Авось — психология

Психология русского «авось» не всегда действует

Авось - психология

Как часто мы говорим себе: «а, пронесет», «не к спеху», «завтра сделаю»? Практически каждый день.

И с психологической точки зрения это оправданно, так как не все действия надо производить мгновенно, в некоторых случаях даже полезно отложить дела на потом и еще раз все взвесить.

Но только не в случаях защиты компьютера от вирусов. Что нам стоит скачать бесплатно антивирус? Ничего, мешает только лень.

Лень – это не только двигатель прогресса, как в примере с изобретением колеса, но и мощная разрушительная сила, приводящая в ряде случаев к необратимым процессам.

Что же страшного, если на компьютере неожиданно появится вирус?

В первую очередь, стоит помнить, что вирус – это вредоносная программа, которая нарушает работу программ на вашем компьютере. Этот коварный враг легко проникает в файлы вашего устройства через сеть Интернет, посредством пришедшего письма на электронную почту с вложенным файлом. Также антивирус легко подхватить при скачивании программ с каких-либо сайтов.

Даже если вы думаете, что скачиваете программу нужную и очень важную, с надежного источника, то не факт что это не вирус. Психология создателей таких вредоносных программ заключается именно в том, чтобы разработанный ими продукт максимально был похож на востребованный и полезный файл или программу.

Потребитель, видя знакомый ему программный продукт, с легкостью доверяется сайту-хамелеону и сам впускает врага в дом.

Еще один фактор, повлиявший на психологию разработчиков вирусов-невидимок (banking trojans), – это частое проведение онлайн-операций по банковским счетам.

Вирусы-невидимки, попадая на ваш компьютер, никак себя не проявляют до тех пор, пока вы не зайдете в свой личный кабинет на сайте банка и не решите совершить какие-либо действия в нем.

Вот тут-то вирус активируется, и куда уйдут ваши средства, находящиеся на счетах, вы, вероятно, никогда не узнаете.

Менее печальный, но не более приятный момент – это использование мошенниками человеческих привязанностей: социальных сетей.

Сюда можно отнести такую группу вирусов, которые, попадая на ваш компьютер через социальные сети, узнают ваши пароли и меняют их автоматически, а также шифруют фотографии на вашем диске, а потом присылают «письмо счастья» с сообщением о необходимости оплаты за расшифровку. И что вы будете делать, если это единственный экземпляр ваших любимых фотографий: свадьба, рождение ребенка, его первые шаги?

Заражение компьютера вирусами сродни таким заболеваниям как ангина или грипп. Эти болезни проще предупредить, чем лечить. Поэтому не надо жалеть времени на профилактику заболеваний.

Источник: http://phis.org.ru/401-psihologiya-russkogo-avos-ne-vsegda-deystvuet.html

Системно-векторная психология. Халатность. Русское Авось как мантра в холодной степи

Системно-векторная психология. Халатность. Русское Авось как мантра в холодной степи

Прежде чем говорить о таком явлении как халатность, нужно выяснить, что является эквивалентом состоятельности индивида в обществе. Может, сложенное обо всем мнение, на которое он имеет право? Выращенное в голове мировоззрение? Тяжело накопленный годами опыт? Должность и звание? Количество денег в кармане? Какой вариант вы выберете?

Состоятельность индивида в обществе в современном мире – это его доход, оцениваемый по результатам и качеству его труда. Больше результат – больше доход, выше качество – выше оплата труда. Все логично и пропорционально. Но только не в России.

ХАЛАТНОСТЬ: ХОЧУ ХОРОШУЮ ЗАРПЛАТУ ЗА ДЕЛА ПОТЕМКИНСКИЕ

Какой русский не любит быстрой езды, лежа на печи, и зарплаты по щучьему веленью? Да любой. Есть возражения? Песчаный карьер? – ноль человеков.

Стремление к легкому обогащению через, например, лотерею или на голову свалившееся чудо у россиян – это следствие неразвитого ментально кожного вектора. Достигать благополучия на халяву, дешевым и простым способом, не прилагая значительных усилий, а то и того хуже: мелкое воровство, мошенничество, коррупция…

И тут халатность, как устремление сэкономить свои усилия при выполнении работы.

Из-за неразвитого уважения к частной собственности, которой в России никогда не было, из-за не сложенных в голове понятий о деньгах, единственные мысли, которые приходят нам в голову для обогащения – архетипичные кожные, мелкие воровские и мошеннические мысли. Самые ошибочные и деструктивные как для самого мыслящего, будь он хоть с тремя высшими образованиями, так и для окружающего его общества.

Когда-то у нас, еще советских людей, денег не было в принципе. Платило всем государство примерно поровну и жили на все общее, да казенное, нормально. И нормально существовали, даже без особых атрибутов богатства и состоятельности.

Нельзя сказать, что в Советском Союзе не было безответственного отношения к труду – было, однако халатность активно порицалась социальным стыдом.

Только в поздние годы застоя пошла кожная архетипичная трещина из наживающихся спекулянтов и фарцовщиков, сколачивающих палаты каменные трудами явно не праведными.

Сегодня Россия живет в глобальном мире, в мире денег. Не тех, что взяли и распределили, как хотели внутри своей страны, а тех, что за просто так не платятся и просто так не зарабатываются. Денег, которые хранятся в кошельках каждого гражданина России.

Соответственно, для того, чтобы иметь деньги, человек должен произвести на свет и продать продукт своего определенного труда. Реального труда, а не детскую наивную видимость работы.

MADE IN RUSSIA: СДЕЛАНО НА«ОТЪ***Ь»

Мы жалуемся, когда за наши деньги нам продают некачественные продукты труда.

А причина этому – те же самые архетипичные ментальные установки: сделать по-быстренькому, тяп-ляп, косо-криво, лишь бы живо, и быстренько продать.

«Больше косо-криво сделаешь, больше продашь, больше заработаешь», – диктует кожная недоразвитая мысль. И ошибается, закрепляя за продавцом этой мысли статус некачественного производителя.

Мы хотим получать все самое лучше за самую минимальную цену, и это же означает, что сами, при случае, не готовы совершить полноценное действие от себя, всячески пытаясь сэкономить свои усилия в работе на других.

Как целостная система, Россия, сложенная с архетипичными кожными ценностями, оказывается целиком набитая обманом, мошенничеством, некачественными товарами потребления, халатностью и непрофессионализмом, недобросовестной конкуренцией.

Мы с завистью смотрим на продукты труда западного производителя, например, на немецкие машины, и презрительно сравниваем его с отечественным ВАЗ-ом.

Как слаженно действует единый механизм, когда каждая деталь в иномарке сделана качественно и точно соответствует требованиям эксплуатации – никакой халатности. Так же и в Западном обществе все строго и согласованно.

И как, наоборот, разболтанно и неуправляемо звенеть гайками по российским ухабам и колдобинам. Коллективная трещина в голове вызывает жуткое дребезжание всего общества, отсутствие стабильности и развития в будущее.

«ЗАБЕЙ» – ПОСЛЕДНИЙ ГВОЗДЬ В КРЫШКУ ГРОБА РОССИЙСКОГО БУДУЩЕГО

Неудивительно, что в российском обществе за последние 20 лет наиболее популярными являются упаднические настроения и негативные новости, снабженные порой выражением неприязни к другим людям, начальникам и государству.

Читайте также:  Развитие экстравертности - психология

Как можно жить в системе, где даже среднестатистический народный избранник, буквально под копирку переписывает чужую диссертацию или заказывает для этого дела услуги позорящего честь науки ученого? При условии, что твой качественный труд может быть украден и недобросовестно использован, те люди, которые изначально имеют устремление работать на качество, оказываются лишенными последнего стимула. Как правило, эти люди – носители психических свойств анального вектора, честные и аккуратные, бережливые, перфекционисты.

«Забей», не твое дело, и так все рушится. Плюем на ситуацию, а порой чего хуже, в сердцах пилим сук, на котором сидим, чтобы оно еще быстрее грохнулось. С одной стороны обида, отказ от желания, апатия, лишение всякого стимула достигать своего удовольствия от жизни, и мстительность – следствие обиды с другой стороны.

За последний год в России произошло множество аварий и критических ситуаций, причинами которых была элементарная халатность, губительная для нормального функционирования техники, жизненно необходимой для любого города.

А сколько аварий из-за халатно недокрученных винтиков чудом удалось избежать? Один из примеров такой незаметной халатности: авария ракеты Протон-М с модулями спутниковой навигационной системы Глонасс на борту.

Не состоялась у России своя спутниковая навигационная система, — это наша коллективная неудача.

Тенденция к распаду, разрушению, растет пропорционально росту коллективной неприязни и накопленных фрустраций. В какой-то момент это движение к самоуничтожению может перейти точку невозврата, что приведет к губительному ущербу для страны и затронет каждого её гражданина.

Пока этого не произошло, у каждого россиянина еще есть время осознать, что нам в этой стране жить, и нам же придется нести потери в случае её разрушения.

Мы сами довели ситуацию до такого состояния, со всеми этими ментальными проблемами, с коррупцией – мы сами создаем вокруг себя такое общество, которое гарантирует стабильность своего функционирования ровно настолько, насколько гарантирует стабильность функционирования самой малой его части каждый его гражданин.

Максим Девицин

Статья написана с использованием материалов тренинга по системно векторной психологии Юрия Бурлана

Источник: http://gorn.me/sistemno-vektornaya-psixologiya/halatnostj/

Снова ЕГЭ или «авось пронесет»

Снова ЕГЭ или ?MakarovSoftware (makarovsoftware) wrote,
2015-05-28 11:22:00MakarovSoftware
makarovsoftware
2015-05-28 11:22:00Всем привет!Стартовал новый виток сдачи ЕГЭ. С каждым годом задания ЕГЭ становятся все проще и проще, а вот контроль за честностью экзамена все выше и выше.

Я сдавал ЕГЭ сам уже 10 лет назад, затем сам занимался репетиторством по математике — пару лет готовил ребят к ЕГЭ, ну и периодически сейчас посматриваю на задания новых лет. И скажу я вам, что вопросы и задания ну просто все больше и больше скатываются. Реально какие-то тесты для даунов практически, которые нихрена не могут посчитать.

В этом году вообще математику разделили на два разных ЕГЭ — какая-то базовая (видимо для совсем недалеких) и обычное ЕГЭ (которое в разы проще, чем 10 лет назад). Что происходит с детьми и с образованием страшно представить. Но речь сегодня пойдет не об этом, а о контроле честности.

В этом году все еще строже сделали: вроде большие рамки-металлоискатели на входе, никаких телефонов или умных часов, разумеется. Калькулятор только простой, не программируемый. В кабинете висят web камеры, которые транслируют все происходящее в интернет и контролируется незаинтересованными людьми. В туалет ограниченное количество раз выходить.

Если спалят за чем-нибудь — сразу покидаешь экзамен и куча всякого такого добра. И все это делается, блин, просто для того, чтобы дети УЧИЛИСЬ и ГОТОВИЛИСЬ к экзаменам, учитывая, что сами экзамены упростили просто до крайности.

И натыкаюсь сегодня вот на это видео — РосОбрНадзор опубликовал первые результаты работы веб камер.

Я смотрел и не мог поверить в человеческую тупость — реально, на что надеялись эти люди?! Они притащили телефоны в аудиторию, во-первых, непонятно как они это сделали — неужели нет минимального инстинкта самосохранения, что их могут просто спалить на входе и прощай школа? Дети настолько тупые и ленивые, что они не способны были минимально за год подготовиться! Потому что объяснить я вот такие вещи могу только так, что «без телефона я вообще ничего не напишу и получу двойку, а с телефоном есть хотя бы шанс списать«. Другого объяснения такой… тупой смелости я найти не могу.

Я вообще никогда не списывал практически. Ситуации можно пересчитать по пальцам и как правильно они подчинялись правилу выше. Мне всегда было проще подготовиться и сдать как могу, чем тратить время на придумывание и подготовку шпор (вместо реальной подготовки) и провалиться либо спалившись либо просто не сумев воспользоваться..

это ведь так тупо 🙂

И, повторюсь, это при том, что сами тесты стали просто в десятки раз проще. В мое время часть С по математике содержала практически олимпиадные задачи. Первые две можно было решить просто внимательно решая, а вот остальные без смекалки и навыков — никак.

Сейчас этого нет и впомине, но дети настолько ленивые и зазнавшиеся, что они учиться не хотят в принципе. А куда смотрят родители? А потом такие вот попадают в университет, весь университет списывают, диплом покупают и мы получаем «отличных» специалистов, у которых в голове пустота, вакуум! Сколько я таких людей встречаю в своей жизни, они повсюду.

Те, которые всю школу и универ ныли «Зачем мне нужна математика?» «Зачем мне нужна психология?» «Зачем мне нужна история?» и так далее.

Короче, у меня на самом деле нет слов от той тупости, которую я наблюдаю.

Мучает только один вопрос — как же сделать, чтобы мой ребенок не вырос таким?) Есть подозрения, что с такими темпами через 15 лет ЕГЭ будет состоять из двух вопросов «Сколько сторон в треугольнике?» и вопрос со звездочкой — «Кто придумал декартову систему координат?» 🙂 На каждую парту будет стоять отдельная камера с направленным микрофоном и все равно, черт возьми, эти школьники будут пытаться списать, вместо того, чтобы выучить! 🙂

ЕГЭ, знания, мысли, тупость, учеба, школа, экзамены

Источник: https://makarovsoftware.livejournal.com/7444.html

Историческая психология русского народа

Историческая психология русского народа

Природно-климатические условия России далеко не однозначны. Поэтому говорить о возникновении единой психологии народа едва ли возможно.

В условиях Севера и Сибири жизнь и труд людей были в значительной степени связаны с охотой и рыболовством, с работой в одиночку, что требовало мужества, силы, выносливости и терпения.

Читайте также:  Метапсихология - психология

Многодневное отсутствие общения приучало к замкнутости, молчаливости, а напряженный труд — к размеренности и неторопливости.

Для сельскохозяйственного населения характерен «рваный» ритм труда. В течение короткого капризного лета нужно было посеять, вырастить и убрать урожай, посеять озимые, заготовить корм для скота на целый год и выполнить множество других хозяйственных работ. Трудиться приходилось много и споро, удесятеряя свои усилия в случае обильных и несвоевременных дождей или раннего заморозка.

После того, как осенью работа заканчивалась и в ней наступал перерыв, люди стремились сбросить с себя накопившуюся усталость. Ведь и само по себе окончание работы — праздник. Поэтому и расслабляться, и праздновать умели шумно и ярко, с размахом. «Зимний» цикл формировал спокойствие, неторопливость, размеренность, а как крайние проявления — медлительность и лень.

Из-за непредсказуемости погодных условий крестьянину трудно было что-либо заранее спланировать и рассчитать. Поэтому российскому человеку мало свойственна привычка к равномерному систематическому труду. Капризная погода породила и еще одно малопонятное западноевропейцу явление — русское «авось».

Природно-климатические условия столетиями формировали повышенную работоспособность, выносливость и терпение народа.

Народ отличался способностью к концентрации физических и духовных сил в нужный момент, умением «собраться в кулак» и совершить сверхусилие тогда, когда, кажется, уже все ресурсы человека исчерпаны.

По своему характеру человек, живущий на территории Евразии, — это человек крайностей и систематических бурных переходов, шараханий из одной стороны в другую. Потому-то «русские медленно запрягают, но быстро едут» и «либо грудь в крестах, либо голова в кустах».
Важным фактором, сказавшимся на духовности, была территория.

Необъятность, бескрайность земли, безграничность равнинных просторов определили широту натуры человека, распахнутость души, постоянную устремленность в безоглядную даль, в бесконечность. Движимый самыми разными причинами, он всегда стремился на край и даже за край света.

Это формировало ведущую черту духовности, национального характера — максимализм, доведение всего до границ возможного, незнание меры. Евразия, расположенная на стыке континентов Азии и Европы, в течение тысячелетий была ареной масштабного «слияния» разных народов.

В сегодняшней России трудно найти человека, у которого нет генов, «не смешана кровь» нескольких древних народов. Только учитывая многополярный характер сегодняшнего россиянина, воспринимаются слова поэта Ф.И. Тютчева:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.

Овладение новыми территориями, необъятность земель создавали возможность непрерывного переселения людей. Этот процесс позволял самовыразиться всем неуемным, непоседливым натурам, гонимым и угнетенным, помогал реализовать свое стремление к воле.

Воля в представлении российского человека — это, прежде всего, возможность жить (или пожить) согласно своим желаниям, не тяготясь никакими социальными узами. Российская воля и западноевропейская свобода отличаются. Воля — всегда только для себя. Волю стесняют равные, стесняет и общество.

Воля торжествует или в уходе из общества, или во власти над ним.

Личная свобода в Западной Европе связана с уважением к чужой свободе.
Воля в России — широко распространенная и первая форма протеста, бунт души.

Бунт ради освобождения из-под психологического гнета, от стресса, возникающего из-за непосильного труда, лишений, притеснений… Воля — страсть творческая, в ней распрямляется личность.

Но она и разрушительна, поскольку психологическую разрядку часто находят в материальном разрушении, в том, чтобы, отдаваясь собственному максимализму, крушить все подряд, что попадет под руку — посуду, стулья, барскую усадьбу. Это — буйство эмоций при незнании других форм протеста, это — бунт «бессмысленный и беспощадный».

Огромная территория и суровые природные условия определили образ жизни и соответствующую ему духовность, венцом которой явилась общая вера в Бога, вождя, коллектив. Потеря этой веры вела к крушению общества, к гибели государства, потере личностных ориентиров.

Примеры тому: Смута начала XVII века — отсутствие «природного» царя; февраль 1917 года — разрушение веры в справедливого, заботливого монарха; рубеж 90-х годов — потеря веры в коммунизм.

Таким образом, для понимания и отражения процессов, протекающих на территории России, необходимо учитывать историческое пространство: взаимосвязь природных, географических, хозяйственных, политических, психологических и других факторов.

В то же время факторы исторического пространства нельзя рассматривать как «застывшие», навсегда данные. Они, как и все остальное в мире, находятся в движении, подвержены изменениям в историческом времени.

История России, (Б. Личман). Теория Изучения

Источник: http://www.oboznik.ru/?p=27289

Тренировки по самообороне. Полагаться на «авось» или на себя?

Распространенный же мужской аргумент: «Все равно от пули ни приемы, ни газовый баллончик не защитят!»

Ах да, еще аргумент, приводимый обычно спортсменами: «Никакие приемы против КМС по боксу не помогут!»

Все эти «аргументы» объединяет одно: что учиться постоять за себя бессмысленно. И вроде бы все правильно! Действительно, зачем слабому учиться себя защитить? Он ведь слабый, и самое сложное для него — напрячься и что-то сделать.

Обучение самообороне — тяжелый труд. И не только физически, хотя многим нашим современникам именно неизбежные физические нагрузки покажутся чрезмерными. Увы, чудес не бывает. Если человек большую часть жизни ведет малоподвижный образ жизни, его физические возможности часто весьма ограниченны. А значит, для приведения себя в «конкурентоспособное» состояние тренировки неизбежны.

Но ведь тренировки не ограничиваются исключительно работой над телом. В не меньшей степени (а может, и в большей) они тренируют психику, волю, дух. Делают это любые сколько-нибудь серьезные физические тренировки, и уж тем более целенаправленные тренировки в самообороне.

Да и физические изменения, равно как и обучение «приемам» и «методам самообороны», хотя и важны — ничто без изменений личностных. В процессе же тренировок исподволь наступают те самые изменения, формируются качества, без которых не сработает ни одна самая эффективная техника.

Что толку обучать труса бить, если он, испугавшись, не сможет ударить? Или не сможет вовремя убежать, испугавшись, что его сочтут трусом? Или со страха (порожденного ощущением собственной слабости) схватится за оружие там, где человек более уверенный решил бы проблему более мирными способами?

Преодолевая себя на тренировках, преодолевая партнеров в физическом взаимодействии, преодолевая свой страх в силовой борьбе, человек становится сильнее прежде всего психологически. Он хотя бы приблизительно знает, на что способен, а на что нет.

В процессе грамотно выстроенного тренинга снимается (точнее, контролируемо ослабляется) ряд искусственных внутренних барьеров: например, боязнь ударить человека. Как ни странно, многим людям мешает постоять за себя именно этот страх. Еще большее число людей боятся пострадать в столкновении.

Кстати, осторожность здесь вполне оправданна. Но лишь когда она помогает адекватно оценить собственные силы.

Возможна и обратная ситуация: излишне самоуверенный человек бросается в бой, переоценив себя, и нарывается на серьезный отпор. Но во-первых, тренировки дают-таки навыки рукопашного боя. А во-вторых, в процессе тренинга снимается неоправданный страх перед противником.

Если на тренировках мы, пусть и с определенными ограничениями, противостоим обученному нападающему, это формирует закономерную уверенность в том, что и в реальной ситуации мы сможем противостоять агрессору. Разумеется, атаки на тренировках должны быть приближены к реальным настолько, насколько возможно.

Читайте также:  Школы психологии - психология

Чрезмерно «щадя» партнера, мы окажем ему медвежью услугу, не дав возможности:

1) адекватно оценить свои силы;
2) научиться защищаться от действительно агрессивно атакующего противника.

Кроме того, тренировки позволяют мобилизовать, высвободить здоровую агрессивность. Именно здоровую, позволяющую отстаивать свои интересы, противостоять чужой враждебности. То есть нормальной агрессивности, которая у многих наших современников (в особенности у женщин) подавлена воспитанием.

Важно не путать здоровую агрессивность уверенного в себе человека с той «агрессивностью», что заставляет маленькую собачку, истерически лая от страха, бросаться на огромного пса.

Такое поведение свойственно неуверенным в себе людям, чувствующим себя не способными противостоять чужому напору и рассчитывающим использовать агрессию как единственный шанс.

Но в том-то и дело, что подобная «истерическая» агрессия часто скрывает слабость, и если оппонент не испугался первого напора, эта слабость неминуемо проявится.

Соответственно и исход столкновения будет вполне предсказуем… К слову, иногда на курсах самообороны занимающихся настраивают именно на такую вот псевдоагрессивную, яростную реакцию в ответ на угрозу. Рекомендация использовать метод «бешеной ярости» кочует и по страницам соответствующих пособий.

Могу высказать лишь свое личное мнение: как и любой метод, основанный на «авось прокатит!», это может сработать. С неуверенным и слабым противником, маскирующим показной агрессивностью собственный страх. То есть — с личностью сходного типа.

Важнейший показатель правильно выстроенного тренинга — то, что происходящие в процессе его изменения должны затрагивать личность в целом. Обучение самообороне, как правило, не ограничиваются узкой сферой.

Ведь большинство тех, кто приходит на курсы самообороны, нуждаются прежде всего в психологической подготовке.

Уверенность в себе, способность защитить свои интересы, самоуважение — это качества, проявляющиеся во всех сферах жизни.

Но повторю: все это не дается просто так, а достигается в процессе работы над собой. Что делает человека жертвой? На девяносто процентов — собственные страх и неуверенность. Ведь на самом деле человека нельзя испугать — можно только испугаться.

Агрессор использует страх потенциальной жертвы, чтобы управлять ей, диктовать испуганному «терпиле» свою волю.

А так ли просто управлять тем, кто стал сильнее в результате собственных сознательных усилий? Кто целенаправленно работал над собой, исправляя собственные слабости и страхи?

Кроме того, грамотный тренинг самообороны обязательно включает в себя отработку действий в наиболее вероятных ситуациях.

Обычно это «наезд» агрессивных личностей с оскорблениями и психологическим подавлением, нападение в ограниченном пространстве (например в лифте), самооборона в автомобиле… Причем важно, что отрабатываются не только физические действия (проще говоря, приемы), но и оптимальное поведение, и навыки противодействия давлению (угрозе), и способы вербального разрешения конфликта. И никто не помешает вам проработать свои, актуальные именно для вас, ситуации.

Например, отработать модель поведения при угрозе домашнего насилия. Не исключено, что окажется проще «разрулить» ситуацию вербально или даже не довести до открытого противостояния.

Но в любом случае без уверенности в собственных силах, в способности и главное — готовности постоять за себя, все это останется лишь мечтами. А уверенность не появляется из ниоткуда.

Точнее, такая уверенность называется самонадеянностью и часто идет лишь во вред. Подлинная уверенность опирается на реальные возможности.

А для того, чтобы эти возможности обрести, придется потрудиться, ведь ничто не дается само по себе. Активный подход к решению проблемы означает, что человек наконец-то принял на себя ответственность за собственную жизнь, перестал перекладывать решение своих проблем на других и надеяться на привычное «авось».

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/psychology/articles/46035/

Авось

ОЩУЩЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИЕ (англ.

organic sensations)— ощущения, возникающие вследствие сдвигов, происходящих во внутренней среде организма; являются чувственной основой отражения первичных (органических, биологических) потребностей.Обычно к О. о. относят чувство голода, жажды и насыщения, а также болевые ощущения и половое чувство. Син. висцеральные ощущения.

Чувство голода появляется при возбуждении пищевого центра — нервных клеток, расположенных в вентромедиальной части среднего отдела гипоталамуса, вследствие изменения состава омывающей их крови (концентрации некоторых продуктов углеводного, жирового, белкового обмена).

Электрическое раздражение (с помощью вживленных электродов) этой области гипоталамуса вызывает у животного стремление к непрерывному приему пищи, а разрушение — к отказу от нее и гибели от истощения. Пищевой центр контролируют др. мозговые структуры, в первую очередь миндалины (см.

Амигдала),некоторые отделы новой коры, а также расположенный в дорзолатеральной части среднего отдела гипоталамуса центр насыщения,с которым пищевой центр связан реципрокными отношениями (см. Реципрокная координация).

При электрическом раздражении клеток центра насыщения животное отказывается от еды, а при разрушении — испытывает неутолимый голод и непрерывное стремление поглощать пищу (булимия). Центр насыщения также находится под контролем высших отделов ц. н. с.

Периферический компонент чувства голода — особые ощущения, субъективно локализованные в подложечной области, связанные с «голодными» движениями желудка.

Чувство жажды обусловлено возбужденным состоянием питьевого центра — нервных клеток, расположенных в основании септальной области мозга и в примыкающих участках передней гипоталамической области.

Появление О. о.

стимулирует поведенческую активность, направленную на удовлетворение потребности в восстановлении энергетических и вещественных ресурсов организма, в сохранении гомеостаза.О. о.

могут носить избирательный характер и вызывать у животного аппетит к пище, содержащей вещества, в которых оно испытывает недостаток. См. Дискомфортное состояние, Интероцепторы.

Добавление: О. о. сигнализируют о состоянии организма в целом или его отдельных органов. Совокупность О. о., по И. М. Сеченову,называется общим самочувствием человека.

Рецепторами внутренних органов (интероцепторами)пронизаны ткани всех органов: пищеварения, дыхания, сердечно-сосудистой системы, вегетативной н. с.и т. д. Имеется высший подкорковый центр О. о.

(гипоталамус), а также корковое представительство интероцепторов, в силу чего кора может контролировать все процессы, протекающие в организме. Специфические формы О. о.: голод, жажда, усталость, сонливость и т. д. Для О. о. характерна эмоциональная окраска. Возникновение О. о. связано с отрицат.

эмоциями (страх при расстройствах сердечно-сосудистой деятельности, апатия — при заболеваниях желудка), их удовлетворение — с положительным эмоциональным тоном. (Т. П. Зинченко.)

Источник: http://docpsy.ru/slovar/a/4188-avos.html

Ссылка на основную публикацию