Аутсайдер — это кто? Лидеры и аутсайдеры :
Аутсайдер – это английское слово, обозначающее дословно «посторонний», отстающий, несведущий в своём деле человек, имеющий мало шансов на успех. Человек в роли аутсайдера чувствует себя неполноценным, ущемлённым в правах. Так толкует понятие аутсайдера «Словарь конфликтолога».
«Большой толковый словарь терминов по психиатрии» иначе истолковывает понятие «аутсайдер». Значение слова объясняется словарём лаконичней. Это — неудачник, «козёл отпущения».
Структура социальной группы
Любая социальная группа по своей структуре похожа на некую экосистему, заселённую живыми организмами. У каждого организма в этой системе существует своя ниша. Чтобы система нормально функционировала, все ниши экосистемы должны быть заполнены. Недостаток живых организмов в одной из них или переизбыток в другой угрожает жизни всей экосистемы.
Поэтому, если баланс в системе нарушается, то она сама его либо восполняет, либо избавляется от избыточного числа организмов.
Для любой, большой или малой, социальной группы характерно расслоение по тем же нишам. В пустующую нишу группа старается кого-то затолкать, а из переполненной кого-то вытолкнуть. Таким образом группа восстанавливает необходимый баланс.
Пустующая ниша обычно предназначается для аутсайдера. В этой нише не бывает конкурентов, добровольно в неё помещаться никто не желает. Но для равновесия коллектив заполняет ее по своему усмотрению. Обычно туда попадает человек, в чём-то сильно уступающий остальным.
Если место пока пустует, то с большой долей вероятности туда попадёт новичок. Аутсайдер — это тот, кто пришёл в группу последним. Но если ниша к его приходу оказывается занятой, то новенький автоматически перемещается в следующую.
Ниша лидера и ниша аутсайдера
Характерно, что в малой социальной группе может быть не один, а несколько аутсайдеров сразу. Чем больше тех, на фоне которых остальные члены группы чувствуют своё превосходство и свою значимость, тем лучше.
Однако если с количеством аутсайдеров явный перебор, группа будет стараться ограничить его, переместив в основную нишу. Большое количество аутсайдеров понижает статус группы, делая её в собственных глазах ущербной.
В социальной экосистеме существуют и другие, полярные по своему значению ниши «изгоев». Например, ниша Лидера. Здесь свои тонкости. Аутсайдеров может быть несколько, Лидер же — только один.
И его вакансия в группе обычно всегда занята. Вытеснить его на ступеньку ниже очень трудно. Он будет отстаивать свои права на исключительное положение любыми способами.
Лидеры и аутсайдеры – непременные звенья одной цепи, организмы одной системы.
И снова аутсайдеры..
Но вернёмся к аутсайдерам. Кто он такой, этот аутсайдер? Значение слова имеет так много определений, что можно поневоле заблудиться. Какими чертами он должен обладать, чтобы вызвать тотальное отвержение членами группы?
Напрашивается логический вывод, что аутсайдер — это человек, который своим поведением, характером или внешностью вызывает неприятие у большинства членов коллектива. Однако это не совсем верно.
Дело не только в личности самого «изгоя». Дело в том, что изгой необходим группе, как шут королю. И если место изгоя пока никем не занято, то оно непременно достанется тому, кто придёт в эту группу последним. Аутсайдер — значение постоянное.
Незаменимый аутсайдер
Вызвано это объяснимыми психологическими причинами: группа — это сообщество людей. Люди эти в основном мало чем друг от друга отличаются. И это не устраивает основную массу. Человеку необходимо ощущать свою уникальность и свою значимость.
Он сам должен поверить ради психологического комфорта, что он — штучное производство, уникальный экземпляр. А если данный субъект не обладает никакими ярко выраженными талантами и особенностями, то самый лёгкий способ возвысить себя — это принизить другого.
Аутсайдер — это необходимый выгодный фон для остальных. На фоне человека-«изгоя» другие будут чувствовать себя вполне уверенно и комфортно. Они просто самоутверждаются за счёт «изгоя», делая из него того самого «козла отпущения», о котором толкует словарь психиатрических терминов.
Впрочем, довольно редко бывает так, чтобы человека отвергали совершенно незаслуженно. Разумеется, он несёт в себе что-то такое, из-за чего и попадает в эту «низкостатусную» нишу. Для того чтобы выбраться из неё, придётся много потрудиться над собой. Желательно с привлечением к своей проблеме психолога.
Лидеры формальные и неформальные
Лидер — понятие, полярное аутсайдеру. Синоним слову «лидер» — это «фаворит». То есть тот, кто занимает первые позиции. Фаворит и аутсайдер находятся на противоположных полюсах. Лидер, или фаворит, — это человек, который оказывает на группу определяющее влияние.
И не имеет значения, формальный это лидер или неформальный. То есть формально лидером, допустим, считается президент компании. Но в коллективе есть человек, к мнению которого прислушиваются охотнее и во многих вопросах считают его компетентнее.
Вдобавок, он вызывает мощную симпатию у остальных своими личностными качествами. Этот неформальный и является, по сути, настоящим лидером в коллективе.
Как стать настоящим лидером
По существу своему, настоящий лидер — это не тот, кто всеми силами пытается оттянуть на себя внимание членов группы. Истинный лидер вообще не нуждается ни в чьей оценке, внимании и одобрении. Это человек настолько самодостаточный, что ему вообще не нужно ничьё признание.
Именно самодостаточность человека привлекает к нему сторонников и последователей. Человек, достигший той степени свободы и естественности, которая позволяет ему всегда оставаться самим собой, притягивает людей как магнитом. Он всегда идёт своей дорогой.
При этом он знает чётко, куда именно он идёт. Эта уверенность, которая сквозит в каждом его слове и поступке, и делает его привлекательным в глазах людей. Уверенность человека заражает других такой же уверенностью и заставляет следовать за ним.
Для того чтобы стать лидером, надо перестать стремиться им стать. Когда человек сбрасывает с себя всю ненужную шелуху в виде амбиций, он остаётся таким, каков он есть. Он становится естественным, самодостаточным и гармоничным.
В нём появляется внутренняя энергетика — непременная составляющая настоящего лидерства. А коль скоро возникла мощная внутренняя сила, а в голове носятся какие-то идеи, то остаётся одно – выдвигать эти идеи. Последователи найдутся сами.
Как в народе говорится: «Каждой кастрюле своя крышка найдётся!»
Источник: https://www.syl.ru/article/176468/new_autsayder—eto-kto-lideryi-i-autsayderyi
аутсайдер — это… Что такое аутсайдер?
АУТСАЙДЕР (с. 75)
Каждый живой организм, включенный в некоторую экосистему, занимает в ней определенную нишу. Оптимальный уровень наполнения каждой ниши обеспечивает баланс всей экосистемы.
Если какая-то ниша оказывается перенаселена или опустошена, это создает угрозу существованию всей системы, в частности — каждого населяющего ее организма.
Соответственно, при нарушении баланса система стремится его восстановить, избавляясь от избытка и восполняя недостачу.
Похоже, малая социальная группа подчиняется той же закономерности. Для любой группы характерно определенное сочетание социальных ниш, которые, если они пустуют, группа стремится заполнить, а если они перенаселены, то подвергаются усечению.
При вступлении в группу новичок либо имеет возможность занять «вакансию», либо вытесняет кого-то из уже заполненной ниши, заставляя его переместиться в другую. В этом процессе личные качества индивида играют важную, но не решающую роль.
Гораздо важнее социально-психологическая структура группы, которая, похоже, имеет архетипическии характер и с удивительным постоянством воспроизводится в самых разных общностях.
В подтверждение этой гипотезы можно привести многочисленные данные социометрических обследований школьных классов. (Похоже, закономерности, подмеченные на группах такого рода, вполне справедливы и для взрослых формальных и неформальных групп.
) При сопоставлении социограмм, составленных разными специалистами в разных группах, бросаются в глаза некоторые общие черты, а именно непременное наличие определенных категорий учащихся в структуре почти каждого класса.
Детальная разработка этой проблемы с выделением конкретных социально-психологических ролей (ниш) требует масштабных эмпирических изысканий. Поэтому остановимся на вполне очевидной фигуре, наличие которой можно отметить в большинстве социограмм, — фигуре изгоя, или аутсайдера.
Хотелось бы разобраться, чем определяется сам факт появления такой фигуры в структуре группы. Первое предположение, подсказанное здравым смыслом, состоит втом, что в роли отвергаемого оказывается человек, обладающий определенными особенностями, которые не находят одобрения у других членов группы.
Однако некоторые эмпирические наблюдения позволяют предположить, что такого рода особенности выступают не столько причиной, сколько поводом для отвержения. Подлинной причиной выступает наличие «вакансии» изгоя в структуре группы.
Если в группе эта ниша уже кем-то заполнена, то другому, скажем — новичку, надо обладать чрезвычайно сильно выраженными негативными особенностями, чтобы заслужить отвержение. Столь же выраженные особенности, как и у «штатного» аутсайдера, могут уже и не вызвать отвержения. В своем составе группа может терпеть двух-трех изгоев.
Дальше наступает перенаселение ниши, которому группа начинает препятствовать: если в составе группы слишком много недостойных членов, это снижает ее статус. Некоторые другие ниши, которые, похоже, также существуют в структуре группы и представлены ролями неформального лидера, «шута», «первой красавицы», могут быть заполнены лишь одним человеком. Появление нового претендента на такую роль приводит к острой и довольно кратковременной конкуренции, которая неизбежно вскоре завершается вытеснением проигравшего в другую нишу.
Однако вернемся к аутсайдеру. Чем продиктована необходимость этой ниши в структуре группы? Можно предположить, что человек, наделенный в группе социометрическим статусом изгоя, выступает своего рода козлом отпущения.
Эта фигура необходима для самоутверждения остальных членов группы, для поддержания на достаточно высоком уровне их самооценки. Если эта ниша пустует, то члены группы оказываются лишены возможности выигрышного сравнения себя с кем-то менее достойным.
Аутсайдер, обладающий выраженными негативными чертами, служит удобным оправданием для всех, кто также не лишен этих черт. Своей явной или, чаще, искусственно акцентированной ущербностью он фокусирует на себе проекцию всего группового «негатива».
Такой человек служит необходимым элементом баланса всей социально-психологической «экосистемы».
С первых дней существования школьного класса детское сообщество стремится стратифицироваться в соответствии с социально-психологическими архетипами. Группа избирает в своем составе наиболее подходящие кандидатуры на ту или иную социальную роль и фактически насильно загоняет их в соответствующие ниши.
На роль аутсайдеров сразу избираются дети с выраженными внешними недостатками, неопрятные, глуповатые и т.п.
Первые же их промахи и неловкости ложатся на них несмываемым клеймом, с которым они обречены жить долгие последующие годы, выступая объектом насмешек и откровенной травли (холодное игнорирование как инструмент отвержения в детском сообществе практически не встречается, поскольку не соответствует задаче поддержания психологического «гомеостаза»).
Экспериментально проверить эту гипотезу можно было бы посредством следующего — увы, трудновыполнимого — опыта: из дюжины классов разных школ по результатам социометрии отобрать аутсайдеров и сформировать из них новый класс. Можно предположить, что в структуре новой группы очень скоро проявятся свои «звезды» и свои изгои. Вероятно, аналогичный результат был бы получен и при селекции лидеров.
Легко понять, что ситуация отвержения выступает для ребенка источником психической травмы, а порой и провоцирует неадекватные формы компенсации. Именно аутсайдеры составляют изрядный сегмент «клиентуры» школьных психологов, поскольку нуждаются в разнообразных формах психологической помощи.
Подходя к решению этой проблемы, психолог обычно стремится сначала разобраться, какие индивидуальные особенности спровоцировали помещение данного ребенка в сию малодостойную нишу. Редко бывает так, чтобы ребенок был отвергаем абсолютно незаслуженно.
Его черты, являющиеся недостатками в глазах сверстников, выявить обычно не составляет труда. Причем они, как правило, объективно выступают недостатками и не вызывают сомнений. Поэтому следующим этапом является коррекция.
За счет преодоления недостатков ставится задача смыть с ребенка клеймо изгоя и перевести его в более достойный статус. К сожалению, получается это далеко не всегда. А причина этому видится в том, что группе для психологического равновесия данная ниша нужна заполненной.
И если из нее удается вырвать одного, то рано или поздно в нее будет втиснут кто-то другой.
Разъяснять одноклассникам аутсайдера, что по отношению к своему товарищу они ведут себя жестоко, — занятие практически бесполезное. Во-первых, у них наверняка найдутся небеспочвенные возражения типа «сам виноват». Во-вторых, и это самое главное, дети (как, впрочем, и взрослые) так себя ведут в полном соответствии со своей психологической природой, которая, увы, далека от гуманистического идеала. Их поведением движет простое соображение: «Если я не лучше такого-то, то кого же я лучше, за что мне вообще себя уважать?»
Перестроить систему взаимоотношений в группе, улучшить самоощущение ее отвергаемых членов — дело очень нелегкое, поскольку требует коренной перестройки мировоззрения всей группы, в первую очередь — ее благополучной ниши. А поскольку ее благополучие зиждется на отвержении изгоя, необходимо культивировать иные, конструктивные механизмы самоутверждения и поддержания социально-психологического баланса.
Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.
Источник: https://psychology.academic.ru/7319/%D0%B0%D1%83%D1%82%D1%81%D0%B0%D0%B9%D0%B4%D0%B5%D1%80
Аутсайдерство Аутсайдер
10.06.2016 by petr8512
Лидер — понятие, полярное аутсайдеру. Аутсайдеров может быть
несколько, Лидер же — только один. Большое количество аутсайдеров
понижает статус группы, делая её в собственных глазах ущербной.
Автор афоризма: Козлякова Наталья
…Красота среди бегущих
Первых нет и отстающих
Бег на месте общепримиряющий
Автор афоризма: Высоцкий Владимир
Аутсайдерство как качество личности – склонность постоянно отставать от остальных, не выдерживать конкуренции, вечно за кем-то плестись, оказываться последним в любом деле; отвечать всем признакам неудачника.
На олимпиаде узбекский бегун Тышлынбеков принял допинг и прибежал последним, чтоб не спалиться.
Комментатор ведет спортивный репортаж: — И вот, наконец, из-за поворота появляется аутсайдер — японский бегун Херовато. Да, действительно, неважно бежит…<\p>
Из двух соревнующихся аутсайдер умудрится придти третьим.
Матч по легкой атлетике СССР — США. Бегут двое. Американец победил. Советские газеты сообщили: «В беге на 100 метров советский спортсмен пришел одним из первых. Американский бегун был предпоследним».
Свою неудачу аутсайдер удивительным образом всегда оправдывает, мол, первый рискует умереть, ведь его запросто может разрезать пополам финишная ленточка. Аутсайдер обожает среду, где нет конкуренции. Ему нравятся слова Кубертена: «Главное — не победа, а участие». Он бы хотел быть, по крайней мере, вторым с конца, но с завидным постоянством в любом деле приходит к финишу последним.
Победителя аутсайдер обычно тихо ненавидит и завидует ему. Вспомним «Марафон» Владимира Высоцкого:
Гвоздь программы — марафон,
А градусов — все тридцать,-
Но к жаре привыкший он —
Вот он и мастерится.
Я поглядел бы на него,
Когда бы — минус тридцать!
Ну, а теперь — достань его,-
Осталось — материться!
Тоже мне — хорош друг,-
Обошел на третий круг!
Нужен мне такой друг,-
Как его — забыл… Сэм Брук!
Сэм — наш гвинейский Брут!
Аутсайдер – это английское слово, обозначающее дословно «посторонний», отстающий, несведущий в своём деле человек, имеющий мало шансов на успех. Человек в роли аутсайдера чувствует себя неполноценным, ущемлённым в правах. Так толкует понятие аутсайдера «Словарь конфликтолога».
Советую почитать: Альтернативность Альтернативный
«Большой толковый словарь терминов по психиатрии» иначе истолковывает понятие «аутсайдер». Значение слова объясняется словарём лаконичней. Это — неудачник, «козёл отпущения».
Двое солдат в окопе ждали вражеской атаки. — Тебе страшно, Джим? — спросил один другого. — Ничуть, Майк. Я же никогда не был в беге аутсайдером.
Классический «штатный» аутсайдер выглядит в глазах окружающих неудачником, тормозом, простофилей и тюфяком. Он становится живым воплощением неудачности и неуспешности. То есть, аутсайдер относится к той породе людей, которые за что ни возьмутся, всегда замкнут список закончивших дело.
Есть ли польза от аутсайдеров? Психологи утверждают, что человек, ставший в какой-то группе аутсайдером, выступает своего рода козлом отпущения. Эта фигура необходима для самоутверждения остальных членов группы, для поддержания на достаточно высоком уровне их самооценки.
Если эта ниша пустует, то члены группы оказываются лишены возможности выигрышного сравнения себя с кем-то менее достойным. Аутсайдер, обладающий выраженными негативными чертами, служит удобным оправданием для всех, кто также не лишен этих черт. Своей явной или, чаще, искусственно акцентированной ущербностью он фокусирует на себе проекцию всего группового «негатива».
Такой человек служит необходимым элементом баланса всей социально-психологической «экосистемы».
Источник: https://podskazki.info/autsajderstvo/
Психология насилия в школе: агрессоры и аутсайдеры
Причины агрессивного поведения у детей и подростков
Агрессивное поведение обусловлено социальными связями и отношениями. Агрессия может быть обоснованной и использоваться с целью защиты или разрушительной и использоваться с целью нападения. Она может выражаться в разнообразных формах и проявлениях и иметь скрытый, открытый, индивидуальный или групповой характер.
На агрессивное поведение детей влияет комплекс факторов:
персональные факторы (низкий уровень воспитания, неадекватная заниженная самооценка, высокая импульсивность, злоупотребление алкоголем, наркотиками, компьютерными играми, готовность к риску, ограниченное чувство самосохранения);
поведенческие факторы (поведение, создающее помехи для окружающих, вандализм, бесцельное времяпровождение, прогулы и слабая успеваемость в школе, ранние сексуальные контакты, приводы в милицию и ранняя судимость);
социальные факторы (культ насилия в обществе, влияние СМИ, отклоняющееся поведение родителей, низкий социально-экономический статус семьи, зависимость от социальной помощи, смена воспитателей (отчим, мачеха), семейное и сексуальное насилие, друзья с отклоняющимся поведением.
Гиперопека или равнодушие со стороны родителей также могут спровоцировать агрессивное поведение у ребенка.
Личные проблемы (наступление фазы полового созревания и связанные с этим проблемы физиологического и психологического характера). Недовольство собственной внешностью, неадекватное восприятие со стороны взрослых: Я взрослый, а Они обращаются со мной как с ребенком.
Развитие критического мышления позволяет подростку ставить под сомнение поступки взрослых, протестовать против их морали. Проблемы с успеваемостью и приклеивание ярлыков (учителя и родители говорят, что ребенок неисправим, плохо воспитан или глуп).
Для неуспевающих учеников агрессивное поведение является одним из средств, при помощи которых они компенсируют свою неуспеваемость.
Социальные причины (культ насилия, сформировавшийся в обществе, влияние СМИ, переполненные классы, раздражение и усталость от школы).
Как наиболее типичные для подростков способы поведения описывают «пассивную меланхолию» и «агрессивную самозащиту». Статус агрессора и жертвы могут быстро меняться или переходить из одного в другой.
«Агрессорами», согласное данным специалистов, являются примерно 8—10% общей выборки проведенного школьного опроса, а «типичными жертвами» — примерно 7% школьников. 3—4 % опрошенных в равной степени являются как обидчиками, так и жертвами.
Почти четверть учащихся причисляют к «эпизодическим обидчикам», так как они нерегулярно проявляют себя в качестве школьных правонарушителей. Более половины школьников исследователь характеризует как «не участвующих».
Школьные агрессоры — это чаще всего лица мужского пола. «Типичные агрессоры» ведут себя вызывающе по отношению к ровесникам и взрослым. Они импульсивны, доминантны, менее чувствительны к боли и предпочитают насилие как наиболее удобное средство для разрешения спорных и конфликтных ситуаций.
Кроме того, «агрессоров» отличает низкий порог фрустрации и недостаточный контроль в ситуации аффекта. Они физически сильнее своих одноклассников и других сверстников, прежде всего тех, кого они преследуют и выбирают в качестве «жертвы».
Дети, завоевавшие себе сомнительную популярность «агрессора» в младших классах, теряют свой статус и становятся менее уважаемыми и влиятельными в старших классах, но не настолько нелюбимыми, как типичные жертвы. Большинство агрессоров — самоуверенные, сильные личности, с демонстративной, провокационной манерой поведения.
Школьные педагоги отмечают, что, наблюдая за такими подростками, бывает трудно определить, является ли агрессивное поведение чертой личности и характера, или внешним фасадом, за которым скрываются страх, комплексы и неуверенность.
Когда в школе речь заходит об агрессорах, то практически сразу имеются в виду ученики с более низкой успеваемостью, отвергающие школу, обремененные семейными и личными проблемами. Кроме того, агрессивное поведение наблюдается у физически развитых детей без явных проблем с успеваемостью, из внешне благополучных и здоровых семей.
Наконец, агрессорами или возмутителями спокойствия могут быть дети с психическими и физическими отклонениями. В фокусе пристального внимания педагогов и исследователей проблемы детской агрессии находятся не только «агрессоры», но и «жертвы», т. е.
дети, которые являются «социальными аутсайдерами», так как наиболее часто именно они подвергаются нападениям и унижениям со стороны сверстников. Среди жертв отмечаются «пассивные» и «провоцирующие» жертвы. Типично пассивными жертвами являются спокойные, сдержанные, боязливые дети.
Они имеют заниженную самооценку, чувствуют себя менее привлекательными, физически слабее сверстников и в момент нападения отступают или реагируют слезами или бегством. В школе или на улице социально изолированы и замкнуты, так как имеют мало знакомых и друзей, из-за чего их называют индивидуалистами, аутсайдерами или чудаками.
Другая группа — «провоцирующие жертвы», могут одновременно демонстрировать образцы боязливого и агрессивного поведения. Частично у провоцирующих жертв обнаруживаются те же признаки, что и у агрессоров. Такие подростки импульсивны, легко ранимы и «постоянно готовы к борьбе».
Своим неадекватным поведением они провоцируют агрессию со стороны окружающих и легко позволяют вовлечь себя в насильственные действия. С одной стороны они являются жертвами, а с другой — пытаются терроризировать более слабых и беззащитных сверстников. Провоцирующие жертвы нелюбимы как среди сверстников, так и среди взрослых.
Их поведение свидетельствует о том, что во многих ситуациях, связанных с агрессией и насилием, невозможно провести четкой границы между типичными жертвами и агрессорами. Практически в каждом классе имеются дети, которые являются мишенью («козлами отпущения») для окружающих. Их постоянно дразнят, обругивают, унижают или бьют. Их вещи и предметы разбрасывают по классу или прячут.
На переменах им постоянно приходится скрываться от кого-нибудь или находиться рядом со взрослыми (учителями), для них свойственны нестандартные поступки и замкнутость. На Западе эту форму насилия среди школьников называют моббингом (в России можно использовать термин «прессинг»). При этом для взрослых (родители, учителя, администрация школ, ученые) непонятно, почему одни дети являются объектом агрессивных действий со стороны окружающих, а другие — нет. Объясняя этот феномен, сами дети свидетельствуют, что «они» — «лохи» — выглядят «иначе» (например, отличаются внешне, по характеру), чем все «мы», поэтому постоянно подвергаются нападкам и т.д. Агрессия и прессинг, исходящие от окружающих людей, ввергают таких детей в депрессивное состояние, которое отрицательно сказывается не только на развитии психики, но приводит к снижению самооценки, мотивации, потере аппетита, различным фобиям, в особо экстремальных случаях — к суициду.
Памятка для родителей
Аутсайдер
не приводит домой кого-либо из одноклассников или сверстников и постоянно проводит свободное время дома в полном одиночестве;
не имеет близких приятелей, с которыми проводит досуг (спорт, компьютерные игры, музыка, долгие беседы по телефону);
одноклассники редко приглашают его на дни рождения, праздники или, он сам не никого не приглашает к себе, потому что боится, что никто не придет;
по утрам часто жалуется на головные боли, расстройство в желудке или придумывает какие-либо причины, чтобы не идти в школу;
задумчив, замкнут, ест без аппетита, неспокойно спит, плачет или кричит во сне;у него наблюдается пессимистичное настроение, может говорить о том, что боится ходить в школу или покончит жизнь самоубийством;
выглядит неудачником, в его поведении просматриваются резкие перемены в настроении. Злость, обиду, раздражение, вымещает на родителях, родственниках, более слабых объектах (младшие братья и сестры, домашние животные);
выпрашивает или тайно крадет деньги, внятно не объясняя причину своего проступка. Особую тревогу стоит проявлять в том случае, если исчезают крупные суммы денег, дорогие вещи, украшения. Деньги могут быть использованы на откуп от вымогателей, покупку алкоголя, наркотиков;
приходит домой с мелкими ссадинами, ушибами, его вещи выглядят так, словно кто-то ими вытирал пол. Книги, тетради, школьная сумка находятся в аварийном состоянии;
выбирает нестандартную дорогу в школу.
Агрессор
вспыльчив, неуравновешен (дерется, обзывается, ябедничает, кусается);
типичным агрессором, как правило, является ребенок, более физически развитый, чем его сверстники, имеющий проблемы с успеваемостью, воспитывающийся в неблагополучной семье;
ребенок с завышенной самооценкой, постоянно вступает в споры, конфликты со сверстниками и взрослыми;в раннем возрасте начинает проявлять асоциальное поведение (курить, прогуливать уроки, пробовать алкоголь, наркотики, вымогать деньги у одноклассников и младших школьников);
приносит домой дорогие безделушки, имеет собственные деньги, не объясняя причину их появления;
группируется со старшими подростками;
имеет садистские наклонности;
в мгновение ока переходит от довольства к злобе;
в игре навязывает друзьям свои правила;
злопамятен на мелкие обиды, вместо того, чтобы забывать их;
игнорирует указания и легко раздражается;
введет себя так, будто ищет повод к ссоре;
не уважает родителей или не считается с ними, особенно с мамами.
Источник: http://studopedya.ru/1-67123.html
Этикет общения на работе
Человек целый день проводит на работе и, конечно же, возникает желание, чтобы там царила дружественная атмосфера. Но между сослуживцами существуют рамки взаимоотношений, которые нельзя переходить.
Или может, стоит отбросить условности? Каков правильный этикет общения с коллегами по работе? Отличается ли этикет общения с мужчинами и женщинами? Пятнадцать минут с коллегой станут прекрасным началом рабочего дня или паузой в работе.
Но дружеские отношения в коллективе завязываются не по воле человека, а сами собой. И некоторым в этом везет меньше, чем другим.
Аутсайдеры
Аутсайдером в коллективе можно стать по своему или по всеобщему желанию. Что представляет собой этикет общения аутсайдеров? Аутсайдер – это человек, который ходит на работу только для того, чтобы получать зарплату и выполнять хорошо свои обязанности.
Аутсайдер — это милый, доброжелательный человек, который может улыбаться всем и каждому, помогать в вопросах работы, но этим его общение с коллегами и ограничивается. Дискуссий на личные темы они стараются избегать и не комментировать. Причин такого поведения может быть несколько.
Человек замкнут в себе и по психологическому типу относится к интровертам, которые предпочитают общение с самим собой. Желание поговорить о семейных проблемах может просто не возникать у такого человека.
Плюсы и минусы аутсайдеров
Этикет общения аутсайдеров на работе имеет свои плюсы и минусы. Деловой этикет имеет такие плюсы как создание хорошего впечатления. Коллеги по работе считают аутсайдеров тактичными, вежливыми, усердными работниками.
Но минус в том, что аутсайдер будет чувствовать себя не в своей тарелке на корпоративной вечеринке, при организации поездок на природу. Просто ему будет не с кем пообщаться, и никто соответственно не будет обращаться к аутсайдеру за советом, зная, что этот человек не советчик в личных проблемах.
Аутсайдеры могут произвести и не очень хорошее впечатление на коллег даже при длительной работе с ними. Аутсайдер может восприниматься, как высокомерный тип.
Почему нужны коллеги-друзья
Друзья на работе просто необходимы, хотя бы для того, чтобы заменить во время отпуска, помощь по конкретному вопросу. Подруга по работе может помочь в поисках новой работы. Как правило, дружеский этикет общения складывается между коллегами по работе, которые уже были знакомы до работы, например, учились вместе.
Ведь влиться в новый коллектив всегда легче, сплотившись с кем-то. Стать своим среди подобного дружественного союза новичку очень непросто. Старые друзья редко принимают в свою команду посторонних. Выходные вместе, свадьбы, прогулки с детьми – все это стало обычным графиком для старых друзей.
Но ни с кем не дружить тоже нельзя, иначе легко получить статус белой вороны.
Дружба с границами
Дружить в офисе можно и понарошку: совершать совместные походы в кино, за покупками, но молчать о семейных ссорах, денежных проблемах. Хотя, порой обсуждение своих финансовых затруднений может быть на руку. Богатых, успешных, к тому же привлекательных коллег мало кто выносит в чисто женском коллективе.
Поэтому если недостатков нет, то их непременно следует придумать. От критики и жалоб начальнику не спасут даже безупречное выполнение работы. Напротив, безупречный послужнойсписок может стать роковой отметкой в трудовой книжке.
Никогда не стоит раскрывать перед сотрудницей-подругой свои слабые стороны, которые могут быть обращены против в нужный момент.
Дружба с мужчиной
Дружба с мужчиной возможна, как бы некоторые ни утверждали другое. Вопрос только в том, с кем и как дружить? Мужчина не может дружить с привлекательной девушкой, в особенности, если сам не отличается выдающейся внешностью, большим кошельком.
Неуверенные мужчины предпочитают сократить свое общение с красивыми представительницами женского пола. Мужчины, занимающие высокое положение на работе, редко обращают внимание на красивых девушек, что считают ниже своего достоинства. Дружить с мужчиной может только та женщина, к которой мужчина не испытывает полового влечения.
Однако это не значит, что красавицы должны показывать свое ледяное расположение молодым людям.
Источник: http://www.raut.ru/article/jetiket_obshhenija_na_rabote.html
Если ребенок – «аутсайдер» в коллективе…
С самого раннего возраста ребенок начинает тянуться к общению с ровесниками. Эмоциональный обмен в игре и общении, а ближе к школьному возрасту – установление стабильных дружеских привязанностей, позволяет ребенку решить важные задачи развития: овладеть навыками общения, исследовать себя и свои особенности, возможности, получить признание от себе подобных.
В школьном возрасте, когда ребенок начинает формировать сознательные представления о себе, «обратная связь» со стороны сверстников, их реакция на него становится одним из факторов самооценки.
Ребенок начинает также испытывать потребность в привязанности, общности и понимании не только с родителями, но и с друзьями.
Но в жизни многих детей возникают ситуации, когда они чувствуют себя не принятыми в коллективе, и оказываются глубоко задетыми либо враждебным, либо безразличным отношением к себе со стороны группы сверстников.
В качестве примера… В 5 классе одной из московских элитных школ на уроке литературы обсуждалась повесть В. Железникова «Чучело».
И неожиданно оказалось, что многие дети, включая очень популярных и социально адаптированных, хорошо понимают переживания героини книги и идентифицируют себя с ней.
Педагоги школы были удивлены тем, что так много успешных детей в классе сохранили эмоциональный след опыта отвержения сверстниками.
Остракизм присутствует во всех детских коллективах, даже в младших группах детского сада. По наблюдению психологов, ему одинаково подвержены как мальчики, так и девочки.
Иногда дети скрывают от взрослых свои трудности, поскольку рассказывать о них им стыдно и слишком неприятно, либо они не верят в то, что могут получить помощь. Доктор Тэд Фейнберг, председатель национальной ассоциации школьных психологов (США), рекомендует родителям обратить внимание на отношения ребенка с детьми в классе, если:
- ребенок неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда;
- возвращается из школы подавленным;
- часто плачет без очевидной причины;
- никогда не упоминает никого из одноклассников;
- очень мало говорит о своей школьной жизни;
- одинок: его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.
Как же помочь ребенку справиться с негативными чувствами и наладить отношения со сверстниками?
1. Оказать ребенку эмоциональную поддержку
Наиболее распространенный ответ, которые взрослые дают детям в таких случаях: «Не обращай внимание». Иногда это действительно полезная способность: не придавать слишком большого значения чему-то. Но в большинстве случаев эта рекомендация трудновыполнима: ребенок просто не может не обращать внимания на то, что его обижает или печалит.
Даже небольшие эпизоды такого рода обычно ярко запоминаются. А если он и научится «не придавать значения», игнорируя свои реальные переживания, то это помешает ему найти способы изменить ситуацию. Поэтому первое и главное – не стоит недооценивать важность происходящего для ребенка.
Гораздо лучше оказать ему эмоциональную поддержку: позволить ему высказаться, не давая оценок и не спеша с советами. Ребенок почувствует, что он не одинок в своей проблеме, если вы покажете, что хорошо понимаете и принимаете его чувства. «Я вижу, ты грустишь (злишься, боишься, обижаешься).
Это действительно обидно – когда ребята не берут в игру (слышать насмешки, быть всегда одному на переменах и т.д.) Тебе хотелось бы, чтобы твои отношения с ребятами в классе складывались иначе».
2. Разобраться в причинах происходящего
Почему ребенок оказался «белой вороной»? Что мешает социальной адаптации? Иногда причины лежат на поверхности: национальность, отставание в психофизическом развитии, длительная изоляция от сверстников, например, по причине болезни.
Иногда истоки трудностей лежат в особенностях личности и поведения ребенка, который также вносит свой вклад в то, чтобы оказываться отвергаемым или одиноким. Ниже мы рассмотрим некоторые из них.
Разобраться в том, где искать причины трудностей, может помочь консультация психолога.
3. Укрепить и развить в ребенке навыки и качества, необходимые для того, чтобы он мог справиться с ситуацией
При этом взрослый человек, не решая проблему за ребенка, может:
- помочь ребенку увидеть, какое его поведение приводит к социальной изоляции. Что сейчас он делает для того, чтобы ситуация складывалась таким образом? Что он может сделать для того, чтобы изменить ее. Зачастую поведение отвергаемых детей строится по неадаптивной модели.
Выражение негативного отношения к другим, агрессия, нарушение границ в общении, провокации агрессии в свой адрес, неумение постоять за себя приводят к ответному отвержению.
- помочь ребенку понять причины отвергающего поведения других детей. Возможно, это их внутренние трудности: неуверенность, тревога перед новичком, зависть, подобранные у взрослых националистические идеи и другие, а возможно и – закономерная реакция на поведение со стороны самого ребенка.
- обсудить, какие действия можно предпринять, чтобы наладить отношения в классе, какие отношения уже являются для него поддерживающими и позитивными, что еще может поддерживать его.
- поделиться своим успешным опытом совладания с подобными трудностями
- помочь ребенку увидеть его сильные качества, которые могут быть оценены другими; через похвалу, поощрение, близкий контакт укреплять в нем веру в себя и свои силы.
Иными словами, целительным будет «послание» со стороны взрослых: «Я вижу, что тебе сейчас непросто. Я принимаю твои чувства такими, какие они есть. Я рядом, я люблю и уважаю тебя. Мы можем вместе подумать о том, как быть». Такая позиция родителей поможет ребенку ощутить принятие взамен отвержения, безопасность взамен страха, возможность помощи взамен бессилия.
Также очень полезно обсуждать ситуацию с педагогом для того, чтобы услышать его видение ситуации (оно бывает достаточно полным, ведь учитель видит детей и их отношения в течение дня) и прийти к общим решениям.
Почти в каждой школе сейчас работает психолог, владеющий информацией о взаимоотношениях и ролях детей в коллективе, и способный проконсультировать родителей и ребенка.
Но полноценную психотерапевтическую помощь ребенку лучше искать у внешнего специалиста.
Надо ли переводить ребенка в другой класс или лучше помочь ему научиться новым навыкам?
Конечно, одним из выходов является переход в другой коллектив. Это бывает целесообразно и необходимо тогда, когда вы уверены, что проблема во многом связана с особенностями данного коллектива, и все ресурсы к изменениям со стороны самого ребенка исчерпаны.
Например, на консультации психолога ходила девочка Катя одиннадцати лет, узбечка по национальности.
Ее направили на занятия в связи с частым подавленным настроением, отсутствием интереса к учебе, неверием в свои силы в обучении.
В процессе работы выяснилось, что девочка является жертвой насмешек и физической агрессии со стороны одноклассников из-за ее национальности и экзотической внешности. Причем остракизм неявно поощрялся учителем.
Работа была направлена на выражение чувств боли, обиды и гнева, расширение ресурсных сторон в жизни девочки, поддержку самопринятия и принятия своей национальной принадлежности.
После серии занятий девочка начала чувствовать себя значительно лучше, сложности в школе перестали занимать ее постоянно. Но сама ситуация зашла слишком далеко, чтобы что-либо менять в ней.
У девочки было слишком много обиды и гнева на одноклассников, стереотипы их поведения по отношению к ней также закрепились в течение нескольких лет, к тому же позиция учителя поддерживала проблему.
Однако, ощутив в себе силы для изменения ситуации в свою пользу, Катя самостоятельно нашла другую школу, где ей понравилось, и уговорила маму разрешить ей перевестись. В новой школе Катя довольно быстро нашла подруг, у нее значительно улучшилась успеваемость, возник интерес к учебе.
Это пример случая, когда перевод был единственным возможным вариантом, так как изменить что-либо во внешней обстановке девочке было не под силу, а ее личностные особенности не играли ключевой роли в возникновении проблемы. Но также это пример того, какие ресурсы и творческие силы может обнаружить в себе ребенок, получив поддержку и помощь.
Во многих других случаях перевод в другой класс лишь приведет к воссозданию той же модели отношений в новых декорациях. И разрешение проблемы должно лежать не в области внешних действий, а в области внутренних изменений самого ребенка.
Консультации психолога посещал мальчик Саша 10 лет. Саша переехал в другой город и пришел обучаться в школьный класс после того, как год провел на домашнем обучении из-за травмы спины. И до травмы Саша не отличался общительностью, был замкнут, молчалив, немного неловок.
Год, проведенный дома, куда его не приходили даже проведать сверстники, еще более отбросил социальное развитие мальчика назад. Оказавшись же неожиданно в новом классе массовой школы, новом городе, Саша растерялся. Сверстникам он казался «странным», «нелепым» из-за его неловкости в общении, смущения и осторожности.
В классе его поддразнивали и считали «белой вороной».
Однако Саша настойчиво осваивал непривычные для него навыки общения: учился играть с ребятами, находить общие темы для разговоров, участвовать в общих делах, в общем, как мог, старался адаптироваться в новой для него среде.
Работа с психологом была направлена на преодоление психологических последствий травмы и адаптации мальчика в новой для него реальности.
Спустя год Саша уже был полностью принят в коллективе, ребята стали относиться к нему с симпатией и стремились дружить с ним.
И, наконец, «почему?» Почему ребенка не любят в коллективе? Почему у ребенка нет друзей?
Перечислю некоторые возможные причины:
- Значительные культурные, социальные, национальные различия между ребенком и окружением, ребенку необходимо учиться находить точки соприкосновения с людьми другой культуры, привычек.
- Сниженная самооценка, ожидание отвержения со стороны других. Если ребенок вступает в контакт, ожидая отвержения или подвоха, он будет естественным образом заранее защищать себя и вести себя отвергающее по отношению к другим. При этом ребенок не видит того, как его собственное поведение влияет на других и не понимает причин их реакций.
- Недостаточно развитые социальные навыки. Ребенку необходимо учиться тому, как вступать в контакт, завязывать отношения со сверстниками, сохранять их, отстаивать свои границы, вести себя в конфликте.
- Ребенок воспроизводит модель поведения жертвы, если когда-то он подвергался физическому насилию (например, к нему применялись суровые физические наказания). Такие дети плохо ощущают границы тела, их поведение, мимика, жесты транслируют их незащищенность, и часто именно они становятся жертвами агрессии со стороны других детей либо сами ведут себя агрессивно.
- Ребенок склонен останавливать свои импульсы, если его спонтанные реакции часто отвергаются, одергиваются взрослыми. Тогда его поведение в общении будет менее спонтанным, естественным. Такие дети часто становятся объектом насмешек и подтрунивания.
5 вещей, которые должен уметь ребенок, чтобы успешно адаптироваться в коллективе:
- Вступать в общение и поддерживать его. Обращаться к другим детям, задавать вопросы, поддерживать разговор.
- Организовывать совместное времяпровождение: вместе играть, проявлять юмор, выступать с инициативой и поддерживать чужую инициативу.
- Управлять выражением своих чувств: не подавлять их, но подбирать хорошие способы для выражения себя. Конструктивно выражать агрессию, реагируя сообразно ситуации. Например, ребенка обидели словом. Соразмерная реакция – подобрать подходящие случаю слова, которые остановят обидчика и позволят сохранить самоуважение. Чрезмерная реакция – ударить в ответ. Недостаточная реакция – «проглотить обиду», поощряя обидчика и дальше испытывать, как далеко можно зайти.
- Замечать и уважать свои и чужие границы: телесные, психологические (например, уметь отказывать и принимать отказ), границы собственности.
- Ощущать и поддерживать эмоциональный контакт с другими людьми, быть эмоционально включенным в общение, выражать свои чувства и разделять чувства других.
Источник: http://iskit.info/nashi-stati/outsider/
Методическая разработка на тему: Аутсайдер в классе. Рекомендации педагогам и родителям
Аутсайдер в классе.
Рекомендации педагогам и родителям.
Аутсайдер — лицо с наименьшим авторитетом, не участвует в принятии
решении либо привлекается к участию наименьшее число раз. С мнением аутсайдера мало кто считается.
В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки.
Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения, но не знают и не умеют его изменить. Иногда отверженных детей просто игнорируют, пассивно не любят или терпят, иногда у них находятся защитники.
А другим везет меньше — их не любят активно. Они становятся объектами насмешек и травли со стороны одноклассников.
Наверное, многие психологи и педагоги размышляют над тем, как помочь ребенку не чувствовать себя лишним в коллективе, могут ли взрослые (педагоги, психологи, родители) специально обратить на него внимание сверстников, сделать его своим для окружающих
Памятка для родителей
Если ваш ребенок аутсайдер, то он:
- не приводит домой кого-либо из одноклассников или сверстников и постоянно проводит свободное время дома в полном одиночестве;
- не имеет близких приятелей, с которыми проводит досуг (спорт, компьютерные игры, музыка, долгие беседы по телефону);
- одноклассники редко приглашают его на дни рождения, праздники или, он сам не никого не приглашает к себе, потому что боится, что никто не придет;
- по утрам часто жалуется на головные боли, расстройство желудка или придумывает какие-либо причины, чтобы не идти в школу;
- задумчив, замкнут, ест без аппетита, неспокойно спит, плачет или кричит во сне;
- у него наблюдается пессимистичное настроение, может говорить о том, что боится ходить в школу или покончит жизнь самоубийством;
- выглядит неудачником, в его поведении просматриваются резкие перемены в настроении. Злость, обиду, раздражение, вымещает на родителях, родственниках, более слабых объектах (младшие братья и сестры, домашние животные);
- выпрашивает или тайно крадет деньги, внятно не объясняя причину своего проступка. Особую тревогу стоит проявлять в том случае, если исчезают крупные суммы денег, дорогие вещи, украшения. Деньги могут быть использованы на откуп от вымогателей, покупку алкоголя, наркотиков;
- приходит домой с мелкими ссадинами, ушибами, его вещи выглядят так, словно кто-то ими вытирал пол. Книги, тетради, школьная сумка находятся в аварийном состоянии;
- выбирает нестандартную дорогу в школу.
Памятка для учителей и администрации школ
Если ученик имеет статус аутсайдера, то:
- его школьные принадлежности (учебники, тетради, личные вещи) часто бывают разбросаны по классу, или спрятаны;
- на уроках ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, в классе начинает распространяться шум, помехи, комментарии;
- во время перемены, в столовой, держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших школьников, старается находиться недалеко от учителей, взрослых;
- его оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища, на агрессивные действия со стороны;
- на оскорбления других детей он реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать, плачет;
- как правило, потенциальными жертвами агрессии являются физически слабые, неспортивные юноши, девочки, которые одеваются беднее своих сверстников;
- хорошо ладит с учителями и плохо со сверстниками;
- опаздывает к началу занятий или поздно покидает школу;
- во время групповых игр, занятий, его игнорируют или выбирают последним
Причины появления аутсайдеров в коллективе
- Значительные культурные, социальные, национальныеразличия между ребенком и окружением.
- Сниженная самооценка, ожидание отвержения со стороны других. Если ребенок вступает в контакт, ожидая отвержения или подвоха, он будет естественным образом заранее защищать себя и вести себя отвергающее по отношению к другим.
- Недостаточно развитые социальные навыки. Ребенок воспроизводит модель поведения жертвы, если когда-то он подвергался физическому насилию (например, к нему применялись суровые физические наказания). Такие дети плохо ощущают границы тела, их поведение, мимика, жесты транслируют их незащищенность, и часто именно они становятся жертвами агрессии со стороны других детей либо сами ведут себя агрессивно.
Отношение других детей к аутсайдерам
1) Игнорирование;
2) Вербальная агрессия (дразнят, обругивают, унижают «словами»);
3) Физическая Агрессия. Аутсайдер может являться мишенью («козлам
отпущения») для окружающих. Его унижают или бьют. Его вещи и предметы разбрасывают по классу или прячут. На переменах им постоянно
приходится скрываться от кого-нибудь или находиться рядом со взрослыми (учителями).
Как помочь ребенку — аутсайдеру
1) Оказать ребенку эмоциональную поддержку.
2) Разобраться в причинах происходящего.
3) Укрепить и развить в ребенке навыки и качества, необходимые для того, чтобы он мог справиться с ситуацией:
— Помочь ребенку увидеть, какое его поведение приводит к социальной изоляции;
— Помочь ребенку понять причины отвергающего поведения других детей.
Как ребенку не стать аутсайдером
5 вещей, которые должен уметь ребенок, чтобы успешно адаптироваться в коллективе:
1. Вступать в общение и поддерживать его. Обращаться к другим детям, задавать вопросы, поддерживать разговор,
2. Организовывать совместное времяпровождение: вместе играть, проявлять юмор, выступать с инициативой и поддерживать чужую инициативу
3. Управлять выражением своих чувств: не подавлять их, но подбирать хорошие способы для выражения себя. Конструктивно выражать агрессию, реагируя сообразно ситуации.
4. Замечать и уважать свои и чужие границы: телесные, психологические (например, уметь отказывать и принимать отказ), границы собственности.
5. Ощущать и поддерживать эмоциональный контакт с другими людьми, быть эмоционально включенным в общение, выражать свои чувства и разделять чувства других.
Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2017/11/27/autsayder-v-klasse-rekomendatsii-pedagogam-i-roditelyam