Этичность — психология

Этика психологического исследования

Этичность - психология

Этика – это совокупность норм и правил поведения какого-либо общества. Поскольку психологи в своих исследованиях используют живых испытуемых, им следует быть чуткими к этическим проблемам, которые могут возникать при проведении своих экспериментов.

Первый принцип этического обращения с людьми-испытуемыми — это минимизация риска. В федеральных инструкциях сказано, что в большинстве случаев предполагае-мый риск при ведении исследования не должен превышать риск, связанный с обычной повседневной жизнью.

Очевидно, что человеку не должен быть причинен физический вред или травма, но не всегда можно однозначно решить, какой величины психологический стресс является этически оправданным в том или ином исследовательском проекте.

Конечно, в обычной жизни люди часто ведут себя невежливо, лгут и доставляют беспокойство другим.

При каких условиях для исследователя будет этически оправданным делать то же самое с испытуемым с целью выполнения исследовательского проекта? Это именно те вопросы, которые наблюдательный совет должен рассматривать в каждом отдельном случае.

Второй принцип этического обращения с испытуемыми людьми требует их информированного согласия. Испытуемые должны участвовать в исследовании добровольно и должны иметь право отказаться от него в любой момент по своему желанию и без всяких штрафов. Их также обязаны предупреждать заранее обо всех особенностях исследования, которые предположительно могут повлиять на их желание сотрудничать.

Как и принцип минимального риска, требование информированного согласия не всегда легко реализовать. В частности, это требование иногда противоречит другому общепринятому требованию к проведению исследования: чтобы испытуемый не знал, какие гипотезы в этом исследовании проверяются.

Если планируется сравнить заучивание одними испытуемыми знакомых слов, а другими — незнакомых слов, то никаких этических проблем не возникнет, если просто сказать испытуемым заранее, что они будут заучивать списки слов: им не нужно знать, чем отличаются слова у различных испытуемых.

Не будет серьезных этических проблем, даже если испытуемым устраивать внезапную проверку на знание слов, тестирования которых они не ожидали.

Но что, если исследователю надо сравнить заучивание слов испытуемыми, настроенными нейтрально, с заучиванием слов испытуемыми, пребывающими в состоянии гнева или замешательства? Ясно, что это исследование не даст достоверных выводов, если испытуемым придется сказать заранее, что их будут намеренно злить (путем грубого обращения) или намеренно приводить в замешательство (заставляя поверить, что они случайно сломали какой-нибудь прибор).

По этому поводу в инструкциях сказано, что такие исследования проводить можно, но испытуемых следует вывести из неведения как можно скорее после их участия.

При этом следует объяснить им, почему их надо было держать в неведении или обманывать, и, кроме этого, следует устранить их остаточный гнев или замешательство, так чтобы их достоинство не пострадало, а оценка проводимого исследования повысилась.

Наблюдательный совет должен быть убежден, что процедура выведения испытуемых из исследования соответствует этим требованиям.

Третий этический принцип исследований — это право испытуемых на конфиденциальность. Информацию о человеке, полученную в процессе исследования, следует считать конфиденциальной и исключить доступ к ней других лиц без его согласия.

Обычно с этой целью проводят отделение имен испытуемых и другой информации, позволяющей их идентифицировать, от полученных данных. В этом случае идентификация данных ведется по буквенному или цифровому коду.

Таким образом, только экспериментатор имеет доступ к результатам испытуемого.

Примерно в 7-8% всех психологических экспериментов используются животные (в основном грызуны и птицы), и в очень немногих из них животные подвергаются болезнен-ным или причиняющим вред процедурам.

Тем не менее в последние годы наблюдается повышенный интерес и споры по поводу использования животных в научных исследованиях, их содержания и обращения с ними; инструкции как федеральных властей, так и АПА требуют, чтобы все болезненные или наносящие животному вред процедуры были полностью оправданны тем знанием, которое получается в результате такого исследования. Есть также специальные правила, регламентирующие условия жизни лабораторных животных и процедуры ухода за ними.

Помимо конкретных инструкций действует общий этический принцип, говорящий, что участников психологических исследований следует считать полноценными партнерами таковых. Большинство исследований, рассмотренных в настоящей книге, проводились до того, как были выработаны инструкции по этике, и сегодня не были бы разрешены большинством наблюдательных советов.

Источник: http://www.i-po.ru/shpory/shpora_psihologia/shpora_psihologia15.html

Текст 4. Этика и психология

Текст 4. Этика и психология

  Этика и психология (греч. ethika и psyche — душа) — науки, тесно соприкасающиеся между собой в изучении человеческого поведения и побуждении, но исследующие их с различных точек зрения. Вплоть до XVIII в. в философии не существовало четких границ между этикой и психологией.

В этике господствовал натурализм и психологизм в истолковании природы нравственных мотивов как некоторых «естественных» стремлений и чувств человека.

Это представление нашло наиболее законченное выражение в нравственного чувства теориях, где понятия и принципы морали выводились из неких изначальных чувств и переживаний (одобрения и осуждения, удовлетворенности и недовольства собой). Первым в истории этики, натурализм и психологизм в трактовке морали подверг критике Кант.

Он указал, что относиться с одобрением к хорошему и с осуждением к плохому, испытывать внутреннюю удовлетворенность своими добрыми поступками и угрызения совести от аморальных действий человек может только в том случае, если он уже является моральной личностью.

Поэтому надо, сначала определить, что такое моральное сознание, а потом уже говорить о том, в каких именно переживаниях оно выражается.

В противоположность психологии, которая занимается психической природой человека (каков он есть в действительности) и выясняет фактические субъективные причины и механизмы его действий, Кант определял этику как науку о должном поведении человека о том, каковы должны быть его мотивы, если даже на самом деле он им не следует.

Кант не смог выяснить социальную природу морали, а потому и истолковал моральное, сознание как априорное в противоположность психике, которая эмпирически обусловлена.

Психология изучает законы человеческой психики как общие или специфические свойства личности, социальных групп, человека вообще, процессы, протекающие в сознании человека и составляющие внутренние, субъективные причины его действий.

Этика рассматривает поведение и духовный мир человека лишь постольку, поскольку они определяются социально-историческими законами нравственности, отвечают или не отвечают моральный требованиям (Сознание моральное. Логика морального языка) и обладают нравственным значением (Ценности).

Отсюда вытекают и различные аспекты в трактовке некоторых понятий в этике и психологии.

Так, психология рассматривает свойства характера человека с точки зрения их обусловленности определенными психическими механизмами в мозгу человека (стереотипами, привычками, склонностями, потребностями, чувствами), которые могут быть отчасти прирожденными, а отчасти благоприобретенными, воспитанными в известных социальных условиях и которые внешне выражаются в соответствующих действиях, типичных для данного лица. Этика рассматривает моральные качества безотносительно к психическим механизмам, как общие характеристики поведения множества самых различных людей и в зависимости от того, соответствуют, или не соответствуют они нравственным требованиям, дает им положительную или отрицательную оценку. Например, сила воли изучается психологией с точки зрения психических механизмов, управляющих поведением человека, а в этике рассматривается как положительное нравственное качество, отвечающее известным требованиям морали, отразившим определенные общественные потребности. Таким образом, и психические свойства, и моральные качества причинно обусловлены, но проявляют в себе различные виды причинности. При всем различии этики и психологии эти науки взаимосвязаны. Этика разъясняет нравственное значение тех или иных изучаемых психологами действий, мотивов, характеров, а психология раскрывает психическую природу и условия формирования этих нравственных явлений.

  (Словарь по этике. / Под ред. И.С.Кона. — М.: Политиздат, 1975. — . 373-376).

Вопросы к тексту

  1. Каково соотношение этики и психологии в структуре гуманитарного знания?  2. Обозначьте основные исторические эпохи соотношения этики и психологии.  3. Что такое «теория нравственного чувства»?  4. Какова сущность критики И.Кантом натурализма в этике?

  5. В чем принципиальная разница понимания причинности и качеств человека в этике и психологии?

Добавить свое объявление
Загрузка…

Источник: http://textb.net/24/38.html

Профессиональная этика психолога

Профессиональная этика психолога

Толкование

профессиональная этика психолога

психолог: этика профессиональная — реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения — как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами, обращающимися за психологической помощью.

В первую очередь это — универсальные этические принципы и нормы, значимые для всех категорий ученых:

1) научная честность и корректность при сборе экспериментальных данных;

2) отказ от присвоения чужих идей и результатов исследований;

3) отказ от поспешных выводов на основе непроверенных данных;

4) отстаивание своих научных взглядов в любой научной среде, в полемике с любыми авторитетами, и пр. Сверх того:

5) ученый-психолог при проведении исследований не должен использовать методы, технику, процедуры, ущемляющие достоинство испытуемых или их интересы;

6) ему следует строго соблюдать гарантии конфиденциальности — неразглашения сообщенных сведений;

7) ему следует информировать испытуемых о целях проводимого исследования.

Когда во избежание сознательного или неосознаваемого искажения даваемых сведений требуется скрыть от испытуемого научные цели, о них следует сообщить по завершении эксперимента.

Если исследование предполагает вторжение психолога в сферу личных интересов или интимных переживаний, испытуемому нужно предоставить безоговорочную возможность отказаться от дальнейшего участия в исследовании на любом этапе его проведения.

Давая рекомендации, основанные на полученных результатах, психолог не имеет морального права снять с себя ответственность за последствия их внедрения в общественную практику.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

  • профессиональная этика в психодиагностике
  • измерения в психологии

См. также в других словарях:

· Профессиональная этика психолога ПОО — Деятельность психолога базируется на принципах законности, гуманизма, соблюдения прав человека, уважения к его личности, профессионализма и ответственности за результаты своей работы, а также профессиональной независимости и разумной… … Энциклопедия современной юридической психологии

· этика психолога профессиональная — реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами, обращающимися за психологической помощью (см.… … Большая психологическая энциклопедия

· профессиональная этика в психодиагностике — (психодиагностика: этика профессиональная) Практическая психодиагностика весьма сложная и ответственная область деятельности. Она требует соответственного образования, мастерства и может серьезно затрагивать судьбы людей, когда на ее базе… … Большая психологическая энциклопедия

· Профессиональная этика (professional ethics) — Этика представляет собой совокупность норм, к рые регулируют личное и профессиональное поведение и разраб. в большинстве случаев для защиты потребителей услуг, специалистов, орг ций, участников исслед., профессиональных групп и об ва в целом.… … Психологическая энциклопедия

Читайте также:  Работа с верованиями - психология

· этика психолога профессиональная — реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения, как во взаимоотношении с коллегами , научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами, обращающимися за психологической помощью.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

· психолог: этика профессиональная — реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами, обращающимися за психологической помощью. В… … Большая психологическая энциклопедия

· психодиагностика: этика профессиональная — практическая психодиагностика весьма сложная и ответственная область деятельности. Она требует соответственного образования, мастерства и может серьезно затрагивать судьбы людей, когда на ее базе ставится медицинский или судебно психологический… … Большая психологическая энциклопедия

· Конфиденциальные сообщения, защищенные свидетельской привилегией (privileged communications) — Решающим фактором для готовности клиента раскрывать личную информ. яв ся частный характер, приватность общения с психологом. Поэтому недостаточная защищенность клиента в коммуникации может помешать извлечь максимальную пользу из общения с… … Психологическая энциклопедия

· Удостоверение квалификации (credentialing) — Психология яв-ся строго контролируемой профессией. Во всех районах в Северной Америке процедуры лицензирования, аттестации и упорядочения деятельности психологов определяются законодательно. Законы об аттестации оговаривают правила использования… … Психологическая энциклопедия

· Компетентность в психологии (competency in psychology) — В условиях потребительского об-ва вопрос о компетентности возникает достаточно часто. Люди хотят иметь профессионально собранный и работающий автомобиль. Они желают, чтобы их телевизоры чинили компетентные специалисты. Когда засоряется и течет… … Психологическая энциклопедия

Книги

  • Профессиональная этика, О. В. Одинцова. Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 030300 — Психология (квалификация «бакалавр»). В книге раскрыта сущность… Подробнее Купить за 603 руб
  • Профессиональная этика, Ольга Одинцова. Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 030300 — Психология (квалификация»бакалавр»).В книге раскрыта сущность… Подробнее Купить за 540 руб
  • Профессиональная этика, Одинцова О.В.. Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 030300 – Психология (квалификация «бакалавр»). В книге раскрыта сущность… Подробнее Купить за 482 руб

Другие книги по запросу «профессиональная этика психолога» >>

17.3. ЭТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПСИХОЛОГА

Этика — это совокупность норм поведения, мораль какой-либо общественной группы. В деятельности любой профессиональной группы также вырабатываются свои нормы, правила профессионального поведения, которые в совокупности образуют профессиональную этику. Так, говорят о врачебной этике, научной этике.

О значимости этики в деятельности врача знают многие. Знают и о том, что уже древнегреческий врач и философ Гиппократ сформулировал этические заповеди врача. Теперь они известны под названием клятвы Гиппократа и составляют основу профессиональной медицинской этики.

Профессиональная деятельность психолога — это работа с внутренним миром человека, с человеческой личностью. А этот объект работы требует соблюдения особых принципов и правил этики. Психология имеет в своем распоряжении такие инструменты, пользование которыми требует особой осторожности. Рассмотрим наиболее важные принципы профессиональной этики психолога.

1) Принцип профессиональной компетентности. Психологу важно знать свои права и обязанности, возможности и ограничения.

Он должен четко осознавать свои профессиональные возможности и действовать только в пределах уровня профессиональной подготовленности.

При применении психодиагностической методики, коррекционной, развивающей, консультационной программы психолог должен знать их теоретические основы и хорошо усвоить технологию их проведения.

Для организации целостной и компетентной психологической помощи он должен уметь устанавливать контакты и проводить совместную работу с коллегами и представителями смежных специальностей — психиатрами, врачами-психотерапевтами, психоневрологами, нейропсихологами.

Для квалифицированного психолога ответ клиенту: «Нет, я не работаю над этими вопросами, вам лучше обратиться к другому специалисту», — не является показателем его профессиональной некомпетентности.

Только недостаточно квалифицированный психолог работает без ограничений, берется за любую проблему без необходимой подготовки, готов ответить на любые вопросы.

Принцип профессиональной компетентности требует от психолога браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен, и для решения которых владеет практическими методами работы. В связи с этим психолог должен уведомить заказчика о своих реальных возможностях в области поставленных заказчиком вопросов, о пределах своей компетентности.

При решении психологических задач психолог опирается на анализ литературных данных и практического опыта по поставленному вопросу.

Результаты исследования формулируются в терминах и понятиях, принятых в психологической науке и практической психологии.

Выводы должны основываться на регистрируемых первичных материалах, корректной их обработке, интерпретации и положительном заключении компетентных коллег.

Психолог формулирует выводы и рекомендации заказчику, сообщает психологическую информацию клиенту в адекватной форме и на понятном для него языке. При этом он стремится избегать профессионального жаргона и чрезмерного употребления специальных терминов.

2) Принцип ненанесения ущерба человеку. Психолог осуществляет свою деятельность исходя прежде всего из интересов заказчика. Однако при этом следует придерживаться принципа ненанесения ущерба любому человеку, так или иначе включенному в исследование или практическую работу. Важно иметь в виду необратимость многих психических процессов.

Поэтому главный этический принцип психолога — «не навреди». Сформулированный Гиппократом применительно к врачебной этике, он имеет исключительное значение и в деятельности психолога. Процесс и результаты деятельности психолога не должны наносить вреда здоровью, состоянию, социальному положению, интересам человека.

Психолог должен использовать безопасные и наиболее приемлемые методики,

приемы, технологии работы. Он должен проявлять особую заботу о том, чтобы клиенту не нанесли вред люди, осведомленные о полученных результатах, предупреждать неправильные действия заказчика.

Для этого психолог формулирует свои рекомендации, организует хранение, использование и публикацию результатов исследования таким образом, чтобы они применялись только в рамках задач, поставленных заказчиком.

Если клиент (испытуемый) болен, то применение методов исследования или практической психологической работы допустимо только с разрешения врача или с согласия других лиц, представляющих интересы клиента. Выполнять психотерапевтическую работу с больным психолог может только согласованно с лечащим врачом и при наличии специализации по медицинской психологии.

3) Принцип объективности. Психолог не должен допускать предвзятого отношения к любому человеку. Необходимо занимать объективную позицию, не зависящую от субъективного мнения или требований третьих лиц.

Недопустимо формулирование выводов и выполнение психологической работы на основе субъективного впечатления от испытуемого, его юридического или социального положения, положительного или отрицательного отношения заказчика к испытуемому.

Для этого психолог должен применять методики, адекватные целям и условиям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого. Методики должны быть стандартизированными, нормализованными, надежными, валидными, адаптированными.

Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание. Результаты работы не должны зависеть от личностных качеств и личных симпатий психолога. Полученные результаты всегда должны быть научно обоснованы, выверены и всесторонне взвешены. Психолог руководствуется только интересами дела.

В своей работе психологу важно разграничивать сферу личной и профессиональной жизни. Он не должен переносить свои личные отношения и проблемы на профессиональную деятельность.

Нежелательны тесные личные отношения между психологом и клиентом. Важно, чтобы психолог мог сохранить объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного решения проблем клиента.

4) Принцип уважения клиента. Психолог должен уважать достоинство испытуемого, клиента и проявлять честность в общении с ним. В процессе психологической работы психолог должен стремиться к поддержанию у клиента чувства симпатии и доверия, удовлетворения от общения с психологом.

При проведении исследования необходимо сообщать о его цели (в достаточно общей и доступной форме), своевременно предупреждать испытуемого о том, как будет использоваться полученная информация.

Оптимальным стилем отношений практического психолога и клиента является взаимодействие на равных. Клиент должен чувствовать себя полноправным партнером психолога. Одна из распространенных ошибок практических психологов — позиция покровительства и опеки.

При этом психолог, считая себя знатоком жизни, начинает воздействовать на клиента так, чтобы тот принял его критерии: что такое «правильно» и что такое «неправильно». Это приводит к тому, что психолог начинает оценивать действия человека как хорошие или плохие.

Это проявление непрофессионализма, склонности действовать исходя из житейской психологии.

Практическому психологу важно избегать оценочных высказываний по поводу действий клиента и воздерживаться от прямых советов ему, поскольку в этом случае он берет на себя ответственность за его судьбу и личность.

Для развития человека необходимо, чтобы он осознавал и проявлял личную ответственность за принимаемые решения.

Неквалифицированный психолог склонен к шаблонным оценкам действий клиента и стереотипному стилю реагирования на ситуации клиентов.

При проведении просветительской работы, во время лекций, семинаров психолог не должен проявлять чувство превосходства, назидательность, директивность тона и поведения. Недопустим профессиональный снобизм. Помощь психолога заказчику должна носить рекомендательный, ненавязчивый характер, быть максимально деликатной и уважительной по отношению к его профессиональной компетентности.

Психолог должен избегать провоцировать конфронтационные отношения клиентов. Например, профессиональный такт психолога должен заключаться и в том, чтобы не противопоставлять ученика и учителя в педагогическом процессе. Опыт работы некоторых психологов иногда обнаруживает такую тенденцию.

Нужно признать, что деятельность некоторых учителей и стиль работы отдельных школ дают основание для такого противопоставления. Однако психолог не должен вставать между учителем и учеником и становиться единственным защитником интересов учащихся.

Наиболее продуктивной формой деятельности психолога будет ознакомление учителя с проблемами ученика. Учитель, каким бы он ни был, не должен оставаться «за бортом» при осуществлении психологом своей деятельности.

Еще более важно такое поведение психолога, когда им создается иллюзия, что педагог как бы сам ведет психологическую работу среди своих учеников, сам стремится знать и понимать психологические проблемы учеников.

Источник: https://megaobuchalka.ru/1/29219.html

Принципы профессиональной этики психолога

Принципы профессиональной этики психолога

Автор Татьяна в 24/10/2015. Опубликовано Карьера в области психологии

Психологи оперируют огромным объемом научных и профессиональных знаний о человеческом поведении и самовосприятии, и используют эти знания для улучшения состояния как отдельных людей, так и общества в целом.

Психологи признают и защищают гражданские и общечеловеческие права, центральное место среди них занимает свобода научных изысканий и самовыражения в исследовательской, образовательной и публицистической деятельности. Они желают помогать людям формировать обоснованное мнение и принимать взвешенные решения.

С этой целью они исполняют большое количество разнообразных ролей — роли исследователя, преподавателя, врача, психотерапевта, консультанта, социального работника или даже судебного эксперта.

Профессиональная этика психолога представляет собой совокупность принципов и стандартов, на которых психологи строят свою профессиональную и научную деятельность.

Наиболее общие стандарты, охватывающие большую часть сложных ситуаций, с которыми может столкнуться в своей работе психолог, содержатся в так называемом кодексе этики.

Цель его заключается в обеспечении защиты отдельных индивидов и групп, с которыми работают психологи, а также донесении до широкой публики этических принципов.

Разработка гибкого свода этических принципов для работы психолога требует определённой самоотверженности и стремления до конца жизни безукоризненно им следовать; необходимо поощрять поведение, соответствующее нормам этики, среди студентов, работников и сотрудников; необходимо своевременно и открыто решать любые проблемы, возникающие в этой сфере.

Читайте также:  Трудный и простой мир - психология

Основные принципы этики психолога

Предназначение данных принципов заключается в том, чтобы направлять и вдохновлять психолога на соответствие самым высоким профессиональным идеалам.
В отличие от стандартов, эти принципы не представляют собой обязательств и не должны служить основой для каких-либо санкций. Использование с данной целью принципов противоречит их смыслу и предназначению.

«Делай благо» и «не навреди»

Психолог стремится не только принести пользу тому, с кем работает, но и убедиться в том, что эта работа не приносит никакого вреда.

Любые действия в рамках этой профессии направлены на достижение благополучия и соблюдения прав тех, с кем психологу доводится взаимодействовать — будь то пациенты или животные, участвующие в исследованиях.

Если случается конфликт между обязанностями или принципами психолога, он старается разрешить его тем способом, который позволит сократить или минимизировать ущерб.

Поскольку научные и профессиональные суждения и действия психолога могут оказывать существенное влияние на жизни других людей, он старается оградить свою профессиональную деятельность от любых факторов (личных, финансовых, социальных, организационных или даже политических), которые способны вмешаться и портить это влияние. Психолог старается контролировать также воздействие собственного физического и душевного состояния на способность помогать тем, с кем он работает.

Лояльность и ответственность

Психолог устанавливает доверительные отношения с теми, с кем работает. Он осознает свою профессиональную ответственность перед обществом и конкретными группами населения, с которыми он работает.

Психолог придерживается профессиональных стандартов проведения, четко разграничивает свои роли, понимает ответственность за свое поведение и старается разрешить конфликты интересов, которые могут привести к ущербу.

Психолог консультируется и сотрудничает с другими профессионалами и организациями, чтобы наилучшим образом удовлетворить потребности тех, с кем работает. Он задумывается о соответствии поведения коллег в профессиональных и научных кругах нормам этики.

Часть своего личного времени психолог старается уделять работе на безвозмездной основе.

Честность

Психолог старается обеспечить точность, честность и прямоту своих взглядов и действий в научной, образовательной и практической деятельности. Он не позволяет себе обман, мошенничество, введение в заблуждение или преднамеренное искажение фактов.

Психолог старается сдерживать свои обещания и избегать неразумных или непрозрачных обязательств.

В ситуациях, когда, для того чтобы увеличить пользу или минимизировать вред, обман всё-таки оправдан с точки зрения этики, психолог обязан ещё раз взвесить его необходимость, возможные последствия и свои обязанности по исправлению этих последствий.

Справедливость

Психологи признают что искренность и справедливость должны характеризовать всех людей, имеющих доступ к психологическому знанию и получающих пользу от пользования им. Психолог выносит обоснованные решения и старается не допустить, чтобы его ошибки, ограниченность компетенции и опыта, приводила к несправедливым действиям.

Уважение прав и достоинства других

Психолог признает и уважает достоинство и значимость каждого человека, его право на частную жизнь, конфиденциальность и самоопределение. психолог осознает, что для защиты прав людей или групп людей, чья уязвимость может мешать их реализации, необходимо предпринимать дополнительные меры.

В своей работе психологи учитывают культурные, индивидуальные и ролевые различия между людьми, включая те, что основаны на возрастных, половых, расовых, религиозных, физических, языковых и социоэкономических факторах.

Психологи стараются исключить влияние предрассудков на рабочий процесс, и не участвуют в деятельности, заведомо обусловленной предубеждениями.

Источник: http://aboutyourself.ru/psycareer/principy-professionalnoj-etiki-psixologa.html

Этичность по-женски — Психология эффективной жизни — онлайн-журнал

В январском номере журнала (https://psy.systems/archive/psixologiya-effektivnoj-zhizni-yanvar-2018) мы подробно разобрали мотивацию и поступки этичных и неэтичных мужчин. А как насчет прекрасной половины человечества?

Не забывайте, что все проблемы в любых отношениях возникают из-за неэтичности. Ее главные признаки — дефицитарное мышление и неспособность к благодарности и обмену с превышением, преобладание манипулятивного поведения. Неэтичные люди часто пытаются любыми доступными способами выжать из других что-то, ничего не дав взамен.

Часто хорошие и порядочные женщины напрасно терзаются чувством вины и испытывают ощущение собственной ущербности в результате общения с неэтичным человеком. Они не подозревают, что в эти моменты являются жертвами манипуляций со стороны своих эгоцентричных знакомых, коллег, родственниц и подруг.

Выход здесь один — держаться от них подальше. Или жестко контролировать, не давая продавливать свои личные границы. Необходимо помнить, что чудес душевности от них ждать не нужно, абсолютно в любой момент они поступят непорядочно и даже подло, если увидят выгоду для себя лично.

Два основных типа неэтичных женщин

Первый тип, условно назовем его «вялая нимфа», — это женщина-пиявка. Она слабая и инфантильная, в ее поведении четко прослеживается позиция жертвы. Она всегда чем-то не удовлетворена, ноет, жалуется, стенает, предъявляет претензии окружающим, а решение своих проблем всеми способами стремится переложить на других.

Такая женщина считает, что все вокруг должны бросаться ей на помощь и выполнять все ее просьбы безвозмездно. Суть ее поведенческих стратегий — «возьми меня на ручки, позаботься обо мне».

Пока «вялая нимфа» молода, мужчина еще может попасться в ловушку и взять на себя все заботы о ней и материальное обеспечение в обмен на секс. Но как только женщина «выходит в тираж», то становится мужу абсолютно неинтересна, и он в большинстве случаев ее бросает.

Судьба женщины-пиявки может сложиться в целом неплохо, если добрые родственники вовремя пристроят ее на теплое местечко, найдут ей необременительную спокойную работу. Но и в коллективе пиявка ищет новых жертв для манипуляций. Разочарованные в ней коллеги часто становятся ее врагами, устав от бесконечных просьб и хитростей.

Второй тип неэтичных женщин — «баба с яйцами». Часть таких женщин имеют забавную привычку всеми четырьмя конечностями вцепиться в асоциального мужчину, который плохо к ним относится.

Они будут долго и упорно тянуть на себе алкаша, тунеядца, альфонса, так как панически боятся остаться одни, без мужчины, и на фоне пригретого ничтожества мнят себя героинями и благодетельными спасительницами.

Если же они избавляются от одного нахлебника-паразита, то на смену ему тут же подбирают другого, с теми же проблемами.

Еще один типичный вариант жизненного сценария «бабы с яйцами» — когда в мужья она выбирает неамбициозного мужчину, который никаких карьерных подвигов совершать не собирается, его вполне устраивает текущий средний уровень жизни и благосостояния.

«Баба с яйцами» будет с остервенением пытаться вылепить из него крутого бизнесмена или топ-менеджера, невзирая на сопротивление.

Таким образом, она чужими руками пытается достичь нужного именно ей, не мужу, уровня доходов, вместо того чтобы зарабатывать достойно самой.

«Вялые нимфы» считают, что весь мир обязан быть для них доброй мамой. А «бабы с яйцами» живут с убеждением, что все, что им нужно, можно вырвать у жизни только с боем.

Описание двух основных типов этичных женщин и тест на этичное/неэтичное поведение в разных жизненных ситуациях ждут вас в статье Ольги Юрковской в мартовском номере журнала «Психология эффективной жизни». Цена номера — 50 рублей.

В корзину

От редакции

Не попадать в ловушки манипуляторов можно, улучшив свои навыки общения. Преподаватель риторики, консультант в области психологии общения и публичных выступлений Ирина Мухитдинова рассказывает о трех вещах, на которые нужно обращать внимание в первую очередь: https://psy.systems/post/iskusstvo-obscheniya-uchimsya-ponimat-zachem-s-nami-obschautsya.

Деньги и отношения — два краеугольных камня в фундаменте жизни.

Обе темы довольно щепетильны и переплетаются в огромный клубок узелков, параллельных и пересекающихся нитей, противоречий, причин и следствий.

О различных вариантах взаимосвязи денег и отношений читайте в статье психолога Анны Вааси: https://psy.systems/post/dengi-i-otnosheniya-trezvyj-raschet-ili-raj-v-shalashe.

Источник: https://psy.systems/post/etichnost-po-zhenski

Этика психолога и сопротивление клиента

Этика психолога и сопротивление клиента

Она: 
— Доктор, поцелуйте меня! 
Доктор: 
— Я не могу. У нас, докторов, существует своя медицинская этика, которая не позволяет целовать пациентов. А вообще-то, мне и любовью с вами заниматься не следовало.

[Анекдот]

Этика психолога

Этика психолога — вопрос непраздный. Приходя на консультацию, человек доверяет психологу порой те вещи, о которых не решается рассказать даже самым близким людям. Поэтому нельзя свести вопрос этики просто к этическому кодексу психолога, то есть своду правил и принциов, которые, подразумевается, что профессионал должен соблюдать.  

Например:

 Можно ли другого человека обязать уважать или быть ответственным? Можно обязать человека переходить улицу на зеленый свет и воспитать данный поведенческий паттерн.

Но уважение, компетентность, ответственность, честность — это глубинные ценности, которыми личность либо обладает и они раскрыты, либо не обладает (или не раскрыты)Это вопрос к личности психолога и только к ней.

А личность еще и вписана в социум и находится под давлением текущего тренда, популяризуемого в среде обитания.В итоге вопрос этики психолога — это вопрос к его личности со всеми ее компонентами.

 В результате этого клиент, нуждающийся в психологической помощи, оказывается перед серьезной дилеммой: как выбрать для себя психолога? Для того, чтобы оценить личностные характеристики психолога, нужно быть психологом или есть какие-то иные пути выбора: такой вопрос часто может возникать в умах людей.

Оценить образование можно, оценить дипломы и сертификаты тоже. Оценить личность? Как? Какими критериями? Я сама, как живой человек, тоже периодически часть вопросов предпочитаю решать не в одиночку, а используя помощь коллег. В какой-то момент мне стало важным систематизировать для себя собственные критерии выбора специалистов помогающей профессии. 

Вопрос этики психолога для меня важен. Для меня это вопрос личности. И ответить мне на него помогло такое направление психотерапии как клиент-центрированная психотерапия, предложенная Карлом Роджерсом.

В России она не популяризована, но ровно те же принципы описывают Стивен Гиллиген и Роберт Дилтс в своей книге-тренинге: «Путешествие героя. Путь открытия себя.»

О чем эти критерии, если обобщить?

 
1) Хороший и глубокий контакт психолога с самим собой, интегрированность.Это про отсутствие конфликта в самом специалисте между его низшим, средним и высшим бессознательными (если говорить в терминах Р. Ассаджиоли).

Это про то, что специалист понимает и принимает сам себя, не пытается казаться тем, кем он не является по своей природе. Это про аутентичность, конгруэнтность.Не про хороший или плохой человек, а про то, что слова и пропагандируемые принципы идут изнутри и не противоречат глубинной природе индивидуального психического.

 Есть психологи, которые пропагандируют принятие и уважение, а на уровне глубинных ценностей совсем другой вектор: индивидуальной выгоды и экономиии ресурсов, конкуренции в духе «быстрее-выше-сильнее» и «выживает самый ловкий». И в темах тайм-менеджмента, манипуляций и влияния, управления человеческими ресурсами, продаж — они конгруэнтны.

Но я почувствую подвох, когда эти же люди начнут говорить о принятии другого таким, как он есть.А на уровне поведения: попытка переделать другого или использовать для своего самоутверждения или своей пользы-выгоды.

Духовность, душа, смыслы??? Не-а, не слышали! Есть обратные примеры, когда в тему власти и влияния, в угоду социальным стереотипам, идут те специалисты, чьи глубинные ценности неконгруэнтны этим направлениям. И то, и другое — неконгруэнтно, неаутентично. Шизофреногенно. Словами — один посыл, а поступками и невербаликой — совсем другой.

 Клиента, пришедшего с болью, такая шизофреногенность травмирует еще сильнее. Вспоминается образ «волка в овечьей шкуре». Или наоборот: «овцы в волчьей». Впрочем, первый образ сумеет продать то, чем не является; в то время как второй — вызовет смех и недоумение.  

Читайте также:  Матрица эйзенхауэра - психология

2) Способность своим вниманием коснуться бессознательного другого человека с пониманием и принятием.

Всегда задаю себе вопрос: «Этот человек видит во мне меня, мою глубинную суть?» Это во многом перекликается с пунктом 1.  Существует пресуппозиция о том, что клиент переносит на терапевта свои проекции. И часто забывают о контрпереносе: о том, что терапевт переносит на клиента свои проекции.

Контакт двоих — глубокий и способствующий изменениям — возможен, на мой взгляд, только при открытом мышлении.От взаимных проекций избавиться трудно, так как ум все время оценивает происходящее категориями прошлого опыта. Но психолог, на мой взгляд, обязан замечать собственные оценки ума и помнить про то, что это не есть истина.

Поэтому, для меня показательно то, как часто на меня навешивают ярлыки в утвердительной форме, а не в форме предположения или вопроса. Безусловно, что психолог, как живой человек, от контакта с каждым клиентом будет иметь собственное послевкусие, которое ему может не нравиться.

И он может отказаться вести клиента (также как клиент имеет право уйти к другому психологу) Но во время контакта клиент имеет право на безусловное принятие его личности со всеми ее тараканами. Я бы назвала это: «принятие ценности его души» 

Ярлыки бывают нескольких типов:

 

  • На уровне идентичности. Диагнозы. Дурак, неудачник, пограничник, психопат, невротик и т.д. 
  • На уровне ценностей. «Это все твои страхи!» Вместо вопроса о том, боится ли чего-то человек и чего именно он боится» «Ты слишком зациклен на …..» Вместо предположениея о том, что «возможно, есть нечто ценное, что человек не может отпустить из своей жизни»
  • На уровне убеждений. «Это правильно-неправильно, хорошо-плохо, убого и т.п.»  Когда психолог высказывает свое предположение в утвердительно-безапелляционной форме, делает высказывания о мотивации поступков клиента так, как если бы это точно знал, а не как предположение, требующее проверки.
  • На уровне способностей. Часто за этим скрывается оценка идентичности. Негибкий, чересчур зависимый, навязчивый и т.п.
  • На уровне поведения. Ты не делаешь так, как я хочу. (Причем подтекст может быть такой: «Ты — плохой, ты мне не нравишься»)
  • Шизофреногенные ярлыки. Когда словами что-то говорится вполне корректно, но на уровне состояния считываются презрение, высокомерие, ненависть, раздражение и пр. (невербальная компонента противоречит вербальной))

Если обобщить эти два пункта, то, в моем понимании, критериев выбора этичного психолога всего два: хороший контакт психолога с самим собой и его способность выстроить контакт с инаковостью клиента.

 Остается коснуться вопроса о том, где проходит граница между «неэтичностью» психолога и сопротивлением клиента процессу работы и изменений?

Так как всегда есть искушение, выставляя оценку психологу, оправдать собственное сопротивление или наоборот, назначая клиенту ярлык сопротивляющегося, списать на него контрпереносы психолога.

Сопротивление клиента

Психолог не может прожить жизнь за клиента или дать ему то, чего человек не дополучает в реальной жизни: внимания, общения. Было бы забавно, если бы психолог еще додавал клиенту недостающие деньги, секс, работу и пр.

Но психолог, на мой взгляд, способен помочь человеку найти путь к собственной глубинной сути и помочь ему в наработке навыков этой сутью пользоваться и сотрудничать с ней.

Часто поводом для обращения к психологу, психотерапевту становится боль душевная, житейские тупики или же психологические симптомы (панические атаки, фобии, депрессии, тревога, навязчивые состояния и пр.)

Клиент, принося свой запрос, оплачивает, на самом деле, не время психолога, как принято думать в среде клиентов, а оценивает ценность для самого себя своего внутреннего мира и способность психолога помочь ему установить с этим миром контакт и начать с ним сотрудничать.

Под внутренним миром, я лично (в своей работе), подразумеваю концепцию, предложенную Р. Ассаджоли, так как для меня (в своей статье я не отвечаю за всех психологов) она наиболее точно описывает этого «сферического коня в фиолетовом ваукуме», названного термином внутренний мир.

Результатом налаживания контакта с собственным внутренним миром становится то, что симптомы уходят.

И психолог однозначно, на мой взгляд, должен видеть: как и какими методами лучше работать с симптомами с данным конкретным клиентом (о чем, желательно, пояснять клиенту).

Общепринятое понятие «сопротивление»  — это точки, в которых клиент «не хочет» или пока «не может» принять свою глубинную суть, точки в которых сознание не хочет (или не может) начать сотрудничать с бессознательным (или, наоборот, бессознательное саботирует процесс осознавания и принятия).

Большинство негативных симптомов укладываются в четыре категории:

1) Хаос в низшем бессознательном. Почти всегда это происходит из-за неправильно и неадекватного данной конкретной личности воспитания, подавленных и не развитых глубинных потребностей, ценностей и желаний.

Этакий инфантилизм низшего бессознательного.

Очень хорошо работу с низшим бессознательным проясняет системно-векторная психология. Я открыла ее для себя пару лет назад. Это сравнительно молодое ответвление психоанализа, которое очень точно и системно описывает процессы, происходящие в низшем бессознательном.

Основатель этого направления — Виктор Толкачев (Россия) и для интересующихся написана его книга «Роскошь системного самопознания». Данное направление пока очень молодое, его развивает Ю.Бурлан и оно воспринимается часто в штыки. Как и все новое, впрочем.

2) Жесткая система убеждений и установок в среднем бессознательном и ЭГО — как жесткая система идентификаций. Как правило, большая часть так называемого сопротивления это результат конфликта между средним и низшим бессознательным.

Либо сознание считает свою систему мер и весов непогрешимой, либо низшее бессознательное «окопалось» и не желает развиваться (впрочем, чаще сознание просто боится тех тараканов, что выползут из низшего бессознательного и того объема работы, который предстоит проделать, чтобы эти тараканы трансформировались в могущественных союзников и стали чем-то гораздо более привлекательным)

3) Проблемы, которые унаследованы по линиям предков. Они ютятся в высшем бессознательном. Эзотерики назвали бы это «кармическими узлами».

Довольно подробно это описано у Аннет Шутценбергер «Синдром предков». Более четкие инструкции по работе с этим есть в книге Р. Дилтса и Р. МакДоналда «Инструменты Духа»

4) Проблемы из-за нарушенной связи между Высшим Я человека и его сознательным разумом.

Именно этот конфликт порождает огромнейшее сопротивление низшего бессознательного изменениям и трансформации «тараканов» в «животных силы» (если выразиться шаманистским языком).

Эзотерики бы назвали это конфликтом между ЭГО и душой. Впрочем, мой опыт работы показывает, что Высшее Я весьма многокомпонентно и  заслуживает, как минимум, отдельной статьи.

И когда я писала в предыдущем параграфе об аутентичности и интегрированности психолога — я имела в виду именно то, что сам психолог, бывает, имеет инфантильное (не развитое, не взрослое) низшее бессознательное, которое не принимается его сознанием. И сознание далекое от контакта с собственным Высшим Я.

И ничто не мешает клиенту задавать неудобные вопросы психологу и говорить о собственных чувствах.

За большинство чувств отвечает наше низшее бессознательное. За большинство вопросов: сознание.

Клиент всегда может видеть: готов ли психолог (психотерапевт) контейнировать чувства клиента и помочь ему их осознать.

Это косвенно указывает на то, насколько хорошо сам психолог ладит со своим низшим бессознательным.

Раздражение, гнев, ярость, страх, тревога, паника — это все родом из низшего бессознательного.

Чувство вины и чувство стыда — они уже, воспитанные обществом (родителями, школой, учителями), живут в среднем бессознательном. Часто как защита от более примитивных и животных чувств, приходящих к нам от низшего бессознательного. Иногда как способ социализации в обществе, как способ сдерживания своего низшего бессознательного от проявления его инстинктов.

Не развитое должным образом низшее бессознательное часто нуждается в сдерживании путем искуственно создаваемых рамок, правил, норм, морали, этики.

Как пример — психотерапевтический контракт.  Это один из способов сдерживать низшее бессознательное клиента, опираясь на чувство вины за нарушение правил и чувство долга (живущие в среднем бессознательном), до тех пор, пока клиент не научиться осознанно управлять и направлять свое низшее бессознательное самостоятельно.

Но злоупотребление со стороны психолога опорой на чувство вины, стыда и долга при взаимодействии с клиентом — это сигнал того, что сам психолог не идет на контакт с собственным низшим бессознательным и как следствие — с низшим бессознательным клиента.

Отсюда может вытекать большое количество оценочных суждений и ярлыков, направленных от психолога к клиенту; впрочем как и от клиента к психологу.

Развитое низшее бессознательное (его можно сравнить с здоровым внутренним ребенком), находящееся в хорошем контакте с сознанием (его можно сравнить с мудрым и любящим родителем, если все в порядке со связью с Высшим Я), обеспечит чувство уважения и принятия инаковости другого человека.

Чувства вины и стыда не смогут заменить хороший контакт между сознанием и низшим бессознательным. И при хорошо развитой сознательной части клиента (включая когнитивные функции, способности к познанию через процесс мышления), на мой взгляд, есть все условия для развития низшего бессознательного. И психолог в этом процессе выступает как проводник, а не как цензор, оценивающий клиента.

Поэтому все «сопротивление» и «капризы» низшего бессознательного психолог переадресует на обработку сознанию клиента, создавая возможность низшему бессознательному повзрослеть.

Сложнее придется психологу, если среднее бессознательное и сознание клиента не развиты, а низшему бессознательному дозволено вытворять все, что ему заблогарассудится. Такого клиента научно называют «клиентом с пограничным типом организации психики».

В этом случае, на мой взгляд, вполне оправдано понятие «сопротивляющийся клиент», так как психолог по факту перед собой будет иметь 3-х летнего ребенка с едва пробудившимся сознанием, который требует к себе внимания и любви.

Этакий кризис 3-х летнего возраста, когда с одной стороны стоит задача социализации, а с другой — «ребенок» тестирует мир на то, любит ли он его и принимает ли его безусловно, несмотря на все его выходки и капризы.

И в заключении статьи предложу небольшой список критериев взрослости сознания, полученных мною у моей питерской коллеги Галины Орловой, которая сама их составляла, в свою очередь на основе книг Томаса Троуба.

 С уважением, Ольга Гусева.

Тренер НЛП, психолог, трансформационный коуч,
эксперт в области раскрытия потенциала личности.

Источник: http://psy-ecole.ru/blog-avtora/2014-08-27/tika-psikhologa-i-soprotivlenie-klienta

Ссылка на основную публикацию