Актуализатор — психология

Актуализатор

Актуализатор - психология

Многиелюди с таким увлечением контролируют окружающих, что совершенно забывают о себе. Они перестают видеть и слышать в себе то, что не имеет отношения к контролю над другими. Они слишком заняты, чтобы воспользоваться полнотой возможностей, отпущенных им жизнью. Манипулирование постепенно завладело всем их вниманием.

Разумеется, манипулятор может говорить о закатах и т.п., но лишь потому, что считает это необходимым в данной ситуации. У него богатый словарный запас, но это только слова. Он не переживает того, о чем говорит. Он не то чтобы болен (хотя это может быть и так), просто он слишком занят.

Чтобы хоть как-то встряхнуть его, помочь ему очнуться, современная психология применяет новый гуманистический подход.

В прошлом психологи полагали, что мы сможем понять психическое здоровье, поняв предварительно психическую болезнь. Маслоу предложил иную точку зрения.

По его мнению, чтобы понять психическое здоровье, следует изучать жизнь людей, которые достигли высокой степени самоосуществления и удовлетворенности жизнью, то есть «чемпионов психического здоровья».

Маслоу призывает изучать выдающихся людей, продемонстрировавших способность к самоактуализации – полноте проявления отпущенных им возможностей.

Хотя самоактуализировавшимся, по оценке Маслоу, может быть назван лишь один процент людей, уже сам факт обращения ученых к изучению их жизненного опыта вселяет надежду, что в будущем посредством психотерапии, самопознания и саморазвития этот процент будет расти. И хотя на сегодняшний день далеко не каждый может быть назван самоактуализирующейся личностью, каждый из нас может встать на путь сознательного самопроявления.Основные характеристики манипуляторов и актуализаторов

Стиль жизни манипулятора держится на четырех «китах»: ложь, неосознанность, контроль и цинизм.

Философия жизни актуализатора отмечена четырьмя противоположными характеристиками: честностью, осознанностью, свободой, доверием (см. табл.).

Переход от манипуляции к актуализации в целом представляет собой континуум от безжизненности и нарочитости до полноты жизни и спонтанности.Манипуляторы:

1. Ложь (фальшь, мошенничество). Манипулятор достигает своих целей с помощью различных уловок, ухищрений и приемов. Он ломает комедии, разыгрывает роли, силится произвести впечатление. Проявляемые им чувства выбираются намеренно, в зависимости от обстоятельств.

2. Неосознанность (апатия, скука). Манипулятор не сознает, чтó в жизни на самом деле важно. Он видит и слышит лишь то, что хочет видеть и слышать.

3. Контроль (закрытость, нарочитость). Для манипулятора жизнь подобна шахматной партии. Он кажется спокойным, однако держит себя и других под постоянным контролем, скрывая от них свои мотивы.

4. Цинизм (безверие). Манипулятор не доверяет себе и другим, он испытывает глубокое недоверие к человеческой природе как таковой. Он полагает, что в отношениях между людьми существуют лишь две возможности: управлять или быть управляемым.

Актуализаторы:

1. Честность (прозрачность, искренность, подлинность). Актуализатор способен честно проявлять свои чувства, какими бы они ни были. Для него характерна чистосердечность, выразительность, он по-настоящему бывает самим собой.

2. Осознанность (отклик, жизненность, интерес). Актуализатор хорошо видит и слышит себя и других. Он восприимчив к искусству, музыке и другим проявлениям жизни.

3. Свобода (спонтанность, открытость). Актуализатор спонтанен. Он способен к свободному выражению своих потенциальных возможностей. Он хозяин своей жизни, субъект, а не объект.

4. Доверие (вера, убежденность). Актуализатор глубоко верит в себя и других. Он стремится быть в постоянном контакте с жизнью и справляться с трудностями здесь и сейчас.

Разумеется, рыночная ориентация нашего общества чрезвычайно затрудняет актуализацию. Средний бизнесмен не предпринимает никаких попыток стать актуализатором до тех пор, пока неожиданный сердечный приступ не заставит его задуматься, что такое жизнь и зачем он живет.

Но до этого он слишком занят, чтобы обращать внимание на какую-то там экзистенциальную белиберду. Как отмечал Карл Густав Юнг, первая половина жизни посвящена достижениям и свершениям: мы получаем образование, устраиваемся на работу, женимся или выходим замуж, делаем карьеру.

Вторая половина жизни связана с развитием нашей внутренней сущности.

И если кто-то избегает этого, если в зрелости он продолжает жить так же, как жил в молодости, скоро он понимает, что пресытился этой жизнью, запутался в ней и устал от нее; ибо законы, действующие в первой половине жизни, отличаются от законов, которым подчиняется ее вторая половина.

Источник: http://o-psihologii.info/sots/175-aktualizator.html

Клуб Здорового Сознания

Клуб Здорового Сознания

Актуализатор — тип личности из известной книги «Человек-манипулятор», противоположность описанному им же типу Человеку-манипулятору (не путать с в общепринятом значении). Смотри

Близкое понятие — ​, но, похоже, при похожих названиях эти понятия фиксируют существенно разное содержание.

Основные характеристики актуализаторов:

​Киты, на которых “стоит” актуализатор, — это честность, осознанность, свобода и доверие:

1. , (прозрачность, аутентичность). Способны быть честными в любых чувствах, какими бы они ни были. Их характеризуют чистосердечность, выразительность.

2. , , . Хорошо видят и слышат себя и других. Способны сами сформировать свое мнение о произведениях искусства, о музыке и всей жизни.

3. , (спонтанность). Обладают свободой выражать свои потенциалы. Они — хозяева своей жизни; субъекты.

4. Доверие, , . Глубоко верят в других и в себя, все время стремятся установить связь с жизнью и справиться с трудностями здесь и теперь.

Актуализатор ищет в себе самобытность и уникальность, отношения у актуализаторов отношения тесные.

Актуализатор — цельная личность, и поэтому его исходная позиция — сознание самоценности.

Актуализатор воспринимает жизнь, как процесс роста, и те или иные свои поражения или неудачи воспринимает философски, спокойно, как временные трудности.

Актуализатор — многогранная личность с взаимодополняющими противоположностями.

Надеюсь, вы не поняли меня так, что самоактуализировавшаяся личность — это сверхчеловек без всяких слабостей. Представьте себе, актуализатор может быть глупым, расточительным или упрямым. Но он никогда не может быть безрадостным, как мешок с мякиной. И хотя слабости позволяет себе довольно часто, но всегда, при любых условиях остается увлекательной личностью!

Когда вы начнете открывать в себе свои актуализационные потенциалы, не старайтесь достичь совершенства. Ищите радость, которая приходит в результате интеграции как сильных сторон вашей натуры, так и слабых.

Эрих Фромм говорит, что человек имеет свободу творить, конструировать, путешествовать, рисковать. Фромм определял свободу как способность совершить выбор.

Актуализатор свободен в том смысле, что, играя в игру жизни, он осознает, что играет. Он понимает, что иногда манипулирует, а иногда манипулируют им. Короче, он осознает манипуляцию.

Актуализатор понимает, что жизни вовсе не обязательно быть серьезной игрой, скорее она родственна танцу. Никто ведь не выигрывает и не проигрывает в танце; это процесс, и процесс приятный. Актуализатор “танцует” среди своих разных потенциалов. Важно, радоваться процессу жизни, а не достижению целей жизни.

Актуализирующимся людям поэтому важен и нужен не только результат, но и само движение к нему. Они могут радоваться процессу “деланья” так же и даже больше, как и тому, что они делают.

Многие психологи уверены, что актуализатор способен превратить в праздник, в увлекательнейшую игру самую рутинную деятельность. Потому что он поднимается и опускается вместе с приливами и отливами жизни и не принимает ее с мрачной серьезностью.

Сам себе начальник

Давайте разберемся в таких понятиях, как внутреннее руководство и руководство со стороны других.

Внутренне направляемая личность — это личность со встроенным в детстве — психическим компасом (его устанавливают и запускают родители или близкие ребенку люди). Гироскоп постоянно претерпевает изменения под влиянием различных авторитетов. Но как бы он ни изменялся, внутренне управляемый человек проходит через жизнь независимо и подчиняется только своему внутреннему направлению.

Источником внутреннего руководства человеком управляет небольшое число принципов. То, что внедрено в нас в ранний период жизни, позже принимает видимость внутреннего ядра и черт характера.

Мы всячески приветствуем такого рода независимость, но с одной оговоркой. Избыток внутреннего руководства опасен тем, что человек может стать нечувствительным к правам и чувствам других людей, и тогда ему одна дорога — в .

Он будет манипулировать окружающими по причине своего всепоглощающего чувства “правоты”.

Не все родители, однако, внедряют в своих детей такой гироскоп. Если родители подвержены бесконечным сомнениям — как лучше вырастить ребенка? — то вместо гироскопа у этого ребенка разовьется мощная радарная система.

Он только и будет, что прислушиваться к мнениям других и подстраиваться, подлаживаться… Родители не смогли дать ему четкий и понятный сигнал — как быть и каким быть. Радарная система соответственно нужна ему, чтобы получать сигналы от значительно более широких кругов.

Разрушаются границы между семейным авторитетом и всякими прочими авторитетами, и первичная потребность такого ребенка “прислушаться” сменяется страхом перед сменяющими друг друга голосами авторитетов или перед любым пристальным взглядом.

Манипуляция в форме постоянного угождения другим становится его первичным методом общения. Здесь мы явственно видим, как первоначальное чувство страха трансформировалось в прилипчивую любовь ко всем.

“Что подумают люди?”

“Скажи мне, как здесь следовало бы поступить?”

“Какую позицию мне занять, а?”

Актуализатор менее зависим в ориентации, но он не впадает в крайности внутреннего руководства. Он как бы имеет более автономную и самоподдерживающуюся бытийную ориентацию.

Актуализатор позволяет руководить собою там, где он должен быть чувствительным к человеческому одобрению, расположению и доброй воле, но источник его действий — всегда внутреннее руководство.

Ценно то, что свобода актуализатора — изначальная, и он не завоевывал ее нажимом на других или бунтом. Очень важно также, что быть свободным, внутренне руководимым может только человек, живущий в настоящем.

Тогда он больше верит собственной опоре на себя и своей собственной самовыразительности. Другими словами, он не зависит от фантомов прошлого или будущего, они не застят ему свет, но он свободно живет, переживает, приобретает жизненный опыт, ориентируясь на “здесь” и “теперь”.

Личность, живущая в будущем, опирается на ожидаемые события. Она удовлетворяет свое тщеславие путем мечтаний и предполагаемых целей. Как правило, она тешит себя этими планами на будущее просто потому, что несостоятельна в настоящем.

Она изобретает смысл жизни, чтобы оправдать свое существование.

И, как правило, достигает как раз противоположной цели, поскольку, ориентируясь только лишь на будущее, останавливает свое развитие в настоящем и развивает в себе низшие чувства.

Точно так же, человек, живущий в прошлом, не имеет достаточно твердой опоры в себе, зато сильно преуспел в обвинении других. Он не понимает, что наши проблемы существуют здесь и теперь, независимо от того, где, когда и кем они были рождены. И решение их надо искать здесь и теперь.

Единственное время, где у нас есть возможность жить — это настоящее. Мы можем и должны помнить прошлое; мы можем и должны предчувствовать будущее. Но живем мы только в настоящем.

Даже тогда, когда мы повторно переживаем прошлое, оплакиваем или осмеиваем его, мы делаем это в настоящем. Мы, в сущности, перемещаем прошлое в настоящее, это нам под силу.

Но никто не может, и слава Богу, что не может, переместиться вперед или назад во времени.

Манипулятор, отдающий все свое время реминисценциям прошлого или праздным мечтам о будущем, не выходит освеженным из этих ментальных прогулок. Наоборот, он истощается и опустошается. Его поведение сверхпассивно, а не активно. Как говорил Перлз.

наша стоимость не возрастет, если мы обвешаемся ссылками на тяжелое прошлое и обещаниями светлого будущего. “Я не виноват, жизнь так сложилась”, — ноет манипулятор.

И обращаясь к будущему: “У меня не так уж все хорошо сейчас, но я еще себя покажу!”

Актуализатор, напротив, обладает редким и прекрасным даром извлекать чувство своей ценности здесь и сейчас.

Объяснения или обещания вместо конкретного дела он называет ложью, и то, что он делает, укрепляет его веру в себя и помогает его самоутверждению. Для того чтобы жить полной жизнью в настоящем, не требуется никакой внешней поддержки.

Сказать “Я адекватен сейчас” вместо “Я был адекватен” или “Я буду адекватен” — значит утвердить себя в этом мире и оценить себя достаточно высоко. И — по праву.

Бытие в моменте является целью и результатом само по себе. У актуального бытия своя собственная награда — чувство опоры на себя и вера в себя.

Хотите нащупать зыбкую почву настоящего под ногами? Берите пример с маленького ребенка. Он чувствует настоящее лучше всех.

Детям свойственно тотальное, без вопросов, принятие всего, что бы ни случилось, поскольку у них, с одной стороны, очень мало воспоминаний и очень малая опора на прошлое, и, с другой стороны, они не умеют еще прогнозировать будущее. Ребенок вследствие этого как бы существо без прошлого и будущего.

Если ни о чем не жалеешь и ничего не ожидаешь, если нет ни предвкушения, ни оценки, то не может быть ни удивления, ни разочарования и поневоле будешь двигаться здесь и теперь. Прогноз отсутствует, и нет тревожных предзнаменований, дурных предчувствий или роковых предсказаний.

На любовании детьми во многом основывается моя концепция творческой личности, той, что живет без будущего и прошлого.

Можно сказать и так: “Творческая личность невинна”, то есть растущая, способная воспринимать, реагировать, думать, подобно ребенку. Невинность творческого человека — отнюдь не инфантилизм.

Читайте также:  Игра «цветной стул» - психология

Она сродни невинности старого мудрого человека, который сумел вернуть себе способность быть ребенком.

Поэт Каллил Гибран выразил это так: “Я знаю, что вчера — это лишь сегодняшняя память, а завтра — сегодняшняя мечта”.

Актуализатор — это деятель, “”, это тот, кто есть. Он выражает не мнимые возможности, а реальные, и старается с помощью своих трудов и талантов справиться с трудностями жизни. Он чувствует себя благополучным потому, что его существование наполнено непрерывной деятельностью.

Он свободно обращается за помощью к прошлому, ищет силы в памяти и часто апеллирует к будущему в поисках целей, но он понимает прекрасно, что и то, и другое — акты настоящего…

Источник: https://psy-space.ru/?page=aktualizator

Глава 3.АКТУАЛИЗАТОР

Глава 3.АКТУАЛИЗАТОР

Как я уже говорил, цель этой книги – представить альтернативу манипуляциям и указать пути превращения человека в «патриота своей личности». И сейчас мне кажется уместным более основательно разобраться в самом понятии «актуализация».

Этот термин заимствован у Абрахама Маслоу.

Последний ввел в психологию понятие «самоактуализирующейся» или самопроявляющейся личности – личности, которая проявляет свои внутренние потенции более активно, нежели средний индивид, и потому живет более полной и богатой жизнью.

Многие люди с таким увлечением контролируют окружающих, что совершенно забывают о себе. Они перестают видеть и слышать в себе то, что не имеет отношения к контролю над другими. Они слишком заняты, чтобы воспользоваться полнотой возможностей, отпущенных им жизнью. Манипулирование постепенно завладело всем их вниманием.

Разумеется, манипулятор может говорить о закатах и т.п., но лишь потому, что считает это необходимым в данной ситуации. У него богатый словарный запас, но это только слова. Он не переживает того, о чем говорит. Он не то чтобы болен (хотя это может быть и так), просто он слишком занят.

Чтобы хоть как-то встряхнуть его, помочь ему очнуться, современная психология применяет новый гуманистический подход.

В прошлом психологи полагали, что мы сможем понять психическое здоровье, поняв предварительно психическую болезнь. Маслоу предложил иную точку зрения.

По его мнению, чтобы понять психическое здоровье, следует изучать жизнь людей, которые достигли высокой степени самоосуществления и удовлетворенности жизнью, то есть «чемпионов психического здоровья».

Маслоу призывает изучать выдающихся людей, продемонстрировавших способность к самоактуализации – полноте проявления отпущенных им возможностей.

Хотя самоактуализировавшимся, по оценке Маслоу, может быть назван лишь один процент людей, уже сам факт обращения ученых к изучению их жизненного опыта вселяет надежду, что в будущем посредством психотерапии, самопознания и саморазвития этот процент будет расти. И хотя на сегодняшний день далеко не каждый может быть назван самоактуализирующейся личностью, каждый из нас может встать на путь сознательного самопроявления.

Основные характеристики манипуляторов и актуализаторов

Стиль жизни манипулятора держится на четырех «китах»: ложь, неосознанность, контроль и цинизм. Философия жизни актуализатора отмечена четырьмя противоположными характеристиками: честностью, осознанностью, свободой, доверием (см. табл.). Переход от манипуляции к актуализации в целом представляет собой континуум от безжизненности и нарочитости до полноты жизни и спонтанности.

МанипуляторыАктуализаторы
1. Ложь (фальшь, мошенничество). Манипулятор достигает своих целей с помощью различных уловок, ухищрений и приемов. Он ломает комедии, разыгрывает роли, силится произвести впечатление. Проявляемые им чувства выбираются намеренно, в зависимости от обстоятельств.1. Честность (прозрачность, искренность, подлинность). Актуализатор способен честно проявлять свои чувства, какими бы они ни были. Для него характерна чистосердечность, выразительность, он по-настоящему бывает самим собой.
2. Неосознанность (апатия, скука). Манипулятор не сознает, чтó в жизни на самом деле важно. Он видит и слышит лишь то, что хочет видеть и слышать.2. Осознанность (отклик, жизненность, интерес). Актуализатор хорошо видит и слышит себя и других. Он восприимчив к искусству, музыке и другим проявлениям жизни.
3. Контроль (закрытость, нарочитость). Для манипулятора жизнь подобна шахматной партии. Он кажется спокойным, однако держит себя и других под постоянным контролем, скрывая от них свои мотивы.3. Свобода (спонтанность, открытость). Актуализатор спонтанен. Он способен к свободному выражению своих потенциальных возможностей. Он хозяин своей жизни, субъект, а не объект.
4. Цинизм (безверие). Манипулятор не доверяет себе и другим, он испытывает глубокое недоверие к человеческой природе как таковой. Он полагает, что в отношениях между людьми существуют лишь две возможности: управлять или быть управляемым.4. Доверие (вера, убежденность). Актуализатор глубоко верит в себя и других. Он стремится быть в постоянном контакте с жизнью и справляться с трудностями здесь и сейчас.

Разумеется, рыночная ориентация нашего общества чрезвычайно затрудняет актуализацию. Средний бизнесмен не предпринимает никаких попыток стать актуализатором до тех пор, пока неожиданный сердечный приступ не заставит его задуматься, что такое жизнь и зачем он живет.

Но до этого он слишком занят, чтобы обращать внимание на какую-то там экзистенциальную белиберду. Как отмечал Карл Густав Юнг, первая половина жизни посвящена достижениям и свершениям: мы получаем образование, устраиваемся на работу, женимся или выходим замуж, делаем карьеру.

Вторая половина жизни связана с развитием нашей внутренней сущности.

И если кто-то избегает этого, если в зрелости он продолжает жить так же, как жил в молодости, скоро он понимает, что пресытился этой жизнью, запутался в ней и устал от нее; ибо законы, действующие в первой половине жизни, отличаются от законов, которым подчиняется ее вторая половина.

Различия между манипулятивными и актуализирующими отношениями

Актуализатор сознает и понимает ценность своей неповторимости. Мартин Бубер говорил об этом так:

«Каждый человек является на свет, принося с собой что-то новое, нечто такое, чего прежде не было, нечто оригинальное и единственное в своем роде. И каждый человек обязан…

знать и учитывать, что он уникален, что никогда на этом свете не было и не будет никого, подобного ему, потому что если бы это было не так, не было бы нужды и в его появлении. Каждый отдельный человек – нечто новое в этом мире и призван осуществлять в нем свою индивидуальность…

Первоочередной долг человека – проявление своих уникальных, беспрецедентных и неповторимых возможностей, но никак не повторение достигнутого, пусть даже это величайшее из достижений» [6].

Бубер описал различие между манипулятивными и актуализирующими отношениями как различие между отношениями «Я-ЭТО» и «Я-ТЫ».

На мой взгляд, манипулятивные отношение представляют собой отношения «ЭТО-ЭТО», а актуализационные – отношения «ТЫ-ТЫ».

Эта разница очень важна для нас, так как означает, что человек, который относится к другому как к «этому» объекту, вещи, становится другим «этим», другой вещью; а тот, кто видит в другом человеке субъекта, «ты», становится другим «ты».

Таким образом, актуализатором можно назвать человека, который относится к себе и другому как к «ты», то есть как к самодеятельному человеческому существу, обладающему безусловной ценностью, – в противоположность манипулятору, который рассматривает себя и другого как «это», то есть как объект воздействий, вещь среди вещей.

Личность каждого из нас содержит в себе множество возможностей, которые мы можем актуализировать, воплощать в действительность. Некоторые из них мы понимаем и ценим больше, чем другие. Чем больше их мы можем принять и осуществить, тем больше актуализируем себя.

И наоборот, чем больше своих сторон мы не желаем принимать, отрицая их ценность, тем большую часть себя вынуждены проецировать вовне и отрекаться от нее, рассматривая как постороннюю себе «вещь».

Соответственно, у нас возникает ощущение необходимости манипулировать этой «вещью».

Будучи не в состоянии ценить себя таким, каков он есть, манипулятор чувствует себя непонятым, непризнанным и недооцененным. Чем больше он себя обесценивает, тем большую часть себя он вынужден отрицать, не принимать и обходиться с ней как с «вещью».

И когда мы совершаем нечто, не соответствующее нашим ценностям или нашим представлениям о себе, то говорим: «На меня словно что-то нашло» или: «Это на меня не похоже». Вскоре такая тенденция самоотрицания и неприятия распространяется на все сферы жизни.

Когда наша любимая команда проигрывает очередной матч, она уже не может быть «нашей командой» и становится «ими», «этими» или просто «толпой лентяев». Подобным же образом возлюбленная превращается в «склочную бабу», а муженек – в «толстосума» или «диктатора».

Когда чувствуешь себя «вещью», окружающие тоже становятся «вещами».

Напротив, актуализируя, воплощая свои потенциальные возможности в действительность, вы принимаете себя и других, так что необходимость в манипуляции, контроле, «приведении в норму» отпадает. Вы действуете, исходя из позиции самоценности, а не неполноценности. Полагая себя достойным существом, «ты», а не «вещью», вы и в других будете видеть «ты».

Манипулятор же исходит из ощущения собственной неполноценности, распространяя ее на всех представителей рода человеческого. Он уверен, что эту неполноценность можно преодолеть только путем борьбы с собой («плохими» частями себя) и окружающими.

Для него жизнь – это борьба, которая требует специально разработанной стратегии и тактики, овладения приемами и играми, необходимыми для выживания. Когда он терпит поражение в схватке или соревновании, то чувствует, что потерял все.

В отличие от него, актуализатор рассматривает жизнь не как битву, а как процесс постоянного роста, в котором признание окружающих не нужно завоевывать, так как по мере развития человека оно естественным образом приходит к нему само.

Здесь я выскажу, возможно, самую главную мысль этой книги: манипулятор – это многогранная личность, разные стороны которой находятся в антагонистическом противоречии, тогда как актуализатор – это многогранная личность, стороны которой дополняют друг друга.

На рис.2 личность актуализатора представлена в виде комбинации четырех взаимодополняющих потенциалов, которые развиваются, как правило, из первоначально манипулятивных тенденций…

ПопирающийПопираемый
Диктатор → ЛидерТряпка → Сопереживающий
Калькулятор → ПочтительныйПрилипала → Понимающий
Хулиган → Борец За ПраваСлавный Парень → Попечитель
Судья → ВыразительЗащитник → Гуру

Рис. 2. Типы актуализаторов

Из Диктатора может развиться ЛИДЕР, который ведет за собой людей, а не диктует, куда им идти. Он обладает силой, но не стремится подавлять.

Из дополняющей Диктатора Тряпки может получиться СОПЕРЕЖИВАЮЩИЙ, который не только сознает свои слабости, но с пониманием относится к слабостям других. Такой человек умеет не только говорить, но и слушать. Он может быть требовательным, однако признает тот факт, что человеку свойственно ошибаться.

Актуализатор объединяет в себе способность как руководить людьми, так и сопереживать им. Он твердо стоит на своем и прислушивается к тем, кто его окружает.

Из Калькулятора развивается ВНИМАТЕЛЬНЫЙ, который видит и уважает в себе и других личные особенности, а не пользуется ими в целях эксплуатации и манипуляции.

Дополняющей стороной Внимательного может стать ПРИЗНАТЕЛЬНЫЙ, который не просто зависит от других, но высоко ценит их труд и мастерство, – в отличие от Прилипалы, который не уважает труд тех, за чей счет существует, вечно недоволен ими и требует от них большего.

Актуализатор объединяет в себе ясное сознавание личных особенностей и уважительное к ним отношение.

Из Хулигана развивается НАПОРИСТЫЙ. Он рад достойному противнику, он прям и откровенен, но не жесток и не стремится подавить его, подобно Хулигану. Такой человек ставит перед собой цель и движется к ее осуществлению.

Дополняющей противоположностью Напористому выступает ЗАБОТЛИВЫЙ, в котором нет заискивающей услужливости Славного Парня, – он действительно расположен к людям, дружелюбен и способен на глубокую любовь к ближнему.

Актуализатор объединяет в себе напористость и заботу. Он энергичен в отношениях с людьми, и в то же время способен заботливо относиться к их нуждам.

Из Судьи развивается ВЫРАЗИТЕЛЬ, способный твердо и ясно выражать свои убеждения, не осуждая и не унижая при этом других.

Дополняющей стороной Выразителя выступает ПРОВОДНИК; в отличие от Защитника, он не оправдывает всех подряд и не наставляет их на «путь истинный», но мягко помогает каждому найти свой собственный путь.

Актуализатор интегрирует способность выражать себя и открывать другим людям глаза на их путь. Он думает не за них, а вместе с ними. Выражая свою позицию, он помогает людям осознать их собственную, предоставляя им право самостоятельно определиться в том, чего они хотят от жизни.

Интеграция

Таким образом, индивида можно сравнить с обществом, которое функционирует на основе двухпартийной системы, или с батареей, которая функционирует благодаря наличию у нее двух полюсов – положительного и отрицательного.

Актуализатор развивается путем интеграции, включения противоположных тенденций в целое своей личности, а манипулятора эти внутренние противоположности рвут на части, и он предпочитает удовлетворяться лишь какой-то одной из них.

[…]

Несовершенство самоактуализирующихся людей

Было бы ошибкой думать, что самоактуализирующаяся личность – это какой-то сверхчеловек, у которого нет никаких слабостей. Нередко такой человек бывает глуп, расточителен или беспечен, он может быть невнимательным и бестолковым, вызывать раздражение у окружающих своим упрямством.

Но в любом случае это увлекательная личность, а не напыщенное ничтожество или субъект с вытянутой физиономией, как многим хотелось бы думать. У нее есть многочисленные достоинства, но слабостям она не чужда.

Плод самоактуализации – не совершенство, а радость жизни, которая приходит благодаря интеграции сильных и слабых сторон нашей натуры.

Читайте также:  Принуждение без насилия - психология

Источник: http://www.ahmerov.com/book_669_chapter_8_Glava_3.AKTUALIZATOR.html

Базовы психологические типы

Введение.

Основные характеристики манипуляторов и актуализаторов

Психологические типы манипуляторов.

Психологические типы актуализаторов.

Сравнительная характеристика двух базовых психологических установок:

Заключение.

крайне сложна, и достаточно полных теорий мотивации человека, лежащих в основе его поведения, еще не построено.

Считается, что мотивация является результатом постоянного взаимовлияния сложного комплекса сознательных и бессознательных, чувственных, интеллектульных, а также культурных и физиологических потребностей, находящихся под воздействием социальных факторов среды обитания.

Тем не менее, сейчас существует ряд теорий, описывающих виды поведения людей. Одной из таких теорий является теория Шострема-Маслоу.

1) Манипуляторы-это люди, основная цель (сознательная или бессознательная) для которых -контроль над ситуацией. Для манипулятора деятельность, которой он занимается, играет второстепенную роль, главное -это роль, которую он играет в этой деятельности; манипулятор фактически не принимает себя как личность, не ценит себя и видит вокруг только «вещи», т.е. объекты для манипуляции.

2) Актуализаторы-те люди, которые относятся к себе как к неповторимой личности и потому ощущают других людей также как неповторимые личности; для них первична деятельность и вторична та роль, которую они играют в этой деятельности.

  • Диктатор. Он, как правило, преувеличивает свою силу и власть. Он доминирует, приказывает, любит цитировать авторитеты и делает все, чтобы управлять своими жертвами.
  • Слабак. Это прямая противоположность Диктатора и обычно его жертва. Развивает большое мастерство во взаимодействии с Диктатором. Он преувеличивает свою чувствительность, забывает, не слышит, пассивно молчит.
  • Вычислитель. Это человек, который гордится своим умением вычислять сильные и слабые стороны других и контролировать их, не вступая, в отличе от Диктатора, в открытое столкновение. Он обманывает, увиливает, лжет, старается перехитрить и проверить других людей.
  • Прилипала. Является антагонистом Вычислителя. Он преувеличивает свою контролируемость. Это -личность, которая демонстрирует свою жажду быть ведомой, стать предметом заботы для окружающих. Охотно позволяет другим делать за него работу.
  • Хулиган. Преувеличивает свою агрессивность, жестокость, грубость, недоброжелательность.
  • Судья. Преувеличивает свою критичность. Он никому не верит, преисполнен обвинений, негодования, с трудом прощает.
  • Защитник. Противоположность Судье. Чрезмерно подчеркивает свою поддержку и снисходительность к ошибке другого, но дает понять, что сам не ошибается никогда. Он портит других, сочувствуя сверх всякой меры и не давая подзащитным избавиться от опеки и двигаться самостоятельно.

 В реальном человеке-манипуляторе можно встретить как один выраженный тип, так и их комбинацию. Если это выраженный тип, то он навязывает другим людям роль своего антагониста и делает их целью своих манипуляций.

Кроме того, манипулятивные установки зависят от ситуации. Так, в одной ситуации человек ведет себя как Диктатор, в другой -как Судья, в третьей -как Хулиган.

Все эти типы относятся к категории активных манипуляторов, в то время как такие типы, как Прилипала, Защитник, — к категории пассивных манипуляторов.

Это или достаточно сильные и нестандартные личности, которым понимание своей неповторимости и неповторимости других людей было дано с детства, или бывшие манипуляторы, которым удалось избавится от своих коплексов путем бескомпромиссной работы над собой. По Шустрему, «в то время как манипулятор -это многогранная личность с антагоническими противоречиями, актуализатор -также многогранная личность, но противоположности которой взаимно дополняют друг друга».

К сожалению, в современном мире актуализаторы — куда более редкий тип людей, нежели манипуляторы. Типы актуализаторов:

  • Руководитель. Этот тип соответствует эволюционирующему Диктатору. В отличии от последнего, ведет людей за собой, а не стремится их подчинять.
  • Внимательный. Соответствует Вычислителю, но не стремится эксплуатировать промахи и слабости других, а уважает себя и других.
  • Напористый. Соответствует манипулятору-Хулигану. Напористый рад достойному противнику, он прям и откровенен, но не жесток и не стремиться доминировать.
  • Выразитель. Соответствует Судье. Не кретикует других, но способен твердо выражать свои убеждения.

  В отличии от манипулятора, актуализатор способен сочетать, интегрировать различные роли в различных ситуациях. Он ценит эти многие стороны своей личности.

Ложь (фальш, мошенничество).Манипуляторы используют приемы, методы, маневры. Они ломают комедию и разыгрывают роли, которые должны произвести впечатление. Выражаемые ими чувства выбираются в зависимости от обстоятельств.Честность (прозрачность, искренность, застенчивость).Актуализатор способен к честному проявлению своих чувств, какими бы они ни были. Ему присуща чистосердечность, выразительность, он по-настоящему бывает самим собой.
Несознательность (апатия, скука).Манипулятор не осознает действительного значения жизни. Он видит и слышит лишь то, что хочет видеть и слышать.Осознание (жизненаполенность, интерес).Актуализатор хорошо видит и слышит себя и других людей. Он восприимчив к исусству, музыке и другим проявлениям жизни.
Конроль (закрытость, нарочитость).Для манипулятора жизнь подобна шахматной доске. Он кажется спокойным, однако он держит себя под постоянным контролем (и других тоже, скрывая от них свои мотивы).Свобода (спонтанность, открытость).Актуализатор спонтанен. Он способен к свободному выражению присущих ему возможностей. Он — хозяин своей жизни: субъект, а не объект.
Цинизм (безверие).Манипулятор не доверяет себе и другим, он испытывает глубокое недоверие к человеческой природе как таковой. Он полагает, что в отношениях между людьми существуют только две возможности -управлять или быть управляемым.Доверие (вера, убежденность).Актуализатор обладает глубокой верой в себя и других, в возможность установить связь с жизнью и справиться с трудностями здесь и сейчас.

манипулятора включает четыре основных характеристики: ложь, несознательность, контроль и цинизм. Философия жизни актуализатора отмечена четырьмя противоположными характеристиками: честностью, осознанностью, свободой, доверием. Переход от манипуляции к актуализации представляет собой континуум от апатии и нарочитости до жизненаполненности и спонтанности.

Парадокс современного человека заключается в том, что он, будучи существом разумным и причастным к научному знанию мира, остается крайне несознательным во все, что касается его самого. Человек не рождается манипулятором.

Он развивает способность манипулировать другими людьми с тем, чтобы избегать неприятностей и добиваться желаемого, причем развивает он эту способность бессознательно.

Благодаря ей существование человека становится более комфортным, но благодаря ей же он утрачивает способность переживать полноту своего существования.

Манипулятор — это личность, вставшая на путь самоуничтожения, которая использует или контролирует себя и других людей в качестве «вещей».

Актуализируясь, проявляя себя, вы исходите из полноценности себя и других так, что необходимость в манипуляции, контроле, «приведении в норму» отпадает. Напротив, манипулятор исходит из допущения собственной неполноценности, распостраняя ее на всех представителей рода человеческого, он полагает, что эта неполноценность может быть преодолена путем борьбы с собой и другими людьми.

Для него хизнь -это битва со специально разработанной стратегией и тактикой, приемами и битвами, необходимыми для выживания. Когда он проигрывает битву или соревнование, он чувствует, что потерял все.

Актуализатор же видит жизнь не как битву, а как процесс роста и учится понимать его по мере естественного саморазвития.

Источник: http://lutim.narod.ru/psy_tip.htm

Актуализатор как социально-психологический тип личности

Актуализатор как социально-психологический тип личности

Для актуализатора характерны такие социально-психологические качества, как честность и Искренность во взаимоотношениях с другими людьми, устойчиво проявляемый инте-

pec к последним, самостоятельность и открытость в выражении своих мнений, вера в собственные силы и в разум тех, с кем вступает в общение.

Философия жизни актуализатора отмечена четырьмя характеристиками: честностью, осознанностью, свободой и доверием.

Все люди в той или иной мере являются манипуляторами, но вместо того, чтобы отвергать свое манипулятивное поведение, им следует попробовать превратить его в актуализацион-ное. Для этого ничего не нужно отбрасывать.

Актуализатор — это многогранная личность с взаимодополняющими противоположностями.

Основные характеристики актуализаторов:

Актуализаторы
ЧЕСТНОСТЬ (прозрачность, искренность, застенчивость). Актуализатор способен к честному проявлению своих чувств, какими бы они ни были. Ему присущи чистосердечность, выразительность, он по-настоящему бывает самим собой
ОСОЗНАННОСТЬ (охотник, жиз-ненаполненность, интерес). Актуализатор хорошо видит и слышит себя и других людей. Он восприимчив к искусству, музыке и другим проявлениям жизни
СВОБОДА (спонтанность, открытость). Актуализатор спонтанен. Он способен к свободному выражению своего мнения. Он хозяин своей жизни — субъект, а не объект
ДОВЕРИЕ (вера, убежденность). Актуализатор обладает глубокой верой в себя и других, в возможность установить связь с жизнью и справиться с трудностями здесь и сейчас

43) Сущность социализации личности.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ.

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.

Термин «социализация» соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении.

В этом случае социальность – процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли.

Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен, прежде всего, для психоанализа.

Понимание процесса усвоения социальных норм, умений стереотипов, формирования социальных установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами как социализация имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и его несоциальность должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться. В иных случаях термин «социализация» применительно к социальному развитию личности избыточен. Понятие «социализация» не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания.

Источник: https://studlib.info/psikhologiya/3941562-aktualizator-kak-socialno-psikhologicheskiy-tip-lichnosti/

Психология манипуляции: почему люди манипулируют?

 Лгать — значит признавать превосходство того, кому вы лжете. Самюэль Батлер

Человек не рождается манипулятором. Маскировка истинных эмоций — вот первый признак манипулятора. Манипулятор меньше всего хочет, чтобы хоть кто-то, даже самый близкий для него человек, узнал о его глубинных чувствах.

Чаще всего манипулятор не удовлетворен собой и своим миром. Манипулятор относится к своим делам как к скучным обязанностям, от которых нужно поскорее избавиться.

Он не умеет ловить момент и наслаждаться им или переживать сильные чувства. Он считает, что время для забав и удовольствий, для развития и обучения — это детство и юность.

По достижении «зрелости» он отказывается от жизни и в полном смысле слова прозябает, даже не пытаясь постичь  смысл своего существование.

Манипулятор объясняет существующие несчастья своим прошлым опытом и наслаждается собственными страданиями. Будучи не в состоянии ценить себя таким, каков он есть, манипулятор чувствует себя непонятым, непризнанным и недооцененным.

Наказанием лжеца оказывается не то, что ему никто больше не верит, а то, что он сам никому больше не может верить. Бернард Шоу

Чем больше он себя обесценивает, тем большую часть себя он вынужден отрицать, не принимать и обходиться с ней как с «вещью», поэтому окружающие тоже становятся «вещами».

 Манипулятор исходит из ощущения собственной неполноценности, распространяя ее на всех представителей рода человеческого.

Он уверен, что эту неполноценность можно преодолеть только путем борьбы с собой («плохими» частями себя) и окружающими. 

Почему манипулируют или почему люди становятся манипуляторами? Как отличить манипулятора от «неманипулятора»? Что теряет человек, превращаясь в манипулятора?..

Первая причина возникновения манипуляции заключается в вечном внутреннем конфликте человека между его стремлением к независимости и самостоятельности, с одной стороны, и желанием найти опору в своем окружении — с другой.

 Не доверяя самому себе, не веря в возможность быть самостоятельным и независимым, человек видит свое спасение в доверии другим людям.

Но ситуация осложняется тем, что другим он тоже не способен поверить окончательно, поэтому ему ничего не остается, кроме как манипулировать этими другими в рамках собственного интереса, чтобы хоть как-то поддержать себя.

Представьте себе человека, который бежит за кем-то, уцепившись за хлястик его плаща, при этом еще пытаясь править им; или водителя, отказавшегося вести машину и усевшегося на заднее сиденье, но все же руководящего оттуда человеком, ведущим машину! Эти ситуации можно охарактеризовать одним-единственным словом: «недоверие».

Во-вторых, манипуляторы не способны принять свои изъяны и слабости, которые есть у каждого и не верят, что могут заслужить любовь.

Тогда манипулятор в отчаянии прибегает к альтернативному варианту: он пытается добиться абсолютной власти над другими, власти, которая заставила бы другого человека делать то, что нравится ему, манипулятору, думать так, как надобно ему, чувствовать то, что хочет он, — одним словом, превратить другого в вещь, в свою вещь.

Третья причина манипулятивного поведения в том, что наше существование сопряжено с постоянным риском и множеством случайных, непредвиденных обстоятельств, которые окружают нас со всех сторон.

Читайте также:  Игра «машина» - психология

Этот мир непредсказуем, и пассивный манипулятор  чувствует свое бессилие, когда сталкивается с истинным положением вещей в той ситуации своего существования, в которой он находится.

Поэтому давит на жалость других, будучи уверенным, что это единственный способ выжить.

В-четвертых, манипуляторы испытывают страх перед близкими межличностными отношениями, стараются не вступать в подобные отношения с окружающими их людьми, избегают самой возможности их возникновения.

Для того, чтобы управлять своими эмоциями и таким образом избегать интимности, люди играют друг с другом в разнообразные игры. Одним из базовых человеческих страхов является страх вовлеченности.

Таким образом, манипулятором называется человек, который взаимодействует с другими людьми в рамках определенных ритуалов, желая избежать посредством этого близости и включенности.

Пятая причина манипуляции: человек в процессе взросления приходит к определенным выводам о том, что такое жизнь, и многие из них весьма нелогичны.

Так, например, одно из таких заключений состоит в том, что жизнь основана на постоянной и острой нужде человека в одобрении со стороны всех, кто его окружает.

На этом убеждении построена жизнь пассивного манипулятора, которым является любой человек, отказавшийся быть честным и открытым в отношениях с другими людьми и вместо этого пытающийся им угодить, надеясь им понравиться.

Как отличить манипулятора от «неманипулятора» (актуализатора):

Манипулятору присущи ложь, неосознанность (не сознает, что в жизни на самом деле важно), контроль, цинизм (безверие). «Неманипулятор», или как его называют в психологии актуализатор честен (искренен), ценит свободу (спонтанность, открытость), осознанность (интерес, отклик), доверие (веру, убежденность). 

Актуализатор способен честно проявлять свои чувства, какими бы они ни были. Для него характерна чистосердечность, выразительность, он по-настоящему бывает самим собой. Актуализатор хорошо видит и слышит себя и других. Он восприимчив к искусству, музыке и другим проявлениям жизни.

 Актуализатор спонтанен. Он способен к свободному выражению своих потенциальных возможностей. Он хозяин своей жизни, субъект, а не объект -«вещь». Актуализатор глубоко верит в себя и других. Он стремится быть в постоянном контакте с жизнью и справляться с трудностями здесь и сейчас.

Актуализатор сознает и понимает ценность своей неповторимости. «Каждый человек является на свет, принося с собой что-то новое, нечто такое, чего прежде не было, нечто оригинальное и единственное в своем роде. И каждый человек обязан…

знать и учитывать, что он уникален, что никогда на этом свете не было и не будет никого, подобного ему, потому что если бы это было не так, не было бы нужды и в его появлении. Каждый отдельный человек – нечто новое в этом мире и призван осуществлять в нем свою индивидуальность…

Первоочередной долг человека – проявление своих уникальных, беспрецедентных и неповторимых возможностей». Мартин Бубер

(По материалам книги Эверетта Шострома «Человек-манипулятор») 

Другие статьи, которые могут быть вам интересны:

  • Назад: Психология на работе: налаживание отношений начальник — подчиненный.
  • Вперед: Методы влияния при общении.

Источник: http://psycabi.net/psikhologiya-vliyaniya/212-psikhologiya-manipulyatsii-pochemu-lyudi-manipuliruyut

Что такое манипулирование и как стать актуализатором | 100 Уроков Женского Счастья

Кукол дергают за нитки, на лице у них улыбки,

И играет клоун на трубе.

И в процессе представленья создается впечатленье,

Что куклы пляшут сами по себе.

Андрей Макаревич

Кто такой манипулятор? Это и уважаемый бизнесмен, стремящийся к успеху (своему собственному, разумеется) с помощью служащих, представляющих для него единицы времени и таланта, купленные за месячную плату.

Это и рабочий, которого интересует лишь заработная плата, а не выполняемая работа, и здоровый человек, предпочитающий получать пособие по безработице, а не работать. Это и муж, скрывающий размеры своего дохода от супруги с тем, чтобы иметь возможность припрятать что-то про запас для личных нужд.

Это депутат, тем больше выступающий с длинными банальностями, чем меньше он может предложить своим избирателям, и стареющий родитель, цепляющийся за болезнь, чтобы привлечь внимание своих детей, и политик, который обещает все, кроме новых налогов.

Манипулятор — это легион. Он — все то в нас, что сознательно, подсознательно и неосознанно применяет обманные трюки, которые позволяют нейтрализовать, приглушить нашу подлинную природу, низведя себя и наших близких до уровня вещей, подвластных управлению и контролю.

Человек не рождается манипулятором. Он развивает способность манипулировать другими людьми с тем, чтобы избегать неприятностей и добиваться желаемого, причем развивает он эту способность бессознательно. Благодаря ей существование человека становится более комфортным, но благодаря ей же он утрачивает способность переживать ценность и полноту своего существования.

Сокрытие своих истинных эмоций — таков удел манипулятора. Его цель — окончательно освободиться от каких бы то ни было чувств по отношению к окружающим людям и начать использовать их как неодушевленные предметы, как вещи.

Основную свою задачу манипулятор видит в том, чтобы производить некое «должное впечатление». Из живого человека он превращается в озабоченный автомат, не желающий признаваться в своих ошибках и постоянно обвиняющий в них кого-то или что-то другое.

Он цепляется за уводящие в сторону объяснения, между тем как язык его тела говорит правду, выдавая манипулятора с головой: на любых его действиях, будь то отсутствующее выражение лица, надутые губы, каменная отчужденность или профессиональная улыбка, лежит печать неискренности, отсутствия действительной вовлеченности.

Не имея своего лица, манипулятор обзаводится маской, которая, как он думает, понравится аудитории и произведет желаемый эффект.

Ярким примером манипулятора может служить бизнесмен, слывущий среди коллег соблазнителем секретарей. В действительности же секс как таковой его не интересует. Завлекая их в постель, он занимается манипулятивным спортом, демонстрирующим его силу. Сам же он от подобных занятий может испытывать лишь упадок сил.

Есть и такой, условно назовем его «нытик». Неизменно при встрече с вами первые четверть часа он посвятит подробному описанию того, как плохо у него идут дела,- несмотря на то, что в действительности дела его идут прекрасно.

С другой стороны, манипулятор думает о своей деятельности, как о постылой поденной работе, которую следует поскорее сбыть с рук. Он считает, что удовольствие, учеба и развитие отведены детству и юности. Когда он достигает зрелости, он отрекается от жизни.

Сколь отлична реакция манипулятора, которому не удалось продвинуться по службе или получить прибавку к жалованью, столь милую его сердцу. Придя домой, он умудряется переложить половину вины на своего давно умершего родителя, который его тиранил, на свою жену, которая плохо приготовила еду именно в то утро, или на кого-либо еще.

Теперь он может напиться или заболеть, стать мрачным, продолжить пассивную забастовку против себя, человечества, своего глупого алчного шефа.

Наряду с потребностью управлять манипулятор испытывает потребность в руководстве свыше. В течение многих сотен лет люди ищут и некий авторитет, который бы решил за них, что такое хорошо, а что такое плохо. Парадокс, конечно, состоит в том, что это ведет к определению «хорошего» как приятного авторитету, а «плохого» как неприятного авторитету.

Важно и то, что моральные концепции добра и зла ведут к психологии отвержения, поскольку индивид должен решить, какие части его хороши, и в дальнейшем стараться быть этими частями, он должен решить также, какие его части плохи и отвергнуть их.

Не трудно прийти к заключению, что такие решения порождают в индивиде непрерывную «гражданскую войну»,- он никогда не уверен до конца, что есть зло и, что есть добро.

Давайте рассмотрим манипулятивные системы. Они могут быть определены как манипулятивные или игровые стереотипы. Можно выделить четыре основных:

1. Активный манипулятор пытается управлять другими с помощью активных методов.

Он избегает демонстрировать свою слабость в отношениях, принимая роль полного сил. Обычно привлекает к этому свое общественное положение (родитель, старший брат, учитель, начальник). Он играет «попирающего» и достигает удовлетворения, обретая контроль над другими людьми, но зависим в своем удовлетворении от их бессилия.

2. Пассивный манипулятор являет собой противоположность активному.

Он решает, что поскольку он не может контролировать жизнь, то откажется от усилий и позволит распоряжаться собой активному манипулятору. Он прикидывается беспомощным и глупым и разыгрывает из себя «попираемого».

В то время как активный манипулятор выигрывает посредством поражения, пассивный позволяет активному манипулятору думать и работать на него, он в определенном смысле побеждает попирающего своей вялостью и пассивностью.

3. Соревнующийся манипулятор рассматривает жизнь как состояние, требующее постоянной бдительности, поскольку здесь можно или выиграть, или проиграть: третьего не дано.

Для него жизнь — это битва, где все остальные люди соперники, реальные или потенциальные.

Он колеблется между методами «попирающего» и «попираемого», и, поэтому может рассматриваться как нечто среднее между пассивным и активным манипулятором. 

4. Четвертая (основная) форма манипулятивной системы — это система безразличной манипуляции. Манипулятор играет роль безразлично, ни на что не надеясь и пытаясь ускользнуть, устраниться от контакта с партнером. Его ключевая фраза: «Мне наплевать».

Он относится к другому человеку как к неживой кукле. Его секрет, безусловно, в том, что ему вовсе не наплевать,- иначе бы он не продолжал свои манипуляции. Подобные отношения нередко существуют между мужьями и женами.

Примером тому служит игра в «угрозу развода», когда манипулятор надеется подчинить себе партнера, а вовсе не разойтись с ним.

Рассмотрев различные системы манипуляции, мы приходим к выводу, что все они зиждутся на одной философии: манипулятор относится к себе и другим людям как к неодушевленным предметам.

Обращаясь далее к рассмотрению прямой противоположности манипулятора — актуализатора, мы постараемся описать такое отношение к жизни, которое противостоит любой манипулятивной системе.

По мнению всемирно известного психолога А. Маслоу актуализационное поведение представляет не что иное, как творчески выраженное манипулятивное. Все мы манипуляторы, но вместо того, чтобы отвергать наше манипулятивное поведение, нам следует попробовать превратить его в актуализационное.

Альтернативу психологии отвержения можно определить как естественный контроль или контроль без отвержения. Это не контроль над другими, а внутренний самоконтроль и самопознание. Актуализатор в своем поведении отталкивается не от общепринятых стереотипов, а от естественных потребностей своей личности, поэтому обычно сразу не бывает, признан обществом.

Он доверяет как своей собственной природе, так и природе человека вообще, не стараясь переделывать себя и других. Его цель — проявить себя как можно полнее. Его задача — быть естественным и всегда оставаться самим собой. В процессе познания себя самого и окружающего мира актуализатор обычно стремится выработать свою собственную систему оценки добра и зла.

Это не значит, что он отвергает авторитетные суждения и не опирается на общепринятые понятия. В отличие от манипулятора актуализатор стремиться разобраться до конца в каждой конкретной ситуации и не ждать пока кто-то за него оценит что хорошо, а что плохо, и укажет ему как нужно себя вести, чтобы соблюсти все рамки приличия.

Образно говоря, если манипулятор подбирает картину к раме, то актуализатор подбирает раму к картине.

Обычно актуализатор проигрывает сражение, но выигрывает битву. У него нет страха перед начальником, он не боится критики, он не боится искренне любить, он не боится остаться без чужого внимания или быть отвергнутым.

Его психическое здоровье, спокойный сон, полноценность и радость от каждого прожитого им дня, вытекают из желания самостоятельно докопаться до истины. Поэтому он учится всю жизнь.

Это не значит, что он посещает одни курсы повышения квалификации за другими.

Он учится у других людей, не взирая на их чины и звания. Выше всего он ценит компетентность, а не авторитет.

Если манипулятор всегда ищет внешнюю опору, цепляясь за общественные стереотипы как за костыли, то актуализатор ищет внутреннее равновесие и свои критерии оценки реальности.

Естественно, что он поначалу чаще падает и больше набивает себе синяков, но зато потом прочно стоит на ногах и всегда может ясно определить свою жизненную позицию. Манипулятор же, опираясь на костыли легче проходит первую половину жизненного пути, а во второй уже не может без них обойтись.

Верная половина жизни, пишет Карл Юнг, включает приобретение образования, профессионализма, женитьбу и карьеру, тогда как вторая — это время, отведенное для развития внутреннего Я.

Если такого развития не происходит, предупреждает Юнг, индивид начинает болеть, поскольку правила послеполуденной жизни иные, чем утренней.

Подводя итоги всего изложенного выше, мы делаем вывод, что защитится от манипуляций можно только актуализируя свое поведение.

Даже маленькая ложь может стать причиной больших жизненных неприятностей, в особенности, если мы лжем самим себе.

Почему актуализатор становится недоступен для манипуляций? Потому что манипулятор всегда идет по кругу, а актуализатор развивается по спирали.

в статье использованы материалы из книги Э. Шострем «Человеческий выбор — манипуляция или актуализация»

Источник: http://www.100hwl.com/chto-takoe-manipulirovanie-i-kak-stat-aktualizatorom

Ссылка на основную публикацию