Безопасность — психология

Психологическая безопасность личности человека

Что такое психологическая безопасность — это, в первую очередь, комплекс предпринятых самим человеком мер, направленных на защиту психики и поддержание психического здоровья, эмоциональной стабильности, здорового мышления и поведения.

Психологическая безопасность личности включает в себя профилактику психических заболеваний, высокую толерантность к фрустрациям и стрессам, постоянному психологическому развитию личности, адекватному мировосприятию (отношению к себе, другим и миру в целом), и главное, психологическая безопасность человека (ребенка или взрослого) зависит от автономности (свободы) личности.

Автономность включает в себя возможность человека адекватно, без иллюзий осознавать настоящее (здесь и сейчас), возможность иметь близкие отношения и возможность быть спонтанным, т.е. самим собой.

Соблюдение указанных мер психологической безопасности, практически автоматом приводит человека к успехам, процветанию и вожделенному счастью во всех сферах жизнедеятельности.

Как достичь психологической безопасности личности

Чтобы вы всегда были в психологической безопасности, в первую очередь необходимо избавиться от своего негативного жизненного сценария (тем, у кого он неудачливый). Т.е. изменить неосознанно заученные (запрограммированные) в детстве паттерны мышления, чувствования и поведения в тех или иных критических, стрессовых, схожих и повторяющихся ситуациях.

Также, чтобы была достигнута психологическая безопасность необходимо избавиться от депрессивных, невротических, фобических и других психических и эмоциональных расстройств личности (если есть).

Нужно повысить толерантность к фрустрации (облому ожидания), изменить отношение к стрессовым ситуациям, повысить самооценку и сделать положительной жизненную Я-позицию.

После этого можно придти к автономии (личностной свободе) и быть в психологической безопасности.

Вы можете самостоятельно поработать над собой посредством тренингов, психологических упражнений и различных психологических техник, в некоторых, не тяжелых случаях, или обратиться за помощью к профессиональному психологу, психотерапевту или психоаналитику.

Решать вам — жить неудачником в психологической опасности или победителем в безопасности…

Психолог онлайн поможет вам достичь психологической безопасности личности за короткое время

Психотерапевт по Скайпу поможет вам избавиться от депрессии, накопленного стресса и страхов, чтобы психологически обезопасить себя.

Психологические, социальные тренинги (психотренинг Хосе Сильва и упражнения самогипноза) — психологические инструменты для самопомощи

Пройдите психодиагностику онлайн

Читайте психологический журнал: статьи психолога, психотерапевта и психоаналитика

  • Что такое счастье?
  • Структура личности в психологии по Фрейду, Юнгу, Берну, Перлзу
  • Роковые ошибки, за которые придется расплачиваться всю жизнь
  • Типы, виды, формы мышления человека: абстрактное, наглядное, действенное, образное, словесно-логическое мышление, научное
  • Измени мышление и ты изменишь свою жизнь — УЗНАЙ, КАК ИЗМЕНИТЬ СВОИ НЕГАТИВНЫЕ МЫСЛИ НА ПОЗИТИВНЫЕ!
  • Источник: http://xn—-7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai/psikhicheskoe-zdorove/psikhologicheskaya-bezopasnost/

    Как чувствовать себя защищенным? Состояние защищенности и психологическая безопасность личности

    Чувство защищенности (психологической безопасности личности) возникает, когда человек сознательно и, сохраняя ответственность, воздействует на обстоятельства жизни, чтобы обеспечить условия для своего душевного равновесия и гармоничного развития.

    Что такое безопасность?  Это состояние защищенности жизненно важных интересов (потребностей) личности от внутренних и внешних угроз.

    По Э. Шомбургу основные потребности жизни это:

    Социальная безопасность – это состояние общественных отношений, при котором личность может самостоятельно, без вмешательства и давления извне свободно выбирать и осуществлять свою стратегию поведения, духовного, социального, экономического и политического развития.

    Психологическая безопасность личности это защищенность  психики каждого отдельно взятого индивидуума, его душевного здоровья, духовного мира. Нарушение какого-либо из этих составляющих ведет к дестабилизации внутреннего душевного состояния человека. Причинами дестабилизации могут быть:

    Данные ситуации могут привести к: 

    В таком случае человек стремится обеспечить состояние защищенности особыми “защитными механизмами”: подсознательными, сознательными и надсознательными  психологическими защитами (подробнее о механизмах защиты здесь).

    Эти механизмы призваны “обезболить” негативные эмоции, в первую очередь страх, но при этом способны завуалировать или исказить действительность. В таком случае чувство страха сменяется чувством необъяснимой тревоги.

    Неприемлемы чувства, которые нас порабощают, делают пассивными: сковывающая грусть, отчаяние, страх, гнев, суеверие. Радость от жажды свободы, заставляющая нас через удовлетворение своих желаний делаться сильнее и совершеннее, дает нам уверенность в том, что даже будучи закованными в цепи, мы будем свободны и могущественны, если не перестанем мыслить. Бенедикт Спиноза.

    Сознательное и  ответственное воздействие на обстоятельства  своей жизни ради обеспечения условий для своего душевного равновесия и развития предполагает, что человек  готов к любым внешним переменам, в том числе и к тому, что изменения могут оказаться непредвиденными, а стечение обстоятельств — неблагоприятным. Он видит причину и следствие и осознает свое участие в сложившейся ситуации (высокий уровень субъективного контроля), понимает свои мысли и чувства, отдает себе отчет в своем отношении к тем или иным событиям. Социальная защищенность предполагает, что у человека нет опасений относительно окружающих его людей, нет впечатлений, будто с их стороны есть какие-либо угрозы, и нет предположений, что такие угрозы могут появиться в будущем. Человек открыт для контактов, он доверяет людям и ожидает от них того же.

    Состояние защищенности, спокойствие за будущее во многом обеспечивается раскрытием и реализацией своих возможностей. Созидательная активность начинается с того, что имеет смысл для самого творца, и только позднее продукт творчества приобретает значение для других людей.

    Подобный успех практически обеспечивает человеку  чувство собственного достоинства и уверенности в своих силах.

    По мнению некоторых специалистов, высший уровень развития человека  начинается, когда творческая активность обращается на самого человека — личность создает себя сама.

    Self-made man – это человек, сделавший самого себя в самом глубоком понимании этого слова, это автономная, хорошо организованная, саморегулирующаяся личность. Психологическая безопасность человека, который владеет своим внутренним миром, в таком случае считается абсолютной.

    Чувство и состояние защищенности достигается двумя путями – вышеизложенный это “путь вопреки”, т.е. становление Self-made man вопреки слабостям, препятствиям, трудностям, победа над самим собой.  

    Второй путь – не менее, а может и более эффективный  — это “путь во имя”. Он дает не просто чувство защищенности, но и состояние внутренней гармонии, право быть самим собой, следовать собственным  жизненным путем.

    Вы уже знакомы с его компонентами. Во-первых, это доверие к себе, к своим мыслям, чувствам и поступкам, полное принятие себя. И как следствие доверие к миру.

    Безусловное принятие и  любовь к себе дают чувство безопасности, свободу для самовыражения, чувствования, активности, которые вы считаете целесообразными для себя и уместными в данной ситуации.

    Доверие к себе, принятие себя, любовь  к себе приносят понимание того, что вы всегда несете ответственность за свои поступки, при этом никто не должен нести ответственность за вас, и вы не обязаны нести ответственность за поведение, мысли и чувства других людей.

    Наличие самостоятельного выбора, сознательное отношение к своим поступкам, поведение во имя успеха и счастья, а не по причине избегания угрозы (психологической или физической) – все это дает чувство безопасности, защищенности.

    Возникает новое понимание смысла ошибок: ошибки – это признак отсутствия пассивности, активность и ошибки – это две стороны медали.

    В таком случае анализ прошлого приводит к рациональным выводам, приобретению опыта необходимого в настоящем.  Все проиграть и все начать сначала, Не пожалев того, что приобрел. Редьярд Киплинг.

    Доверяя себе, своему естеству, быть честным с самим собой — безболезненно.

    Осознание своих возможностей, вера в свои силы, в способность изменить ситуацию, понимание своих целей, и при этом отсутствие необходимости в тотальном контроле над собой или другими дает свободу для созидания, гармоничного саморазвития, комфортного и успешного взаимодействия окружающим миром.

     Не нужно “ломать себя”, “своей же песне встать ногой на горло, зажать в силки сомнения и боль” или же “вырезать хирургическим путем свои слабости и недостатки”.  При этом вы осознанно и сбалансировано направляете свою активность, саморазвитие в нужном вам направлении.

    Резюмируя: человек чувствует себя защищенным, когда он любим. Чтобы быть любимым, надо признать себя достойным любви. Можно добиться чего угодно, чтобы получить подтверждение своей «крутости» извне, и все равно не почувствовать себя защищенным.

    Потому что нет уверенности внутри себя, что ты настолько умен, красив, успешен, нет уверенности в завтрашнем дне. Но можно принять себя, свои поведение, мысли, способности как совершенные — а такие они и есть для каждого человека.

    И начать действовать, свободно самовыражаясь,  понимая себя все лучше, открывая новые свои грани, узнавая о новых своих возможностях, доверяя себе,  с верой в себя, с заботой о себе, с безусловной любовью к себе.

    Читайте далее: Как помочь тревожному ребенку. Психологическая безопасность детей и подростков.

    Другие статьи, которые могут быть вам интересны:

    • Назад: Объять необъятное: праздник день объятий.
    • Вперед: Как вернуть радость жизни?

    Источник: https://psycabi.net/psikhologiya-krasoty-i-zdorovya/kak-borotsya-so-stressom/362-kak-chuvstvovat-sebya-zashchishchennym-psikhologicheskaya-bezopasnost-lichnosti-i-sostoyanie-zashchishchennosti

    Психология безопасности

    Здравствуйте, уважаемые читатели!
    Наша команда специалистов рада приветствовать на образовательном портале, где мы оказываем помощь в вопросах, связанные с самыми популярными дисциплинами, такими как русский язык, физика, психология и т.д. Вас интересует, в чем смысл психологии безопасности? Объясните, опираясь на наглядные примеры и термины.  

    В начале хочется отметить, что психология многоступенчатая и многоуровневая. И для того, чтобы ее усвоить наиболее эффективно, рассмотрим следующие понятия, к которым мы будем обращаться по мере разбора данной темы: ЛИЧНОСТЬ, ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ, БЕЗОПАСНОСТЬ.

    1. ЛИЧНОСТЬ – это относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.
    2. ПСИХОЛОГИЯ – это сложная и многоуровневая наука, которая изучает закономерности возникновения, развития, а также функционирования психики человека, а также группы людей.
    3. ТЕОРИЯ – это такая система обобщенного достоверного знания о том или ином фрагменте действительности, которая описывает, объясняет и предсказывает функционирование определенной совокупности составляющих его объектов.
    4. БЕЗОПАСНОСТЬ — это такие условия, в которых находится объект, когда действие внешних и внутренних факторов не влечёт действий, считающихся отрицательными по отношению к данному объекту в соответствии с существующими на данном этапе потребностями, знаниями и представлениями.

     
    Стоит отметить в первую очередь, что основным общепризнанным методом охраны труда уже многие годы является использование системы безопасности. Она призвана решать две основные задачи: способствовать созданию машин и инструментов, при работе с которыми опасность снижается до минимума, а также разрабатывать специальные средства защиты.  

    Стоит также дополнить, что психологию безопасности целесообразно рассматривать не как раздел психологии труда, а как некоторую отрасль психологической науки, изучающую психологический аспект безопасности в разнообразных видах деятельности. Психология безопасности – это отрасль психологической науки, изучающая психологические причины несчастных случаев, возникающих в процессе труда и других видов деятельности, и пути использования психологии для повышения безопасности деятельности.

      На этом наш урок подошел к завершению. Полагаю, что вы смогли подчеркнуть для себя что-то полезное. Если же остались какие-то незатронутые вопросы, помните, что Вы всегда можете задать волнующий вас вопрос, наша команда будет рада его рассмотреть и обосновать.

    Удачи и успехов во всех сферах деятельности!

    Источник: http://ru.solverbook.com/question/psixologiya-bezopasnosti/

    Психологическая безопасность личности: подходы, компоненты

    В настоящее время в научных кругах все большее место занимают исследования посвященные проблеме психологической безопасности. При этом, данный феномен может рассматриваться с точки зрения безопасности среды и в личностном аспекте.

    В большинстве современных работ рассматриваются различные личностные характеристики, связанные с безопасностью человека в той или иной ситуации. При этом достаточно сложно выделить конкретный набор свойств и качеств личности, безусловно обеспечивающих защищенность человека в социуме.

    Однако можно говорить об индивидуальных особенностях, в большей или меньшей степени гарантирующих адекватное восприятие человеком изменяющихся внешних условий.

    Баева И.А. отмечает, что в современных исследованиях, посвященных проблемам безопасности, данное понятие имеет различную трактовку. «В одних безопасность — это качество какой-либо системы, определяющее ее возможность и способность к самосохранению.

    В других — это система гарантий, обеспечивающих устойчивое развитие и защиту от внутренних и внешних угроз. Большинство определений подтверждают, что безопасность направлена на сохранение системы, на обеспечение ее нормального функционирования».

    В работах разных лет изучались проблемы создания условий, при которых окружающая среда будет психологически наиболее безопасной. Значительный вклад в осмысление психологии среды внесли: В.В. Авдеев, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, И.В. Дубровина, Е.И. Исаев, Е.А. Климов, Б.Ф. Ломов, В.А. Левин, М.В. Осорина, А.А. Реан, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, Э.Фромм, Д.Б. Эльконин, В.А. Ясвин и др.

    Вопросами моделирования психологически безопасной образовательной среды, создания условий, в которых личность чувствует защищенность, способна удовлетворять основные потребности и свободно функционировать, занимались такие ученые как И.А. Баева, М.Р. Битянова, Н.В. Груздева, Я.А. Коменский, Г.А. Мкртычан, В.И. Панов и др.

    Вместе с тем, психологизация среды, повышение педагогической и психологической компетентности педагогов и родителей не приведут к однозначно положительным результатам в развитии психологически нетравмированной личности ребенка без учета его индивидуальных особенностей, личностных свойств и качеств, а также склонностей к проявлению психологической устойчивости и сопротивляемости. Все это определяет необходимость рассмотрения психологической безопасности личности ребенка в процессе образования.

    Читайте также:  Бизнес-тренинги разных тематик - психология

    Существует несколько трактовок понятия «Психологическая безопасность личности».

    Нередко психологическая безопасность личности рассматривается как отдельная научная отрасль, изучающая закономерности адекватного отражения опасности и конструктивной регуляции поведения с целью сохранения целостности и стабильности человека или группы людей как психологических систем. При такой трактовке данного процесса центральным феноменом становится «внешняя угроза»/«опасная ситуация».

    Исследования, проводимые в данном направлении, концентрируют свое внимание на изучении внешних факторов, провоцирующих психологическую незащищенность и травмированность личности ребенка.

    В таком случае мы можем говорить о том, что мишенью психолого -педагогического воздействия в данном подходе будут так называемые «факторы риска», несущие психологическую опасность физическому и психическому здоровью ребенка. Здесь педагоги, психологи и родители должны сконцентрироваться на выявлении, осмыслении и снижении воздействия подобных факторов.

    На наш взгляд, это практически нереально сделать. Одна только попытка классифицировать все возможные микро- и макро-факторы, угрожающие психологической безопасности личности, никогда не будет признана учеными полностью удовлетворительной.

    С другой стороны, подобная окончательная классификация угрозо-факторов не возможна и по причинам индивидуальности и не константности личности. Иными словами, одна и та же ситуация может восприниматься неоднозначно не только разными людьми, но и даже одной и той же личностью оцениваться как безопасная-нейтральная-опасная в различные периоды.

    В связи с этим возникает необходимость более детального рассмотрения индивидуальных психологических особенностей личности ребенка, способствующих ощущению и проявлению психологической безопасности личности независимо от воздействующих на нее факторов.

    В подобном подходе психологическая безопасность личности проявляется как «ее способность сохранять устойчивость в среде с определенными паттернами, в том числе и с психотравмирующими воздействиями, сопротивляемости деструктивным внутренним и внешним воздействиям, и отражается в переживании своей защищенности/незащищенности в конкретной жизненной ситуации».

    В науке существует несколько основных подходов к формированию психологической безопасности личности.

    Представители психоаналитического подхода предлагают формировать психологическую безопасность личности посредством работы с психологическими защитами (А.Фрейд); через преодоление комплекса неполноценности (А.Адлер); путем корректировки или совершенствования уже устоявшихся моделей безопасного поведения (Э.Эриксон).

    Бихевиоральный подход, (от англ. behavior — поведение), предполагает учет субъективного характера переживания ребенком состояния опасности-безопасности (М.К.Джонс).

    В данном подходе предлагается формировать поведение, способствующее психологической безопасности, через прохождение ряда психотренингов (Д.Утсон); посредством системы социального научения (А.

    Бандура); позитивного подкрепления конструктивного поведения (Б. Скиннер).

    Вклад в теорию формирования психологической безопасности внесли представители гешталътпсихологии. Для развития теории психологической безопасности особую важность имела концепция жизненного пространства К.

    Левина, являющаяся в свою очередь частью «теории поля». По мнению Т.В. Эксакусто с точки зрения психологии безопасности, попытку изучения поля возможных событий и поля сил, предпринятую К.

    Левиным, можно воспринимать как попытку определить уровень безопасности/небезопасности определенных систем.

    Особое место среди подходов к формированию психологической безопасности личности занимает экзистенциально-гуманистическое направление (С.Мадди, К.Роджерс, В.Франкл др.

    ), В рамках данного направления, можем говорить о возможности современной психологии понимать психологическую безопасность личности как стремление человека к удовлетворению базовой потребности в безопасности через социальную самореализацию.

    Когда человек рассматривается, как способный творить свою судьбу, получать активный жизненный опыт, отвечать на опасности осознанной системой поведения, а, тем самым, противостоять им.

    Анализ большого количества научных работ позволил нам выделить компоненты, или показатели психологической безопасности личности:

    1.Устойчивость личности в среде, в том числе и в психотравмирующий период.

    Безопасность понимается как проявление различных материальных и социальных систем сохранять устойчивость при различных отрицательных явлениях (Н.Н.Рыбалкин).

    Умение контролировать себя, управлять своим поведением (Ю.С.Мануйлов)

    — Умение управлять своими эмоциями (Ю.С.Мануйлов)

    — Уверенность в своих силах, самооценка (Л.И.Божович)

    — Направленность личности (Л.И.Божович), направленность на достижение коллективных целей (В.Э.Чудновский)

    — Умение устанавливать межличностные отношения (А.Н. Леонтьев)

    2. Сопротивляемость (жизнестойкость) внешним и внутренним воздействиям.

    Безопасность понимается как свойство личности, характеризующее ее защищенность от деструктивных воздействий за счет внутренних ресурсов сопротивляемости (И.А. Баева).

    — Удовлетворенность собой, самоуверенность (Л.А. Регуш, Е.В.

    Рузу)

    Экспрессивность, жизнерадостность (Л.А. Регуш, Е.В. Рузу)

    — Эмоциональность, склонность к эмпатии (Л.А. Регуш, Е.В. Рузу)

    — Чувство контроля (С.Мадди)

    — Вовлеченность (С.Мадди), проявляющаяся в наличии жизненных целей (С.Ионеску)

    — Вызов (С.Мадди), наличие представлений о том, как вести себя в той или иной ситуации (С.Ионеску)

    — Коммуникативные навыки, общительность (N.Garmezy)

    — Наличие позитивного опыта решения проблем (A.S.Masten, K.M.Best, N.Garmezy)

    3. Переживание защищенности/незащищенности личности. Безопасность проявляется как переживание индивидом позитивных/негативных психических состояний, отсутствие/наличие беспокойства, тревожности

    — Психические состояния (А. О. Прохоров)

    — Эмоциональное беспокойство, тревожность (В.Л.Марищук)

    4. Эффективность деятельности

    Психологическая безопасность рассматривается через показатель эффективности деятельности, в которую личность включена (И.А.Баева)

    Представленные компоненты психологической безопасности личности требует отельного научного изучения в направлении выявления их возрастной динамики, взаимосвязи и индивидуальных особенностей проявления.

    Вместе с тем, уже сейчас встречаются работы, прямо указывающие на необходимость как можно более раннего формирования у ребенка таких особенностей личности и форм поведения, которые позволят ему сохранить свое «Я», социализироваться, приспособиться, а в некоторых случаях и защититься от негативного внешнего воздействия.

    https://www.youtube.com/watch?v=Ayb4n0Q5a34

    Таким образом, перед современными родителями, педагогами и учеными встает вопрос об оптимальных способах формирования (развития, сохранения) психологической безопасности личности ребенка.

    При этом, проведенный анализ подходов и направлений в психологической теории и практике позволяет говорить о существенных отличиях в базовых посылках, а, следовательно, и в механизмах и средствах формирования психологической безопасности личности.

    Л.М. Костина (Санкт-Петербург)

    Источник: http://rustudent.com/psihologicheskaya-bezopasnost-lichnosti-podhodyi-komponentyi/

    Психология безопасности

    Под психологией безопасностипринято понимать применение психологических знаний для обеспечения безопасности деятельности человека. Она рассматривает три компонента: психические процессы, свойства и состояния. Процессы составляют основу психической деятельности, т.к с их помощью приобретаются знания и жизненный опыт.

    Психически свойства(качества) личности— это лично ей присущие особенности (характер, темперамент и т.д). Выделяют интеллектуальные, эмоциональные, волевые, моральные, трудовые качества человека. Свойства устойчивы и постоянны, хотя в принципе могут изменяться(к примеру, характер может формироваться самим человеком).

    Психические состояния отличаются разнообразием и временным характером и определяют особенности психической деятельности в конкретный период жизни человека. Οʜᴎ могут положительно или отрицательно сказываться на течение всœех психических процессов.

    Работоспособность человека зависит от прилагаемых им психических усилий, напряжений (см. рис.) Психические напряжения оказывают стимулирующее влияние на деятельность человека до определœенного уровня Кр=40-60% от максимальной нагрузки.

    Превышение Кр ведет к уменьшению результатов труда вплоть до полной утраты работоспособности.

    работоспособность

    Кр уровень психического напряжения

    В таком случае имеем запредельные формы психического напряжения. Οʜᴎ вызывают нарушение психической деятельности. Причем выделяют 2 типа запредельного психического напряжения: тормозной и возбудимый.

    Тормозной типхарактеризуется скованностью и замедленностью движений. Уменьшается скорость ответных реакций, замедляется мышление, появляется рассеянность и другие отрицательные признаки, не свойственные данному человеку в спокойном состоянии.

    Возбудимы тип проявляется гиперактивностью, многословностью, дрожанием рук и голоса. Операторы совершают многочисленные ненужные действия:

    проверяют состояние приборов, поправляют одежду, растирают руки

    в общении с окружающими обнаруживают вспыльчивость, раздражительность, не свойственную им резкость, грубость, обидчивость.

    В результате запредельного психического состояния оператор может совершить ошибочные действия в сложной обстановке(травма, авария).

    Среди особых психических состояний, имеющих значение для безопасной деятельности человека, выделяют:

    1. Пароксизмальные расстройства сознания, т.е внезапные, в виде приступа( от секунд до несколько минут). Οʜᴎ имеют различные происхождения: заболевания головного мозга, эпилепсия, обморок.

    При выраженных формах наблюдается падение человека и судорожные движения. Таким людям нельзя быть водителями, верхолазами, монтажниками, строителями, летчиками.

    Современные средства позволяют определить лицо со скрытой наклонностью к пароксизмальному состоянию.

    2. Психогенные изменения настроения в виде:

    а) безразличия, вялости, заторможенности, ухудшение самоконтроля могут длиться от несколько часов до 1-2 месяцев и возникают под влиянием психических нагрузок, к примеру, смерть родных, различные конфликты и т.д.

    б) аффективные состояния (т.е взрыв эмоций) бывают вызваны обидой, оскорблением, неудачами и выражаются в виде резких движений, агрессивных и разрушительных действий.

    3. Состояние связанное с приемом психически активных средств:

    -чай, кофе повышают работоспособность на короткий период

    -активные симуляторы(первитин, фенамин) могут вызвать обратный эффект в виде ухудшения состояния, понижение скорости реакций

    -транквилизаторы (седуксен, элиниум) успокаивают, понижают чувство напряжения, тревоги, страха и предупреждает развития неврозов, но понижают психическую активность, замедление реакций, вызывает сонливость.

    -алкоголь вначале расширяет сосуды, но затем резко сужает и следовательно уменьшается работоспособность. Вместе с тем, является причиной 40-60% аварий на транспорте, 64% смертных случаев на производстве.

    -Coca Cola содержит ортофосфорную кислоту, при жаре разлагается на формальдегид и муравьиную кислоту.

    Резюме: изменчивость психической деятельности человека под влиянием бытовых и производственных воздействий ведет к крайне важно сти системы контроля за психическим состоянием оператора.

    Эмоциональным состоянием человека в условиях современного производствазанимается наука инженерная психология. Она исследует всœе многообразия отношения человека с современной техникой в системе ʼʼсистема-человек-машинаʼʼ.

    С точки зрения этой науки структурная схема СЧМ выглядит так:

    Человек машина

    Визуальный, звуковой, тактильный и другие анализаторы
    Средства отображения информации
    Центральная нервная системаИнформационные, логические м вычислительные устройства
    Органы движения

    Основные дачи инженерной психологии:

    1. Анализ функций человека в СЧМ

    2. Изучение процессов преобразования информации человеком-оператором

    3. Разработка принципов построения рабочих мест

    4. Изучение влияния психологических факторов на эффективность СЧМ

    5. Инженерно-психологическое проектирование и оценка СЧМ.

  • — Психология безопасности жизнедеятельности. Антропогенные опасности.

      Психология – наука психических отражениях действительности в процессе деятельности человека. Психология БЖ изучает психологические (зависимые от человека) причины несчастных случаев и разрабатывает методы защиты от них. Выделяют пять групп производственных… [читать подробнее].

  • — Психология безопасности жизнедеятельности

    Средства обеспечения жизнедеятельности. Технические Организационные Медико-генетические Методологические Принципы и методы и средства обеспечения безопасности жизнедеятельности. Принципы обеспечения по… [читать подробнее].

  • — Антропогенные опасности. Психология безопасности.

    Классификация условий труда Внешние признаки утомления Объект УТОМЛЕНИЕ Наблюдения незначительное значительное резкое   При физическом труде Окраска кожи незначительное покраснение значительное покраснение … [читать подробнее].

  • — Психология безопасности деятельности.

      Статистика показывает, что от 60 до 90% травм происходит по вине пострадавших. Свойства личности – ее существенные особенности (характер). Среди качеств личности выделяют интеллектуальные, волевые, моральные. Обычно качества устойчивы и постоянны. Эффективная… [читать подробнее].

  • — Тема 10. Психология безопасности в труде

    Производственный травматизм называют «чумой ХХ века». По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) смертность от несчастных случаев в наше время занимает 2 место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний (Дубовый Л. М. 2000, 1.2.4). Основным методом… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/okhranatruda/view/254414_psihologiya_bezopasnosti

    Психология безопасности

    Согласно теории иерархий Маслоу, потребность в безопасности является одной из базовых человеческих потребностей.

    Казалось бы, инстинкт самосохранения должен полностью исключить любую возможность нанесения случайного или осознанного ущерба организму, но психологический механизм безопасности сложно устроен и далеко не до конца изучен.

    Психологи ещё не могут дать ответ на многие вопросы, в том числе и почему человек осознанно рискует своим здоровьем, а иногда и жизнью.

    Психология безопасности, как самостоятельная отрасль психологии

    Долгое время психология безопасности развивалась лишь в рамках психологии труда. Её основной задачей была разработка правил техники безопасности с учётом психологических особенностей трудовой деятельности.

    Читайте также:  Генеральная душевная программа - психология

    С расширением зон человеческой деятельности и появлением новых высокотехнологических профессий, таких как, например, лётчик-космонавт или инженер на атомной станции, возникла потребность в изучении и выявлении психологических характеристик личности, способной работать в экстремальных условиях. Ведь если верить статистике, то 60–75% всех несчастных случаев на производстве происходят по прямой или косвенной вине самого пострадавшего, который по каким-либо причинам пренебрегает техникой безопасности. Поэтому психологи вплотную занялись изучением психологического механизма безопасности, а также разработкой методов диагностики личности, склонной к риску.

    Сегодня психологией безопасности принято называть отдельную отрасль, которая изучает психологические факторы, способствующие возникновению несчастных случаев, а также возможные пути их предотвращения. Она уже давно вышла за рамки психологии труда, и занимается вопросами безопасности не только в профессиональной деятельности, но и в обычной жизнедеятельности.

    Почему человек иногда пренебрегает своей безопасностью?

    Сложно дать однозначный ответ на этот вопрос. Инстинкт самосохранения, на основе которого базируется потребность в безопасности, является одним из самых сильных врождённых инстинктов.

    По сути именно он определяет всю жизнедеятельность и выживание не только отдельного человека, но и вида в целом. Но, несмотря на заложенный механизм самосохранения, каждый из нас время от времени рискует своим здоровьем и жизнью.

    Почему так происходит? Психологи выделяют несколько факторов, с помощью которых можно объяснить существование несчастных случаев и случайных травм.

    Во-первых, стоит отметить развитие современных технологий и уменьшение возможности противостоять опасности с их стороны. За последние пару тысяч лет физическое развитие человека практически не изменилось и мы мало чем отличаемся от своих предков.

    Но что же касается безопасности, то современный человек не такой выносливый и сильный, хуже приспосабливается, и в ряде случаев не способен выжить в диких условиях без современных достижений науки.

    Тем временем технический прогресс не стоит на месте: эксплуатация сложных приборов и машин в быту увеличивает риск возникновения несчастных случаев и травматизации. Получается, что мы в своей эволюции отстаём от бурно развивающихся нанотехнологий.

    Во-вторых, адаптация к высокотехнологическим достижениям современности часто становится причиной пренебрежения собственной безопасностью. Машины и автоматизированные механизмынастолько прочно вошли в наш быт, что мы воспринимаем их, как неотъемлемую составляющую жизни.

    Адаптировавшись к сложной технике, человек часто забывает о повышенной опасности, связанной с её использованием (удар током, возгорание, авария). Пользуясь тем или иным прибором, мы склонны забывать об элементарных правилах безопасности и нарушать нормы эксплуатации.

    Вот и получается, что излишняя самонадеянность приводит к печальным последствиям.

    В-третьих, не стоит забывать и о нехватки естественного адреналина в условиях современной размеренной жизни. Отлаженный быт очень часто становится причиной неосознанного желания риска.

    Зависимость от «острых ощущений» обычно проявляется в экстремальных увлечениях и выборе работы, связанной с опасностями.

    Сильная потребность в постоянном адреналине мешает человеку адекватно оценивать ситуацию и свои силы, что и приводит к травмам и несчастным случаям.

    Источник: http://sam-sebe-psycholog.ru/articles/psihologiya-bezopasnosti

    Психология безопасности и ее место в системе наук (стр. 1 из 2)

    Котик М. А.

    Психология безопасности как отрасль психологической науки

    Любая наука или ее отрасль (область науки) всегда имеет свой предмет и объект исследования.

    Так, например, объектом психологической науки является главным образом человек (эта наука изучает и другие живые существа), а предметом — закономерности психического отражения им объективной реальности.

    Объектом психологии труда является трудовая деятельность человека, а предметом — психологические факторы, влияющие на ее процесс и результаты.

    Психологические вопросы безопасности по традиции принято связывать с психологией труда, и это обстоятельство, вероятно, обусловило тот факт, что изучение этих вопросов годами велось главным образом в области производственного и сельскохозяйственного труда — основных объектов исследования данной отрасли психологии. Этому способствовало и то обстоятельство, что именно в названных видах труда наиболее часто возникали несчастные случаи и здесь они носили наиболее тяжелый характер, что влекло за собой наибольший ущерб экономического и социального порядка.

    С развитием более молодых отраслей психологии — военной, инженерной, авиационной и космической — обнаружилось, что психологический аспект безопасности в труде военного или оператора (в том числе летчика, космонавта) [19, 79] не менее актуален, чем в труде рабочего. Поэтому в каждой из этих отраслей стали самостоятельно выделяться и изучаться вопросы безопасности рассматриваемых видов деятельности.

    Следует отметить, что проблемы безопасности присущи не только тем видам деятельности, где используется техника. Так, например, труд следователя, милиционера, где приходится иметь контакт с преступниками, зачастую оказывается более опасным, чем труд обычного рабочего.

    В нем имеют место и элемент высокой опасности, и средства защиты, и необходимость риска, и многие другие факторы, которые являются объектом изучения психологии безопасности труда.

    Труд врача оказывается также нередко связан с высокой опасностью заразиться и тяжело заболеть, к тому же в деятельности врача существует опасность причинить вред больному.

    Известно, что, когда человек непреднамеренно наносит повреждение другому, он обычно переживает свою ошибку тяжелее, чем тогда, когда наносит такое же повреждение самому себе.

    Поэтому опасность ошибиться в серьезной хирургической операции или при применении сильнодействующего лекарства переживается врачом часто значительно сильнее, чем опасность получить травму на производстве — рабочим. Осознание степени риска, его необходимости, цены ошибки, использование средств защиты и многие другие факторы, связанные с опасностью, нередко присутствуют и в деятельности спортсменов.

    Из всего сказанного следует, что психологические проблемы безопасности труда присущи целому ряду весьма различных видов деятельности.

    Отсюда также вытекает заключение, что нельзя ограничивать круг этих проблем вопросами только производственного и сельскохозяйственного труда.

    Поэтому психологию безопасности, вероятно, целесообразно рассматривать не как раздел психологии труда, а как некоторую отрасль психологической науки, изучающую психологический аспект безопасности в разнообразных видах деятельности.

    Связь психологии безопасности деятельности с другими отраслями психологической науки графически представлена на рис. 1.1.

    Правомерность данного подхода подтверждается и следующими соображениями.

    В наше время психологические вопросы безопасности, в зависимости от конкретного вида деятельности, исследуются по-разному: существует свой подход к изучению безопасности труда заводского рабочего, свой — к безопасности шахтеров, своими специфическими путями изучается безопасность труда летчиков, безопасность дорожного движения, безопасность спортивной деятельности и пр., то есть происходит подчинение этих исследований специфике отдельных видов деятельности, их дробление исходя из особенностей используемых в них орудий. Фактически же существует одна общая психологическая проблема — изучение закономерностей деятельности человека в условиях физической опасности и поиск путей обеспечения ее безопасности, в центре которой стоит человек — субъект деятельности, а не ее орудия. При таком подходе к организации исследований открываются возможности для выявления общих психологических закономерностей, присущих различным видам деятельности, связанным с опасностью. И именно эти общие теоретические положения должны лечь в основу частных исследований, проводимых с учетом специфики отдельных видов деятельности, объединив их в единое научное русло. Тогда-то на общей научной базе станут возможными и более продуктивные исследования безопасности в отдельных видах деятельности, способствующие развитию и обогащению всего этого научного направления.

    Исходя из принятого нами подхода, можно дать следующее определение выделенной нами отрасли психологии.

    Психология безопасности — это отрасль психологической науки, изучающая психологические причины несчастных случаев, возникающих в процессе труда и других видов деятельности*, и пути использования психологии для повышения безопасности деятельности.

    * Поскольку трудовая деятельность является наиболее распространенным видом деятельности, то далее речь будет вестись главным образом о ней.

    Объектом исследования психологии безопасности являются различные виды предметной деятельности человека, связанные с опасностью.

    Предметом исследования данной области являются:

    психические процессы, порождаемые деятельностью и влияющие на ее безопасность;

    психические состояния человека, сказывающиеся на безопасности его деятельности;

    свойства личности, отражающиеся на безопасности деятельности.

    Психология безопасности труда и эргономика

    Уже много лет труд является предметом изучения целого ряда весьма разнообразных наук: физиологи и гигиенисты изучают биологический аспект труда и влияние на него различных условий, психологи по труду и инженерные психологи — психические процессы в трудовой деятельности, а также взаимодействие человека с машиной, антропометристы измеряют двигательные возможности человека, специалисты по технической эстетике изучают влияние фактора красоты на процесс и результаты труда, психологи, инженеры и врачи — вопросы безопасности труда и т. д. При этом каждый специалист пытается усовершенствовать главным образом интересующий его аспект труда.

    Однако все эти характеристики в трудовой деятельности оказываются тесно связанными и взаимообусловленными, и усовершенствование труда по любому из этих показателей так или иначе ведет к изменениям других его показателей, причем нередко к изменениям неблагоприятным.

    На это обстоятельство ученые обратили внимание уже около ста лет назад.

    Они высказали мысль о целесообразности создания единой науки о труде — эргономики, предназначенной для разностороннего изучения трудовой деятельности с позиций отдельных наук о труде и поисков комплексных путей ее оптимизации по критериям этих наук.

    На необходимость разработки комплексной науки о труде (эргономики, эргологии, или эргонологии) указывали еще в первые годы Советской власти русские ученые В. М. Бехтерев и В. Н. Мясищев. В 1930 г. Н. А.

    Бернштейн в работе «Современная биомеханика и вопросы охраны труда» [21] впервые поднял вопрос об эргономическом подходе к решению проблемы безопасности труда.

    Отмечая ограниченность и консервативность профессионального отбора как подхода к согласованию человека с техникой (даже животных сложно отбирать и селекционировать), он подчеркивает важность эргономического подхода к согласованию техники и психофизиологических возможностей человека.

    «Если нельзя приспособить работника к орудию и обстановке, — писал Н. А. Бернштейн, — то следует приспособить орудия и обстановку к работнику.

    Если нельзя построить по техническому расчету всю систему «орудие — работник», то следует по крайней мере 1) произвести расчет работника, «беря» его так, как он дан природой, и 2) рассчитать и построить орудие так, чтобы согласовать во всех деталях расчет этой второй части системы с уже произведенным расчетом первой части, рассчитать орудие так, чтобы вся система была цельной и могла безупречно работать. Это положение определяет роль и участие биомеханики в области охраны труда» [21, 3—4]. Хотя Н. А. Бернштейн, как физиолог, подчеркивал важность учета биологических факторов человека, его идею о создании цельной и безупречно работающей системы можно понимать как стремление к комплексному учету различных переменных человеческого фактора. При этом ученый стоял на точке зрения необходимости разработки объективных и научно обоснованных методов расчета и учета человеческого фактора при создании системы «орудие — работник». Пока же, отмечал он, одна часть этой системы рассчитывается, а другая берется без особых расчетов (а то и знаний).

    Такое положение в этом вопросе, по мнению Бернштейна, ведет к тому, что человек ломает машину, а машина повреждает человека. Инженер строит топку, но он обычно не знает допустимые температурные перегревы человека, которому предстоит работать у этой топки. «Поэтому, — заключает Н. А.

    Бернштейн, — охрана труда часто становится бытовым компромиссом почти филантропического порядка, вместо того чтобы лечь в основу расчетов всей работающей системы в целом.

    Работник охраны труда должен по-настоящему не вносить поправки в готовую конструкцию, сделанную без его участии, а участвовать как необходимый сотрудник в самом созидательном процессе» [21, 4].

    Поставив еще в 1930 г. проблему согласования человека с машиной (задолго до появления современной инженерной психологии и эргономики), Н. А. Бернштейн указывал на сложность расчетов и алгоритмических описаний деятельности человека в проектируемой системе.

    Если нагруженный узел в машине можно сделать прочнее и этим обеспечить ее более надежную работу, то значительно сложнее сделать так, чтобы большая физическая нагрузка падала на более крупные мышцы, чтобы более сложная задача решалась с большей активацией нервной системы и ее энергетическим обеспечением организмом.

    Читайте также:  Психотерапевтическая беседа - психология

    Причем, как показывает автор, даже очень небольшая ошибка в согласовании человека и машины может вызвать несчастный случай. В подтверждение этого положения он приводит данные врача Мо-гилянской, которая показала, что штамповщик убирает руку из опасной зоны за 0, 02—0, 04 с до падения пресса (время простой сенсомоторной реакции отдергивания руки составляет 0, 1—0, 15 с).

    Сложность расчета даже такого сравнительно простого элемента деятельности рабочего, как движение руки, обусловлена тем, что здесь приходится учитывать не только возможность движения (антропометрические данные), но и его удобство, его естественность, привычность в условиях статики и динамики.

    Тот факт, что силовая энергия в системе «орудие — работник» обычно подается извне и работнику приходится ловко манипулировать ею, порождает порой такие условия, что для успешного труда оказывается необходимым «акробатический» синтез силы и ловкости.

    Источник: http://MirZnanii.com/a/298822/psikhologiya-bezopasnosti-i-ee-mesto-v-sisteme-nauk

    Психологическая безопасность

    Психологическая безопасность и психологическое здоровье ребёнка дошкольного возраста

    Психологическая безопасность сегодня рассматривается как одно из требований безопасности образовательного процесса и один из показателей качества образования. Психологическая безопасность — это защищенность от угроз, психологического насилия, унижения и оскорбления, от того, что человека застав­ляют делать против его желания, от пренебрежения, заброшенности и недоброжелательного обращения.

    В качестве показателей психологической безопасности ма­ленького ребенка можно рассматривать его высокую приспо­собляемость в природной и социальной среде и сохранность привычного позитивного самочувствия.

    Быстрые темпы разви­тия ребенка в раннем возрасте сопряжены с его повышенной чувствительностью ко всем воздействиям социальной среды.

    Неправильно понятые взрослым потребности малыша или их пе­дагогически нецелесообразное удовлетворение приводят к тому, что атмосфера, в которой не просто растет, а взрослеет ребенок, становится психологически небезопасной для его развития средой.

    В раннем возрасте от позиции взрослого зависит, насколько малыш будет благополучен в своем развитии.

    Вот ребенок 2-6 лет сидит на высокой лошадке и громко плачет. Педагог подходит к нему и, стремясь успокоить, напева­ет веселую песенку про лошадку, раскачивая ее. Плач ребенка усиливается, переходит в рыдание.

    Он не хотел, чтобы его раз­влекали на лошадке. Ему нужно было, чтобы помогли с нее спуститься. Сказать об этом он не смог, а взрослый не понял его намерения и выполнил прямо противоположное желаемому дей­ствие.

    Вхождение ребенка в целесообразно организованную обра­зовательную среду детского сада позволяет начать систематиче­скую работу по формированию его психологической безопасно­сти.

    Психологическими угрозами для развития ребенка в раннем возрасте являются:

            нецелесообразное удовлетворение естественных потребно­стей (в пище, отдыхе), нарушение режима дня;

            игнорирование потребностей в сенсомоторной активности, доброжелательном внимании взрослого и его помощи;

            ограничения самостоятельности;

            выбор неадекватных возрасту форм общения, не предпола­гающих возможности сотрудничать со взрослым;

            игнорирование особенностей нервной системы ребенка;

            стремление к раннему обучению не свойственным возрасту видам деятельности: чтению, счету, английскому языку;

            бедность или, наоборот, избыточность, перенасыщенность предметной среды, в которой растет ребенок;

            слабость эмоциональных контактов с ребенком, невнима­ние к его эмоциональным состояниям.

    Факторы, являющиеся угрозами для развития ребенка, могут накапливаться в течение длительного времени, а потом взрос­лые «вдруг» замечают у него стойкие проблемы поведения, эмоций, общения.

    Мама девочки двух с половиной лет, неделю назад посту­пившей в детский сад, рассказывает: «Она уже привыкла, я ее при­вожу, и она тут же убегает в группу, вечером не хочет уходить домой».

    Та же мама через неделю: «Представляете, как ей нра­вится в детском саду! Просыпается в шесть утра и требует идти в детский сад!» (Заметим, что просыпающаяся в шесть утра девочка не спит днем.

    ) Еще через неделю у ребенка появились общее двигательное беспокойство, навязчивые мимические движения, стойко нарушился аппетит.

    В итоге значительно снижается способность ребенка проти­востоять неблагоприятным факторам внешней среды, что стано­вится особенно заметно в период его адаптации к условиям ДОУ.

    Снижается так называемый ресурс сопротивляемости, обеспечивающий психологическое здоровье подрастающей лич­ности.

    В дальнейшем нарушаются проявления физической и пси­хической активности малыша, развитие его личности становится дисгармоничным, искажаются представления о себе.

    Возникающее у детей в раннем возрасте длительное психо­эмоциональное напряжение порождает поиск суррогатных вы­ходов в виде вредных привычек, протестных действий, аффектов, нарушения правил поведения. Данные проявления и характери­зуют нарушение психологического здоровья ребенка раннего возраста.

    Вредные привычки являются очень распространенным явле­нием в детской среде, особенно в ранние периоды развития ма­лыша. Сосание пальца, языка, губ, одежды, постельного белья, выкручивание и выдергивание волос, раскачивания, биение го­ловой о подушку, грызение ногтей, онанизм имеют происхож­дение одной и той же природы.

    Нарушение психологического здоровья ребенка происходит под действием сложного комплекса биологических и социаль­ных причин: соматических заболеваний, дефектов физического развития, а также неблагоприятных факторов и стрессов, свя­занных с его социальным окружением.

    В перинатальный период негативную роль играют отяго­щенная наследственность, хронические заболевания матери, ал­коголизация и прием токсических веществ, инфекции и вирус­ные заболевания, конфликт по резус-фактору.

    Развитие плода в агрессивной среде, возникшей в утробе матери, приводит к раз­нообразным физическим дефектам, повреждениям мозга, нарушению анализаторов, общей ослабленности, низкой толерантно­сти к нежелательным для организма веществам: лекарственным препаратам, алкоголю, табаку, наркотикам.

    Чем старше стано­вится ребенок, тем большую роль в нарушении его психическо­го здоровья играют социальные факторы.

    В ранние периоды развития ребенка его психологическое здоровье существенно подвержено нарушениям ввиду непра­вильно выбранной стратегии воспитания.

    Особенно часто к нарушениям психологического здоровья проводят депривация, фрустрация потребностей, ошибки в вос­питании.

    Депривация — это лишение или ограничение возможностей для удовлетворения потребностей, лишение длительное время определенных впечатлений. Выделяют сенсорную, двигательную, материнскую и социальную депривацию.

    Сенсорная депривация имеет место в ситуации нарушения анализаторов или при создании условий, обедняющих стимулы, идущие из внешней среды.

    В ситуации длительной сенсорной депривации последствия для организма и психики ребенка необратимы. Лишение аффе­рентных импульсов приводит к дисбалансу всех психофизиоло­гических структур.

    В стертой форме, такой как сенсорный го­лод, ситуацию сенсорной депривации испытывает достаточно большое количество детей, даже в случае сохранности анализа­торов, по причине бедности окружающей их среды сенсорными стимулами.

    Двигательная депривация предполагает ограничение (или ли­шение) потребности в движениях, которая у детей выражена очень ярко.

    Сужение пространства, доступного для перемещения, мо­торной активности, жизнь в замкнутом пространстве квартиры, постоянные ограничения (чтобы не запачкался, не упал, не про­студился…

    ) приводят к тому, что ребенок становится раздражи­тельным, подавленным или агрессивным.

    В группе детского сада тревогу у педагогов вызывал маль­чик, который в свои два с половиной года дезорганизовывал всех детей, находящихся рядом. Приходя в детский сад, он на­чинал бесцельно бегать в групповой комнате по кругу, и все попытки взрослых отвлечь его или переключить были безуспешными и вызывали у ребенка агрессию.

    Посещение семьи по­казало, что причиной такого поведения является двигательная депривация в домашних условиях. Как только малыша приводи­ли домой, родители предпринимали всевозможные ухищрения, чтобы заставить его сохранять статичные позы. Сначала ему да­вали яблоко, потом тарелку с хлопьями, потом усаживали у телевизора…

    Беготня по кругу в детском саду была для него един­ственно доступным способом сбросить мышечное и эмоцио­нальное напряжение.

    Материнская депривация наблюдается в первые годы жизни и имеет комплексный характер. Она проявляется не только в том случае, если ребенок лишен общения с матерью.

    Если мать не проявляет в достаточной мере физическую и эмоциональную заботу о малыше, пренебрегает его нуждами, его привязанность к матери будет неуверенной, непрочной, причиной чего являет­ся не что иное, как заброшенность.

    Такой ребенок лишен уве­ренности в условиях напряженности, стресса.

    Социальная депривация выражается в том случае, если ребе­нок не может установить необходимые ему социальные контак­ты.

    Такая ситуация возникает не только в случае сиротства, но нередко и во внешне благополучных семьях, когда ребенок предоставлен сам себе, не принимает участия в жизни семьи, хотя может обладать всем необходимым с точки зрения матери­ального благополучия, то есть в своих проявлениях жизнедея­тельности он психологически и физически отчужден от семей­ной микросреды.

    Социальная депривация возникает и в асоциальных семьях. Не удовлетворяется потребность в доверительных контактах. Ребенок копирует стиль поведения родителей, критически его не осмысливая, пытается перенести в общение с другими людь­ми, но окружающие такой стиль не принимают и отказывают­ся от контактов с ним.

    Лишение ребенка необходимых ему попечения, заботы, уча­стия затрудняет формирование процессов эмпатии, искажает пред­ставления о самом себе, делает его особенно чувствительным к психотравмирующим факторам.

    В раннем возрасте у детей, растущих в депривирующих условиях, снижаются интенсивность и быстрота вступления в контакт с другими людьми.

    Проявляются неумение учитывать особенности поведения взрослых, слабое различение оттенков отношения взрослых к своим действиям, что снижает действен­ность похвалы и порицания.

    Инициативность в общении прямо зависит от уровня активности взрослого. Отставание к трем го­дам усиливается. Дети демонстрируют нечувствительность к от­ношению сверстников.

    Фрустрацияпотребностей, в отличие от депривации, предпо­лагает не отсутствие условий для удовлетворения ведущих потреб­ностей, а навязывание взрослым ребенку способа их реализации.

    Например, ребенок, казалось бы, вместе со взрослыми, но об­щается с ними только в тех ситуациях и только так, как взрослые сочтут нужным.

    На вопрос: «Во сколько вечером засыпает Ваш ребенок?» -мама девочки трех лет отвечает: «Не знаю. Она смотрит «Спо­койной ночи, малыши», я ее купаю, кладу в постель, включаю диск со сказкой и ухожу из комнаты. Когда диск заканчивается, она обычно уже спит» (продолжительность звучания сказок — 45 мин).

    «Ну а если она еще не заснула, то лежит, пока не заснет, но в по­ловине одиннадцатого она спит всегда». Подчеркнем, что речь идет о легко возбудимомребенке, для которого засыпание со­ставляет нелегкую проблему. И с этой проблемой трехлетняя крошка оставлена один на один.

    Причем ей в период засыпания не разрешается вставать с кровати, на зов ребенка мать загляды­вает в комнату, бросает: «Спи!», уходит и закрывает дверь.

    Мать совершенно уверена, что прививает ребенку интерес к сказкам, воспитывает у дочери самостоятельность, как о своем воспита­тельном достижении говорит о том, что ребенок не встает с кро­вати, хотя и не спит: «Ведь она не делает то, что не разрешено».

    Но что делает, о чем думает и что переживает малышка одна в комнате, пока ей не удается заснуть? Неудивительно, что, ко­гда девочка просыпается, она сразу начинает подолгу раскачи­ваться (хотя должна была бы во время сна отдохнуть), пытаясь снять психоэмоциональное напряжение…

    В целом фрустрация рассматривается как особое психиче­ское состояние, связанное с переживанием неудачи, возника­ющее при наличии препятствий на пути к достижению целей, которые ребенок не знает, как преодолеть. Она сопровождается сложным сочетанием отрицательных эмоций, включающим раз­нообразные переживания от гнева до чувства вины.

    Фрустрация есть не что иное, как одна их форм психологи­ческого стресса.

    Стресс (давление, напряжение) — это термин, который обо­значает состояние человека, возникающее как ответ на разнооб­разные экстремальные воздействия, то есть крайние, чрезвычай­ные, превышающие границу допустимого. Г.

    Селье определяет стресс как совокупность стереотипных, филогенетически запро­граммированных неспецифических реакций организма, первич­но подготавливающих человека к физической активности, со­противлению, борьбе или бегству.

    Стресс возникает только в том случае, когда влияние фактора, вызвавшего стресс (стрессора), превосходит приспособительные возможности человека.

    Факторы, которые могут вызвать стресс, разнообразны.

    При­чины стрессовых перегрузок у маленьких детей связаны с из­лишне строгими и многочисленными правилами, непоследова­тельностью в воспитательных воздействиях, необходимостью длительно пребывать в коллективе детей, длительным психиче­ским напряжением, неудачами, страхами, чувством опасности; сюда могут относиться и слишком тесное принудительное об­щение; недостаток информации, ситуация неопределенности.

    Помочь ребенку в стрессовых ситуациях нередко сложнее, чем взрослому, поскольку дети чаще всего не осознают свое со­стояние и не могут понять его причины.

    /Материал из книги «Психологическая безопасность

    детей раннего возраста в ДОУ»/

    15 июня 2014

    Источник: https://bal-ds43.edumsko.ru/activity/psychology/post/61347

    __________________________________________
    Ссылка на основную публикацию