Мимика животных — психология

Мимика животных

Человеческая мимика способна выражать множество эмоций, от радости и удивления до гнева и разочарования. Мимические способности животных весьма ограничены, но все же – способны ли они хотя бы улыбаться? Многие владельцы собак и кошек, конечно, скажут, что – да, умеют! Но улыбка ли это на самом деле?

Из всех животных «повторить» человеческую улыбку может только шимпанзе – они, как и люди, могут растягивать губы, открывая зубы в широкой улыбке. Ученым так и не удалось выяснить, служит ли обезьянья улыбка для выражения эмоций, или же приматы «улыбаются» людям, потому что видят, что им это нравится.

До недавнего времени ученые полагали, что как приматы, так и другие животные, к примеру, собаки и кошки, «улыбаются» машинально, просто открывая рот или расслабляя лицевые мускулы, однако последние исследования показывают, что животные действительно выражают с помощью улыбки радость и другие положительные эмоции. Более того, исследователям удалось выяснить, что животные способны испытывать широкий спектр эмоций – страх, грусть, злость, удивление, радость и т.д.

Николас Додмен, профессор из ветеринарной школы при американском университете Тафтс, говорит, что многие биологи недооценивают способность животных, особенно домашних, к проявлению эмоций.

По словам профессора, собаки обладают отличным чувством юмора, причем у них есть особый «тон» лая для выражения смеха.

В 2005 году был проведен интересный эксперимент – собакам, живущим в приютах без хозяев, давали прослушать аудиозапись «смеха» их сородичей, после чего анализы показывали резкое снижение уровня стресса у животных.

Что касается кошек, то, благодаря особому строению их губ с уголками, загнутыми вверх, можно подумать, что эти животные улыбаются постоянно, а настоящую улыбку распознать непросто. Однако, согласно исследованиям, кошки также способны на широкий круг эмоций и очень чувствительны к настроению и самочувствию хозяев.

А ваши домашние животные умеют улыбаться?

Фото 2.

Фото 3.

Фото 4.

Фото 5.

Фото 6.

Фото 7.

Фото 8.

Фото 9.

Фото 10.

Фото 11.

Фото 12.

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

Фото 24.

Фото 25.

Фото 26.

Фото 27.

Фото 28.

Фото 29.

Фото 30.

Фото 31.

Фото 32.

Фото 33.

Фото 34.

Фото 35.

Фото 36.

Фото 37.

Фото 38.

Фото 39.

Фото 40.

Фото 41.

Фото 42.

Фото 43.

Фото 44.

Фото 45.

Фото 46.

Фото 47.

Мимика животных

  • 5.00 / 5 5

Источник: http://www.krasfun.ru/2014/06/mimika-zhivotnyx/

Мимика животных сочетается с эмоциями

Когда стала возможной большая модуляция звуков в связи с упорядочением формы и расположения зубов и укорочением морды приматов, совмещение функций гортани с движениями языка и губ обеспечило развитие членораздельной речи.

Одновременно утратилась необходимость в атрибутах сопровождения речи: движении ушей и скальпа. Зато мышцы губ и щек, имеющих важное значение для артикуляции речи, достигли совершенства.

Исследователи наблюдают лицо во всей его противоречивости. Однако при всех различиях мимики в соответствии с проходящими эмоциями и физическими испытаниями, лица людей отражают уже человеческий тип реагирования.

Мимика животных сочетается с эмоциями. Собаки реагируют различными мимическими проявлениями в случаях, когда их ласкают или дразнят. Шимпанзе воспроизводит мимику смеха при щекотании, на морде лошади легко прочитать выражение испуга. Возникнув на низших ступенях развития животного мира, мимические реакции в ответ на голод, боль, опасность, ассимилировались мимикой человека.

Она складывалась уже не только под влиянием биотических причин, но и под воздействием социальных условий (труд, речь, питание, болезни). Изменялось расположение мимических мышц. Некоторые части мышц приобрели самостоятельное значение. Например, у всех животных, включая обезьян, отсутствует особая мышца, сморщивающая брови, мышца смеха, обособленная резцовая мышца [Поповский И. С.

, 1888].

У современного человека еще не все мышцы в составе мимического ансамбля работают и согласованно, и дискретно.

У отдельных людей отсутствует способность сокращать мышцу, сморщивающую брови, и лобное брюшко лобно-затылочной мышцы без одновременного плотного закрытия глаз вследствие сокращения круговой мышцы глаза. Этот филогенетически старый феномен [Huber Е.

, 1931] может подчиниться коррекции благодаря специальным усилиям и продолжительной тренировке. Возможно, через такие упражнения проходили многие части мимических мышц, обособившиеся и существующие в настоящее время как отдельные мышцы.

Следует иметь в виду, что мимические мышцы лишены развитого фасциального покрытия. Этим они отличаются от скелетных мышц, у которых пучки мышечных волокон связаны вместе.

Следовательно, в случае необходимости небольшие порции мимических мышц, даже отдельные мышечные пучки могут сокращаться автономно или в разнообразных комбинациях с синергическими частями других мышц в составе данной функциональной группы.

Это облегчается тем, что все мимические мышцы богато иннервированы ветвями лицевого нерва.

«Лицо человека», В.В. Куприянов, Г.В. Стовичек

Источник: http://www.vitaminov.net/rus-anatomy-face-section488-20143.html

Кошачья мимика: тонкости общения

В арсенале кошачьих средств выражения эмоций имеются не только звуки и жесты. Не менее активно кошки прибегают и к мимике. И чтобы понять животное и наладить с ним более тесный контакт, владельцу кошки желательно внимательно изучить кошачью мимику.

К счастью, мимика у кошек достаточно выразительна и понятна, чтобы ее язык можно было без труда освоить. Что же кается остальных движений, то они к ней не относятся, будучи языком тела, хотя, конечно, они тоже имеют большое значение для взаимопонимания.

Как понять, что имеет в виду кошка?

К счастью, ошибиться в кошачьей мимике довольно сложно. Когда кошка спокойна, ее мордочка умиротворенная и круглая. Когда кошка пребывает в таком настроении, его подчеркивает каждая деталь: вибриссы направлены вверх, глаза широко открыты и имеют зрачок нормальной величины, а уши смотрят вверх.

В случае если кошка испугана, то это будет проявляться еще ярче, при этом уши могут быть прижаты к голове настолько плотно, что их можно вообще не заметить, голова втягивается в плечи, а все тело словно собирается в комок. Характерной мимической особенностью является приподнятая верхняя губа и оскаленные, благодаря этому, клыки. Это объясняется напряжением мимических мышц, которые и поднимают верхнюю губу.

Немало сигналов кошки передают при помощи своей мимики.

Что касается агрессивности, то она проявляется у кошек довольно редко. В результате, опознать характерное для агрессивного состояния выражение мордочки очень легко.

Агрессивность очень похожа на испуг, но при этом уши несколько выворачиваются наружу, а глаза внимательно и в упор смотрят на противника. Кроме этого, агрессивный настрой выдает напряжение всего тела и легкий наклон головы в сторону.

Такая поза указывает на то, что кошка готова броситься в атаку.

Ежедневные выражения лица

Повседневная мимика кошек, как правило, не включает в себя крайние состояния описанные выше. Между обычным для кошки спокойствием и изредка наблюдаемой крайней взволнованностью, существует еще масса промежуточных вариантов, которыми кошки и пользуются в обыденной для них жизни.

Например, если кошка чем-то очень заинтересована, ее мордочка приобретает соответствующее внимательное выражение: уши предельно открыты и подняты вверх, находясь при этом в постоянном движении (что необходимо, чтобы уловить малейший шорох), глаза широко открываются, а зрачки расширяются.

В отдельных случаях можно наблюдать легкие подергивания носа, что объясняется желанием кошки уловить малейший запах.

В распознавании кошачьей мимики, следует особое внимание обращать на уши животного. В случае если они торчат, это говорит о том, что кошка демонстрирует хозяину свое отличное настроение и готова поиграть.

В случае если они опущены и даже прижаты к голове, это указывает на то, что животное готово защищаться и на что-то сердится.

Если же они еще и отведены назад, то это значит, что кошка вне себя от ярости! Если же уши просто лежат на голове плашмя, то это указывает на обычную заинтересованность кошки в происходящем.

В отличие от звуковой гаммы, мимика и жесты являются врожденными.

Нельзя игнорировать и такую часть кошачьей мимики как движения усами и бровями.

 В жизни кошек усы играют огромную роль, и могут выражать сразу несколько настроений. Если они опущены вниз – значит, кошка опечалена, озабочена или ей нездоровится.

У заинтересованной кошки усы торчат вперед, а у спокойной сморят в разные стороны.

Многое могут рассказать и глаза. Если кошка спокойна, то они немного прищурены. Если животное слегка «подмигивает» одним глазом, то кошка пребывает в хорошем настроении. Полуприкрытые глаза указывают на доверие к владельцу и расположение к нему, а если кошка зажмурилась – значит, она абсолютно миролюбива.

Взгляд в упор – вызов, широко раскрытые глаза говорят о том, что кошка чего-то боится, а если она чем-то разозлена или заинтересована, кошачьи зрачки расширяются.

Если взглянув своей питомице в ее «ясны очи» хозяин видит третье веко, это указывает на сонливость животного и на то, что оно намерено отправиться «на боковую».

Из всех домашних животных кошке присуща наиболее выразительная мимика.

В целом можно сказать, что как и у людей, у кошек мимика является, с одной стороны врожденным качеством, а с другой – приобретенным.

Правда, у кошек процент врожденного несравнимо больше чем у людей, хотя это объясняется тем, что кошки обычно не склонны выражать что-либо, по вопросам абстрактного характера.

 То же самое можно было бы сказать и о людях: основные эмоции, которые заложены в нас природой, выражаются у всех людей совершенно одинаково, вне зависимости от того, к какой социокультурной среде они относятся.

Такие эмоции запрограммированы в нас ничуть не слабее, чем у животных, и проявляются они в соответствии с заложенной программой уже в раннем детстве. Аналогичным образом это происходит и у котят, которые уже в раннем возрасте демонстрируют повадки и черты взрослых животных. И даже если владелец не знает их точного значения, он их почти всегда с легкостью распознает.

Источник: http://kotello.ru/koshachya-mimika-tonkosti-obshheniya/

Сознание и мимика кошек

Есть ли мимика у кошек, или вообще у животных? Достаточно долго ученые считали животных «рефлекторными автоматами», которые не имеют ни чувств, ни мыслей, ни эмоций… и уж, конечно, у них нет никакой мимики! Чарльз Дарвин первым отметил в своих работах, что эмоции присущи и животным тоже, причем, не только приматам, но и обычным кошкам и собакам, более того, они даже в чем-то сходны с человеческими! Дарвин первым заявил о том, что животные, это не биороботы, а мыслящие и чувствующие существа.

Вообще-то, еще и сейчас ученые не пришли к единому мнению о наличии сознания у животных, например, многие считают, что животные лишены образного мышления, поэтому рекомендуется наказывать провинившегося котишку, только если застали его на месте преступления.

Об этом не раз и мы писали на страницах нашего сайта, полагаясь на мнение ученых.

Хотя практика говорит (и даже кричит!) совсем о другом: приходилось ли вам, вернувшись домой, сразу понять, что питомец нашкодил? Он не так как обычно встречает у порога, прячется, всем своим поведением показывая, что что-то не так! Нам приходилось и не раз! Кошки, да и собаки, прекрасно помнят и знают, что они сделали не так.

Но вернемся к мимике. Чувства радости, страха, удивления…  — все эти чувства находят самое непосредственное выражение в мимике не только  человека, но и животных, в частности мы говорим о кошках. Конечно же, мимика человека богаче и разнообразнее, чем мимика кошек, но никак нельзя сказать, что она бедна или не выразительна.

Могу привести  в пример нашу кошку Тучу: когда она на даче охотится за птичками и крадется в предвкушении скорой добычи, то ее морда, как нельзя красочнее, передает ожидание предстоящего пиршества, она даже облизывается и как-будто уже пережевывает свою жертву; а когда она ходит «на рыбалку» в наш декоративный прудик, в который мы запустили мальков рыбы для пруда, то ее мимика полностью соответствует выражению лиц рыбаков, мечтающих выловить чудо-рыбу!

Читайте также:  Выборка - психология

Более того, мимика животных имеет огромное значение в общении их друг с другом, и животные прекрасно понимают «язык» мимики не только своих собратьев (кошки – кошек), но и других животных, например, если собака оскалилась, вряд ли кот станет ждать, чтобы посмотреть, что же будет дальше! Мимика играет роль и в передаче информации на расстоянии между особями.

Мимика животных, как это ни покажется странным,  во многом сходна с мимикой человека, поскольку лицевые мышцы у человека и животных одни и те же, только развиты в разной степени.

Можно прямо сказать, что мимика человека есть продукт эволюции мимики животных.

Именно поэтому человеку не сложно понять мимику своего питомца,  как, вероятно, и питомец без труда читает ваши эмоции по вашей мимике.

Для подтверждения сказанного, приведем несколько фотографий, смотрите сами)) 

Источник: http://xn--h1adbwf3d.xn--p1ai/soznanie-i-mimika-koshek/

Эмоциональное поведение у животных

В психологии, да и в повседневной жизни, человеческую эмоциональность часто противопоставляют рациональности. Важно сделать из этого верный вывод: эмоциональный — не значит менее развитый в интеллектуальном плане.

Наши эмоции формировались на протяжении миллионов лет эволюции в тесной взаимосвязи с развитием познавательных способностей, интеллекта и с усложнением отношений между сородичами.

В этом смысле человек — самое эмоциональное животное на Земле.

Только интеллектуально развитый Homo sapiens способен тонко чувствовать и сопереживать другим.

Порой кажется, что наша эмоциональная сфера свободна от всякой «биологии», интеллект позволяет распространять чувства на как угодно далекие объекты — например; мы способны гордиться своей страной или ощущать вину за неприглядное поведение соотечественников на другом конце света. И все же богатством сложных, опосредованных разумом эмоциональных ощущений человек, по-видимому, обязан своим обезьяньим предкам.

Исключительная роль эмоций в жизни человека никогда не вызывала сомнений, Актуальность вопроса связанна с интересом человека, пытающегося испокон времен понять, что и как чувствуют животные.

Эмоции у собак

Долгое время животные представлялись ученым чем-то вроде живых машин. В ХVII веке французский философ и естествоиспытатель Рене Декарт пришел к выводу, что в отличие от человека животные являются лишь «рефлекторными автоматами».

И только два столетия спустя Чарльз Дарвин уверенно заявил, что высшие животные — не биороботы, они обладают набором эмоций и эти эмоции во многом сходны с человеческими.

В книге «О выражении эмоций у животных и человека» (1872) Дарвин впервые предложил научный взгляд на природу человеческих эмоций и обосновал наличие эволюционных корней у наших чувств страха, гнева, горя, радости, удивления (интереса).

Он был уверен, что все эти эмоции, по крайней мере в зачаточном виде, присутствуют ну высших млекопитающих, включая обезьян я домашних питомцев— собак и кошек. Утверждая это, Дарвин опередил свое время, к гипотезам о богатом внутреннем мире животных многие еще долго относились скептически.

Сознание, интеллект, эмоции у животных, проявляющиеся при функционировании мозга на основе биоматериалов, точно так же могут быть реализованы любыми другими материалами или средствами, если эти материалы и средства вообще позволяют моделировать механизмы психических явлений.

Откуда уверенность в таком утверждении? Есть много мнений на этот счет даже не у религиозных людей, что сознание — нечто большее, чем проявление работы системы из рецепторов чувств, нейронной сети, гормонального фона и эффекторов действий.

Такое мнение появляется потому, что людям пока трудно зримо представить, что же именно составляет сознание, а предполагаемые ими механизмы и понимание работы нейронной сети не дают им подсказки того, что именно проявляется как сознание.

Компьютерные программы ИИ (искусственного интеллекта) или реализация на дискретных электронных компонентах, какой бы она сложной ни была, по их мнению, не заставит устройство стать одушевленным. []

Даже такой мысленный эксперимент как замена элементов нейронной сети на полностью эквивалентные по функциональности, но искусственные элементы, кажется может «погубить сознание», хотя, может быть, «сама система этого и не заметит и внешне это никак не проявится».

А между тем, каждый, кто достаточно долго наблюдал, например, обезьян, знает, что они тоскуют в разлуке с близкими. Это проявляется в резком спаде активности, потере аппетита и интереса к происходящим событиям.

Тоску и грусть как реакцию на разлуку с близкими родственниками и друзьями (мать — детеныш, самец — самка в моногамной паре, члены одной группы) отчетливо демонстрируют многие социальные животные, в первую очередь обезьяны и дельфины.

Существует факт того, что самки павианов или макак продолжали долго носить на руках умершего детеныша, явно встревоженные его необычным доведением. И только когда трупик начинал разлагаться, матери переставали реагировать на него как на собственное дитя и бросали во время дневного перехода.

Даже человекообразные обезьяны, по видимому, не достигают полностью уровня интеллектуального развития, необходимого для понимания феномена смерти.

Классический случай, когда после гибели вожака группы горных горилл двое его сыновей в течение суток оставались рядом с трупом отца, пытались заставить его шевелиться, чистили шерсть (характерное проявление привязанности и дружбы у обезьян), но затем ушли и при соединились к своим сородичам. []

Разумеется, крайние проявления скорби, депрессивные реакции, связанные с утратой близких и осознанием феномена смерти, в оформленном виде наблюдаются только у человека. Да и то способность постичь необратимость произошедшего приходит лишь в определенном возрасте: маленькие дети не понимают, куда ушла любимая бабушка и почему так долго не приходит.

Однако отдельные эпизоды из жизни животных позволяют думать, что в исключительны случаях привязанность между индивидами может быть столь высокой, что они не в состоянии перенести тяжесть утраты.

В 1979 году известная английская исследовательница Джейн Гудолл рассказала миру трогательную историю самки шимпанзе по имени Фло и ее сына Флинта. По мнению Гудолл, пятилетний подросток умер от горя через три недели после кончины матери. Тогда многие коллеги Гудолл сочли подобные выводы вопиюще ненаучными.

«Скорбь по поводу смерти родителей не может быть причиной смерти у животных», — решительно заявляли они. []

Интересно, что на бытовом уровне эмоциональность животных мало у кого вызывала сомнения. Владельцы собак хорошо знают, что даже в пределах одной породы можно встретить особей более сообразительных, спокойных и любопытных или же агрессивных, напористых, стремящихся к доминированию.

Собаки привязчивы к хозяевам, и разлука вызывает у них психологический стресс сродни отделению ребенка от матери.

Например, у одной собаки — большого пуделя — были налицо все классические признаки депрессии, когда хозяин был в отъезде: теряла аппетит, становилась вялой и апатичной, неохотно отправлялась на прогулку (обычно приглашение погулять вызывает бурю восторга).

Парадокс в том, что говорить об эмоциях животных долгое время отказывались именно этологи — специалисты по поведению. Эмоции — принадлежность внутреннего мира индивида, а этологические методы не позволяют непосредственно в него проникнуть. Однако в наши дни взгляды Чарлза Дарвина и Джейн Гудолл находят все больше сторонников и подкрепляются исследованиями в области этологии и нейрофизиологии.

С точки зрения современных наук о поведении высшие млекопитающие — это мыслящие существа, обладающие различным темпераментом, личностными характеристиками, индивидуальным опытом и интеллектуальными способностями.

Ведущие британские специалисты в этологии и когнитивной психологии Филиппо Аурели и Эндрю Уайтен полагают, что невозможность напрямую судить о субъективном опыте животных не должна служить преградой для изучения их эмоциональной сферы.

Современные методы биотелеметрии, методики сканирования активности мозга (ядерно-магнитный резонанс, позитронно-эмиссионная томография) позволяют связать активность определенных структур мозга с соответствующими эмоциональными реакциями и эмоциональной памятью. И здесь оказывается неоценимой информация, накопленная при изучении человеческих эмоций.

Она дает точные представления о том, какие участки мозга возбуждаются в состоянии гнева, страха, горя или радости. Большинство структур мозга, задействованных в демонстрации базовых эмоций, у человека и других млекопитающих — в первую очередь у приматов — сходны.

Эмоциональные переживания (гнев, страх, радость) связаны с лимбической системой и корой головного мозга. Лимбическую систему иногда называют «животным мозгом — ее составные части в целом сходны у всех млекопитающих.

Важную роль в продуцировании эмоции игра ют также некоторые структуры ствола и коры головного мозга. Лимбическая система включает в себя часть ядер передней области таламуса и гипоталамус.

А одна из составляющих лимбической системы — миндалина — непосредственно отвечает за реакции страха, тревоги и агрессии у животных. []

Важную роль в эмоциональных реакциях играет особая структура, расположенная внутри моста и ствола головного мозга — ретикулярная формация. Это своеобразный фильтр, пропускающий только новую и необычную информацию. В ретикулярной формации находится «голубое пятно» — плотное скопление тел нейронов, нервных клеток мозга.

На их уровне эмоциональные реакции провоцируются вследствие выделения особых веществ — нейромедиаторов. Медиатором нейронов «голубого пятна» служит норадреналин.

Он оказывает мощное воздействие на эмоциональное состояние человека и обезьяны: недостаток норадреналина порождает депрессию, а избыток приводит к стрессовым состояниям.

В ретикулярной формации также находится «черное пятно», нейроны которого выделяют нейромедиатор дофамин, играющий важную роль в возникновении у человека и обезьян приятных ощущений и чувства эйфории. Сходство эмоциональных реакций человека и обезьян столь велико, что все психотропные препараты сначала испытывают на обезьянах.

Например, диазепам снижает чувство страха у детенышей резусов, содержащихся в изоляции, а небольшие дозы морфина снижают у них стресс при отделении от матери. Такой медикамент, как налоксон, наоборот, усиливает страх и тревогу.

Социальная среда – основное условие для развитий эмоций у млекопитающих, чем сложнее социальная система, чем более разветвлены сети индивидуальных связей, тем богаче и разнообразнее реакции. Эмоции служат важнейшим индикатором состояния животного и надежным сигналом к действию для окружающих его сородичей.

Важнейшая функция эмоций — укрепление и регуляция социальных отношений в группе. Информацию об эмоциональном состоянии сородича окружающие члены группы «считывают» по его выразительным движениям — позам, мимике, вокализации.

Вот почему мимика приматов, ведущих одиночный ночной образ жизни (лори, галаго, мышиные лемуры), значительно беднее, чем мимика мартышек, павианов или шимпанзе — животных дневных и организованных в сложные социальные объединения. Все общение обезьян словно пронизано эмоциональными сигналами.

Позы и гримасы позволяют не только выражать (и понимать) любовь, привязанность, угрозы помогают примиряться после конфликта, приглашать к игре, но и способствуют формированию отношений до минирования-подчинения… Если вожак бурых макак начинает скалиться, это позволяет другим членам группы вовремя среагировать и на всякий случай держаться в отдалении. И наоборот: умиротворенное «почмокивание» свидетельствует о дружественном расположении, создает ощущение эмоционального комфорта у партнера, снижает стресс. []

Эмоции — это не просто спонтанные реакции, а эффективные регуляторные программы, позволяющие животным лучше адаптироваться во внешней среде.

Обезьяны способны сопереживать: наблюдения за бонобо, шимпанзе, гориллами показывают, что они в со стоянии (по крайней мере, в зачаточном виде) поставить себя на место другой особи и предсказать ее возможную реакцию.

Британский исследователь Роберт Данбар показал, что у приматов рост неокортекса — коры больших полушарий относительно размеров всего мозга напрямую связан со сложностью социальной организации.

А его коллега Ричард Берн установил, что зачатки самосознания и знаний о психологическом состоянии сородича позволяют обезьянам мастерски манипулировать окружающими — притворяться больными, делать вид, что происходящее им безразлично, подавать ложные эмоциональные сигналы тревоги или демонстрировать ложное благорасположение. Описаны случаи, когда молодые самки из гарема стареющего самца павиана-гамадрила, прячась за скалой или другим укрытием, спаривались с молодыми самцами, подавляя громкие возбужденные крики, типичные в сексуальном контексте.

Читайте также:  Зона безопасности - психология

Известный приматолог Франс де Ваал, описывает, как один из подчиненных самцов шимпанзе в зоопарке регулярно поднимал «ложную тревогу», чтобы избежать агрессии со стороны более высокорангового самца (обычно такие действия шимпанзе производили, когда в их вольер заходили служители). Джордж Таннер и Ричард Бери приводят примеры случаев, когда шимпанзе и гориллы прикрывали ладонью нижнюю часть лица, чтобы не выдать своего эмоционального состояния и тем самым ввести в заблуждение партнеров. [] Точно так же часто поступают шахматисты.

Эмоциональное состояние у приматов передается в первую очередь с помощью мимики. В передаче информации на близкие расстояния ведущую роль играет именно она. Голландский приматолог Ян Ван Хоф доказал, что внешние проявления радости и счастья (улыбка и смех) у человека представляют собой эволюционные производные от мимики открытого рта и обнаженных зубов у обезьян.

Наша улыбка соответствует беззвучно обнаженным зубам у макак-резусов, яванских макак или маготов, а смех, видимо, мимике открытого расслабленного рта, которую демонстрируют все виды обезьян вовремя социальной игры или игровой борьбы. Такую демонстрацию часто называют игровым лицом — рот широко открыт, зубы полностью спрятаны за губами (например, у бурых макак).

Игровое лицо часто сопровождается прерывистым в ритме стаккато дыханием. Неоднократно наблюдала игровое лицо как производное ритуализованной угрозы у шимпанзе, когда тем удавалось «удачно подшутить» над людьми.

Шимпанзе из Колтушского филиала института физиологии Санкт Петербурга постоянно следили за мною и моей аспиранткой Лилей и бурно радовались, если им удавалось застать нас врасплох и метко запустить в нас кусочком экскрементов.

Радость была неподражаемой — игровое лицо и характерные сопящие звуки сопровождались хлопаньем в ладоши и притопыванием. Точь-в-точь как уличные сорванцы, запустившие камнем в окно сварливой соседки.

[] Гримаса страха — сомкнутые, широко обнаженные зубы в сочетании с застывшей защитной позой (например, у резусов или яванских макак) обычно присутствует в ситуациях социальной напряженности.

Тот, кто демонстрирует гримасу страха, занимает отчетливо подчиненное положение, У некоторых видов (макаки магот, шимпанзе) беззвучно обнаженные зубы могут также служить для умиротворения и является сигналом к примирению. Как показали французские исследователи Бернар Тьери и Одаль Петит, у тонкинских макак эта мимическая демонстрация вообще никак не связана с доминированием и подчинением.

После конфликта один из бывших противников приближается к другому, обнимает его и показывает обнаженные зубы, постепенно данная демонстрация начинает приобретать игровой характер и преобразуется в открытый рот с обнаженными зубами.

[]Сравнительный этологический анализ показывает, что разные виды могут демонстрировать одну и ту же мимику в разных ситуациях. У тонкинских макак улыбка (без звучно обнаженные зубы) и смех (расслабленный открытый рот) появляются в том же контексте, что и у людей.

Но, по мнению Яна ван Хофа, изначально обнаженные зубы свидетельствовали о страхе и применялись для умиротворения нападающих. В дальнейшем у видов с толерантными социальными отношениями этот знак подчинения стал использоваться и в целях умиротворения, утешения, а также в игровом контексте.

Работы современных специалистов-этологов, нейрофизиологов и психологов позволяют выделить четыре важные функции эмоций у животных: фильтрация и усиление жизненно важных сигналов, получаемых из окружающей среды; информирование окружающих о внутреннем состоянии индивида; участие в регуляции социальных взаимодействий; регуляция поведенческих ответов индивида. Эти функции, присущие эмоциям у обезьян, закрепились в процессе эволюции у человека.

Источник: http://biofile.ru/bio/16955.html

Эмоциональное выражение лица как предмет мимики

Реферат

«мимика человеческого лица»

Студента 1 курса

Группа 131

специальности: Лечебное дело

Федин А.Д.

преподаватель

Панасенкова Т.С.

Ейск

Содержание

Введение……………………………………………………..3-5

Виды мимики………………………………………………….6

Эмоциональное выражение лица как предмет мимики…….7

Определяющие выражение лица……………………………..8

Методы диагностики эмоций по лицевой экспрессии…..9-10

Мимические изменения лица больных……………………..11

Вывод…………………………………………………………12

Список использованных источников……………………….13

Введение

Люди часто высказывают одно, а думают совсем другое. Поэтому важно научиться понимать их истинное состояние. При передаче информации лишь 7% сообщается словами, 30% выражается звучанием голоса и больше 60% идет по прочим невербальным каналам: взгляд, мимика и т. д.

Люди, как правило, высказывают одно, а думают совсем другое, поэтому очень важно понимать их истинное состояние. При передаче информации лишь 7% от нее сообщается посредством слов (вербально), процентов 30 выражается звучанием голоса (тональностями, интонацией) и больше 60% идет по прочим невербальным (взгляд, жесты, мимика и т. д.) каналам.

Для правильного понимания говорящего оценивать произносимое желательно в неразрывной связи слов, речи, пантомимики и других «сопроводителей» общения, доводя свое восприятие до некоторой завершенности.

Испытываемые в душе эмоции люди обычно выражают:

конвенциально (стандартно принятым в данной среде общения способом);

спонтанно (непроизвольно).

Когда партнер стремится не выдать то, как он относится к сообщаемому, все может ограничиться простым конвенциальным невербальным намеком, бывающим иной раз истинным, но чаще — дезориентирующим.

Люди нередко взвешивают свои слова и контролируют мимику, однако человек способен следить одновременно не более чем за двумя-тремя из всех рождаемых внутри реакций. Благодаря такой «утечке информации» при наличии у вас соответствующих знаний и опыта имеется возможность выявлять те чувства и стремления, которые объект предпочел бы утаить.

Непроизвольно возникающие у людей реакции сугубо индивидуальны и хорошо читаются лишь при отменном знании партнера. Непонимание этого момента способно привести к фатальному самообману в познании другого человека.

Оценивая персональную экспрессию, в учет берут не только врожденные различия, но и влияние традиций, воспитания, среды и общей жизненной культуры. Осознавать желательно как фоновое состояние (настроение) индивида, так и его реакцию на некий появляющийся стимул (зондаж, поступок, ситуацию).

Значительно отчетливее, чем у мужчин, просматриваются наличествующие эмоции у женщин, которые обычно (хотя и не всегда) легко читаемы. Успешность в сокрытии своих чувств зависит от натуры человека (холерику это труднее, чем флегматику), сопутствующих обстоятельств (затрагиваемости, неожиданности) и опыта воспринимающего.

При стимулировании личных чувств для большей убедительности все экспрессивные средства обычно применяют в избытке. Не забывайте этот факт, оценивая искренность других людей и пробуя изображать свои переживания.

Переживания, возникающие в душе какого либо человека, высвечиваются в его облике и движениях вполне определенным образом — это, вероятно, наиболее простая и наименее противоречивая зона. Мы обнаружили, что многие люди вообще не понимают того, что с помощью выражений лица может происходить общение. Они никогда не пытались понять, как же это происходит.

Во время деловых переговоров можно наблюдать самый широкий спектр выражений лица: на одном полюсе — агрессивно жесткий человек, который смотрит на переговоры как на место, где нужно «сделать или умереть».

Такой обычно смотрит вам прямо в глаза, его глаза широко открыты, губы твердо сжаты, брови нахмурены, и даже говорит он иногда сквозь зубы, почти не двигая губами.

На другом конце спектра — некто с непогрешимыми манерами, младенческим взглядом из под прикрытых век, легкой завуалированной улыбкой, миролюбиво изогнутыми бровями, без единой складки на лбу. Вероятно, он — способный и контактный человек, верящий в то, что сотрудничество — это динамичный процесс.

Под действием испытываемых индивидом чувств рождаются скоординированные сокращения и расслабления различных лицевых мышц, которые определяют выражение лица, прекрасно отражающее переживаемые эмоции. Поскольку состоянием лицевых мышц несложно научиться управлять, отображение эмоций на лице нередко пробуют маскировать, а то и имитировать.

Об искренности человеческой эмоции обычно говорит симметрия в отображении чувства на лице, тогда как чем сильнее фальшь, тем более разнятся мимикой его правая и левая половины.

Даже легко распознаваемая мимика иной раз очень кратковременна (доли секунды) и зачастую остается незамеченной; чтобы суметь перехватить ее, нужна практика или специальная тренировка.

При этом положительные эмоции (радость, удовольствие) узнаются легче, чем отрицательные (печаль, стыд, отвращение).

Особой эмоциональной выразительностью отличаются губы человека, читать которые совсем несложно (усиленная мимика рта или закусывание губ, к примеру, свидетельствуют о беспокойстве, ну а искривленный в одну сторону рот — о скепсисе или насмешке).

Улыбка на лице, как правило, выказывает дружелюбие или потребность в одобрении. Улыбка для мужчины — это хорошая возможность показать, что он во всякой ситуации владеет собой. Улыбка женщины значительно правдивее и чаще соответствует ее фактическому настроению. Так как улыбки отображают разные мотивы, желательно не слишком полагаться на их стандартное истолкование:

чрезмерная улыбчивость — потребность в одобрении;

кривая улыбка — знак контролируемой нервозности;

улыбка при приподнятых бровях — готовность подчиниться;

улыбка при опущенных бровях — выказывание превосходства;

улыбка без подъема нижних век — неискренность;

улыбка с постоянным расширением глаз без их закрывания — угроза.

Типичные выражения лица, сообщающие об испытываемых эмоциях, таковы:

радость: губы искривлены и их уголки оттянуты назад, вокруг глаз образовались мелкие морщинки;

интерес: брови немного приподняты или опущены, тогда как веки слегка расширены или сужены;

счастье: внешние уголки губ приподняты и обычно отведены назад, глаза спокойные;

удивление: поднятые брови образуют морщины на лбу, глаза при этом расширены, а приоткрытый рот имеет округлую форму;

отвращение: брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой, глаза как бы косят; человек словно подавился или сплевывает;

презрение: брови приподняты, лицо вы тянуто, голова возвышена, словно человек смотрит на кого-то сверху вниз; он как бы отстраняется от собеседника;

страх: брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты, через лоб проходят горизонтальные морщины, глаза расширены, причем нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято, рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад (показатель интенсивности эмоции); когда в наличии лишь упомянутое положение бровей, то это — контролируемый страх;

гнев: мышцы лба сдвинуты внутрь и вниз, организуя угрожающее или нахмуренное выражение глаз, ноздри расширены, крылья носа приподняты, губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы, лицо часто краснеет;

стыд: голова опущена, лицо отвернуто, взгляд отведен, глаза устремлены вниз или «бегают» из стороны в сторону, веки прикрыты, а иногда и сомкнуты; лицо покрасневшее, пульс учащенный, дыхание с перебоями;

скорбь: брови сведены, глаза тусклы, а внешние углы губ иной раз несколько опущены.

Знать выражения лица при различных эмоциях полезно не только для того, чтобы понимать других, но и для тщательнейшей отработки (обычно перед зеркалом) своих рабочих имитаций.

Таким образом, если мимика — это движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние партнера по общению, то владение мимикой необходимо, по сути, любому человеку, но особенно тому, кто по роду своей деятельности имеет многочисленные контакты с людьми.

Мимика (от др. — греч. μῑμέομαι — подражать) — «выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека» или «движения мускулатуры в координированных комплексах, отражающие разнообразные психические состояния человека».

«Приблизительно такая же формулировка последней приведена в Большой советской энциклопедии, но вместо «отражающие» употребляется «отвечающие различным психическим состояниям». Следует заметить, что в этих определениях делается акцент на отражательную функцию мимики, на ее соответствие состоянию психики.

Читайте также:  Любовь и позиции восприятия - психология

Физическое состояние организма, по-видимому, объединяется при этом с психическим, что вряд ли можно считать справедливым К тому же важным элементом мимики является взор, зависящий от величины зрачка, цвета радужки, блеска роговицы, которые не управляются соматическими мышцами».

В определении же Большой советской энциклопедии указываются лишь «чувства» как часть эмоциональных процессов, тогда как правильнее было бы указывать множество форм переживаний в виде «эмоциональных состояний человека», объясняющее значение термина с психофизиологической точки зрения.

Помимо прочего, с патологической точки зрения, в определении слова «мимика» важно учесть соматические процессы, т. к. лицо по утверждению Гиппократа — это первый показатель состояния пациента, по которому можно судить о состоянии здоровья и выявить «целый ряд заболеваний внутренних органов, которое обусловливает появление вполне своеобразных мимов » .

С художественной и театральной же точек зрения, мимика — это уменье или способность произвольно пользоваться такими движениями мышц, которое можно назвать «искусством выражать чувства и настроения», «путем жестов, поз и различных выражений лица (мин)». К примеру, в термине начала XX в. из словаря иностранных слов вошедших в русский язык, под редакцией Павленкова, было примерное и неполное объединение сегодняшних определений мимики, которое было следующим:

«Движение мышц, соответствующее работе мозга. Но это движение может быть произведено искусственно, как для достижения сходства с кем-либо , так и для большей выразительности высказываемой мысли (театральная мимика)».

В целом, «как видно, наиболее точного определения мимики еще не имеется». Мимика относится к выразительным движениям и является одним из звеньев в цепи различных форм и способов общения между людьми, так и между представителями животного мира при биокоммуникации.

При этом мимические, в том числе и телесные, проявления принято называть эмоциональной экспрессией, которые рассматриваются как главные определяющие компоненты эмоций.

В обиходе же мимику называют «языком чувств», лицевой экспрессией или экспрессией, выражением эмоций или просто выразительностью.

Виды мимики

1. По мнению И.А. Сикорского, «лицевую мимику удобно разделить на три группы, которые соответствуют трем основным психическим функциям» :

· уму — мышцы, окружающие глаза являются свидетелями или выразителями умственных актов;

· воле — мышцы окружающие области рта, которые связаны с актами воли;

· чувства — все же, вообще, мышцы лица, которые способны выражать чувство.

2. Различают:

· непроизвольную (рефлекторную) бытовую мимику;

· произвольную (сознательную) мимику как элемент актерского искусства, состоящую передавать душевное состояние персонажа выразительными движениями мышц лица. Она помогает актёру в создании сценического образа, в определении психологической характеристики, физического и душевного состояния персонажа.

Мимика, так же, как и речь, может использоваться человеком для передачи ложной информации (то есть для того, чтобы проявлять не те эмоции, которые человек реально ощущает в тот или иной момент).
3. Формы мимических комплексов

· Амимия, под которой понимается отсутствие видимых мимических выражений; при малой подвижности мимики говорят о гипомимии;

· Напряженная мимика, сопровождающаяся моторикой плотно закрытого рта с соответствующим напряжением верхней части лица;

· Мимика интереса, характеризующаяся легким приподниманием или опусканием бровей, небольшим расширением и сужением век, как бы для увеличения поля зрения или обострения фокусировки глаз. Мимика интереса встречается достаточно часто, так как она определяется положительной эмоцией и является видом мотивации в развитии навыков, знаний и интеллекта;

· Мимика улыбки. Несмотря на внешнюю простоту, мимика улыбки очень полиморфна, при обычном контакте она встречается нечасто. Улыбка служит умиротворению или отвлечению от агрессивного поведения, проявляется при приветствии.

Эмоциональное выражение лица как предмет мимики

Мимика лица человека, с точки зрения невербальной психологии, очень ценный источник информации. По ней мы можем определить, какие эмоции испытывает человек (гнев, страх, грусть, горе, отвращение, радость, удовлетворение, удивление, презрение), а также cилу их проявления.

Но несмотря на выразительность лица человека, именно оно часто вводит нас в заблуждение.

Тем не менее, выразительность, выражение или мимика лица и внутренние переживания человека очень тяжело отделить друг от друга, отчего его концепция включает в себя следующие компоненты:

· обозначаемое (десигнат) — основная характеристика воспринимаемой личности;

· обозначение — визуальная конфигурация, которая представляет эту характеристику;

· средства — физические основы и проявления (кожа, мышцы, морщины, линии, пятна и др.);

· интерпретация — индивидуальные особенности восприятия, с чем необходимо быть осторожным и внимательным, так как от рождения мы привыкаем к шаблонам и стереотипам поведения, где формальная улыбка или наоборот выражение грусти становятся частью повседневной жизни.

Источник: https://megaobuchalka.ru/6/49830.html

Кинесика как средство общения: мимика, жесты, походка, взгляд

Основным способом передачи информации между людьми является речь. Однако этот способ не единственный. Немаловажную роль играет и невербальное общение. К основным средствам невербальной передачи информации относятся жесты, мимика, взгляд и поза. Они могут многое рассказать о характере человека и его отношению к собеседнику.

Что такое кинесика?

Кинесика в психологии представляет собой науку, изучающую совокупность жестов, мимики и пантомимики, которыми сопровождается процесс человеческого общения.

Свои телодвижения люди контролируют не так сильно, как слова, поэтому наблюдение за выражением лица собеседника и его жестикуляцией дает возможность получить дополнительную информацию.

Нередко жестами и мимикой человек может выразить гораздо более важную информацию, чем та, которую он пытается донести словами.

Существуют и другие отрасли психологии, занимающиеся изучением особенностей невербальной коммуникации. Сюда относятся проксемика, исследующая пространственные взаимоотношения людей, и такесика, изучающая язык прикосновений.

Мимика

Произвольные и непроизвольные движения мышц лица называются мимикой. Мимика является важным элементом невербальной коммуникации.

Движения лицевых мышц помогают человеку более полно доносить информацию до собеседника, демонстрировать свое настроение и отношение к теме разговора. С помощью мимики люди выражают основной набор эмоций – радость, грусть, гнев, страх, удивление, разочарование.

Одна только улыбка может иметь множество смыслов. Она бывает радостная, натянутая, презрительная, вежливая, печальная и т. д.

Поскольку человек способен произвольно двигать лицевыми мышцами, он может сознательно усиливать или, наоборот, сдерживать проявление эмоций. Поэтому для более полного усвоения информации, необходимо учитывать слова, которые говорит собеседник и его мимику.

Взгляд

Взгляд тесно связан с мимикой. Визуальный контакт очень важен в процессе беседы. По взгляду собеседника можно понять, говорит ли он правду или лжет, заинтересован ли он в беседе, чувствует себя уверенно или смущается.

Чем более раскованно чувствуют себя участники беседы, тем чаще их взгляды пересекаются. Собеседник, который прячет глаза, не вызывает доверия. Зрачки тоже о многом могут рассказать. Расширение зрачков указывает на то, что человек находится в хорошем расположении духа, возбужден или заинтересован в беседе. Сужение зрачков, наоборот, свидетельствует о плохом настроении.

Жесты

Жестами называются различные движения руками и головой. Жестикуляция во время разговора также как и мимика несет в себе немало информации. Чем активнее беседа, тем интенсивнее становится жестикуляция ее участников.

Выделяют несколько основных видов жестов:

  • Коммуникативные – жесты, которые люди используют для приветствия, прощания, привлечения внимания и пр.
  • Модальные – с их помощью человек выражает свое отношение к собеседнику или ситуации (одобрение, неодобрение, удовлетворение, доверие или недоверие).
  • Описательные – жесты, которые используются только в контексте определенного разговора.

У представителей разных культур одни и те же жесты могут иметь совершенно разное значение.

Например, приветствие у разных народов выражается по-разному: кивком, поклоном, поднятием руки, поцелуем, рукопожатием и даже столкновением головами.

У некоторых национальностей принято обнюхивать друг друга, ударять приятеля кулаком по голове или плечу, изгибать руки в определенном жесте и многое другое.

Вследствие этого между представителями разных культур часто возникает недопонимание. Иностранцам многие жесты кажутся странными и необычными. Например, во многих странах основным жестом приветствия является рукопожатие. Но представители некоторых наций считают физический контакт между малознакомыми людьми неприемлемым.

Поза

Позы, которые принимает человек во время общения, тоже могут рассказать о многом. Положение тела меньше всего подвержено сознательному контролю, поэтому поза собеседника говорит о его истинном состоянии гораздо красноречивее, чем мимика и жесты.

Так происходит потому, что людей с самого раннего возраста обучают владеть своими эмоциями и мимикой, а контролировать позу не учат.

Поэтому именно положение тела, которое принимает собеседник во время разговора, лучше всего выдает его истинные чувства.

В процессе общения, в зависимости от того, в какое русло повернула беседа, позы ее участников могут существенно меняться. Это тоже важно учитывать при передаче деловой или личной информации.

Психологи выделяют три основные группы поз:

  • Открытость или закрытость. Если человек расположен к общению, он улыбается, его поза расслаблена, ладони раскрыты, туловище повернуто к собеседнику. Если человек закрыт, он скрещивает руки и ноги, отклоняется от собеседника, сцепляет пальцы.
  • Зависимость или доминирование. Человек, стремящийся к доминированию, может нависать над собеседником, похлопывать его по руке, плечу, смотреть сверху вниз. Зависимость выражается взглядом снизу вверх, опусканием головы.
  • Гармония или противостояние. Гармония выражается в позе, которая соответствует позиции собеседника. Противостояние проявляется в виде сжатых кулаков, выставленного вперед плеча, воинственно приподнятого подбородка, руках, расположенных на боках или на бедрах.

Походка

Походка – это стиль передвижения человека. Сюда относятся ширина и ритм шага, движения во время ходьбы, положение туловища и головы. Походка включает в себя компоненты, которые могут рассказать о физическом и психическом самочувствии человека, особенностях его характера и темперамента.

Тяжелая походка присуща людям, находящимся в плохом, подавленном настроении, легкая, наоборот, свойственна оптимистам. Неуверенный в себе человек ходит с опущенной головой и сгорбленной спиной. Уверенный – держится прямо с высоко поднятой головой и расправленными плечами.

Активные и инициативные люди ходят быстро и уверенно, часто размахивают руками при ходьбе. Скрытные люди держат руки в карманах или прячут за спиной. Человек, занятый мыслительной деятельностью, ходит медленно, с задумчивым видом. Люди демонстративного склада характера высоко задирают подбородок, ходят на прямых ногах, стараясь подчеркнуть свое превосходство.

Наиболее распространенные жесты

Существует великое множество жестов, с помощью которых человек может выразить всю гамму чувств. В качестве примера можно рассмотреть наиболее часто встречаемые жесты и их значение.

  • Прикосновение к уху или почесывание его говорит о том, что человеку не нравится, о чем говорит собеседник.
  • Подпирание подбородка свидетельствует о скуке и желании поскорее закончить беседу.
  • Поглаживание или почесывание подбородка указывает на раздумья и размышления.
  • Постукивание пальцами или другими предметами по столу, бросание взгляда на часы, постукивание ногой по полу или покачивание ступней говорит о нетерпении.
  • Раскрытые ладони, расстегнутые пиджак или кофта указывают на готовность к общению и открытость.
  • Скрещивание рук и ног, закрытая поза свидетельствует о недоверии или нежелании общаться.
  • Потирание или почесывание шеи говорит о сомнении и неуверенности.
  • Руки, заложенные за спину или за голову, свидетельствуют о стремлении собеседника показать свое превосходство.
  • Снимание и протирание очков, покусывание дужки указывают на размышления.
  • Прикрывание рта ладонью означает скрытность или ложь, собеседник чего-то недоговаривает или говорит заведомо неправдивую информацию.
  • Руки в карманах говорят о скрытности или нежелании участвовать в беседе. Если же большие пальцы выступают из карманов наружу, собеседник стремится доминировать.

Существует немало литературы, посвященной средствам невербального общения. Изучая значения мимики, жестов, поз и взглядов можно научиться лучше понимать людей, видеть их истинные чувства, отличать правду от лжи в разговоре. Эти знания помогут существенно улучшить свою жизнь и добиться большего успеха в карьере и межличностном общении.

Источник: http://YaPsiholog.ru/kinesika-kak-sredstvo-neverbalnogo-obshheniya/

Ссылка на основную публикацию