Мотив реакции — психология

Мотивация поведения личности

Мотивация – это обусловленное актуализированной потребностью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную активность организма. (Так, например, могут возникнуть пищевая, половая, познавательная, защитная и другие виды мотивации.)

От мотивационного состояния зависит допуск в кору головного мозга тех или иных чувственных возбуждений, их усиление или ослабление. Эффективность внешнего стимула зависит не только от его объективных качеств, но и от мотивационного состояния организма. (Сытый организм не реагирует на самую привлекательную пищу.

) Внешние раздражители становятся стимулами, т. е. сигналами к действию лишь при соответствующем мотивационном состоянии организма. Мозг при этом моделирует параметры объектов, которые необходимы для удовлетворения потребности, и схемы деятельности по овладению требуемым объектом.

Эти схемы – программы поведения – могут быть или врожденными, инстинктивными, или основанными на индивидуальном опыте.

Мотивация поведения всегда эмоционально насыщена. То, к чему мы стремимся, нас эмоционально волнует.

При этом одни эмоции выполняют стратегическую функцию – являются индикатором потребностей, значимости определенного класса объектов, другие связаны с определением значимости отдельных условий, обеспечивающих достижение объекта потребности.

Являясь непосредственным «определителем» значимости, полезности или вредности тех или иных явлений, эмоции обеспечивают соответствующую энергетическую мобилизацию организма на соответствующее взаимодействие индивида с этими объектами.

Мотивационные состояния человека существенно отличаются от мотивационных состояний животных тем, что регулируются второй сигнальной, обобщенной системой ценностных ориентации личности. Все мотивационные состояния являются модификацией потребностных состояний.

К мотивационным состояниям человека относятся интересы, желания, стремления, намерения, влечения, страсти, установки.

Интерес – эмоционально насыщенная направленность на объекты, связанные со стабильными потребностями человека (от лат. interest – имеет значение). Интерес проявляется в повышенном внимании к объекту, имеющему устойчивую значимость.

«Если физический мир подчинен закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интересов. На земле интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета.

Интерес – мотивационно-регуляционный механизм человеческого поведения, определяемый иерархией сформированных потребностей.

Однако связь интересов с потребностями не прямолинейна, иногда она не осознается. Интересы бывают прямые и опосредованные, возникающие в связи со средствами достижения целей.

Интерес как психическое состояние существенно влияет на психические процессы, активизирует их. В соответствии с потребностями интересы подразделяются по содержанию (материальные и духовные), широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости (кратковременные и устойчивые).

Удовлетворение интереса не только не погашает его, но формирует еще более разветвленную систему интересов.

Выступая в качестве ориентационной основы поведения личности, интересы становятся основным психологическим механизмом поведения. Интересы не только стимулируют человека к деятельности, но и сами формируются в ней.

Широта и глубина интересов человека определяют полноценность его жизни. Интересы асоциальной личности отличаются, как правило, узостью, эгоистической направленностью, меркантилизмом, утилитарностью. Характеристика личности включает в себя определение круга интересов данного человека. С интересами человека тесно связаны его желания, страсти и влечения.

Желание – мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения. Желание представляет собой определенный этап вызревания потребности, соотнесение ее с целью и планом действий.

Еще Эпикур подразделил все человеческие желания на три группы: 1) естественные и необходимые (желание еды, питья, сна, отдыха и т. п.), 2) естественные, но не необходимые (например, сексуальные желания), 3) желания ни естественные, ни необходимые.

Перечень этой, третьей, группы желаний необъятен: желания, связанные с честолюбием, жаждой славы, власти, лидерства, первенства, превосходства над другими людьми и т. п.

Однако и первые две группы желаний человека не безупречны – они могут быть гипертрофированными, непомерно интенсивными, не знающими границ своего удовлетворения. Желание связано со стремлением – повышенным эмоциональным тяготением к объекту желания.

Страсть – очень стойкое аффективное стремление к определенному объекту, потребность в котором доминирует над всеми остальными потребностями и придает соответствующую направленность всей жизнедеятельности человека.

Страсть интегрирует волевые и эмоциональные побуждения; она может быть положительной и отрицательной в зависимости от общественной ценности того, к чему стремится человек. Многие отрицательные страсти (к стяжательству, азартным играм и т. п.

) ведут к деградации личности и нередко являются предпосылкой преступного поведения. Положительные страсти мобилизуют силы человека на достижение социально значимых целей (например, страсть к искусству, науке, отдельным видам трудовой деятельности и т. п.).

«Полное отсутствие страстей, если таковое могло быть достигнуто, привело бы к полному отуплению, и человек тем ближе к этому состоянию, чем он беспристрастнее.

Действительно, страсти – это небесный огонь, оживляющий нравственный мир, страстям наука и искусство обязаны открытиями, а душа – благородством».

Состояние навязчивого тяготения к определенной группе объектов называется влечением. Влечения могут быть естественными и сформированными в социальных условиях.

Естественные влечения не всегда осознаются. Они связаны с органическими процессами и лишь в незначительной мере могут регулироваться сознанием. Сами же влечения могут существенно влиять на организацию, направленность сознания.

«Влечение ставит задачи интеллекту для своего удовлетворения и пользуется им как рабочим аппаратом.

Оно давит на мышление, приковывает его к нахождению способов своего удовлетворения и заставляет его до тех пор работать в нужном направлении, пока не найден удачный исход».

В ряду инстинктивных, органических влечений установлена следующая последовательность в порядке возрастания силы их напряженности: 1) ориентировочные реакции, 2) сексуальное влечение, 3) голод (пищевое влечение), 4) жажда, 5) влечение материнства.

Влечения человека в отличие от инстинктов животных отличаются социальной обусловленностью. Чем более глубоко социализирован человек, тем более дисциплинированы его влечения.

Ослабление психики, психическая деградация ведут к усилению инстинктивных побуждений.

(Так, в структуре преступности значительное место занимают необузданные сексуальные влечения, удовлетворяемые преступным, насильственным способом.)

Одна из основных особенностей развитого человеческого сознания – способность осуществлять разумный выбор среди собственных влечений. Для этого индивид должен подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, произвести выбор между ними. Этот выбор осуществляется иерархически организованной ценностной системой личности.

Мотивация человека может быть сознательной и подсознательной.

Сознательная мотивация связана с намерением. Намерение (в юридической терминологии – «умысел») – это сознательно принимаемое решение достичь определенной цели с отчетливым представлением средств и способов действия.

В намерении объединяются побуждение к действию и его сознательное планирование. Намерения, как и потребности, обладают динамическими свойствами – силой, напряженностью и др. Намерения организуют поведение человека, обеспечивают произвольность его действий, выступают как сознательный акт поведения. Сознательным обоснованием намерения является мотив.

Термин «мотив» в переводе с латинского означает побуждение, однако не всякое побуждение является мотивом; поведение может побуждаться чувствами, установками. Одни побуждения осознаются, другие не осознаются. Мотив – это осознанное побуждение к достижению конкретной цели, понимаемое индивидом как личностная необходимость.

Если понятие мотивации включает в себя все виды побуждений человеческого поведения (в том числе и малоосознанные и подсознательные), то мотив – сознательно сформированные, понятийно оформленные побуждения.

Деятельность человека обычно побуждается несколькими мотивами – иерархией мотивов При этом определенные мотивы приобретают ведущее значение.

Ведущие мотивы придают деятельности, ее объектам и условиям личностное значение – смысл.

Мотивы могут вступать в противоречие с объективными возможностями их реализации, с социальной регламентированностью поведения. В таких случаях у социализированной личности происходит или подавление мотива, или его изменение – изыскание новых, социально допустимых целей деятельности.

(Мотивы следует отличать от мотивировки – оправдательных высказываний по поводу совершенного действия. Они могут не совпадать с действительными мотивами, маскировать их.

) Все малоосознанные импульсивные действия совершаются на основе установки (ошибочно иногда трактуемой как «бессознательные мотивы»).

Установка – состояние готовности к определенному способу поведения в определенных ситуациях; это нейродинамически закодированная устойчивая модель поведения. Установка – наиболее константная, устойчивая основа поведения человека.

Различаются два вида установки – общая и дифференцированная (фиксированная). Общая установка возникает в отношении больших классов явлений; дифференцированная – по отношению к индивидуализированным объектам.

Установка лежит в основе целостности и последовательности поведения человека, объединяет его сознательную и подсознательную сферы, определяет меру возможного поведения человека в различных жизненных ситуациях, «норму его реакции».

Установка лежит в основе поведенческих стереотипов, стабилизирующих поведение индивида, освобождающих его от необходимости принимать решения и произвольно контролировать осуществление деятельности в стандартных для него (обобщенных в опыте данного индивида) ситуациях В ряде случаев (при низком уровне критичности индивида) установки обусловливают инертность поведения, не учитывая изменения в обстановке, люди действуют шаблонно.

Установки могут быть связаны с различными компонентами деятельности. Различаются смысловые, целевые и операционные установки.

Смысловые установки определяют личностный смысл конкретных объектов, явлений, готовность действовать по отношению к значимому объекту определенным образом. Смысловые установки индивида особенно интенсивно формируются в референтной (значимой) для него микросреде. В напряженных ситуациях установки начинают доминировать.

Возникнув в рамках одной деятельности, установки переходят и в другие сферы деятельности, обусловливают взаимодействие субъектов со сходными объектами в широком спектре однотипных ситуаций.

Целевые установки обеспечивают устойчивую направленность действий, они выражаются в тенденции к завершению действия при любых обстоятельствах, что иногда ведет к ригидности, негибкости поведения.

Операционные установки обеспечивают психофизиологическую преднастройку индивида на совершение действия определенными способами, последовательной системой привычных операций с использованием привычных для индивида средств.

В сложном механизме регуляции поведения сознательные его компоненты (цели, мотив, решения, программирование, выбор средств реализации) непрерывно взаимодействуют с подсознательными, установочно стереотипными компонентами.

Итак, побудительный и целеобразующий механизм человеческого поведения состоит из сложного комплекса взаимосвязанных личностных факторов – направленности личности, ее потребностей, модификацией которых являются интересы, желания, стремления, страсти, влечения и подсознательные установки Сознательным же компонентом волевого, целенаправленного поведения являются мотивы поведенческих актов, интегрирующие в себе общую направленность личности

Направленность личности в значительной мере определяет ее способности и характер.

Источник: https://psyera.ru/2891/motivaciya-povedeniya-lichnosti

Мотив и мотивация в психологии

Любая совокупность сил, которая побуждает человека к той или иной деятельности, определяется в психологии как мотивация. В современной психологии чаще всего применяется понятие мотива. Это понятие определяет разнообразные состояния и явления, способствующие возрастанию активности человека.

Какой она бывает?

В отечественной психологии особое место занимает понятие мотивации. Именно она позволяет личности оказывать существенное влияние на деятельность иных индивидуумов. Также существует понятие искусственной мотивации. Это понятие предполагает воздействие, которое другие люди оказывают на личность.

Нередко под понятие мотивации пытаются подставить одно только желание человека заниматься определенным видом деятельности или той или иной работой. Но это неточное понятие.

Читайте также:  Развод родителей - психология

Это понятие предполагает как желание работать, так и потребность выполнения своей работы. В первом случае предполагается, что человек изначально заинтересован в своей работе, что он в нее влюблен.

Во втором случае предполагается, что человек занимается той или иной деятельностью только потому, что она приносит ему прибыль.

В психологии существует определение видов мотивации. Негативные виды мотивации определяются в психологии как «от чего-либо». Позитивные виды подаются как «к чему-либо». Ярким примером является поведение ребенка в семье.

Если он получил наказание от мамы и папы, то его мотивация будет основана на «плохом» факторе «от чего-то».

Если он получил похвалу за правильно выполненное задание или хорошее поведение, то его мотивация принимает положительную окраску.

В психологии личности виды мотивации включают в себя внешнее и внутреннее побуждение. В первом случае предполагается, что желание действовать является результатом того или иного события. Во втором случае предполагается, что желание действовать спровоцировано содержанием самой деятельности.

В психологии личности существует такое понятие, как теории мотивации. Они предназначаются для анализа тех факторов, которые оказывают огромное влияние на мотивацию. В существенной мере «ядро» концентрируется на анализе желаний личности.

Теории мотивации личности позволяют понять, что побуждает индивидуума совершать то или иное действие. К самым популярным концепциям личности следует отнести:

  • иерархию потребностей А.Маслоу;
  • концепцию Альдерфера;
  • концепцию Мак-Клеланда;
  • концепцию Портера-Лаулера;
  • концепцию икса и игрека Макгрегора.

Теории бывают содержательными и процессуальными. Содержательные теории основаны на внутренних побуждениях личности к совершению того или иного действия. Таким образом раскрывается существующая взаимосвязь между появлением того или иного желания и возможностью сделать его реальностью.

Процессуальные теории направляются на изучение поведения личности в той или иной жизненной ситуации. Основной акцент делается на мотивации всевозможных внешних факторов влияния на индивидуума.

Кроме того, существуют теории работника. Сюда следует включить теории, реально отображающие то, как работник видит свою профессиональную деятельность.

О чем говорил маслоу?

В теории мотивации потребностей включены следующие предпосылки:

  • У каждой личности периодически возникают те или иные потребности
  • У каждой личности имеются сильно выраженные потребности, объединенные в некие группы.
  • Группы, объединяющие в себе потребности личности, предполагают иерархическое расположение.
  • Если желания индивидуума не удовлетворяются, он вынужден действовать.
  • Когда желание индивидуума исполняется, на его место приходит иная потребность.
  • Чаще всего индивидуум испытывает несколько одновременных пожеланий.
  • Наиболее примитивные желания требуют немедленного удовлетворения.
  • Те потребности, которые находятся на самом верху «пирамиды», предполагают удовлетворение после того, как будут удовлетворены примитивные потребности.

В основе мотивации по Маслоу находятся физиологические потребности. Каждый человек заинтересован в утолении голода. Следующим этапом является потребность безопасности. Человек стремится обезопасить себя и своих близких от возможной угрозы.

Следующим этапом является приобретение социального статуса. После этого, согласно концепции Маслоу, человек испытывает потребность в признании. На самом верху «пирамиды» Маслоу находится потребность в реализации заложенных способностей.

Согласно теории К.Альдерфера, всего имеется 3 группы человеческих потребностей. К ним следует отнести потребности:

  • существования;
  • связи;
  • роста.

Потребности существования аналогичны физиологическим потребностям по Маслоу. Человек, испытывая физический и душевный голод, имея на руках ту или иную сумму денег, потратит ее на еду.

В группу потребностей связи, согласно концепции К.Альдерфера, следует отнести естественное стремление личности к созданию семьи. Также каждый человек желает иметь друзей и коллег. Некоторые люди даже подсознательно желают иметь врагов, поскольку этот факт мотивирует их к иным свершениям. 

Потребности роста по Альдерферу тоже практически аналогичны потребностям самовыражения по Маслоу. Почти каждой личности свойственно желание совершенствовать себя и духовно расти.

Все эти группы, согласно Альдерферу, имеют строгую иерархию. Но если Маслоу полагает, что человек не может двигаться вверх, если не удовлетворены его примитивные потребности, то Альдерфер считает иначе. Согласно его концепции, движение может произойти как вверх, так и в обратную сторону.

Второй случай имеет место тогда, когда неудовлетворенной остается потребность более высокого уровня. Не имея возможности удовлетворить ее, человек переключает внимание на элементарные потребности.

Процесс движения в обратную сторону называется, согласно концепции Альдерфера, процессом фрустрации.

По Мак-Клеланду, элементарные желания индивидуума уже выполнены. Поэтому индивидуум сосредотачивается на решении более «духовных» задач. Эти потребности оказывают существенное воздействие на поведение личности. Человек, заинтересованный в том или ином результате, принуждается к приложению неких усилий.

Потребности приобретаются на основе:

  • всевозможных обстоятельств;
  • учебы;
  • житейского опыта.

Существует в психологии и определение желания достижения. Индивид стремится достигать поставленные цели с большей эффективностью, нежели раньше.

Если у человека имеется нормальный уровень желания достижений, то индивид стремится поставить себе цель самостоятельно. Индивидуум отдает предпочтение задачам и целям средней сложности.

Такой человек наслаждается постановкой цели и ее достижением. Такие люди не боятся ответственных шагов, и поэтому среди них имеется немало руководителей.

Согласно концепции Мак-Клеланда, это желание характеризует не только конкретного индивидуума, но и целые сообщества. В тех обществах, в которых желание достижения находится на высоком уровне, отмечается существенный рост экономики. В сообществах с низкой потребностью достижения экономика обычно находится почти на нуле.

Также Мак-Клеланд уделяет внимание желанию соучастия. Оно заключается в том, что почти каждый человек стремится завести приятельские или дружеские отношения со своим кругом общения.

Если желание соучастия находится у человека на высоком уровне, то ему с легкостью можно приписать мнительность.

Такой человек стремится быть «хорошим» в глазах окружающих и болезненно реагирует на реальную и мнимую критику.

Важным желанием в психологии, согласно мнению этого исследователя, является желание властвовать. Это приобретенная потребность, развившаяся на основе жизненного опыта. Она заключается в том, что индивидуум стремится осуществлять контроль всех процессов, которые проистекают в его окружении.

Слово Зигмунду Фрейду

Знаменитый австрийский психиатр З.Фрейд тоже сказал веское слово относительно мотивации личности. Мотивационная теория в психологии, согласно концепции З.Фрейда, предполагает психодинамический подход к изучению поведения личности.

По мнению доктора Фрейда, поведение человека основывается на скрытых желаниях, которые осознаются им далеко не всегда. Нередко неудовлетворенные желания дают о себе знать в сновидениях. В своей книге «О сновидении» Фрейд описывает как примитивные, так и более высокие желания человека.

По мнению Фрейда, движущими силами поведения людей следует считать инстинкты жизни и инстинкты агрессии. Фрейд был основоположником известной психоаналитической теории, в основе которой находится человек и такие его структурные компоненты, как:

  1. «Я» — осознание себя как личности (также определяется как «Эго»).
  2. «Сверх-Я» — отвечает за нормы поведения, религиозные и моральные запреты (также определяется как «Суперэго»).
  3. «Оно» — всевозможные импульсы и инстинкты человека (также определяется как «Ид»).

«Сверх-Я», согласно Фрейду, отвечает на совесть человека. Также человек имеет возможность сформировать собственные идеалы.

Согласно популярным теориям, мотивация необходима для придания деятельности человека некоей целенаправленности. На фоне достижения целей происходит реанимация социального и физического равновесия. Это позволяет человеку чувствовать себя более успешным.

Источник: http://StranaDetstva.ru/motivaciya-v-psixologii

9. Психология мотивации. Проблема мотивации в психологии деятельности

Мотивация — ее составляют побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность; осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели.

По своим направлениям и функциям в регуляции поведения мотивирующие факторы могут быть разделены на три относительно самостоятельных класса:

1) при анализе вопроса о том, почему организм вообще приходит в состояние активности, анализируются проявления потребностей и инстинктов как источников активности;

2) если изучается вопрос, на что направлена активность организма, ради чего произведен выбор именно этих, а не других  поведенческих актов, то исследуется прежде всего, проявление мотивов как причин, определяющих выбор направленности поведения;

3) при решении вопроса о том, каким образом производится регуляция динамики поведения, исследуются проявления эмоций, субъективных переживаний и установок в поведении субъекта.

В поведение человека есть две функционально взаимосвязанные стороны:

  • побудительная;
  • регуляционная.

Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения. Регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала до конца в конкретной ситуации. Психические процессы, явления и состояния: ощущение, восприятие, внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции — всё это обеспечивает в основном регуляцию поведения.

Что же касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано с понятиями мотива и мотивации [8].

Оба этих понятия включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определённым образом, об управлении деятельностью в процессе её осуществления и о многом другом.

Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Словом «мотивация» в современной психологии обозначается как минимум два психических явления:

  1. совокупность    побуждений,    вызывающих    активность    индивида    и определяющую её активность, т. е. система факторов, детерминирующих поведение   (сюда  входят,   в  частности,   потребности,   мотивы,   цели,

    намерения, стремления и многое другое);

  2. процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на

    определённом уровне.

В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий.

Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же не осознанно совершать некоторые поступки.

При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по разному реагировать на одинаковые  воздействия со стороны одинаковых сил

Принимая во внимание сказанное, можно попытаться дать более детализированное определение мотивации.

Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.

Влияние мотивации на поведение  человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.

Для того чтобы всесторонне раскрыть понятие мотивации, необходимо рассмотреть три аспекта этого явления:

  • что в деятельности человека находится в зависимости от мотивационного воздействия.
  • каково соотношение внутренних и внешних сил;                   
  • как мотивация соотносится с результатами деятельности человека.                                                           

Таким образом, мотивация — это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Читайте также:  Софизм - психология

Любая форма поведения может быть объяснена следующими причинами:

>    внутренние — в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, в этом случае   говорят   о   мотивах,   потребностях,   целях,   намерениях, желаниях, интересах и т. п.;

>    внешние — внешние условия и обстоятельства деятельности субъекта, здесь  следует говорить о стимулах,  исходящих из сложившейся ситуации.

Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Здесь следует отдельно обозначить диспозиционную и ситуационную мотивации, как аналоги внутренней и внешней детерминации поведения.

Выводы. Мотивация как психологическое явление трактуется по-разному. В одном случае — как совокупность факторов, определяющих поведение. В другом — как совокупность мотивов.

В третьем — как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. И так далее.

Для однозначности восприятия понятия «мотивация» её лучше рассматривать как динамический процесс формирования мотива (как основания поступка).

Один из важнейших вопросов мотивации деятельности человека — причинное объяснение его поступков. В современной психологической литературе существует несколько концепций взаимосвязи мотивации деятельности (общения, поведения). Одной из них является — теория каузальной атрибуции.

Каузальная атрибуция представляет собой мотивированный процесс когнитивного плана, направленный на осмысление полученной информации о поведении человека, выяснение причин тех или иных его поступков, а главное — на развитие у человека способности предсказывать их. Если один человек знает причину поступка другого человека, то он не просто может его объяснить, но и предсказать, и это очень важно в общении и взаимодействии людей.

Каузальная атрибуция одновременно выступает как потребность человека в понимании причин наблюдаемых им явлений, как его способность к такому пониманию. Каузальная атрибуция непосредственно связана с регуляцией человеческих отношений и включает объяснение, оправдание или осуждение поступков людей.

Экспериментальные исследования каузальной атрибуции показали следующее:

а)    человек  объясняет своё  поведение  не  так,  как  он  объясняет поведение других людей;

б)    процессы  каузальной  атрибуции  не  подчиняются  логическим нормам;

в)      человек    склонен    объяснять    неудачные    результаты    своей деятельности внешними, а удачные — внутренними факторами.

Оказалось, что люди с большей готовностью приписывают причины наблюдаемых поступков личности того человека, который их совершает, чем независящим от человека внешним обстоятельствам. Эта закономерность получила название «фундаментальной ошибки атрибуции».

Особым видом каузальной атрибуции является приписывание ответственности за те или иные поступки. При определении меры ответственности личности на результат каузальной атрибуции могут повлиять три фактора:

  • близость    или    удалённость    субъекта,    которому    приписывается ответственность, от того места, где было совершено действие, за которое ему приписывается ответственность;
  • возможность  субъекта предвидеть исход выполненного действия  и предусмотреть заранее его возможные следствия;
  • преднамеренность (интенциональность) совершённого действия.

В исследованиях атрибуции ответственности среди прочих установлены следующие интересные психологические факты:

  1. Индивиды,   которые   уже   однажды   были   виновниками   содеянного, склонны усматривать первопричину   действий, подобных совершенным ими ранее, и в аналогичных ситуациях, в личностных качествах людей, а не в складывающихся независимо от них обстоятельства.
  2. При невозможности отыскать рациональное объяснение случившемуся, исходя из сложившихся обстоятельств, человек проявляет склонность видеть эту причину в другом человеке.
  3. Большинство людей проявляет явное нежелание признавать случай как причину их собственного поведения.
  4. В случае тяжёлых ударов судьбы, неудач и несчастий, затрагивающих кого-либо лично и касающихся значимых для него людей, человек не склонен искать этого исключительно в сложившихся обстоятельствах; он обязательно винит себя или других в произошедшем или обвиняет саму жертву в случившемся.
  5. Иногда жертвы насилия, будучи очень совестливыми и ответственными людьми, упрекают самих себя в том, что явились жертвами нападения, спровоцировали его. Они уверяют себя в том, что в будущем, ведя себя иначе, смогут оградить себя от нападений.

6. Имеется тенденция приписывать ответственность за несчастие тому человеку, которого оно постигло («сам виноват»). Это касается не только самого субъекта действия, но и других людей и проявляется тем в большей степени, чем сильнее случившееся несчастье.

Одной из плодотворных концепций, с успехом, применяемым для объяснения  достижений  в  деятельности,  является  теория В.  Вайнера.

Согласно ей всевозможные причины успехов и неудач можно оценивать по двум параметрам:

  • локализации;
  • стабильности.

Локализация характеризует то, в чём усматривает причины своих успехов и неудач: в самом себе или в независимо от него сложившихся обстоятельствах.

Стабильность рассматривается как постоянство или устойчивость действия соответствующей причины.

Различные сочетания этих двух параметров определяют следующую классификацию возможных причин успехов и неудач:

  1. Сложность   выполняемого   задания   (внешний,   устойчивый   фактор
    успеха).
  2. Старание (внутренний, изменчивый фактор успеха).
  3. Случайное  стечение  обстоятельств  (внешний,  неустойчивый фактор
    успеха).
  4. Способности (внутренний, устойчивый фактор успеха).

Люди склонны объяснять свои успехи и неудачи в выгодном для сохранения и поддержания высокой самооценки свете. Р. Дечармс сделал два интересных вывода, относительно влияния награды за успехи на мотивацию деятельности.

Первый выглядит следующим образом: если человек награждается за нечто такое, что он делает или уже сделал по собственному желанию, то такое вознаграждение ведёт к уменьшению внутренних стимулов к соответствующей деятельности.

Если человек не получает вознаграждения за неинтересную, выполненную только ради вознаграждения работу, то, напротив, внутренняя мотивация к ней может усилиться.

Чисто когнитивное представление о каузальной атрибуции основано на не всегда оправданном предположении о том, что человек во всех без исключения случаях жизни действует только разумно и, принимая решение, обязательно основывает его на всей имеющейся в его расположении информации.

Люди не всегда ощущают необходимость и испытывают потребность разобраться в причинах своих действий, выяснить их. Чаще они совершают поступки, заранее их не обдумывая, но по крайней мере — до конца, и впоследствии не оценивая.

Атрибуция в сознательно-когнитивном её понимании возникает в основном лишь тогда, когда человеку, во что бы то ни стало, требуется что-то понять и объяснить в своём поведении или в поступках, совершаемым другими людьми. Подобные ситуации в жизни встречаются не так уж часто.

В большинстве других реальных жизненных ситуаций мотивация действий индивида, по-видимому, мало или почти не связана с атрибутивными процессами, тем более что мотивация во многом осуществляется вообще.

Существует ещё одно направление в исследованиях мотивации. Оно связано с попыткой, понять, каким образом человек мотивируется в деятельности направленной на достижение успехов, и как он реагирует на постигающие его неудачи. Мотивация достижения успехов и избегания неудач является важным видом человеческой мотивации.

В психологии создана и детально разработана теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности. Основателями этой теории являются американские учёные Д. Макклелланд, Д.

Аткинсон и немецкий учёный X. Хекхаузен. Сущность теории состоит в следующем.

Человек имеет два разных мотива, функционально связанных с личностью, которые направлены на достижение успеха: мотив достижения успеха и мотив избегания неудач.

Мотив достижения успеха — стремление человека добиваться успехов в различных видах деятельности и общения.

Мотив избегания неудачи — относительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности и общения.

Люди, мотивированные на успех ставят перед собой положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех.

У таких людей в их когнитивной сфере обычно имеется ожидание успеха, то есть берясь за какую-нибудь работу они обязательно рассчитывают на то, что добьются успеха (уверены в этом).

Им характерна полная мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленной цели.

Индивиды, мотивированные на избегание неудачи имеют ярко выраженную цель в деятельности, которая заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи, и все их мысли, действия подчинены именно этой цели. Человек, изначально мотивированный на неудачу, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха.

Кроме мотива достижения на выбор задачи и результаты деятельности влияет представление человека о самом себе, которая в психологии именуют по-разному: «Я», «образ Я», «самосознание», «самооценка» и т.д. Люди, приписывающие себе такое качество личности как ответственность, чаще предпочитают иметь дело с решением задач средней, а не низкой или высокой степени трудности.

Другой важной психологической особенностью, влияющей на достижения успеха и самооценку человека, являются требования, предъявляемые им к самому себе. Тот, кто предъявляет к себе повышенные требования в большей мере старается добиться успеха, чем тот чьи требования к себе не высоки.

Кроме мотива достижения важную роль в понимании того, как человек будет выполнять ту или иную деятельность играет тревожность. Проявление тревожности в различных случаях не одинаковы. В одних случаях люди склонны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств.

Ситуативно устойчивые проявления тревожности принято называть личностными тревожностями (ЛТ) и связывать с наличием у человека соответствующей черты.

Ситуативно изменчивые проявления тревожности именуют ситуативными, а особенности личности, проявляющей такого рода тревожность, обозначают как ситуационная тревожность (СТ).

Выводы. Рассмотренные факторы показывают, что прямой связи между силой мотива достижения успеха и величиной мотива избегания неудачи ожидать не приходится, так как кроме величины и характера мотива стремление к успеху, успехи в деятельности зависят от сложности решаемых задач, от достижений или неудач, которые имели место в прошлом, от многих других причин.

Кроме того непосредственная зависимость между мотивацией и достижениями успехов деятельности, даже если она существует (при нейтрализации действий многих других значимых факторов) не носят линейного характера. Особенно это касается связи мотивации достижения успеха с качеством работы.

Наилучшим оно является при среднем уровне мотивированности и обычно ухудшается при слишком слабом или слишком сильном.

Источник: http://strec.ucoz.com/publ/9_psikhologija_motivacii_problema_motivacii_v_psikhologii_dejatelnosti/1-1-0-9

Мотивы личности (понятие и классификация) (Psyarticles.ru)

Нить Ариадны в Отношениях [НАвО]

Как прийти в отношениях к истинной Любви и стабильному чувству счастья?

Какой важнейший элемент отношений и жизни вы потеряли?

3 линии Любви, и почему две из них вы постоянно игнорируете

Это бесплатно->

Видеолекция «Уныние и депрессия»

Причины уныния и депрессии; механизм их работы.

Уныние и депрессия в отношениях.

Способы преодоления уныния и депрессии.

Неэффективные способы борьбы с депрессией.

Что поддерживает уныние и депрессию, мешая получить результат, и многое другое…

Подробнее->

«На тренинг Дмитрия Науменко «Путь Женственности» попала случайно…»

Мягко и доходчиво Дмитрий доносит информацию о том, насколько женщины и мужчины разные, как по-разному они воспринимают этот мир и действуют в нем.

Читайте также:  Родительские послания - психология

И что нужно для того, чтобы их тандем не только состоялся, но и продлился на всю жизнь.

Дальше->

Запись онлайн-семинара «39 ответов на горячие вопросы об отношениях»

Ответы на самые актуальные вопросы об отношениях, беспокоящие женщин.

Четкие практические рекомендации.

Ценные бонусы + Скайп-консультация в подарок.

Подробнее->

«Выстроилась какая-то общая картина о значении женственности, каких-то очевидных правилах поведения, о которых я не знала или не задумывалась…»

Появились наметки на изменения образа жизни, появились более женственные интересы, увлечения, улучшилось самочувствие.

И, конечно, мужчины тоже обратили внимание на то, что я изменилась в лучшую сторону в своем поведении.

Дальше->

Видеокурс «Как стать слабой: Как стать женщиной, о которой мужчина мечтает заботиться?»

Курс для тех, кто хочет получать в отношениях больше внимания со стороны мужчины.

Вы раскроете в себе те черты, на которые мужчина неизменно реагирует повышением заботы, внимания и любви к вам.

Подробнее->

«Появилась четкая картинка почему раньше в отношениях у меня были проблемы и ничего серьезного не получалось…»

Тренинг показался мне очень интересным и познавательным, я не слишком позитивно относилась к разного рода психологическим тренингам, т.к. был негативный опыт, но решила дать еще один шанс и не прогадала.

Было не скучно, что очень важно, очень понравились задания.

Дальше->

100-дневная системная программа личностного роста для женщин

Любовь, поиск себя, отношения, раскрытие женской природы, самореализация, смысл жизни

Подробнее->

«До тренинга у меня не было знакомств с мужчинами даже по работе, хотя я работаю с людьми. На сегодняшний день у меня три поклонника…»

Главное для меня было с точки зрения мужчины-психолога понять, как себя вести и в чем мои ошибки. Ведь все мы разные.

Надо найти себя такую, какой комфортно. Тогда и люди будут притягиваться одной волны.

Дальше->

Скайп-консультации

Я ценю ваше время.

Одна-две встречи в Скайпе — и вы уже на верном пути.

Без лишних разговоров и переливаний из пустого в порожнее.

Вы уже готовы услышать правду и выйти из зоны комфорта?

Тогда жду вас здесь->

«Поняла, как добиться того, чтобы мужчины относились к вам как к женщине, а не как к другу…»

Прежде всего хочу сказать спасибо за эту замечательную возможность, побывать на тренинге.

Иногда, мы просто не задумываемся, как то или иное событие или случай в жизни могут ее изменить.

Дальше->

*Наведите курсор мыши для приостановки прокрутки.

Мотивы личности (понятие и классификация)

Приступая к изложению этой сложной психологической темы, выделим ее основные проблемы. К ним относится проблема собственно мотивов, мотивации, и мотивационной сферы личности.

Вообще проблема мотивов и мотивации поведения – одна из стержневых и наиболее трудных в психологии. «Трудность здесь состоит в том,– писал Б. Ф.

Ломов, – что в мотивах и целях наиболее отчетливо проявляется системный характер психического; они выступают как интегральные формы психического отражения».

В свое время Гегель так выразил свое понимание человека: «Субъект есть деятельность удовлетворения влечений». Не случайно поэтому многие психологи подчеркивали, что потребности и мотивы составляют ядро личности человека.

Несмотря на выдающуюся значимость самой проблемы, психологи по сей день не способны даже определиться в понятиях и соотношениях между ними.

Дело порой доходит до того, что предлагается вообще снять с повестки дня ту или иную психологическую категорию. Поэтому А. Н.

Леонтьев с грустью констатировал в свое время, что проблема мотивации и мотивов напоминает ему мешок, куда ссыпали самые разные понятия.

Понятие мотива

Когда ищут ответ на вопрос, «что же такое мотивы», нужно помнить, что это одновременно ответ на вопросы: «зачем», «для чего», «почему», «отчего человек ведет себя именно так, а не иначе»? Чаще всего бывает так, что то, что принимают за мотив позволяет ответить только на один или два из перечисленных вопросов, но никогда на все. Это снижает объяснительный потенциал даваемого определения и психологи приступают к поиску другого, более адекватного поставленной задаче.

Действительно, в качестве мотива назывались самые различные психологические феномены. Это – намерения, представления, идеи, чувства, переживания (Л. И. Божович); потребности, влечения, побуждения, склонности (X.

Хекхаузен); желания, хотения, привычки, мысли, чувство долга (П. А. Рудик); морально-политические установки и помыслы (Г. А. Ковалев); психические процессы, состояния и свойства личности (К. К. Платонов); предметы внешнего мира (А. Н.

Леонтьев); установки (А. Маслоу); условия существования (К. Вилюнас); побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий (В. С. Мерлин) соображение, по которому субъект должен действовать (Ф. Годфруа).

Вообще-то подобное многообразие взглядов не должно удивлять, если согласиться с тем, что само поведение человека весьма многообразно.

Тем не менее большинство психологов сходятся на том, что чаще всего мотив – это либо побуждение, либо цель (предмет), либо намерение, либо потребность, либо свойство личности, либо ее состояние.

Мотив как цель (предмет)

Распространенность этой точки зрения обусловлена тем, что принятие цели (предмета) в качестве мотива отвечает на вопросы «зачем» и «для чего» осуществляется поведение, т. е. объясняется целенаправленный, произвольный характер поведения человека.

Именно предмет придает целенаправленность побуждениям человека, а самим побуждениям смысл. Отсюда вытекает и смыслообразующая функция мотива (А. Н. Леонтьев). Однако, как подчеркивает Л. И.

Божович, если и можно согласиться с этой точкой зрения, то только в той ее части, что предмет может стать побудителем потребности, но не деятельности человека.

Кроме того, этот взгляд на мотив на отвечает на вопрос: «почему выбрана именно эта цель и этот способ ее достижения».

Мотив как потребность

Эта точка зрения на мотив, высказанная Л. И. Божович, А. Г. Ковалевым, К. К. Платоновым, С. Л.

Рубинштейном, дает ответ на вопрос: «почему осуществляется активность человека», поскольку в самой потребности содержится активное стремление человека на преобразование среды с целью удовлетворения нужды.

Таким образом, объясняется источник энергии для волевой активности, однако невозможно получить ответы на вопросы «зачем» и «для чего» человек проявляет эту активность.

Мотив как намерение

Зная намерения человека, можно ответить на вопросы: «чего он хочет достичь?», «что и как хочет сделать?» и тем самым понять основания поведения.

Намерения тогда выступают в качестве мотивов, когда человек либо принимает решение, либо когда цель деятельности отдалена и ее достижение отсрочено.

В намерении присутствует влияние потребности и интеллектуальной активности человека, связанная с осознанием средств достижения цели. То, что намерение обладает побудительной силой очевидно, однако оно не раскрывает причины поведения.

Мотив как устойчивое свойство личности

Подобный взгляд на мотив особенно характерен для западных психологов, которые полагают, что устойчивые черты личности обусловливают поведение и деятельность человека той же мере, что внешние стимулы. Р. Мейли относит к мотивационным чертам личности тревожность, агрессивность, уровень притязаний и сопротивляемость фрустрации.

Подобной точки зрения придерживается и ряд отечественных психологов, в частности, К. К. Платонов, М. Ш. Магомед-Эминов, В. С. Мерлин.

Однако принятие за мотив устойчивых свойств личности не решает проблему целиком, поскольку в этом случае можно получить ответ на вопрос: почему выбрана именно эта цель, этот способ достижения, но нельзя получить ответы на другие, сформулированные выше вопросы.

Мотив как побуждение

Наиболее распространенной и принимаемой точкой зрения является понимание мотива в качестве побуждения. Поскольку мотивация детерминирует не столько физиологические, сколько психические реакции, то она связана с осознанием стимула и приданием ему какой-либо значимости.

Поэтому большинство психологов считают, что мотив – это не любое, а осознанное побуждение, отражающее готовность человека к действию или поступку. Таким образом, побудителем мотива является стимул, а побудителем поступка – внутреннее осознанное побуждение. В этой связи В.

И. Ковалев так определяет мотив: мотивы – это осознанные побуждения поведения и деятельности, возникающие при высшей форме отражения потребностей, т. е. их осознании. Из данного определения вытекает, что мотив – это осознанная потребность.

Побуждение рассматривается как стремление к удовлетворению потребности.

Понятно, что принятие в качестве мотива побуждения раскрывает его энергетическую сторону, но не дает ответы на иные вопросы.

Понятно и то, что попытка найти при определении мотива одну единственную детерминанту – это тупиковый путь, поскольку поведение как системное образование, обусловлено системой детерминант, в том числе и на уровне мотивации. Поэтому монистические подходы к пониманию сущности мотива не оправдывают себя, что вынуждает заменить его плюралистическим.

В этой связи, как подчеркивает Е. П. Ильин, «все перечисленные психологические феномены … могут влиять на формирование конкретного мотива, но ни один из них не может подменить мотив в целом, так как они являются лишь его компонентами».

Не случайно поэтому в последнее время все чаще звучит мысль о том, что детерминация поведения человека осуществляется не отдельными, пусть и весьма существенными, но разрозненными факторами, а их совокупностью.

Поэтому для правильного понимания психологического содержания мотива необходимо использовать все перечисленные выше психологические феномены, как бы это ни казалось громоздким и неудобоваримым. При таком понимание правомерно рассмотрение мотива в качестве сложного интегрального психологического образования.

Следовательно мотив личности – это и потребность, и цель, и намерение, и побуждение, и свойство личности, детерминирующие поведение человека. Каковы же структура, параметры и функции мотива?

Классификация мотивов

Общепризнано отсутствие единой и удовлетворяющей всех классификации мотивов. Классификаций мотивов ровно столько, сколько существует оснований для их классификации.

Одним из таких оснований может быть содержание потребностей. С этой точки зрения выделяют биологические и социальные мотивы, мотивы достижения и избегания неудачи, самоуважения и самоактуализации.

Выделение личных и общественных мотивов, эгоистических и общественно-значимых, идейных и нравственных значимо связано с установками личности.

Различают мотивы по видам деятельности: мотивы общения и игры, учения и профессиональной деятельности и по времени проявления: постоянные (действующие на протяжении длительного отрезка жизни), ситуативные (обусловленные содержанием и длительностью ситуации) и кратковременные (в течение ограниченного интервала времени).

По силе проявления мотивы разделяют на сильные, умеренные и слабые, а по степени устойчивости на сильно-, средне- и слабоустойчивые.

Источник: http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=414

Ссылка на основную публикацию