Адаптационная теория эмоций — психология

Адаптационная теория эмоций — Психологос

Адаптационная теория эмоций - психология

​​​​​​​Эмоции выполняют регуляторную функцию, не изменяя функционального состояния организма под те или иные жизненные обстоятельства, см.→. Адаптационная теория эмоций также обращает основное внимание на приспособительную роль, которую эмоции играют в процессе выживания организма на всех уровнях эволюции.

«Адаптационная теория эмоций обращает основное внимание на приспособительную роль, которую эмоции играют в процессе выживания организма на всех уровнях эволюции.

Та или иная базисная эмоция запускается внешним стимулом и быстро проходит, но на основе нескольких базисных эмоций формируются вторичные, которые содержат в себе ту или иную комбинацию базисных эмоций – точно так же, как сложный цвет образуется путем комбинации базисных цветов». — цитата по Ю.И. Александровскому «Психофизиология», Питер, 2006.

В принципе все разумно, вопрос только в том, что конкретные варианты приспособительной роли эмоций в этой теории вызывают вопросы.

Описывается это так: Адаптивный процесс — Эмоция

  1. Ассимиляция: принятие, соединение со средой, поглощение пищи, воды, кислорода, рост — Удовольствие, принятие, доверие
  2. Диссимиляция: отвержение, отторжение среды, процессы выделения, рвота, кашель — Отвращение
  3. Разрушение: устранение препятствий на пути удовлетворения потребностей — Раздражение, злость, гнев, ярость
  4. Ориентировочная реакция – ответ на незнакомое воздействие — Настороженность, испуг, удивление
  5. Оборонительная реакция: ответ на незнакомое, потенциально опасное воздействие — Страх, ужас
  6. Размножение и воспроизведение, сексуальные процессы, уход за потомством — Радость, удовольствие, эйфория, любовь
  7. Потеря, лишение, расставание, отделение — Печаль, горе
  8. Ориентировочная деятельность – процесс поиска новых стимулов с среде — Любопытство, удивление, интерес.

На мой взгляд, это научные фантазии. Как минимум, страх и ужас не являются эффективной оборонительной реакцией.

Адаптивные и социальные эмоции

Адаптивный подход не рассматриает возникновение социальных и заякоренных эмоций.

Возникновение социальных эмоций ребенка — эмоций, обслуживающих взаимодействие ребенка со взрослыми и другими детьми, описывает теория социального психоанализа эмоций.

Адаптация Адаптация — приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям.Заякоренные эмоции Заякоренные эмоции — эмоциональные реакции, возникающие бессознательно и автоматически вследствие ас…Главный секрет всех детей Эмоции — самое универсальное средство общения. Не важно, на каком языке вы говорите: язык эмоций пон…Эмоции: регуляторная функцияЭмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ (Д. Гоулман) Хотите узнать ответы и научиться справляться с унынием, гневом, вспыльчивостью, депрессией и стать у…

  • Функции эмоций
  • Автор Н.И. Козлов

Бесплатные материалы
«Как стать психологом для себя, для семьи и для дела»

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/adaptacionnaya-teoriya-emociy

Психологические теории эмоций — Учебный сайт Абрамова Максима, группа №432

Матерлы, опубликованные раньше (Эмоции), носят скорее прикладной характер. Они могут восприниматься как некий тренинг для человека. Раскрывают такие темы как Управление эмоциями, Польза положительных эмоций, повышение эмоционального тона и прочие. Также акцентируется внимание на разнице между чувствами и эмоциями.

Попробуем подойти к теме эмоций с научной точки зрения. Существует великое множество разных психологических теорий эмоций. И первая проблема, с которой я столкнулся, это их классификация. С детства я привык подходить к изучению какого-либо вопроса с построения некой системы. Приведу классификацию, понравившуюся мне.

В ней выделяется восемь основных подходов к эмоциям, на каждом мы остановимся подробнее:

  • Биологические теории эмоций;
  • Психоаналитические теории эмоций;
  • Мотивационная теория эмоций У.Липера;
  • Когнитивные теории эмоций;
  • Адаптационная теория Плутчика;
  • Теория дифференциальных эмоций К.Э.Изарда;
  • Информационная теория эмоций Симонова;
  • Эмоции в рамках учения А.Н.Леонтьева.

С некоторыми другими классификациями можно ознакомиться, пройдя по следующим ссылкам:

В этой работе я попытаюсь осветить взгляды разных ученых на проблему эмоций. К сожалению, эта область психологии изучена мало, поэтому нельзя точно утверждать об абсолютной верности той или иной теории и противоречивости другой.

Все они правильны, но большинство из них рассматривает эмоции с какой-то одной стороны, не обращая внимания на другие аспекты.

Тогда как логичнее было бы, на мой взгляд, рассматривать их в купе, все вместе и заниматься построением новой, более полной теории на основе уже существующих.

Биологические теории эмоций.

Эта теория была разработана и развивалась советским физиологом, Пётром Кузьмичом Анохиным (14.01.1898 – 5.03.1974).

Он утверждал, что теории эмоциональных состояний отличаются одной чертой, которая и является причиной их недостаточности: они не рассматривают эмоциональные состояния как закономерный факт природы, как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира.

Исходя из дарвиновской точки зрения на эволюцию полезных приспособлений, надо считать, что эмоциональные состояния, удержавшиеся в процессе эволюции и развившиеся до своего тончайшего выявления у человека, не могли бы ни появиться, ни сохраниться, а тем более закрепиться наследственностью, если бы они в какой-то степени были либо вредны, либо бесполезны для жизненно важных функций животного.

https://www.youtube.com/watch?v=u5lvC2Jxblk

Суть биологической теории состоит в том, что она утверждает, что положительное эмоциональное состояние какой-либо потребности возникает лишь в случае, если информация о совершенном действии, отражает все компоненты положительного результата. Этой эмоцией закрепляется правильность и полноценность как самого действия, так и приспособительных действий, которые использовались для достижения результата.

Чтобы было понятнее рассмотрим пример, который приводит П.К. Анохин.

Психоаналитические теории эмоций.

Это теория о природе, структуре, функциях и динамике протекания эмоций или эмоциональных процессов, с точки зрения психологии.

Развивал эту теорию преимущественно Зигмунд Фрейд. Он рассматривал в основном негативные аффекты*. Это исходит из того, что аффекты порождаются конфликтом между бессознательным (интерес — влечением либидо) и предсознательным (санкции Супер-Эго). Такого рода аффекты порабощают Эго и могут стать причиной психического расстройства.

Психоаналитическая теория эмоций — «теория эмоций, которая утверждает означающий характер эмоциональных фактов, должна искать это значение в самом сознании. Иначе говоря, именно сознание само делает себя сознанием, будучи взволнованным потребностью во внутреннем значении».

Холт отвергает теорию инстинктивных влечений. В своей теории он подчеркивает значимость внешней стимуляции и перцептивно-когнитивных процессов, но в то же время признает, что важны феномены, которые связаны с выражением и переживанием эмоций.

По мнению Холта, «не смотря на то, что сексуальное влечение, агрессию, страх и другие аффективные феномены можно рассматривать как биологически детерминированные, врожденные … реакции, они активизируются лишь в результате осознания индивидом внешнего давления…».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 *Аффект

     Нем.: Affekt. — Франц.: affect. — Англ.: affect. — Исп.: afecto. — Итал.: affetto. — Португ.: afeto.

     • Термин, заимствованный психоанализом из немецкой психологической традиции: всякое эмоционально-аффективное состояние — приятное или неприятное, смутное или отчетливое, — проявляющееся в общей душевной тональности или в сильной энергетической разрядке. По Фрейду, всякое влечение находит свое выражение на двух уровнях: аффекта и представления. Аффект — это качественное выражение количества энергии влечения и ее разновидностей.

Freud (S.). Aus den Anfangen der Psychoanalyse, 1887—1902. Нем., 95; англ., 84; франц., 76—77.

http://www.psyoffice.ru/1292-affekt.html

_________________________________________________________________________________________________________________________________

Мотивационная теория эмоций Роберта Уарда Липера

Он выносит на обсуждение тот факт, что, «не прибегая к мотивационному критерию, мы не способны различать те процессы, которые мы называем эмоциями, и ряд других процессов, которые мы к эмоциям не относим».

В качестве примера он рассматривает ситуацию, когда вы едете на машине с человеком, который крайне неосторожно управляет ей.

При этом Липер отмечает то, что вы не будете любоваться окружающим вас пейзажем, а будете сосредоточенно смотреть на дорогу и пытаться сообразить, что бы вам такого сделать, чтобы машину вели более аккуратно.

Здесь на лицо влияние эмоции страха за свою жизнь на активность всего организма. И именно этот факт послужил основой того, что Липер рассматривает эмоциональные процессы как мотивы.

Пример, описанный  Робертом Уардом Липером, очень ярко изображает эмоции человека в подобной ситуации. Когда едешь с неаккуратным, невнимательным или агрессивным водителем, постоянно чувствуешь себя не комфортно.

Я часто ловил себя на мысли, что инстинктивно, сидя на пассажирском сидении, как бы нажимаю на педаль тормоза (сильно жму ногой в пол, имитируя нажатие педали). При этом сильно меняется мимика лица.

Это происходит непроизвольно, осознание приходит чуть позже, а в этот момент, мне кажется, что я действительно торможу.

Автор полагает, что среди мотивов возможно выделение двух типов. Это эмоциональные и физиологические мотивы.

При этом Липер подчеркивает, что физиологические мотивы могут зависеть от внутреннего состояния организма (голод, жажда), а могут зависеть от внешней стимуляции (боль от механического удара). А эмоциональные мотивы зависят от психических процессов.

Основным различием между этими типами мотивов Липер предлагает считать то, что эмоциональные мотивы — «это процессы, которые зависят от сигналов, … напоминающих раздражители, вызывающие перцептивные* или когнитивные процессы; это процессы, которые могут возбуждаться даже очень легкими и слабыми внешними раздражителями…». А физиологические мотивы — это процессы, которые зависят либо от особенных, специфических химических условий внутри организма, либо от сильного раздражения извне.

_________________________________________________________________________________________________________________________________

*Перцепция (восприятие) — это процессы отражения предме­тов или явлений при их непосредственном воздействии на орга­ны чувств.

http://www.psyperm.narod.ru/K15_151.htm

_________________________________________________________________________________________________________________________________

Когнитивные теории эмоций ()

Арнольд: Эмоция как функция когнитивных процессов

Согласно Арнольд, эмоции возникают как результат воздействия какой-либо последовательности событий, которые описываются в категориях восприятия и оценок.

«Термин «восприятие» Арнольд толкует как «элементарное понимание». В данном случае «воспринять объект» — значит в некотором смысле «понять» его, вне зависимости от того, как он влияет на воспринимающего».

В сознании формируется образ воспринимаемого предмета, и для того, чтобы этот образ получил эмоциональную окраску, его нужно оценить, учитывая его влияние и на воспринимающего.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что Арнольд понимает эмоцию не как оценку, а как неосознаваемое влечение к объекту, или отторжение его.

По Арнольд оценка происходит сразу после непосредственного восприятия объекта, это интуитивный акт, который не связан с размышлением, оценка выступает в роли завершающей стадии перцептивного процесса и отдельно может быть представлена только рефлексивно.

Шехтер: Когнитивно-физиологическая теория

Было показано также, что характер и интенсивность эмоциональных переживаний человека в той или иной ситуации зависят от того, как их переживают другие, рядом находящиеся люди.

Это значит, что эмоциональные состояния могут передаваться от человека к человеку, причем у человека в отличие от животных качество коммуницируемых переживаний зависит от его личного отношения к тому, кому он сопереживает.

Теория эмоций Дж.Келли

Дж.Келли создал теорию личностных конструктов. Он полагал, что «люди воспринимают свой мир при помощи четких систем или моделей, называемых конструктами. Каждый человек обладает уникальной конструктной системой (личность), которую он использует для интерпретации жизненного опыта».

Также он описал различные типы личностных конструктов: упредительный, констелляторный, предполагающий, всесторонний, частный, стержневой, периферический, жесткий и свободный. Целью Келли было создание более эмпирического подхода в клинической психологии.

Так же Келли считал, что его теория может быть полезна для понимания эмоциональных состояний, психического здоровья, а также в терапевтической практике.

Л.Фестингер: Теория когнитивного диссонанса

_________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________

Адаптационная теория эмоций Плутчика

Плутчик рассматривает эмоции как средство адаптации. Ниже мы рассмотрим базовые прототипы адаптивного поведения и эмоции, которые им соответствуют.

 Номер Протипический адаптивный комплекс Первичная эмоция
1.Инкорпорация — поглощение пищи и воды.Принятие.
2.Отвержение — реакция отторжения, экскреция, рвота.Отвращение.
3.Разрушение — устранение препятствия на пути удовлетворения.Гнев.
4.Защита — первоначально на боль или на угрозу боли.Страх.
5.Репродуктивное поведение — реакции, сопутствующие сексуальному поведению.Радость.
6.Депривация — утрата объекта, приносящего удовольствие.Горе.
7.Ориентировка — реакция на контакт с новым, незнакомым объектом. Испуг.
8.Исследование — более или менее беспорядочная, произвольная активность, направленная на изучение окружающей среды. Надежда или любопытство

Плутчик определяет эмоцию как соматическую реакцию, которая сопряжена с конкретным адаптивным биологическим процессом, который общий для всех живых организмов. Он разделяет эмоции на первичные и вторичные. Под вторичными эмоциями он подразумевает различные комбинации первичных эмоций.

Читайте также:  Распоряжения вместо разборок - психология

К тому же, первичные эмоции, ограничены во времени и образуются при внешнем воздействии, а каждой вторичной соответствует определенный физиологический и экспресситвно-поведенческий комплекс.

Плутчик считает, что «постоянная блокировка адекватных моторных реакций в конфликтных или фрустрирующих ситуациях вызывает хроническое напряжение в мышцах, которое может служить показателем плохой адаптации…».

Интересно, что для некоторых животных таблица может выглядеть несколько иначе. Например, некоторые обезьяны

Теория дифференциальных эмоций Изарда Эдди Кэролла

Теория дифференциальных эмоций получила такое название из-за того, что объектом ее изучения является частные эмоции, которые рассматриваются по отдельности. В основе теории лежат 5 основных тезисов:

  • Основную мотивационную систему человека составляют десять+одна базовых эмоций (далее будет более подробно объяснено какие эмоции являются базовыми и почему).
  • Каждая эмоция подразумевает специфический способ переживания.
  • Все фундаментальные эмоции по-разному воздействуют на когнитивную сферу и на поведение в целом.
  • Эмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами и оказывают на них влияние.
  • В свою очередь драйвы влияют на протекание эмоционального процесса

В рамках дифференциальной теории эмоций, последние рассматриваются не только как мотивационная система организма (как в теории Липера), но и в качестве базовых личностных процессов, которые придают смысл человеческому существованию.

Дифференциальная теория эмоций определяет эмоции как сложные процессы, которые имеют нейрофизиологические, нервно-мышечные и чувственно-переживательные аспекты.

Нейрофизиологический аспект определяется в терминах активности центральной нервной системы. Здесь предполагается, что эмоция — это функция соматической нервной системы.

На нервно-мышечном уровне — проявляется в виде мимической активности. На чувственном уровне — эмоция представлена переживанием.

Критерии, на основе которых Изард определяет базовые эмоции следующие:

    Этим критериям, по мнению автора, соответствуют такие эмоции как:

      Информационная теория эмоций Симонова

      Симонов говорит о том, что его подход к проблеме изучения эмоций принадлежит павловскому направлению изучения высшей нервной деятельности мозга.

      Он придерживается мнения, что «эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта».

      Симонов предлагает формулу, в которой он представляет правило возникновения эмоций:

      ЭМОЦИЯ = НЕОБХОДИМАЯ ИНФОРМАЦИЯ — ИМЕЮЩАЯСЯ ИНФОРМАЦИЯ.

      Эмоции в рамках учения А.Н. Леонтьева

      «В самом общем виде функция эмоций может быть охарактеризована как индикация плюс/минус санкционирования осуществленной, осуществляющейся или предстоящей деятельности».

      Эмоции, по мнению Леонтьева, способны регулировать деятельность в соответствии с предвосхищаемыми результатами, но в то же время он подчеркивает, что хотя эмоции и играют очень важную роль в мотивации, сами мотивами не являются.

      К эмоциональным процессам Леонтьев относит аффекты, собственно эмоции, чувства. Он разделяет их по продолжительности во времени. Следуя логике Леонтьева, самые непродолжительные во времени аффекты, они сопровождаются ярко выраженными двигательными и вегетативными проявлениями, а самыми продолжительными — чувства, причем они надситуативны, предметны и иерархизированы.

      Заключение.

      Если обратиться к вопросу о возникновении эмоций — единого мнения не существует (этого и следовало ожидать). Деление теорий на группы производилось с учетом того, что именно ученые считали причиной возникновения эмоций.

      В биологических теориях эмоций (теории Анохина, Даффи, Линдсли, Джемса, Ланге) источник возникновения кроется в органических изменениях. У разных авторов это называется по разному, но не важно как это называется, так как смысл един.

      В психоаналитических теориях причина эмоций — столкновение инстинктивной энергии с запретами и нормами Супер-Эго. Это можно объяснить тем, что вся теория психоанализа была построена на представлении о двух инстинктах (эрос, тонатос), а так же на трехкомпонентной теории строения личности (Ид, Эго, Супер-Эго).

      В когнитивных теориях возникновение эмоций связывается с деятельностью cognito, и эмоция представляется как оценка, в этом с когнитивными теориями эмоций сходна информационная теория Симонова, где эмоция это оценка ситуации, мне кажется, что их можно было бы объединить под общим названием когнитивных теорий, но делать мы этого не будем в силу того, что ключевым словом у когнитивистов является оценка, а у Симонова — информация.

      Оставшиеся теории: мотивационная, адаптационная соответственно рассматривают эмоции как мотивы, адаптации к условиям среды, при этом механизм возникновения становится понятным.

      Отдельное место занимает взгляд А.Н. Леонтьева на ту же самую проблему, так как он рассматривает эмоции в рамках своего учения о деятельности, механизмом возникновения, автоматически, является человеческая деятельность.

      Причем он говорит о том, что эмоции — это «специфическое личностное отношение», а уже само понятие отношение включает в себя понятие о деятельности, то есть без какого-либо рода деятельности отношения и отношение не представляется нам возможным.

      Нам кажется, что полноценной теории эмоций, которая бы объясняла все, так и не создано, все те многочисленные взгляды, которые были представлены в данной работе, основаны на изучении отдельных сторон феномена эмоции, но не описывают феномен в целом. Хоть они и называются громким словом «Теория», далеко не все ему соответствуют.

      Список использованных источников:

      Источник: https://sites.google.com/site/abramovmaksim432/domasnaa-rabota/emocii-novaa-versia

      Психологические теории эмоций

      Психологические теории эмоций

      Заметим сразу, что чисто психологических теорий эмоций, не затрагивающих их физиологической основы, не существует. Это не случайно, так как эмоцию как психологическое явление трудно отделить от физиологических процессов, происходящих в организме.

      Исследователями не раз предпринимались попытки связать физиологические изменения в организме с конкретными эмоциями и показать, что разные эмоции сопровождаются различными комплексами органических признаков. Поэтому первые теории эмоций посвящены изучению их физиологической основы.

      Эволюционная теория эмоций. В 1872 г. Ч.

      Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», в которой показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний много общего у антропоидов и слепорожденных детей.

      Дарвиным было доказано, что эволюционный принцип применим не только к биологическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного и человека непроходимой пропасти не существует.

      Согласно эволюционной теории, эмоции появились в процессе эволюции живых существ как важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к ситуациям жизни. Телесные движения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, по Дарвину, есть рудименты реальных приспособительных реакций организма.

      Органическая теория эмоций. Идеи Дарвина были восприняты и развиты в теории У. Джемса и К. Ланге. Джемс считал, что для разных эмоций характерны определенные физические состояния, названные органическими проявлениями эмоций. Слезы являются органическим проявлением эмоции горя, смех -органическим проявлением эмоции радости.

      Согласно теории Джемса — Ланге именно органические изменения являются первопричинами эмоций. Отражаясь в мозге через систему обратных связей, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности. Сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем — как их следствие — возникает сама эмоция. Т.о.

      , нам весело потому что мы смеемся, нам грустно оттого, что мы плачем.

      Психоорганическая теория эмоций. Ряд контраргументов к теории Джемса — Ланге предложил У.Кеннон. Он отметил тот факт, что телесные изменения, сопровождающие разные эмоциональные состояния, весьма похожи друг на друга. Их разнообразие недостаточно для того, чтобы объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека.

      Во-вторых, внутренние органы, с изменениями состояний которых Джемс и Ланге связывали возникновение эмоциональных состояний, представляют собой довольно малочувствительные структуры, которые очень медленно приходят в состояние возбуждения. Эмоции же обычно возникают и развиваются довольно быстро.

      Кроме того, искусственное прекращение поступления органических сигналов (например, от слезной железы) в головной мозг не прекращает эмоций.

      Положения Кеннона были развиты П. Бардом, который показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно.

      В более поздних исследованиях были обнаружены структуры головного мозга, связанные с эмоциями. Ими оказались гипоталамус и лимбическая система.

      В экспериментах, проведенных на животных, было установлено, что электрическими воздействиями на эти структуры можно управлять эмоциональными состояниями, такими, как гнев, страх (Х.Дельгадо).

      Активационная психологическая теория эмоций. Дальнейшее развитие теорий эмоций происходило под влиянием электрофизиологических исследований мозга. Так возникла активационная теория Линдсея — Хебба.

      Согласно этой теории эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации ствола головного мозга. Активационная теория базируется на следующих основных положениях: 1.

      Эмоции возникают вследствие так называемого «комплекса активации», связанного с деятельностью ретикулярной формации.

      2. Работа ретикулярной формации определяет динамические параметры эмоций: их силу, продолжительность, изменчивость и др.

      Вслед за психологическими теориями эмоций, объясняющими взаимосвязь эмоциональных и органических процессов, появились теории, описывающие влияние эмоций на психику и поведение человека.

      Эффективность деятельности, как оказалось, зависит от характера и интенсивности эмоционального переживания, что было экспериментально доказано Хеббом. Для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабые, так и очень сильные эмоциональные возбуждения.

      Для каждого человека имеется оптимум эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе.

      Эмоции человека зависят не только от органических процессов, но и от когнитивных факторов. В связи с этим были предложены новые концепции, объясняющие эмоции у человека динамическими особенностями когнитивных процессов.

      Теория когнитивного диссонанса. Одной из первых подобных теорий явилась теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера. Согласно ей, положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются (т. е.

      когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным когнитивным представлениям, или, что то же самое, находятся в консонансе).

      Отрицательные эмоции возникают в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется несоответствие или диссонанс.

      В современной психологии теория когнитивного диссонанса используется для объяснения социального поведения человека. Согласно этой теории эмоции рассматриваются в качестве основного мотива поступков. Лежащим в их основе когнитивным факторам придается в детерминации поведения человека гораздо большая роль, чем органическим изменениям.

      Когнитивно-физиологическая теория эмоций. С.Шехтер показал, что немалую роль в возникновении эмоциональных процессов помимо воспринимаемых стимулов играют память (прошлый опыт человека) и мотивация человека (оценка им ситуации с точки зрения актуальных для него потребностей).

      Подтверждением этой теории эмоций является влияние на переживания человека словесных инструкций, а также дополнительной эмоциогенной информации в виде переживаний других людей.

      В одном из экспериментов людям давали в качестве «лекарства» физиологически нейтральный раствор в сопровождении различных инструкций.

      В одном случае им говорили о том, что данное «лекарство» должно будет вызвать у них состояние эйфории, в другом — состояние гнева. Через некоторое время испытуемых спрашивали, что они ощущают.

      Оказалось, что их эмоциональные переживания соответствовали ожидаемым по данной им инструкции.

      Было показано также, что характер эмоциональных переживаний человека зависит от того, как возникшую ситуацию переживают рядом находящиеся люди. Это значит, что эмоциональные состояния могут передаваться от человека к человеку. При этом у человека (в отличие от животных) качество коммуницируемых эмоциональных переживаний зависит от личного отношения к тому, кому человек сопереживает.

      Источник: https://psyera.ru/4215/psihologicheskie-teorii-emociy

      Теория эмоций Келлермана-Плутчика

      Теория эмоций Келлермана-Плутчика

      Теория разрабатывалась в виде монографии в 1962 году. Она получила международное признание и использовалась для раскрытия структуры групповых процессов, позволила сформировать представление о внутриличностных процессах и механизмах психологических защит.

      В настоящее время основные постулаты теории включены в известные психотерапевтические направления и психодиагностические системы.

      Основы теории эмоций изложены шестью постулатами

      1. Эмоции — это механизмы коммуникации и выживания, основанные на эволюционной адаптации. Они сохраняются в функционально эквивалентных формах через все филогенетические уровни. Коммуникация происходит за счет восьми базисных адаптивных реакций, являющихся прототипами восьми базисных эмоций:

      • Инкорпорация — поедание пищи или принятие благоприятных раздражителей внутрь организма. Этот психологический механизм ещё известен как интроекция.
      • Отвержение — избавление организма от чего-либо непригодного, что было воспринято ранее.
      • Протекция — поведение, призванное обеспечить избегание опасности или вреда. Сюда относится бегство и любое другое действие, которое увеличивает расстояние между организмом и источником опасности.
      • Разрушение — поведение, призванное разрушить барьер, который препятствует удовлетворению важной потребности.
      • Воспроизводство — репродуктивное поведение, которое может быть определено в терминах приближения, тенденции к сохранению контакта и смешивания генетических материалов.
      • Реинтеграция — поведенческая реакция на потерю чего-либо важного, чем обладали или наслаждались. Его функция в обретении вновь опеки.
      • Ориентация — поведенческая реакция на контакт с неизвестным, новым или неопределенным объектом.
      • Исследование — поведение, обеспечивающее индивиду схематичное представление о данной окружающей среде.
      Читайте также:  Знакомство с субличностью - психология

      2. Эмоции имеют генетическую основу.

      3. Эмоции — это гипотетические построения, основанные на очевидных явлениях различных классов. Гипотетические модели приведены в таблице 1:

      Стимульное событиеПодразумеваемая когницияПереживаниеПоведениеЭффект
      Угроза«Опасность»Страх, ужасБегствоСамосохранение
      Препятствие«Враг»Гнев, яростьНападение, кусаниеРазрушение
      Потенциальный партнер«Обладать»Радость, экстазУхаживание спариваниеВоспроизводство
      Потеря значимого индивида«Заброшенность»Печаль, гореПризыв к помощи и воссоединениюРеинтеграция
      Член группы«Друг»Принятие, довериеУхаживание, содействиеАффиляция, присоединение
      Отвратительный объект«Отрава»Отвращение, ненавистьИзвержение, отталкиваниеОтвержение
      Новая территория«Что там?»ОжиданиеОбследование, организацияИсследование
      Неожиданный новый«Что это?»УдивлениеОстановка, тревогаОриентация

      Таблица 1. Cтимул — эффект

      4. Эмоции — это цепи событий со стабилизирующими обратными связями, которые поддерживают поведенческий гомеостаз. Происходящие в среде события подвергаются когнитивной оценке, в результате оценки возникают переживания (эмоции), сопровождаемые физиологическими изменениями. В ответ организм осуществляет поведение, призванное оказать эффект на стимул (табл. 1).

      5. Отношения между эмоциями могут быть представлены в виде трехмерной (пространственной) структурной модели.

      Вертикальный вектор отражает интенсивность эмоций, слева направо — вектор сходства эмоций, а ось спереди назад характеризует полярность противоположных эмоций.

      Этот же постулат включает положение о том, что некоторые эмоции являются первичными, а другие — их производными или смешанными (см. схема 1).

      Схема 1. Трехмерная модель эмоций ПЛУТЧИКА

      6. Эмоции соотносятся с определенными чертами характера или типологиями. Диагностические термины, например, «депрессия», «маниакальность», «паранойя» рассматриваются как крайние выражения таких эмоций, как печаль, радость и отвержение (таблица 2).

      Классификация эмоций

      Биологические регулятивные процессыПоведение экспрессияАдаптивная функцияСубъективные состоянияЧерты характераДиагнозы
      ИзбеганиеБегствоСамосохранениеСтрахРобкийПассивность, тревожность
      ПриближениеАтакаРазрушениеГневСкандальный, сварливыйАгрессивность
      ОбъединениеСпариваниеВоспроизводствоРадостьДружелюбный, общительныйМаниакальность
      РазделениеСигнал дистрессаВоссоединениеПечальУнылыйДепрессивный
      ГлотаниеЕдаИнкорпорацияПринятиеДоверчивыйИстерия
      ВыбросИзвержениеОтвержениеОтвращениеВраждебныйПаранойя
      Начало действийРазведкаИсследованиеОжиданиеЛюбопытныйНавязчивость
      ОстановкаЗамираниеОриентированиеУдивлениеИмпульсивныйНеустойчивость

      Таблица 2. Эмоции и их производные

      Структурная модель эмоций является основой построения теоретической модели психологических защит.

      Модель механизмов психологических защит была разработана Робертом Плутчиком в соавторстве с Г. Келлерманом и Х. Контом в 1979 году.

      Структурная теория личности Генри Келлермана

      Модель защиты включает пять принципов

      1. Специфические защиты образуются для совладания со специфическими эмоциями.
      2. Существует восемь основных механизмов защит, которые развиваются для совладания с восемью основными эмоциями.
      3. Восемь основных защитных механизмов обладают свойствами как сходства, так и полярности.

      4. Определенные типы личностных диагнозов имеют в своей основе характерные защитные стили.
      5. Индивид может использовать любую комбинацию механизмов защиты.

      На пути к сознанию нежелательная для психики информация искажается.

      Искажение реальности посредствам защит может происходить следующим образом:

      • игнорироваться или не восприниматься;
      • будучи воспринятой, забываться;
      • в случае допуска в сознание и запоминания, интерпретироваться удобным для индивида образом.

      Проявления механизмов защиты зависит от возрастного развития и особенностей когнитивных процессов. В целом они образуют шкалу примитивности-зрелости .

      • Первыми возникают меха­низмы, в основе которых лежат перцептивные процессы (ощущение, восприятие и внимание). Имен­но перцепция несет ответственность за защиты, связанные с неведением, непониманием информации. К ним относят отрицание и регрессию, которые являются наиболее примитивными и характеризуют «злоупотребляющую» ими личность как эмоционально незрелую.
      • Далее возникают защиты, связанные с памятью, а именно с забыванием информации — это вытеснение и подавление.
      • По мере развития процессов мышления и воображения формируются наиболее сложные и зрелые виды защит, связанные с переработ­кой и переоценкой информации — это рационализация.

      Четыре группы основных психологических защит

      1. защиты с отсутствием переработки содержания: отрицание, вытеснение, подавление.
      2. защиты с преобразованием или искажением содержания мыслей, чувств, поведения: рационализация, проекция, отчуждение, замещение, реактивное образование, компенсация.

      3. защиты с разрядкой отрицательного эмоционального напряжения: реализация в действии, соматизация тревоги, сублимация.
      4. защиты манипулятивного типа: регрессия, фантазия, уход в болезнь или образования симптомов.

      Результатом психоэволюционной теории эмоций Роберта Плутчика и структурной теории личности Генри Келлермана стала «Психодиагностическая система Келлермана-Плутчика», которая легла в основу психодиагностической методики «Индекс жизненного стиля» (Life Style Index).

      Система основывается на теории, что в каждой личности существует диспозиция (наследственная предрасположенность) к определенному психическому расстройству. Механизм психологической защиты играет роль регулятора внутриличностного баланса за счет гашения доминирующей эмоции (схема 2).

      Схема 2. Система диспозиций по Келлерману и Плутчику

      Согласно психодиагностической системе, анализ ведущих диспозиций характеризует личностные особенности испытуемого.

      При взаимодействии со стимулом возникают характерные для определенной диспозиции переживания в виде эмоций. Ведущая эмоция формирует потребность, которая не всегда вкладывается в рамки приемлемого функционирования.

      Для поддержания адаптации срабатывает защитный механизм, призванный погасить недопустимую эмоцию, и индивид испытывает неосознаваемый импульс, заставляющий переоценить стимул.

      Личностный баланс достигается за счет формирования защитного поведения.

      Характеристика диспозиций

      Диспозиция мании.

      Ведущая эмоция  — радость, потребность к избытку приятных стимулов — гедонизм. Защита — реактивное образование за счет подавления привлекательности приятных стимулов с помощью « Super — Ego ». Развитие механизма связано с окончательным усвоением индивидом «высших социальных ценностей». Импульс – обрати это в противоположное. Переоценка стимула:  «Все, связанное с этим — отвратительно».

      Защитное поведение в норме: сильные переживания по поводу нарушений «личностного пространства», подчеркнутое стремление соответствовать общепринятым стандартам поведения, актуальность, озабоченность «приличным» внешним видом, вежливость, любезность, бескорыстие, общительность. Неприятие всего того, что связанно с функционированием организма и отношениями полов.

      Диспозиция истерии.

      Ведущая эмоция – принятие. Защита  – от­рицание. Развивается с целью сдерживания эмоции принятия окружающих, если они демонстрируют эмоциональную индифферентность или отвержение.

      Излишнее принятие компенсируется отрицанием тех моментов, которые «не нравятся» сознанию. Поток положительных качеств воспринимаемого объекта заставляет истерика идеализировать его (пример, истерики часто влюбляются).

      Импульс — не замечай этого. Переоценка стимула  не происходит, стимул не замечается.

      Защитное поведение в норме:  общительность, стремление быть в центре внимания, жажда признания, самонадеянность, оптимизм, непринужденность, хвастовство, жалость к себе, обходительность, аффективная манера поведения, пафос, легкая переносимость критики и отсутствие самокритичности.

      Агрессивная диспозиция.

      Ведущая эмоция – гнев. Защита  – замещение. Развивается для сдерживания эмоции гнева на более сильного, старшего или значимого субъекта, выступающего как фрустратор. Замещение может направляться как вовне, формируя деструктивное поведение, так и внутрь в виде аутоагрессии. Импульс — напади на что-то, заменяющее это. Переоценка стимула: «Вот кто во всем виноват».

      Защитное поведение в норме: импульсивность, раздражительность, вспыльчивость, требовательность к окружающим, реакции протеста в ответ на критику, отсутствие чувства вины.

      Диспозиция психопатии.

      Ведущая эмоция – удивление. Защита  – регрессия. Развивается в раннем детстве для сдерживания чувств неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с проявлением инициативы. Как правило, поощряется взрослыми, имеющими установку на эмоциональный симбиоз и инфантилизацию ребенка. Импульс – плачь об этом. Переоценка стимула: «Вы обязаны мне помочь».

      Защитное поведение в норме:  импульсивность, слабохарактерность, отсутствие глубоких интересов, податливость влиянию окружающих, внушаемость, неумение доводить до конца начатое дело, легкая смена настроения, умение легко устанавливать поверхностные контакты.

      Склонность к мистике и суевериям, непереносимость одиночества, потребность в стимуляции, контроле, подбадривании, утешении, поиске новых впечатлений.

      В эксквизитной ситуации — повышенная сонливость и неумеренный аппетит, манипулирование мелкими предметами, непроизвольные действия (потирание рук, кручение пуговиц и т.п.), специфическая «детская» мимика и речь.

      Депрессивная диспозиция.

      Ведущая эмоция – печаль. Защита – компенсация, компенсирует недостающую самооценку, что позволяет личности справляться с состоянием подавленности. Импульс – постарайся приобрести это. Переоценка стимула: «Зато я… Все равно я… Когда-нибудь я…».

      Защитное поведение в норме:  постоянные страдания из-за утраты воображаемого объекта и потери самоуважения. Поведение, обусловленное установкой на серьезную и методическую работу над собой, нахождение и исправление своих недостатков, достижение высоких результатов в деятельности; серьезные занятия спортом, коллекционирование, стремление к оригинальности.

      Параноидальная диспозиция .

      Ведущая эмоция – отвращение (неприятие). Защита  – проекция. Развивается как результат эмоционального отвержения в раннем детстве со стороны значимых лиц. Проекция позволяет переносить собственную неполноценность на других. Импульс – обвини это. Переоценка стимула: «Все люди порочны».

      Защитное поведение в норме:  контроль, отсутствие внушаемости, повышенная критичность, гордость, самолюбие, эгоизм, злопамятность, обостренное чувство справедливости, заносчивость, подозрительность, ревнивость, враждебность, упрямство, несговорчивость, нетерпимость к возражениям, замкнутость, пессимизм, повышенная чувствительность к критике и замечаниям, требовательность к себе и к другим, стремление достичь высоких показателей в любом виде деятельности.

      Пассивная диспозиция.

      Ведущая эмоция – страх. Защита  – подавление (вытеснение). Развивается для сдерживания эмоции страха, проявления которой неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозят попаданием в прямую зависимость от агрессора. Импульс – не помню об этом. Переоценка стимула: «Мне это незнакомо».

      Защитное поведение в норме: инертность и пассивность, уход в себя, безынициативность, склонность быть зависимым от кого-либо, тщательное избегание ситуаций, которые могут стать проблемными и вызвать страх, покорность, робость, забывчивость, боязнь новых знакомств.

      Обсессивная диспозиция.

      Ведущая эмоция – ожидание. Защита – рационализация (интеллектуализация и сублимация). Развивается в раннем подростковом возрасте для сдерживания эмоции ожидания или предвидения боязни пережить разочарование неудач и неуверенности в конкуренции со сверстниками. Импульс – переопредели, переосмысли это. Переоценка стимула: «Все объяснимо».

      Защитное поведение в норме:  повышенный контроль, не позволяющий узнать эмоции других, склонность к анализу и самоанализу, ответственность, добросовестность, основательность, любовь к порядку, нехарактерность вредных привычек, предусмотрительность, дисциплинированность, индивидуализм, стремлением придерживаться во всем середины.

      Литература

      1. Перре М., Бауман У. Клиническая психология — Питер, 2007 — 1312 стр.
      2. Романова Е.С., Гребенников Л.Г. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика – Талант, 1996г. — 144 стр.
      3. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология – Питер, 2004г. — 539 стр.
      4. Лично А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л.: Медицина, 1983. — 256 стр.
      5. Набиуллина Р.Р., Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты и совлодания со стрессом //Учебно-методическое пособие — Казань, 2003г. — 98 стр.
      6. Лекционный материал по предмету «Клиническая психология» Медико-психологический факультет ГрГМУ, Беларусь, 2006г.
      7. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп — Изд-во Института Психотерапии, 2002г. — 452 стр.

      Источник: http://psy-diagnoz.com/theories/103-teoriya-emotsij.html

      Психологические теории эмоций

      Психологические теории эмоций

      Мы так часто путаем эмоции с чувствами, что неплохо было бы раз и навсегда разобраться с происхождением первых, дабы не путаться в своих ощущениях впредь.

      Прежде всего, эмоции и чувства – не тождественны, более того, они даже развиваются на различных этапах онтогенеза. А эмоции являются не чем иным, как нашей оценкой ситуации, человека, состояния и т.д.

      Основные теории эмоций сходятся именно на том, что эмоции – это средство отражения реального мира, правда, не самого по себе, а в отношении к этому миру.

      Психологические теории эмоций начали активно возникать с XVIII века. А мы же начнем их описание, пожалуй, с Дарвина.

      Теория эмоций Дарвина

      Чарльз Дарвин считал, что между поведением животных и людей нет никакой непроходимой пропасти, а общего гораздо больше, чем раздельного.

      В основу его теории происхождения эмоций легло исследование доказавшее, что между поведением и выражением эмоций детей антропоидов и слепорожденных детей очень много общего.

      Исходя из этого, Дарвин сделал вывод, что эмоции возникли по ходу эволюции, как жизненно важное приспособление. Эмоции, по Дарвину, это, прежде всего, адаптация человека к окружающей среде. Важно также отметить происхождение способа выражения эмоций.

      По Дарвину, все движения, мимика, тональность голоса во время ощущения эмоций – это рудименты (остаточные явления). Так, то, как мы выражаем гнев очень похоже на поведение и движения первобытного человека перед атакой, а страх – это рудимент бегства.

      Читайте также:  Как сделать правильный выбор - психология

      Периферическая теория

      Еще одна интересная теория возникновения эмоций принадлежит ученым Джеймсу и Ланге, соответственно, название теории – «Джеймса-Ланге». Ученые создали аналогичные теории независимо друг от друга в один период.

      Согласно этой теории, эмоции имеют физиологическое происхождение, точнее, эмоции возникают как результат изменившегося под влиянием внешнего раздражителя сердечного ритма, дыхания, тонуса мышц. То есть, по теории «Джеймса-Ланга»,мы грустим, потому что плачем, и злимся, потому что наносим удар. Иными словами – эмоция не причина действия, а результат.

      Теория «Линдсея-Хэбба»

      Эта теория эмоций в психологии подтверждает то, что для плодотворной деятельности, человеку необходимо иметь стабильный средний уровень эмоционального возбуждения.

      Согласно теории, эмоции являются сенсорным проявлением системы мозга, которая отвечает за регуляцию уровня активности человека. Исследования проведенные уже после представления этой теории действительно доказали, что в мозге человека есть система, регулирующая уровень активности.

      в этой статье мы простым и доступным для всех языком расскажем о видах человеческого сознания с точки зрения психологии, об особенностях этих видов и самых распространенных расстройствах сознания.
      Методы формирования сознания личности

      Эта статья расскажет о самых эффективных и популярных методах формирования сознания личности, а также о способах воспитания сознания, которых на сегодня выделяют четыре.

      Вопрос культа личности хорошо знаком тем, кто застал сталинские времена. В этой статье мы расскажем о предпосылках возникновения культа личности и причинах его формирования в обществе.Сколько калорий сжигает секс?Активные занятия сексом могут стать не плохой альтернативой посещению тренажерного зала, так как во время полового акта расходуется немалое количество калорий. Из этой статьи вы узнаете, сколько калорий можно расходовать во время полового акта.

      Источник: http://kak-bog.ru/psihologicheskie-teorii-emociy

      § 3.3.4. Эволюционные теории эмоций. Теория дифференциальных эмоций

        По мере того как обнаруживались ограничения двухфакторной теории, теоретики начали возвращаться к идеям, сформулированным Чарльзом Дарвиным более века тому назад. Согласно Дарвину, эмоции развиваются потому, что имеют адаптивное значение. Например, страх может помочь организму избежать опасности и, следовательно, способствует его выживанию.

      Итак, Дарвин рассматривал эмоции человека как продукт эволюции. Это предположение служит основанием для нескольких широко известных теорий эмоций, разработанных независимо С. С. Томкинсом, Кэрролом Эллисом Изардом и Робертом Платчиком.  П. К.

      Анохин в статье «Эмоции» (хрестоматия) отмечает, что на основании дарвиновского понимания эволюции приспособительных реакций организма можно утверждать, что эмоциональные состояния сыграли когда-то положительную роль, создав условия для более широко и более совершенного приспособления животных к окружающим условиям.

      Первичные ощущения примитивных животных не могли бы удержаться в процессе эволюции и развиться в столь многогранные эмоциональные состояния человека, если бы они не послужили развитию приспособительной деятельности животных. В противном случае они были бы устранены естественным отбором. Пытаясь ответить на вопрос, в чем же состоит это более совершенное приспособление, П. К.

      Анохин считает, что решающей чертой эмоционального состояния является его интернальность, его исключительность по отношению к другим состояниям и другим реакциям. Эмоции охватывают весь организм, они придают состоянию человека определенный тип переживаний.

      Производя почти моментальную интеграцию всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализации воздействия и конкретный механизм ответной реакции организма.

      Именно это свойство организма — определять благодаря эмоции качество воздействия с помощью самого древнего и универсального критерия всего живого на Земле — выживаемости — и придало эмоциям универсальное значение в жизни организма.

      Вместе с тем организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособленным к окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и другие параметры тех или иных воздействий, может со спасительной быстротой отреагировать на них с помощью определенного качества эмоционального состояния, сведя их, так сказать, к общему биологическому знаменателю: полезно или вредно для него данное воздействие.  Таким образом, П. К. Анохин утверждает, что всем без изъятия жизненным потребностям и отправлениям, включая и проявления интеллектуальной деятельности, сопутствует соответствующий эмоциональный тонус, благодаря которому организм непрерывно остается в русле оптимальных жизненных функций, а все разнообразные функции организма разрешаются или отвергаются на основании одного и того же принципа — принципа их соответствия сформировавшемуся в данное время определенному эмоциональному состоянию. Эмоциональные состояния рассматриваются как закономерный факт природы, как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира. Исходя из дарвиновской точки зрения на эволюцию полезных приспособлений, надо считать, что эмоциональные состояния, удержавшиеся в процессе эволюции и развившиеся до своего тончайшего выявления у человека, не могли бы ни появиться, ни сохраниться, а тем более закрепиться наследственностью, если бы они в какой-то степени были либо вредны, либо бесполезны для жизненно важных функций животного. Вопрос сводится лишь к тому, в чем состоит биологическая и физиологическая полезность эмоций и эмоциональных ощущений в осуществлении жизненно важных функций организма.  Анализируя вопрос, в силу каких именно конкретных механизмов удовлетворение потребности создает положительное эмоциональное состояние, П. К. Анохин приходит к выводу, что эмоциональные реакции, как и любой другой приспособительный акт, имеют целостное строение. Основным признаком положительного эмоционального состояния является его закрепляющее действие, как бы санкционирующее полезный приспособительный эффект. А эмоции, соответственно, и сложились в процессе эволюции как фактор, закрепляющий правильность и полноту совершенного акта, его соответствие исходной потребности.  Таким образом, П. К. Анохин практически сводит суть биологической теории к утверждению, что положительное эмоциональное состояние типа удовлетворения какой-либо потребности возникает лишь в том случае, если обратная информация от результатов происшедшего действия точнейшим образом отражает все компоненты положительного результата и потому точно совпадает с аппаратом акцептора действия. Биологически этой эмоцией удовлетворения и закрепляются правильность любого функционального проявления и полноценность его приспособительных результатов. Наоборот, несовпадение обратных афферентных посылок от неполноценных результатов акта с акцептором действия ведет немедленно к беспокойству животных и человека и к поискам той новой комбинации эффекторных возбуждений, которые привели бы к формированию полноценного периферического акта и, следовательно, к полноценной эмоции удовлетворения. В этом случае полноценное эмоциональное состояние ищется способом пробных посылок различных эфферентных возбуждений. Совершенно очевидно, что в этом смысле эмоциональные состояния от полноценного или неполноценного периферического акта являются своеобразным «пеленгом», который или прекращает поиски, или их вновь и вновь организует на другой эфферентной основе.  Можно сказать, что П. К. Анохин попытался соединить в своих взглядах на эмоции понимание эмоций Джеймсом и Ланге, с одной стороны, и Кэнноном и Бардом, с другой. Если первые два исследователя преимущественно подчеркивали роль периферии в происхождении эмоций, то вторые — роль центральных механизмов. П. К. Анохин же свел эти механизмы в единый акт.  Также можно отметить, что взгляды П. К. Анохина в чем-то перекликаются со взглядами П. В. Симонова, автора информационной теории эмоций, о которой мы поговорим несколько ниже.  Как мы видим, существуют определенные нюансы в трактовке биологической сущности эмоций. Но в целом, эволюционные теории рассматривают эмоции преимущественно как врожденные реакции на определенные стимулы. Как таковые, эмоции должны распознаваться в подавляющем большинстве ситуаций незамедлительно и без особого размышления. В конце концов, свои эмоции должны с легкостью распознавать примитивные животные, неспособные к сложному мышлению. Теоретики-эволюционисты считают, что развитие эмоций происходило до мышления. Они утверждают, что мышление играет в эмоциях сравнительно небольшую роль, хотя и допускают, что научение и познание могут как-то влиять на эмоции человека. Эволюционные теории, как правило, предполагают, что эмоции возникают в подкорковых структурах головного мозга (таких, как гипоталамус и лимбическая система), которые появились прежде высших зон головного мозга, расположенных в коре и связанных с процессами сложного мышления.

        Кроме того, эти теории предполагают, что эволюция снабдила человека небольшим количеством врожденных эмоций с испытанным адаптационным значением. Как следствие, принципиальный вопрос, над которым бьются эволюционные теории, это вопрос о том, какие эмоции являются базовыми.

      Как видно из таблицы, списки первичных (базовых) эмоций, согласно этим авторам, хотя и не совпадают, все же в значительной степени перекрываются. Все трое приходят к выводу, что люди проявляют от восьми до десяти первичных эмоций.

      Кроме того, шесть из этих эмоций встречаются во всех трех списках, а именно, страх, гнев, радость, отвращение, интерес и удивление.

        Конечно, число эмоций, переживаемых людьми, гораздо больше. Как эволюционные теории объясняют это многообразие? Они предполагают, что большинство человеческих эмоций получаются благодаря (1) смешиваниям первичных эмоций и (2) изменениям в их интенсивности.

      Например, Роберт Платчик разработал красивую модель того, как первичные эмоции, например, страх и удивление, в результате смешивания дают вторичные эмоции, например, благоговение. Кроме того, модель Платчика утверждает, что различные эмоции, такие, как опасение, страх и ужас, содержат одну первичную эмоцию, переживаемую с разной интенсивностью.

        Проанализируем подробнее теорию дифференциальных эмоций К. Изарда. Теория дифференциальных эмоций связана с именами Дарвина, Вундта, Джеймса, Мак Дугала, Симонова и других психологов, но концептуально обоснована Силваном Томкинсом.

      Теория названа так потому, что ее объектом выступают отдельные эмоции и они рассматриваются как самостоятельные переживательно-мотивационные процессы, влияющие на когнитивную сферу и поведение человека.

      В основе теории лежат пять тезисов:  Десять базовых эмоций — страх, гнев, радость, отвращение, интерес, удивление, презрение, стыд, печаль (которая является одной из самых распространенных негативных эмоций на планете), вина — образуют основную мотивационную систему человека.

        Каждая базовая эмоция обладает уникальными мотивационными свойствами и подразумевает специфическую форму переживания.  Фундаментальные эмоции переживаются по-разному и по-разному влияют на познание и поведение.  Эмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами, перцептивными, когнитивными и моторными процессами и влияют на них.

        Драйвы, перцептивные, когнитивные и моторные процессы, в свою очередь, влияют на протекание эмоционального процесса.  Эмоции гнева, отвращения и презрения составляют триаду враждебности. Также можно коротко отметить, что наибольший уровень агрессивности у подростков в группе наблюдается у лидеров и отверженных.

        Таким образом, мы видим, что эмоции рассматриваются как детерминанты поведения. В теории дифференциальных эмоций эмоции определяются как сложный процесс, имеющий нейрофизиологический, нервно-мышечный и чувственно-переживательный аспекты. К нейрофизиологическому аспекту относится активность нервной системы, к нервно-мышечному — мимика, ые реакции и т.п.

      , к чувственно-переживательному аспекту — переживание значимости того или иного события для человека.  Но эмоции — не только ответ на какую-либо ситуацию. Часто они сами являются причиной наших поступков. Очевидно, можно говорить о том, что эмоции в той или иной степени способны к самогенерации, например, эмоция интереса.  Эмоции находятся в связи друг с другом.

      Некоторые из них организованы иерархически. Например, внимание — удивление — оцепенение (или страх). Другим примером может служить тот факт, что звук малой интенсивности вызывает у ребенка интерес, а максимальной интенсивности — ужас.  В пользу системности эмоций, считает автор, говорит также полярность эмоций. Некоторые эмоции, например, радость-печаль, гнев-страх, находятся в полярных отношениях.  Источниками эмоций могут выступать различные активаторы. Это могут быть:   — Нейронные и нервно-мышечные активаторы (гормоны, наркотики, мимика);   — Аффективные активаторы (боль, усталость);   — Когнитивные активаторы (оценка, память, атрибутивные процессы, антиципация).  При этом активаторы с возрастом не меняются.

        Не следует забывать, что нет единой классификации эмоций. Некоторые психологи вообще считают, что человек конструирует эмоции из своего жизненного опыта, что эмоции являются продуктом культуры, социолизации и обучения. И это конструирование зависит от ситуации и от особенностей личности.

      Изард же считает, что о конструировании эмоций можно говорить только при образовании когнитивно-аффективных структур.

      В целом же существует 10 базовых эмоций, у которых: специфические нервные субстраты, мышечные движения, специфические переживания, которые возникли в результате эволюционно-биологических процессов, которые оказывают мотивирующее влияние и служат адаптации.

      Добавить свое объявление
      Загрузка…

      Источник: http://txtb.ru/132/58.html

      Ссылка на основную публикацию