждом. Каждый пункт теста входит в какую — либо базовую шкалу и в одну или более дополнительных.

Подобная структура теста позволяет диагностировать большое число показателей, не увеличивая при этом объем теста.

Методика САТ предназначена для обследования взрослых и молодежи от 13 лет, психически здоровых людей (имеется в виду отсутствие выраженной психопатологии). Специфика изучаемого феномена (самоактуализации) и характер самого теста, сложность составляющих его суждений требуют серьезного осмысления.

ПОРЯДОК РАБОТЫ С ТЕСТОМ САТ, ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Методика может быть использована как для индивидуального, так и для группового обследования, она применяется в брошюрном либо в компьютеризированном вариантах. В случае необходимости респондент может работать с тестом и в отсутствии экспериментатора.

Пункты теста, оставленные без ответа, или те, в которых отмечены оба варианта, при обработке не учитываются. В случае, если количество таких пунктов превысит 10% от их общего числа (13 и более), результаты исследования считаются недействительными.

САТ состоит из 126 пунктов, каждый из которых включает два суждения ценностного или поведенческого характера. Суждения не обязательно строго альтернативны.

Испытуемому предлагается выбрать то из них, которое в большей степени соответствует его представлениям или привычному способу поведения.

Инструкция к методике не ограничивает времени ответов, хотя практика показывает, что в норме оно обычно не превышает 30-35 минут.

Для работы с брошюрным вариантом теста следует использовать регистрационный лист и профильный бланк, образцы которых приведены в приложении. При обработке результатов тестирования подсчет «сырых» баллов, полученных испытуемым, осуществляется с помощью ключей к методике.

Для удобства обработки данных рекомендуется изготовить накладные ключи-шаблоны для всех шкал. Каждый ответ обследованного, совпадающий с вариантом, указанным в ключах, оценивается в 1 балл. Затем подсчитывается сумма баллов, набранных испытуемым по каждой шкале.

Эти значения наносятся на профильный бланк, после чего стоится тестовый профиль обследуемого и определяются его данные в стандартных Т-баллах, которые позволяют легко и удобно соотносить и интерпретировать результаты разных испытуемых.

При использовании САТ в качестве исследовательской методики можно пользоваться и одними «сырыми» баллами. Т-баллы необходимы только для индивидуальной диагностики.

Интерпретация результатов обследования может быть полной или частичной. Если обследование направлено на выявление связи уровня самоактуализации с эффективностью различных форм и методов обучения, то можно ограничиться лишь анализом двух базовых шкал.

Такой же выборочный анализ (отдельных дополнительных шкал в зависимости от целей и задач конкретной работы) может быть достаточным, например, при контроле изменений в результате тренинга или групповой психотерапии.

При индивидуальных обследованиях, например, при психологическом отборе или оценке персонала организации или педучреждения, а также при индивидуальной консультационной или коррекционной работе более целесообразно использовать результаты целостного тестирования.

При анализе результатов надо помнить о блоках, образуемых дополнительными шкалами, и анализировать их совместно, соотнося получаемые интерпретации с остальными данными об обследуемом (результаты беседы, наблюдения, других использованных тестов и т.д.).

В некоторых случаях представляется полезным и совместное обсуждение данных тестирования с клиентом. Как показала практика работы с тестом, иногда сам факт его заполнения вызывает у испытуемого своеобразный психотерапевтический эффект.

Суждения теста, затрагивая глубинные, бытийные процессы человеческого существования, заставляют обследуемого задуматься над вопросами, о которых он никогда ранее не размышлял: о природе человека, о своем месте в мире, о проблемах взаимодействия с окружающими и др. Таким образом, само заполнение методики формирует у него потребность обсудить возникшие вопросы с психологом.

В этом случае психотерапию с обследованным целесообразно начинать с обсуждения проблем, актуализировавшихся у него в ходе работы с тестом и после ее завершения.

Мы анализировали все шкалы, кроме 7-Шкала Представлений о природе человека и 8-Шкала Синергии. И сравнивали их с результатами методики «неоконченных предложений», что позволило нам сделать более полные и развернутые выводы. Сравнение шло таким образом:

Читайте также:  Кеттел, рэймонд бернард - психология

Таблица 2.

Сопоставление шкал САТ и «Неоконченные предложения».

САТ«Неоконченные предложения»
I Шкала компетентности во времениОтношение к настоящему, прошлому и будущему
1 Шкала ценностных ориентацийЦенности и идеалы
2 Шкала гибкости поведенияПоведение в экстремальных ситуациях
3 Шкала сензитивности к себеОтношение к себе
5 Шкала самоуваженияОтношение к себе
6 Шкала самопринятияОтношение к себе
10 Шкала контактностиВзаимоотношения с людьми и друзьями
11 Шкала познавательных потребностейЦенности и идеалы
12 Шкала креативностиРесурсы

Источник: https://works.doklad.ru/view/1d8mRpLUB-Q/7.html

Психологические особенности лиц с отклоняющимся поведением на основе факторного анализа

На сегодняшний день, проблема изучения отклоняющегося поведения становится одной из актуальных, среди прикладных задач практической психологии. С целью изучения психологических особенностей лиц, имеющих различные девиации (отклонения) в поведении, нами было проведено эмпирическое исследование с целью выявления особенностей структуры личности с отклоняющимся поведением.

Всего в исследовании приняли участие 566 человек. Общий объем выборки делился на две равные по числу участников группы: экспериментальную и контрольную (эталонную). Экспериментальную группу (пэ=283) составили лица с отклоняющимся поведением, контрольную (пк=283) — нормальным поведением.

Эмпирической базой исследования явились следующие учреждения: Специализированное учреждение ОВ 152/1 (колония) для несовершеннолетних осужденных г. Усть-Каменогорск, специализированная школа-интернат для детей и юношей с девинтным поведением г. Серебрянска, специализированная школа для детей с проблемами поведения п.

Белоусовка Восточно-Казахстанской области, областной психо-неврологический диспансер г. Усть-Каменогорска (служба оказания помощи суицидентам), детские комнаты милиции и приемники-распределители г. Усть-Каменогорска, специализированное лечебно- профилактическое предприятия для страдающих алкоголизмом, наркологический диспансер г.

Усть-Каменогорска, психологическая служба при УВД г. Усть-Каменогорска.

С целью выявления структуры компонентов сопутствующих или провоцирующих отклоняющееся поведение был проведен факторный анализ переменных следующих тестов:

  • методика «СОП» (склонность к отклоняющемуся поведению личности ) А.Н. Орел;
  • опросник мини-мульт;
  • методика диагностики адаптации К. Роджерса — Д. Даймонда;
  • метод рисуночной фрустрации С. Розенцвейга;
  • стиль саморегуляции поведения В. Моросановой — ССП-98;
  • методика «САТ» (самоактуалзация) Э. Шострома;
  • тест руки — (Hand-тест) Э. Вагнер;

Результаты анализа в форме диаграмм факторных нагрузок представлены в на рисунке 1. Диаграмма на рисунке 1 визуализирует факторную структуру исходного пространства, репрезентирующего диагностируемые свойства, выступающие в качестве психологических компонентов сопутствующих или провоцирующих отклоняющееся поведение.

Среди переменных, получивших наибольшие нагрузки и служащих основой интерпретации первого фактора, могут быть названы следующие: экстрапунитивная направленность реакций на фрустрацию (фактор «Ж^метод Розенцвейга), способность к не рассчитанным заранее способам поведения (шкала «Спонтанность» САТ), готовность к открытому агрессивному поведению (показатель «Agg+Dir» Hand-тест). Первый фактор также объединяет склонность к преодолению норм и правил, склонность к агрессии и склонность к деликвентному поведению, диагностируемые опросником СОП. Первый фактор можно было бы назвать фактором «фрустрационной напряженности» (или «мотивационной напряженности»), включающей в себя негативные переживания (злость, разочарование, раздражение, тревогу, отчаяние и др.), возникающие в ситуации конфликта, при блокаде актуальных потребностей человека.

Важным фактором в возникновении фрустрации является наличие потребности.

Многочисленные исследования психологов показали, что рассогласование системы потребностей, неспособность к построению их сбалансированной иерархии, служит основой для рассогласования поведенческой активности человека.

В связи с чем, в плане коррекции необходимо проанализировать установки, отношения и ролевые структуры личности с отклоняющимся поведением, через которые проходит реализация потребностей.

Среди переменных, служащих основой интерпретации второго фактора, выделены: пассивность, покорность, конфоормность, неуравновешенность в социальных конфликтах (шкала ипохондрии, Мини-Мульт); толерантность по отношению к окружающим (шкала приятия других, метод Роджерса- Даймонда); рефлексия (шкала сензитивности к себе, САТ); тревожность (шкала психастении, Мини-Мульт); потребность в контактах, помощи и поддержке («Dep», Hand-тест) и потребности, связанные с кооперацией (,Hand-тест). Кроме того, ко второму фактору присоединяется склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению (СОП)

Первый и второй фактор вместе образуют конструкт фрустрационной (мотивационной) напряженности и как его полюса различаются противоположным образом, демонстрируя индивидуальные особенности в готовности актуализировать направленность фрустрационной напряженности.

Первый фактор определяет экстрапунитивную направленность фрустрации, второй — аутоагрессию.

Если второй фактор определяет наличие таких личностных характеристик, как толерантность к иным взглядам и интересам окружающих (шкала приятия других, метод РоджерсаДаймонда), склонность к сотрудничеству (показатель «Aff+Com+Dep», Hand-тест), то первый фактор определяет их отсутствие. Если второй фактор представляет эффект обесценивания актуализированной потребности в помощи и поддержке со стороны других людей («Dep», Hand-тест) из-за ее неудовлетворенности, то первый фактор — несформированности данной потребности.

Третий фактор можно было бы назвать фактором «ригидности», он объединил вокруг себя такие диагностируемые компоненты, как: осознанная саморегуляция произвольной активности (показатель общего уровня саморегуляции, ССП-98); регуляторная гибкость (гибкость, ССП-98), самоактуализация личности (шкалы компетентность во времени, поддержка, самоуважение, гибкость поведения, контактность, представления о природе человека, синергия, ценностные ориентации САТ), эмоциональная комфортность и интернальность (метод Роджерса-Даймонда). Фактор ригидности отражает приверженность личности с отклоняющимся поведением к неадекватным способам действия и восприятия. Личность с отклоняющимся поведением проявляет неготовность ориентироваться и гибко менять тактики при изменении внешних и внутренних условий. Она упорствует в определенных формах поведения, проявляя недоброжелательность к смене характера поведения, занятий, объектов общения, к переходу от одного образа жизни к другому, в силу своего нежелания, то есть не хочет иначе идентифицироваться.

Компонентами, внесшими вклад в интерпретацию четвертого фактора, являются следующие: стремление к доминированию, самоприятие, адаптивность (метод Роджерса-Даймонда), принятие агрессии (САТ) и истерия (Мини-Мульт).

В контексте ригидности, четвертый фактор представляет «флексибильность» [1] и лучшим образом интерпретируется как фактор «субкультурной адаптации».

Личностные особенности человека с отклоняющимся поведением должны находиться в согласии с нормами той субкультуры, к которой он относится (здесь субкультуру следует понимать как культуру в культуре, т.е. характерный образ жизни, разделяемый группой людей с определенной формой отклоняющегося поведения).

Такие выделенные фактором личностные характеристики, как направленность личности на мир внешних объектов, а не на собственный субъективный мир, тактика силы, стремление к превосходству над другими людьми (желание верховодить), стремление казаться больше, значительнее, чем есть на самом деле, кураж (желание быть в центре событий и «тянуть одеяло на себя»), установка на собственничество, проявление агрессии, избегание ответственности, представляют шаблоны регуляторов поведения субкультуры, к которой относится человек с определенной формой отклоняющегося поведения. Они воспринимаются ее сообществом как нормы самовыражения их натуры. Социально одобренная программа поведения представляет условия, которые предъявляют повышенные требования к личности с отклоняющимся поведением, вызывают неадекватную скованность, дефицит вариабельности реакций. Поэтому личность с отклоняющимся поведением не готова к изменению своих привычек и поведения, не смотря на ситуацию и замечания окружающих.

Третий и четвертый факторы, представляют в структуре компонентов сопутствующих или провоцирующих отклоняющееся поведение ось, ортогональную, по отношению к оси, состоящей из первых двух факторов.

В генерализованном виде третий и четвертый факторы представляют конструкт «идентификации», «самоопределения в значимых ценностях», как полюса конструкта — «ригидность социальной адаптации» и «флексибельность субкультурной адаптации». Третий и четвертый факторы представляют ориентиры для личности с отклоняющимся поведением — ценности самоактуализирующейся личности, с одной стороны, обычаи, нормы, ценности, стереотипы поведения, образа жизни субкультуры, с другой.

Читайте также:  Деньги - психология

На наш взгляд, третий и четвертый факторы, формирующие «двойные личностные стандарты» (термин Э.

Эриксона), вероятно, существеннее определяют разрушающее влияние на интеграцию поведения. Э.

Эриксон писал, «что легче быть злым, агрессивным, чем быть не настоящим», это формирует, по его мнению, негативные черты личности и приводит к девиантному поведению [2]

В плане возможной коррекции, работа со вторым конструктом — это работа со смыслами, в процессе которой личности с отклоняющимся поведением необходимо достичь осознания возможности данной дилеммы.

Если в процессе коррекции удастся ослабить привязанность личности к девиантной среде, то возможно формирование у нее более критичного восприятия разделяемого образа жизни, а также более реалистичного понимания общепринятого характера культуры. Таким образом, работа со вторым конструктом — это первый шаг к изменениям личности с отклоняющимся поведением.

В то же время успех психологической коррекции, определяемый эффективностью работы со вторым конструктом, во многом зависит от создания широкой системы социальной поддержки личности с отклоняющимся поведением.

Итак, анализ личностных особенностей участников исследования с отклоняющимся поведением указал на следующий ряд деструктивных тенденций в структуре личности с отклоняющимся поведением:

• низкий уровень самоактуализации личности; неспособность жить настоящим, видеть свою жизнь целостной «Тс»; высокая степень зависимости ценностей и поведения от воздействия извне, несамостоятельность, внешний локус контроля «I»; отрицание ценностей, присущих самоактуализирующейся личности «SAV»; плохая гибкость поведения «Ех»; низкая сензитивность к себе «Fr»; повышенная спонтанность «S»; низкий уровень самовосприятия «Sr», «Sa»; неразвитость концепции «Nc», «Sy»; склонность воспринимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы «А»; низкая контактность «С» (САТ);

  • плохая приспособленность к социальному окружению «Aff+Com+Dep»; низкая коммуникативность «Com»; стремление быть в центре внимания окружающих «Ex»; эмоциональная амбивалентность, склонность к фантазированию, построению нереальных планов на будущее «Des»; склонности к ипохондрии «Crip»; перенос ответственности за свои действия на окружающих «Dep» (Hand-тест);
  • психологические защиты своего «Я» от фрустраций (фактор «ED», методика Розенцвейга);
  • склонность к неврологическим защитным реакциям конверсионного типа, использование симптомов соматического заболевания как средство избегания ответственности, стремление казаться больше, значительнее, чем есть на самом деле, демонстративность поведения, поверхностность чувств и интересов (шкала истерии «Ну», Мини-Мульт);
  • выраженная потребность в аддиктивных состояниях, предрасположенность к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, склонность к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем, ориентация на чувственную сторону жизни, гедонистически ориентированные нормы и ценности (СОП, А.Н.Орел);
  • пренебрежительное отношение к другим «L», эмоциональная дискомфортность «Е», эскапизм (методика Роджерса-Даймонда);
  • низкий уровень сформированности индивидуальной системы саморегуляции произвольной активности чтобы компенсировать влияние негативных личностных характеристик («ОУ», ССП -98 В.И.Моросановой).

Литература 

1.    Залевский Г.В. Фиксированные формы поведения индивидуальных и групповых систем. — М., Томск: Томский государственный университет, 2004 — 460 с.

2. Erikson E.H.: Identity Youth and Crisis. — New York. — 1968. — 567 р.

Фамилия автора: Л.В. Левина

Источник: https://articlekz.com/article/8648

Тема: Создание оригинальной психодиагностической методики «Самоактуализационный тест»

  • Вид работы: Курсовая работа (т)
  • Предмет: Психология

Содержание

Введение

. Ключи к шкалам

. Протоколы 1-4

. Сравнительный анализ

. Приложение

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Авторы теории самоактуализации А. Маслоу и К. Роджерс не подразделяли ее по степени выраженности на уровни и другие градации. В своих работах они разделяли людей на самоактуализирующихся, самоосуществляющихся, полноценных и средних, среднестатистических индивидов, обычных.

Эверетт Шостром разработчик опросника личностных ориентаций (Personal Orientation Inventory — POI) для измерения самоактуализации, по результатам тестирования подразделял респондентов на самоактуализирующихся, среднестатистических и предрасположенных к неврозам и различным формам пограничных психических расстройств.

При адаптации POI в 1981-84 гг. на кафедре социальной психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозманом, М.В. Загикой и М.В. Крозом была создана оригинальная психодиагностическая методика, которая получила название «Самоактуализационный тест» (CAT).

При разработке САТ не были однозначно определены нормы для высокого, среднего и низкого уровня самоактуализации, однако были выделены «диапазон самоактуализации» (55-80 Т-баллов), среднестатистические (45-54 Т-балла) и погранично-невротические (< 40 Т-баллов) показатели.

Методика САТ состоит из 2-х базовых шкал и 12 дополнительных. У базовых шкал нет общих пунктов, дополнительные шкалы состоят из пунктов базовых шкал, в основном шкалы Поддержки (I).

Полностью состоят из пунктов базовой шкалы Поддержки (I) дополнительные шкалы Ценностной ориентации (SAV), Сензитивности к себе (Fr), Спонтанности (S), Представлений о природе человека (Nc), Принятия агрессии (A), Контактности (C).

Из базовой шкалы Ориентации во времени (Tc) в дополнительные включено пунктов: Гибкости поведения (Ex) — 3 из 24, Самоуважения (Sr) — 1 из 15, Самопринятия (Sa) — 2 из 21, Снергии (Sy) — 1 из 7.

Исключение составляют две последние дополнительные шкалы Познавательных потребностей (Cog) и Креативности (Сr), они незначительно представлены в базовой шкале Поддержки (I) — 2 и 4 пункта соответственно, и отсутствуют общие пункты с базовой шкалой.

Ориентации во времени (Тс). Это связано с тем, что шкалы Познавательных потребностей (Cog) и Креативности (Cr) не имеют аналогов в исходной методике POI Э. Шострома и были включены в САТ его разработчиками при адаптации теста.

Необходимость расширения количества дополнительных шкал связано с тем, что познание и креативность относятся к одним из концептуально важных элементов феномена самоактуализации.

Исходя из этого, можно сделать заключение о наличии или отсутствии самоактуализации на основании показателей двух базовых шкал — Ориентации во времени (Тс) и Поддержки (I). [3, с.104]

1. Ключи к шкалам

Базовые шкалы:

. Шкала ориентации во времени (ОВ)

111118212838404145606471768291106126АББАББББББББББАББ

. Шкала поддержки (П)

12345789101214151719222325262729ББААББАААБББААБАБББА3132333435363942434446474950515253555657БАБАБББААБАББББААААБ5961626566676869707273747577798081838586АБББАБАБАБАББАБАААБА8788899093949596979899100102103104105108109110111БББАААБАААБААБАББААБ113114115116117118119120122123125АААББАБААББ

Дополнительные шкалы:

. Шкала ценностной ориентации (ЦО)

1729424950535659676869808190939799113114122АААББАААБАБАААААБААА

2. Шкала гибкости поведения (ГП)

3912333638404750516162656870748285959799102105123ААБББББББББББААББББАБАББ

. Шкала сензитивности (Сен)

251043465573778389103119122ББAААААААБББА

. Шкала спонтанности (Сп)

5141526426267747780818395114ББББАБББААААБА

. Шкала самоуважения (Су)

23723294453666998100102106114122БАБААБААБАААБАА

. Шкала самопринятия (Спр)

18142231323439536171758687104105106110111116125БАБББААБАБББАБАББАБББ

. Шкала представлений о природе человека (Поп)

232527506690949799113АБББААААБА8. Шкала Синергии (Син)

506891939799113БАБААБА

. Шкала принятия агрессии (ПА)

5810151929394346565767859394115БААБААБАААБББААА

. Шкала контактности (К)

5717263336466570737475799699103108109120123ББАБББАБААБББАБББААБ

. Шкала познавательных потребностей (Поз)

132037486366788292107121АБААБАББАББ

. Шкала креативности (Кр)

62430425458596884101105112123124БАААААААААББББ

Каждый совпадающий с ключом ответ оценивается в 1 балл. Затем подсчитывается сумма баллов, набранных испытуемым по каждой шкале.

Количество сырых баллов по шкале Ориентация во времени — 14, т.е. те которые присущи самоактуализирующейся личности, максимальное число возможных баллов 17 (потому что 17 вопросов по шкале ориентация во времени). Следовательно, абсолютное значение или Т-баллы по этой шкале равны 14/17*100=82.

Общий уровень самоактуализации вычисляется так: сумма всех баллов испытуемого по тесту САТ поделенная на количество вопросов в тесте (126) и умноженная на 100.

. Протоколы

Протокол № 1

1. Ф.И.О., пол, возраст испытуемого: Туринова К.С., 36 лет, пол — Ж

. Предмет: особенности самоактуализации

Самоактуализационный тест (САТ)

Источник: http://fan5.ru/fan52/na52-id=100867.php

Ссылка на основную публикацию