Аффилиация — высокая, низкая, потребность и мотивация
Аффилиация – это стремление быть в обществе других людей, потребность в создании доверительных, теплых, эмоционально значимых отношений. Под это понятие попадают такие категории как общение, дружба, любовь и многие другие.
Характер взаимоотношений с родителями и сверстниками в раннем детстве обусловливает формирование данной потребности. Аффилиация ведет к снижению тревожности и смягчает последствия как психологического, так и физиологического стресса.
Негативный опыт, закрепленный при частом повторении ситуаций, сопряженных с неуверенностью в себе и недоверием к другому человеку или группе людей, блокирует аффилиацию и вызывает отчужденность, одиночество и фрустрацию.
Высокая и низкая аффилиация
Под аффилиацией в психологии понимают уровень социальных потребностей человека. Каждый из нас в разной степени нуждается в общении. Одни хотят всегда находиться в обществе, видеться с друзьями и коллегами на различных мероприятиях или вечеринках.
Другим для общения достаточно использовать Интернет – недаром такое распространение получили социальные сети и различные коммуникационные программы, которые обеспечивают не только текстовую связь, но и позволяют видеть и слышать собеседника.
Третьи, напротив, предпочитают шумным компаниям уединение, не любят привлекать к себе внимание и даже выбирают удаленную работу с целью ограничить контакт с окружающими. Разумеется, сколько людей – столько и вариантов.
Аффилиация – это и есть то понятие, которое определяет, насколько человека воодушевляет перспектива общения с другими.
Высокая и низкая аффилиация – это две крайности, которые редко встречаются в чистом виде. В первом случае – это безусловные экстраверты. Они открыты для общения, без труда могут завести разговор с незнакомцами, часто бывают душой компании. Не выносят одиночества и добиваются лучших результатов только в окружении людей. Им важен обмен идеями и мнениями «вживую».
Низкий уровень аффилиации больше свойственен интровертам. Такие люди, как правило, независимы и самодостаточны, для них важно личное пространство.
Долгое общение с окружающими их выматывает, а душевное равновесие восстанавливается только в одиночестве.
Дело не в недостатке социальных навыков, а в желании устанавливать и поддерживать близкие отношения с небольшим кругом друзей, не знакомясь постоянно с новыми людьми.
Мотивация аффилиации
Содержание мотивации аффилиации заключается в поддерживании отношений такой степени близости, которая устраивает человека и не вызывает дискомфорта. Цели при этом могут существенно различаться – от попыток впечатлить другого человека до желания оказать властное воздействие.
Аффилиация предполагает партнерство, и несимметричное распределение ролей разрушает ее, приводя в тяжелых случаях к социальным фобиям. Если человек поймет, что его пытались унизить или использовать для удовлетворения чьих-либо потребностей, то это может нанести ущерб его потребности в аффилиации.
Поэтому необходимо повышать ценность общения в глазах партнера, устанавливать доверительную связь и добиваться того, чтобы симпатия и дружеская поддержка были взаимны.
Достижению и сохранению отношений такого рода способствует множество вербальных и невербальных средств – это количество и позитивное содержание высказываний, дружелюбное выражение лица, длительность зрительного контакта, поза, жестикуляция и другие способы поведения.
Мотивация аффилиации коррелирует, с одной стороны, с потребностью самоутвердиться и получить одобрение, а с другой – со страхом быть отвергнутым. На основе прошлого опыта формируются соответствующие ожидания.
Например, если необходимость общаться с незнакомыми людьми сопряжена с ожиданием успеха, то привлекательность этой ситуации будет высока, и наоборот. Соответственно, человек либо стремится к другим людям, ищет в них товарищей и доверяет им, либо относится к ним с подозрением и избегает их.
Если оба вида ожиданий низки, то в межличностном взаимодействии проявляется незаинтересованность и безразличие.
Аффилиация существенно влияет на процесс и результат общения – ведь завязывание нового знакомства будет происходить дружелюбно и непринужденно или, напротив, робко, неловко и неприязненно. Поскольку позитивный опыт повышает аффилиацию, а негативный – снижает, с каждым разом будет происходить закрепление или постепенное разрушение сложившегося ранее стереотипа.
В психологии аффилиация и ее мотивы поддаются измерению – например, с помощью методики Мехрабиана. Более надежной является проективная методика, но из-за ее сложности в основном используют тест. Его шкала разделена на 2 части, одна из которых призвана оценить силу желания общаться, а другая – боязнь быть отвергнутым.
В результате подсчета баллов возможно 4 типичных сочетания этих двух мотивов со следующей интерпретацией:
- Сильное стремление быть принятым другими людьми (СП) с выраженным страхом отвержения (СО). Такая комбинация мотивов характерна для внутреннего конфликта у людей, которые одновременно хотят быть в обществе и избегают знакомств;
- Высокий показатель СП и низкий СО. Эти люди активно налаживают контакты и получают от общения только радость;
- Маленький уровень СП и большой СО. Такой результат бывает у тех, кто ищет одиночества и избегает межличностного взаимодействия;
- Низкое значение обоих мотивов аффилиации. Свойственно всем, кто живет среди людей, общается с ними, но от этого не испытывает ни положительных, ни отрицательных эмоций и нормально себя чувствует как в компании, так и без нее.
Если тест показал средние оценки мотивации, то о предполагаемом социальном поведении человека и его переживаниях нельзя сказать ничего определенного.
На основании расчета уровня аффилиации можно, например, выбирать род занятий. Для педагогов, учителей, врачей, юристов и представителей других профессий, связанных с общением, аффилиация должна быть одной из главных потребностей.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Источник: http://www.neboleem.net/affiliacija.php
аффилиация — это… Что такое аффилиация?
АФФИЛИАЦИЯ (с. 78) (от англ. affiliation — присоединять, присоединяться) — эмоциональная связь человека с другими людьми, характеризующаяся взаимным принятием и расположением; в ряде случаев термин употребляется для обозначения потребности в принятии, стремления к взаимосвязи.
Таким образом, в неустоявшейся отечественной терминологии понятия «аффилиация», а также «потребность в аффилиации», «стремление к аффилиации» нередко означают одно и то же. В последние годы в отечественной психологии термин употребляется достаточно широко, хотя все еще вызывает настороженное отношение.
В европейских языках слово «аффилиация» этимологически восходит к латинским корням ad — как + fillis — сын, то есть буквально означает принятие как сына, усыновление.
В этом значении термин употбляется в самых разных областях.
Например, в экономических науках под аффилиацией понимают поглощение крупной компанией более мелкой, то есть принятие последней материнской структурой в качестве дочерней (или,если угодно, «сыновней»).
В психологических науках данным термином обозначается явление которре с грубоватой прямолинейностью констатировал Хемингуэй: «Человек один не может ни черта». Будучи социальным по своей природе существом («общественным животным», по Аристотелю), человек изначально нуждается в том, чтобы быть принятым окружающими, войти в их круг, заслужить их расположение.
Блокирование этой потребности вызывает чувство одиночества, отчужденности, порождает фрустрацию. Напротив, наличие тесных, доверительных личностных взаимоотношений не только вызывает душевное удовлетворение, но и в целом повышает жизнеспособность индивидов и групп.
Неудивительно, что люди расходуют много сил и средств ради установления и поддержания таких отношений и жестоко страдают, когда вынуждены эти отношения порвать.
Парадокс этой ситуации состоит в том, что окружающие, не в последнюю очередь — близкие люди, могут выступать для нас источником фрустрации и стресса. «Ад — это другие», — писал Сартр. Психологические исследования, казалось бы, готовы подтвердить этот печальный вывод.
Когда Петер Варр и Рой Пэйн опрашивали репрезентативную выборку взрослых англичан, что именно, если таковое имело место, принесло им вчера наибольшее эмоциональное напряжение, слово «семья» было самым частым ответом.
А в недавних дискуссиях о допустимости законного владения оружием фигурировал такой аргумент: в тех странах, где соответствующие законы приняты, практически повсеместно оружие, купленное для самозащиты, чаще направляется на членов семьи, чем на вторгшихся в дом злоумышленников.
Американские исследователи, в течение нескольких лет проинтервьюировавшие тысячи людей, пришли к единому выводу: тесные взаимоотношения улучшают здоровье.
По сравнению с теми, у кого были слабые социальные связи, люди, которые поддерживали тесные отношения с друзьями, родными или являлись членами сплоченных религиозных и общественных группировок, оказывались менее подвержены преждевременной смерти.
Утрата подобных связей повышает риск заболеваний, финские исследователи изучили 96 000 тысяч случаев потери супруга вследствие его смерти и обнаружили, что в неделю, следующую за этим событием, удваивается риск скоропостижной смерти для вдовы или вдовца. «Они жили долго и счастливо и умерли в один день…» Похоже, в этой романтической формуле истины больше, чем вымысла.
Но если между аффилиацией и здоровьем существует связь, то по какой причине? Предположений тут высказывается множество — по большей части на уровне житейского здравого смысла. Возможно, те, кто имеет удовольствие состоять в тесных взаимоотношениях, ведут более упорядоченный образ жизни, лучше питаются, более организованны в своей работе и меньше подвержены вредным привычкам.
Не исключено, что внимание близких людей заставляет нас больше заботиться о собственном здоровье, которому мы, предоставленные сами себе, до поры не придаем должного значения. Возможно, что поддерживающее нас сообщество помогает нам лучше оценивать события и преодолевать стрессовые ситуации. Возможно, друзья и близкие помогают нам поддерживать самоуважение.
Когда мы задеты чьей-то неприязнью, отказом в наших притязаниях, некорректной критикой, дружеский совет, ободрение и утешение могут оказаться наилучшим лекарством. Даже если проблема не выносится на обсуждение, чуткие друзья и близкие помогают нам переключиться на что-то приятное и дарят нам ощущение того, что нас принимают, любят и уважают.
«Дружба — сильнейшее противоядие от всех напастей», — говорил Сенека.
Другие исследования сравнивали людей с малым и с большим числом тесных межличностных отношений. Тесная дружба с теми, кому мы можем доверить самые интимные переживания, дает двойной эффект. Как писал еще Фрэнсис Бэкон: «Она удваивает радость, а горе уменьшает вдвое».
Это подтверждают и ответы на вопрос, заданный американцам Национальным центром по изучению общественного мнения: «Кто были те люди, с которыми вы в последние шесть месяцев обсуждали важные для вас вопросы?» В сравнении с теми, кто не смог назвать никого, те, кто называли пять или более близких людей, были на 60% более склонны чувствовать себя «очень счастливыми».
Помимо этого в ряде исследований было продемонстрировано, что тенденции к аффилиации возрастают при вовлечении человека в потенциально опасную стрессовую ситуацию.
При этом общество других людей позволяет ему проверить избранный способ поведения и характер реакций на сложную и опасную обстановку.
Кроме того, как уже указано, в известных пределах близость других приводит к прямому снижению тревожности, смягчая последствия как физиологического, так и психологического стресса.
Несмотря на то что потребность в принятии присуща человеку изначально, способы ее выражения по-разному формируются в зависимости от специфики общения с родителями и сверстниками в детстве и зависят от стиля воспитания.
Накапливаемый на протяжении жизни опыт общения с другими людьми ведет к обобщенным ожиданиям встретить в них источник поощрения или наказания.
Если доминируют ожидания первого рода, то человек будет стремиться к другим людям и искать в них товарищей, будет склонен доверять им и высоко их ценить Если же доминируют противоположные ожидания, то человек скорее аанет избегать других людей, относиться к ним с подозрением и низко их оценивать.
Человек, опыт которого носит смешанный характер и у которого, в силу этого, высоки ожидания того и другого рода, будет находиться в сфере межличностных отношений в состоянии практически постоянного внутреннего конфликта. А человек, у которого оба вида ожиданий низки, будет проявлять в ситуациях межличностного общения безразличие и незаинтересованность.
Для выявления этих тенденций разработано несколько диагностических методик, в частности ювестный опросник А.Меграбяна. Меграбяну также принадлежат интересные исследования невербальных проявлений аффилиации.
Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.
Источник: https://psychology.academic.ru/221/%D0%B0%D1%84%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F
Аффилиация как потребность в социальных контактах
Теплые отношения и причастность, дружба и любовь — все это составляющие такого феномена как аффилиация. Человек приходит в этот мир со своими задачами, и оттого, насколько полно он будет принят близкими, как сумеет выстроить отношения с друзьями и окружающими зависят его благополучие и здоровье.
Что такое аффилиация?
В древних источниках (в переводе с лат. –ad и –fillis) аффилиация — это усыновление, в европейском варианте термин обозначает присоединение. Люди по своей природе — социальные существа, и без поддержки других становятся глубоко несчастными, в одиночестве сложно раскрыться личности и реализовать свой потенциал. Понятие аффилиация включает в себя такие потребности как:
- общение;
- причастность;
- эмоциональные контакты;
- дружба;
- доверие;
- принятие;
- любовь;
- сплочение;
- безопасность;
- внимание.
Аффилиация в психологии
Аффилиация и привязанность — схожие понятия, выражающие сильную эмоциональную связь, возникающую у ребенка в семье, являющейся для него источником первых значимых отношений. Стиль воспитания закладывает основы восприятия других.
Жесткий авторитарный — подразумевает наказание, и дитя, воспитанное в такой семье, будет избегать тесных дружеских связей.
Принятие ребенка, воспитание в нем чувства достоинства, и развитие таких качеств, как стремление быть участливым и чутким, закладывает у него высокую потребность в построении гармоничных отношений с людьми.
Аффилиация в психологии — это мотив, который словами американского психолога Генри Мюррея обозначает:
- радоваться вместе с другими;
- испытывать привязанность;
- заводить дружеские отношения;
- сотрудничать с людьми;
- присоединяться к различным группам.
Социальная аффилиация
Аффилиация как потребность в социальных контактах имеет свои истоки, когда люди сплочались в сложных жизненных ситуациях, будь то война, мор или голод. Радость и достижения общества: полет человека в космос, окончание войны — также являлись поводом для сплочения. Почему личность так нуждается в социальной причастности или аффилиации? На это есть несколько оснований:
- Оценивание – правильность или ошибочность предпринимаемой деятельности в обществе. Человеку нужен заинтересованный в нем учитель для того, чтобы помочь развить успешность в выбранном виде деятельности.
- Инструментальная поддержка — получение различной помощи, поддержки от социума.
- Информационная поддержка — опыт общества, накопленный поколениями, заключенный в информации как относиться к тем или иным явлениям.
Аффилиация — причины
В фильме «Давайте потанцуем!» героиня Сьюзен Сарандон произносит монолог о том, почему люди стремятся быть вместе. Происходит это по причине, что каждому нужен свидетель его жизни, который замечает все, что происходит и придает смысл существованию, свидетель, который говорит: «Я тебя вижу!» Стремление к аффилиации вызвано причинами:
- потребность в положительных эмоциях посредством теплого живого общения;
- получение внимания и оценку своих достижений;
- избавление от неуверенности в себе при сравнении себя с другими;
- ситуация эмоциональной тревоги – человек стремиться быть с теми, кто менее взволнован и может оказать поддержку;
- одиночество как социальная изоляция тяжело воспринимается, может приводить к тяжелым болезням вплоть до психических и преждевременной смерти.
Мотивация достижения и аффилиации
Стремление к успешности в обществе людям необходимы для самореализации. Мотивация аффилиации и достижений взаимосвязаны и зависят от потребности индивида стать успешным через налаживание контактов и связей. Психологами выделено 3 степени или мотива аффилиации:
- Высокая аффилиация – мотив стремления быть принятыми высокий, а страх быть отверженным низкий. Превалирует у людей с экстравертированной направленностью, с демонстративным или истероидным складом характера, по темпераменту у сангвиников. Таким личностям необходимо много внимания со стороны других, одиночество для них неприемлемо, все достижения происходят только в тесном сотрудничестве с людьми.
- Средняя (промежуточная) аффилиация — характеризуется низкими уровнями стремления быть принятым и страха быть отверженным. Эти люди одинаково спокойно чувствуют себя в большой компании и в одиночестве.
- Низкая аффилиация – высокий страх быть отвергнутым. Мотив аффилиации низкий. В детстве, индивид пережил печальный опыт отвержения родителями или близкими, травматизацию. Не всегда низкая аффилиация тревожный показатель, есть люди-интроверты, для которых одиночество комфортно – они самодостаточны и продуктивны в творчестве: писатели, ученые, художники.
Аффилиация и альтруизм
Потребность в аффилиации может проявлять себя в бескорыстном служении и заботе о других. Альтруизм – помогающее поведение, является врожденным мотивом человека и прослеживается уже у 3-летнего ребенка, но только сильная любовь к людям помогает развить его как сильное качество личности. Альтруизм характерен для личности с высоким чувством эмпатии и причастности.
Источник: https://womanadvice.ru/affiliaciya-kak-potrebnost-v-socialnyh-kontaktah
Аффилиация — потребность в обществе, мотивы, необходимость, с точки зрения психологии
Аффилиация представляет собой один из специфических «социальных» механизмов человеческой психики, который выражается в ощущении потребности, стремления к формированию определенных, эмоционально окрашенных отношений с другими индивидуумами, необходимости находится в комфортном для себя обществе.
Аффилиация как потребность в обществе обладает различной выраженностью и индивидуальностью, которая напрямую зависит от опыта в отношениях с семьей и сверстниками.
Помимо прочего, механизм аффилиации может быть нарушен в виду наличия различных психических факторов, например, заниженной самооценки и стеснения, тревожные расстройства, параноидальные идеи.
Мотивы аффилиации
Фактор мотивации, который влияет на потребность в общении, с течением времени способен укореняться в человеке и приобретать форму отдельной черты его личности.
Мотивы аффилиации представляют собой психическую активность субъекта, которая направлена на заключение определенных отношений с другим субъектом или группой людей, коллективом.
При этом сама мотивация, будучи способной развить некоторые социальные навыки, может подавляться другими чертами субъекта.
Внешне мотивация проявляется, как демонстрация желания наладить дружеские и прочные взаимоотношения с определенным человеком. Внутренне при этом субъект может ощущать чувство привязанности, верности.
Он стремится не только к демонстрации своей симпатии и готовности укреплять дружбу, но также может, незаметно для себя, быть навязчивым, так как преобладает желание постоянно находиться с «партнером по афилиации», что не всегда является взаимным.
Наивысшим проявлением аффилиации является чувство любви к одному определенному субъекту. Преобладание афиллиационной мотивации обуславливает особенность поведения человека во время контакта с объектом его симпатии. Зачастую это проявляется в откровенности в общении и поведении, открытости, смелости и непринужденности.
Помимо этого, внешне такая мотивация может проявляться постоянной озабоченностью индивидуума в том, чтобы завязать желаемый уровень отношений с конкретным человеком, возобновить ранее утраченные отношения.
Во время формирования и развития отношений между двумя субъектами, как правило, соблюдается некоторая иерархичность ценностей на различных этапах знакомства. Сперва в достаточной степени преобладает значение того, насколько легко дается общение с субъектом и какова его эмоциональная привлекательность.
Только со временем формируется чувство понимания партнера и доверие к нему. которые постепенно занимают главную позицию в системе ценностей. Помимо прочего, в этом играют важную роль взаимные интересы и совместные мероприятия.
перейти наверх
Необходимость в аффилиации
Цель аффилиации как потребности в обществе может быть самой разнообразной. К примеру, желание завязать отношения с определенным коллективом может быть обусловлено целью оказать влияние или доминировать над другими. Также аффилиация может быть усилена поиском помощи или того, кому ее необходимо оказать.
Человек, стремящийся удовлетворить свою потребность в общении, должен добиться достаточного многого, так как сам по себе этот процесс не так уж прост. В первую очередь, начиная знакомство и общение с другим индивидуумом, ему необходимо продемонстрировать свою необходимость в аффелиации.
Это достаточно важный фактор, так как успешные отношения требуют взаимности и общих усилий. То есть «будущий партнер» должен изначально понять, что его рассматривать как объект симпатии, и в ответ показать свою готовность к этому.
Чаще всего, данные процессы осуществляются невербально, и лишь в некоторых случаях они обсуждается между партнерами напрямую.
Если в будущих взаимоотношениях прослеживается неравенство в распределении ролей, или же один субъект рассматривает другого лишь в качестве средства удовлетворения своих личных амбиций, то такая модель поведения, как правило, достаточно быстро нарушает процесс аффилиации и полностью уничтожает все потенциальные взаимоотношения.
перейти наверх
Аффилиация с точки зрения психологии
В жизни человека, как социального существа, умение выстраивать взаимоотношения с другими индивидуумами и грамотно действовать сообща – один из ведущих навыков выживания.
Понимание и анализ эмоционально-доверительных отношений играет важную роль не только в достижении успеха какой-либо деятельности социального или коллективного характера.
Оно также является важным фактором в познании индивидуумом самого себя и своих истинных ценностей, приоритетов.
По каким-либо причинам, ведет к ощущению постоянной неудовлетворенности, отсутствия желаний, отчуждению. В то же время появление каких-либо отношений вызывает ощущение гармонии и уверенности в себе. Достаточно часто люди вкладывают большие усилия в попытки завязать доверительные отношения с понравившимся им субъектом и чрезмерно страдают, если это не удается или внезапно прекращается.
Парадоксом аффилиации также является то, что в процессе формирования тесных отношений ранее близкие люди, друзья или даже семья становятся источником постоянных стрессов и раздражения.
Психологами доказано, что люди, в жизни которых присутствует действительно крепкая и искренняя связь, более устойчивы к психическим расстройствам, а также они в меньшей степени подвержены риску внезапной смерти.
Источник: http://PsyTheater.com/affiliaciya-kak-potrebnost-v-obshhestve.html
Аффилиация
Термин «аффилиация» произошел от английского слова affiliation, которое переводится как «связь, присоединение» и означает эмоциональную связь человека с другими людьми, характеризующуюся взаимным расположением и принятием. Также в психологии под аффилиацией часто понимают уровень потребности человека в контактах, т.е. необходимости иметь друзей, вторую половину, взаимодействовать с окружающими и т.д.
Завися от стиля воспитания, потребность в общении формируется в отношениях с родителями, сверстниками, педагогами, а усиливается в ситуациях, порождающих неуверенность в себе, стресс и тревогу.
Во всех этих случаях взаимодействие с людьми помогает смягчить негативные эмоции. Если же мотивация аффилиации блокируется, возникает ощущение одиночества, чувство собственного бессилия, гнетущего напряжения, безысходности, отчаяния, тревожности и т.п.
Ученые доказали, что здоровье каждого из нас прямо связано с нашей потребностью в общении.
Мотивация аффилиации
Жизнь человека практически невозможно представить без различных социальных мотивов: занять определенное место в обществе, достичь успеха, оказать помощь ближнему и просто общаться – все эти побуждения определяют наше отношение к окружающим людям.
Вот примеры одних из наиболее значимых мотиваций аффилиации:
- Периодически разговаривать (пусть даже болтать ни о чем);
- Налаживать отношения и контакты (ощущать себя связанным и нужным кому-то другому);
- Делиться проблемами с близкими («жилетка», в которую можно выплакаться, иногда нужна всем).
Какова роль аффилиации
Аффилиации людей очень давно изучаются психологами, и они пришли к выводу, что:
- Тесные взаимоотношения индивидуумов способствуют улучшению состояния их здоровья;
- Люди со слабыми социальными связями в большей степени подвержены риску преждевременной смерти, чем те, кто поддерживают отношения с друзьями и родными.
Финские исследователи некогда занимались изучением случаев, при которых один из супругов терял свою вторую половину. Так вот, они установили, что риск скоропостижной смерти у вдовца/вдовы увеличивается в два раза (!) буквально через неделю после кончины жены/мужа.
Как аффилиация влияет на здоровье
Однозначно ответить, почему здоровье человека зависит от аффилиации, сложно, предположений на этот счет высказывается немало, и все они в большинстве своем на уровне здравого житейского смысла.
По одному из предположений, это объясняется тем, что люди, состоящие в тесных связях, ведут упорядоченный образ жизни, лучше питаются, меньше подвержены вредным привычкам, более организованы в работе.
Не исключено, что внимание родных заставляет нас больше заботиться о своем здоровье, которому те, кто предоставлены сами себе, не предают до определенного времени должного внимания.
Возможно, поддерживающее нас общество помогает проще преодолевать стрессовые ситуации и оценивать происходящие события.
Вероятно, родные и друзья помогают поддерживать наше самоуважение. Ведь когда человек задет некорректной критикой или чьей-то неприязнью, то дружеский совет, утешение и ободрение могут стать лучшим лекарством.
Таким образом, те люди, у которых имеется аффилиация или, другими словами, эмоциональная связь, счастливее и здоровее, ведь родные дарят им ощущение, что их уважают, любят и принимают. А те, кто все свои проблемы решает в одиночку и не может выговориться, имеют риск возникновения проблем со здоровьем, ведь свои переживания они держат в себе (а все болезни, как известно, от нервов).
Потребность в аффилиации
В общении каждый из нас нуждается по-разному. Есть люди, которые просто не могут усидеть дома, они постоянно посещают различные мероприятия, вечеринки, встречаются с друзьями и т.д., в одиночестве их застать практически невозможно. Другими словами, у них большая потребность в аффилиации.
Другая категория людей, напротив, ведет достаточно замкнутый образ жизни. Они предпочитают проводить время если не в одиночестве, то в кругу самых близких, не любят повышенного внимания, с трудом налаживают новые контакты и практически не заводят новых знакомых. В этих случаях речь идет о людях с маленькой потребностью в аффилиации.
Так вот, в психологии аффилиация применяется, попросту говоря, как термин, определяющий уровень того, насколько человеку нравится находится в обществе, насколько его это воодушевляет.
Люди с высокой аффилиацией
Личности, у которых высокая аффилиация (потребность в общении) могут с легкостью завести разговор с совершенно незнакомым человеком где угодно – в очереди, поезде или на остановке. Именно общение помогает им ощущать, что они живут.
Как правило, таких людей считают заводилами, душой компании. Пребывание или работа в одиночестве – это «сущий ад» для них.
Хороших результатов они могут добиться только в окружении коллег, поскольку постоянно хотят делиться мнением, обмениваться идеями и т.п.
В социальных ситуациях личности с доминирующей мотивацией аффилиации воспринимают окружающих позитивно, а потому те охотно с ними общаются. Таким образом возникает цикл положительных коммуникаций, у людей рождается ощущение доверия и комфорта даже при общении с незнакомыми лицами.
Люди с низкой аффилиацией
Таким индивидам нравится находиться в одиночестве, так они легче добиваются результатов. И проблема не в том, что у них не хватает социальных коммуникативных навыков, просто они четко определяют границы своего личного пространства и не хотят кого бы то ни было в него впускать.
После длительного общения у таких людей возникает чувство опустошения, поэтому им требуется восстановление сил и хочется побыть наедине.
Человек с низкой аффилиацией старается избегать встреч с новыми знакомыми и предпочитает поддерживать отношения с небольшим кругом давних знакомых. Он независим и самодостаточен, почти не интересуется, чем занимаются другие. Он практически не вовлекается в сплетни, не отвлекается на праздные беседы, а сосредотачивается на собственной жизни.
Источник: http://zdorovi.net/prochee/affiliacija.html
Определение понятия «аффилиация»
«Человеку нужен человек». Эта известная фраза достаточно точно отражает суть такого сложного психологического понятия, как аффилиация. Быть с другими и быть принятым другими — это желание знакомо каждому. А вот степень его проявления, как и причины возникновения, конечно, у разных людей совсем разные.
Общие сведения
Если мы откроем психологический словарь, то увидим, что под аффилиацией понимается эмоциональная связь с другими людьми, а также желание ее устанавливать, иметь взаимные доверительные отношения.
Таким образом, понятия «аффилиация», «потребность в аффилиации» и «мотив аффилиации» часто смешиваются и заменяются одно другим.
Так или иначе, аффилиация (реже – аффиляция) подразумевает взаимосвязь человека с обществом, ведь и само слово образовано от английского affiliation, что означает «соединение», «связь».
Еще со школьных времен мы помним, что человек — существо биосоциальное. Обратим внимание на второй корень этого сложного слова: потребность существовать в обществе, в круге других людей свойственна каждому из нас от рождения.
Мы не приспособлены для жизни в одиночку. А если все-таки приходится, то это заставляет нас страдать — говоря научным языком, вызывает фрустрацию — состояние психики в ситуации несоответствия желаний и возможностей, которое выражается в подавленности, чувстве тревоги, отчаянии. Вспомним Робинзона и его страстное желание найти хоть какую-то родственную душу на необитаемом острове!
Об аффилиации можно говорить применительно не только к одному человеку, но и к группе.
Все аналогично: групповая аффилиация подразумевает, что маленькая группа стремится стать частью более крупной и, следовательно, действовать по ее законам и правилам.
Точно так же и человек стремится ощутить себя принадлежащим к какой-то социальной общности, понимать, что является элементом большого и важного целого (чаще всего в роли таких общностей выступают семья или этнос (народ).
Рекомендуем: Понятие аддикции в психологии
Как правило, аффилиация усиливается, когда мы переживаем стресс и (или) попадаем в экстремальную ситуацию. Это обусловлено двумя причинами.
Во-первых, оказавшись в незнакомой, а то и потенциально опасной обстановке, человек ищет какой-то ориентир, образец для подражания, пытается понять, как ему следует себя вести, на примере окружающих проверить, адекватны ли его реакции.
А во-вторых, доказано, что близость к другим успокаивает, уменьшает тревожность и последствия стресса.
Более того, выявлена определенная взаимообусловленность аффилиации и здоровья.
Американские исследователи в течение нескольких лет проводили опросы, результаты которых показали: люди, которые тесно общаются с родственниками или состоят в каких-то сообществах, живут дольше и имеют меньше проблем со здоровьем.
Получается, аффилиация не только помогает обрести душевное спокойствие, но и играет более важную роль: способствует сохранению самого существования отдельного человека или группы.
Но не все так безоблачно. Вполне возможна ситуация (и наверняка она знакома каждому), когда, наоборот, общество, в том числе самые близкие люди (семья или друзья), становятся причиной стресса и раздражения. Дело в том, что необходимое каждому количество контактов строго индивидуально и зависит от двух обобщенных факторов: желания быть принятым и боязни быть отвергнутым.
Стремление к принятию и страх отвержения
Итак, потребность в аффилиации изначально присуща каждому из нас. Однако под влиянием отношений с родителями, наличия или отсутствия контактов с ровесниками и других факторов у ребенка постепенно формируется общий взгляд на отношения с другими людьми. Чего они дают ему больше – положительных эмоций или отрицательных?
Рекомендуем: Что значит: аккомодация?
Это две стороны, две составляющих, которые психологи обычно выделяют в аффилиации: стремление к принятию и страх отвержения.
Первую сторону еще называют позитивной или, опять же смешивая понятия, собственно аффилиацией, а вторую, соответственно, негативной.
Некоторые ученые говорят об автономности двух сторон, объясняя это тем, что причины стремления человека к обществу и страха быть им не принятым обычно не сходятся.
Другие настаивают на взаимозависимости, ведь именно боязнь остаться в одиночестве в конечном итоге и порождает желание быть с другими людьми. Хотя зависимость не прямая: величины эти обратно пропорциональны, то есть чем меньше страха, тем больше выражена тяга к взаимодействию.
Если у человека преобладает потребность в аффилиации, то его межличностная коммуникация характеризуется свободой и легкостью завязывания знакомств, открытостью, раскрепощенностью.
Если же сильнее развита противоположная черта, то общение, особенно с незнакомцами, часто становится для личности испытанием: человек чувствует себя неловко, скованно, зажимается и не понимает, что ему нужно делать или говорить.
Рекомендуем: Антропофобия — это
Но это две крайности, в реальности степень выраженности и одного, и другого фактора, а также их различные комбинации могут исчисляться несравнимо большим количеством вариантов. Психологи постарались их обобщить и выделили четыре основных типа поведения человека при контакте с другими (их еще называют типами мотивации общения).
- Ярко проявляется стремление к принятию и почти не проявляется страх отвержения: человек изначально относится к людям с симпатией, очень коммуникабелен, иногда даже кажется навязчивым.
- Обратная ситуация: опасение в том, что общение завершится неудачей, полностью подавляет желание принятия. Человек подозрителен, ожидает от других подвоха, замыкается в себе, отчуждается от общества, его потребности в понимании и доверительных отношениях так и остаются неудовлетворенными.
- Оба фактора выражены слабо. К этому типу относятся те, кто предпочитает одиночество. Такие люди не очень заинтересованы в общении, крайне избирательны в контактах.
- Оба фактора выражены сильно. Личность пребывает в состоянии внутреннего конфликта: и стремится к общению, и избегает его.
Существуют специальные опросники, с помощью которых можно определить, насколько ярко проявляются указанные тенденции. Как говорят психологи, проводится диагностика мотивации аффилиации. Самый популярный тест разработан американским ученым армянского происхождения Альбертом Мейерабианом (Мехрабианом) и так и называется: методика «Мотивация аффилиации».
Мотивация
Что значит мотив аффилиации? Говоря о мотиве аффилиации (то есть стремления к контактам, связи с другими, принятию и одобрению), нужно сначала вспомнить о мотивах вообще.
Мотив представляет собой побуждение к деятельности для удовлетворения какой-то потребности.
Те способы формирования мотива, которые предпочитает человек, называются мотивационными свойствами личности; их совокупность и определяет его поведение.
Общепризнанной стала классификация мотивов и связанных с ними мотивационных свойств, которую предложил американский психолог Генри Мюррей. Он, например, выделял мотив достижения, мотив избегания неудачи, мотив власти и другие, в том числе мотив аффилиации.
Рекомендуем: Ассертивное поведение — это
Люди, у которых преобладает данный мотив, склонны выступать инициаторами общения: пишут, звонят другим, приходят в гости.
Для таких людей важно, чтобы окружающие проявляли к ним симпатию, доверяли им, потому на работе они скорее предпочтут объединяться не с теми, кто лучше разбирается в проблеме, а с теми, кто хорошо к ним относится.
А вот если потребность в аффилиации слабая, а ярко выражен мотив достижения, то для человека на первый план выступают деловые качества, та польза делу, которую способен принести партнер.
Если же людям с выраженной аффилиацией поручено следить за групповым выполнением какой-то задачи, то их будут больше волновать взаимоотношения членов группы, а не то, как они справляются с работой.
Такое поведение приводит к тому, что люди с развитым стремлением к принятию обычно не добиваются больших высот на должности руководителя: они много общаются с подчиненными, но общение направлено не на обсуждение рабочих проблем, а на закрепление добрых отношений.
Такие личности очень хотят, чтобы контактировать с ними было приятно, желают угодить окружающим, а с другой стороны, сами сильно нуждаются в поддержке и эмоциональной связи. Кстати, поэтому они, как правило, не любят занятия, в которых присутствует элемент соревновательности.
Рекомендуем: Как научиться любить себя?
Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/affiliaciya.html
Психология общения и межличностных отношений
…
Аффилиация – потребность человека, проявляющаяся в его желании и стремлении постоянно быть с людьми, устанавливать и сохранять положительные взаимоотношения с ними.
В аффилиации выделяют две стороны, одна из которых связана со стремлением к принятию (СП) – позитивная сторона аффилиации, или собственно аффилиация, а другая – со страхом отвержения (СО) – негативная сторона аффилиации. Причем основой этой потребности считается страх отвержения.
Именно из-за него люди стремятся к принятию их другими людьми. Поэтому потребность в аффилиации (стремление к принятию) и страх отвержения связаны друг с другом. Однако эта связь не прямая, а обратная: чем меньше выражен страх отвержения, тем больше выражено стремление к принятию, и наоборот.
Другие исследователи говорят о самостоятельности этих двух сторон аффилиации, так как корреляты потребности в принятии и страха отвержения оказываются разными (табл. 11.1).
Как видно из представленных в таблице данных, испытуемые с высоким уровнем аффилиативного интереса имели больше близких друзей, что обнаружилось и у мужчин, и у женщин.
Продолжительность общения с близкими друзьями тоже обнаружила связь только с аффилиативным интересом.
В то же время связь сходства мировоззрений с близкими друзьями выявилась только с боязнью отвержения, из чего можно сделать вывод, что испытуемые хотели быть уверенными в согласии с ними их друзей.
Таблица 11.1. Корреляционные связи между аффилиативным интересом (АИ) и боязнью отвержения (БО), с одной стороны, и различными формами аффилиативного поведения – с другой (по Д. Майерсу, 2007, с. 398)
Примечание: * – уровень достоверности < 0,05; ** – уровень достоверности < 0,01; *** – уровень достоверности < 0,001.
Различие между двумя сторонами аффилиации – стремлением к принятию и страхом отвержения – показано и Т. И. Толчинской: стремление к принятию не связано ни с личностной, ни с ситуативной тревожностью, ни с ригидностью, у лиц же с высокой выраженностью страха отвержения все эти личностные характеристики выражены значительно больше, чем у лиц с низким уровнем страха отвержения (табл. 11.2).
Доминирование у человека стремления к принятию приводит к стилю общения, характеризующемуся уверенностью, непринужденностью, открытостью и социальной смелостью. Если же преобладает страх отвержения, то у человека проявляются неуверенность, неловкость, скованность. Такие люди вызывают недоверие к себе, они одиноки, у них слабо развиты навыки общения.
Рассматривая потребность человека в эмоционально-доверительном общении (аффилиации), И. В. Кузнецова (1999) выделяет две тенденции – надежду на аффилиацию (ожидание отношений симпатии, взаимопонимания при общении) и боязнь отвержения (страх того, что общение будет формальным). Сочетание этих тенденций дает четыре типа мотивации общения:
• высокая надежда на аффилиацию, низкая чувствительность к отвержению; в этом случае человек общителен вплоть до назойливости;
• низкая потребность в аффилиации, высокая чувствительность к отвержению; в этом случае потребность в поддержке, понимании остается неудовлетворенной и человек уходит в мир своих переживаний;
• низкие надежда на аффилиацию и чувствительность к отвержению; в этом случае человек предпочитает одиночество;
• высокие надежда на аффилиацию и чувствительность к отвержению; у человека возникает сильный внутренний конфликт: он стремится к общению и в то же время избегает его.
Таблица 11.2. Личностные особенности людей с высокой и низкой потребностью в аффилиации
И. В.
Кузнецова показала, что слабая потребность в аффилиации в сочетании с сильным мотивом достижения ведет к предпочтению деловых качеств партнера, в то время как сильная потребность в аффилиации, сочетающаяся с низким мотивом достижения, ведет к предпочтению дружеских отношений. Наибольших результатов в групповой работе достигают лица с сильной потребностью в аффилиации и с высоким мотивом достижения.
Мотив аффилиации (стремление к принятию) коррелирует со стремлением человека к одобрению со стороны окружающих, к самоутверждению. Вследствие этого он проявляет большие активность и инициативу в общении с окружающими.
Как отмечает Макклелланд (2007), ссылаясь на ряд исследований, лица с выраженной потребностью в аффилиации делают больше телефонных звонков, пишут больше писем и чаще гостят у друзей, чем лица со слабо выраженной потребностью в аффилиации.
Выявлено также, что старшеклассники с выраженной потребностью в аффилиации состоят в большем количестве клубов, однако на взрослых эта закономерность не распространяется, как предполагают, потому, что многие общественные организации для взрослых объединяют людей по специфическим интересам.
Лица с высокой аффилиацией предпочитают такого партнера по общению, который обладает чувствами привязанности, дружбы, верности.
При этом и сами они, хорошо относясь к людям, пользуются симпатией и уважением окружающих, их отношения строятся на основе взаимного доверия.
Характерно, что и в качестве партнеров по работе они предпочитают друзей, а не экспертов, а при выяснении того, как обстоят дела в группе, больше интересуются тем, как члены группы ладят друг с другом, а не как они работают.
Люди с высокой потребностью в аффилиации быстрее получают представление о социальных отношениях между людьми, которых они наблюдают (рис. 11.1).
Лица с выраженной потребностью в аффилиации примиряются с противоположным мнением незнакомого человека только в том случае, если этот человек привлекателен.
Однако, отмечает Макклелланд, четких свидетельств того, что лица с выраженной потребностью в аффилиации более ориентированы на сотрудничество и компромиссы, не хватает.
С другой стороны, ряд исследований указывают на то, что эти лица всячески пытаются избегать конфликтов и конкуренции.
Рис. 11.1. Среднее количество межличностных отношений, правильно определенных испытуемыми с высоким и низким показателями потребности в аффилиации (по Д. Макклелланду, 2007)
Лица с выраженным стремлением к принятию имеют большее желание изменить поведение людей, которые с ними не согласны. Они дают тем больше советов людям, чем больше взгляды последних отличаются от их собственных.
В то же время они стараются не высказываться критически в отношении других людей и избегают «соревновательных» игр, таких как игра в рулетку (наличие риска), шахматы и шашки. Показано также, что мужчины с выраженной потребностью в принятии обычно не добиваются успеха на руководящих постах.
Они тратят на общение с подчиненными много времени, но не ради решения деловых вопросов, а ради поддержания с сотрудниками хороших отношений. А это не всегда целесообразно, руководителю иногда приходится принимать и жесткие решения, а не избегать конфликтов.
Поэтому неудивительно, что в ряде зарубежных компаний молодых мужчин с высокой аффилиацией реже продвигают на более высокий уровень руководства. Правда, менеджеры по трудовым отношениям, имеющие высокую аффилиацию, более успешны, чем менеджеры с низкой аффилиацией.
Это и неудивительно, ведь в обязанности этих менеджеров входит установление продуктивных отношений между руководством и профсоюзами. Поэтому высокая общительность менеджеров по трудовым отношениям и большое время, затрачиваемое ими на общение, способствуют разрешению трудовых споров.
Парадоксальным является то, что, стремясь к установлению устойчивых положительных отношений с другими, лица с высокой аффилиацией становятся менее популярными.
Исследователи, выявившие этот факт, объясняют его тем, что лица с выраженной потребностью в аффилиации беспокоятся по поводу отношений с другими людьми, опасаются неодобрительной оценки, всячески стараются получить поддержку (т. е. становятся назойливыми?).
Лицам с высокой аффилиацией не нравятся люди, взгляды которых расходятся с их собственными.
Люди с высокими показателями потребности в аффилиации считают себя самоотверженными, готовыми к сотрудничеству, общительными и предупредительными. Эти характеристики говорят о желании людей с высокой аффилиацией угождать другим людям. А это, в свою очередь, предполагает их более активный подход к межличностным отношениям, который сочетается с потребностью в контакте и поддержке.
Были получены данные в пользу благотворного влияния аффилиативных мотивов на здоровье.
В лонгитюдном исследовании артериального давления показатель потребности в аффилиации, полученный у выпускников колледжа в возрасте 30 лет и несколько старше, оказался отрицательно связан с показателем диастолического артериального давления 20 лет спустя… Лица с синдромом непринужденности – аффилиации – имеют наиболее низкий средний показатель тяжести заболевания (47,4), который статистически значимо отличается от среднего показателя тяжести заболеваний всех других испытуемых (94,2).
Аналогично мужчины-заключенные, у которых показатель потребности в аффилиации превосходил показатель потребности во власти и которые также испытывали меньший стресс, имели более низкие показатели тяжести заболеваний, чем все другие испытуемые (McClelland, Alexander, Marks, 1982)… Лучшее здоровье этих заключенных проявлялось также в большей устойчивости иммунной системы: у них отмечался более высокий уровень концентрации иммуноглобулина А в слюне, являющегося первой линией защиты против вирусных инфекций, особенно инфекций верхних дыхательных путей.
Макклелланд Д., 2007, с. 406-407.
Установлено, что дети, родившиеся первыми или являющиеся единственными в семье, имеют более сильно выраженное стремление к признанию, чем дети, родившиеся не первыми или же не являющиеся единственными в семье.
Аффилиация выражена у взрослого человека сильнее, если мать, по ее утверждению, не всегда реагировала на его плач, когда он был ребенком. Особенно отчетливо это проявилось у девочек.
Это согласуется с представлениями о том, что выраженная аффилиация связана с боязнью отвержения, поскольку вероятным следствием невнимания матери к ребенку, когда ему плохо, является формирование у него устойчивой неосознаваемой потребности в поддержке, ободрении или боязнь отвержения.
Это согласуется и с тем фактом, что дети, воспитывающиеся в детских домах, т. е. обделенные в какой-то степени заботой и лаской, имеют более высокие показатели аффилиации, особенно ее негативной стороны – боязни отвержения.
Источник: http://bookap.info/othosheniy/ilin_psihologiya_obshcheniya_i_mezhlichnostnyh_otnosheniy/gl72.shtm
Клуб Здорового Сознания
Аффилиация (от англ. affiliation — присоединять, присоединяться) — эмоциональная связь человека с другими людьми, характеризующаяся взаимным принятием и расположением; в ряде случаев термин употребляется для обозначения , в и стремления к взаимосвязи.
Аффилиация и физическое здоровье
Американские исследователи, в течение нескольких лет проинтервьюировавшие тысячи людей, пришли к единому выводу: тесные улучшают здоровье.
По сравнению с теми, у кого были слабые социальные связи, люди, которые поддерживали тесные отношения с друзьями, родными или являлись членами сплоченных религиозных и общественных группировок, оказывались менее подвержены преждевременной смерти. Утрата подобных связей повышает риск заболевания.
Финские исследователи изучили 96 000 случаев потери супруга вследствие его смерти и обнаружили, что в неделю, следующую за этим событием, удваивается риск скоропостижной смерти для вдовы или вдовца. «Они жили долго и счастливо и умерли в один день…» Похоже, в этой романтической формуле истины больше, чем вымысла.
Но если между аффилиацией и здоровьем существует связь, то по какой причине? Предположений тут высказывается множество — по большей части на уровне житейского здравого смысла возможно, те, кто имеет удовольствие состоять в тесных взаимоотношениях, ведут более упорядоченный образ жизни, лучше питаются, более организованны в своей работе и меньше подвержены вредным привычкам. Не исключено, что внимание близких людей заставляет нас больше заботиться о собственном здоровье, которому мы, предоставленные сами себе, до поры не придаем должного значения. Возможно, что поддерживающее нас сообщество помогает нам лучше оценивать события и преодолевать ситуации. Возможно, друзья и близкие помогают нам поддерживать . Когда мы задеты чьей-то неприязнью, отказом в наших притязаниях, некорректной критикой, дружеский совет, ободрение и утешение могут оказаться наилучшим лекарством. Даже если проблема не выносится на обсуждение, чуткие друзья и близкие помогают нам переключиться на что-то приятное и дарят нам ощущение того, что нас принимают, любят и уважают.
«Дружба — сильнейшее противоядие от всех напастей», — говорил Сенека. С тем, кого мы считаем близким другом, мы можем поделиться своей болью.
Джеймс Пенненбэйкер и Робин О'Хирон связывались с теми, чьи мужья или жены покончили жизнь или стали жертвами катастроф. Те, кто нес свое горе в , имели больше проблем со здоровьем, чем те, кто имел возможность выговориться.
Некоторые исследования сопоставляют мироощущение людей «соревновательных» индивидуалистических культур, таких как США, Канада, Австралия, с духовным миром людей коллективистских культур, таких как Япония и многие страны третьего мира.
Главные ценности индивидуалистических культур — личностная автономия, неприкосновенность частной жизни и собственности, право гордиться личными достижениями. Сегодня мы, пресытившись казенным социалистическим коллективизмом, активно перенимаем эти ценности.
При этом нелишне было бы иметь в виду и их издержки.
Аффилиация и душевное здоровье
Вот о чем говорят исследования. Из 800 выпускников колледжей, опрошенных Уэсли Перкинсом в начале 90-х, те, кто исповедовал ценности яппи, то есть предпочитал высокий доход и профессиональный успех , вдвое чаще, чем их прежние соученики, называли себя глубоко несчастными.
В то же время более тесные социальные связи коллективистских культур предлагают защиту от одиночества, отчуждения и даже заболеваний, связанных со стрессом.
Другие исследования сравнивали людей с малым и с большим числом тесных межличностных отношений. Тесная дружба с теми, кому мы можем доверить самые интимные переживания, дает двойной эффект. Как писал еще Фрэнсис Бэкон: «Она удваивает радость, а горе уменьшает вдвое».
Это подтверждают и ответы на вопрос, заданный американцам Национальным центром по изучению общественного мнения: «Кто были те люди, с которыми вы в последние шесть месяцев обсуждали важные для вас вопросы?» В сравнении с теми-кто не смог назвать никого, те, кто называл пять или более близких людей, были на 60% более склонны чувствовать себя «очень счастливыми».
Помимо этого в ряде исследований было продемонстрировано, что тенденции к аффилиации возрастают при вовлечении человека в потенциально опасную стрессовую ситуацию.
При этом общество других людей позволяет ему проверить избранный способ поведения и характер реакций на сложную и опасную обстановку.
Кроме того, как уже указано, в известных пределах близость других приводит к прямому снижению тревожности, смягчая последствия как физиологического, так и психологического стресса.
Потребность в принятии
Несмотря на то что потребность в принятии присуща человеку изначально, способы ее выражения по-разному формируются в зависимости от специфики общения с родителями и сверстниками в детстве и зависят от стиля .
Накапливаемый на протяжении жизни опыт общения с другими людьми ведет к обобщенным ожиданиям встретить в них источник поощрения или наказания. Если доминируют ожидания первого рода, то человек будет стремиться к другим людям и искать в них товарищей, будет склонен доверять им и высоко их ценить.
Если же доминируют противоположные ожидания, то человек скорее станет избегать других людей, относиться к ним с подозрением и низко их оценивать.
Человек, опыт которого носит смешанный характер и у которого, в силу этого, высоки ожидания того и другого рода, будет находиться в сфере межличностных отношений в состоянии практически постоянного . А человек, у которого оба вида ожиданий низки, будет проявлять в ситуациях межличностного общения и незаинтересованность.
Для выявления этих тенденций разработано несколько диагностических методик, в частности известный опросник А. Меграбяна. Меграбяну также принадлежат интересные исследования проявлений аффилиации.
Источник: https://psy-space.ru/?page=affiliaciya