Шаблонное восприятие — психология

Клуб Здорового Сознания

Шаблонное восприятие - психология

Шаблонное восприятие — восприятие ситуации бездумное, по шаблону. Неверно думать, что любой шаблон делает поведение человека слепым: все определяет качество шаблона.

Если шаблон сам по себе разумный, полезный, то и мышление, и поведение такого человека уместно и адекватно.

Если же шаблон ограниченный, упрощенный или отставший от реалий жизни, то и человек живет жизнью бедной и реагирует мало адекватно.

То же касается и восприятия: если шаблоны качественные и адекватные, восприятие человека будет в достаточной мере объективное. Если шаблоны убогие и неадекватные, восприятие человека будет очень субъективным в самом печальном смысле этого слова. Например, видит во всем плохое, приписывает окружающим исключительно низменные побуждения, себя видит уродом…

К сожалению, чаще в повседневной жизни встречаются шаблоны не самого высокого качества, поэтому и о шаблонном восприятии чаще говорят как о синониме чего-то не глубокого и не качественного. Именно о людях, живующих в шаблонном восприятии, говорят: «Живет бездумно, живет, не приходя в сознание». См.→

Основные виды шаблонного восприятия — это шаблонное социальное восприятие и шаблонное личное восприятие. См.

Любопытный пример шаблонного восприятия — это восприятие людьми своих недостатков. Большинство людей вообще не задумывается, ЗАЧЕМ они какие-то свои качества и особенности называют Недостатками.

Они воспринимают как данность и не задают себе вопрос, можно ли смотреть на себя как-то иначе, смотреть на другое или по-другому.

Вот молодой человек знает, что он мужчина, призывного возраста, среднего роста и невнимательный… «Невнимательный» — для него такой же необсуждаемый, объективный факт, как то, что он среднего возраста и призывного возраста мужчина. Хотя в это время другие его назовут не невнимательным, а увлекающимся и живым.

Жизненные последствия шаблонного восприятия

За столом сидело семеро детей, и милая воспитательница, держа в руках тарелку, с ложки давала им пробовать сладкую кашу.

«Какая каша? Сладкая?» — каждый раз спрашивала она, и каждый ребенок с предельно довольной физиономией выговаривал: «Каша сладкая!» Да, каша была сладкой, но последнему ребенку воспитательница зачерпнула каши с того единственного места тарелки, где каша была горькой от соли.

Итак, тем же жестом, той же ложкой она зачерпнула ему каши, ребенок потянулся к ложечке и сжевал ее себе в рот… «Каша сладкая?» — тем же милым голосом спросила воспитательница. С ребенка сошло лицо, читалась только полная внутренняя растерянность, но рот его, сглотнув, ответил: «Каша сладкая!» И видно было, что это не то же самое, что трусость или хитрость.

Трусливый и хитрый ребенок — это другое: он знает, что каша горькая, но говорит вслух нужное, чтобы не иметь ненужных разбирательств. Этот же — внутренне растерял себя. Он в тот момент потерял свой личный взгляд и чувствовал то, что от него хотят, а не свою правду. Многие люди живут так же.

Они живут так, потому что от них этого ждут, делают то, что требуется, проводят время так, как принято, встречаются с теми, с кем повелось и возвращаются в ту семью, которая сложилась. Они проживают жизнь — не свою, и не надо удивляться, что при малейшей возможности из этой жизни смотать они этот шанс используют, как бы он ни назывался: рыбалка, компьютерные игры, казино или алкоголизм. Им не интересно жить, потому что они потеряли свою и свой .

Источник: https://psy-space.ru/?page=shablonnoe-vospriyatie

Стереотипы восприятия

Стереотипы восприятия

 Стереотипы восприятия мы можем наблюдать и в оценке лица человека. Сегодня Psychology-best.ru расскажет о стереотипах, которые присущи людям при определении характера по лицу человека. А также о том, почему не стоит им слепо следовать, и в каких случаях надо подходить к ним критически.

 В Корнельском университете психологи решили проверить, насколько легко люди смогут обнаружить преступников на основе внешности, для чего им показывали фотографии различных людей.

Мужчины и женщины смогли отличить осужденных с высоким показателем точности, но, что интересно, не смогли отличить преступников, совершивших насильственные преступления от тех, кто совершал ненасильственные преступления.

Может быть, причина в том, что люди, которые совершают один вид преступления, более склонны и к другим видам преступления, чем законопослушные  граждане.

Уголовная идентификация является не очень надежной, отчасти потому, что слишком много ложных тревог. Участники исследования действовали по принципу «Береженого Бог бережет». Любопытный, но опасный факт: женщины (но не мужчины) считали, что осужденные насильники меньше, чем кто-либо другой, способны совершить преступление.

Спокойные, даже привлекательные, их лица не вписывались в стереотипы восприятия.  Скорее всего, существует адаптивная причина такого факта – мужчинам, которые выглядят агрессивными или опасными, будет труднее заманить потенциальных жертв изнасилования.

Вывод: в то время как наши инстинкты могут защитить нас от вреда в общем смысле, мы не можем на них полагаться, чтобы защитить себя от сексуального насилия.

Как воспитание и опыт могут изменить лицо

Воспитание и опыт могут изменить лицо явными, хотя и тонкими способами. Со временем у людей, которые действовали неискренне, может развиться ассиметричное выражение лица. Хронический гнев может задерживаться на лице.

Совершение повторяющихся агрессивных или насильственных действий также может изменить лицо преступника. Психологи полагают, что такое поведение подвергает человека воздействию высокого уровня тестостерона и гормона стресса – кортизола.

И мы можем обнаружить влияние этих гормонов на тон кожи и форму лица. Снова проявляется эффект Дориана Грея.

Высокий уровень тестостерона проявляется двумя способами в стереотипах восприятия. Одним из них является хитрый агрессивный мошенник. Другой – сильный и способный руководитель.

Среди лидеров бизнеса, занимающих лидирующие позиции, были проанализированы 500 руководителей компаний. Исследователи обнаружили, что фирмы во главе с мужчинами с высоким уровнем WNR имели  лучшие финансовые результаты по сравнению с фирмами, во главе с мужчинами с низким WNR.

В то время как лидеры с мужественным лицом могут оказаться более компетентными, неясно, так ли это на самом деле. Самые прибыльные фирмы могут просто нанять мужчин доминирующего вида, чтобы они являлись их общественным лицом, соответствуя стереотипам восприятия.

Используйте стереотипы с осторожностью

Последние исследования Принстонского университета показало, что выводы о компетенции на основе внешности показало около 70%  избирателей выборов в Сенат США в 2004г.

Тем не менее, лица предпочитаемых лидеров могут зависеть от ситуации.

Было установлено, что при выборе кандидата в президенты в условиях военного времени предпочтение отдают кандидату с более мужественным лицом, в контексте мирного времени – с более интеллектуальным.

Вообще говоря, наши стереотипы восприятия и наши предубеждения о том, что компетентные лидеры должны выглядеть  доминирующим образом, формируются достаточно рано.

В швейцарском эксперименте школьникам были представлены фотографии политических кандидатов и спросили, кого бы они выбрали быть «капитаном в своей лодке».

Более 70% детей выбрали кандидатов, которые позже победили на выборах. Они выглядели как лидеры.

Однако наши стереотипы восприятия могут сослужить нам плохую службу. Переоценивая внешнюю привлекательность лица человека, мы можем избрать плохих руководителей или нанять плохих работников, считая их более честными, умными, компетентными, способными, чем они есть на самом деле.

Поспешные суждения о лицах возникают в древних областях мозга, которые специализируются на самозащите. Применяя их слишком широко,  мы рискуем повернуть механизм выживания в область предрассудков.

Урок исходит от одного из первых кумиров американской нации – Авраама Линкольна. С WNR 1,9  его лицо не имело биологических маркеров господства, тем не менее, он был лидером.

Он не имел внешнего ореола привлекательности: с раннего возраста его кожа была желтоватой, и нездоровый цвет лица постепенно усиливался, свидетельствуя о его слабом здоровье. Лицо было сильно ассиметричным.

Поэтому можно использовать стереотипы, но делать это нужно  с осторожностью.

Поспешные суждения являются наиболее полезными для борьбы с незнакомцами и случайных встреч.

Мы эволюционировали, чтобы ошибаться в сторону осторожности, потому что это было безопаснее в социальных связях с посторонними – чтобы избежать заболевания, отторжения, насилия, плохих товарищей и так далее.

Позвольте чувствам от восприятия внешности приходить к вам, а затем оценивайте их и корректируйте,  не следуя бездумно стереотипам восприятия.

Источник: http://psychology-best.ru/psixologicheskie-issledovaniya/stereotipy_vospriyatiya.html

Восприятие в психологии, виды восприятия, развитие у детей

Восприятие в психологии, виды восприятия, развитие у детей

Восприятие происходит на различных уровнях. Во-первых, на уровне органов чувств:

  • Глаза воспринимают формы, размеры, цвета и пр.
  • Уши слышат звуки.
  • Нос воспринимает запахи.
  • Язык отличает вкусы.
  • Кожа воспринимает структуру, консистенцию, твердость предмета и пр.

Человек не может только на уровне организма воспринимать окружающий мир. Нередко человек проявляет свое отношение к тому, что видит. Оно формируется на уровне эмоций, которые он переживает при восприятии того или иного объекта. К примеру, если ребенку больно, тогда то, что ему причиняет боль, будет вызывать у него негативные эмоции.

Восприятие человеком окружающего мира имеет множество составляющих, которые подробнее раскроет сайт психологической помощи psymedcare.ru.

Что такое восприятие?

Восприятие – это результат процесса познания конкретного предмета. Что это такое? Это целостная картина того, что созерцалось человеком. Здесь выделяются конкретные особенности и характеристики объекта, к которым практически всегда возникает какое-то отношение.

Восприятие зависит от намерений, желаний, интересов, настроения человека. В окружающем мире существует много различных предметов, явлений и людей. Однако среди всего многообразия человек выделяет что-то конкретное, практически не замечая всего остального. Это называется избирательным восприятием, когда человек акцентирует внимание на том, что ему наиболее важно в данную секунду.

С одной стороны, это ограничивает его возможности. С другой, помогает сконцентрироваться на важных вопросах, не отвлекаясь на другие проблемы. Многое зависит от осознанности человека, который обращает внимание на что-то конкретное или на весь окружающий мир. Однако данный процесс невозможно постоянно контролировать, поэтому человек зачастую пользуется избирательным восприятием.

Основными особенностями восприятия являются:

  • Структурность.
  • Константность.
  • Иллюзия.
  • Предметность.
  • Целостность.
  • Избирательность.
  • Апперцепция.
  • Осмысленность.

Другими словами восприятие называют познанием, созерцанием, оценкой, апперцепцией, принятием, восприниманием.

перейти наверх

Восприятие в психологии

В примитивном понимании восприятие в психологии характеризовалось как то, что человек получает из окружающего мира через органы чувств. Однако специалисты продолжили изучение данного вопроса, акцентируя внимание на том, что человек воспринимает отдельные характеристики объектов, лишь со временем становясь способным воспринимать их целиком.

Преимущественно человек выделяет конкретные качества в тех явлениях, предметах или людях, которые он воспринимает. Значимыми становятся те характеристики, которые человеку на данный момент являются существенными. Либо он в последнее время на них обращает внимание, либо они постоянно ассоциируются у него с какими-то событиями из прошлого, либо он считает их существенно важными.

Если обратиться к восприятию детьми, то они зачастую обращают внимание на те предметы и людей, которые им уже знакомы. Они выделяют из общей массы то, что им уже знакомо, чтобы потянуться именно к этому.

Механизм восприятия осуществляется в большей степени на уровне чувств. Человек обращает внимание на то, что вызывает у него сильные переживания, возбуждение, ощущения. Зачастую воспринимается не более 3 качеств конкретного предмета, которые выделяются на общем фоне. Для человека они являются существенными и характеризующими то, на что он смотрит.

Если речь идет о восприятии знакомого предмета, то человек зачастую снова обращает внимание лишь на те качества, которые он уже привык в нем выделять.

Если же восприятие происходит незнакомого предмета, тогда человек его изучает до тех пор, пока не выделяет 3-4 существенных качества, которые будут выделяться на фоне всех остальных и характеризовать предмет, человека, явление.

Он будет искать знакомые объекты, к которым может отнести новое явление.

Читайте также:  Развитие экстравертности - психология

На восприятие человеком также влияет мотивированность, задачи, которые перед ним сейчас поставлены, эмоции и установки.

перейти наверх

Виды восприятия

Восприятие делится на несколько видов:

  • Преднамеренное восприятие – установка на изучение конкретного предмета.
  • Произвольное – включение в деятельность и реализация в процессе ее выполнения.
  • Непреднамеренное – происходит внезапно без предварительной постановки задачи.
  • Зрительное – восприятие через органы зрения.
  • Слуховое – восприятие звуков и ориентация в окружающем мире через органы слуха.
  • Осязательное – восприятие мира через тактильные органы.
  • Обонятельное – восприятие запахов через органы дыхания.
  • Вкусовое – познание мира через рецепторы, расположенные на языке.

В теме рассмотрения восприятия участвует наблюдательность, которая формируется в результате наблюдения за конкретным объектом или явлением. Ставится задача, деятельность осуществляется целенаправленно, а весь процесс растягивается во времени. Это помогает изучить наблюдаемый объект по истечении времени в его изменениях, трансформациях, развитии и пр.

  • Зрительное восприятие пространства осуществляется через органы зрения, которые обращают внимание на формы и размеры предмета.
  • Восприятие времени.
  • Восприятие информации. На уровень восприимчивости влияют:
  1. Значение ситуации. Вызываемые эмоции при восприятии сказываются на оценке, которую дает человек обстоятельствам.
  2. Глубина понимания ситуации. Чем больше человек разбирается в том, что происходит, тем меньше он драматизирует и волнуется.
  3. Характеристики предмета, человека, явления.
  4. Стереотипы – утверждения, которые часто навеяны другими людьми, но позволяют заранее у человека вырабатывать определенное отношение к происходящему.
  5. Непредсказуемость и искревленность сведений.

перейти наверх

Восприятие человека человеком

Человек живет среди других людей, с которыми он контактирует и даже создает отношения. С разными людьми складывается разное общение, разные отношения и возникают различные эмоции.

Человек может быть хорошим, но в глазах других он может быть добрым и злым, общительным и стеснительным, красивым и некрасивым, и т. д. Человек один, а восприятие его другим индивидом совсем иное.

Все люди будут говорить разное об одном и том же человеке, если не будут знать мнения окружающих.

Восприятие человека человеком строится на таких факторах:

  1. Внешность. Изначально оцениваются внешние данные, как говорится, «встречают по одежке».
  2. Осанка.
  3. Походка.
  4. Жестикуляция.
  5. Культура речи.
  6. Поведенческие паттерны.
  7. Модели поведения.
  8. Привычки.
  9. Профессиональная характеристика.
  10. Нравственные и коммуникативные качества.
  11. Социальный статус.
  12. Значимые для конкретного человека качества.

Иногда люди оценивают друг друга по внешним признакам, которые должны говорить о наличии у индивида конкретных качеств характера. Например, нахмуренные брови должны указывать на серьезность или яростность человека. Однако бывает так, что внешность обманывает. Человек может быть совсем другим по характеру, нежели говорит об этом внешность.

Также люди приписывают друг другу качества, которые наблюдаются у их знакомых, на которых похож новый человек.  Собеседник может быть похож внешне на вашу бывшую любовь, из-за чего вы ему приписываете качества, которые были свойственны вашему бывшему партнеру.

Также оценка людьми друг друга происходит на уровне связывания социального статуса с их чертами характера. Человек в порванной одежде не будет казаться успешным и деловитым, хотя это тоже может быть обманчивым мнением. На восприятие в данном вопросе влияют эталоны, мерки и общественные стереотипы о том, какими должны быть те или иные люди.

Также на качество восприятия нового человека сказывается информация, которую получают до знакомства с ним. Так, например, если вы слышали что-то плохое о незнакомом вам человеке, то, скорее всего, вы проявите к нему негативное отношение в момент первого знакомства с ним.

Также люди склонны негативно относиться к лицам, которые принадлежат другой социальной группе. К тем, кто ниже по статусу, относятся пренебрежительно. К тем, кто выше по статусу, испытывают зависть.

Не следует делить человека на хорошие и плохие стороны. Человек не может быть хорошим или плохим, он просто такой, каким является. А хорошие и плохие стороны правильнее было бы обозвать как «удобные» и «неудобные» характеристики, которые мешают окружающим, а не ему самому.

Что-то людям «удобно» в человеке, и они это поощряют, а то, что «неудобно», — критикуют. На самом деле раздвоение личности происходит лишь потому, что человек что-то в себе одобряет, а что-то нет. Хотя в нем нет ничего хорошего и плохого. Есть просто он с определенными качествами, характеристиками и особенностями. И они ни хороши, ни плохи.

Они присутствуют в человеке по каким-то причинам, которые известны только ему.

Хорошие качества – это то, что «удобно» другим людям; плохие – «неудобно». Не изменить ли человеку отношение к тому, что ему «неудобно»? Если кому-то «неудобно» что-то в другом человеке, это еще не значит, что это плохое качество. Зачастую отрицательные стороны играют защитную роль, оберегая человека от различного рода стресса.

Уместнее было бы назвать положительные и отрицательные стороны как «помогающие» и «мешающие». Однако данный вопрос должен решать сам человек. Он должен сам для себя решать, что ему «помогает» жить так, как он хочет, а что нет. И принять решение изменить в себе «мешающие» качества на те, которые ему будут «помогать».

Не оценивайте людей! Воспринимайте человека в целом! Не делите его на две половинки – хорошую и плохую. Человек – цельное существо, у которого сформированы определенные качества. Они ни хороши, ни плохи сами по себе. Они просто в нем присутствуют.

Если же вам что-то мешает в другом человеке, то никто не заставляет вас с ним общаться и заводить какие-то отношения. Следует сместить фокус с «Я хочу, чтобы он (она) стал (-а)…» на «Хочу ли я общаться с человеком таким, каков он есть сейчас?».

Пока вы хотите изменить другого (что невозможно!), сделав его совершеннее, вы по праву (и достойны этого!) наталкиваетесь на сопротивление, агрессию и оскорбления.

Вы не «родитель», чтобы учить его, а он не «ребенок», чтобы поддаваться обучению. Вы – два взрослых человека, которые имеют право быть такими, какие они есть.

Сместите фокус внимания на себя и примите взрослое решение: хотите ли вы быть рядом с этим человеком, даже если он никогда не изменится?

Вы – единое целое, которое может менять в себе все на свое усмотрение, при этом заслуживать быть принятым другими людьми, если они добровольно хотят общаться с вами.

перейти наверх

Развитие восприятия у детей

Восприятие окружающего мира проявляется с самого рождения. Просто младенец пока не может контролировать собственные процессы восприятия. Либо по мере взросления, активности и понимания окружающего мира дети понимают, как им можно управлять. Хотя даже это не всегда контролируется, что можно отметить у взрослых людей, чье развитие восприятия достигло пика.

Развитие восприятия происходит само по себе, в зависимости от активности и условий проживания ребенка. На данный процесс могут влиять родители теми воспитательными нормами и совместными занятиями, где обсуждается окружающий мир. Если родители занимаются с ребенком, тогда его восприятие формируется быстрее, чем у детей, чьим развитием не занимались.

В младшем школьном возрасте дети не узнают знакомых людей, которые переодеты в необычные наряды. Также они воспринимают одно качество предмета, на основе которого дают ему характеристику.

В среднем школьном возрасте ребенок начинает соотносить предметы по величине. В старшем школьном возрасте соотношение предметов осуществляется на уровне ширины, высоты, пространства и длины.

Главной особенностью восприятия ребенком является его умение потом воспроизводить увиденное с точностью в размерах, цветовой гамме и т. д. Отношение к другим людям определяется оценками.

Особенно жесткие оценки дети выставляют тем, кто с ними постоянно контактирует. Восприятие других детей заключается на уровне популярности их в группе.

Чем популярнее ребенок в группе, тем более высокую оценку ему ставят другие дети.

перейти наверх

Итог

Каждый человек обладает восприятием, которое основывается на тех органах чувств, которыми он оперирует. Если некий орган чувств искажает окружающую реальность, то у человека формируется ошибочное мнение, пока другие люди ему не скажут, что на самом деле он должен воспринимать. Восприятие приводит к следующему итогу – понимание окружающего мира во всем его многообразии.

Однако следует учитывать ловушки собственной психики, которая может искажать воспринимаемую извне информацию:

  • Первое – общественное мнение. Большинство тоже может ошибаться, особенно если руководствуется стереотипами, а не логичными и здравыми рассуждениями. Нередко человек поддается общественному мнению, обращая внимание на окружающий мир с определенной предрасположенностью (негативной или позитивной).
  • Второе – собственные желания. Нередко человек многого не замечает, пока охвачен собственными желаниями. Стремиться достичь цели нужно, однако когда при этом не ущемляются свободы и права других людей или поступки не противоречат законам природы. Прогноз в противном случае может стать неблагоприятным: отсутствие достигнутой цели.
  • Третье – стереотипы и привычки. Мозг позволяет человеку не переутруждаться, смотреть на мир так, как уже привычно. Однако для полного понимания ситуации, нередко необходимо выйти за пределы привычного восприятия и начать смотреть на обстоятельства по-другому.

Источник: http://PsyMedCare.ru/vospriyatie-psihologii

Стереотипы социального восприятия (стр. 1 из 2)

Татьяна Владимировна Барлас, кандидат психологических наук, старший преподаватель Московского психологического университета.

Тема данной публикации — стереотипы в восприятии человека человеком, то есть устойчивые мнения о личностных качествах групп людей, определяющие отношение к ним и поведение при взаимодействии с представителями этих групп. Примерами стереотипов являются суждения вроде «женщины более эмоциональны, чем мужчины» или «англичане сдержанны и чопорны».

Психологическая предпосылка формирования стереотипов состоит в необходимости обобщения информации об окружающих нас людях. Следуя стереотипу, мы упрощаем картину мира, делаем ее более понятной. Поэтому использование стереотипов — целесообразная стратегия социального познания. Проблемы возникают тогда, когда стереотипы оказываются чрезмерно обобщенными или неверными.

Стереотипы могут действовать как на сознательном, так и на неосознаваемом уровне. Например, негативные суждения по отношению к национальным и расовым меньшинствам, как правило, являются социально неодобряемыми, и на сознательном уровне стереотипы превосходства рас и наций не выражены. Однако это не значит, что они исчезли вовсе.

Допустим, аргументируя выбор в пользу претендента на важную должность представителя своей национальности против человека другой национальности, сделавшие этот выбор, возможно, будут искренне протестовать против того, что расовые предпочтения сыграли решающую роль. Сути выбора это не изменит.

Приведем примеры аналогичных экспериментов, продемонстрировавших роль стереотипов пола.

Испытуемым предъявлялись фотографии «группы, работающей над исследовательским проектом», и просили предположить, кто из участников внес наибольший вклад в работу.

В однополых группах чаще выбирали того, кто сидел во главе стола; то же самое происходило и в смешанных группах, где во главе стола сидел мужчина.

Однако в группе из трех женщин и двух мужчин, где во главе стола сидела женщина, каждого из мужчин выбирали втрое чаще, чем всех женщин вместе взятых.

Большая часть стереотипов — это стереотипы пола, возраста, расы, национальности, профессии, социальной принадлежности. Примеры широко известны и достаточно очевидны. Для межличностного взаимодействия существенны также стереотипы внешности (поджатые губы — злой человек, очкарик — умный и пр.).

Примером стереотипа внешности, действующего в основном на бессознательном уровне, служит стереотип «красивый — значит, хороший». Выражается он в том, что внешне более привлекательным людям приписываются положительные личностные качества, а менее привлекательным — пороки и недостатки.

Действие этого стереотипа отмечается уже с четырехлетнего возраста.

Феномен внутригрупповой пристрастности также можно условно отнести к стереотипам. Выражается он в более высокой оценке членов группы, к которой принадлежим мы сами, и более низкой — членов других групп.

Читайте также:  Трансформация эмоционального состояния - психология

Понятие «группа» в данном случае может варьироваться в очень широком диапазоне — от жильцов одного дома до жителей одной страны.

Действенность данного стереотипа выражена даже тогда, когда принадлежность к той или иной группе определяется случайными факторами (школьный класс, болельщики одной команды).

Что определяет формирование того или иного стереотипа? Безусловно, в их основе лежат реально существующие различия между женщинами и мужчинами, лицами разных профессий, возрастов, национальностей. Информацию о них мы получаем из собственного опыта, от своих знакомых и близких, из средств массовой информации.

Однако как мы сами, так и другие источники информации, которыми мы пользуемся, подвержены действию различного рода искажающих феноменов, снижающих точность социальной перцепции (социального восприятия).

Некоторые из этих феноменов имеют самое непосредственное отношение к формированию стереотипов; к их рассмотрению мы и переходим.

Чрезмерная обобщенность стереотипов приводит к тому, что реально существующие небольшие различия очень сильно преувеличиваются. Оценивая людей, мы склонны преувеличивать сходство внутри группы и различия между группами.

Так, по данным одного исследования, мужчины оказались незначительно более уверенными и доминантными, а женщины — нежными и склонными к состраданию.

Однако в стереотипах мужчины и женщины эти характеристики различались примерно вдвое.

Влияние единичной яркой информации на формирование стереотипов гораздо больше, чем влияние информации более обширной и точной, но малоэмоциональной.

Так, описание кровавого преступления, совершенного лицом национальности Х, будет способствовать формированию соответствующего стереотипа в большей степени, чем статистическая таблица, из которой ясно, что наибольший процент преступлений совершают лица национальности Y.

Примерно такое же воздействие, как единичная яркая информация, оказывает единичная информация, полученная лично, от друзей и знакомых. Таким образом, мы с легкостью обобщаем единичные факты до закономерности и с гораздо большим трудом применяем общие закономерности к конкретным людям.

Устойчивость стереотипов обеспечивается, в частности, тем, что информация, соответствующая стереотипу, способствует его упрочению, а противоречащая — игнорируется. Более того, в одной и той же информации можно найти подтверждение противоположным стереотипам.

Группа студентов смотрела видеозапись беседы с девочкой, в ходе которой та отвечала на вопросы теста способностей.

Одной группе было сказано, что девочка — дочь родителей из низших слоев общества, проживающая в бедном квартале, другой — что это дочь интеллигентов из респектабельного пригорода.

Первая группа оценила способности девочки ниже среднего уровня и вспомнила, что она не ответила почти на половину вопросов теста. Вторая группа оценила уровень способностей девочки как высокий, вспомнив, что на большинство вопросов она ответила правильно.

Устойчивость стереотипов выражается в том, что единичные противоречащие им примеры могут сосуществовать со стереотипом, например, «все лица национальности Х — жулики и пройдохи, но к моему соседу, хоть он и той же национальности, это отношения не имеет». Если же примеров, противоречащих стереотипу, достаточно много, они могут быть выделены в отдельную группу, для которой будет создан свой стереотип, например, стереотип феминистки, существенно отличающийся от стереотипа просто женщины.

Как стереотипы влияют на поведение и психику? Помимо очевидных социальных последствий, стереотипы оказывают воздействие и на тех, кто оказывается их объектом.

Один из главных механизмов воздействия стереотипов — феномен самоисполняющегося пророчества, основанный на том, что стереотипы меняют поведение тех, кто их разделяет, в свою очередь воздействующее на поведение их партнеров по общению в сторону соответствия стереотипу.

Белые американские испытуемые разыгрывали ситуацию собеседования при приеме на работу. Их поведение существенно различалось в зависимости от расы «претендента на должность»: если им был чернокожий, интервьюеры садились на большем расстоянии от него, реже смотрели ему в глаза, заканчивали беседу быстрее и делали больше ошибок в речи.

В следующем эксперименте специально тренированные имитаторы опрашивали «претендентов» (только белых) таким образом, чтобы это походило на интервьюирование белых и чернокожих.

Те, кого интервьюировали в той же манере, что и чернокожих, выглядели более нервными и менее собранными, чаще сбивались и путались, были меньше удовлетворены тем впечатлением, которое они произвели на интервьюера.

Стереотипы часто определяют атрибуцию поведения, объяснение его причин теми или иными факторами.

Так, стереотип «старые люди дряхлеют и много болеют» приводит к тому, что основной причиной болезней и немощей престарелых людей как они сами, так и окружающие считают именно возраст, в то время как таковой может являться, например, изменение образа жизни в связи с выходом на пенсию или переживания в связи со смертью близкого человека.

Если индивид разделяет стереотип, соответствующий его полу, возрасту, профессии и пр., то он не может не влиять на его я-концепцию и самооценку, которые, в свою очередь, определяют поведение, интерпретацию событий и т.д.

В эксперименте был продемонстрирован феномен, названный «уязвимость стереотипом». Студентам с одинаковыми способностями давали контрольную работу.

Перед ее началом им говорили одно из двух: 1) мужчины и женщины обычно показывают одинаковые результаты; 2) женщины обычно уступают мужчинам.

В обоих случаях результаты подтверждали «стереотип»: в первой ситуации и женщины и мужчины набирали в среднем около 15 баллов по 100-балльной шкале, во второй женщины набирали в среднем по 5 баллов, мужчины — по 25.

В заключение необходимо отметить случаи, когда стереотипы «не работают».

Такое случается прежде всего в ситуации тесного и длительного общения, когда люди взаимодействуют не с представителем своего пола или национальности, а с конкретным человеком, причем, как уже отмечалось, позитивное отношение к человеку может сосуществовать с негативным стереотипом по отношению с социальной группе, которую он представляет. Однако иногда сознательно декларируемые стереотипы «не срабатывают» и в ситуации поверхностного контакта, о чем свидетельствует результат широко известного исследования, названного «Парадокс Ла-Пьера».

В 1934 году на пике антиазиатских настроений в США психолог Ла-Пьер обратился с письменным запросом в 251 ресторан и отель: «Не согласитесь ли вы принять в качестве гостей китайцев?».

Ответило 128 заведений, 92% ответов были отрицательными и лишь 1% — полностью положительным.

Но до этого Ла-Пьер вместе с парой своих студентов-китайцев уже объехали все эти заведения и всюду, кроме единственного случая, встретили радушный прием.

Источник: http://MirZnanii.com/a/206849/stereotipy-sotsialnogo-vospriyatiya

Иллюзии восприятия в психологии

Иллюзии восприятия в психологии

Восприятие свойств и соотношений предметов в пространстве очень часто приводит к возникновению зрительных иллюзий.

Зрительными иллюзиями — называются неправильные или искаженные восприятия величины, формы, цвета или удаленности предметов.

Иллюзии и их психология

Иллюзии имеют различную природу с галлюцинациями, поскольку последние возникают из ничего при отсутствии предметов внешней действительности, которые бы могли оказать воздействие на органы чувств.

Галлюцинации имеют центральное происхождение и связаны с расстройством мозговой деятельности. Иллюзии же возникают при восприятии существующих в реальности предметов, которые оказывают влияние на рецепторы.

Зрительные иллюзии — психология

Зрительные иллюзии могут носить различный характер, в зависимости от которого их и классифицируют:

  1. Ложное восприятие величины предмета.
  2. Искажение формы предметов.
  3. Иллюзии геометрической перспективы.
  4. Переоценка вертикальных линий.

Оптические иллюзии — психология

Оптические иллюзии — обман зрения, ошибки в оценке и сравнении между собой пропорций различных предметов, расстояний и т.д.

Психологи знают, что далеко не всегда показания органов восприятия однозначны и правдивы.

Они зависят от многих факторов окружающей среды, а также от настроения, физического и психического состояния человека.

По этому поводу, проводиться большое количество научных исследований, особенно относительно оптических иллюзий, действие которых испытывал на себе любой человек, так называемый параллакс.

Параллакс – смещение субъектов находящихся на различном расстоянии от глаз наблюдающего. Это смещение может быть вызвано движением его глаз. Так, к примеру, передвигаясь в автомобиле человеку кажется, что предметы, которые находятся вдоль дороги «бегут» быстрее, нежели те, что находятся на большем расстоянии.

Таких примеров можно привести ещё целое множество они повсеместно присутствуют в нашей жизни и часто мешают. Особенноважно учитывать влияние таких факторов при проведении различных опытов и исследований по зрительной модальности, поскольку они существенно влияют на результаты.

Психология иллюзий

Специалисты утверждают, что возникновение зрительных иллюзий обусловлено сложившимися стереотипами, даже если увиденное в реальности явление идёт вразрез с уже привычным.

Вывод психологи и ученые делают одинаковый — причины возникновения психологических иллюзий чаще всего связаны не столько с психофизиологическими явлениями, сколько с физическим неправильным восприятием мозга.

Источник: https://womanadvice.ru/illyuzii-vospriyatiya-v-psihologii

Эффекты и особенности межличностного восприятия

Эффекты и особенности межличностного восприятия

Автор: Михаил Алексеевич Василик, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой политологии Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.

Восприятие — это процесс отбора, организации и интерпретации чувственных данных. Среди общих закономерностей восприятия обычно отмечают:

  • принцип избирательности: в каждой конкретной ситуации человек обращает внимание лишь на сравнительно малую часть воздействий, но при этом создает хотя и ограниченную, но зато более связную и осмысленную картину мира;
  • принцип целостности: люди воспринимают объекты и ситуации как динамичное целое, спонтанно организуют свои восприятия в осмысленную форму, при этом действуют принципы пространственной близости, сходства;
  • принцип константности (устойчивости): имеет место сравнительная устойчивость нашего восприятия даже в меняющихся условиях.

Таким образом, восприятие предстает не как пассивный процесс, при котором мы автоматически реагируем на полученные стимулы, но как процесс активный. Чувства, которые вызывают в нас люди или ситуации, лишь отчасти зависят от внешнего мира, но в значительной степени зависят от нас, воспринимающих этот мир.

Особенности человеческого восприятия существенным образом влияют на протекание межличностной коммуникации. Обратим внимание на некоторые правила, следование которым во многом организует процесс управления своим восприятием.

Правило 1. Процесс восприятия имеет личностную основу. Разные люди, воспринимая одни и те же сигналы, интерпретируют их по-разному.

Правило 2. Если считать, что именно наши интерпретации наиболее точно отражают реальность, то у нас могут возникать трудности в ходе межличностной коммуникации.

Правило 3. Если позволять насущным интересам, эмоциям, потребностям контролировать наше восприятие, можно пропустить направленные к нам важные сообщения от других людей.

Сформулированные правила позволяют в общем процессе человеческого восприятия все же выявить то, что отличает восприятие людьми предметов от восприятия людьми друг друга.

Две особенности восприятия

Первая особенность связана с тем, что субъект и объект межличностного восприятия (в данном случае люди) принципиально подобны. Отсюда индивид (субъект восприятия), делая заключение о состоянии или намерениях другого лица, в максимальной степени склонен и имеет возможность использовать при этом свой собственный опыт.

Другими словами, мы допускаем, что в какой-то степени опыт другого человека напоминает наш собственный, и такое допущение помогает нам более точно его воспринимать.

Например, если я знаю, что мой коллега вернулся с похорон, то мой собственный прошлый опыт дает мне возможность интерпретировать его молчание как депрессию, а не как безразличие или обиду на меня.

Правда, эта же наша способность может приводить к серьезным ошибкам восприятия, вызывающим проблемы во взаимопонимании.

Вторая особенность обусловлена следующим. Если человек допускает ошибку при восприятии предмета (например, примет искусственные цветы за настоящие), то он довольно легко может ее исправить, произведя с этим предметом действия, которые позволят обнаружить ошибку.

Ошибку в восприятии другого человека или неверные представления о его целях или намерениях значительно сложнее не только проверить, но и исправить.

При этом часто воспринимающий и не ставит перед собой задачу уточнить или проверить свое представление, искренне считая его верным.

Разумеется, иногда люди поправляют восприятие друг друга, но чаще одна ошибка влечет за собой другую, значительно влияя на последующий характер межличностной коммуникации.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Дресс-код: правила официальных мероприятий

Итак, главным регулятором в построении общения является тот образ партнера, то представление о нем, которое имеется у каждого. Именно к этому образу и будут обращены коммуникативные послания. При его формировании важное значение имеет первое впечатление о человеке.

Каждый из нас имеет собственные представления и суждения о людях, мире, о себе; планы, которые надо осуществить в будущем, и др. Все это может каким-то образом отразиться на первом впечатлении о другом человеке.

Читайте также:  Телемаркетинг - психология

Вопрос о степени объективности формирующегося первого впечатления связан с вопросом о роли понимания ситуации общения для построения образа другого. В разных ситуациях нам требуются такие представления о партнере, которые помогали бы нам выстроить свое поведение и коммуникацию с ним.

В конкретных условиях не нужно знать, какой человек «вообще», необходимо представлять себе, как он проявится в данной ситуации, чего от него ждать сейчас, при данных целях, задачах, желаниях, в данном контексте. Общение строится не «вообще», а «здесь и сейчас», и представление о партнере должно отражать эту реальность.

Множество ситуаций подтверждает драматическое воздействие первого впечатления на восприятие, что может повлиять на последующую коммуникацию между людьми. Это воздействие могут усилить некоторые психологические особенности участников общения. Укажем на некоторые из них.

Влияние самооценки

Полнота и характер оценки другого человека зависят от таких качеств оценивающего, как степень его уверенности в себе, присущее ему отношение к другим людям.

Если один из участников общения уверен, что его суждения о другом точно соответствуют действительности, то он обычно не заинтересован в получении обратной связи.

В этом случае воздействие первого впечатления может оказаться решающим.

Большинство из нас не раз переживали подобную ситуацию, когда возникает эффект «человека-невидимки». Не важно, что вы делаете или говорите, другой человек не реагирует на ваше поведение, поскольку уже сделал о вас свое заключение, на которое невозможно повлиять.

Проецирование

Познающий может вкладывать свои состояния в другую личность, приписывать ей черты, которые в действительности присущи ему самому, а у оцениваемой личности могут отсутствовать.

Психологи обнаружили, что испытуемые, в личности которых были ярко выражены желчность, упрямство, подозрительность, чаще замечали эти черты у людей, предложенных им для оценки, чем испытуемые, у которых эти черты отсутствовали.

Эффект ореола

Это тенденция воспринимающего преувеличивать однородность личности партнера, например, переносить благоприятное впечатление об одном качестве человека на все его другие качества.

Действует несколько типовых схем запуска эффекта ореола. Чаще всего применяется схема восприятия, которая запускается в случае неравенства партнеров в той или иной сфере — социальной, интеллектуальной и др. Эта схема начинает работать не при всяком, а только при действительно важном, значимом для воспринимающего неравенстве.

Люди склонны систематически переоценивать различные психологические качества тех, кто превосходит их по какому-то существенному для них параметру. Так, если я болезненный и слабый, но хочу быть здоровым и сильным и встречаю пышущего здоровьем и силой человека, то не исключено, что я переоценю его по всем параметрам — в моих глазах он будет и красив, и умен, и добр.

Можно предположить, что схема восприятия в данном случае такова. При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру; мы оцениваем его несколько более положительно, чем было бы, если бы он был нам равен.

Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Важно, что превосходство фиксируется по одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам.

Эту ошибку восприятия стали называть действием фактора превосходства.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Шесть приемов манипуляции и защиты от манипуляторов

Другая ошибка, связанная с действием эффекта ореола, заключается в том, что если человек нам нравится внешне, то одновременно мы склонны считать его более хорошим, умным, интересным и т.д., то есть переоценивать многие его психологические характеристики.

Еще одна схема запуска эффекта ореола связана с действием фактора «отношения к нам»: те люди, которые нас любят или хорошо к нам относятся, кажутся нам значительно лучше (умнее, справедливее и т.п.) тех, кто относится к нам плохо.

Таким образом, при формировании первого впечатления «эффект ореола» проявляется в том, что общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке, а негативное впечатление — к недооценке неизвестного нам человека.

Если в ситуации общения действует хотя бы один из рассмотренных факторов — превосходства, привлекательности или отношения к нам, то человек скорее всего применит одну из схем восприятия и, возможно, ошибется в оценке партнера.

Стереотипизация

Социальные стереотипы — основа формирования первого впечатления, а социальная стереотипизация — главный механизм этого процесса.

Социальный стереотип — устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной группы.

Любой социальный стереотип является порождением определенной группы людей, и отдельный человек пользуется им лишь в том случае, если относит себя к этой группе.

Трудность заключается в том, что видимым носителем того или иного стереотипа всегда является конкретный индивид. Поэтому при объяснении происхождения и функции стереотипа часто пытаются идти от изучения опыта человека, его знаний о предмете стереотипа, т.е.

от его индивидуальных особенностей. Это приводит к неверным выводам о том, будто социальные стереотипы — следствие ограниченного опыта, невежества, плод скороспелых обобщений.

Однако такие объяснения противоречат не только данным исследований, но и фактам, известным большинству людей.

Везде, где можно выделить различные группы, существуют и стереотипы, определяющие представления этих групп друг о друге, и адекватно они могут использоваться только в межгрупповых отношениях для быстрой ориентировки в ситуации и определения людей как представителей различных групп.

Ориентировка и определение происходят мгновенно: по знакам групповой принадлежности срабатывает механизм стереотипизации и актуализируется соответствующий социальный стереотип.

Для запуска этого механизма совершенно неважно, что в действительности происходит, каков личный опыт владельца стереотипа; главное — не ошибиться в ориентировке.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Ритуальное общение: правила игры в жизнь

Ситуации первой встречи относятся именно к межгрупповому уровню общения. Поскольку в ней основное — решить вопрос о групповой принадлежности партнера, то наиболее важными характеристиками партнера оказываются те, что позволяют отнести его к какой-то категории, группе.

Именно эти характеристики и воспринимаются наиболее точно. Все остальные черты и особенности индивида просто достраиваются по определенным схемам. Если общение ограничено по каким-то причинам только межгрупповым уровнем, то такая схема восприятия всегда приводит к успеху.

Вместе с тем стереотипизация предполагает определенную оценку и неизвестных воспринимающему свойств и качеств его партнера, что может привести к неадекватному общению в дальнейшем, за пределами ситуации первой встречи, когда потребуется точность в определении именно этих ненаблюдаемых психологических качеств.

Таким образом, восприятие другого всегда одновременно верно и неверно, правильно и неправильно, более точно в отношении главных в данный момент характеристик и менее точно в отношении остальных. Вот почему требуются дополнительные усилия, чтобы видеть как сходство, так и различия между людьми.

Важно отметить следующее. Почти каждый взрослый человек, имеющий достаточный опыт общения, вполне способен точно определить наиболее значимые характеристики партнера — его социально-демографическую и профессиональную принадлежность, психологические черты.

Однако эта точность высока только в нейтральных обстоятельствах, когда устранены все возможности взаимодействия, общения, зависимости между людьми и единственной задачей является точное и полное восприятие другого человека. Чем менее нейтральны отношения, чем более люди заинтересованы по тем или иным причинам друг в друге, тем выше вероятность ошибок.

Среди людей, способных точнее судить и понимать поведение других, чаще встречаются те, кто:

  • в своих заключениях опираются на наблюдение за поведением, а не на стереотипы;
  • менее авторитарные личности;
  • более объективно относящиеся к себе.

Таким образом, неудачи и провалы в межличностной коммуникации часто случаются потому, что, во-первых, люди неверно и неточно воспринимают друг друга; во-вторых, не понимают, что их восприятия неточны.

Хотя было бы иллюзией считать, что более точное восприятие всегда приводит к более успешной коммуникации.

Тем не менее, удовлетворенность общением и в кратковременных, и в долговременных отношениях во многом зависит от степени адекватности и глубины межличностного восприятия.

Только практические современные знания и навыки. Учитесь только тому, что вам интересно и нужно по абонементу, со скидкой

Источник: http://www.elitarium.ru/vospriyatie-obshchenie-partner-lichnost-vpechatlenie-ehffekt-oreola-stereotip-psihologicheskie-kachestva-kommunikaciya/

Еще о логиках. Шаблоны восприятия

Еще о логиках. Шаблоны восприятия.

Каждая логика, по своей сути, является своеобразной программой действий. И если говорить о понятии «судьба», то становится понятно, что она определяется существующими у человека логиками. Эти программы действий — логики — очень похожи на компьютерные программы.

Именно из них проистекает стремление человека прыгать с высокого моста в воду, несмотря на риск разбиться в случае обрыва прикреплённой к ногам резины, именно благодаря этим неправильным логикам люди отправляются в одиночку в кругосветные путешествия и находят там, наконец, свою смерть.

Это значит, что сам человек обычно находится «в руках» этих программ и под полным их контролем. Естественно, у него появляются неправильные, то есть угрожающие его выживанию, позывы и стремления.

И если Вы в этот момент спросите: «А для чего ты хочешь сделать это?», НИКАКОГО вразумительного ответа (имеются ввиду ПРАВИЛЬНЫЕ для его выживания РЕЗУЛЬТАТЫ!) НЕ БУДЕТ: человек станет оправдываться, защищать свою правоту и, если поймёт, что ему это не удаётся, постарается прервать беседу с Вами. Это значит, что «пойманная Вами за руку» логика начинает защищать своё существование.

Человек является марионеткой в руках своих программ-логик. А сколько их дремлет и ещё не успело включиться! И если им дать волю, они Вас заведут в очень серьёзные неприятности, завлекая «положительными эмоциями», «счастьем», «весельем» и прочими «заманухами».

Ваш ум состоит из правил типа: «Если я вижу…….., это значит, что……» или «Если……, то нужно делать………..» и так далее. Эти правила называются ШАБЛОНАМИ ВОСПРИЯТИЯ. Да-да, конечно, эти шаблоны — очень удобная штука, особенно когда они Вас не подводят, когда Вы не ошибаетесь в своих оценках происходящего — то есть когда не делаете ошибочных оценок.

Жаль только, что эти свои шаблоны, которые в подавляющем своём количестве являются своеобразными правилами, Вы не проверяли на наличие исключений. Говоря точнее, Ваши шаблоны являются ПРАВДАМИ, и, оценивая окружающее с их помощью, Вы НЕМИНУЕМО БУДЕТЕ ОШИБАТЬСЯ.

Как проверить — ошибаетесь Вы или нет? Объективные факты и объективные результаты — вот независимые ни от кого показатели правильности Ваших мнений.

Идеальным вариантом шаблона является ИСТИНА, то есть правило без исключений. Этот шаблон не даёт осечек. Он не даёт «может быть» — он даёт «БУДЕТ-с-гарантией-100%». Да, таких шаблонов мало.

А Вы что, хотите иметь БОЛЬШЕ безошибочных шаблонов? Да? Ложь, Читатель. Тот, кто ХОЧЕТ, уже имеет их, тот, кто ХОЧЕТ найти Истины, их уже нашел.

А когда человек чего-то не хочет делать, он придумывает оправдания — то есть, создаёт «ложь с целью сокрытия своих Действительных намерений».

Для чего нужна Безошибочная логика? Какова её роль в жизни человека?

ИСТИНА: Безошибочная логика существует у человека до тех пор, пока у него есть другие логики: когда ВСЕ другие логики исчезают, Безошибочная логика тоже ИСЧЕЗАЕТ.

Говоря проще, Безошибочная логика нужна только лишь для ИСПРАВЛЕНИЯ всех существующих логик человека.

ИСТИНА: Всё действие Безошибочной логики заключается в том, что в области выживания тела человек начинает добиваться успеха, а в области мыслей, идей и мнений исчезают все неправильности и ошибки.

Источник: https://psibook.com/library/3731/63.html

Ссылка на основную публикацию