Обучение на ошибках — психология

Как эффективно учиться на своих ошибках

неопределен

Организации претерпевают глобальные изменения раз в три года, в то время как незначительные изменения происходят почти постоянно. Но все же более чем 40% реорганизаций не достигают своих целей.

Чтобы одни и те же ошибки не повторялись снова и снова, организациям следует оценить, почему цели не были достигнуты, что пошло не так и убедить своих сотрудников сделать то же самое. В двух словах, организациям необходимо научиться извлекать уроки из собственных ошибок — особенно, когда речь идет об управлении изменениями.

Исследование, проведенное консультантами по менеджменту MaST International и Peter Honey Publications, проливают свет на те сложности, которые могут возникнуть в процессе «работы над ошибками», и почему люди не могут усвоить «урок», как это исправить и что необходимо сделать, чтобы в будущем подобные ошибки не повторялись.

Более четырех пятых опрошенных (85%) утверждают, что относятся ко всему что происходит, «как к возможности чему-нибудь научиться». В понятие «все», вероятно, входит и возможность поучиться на своих ошибках. Тем не менее, только 58% респондентов могут точно описать, какие именно уроки они извлекли из этого.

Разница между двумя цифрами означает, что «учеба на своих ошибках» чаще подразумевается, чем выражается на вербальном уровне.

Если вы знаете, что научились чему-нибудь, но не можете четко определить, чему именно, то понятно, почему одни и те же ошибки повторяются так часто.

При управлении изменениями внутри самой организации очень важно точно определить и донести до сведения окружающих о «полученном уроке» для того, чтобы избежать повторения прошлых ошибок и помочь дальнейшему развитию организации.

Важные уроки

В идеале, ошибка должна происходить лишь один раз, потому что на ней уже должны были научиться. Чтобы изменение принесло определенный эффект, организациям и сотрудникам необходимо учиться на примерах тех случае6в, когда что-то пошло не так — любые ошибки, крупные или мелкие, являются прекрасной возможностью научиться чему-либо.

Конечно, из ошибок можно извлечь определенные уроки, которые нельзя получить никаким другим способом. С точки зрения обучения, ошибки не то чтобы приветствуются, но требуют к себе особого отношения.

Без выработки плана действий уроки быстро забываются, и только 49% опрошенных признались, что под влиянием прошлых ошибок внесли коррективы в свои «реальные планы действий».

Предполагается, что «уроки», полученные на ошибках, должны неизбежно выливаться в какие-то изменения.

Но обычно дело заканчивается самокопанием или неопределенным намерением обратить внимание на этот урок в далеком будущем.

Это объясняет, почему ошибки, совершенные, например, в больницах или социальной сфере, все время повторяются.

Одно дело — суметь объяснить, какой урок вы извлекли из ошибки (а 42% опрошенных не смогли этого сделать), и совсем другое — представить данные о том, вы предприняли какие-то действия.

Очень часто в организациях обсуждаются грандиозные планы о том, как изменить нынешний способ работы, но применить эти изменения не представляется возможным, поскольку отсутствует четкий план действий.

Нежелание обращать внимание на полученные уроки и разрабатывать план действий во избежание повторения ошибки — это объяснимая реакция на работу в так называемой «культуре обвинений». Люди предпочитают скрывать свои ошибки или перекладывать свою вину на других, чтобы их не обнаружили и в итоге не уволили.

Разумные ошибки

Однако, не все ошибки обязательно «плохие» — необходимо научиться различать разные виды ошибок. Есть глупые ошибки, которые являются последствием беспечности или халатности, но также существуют и разумные ошибки, которые случаются в результате экспериментов и «просчитанного» риска.

Последние относятся к тем видам ошибок, которые одобряет сам Билл Гейтс. Довольно часто цитируют одну из фраз основателя Microsoft: «Я люблю брать на работу людей, которые совершали ошибки. Это говорит о том, что они умеют рисковать».

Но к какой бы категории не относилась ошибка, ее реальная ценность заключается не в самой ошибке, а в том, какой урок можно извлечь из нее. Тем не менее, переход от «культуры обвинений», где за ошибки наказывают, к «культуре извлекаемой пользы», где на ошибках учатся, все еще пробуксовывает.

Несомненно, стиль поведения вашего непосредственного начальника является необходимым условием для создания культуры в организации, где ошибки ценятся как новые возможности для обучения. Вот восемь простых правил, как изменить свое поведение, чтобы сделанные ошибки приносили только пользу:

  • Исследуйте, вместо того чтобы осуждать и искать ошибки.
  • Оставайтесь спокойным, вместо того чтобы проявлять излишнюю эмоциональность.
  • Выясните, что же произошло на самом деле, вместо того чтобы реагировать на то, что, по вашему мнению, случилось.
  • Сосредоточьтесь в первую очередь на процессах, которые позволили ошибке произойти, а не на человеке, из-за которого все пошло не так.
  • Думайте о причинах, а не о следствии.
  • Извлеките из случившегося надлежащие уроки и выработайте четкий и разумный план действий.
  • Считайте, что совершивший ошибку хочет научиться на ней, вместо того чтобы заставлять его чувствовать себя виноватыми или каяться.
  • Принимайте ошибки как нечто неизбежное и как возможность научиться чему-то новому, вместо того чтобы бояться их или избегать.

Извлечь урок из своей ошибки явно недостаточно. Важно понять, как учиться на своих ошибках эффективно. В этом исследовании были проанализированы способы, по которым опрашиваемые учились и дали советы, как усовершенствовать в будущем процесс обучения. При анализе техник обучения в процессе опроса, директора оказались лидерами среди других рабочих групп в следующих утверждениях:

  • «Я ищу способы приложения полученного урока в одной ситуации на ряд других ситуаций». (82,8% директоров по сравнению с 65,6% в других должностных категориях.)
  • «Я экспериментирую с другими способами выполнения работы для того, что чему-то научиться». (74% по сравнению с 51,9%.)
  • «Мне необходима обратная связь для того, чтобы знать, насколько хорошо меня понимают другие». (64% по сравнению с 49%.)
  • «Я спрашиваю себя, где еще можно применить полученный урок?» (53% по сравнению с 42%.)

Судя по результатам этого опроса, можно вынести два заключения: либо директора были не совсем правдивы или немного преувеличивали, или они действительно делают это чаще, чем другие работники, занимающие менее ответственные посты. Если последнее объяснение ближе к правде, это означает, что директорам необходимо делать больше для создания благоприятной атмосферы на рабочих местах, где подобное поведение у других будет активно поощряться.

При внесении изменений следует обращать внимание и на уже имеющиеся сильные стороны в самой организации. Вместо того чтобы все время обращать внимание на негативные моменты, необходимо обучить других сотрудников тем техникам, которые оказались успешными. Это тоже будет способствовать развитию и процветанию организации.

Если придать обучению, возникшему в результате совершенных ошибок и вообще в процессе событий, то значение, которое оно действительно заслуживает, то руководителям предприятий должны сделать следующее.

Во-первых, служить образцом поведения для других и щедро делиться полученными знаниями и предоставлять другим сотрудникам возможность научиться чему-то новому.

Во-вторых, включить такое «обучение» в культуру своей организации и использовать любую возможность, чтобы доказать важность этих «уроков» как для самой организации, так и для реализации каждого сотрудника в отдельности.

По материалам Personneltoday.com

Источник: http://hr-portal.ru/article/kak-effektivno-uchitsya-na-svoih-oshibkah

Опасности обучения: почему нельзя постоянно указывать на ошибки

Страх сделать ошибку знаком многим взрослым. Стремление указать на ошибки, подчеркнуть их и смутить того, кто ошибся, у многих из нас очень выражено, а у некоторых доминирует. Почему это неконструктивный подход? Насколько вредно жажда замечать недочеты и акцентироваться на них для всех нас и почему реформа школы должна прежде всего касаться отношения к ошибкам и оценкам?

Ошибки — не главное

Начнем с одного важного закона психологии, который поможет нам понять, почему нельзя выстраивать воспитание и обучение на поиске ошибок и на негативных оценках. 

Он звучит приблизительно так: «Всегда увеличивается и становится более значимым то, что мы постоянно держим в фокусе внимания» или «Вырастает то, на что мы смотрим».

 Если мы замечаем ошибки, говорим об ошибках, подчеркиваем ошибки, то их значимость, место и в жизни, и во внутреннем мире возрастает.

Ситуацию усложняет тот факт, что работа над ошибками, как правило,  подкрепляется негативной эмоцией, а она, как известно, запоминается на дольше.

В итоге, правильный вариант (хорошо сделанная работа, красивая буква, гениальная мысль, позитивная эмоция) отодвигается на задний план и иногда там и остается, засыпанныя ворохом «непростительных» ошибок и осуждений.

Поэтому мы очень боимся ошибаться. И этот страх очень сильный, так как он родом из детства и прочно вписан в ценностную структуру каждого человека.  

Читать также: Почему мы повторяем ошибки родителей?

Мы, взрослые — бывшие дети —  поэтому так акцентированы на ошибках и «зрадах», из-за этого мы сначала осуждаем что бы то ни было (себя в том числе), критикуем все, что достойно критики, тратя на это много сил и энергии, а лишь потом начинаем думать, что делать, как исправлять, где искать ориентиры для «правильного» … или не начинаем.

Стоит ли говорить, насколько это неконструктивно для нас самих, для детей и для нашей страны?

Правило зеленой ручки

Попытка реформирования школьной системы, точнее, первые шаги по изменению младшей школы, началась в том числе и с введения «правила зеленой ручки». Название очень условное, разумеется, но именно в нем заложено потенциал смещения акцентов. Суть в данном случае не в цвете ручки, а в том, что именно подчеркивается и для чего. 

Сейчас учителям предлагают замечать не только и не столько ошибки, но и достижения ученика Точнее, важно прежде всего показать, что у ребенка получилось лучше, подчеркнуть зеленой (или любой другой) ручкой, как нужно делать, на что стоит ориентироваться, а потом уже указать на ошибки… если в этом еще будет потребность.

Психологи давно рекомендуют поступать подобным образом: даже в самой  неудачной работе ученика найти что-то, что сделано лучше всего и предложить это маленькое достижение в качестве личного ориентира.

 Пример: «Эта буковка «а»  у тебя особенно удалась, ты здорово ее написал. Старайся, чтобы все буковки были такими».

Взрослым тоже стоит взять подобный метод и для оценивания своей личной работы и трудов сотрудников.

Важный момент, который мы должны усвоить: обучение невозможно без ошибок, ошибки — естественны. Умение их анализировать и исправлять — важная часть обучения. 

Если мы это примем как данность, то в каждой работе будет меньше стресса, больше креатива и свободы. Ведь страх сделать ошибку убивает творчество, а значит, снижает эффективность любого труда.

Читать также: Изменения в младшей школе: что нас ждет — опыт, советы, мнения

Источник: http://tvoymalysh.com.ua/children/child-psychology/5008-opasnosti-obucheniya-pochemu-nelzya-postoyanno-ukazyvat-na-oshibki.html

Обучение на ошибках

Обучение на чужих ошибках во многом аналогично обучению на образцах, только ошибки выступают в роли подсказки «как не надо».

Обучение на собственных ошибках

Ребенок учится на своих ошибках в том случае, если на его ошибки следует отрицательное подкрепление.

Но если это отрицательное подкрепление даете лично вы, ребенок может отвлечься от своей ошибки и заняться вами, который ему уже враг. Если же отрицательное подкрепление идет от чего-то безличного, сердиться не на кого.

И при этом никто не запрещает воспитателю создать как раз те обстоятельства, которые будут ребенка таким образом учить.

Пишет Руссо:

Я не только не старался бы предохранить Эмиля от ушибов, но даже был бы очень недоволен, если б он никогда не ушибался и рос, не зная боли.

Если ребенок полетит на пол, он не сломает ноги; если ударит себя палкою, не переломит руки; если схватит острый нож, то сожмет его слабо и неглубоко порежет себя.

Страдание — это первая вещь, которой он должен научиться, и это умение ему понадобится больше всего.

Свобода, предоставляемая мною воспитаннику, обильно вознаграждает его за те незначительные неудобства, которым я его подвергаю.

Вот маленькие шалуны, играющие на снегу: они посинели, окоченели, едва в состоянии шевелить пальцами.

От них зависит пойти и обогреться, но они не делают этого; если их принудить к этому, то жестокость принуждения они почувствуют во сто раз сильнее жестокости холода.

Обучение на форсированных ошибках

Обучению на собственных ошибках можно помогать, усиливая удар от ошибки. Одно дело – допускать, чтобы ребенок знакомился с силами природы и учился подчиняться тому, что в жизни все равно происходит.

Другое дело, когда воспитатель начинает использовать силы природы, когда ему нужно к чему-то подвести своего воспитанника.

Естественные отрицательные подкрепления можно искусственным образом усиливать, форсировать, чтобы учеба происходила эффективнее.

Выстраивание негативных последствий нежелательного поведения

Если нежелательное поведение ребенка считать поведением ошибочным, считать ошибкой, то чем теснее связь между нежелательным поведением и негативных последствиями, которые ребенок за него получает, тем лучше. Ребенок получает возможность научиться на последствиях своего собственного поведения, на собственных ошибках. Постепенно, он учится при этом ответственности. См.→

Читайте также:  Переговоры - психология

Поражения как уроки

Выигрывать получается не всегда.

Если вы проиграли, полезно вспомнить высказывание главного винодела из кинофильма «Хороший год», когда он обратился к своему подрастающему племяннику: «Мужчина должен принимать свое поражение с тем же изяществом, с каким празднует победу.

Придет время и ты поймешь, что человека учат не победы — именно проигрыши становятся источником мудрых мыслей, в числе которых и та, что побеждать намного приятнее. Жизнь такова, поражения неизбежны, и надо стараться, чтобы они не стали правилом…». См.→

Источник: https://knigarazuma.ru/article/obuchenie_na_oshibkah

Ошибки профессиональных психологов практиков

Всем известна рубрика на сайтах психологической тематики «Вопрос-Ответ». Отвечает психолог, хорошо образованная девушка, достаточно молодая.

Вопрос содержательно о том, что «я хочу построить отношения», но, по таким-то причинам, — они перечисляются — не нравлюсь противоположному полу, среди причин есть вполне весомые «непсихологические» (для наглядности предположим — нет обеих ног). «Что делать?».

Ответ был бы достаточно уместен, если бы внешних — независящих от человека и его внутреннего психического устройства — причин, усугубляющих ситуацию, не существовало. В итоге ответ «звучал» в духе — «ничего страшного, пробуйте снова и все получится».

Тезис таков, что объективную непсихологическую реальность никто не отменял, и если она начинает заметно влиять на жизнь клиента (а так обычно и бывает), то это нужно включать в психологическую работу, а не делать вид, что этого не существует или это не так важно, или, если прилагать усилия, все-равно все получиться. В данном случае, ценно признать, что с учетом всех имеющихся обстоятельств «построить отношения» будет действительно сложно и пережить все чувства с этим связанные.

Признать факт наличия внешних препятствий важно, поскольку это позволит уменьшить чувство вины, связанное с собственной неполноценностью, — «не могу построить отношения, значит слабый, никчемный» — и освободить силы, которые можно будет впоследствии направить на самоподдержку или конструктивные действия. Принятие ограничений позволяет делать более осознанный и взвешенный выбор — если при данных обстоятельствах этого действительно так сложно добиться, то стоит ли это требуемого количества усилий, или я готов отступить?

2. «Я знаю лучше». Психолог допускает в своей работе оценочные суждения, старается влиять на реальное поведение клиента

Если «психологизация» реальности и представление о том, что если захотеть и постараться, то «все получится — преграды только внутри» свойственны скорее молодым психологам, то этим предубеждением грешат в том числе именитые, титулованные, имеющие за плечами опыт психологи.

Они повидали много случаев. Видели много схожих судеб других людей, в том числе своих клиентов. С одной стороны, они выдвигают свои предположения небезосновательно.

Но! Тем не менее, статистика, не обязательно имеет отношение к судьбе конкретного человека.

И чем больше психолог включен в свое уже имеющееся знание (практическое или теоретическое), тем меньше он контактирует с вами — его клиентами, и тем меньше соответственно имеет дело с уникальностью именно вашей жизни.

Таким образом, не поддаться соблазну перенести предыдущий опыт в актуальную работу с новым клиентом, предмет особых усилий психотерапевта.

Но некоторые психологи перестают видеть ценность подобных усилий, а наоборот, решают, что теперь пора ясно транслировать свои субъективные личные убеждения.

Иногда, искренне веря в свою правду, то есть «во имя благого дела», такие психологи начинают совершенствовать свои навыки убеждения и разрабатывать все новые и новые способы воздействия на клиента. Чтоб он уж точно «не наделал» ошибок.

Реальный пример, высокоуважаемый психолог, доктор наук, профессор и т.д. проводит с молодой девушкой публичную работу с привлечением различных техник и экспериментов, которые ориентированы на то, чтобы помочь ей лучше понять себя и свою ситуацию. Со стороны чувствуется мастерство терапевта, его способность увидеть тонкие нюансы переживаний клиентки.

Но после окончания времени сессии «постфактум» терапевт безапелляционно заявляет, что девушке «необходимо начать проходить курс психотерапии, в противном случае она точно потеряет эти отношения, и в дальнейшем вообще останется одна», а еще она (клиентка) должна… допустим, помириться со своей родственницей, иначе я, психолог, «с тобой работать не буду».

Каждому психологу свой клиент. Возможно, кто-то как раз и ищет такую руководящую руку, которая говорила бы, в какой момент, что делать, и еще бы следила за тем, чтобы все необходимые заявленные действия совершались. Но, на мой взгляд, подобные практики являются «авторскими» и не имеют отношения к жанру — психотерапия.

3. Психолог чрезмерно ориентирован на «решение поставленной перед ним задачи». И при этом не дает место и внимания тому, что естественным образом происходит с клиентом

Читать также: «Психолог, который решает проблемы»

А именно становится слеп к тем нюансам, которые не имеют прямого отношения к заявленной теме, но способствуют углублению проделываемой работы, личностному росту клиента, а главное являются необходимым звеном для решения той самой «проблемы», по поводу которой он изначально обратился. Кроме того, выяснить механизмы появления и «хронификации» проблемы иногда важнее, чем найти возможное решение по ее устранению. А вышеупомянутые, казалось бы незначительные, нюансы как раз и позволяют психологу и обратившемуся увидеть целостную картину во всей ее многогранности.

Бывают клиенты, которые сами настаивают на максимальной ориентированности психолога исключительно на «заявленную цель» и сообщают о своем нежелании разбираться с чем-либо, не имеющем непосредственного отношения к основной теме.

Если вам важно исключительно решение конкретной проблемы, тогда то, что будет предлагать такой психолог, совпадет с тем, что вы ожидаете.

И наоборот, если вам не близок задачно-ориентированный подход к жизни, а иногда важны тонкости вашего душевного устройства, такого психолога лучше не выбирать.

4. «Что ты чувствуешь?» — психолог неотступно ригидно придерживается своего метода, даже в том случае, если это препятствует установлению контакта и продуктивному диалогу с клиентом

Под методом здесь имеется в виду способ взаимодействия между психологом и клиентом, который специально организуется и поддерживается психологом, и который бы не сложился естественным образом. Начинающих психологов поджидают две опасности – они либо недостаточно образованы (действуют интуитивно-стихийно, что низко результативно), либо за своим образованием пока еще не видят человека.

Теперь пояснения. Ф.Перлз в соответствии со своим пониманием человеческой души часто говорил своим клиентам, что они говорят «полную чушь» и настоятельно рекомендовал прекратить. Для описания того, что именно есть чушь, а что — нет, он разработал целое учение.

Можно сказать, что его метод, в том числе, заключался в том, чтобы проявляя себя во время сессии, люди учились не действовать дезадаптивным, привычным для себя способом. И в этой точке Ф.

Перлз жестко настаивал, чтобы контакт, про что бы он ни был содержательно, велся определенным образом — и придерживался этого своего «метода» весьма строго.

В контексте возможных ошибок психологов, мной имеется в виду та ситуация, когда начинающий «хороший» (прекрасно образованный), но еще мало практиковавший с живыми клиентами, специалист старается соответствовать стандартам своего метода любой ценой.

Например, он знает о том, что чувства-переживания человека — это очень важно, и начинает смотреть на человека через призму этого знания.

В результате получается очень странная ситуация — к психологу приходит клиент, не связанный с миром психологии, и что-то говорит о своих сложностях. А психолог ему на все лады про чувства — «что ты по этому поводу чувствуешь, а сейчас что?».

Клиент же, не будучи введен в контекст, вообще может решить, что психолог больной или просто не понять, что же от него требуется.

Или есть еще такая идея у психологов, что важно работать с тем, что происходит между психологом и клиентом, чтобы понять первоистоки трудностей последнего. Очень эффективное направление работы.

Но, представьте себе, приходит клиент, не отягощенный знаниями о психотерапевтических практиках, рассказывает про то, что хочет наладить отношения со своими близкими, и тут ему психолог предлагает лучше заняться «отношениями» с ним.

5. Психолог занимает на сессии «больше места», чем клиент. То есть недостаток инициативы клиента, психолог компенсирует своей инициативой

Вот она, база созависимых отношений. К сожалению, продуктивное взаимодействие между психологом и клиентом, возможно ТОЛЬКО при условии наличия достаточного количества инициативы у последнего.

То есть, если клиент хочет помощи, но к активности в этом направлении не готов (например, не готов даже вести диалог), психолог не сможет ему помочь, и терапия будет обречена на неудачу. И лучшее что психолог может сделать — это честно сообщить клиенту об этом.

В противном случае психолог будет подогревать ложные ожидания, а клиент будет платить и ждать пока произойдет неосуществимое.

Читать статью: «Женщина, у которой в будущем ничего не меняется».

6. Подмена контекста

Клиент приходит к психологу и рассказывает какую-то душераздирающую (задевающую психолога эмоционально) историю про свою работу, супруга и пр. Собственный субъективный опыт начинает порождать в голове психолога идеи — «Да, валить с этой работы надо! И не оглядываясь!».

Но, до тех пор, пока клиент работает про то как существовать на ЭТОЙ работе, в ЭТИХ отношениях (пусть даже, где его эксплуатируют, унижают или что-нибудь еще) психологу необходимо оставаться в том же контексте, что и клиент.

Может после более психологического исследования актуальной ситуации и себя в ней клиент решит что-то поменять, но это будет уже следующая история, и не психологу решать, когда этому пора случиться.

Итоги

Данный список не претендует на полноту и может быть дополнен. Большинство из вышеперечисленных ошибок, кроме второй, просто снижают эффективность работы психолога, но не представляют угрозы или опасности для клиента. Второй пункт требует особого внимания.

Если бы психолог не внушал никакого доверия, он бы не удержался в профессии — значит, вы имеете дело с человеком, обладающим определенной харизмой. Речь идет о вашей жизни, если вы чувствуете, что вас подталкивают в определенном направлении — не предпринимайте поспешных действий, остановитесь, дайте себе время и проанализируйте ситуацию.

Вообще никакие, особенно важные, решения не стоит принимать на сильных эмоциях.

Если один человек дает совет другому — это навязывание своих ценностей. А жить с последствиями своих решений и обманутыми ожиданиями вам, а не психологу. Если вы чувствуете, что на вас оказывают планомерное, нерегулируемое вами воздействие — спросите себя, это ли вам нужно?

Если это терапия пары и психолог встает на сторону одного из вас — значит, он утратил профессиональную непредвзятость. Такая избирательная поддержка одной из сторон способна лишь обострить семейный конфликт.

Источник: https://mariadolgopolova.ru/stati/oshibki-professionalnykh-psikhologov-kakie-byvayut-i-kak-sebya-obezopasit.html

Как учиться на ошибках

Никому не нравится совершать ошибки. Но если вы не хотите прожить свою жизнь как полный отшельник, то вам просто придется их совершать. Если вы будете правильно учиться на ошибках, то они будут стимулировать вас к совершению прогресса.

Вы также должны понять, что ошибки являются неотъемлемой частью саморазвития. Не будьте подавлены чувством вины и сожаления, но анализируйте то, как вы можете учиться с их помощью.

Извиняйтесь с достоинством

Если вы совершили ошибки, которые причинили вред другим людям, то будет важным выразить достойное извинение. Проясните, что это был несчастный случай, который больше не повторится. Хорошее извинение может положить хорошее начало восстановлению правды.

Если вы не извинились из-за смущения или нежелания, то оскорбленный человек направит это против вас. Если вы извиняетесь искренне, то другой человек охотно забудет о вашей ошибке.

Наиболее эффективным будет личное извинение, нежели краткое сообщение или письмо. Однако после того как вы извинились, будет ошибкой продолжать извиняться каждый раз за ту же совершенную ошибку. Некоторые люди продолжают извиняться снова и снова. Это становится раздражающим. Лучше искренне извиниться однажды и идти дальше.

Не будьте перфекционистом

Если вы живете с постоянной боязнью совершить ошибку, то вы проведете большую часть своей жизни, не сделав абсолютно ничего. Нет никакого зла в совершении ошибок, это неотъемлемая часть продвижения вперед. Чем большую ответственность вы примете на себя, тем больше будет вероятность совершения вами ошибок.

Если вы чувствуете необходимость избегать ошибок любой ценой, то это станет психологическим барьером в принятии рисков. Если вы совершили ошибку, не прячьтесь в панцире.

Не тратьте время в попытках оправдать ошибки

К несчастью, оправдывание своих действий является нашим природным инстинктом. Когда вы совершили ошибку, то первоначальной реакцией обычно является порицание кого-то другого.

Когда совершаются ошибки, пострадавшего вряд ли интересуют ваши оправдания. Мы оправдываем ошибки ради своего эго. Иногда лучше просто сказать: «Да, я совершил ошибку.»

Выясните, почему произошла ошибка

Ошибки происходят по разным причинам. Для того чтобы избежать их повторения, вам нужно понять главную причину.

Читайте также:  Логическое мышление и житейский абсурд - психология

Например, вы можете разговаривать с кем-то гневно и торопливо. Ошибкой здесь будет высказывание недобрых слов.

Тем не менее, что заставило вас сердиться в этом случае? Возможно, вы постоянно утомлены или, возможно, вы затаили бессмысленную обиду на кого-то.

Если вы совершили ошибку из-за того, что постоянно чувствуете усталость, то постарайтесь больше спать. Если вы постоянно напряжены, то найдите способы расслабиться и отстранить себя от нервных ситуаций.

Избегайте повторения ошибок

Вы должны избегать чувство вины от совершения ошибок, но в то же время, вы должны принять решение учиться на них. Если вы повторяете те же самые ошибки, то это говорит о том, что вы не совершаете прогресса, и это часто заставляет вас страдать.

Частые ошибки являются следствием плохих привычек. Для избежания совершения одних и тех же ошибок вам нужно избавиться от плохих привычек. Это требует внимательного рассмотрения и постоянного усилия для изменения вашего способа мышления. Однако чем раньше вы измените свои привычки, тем раньше вы начнете избегать повторяющихся ошибок.

Ошибки — это возможности учиться

С помощью своих собственных ошибок вы можете заработать мудрость и ускорить саморазвитие. Ошибки с их неразрывной связью в принятии рисков являются основой успеха. Очень важным моментом является видение ошибок в качестве плодотворного продвижения к высшей реальности и лучшего отношения к жизни.

Источник: http://vidabonito.ru/samorazvitie/kak-uchitsya-na-oshibkakh/

Одиннадцать ошибок начинающего учителя

Наблюдая за общением и работой начинающих (и не только) учителей, приходишь к выводу, что все мы ошибаемся и наступаем практически на одни и те же грабли: совершаем одинаковые ошибки в начале своей педагогической карьеры.

Конечно, допуская их и видя результат, мы постепенно приходим к понимаю, что же мы делали не так. На понимание отдельных ошибок, на понимание себя и своего места в профессии порой нужно несколько месяцев или даже лет.

В это время могут страдать наши ученики, их образование и воспитание.

Что же, неужели отказаться от работы в школе, раз на нас лежит такой груз? Нет, конечно же, нет: нужно продолжать работать, пробовать, искать, изучать и внедрять новые методики, приемы, «изюминки» — только так мы можем добиться высокого профессионализма. Это длительный процесс, и не стоит ждать результат сразу.

11 основных ошибок начинающих учителей

  • Ожидание от учеников идеального поведения и успеваемости. Ожидание от родителей беспрекословного доверия и внимания словам учителя

Действительно, многие учителя в школе и вузе были отличниками, «хорошими» мальчиками и девочками, способными и усердными, которым были интересны науки, школьные занятия и учителя.

Это и переносится начинающим учителем на всех своих учеников: они должны учиться исключительно на «4» и «5», хотеть получать знания, всегда быть готовыми к урокам, всегда ходить на урок с интересом и радостью и т.д.

Того же мы ждем и от родителей: если это хороший родитель, он беспрекословно должен делать то, что предлагает учитель и  способствовать обучению своего ребенка. Чем грозят учителю такие ожидания и как относиться к детскому нежеланию учиться и быть круглым отличником, читайте в статье Дети как дети и ученики как ученики.

  • Принятие любых детских проделок и неуспеваемости на свой счет, чрезмерное переживание об успехах на работе

Если бы у врачей по поводу каждого рецидива болезни и летального исхода были непосильные душевные муки, они бы не смогли работать и не смогли бы приносить пользу тем, у кого есть надежда на выздоровление. Нужно принять как данность, что человек не властен над силами природы и не может излечить неизлечимого больного.

Конечно, трудно пережить неуспех операции и жестокость жизни. Но сколько людей страдают от своих вредных привычек: алкоголизм, пьянство, наркомания, несоблюдение техники безопасности — за все это не может отвечать врач, которому доставили больного.

Так и учитель не может полностью отвечать за успехи и поведение своих учеников: у детей есть родители, которые несут за них ответственность. И, если для родителей плохая успеваемость и прогулы их ребенка норма, то учитель часто ничего не может сделать.

И не нужно «убиваться» за обычные, «рабочие» моменты: носить эти переживания домой, нагнетать их, считать себя неудачником, считать, что учительство — не ваше и т.п. Богу богово, работе — рабочие моменты. Нужно отделить себя лично от работы.

И не нужно принимать как личное оскорбление или обиду, например, невыученный ребенком урок или «хитрость» о том, что он забыл дома тетрадь, сломался лифт и вообще он опоздал, потому что переводил бабушку через дорогу.

  • Панибратство или слишком жесткий, авторитарный стиль общения и преподавания 

Подчас, ища дешевой популярности среди учеников, начинающие учителя общаются с детьми на равных, используют слэнг, не самые «педагогические» темы общения, позволяют некоторые вольности детей по отношению к учителю, разрешают такие же вольности на уроке: хождение по классу, выкрикивания, свободное посещение, свободное ведение записей и т.д. В этих «вольностях» самих по себе криминала нет, но в совокупности часто это приводит к тому, что дети перестают уважать учителя, считая его слабым и неопытным. Вернее, поначалу это имеет положительный эффект: устанавливаются отношения с детьми, начинается работа, но потом дети чувствуют себя все свободнее и раскованнее, и в итоге «садятся на голову». Часто это приводит к плохой дисциплине и полному неуважению к учителю. Вне зависимости от разницы в возрасте, учитель должен понимать, что он на уроке — главный, он — ведущий, он — ответственный и от него ожидают определенного стиля поведения. Если вы хотите добиться успехов в работе с классом, вы должны четко определить и дать понять детям, кто главный и каковы правила игры. Пусть правила установили вы вместе, но правила должны быть. И вы должны обращать внимание на нарушение правил и сами должны их соблюдать.

Вторая крайность: излишняя жесткость, моральное давление на детей и полное отсутствие личных отношений и даже намека на них.

То ли из-за боязни первого варианта, то ли в силу своих предрасположенностей,  многие начинающие учителя начинают «закручивать гайки» с первого урока: пресекая любое инакомыслие, обсуждение и личные отношения.

На уроке у таких учителей психологически некомфортно, тяжело, таких учителей тихо ненавидят.

Очень распространенная ошибка, но очень важная: по невнимательности, или из-за занятости или других причин учителя не выполняют собственные обещания. Раз-два, и дети перестают вам верить.

Обещали сходить в кино? Сказали, что снизите оценку, если работа не будет сдана вовремя? Говорили, что позвоните родителям, если ученик еще раз опоздает на урок? Выполняйте! Или не говорите, или делайте — другого варианта нет.

Разве что предоставить объективные причины, почему не смогли сделать обещание: например, заболели, отменили сеанс и т.д.

  • Чрезмерная подготовка к уроку

Многие учителя жалуются: ничего не успеваю, ложусь спать поздно, готовлюсь к урокам часами. Что-то здесь не так. Конечно, если вы работаете первый год и у вас все параллели, то подготовки очень много.

Но если вы работаете не первый год, если у вас не так много предметов и параллелей, то как вы готовите один урок по несколько часов? Каждый урок? Необычные, очень продуманные, с массой заданий и дополнительных материалов уроки должны быть в арсенале учителя, но изобретать велосипед каждый урок, подходя к подготовке исключительно творчески и оригинально?… Так ли это необходимо? Насколько снизится эффективность обучения, если вы будете использовать учебник и методички? Стоит ли игра свеч? Или вы просто не умеете готовится к урокам, отвлекаетесь, или слабые знания, полученные в вузе, не дают готовиться к урокам быстро?

  • Отсутствие планов урока, планов развития, профессиональных целей, системы оценки своей работы

Конечно, «бумажки» сейчас всех «достали». Но ведь ваша личная профессиональная цель — это не бумажка для вышестоящей инстанции, анализ контрольной работы  — тоже не методисту нужен.

Как вы узнаете, есть ли успех в вашей работе и насколько хорошо вы учите, если у вас нет ни планов, ни целей, ни срезов, ни минимального анализа? В работе любого специалиста это должно быть, хотя бы «для себя», в свободной форме.

Или: «Как мне платят, так я и работаю». «Им не нужно, мне тем более». Так не пойдет: вы пришли в школу, согласились с условиями, взяли ответственность, будьте добры, работайте: занимайтесь и обучением, и воспитанием, и неуспех ученика и его нежелание идти на ваш предмет и учить его — и ваша вина тоже.

Как и успех ученика, и его любовь к предмету — ваша заслуга. Учитель — не вузовский преподаватель, читающий лекцию с листа, учитель должен учить, заинтересовывать, воспитывать.

Да, не всегда удачно, не всегда получается, но нужно искать подходы и методы, нужно целенаправленно прилагать усилия к успеху своих учеников.

  • Слишком сложная подача материала или, наоборот, необоснованное упрощение 

Давайте ребенку нагрузку по силам: чтобы не выл от наличия терминов вузовского уровня и не считал ваш предмет «легкотней», на котором нечего делать.

Мозг должен трудиться: давайте средние по сложности задания и посложнее для тренировки мозга.

Объясняйте незнакомые понятия и слова, учите сокращать слова при записи, учите «хитростям», упрощающим обучение: как легче запомнить иностранные слова, как быстрее перемножить числа, как проще запомнить формулу.

И с ними нужно общаться уважительно, без шуток над именами и их ответами, чувствами и мнениями. Дети могут говорить и делать глупости, но это не повод не уважать их и смеяться.

Никогда не обсуждайте и не осуждайте других учителей с детьми. Никогда не обсуждайте отсутствующего или присутствующего на занятии ребенка.

  • Излишняя неуверенность или, наоборот, излишняя уверенность

И тому, и другому не место в школе. Боитесь работать и дрожат коленки? Не знаете, что сказать детям и как показаться им на глаза? Не работайте в школе.

А лучше подумайте о том, что привело вас в школу, о своем образовании, своих успехах, мечтах и идите к ним, к своим ученикам. Они ждут вас и готовы поверить вам и довериться вам.

Вам уже доверили детей, класс, на вас положилось и руководство школы, и родители — значит, нужно идти и действовать. Нужно работать, и все получится.

Но не зазнавайтесь: излишняя самоуверенность, вера в свою непогрешимость и суперпрофессиональность, непризнание авторитетов — всему этому не место в работе учителя. Цените себя как профессионала, но будьте открыты миру педагогики: и старой школе, и новой, читайте, развивайтесь, экспериментируйте.

Желаем вам успеха в профессиональном труде! Приветствуются комментарии.

Источник: http://pedsovet.su/publ/70-1-0-4419

Умение учиться на ошибках

Ошибки совершают все — но не все извлекают из них урок.

Рэй Далио — основатель Bridgewater Associates, одного из крупнейших хедж-фондов в мире. Он фигурирует в различных списках наиболее влиятельных людей мира и с капиталом в 15,2 млрд долларов (на октябрь 2014 года) входит в число 30 самых богатых людей Америки. По любым меркам, Далио чрезвычайно успешен.

В чем секрет успеха Далио? В способности признавать свои ошибки и систематически учиться на них.

В 123-страничном документе, излагающем его принципы управления и жизни в целом, Далио говорит:

«Я узнал, что все делают ошибки и у каждого есть слабости, и что одна из самых важных вещей, которая отличает людей друг от друга — их подход к работе с ошибками. Я узнал, что в ошибках есть невероятная красота, потому что каждая из них, вероятно, отражает что-то, что я делаю неправильно, и поняв, что именно, я мог бы научиться быть более успешным».

Учиться на своих ошибках — легче сказать, чем сделать?

В книге «Ошибки, которые были допущены (но не мной)» социальный психолог Эллиот Аронсон утверждает, что наш мозг неустанно трудится над поддержанием положительного образа себя, заставляя нас верить, что мы делаем все как надо.

Эти «слепые пятна на защите эго», как пишет Аронсон, распространены очень широко: даже обвинителям в полицейских расследованиях, даже при наличии четких доказательств, таких как образцы ДНК, бывает трудно принять, что «были допущены ошибки».

Кроме того, не всегда ясно, что именно означает на практике фраза «учиться на своих ошибках». Если у вас нет четкого плана, то можете с легкостью застопориться уже на вопросе «что пошло не так?». Это может быть даже хуже, чем просто игнорировать ошибки — ведь вы не узнали ничего нового, да еще и чувствуете себя плохо.

По мере продвижения в своей карьере Далио разработал системный набор принципов для анализа ошибок в его собственной компании, а также вопросы, которые нужно задавать себе, когда что-то идет не так. Под сильным влиянием принципов и вопросов Далио в ClearerThinking.

org — который предоставляет бесплатные онлайн-курсы на тему, как избегать умственных ловушек и принимать более обоснованные решения, — была разработана краткая последовательность шагов, которую любой может легко использовать, чтобы анализировать свои ошибки и учиться не допускать их в дальнейшем. Она включает в себя шесть вопросов, которые вы должны задавать себе каждый раз, когда совершаете ошибку и хотите с ее помощью открыть что-нибудь полезное, и три «догмата» — общих принципа, их важно усвоить, чтобы учиться на своих ошибках как можно эффективнее.

Читайте также:  Трудный и простой мир - психология

Шесть вопросов

1. Что пошло не так?

Когда вы совершаете ошибку, часто не сразу становится понятно, что именно пошло не так.

У вас может быть смутное представление о том, какие факторы способствовали возникновению проблемы, но при этом вы можете не видеть конкретной цепи событий, которые к ней привели.

Напишите перечень конкретных факторов или событий — это поможет думать более ясно как о непосредственных, так и о глубоких причинах проблемы, и определить, какие действия развернули ситуацию таким образом.

2. Случалось ли вам раньше совершать подобные ошибки?

Если это первый раз за 20 лет, когда вы забыли отправить матери поздравительную открытку, ваша реакция на ошибку, скорее всего, будет не такой, как если бы вы забывали об этом почти каждый год.

Вопрос самому себе, допускали ли вы уже этот промах, помогает определить масштаб реакции: нужно ли вам справиться только с этой ситуацией или придется иметь дело с более глубокой, основополагающей проблемой.

Если раньше вы никогда не забывали о дне рождения матери, следует спросить себя — что в этой ситуации заставило о нем забыть? Может быть, вы были перегружены работой, что делает вас более забывчивым, чем обычно. А если это происходит не в первый раз, придется копнуть поглубже: не слишком ли вы забывчивы, и можно ли что-то сделать, чтобы изменить это?

3. Что было непосредственной причиной проблемы?

Далее необходимо определить непосредственную причину проблемы. Они, как правило, отличаются от случая к случаю и часто относятся к конкретному действию, которое вы совершили или нет.

Например, если не удалось завершить проект в срок, непосредственной причиной может быть то, что вы не смогли эффективно распланировать свое время в несколько последних недель или взяли на себя слишком много дополнительных обязанностей.

4. Что было глубинной причиной проблемы?

После того, как вы определили непосредственную причину, спросите себя, нет ли более фундаментальных оснований у этой ошибки. Глубинные причины, как правило, более общие, их часто можно описать как черты вашего характера или склонности.

В примере с проектом, не сданным в срок, причиной проблемы может быть то, что у вас отсутствуют навыки тайм-менеджмента или ваша склонность соглашаться на большее количество вещей, чем способны осилить.

5. Что вы можете сделать, чтобы исправить проблему в краткосрочной перспективе?

Выявив непосредственную причину проблемы, попробуйте найти для нее краткосрочное решение.

Составьте конкретный план действий, который позволит справиться с проблемой и наилучшим образом вернуться в свою колею.

В случае с забытым днем рождения матери хорошим решением, вероятно, будет позвонить ей, принести извинения, отправить запоздалую открытку и какой-нибудь оригинальный подарок и надеяться, что она поймет.

6. Что вы можете сделать, чтобы предотвратить подобные проблемы в долгосрочной перспективе?

Наконец, особенно, если вы делали похожие ошибки в прошлом, потратьте некоторое время на размышления о том, как предотвратить их повторение в будущем. Это вполне может быть самой сложной частью процесса, но оно стоит времени и усилий.

Подумайте о глубинной причине проблемы, которую вы определили: какие из ваших привычек и склонностей привели к этой ошибке? Есть ли какая-то закономерность, частным случаем которой является этот промах, и на что она похожа? Осознав закономерность, вы можете начать мозговой штурм в поисках способа изменить ее.

Если проблемы сводятся к определенным привычкам (или отсутствию таковых) — какие новые привычки можно завести, чтобы впредь избежать подобных проблем? Например, если вы склонны сдавать проекты не в срок, можете начать использовать календарь, чтобы планировать достаточное время для работы над долгосрочными проектами.

Три догмата

Хорошо иметь алгоритм решения ошибок непосредственно при их возникновении, но не менее полезно заручиться несколькими основными принципами, которым можно следовать постоянно.

1. «Помните, что большинство проблем — это прямой сигнал о потенциальных улучшениях»

Первый шаг к тому, чтобы начать учиться на своих ошибках — помнить, что вы способны на них учиться. Это может показаться очевидным, но на самом деле большинство людей не рассматривает свои ошибки как шанс для обучения.

Если вы действительно сможете усвоить это, то сможете превратить даже самый большой промах в позитивный опыт.

Исследования показали: люди, которые считают, что могут учиться на своих ошибках, иначе реагируют на проблемы на неврологическом уровне и оправляются после неудач гораздо быстрее.

2. «Будьте честны с собой о своих недостатках»

Это естественно — стремиться скрыть свои недостатки и от других людей, и даже от самого себя. Но скрыть — не значит устранить. Спрятанные от зрителей, они все еще гноятся где-то там, влияя на то, как вы думаете и действуете, независимо от ваших успехов в игнорировании проблемы. Только если быть честным с самим собой, вы сможете действительно начать исправлять свои недостатки.

3. «Всегда определяйте как непосредственную, так и глубинную причину вашей проблемы»

У любой ошибки есть два вида причин: непосредственная, актуальная для конкретной ситуации, и глубинная, часто более общая и связанная с вашими склонностями или привычными формами поведения.

Важно понимать эти причины в совокупности — если вы определили только одну, то видите только половину проблемы. Осознание непосредственной причины поможет решить проблему в краткосрочной перспективе, глубинной — избежать повторения ошибки в будущем.

Источник: https://ru.insider.pro/lifestyle/2015-03-22/umenie-uchitsia-na-oshibkakh/

Чему учат ошибки

Любой промах – своего рода подарок судьбы. Его трудно принять, но если постараться это сделать, ошибки могут приносить нам гораздо больше пользы, чем вреда. И чем сильнее было переживание, тем полезнее оно будет в будущем.

В первую очередь, оно учит нас принимать себя такими какие мы есть, несмотря на ошибки. Учит преодолевать трудности и смотреть на них позитивно. Если мы ошибаемся – значит мы пробуем новое, а если мы пробуем новое – мы развиваемся.

Говорят, для хорошего дела можно и схитрить. Наши воспоминания об ошибках, если они приняты, и мы живем с ними в мире, уже принесли пользу.

Но можно пойти на небольшую хитрость и заставить их продолжать работать и дальше.

В науке было много споров о том, действительно ли воспоминания, возникающие под влиянием эмоций, более точные и подробные, или же человек просто считает их таковыми, благодаря эмоциональному заряду.

«Негативные эмоции не только усиливают субъективную живость воспоминаний, но и приводят к действительному запоминанию многих подробностей. Более того, они усиливают способность мозга при необходимости «раскодировать» сохраненную в памяти информацию», – пишет в одной из своих работ доктор Элизабет Кенсинджер, профессор Бостонского колледжа, в области когнитивной неврологии.

Что все это означает на практике? То, что память об ошибках – отличный механизм, с помощью которого можно эффективно запоминать необходимую информацию. Предположим, вам нужно запомнить какой-то факт, чье-то имя, какой-то цвет или число.

Постарайтесь связать его с одной из деталей из вашего воспоминания о неприятной ошибке. Причем необязательно связывать напрямую. Скажем, вы помните, что на часах было 12, когда вы совершили ошибку, и вам как раз нужно запомнить число 12.

Очень часто связь между двумя вещами (неприятным воспоминанием и тем, что вам необходимо запомнить сейчас) настолько запутанная, что понятна она только самому человеку.

Самое главное, чтобы у запоминающего образовалась стойкая ассоциация между тем, что нужно запомнить и каким-то моментом из воспоминания об ошибке. Исследователи утверждают, что таким образом человек не только быстрее запоминает необходимую информацию, но и сохраняет ее в памяти гораздо дольше.

Ученые считают, что помогать запоминанию могут не только негативные воспоминания из прошлого. Обычно нам кажется, что отрицательные переживания «смазывают» воспоминания о том, что было непосредственно перед ними.

Однако, исследования, проведенные в Университете Вашингтона в Сент-Луисе показали, что негативные эмоции, возникшие сразу после того, как человек повторил ранее изученный материал, способствуют лучшему запоминанию нужной информации. Причем эти эмоции могут быть любого характера. Скажем, человек видит неприятную ему картинку, сцену по телевизору и т.д.

Разумеется, просмотр ужастика после уроков – не лучший способ учиться. И применять его не стоит. Зато те негативные эмоции, которые у нас уже есть, вполне можно использовать для пользы дела.

Источник: https://letidor.ru/psihologiya/chemu-uchat-oshibki.htm?full

На ошибках учатся?

0:00, 14 августа 2014 20   0   3584

Как Вы считаете, люди учатся на ошибках или нет? И в чём суть ошибок? Так ли плохо совершать ошибки, как некоторые это считают? Эти вопросы очень важны, ведь часто люди, совершая ту или иную ошибку в жизни, очень сильно расстраиваются, и считают, что виноваты не только перед самим собой, но и перед всеми, кто их окружает. Они укоряют себя, нередко даже впадают в депрессию, для некоторых и вовсе совершить ошибку равносильно трагедии.  Но так ли это на самом деле, так ли плохо ошибаться или есть всё же в этом плюсы (не зря же говорят — на ошибках учатся). Давайте рассмотрим эти и многие другие вопросы.

Ошибаются все

Очень часто, когда мы ошибаемся, мы считаем, что в чём-то виноваты. Нередко даже не зная в чём именно, мы корим себя за ошибку. Но на самом-то деле, мы забываем, что ошибаемся не только мы – ошибки свойственны всем людям.

Но нет, мы считаем себя в чём-то виноватыми, думаем, что мы одни такие на свете – неудачники, и нет нам прощения. Но это неправильно – ошибаются абсолютно все, как бы кто ни говорил.

И в этом нет ничего предусмотрительно плохого, так устроена жизнь, что часто мы не можем предугадать последствия. И не только мы, но и все другие люди, которые могут ошибиться.

Ошибок просто не существует

Важно так же понимать, что ошибок как таковых, просто не существует – есть опыт. С другой стороны, опыт может быть положительным, или же негативным. И зря мы считаем, что негативный опыт гораздо хуже позитивного, вовсе нет.

Негативный опыт даёт нам возможность пересмотреть какие-то вещи в жизни, понять что-то для себя, вобрать его и не допускать в последующем. От того говорят, что на ошибках учатся.

Истинный факт – не было бы этого самого негативного опыта, мы бы и дальше продолжали делать что-либо во вред себе или окружающим людям, но один раз ошибившись, мы не допускаем повтора. Конечно, если сами себе не враги и есть голова на плечах.

Не стоит останавливаться

Многие из нас, совершив ту или иную ошибку в своей жизни, часто считают, что на этом всё – их жизнь окончена и жизненный путь пройден. Но это вовсе не так — ошибки это лишь возможности изменить что-то в своей жизни.

И те, кто останавливаются на своём жизненном пути, впадают в унылое, депрессивное состояние, считая, что жизнь не имеет смысл, совершают ещё большую ошибку, чем те, которые не прекращают свой жизненный путь, и дальше стремятся к успеху и процветанию.

Поэтому не стоит останавливаться после совершения той или иной ошибки в жизни, даже если этого и очень хочется, нужно решать свои ошибки, набираться опыта и стремиться к лучшему. Не зря же говорят: «на ошибках учатся».

Вот и Вы, возьмите максимум опыта из своей ошибки, и продолжайте жить, любить, творить и стремиться к лучшему. И только тогда можно сказать, что чему-то Вы научились.

Об ошибках можно разговаривать ещё очень и очень долго, ведь тема эта действительно актуальна в наше время, где каждый человек может ошибиться.

Что ж, мы не идеальны, и все могут ошибаться, но в выигрыше будет лишь тот, кто научится из ошибок извлекать урок, опыт, который может пригодиться в дальнейшем, и который поможет не допускать эту ошибку и дальше.

Но тут всё зависит только от Вас, главное — не падать духом, даже если и ошиблись. Не забывайте: на ошибках люди учатся!

Источник: http://your-happy-life.com/na-oshibkah-uchatsya/

Ссылка на основную публикацию