Критика в обход сопротивлений — психология

открытая библиотека учебной информации

Чтобы критика была услышана и дала нужный эффект, ее композицию (формулу) нужно построить оптимальным образом.

Основные формулы грамотной критики:

1. Плюс-минус-плюс

Пункт раз: Плюс, «Что хорошо». Начинать практически всœегда имеет смысла с какого-то позитива, что обеспечит контакт с человеком, создаст ему запас ресурсного состояния и предупредит его, такой возможный, уход в защиту.

Пункт два: Минус, а точнее, «Как можно сделать это лучше». Тут лучше говорить не что плохо, не что нужно исправлять, а что можно сделать лучше, что можно изменить или добавить.

Исправляют — дефективное, а добавляют — к хорошему. Говорить про крайне важность «исправить» — конфликтно, а о возможности изменить и добавить — нормально, это сохраняет конктакт.

По возможности, это «изменить и добавить» сделайте понятным, конкретным, дайте позитивный образец, чтобы вашими словами можно было воспользоваться. И тогда МИНУС оказывается не негативной констатацией, а конструктивной и доброжелательной подсказкой.

Вроде бы и минус, но одновременно как бы и подарок, и вместо желания агрессивно защититься «А на себя-то посмотри!» появляется понимание, что действительно можно сделать.

Пункт три: снова Плюс. Чтобы желание воплотилось в действие, его нужно поддержать финальным плюсом: чем-то позитивным, энергичным и воодушевляющим.

«Ведь ты же — талантливый? У тебя — получится!»

Итого, начинай с достоинств, продолжи трудным, заверши приятным и воодушевляющим!

2. Развернутая критика — вид критики «Плюс-минус-плюс», где основной элемент («минус») говорится не коротко, а подробно разворачивается. Развернутая критика имеет смысл, когда человек не обидчив, вопрос критики — не больной, не острый, а важным оказывается момент конструктива — как на будущее делать лучше.

Формула развернутой критики:

Что хорошо (ресурсная смазка),

Что добавить или изменить (собственно конструктивная критика),

Как это лучше сделать (детализация в подсказку),

Кто в этом поможет (люди или другие ресурсы в помощь и поддержку).

И пряничек напоследок.

3. Веселый наезд – претензии и обвинœения скорее шутливого плана и на высоком эмоциональном тоне, заражающем того, на кого наезжают.

4. Критика в обход сопротивлений – специальная формула критика, учитывающая вероятное сопротивление того, кого мы критикуем. Эту формулу крайне важно применять тогда, когда человек обидчив и происшедшая ошибка достаточна серьезна, чтобы указание на нее могло задеть самолюбие человека.

Формула:

Контакт. Хорошие слова: доверие, снять защиты.

Разобраться — скорее в позиции позитива.

Косвенно напрячь, предупредить безразличие.

Самокритика наша — мы тоже не совершенны.

Его самокритика, его собственные оценки: пристроились и уточнили.

Позитив и конкретика: что добавить или изменить.

Энергия выхода — хорошие слова или бодрые интонации: пинок, поддержка, отвлечение.

5. Критика, развернутая до размеров разборки (как бы «работа над ошибками», очень подробный анализ деятельности и построение стратегии поведения, работы на будущее).

Читайте также

  • — Композиция грамотной критики

    Чтобы критика была услышана и дала нужный эффект, ее композицию (формулу) нужно построить оптимальным образом. Основные формулы грамотной критики: 1. Плюс-минус-плюс Пункт раз: Плюс, «Что хорошо». Начинать практически всегда имеет смысла с какого-то позитива, что… [читать подробенее]

  • Источник: http://oplib.ru/energetika/view/1256544_kompoziciya_gramotnoy_kritiki

    Грамотная критика

    Критика — опасна. Обычная критика вызывает обиды и протесты, провоцирует конфликты, портит отношения, а тот, кого критикуют. лучше не становится.

    https://www.youtube.com/watch?v=NLLYsnIBLBQ

    Грамотная критика экологична для партнера, сохраняет отношения и конструктивна — помогает решать вопросы более эффективно.

    Что отслеживает, о чем заботится тот, кто умеет критиковать грамотно?

    Контакт. Критика уместна, если у вас есть возможность контакта. Нет возможности контакта — критика бессмысленна. Партнер орет на вас в истерике, вам это не нравится, но в данной ситуации критика с вашей стороны неуместна — она услышана не будет.

    Личностные особенности того, кого критикуют. Легче с людьми воспитанными, знакомыми с форматом. Аккуратнее с обидчивыми и невротиками.

    Ваш статус. Высокостатусной личности и руководителю позволено больше. Если вы никто, то и критика вам не разрешена.

    Отношения между вами, в первую очередь доверие к вам. Чем больше у вас есть кредит доверия, тем больше вы можете себе позволить в критике: критику более частую, открытую и жесткую. Если отношения у вас не близкие и доверия вы не завоевали, вы можете позволить тебе только редкие критические замечания и только в самой аккуратной форме.

    Интересы дела. Критиковать надо не тогда и не так, когда и как рвется с души, а чтобы получить нужный результат. Ваши ориентиры —

    • позитив. Воодушевляющая критика — не обидна, а мотивирует. Вызывает не желание защититься и ударить в ответ, а благодарность за внимание и желание измениться (или поправить сделанное). Например. У руководителя есть любимый, талантливый сотрудник. Этот сотрудник принес эскиз дизайна, руководитель смотрит и реагирует: «Возмутительно! Это нарисовал мой лучший, самый талантливый сотрудник! Да, мы видим хорошую, качественную работу — в целом. Но, во-первых, вот тут и тут сделано неряшливо, как будто второпях, а во-вторых — где же изюминка? Так нарисуют многие профессионалы, но ты то — не многие! Когда переделаешь?»
    • конструктив. Конструктивная критика — критика, в которой говорится не что плохо, а что и как сделать лучше. Что добавить или изменить, чтобы получить требуемый результат. Неконструктивная критика зацикливает человека на проблеме, конструктивная критика помогает проблему разрешить. Конструктивность критики — необходимый элемент психологической грамотности.,
    • ответственность. Результатом критики должно оказаться не желание человека защититься и ударить в ответ, а благодарность за внимание и желание измениться (или поправить сделанное).

    Что в грамотной критике недопустимо

    В грамотной критике недопустимы конфликтогены, обвинения и позиция Жертвы.

    Конфликтоген — коммуникативный (реже — поведенческий) элемент (слово, оборот, жест, интонация), способный вызвать напряженность и спровоцировать конфликт в отношениях. Образно — коммуникативный укол или удар.

    Чтобы не допускать конфликтогены, их полезно знать «в лицо». Типичные коммуникативные конфликтогены:

    • Оскорбления, грубость, насмешки, язвительнось
    • Наезды, обвинения, особенно с обобщениями (Ты опять?! Ты как всегда! Это еще почему? и т.д. и т.п.)
    • Оправдания, Игра в дурика. Я не знал ( в смысле сам дурак)
    • Оправдывается тот, кого обвиняют. Если вы не обвиняли, а человек начал оправдываться — это обвинение вас в обвинении и просто то, что вы не заказывали. Как правило, оправдывающийся человек самой позицией снизу провоцирует наезды и обвинения, провоцирует — конфликт.
    • Давление и запреты (Надо. Прекрати! Немедленно сделай. Не щас, а сейчас же!)
    • Негативные оценки, обесценивание (Ага, ну да, конечно! Щаз! А еще чего? Морда не треснет? Чушь! Бред! Фигня! Да ну брось ты!)
    • Возражения, несогласие. (Нет. Нет, ну что вы говорите?! Ты не прав. Это не так.)
    • Вы сказали что-то дельное, человек не захотел это услышать и возразил — конфликтоген.
    • Категоричность, особено с обобщениями (Все мужики-бабы сволочи!, Нет! Ничего подобного! )
    • Позиция превосходства, нравоучения, (На самом деле. Естетственно. Очевидно).
    • Юмор на человека (Все вариации на тему Ты — смешной!)
    • Перебивания, пренебрежение Фразы: «Перестань! Изыди! Достал!»
    • Невнимание и неблагодарность (не оценили по заслугам, не оценили попытку помочь)
    • Игнорирование, саботаж
    • Безразличие, отдельность, эмоциональная холодность (грозное молчание, незаинтересованность, отсутствие ответных синтонов близким людям и т.д.)

    Если ваша критика воспринимается как конфликтоген,

    • спросите партнера, в какой форме вам было бы лучше (правильно) сформулировать свое пожелание-критику-недовольство.
    • используйте формат и композицию грамотной критики.

    Композиция грамотной критики

    Чтобы критика была услышана и дала нужный эффект, ее композицию (формулу) нужно построить оптимальным образом. Основные формулы грамотной критики:

    1. Плюс-минус-плюс

    Самая простая и эффективная формула грамотной критики имеет следующий вид: ПЛЮС — МИНУС — ПЛЮС.

    Пункт раз: Плюс, «Что хорошо». Начинать практически всегда имеет смысла с какого-то позитива, что обеспечит контакт с человеком, создаст ему запас ресурсного состояния и предупредит его, такой возможный, уход в защиту.

    Читайте также:  Как успевать много и не уставать - психология

    Пункт два: Минус, а точнее, «Как можно сделать это лучше». Тут лучше говорить не что плохо, не что нужно исправлять, а что можно сделать лучше, что можно изменить или добавить.

    По возможности, это «изменить и добавить» сделайте понятным, конкретным, дайте позитивный образец, чтобы вашими словами можно было воспользоваться. И тогда МИНУС оказывается не негативной констатацией, а конструктивной и доброжелательной подсказкой.

    Пункт три: снова Плюс. Чтобы желание воплотилось в действие, его надо поддержать финальным плюсом: чем-то позитивным, энергичным и воодушевляющим.
    «Ведь ты же — талантливый? У тебя — получится!»

    Итого, начинай с достоинств, продолжи трудным, заверши приятным и воодушевляющим!

    2. Веселый наезд

    претензии и обвинения скорее шутливого плана и на высоком эмоциональном тоне, заражающем того, на кого наезжают.

    3. Развернутая критика

    Развернутая критика — вид критики «Плюс-минус-плюс», где основной элемент («минус») говорится не коротко, а подробно разворачивается. Развернутая критика имеет смысл, когда человек не обидчив, вопрос критики — не больной, не острый, а важным оказывается момент конструктива — как на будущее делать лучше.

    Формула развернутой критики:

    • Что хорошо (ресурсная смазка),
    • Что добавить или изменить (собственно конструктивная критика),
    • Как это лучше сделать (детализация в подсказку),
    • Кто в этом поможет (люди или другие ресурсы в помощь и поддержку).
    • И пряничек напоследок.

    4. Критика в обход сопротивлений

    Критика в обход сопротивлений — специальная формула критика, учитывающая вероятное сопротивление того, кого мы критикуем. Эту формулу необходимо применять тогда, когда человек обидчив и происшедшая ошибка достаточна серьезна, чтобы указание на нее могло задеть самолюбие человека.

    Формула:

    • Контакт. Хорошие слова: доверие, снять защиты.
    • Разобраться — скорее в позиции позитива.
    • Косвенно напрячь, предупредить безразличие.
    • Самокритика наша — мы тоже не совершенны.
    • Его самокритика, его собственные оценки: пристроились и уточнили.
    • Позитив и конкретика: что добавить или изменить.
    • Энергия выхода — хорошие слова или бодрые интонации: пинок, поддержка, отвлечение.

    5. Критика, развернутая до размеров разборки

    Эффективная разборка — разборка, которая выполняет воспитательные цели: как работа над ошибками.

    Обязательные предпосылки (условия), при которых разборка не оказывается напрягом, разговор проходит успешно:

    • знать, с чего начать,
    • что должно быть главным пунктом и
    • чем разборку завершить

    Пред-разборка: обустройство

    Учет заранее всех факторов: времени, места и настроения разборки. Создание уютной и теплой обстановки. Подробнее смотри — Обустройство разборки
    Первый этап: это присоединение, захват и позиционирование

    Отследите, чтобы между вами создался контакт, (смотри, как делаются пристройки), удостоверьтесь, что собеседник точно способен слышать вас и обозначена нужная вам тема, («У меня к вам вопросы по поводу…»),создайте нужную вам атмосферу и настроение. (Например, теплоту. Или атмосферу ответственного напряжения, чтобы все дальнейшее воспринималось максимально серьезно).

    Второй этап: репортаж (анализ «что произошло», создание общего смыслового поля)

    Чтобы в чем-то разобраться, нужно сформировать общее смысловое поле: видеть происшедшее по возможности одинаковым образом. А для этого вы должны знать то, что известно собеседнику, и собеседник должен быть в курсе того, что известно вам (или что вы считаете нужным сообщить ему): должен быть рассказ, репортаж.

    Если в происшедшем вам все основное ясно, если можно или нужно провести короче, если собеседнику нужно дать определенное видение происшедшего, — первый репортаж ваш.

    Если нужно дать собеседнику высказаться, «выпустить пары», если необходимо получить дополнительную информацию и на разборку достаточно времени, — тогда ваш репортаж может быть только затравкой, а основной доклад вы «поручаете» собеседнику.

    Третий этап: определение причин происшедшего

    Как правило, оправдывает себя стиль, когда вина не валится вся скопом на партнера, а хотя бы из политических соображений раскладывается на всех действующих в ситуации лиц, включая вас. И называется лучше «ответственностью», а не «виной»: так звучит и точнее, и интеллигентнее. («Свою ответственность в происшедшем я вижу в том, что…»)

    Общее естественное правило здесь — вести разговор на уровне разбора конкретных действий, а не общеличностных оценок. Не «ты безответственен!», а «то и то оказалось не сделано». Личность изменить трудно, по крайней мере — дело это не быстрое, изменить же поведение и конкретные действия может каждый.

    Четвертый этап: поиск решения

    Что можно сделать конкретно? Ну, вы сами (или вы вместе) разобрались в причинах происшедшего. Здорово, и что с этим делать? Что может быть принципиальным решением и в каких конкретных шагах этого решение может быть реализовано?

    Пятый этап: мотивация

    Два направления: мотивация прекратить негатив и мотивация к действиям нужным. Хорошо, когда позитивные перспективы видны, а последствия продолжения неправильного поведения понятны.

    Выход: приятный и конструктивный

    Создайте напоследок нужную атмосферу (ответственную или приятную) и направьте на дело, с которым человек определенно справится.

    На языке дрессировщиков, вы должны обеспечить финальное положительное подкрепление.

    Ваши подкрепления раз за разом должны внушать человеку, что с вами беседовать не только нужно, но и приятно, хорошо, а быть успешным (хотя бы под вашим руководством) он вполне может.

    Если вдруг на каком-то этапе разборки вы в ответ получаете не конструктивное сотрудничество, а защиту, неконструктивные эмоции и прочий протест, то двигать разборку дальше смысла нет.

    На данный момент разговор лучше мягко (с поддержкой и теплотой) замять, но потом (позже) устроить жесткую конструктивную разборку уже по двум пунктам: и по первому поводу, и в связи с неконструктивным поведением во время разборки.

    Другие формы критики

    Деструктивная и конструктивная

    Деструктивная критика — высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека и/или грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков. Деструктивная критика разбивает ваши тезисы и аргументы, показывает ваши недостатки и слабости, обнаруживает ваши ошибки и недочеты.

    Разрушительность такой критики — в том, что она затрудняет человеку возможность «сохранить лицо», отвлекает его силы на борьбу с возникшими отрицательными эмоциями, снижает у него веру в себя. Деструктивная критика почти всегда безполезна и как правило вредна.

    Конструктивная критика — критика, в которой говорится не что плохо, а что и как сделать лучше. Что добавить или изменить, чтобы получить требуемый результат. Куда прете? — деструктив. Пройдите левее, пожалуйста! — конструктив.

    Конструктивная критика всегда эффективнее деструктивной, но делать ее такой трудно.

    Прямая и косвенная

    Прямая критика о недостатках говорит прямо. Косвенная — описывается похожий случай или чужие аналогичные недочеты, из чего критикуемый легко догадывается о недочетах своих. Но прямо вы ему ничего не говорили.

    Косвенная труднее, но лучше бережет самолюбие.

    Чем меньше опасность эмоциональных защит, тем проще и прямее можно говорить, что вы думаете о происшедшем. В случае серьезных ошибок или личностной неустойчивости критика должна быть максимально щадящей: косвенной, скрытой, поддерживающей.

    Открытая и скрытая

    Открытая — автор критики известен. Скрытая — неизвестен. Например, организуем ситуацию, чтобы не мы покритиковали, а типа жизнь покажет…

    Поддерживающая и разгромная

    Эти формы критики касаются личности, но поддерживающая самооценку укрепляет, репутацию поднимает, а разгромная — наоборот.

    Разгромная использует переходит на личности, использует обвинения, тяготеет к публичности.

    Поддерживающая критика — с пряничками, с ресурсной смазкой.

    Ты талантливый. У тебя получается. Мне вообще в тебе нравится. Ты очень надежный человек.

    Общего плана и конкретная

    Критика общего плана говорит в общем. Конкретная — детально, конкретно. Не просто что не работает, а когда и в какой степени. Из-за каких причин. И не просто как сделать лучше, а как это сделать конкретно: куда пойти, к кому обратиться.

    Как правило, конкретность полезна и ценна почти всегда. И чем ее больше, тем лучше.

    Если же говорить точнее, необходимость конкретики и детализации зависит от уровня компетентности. Если критикуемый не знает, как исправить, как сделать лучше — конкретные подсказки очень ценны. Если же специалист в курсе, ему достаточно подсказать, что ошибка допущена или где-то что-то неисправно: как ситуацию поправить, он знает лучше вас.

    Читайте также:  Джулиан роттер - психология

    Мотивирующая и останавливающая

    Мотивирующая — создающая желание делать. Останавливающая — ставящая запреты делать недопустимое. Поддерживающая критика касается личности, мотивирующая направлена на действия.

    Ты молодец — поддерживающий момент критики. «Вперед! У тебя получится!» — момент мотивирующий.

    Ссылка на источник

    Источник: http://duat.asia/story/gramotnaya-kritika

    Психологические сопротивления и защиты

    Ширяевы Игорь и Лариса

    Что такое психологическое сопротивление? Это все силы в психике человека (клиента), которые противодействуют неприятной ситуации или психологической помощи, потому что она связана с неизбежностью болезненных ощущений (психологической боли).

    Зачем нужны психологические защиты?

    Мы уже упомянули выше, что защита, в том числе и психологическая, защищает любого человека от прошлой (психотравма, воспоминания); или актуальной (непосредственно происходящая ситуация) или от будущей (гипотетические страхи и переживания) психологической боли.

    Природа создала эти защиты для…скорой психологической самопомощи (примерно как ответная реакция на болезнь или травму у организма). Однако только ответная реакция с болезнями и физическими травмами тела справиться не может, сколько его не укрепляй и не повышай иммунитет.

    Поэтому нужны врачи, медикаменты, операционные вмешательства, физиотерапия, санаторное лечение и прочее. С психикой все почти то же самое – психологические защиты ТОЛЬКО ЗАЩИЩАЮТ, но не «лечат», т.е. проблему они не решают, она остается с Вами.

    Поэтому уповать на «психологический иммунитет, психологическую сопротивляемость» и быть от этого устойчивым и выносливым к психологическим перипетиям своей жизни, увы, недостаточно. Ведь именно психологические защиты делают человека в обычной жизни странным, неадекватным, закомплексованным и т.д.

    Защитить-то они защитили, но для нормальной жизни непригодны. Это как везде ходить в латах – на работу, на отдых, к знакомым, и спать в латах и есть в латах и душ принимать в латах ну и т.д. Они будут Вам мешать, а у окружающих вызывать недоумение (это в легком случае).

    Так в каких случаях проявляются психологические защиты и сопротивления?

    Прошлая психологическая травма (стресс)

    Неприятные воспоминания

    Страх перед любыми неудачами

    Страх перед любыми изменениями

    Стремление к удовлетворению своих детских потребностей (инфантилизм)

    Вторичная выгода от своей болезни или своего состояния

    Слишком «жесткое» сознание, когда оно наказывает человека непрекращающимися невротическими страданиями

    Нежелание менять «удобную» социальную позицию на «неудобную» — быть активным, работать над собой, быть сексуальным, быть социально адаптивным, больше зарабатывать, сменить партнера и прочее.

    Каковы же последствия психологических защит, если не решать психологическую проблему?

    Сначала теряется адаптивность поведения, т.е. человек ведет себя неадекватно ситуации. Хуже общается. Ограничивает свой образ жизни или он становится очень специфичным.

    Далее дезадаптация нарастает. Могут возникать психосоматические заболевания (заболевания, первопричиной которых явились эмоциональные травмы). Нарастает внутреннее напряжение, тревожность. «Сценарий» жизни начинает подчиняться психологической защите от душевной боли: определенного вида хобби, увлечения, профессия.

    Образ жизни становится эдакой формой «безболезненной психотерапии». Защитный стиль жизни становится самым важным, т.о. идет постоянное отрицание проблем и усугубление дезадаптации и психосоматики.

    Какие бывают психологические защиты?

    Канализация агрессии на других людей (в словесной (вербальной) или в поведенческой форме) – говорит о скрытом чувстве вины.

    Вытеснение – выталкивание из сознания болезненных воспоминаний и чувств, импульсов. Человек просто «забыл», «не успел», «не сделал».

    Отрицание – намеренное игнорирование болезненных реальностей и действование так, будто бы их не существует: «не заметил», «не услышал», «не увидел» и т.д. очевидных стимулов, сигналов. (Скарлетт (Унесенные ветром): «Я подумаю об этом завтра»).

    Формирование реакции (при неврозе навязчивых состояний (обсессивно-компульсивный невроз) – преувеличение одного эмоционального аспекта ситуации, чтобы с его помощью подавить противоположную эмоцию. Например быть предельно унктуальным а на самом деле желание быть свободным со временем.

    Трансфёр (перенос, перемещение) – смена объекта чувств (перенос с реального, но субъективно опасного объекта на субъективно безопасный).

    Агрессивная реакция на начальника переносится с начальника, которого наказать невозможно в силу ряда психологических и иных причин, на собаку – как на более слабое существо (японцы использовали эту психзащиту в изобретении кукол для биться, замещающих начальника); или перенос любви или агрессии в адрес психотерапевта, вместо выражения этих эмоций настоящему объекту вызвавшему эти чувства.

    Обратное чувство – изменение импульса, превращение его из активного – в пассивный (и наоборот) – либо смена его направления (на себя с другого, или на другого с себя), например, садизм – может перейти в мазохизм, или мазохизм – в садизм.

    Подавление (фобии) — ограничение мыслей или действий для того, чтобы избежать тех из них, которые могут вызвать тревогу, страхи. Эта психзащита порождает различные персональные ритуалы (амулет на экзамен, определенная одежда для уверенности в себе и прочее).

    Идентификация с агрессором (подражание) – имитация того, что понимается как агрессивная манера внешнего авторитета. Критика детьми своих родителей в их же агрессивной манере. Подражание поведению своего начальника дома со своей семьей.

    Аскетизм – отказ себе в удовольствиях с видом собственного превосходства.

    Интеллектуализация, рационализация (обсессивно –компульсивный невроз) – излишнее умствование как способ переживания конфликтов, долгое обсуждение (без переживания аффекта, связанного с конфликтом), «рациональное» объяснение причин произошедшего, на самом деле не имеющее ничего общего с рациональным объяснением.

    Изоляция аффекта (обсессивно – компульсивный невроз) – подавление чувств, связанных с какой–то определённой мыслью.

    Регрессия – возвращение в ранний возраст (плач, беспомощность, курение, алкоголь и прочие инфантильные реакции)

    Сублимация – перевод одного вида энергии в другой: секс – в творчество; агрессия – в политическую активность.

    Расщепление – разделение позитивного и негативного в образах «я» и объектов. Резкая смена «+» и «-» оценок себя и других – нереалистичная и нетвёрдая оценка. «+» и «-» сосуществуют отдельно, но параллельно. Например, то психотерапевт «+», то вдруг «-» и так по поводу любого значимого человека.

    Девальвация – сведение важного до минимума и презрительное отрицание этого.

    Примитивная идеализация – преувеличение силы и престижа другого человека.

    Всемогущество – преувеличение собственной силы.

    Проекция – наделение собственными конфликтующими или любыми другими своими импульсами другого человека.

    Проективная идентификация – проекция на какого – то человека, над которым человек затем пытается установить контроль. Проекция своей враждебности на других и ожидание того же с их стороны.

    Репрессия – подавление желаний.

    Эскапизм – избегание цели ситуации. Это может проявляться буквально, т.е. поведенчески человек может физически убегать из ситуации (от общения, от встречи), а может косвенно – избегать определенных тем разговора.

    Аутизм – глубокий уход в себя (выход из «жизненной игры»).

    Реактивное образование – замена поведения, или чувства на противоположное поведение или чувство как реакция на сильнейший стресс.

    Интроекция – некритичное усваивание чужих убеждений и установок.

    Фанатизм – воображаемое слияние желаемого и действительного.

    Это далеко не полный список всех психологических защит, но зато это самые яркие и распространенные реакции. В любом случае эти реакции не освобождают человека от психологической проблемы, а только временно защищают, дают возможность «психологически выжить» в критической ситуации.

    Источник: http://MirZnanii.com/a/204678/psikhologicheskie-soprotivleniya-i-zashchity

    Критики и ненавистники: как оказывать сопротивление?

    Источник изображения

    Совершенно не важно, какой путь вы избрали в своей жизни: создали собственный бизнес или долгое время работаете на кого-то; постоянно переезжаете с места на место или прожили все время в одном и том же городке; 5 раз в неделю посещаете тренажерный зал или каждый вечер просиживаете штаны перед телевизором; летаете бизнес-классом или предпочитаете путешествовать поездом — что бы вы не делали и чем бы не занимались, всегда найдется кто-то, кому ваш образ жизни придется не по душе.

    По неизвестным никому причинам этот «кто-то» проецирует свою внутреннюю неуверенность, подсознательные страхи и накопившиеся негативные эмоции на окружающих. Подобному неблагоприятному влиянию нужно научиться давать отпор.

    Читайте также:  Культура стыда - психология

    Сегодня мы предлагаем вам ознакомиться с некоторыми интересными способами борьбы с неконструктивной критикой и несправедливым осуждением со стороны окружающих.

    Эти методы помогут вам избавиться от влияния так называемых «хейтеров» (haters, от английского hate — ненавидеть), не переживать по поводу плохих комментариев в социальных сетях или блогах и, наконец, перестать зависеть от чужого мнения.

    Самая большая критика в вашей жизни

    Наибольший источник критики в жизни человека находится между его ушами, а самая сложная задача на пути к достижению целей состоит в том, чтобы найти мужество для борьбы с внутренней уязвимостью.

    Начинающие предприниматели всегда проходят через стадию внутренних терзаний и сомнений. Но их возникновение чаще всего спровоцировано вовсе не сторонними наблюдателями и опытными советчиками, а самими стартаперами.

    • 10 самых нелогичных советов от известных предпринимателей

    Джеймс Клиер (James Clear), предприниматель, блоггер, автор недавно вышедшего в свет руководства по трансформации привычек и, как ни странно, тяжелоатлет, вспоминает, насколько непросто было принять мысль о том, что его идея может не понравиться другим:

    «Я больше года не рассказывал никому из друзей о своем бизнесе, потому что очень переживал по поводу того, как они оценят мои начинания.

    Долгое время я не находил в себе смелости, чтобы начать вести персональный блог.

    Меня останавливала, как я осознал позже, вовсе не возможность получения плохих отзывов и даже не боязнь совершенно беспощадных в своих комментариях читателей. Причина крылась в моих собственных страхах.

    Я постоянно беспокоился о том, что же подумают люди, начни я писать о вещах, которые меня действительно волнуют. Прежде чем я решился опубликовать свои заметки и статьи, прошел целый год».

    То, что люди критикуют чьи-то поступки, еще не значит, что они действительно озабочены обсуждаемой проблемой или хотят уберечь кого-то от неправильного решения. Чаще всего такие личности критикуют только для того, чтобы критиковать. Это значит, что вы можете со спокойной душой игнорировать их советы и продолжать заниматься своим делом.

    • Этический маркетинг: как построить успешный бизнес?

    Но имея в виду то, что все представители homo sapiens в той или иной степени нуждаются в подтверждении своей социальной состоятельности, ни во что не ставить замечания окружающих, к сожалению, вряд ли получится.

    Например, принимая решение об освоении новых рынков сбыта или расширении ассортимента продукции, вы, скорее всего, поинтересуетесь, что думают по этому поводу ваши коллеги, друзья или родственники.

    Поможет ли это повысить спрос? Какой будет реакция конкурентов? Как это повлияет на вашу репутацию?

    • Усталость от принятия решений — психология продаж

    «Ваши поступки всегда будут поддаваться критике. Если вас не критикуют, это значит, что вы решили никому не показывать свое величие».

    Вся правда о критике

    Правда кроется в том, что источник критики практически всегда находится в голове человека.

    Джеймс Клиер убедился в том, насколько сильным может оказаться влияние злостной критики:

    «За последние 9 месяцев мои статьи прочли почти 1 200 000 человек (250 000 в моем блоге и больше 1 000 000 читателей на других сайтах, где также публикуются мои работы).

    98% этих людей просто знакомились с интересующими их статьями и делились материалами в социальных сетях, 2% посетителей изучали публикации и подписывались на рассылку с уведомлениями о новых постах, и около 0,000008% читателей оказались настоящими мерзавцами, оставившими ужасные комментарии или отправившими мне полные негодования email.

    Один из читателей весьма красноречиво выразился о моих работах: “Автор этих статей, похоже, свято верит в то, что есть миллионы идиотов, готовых читать эту чушь”. Еще один милый джентльмен написал так: “Жаль времени, потраченного на чтение этого бреда”.

    Даже несмотря на то, что большинство людей положительно или нейтрально относились к моим статьям, неприятный осадок после получения этих единичных негативных комментариев никуда не исчез».

    Судя по всему, человеку вполне естественно выдвигать массу претензий, возражений и замечаний. Психолог Рой Баумейстер (Roy Baumeister) и ученые Университета штата Флорида (Florida State University) утверждают, что мы гораздо дольше храним в памяти воспоминания, вызванные какими-то неприятными событиями.

    В своей дипломной работе «Плохое сильнее хорошего» (Bad Is Stronger Than Good) Баумейстер проанализировал результаты нескольких научных исследований, подтверждающих, что отрицательная критика запоминается лучше, нежели похвала. Обнаружив, что даже счастливые люди могут возобновить в памяти гораздо больше каких-то безрадостных, нежели счастливых событий, ученый сделал вывод, что сила одного негативного воспоминания равна силе пяти положительных.

    • 10 поразительных фактов о работе головного мозга

    Смотрите на дорогу, а не на стены

    Многие мировые эксперты считают Марио Андретти (Mario Andretti) самым успешным и разносторонним гонщиком всех времен.

    В Соединенных Штатах имя этого американского автогонщика итальянского происхождения является синоним слова «скорость», так же как и имя Стирлинга Мосса (Stirling Moss) в Англии.

    На сегодняшний день Андретти является единственным пилотом, одержавшим победу в чемпионате мира Формулы-1, Индианаполис-500, Дайтона-500 и NASCAR.

    В интервью для журнала SUCCESS Марио рассказал о своем секрете успеха: «Не смотрите по сторонам. Машина едет туда, куда устремлен ваш взгляд». Когда молодые гонщики начинают свою профессиональную карьеру, это один из главных уроков, который им приходится усвоить. Разгоняясь до 200 километров в час, пилот не имеет права спускать глаз с дороги, иначе он просто разобьется.

    То же самое можно сказать и в отношении жизни, работы и того, как же все-таки справиться с критикой.

    Замечания, претензии и негативная реакция других людей — это стены. Фокусируясь на подобных стенах, вы рано или поздно в них врежетесь. Вас захлестнут собственные гнев и внутренняя неуверенность, а мысленно вы будете всегда возвращаться к тому, что не дает вам спать по ночам.

    Конечно же, никто не говорит о том, что чей-то негатив может сбить вас с правильного пути и помешает достичь поставленных целей, но замедлить этот процесс он, безусловно, способен.

    Впрочем, сосредоточившись на дороге и движении вперед, вы можете проломить все стены и барьеры, что находятся вокруг. 🙂

    • 8 типичных ошибок мыслительного процесса

    Как оказывать сопротивление ненавистникам?

    «Большинство людей нуждаются в любви гораздо больше, нежели в советах». — Боб Гофф (Bob Goff).

    Случай, произошедший с Гэри Вайнерчуком (Gary Vaynerchuk), американским предпринимателем, совладелецем и управляющим винного супермаркета «Wine Library» (Винная библиотека) в Спрингфилде, служит отличным примером того, как можно — или даже нужно — реагировать на критику.

    Когда Вайнерчук опубликовал свою книгу «Раздави его» (Crush it) на сайте Amazon, он получил десятки отзывов, получивших всего лишь рейтинг 1 или 2 звезды. Читатели в своих комментариях просто вопили о том, что книга была «ничтожной» и прозвали ее «полной чушью, не представляющей собой никакой ценности». Учтите, что речь шла о бестселлере!

    • 12 ценных бизнес-уроков от Джеффа Безоса (Amazon.com)

    Вместо того, чтобы отстаивать значимость своей работы, Гэри решил ответить на все отрицательные комментарии искренними извинениями. К примеру, читатель по имени Френк (Frank) оставил красноречивый однозвездочный отзыв и удивлялся тому, как эту книгу вообще опубликовали.

    Вайнерчук ответил ему так:

    «Френк, я искренне прошу вашего прощения за то, что не оправдал всех ваших ожиданий. Я надеюсь встретиться с вами хотя бы на 15 минут, чтобы извиниться и ответить на все вопросы, что могли у вас возникнуть. Мне действительно очень жаль».

    Что получилось в итоге? Ошеломленный Френк прислал Гэри свой телефонный номер и обсудил с ним все спорные, с его точки зрения, факты и советы, изложенные в работе. После беседы с автором книги Френк оставил еще один отзыв:

    Источник: https://lpgenerator.ru/blog/2013/10/14/kritiki-i-nenavistniki-kak-okazyvat-soprotivlenie/

    Ссылка на основную публикацию