Ассертивность, ассертивное поведение в психологии: что это такое и как их развить?

Ассертивный человек — это успешная, независимая личность, и часто такие люди становятся причиной раздражения и осуждения одних, а у других вызывают чувство восхищения и зависти. Ассертивность – навык, который при желании можно развить.

Что такое ассертивность?

Ассертивность — это модель поведения человека, который полностью взял под контроль свои чувства, эмоции, то, как он проживает свой жизненный опыт и отношения в социуме. Понятие ассертивности пришло из английского языка, трактуется как отстаивание своего мнения, прав и выражено в постулате: «я не должен ничего тебе, как и ты мне, мы – равные партнеры».

Ассертивность в психологии

Впервые, концепция ассертивности заявила о себе в 50-х годах XX в. в работах А. Солтера (амер. психолога-гуманиста). В своей теории А.

Солтер большое значение придавал уязвимости личности в социуме, формирование защитной агрессии и овладение манипулятивным поведением, такие взаимоотношения между людьми приводят к тупику, считал ученый.

Другой полюс агрессии – пассивность, является непродуктивным поведением, и только ассертивная личность, по мнению А. Солтера обладает нужным для общества спектром качеств.

Признаки ассертивного поведения

Ассертивное поведение это понятие очень сходное с самодостаточностью и часто тождественное с ним. По каким признакам можно узнать ассертивное поведение:

  • личность адекватно и осознанно воспринимает себя и других;
  • внутреннее и внешнее спокойствие;
  • правильно оценивает свои действия;
  • целеустремлен;
  • искренне выражает свои чувства;
  • отстаивает свои границы и уважителен к границам других людей;
  • внимательно слушает и дает до конца договорить;
  • поддерживает зрительный контакт с собеседником;
  • полностью отвечает за проявление своих чувств;
  • умеет растождествляться с чувствами других людей.

Правила ассертивного поведения

Ассертивное поведение предполагает взятие личностью ответственности за свою жизнь и того, что с ней происходит. Общие принципы или правила, которым следует в своем развитии человек, вставший на путь ассертивности:

  1. Эффективная коммуникация с людьми в ключе искренности, честности и прямоты.
  2. Демонстрация личностью позитивного намерения.
  3. Невовлечение в конфликт и проявления агрессии со стороны других
  4. Уважение точки зрения собеседника не в ущерб себе.
  5. Стремление к компромиссу и взаимовыгодному сотрудничеству для обеих сторон.

Ассертивные права человека

Люди, которые поддержали данную психологическую концепцию, следуют определенным постулатам, которые сформулировал в своей книге «Тренинг уверенности в себе» Мануэль Смит (американский психотерапевт). Ассертивные права базирующиеся на самоутверждениях, что каждая личность имеет права:

  • оценивать свое поведение, чувства, мысли;
  • не объяснять и не извиняться;
  • принимать решение до какой степени отвечает или не отвечает за решение проблем других;
  • менять мнение;
  • совершать ошибки;
  • сказать «Я не знаю!».
  • не зависеть от доброжелательного мнения других людей;
  • принимать нелогичные решения.
  • «не понимать» остальных.
  • открыто, без чувства вины сказать «мне это не интересно!».

Как измерить ассертивность?

Для того, чтобы понять является человек ассертивной личностью, или у него есть задатки к такому стилю поведения существует простой тест на ассертивность, в котором необходимо ответить «Да», «Нет» на предлагаемые вопросы:

  1. Ошибки других вызывают во мне раздражение.
  2. Я могу спокойно напомнить другу о прошлом долге.
  3. Иногда я лгу.
  4. Я могу сам позаботиться о себе.
  5. Мне случалось не платить за проезд в транспорте.
  6. Соперничество продуктивней сотрудничества.
  7. Я переживаю из-за пустяков.
  8. Я очень решительн/ый/ая и самостоятельн/ый/ая.
  9. Я испытываю чувство любви ко всем, кого знаю.
  10. У меня есть вера в себя и понимание, что я справлюсь со многими проблемами.
  11. Я должен быть всегда начеку и защищать свои интересы.
  12. Не смеюсь над неприличными шутками.
  13. Признаю и уважаю авторитеты.
  14. Из меня нельзя вить веревки — я протестую.
  15. Добрые начинания поддерживаются мной.
  16. Я не лгу никогда.
  17. Я практичен.
  18. Меня угнетает сам факт предполагаемой неудачи.
  19. Изречение «Руку помощи ищи, прежде всего у своего плеча» вызывает во мне согласие.
  20. Друзья сильно влияют на меня.
  21. Всегда прав, даже если другие не признают моей правоты.
  22. Участие важнее, чем победа.
  23. Прежде чем что-то предпринять, анализирую и представляю, что об этом подумают другие люди.
  24. Зависть мне не свойственна.

Необходимо подсчитать количество положительных утверждений по ключам:

  • Ключ А: 1,6,7,11,13,18,20,23.
  • Ключ В: 2,4,8,10,14,17,19,22.
  • Ключ С: 3,5,9,12,15,16,21,24.
  1. Ключ А лидирует по количеству положительных ответов: есть представления об ассертивности, но в жизни не применяются. На этом уровне недовольство по отношению не только к окружающим, но и к самому себе. Наименьший показатель по положительным ответам: человек не использует многие шансы по жизни.
  2. Ключ В. Если положительных утверждений здесь больше, то смело можно считать человека на правильном пути к овладению навыками ассертивного поведения. Иногда может случаться агрессия. Наименьший показатель баллов в этом ключе не означает, что нельзя научиться ассертивности, важно проявить желание и упорство.
  3. Ключ С: высокие параметры в данном ключе указывают на высокие шансы человека овладеть ассертивностью. Низкий показатель по положительным утверждениям – человек находится в иллюзии видения себя в лучшем свете, неискренен с собой и окружающими. Есть над чем поразмыслить.

Как развить ассертивность?

Ассертивный человек, это тот человек, который осознал свои деструктивные сценарии и принял решение изменить свою жизнь. Развивать ассертивность можно самостоятельно, для этого нужно:

  • увидеть в себе свободную в выражении творческую или «творящую» личность;
  • признать, что другие люди также вольны в своих мнениях, чувствах и эмоциях;
  • быть доброжелательным и искренним.
  • взгляд, голос, мимика и жесты должны излучать уверенность.

Манипулирование и ассертивность

Ассертивное поведение при манипуляции является отличным инструментом против навязывания манипуляторами шаблонов, но есть риск скатиться до уровня манипуляторства на первоначальном этапе, когда ценными признаются только собственные права человека практикующего ассертивное поведение, поэтому человек должен понимать и осознавать, что ассертивные права, в той же степени отражают права других людей и тогда – это равноценные отношения.

Источник: https://womanadvice.ru/assertivnost-v-psihologii-chto-eto-takoe-i-kak-ee-razvit

Ассертивность — определение,тренинг, видео упражнения

В этой статье доступным для обычных пользователей языком раскрыты основные понятия ассертивного поведения и его эффективного применения в управлении коллективом. Эта информация будет полезна не только руководителям и психологам, но и каждому человеку для переоценки собственного поведения и умения достигать успеха через его изменение в более позитивную сторону.

Ассертивность это:

  • Умение выразить себя в контактах с другими, а также защитить свою психологическую территорию;
  • Положительная реализация своих целей без агрессии, но и без податливости;
  • Ассертивное поведение: непосредственное, вежливое, настойчивое и опирающееся на рациональные предпосылки.

Примеры ассертивного поведения

Выражение собственного мнения без атаки на мнение других лиц;

  • Отказ без обиды других;
  • Защита своих прав решительным, но не агрессивным образом;
  • Похвала критика с сохранением уважения к другому человеку;
  • Открытое выражение чувств и убеждений.

Польза, проистекающая из ассертивного руководства людьми:

  • Уменьшается риск конфликта между начальником и подчиненными;
  • Все непонимания можно разрешить сразу же, поскольку коммуникация здесь открытая и непосредственная;
  • Больше конкретности и честности в общении с подчиненными;
  • Лучше атмосфера на работе, взаимное доверие;
  • Увеличивается уверенность в себе руководителя, а также его авторитет в глазах подчиненных;
  • Уменьшается риск манипуляции и агрессии в служебных отношениях.

Техники ассертивности. Ассертивная выдача распоряжений

4 элемента ассертивного распоряжения:

  • Указываем, кто именно является отправителем распоряжения;
  • Обращаемся непосредственно к адресату распоряжения;
  • Говорим, кого конкретно оно касается;
  • Определяем, когда именно оно должно быть выполнено.

«Пусть это кто-нибудь сделает», «Хорошо бы было, если бы Вы окончили этот доклад…», «Нужно было бы написать этот отчет», «Только такой способный, как Вы, сможет выполнить это задание», «Немедленно выполни это и не задавай никаких вопросов».

Ассертивное поведение

«Иван Иванович, я ожидаю от Вас, что Вы подготовите материал для обучения к концу этой недели. Пожалуйста, принесите мне его, когда он будет готов».

Техника ассертивности. Ассертивная критика

Принципы предоставления критической информации:

  • Оценивай поведение данного человека и его последствия, а не самого человека;
  • Говори конкретно, не обобщай, не используй слова: «всегда», «никогда»;
  • Отделяй факты от интерпретации;
  • Будь объективен, не руководствуйся своими предубеждениями;
  • Подскажи, как следовало бы поступать правильно;
  • Не передавай невербальную агрессию (не криви лицо, говори спокойно);
  • Одобри то, что было в оцениваемом поведении положительно;
  • Критикуй, чтобы спровоцировать изменение в поведении, а не для того, чтобы разрядить свои негативные эмоции;
  • Предоставляй критическую информацию непосредственно после оцениваемого поступка, не напоминай об ошибках через длительный срок;
  • Если ты выражаешь собственное мнение, используй «Я-выражения», например, По-моему…, Я думаю, что…;
  • Не критикуй при третьих лицах.
  • «Не нравится мне эта таблица, Вы могли бы и постараться». Субъективное мнение, отсутствие конкретных претензий.
  • «Как всегда твое поведение отличается от принятых норм, ты никогда этому не научишься». Обобщение.
  • «Вы мало динамичны и у Вас слишком устарелый взгляд на вещи». Оценивается личные качества.
  • «Черт возьми, что ты снова натворил? Уйди с глаз моих долой». Агрессивная критика.
  • «Из-за твоей ошибки все мои усилия пропали даром». Вызывается чувство вины.

Процедура ассертивного отказа:

  • Мы говорим «Нет»; говорим, чего мы не сделаем, обосновываем отказ (конкретно, например, несоответствия выражаемой просьбы существующим положениям);
  • Техника «заезженной пластинки» — повторение того же самого, если собеседник не уступает;
  • Окончание разговора, если на нас продолжают давить.

Неассертивный отказ

  • «Как обычно, ты приходишь ко мне не вовремя и чего-то от меня хочешь. Постыдился бы просить об этом!»
  • «Собственно, я не могу сейчас этим заняться, но если тебе очень нужно… Может, урегулируем это очень быстро…»

Асертивный отказ

«Нет, я не согласен повысить вам зарплату. Это не соответствует правилам, которые мы предварительно определили, а также действующим процедурам. Если вы будете настаивать на этом, я буду вынужден прервать этот неконструктивный разговор».

Техника ассертивности. Реагирование на нарушение границ

4-х ступенчатая процедура реагирования на нарушение наших прав и психологических границ:

  • информация о том, что нам не нравится (определение проблемы);
  • выражение своего мнения и связанных с этим эмоций;
  • представление психологических тылов или предложение изменения;
  • использование тылов, если вредящее нам поведение продолжается.

Тренинг ассертивности, подведем итоги

  • Конфликты и проблемные ситуации могут препятствовать развитию отдела или учреждения;
  • Управление конфликтом заключается в его обнаружении и поиске решений;
  • Одним из инструментов разрешения конфликтов является ассертивное поведение;
  • Ассертивность, как или любое другое поведение, — это проблема собственного выбора;
  • Использование альтернативного по отношению к ассертивному поведения ведет к углублению конфликтной ситуации.

Источник: http://cryptopilot.ru/assertivnost-opredelenietrening-video-uprazhneniya.html

6 способов развития ассертивности

Ассертивность — это способность передавать свои мысли, мнение, потребности и ощущения в прямой, откровенной и надлежащей манере. Это означает отстаивать свои права и при этом не оскорблять чувства других людей и не отрицать их собственные права. Когда вы ассертивны, то полностью берете под контроль свою жизнь.

Во взаимоотношениях с другими людьми мы выбираем одну из трех стилей поведения: пассивный, агрессивный и ассертивный.

Пассивный стиль

Люди с пассивным стилем склонны ставить чужие приоритеты и нужды выше своих. Они не верят в то, что достойны защищать свои права и чувствуют себя неполноценными.

Пассивные люди считают, что быть ассертивными слишком тяжело, тогда как их собственный стиль открывает им новые горизонты. Они чувствуют (как правило подсознательно), что слабы, некомпетентны, а поэтому не решаются принимать никаких решений в своей жизни.

Люди выбирают пассивный стиль поведения, когда считают, что лучше не вступать и не провоцировать конфликтов, хотя на самом деле такая стратегия работает крайне редко. Их не уважают, к ним относятся с жалостью. Все это в комплексе приводит к падению самооценки, депрессии, стрессу и синдрому жертвы.

Язык тела пассивных людей:

  • Избегать зрительного контакта.
  • Переминаться с ноги на ногу.
  • Горбиться.
  • Зажиматься телом при разговоре.

Агрессивный стиль

Люди с агрессивным стилем поведения ищут вокруг себя врагов, вступают в конфликты и отстаивают свои права в слишком резкой манере. Агрессия ущемляет права других людей. Им свойственно конкурировать с людьми и каждый день доказывать свою состоятельность как личности. Они буквально выбивают из других уважение и внимание к себе.

Такой стиль поведения устарел и не работает даже там, где расцвел — в бизнесе. Эти люди грубы, невежественны и обладают низкими коммуникационными навыками. Они не в состоянии построить отношения, основанные на уважении, а только на страхе.

Язык тела агрессивных людей:

  • Указывать пальцем на собеседника.
  • Кричать или повышать голос.
  • Сжимать кулаки.
  • Чересчур наклоняться в сторону собеседника и длительно смотреть ему в глаза.

Ассертивный стиль

Ассертивные люди заботятся о чувствах и эмоциях других людей и поэтому умеют критиковать, просить или даже жаловаться в деликатной манере.

Они гибки, поэтому каждую ситуацию рассматривают индивидуально, в отличие от агрессивных людей. Их уважают и ценят, они полностью контролируют свою жизнь.

Язык тела ассертивных людей:

  • Стоять прямо и устойчиво, лицом к лицу к собеседнику.
  • Поддерживать ненавязчивый зрительный контакт.
  • Говорить уверенно и ясно — достаточно громко для того, чтобы их слова были услышаны всеми.
  • Говорить свободно, без нерешительности и с уверенностью в голосе.

Чтобы выработать в себе ассертивный стиль поведения, нужно следовать простым советам.

1. Постановка целей

Теперь, когда вы осознали важность ассертивности, важно определить наиболее существенные для вас области жизни, в которых можно применить новый стиль поведения.

Определите ситуации, которые находите наиболее трудными. В каких случаях вам нужно проявлять ассертивность? Сформулируйте их четко. Например: «Я бы хотел, чтобы мой друг/коллега не опаздывал на встречи и ценил мое время».

Читайте также:  Портрет астеника по п.б.ганушкину - психология

Начните с самых простых целей, затем переходите к сложным.

2. Просмотр Билля о правах

Следующий список прав важен как для вас, так и для других людей. Пункты списка не являются исчерпывающими, вы можете его дополнить.

  • Я имею право судить себя за свои мысли и поступки.
  • Я имею право отказаться от решения проблем других людей.
  • Я имею право передумать.
  • Я имею право делать ошибки.
  • Я имею право сказать «Я не знаю».
  • Я имею право принять собственное решение.
  • Я имею право сказать «Я не понимаю».
  • Я имею право сказать «нет».
  • Я имею право быть радостным или грустным.
  • Я имею право установить собственные приоритеты.

Будьте осторожны с этим списком, потому что ваш пассивный стиль поведения (если у вас таковой) может с легкостью стать агрессивным. Люди любят крайности. Как мы заметили, в агрессивном стиле поведения нет никаких преимуществ даже в отношении к пассивному.

Также помните, что все ваши права должны быть высказаны в деликатной манере. Например, если вы решили, что имеете право передумать, тогда извинитесь перед человеком, которому дали слово провести с ним вечер.

Ваше право отказаться от чего-либо не означает, что вы теперь становитесь безответственным человеком.

А если вы решили, что имеете право делать ошибки, это не значит, что вы не должны делать выводы и не нести за них ответственность.

Вы имеете право также сказать «нет», однако все целиком и полностью зависит от ситуации. Вы не должны покупать в магазине вещь, если консультант потратил свое время на вас, однако в семейных делах у вас есть обязанности, которые вы должны выполнять.

3. Определение персональных прав

Используя список, приведенный выше, запишите заявление, которое передает самые ценные ваши права.

Вернитесь к постановке своих целей и примените свое заявление. Например:

  • Цель 1: __. Каковы мои права в этой ситуации? Мои права нарушаются? Если да, то почему?
  • Цель 2: __. Каковы мои права в этой ситуации? Мои права нарушаются? Если да, то почему?

Задавайте одинаковые вопросы для всех своих целей.

4. Использование стратегий

Ассертивность является навыком, который можно развить, если каждый день применять стратегии на практике. Вот некоторые из них:

  1. Сломанная пластинка. Будьте настойчивым и повторяйте снова и снова, чего вы хотите, не раздражаясь и не повышая голос. Придерживайтесь своей точки зрения.
  2. Бесплатная информация. Научитесь слушать собеседника и считывать бесплатную информацию, которую он вам дает. Она позволит вам приводить доводы, обращаясь к высказанным собеседником фразам.
  3. Раскрытие информации. Ассертивно раскрывайте информацию о вас — о том, что думаете, ощущаете и как относитесь к информации, которая идет от собеседника.
  4. Затемнение. Эта техника поможет справиться с поступающей критикой. Не отрицайте критику и не идите в контратаку.
  • Согласитесь с правдой. Найдите в критике то, что является правдой и согласитесь именно с этой частью.
  • Согласитесь с тем, что возникло недопонимание. Выявите возможную правду в критикующем заявлении и согласитесь с этим.
  • Согласитесь в принципе. Скажите: «Это имеет смысл».
  • Отрицайте неверные умозаключения. Ассертивно оперируйте на неточности и логические ошибки.
  • Выработайте компромисс.

5. Использование стратегий сказать «нет»

В жизни каждого человека бывают ситуации, когда необходимо сказать «нет». Если не научиться делать этого, тогда через какое-то время придет осознание того, что ни одна цель не достигнута, а приоритеты нарушены. Помните, что вы имеете право сказать «нет», но при этом делайте это в деликатной и уважительной манере.

  1. Используйте ассертивный язык тела. Помните, что от вашего языка тела зависит уверенность в себе и восприятие вашей уверенности собеседником. Манипуляторы всегда применяют свои методы к человеку, которого считают нерешительным. Установите прямой зрительный контакт, держите голову прямо, расправьте плечи, расслабьте руки, говорите уверенно и спокойно.
  2. Определите свою позицию перед тем, как что-то сказать. Если вы не знаете, каким будет ваш ответ, его у вас попросту нет. Решите, что и как именно вы скажете.
  3. Дождитесь просьбы. Некоторые люди соглашаются на просьбу еще до того, как она была озвучена. Это очень удобно для собеседника, потому что он не чувствует обязанности перед вами — в конце-концов он еще ни о чем не просил. Вы сами вызвались добровольцем.
  4. Найдите точную формулировку. Думайте о том, как и что вы скажете. Будьте абсолютно точны в своем ответе, чтобы у собеседника не возникло никаких сомнений в том, что вы не сможете выполнить его просьбу. Ваша формулировка при этом не должна быть длинной и витиеватой.
  5. Не извиняйтесь, если в этом нет необходимости. Извинение часто ставит вас в позицию должника. Этим примером часто пользуются при продажах. Если чувствуете, что вами манипулируют, не извиняйтесь.
  6. Не защищайтесь и не извиняйтесь, если это не необходимо. Не говорите, почему не хотите выполнить просьбу, иначе у собеседника появится возможность манипулировать вашими словами.
  7. Не просите разрешения сказать «нет». «Вы непротив, если я откажусь от вашего предложения» — еще одна фраза, которая ставит вас в позицию должника.
  8. Усильте свою позицию. Не думайте, что человек после отказа не попытается попросить вас об услуге через какое-то время. Дайте ему понять, что и в будущем откажите в просьбе.
  9. Сломанная пластинка. Данная стратегия идеально подходит и для этого случая. Повторяйте одну и ту же фразу, не меняя в ней слов.
  10. Не ждите одобрения. Вы должны убеждать другого человека принять ваш отказ, иначе вы снова попадаете в позицию должника.
  11. Смиритесь с последствиями. Вы имеете право сказать «нет», а другой человек имеет право отнестись к вашему отказу как пожелает. Возможны неприятные последствия, но смиритесь с этим, так как вы уже приняли решение.

6. Развитие умения просить об одолжении

Многие люди испытывают затруднения, когда им нужно о чем-либо попросить другого человека. Это может произойти как на рабочем месте, так и в кафе. Они чувствуют, что не имеют право просить или боятся последствий. Как результат, такие люди не просят об одолжении даже когда для этого есть благоприятная возможность. Предлагаем вам советы о том, как правильно просить о чем-либо:

  • Что может случиться? Во многих случаях с вами не случится ничего ужасного, если вы попросите об услуге.
  • Разумно ли это? Прежде чем просить об одолжении или услуге, подумайте, разумно ли это в сложившихся обстоятельствах. Можете использовать список своих ассертивных прав, если имеете затруднения с этим.
  • Не извиняйтесь за просьбу. Когда вы четко осознаете, что человек имеет право вам отказать, то поймете, что имеете право просить.
  • Определите ситуацию. Научитесь считывать настроение и эмоции другого человека.
  • Выразите свои эмоции о ситуации. Концентрируйтесь на позитивных эмоциях, потому что в подобных ситуациях человек обычно негативно настроен.
  • Используйте личное местоимение «Я». Это делает просьбу личной  и говорит о том, что вы принимаете ответственность за последствия.
  • Будьте коротки. Ограничьтесь одной-двумя фразами.
  • Сделайте запрос позитивным. Скажите о том, чего хотите, а не о том, чего не хотите.
  • Фокусируйтесь на поведении. Что вы хотите, чтобы человек сделал?
  • Опишите результаты, которые как вы думаете, последуют, если человек согласится выполнить вашу просьбу.

Для развития ассертивности важно познавать искусство эмпатии. Только при таком грамотном сочетании вы добьетесь большого прогресса в общении с людьми. Если вы применили наши советы и начали культивировать эти навыки, вам осталось развить третий — умение слушать.

Источник: http://hr-portal.ru/article/6-sposobov-razvitiya-assertivnosti

Ассертивность – развитие, тренинг и тест на ассертивность

Человек живет в обществе, который предстает в виде различных типов людей, их многообразия интересов и желаний. Когда у людей возникает общение или отношения, у них включаются желания: «Чего я хочу от другого человека?».

Нередко желания партнеров вступают в конфликт. Разгорается спор и скандалы. Человек, обладающий развитой ассертивностью, способен успешно выйти из подобной ситуации.

Ассертивность

Под ассертивностью понимается умение человека отстаивать собственные интересы и защищать границы, при этом не ограничивать свободу окружающих и проявлять к ним уважение, не зависеть от их мнения, влияния и оценок. Ассертивный человек способен регулировать собственное поведение.

Обычными моделями поведения, которые можно наблюдать среди людей, являются:

  • Агрессивность – когда человек заострен на собственных желаниях и старается манипулировать, подавлять, управлять окружающими.
  • Пассивность – когда человек добровольно становится рабом, жертвой чужих капризов из-за страха потерять нажитое, перед переменами или из-за неуверенности в себе.

При ассертивности человек становится партнером, равным и уважающим: мы равны и ничего друг от друга не требуем и не делаем должными. Здесь отсутствуют ложная скромность и бахвальство. Человек отстаивает свое мнение, при этом учитывает взгляды и желания других.

Ситуаций, когда человек вынужден отстаивать свое мнение, великое множество. Продавец желает продать товар, который вам не нравится. Родственники требуют, чтобы вы взяли кредит. Поклонник не желает отставать со своими ухаживаниями. В каждой ситуации необходимо сохранить самоуважение, обозначить собственные границы, при этом проявить уважение к другим людям, понимание и безобидно отказать.

Когда человек не уверен в себе, в правилах, по которым живет, в правоте, какой бы она ни выглядела в глазах окружающих, в желаниях и убеждениях, на него можно повлиять. Ваши убеждения можно изменить, если вы не уверены. Вас можно «подмять», если вы не считаете себя хорошим и правильно живущим человеком.

Существуют люди, ведущие себя отвратительно, аморально, обманывающие и манипулирующие, но настолько уверенные в том, что поступают правильно, что их невозможно переубедить. С этих людей нужно брать пример, как быть убежденными в том, что вы живете правильно и так, как нужно, чтобы не позволять окружающим «кроить» вас под себя.

Будьте уверенными в своей правоте! Вы сможете влиять и переубеждать людей, если будете убежденными, что все, что бы вы ни делали, является правильным. Никто не является более сильным, чем тот человек, который уверен.

Даже если ваши мысли кажутся неправильными, а убеждения – немыслимыми, если вы говорите об этом твердо, уверенно, без тени сомнения, то вам больше поверять, нежели тому, кто говорит правильные идеи неуверенно и неубедительно.

Вы должны искренне верить в собственную правоту. Это не значит, что теперь нужно унижать и оскорблять мнение других людей. Лучше таким не заниматься. Но чтобы вы сами не стали объектом «лепки» и «кройки» в руках окружающих, вам нужно верить в правильность собственных правил, убеждений и принципов.

Люди живут по-разному. Вы не обязаны жить так, как живут другие. Вы имеете право жить так, как удобно вам. Для этого необходимо стать уверенными в правильности того образа жизни, который вы создаете. А возмущения окружающих по этому поводу оставьте им. Это не ваша забота.

Ассертивность в психологии

Разрабатывается множество тренингов, которые нацелены на развитие ассертивности. Человек должен оставаться твердым, честным, дружелюбным. Ассертивность в психологии – это взятие на себя ответственности за собственное поведение, при этом отсутствие критики за реакции окружающих.

Многие люди живут несчастно, поскольку им приходится брать ответственность за все происходящее не добровольно, а принудительно. Ответственность ложится на человека без его согласия, хотя люди думают, что у них есть выбор.

Ответственен человек даже тогда, когда идет против правил, поступает так, как ему хочется, ленится и не делает того, что от него требуют окружающие.

Да, видимой ответственности нет, но есть иная – когда вы в целом отвечаете за развитие своей жизни.

Как бы вам того ни хотелось, но качество вашей жизни зависит в общем от поступков, решений и делаемых вами выводов. Вы отвечаете за каждый свой шаг, который приводит к конкретным последствиям.

Ответственность – результат вашего выбора или внешних обстоятельств? Как бы ни хотелось, но каждое ваше действие приводит к определенным результатам.

Вы начинаете нести ответственность, поскольку результаты являются вашим вольным выбором или следствием ваших необдуманных поступков, которые спровоцировали возникновение тех или иных внешних обстоятельств? К примеру, беременность женщины: за что мужчина должен нести ответственность? Он отвечает за все, как бы ему того ни хотелось. Но лучше ведь нести ответственность за то, что было выбрано вами, а не за то, что стало нежелательным следствием ваших поступков!

В переводе с английского ассертивность является синонимом самодостаточности – отстаивание своих прав, настаивание на своем. Ассертивное поведение предполагает автономию, независимость от мнения и влияния окружающих, регулирование собственного поведения.

Почему вы пытаетесь жить своей жизнью, но всегда находятся люди, пытающиеся вас изменить? Почему вы не можете отстоять собственную точку зрения и поддаетесь влиянию окружающих? Следует понимать, что каждый человек находится в большом мире идей, убеждений и правил. Все люди сталкиваются с большим потоком пропаганды, манипуляции и давления. Но есть те, кто меняет окружающих, и те, кто не может противостоять влиянию других людей.

Ассертивный человек живет автономно, самодостаточно, независимо, при этом не ограничивает свободу окружающих, старается наладить отношения с людьми так, чтобы получать выгоду и причинять добро им.

Если же человек поддается влиянию, стесняется собственных чувств, боится показать свое лицо, тогда он начинает манипулировать.

Данные техники дают временный эффект, когда окружающие тоже начинают манипулировать.

Читайте также:  Виды мышления в психологии - описывающие характеристики

перейти наверх

Развитие ассертивности

Важным становится желание человека развить в себе ассертивность. Этому способствуют специальные тренинги, которые проводятся для развития тех или иных качеств. Ничто лучше жизни не научит человека быть самодостаточным. Следует лишь принять определенные правила и законы ассертивности, которые помогают в становлении здоровой личности.

У каждого человека есть свое мнение по любому вопросу. Но порой в этом и заключается вся суть проблемы, которая возникает в случае, когда ваше мнение противоречит чужому, из-за чего другой человек пытается доказать свою правду, уничтожив вашу.

Каждый человек имеет право на личное мнение. Есть две категории людей, которые по-разному относятся к тому, что у кого-то есть своя точка зрения:

  1. Уважают чужое мнение, даже если оно противоречит их взглядам.
  2. Пытаются уничтожить ту точку зрения, которая противоречит их мнению.

В первом случае данная категория людей понимает, что у каждого человека есть своя точка зрения, которая имеет право на свое существование.

Они радуются, когда человек растет и развивается, а это возможно лишь в том случае, когда он позволяет себе думать, делать выводы, иметь свое мнение и корректировать его тогда, когда сама жизнь показывает ему, в чем он прав или неправ.

Не люди, а жизнь способна изменить чье-то мнение, поскольку люди могут ошибаться, а жизнь действует по определенным законам и не подстраивается под чьи-то капризы и ложные убеждения.

Во втором случае люди пытаются контролировать жизни окружающих посредством того, что уничтожают их точку зрения и навязывают свою. Данная категория не уважает мнения других людей, поскольку если оно не совпадает с их точкой зрения, она кажется им ошибочной.

Каждый человек имеет право на личное мнение. Вы можете высказать свою точку зрения. Вы можете помочь человеку встать на верный путь. Но вы не имеете права менять чье-то мнение, заставлять отказываться от него.

Вы не имеете права сопровождать человека на всем его жизненном пути, корректируя каждый его шаг, который он совершает. У каждого свой путь по жизни. Для вас может быть правильным что-то одно, для другого человека – другое.

И вы оба будете правы, поскольку каждый из вас проживает ту жизнь, которую он сам себе и создает.

В близких отношениях человек может как вырасти, так и деградировать. Но вырасти человек может лишь в том случае, когда ему позволяют иметь свое мнение, совершать свои ошибки и делать выводы в соответствии с теми взглядами на жизнь, которых он придерживается.

Деградация происходит в том случае, когда люди пытаются изменить друг друга в угоду собственных желаний, заставить думать точно так же, как и они, прислушиваться к их мнению, полностью отвергая свое.

В близких отношениях важно не схожесть партнеров, а их умение принимать друг друга, поддерживать и не бросать, когда партнер пытается сделать то, что считает нужным, не прислушиваясь к мнению любимого человека.

Тренинг ассертивности

Тренинг ассертивности заключается во внедрении путем самовнушения правил и принципов ассертивного поведения, что было разработано Мануэлем Смитом.

  • Вы имеете право самостоятельно оценивать свои мысли и поведение, поэтому отвечать за них.
  • Вы имеете право не извиняться и не объяснять свое поведение.
  • Вы имеете право менять личное мнение.
  • Вы вправе сами решать свои проблемы.
  • Вы можете чего-то не знать, и это нормально.
  • Вы можете отвечать за личные ошибки.
  • Вы имеете право сказать, что вам неинтересно.
  • Вы вправе полноценно жить, независимости от доброжелательности и благосклонности окружающих.
  • Вы вправе кого-то не понимать.
  • Вы вправе принимать нелогичные решения.

Помимо самоуважения и взаимного уважения при общении важно достижение компромисса, которое удовлетворяет интересы обеих сторон. Это достигается путем открытого, честного и прямого разговора. Немаловажным становится умение слушать и понимать точку зрения собеседника. Ассертивный человек никогда не перебьет собеседника, чтобы высказать свое мнение.

При общении с другими людьми должны соблюдаться следующие правила:

  1. Возможность менять свое мнение.
  2. Возражать и соглашаться в любой момент.
  3. Выражать свои убеждения, чувства.
  4. Говорить: «Я не понимаю».
  5. Оставаться собой.
  6. Просить о чем-то.
  7. Не брать ответственности за поступки другого человека.
  8. Ошибаться.
  9. Рассчитывать на серьезность к делу.
  10. Устанавливать личные приоритеты.

Чтобы всего этого достичь, необходимо представлять, что вы находитесь в компании, где никто никому ничем не обязан и вы ничего не ожидаете от других. Вы вызываете интерес только потому, что позволяете себе совершать действия и говорить слова, которые сами считаете нужными. Такое же отношение проявляете и вы.

При общении с собеседниками:

  • Не бойтесь смотреть им в глаза.
  • Стойте спокойно и прямо.
  • Внимательно слушайте.
  • Будьте готовы к сотрудничеству.
  • Говорите твердо и спокойно, без повышения голоса.
  • Четко говорите о том, чего хотите, а чего нет.
  • Уважайте себя и побуждайте уважать вас.

Тест на ассертивность

Сайт психологической помощи psymedcare.ru предлагает читателям пройти тест на ассертивность. Поставьте «+», если согласны с утверждением, и «-», если не согласны.

Опросник:

  1. Я раздражаюсь, когда люди ошибаются.
  2. Я легко напоминаю друзьям об их долгах.
  3. Иногда я говорю неправду.
  4. Я в состоянии о себе позаботиться.
  5. Я могу проехаться «зайцем».
  6. Я предпочитаю соперничество, нежели сотрудничество.
  7. Я могу быть вымотанным из-за мелочей.
  8. Я человек самостоятельный и решительный.
  9. Я люблю всех друзей.
  10. Я верю в себя, когда возникает проблема.
  11. Я защищаю свои интересы, находясь начеку.
  12. Меня не смешат неприличные шутки.
  13. Могу признать авторитет и уважать его.
  14. Я сразу заявляю протест, когда кто-то старается вить из меня веревки.
  15. Я поддержу доброе начинание.
  16. Не лгу.
  17. Я практичный человек.
  18. Я расстраиваюсь из-за того, что могу потерпеть неудачу.
  19. Придерживаюсь принципа, что полагаться следует только на себя.
  20. Друзья на меня могут повлиять.
  21. Я всегда прав, даже если другие с этим не согласны.
  22. Согласен с тем, что важна не победа, а участие.
  23. Прежде чем что-то сделать, сначала думаю, как на это отреагируют другие люди.
  24. Я другим не завидую.

Подсчитываем плюсы в:

А – 1, 6, 7, 11, 13, 18, 20, 23.

Б – 2, 4, 8, 10, 14, 17, 19, 22.

В – 3, 5, 9, 12, 15, 16, 21, 24.

Результаты:

  • Большее количество плюсов в А говорит о том, что вы понимаете важность ассертивности, однако не используете ее в жизни. Вы недовольны собой и окружающими.
  • Большее количество плюсов в Б говорит о том, что вы правильно понимаете и применяете принципы ассертивности. Ваши поступки являются ассертивными.
  • Большее количество плюсов в В говорит о том, что вы правильно и реалистично себя оцениваете, что позволит вам в будущем овладеть навыками ассертивности.
  • Наименьшее количество плюсов в А говорит о том, что вы не используете шансы, которые дает вам жизнь. Надо жить в согласии с собой.
  • Наименьшее количество плюсов в Б говорит о том, что ассертивности возможно научиться.
  • Наименьшее количество плюсов в В говорит о том, что вы переоцениваете себя. Не всегда ваши поступки являются искренними.

Почему задевают слова других людей? Почему вы начинаете оправдываться, когда говорят, что вы лжете? Почему злитесь, когда вас заставляют зарабатывать деньги? Почему на некоторые реплики реагируете агрессивно, хотя умом понимаете, что некоторые из них безобидные? Итог отсутствия ассертивности – негативные эмоции и переживания.

Мать хочет, чтобы у дочки были дети, на что та реагирует негативно и начинает оправдываться. Подобные ситуации происходят лишь потому, что сам человек, которого критикуют, ругают, обсуждают, соглашается с тем, что о нем говорят.

Если бы вы считали, что отсутствие детей – не проблема, то спокойно относились бы к подобным заявлениям. Если бы были уверены, что вы — хороший человек, тогда не начинали бы сомневаться, как только слышали обратное.

Если бы вам не нужны были горы денег и работа вполне устраивала, то не злились бы на реплики о том, что мало зарабатываете.

Будьте сами уверены, что все делаете правильно. Как только вы поверите в это, то иначе станете относиться к репликам окружающих. На некоторых людей вообще перестанете обращать внимание, а другим четко и ясно будете говорить, что вас все устраивает.

Вы перестанете оправдываться, злиться, плакать или умолять, чтобы вам поверили. Пока вы так делаете, то будто сами себя пытаетесь убедить в собственной правоте.

Перестаньте! Поверьте в собственную правоту поступков, и тогда любое колкое замечание будет для вас пустым звуком.

Верьте, что живете так, как хочется. Для этого было бы неплохо действительно именно так и жить. Если ваши интересы не соответствуют желаниям других людей, это их проблемы, а не ваши. Вы вольны жить так, как вам удобно, и не должны исполнять чужие желания, если они вам не по душе.

Источник: http://PsyMedCare.ru/assertivnost

Ассертивность — качество Лидера. Или, как быть твердым в целях но гибким в средствах

Восточные мудрецы говорили, — Будьте тверды в целях но гибки в средствах! Современные психологи, помогающие людям обрести больше уверенности в себе и развить лидерские качества, говорят, — будьте ассертивны.

Что это значит? Термин ассертивность используется для описания определенного стиля поведения и общения с другими людьми.

Ассертивность — это качество Лидера, обеспечивающее  самодостаточность, уверенность в себе, гибкость в общении, целеустремленность.

Этот стиль означает, что мы выражаем наши чувства, мысли пожелания и убеждения в открытой манере, не нарушая при этом прав других людей на самоопределение. Это противоположно агрессивному поведению — когда мы требуем, нарушая права других людей, или пассивному поведению — когда люди лишают себя возможности соблюсти свои собственные права и интересы.

Ассертивный (assertive, англ.) — уверенный в себе, настойчивый, умеющий настаивать на своём.

Неуверенное поведение человека имеет два полюса — агрессивность и застенчивость. Неуверенный человек может быть очень тихим, застенчивым, ходить ссутулившись и опустив голову, избегать прямого взгляда, пасовать перед любым давлением на него.

Неуверенный человек избегает прямого обсуждения проблемы, склонен говорить о своих желаниях и потребностях в косвенной форме, пассивен, не готов принять предложение партнера по общению. Неуверенность может проявляться и в агрессии, крике, оскорблениях, размахивании руками, подозрении и т.п.

При неуверенности проявляется требовательность и враждебность, «переход на личности», возникает желание наказать другого человека, вместо поиска путей разрешения ситуации и достижения изначальных целей.

Отличительная особенность уверенного поведения (ассертивного) — адекватная оценка своей ответственности. В  неуверенном поведении застенчивый человек всю ответственность возлагает на себя, агрессивный — перекладывает ее на окружающих.

Быть ассертивным означает, что вы в состоянии заявить о том, что вас интересует, что вы хотите получить от других и что вы можете ответить «нет» на чью-то просьбу.

Это означает, что вы можете открыто выразить наши чувства, например любовь, предпочтение или гнев, и выразить собственное мнение, не оставаясь в неловкости.

По разным причинам, очень немногим людям удается быть ассертивными в любое время и в любой ситуации.

Неуверенность – это результат жизненного опыта. Безусловно, истоки неуверенности обнаруживаются в детстве. Маленькие дети не боятся и открыто проявляют свои естественные желания и отношение к происходящему. Они просят, отказываются, требуют, плачут, смеются, сердятся.

Со временем дети учатся приспосабливать свое поведение к реакциям взрослых и других детей, с которыми они общаются (родителей, учителей, друзей). Одних детей поощряют открыто выражать свои мысли и чувства, и они вполне комфортно чувствуют себя, проявляя их.

Других детей поощряют открыто выражать только свои мысли, но не эмоции. А некоторых и вовсе наказывают за открытость и искренность в проявлении себя. Блокировка естественности поведения, также происходит от непоследовательности в реакциях взрослых на поведение детей.

В результате ребенок не может определить для себя «выигрышную» модель поведения. От сюда – замешательство, растерянность, отсутствие инициативы и неуверенность.

Следствием неуверенного (неассертивного) поведения являются трудности в общении и неудовлетворенность отношениями с другими людьми.

Зачем быть ассертивным:

Развивая собственную ассертивность, вы можете улучшить наш «образ себя», обрести уверенность в себе и укрепить чувство собственного достоинства.

Вы защищаете Ваши собственные права, выражаете Ваши мысли, желания и чувства прямо, открыто средствами, уважающими права других. Ассертивный человек действует без ненужного беспокойства или чувства вины. Ассертивные люди уважают себя и других людей и несут ответственность за свои действия и свой выбор. Они ясно осознают свои потребности.

При получении отказа они могут загрустить или быть разочарованными, но их самовосприятие не омрачается. Ассертивный человек не слишком полагаются на одобрение других людей и чувствуют безопасность и уверенность в самом себе. Ассертивный человек может показать другим, как он хотели бы, чтобы с ними обращались.

Поэтому, если вы ассертивны  — вы   самодостаточны.

Читайте также:  Агрессия как социальное научение - педагогическая психология и теория Бандуры

Ассертивность в поведении:

— Вот что я думаю. Вот что я чувствую. Вот как я оцениваю ситуацию. А как насчет Вас? Если наши потребности конфликтуют, я, конечно же, готов рассмотреть различия и тогда, возможно, мы найдем решение или компромисс.

Внутренняя установка:

— У вас есть свои права и интересы, у меня есть свои. Если вам от меня что-то нужно, мы можем договориться только в том случае, если будут соблюдены мои права и интересы. В любом случае, я не буду осуждать и атаковать Вас. Я просто хочу получить или сохранить своё.

Ассертивное поведение (уверенное поведение) характеризуется такими признаками, как:

  • целенаправленность;
  • ориентированность на преодоление возникающих препятствий, а не на переживания;
  • гибкость, адекватность реакций на быстро меняющуюся обстановку;
  • социальная ориентированность, направленность на конструктивные отношения с окружающими;
  • сочетание спонтанности с возможностью произвольной регуляции;
  • настойчивость, не переходящая в агрессию;
  • направленность на достижение успеха, а не на избегание неудач;
  • созидание.

Вербальные и невербальные характеристики:

  • Активное слушание. Задаются уточняющие вопросы и проводится проверка ясности понимания
  • Голос ровный, произнесение слов отчетливое.
  • Прямой взгляд на собеседника. Отведение взгляда связанно только с обдумыванием.
  • Прямая, сбалансированная, открытая позиция тела.
  • Жесты соответствуют словам: скоординированные, обдуманные (возможны жесты «эмблемы» и «иллюстраторы»), без резких движений (отсутствие жестов «манипуляторов»)
  • Использование: Я – высказываний: «Я люблю…», «Я хочу…», «Я не хочу…», «Мне не нравится..», «Я расцениваю…», «Я раздражаюсь когда…», «Я расстроен тем, что…» и т.п.
  • Фразы сотрудничества: «Что Вы думаете по этому поводу?», «Мне интересно ваше мнение», «Что Вас интересует?», «Что вы хотите получить?», «Как Вы считаете это должно происходить?»
  • Подчеркнутые утверждения заинтересованности: «Мне бы очень хотелось…», «Я надеюсь на…», и т.п.
  • Последовательная аргументация и контр-аргументация. Конструктивное восприятие и амортизация критики.

Паттерны эффективного мышления в форматах НЛП:

  • Осознанность и внимательность к своим чувствам.
  • Хорошо сформулированный результат
  • Трех позиционное восприятие
  • Ассоциация, диссоциация
  • Использование в общении понятий (категоризация опыта) на основе сенсорной очевидности опыта (диапазоны опыта).
  • Гибкое и осознанное перемещение фокусов внимания (подвижная «точка сборки») Разумная степень обобщений и различий. Рефрейминг.
  • Структурное видение проблемного пространства – модель SCORE, Логические уровни.
  • Эффективная обратная связь

Эффект: Чем больше Вы отстаиваете себя и действуете в манере ассертивности, которую установили для себя, тем выше Ваше самоуважение и самодостаточность. В этом случае шансы получить от жизни то, что Вы хотите, значительно увеличиваются.

Особенно, если другие понимают то, что Вы хотите. Если Вы открыто и корректно выражаете своё недовольство, то негативные переживания находят адекватный выход, не накапливаясь и не доводя вас до стресса. Такие чувства как застенчивость и тревога перестают отнимать силы на самозащиту.

Вы можете воспринимать мир легко.

Подводные камни:

Друзья иногда могут не верно интерпретировать Ваше самоутверждение и, возможно, саботировать приобретаемую вами ассертивность. Вы по-другому будете с ними взаимодействовать, в связи переоценкой ваших ценностей, убеждений и способов поведения.

Это, на начальном этапе может вызывать сопротивление. Изменений хотите Вы, а их возможно всё устраивало. Поэтому наберитесь терпения и помните к чему вы стремитесь.

Все привыкнут к Вам новому и научатся взаимодействовать с Вами так, как это устроит именно Вас.

Источник: http://nlp.by/about-nlp/nlp-styi-i-publikacii/215-assertive-kacestvo-lidera

Ассертивность поведения: правила, навыки и развитие

Говорить «нет» – это целая наука, но именно принципы ассертивности позволяет делать это вежливо, мягко, соблюдая дистанцию и не нарушая чужих прав. Assert в переводе с английского значит «утверждать», «настаивать».

Ассертивность – что это?

Психологи употребляют понятие ассертивности, когда хотят характеризовать способность личности самостоятельно принимать решения, регулировать поведение, нести за него ответственность. При этом человек должен не поддаваться внешнему влиянию, не зависеть от оценок окружающих.

Таким образом, ассертивность – есть вожделенная «золотая середина» между двумя стратегиями поведения, которые используют большинство людей: агрессивное нападение или пассивная уступка.

Человек либо не приемлет никаких других мнений, кроме своего, не замечает никого вокруг, для него существует лишь он и его потребность, и только это правильно.

Либо видит и чувствует всех за исключением себя самого, ошибочно принимая чужие желания и потребности за свои. Личность полностью противопоставляет себя другим или сливается с ними.

Есть еще третий путь поведения – манипуляция. К нему прибегают люди, которые не видят разницы между честным способом достичь конструктивного компромисса и хитростью, откровенным обманом, вынуждающим жертву манипулятора поступать вопреки своей выгоде.

Ассертивность — это поведение, которое сочетает в себе:

  • силу духа и вежливость;
  • способность за себя постоять;
  • четкое осознание, что отстаивать свои права – не значит отнимать чужие.

Особенно ценной ассертивность становится в ситуации, когда на человека оказывают давление. К примеру, предлагают совершенно ненужный товар по бросовой цене, просят об отдолжении, но не спрашивают, а нужно ли что-нибудь взамен.

Ассертивность позволяет тому, кто не заинтересован в товаре, отказаться от покупки, не чувствуя себя виноватым перед продавцом, которые битый час представляет товар лицом.

Такой человек скорее не станет слушать о вещи, которую не собирается покупать, а уведомит другого, чтобы тот не тратил время зря, но лучше искал реальных покупателей.

Он поступит так, потому что уважает другого настолько, чтобы честно сообщить о своих намерениях.

Как ведут себя ассертивные личности

Главные признаки ассертивности:

  • уверенность;
  • доброжелательность;
  • ответственность.

Защищать собственные права эффективно можно только тогда, когда человек:

  • в них уверен;
  • выражает свое мнение открыто;
  • прямо и честно делится мыслями и чувствами, «не пряча камней запазухой».

В таком случае отпадают ненужная тревога и тяжкое чувство вины. Ведь поведение ассертивной личности отличается ясным осознанием желаемого и уверенностью в том, что он может требовать этого, потому человек просит открыто и честно.

Он осознает, что его желание – не мимолетный каприз, потому способен отстаивать его вежливо, аппелируя к здравому смыслу оппонента, веруя в его порядочность.

Тогда поведение будет носить настойчивый характер, но не перешагнет рамки разумного уважительного отношения к другому.

Отказ никак не сказывается на самооценке ассертивного человека. Конечно, он может грустить, но его жизнь остается прежней, а слово «нет» не вызовет паники или обиды, потому что отказ или оценка окружающих не слишком значима и не способна поколебать самовосприятие такой личности.

Ассертивных людей отличает:

  1. Честное открытое поведение и живой интерес к окружающим. Ассертивность – это «заявление» человека о не позволении себя использовать. Индивид ясно дает понять – «я не собираюсь никого атаковать лишь потому, что другой таков, каков он есть». Ассертивный человек преследует цель открытого прямого общения. «Бросает вызов мечник на коне, а трогает открытое забрало».
  2. Физические отличия заключаются в поведенческих навыках человека, отличающегося ассертивностью общения. Из внутренней уверенности в своих силах вытекает способность индивида заявлять громко и четко о себе и своих желаниях, при этом держать осанку, смотреть на собеседника и прислушиваться к тому, что говорит другой.

Как вести себя ассертивно?

Ассертивность зиждется на праве выбора и уважении к окружающим. Человек должен понимать, что он:

  1. Имеет право на собственные мысли и чувства, равно как и право действовать в своих собственных интересах. При этом он должен отвечать за то, что думает, говорит и делает. Оценивать себя и свое поведение каждый должен сам, не полагаясь на оценки других.
  2. Может не просить прощения и не обязан объяснять свой выбор, отчитываться перед другими за свое поведение.
  3. Не несет ответственности за решение проблем окружающих, пока сам того не пожелает, не жертвует собой, не приспосабливается.
  4. Имеет право менять свое мнение и не должен извиняться или объяснять мотивы своего поведения.
  5. Может ошибаться, исправлять и отвечать за свои промахи и упущения, не чувствуя себя виноватым.
  6. Имеет право не знать и заявить об этом открыто и без страха.
  7. Не зависит от взглядов окружающих, их доброжелательности, хорошего отношения.
  8. Может принимать нелогичные решения, сказать «я не понимаю», так же заявить о том, что неинтересно.

Как оценивать степень ассертивности

Чтобы понять, придерживается ли человек правил ассертивного поведения, достаточно ответить на следующие вопросы:

  1. Я спокойно отношусь к встрече с новыми людьми в общественных местах?
  2. Я могу отказать, не чувствуя вины и беспокойства?
  3. Я могу корректно выражать такие сильные чувства, как злость, фрустрация, разочарование?
  4. Я могу запросто просить о помощи окружающих?
  5. Я способен учиться новому и выполнять незнакомые задания без особого напряжения?
  6. Я легко отличаю, где моя отвественность, и несу ее?
  7. Я обсуждаю свои взгляды и убеждения и не сужу тех, кто со мной не согласен?
  8. Я честно и открыто выражаю свое мнение в беседе с другими, даже если вижу, что со мной несогласны?
  9. Я заявляю другим, если их поведение задевает меня?
  10. Я выступаю уверенно на собраниях?
  11. Я верю, что мои потребности так же важны, как и нужды других, поэтому они должны учитываться?
  12. Я умею настаивать на своем, даже если большинство со мной несогласно.
  13. Я умею выражать злость или разочарование, не осуждая других.
  14. Я спокойно делегирую полномочия другим.
  15. Я ценю свой собственный опыт и приобретенную мудрость.

Если человек ответил утвердительно больше 10 раз, скорее всего ему присуща ассертивность поведения. Он с легкостью справляется со стрессовыми ситуациями, выходит из них с честью и выдерживает давление посторонних. Если же все обстоит не так гладко, то ассертивности можно и нужно учиться.

Чтобы развить такую полезную черту, как ассертивность, следует придерживаться четких правил поведения и контролировать общение, избегая заученного поведения, иначе можно оказаться опять на тропе манипуляций:

  1. Говорить нужно всегда от первого лица, то есть от себя и про себя. «А не пора ли нам домой?» — это манипулятивное высказывание. «Я устал и хочу домой», – ассертивное заявление.
  2. Допустимо повторять необходимое раз за разом, сохраняя спокойствие. «Я не пойду с вами, потому что завтра мне рано вставать, у меня болит горло, я устал, хочу побыстрее добраться до дома…» – все это ненужные объяснения, которые вызывают у оппонента желание уговорить человека пойти.
  3. Отказывать надо в уважительной, и только в такой, форме.
  4. Открыто спрашивать «Чего вы от меня хотите?» каждый раз, когда возникает чувство, что другой манипулирует, хитрит, юлит.
  5. Воспринимать критику спокойно. Достаточно заметить, что другой может быть прав, но право окончательного суждения – прерогатива самого человека, а не стороннего наблюдателя.
  6. «Бесконечно» уточнять, что случилось, что чувствует собеседник, чего он хочет, чего ждет. Так можно снизить «накал страстей».
  7. Человек должен подчеркивать, что именно он делает и выбирает что-либо, а если он выберет что-то другое, это будет уже не он. «Я не уступлю вам, я такой человек».

Помимо описанных выше способов человек, который хочет развить ассертивность, должен:

  1. Учиться не только слышать, но и слушать других, и только выслушав внимательно, давать адекватный ответ.
  2. Спрашивать перед тем, как утверждать.
  3. Ценить то, что делают, к чему стремятся другие, и замечать их усилия.
  4. Признавать ошибки и просить за них прощения.
  5. Учиться ответственности.
  6. Уметь отдавать себе отчет о собственных действиях и поведении.
  7. Верить в то, что каждый (и я) заслуживает уважительного отношения априори.
  8. Сохранять индивидуальность, уметь отстаивать себя.
  9. Принимать критику и комплименты вежливо. Быть скромным.
  10. Знать свои границы и научиться говорить «Нет».

Книги, которые учат вести себя ассертивно

Человеку, который хочет «научиться» ассертивности, к прочтению можно рекомендовать книги по психологии, прежде всего такие, которые помогают восстановить самооценку, поверить в свои силы:

  1. «Искусство быть собой» и «Искусство быть другим» – две замечательные книги психиатра и психотерапевта В. Леви, который не просто излагает собственные мысли, но ведет вдумчивый разговор с читателем, заставляя задуматься над собственной значимостью, призывая вслед за русским классиком «выдавливать из себя раба». Ассертивность – это, прежде всего, умение «быть, а не казаться». Когда человеку говорят «просто будь собой» он теряется и не понимает, о чем идет речь, поэтому прежде, чем научиться этому, неплохо бы ознакомиться с трудами врача и психотерапевта.
  2. «Уверенность в себе». Автор книги, Кейт Кинан, учит читателя отстаивать свои права, почувствовать себя увереннее и свободно выражать собственные чувства и мысли. Такие поведенческие навыки очень полезны и, как упоминалось ранее, лежат в основе ассертивности.
  3. «Язык жизни. Ненасильственное общение». Автор книги, миротворец Маршал Розенберг, делится принципами и навыками общения, к которым прибегает сам, ведь ассертивность невозможна без навыков эффективной коммуникации.
  4. «Теория и практика ассертивности» Гейл Линдефильд – практикум для тех, кто устал отмалчиваться, быть скромной тихоней и твердо решил научиться не только общаться, но делать это максимально эффективно и конструктивно.

Невозможно превратиться из манипулятивной личности в ассертивную за одно мгновение.

Переход совершается постепенно, потому что отказавшись разом от манипулятивных техник и защитных механизмов, человек ощутит себя совершенно беззащитным, а это грозит серьезными последствиями, от неврозов до психических заболеваний.

Гораздо эффективнее развивать ассертивность постепенно, раз за разом оттачивая навыки общения, в котором нет нужды хитрить, чтобы добиться своего.

Источник: http://www.cluber.com.ua/lifestyle/psihologiya-lifestyle/2018/04/assertivnost-povedeniya-nauchis-govorit-net/

Ссылка на основную публикацию