Безволие (подросток) — психология

Расстройства воли, как бороться с нарушением воли и абулией у детей

Безволие (подросток) - психология

Настойчивость, волевые качества и умение добиваться своего считаются не врожденными, а приобретенными качествами, но что делать, если справиться со слабоволием у себя или ребенка не получается? Нужно вовремя определить, что это такое – особенности характера или психическое нарушение? Абулия – расстройства воли, психопатологическое состояние, характеризующееся патологическим безволием, отсутствием мотивации и желания делать что-либо. Люди, страдающие от абулии, могут полностью прекратить выполнять какие-либо действия: от ухода за собой до отказа от еды. Важно понимать, что апато-абулический синдром – это патология, требующая помощи и лечения у специалиста.

Почему возникает абулия

Абулия – по-русски «безволие», состояние при котором у больного частично или полностью пропадает воля и инициатива. Часто этот симптом выступает в сочетании с каким-либо другим расстройством личности или поведения.

Чаще всего встречается сочетание абулии и апатии – апатико-абулический синдром, когда у пациента отсутствуем и желание, и инициатива делать что-либо.

Реже наблюдается абулически-акинетический синдром, при котором пациент отказывается совершать какие-либо движения.

Патология воли и эмоций может быть вызвана заболеваниями и нарушениями функциональных процессов в коре головного мозга. Нарушение кровообращения в правом полушарии лобной доли, где расположены центры, отвечающие целенаправленную деятельность человека.

Точно выяснить причину абулии, также как и других психических заболеваний, до сих не удалось. Эту патологию часто диагностируют в развитых странах, с высоким уровнем жизни, где с симптомами депрессии знаком каждый третий, а с тем или иным психическим расстройством – каждый пятый.

Считается, что спровоцировать развитие болезни может:

  • Стресс – именно негативное воздействие на нервную систему считают самым частым провоцирующим фактором развития психических заболеваний. Если человек постоянно находится в состоянии нервного напряжения, страха или агрессии, его нервная система истощается и у него могут возникнуть неврозы, депрессии или другие неврологические проблемы.
  • Психологическая травма – особенно опасны такие события в детском возрасте, когда формируется характер и основные личностные качества.
  • Неправильное воспитание – слишком властные или авторитарные родители тоже могут стать причиной развития апатико-абулического синдрома у детей.
  • Травмы головного мозга – любые повреждения головного мозга могут вызвать нарушение кровоснабжения, гипоксию коры головного мозга и, как следствие, психопатологию.
  • Инфекционные заболевания – особенно опасны менингиты, энцефалиты и болезни, при которых длительно держится высокая (выше 39 градусов) температура тела.
  • Наследственные заболевания – слабость, лабильность нервной системы и склонность к развитию любых психопатологий передается по наследству.
  • Другие психические заболевания – абулия часто сопровождает такие болезни, как депрессия, невроз, шизофрения и так далее.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  Интернет зависимость пора признать болезнью

Симптомы

Точно диагностировать это заболевание достаточно сложно, особенно в начале заболевания и при легких формах абулии. Симптомы абулии часто маскируются «ленью», апатией, другими заболеваниями, из-за чего больной вовремя не получает квалифицированную помощь и остаются наедине со своими проблемами.

Помочь в постановке диагноза могут следующие признаки абулии:

  • Сложности в принятии любых решений – больному тяжело принимать любые волевые решения и делать выбор. Это касается не только каких-либо важных определяющих вопросов, но и того, что приготовить на завтрак или купить в магазине.
  • Любое действие требует волевого усилия – привычные для человека действия: работа, уход за собой, домашняя работа требует от человека определенных усилий, ему приходится заставлять себя совершать их.
  • Ограничение социальных контактов – больные стараются общаться с как можно меньшим количеством людей. Некоторые избегают новых знакомств, а другие полностью изолируются от общества и не покидают своего дома.
  • Сложности в формулировании мыслей – больному тяжело вести диалог, формулировать свои мысли и поддерживать беседу.
  • Замедление мыслительных процессов – снижение работоспособности и ухудшение концентрации внимания также вызывают замедление мыслительных процессов.
  • Пренебрежение правилами личной гигиены – постепенно больные перестают ухаживать за собой. Мелкое пренебрежение правила ухода за собой может смениться полным безразличием к своему виду и состоянию. Больные не чистят зубы, не меняют одежду и не расчесываются.
  • Снижение базовых потребностей – по мере развития болезни человек может перестать есть и меньше спит.
  • Отсутствие интереса к увлечениям и привычным занятиям – человек «ленится» выполнять не только свою работу или какие-то хозяйственные дела, но и отказывается от любимых увлечений и хобби.
  • Спонтанность и скованность действий – больной, который осознает свою проблему, пытается бороться со своим состоянием и его действия часто кажутся окружающим странными, спонтанными и необдуманными.

Диагноз «абулия» выставляется при одновременном присутствии нескольких признаков одновременно, на протяжении 3-х и более месяцев. Выделяют несколько клинических форм и степеней апато абулического дефекта.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  Как побороть лень и апатию дома самому?

По степени выраженности:

  1. Легкая – наблюдается снижение воли и мотивации в определенных вещах, но поведение и поступки больного не сильно отличаются о привычного. Он продолжает совершать обыденные действия и общается с окружающими.
  2. Тяжелая – больной полностью или частично отказывается от выполнения привычных действий, включая самые элементарные: прием пищи, гигиенические процедуры и так далее.

Абулия у детей

Абулия у детей встречается достаточно часто. Легкая форма может возникнуть после инфекционных заболеваний, нервного переутомления или гормональной перестройки, более тяжелые сопутствуют другим психопатологиям: аутизму, шизофрении, умственной отсталости.

Психотерапевты считают, что очень часто родители сами провоцируют развитие абулического синдрома у детей. Неправильное воспитание может привести утрате мотивации или формировании особого «слабовольного» характера. А чрезмерные нагрузки и строгость приводят к истощению нервной системы и формированию невроза у ребенка.

Какие же причины могут привести к патологии воли у ребенка:

  • Инфекционные заболевания
  • Тяжелые соматические заболевания
  • Травмы головного мозга
  • Психотравмирующие ситуации
  • Депрессии
  • Гормональный дисбаланс.

У детей симптомы абулии могут отличаться от проявлений болезни у взрослых. Маленькие дети становятся вялыми, мало эмоциональными или тревожными, истеричными. Они отказываются совершать какие-либо действия, не обучаются новым навыкам и часто забывают уже освоенные.

У подростков абулия обычно сопровождается апатией. Они отказываются ходить в школу, выполнять домашнюю работу и вообще делать что-либо.

Лечение

Лечение абулии начинается с определения сопутствующих расстройств. При шизофрении это могут быть нейролептики, при депрессии –антидепрессанты и так далее.

Обязательно обращение к психотерапевту и изменение образа жизни больного.

Особенно сложно лечение абулии у детей, для выздоровления и стабилизации состояния необходима большая, комплексная работа семьи, врача-невропатолога, психиатра и детского психотерапевта.

Источник: https://opsihoze.ru/narusheniya-volevyh-protsessov/rasstrojstva-voli-narushenie-voli-pogovorim-ob-abulii.html

Как сделать из подростка человека

Грубит, лжет, прогуливает школу, убегает из дома… Вот и ваш милый домашний ребенок превратился в несносного подростка. Как с ним справиться?

Опубликовано: 19 октября 2007 г.

…Если бы папе Леше несколько лет назад сказали, что будет вытворять Антон в пятнадцать лет, Алексей бы просто рассмеялся. Это их-то Антошка, который в младших классах занимался бальными танцами, а потом – футболом, хорошо учился, радовал маму и папу примерным поведением, будет бродяжничать и после 9-го класса бросит школу?!

К сожалению, случилось именно так. Потянулись месяцы ничегонеделания. Пробовали устроить парня на работу, но это показалось ему скучным. Антон ничем не занимался, целыми днями болтался с друзьями, иногда ночевал у них, иногда куда-то уезжал… И поражал безграничной необязательностью: чего ни попросишь, вроде не отказывал, но не выполнял. Казалось, он не жил, а безвольно плыл по течению.

Иногда родителям звонили Антошкины друзья и жаловались, что он взял взаймы деньги и не возвращает. Родители возмущались, но долги сына раздавали.

Однажды в день оформления квартирной сделки они всей семьей должны были прийти к нотариусу, о чем сто раз напомнили сыну. И он действительно был дома, только на полчаса вышел к приятелю, соседу по подъезду… а вернулся через два дня.

Отец – красноречивый адвокат – не нашел слов, чтобы оценить поступок сына, а просто вытащил из брюк ремень…

Что же заставляет подростков вести себя так, будто они с ума посходили? И как с ними справиться?

Такое поведение принято объяснять поиском своего места в обществе. Подростки хотят получить права взрослых, но не спешат взять на себя их обязанности, да и не могут, потому что не готовы. Все это так. Но есть и другие причины – биохимические.

Любовь САМСОНОВА, кандидат медицинских наук, доцент кафедры эндокринологии детского и подросткового возраста ГОУ ДПО РМАПО Росздрава:

Одна из причин, по которым подросткам трудно учиться, – дефицит йода. Им страдают 80-90% населения России, те, кто живет вдали от моря. Йод не вырабатывается в организме и не накапливается, он каждый день должен поступать с пищей и расходоваться на синтез гормонов щитовидной железы.

Эти гормоны регулируют работу всех систем организма, в первую очередь – центральной нервной системы. Недостаточно гормонов – снижается память, ухудшается наглядно-образное мышление, рассеивается внимание. Подросткам йода требуется больше, у них очень высока скорость всех обменных процессов.

Безволие, лень, утомляемость – это опять-таки нехватка йода, он определяет не только интеллектуальную работоспособность, но и физическую.

Что делать родителям?

Используйте йодированную соль, другой в доме просто быть не должно. И обязательно давайте ребенку йодид калия. Подросток должен получать не менее 200 мкг йода в сутки каждый день в течение всего полового созревания, то есть на протяжении 3-5 лет.

Анатолий СЕВЕРНЫЙ, кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник НЦ психического здоровья РАМН, президент Ассоциации детских психиатров и психологов:

У мальчика неустойчивый тип характера. Такие подростки зависимы, идут на поводу у окружения, интересов, кроме как «потусоваться», у них нет. К тому же парень явно переживает кризис мотивации, состояние, которое у подростков отмечается часто, но, к сожалению, мало изучено. Ребенок обычно хочет того, чего хотят и ждут от него родители.

Ему важно получить одобрение мамы и папы. В подростковом возрасте эта мотивация сменяется собственной. Теперь он должен реализовать то, что хочет сам.

Но если родительская мотивация уже отвергнута, а собственная еще не созрела, подростку ничего не хочется, он делает то, что делает его ближайшее окружение: идет за тем, кто позовет, живет «за компанию».

Что делать родителям?

Ждать, пока у ребенка возникнет собственная мотивация. Но не сложа руки, а постоянно предоставляя ему возможность попробовать себя в каком-нибудь деле.

Мария РАДИОНОВА, кандидат психологических наук, доцент факультета психологического консультирования МГППУ:

Наберитесь терпения. Закончится гормональная перестройка, уйдут импульсивность, раздражительность, агрессия, созреет кора головного мозга, легче станет учиться. Но останавливайте любые проявления неуважения к себе! Не превращайтесь в безропотную жертву.

Продолжайте любить ребенка, который ведет себя так скверно. Всячески показывайте ему, что вы не махнули на него рукой, а верите, что он хороший и способен на хорошие поступки. Ему сейчас не менее трудно, чем вам.

Читайте также:  Нлп, нейролингвистическое программирование - психология

Сохраняйте контакт, старайтесь как можно чаще говорить по душам, без угроз и обвинений. Даже если вы не разделяете взглядов сына или дочери, выслушайте их точку зрения.

Старайтесь сохранять спокойствие. Помните, что гарант спокойствия в отношениях с ребенком – именно вы, взрослый.

Чтобы поддержать душевное равновесие, используйте прием «изменение видения». Не думайте о глобальных катастрофах в перспективе: «станет наркоманом», «пойдет на панель»… Рассматривайте каждый конкретный день, плюсы и минусы вашего общения сегодня. И обсуждайте их, сохраняя уважение к подростку.

Источник: http://zdr.ru/articles/kak-sdelat-iz-podrostka-cheloveka

Глава 12. Психология несовершеннолетних. // Проблема несовершеннолетних в юридической психологии

Глава 12. Психология несовершеннолетних. // Проблема несовершеннолетних в юридической психологии105

Преступность несовершеннолетних обусловлена взаимным влиянием отрицательных факторов внешней среды и личности самого несовершеннолетнего. Чаще всего преступление совершают так называемые «трудные», педагогически «запущенные» подростки.

В ряде исследований отмечается, что для подростков-правонарушителей характерен низкий уровень развития познавательных и общественных интересов. На формирование идеалов такого подростка чрезмерное влияние оказывают сверстники, особенно старшие по возрасту, имеющие опыт антисоциального поведения.

У большинства таких подростков в структуре личности доминируют отрицательные качества: лень, безволие, безответственность, конформизм, нечуткость, агрессивность и т. п.

Важнейшим условием формирования личности «трудного» подростка в большинстве случаев являются отрицательные семейные условия: отсутствие нормальной нравственной среды в семье очень часто воспитывает эгоцентризм и другие негативные качества.

Весьма часто такое искажение нравственной атмосферы бывает связано с алкоголизмом родителей или родственников, их аморальным поведением и т. д.

Однако нередки случаи, когда искаженную нравственную атмосферу вокруг несовершеннолетнего создают любящие его и желающие ему всякого добра, но не обладающие достаточной педагогической культурой родители.

Как правило, для трудновоспитуемых подростков характерно отрицательное отношение к учебе, которое в конечном счете противопоставляет их коллективу класса, школы, училища и т. п.

В подавляющем большинстве случаев в число подростков-правонарушителей попадают те, кто не сумел найти свое место в школьном коллективе в связи с отрицательным отношением к нему.

Подр

остковый, отроческий возраст (11-13, 14-15 лет) является переходным, главным образом, в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания, параллельно которому достигают в основном зрелости и другие биологические системы организма.

В социальном плане подростковая фаза — это продолжение первичной социализации. Подростки этого возраста, как правило, школьники, они находятся на иждивении родителей (или государства), их ведущей деятельностью остается учеба. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского.

Психологически этот возраст крайне противоречив. Для него характерны диспропорции в формировании и темпах развития, обусловленные в значительной мере биологически.

Важнейшее из появившихся чувств — чувство взрослости -представляет собой главным образом новый уровень притязаний, предвосхищающий будущее положение, которого подросток фактически еще не достиг

Юношеский возраст (от 14 до 18 лет) представляет собой в буквальном смысле слова «третий мир», существующий между детством и взрослостью. Биологически — это период завершения физического созревания. К концу этого периода основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены, так что дальнейшее физическое развитие можно рассматривать уже как принадлежащее к циклу взрослости.

Социальное положение юношества неоднородно. Юность — завершающий этап первичной социализации. Подавляющее большинство юношей и девушек — еще учащиеся, их участие в производительном труде рассматривается не только и не столько с точки зрения его экономической эффективности, сколько с точки зрения его воспитательной ценности.

Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет и особенности его психики. Многих юношей еще остро волнуют проблемы, унаследованные из подросткового этапа, — собственная возрастная специфика, право на автономию от старших и т. п.

В нормальных условиях процесс усвоения моральных и правовых норм поения заканчивается в подростковом возрасте (к 14-16 годам).

Это обстоятельство учитывается законом, который установил частичную уголовную ответственность за убийство, кражи, грабежи, разбои, изнасилования и другие опасные преступления) с 14 лет и полную уголовную ответственность за все преступления, предусмотренные уголовными законами, — с 16 лет.

Личность «трудного» подростка прежде всего характеризуется низким уровнем социализации и отражает пробелы и недостатки в трех основных сферах его воспитания: в семье, в школе (ПТУ) и на производстве. С другой стороны, наличность трудного подростка, как правило, излишне большое влияние оказывает особая сфера — улица, двор, «уличная группа с отрицательной направленностью».

Скачкообразное, резкое появление качественно новых свойств психики подростка в свою очередь требует от взрослых, родителей и учителей как перестройки характера отношений, общения с ребенком, так и изменений системы воспитательных мер и воздействий

Повышенная конфликтность, особенно в отношениях со взрослыми, родителями и учителями, которая нередко проявляется в подростковом возрасте, объясняется не только органическими изменениями, но и тем, что меняется вся система отношений подростка и со взрослыми, и со сверстниками.

С рождения начинается процесс социализации человеческой личности. Это активный процесс усвоения навыков социального поведения.

Большинство родителей, конечно же, любят своих детей, особенно когда они маленькие. Но в этой любви не хватает уважения к ребенку. Свобода маленьких детей с самого начала ограничивается, их познавательная активность не находит выхода, притупляется.

Школа принимает эстафету от родителей и детского сада. Процесс обучения и воспитания в ней в настоящее время не способствует творческой активности. Это проявляется в учебных программах и в общей атмосфере, ориентированной на воспитание пассивности, исполнительности.

Феминизация школьного педагогического корпуса привела и к выдвижению на все «ответственные» общественные посты в школьном самоуправлении девочек: «они послушнее и исполнительнее».

Мальчикам все чаще достается роль пассивной оппозиции.

Не желая принять эту роль, многие мальчики «выходят» из семьи и школы в подворотню, где между ними стихийно складываются группы «трудных» ребят с отклонениями в поведении.

Таким образом, накопилось достаточное количество поводов для возникновения острых конфликтов и столкновений между взрослыми и подростками как в семье, так и в школе, на улице, в общественных местах.

Немалую роль при этом играет и несдержанность, педагогическая несостоятельность взрослых, не желающих уважать личное достоинство подростка, считаться с его возрастными психологическими особенностями и стремящихся действовать сугубо авторитарными методами, которые порой выражают неоправданно оскорбительное отношение к формирующейся личности.

Кризисность подросткового возраста с более или менее выраженной тенденцией к криминализации также проявляется в том , что у подростков существенно перестраиваются отношения со сверстниками.

Подростковая гиперсексуальность требует особо внимательного отношения к проблеме полового воспитания.

Там, где приобщение к половой жизни происходит в раннем возрасте и в циничных обстоятельствах, возникает реальная возможность деморализации личности юноши, формирования потребительски-развлекательного отношения к женщине, неспособность управлять своими инстинктами и как следствие этого — неспособность к моногамии, к сохранению верности в браке

Особое место среди неблагоприятных характеристик, составляющих психофизиологические предпосылки асоциального поведения, занимает отставание в умственном развитии, олигофрения, обусловленная органической отягощенностью врожденного, наследственного характера либо наступившая в результате черепно-мозговых травм и заболеваний центральной нервной системы, перенесенных в возрасте до двух-трех лет. Социальная адаптация детей с отставанием в умственном развитии, равно как и профилактика асоциальных отклонений у этих детей, должны осуществляться по особым программам во вспомогательных учебно-воспитательных учреждениях.

Извращенные биологические потребности как психобиологические предпосылки асоциального поведения встречаются у несовершеннолетних значительно реже, чем у взрослых преступников, но тем не менее и они не должны выпадать из поля зрения криминологического анализа.

Сюда можно отнести юношескую гиперсексуальность, не сублимированную в социально активные формы деятельности, закрепившуюся на уровне дурных привычек (потребность в алкоголе, наркотиках).

Борьба с такого рода явлениями требует комплексных мер как педагогического, медицинского, так и административно-принудительного характера.

Глубокое и всестороннее исследование психологических предпосылок возникновения и развития наркомании в молодежной среде дает возможность выявить основные закономерности этого явления, разработать комплексные рекомендации, направленные на борьбу с преступностью в сфере злоупотребления наркотиками.

Группы людей, имеющих потребность в наркотиках, обслуживает система наркобизнеса, который представляет собой сложное социальное явление теневой экономики, образующее иерархическую структуру управления и эксплуатации в процессе изготовления и потребления наркотиков большими массами людей

Даже когда речь идет о психофизиологических предпосылках отклоняющегося поведения в частности о нервно-психических болезнях и патологиях мы видим, что и здесь важную роль играет социальный фактор, особенности ближайшего окружения индивида Наряду с отклонениями нервно-психического характера, особую проблему представляет социальная адаптация умственно отсталых детей.

Специальные исследования показывают, что у олигофренов отсутствует фатальная предрасположенность к преступлениям'. При адекватных их психическому развитию методах обучения и воспитания они в состоянии усваивать определенные социальные программы, получать несложные профессии, добросовестно трудиться и быть в меру своих возможностей полезными членами общества.

Однако же умственная неполноценность этих детей, безусловно, затрудняет их социальную адаптацию, при особых неблагоприятных условиях в силу своей повышенной внушаемости они могут легко попадать под влияние более взрослых, опытных преступников и быть слепым орудием в их руках.

И эти обстоятельства нельзя не учитывать в деятельности органов профилактики и специальных учебно-воспитательных учреждений, занимающихся проблемами социальной адаптации олигофренов.

Слабоумие детей, являясь одной из психобиологических предпосылок отклоняющегося поведения, само нередко оказывается порождением социальных факторов, в частности алкоголизма.

Указывая на комплексный характер воспитательно-профилактических мер, на необходимость дальнейшей педагогизации и психологизации деятельности органов профилактики, своевременного привлечения медицинской помощи, расширения сети специальных учебно-воспитательных учреждений, рассчитанных на детей с различными нервно-психическими отклонениями и патологиями, следует подчеркнуть, что ведущая роль в предупреждении правонарушений отводится мерам общего социально-педагогического характера: совершенствованию системы образования и воспитания подрастающего поколения, оздоровлению ближайшего окружения детей и подростков и прежде всего условий их семейного воспитания.

< Попередня   Наступна >

Источник: http://radnuk.info/ros-pidrychnuk/psihologiya/539-vasilev/14116—12———.html

Е. Федотова — Юридическая психология. Шпаргалка

Е. Федотова - Юридическая психология. ШпаргалкаПоказания потерпевшего зависят от объективных и субъективных факторов. Изучение психологических закономерностей формирования показаний и их особенностей у потерпевшего, а также глубокое исследование мотивации его действий помогают следователю выбрать необходимые тактические приемы для получения достоверных сведений.

Показания потерпевшего не всегда являются объективными. Он может стремиться отомстить преступнику за причиненные страдания, боль, оскорбления, а иногда желает получить максимальную материальную компенсацию от правонарушителя. Также потерпевший может преследовать корыстные цели и преувеличивать размеры причиненного ему вреда.

Под влиянием уговоров родственников и друзей преступника, из жалости к преступнику потерпевший может намереваться смягчить участь обвиняемого или пытаться скрыть собственное непристойное поведение.

В его показаниях может быть выражено и его отношение к совершенному противоправному деянию, а также могут содержаться его объяснения тех или иных фактов, выдвигаемые им версии, аргументы и их обоснование.

Когда потерпевший заинтересован в раскрытии преступления и изобличении его подлинного виновника, интересы потерпевшего полностью соответствуют задаче установления истины.

Причины и условия преступления и конкретные обстоятельства не могут быть полностью раскрыты без учета личности потерпевшего, поскольку очень часто противоправные действия обвиняемого провоцируются неправомерными и неосмотрительными, а иногда и легкомысленными действиями самого потерпевшего. Поведение потерпевшего может влиять на вину обвиняемого, а необходимая оборона может исключать ее. От личности потерпевшего и от его поведения зависит осуществление преступных намерений, его активная оборона от противоправных посягательств, и оборона общественных интересов и т. д.

Читайте также:  Виды запоминания - психология

Главным фактором в расследовании преступления является правосознание потерпевшего. Оттого, насколько негативно потерпевший относится к противоправным деяниям и насколько хочет помочь следствию и правосудию, зачастую зависит достоверность и точность его показаний.

Показания потерпевшего — это важный процессуальный документ. Их следует оценивать с точки зрения его доказательственного значения, учитывая особенности личности потерпевшего. Следователю необходимо установить психологический контакте потерпевшим с учетом его индивидуальных особенностей и психического состояния, тем самым обеспечить полноту и точность показаний.

В показаниях потерпевшего с целью исключения ошибок следователю важно учитывать особенности восприятия потерпевшим обстоятельств дела и личности преступника в момент совершения преступления.

Для несовершеннолетних нарушителей характерен низкий уровень развития познавательных и общественных интересов, поэтому чаще всего преступление совершают педагогически запущенные подростки.

В структуре личности подростков-нарушителей преобладают такие отрицательные качества, как:

1) лень;

2) безволие;

3) безответственность и т. д.

Антисоциальное поведение несовершеннолетних формируется под влиянием факторов внешней социальной среды, а также характеризуется индивидуальными особенностями личности подростка, которые определяют его индивидуальное реагирование на разнообразные жизненные ситуации. Главным условием формирования личности трудного подростка являются негативные семейные факторы, отсутствие нормальной нравственной среды в семье и в окружении подростка. Для трудновоспитуемых подростков, как правило, характерно отрицательное отношение к учебе и повышенная конфликтность в отношениях со взрослыми, родителями и учителями, которая зачастую проявляется в подростковом возрасте. Этот факт объясняется не только органическими изменениями, но и тем, что меняется вся система взаимоотношений подростка со взрослыми и со своими сверстниками.

Подростковый возраст (11–14 лет) очень противоречив. Для этого возраста характерны диспропорции в формировании и темпах развития подростка, обусловленные биологическими причинами.

Главная психологическая характеристика этого возраста заключается в чувстве зрелости подростка. Это совершенно новый уровень, предвосхищающий будущее положение, которого фактически подросток не достиг.

Из этого вытекают типичные возрастные конфликты в самосознании подростка.

Юношеский возраст (от 14 до 18 лет) представляет собой период завершения физического созревания.

В этот период подростков еще остро волнуют проблемы, полученные на предыдущем этапе, например собственная возрастная специфика, право на автономию от старших и т. д.

В это время перед ними стоит проблема социального и личностного самоопределения, которая требует четкой ориентировки и определения своего места во взрослом мире.

Группы индивидуальных особенностей подростков, которые при отсутствии специальных корректирующих мер могут выражаться в различных социальных отклонениях несовершеннолетних:

1) различные нервно-психические заболевания, отклонения;

2) кризисные явления, которые определяют психофизическое развитие в подростковом возрасте и порождают трудновоспитуемость;

3) отставание в умственном развитии, олигофрения;

4) различные физические недостатки, дефекты речи, внешняя непривлекательность, что служит причиной негативного отношения к подросткам;

5) извращенные биологические потребности.На формирование личности трудного подростка влияют:

1) негативные семейные условия, частые ссоры в семье, скандалы родителей и т. д. Такие отрицательные факторы приводят к разрушению тормозных процессов у подростков, к появлению вспыльчивости, повышенной возбудимости и несдержанности;

2) отстранение подростка от какой-либо активной деятельности может привести к инфантильности и неспособности преодолевать жизненные трудности;

3) один ребенок в семье при прочих равных условиях скорее вырастает эгоистом или лентяем, нежели ребенок в многодетной семье;

4) рост потребностей опережает рост возможностей их удовлетворения.

Препятствием для полноценного развития личности подростков с завышенной самооценкой является их пониженная критичность к себе. Подростки с заниженной самооценкой не могут нормально развиваться из-за повышенной самокритичности. Многие трудные подростки отличаются различными нарушениями в области эмоциональной сферы. У них могут случаться неврозы и невротическое развитие.

Антисоциальное поведение подростка связано с влиянием особенностей внешней социальной среды, а также с индивидуальными особенностями личности подростка. Для несовершеннолетних правонарушителей характерно совершение преступлений в группе. Криминальную направленность группы определяют количественные и качественные характеристики:

1) участие в группе ранее судимых, которые не работают и не учатся, злоупотребляют алкоголем или наркотиками, занимаются азартными играми;

2) наличие в группе осознанного лидера;

3) авторитарный стиль управления группой;

4) преимущественно криминальная направленность группы;

5) формирование субкультуры группы, а именно использование жаргона, специальной клятвы, особого ритуала поведения и т. п.;

6) распределение ролей и функций при совершении преступления.

Во многих группах подростки стремятся казаться старше своих лет, подражают взрослым и с легкостью завязывают случайные знакомства. В центре внимания внутренней обстановки преступления подростка лежит его личность.

В процессе изучения его личности необходимо определять психологический детерминант антиобщественного поведения на различных этапах его развития.

Можно выделить 4 типа импульсивного преступного поведения в зависимости от того, какие состояния личности были причиной ослабления сознательного контроля над поведением:

1) преступления, совершенные в состоянии глубокого алкогольного опьянения;

2) преступления, совершенные в состоянии аффекта;

3) преступления лиц, находящихся в состоянии болезни или усталости;

4) скоротечные преступления, т. е. произошедшие спонтанно, необдуманно.Знание психологических особенностей подростков способствует правильному решению задач расследования преступлений и перевоспитания несовершеннолетних преступников.

Анализ личности несовершеннолетнего правонарушителя на предварительном следствии соответствует следующим факторам:

1) наследственно-биологические факторы, сюда можно отнести алкоголизм, предрасположенность к нервным или психическим заболеваниям одного из родителей и т. д.;

2) ближайшее окружение подростка, т. е. семья, социально-экономический статус родителей, воспитание подростков, школа, отношение к учебе и т. д.;

3) личностные характеристики подростка, т. е. особенности характера и темперамента, ценностные ориентации подростка и т. д.;

4) правосознание подростка.

Для изучения условий жизни и воспитания несовершеннолетнего необходимо установить:

1) полностью состав семьи подростка;

2) возраст, образование, место работы, учебы и другие сведения о занятии и поведении в быту каждого члена семьи подростка, если это необходимо по делу;

3) проживают ли оба родителя совместно с несовершеннолетним; если кто-либо из родителей отсутствует, то установить причину;

4) интересовались ли родители или другие взрослые члены семьи учебой, досугом, кругом знакомых и друзей, среди которых несовершеннолетний проводил свое свободное время;

Источник: https://profilib.net/chtenie/94663/e-fedotova-yuridicheskaya-psikhologiya-shpargalka-11.php

Подростковая лень — Психолог в СПб

Подростковая лень - Психолог в СПб

Подростковая лень – первый индикатор разгара переходного возраста.Больше всего лень у подростков распространяется на учёбу. Делать уроки совсем не хочется, если хочется, то не можется – не заставить себя никак. Успеваемость резко падает вниз. В школе обычное дело, когда ребёнок до 5-6 класса был отличником, а теперь в его дневнике одни тройки и двойки.

Следующий плацдарм для разгула подростковой лени – домашние обязанности, особенно уборка квартиры, вынос мусора, мытьё посуды. Подростка, который бы ежедневно надраивал свою комнату – свою личную территорию — увидишь крайне редко.

Каковы же причины лени подростка? Конечно же, гормональная перестройка, приводящая к вялости, рассеиванию внимания, к усилению сексуальных интересов, по сравнению с которыми школьная рутина – пытка. Конечно же, снижение учебной мотивации. Мотивация – это двигатель любой бурной деятельности. В подростковости этот двигатель учёбы абсолютно не исправен.

Ценность учёбы рушиться под натиском желания общаться со сверстниками, поскольку взаимодействие с ровесниками в этом возрасте является основной потребностью тинэйджера.
Подросток живёт здесь и сейчас, ему крайне трудно представлять далёкие жизненные перспективы, и то, что необходимо, упорно трудиться – учиться ради счастливого будущего. А сейчас ему хочется общаться.

Ещё одна причина подростковой лени – бурная эмоциональная жизнь, характерная для этого возраста.

Эмоции захватывают, дестабилизируют, сильно снижается самоконтроль, взять себя в руки и заставить что-то делать становиться почти невозможно, внимание постоянно непроизвольно переключается на то, что наиболее значимо для тинэйджера и приносит ему удовольствие: отношения, любовь, секс, увлечения.

Как же вырвать своего любимого ребёнка из лап всепоглощающей лени? Борьба с ленью должна основываться на следующих трёх китах:
— повышение учебной мотивации,
-развитие воли или произвольности (делать произвольно означает делать то, что надо, а  не то, что хочу),
— гармонизация эмоционального состояния подростка.

В развитии учебной мотивации колоссальную роль играет учитель. Нудные лекции и санкции низкими оценками для такого возраста не допустимы. Уроки такого учителя будут прогуливаться, предмет станет ненавистным на всю жизнь.

Вот если методами преподавания станут дискуссия, диалог с учащимися, написание работ, сочинений на темы, которые им близки с вкраплениями в них тем уроков, этот учебный предмет обязательно полюбится тинэйджерами. Например, если проанализировать с помощью классной дискуссии рассказ А.П.

Чехова  и дать задание ученикам написать свой рассказ о современной жизни с подобным сюжетом, русский язык и литература перестанут восприниматься как бесполезные предметы, а учитель будет рассматриваться подростками как интересная личность, его уроки станут любимыми. Главное, занятия должны вызывать интерес у школьников и понимание своей нужности и необходимости для жизни.

Конечно, такие передовые учителя большая редкость, хотя талантливый преподаватель первоочередной своей задачей ставит заинтересовать своим предметом учеников, повысить ценность этого предмета в их глазах и обязательно вселить уверенность, что они на практике в своей жизни применят полученные навыки.

Однако если Вашего ребёнка обучают в школе совсем другие преподаватели, что делать? Выполнить эту часть работы за них. Если трудности вызывает физика, например, пойти в интерактивный музей занимательных наук или лунариум (в планетарии). На практике рассмотреть те или иные физические явления.

Если Вашему ребёнку никак не удаётся прочесть заданный в школе роман, сходите на спектакль по этому произведению.
Школьники, запустившие уроки, могут очень сильно отставать от класса и освоить новую тему вместе со всеми им порой невозможно, даже если они сильно этого захотят.

Помогите Вашему ребёнку, уделите ему своё время (дарить своё время в наши дни близкому – это, прежде всего, дарить свою любовь), объясните на пальцах пропущенный материал, если он Вам не понятен, разберите вместе с Вашим ребёнком трудный материал. Такое совместное творчество принесёт в разы больше положительных результатов, чем занятия с репетиторами.

Поддерживайте подростка своей верой в его силы и успех. Никогда не говорите при ребёнке, что Вам не интересна Ваша работа или, что она каторжная. Плохое отношение к своей работе у родителей убивает любую учебную мотивацию их ребёнка.

Кто захочет повторять мученический путь своих предков, которые учились, учились, а теперь страдают на работе? Запугивать, что станешь дворником тоже не стоит, ведь в жизни полно примеров, когда отъявленные неучи богатели, а те, кто в детстве учились на отлично, потом нищенствовали.

Резюмируя, можно сказать, что развить учебную мотивацию можно только заинтересовав подростка процессом учёбы (давая творческие задания, которые ему по силам), связав знания, получаемые в школе с жизненной практикой именно этого тинэйджера в его жизни сейчас, а не в далёкой перспективе, и добиваясь, чтобы учебный материал стал адекватным для восприятия Вашего ребёнка.

Читайте также:  Стандартизация теста сат - психология

Если этого не делать, учебная мотивация не повыситься.
Следующее  направление борьбы с ленью у подростка – развитие воли и произвольности. Каковы качества волевого человека? Инициативность, активность, целеустремлённость, ответственность, умение принимать решения, решительность.

Подросток обязательно должен участвовать в ПРИНЯТИИ семейных РЕШЕНИЙ за большим круглым столом. Например, куда поехать отдыхать в отпуске, выбора школы или съёмной квартиры, по поводу крупных покупок и т.д.  Необходимо выслушать все точки зрения в семье, в том числе и детей – подростков, а потом совместно принимать решения.

Так ваш ребёнок на практике узнает, как  нужно принимать решения, и как они важны в жизни. У ребёнка, а тем более тинэйджера, всегда нужно поощрять стремление проявить ИНИЦИАТИВУ. Если у Вашего чада в голове созрел проект, то поддержите его. В реальности родители принимают важнейшие решения в жизни своего ребёнка, не советуясь с ним, а инициатива подавляется.

Инициатива вырастает из интереса, а родители, увы, часто не осведомлены об интересах своего ребёнка и полагают, что лучше, чем их ребёнок знают, что должно быть ему интересно. Чем больше в этом мире интересов у Вашего ребёнка, тем меньше места для лени в его жизни. Интерес стимулирует активность и инициативу. АКТИВНОСТЬ – умение действовать для того, чтобы достичь поставленной цели.

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ – великое качество. Подростку обязательно нужно научиться ставить перед собой цели и достигать их. Допустим, у него появилось желание научиться играть на гитаре. Пусть поставит и сформулирует цель «Научиться играть на гитаре». Цель всегда формулируется с участием глагола, ведь она связана с действиями. Чтобы действовать — нужно ПЛАНИРОВАТЬ.

И даже, если в Вашей семье принято действовать спонтанно, для того, чтобы подросток был активным и волевым, необходимо научить его планировать. Планировать обучение игры на гитаре, планировать свой день – завести тетрадку и писать там план на каждый день, планировать повышение успеваемости. Анализировать полученный результат, что удалось, а что нет.

РЕШИТЕЛЬНОСТЬ так же необходимо развивать для того, чтоб не быть ленивым. «Лучше что-то сделать и пожалеть, чем не сделать и пожалеть». Когда одолевают сомнения, неуверенность в себе, когда кажется, что всё напрасно и закончиться неуспехом, нужно быть решительным и переломить себя, действовать, веря в свои силы и достижение успеха.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Важно, чтобы подросток отвечал за свои поступки, за свои обязанности по дому, за свою учёбу. Если на данном фронте у него полный штиль, то давайте ему мелкие поручения, за которые он бы нёс ответственность. Потом можно перейти на более крупные участки деятельности.
Эмоциональное состояние,  так же как безволие и отсутствие учебной и трудовой мотивации может уводить тинэйджера от деятельности. Тяжёлые переживания по поводу отношений с одноклассниками, страдания от неразделённой любви, мучения от изменений своего тела, муки от школьной неуспеваемости, вина из-за развода родителей – всё это может привести к отказу от учебных занятий, к протесту, в том числе и тихому против семьи и как следствие невыполнению семейных дел. Так что задача родителей проявить чуткость, приглядываться к своему взрослеющему чаду и, заметив сильные изменения в его настроении, поговорить с ним по душам, быть в курсе его дел и оказывать поддержку в личных делах и трудностях.
Итак, лень – это мощный враг, но одолеть его можно. Нужно учитывать, что дракон этот дышит огнём временно. К моменту вступления во взрослость его сила значительно уменьшиться. Тем не менее, родителям важно не быть ленивыми и действовать, опираясь на 3-х китов: развитие учебной мотивации, укрепление воли – произвольности и гармонизируя эмоциональное состояние подростка.

Вы всегда можете обратиться ко мне за психологической помощью со своим подростком, или лично очно, за консультацией по скайпу или телефону.

Храмченко Н.С.
27.10.2013


Если вы считаете этот сайт интересным, полезным, пожалуйста, поделитесь ссылкой на него (либо какую-либо из статей) в
своей странице в соцсети, блоге, сообществе, группе. Ваши читатели оценят, если вы снабдите ссылку своими комментариями.

Источник: http://www.psyhologvspb.ru/podrostkovaya-len.php

Проблемы волевой саморегуляции: абулия или слабоволие?

Каждый человек хотя бы однажды испытывал временную нехватку силы воли, когда совсем ничего не хочется делать или нет достаточной мотивации для выполнения определенного задания. Но как отличить банальное слабоволие, лень, апатию от абулии – заболевания, которое может свидетельствовать о наличии психического расстройства? Абулия или слабоволие? На этот вопрос вы найдете ответ в статье.

Сила воли и слабоволие

Воля – это способность человека сознательно действовать в направлении поставленной цели, преодолевая внутренние и внешние препятствия.
В основе волевого поведения лежит сложный психологический механизм, включающий:

  1. Опосредованность. Волевое поведение не ситуативно и не импульсивно, а определено как средство достижения цели.
  2. Внутренний интеллектуальный план. Волевые действия совершаются обдуманно; в принятии решения совершить тот или иной шаг участвует мышление.
  3. Сознательная регуляция деятельности. Это функция воли, заключающаяся в контроле осознанного приятия решений, которые определяют дальнейший ход жизни.

Воля – это еще и источник активности человека. Когда появляются проблемы с волевой саморегуляцией, индивид становится пассивным, безынициативным, грубо говоря, он с уровня жизнедеятельности переходит на уровень существования.

Воля развивается в онтогенезе. Первые ее проявления можно увидеть, когда младенец начинает управлять своими движениями, чтобы достичь желаемого. Только к концу дошкольного возраста воля развивается до уровня, когда у ребенка получается поставить перед собой задачу и упорно, целенаправленно ее выполнять.

Формирование воли осуществляется не только в силу развития и роста ребенка, но и под влиянием родительского воспитания и, позже, самовоспитания. Слабая воля – это признак огрехов во время воспитания, которые могут быть устранены путем самовоспитания.

О волевой личности говорят что это «человек с характером». Характер есть абсолютно у всех людей, но хорошо развитая сила воли делает человека волевой личностью, а слабо развитая воля – слабовольным и слабохарактерным.

Слабоволие – это не отсутствие воли, а лишь ее недостаточная развитость.  Слабоволие как духовно-нравственное качество личности называют малодушием. Немаловажно отметить, что слабоволие считается отрицательным качеством личности, так как человек, имеющий все шансы развить силу воли и не делающий этого, самостоятельно ухудшает качество своей жизни.

Слабовольный человек страдает от отсутствия стойкости, упорства, целеустремленности, самостоятельности, а также от лени, скуки, праздности, апатии, от того, что легко управляем другими людьми, поддается манипуляциям и различного рода соблазнам, но при этом ничего не предпринимает, чтобы изменить свой характер.
Да, человек может быть слабовольным в силу врожденных особенностей высшей нервной деятельности (например, слабоволию более подвержены меланхолики и сангвиники), но это не исключает возможности развития воли путем самосовершенствования.

Сила воли как способность сознательно управлять поступками и эмоциями вырабатывается путем систематических тренировок. Она формируется как любая другая привычка. Нужно взять себя в руки и заняться самовоспитанием.

Конечно, такую работу нал собой нельзя назвать легкой, но, совершенствуя волю, человек развивает:

  • решительность,
  • целеустремленность,
  • настойчивость,
  • смелость,
  • выдержку,
  • самостоятельность и другие волевые качества, способствующие личностному росту.

Одно дело бороться с ленью, представляющей собой недостаток трудолюбия или апатией как защитным механизмом психики во время нервных перегрузок и иными проявлениями слабости характера, другое дело, когда воля отсутствует по причине имеющейся или развивающейся патологии.

Абулия: понятие, виды, симптомы

Абулия или безволие – это психопатологический синдром и состояние патологического отсутствия воли, когда человек не способен выполнять необходимые действия, хотя и осознает такую потребность.

Люди, страдавшие абулией, описывают это состояние как неспособность перейти от желания к действию из-за отсутствия внутренней энергии.

Абулия проявляется как общая вялость в сочетании с отсутствием инициативы и побуждений к деятельности.

Кроме того, симптомами абулии являются:

  • сложности в начале и продолжении целенаправленных движений;
  • неспособность принимать решения;
  • снижение социальных контактов;
  • пассивность и понижение интереса даже к досугу, играм, развлечениям;
  • скудность жестов и речи;
  • снижение или отсутствие эмоциональных реакций;
  • необъяснимые внезапные телодвижения;
  • долгие паузы перед ответом на вопрос;
  • нечистоплотность и невнимание к собственной внешности;
  • потеря аппетита.

Абулия – это состояние по уровню утраты мотивации находящееся между апатией и акинетическим мутизмом (заболевание, при котором человек не говорит и не двигается, хотя физически на это способен).

В зависимости от причин возникновения, абулия может быть кратковременным явлением, периодически возвращающимся или постоянным состоянием. Встречается абулия как у детей, так и у взрослых и пожилых людей.
Абулия бывает:

  • врожденная, наблюдается при глубоких степенях умственной отсталости;
  • приобретенная вследствие депрессии, психоза, шизофрении, деменции, после инсульта, нейроинфекций, черепно-мозговых травм, а также при других психических и неврологических расстройствах.

Ученые сходятся во мнении, что к развитию абулии приводит либо повреждение определенных участков головного мозга (главным образом, лобной доли) либо недостаточное их кровоснабжение. Кроме того, абулия может быть вызвана алкоголизмом и наркоманией.

Заболевание может возникнуть и по чисто психологической причине: человек чувствует себя никому не нужным и всеми забытым, поэтому теряет всякий интерес к жизнедеятельности.

В таком случае больному помогает возвращение ответственности за собственную жизнь и осознание нужности и важности для окружения.

Во всех остальных случая потребуется более тщательная диагностика и комплексный подход в лечении.

Диагностика и лечение абулии

Вывить абулию непросто, особенно у детей. Не сразу можно догадаться, что ребенок слишком пассивен не от того что медлителен или ленив, а потому что страдает абулией.

Например, абулия проявляется в том, что у человека снижен аппетит и пищу он пережевывает очень долго, не глотая.

Такое поведение может быть расценено окружением как угодно и в нем сложно разглядеть признаки проблем с волевой регуляцией поведения.

Диагностика заболевания предполагает проведение компьютерной и магниторезонансной томографии и клинические наблюдения за больным.

Лечится абулия медикаментозной терапией и психотерапией. Кроме помощи психиатров и психотерапевтов, важна психологическая поддержка со стороны близких людей больного.

Помочь взрослому человеку, больному абулией, можно следующими действиями, которые не должны быть слишком навязчивыми:

  • оказание внимания, проявление участия и заботы;
  • привлечение к легким и приятным занятиями: хобби, мероприятиям и прочее;
  • привлечение к легкому труду с акцентом на незаменимость помощи больного в этом деле;
  • поездки в новые места и на природу;
  • общение с животными.

По отношению к детям лучше не предпринимать никаких дополнительных действий, чтобы не навредить, а просто продолжать с любовью заботиться о ребенке.

Важно не выражать жалость по отношению к страдающему абулией, вести себя так, чтобы он не воспринимал болезнь как способ привлечь к себе внимание и любовь.

Скорость излечения зависят от того, чем вызвана и какое заболевание сопровождает абулия, но следует помнить, что, прежде всего, выздоровление зависит от веры в себя больного и его уверенности в избавлении от болезни.

Ждем Вашей оценки

Источник: https://ourmind.ru/abuliya-ili-slabovolie

Ссылка на основную публикацию