Авторская ответственность — психология

Авторская ответственность | Ответственность по авторскому праву

Авторская ответственность — ответственность того или тех, кто назвал себя автором (источником) происшедшего. Она указывает на того, кто отвечает. Кто это сделал (сделает)? Ты сделаешь? Я сделаю? Он сделал?

Смысловое ударение этого вопроса имеет целью выяснить, кто совершил действие, то есть автора. Ответом «да, это я сделал» человек подтверждает свое авторство, ответом «нет, это не я сделал» — отрицает его.

Авторская и личная ответственность

Авторская ответственность указывает на того, кто отвечает. «Это сделал ты?!» — «Да, это сделал я…» (признание авторской ответственности).

Авторская ответственность — слабее личной ответственности.

Признавая авторскую ответственность («Да, это сделал я…»), человек может снижать свою личную ответственность, кивая на других или обстоятельства: «Но тут такие обстоятельства… Что я мог поделать?»

Смотри видео из фильма «Обыкновенное чудо»: «Я страшный человек: коварен, капризен, злопамятен. И самое обидное, не я в этом виноват! Предки виноваты — вели себя как свиньи последние, а я теперь расхлебывай их прошлое. А сам я по натуре добряк и умница, люблю стихи…» Полная авторская ответственность и полная личная

Я страшный человек: коварен, капризен, злопамятен. И самое обидное, не я в этом виноват! Предки виноваты — вели себя как свиньи последние, а я теперь расхлебывай их прошлое. А сам я по натуре добряк и умница.

Авторская и социальная ответственность

Авторская ответственность часто противостоит ответственности социальной. Признание себя автором поступка совсем не означает, что это обязательно социально ответственный поступок.

Вот несколько примеров такой двойственной ответственно-безответственной позиции: сообщение по радио «Ответственность за террористический акт взяла на себя такая-то организация» подразумевает принятие на себя авторской ответственности, хотя сам по себе террористический акт социально ответственным действием назвать можно едва ли. Осужденный (понесший ответственность), который не считает себя виновным. Ребенок, совершивший безответственное действие (например, обман) и признающийся в этом. Муж, оставляющий семью и ответственно заявляющий своей жене: «Я больше не хочу с тобой жить».

Принятие и воспитание авторской ответственности

Принятие и воспитание авторской ответственности проходит, как это ни парадоксально, через отказ от рассмотрения поступка человека с позиции социальной ответственности, то есть в какой-то мере через моральное обесценивание ситуации. Именно это помогает человеку признать себя автором поступка (а не проступка с точки зрения социальной ответственности).

Источник: http://zabolel.info/psychology/avtorskaya-otvetstvennost

Наша личная ответственность

Доброго времени суток, друзья мои!

Тема сегодняшней моей статьи чрезвычайно важна. Я бы сказала о ней так – это та основа, без которой невозможно построение своей счастливой и успешной жизни.

В некоторых своих статьях я уже касалась этого вопроса, однако, решила, что столь важной теме надо бы посвятить отдельную статью.

Итак, речь у нас сегодня пойдёт о принятии на себя ответственности за всё, что происходит, происходило и будет происходить в нашей собственной жизни.

Что такое личная ответственность?

И для начала давайте-ка определимся, что же такое личная ответственность. Очень часто ответственность путают с виной. Мол, мы сами виноваты в том, что происходит в нашей жизни. Нет, друзья мои, вина и ответственность это совершенно разные вещи и влияние на нашу жизнь они оказывают практически противоположное.

Чувство вины деструктивно по сути своей. У каждого человека в подсознании сдетства заложено убеждение, что за виной должно следовать наказание. И эта программа запускается каждый раз, когда вы испытываете чувство вины. Вы тут же начинаете притягивать этим к себе всяческие неприятности.

Наверняка многие из вас замечали, что бывают такие дни, когда кажется, что окружающие вас предметы вдруг начали на вас «нападать» – вы то ударитесь, то обрежетесь, то палец прищемите и т.д.

Если с вами вдруг такое начало твориться, сразу же проведите ревизию своих мыслей и эмоций – не чувствуете ли вы сейчас вину за что-то. И наверняка вы обнаружите чувство вины, грызущее вас изнутри.

И сразу станет понятно, откуда взялись все эти неприятности – таким образом вы «наказываете» себя, подсознательно притягивая это «наказание», чтобы избавиться от вины. Ведь это тоже заложено у вас в подсознании  — «наказание искупает вину».

Помню один случай, произошедший со мной. Началось всё с того, что вытаскивая из шкафа седло (дело было на конюшне), я сломала ноготь. Хорошо так сломала, до крови, очень больно было.

Затем, буквально через несколько минут, я очень сильно ударилась локтем о дверцу шкафа! Тут уже у меня появились подозрения – ведь все действия, при которых меня настигали эти травмы, я выполняю ежедневно, движения уже, можно сказать, до миллиметра рассчитаны, и тут вдруг такое! Но окончательно я убедилась в том, что что-то тут не так, когда ещё через несколько минут умудрилась стукнуться головой о кронштейн для седла! И вот тогда до меня дошло – видимо, я себя за что-то наказываю. Задумалась, поискала и действительно нашла чувство вины, которое присутствовало у меня в связи с одной ситуацией. Поработала с ним и сразу же все травмирующие ситуации прекратились!

Так что чувство вины не имеет ничего общего с ответственностью. Личная ответственность за всё, что вы имеете или не имеете в своей жизни, это очень даже продуктивное и созидательное состояние. Потому что личная ответственность – это атрибут ТВОРЦА.

На самом деле каждый человек получает в своей жизни ТОЛЬКО ТО, что выбрал для себя сам. Никто и никогда не может что-то привнести в вашу жизнь без вашего на то согласия. Понимаю, что у большинства сейчас возник вопрос: «А как же неприятности, болезни, нападения, кражи и т.д., которые случаются с человеком? Уж этого он точно не выбирал!» А вы уверены в этом?

Как я уже писала не раз, у Вселенной не такие, как у людей, понятия о выборе. Длянеё нет определений «хорошо» и «плохо». Для Вселенной существует лишь один критерий того, выбирает ли человек что-то для себя. И критерий этот очень прост – ваши мысли, вернее, ваше внимание к чему-либо.

Если вы думаете о чём-то, говорите, обращаете на это внимание, значит вы это для себя выбрали. Вот так всё просто! Вселенная никогда не решает за нас, кому что давать. Она просто даёт нам то, что мы сами выбираем своим вниманием.

Человек, который обожает говорить о болезнях и смотреть всякие «медицинские» ток-шоу с обсуждением диагнозов, симптомов и т.д., в итоге это и получает – выбираешь болезни, получай болезни.

Тот, кто боится ограбления и всё время думает об этом (может даже этот страх не явный, а находится на границе сознания и вы его бОльшую часть времени даже не осознаёте), в конце-концов притянет к себе грабителя. Что получают люди, постоянно обсуждающие нехватку денег? Правильно – нехватку денег.

Всё-всё-всё в нашей жизни – результат нашего собственного выбора. И взять на себя ответственность означает – признать полностью этот факт: ВСЁ В СВОЕЙ ЖИЗНИ Я СОЗДАЮ САМ. И плохое и хорошее. Абсолютно всё.

Позиция жертвы и позиция творца

Для очень многих людей признать это чрезвычайно сложно. Я знаю людей, которыепросто не могут этого сделать. Потому что, если они признают это, то им придётся признать и то, что всё то плохое, что есть у них на данный момент, создали себе они сами. А на такое способен только сильный и зрелый человек.

Слабому гораздо проще найти виноватого и пребывать в позиции жертвы. Это легче, это приятнее – ведь можно утешаться мыслью, что я-то весь такой правильный, хороший, умный, а вот «они» не оценили, позавидовали, угнетают, не видят достоинств и вообще всячески портят жизнь такому замечательному мне. Согласитесь, такая позиция удобна, комфортна и спокойна.

Многие люди испытывают своеобразное наслаждение пребывая в позиции жертвы.

Но самое-то интересное в том, что ответственности-то с вас никто не снимал! Даже если вы принимаете для себя позицию жертвы и начинаете осуждать всех подряд за то, что они портят вашу жизнь, Вселенная продолжает давать вам то, что именно вы сами выбираете. Вы можете слёзно жаловаться друзьям: «Мой начальник ужасно ко мне относится!».

Хорошо, говорит Вселенная, раз ты так хочешь, то пожалуйста – твой начальник ужасно к тебе относится! И так далее. Что думаем или говорим, то и притягиваем. Это один из основополагающих Законов Вселенной – Закон Притяжения.

И как бы вы не пытались переложить ответственность за все катаклизмы, происходящие с вами на других людей или обстоятельства, получать в жизни будете именно то, что выберете сами. А как определяет ваш выбор Вселенная, я уже говорила.

Читайте также:  Интенсив как образ жизни - психология

Ну что ж, как видите, позиция жертвы, когда вы не признаёте своей ответственности за всё, что есть у вас в жизни, не очень-то и хороша! Получаете всё равно всё согласно Закону Притяжения, а вот суметь сделать так, чтобы этот Закон работал в вашу пользу, не можете!

Противоположностью позиции жертвы является позиция творца. Человек, принявшийдля себя эту позицию, берёт на себя полную ответственность за всё, что есть в его жизни. И за хорошее, и за плохое.

Согласитесь, очень легко и приятно брать ответственность за все замечательные и прекрасные вещи, которые в вашей жизни происходят.

Началась полоса везения – о, я правильные аффирмации говорил! Встретили любимого человека – отлично, это позитивное мышление сработало! Удалась крупная покупка – результат удачной визуализации! Да, приятно управлять реальностью, когда происходят позитивные события!

Но вот вдруг случается что-то не то… Любимый ушёл. Ах, это он такой негодяй! Или я выбрала такой исход своими мыслями? Сорвалась выгодная сделка – партнёры мерзавцы и нечестные люди! Или это мои сомнения и страхи привели к этому?

И вот тут мы подходим к основному моменту. Если человек пребывает в позиции жертвы, то он НИЧЕГО не может сделать в любой ситуации, как хорошей, так и плохой. Он способен только «брать то, что дают». Закономерно – ведь он считает, что всё свершается по чужой воле, а он в решении этих вопросов никакого права голоса не имеет.

https://www.youtube.com/watch?v=vRAoDxCTeZw

Человек творец мыслит и действует совершенно по-другому. Во-первых (и это главное!!!), он признаёт свою ответственность (не вину!!! ни в коем случае!!!) за то, чтослучилось с ним. «Я сам привлёк это событие в свою жизнь».

Можно проанализировать и разобраться, какими именно мыслями и убеждениями было привлечено то или иное событие. Но нам сейчас важен тот вывод, который следует за признанием того, что мы всё привлекаем к себе только сами.

 И вывод этот таков – если я привлекаю всё в свою жизнь только сам, значит я способен творить всё в своей жизни так, как Я этого хочу! В этом и заключается суть позиции человека творца.

И в случае с неприятностью человек, живущий в позиции творца, приняв на себя ответственность, продолжает дальше «рулить» своей жизнью – он решает: «Это к лучшему!». И знаете что? Именно так и будет! Данная ситуация в его жизни приведёт к улучшениям. Потому что Вселенная всегда безоговорочно выполняет волю человека.

Надеюсь, друзья мои, вам стало более понятно, что означает «взять на себя ответственность».

Принимая на себя ответственность, человек перестаёт кого-либо (и себя в том числе!) осуждать и открывает себе возможность управлять своей жизнью самостоятельно, не завися от воли других людей.

Не стану скрывать – поначалу это достаточно сложно. Постоянно тянет свалить на кого-то другого ответственность за неприятности.

Но постепенно приучаешься смотреть даже на неприятности с позитивной точки зрения – «О, это со мной случилось потому что я тогда-то о том-то подумала! Ого, как быстро реализовалось! Значит моя сила притяжения событий растёт! Отлично, теперь быстренько исправляем ситуацию позитивными мыслями, которые тоже скоро реализуются!»

Жизнь с позиции творца ещё и для нашего душевного равновесия полезна – ведь она предполагает основную мысль – «Всё будет так, как я хочу!» А если это так, то незачем нервничать! Все метания «удастся – не удастся?», «получится – не получится?» и т.д. это атрибуты позиции жертвы. Ведь там, по вашему мнению, не вы решаете, что в вашей жизни будет, а кто-то другой.

Я прекрасно понимаю, что очень многие из вас, даже прочитав эту статью, всё равно несмогут сразу согласиться с её основной мыслью.

Многие будут даже злиться или раздражаться, читая её (кстати, это работают ваши подсознательные негативные убеждения, стараясь таким образом не быть вами разоблачёнными – понаблюдайте за собой – какие утверждения из статьи вызывают в вас наибольшее раздражение, те программы в вас особо сильны и наиболее ярко влияют на вашу жизнь). Но я знаю, что некоторым из вас эта статья поможет стать осознаннее и начать (или продолжить) свой путь к тому, чтобы стать Творцом Своей Жизни! Счастливой жизни!

Совсем недавно на одном вебинаре я услышала очень интересную вещь – существует так называемое «энерго-информационное совершеннолетие».

И наступает оно не в каком-то определённом возрасте, к возрасту оно вообще отношения не имеет.

Оно наступает в тот момент, когда человек осознано признаёт, что за всё в своей жизни ответственен только он сам. И с этого момента, его жизнь уже идёт на совсем другом уровне.

Я желаю вам, друзья мои, стать Творцами, принять на себя ответственность за свою жизнь и начать создавать её такой, какой вы хотите её видеть – прекрасной, изобильной и счастливой!

И, кстати, поздравляю вас, как читателей моего сайта, и себя, как его автора, со своеобразным «юбилеем» – эта статья – сотая!Спасибо вам, что читаете мои статьи и меняете к лучшему свою реальность!

Ваша Екатерина :))

Источник: http://navigatoruspeha.ru/nasha-lichnaya-otvetstvennost/

Исполнительская и управленческая ответственность. В чем же она?

13.02.201412.11.2015

Автор: Арина Гороховская, руководитель авторского проекта RESPONSING

Ранее мы говорили о том, что минимальный уровень ответственности работника состоит в признании им своих недоработок. Факт взятия на себя ответственности можно определить по фразе сотрудника в момент неуспеха: «Контракт не подписан, т.к.

мне не удалось подобрать весомых аргументов». После чего следует корректировка собственных действий без дополнительных ресурсов со стороны организации. В этом и есть основная польза ответственного работника для бизнеса.

И наоборот, если сотрудник не признает своих недоработок — его управленческая ответственность не развита.

Исполнительная ответственность — основная задача исполнителя

  • сделать то, что ему сказал руководитель;
  • признать свои ошибки, если не получилось достичь результата;
  • идти их исправлять.

Управленческая ответственность — задачи руководителя

  • сформировать и закрепить договоренности;
  • предусмотреть возможные риски и продумать способы их минимизации;
  • проконтролировать и проанализировать полученные результаты;
  • предоставить варианты корректировки ситуации в случае неуспеха.

Именно за эту разницу в обязанностях руководителям платят на порядок больше исполнителей. Управленческая ответственность — это высокий уровень квалификации и профессионализма.

Управленческая ответственность — наглядный пример

Некоторые руководители, которые предпочитают простую исполнительскую ответственность и не дают своим подчиненным достаточной свободы действий, на самом деле создают ситуацию, в которой работник информирует о каждом своем шаге на пути движения к цели.

Выглядит такая исполнительная ответственность следующим образом:

По теме:  Какой Вы руководитель? Тест на управленческую ответственность

— Надо заключить контракт с фирмой АВС.

— Есть, шеф.

— Тебе все понятно, что надо сделать?

— Да, шеф. Я пошел.

Не проходит и часа, как раздается звонок от сотрудника:

— Шеф, я тут звоню в фирму АВС, а мне говорят, что у них изменился номер телефона. Что делать?

— Ну, так спроси, какой у них новый номер.

— А, ну понял-понял. Сейчас спрошу.

Через час:

— Шеф, я дозвонился до фирмы АВС, а они не хотят заключать с нами контракт. Что делать?

— Ну, так иди к ним в офис. Кто же по телефону заключает контракт?!

— А-а-а-а, бегу-бегу.

Еще через два часа:

— Шеф, я звоню из кабинета директора по закупкам компании АВС. Он говорит, что у нас слишком высокие цены.

— ????!!!!!

Управленческая ответственность — пути решения сложившейся проблемы

Если вдруг вы оказались в похожей ситуации (ну, предположим, вы заняли новую должность, и такой сотрудник достался вам «по наследству»), то тот достаточный минимум, который вам будет необходим в качестве простой исполнительской ответственности — это следующие слова сотрудника: «Шеф, контракт с фирмой АВС не заключен к тому сроку, о котором мы с вами договаривались. И это моя недоработка».

Безответственный работник в случае неудачи возразит руководителю: «Так вы же не сказали…»

Согласитесь, редкий руководитель захочет иметь дело с таким работником, как в этом примере. Поэтому и возникает необходимость повышать уровень исполнительной ответственности сотрудников.

Это можно назвать привычным термином – Делегирование: руководитель делегирует своему подчиненному подумать о рисках, подобрать способы их минимизации, «включить голову» и самому придумать, как действовать в той или иной ситуации, и т.д.

В этом случае руководитель развивает в сотруднике уже управленческую ответственность.

Читайте также:  Поставить себя на деньги - психология

Технологии развития исполнительской ответственности не сразу очевидны, хотя достаточно просты в исполнении. Мы поговорим о них в следующих статьях.

А пока представим, что руководителя вызывает «на ковер» вышестоящее начальство. И там происходит такой диалог:

— Как там контракт с АВС?

— Не заключили пока еще.

— И в чем же дело?

— Ну, с такими непрофессиональными сотрудниками, которые мне достались по наследству…

Хоп! Вот и скинул исполнительскую ответственность на подчиненных. Это они — такие-сякие — не справились.

А ведь ключевое отличие управленческой ответственности от исполнительской в том, что исполнитель отвечает за результаты только своей деятельности, а руководитель отвечает за результаты работы всего подразделения.

Чем выше уровень управления — тем выше уровень исполнительской ответственности. Начальник отдела должен брать управленческую ответственность за действия (или бездействия) всех сотрудников отдела.

Руководитель департамента — за действия (или бездействия) всех сотрудников департамента. Генеральный директор — за работу всей организации.

И если кому-то из них «достался в наследство» непрофессиональный подчиненный, то высшим уровнем управленческой ответственности считается увольнение: либо сам увольняйся, потому что не можешь научить людей работать, либо их увольняй, потому что они не поддаются научению.

В следующем номере:

Как узнать, будет ли работник брать на себя исполнительскую ответственность, т.е. прогноз ответственности не После, а До того, как сотрудник не справился с заданием. Полезная техника, которую рекомендуется использовать при приеме на работу.

Управленческая ответственность — это важный критерий стабильной работы предприятия.

Источник: http://hr-media.ru/ispolnitel-skaya-i-upravlencheskaya-otvetstvennost-v-chem-zhe-ona/

2.10. Психология уголовной ответственности

Понятие. Психология уголовной ответственности — особое направление юридической психологии (частная теория), обслуживающее потребности уголовного законодательства (в том числе в разработке точных дефиниций) и формирование практики его применения, комплекс научных положений о механизмах включения психологических знаний в процесс правотворчества и правоприменения.

Цель включения психологических знаний в процессы уголовно-правового регулирования — обеспечение максимально детализированного учета особенностей и состояний личности для определения условий и предпосылок уголовной ответственности, ее индивидуализации. Это важнейшая гарантия от необъективного вменения и несправедливости наказания вследствие игнорирования или неполного учета личностных свойств, влияющих на содержание деяния, предшествующее и последующее поведение субъекта.

Адекватное отражение в понятиях, нормах, институтах уголовного права «действительного содержания» субъективного мира личности — необходимое условие социальной эффективности уголовного законодательства.

Еще в начале века Л.И. Петражицкий писал о том, что именно психология, ее теория мотивации способна дать научно обоснованное решение вопросов регулирования и оценки индивидуального и массового поведения.

1

В послереволюционные годы использование психологических знаний в уголовно-правовом регулировании длительное время критиковалось, произошел «отрыв» юристов от психологии.

И если в 70-е годы быстро стало продвигаться вперед развитие теории судебно-психологической экспертизы как одной из частных теорий юридической психологии, то констатация на более глобальном уровне значимости общей и юридической психологии для законодательства и правоприменения задержалась.

Даже в 80-е годы ставились вопросы психологического «обеспечения» по преимуществу криминологии, уголовно-процессуальной деятельности и исполнения наказаний, но не участия в развитии уголовного законодательства и практики его применения. Лишь правовая реформа 90-х годов дала толчок развитию новой частной теории юридической психологии — психологии уголовной ответственности.

Основания психологии уголовной ответственности.

Необходимость использования психологических знаний в регулировании уголовно-правовой борьбы с преступностью на законодательном и правоприменительном уровнях обусловлена самим содержанием понятия преступление как деяния — активной и сознательной деятельности определенного субъекта. Поэтому требуется не просто формально-логическое соотнесение внешних признаков конкретного акта деятельности с признаками, указанными в уголовном законе, но:

• такое формулирование последних, чтобы их совокупность для ведущих понятий, институтов, норм Общей и Особенной частей УК отражала (поскольку речь идет о поведении) психологически адекватные характеристики, достаточные для «узнавания» этого типа поведения в конкретном акте;

• обеспечение установления и оценки индивидуально значимых свойств конкретного поведенческого акта и личности для справедливого решения вопросов ответственности и наказания.

Без использования на профессиональном уровне психологических знаний, относящихся к механизмам осознанного произвольного поведения и влиянию на него особенностей личности, невозможно реализовать эти требования.

Необходимой опорой уголовно-правовой трактовки ответственности является поэтому психологическая теория — раскрытие содержания уголовно наказуемого поведения, закономерностей, которые дают возможность определить его в качестве такого, вне исключительной компетенции правовой теории. Тем более, что решение вопросов ответственности и наказания в конкретном случае включает и своего рода следственный и судебный прогнозы относительно влияния принятого решения на будущее поведение субъекта. Закон, опирающийся на положения психологии, в состоянии создать для этого необходимые предпосылки.

Нельзя противопоставлять потребность использования психологических знаний требованию социальной обоснованности уголовно-правового регулирования: психологическое — одна из сторон социального.

В частности, социальная обоснованность правового регулирования предполагает отражение в правовых понятиях, нормах и институтах механизма акта деятельности (деяния) с учетом многообразия проявлений человеческой психики.

Деятельность, независимо от видов и формы, входит в предмет психологической науки, хотя, разумеется, совершенно иначе, чем она входит в предмет других наук.

Понятийные формулировки, используемые в уголовно-правовых нормах, должны ориентироваться на типичное в конкретном поведении конкретных людей (деяние), а не на некое явление (преступность), и закладывать базу для формирования общественного мнения в случаях, когда вводимые запреты (или дозволения) ломают старые традиции. Это связано с полнотой учета в соответствующей норме психологического механизма деяния.

Одно из условий эффективности уголовно-правового регулирования — точность и понятность языка закона: тем, кто закон применяет; тем, кого закон информирует о должном поведении; и тем, в отношении кого он при-

меняется. С позиций психологии можно оценить, как будет воспринят и понят тот или иной термин, используемый законодателем, тот или иной вводимый институт, запрет или его отмена.

Игнорируя дефиниции общей и юридической психологии, характеризующие личность и деятельность в их интерпретации относительно преступления и преступника, этого результата достичь невозможно.

Психологические знания о системе «личность—преступное поведение—ответственность» необходимы прежде всего при разработке и применении понятий, институтов и норм уголовного права, связанных с:

• типовой моделью управляемого поведения в уголовно-релевангаых ситуациях;

• основанными на ней условиями и предпосылками уголовной ответственности (возраст, вменяемость);

• границами уголовной ответственности в силу определенных свойств и состояний личности либо сложности ситуации (особые эмоциональные состояния, алкогольное или наркотическое опьянение, управление источником повышенной опасности в экстремальных условиях и пр.);

• институтами, отсутствовавшими до последнего времени в уголовном законе, но настоятельно требуемыми практикой для обеспечения субъективного вменения (ответственность лиц с психическими аномалиями в рамках вменяемости, обоснованный риск);

• разграничением обоснованного риска, неосторожной вины, случая;

• общими личностными началами индивидуализации наказания, включая степень осознания виновным отягчающих обстоятельств.

Понятийный аппарат. Понятийный аппарат психологии уголовной ответственности связан с комплексом ее исследовательских задач и в первую очередь с разработкой психологической характеристики предпосылок и меры уголовной ответственности. Речь идет о поведении в уголовно-релевантных ситуациях личности, в отношении которой решаются вопросы уголовной ответственности и наказания.

Поэтому на первый план выдвигается понятие осознанно-волевого поведения по отношению к этим ситуациям, как целенаправленного и мотивированного.

Соответственно системообразующее значение приобретают понятия способности к такому (избирательному) поведению, наличие или отсутствие этой способности в конкретном случае, а также свойств и состояний личности, влияющих на избирательность поведения в определенной ситуации.

С помощью этих понятий формируется комплекс профессиональных психологических знаний, необходимых законодателю и правоприменителю для конструирования и применения института предпосылок уголовной ответственности (вменяемость, достаточное возрастное развитие) и института общих начал дифференциации и индивидуализации наказания (личностные свойства и состояния, влияющие на степень ответственности за деяние). В свою очередь решение этих задач предполагает использование и системы детализирующих понятий, таких, как цель, мотив, особые психические состояния.

Процесс адаптации психологических понятий к нуждам психологии уголовной ответственности происходит следующим образом.

1. Из всего класса случаев, охватываемых категориями общей психологии, выделяется гораздо более узкий круг, значимый именно для уголовно-правового регулирования. Так, из всего многообразия видов (модальностей) аффекта юридическую психологию интересуют аффект гнева и страха.

2. Ограничивается круг изучаемых параметров определенного психологического явления. Например, понятие личности здесь используется с более ограниченным набором исследуемых качеств, нежели в общей психологии.

3. Нередко меняется характеристика значения и места того или иного психического явления в ряду других явлений по сравнению с аналогичными параметрами в общей психологии.

Например, аффект изучается в общей психологии как один из видов эмоциональных процессов, отличающийся от других особой интенсивностью, специфическим влиянием на сознание и деятельность; в психологии понятие аффекта рядоположено с другими понятиями, обозначающими чувства, переживания и пр.

Читайте также:  Обучение на ошибках - психология

При разработке же частной психологической теории уголовной ответственности понятию аффекта придается особое значение.

4. В ряде случаев происходит и обратный процесс, когда смысл понятий углубляется, поскольку значимыми оказываются те стороны предмета исследования, которые для общей психологии безразличны. Речь идет о случаях постановки по заказу уголовного права локальных исследовательских задач.

1 Например, общепсихологические понятия «осознанно-волевое поведение», «аффект» и прочие имеют в виду актуальные состояния. Для юридической же психологии, в том числе для рассматриваемого направления, характерным и специфическим является ретроспективная оценка состояний.

Еще один пример углубления понятий по сравнению с общепсихологическими: понятийная характеристика мотивации субъекта, обусловливающей «особую жестокость» в отношении потерпевшего, как и осознание этого обстоятельства, для общей психологии безразлична и разрабатывается именно в юридической психологии.

При этом и здесь важен ретроспективный аспект.

5. Формирование понятийного аппарата рассматриваемой теории включает широкое использование дихотомий.

Это обусловлено тем, что в соответствии с потребностями законодателя и правоприменителя приходится исследовать рядоположенные психические процессы, состояния, свойства, имеющие противоположный знак, например, критичность—некритичность личности, рационализм—легкомыслие, сострадание—жестокость и др.

; или способность к осознанно-волевому поведению в уголовно-релевантной ситуации и неспособность к нему; понимание субъектом (потерпевшим) характера и значения действий, совершаемых в отношении него, и непонимание этого.

Взаимосвязь уголовно-правового регулирования и психологии. Объективная потребность использовать профессиональные психологические знания в уголовно-правовом регулировании (и реализующий эту потребность «заказ» теории уголовного права и законодателя) обусловлена их взаимосвязями. Основные взаимосвязи:

• теория уголовного права и законодатель используют ряд понятий психологии в «готовом» виде.

Включаясь непосредственно в закон и приобретая таким образом нормативную форму, они не теряют своей психологической основы и должны использоваться в точном смысле, какой они имеют в психологии.

Речь идет, в частности, о понятиях мотива, цели, личности, аффекта, риска, уровня психического развития, осознания и др.

При этом: а) право ориентирует психологов на учет специфики психологической характеристики соответствующих свойств, состояний, процессов, применительно к уголовно-релевантным ситуациям; б) могут задаваться дополнительные исследовательские задачи (например, раскрыть содержание некоторых специфических для преступлений мотивов);

• осуществляется проверка имеющихся вариантов концептуальных и нормативных решений, обусловленных нравственными, политическими, житейскими соображениями путем истребования данных психологии (например, при определении возраста уголовной ответственности);

• формулируются значимые для правовой оценки ответственности такие понятия, как, например, «особая жестокость», что предполагает разработку психологией адекватной содержательной характеристики путем использования двузначного психологического понятия «жестокость» (свойство личности и атрибут поведения);

• разрабатывается комплексная психологическая характеристика понятийного аппарата теории уголовного права и закона. Например, необходимое уголовному праву понятие «вменяемость» имеет в качестве психологической основы систему дефиниций, включающую «способность», «осознание», «управление поведением», «предвидение» и др.;

• теория уголовного права и законодатель используют юридические понятия, имеющие элементарное психологическое содержание. Здесь функции психологии связаны с оценкой правильности их интерпретации.

Описанная схема связи уголовного права и психологии уголовной ответственности несколько упрощена, но позволяет понять принцип функционирования механизма взаимодействия в этой сфере. Возможны и более сложные его формы.

1. Типичны ситуации, когда проблему, требующую профессиональных психологических знаний, обнаруживает не теория уголовного права и не законодатель, а следственная и судебная практика. Это имело место, например, с проблемой значительного отставания некоторых несовершеннолетних — участников общественно опасных действий — в психическом развитии, что делало их фактически недееспособными.

Представители юридической психологии обобщают «сигналы» практики, а результаты обобщения в форме научных разработок или предложений представляют законодателю и теории уголовного права. В рассматриваемом примере результатом такого взаимодействия стало включение специальной нормы в УК 1996 г. (ч. 3 ст.

20, в которой предусматривается новое основание освобождения от уголовной ответственности).

2. Возможен и вариант, когда разработка проблем, значимых для уголовно-правового регулирования, инициируется непосредственно юридической психологией (психологией уголовной ответственности).

Он отчетливо проявился в последние годы, когда была обоснована необходимость учета в уголовном праве таких явлений, как ограничение или утрата избирательности поведения в экстремальной ситуации, наличие «аккумуляции» аффекта, влияние старческого одряхления на избирательность поведения и т.д.

Несмотря на кажущуюся разнородность этих ситуаций, их выявление имеет общую концептуальную основу: развитие личностного подхода в уголовном праве.

Проблема взаимодействия уголовного права и юридической психологии в рамках рассматриваемой частной теории психологии уголовной ответственности включает и проблему методов исследования. В арсенале юридической психологии наряду с традиционными для психологии есть и специфические методы.

Например, при исследовании процессов, состояний и свойств, имеющих уголовно-правовое значение и соответственно документированных, используются методы обобщения экспертной, следственной и судебной практики, изучение уголовных дел.

Характерной чертой методики исследований является широкое применение ретроспективного подхода, поскольку рассматриваются действия, которые принадлежат прошлому и не могут быть воспроизведены в эксперименте.

Уникален метод экспертной оценки представителями юридической психологии содержания нормативных актов и их проектов. Важен повсеместно статистический анализ, требования репрезентативности.

Источник: http://www.adhdportal.com/book_3612_chapter_20_2.10._Psikhologija_ugolovnojj_otvetstvennosti.html

Ответственность — Психология

Ответственность — это слово слетает с уст почти каждого человека. Оно так полюбилось большинству людей, что звучит в отношениях, как упрёк и обвинение или оскорбление: «Ты безответственный/ая».

Или с целью мотивировать, но используется, как манипуляция, — «Докажи, что ты ответственный/ая». Также бывает поводом для «драки» — у кого какие обязательства, и кто с ними не справляется.

Для этого желательно не оговаривать заранее, кто чем занимается, а решать по мере появления провалов. Подходит в качестве сравнения: «Ты ведёшь себя как безответственный/ая!».

Применяется и так, и этак, то в виде «палки», то в виде «щита». За ним удобно прятаться, взвалив все превратности судьбы на партнёра или подходящего для этого человека. А также и организации, учреждения, правительства и многих других.

Но как такое организуется? Откуда берётся опыт и представление об ответственности? Если начать путешествие с момента рождения, то первоочередно ответственны родители за своё дитя.

Как они себя поведут по отношению к нему, как будут выполнять обязательства, взятые перед ним, так он и осуществит это в жизни. К ним стоит добавить воспитателей, нянечек, учителей и других родственников.

Они в этом принимают непосредственное участие.

Как бы ни хотелось этого не признавать, но не ребёнок ответственен за душевное спокойствие родителей. В первую очередь они имеют обязательства перед ним, которые он ожидает, будут выполнены, после его рождения.

Если опираться на то, что ответственность — это договор между людьми, то и с ребёнком можно говорить, даже когда он находится в утробе (Ф. Дольто «На стороне ребёнка»). А когда он появился на свет, продолжать с ним беседовать, объясняя, что происходит вокруг. У деточки есть врождённое качество слушать.

А в будущем он сможет и говорить, став взрослым, со своим партнёром, что он хочет, как он это видит, что можно сделать, чтобы договориться.

Однако в будущем, чтобы не происходило в отношениях, ответственность лежит на обоих. От начала и до конца, пара — творец той скульптуры, которую они видят с разных сторон. Также её можно разделить с ребёнком и привлечь близких родственников (тёща, свекровь, тесть, свёкр и т.д.). Но это уже не честно по отношении к ним, но довольно-таки ответственно по отношению к происходящему.

Понятие ответственности для каждого разное, и её можно использовать комплементарно. Например, кто-то зарабатывает, кто-то тратит разумно или нет. Зависит, какие правила приняты по умолчанию. Редко кто напрямую договаривается.

Вполне ответственно сделать за любимого/ую всю «работу» в надежде услышать похвалу. Или вовремя остановиться в удушающей заботе. Или остановить партнёра и осуществить самостоятельно то, что хотелось.

Также ответственно усыновиться или удочериться, лишив себя возможности вырасти. Но взамен попытаться получить то, чего был лишён.

Чем не ответственность усыновить или удочерить взрослого человека и осуществить то, что хотелось получить самому в детстве? Потом этот фокус можно и с ребёнком совершить, но на начальной стадии, и партнёр подойдёт. Так и появятся у взрослых людей приёмные родители в лице друг друга.

А может, она заключается в том, кто какую роль выполняет и каким правилам, собственноручно прописанным, подчиняются? При условии, что о них известно.

А для этого существует разговор, прояснение. Знать и сообщать о своих ожиданиях, сверяясь, в силе ли и в желании осуществлять их партнёр. И в случае трудности реализовать самостоятельно, оставаясь рядом с близким человеком.

А можно использовать крик и обвинения в несбывшихся мечтах и ожиданиях. Как будто до встречи каждый был волшебником или феей и не справился с задачей. Что-то похоже на ожидание ребёнка, появившегося на свет, только претензия не по адресу. И это также ответственность.

Ответственность и в том, чтобы делегировать кому-то то, что вполне можно делать самостоятельно. «Инвалидизировав» себя, и паразитировать на доброте другого человека. Но если человек подхватывает «инвалидную коляску», то это его ответственность, заключающаяся в договоре этих двух людей.

Ответственность отсутствует, если её не с кем разделить. Человек в одиночестве, без какого-либо социального окружения будет руководствоваться инстинктами. Но всё может измениться в тот момент, когда он встретит кого-то ещё, и они продолжат путь совместно.

Источник: http://zamanaonline.com/psihologiya-muzhchin/otvetstvennost/

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию