Упражнение: если бы я любил — психология

Упражнение «Если бы я любил…». Часть 1

Упражнение: Если бы я любил - психология

Упражнение «Если бы я любил…»

Я вас люблю!

Человек получает такой текст упражнения и далее думает, как он мог бы это «Если бы я любил» выполнить. Или начинает его выполнять, попутно разбираясь со своей душой, а также с целями и смыслами этого упражнения. Если бы это упражнение выполняли вы, я бы скоро задал вам следующие вопросы:

Со сколькими людьми вы контактировали в течение дня? Скольких из них вы любили? Сколько времени конкретно? Почему вы думаете, что вы их любили? Как вы определяете, как вы узнаете, что вы любите какого-то человека?

Понятно, что одна из задач упражнения — это состояние, состояние любви, узнавать настолько ясно и четко, чтобы позже в спорных житейских ситуациях не было разногласий: «ты любишь или нет». А также чтобы твоя любовь людей устраивала.

Вот семья. К мужу пришел друг, жена его облаяла, теперь мужу очень хочется ее укусить. А если бы он ее любил: что бы он сделал?

Для нее муж — хороший человек, но в сексе неинтересен, и вечером ее больше привлекает телевизор, а не постель с ним. А если бы она его любила?

Или: ваш ребенок считает, что портфель очень напоминает футбольный мяч, а сервант с фарфором — ворота, и собира-

ется бить пенальти. Защитив фарфор, вы хотели бы его же портфелем дать ему по голове, чтобы он начал соображать. А если бы вы его любили? А если бы вы одновременно любили еще и порядок?

Твоя любовь — это просто доброе (заботливое, ответственное) отношение к… — или нечто большее? Есть ли ощущение общности, стремление к близости? Есть ли ощущение: «родное, мое, сердечное?», живое трепетное восприятие его, живого и трепетного? Что несет твоя любовь? Какой в ней смысл — тебе? тому, кого ты любишь? делу? вещи, к которой ты проявляешь любовь? Если ты любишь все и всех — ты живешь теперь в мире, наполненном любовью? В любимом мире? Как тебе теперь живется в таком мире?

Вопросы для философствующих исследователей: если ты любишь все и всех — количество любви на каждого в соответствии с законом сохранения энергии стало поменьше? Или твоя любовь такая, что чем больше ты любишь всех, тем чище и богаче твоя любовь к каждому? И вопрос совсем вредный: если ты любишь все и всех — все вещи стали для тебя равными по значимости? Любить стало все равно кого?

О любви к себе: можешь ли ты сказать, что ты себя любишь? Хочешь ли ты любить себя больше или по-другому? Как ты реагируешь на свои ошибки? Часто ли ты себя хвалишь? Как себя поддерживаешь в трудных ситуациях? Какие подарки ты готов себе подарить, чтобы душевно порадоваться? В твоей любви больше материнского (всепрощающего и безусловно принимающего) отношения или отношения требовательно-отцовского?

Хорошее упражнение, ей-богу!

304

Жизнь и игры Синтона

Не удержусь и приведу отчет Ярослава В., занимающегося на дистанции в заочной психологической школе Синтона.

Что есть любовь для меня? Два компонента — чувственный (переживание любви) и деятельный (как выражаю свою любовь). В отношениях критерий проявления любви — забота о человеке, добрые поступки. Работа для меня в этом упражнении — отслеживание своих поступков и действий по отношению к людям.

12 января. Утро. Будильник. Пора вставать. Здравствуй, утро. Как хорошо дома после долгой работы. Вечером снова поездка. Сегодня надо приготовиться. Встреча с мамой. В разговоре — поднимаю маме настроение (вчера очень устала), готовлю завтрак. После завтрака — прибраться по дому, сходить в магазин за продуктами.

Потом — поездка в фирму отчитываться за вчерашнюю группу туристов. Автобус. Метро. По пути — улыбка печальной девушке, грустящей о чем-то. Она отвечает тем же. Малыш в коляске терзает погремушку и вот-вот готов разреветься. Делаю ему смешную гримасу — он смеется. Привет, малыш. В вагоне случайная встреча со знакомым.

Он (видимо, не выспавшись) бормочет о тщете всего сущего и вообще жизнь — поганка. Рассказываю веселую историю — настроение ему поднял. Прихожу в офис со связкой бананов. Сдаю документы на прошлую группу, получаю на сегодняшнюю. Менеджер делится со мною проблемой с домашними. Сочувственно выслушиваю, не перебивая (ей нужно выговориться), угощаю бананом.

Дорога обратно. Дома брат (почти 13 лет) пришел из школы и сидит за компьютером уже второй час. Тут моя любовь проявляется в мягком отстранении его от монитора и популярном рассказе о том, что бывает с глазами от долгого смотрения на экран. Лучше пойдем пообедаем, а потом сыграем партию в шахматы и сходим погулять. Так и происходит. Вечером приходят все остальные.

Готовим вместе ужин, садимся и беседуем. Я собираюсь на работу. В 22 часа еду в центр к автобусу. Вот и мои туристы. Какие вы? Нам с вами жить четыре дня вместе. Что нас ждет? Здравствуйте, рад всех видеть (и далее как обычно). Мы отправляемся в Швецию. Женщина у второй двери возмущается тем, что в автобусе нет туалета.

Рассказываю ей о преимуществах нашего автобуса и успокаиваю тем, что мы будем часто останавливаться. В глазах — только покой и радость. Полночь. Начинается новый день.

Моя работа по этому упражнению состояла в контроле соответствия моих поступков таким, какие бы я делал, если бы любил этого человека. В этот день (как, впрочем, и в остальные) несоответствий не было. Я любил всех, кто встречался мне на пути.

Для меня любовь не одна. Она и к родителям, и к брату, и к знакомым, и к незнакомым людям. Различий нет. Критерий — поступки. Они добрые. Я хочу, чтобы этому человеку было хорошо. Не важно, кто он — друг или незнакомец.

Они — люди, и я всех их (и каждого персонально) люблю.

Источник: https://psibook.com/library/1407/121.html

rumagic.com

rumagic.com

Я вас люблю!

А может, не надо?

Если бы ты любил себя, людей, дела, вещи — что бы ты чувствовал? Как бы ты себя вел, как смотрел, реагировал, относился?

Человек получает такой текст упражнения и далее думает, как он мог бы это «Если бы я любил» выполнить. Или начинает его выполнять, попутно разбираясь со своей душой, а также с целями и смыслами этого упражнения. Если бы это упражнение выполняли вы, я бы скоро задал вам следующие вопросы:

Со сколькими людьми вы контактировали в течение дня? Скольких из них вы любили? Сколько времени конкретно? Почему вы думаете, что вы их любили? Как вы определяете, как вы узнаете, что вы любите какого-то человека?

Понятно, что одна из задач упражнения — узнавать это состояние, состояние любви, узнавать настолько ясно и четко, чтобы позже в спорных житейских ситуациях не было разногласий: «ты любишь или нет». А также чтобы твоя любовь людей устраивала.

• Я люблю человека, но возмущаюсь его поступками. А его это устраивает? А такая любовь действительно ему (и жизни) нужна?

Вот семья. К мужу пришел друг, жена его облаяла, теперь мужу очень хочется ее укусить. А если бы он ее любил: что бы он сделал?

• Более того: что бы хотел сделать? Как на нее смотрел бы, что бы к ней чувствовал, если бы — ее любил?

Для нее муж — хороший человек, но в сексе неинтересен, и вечером ее больше привлекает телевизор, а не постель с ним. А если бы она его любила?

• Здесь нет однозначного ответа, тем более что упражнение предлагает помнить и о любви к себе. Но упражнение предлагает про все это — думать.

Или: ваш ребенок считает, что портфель очень напоминает футбольный мяч, а сервант с фарфором — ворота, и собира-

ется бить пенальти. Защитив фарфор, вы хотели бы его же портфелем дать ему по голове, чтобы он начал соображать. А если бы вы его любили? А если бы вы одновременно любили еще и порядок?

• И т. д. — жизнь щедра на подобные вопросы. Если бы она была так же щедра на ответы!

Твоя любовь — это просто доброе (заботливое, ответственное) отношение к… — или нечто большее? Есть ли ощущение общности, стремление к близости? Есть ли ощущение: «родное, мое, сердечное?», живое трепетное восприятие его, живого и трепетного? Что несет твоя любовь? Какой в ней смысл — тебе? тому, кого ты любишь? делу? вещи, к которой ты проявляешь любовь? Если ты любишь все и всех — ты живешь теперь в мире, наполненном любовью? В любимом мире? Как тебе теперь живется в таком мире?

Вопросы для философствующих исследователей: если ты любишь все и всех — количество любви на каждого в соответствии с законом сохранения энергии стало поменьше? Или твоя любовь такая, что чем больше ты любишь всех, тем чище и богаче твоя любовь к каждому? И вопрос совсем вредный: если ты любишь все и всех — все вещи стали для тебя равными по значимости? Любить стало все равно кого?

О любви к себе: можешь ли ты сказать, что ты себя любишь? Хочешь ли ты любить себя больше или по-другому? Как ты реагируешь на свои ошибки? Часто ли ты себя хвалишь? Как себя поддерживаешь в трудных ситуациях? Какие подарки ты готов себе подарить, чтобы душевно порадоваться? В твоей любви больше материнского (всепрощающего и безусловно принимающего) отношения или отношения требовательно-отцовского?

• Когда ты проснулся, но не выспался, любить себя по материнской модели — это с удовольствием подарить себе еще полчасика на глазок. Любовь к себе по отцовской модели: подъем, контрастный душ, ледяное обливание, зарядка — и вперед!

Хорошее упражнение, ей-богу!

304

Жизнь и игры Синтона

Не удержусь и приведу отчет Ярослава В., занимающегося на дистанции в заочной психологической школе Синтона.

Что есть любовь для меня? Два компонента — чувственный (переживание любви) и деятельный (как выражаю свою любовь). В отношениях критерий проявления любви — забота о человеке, добрые поступки. Работа для меня в этом упражнении — отслеживание своих поступков и действий по отношению к людям.

12 января. Утро. Будильник. Пора вставать. Здравствуй, утро. Как хорошо дома после долгой работы. Вечером снова поездка. Сегодня надо приготовиться. Встреча с мамой. В разговоре — поднимаю маме настроение (вчера очень устала), готовлю завтрак. После завтрака — прибраться по дому, сходить в магазин за продуктами.

Потом — поездка в фирму отчитываться за вчерашнюю группу туристов. Автобус. Метро. По пути — улыбка печальной девушке, грустящей о чем-то. Она отвечает тем же. Малыш в коляске терзает погремушку и вот-вот готов разреветься. Делаю ему смешную гримасу — он смеется. Привет, малыш. В вагоне случайная встреча со знакомым.

Он (видимо, не выспавшись) бормочет о тщете всего сущего и вообще жизнь — поганка. Рассказываю веселую историю — настроение ему поднял. Прихожу в офис со связкой бананов. Сдаю документы на прошлую группу, получаю на сегодняшнюю. Менеджер делится со мною проблемой с домашними. Сочувственно выслушиваю, не перебивая (ей нужно выговориться), угощаю бананом.

Дорога обратно. Дома брат (почти 13 лет) пришел из школы и сидит за компьютером уже второй час. Тут моя любовь проявляется в мягком отстранении его от монитора и популярном рассказе о том, что бывает с глазами от долгого смотрения на экран. Лучше пойдем пообедаем, а потом сыграем партию в шахматы и сходим погулять. Так и происходит. Вечером приходят все остальные.

Готовим вместе ужин, садимся и беседуем. Я собираюсь на работу. В 22 часа еду в центр к автобусу. Вот и мои туристы. Какие вы? Нам с вами жить четыре дня вместе. Что нас ждет? Здравствуйте, рад всех видеть (и далее как обычно). Мы отправляемся в Швецию. Женщина у второй двери возмущается тем, что в автобусе нет туалета.

Рассказываю ей о преимуществах нашего автобуса и успокаиваю тем, что мы будем часто останавливаться. В глазах — только покой и радость. Полночь. Начинается новый день.

Моя работа по этому упражнению состояла в контроле соответствия моих поступков таким, какие бы я делал, если бы любил этого человека. В этот день (как, впрочем, и в остальные) несоответствий не было. Я любил всех, кто встречался мне на пути.

Для меня любовь не одна. Она и к родителям, и к брату, и к знакомым, и к незнакомым людям. Различий нет. Критерий — поступки. Они добрые. Я хочу, чтобы этому человеку было хорошо. Не важно, кто он — друг или незнакомец.

Они — люди, и я всех их (и каждого персонально) люблю.

То же относится и к миру. Я принимаю его во всей его полноте. Вокруг столько прекрасного. Вот на веревке висит простыня, раскачиваемая ветром. Как здорово она качается под его дуновениями. А за нашим домом — троллейбусный парк. Там столько милых троллейбусов. Они потешно гудят и переезжают с места на место. Они ведь тоже очень красивы.

Как замечательно лает злая собака с соседнего этажа. Она облаивает всех без исключения и даже норовит укусить. В этот лай она вкладывает всю свою душу. Мир ее жесток. Она защищается своим лаем и агрессивностью. Но как чудно задирается ее хвостик и какой яркий блеск в ее глазах. Я мог бы перечислять бесконечно.

Стройное деревце у подъезда, легкое облачко на небе, напоминающее верблюда, толстый селезень на речке (не Неве), пережидающий зиму, полуразрушенный фонарь на бульваре — все это часть огромного прекрасного мира, который я люблю и собираюсь любить и дальше. Про вещи было интересно. Я оглядел все, что есть дома. Обнаружилось, что выделить вещи, которые я любил бы как-то по-особому, нельзя.

Все они нуждаются в заботе, и ко всем я отношусь с уважением — ведь они помогают мне в этой жизни. Чайник кипятит для меня воду, туалетная бумага создает комфорт и сухость, бумажник хранит документы, дверь пропускает меня в дом, будильник будит по утрам, а половая тряпка помогает навести чистоту.

У нас дома принято беречь вещи, и я забочусь о них: чайник чищу, будильник завожу и стараюсь не ронять, бумажник бережно храню, а тряпку аккуратно споласкиваю, но, если чашка вдруг разобьется, а брюки порвутся, то это не беда — можно купить новые.

Читайте также:  Пророк - психология

Если же выделить какую-то вещь как амулет, то ничего не изменится в моем отношении к ней — ведь и все остальные вещи мне помогают и приносят удачу.

Себя любимого я люблю за то, что я добрый, заботливый, легкий на подъем, у меня зеленые глаза, я умею играть на гитаре и скрипке, неплохо пою, много читаю, люблю детей, люблю путешествовать, хорошо готовлю салаты и некоторые другие блюда, внимателен к людям, разбираюсь в музыке, могу поднять себе и другим настроение, успокоить, умею ловить щуку, вызываю доверие у других (людей и животных), имею представление о том, чего хочу добиться в жизни, ищу путь, позволяющий это сделать, стремлюсь узнать много нового, доверчив, общителен, интересен как собеседник, профессионально вожу экскурсии, не завистлив, не жаден, разбираюсь в картах (географических), занимаюсь изменением себя в лучшую сторону. А вот перечень того, за что я себя не люблю, я не привожу. Дело в том, что я люблю в себе все, в том числе и то, что хотел бы изменить. Я принимаю себя вместе с недостатками (хочу подчеркнуть, что их я тоже люблю), которые хочу изменить и уже изменяю (иначе я не стал бы заниматься в Заочной Школе).

Источник: http://rumagic.com/ru_zar/sci_psychology/kozlov/8/j214.html

Одним простым вопросом к самой себе можно изменить многое. Но главное – отношение к самой себе. Один простой вопрос поможет вам найти выход почти из любой вашей жизненной ситуации.

Но требуется много внутренних сил, чтобы ответить себе на этот вопрос честно. А потом еще и начать поступать так, как велит сердце, а не так, как «правильно».

А если бы вы себя любили?

Вопрос о самооценке, чувстве собственного достоинства всегда задается бесчисленное количество раз. Все время. Разные женщины, разные ситуации. А вопрос один. Он может скрываться под видом совершенно других вопросов, например:

• Живем вместе пять лет, а он не хочет жениться• Муж выпивает и повышает на меня голос• Начальник постоянно наваливает на меня лишнюю работу• Мама сливает мне весь свой негатив

• Ребенку нужны только мои деньгиИ так далее. Во всех этих – и многих других – ситуациях при раскопках можно и нужно прийти к одному вопросу – а как я сама к себе отношусь? Я сама себя уважаю? Люблю? Забочусь о себе?

У психолога Николая Козлова было упражнение «Если б я тебя любила». Суть была простая – при общении с людьми постоянно задавать себе этот вопрос. Что бы изменилось в моих словах, интонациях, поступках? Как я бы проводила время – и с кем?

Давайте то же самое упражнение повернем немного в другую сторону – и вот ответ на наш вопрос.

Если бы я себя любила, то…

• Стала бы я жить гражданским браком с мужчиной на птичьих правах?

• Стала бы я делать все что угодно, лишь бы не потерять работу?• Стала бы я терпеть оскорбления от мужа, побои, другие ужасные вещи?• Стала бы я работать за двоих, платить ипотеку, не оставляя себе даже на новые колготки?• Стала бы я позволять мужу шутить надо мной, особенно в присутствии других людей?• Стала бы я с утра до ночи носиться по дому с тряпкой без возможности просто полежать?• Стала бы я экономить на себе во всем, ничего не покупая из того, что мне нравится?• Стала бы я соглашаться всем помочь, даже если очень не хочется?• Стала бы я пытаться быть хорошей для всех, никого не разочаровывать и никого не огорчать?• Стала бы я отказываться от всех хобби в своей жизни ради детей?• Стала бы я устраивать бесчисленные концерты и истерики мужу?• Стала бы я жить ради детей с мужем, с которым нас уже ничего не связывает?• Стала бы пытаться вернуть того, кто давно ушел и возвращаться не хочет?• Стала бы доказывать свою правоту на каждом углу?• Стала бы я соглашаться на случайные связи со случайными мужчинами?• Стала бы я оголять свое тело каждый день просто так?• Стала бы я слушать всякую критику, негативные новости, сплетни?• Стала бы я отвечать на бестактные вопросы, отвечать на которые не хочется?• Стала бы я есть то, что мне не нравится, что мне невкусно, неполезно?• Стала бы я носить то, что мне не идет, в чем я чувствую себя некрасивой, в чем мне неуютно?• Стала бы я работать на нелюбимой работе, от которой меня уже тошнит?• Стала бы я учиться там, где нужно кому-то другому, а не мне?• Стала бы делать то, что нравится другим, но совсем не нравится мне?• Стала бы я игнорировать свои потребности и желания?• Стала бы я подавлять все свои чувства и эмоции внутри своего тела, не давая им выхода?

• Стала бы я жить как все, не пытаясь услышать свой внутренний голос?

Эти и многие другие вопросы можно задать себе, и на практике ощутить внутри – что же такое любовь к себе. Любовь состоит из мелочей, из проявлений этой самой любви – каждый день.

С чего начинается ваш день? С беготни по дому в пижаме и нечёсаной головой в попытках накормить всех, собрать и отправить куда нужно? А если бы вы себя любили, то с чего начиналось бы утро? Может быть, стоит встать чуточку раньше, посидеть за чашечкой чая, привести себя в порядок, а потом уже бегать?

Чем вы руководствуетесь в течение дня при принятии решений? Чтобы никто не подумал ничего плохого? Чтобы никто не расстроился? Чтобы вас никто не трогал? А что было бы главным, если бы вы себя любили?

Как вы строите отношения с окружающими? Снизу? Сверху? На взаимовыгодных условиях? На безопасном расстоянии? А как это было бы, если бы вы себя любили?

Посмотрите на свой шкаф и висящие в нем вещи. Нравится ли вам то, что там находится? И что можно сказать о хозяйке этого шкафа? Любит ли она себя и свое тело? А что бы было в вашем шкафу, если бы вы себя любили?

Посмотрите на свое питание и то, как это питание отражается на вашем теле. В вашей тарелке картошка и булочки, а вес давно стал неприятным вам? В вашей тарелке тяжелая и невкусная еда? Или наоборот слишком диетическая, которую вы ненавидите, но терпите ради фигуры? А что было бы в вашем рационе, если бы вы себя любили?

Посмотрите на то, как вы расходуете свое время. Куда вы его вкладываете? В каких местах вы теряете его зря? Чем вы занимаете свое свободное время? И хватает ли вам времени на то, что вы любите? И опять же – как бы это было, если бы вы себя любили?

Как вы строили бы отношения с мужчинами, с мужем, с детьми, с родителями, подругами, коллегами, если бы вы себя любили? Если бы вы научились прислушиваться к своему сердцу, то что вы бы услышали?

Источник: http://povelitelnica.com.ua/prostranstvo-korolevy/33-zhenskij-samo-menedzhment/1069-esli-b-ya-sebya-lyubila-odna-iz-moikh-samikh-lyubimykh-fraz

Если бы я любил: рассказ Ольги

Если бы я любил: рассказ Ольги

ВВЕРХ

Многим людям упражнение «Если бы я любил» кажется чем-то очень простым. Как кажется им простым и само действие любви. Дескать, что тут такого: догнал и любишь 🙂 Но на деле все оказывается интереснее.

И чтобы получилась правда Любовь (= «заботливое действие») — к миру, к людям, к себе, прежде всего, — к этому нужно подготовиться. Как в случае с печкой, которую сначала нужно разогреть, чтобы она начала давать тепло в окружающее пространство. Себя тоже нужно «разогреть».

Хотя бы начать с того, что заткнуть в душе все дыры, из которых это тепло уходит. Ох, нелегкая эта работа 🙂

Ольге тоже было не сказать чтобы просто. Я думаю, она это подтвердит. Более года работы над упражнениями «Комплексной мастерской» — это не хухры-мухры, тут вкалывать надо 🙂 И именно поэтому у нее упражнение «Если бы я любил» получилось. С чего она решила, что получилось? А давайте узнаем мнение самой Ольги. Ей слово:

«Упражнение — действительно мощное и я хорошо это прочувствовала в процессе выполнения. Кроме того, в работе с ним мне очень пригодилась моя внутренняя база, наработанная из фишек и предыдущих упражнений из Мастерской.

Во первых, это — авторство: ведь в работе над отношениями с другими людьми очень важно признать, что в большей части именно от нас зависит, как они будут складываться. Что именно мы строим отношения своими поступками, словами и даже жестами и выражением лица.

Это и отказ от автоматизмов, осознанность — у меня было несколько практических примеров, когда я подходила к недовольным, хмурым людям с внутренней любовью и доброжелательностью и они преображались прямо на глазах.

А ведь раньше в ответ на косые взгляды я и сама начинала смотреть исподлобья, а когда мне хамили — или внутренне съеживалась, или отвечала грубостью.

И вот тут пришло понимание, что отношение к людям с любовью, вниманием и заботой открывает тебе огромный внутренний ресурс, ведь в большинстве случаев люди на это реагируют очень положительно и готовы во многом пойти тебе навстречу.

Тем более, что внимание и забота со строны других — достаточно редкое и неожиданное проявление и потому такое эффективное. И на смену состоянию беспомощности приходит осознание, что в основном влиять на ситуации можно! И это — супер. Еще одно очень важное упражнение, без которого эффективность „Если бы я любил“ была бы нулевая — это «Принятие себя».

Для того, чтобы полюбить другого, нужно в первую очередь полюбить себя со всеми своими особенностями, тараканами и заморочками. И тогда, если в душе уже присутствует симпатия и хорошее отношение к себе, такой замечательной, то подарить любовь другому становится неизмеримо легче.

Отсюда — еще один важный момент: любовь к другим ценна только тогда, когда она происходит из позиции на равных. Если в процессе общения ты ставишь человека выше себя, то ты со своей любовью для него точно не представляешь никакой ценности. Мне понадобилось какое-то время, чтобы все это осознать и отработать (и хочу поблагодарить Дениса за классные советы и подсказки, которые он мне давал), и сейчас могу сказать, что мне теперь достаточно легко установить контакт практически с любым человеком, если я подхожу к нему из позиции любви. Сама поймала себя на том, что стала легче в общении, много шучу, причем так, что люди искренне смеются, и порой даже могу повлиять на состояние человека: сделать его более радостным, если ему грустно или он не духе.

Считаю, что самое главное в этом упражнении — сосредоточить внимание на другом человеке, позадавать себе вопросы: а как он себя чувствует, о чем думает, чего хочет? И таким образом убиваются сразу два зайца: во-первых, ты становишься к нему ближе, что способствует установлению душевного, эффективного контакта, а во-вторых, исчезают всякие дурацкие мысли по поводу себя: а как я выгляжу, а что обо мне подумают, а какое я произвожу впечатление — которые, как правило, ничего хорошего не дают в нашем общении с другими людьми.»

Оля, спасибо, что ты есть 🙂 И спасибо за то, что ты все больше расцветаешь 🙂

Всем — любви! Пронизывающей всю жизнь и согревающей!

Нет категорииПсихологион

Источник: https://psihologion.ru/posts/2467-esli-by-ja-lyubil-rasskaz-olgi.html

Быть собой. Упражнения

Если вы не очень понимаете о чем речь, что именно значит «быть собой» и почему это так важно, то тогда вам прямая дорога к первой части статьи. Эта [вторая] часть расскажет вам, что же конкретно нужно делать, чтобы прийти к тому, чем вы являетесь сейчас. Делается это при помощи 7 несложных упражнений. Итак:

Упражнение 1. «10 желаний»

Цель – научиться лучше «слышать себя», осознавать свои желания и получить опыт действия в соответствии со своими желаниями.

Выполняется ежедневно, длительность выполнения – по вашему выбору (терапевтично – от 21 дня, но почувствовать «вкус» к осознанию собственных желаний можно и за неделю).

Итак, каждое утро вы выбираете время и в специально заведенном блокноте записываете 10 или больше желаний – того, что вы хотите сделать в данный момент или в течение дня.

Желания могут быть как «большими» (например, съездить в гости к такому-то), так и «маленькие», на минутку (сижу пишу желания – захотелось потянуться или пойти выпить стакан сока). Если ничего в голову не приходит – посидите подождите, пока изнутри придет еще одно желание.

Не надо придумывать специально, лишь бы выполнить упражнение, например: «ага, можно захотеть еще позвонить маме, все равно ей обещала», – если действительно хотите с мамой пообщаться – пишите.

И затем в течение дня выполняете эти желания (или не выполняете, откладываете некоторые – это тоже интересный опыт), наблюдая, как вы себя чувствуете, когда делаете то, чего действительно хотите, а когда выполняете что-то другое.

Читайте также:  Вспоминание дел дня - психология

Упражнение 2. «Стоп»

В течение дня, как только вспомните – тут же обращайтесь к себе с вопросом: «Чего я сейчас хочу?»

Вы можете обнаружить, что делаете то, что вам вовсе не нужно – и более того, что делать это вовсе не обязательно! Или вы отметите какие-то мелочи, изменение которых сделает вашу жизнь значительно комфортнее.

Например, мне как-то пришлось «перелопатить» большое количество печатного текста – и меня очень раздражала необходимость это делать.

В какой-то момент я отметила, что большая часть раздражения связана с тем, что мне недостаточно имеющегося освещения и приходится напрягаться, читая. Настольная лампа решила проблему!

Для облегчения задачи можете поставить себе будильник, который будет звонить раз или два в час, и в момент звонка обращаться внутрь себя.

3. Свое и чужое. Отождествление с окружающими

Когда мы говорим «быть собой», то подразумевается, что в определенные моменты мы собой не являемся. Но если не собой – то «кем» же? Чьи цели, желания, привычки мы взяли себе на вооружение – и вкладываем энергию в их реализацию?

Все начинается с родителей.

С любви ребенка к родителям и огромного желания быть на них похожим – хорошим, ведь они же точно хорошие! Тогда мы начинаем неосознанно копировать мимику родителей, речь, способы поведения в различных ситуациях, эмоциональные реакции – и так далее, вплоть до известных «семейных сценариев», до подсознательного принятия на себя обязательства воплотить нереализованные мечты родителей – прожить за них ту жизнь, которую они хотели, но не смогли создать.

Это подражание – естественный, природно целесообразный процесс: так ребенок учится действовать в пока что не знакомом ему мире – сначала в мире предметов, потом – в социальном окружении. С другой стороны, став взрослыми, мы вправе провести ревизию взятого из детства багажа и определить, что для нас по-прежнему полезно, а от чего стоит отказаться. Об этом – Упражнение 3 в этом выпуске.

Многие вещи – решение первых серьезных конфликтов, выбор профессии, выбор жены или мужа, принятие решения сменить работу — происходят при участии (хотим мы того или нет) наших близких – родителей, супругов, друзей, коллег. Мы обсуждаем это или получаем непрошенные советы – но в любом случае подвергаемся влиянию других людей, с их представлениями о мире, их верованиями и страхами, их целями в отношении нас…

Для тех, кто чувствует, что поддается такому влиянию очень сильно, предложено Упражнение 4, а Упражнение 5 позволит осознанно взглянуть на сделанные выборы прошлого и увидеть, какие из них были сделаны осознанно, а какие могут быть пересмотрены для более полной реализации себя.

Упражнение 3. «Что я возьму с собой из детства?»

Для этого упражнения выделите себе достаточно времени. Можете коротко записывать свои результаты – это поможет затем проанализировать все, не упустив важного.

— Итак, подумайте о своих родителях.

Вспомните те моменты из детства, когда их поведение восхитило вас, когда вы решили, что папа или мама поступили очень правильно, или смело, или сделали что-то выдающееся.

Вспомните, насколько сможете, свои чувства в тот момент – какие качества родителей, или действия, или способ поведения в сложно ситуации вызывали ваше восхищение? Было ли внутри желание – хочу так же?

Запишите результат. Эти качества вполне могли стать вашими идеалами.

Посмотрите на них – что вы по-прежнему считаете важным, к чему стремитесь? Может быть вы, как ваш отец, любите радовать детей неожиданными подарками – и получаете от этого массу удовольствия? А может быть, в 8 лет вас поразило то, как отца чествовали после защиты докторской – и вы который год бьетесь над диссертацией, не испытывая к науке ни малейшей тяги? Действительно ли это ваша цель?

Возможно, вы вспомните ситуации, в которых, наоборот, вам что-то сильно не понравилось в поведении родителей – вам было страшно, или стыдно за них, или вы видели осуждение по отношению к ним со стороны других людей.

Проанализируйте эти воспоминания с такой точки зрения: где вы приняли решение «что угодно, только не это»? «Если кто-нибудь узнает о моей ошибке, я буду опозорен, меня засмеют! Никогда не делать ошибок!» «Нельзя быть агрессивным, это ужасно!» Какие из этих убеждений вы хотели бы оставить себе?

То же самое можете проделать для других важных для вас в детстве людей, которые, по вашему мнению, оказали влияние на ваше развитие как личности.

Упражнение 4. «Свое решение»

Итак, если вы замечаете, что часто меняете решения под влиянием других людей, если вам кажется, что вы не способны принять решение самостоятельно, если ваши решения не всегда являются действительно вашими – предлагаю следующий алгоритм.

Прежде чем пойти «за советом» или «поделиться» с кем-то, сформулируйте наедине с собой свое мнение.

Каково ваше отношение к этому событию / человеку / предложению? Что оно для вас значит? Какие перспективы дает? Какие трудности могут возникнуть?

В этот момент, исходя из имеющейся у вас информации, какое решение вы бы приняли? Какой информации вам не хватает для окончательного решения?

Затем спросите себя: чего вы хотите от человека, с которым намерены обсудить ваш вопрос, какова ваша цель?

Просто поделиться радостной новостью? Или он владеет информацией, которой вам недостает?

Или может быть, вы не желаете брать на себя ответственность за решение и хотите, чтобы этот человек сказал вам, какое решение верное, или чтобы он принял решение за вас?..

Упражнение 5. «Выбор пути»

В течение своей жизни мы делаем много выборов, которые в результате формируют наш жизненный путь. Что делать, если вы вдруг обнаружили, что путь, по которому вы идете, не радует вас? Или что вы вообще не знаете, куда дальше идти, что выбрать? Или вдруг поняли, что нет каких-то больших, по-настоящему привлекательных целей?

Спросите себя: может быть, когда-то вы знали, как вы хотите жить и куда хотите идти, — но отказались от своего решения по тем или иным причинам? Испугались, сдались после первой неудачи, поддались чьим-то уговорам и убеждению? Скорее всего, ответ будет положительным – ну, может быть не четкое понимание, каким должен быть ваш путь, но, по крайней мере, ощущение, что он точно есть и что вы смутно его помните…

Предлагаем проделать такое упражнение.

Вспомните моменты, когда вы принимали важные решения, определяющие вашу дальнейшую жизнь. Например, выбирали будущую профессию, дело, которым будете заниматься, решали переехать в другой город, страну, родить ребенка или развестись… Все, что сочтете нужным. Можете записать эти события, чтобы в ходе упражнения обратиться к каждому из них.

Затем вы берете каждое такое решение по очереди и вспоминаете – как вы принимали его? С кем советовались, обсуждали? Какие были варианты?

Вспомните, кто из близких и авторитетных для вас людей был в то время рядом с вами? Вспомните или предположите, чего они хотели от вас, как видели вашу дальнейшую жизнь, о чем мечтали для вас?

Вспомните (может быть, это потребует чуть больше усилий) – а чего тогда хотели вы? Перенеситесь мысленно в то время, представьте себя и все, что окружало вас, максимально ярко – в образах, звуках, ощущениях. Что вы чувствовали, когда думали о предстоящем выборе? О чем мечтали, чего хотели на самом деле? Чего боялись? Кого не хотели огорчать и кому хотели понравиться?

Что вы выбрали? Чьи мечты, желания, цели?

Свои? Великолепно!

Чужие? Порадуйтесь тому, что вы открыли это! Возьмите свои мечты – те, что остались актуальными для вас с того времени, или те, которые придут к вам после этого упражнения, — и начните воплощать их!

4. Свое и чужое. Культура

Есть еще один уровень влияния – на уровне культуры, на уровне общества.

Все мы рождаемся в определенной социальной среде, в которой существуют общепринятые правила – как жить, к чему стремиться, чем заполнять свою жизнь. Из этого предложенного набора мы выбираем то, что нам кажется лучшим – и иногда это действительно то, что нам нужно. Но как отличить те цели, которые действительно близки нам, и те, которые мы присваиваем неосознанно?

Есть хороший критерий: если ваша жизнь и то, что вы делаете, доставляет вам радость – значит, вы все делаете правильно для себя. Если же ваша жизнь вас не удовлетворяет и вызывает лишь усталость – стоит разобраться: возможно, вы тратите силы на достижение тех целей, которые вам не нужны.

Упражнения 6 и 7 также помогут вам отделить свои истинные желания от навязанных.

5. Автоматизмы

Вспомните свой обычный вечер. Вы приходите домой. Вы включаете телевизор / компьютер / радио, вы берете примитивную (по вашему собственному мнению!) книжку и просиживаете с ней весь вечер, вы съедаете за ужином полкило конфет (а утром меряете талию и вздыхаете)… и многое-многое другое. Зачем вы это делаете? Вы действительно этого хотите?

Ответ прост – это привычки, действия, доведенные до автоматизма. Огромный процент времени человек живет автоматически – ест, пьет, общается с людьми, ходит на работу, занимается важными (часто важными в кавычках) делами…

Как перестать тратить время впустую, делать бесполезные или вредные для себя вещи и, наконец, заняться тем, что для вас действительно важно?

Для начала – поставить перед собой такую цель. Быть осознанным, отмечать в каждый момент, чем вы заняты – на это тоже нужна привычка:) Тренируйте ее – и вы высвободите массу времени для себя и своего удовольствия!

Эффективное упражнение, позволяющее разорвать привычный круг автоматических действий и приблизиться к своим истинным желаниям, приведено ниже (Упражнение 7).

Упражнение 6. «Если бы мне осталось жить 1 год…»

Спросите себя: «Если бы мне осталось жить 1 год (совершенно точно, и никакой надежды на то, что вы проживете дольше!) – что бы я сделал? чем бы я занимался? чему бы я посвятил оставшееся мне время жизни?»

Дайте себе время – 10-15 минут, чтобы поразмышлять над этим. Затем запишите результат.

Что для вас действительно важно?..

Упражнение 7. «Праздник осознанности»

Выберите вечер (или целый день, если у вас есть желание и возможность), который вы проведете дома только с собой. Предупредите друзей, что сегодня вы не отвечаете на звонки, не назначаете встречи. Предупредите семью, что сегодня вы будете необычно молчаливы и погружены в себя.

Итак, в этот вечер вы:

— не смотрите телевизор

— не слушаете радио

— не читаете газеты и журналы

— не читаете книги с целью убить время

— не сидите в интернете

— не разговариваете по телефону

— не общаетесь без надобности с родственниками

— не делаете всего того «привычного», что делает каждый день

Что же тогда можно?

— Осознать, насколько вы зависимы от внешних «развлечений» — от СМИ, культуры, людей, разговоров…

— Осознать, насколько пусто становится внутри, когда вам нельзя занять себя этими привычными вещами.

— Пойти в эту пустоту – и прикоснуться к собственной сути, к своим истинным желаниям.

И когда в какой-то момент вам захочется чем-то отвлечь себя, задайте себе вопрос: «А какими своими идеями я мог бы развлечь себя? Каким своим творчеством я могу развлекать себя? Как я хочу себя развлекать, пользуясь только своими ресурсами?»

Отпустите этот вопрос внутрь себя и подождите ответа. Он придет. Ваши истинные желания – всегда рядом с вами.

А после того, как вы осознаете, чем вам хочется себя развлекать, возьмите по очереди каждое из этих дел и представьте, что вы решили реализовать себя в этом деле и добились успеха. Не обязательно представлять, что вы занимаетесь этим делом всю жизнь, но обязательно – что доводите каждое из дел до максимума. Спросите себя: «Хочу ли я этого? Нравится ли мне это?»

Осознавайте!

Эмоционально травмирующие ситуации

И наконец, отдельная тема – это сложные или травмирующие ситуации, в которых мы переживаем неуспех (реальный или нам так кажется), в которых не находим для себя «хорошего» выхода, решения. Часто это ситуации из детства, но и в течение дальнейшей жизни подобные события могут возникать не раз.

Переживая неудачу, чувство беспомощности перед нежелательными событиями, мы можем выбрать (принять подсознательно) какие-то решения, которые в этой ситуации кажутся нам спасительными, но в дальнейшей жизни только мешают нам.

Например, в школьном опыте одной моей клиентки была ситуация, когда она с огромным интересом и усердием готовила доклад по литературе, но ее видение темы не нашло понимания у учительницы и та жестоко раскритиковала девочку перед всем классом, а ученики посмеялись.

Став взрослой, эта женщина испытывала сильный страх всякий раз, когда ей приходилось выдвигать свои идеи и предложения, достаточно талантливые, по оценке ее руководства (а работает она в сфере рекламы, занимает достаточно хорошую должность — но каких неимоверных усилий это от нее потребовало!), а самые интересные и «любимые» свои идеи (как тот доклад) часто так и не решалась выдвинуть на обсуждение. Решение, принятое ею в детстве в результате описанного случая: «Лучше не высовываться, тогда не будет позора» дополнялось идеей о собственной бездарности, сомнениями в качестве любых идей, которые она может выдвинуть.

Эта женщина, обладая сильным характером, нашла возможность реализовать себя в деле, которое ей нравится. Но сколько тех, кто после подобных событий поставил крест на своем творчестве, таланте, увлечениях – отказался от того, чтобы быть собой?..

Интернет и популярно-психологическая литература пестрят примерами того, как можно изменить себя, «проработав» такие ситуации. Качественные, грамотные подходы предлагают методики, позволяющие сделать главное – осознать, что внутри нас привело к возникновению трудностей и найти новые, комфортные решения для ситуации в прошлом и на будущее.

Иногда человек может справиться с этим сам, применяя действительно работающую методику. Но зачастую требуется помощь специалиста – ведь не так-то легко по-новому взглянуть на ситуацию, освободиться от тяжелых эмоций и найти «хороший» выход, особенно если ситуация эмоционально значима и решение для нее, естественно (иначе бы она не мучила и не оказывала влияния!) до сих пор не найдено.

Читайте также:  Подначка - психология

Отвечая на вопрос: «как мы перестаем быть собой?» — мы одновременно находим ответы, позволяющие нам вернуться к себе. Знание «ловушек», в которых мы добровольно или неосознанно оставляем часть своей индивидуальности, позволяет научиться обходить их – иногда всего лишь одним сознательным решением быть более осознанным. Предложенные упражнения помогут вам на пути возвращения к себе.

Как позволить себе быть собой?

Часто спрашивают: а как быть собой, если тебя, такого как ты есть, могут осудить? Если ты не будешь похож на других, если твое мнение будет иным – от тебя могут отвернуться люди, даже друзья? Если твоим действиям будет оказано сопротивление?

Действительно, иногда платой за возможность быть собой является расставание с каким-то делом, человеком, определенным образом жизни, которые не совместимы с вашими истинными желаниями, целями, мечтами. Вам выбирать, что важнее…

Но обычно все не так печально. Только наши страхи и неумение принять себя с любовью делают наши особенности (о которых мы часто и говорим – «быть собой»), нашу индивидуальность «страшной», «неприемлемой» или такой непохожей на других.

Чаще всего человек, следующий голосу своей сущности, расслаблен, позитивен и гармоничен, и создает вокруг себя комфортное для людей пространство.

Начните проявлять себя – и вы увидите, как много людей готовы поддержать вас и рады вашим изменениям!

Что же касается опасений «не вписаться в социум», то мне очень нравятся слова Ошо. Он пишет: «Невроз представляет собой «расщепление». Если ваши части снова соединены мостом, то вы снова становитесь ребен­ком, снова становитесь невинными.

А раз вы узнали эту невинность, то вы можете продолжать требуемым образом вести себя в обществе. Но теперь это поведение в обществе является просто спектаклем, просто игрой. Вы в нее не вовлечены. Общество требует этого, поэтому вы так себя и ведете.

Но вы не входите в это действие, вы просто играете.

Вы будете использовать нереальные лица, поскольку вы живете в нереальном мире; в противном случае мир раздавит и убьет вас.

…Ведите себя так, как этого требует общество; не создавайте ненужных беспокойств для себя и для других.

Но раз вы познали свою истинную суть и свою целостность, то фальши­вое общество не сможет сделать вас невротиком; оно не сможет сделать вас сумасшедшим».
Быть собой просто!

Успехов и радости вам!

Источник: http://magicjournal.ru/byit-soboy-uprazhneniya/

Упражнение: Если бы я любил — Сайт помощи психологам и студентам

Человек либо умеет быть любящим, либо нет. Если он приучает себя замечать любовь во многих проявлениях, беречь её, дарить, то он любит многое и многих – родителей, детей, друзей, всё живое, ко всему относится по-человечески. Если любви в нём мало, то он и любит мало или коротко.

Какой бы «потрясающий объект» он ни встретил, его любовь вспыхнет – и быстро пройдёт. Не ждите любви от того, кто не приучил себя любить. Присматривайтесь: сколько у женщины есть любви к себе, к детям, хоть к котятам – сколько у неё есть любви вообще, столько любви будет и мужу доставаться.

С мужчинами – так же.

Упражнение: Если бы я любил

Упражнение: Если бы я любил.

Игорь Тютюкин. Целебные стихи.

«Если бы я любил» – фоновое упражнение, одно из упражнений «Дистанции» и необходимое условие успешной жизни.

Более спокойный вариант этого упражнения — Дни заботы.

Задача: жить, как человек любящий

Любовь – отражение Личности, и чтобы в душе всегда жила любовь, надо приучить себя жить с нею всегда. Растить себя – любящим.

Человек либо умеет быть любящим, либо нет. Если он приучает себя замечать любовь во многих проявлениях, беречь её, дарить, то он любит многое и многих – родителей, детей, друзей, всё живое, ко всему относится по-человечески. Если любви в нём мало, то он и любит мало или коротко.

Какой бы «потрясающий объект» он ни встретил, его любовь вспыхнет – и быстро пройдёт. Не ждите любви от того, кто не приучил себя любить. Присматривайтесь: сколько у женщины есть любви к себе, к детям, хоть к котятам – сколько у неё есть любви вообще, столько любви будет и мужу доставаться.

С мужчинами – так же.

Упражнение «Если бы я любил»:

Развивает Позицию Ангела: даёт практически абсолютную неуязвимость в сочетании с мощной силой. Учит ответственности, делает ответственность лёгкой: за родных и любимых отвечать легко и приятно.

Учит умной и радостной заботливости: думать об окружающих, заботиться о них становится естественно. Работает на позитивное мировосприятие – делает каждый день тёплым, наполненным радостью и любовью.

Что делать?

И что теперь делать, если вы хотите быть более любящими?

Вначале — задумайся и ответь: Если бы ты любил себя, людей, дела, вещи – что бы ты чувствовалКак бы ты себя вёл, как смотрел на мир, реагировал, относилсяКакие бы цели ставилК чему бы стремилсяДля чего, для кого осваивал бы новые умения?

Начинай с малого: с нескольких реприз по 5-10 минут. Лучше – в метро или в другом общественном месте. Когда едете в метро (заходите в магазин) – представляете, что все люди в магазине – то ли ваши друзья, то ли родственники, то ли близкие люди. Ведёте себя исходя из этой мысли: чтобы вы тогда сделали?

Как бы обратились к продавщицеКак бы вы смотрели на неёЧто бы вы ей сказали?

Дальше – больше. Через какое-то время придёт понимание того, что это – твой город, что люди рядом – не чужие и злобные, а свои – и в целом такие симпатичные (хотя бывает, заблуждаются и ошибаются, и все со своими «тараканами и закидонами»).

Учитесь любить свою маму! Научившись, вы сможете по-настоящему, надолго, полюбить свою жену.

Отчеты дистантников

Есть люди, которые по этому пути уже идут, и идут успешно. Хотите познакомиться с их опытомСм. 20 действий любви и Как я учусь любить

Целебные стихи Игоря Тютюкина

Среди них есть чудесные. Скачать Media:Cs. doc

Источник: http://psinovo.ru/stati/uprazhnenie_esli_bi_ya_liubil.html

Упражнение «Если бы…, то я стал бы…»

Упражнение «Если бы..., то я стал бы...»

Поиск Лекций

Цель упражнения: выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию.

Упражнение происходит по кругу: один участник ставит условие, в котором оговорена некоторая конфликтная ситуация. Например: «Если бы меня обсчитали в магазине…». Следующий, рядом сидящий, продолжает (заканчивает) предложение. Например: «… я стал бы требовать жалобную книгу».

Целесообразно провести это упражнение в несколько этапов, в каждом из которых принимают участие все присутствующие, после чего следует обсуждение.

Ведущий отмечает, что как конфликтные ситуации, так и выходы из них могут повторяться.

Упражнение «Зато…»

Цель: снижение уровня фрустрации или стресса. Поиск возможных путей ее разрешения.

1) Тренер предлагает каждому участнику игры вкратце описать на листке бумаги какое-либо несбывшееся желание, какую-либо актуальную стрессовую или конфликтную ситуацию, неразрешенную на данный момент или запомнившуюся как трудноразрешимая (допускается анонимность авторства).

2) Затем все листки тренер собирает, перемешивает и предлагает участникам следующую процедуру обсуждения:

  1. каждая написанная ситуация зачитывается на группе и участники должны привести как можно больше доводов к тому, что данная ситуация вовсе не трудноразрешимая, а простая, смешная или даже выгодная с помощью связок типа: «зато…», «могло бы быть и хуже!», «не очень-то и хотелось, потому что…» или «здорово, ведь теперь …»;
  2. после того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.

Упражнение «Фигурные построения»

Цель: Упражнение сплачивает группу, способствует формированию взаимопонимания, обучает уверенному поведению в условиях необходимости принимать решения при ограниченности доступной информации, брать на себя ответственность за свою часть в общей работе.

Описание упражнения: Участники хаотично перемещаются по помещению.

По команде ведущего они закрывают глаза и пытаются построиться, образовав ту геометрическую фигуру, которая названа ведущим (круг, треугольник, квадрат, «змейка» и т.п.).

Если кто-то подсматривает – он выбывает из игры. Когда построение закончено, участники по команде ведущего открывают глаза и смотрят, что в итоге получилось.

Обсуждение:

  • Насколько успешным участники считают построение разных фигур?
  • Что требуется от участников, чтобы справиться с таким заданием?
  • Что же обеспечивает возможность взаимопонимания в таких ситуациях, да еще, если у участников закрыты глаза?

Упражнение «Ступеньки»

Цель упражнения: помочь участникам выстраивать адекватную самооценку.

Участникам раздается бланк с нарисованной на ней лесенкой из 10 ступеней. Дается инструкция: «Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь».

После того, как все нарисовали, ведущий сообщает ключ к этой методике:

  • 1-4 ступенька – самооценка занижена
  • 5-7 ступенька – самооценка адекватна
  • 8-10 ступенька – самооценка завышена

Процедура «Доведи за меня до конца!»

Ведущий объясняет, что следующее упражнение будет направлено на демонстрацию того, как важно уметь доводить начатое дело до конца.

После этого каждый участник по очереди рассказывает какое-либо дело, которое он когда-либо не закончил, бросил, не доделав. Группа задает уточняющие вопросы. Затем группа должна решить, как бы она на месте участника завершила бы это дело. Ведущий должен следить за тем, чтобы не обсуждалось то, стоило ли вообще заканчивать дело.

Упражнение «10 заповедей»

Цель упражнения: помощь участникам в овладении ранжированием ценностей, выстраивании их в иерархии.

Участников просят придумать 10 заповедей – неких общечеловеческих законов, обязательных для соблюдения каждым человеком. Ведущий на этом этапе записывает каждое поступившее предложение.

После того, как 10 заповедей собраны, дается задание проранжировать их: выбрать сначала наименее ценную заповедь из десяти, затем наименее ценную из оставшихся девяти и т.д.

Все заповеди ведущий фиксирует на доске или ватмане.

Упражнение «5 шагов»

Смысл упражнения: повысить готовность участников выделять приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив, а также готовность соотносить свои профессиональные цели и возможности.

Игра может проводиться как в круге (для 6-12 участников), так и при работе с классом. Среднее время на игру 30-40 минут. Процедура включает следующие этапы:

  1. Ведущий предлагает группе определить какую-либо интересную профессиональную цель, например, поступить в какое-то учебное заведение, оформиться на интересную работу, а может даже совершить в перспективе что-то выдающееся на работе. Эта цель, так как ее сформулировала группа, выписывается на доске (или на листочке).
  2. Ведущий предлагает группе определить, что за воображаемый человек должен достичь эту цель. Участники должны назвать его основные (воображаемые) характеристики последующим позициям: пол, возраст (желательно, чтобы этот человек был сверстником играющих), успеваемость в школе, материальное положение и социальный статус родителей и близких людей. Это все также кратко выписывается на доске.
  3. Каждый участник на отдельном листочке должен выделить основные пять этапов (пять шагов), которые обеспечили бы достижение намеченной цели. На это отводится примерно 5 минут.
  4. Далее все делятся на микрогруппы по 3-4 человека.
  5. В каждой микрогруппе организуется обсуждение, чей вариант этапов достижения выделенной цели наиболее оптимальный и интересный (с учетом особенностей обозначенного выше человека). В итоге обсуждения каждая группа на новом листочке должна выписать самые оптимальные пять этапов. На все это отводится 5-7 минут.
  6. Представитель от каждой группы кратко сообщает о наиболее важных пяти этапах, которые выделены в групповом обсуждении. Остальные участники могут задавать уточняющие поп росы. Возможна небольшая дискуссия (при наличии времени).
  7. При общем подведении итогов игры можно посмотреть, насколько совпадают варианты, предложенные разными микрогруппами (нередко совпадение оказывается значительным).

Также в итоговой дискуссии можно оценить совместными усилиями, насколько учитывались особенности человека, для которого и выделялись, пять этапов достижения профессиональной цели.

Важно также определить, насколько выделенные этапы (шаги) реалистичны и соответствуют конкретной социально-экономической ситуации в стране, т.е.

насколько общая ситуация в обществе позволяет (или не позволяет) осуществлять те или иные профессиональные и жизненные мечты.

Вполне возможно проведение данного игрового упражнения и по другим процедурным схемам. К примеру, сначала каждый выделяет пять этапов на своих листочках, затем 2-3 желающих (добровольца) выходят к доске и выписывают свои предложения, после чего в общем, обсуждении рассматриваются по порядку этапы, выписанные этими участниками и выделяется наиболее оптимальный вариант.

В другом случае, можно сразу разбить учащихся на группы и предложить им (без индивидуальной предварительной работы) составить общий вариант программы достижения намеченной цели (выписать пять шагов-этапов) для данного человека.

Упражнение «Подарок»

Цель: коррекция замкнутости.

Все члены группы анонимно дарят друг другу воображаемые подарки, как если бы возможности дарящего были не ограничены ничем. Для этого понадобятся листки бумаги. Игрок получает свои подарки, а затем, читая записки вслух, пытается догадаться, кто автор того или иного подарка и почему он так решил.

Рефлексия:

Участникам группы предлагается закрыть глаза и представить, что занятия в группе закончились. Вы идете домой.

– Подумайте о том, что вы не сказали группе, но хотели бы сказать. Через несколько минут откройте глаза и скажите это.

Рефлексия:

  • Какие психологические качества у вас проявились при участия в тренинге?
  • Какие чувства испытывали?
  • Что нового узнали о себе, о группе?
  • Как будете использовать эти знания?
  • Чему научились?
  • Как это пригодиться в будущем?
  • Что было важным?
  • Над чем вы задумались?
  • Что происходило с вами?
  • Что нужно развивать на будущее?

Орг. конец:

Спасибо вам большое, что пришли на наш тренинг, надеемся, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, надеемся, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. До свидания.

Участники тренинга уходят из аудитории.

Источник: https://poisk-ru.ru/s30998t1.html

Ссылка на основную публикацию