Биологическое и культурное ядро личности — психология

Биологическое и культурное ядро личности

Биологическое и культурное ядро личности - психология

Нет никаких оснований утверждать, что у человека есть только одно и тем более неизменное личностное ядро.

У человека может быть несколько его биологических ядер (врожденных черт характера, утверждающих его как личность) и несколько, сменяющих друг друга с возрастом и развитием его культуры — культурных ядер.

С момента зачатия заложена врожденная база личности: биологические и психологические структуры, с которыми рождается ребенок.

Последовательность

Изначально ядром личности (будет выполнять функцию ядра) является Биологическое Я, то, что является знаком его биологической индивидуальности: свое, похожее на кого-то и непохожее на других лицо и тело, свои генетические программы. Все врожденное и случайно выученное — это ядро биологическое.

Периферия этого биологического ядра — здоровье, энергия и симпатичность ребенка.

Когда и если на этом биологическом ядре формируется что-то формируется сознательно, целенаправленно — на месте биологического ядра постепенно формируется (надстраивается на ним и постепенно вытесняет — или сотрудничает?) ядро культурное.

К биологическому ядру добавляется Психологическое Я, знаки психологической индивидуальности ребенка, формирование не просто реакций, но поведения младенца: осмысленность движений глаз и издаваемых звуков, различение родственников и посторонних, адекватность реакций. так далее, смотри Возрастные этапы развития личности

Что стоит за этим: врожденные поведенческие программы, унаследованные от рода? Что будет здесь периферией?

Какое ядро сильнее: биологическое или культурное?

Сильное ядро может иметь врожденную, биологическую природу. У ребенка своя воля, он упрям, настаивает на своем: сильный характер. Хочу!

Со временем у человека может сформироваться другое сильное ядро: культурное ядро личности, где в центре будет видение, ценности, миссия и дух.

Взаимоотношения биологического и культурного ядра

Могут дружить, могут жить параллельно (не влияя друг на друга и проявляясь в разных ситуациях), могут конфликтовать.

Сильное биологическое ядро может мешать развитию культурного ядра. Упрям, не учится — так упрямым неучем и остался. Человек без сильного культурного ядра — «Без царя в голове».

Слабое биологическое ядро может способствовать развитию культурной личности. Слушается родителей, учится, занимается спортом и танцами, проходит лидерские курсы — и развивая периферию, постепенно формирует новое культурное ядро.

Источник: https://knigarazuma.ru/article/biologicheskoe_i_kulturnoe_yadro_lichnosti

Психология личности

Психология личности

Курс посвящен изучению основополагающих проблем психологической науки, связанных с личностью человека. Студенты знакомятся с теоретическими основами психологии личности, учатся самостоятельному анализу существующих психологических теорий.

Значительное внимание в курсе уделено методологическим проблемам, а также конкретным подходам теориям и методам исследовательской и практической работы.

В курсе рассматриваются как общетеоретические и методологические проблемы, психологии личности, так и конкретные вопросы становления личности в историческом и онтогенетическом аспектах, а также известные концепции в области психологии личности.

В результате изучения данного курса студенты должны:
— знать сущностные особенности проблемы определения понятия личности;
— понимать действительные возможности научного подхода при исследовании проблем психологии личности;
— знать конкретные психологические методики изучения личности человека;
— знать основные теории, концепции и подходы в современной психологии личности;
— ориентироваться в логике и закономерностях становления личности в онто- и филогенезе.

Данный курс читается в двух семестрах в количестве 66 часов, из них 33 часа лекций, 33 часа семинарских занятий. По окончании курса предусмотрен диф. зачет.

РАЗДЕЛ 1. ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Тема 1. Проблема определения понятия личности
Философские основы теоретического подхода к личности. Проблема сущностного определения человека. Личность как единство всеобщего и универсального. Возможность и невозможность однозначного определения понятия личности. Редукционизм в психологии личности. Множественность трактовок понятия личности в современной психологии.

Тема 2. Категория развития в психологии личности
Проблема определения понятия развития. Отличие развития от изменения, роста, движения, созревания. Развитие как саморазвитие. Основные признаки развития: появление нового качества, прогрессивность изменений, внутренняя обусловленность.

Тотальность личности и способности к саморазвитию. Совпадение и различие процессов развития психики и личности. Соотношение понятий личности и нравственности, внутренней свободы и ответственности, инициативности и осмысленности действия. Отличие понятия личности от понятий — индивид, субъект, индивидуальность.

Предпосылки, условия, источники и движущие силы психического развития.

Тема 3. Биологическое и социальное в психике и личности человека
Исходные посылки и логика натуралистического подхода. Принцип естественного отбора и надъестественность человеческой культуры. Противопоставление биологического и социального.

Биологизаторские и социологизаторские учения в психологической науке. Теория конвергенции двух факторов. Роль наследственности и социальной среды в становлении личности. Социо-культурные основы организмы человека. Проблемы психосоматики.

Отличительные особенности личностного подхода в свете проблем биологического и социального.

РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИОГЕНЕЗ ЛИЧНОСТИ

Тема 1. Принцип историзма в психологии личности
Личностность человеческого бытия как явление западной культуры. Различное понимание сущности и предназначения человека на Востоке и Западе.

Проявления общинного и феодального сознания в современном мире. Безличностность и личностность мышления и бытия как результат своеобразного исторического развития психики человека в различных мировых культурах.

Утверждение индивидуализированного бытия как существенное условие становления личности человека.

Тема 2. Историческое становление личностного сознания
Безличностность мышления и самосознания древних греков. Внутренние психологические качества (индивидуальная неповторимость, мотивы и побуждения, совесть и стыд) и гражданские доблести в Древней Греции.

Субстанциональная и атрибутивная личность в работах А. Ф. Лосева. Роль христианства в становлении личностного бытия человека. Своеобразие средневекового мышления. Религиозное сознание и его влияние на формирование человека как личности. Перспективы развития исторической психологии.

Тема 3. Параметры личностного бытия в современном мире
Характеристика понятий: индивидуальность, творчество, свобода, инициативность, осмысленность. Юридическая и нравственная ответственность личности. Психологические основания вменения вины.

Понятие о девиантном поведении и о личности преступника. Предвидение общественно значимых последствий своих действий и поступков. Осмысленная инициатива как характеристика волевого действия. Воля как психологический инструмент свободного действия.

Противоположность и взаимодополнительность общинного и личностного сознания в современном мире.

РАЗДЕЛ 3. ОНТОГЕНЕЗ ЛИЧНОСТИ

Тема 1. Понятие психологического возраста в психологии личности
Физическое, историческое и психологическое время в жизни человека. Проблема единицы измерения психологического времени на оси онтогенеза.

Несовпадение биологического созревания, психологического развития и личностного становления в онтогенезе. Теоретическое и эмпирическое обоснование кризисов развития. Стабильные и критические периоды. Ведущая деятельность и ее значение в формировании личности ребенка.

Понятие о возрастных психологических новообразованиях и их роли в становлении личности. Основные периодизации психического и личностного развития.

Тема 2. Особенности развития личности в раннем возрасте
Движущие силы психического развития в раннем возрасте. Роль общения в личностном развитии ребенка младенческого и раннего возраста. Последствия депривации общения.

Условия возникновения «бескорыстно-исследовательской», предметно-манипулятивной деятельности. Психологические новообразования критических и литических периодов данного возраста.

Личностные особенности детей раннего возраста с трудностями в развитии.

Тема 3. Становление личности в дошкольном и младшем школьном возрасте
Основные виды детской игры. Их вклад в развитие личности ребенка. Психологическая и личностная готовность детей к обучению в школе. Особенности самосознания ребенка-дошкольника и младшего школьника.

Ведущая учебная деятельность и ее значение в плане формирование личности. Формирование произвольности и этических инстанций. Воображение и рефлексия как новообразования дошкольного и младшего школьного периодов развития. Нарушения в эмоционально-мотивационной и волевой сфере у детей с трудностями развития.

Психологическая диагностика и коррекция «трудных детей».

Тема 4. Личность подростка
Психологическое содержание развития личности в младшем и старшем подростковом возрасте. Проблема определения ведущей деятельности подростков. Особенности самосознания подростков.

Чувство взрослости как возрастное психологическое новообразование. Соотношение общения и учебной деятельности в подростковом периоде развития.

Особенности мотивационно-потребностной сферы личности и причины девиантного поведения в подростковом возрасте.

РАЗДЕЛ 4. ОСНОВНОЕ ПОДХОДЫ И ТЕОРИИ В ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

Тема 1. Психоаналитический подход к изучению личности
Основополагающие понятия классического психоанализа (З. Фрейд). Либидозная энергия влечений. Представление о трех инстанциях в структуре личности: (Я, Оно, Сверх-Я).

Методы психоаналитического исследования личности. Роль комплексов в развитии личности. Психотерапевтические подходы и техники в психоанализе. Развитие психоаналитического направления (К. Юнг). Личное и коллективное бессознательное. Понятие архетипов.

Персона как фрагмент коллективной психики.

Тема 2. Теория личности К. Левина
Топология и основные понятия динамической теории поля. Движущие силы поведения в учении К. Левина. Экспериментальные исследования личности в работах учеников и последователей К. Левина: Хоппе, Т. Дембо, А. Карстен, Р. Биренбаум, Б. В. Зейгарник.

Тема 3. Проблема личности в гуманистической психологии
Теория и практика в подходе Карла  Р. Роджерса. Основные принципы гуманистической психологии. Представления о свободе, внутреннем психическом опыте, осознании бытия «здесь-и-теперь», самоактуализация, целостности личности, ответственности.

Психологические механизмы защиты «Я — концепции» в теории К. Роджерса. Его психотерапевтические идеи и опыт работы как психотерапевта. Преодоление потребительской психологии «вещизма» в работах Э. Фромма. Понятия отчуждения. Концепция человеческой природы и положение о личности в обществе в трактовке Э. Фромма.

Представление о Новом Человеке и Новой науке.

Тема 4. Культурно-историческая концепция развития личности
Идея развития как центральная проблема в исследованиях Л. С. Выготского. Методологическое значение учения о высших психических функциях для построения теории личности.

Опосредствование как психологический механизм развития. Понятия социальной ситуации развития, центральной психической функции, возрастных новообразованиях и ведущей деятельности. Критерии личностного характера действий. Понятие о системном и смысловом строении сознания.

Экспериментально-генетический метод.

Тема 5. Деятельностный подход в психологии личности
Деятельность как предельный объяснительный принцип и как предмет исследования. Проблема определения понятия личности в деятельностном подходе. Критика  А. Н. Леонтьевым ролевых теорий личности. Точки «рождения личности в концепции А. Н. Леонтьева.

Мотивационно-потребностная сфера как сущностное ядро личности. Значение установления иерархии мотивов. Основной показатель личностного становления в подростковом возрасте. Проблема смысла и значения в деятельностном подходе и в культурно-исторической концепции. Совпадения и различия в трактовках понятия личности в теории А. Н. Леонтьева и в исследованиях Л. И. Божович.

Перспективы развития деятельностной теории личности.

ВОПРОСЫ К ДИФ. ЗАЧЕТУ

1. Проблема определения понятия личности.
2. Научный подход к проблеме личности.
3. Категория развития в психологии личности.
4. Биологическое и социальное в личности человека.
5. Соотношение понятий: психика, личность, индивид, субъект, индивидуальность.
6. Периодизация психического и личностного развития.
7.

Основные психологические понятия и характеристики онтогенеза личности.
8. Критические и литические периоды развития.
9. Предпосылки, условия, движущие силы и источники психического развития.
10. Становление личности в младенческом возрасте.
11. Движущие силы психического развития в раннем возрасте.
12.

Читайте также:  Опасность - психология

Развитие личности в дошкольном возрасте.
13. Понятие ведущей деятельности.
14. Роль учебной деятельности в становлении личности младшего школьника.
15. Личность подростка.
16. Самосознание и самооценка на разных этапах онтогенеза.
17. Общая характеристика исторического становления личностного сознания.
18.

Принцип историзма в психологии.
19. Мироотношение и самосознание в Древней Греции.
20. Роль христианства в становлении личностного сознания.
21. Особенности восточных и западных трактовок в учениях о личности человека.
22. Основные теории личности в современной психологической науке.
23.

Психоаналитический подход к проблеме личности.
24. Исследования  К. Левина и его учеников в области проблем психологии личности.
25. Трактовка личности в культурно-исторической концепции.
26. Деятельностный подход в психологии личности.
27. Основные методы изучения личности в различных психологических школах.
28.

Подход к проблеме личности в гуманистической психологии.

СПИСОК ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Библер  В. С. Мышление как творчество. — М.: Политиздат, 1975. — 397с.
2. Божович  Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
3. Божович  Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности // Под ред. Фельдштейна  Д. И. — М.

: Международная педагогическая академия. — 209 с.
4. Выготский  Л. С. Исторический смысл психологического кризиса. Методологическое исследование. — Собр. соч.: В 6 т., т. 1. — М.: Педагогика, 1982. — с. 291-436.
5. Выготский  Л. С. История развития высших психических функций. — Собр. соч.: В 6 т., Т.3. — М.: Педагогика, 1983. — С.6-114.
6.

Выготский  Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии. — Собр. соч.: В 6 т., Т.4 — М.: Педагогика, 1984. — С. 243-385.
7. Ильенков  Э. В. Что же такое личность? // С чего начинается личность. — М.: Политиздат, 1984.- С. 321-358.
8. Кравцова  Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М., Педагогика, 1991.- 152 с.
9.

Леонтьев  А. Н. Деятельность, сознание, личность. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
10. Лосев  А. Ф. Философия. Мифология. Культура. — М.: Политиздат, 1991. — С. 427-438.
11. Психология индивидуальных различий. Тексты. // Под ред. Гиппенрейтер  Ю. Б., Романова В. Я. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — с. 15-21, 199-219.
12. Психология личности.

Тексты // Под ред. Гиппенрейтер  Ю. Б., Пузырея  А. А.- М.: изд-во Моск. ун-та, 1982.- 288 с.
13. Роджерс  К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. //Общ. ред. и предисл. Исениной  Е. И. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 480 с.
14. Фромм  Э. Иметь или быть? — М.: Прогресс, 1986. — 238 с.
15.

Хрестоматия по истории психологии. Период открытого кризиса. // Под ред. Гальперина  П. Я., Ждан  А. Н. — М.: Изд-во МГУ, 1980. — С. 146-210, 257-300.
16. Эльконин  Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии, 1971, № 4. — С.6-21.
17. Юнг  К. Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного // Пер.

с нем. — М.: Канон, 1994. — 320 с.

СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арсеньев  А. С. Наука и человек (философский аспект) // Наука и нравственность — М., 1971. С. 114-159.
2. Асмолов  А. Г., Братусь  Б. С., Зейгарник  Б. В., Петровский  В. А., Субботский  Е. В., Хараш  А. У., Цветкова  Л. С.

О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности // Вопросы психологии. — 1979. № 4. С. 35-45.
3. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под. ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. — М.: Просвещение, 1967. — 360 с.
4. Запорожец  А. В. Избранные психологические труды: в 2х т.

 — Т. 1. — М., 1986. — 316 с.
5. Зинченко  В. П., Смирнов  С. Д. Методологические вопросы психологии. — МГУ, 1983. — 164 с.
6. Кравцов  Г. Г. Психологические проблемы начального образования. — Изд-во Красноярского ун-та, 1994. — 141 с.
7. Леонтьев  А. Н.

 Об историческом подходе в изучении психики человека / Проблемы развития психики. — М., Изд-во МГУ, 1972. С. 341-399.
8. Лейтес  Н. С. Умственные способности и возраст. — М., 1971. — 277 с.
9. Лисина  Н. И.

 Формирование личности ребенка в общении // Психолого-педагогические проблемы становления личности в детском возрасте / Под. ред. В. В. Давыдова, И. В. Дубровиной. — М., 1980. С. 36-40.
10. Михайлов  Ф. Т. Общественное сознание и самосознание индивида. — М., Наука, 1990. — 222 с.
11. Петровский  А. В. Личность.

Деятельность. Коллектив. — М., Политиздат, 1982. — 255 с.
12. Фельдштейн  Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. — М., 1989.
13. Юдин  Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. — М., Наука, 1978. — 391 с.

Источник: https://MIPT.ru/education/chair/liberal_arts/courses/social/a_4sysrp.php

Соотношение биологического и социального в структуре личности

Соотношение биологического и социального в структуре личности

Центральное место в психологической науке занимает проблема соотношения в развитии индивида биологического и социального. В истории науки были рассмотрены практически все возможные взаимосвязи между понятиями «психическое», «социальное» и «биологическое».

Психическое развитие трактовалось по-разному: то как процесс полностью спонтанный, не зависящий ни от биологического развития, ни от социального; то как процесс, производный или от биологического развития, или от социального; то как результат параллельного действия на индивида биологического и социального либо как продукт их взаимодействия.

Остановимся на этих теориях несколько подробнее.

Итак, в соответствии с концепциями спонтанного психического развития развитие личности полностью детерминируется своими внутренними законами. Вопроса о биологическом и социальном для этих концепций просто не существует: человеческому организму здесь, в лучшем случае, отводится роль некоего «вместилища» психической деятельности, чего-то внешнего по отношению к последней.

В концепциях, которые базируются на законах биологии, психическое развитие рассматривается как линейная функция организма, как нечто, однозначно следующее за этим развитием.

Все особенности психических процессов, состояний и свойств человека здесь пытаются вывести из биологических законов. При этом нередко используются законы, открытые при изучении животных, не учитывающие специфику развития человеческого организма.

Часто в этих концепциях для объяснения психического развития привлекается основной биогенетический закон – закон рекапитуляции. Согласно этому закону в развитии индивида повторяется в главных чертах эволюция вида, к которому он принадлежит.

Ученые, придерживающиеся данного направления, пытаются найти в психическом развитии индивида повторение ступеней эволюционного процесса в целом или хотя бы основных этапов развития вида.

Сходные идеи встречаются и в социологических концепциях психического развития индивида. Только здесь оно представляется несколько иначе. Утверждается, что психическое развитие индивида в конспективной форме воспроизводит основные ступени процесса исторического развития общества, прежде всего развития его духовной жизни, культуры.

Конечно, при желании можно усмотреть здесь некоторое внешнее сходство. Однако оно не дает основания для вывода о справедливости принципа рекапитуляции в отношении психического развития человека. Подобные концепции – типичный случай неправомерного расширения сферы действия биогенетического закона.

Наиболее ярко содержание подобных концепций выражено в работах В.Штерна. Он считает, что принцип рекапитуляции должен охватывать и эволюцию психики животных, и историю духовного развития общества.

Для иллюстрации приведем одну цитату: «Человеческий индивид в первые месяцы младенческого периода, с преобладанием низших чувств, с неосмысленным рефлекторным и импульсивным существованием, находится в стадии млекопитающего, во второе полугодие, развив деятельность хватания и разностороннего подражания, он достигает развития высшего млекопитающего-обезьяны и на втором году, овладев вертикальной походкой и речью, – элементарного человеческого состояния. В первые пять лет игры и сказок он стоит на ступени первобытных народов. Затем следует поступление в школу, более напряженное внедрение в социальное целое с определенными обязанностями, – онтогенетическая параллель вступления человека с ее государственными и экономическими организациями. В первые школьные годы простое содержание античного и ветхозаветного мира наиболее адекватно детскому духу, средние годы носят черты фанатизма христианской культуры, и только в период зрелости достигается духовная дифференциация, соответствующая состоянию культуры нового времени». Несмотря на сложность из этого отрывка, вполне понятны стадии, которые проходит человек с момента рождения:

– низшие млекопитающие;

– высшие млекопитающие;

– первобытный человек;

– зарождение государственности;

– античный мир;

– христианская культура;

– современная культура.

Конечно, можно усмотреть некоторое сходство и повторение в развитии индивида и в истории общества. Однако они не позволяют раскрыть сущность психического развития человека.

Проводя подобные аналогии, нельзя не учитывать систему обучения и воспитания, которая исторически развивается в каждом обществе и имеет свои особенности в каждой общественно-исторической формации.

Законы развития общества и законы развития индивида в обществе – это разные законы. Связь между ними гораздо сложнее, чем это представляется с позиций закона рекапитуляции.

Каждое поколение людей застает общество на определенной ступени его развития и включается в ту систему общественных отношений, которая существует. Ему не нужно повторять в каком бы то ни было свернутом виде всю предшествующую историю человечества.

Кроме того, включаясь в систему сложившихся общественных отношений, каждый индивид приобретает и усваивает в этой системе определенные права и обязанности, общественную позицию, которые не похожи на функции и позиции других людей.

Культурное развитие индивида начинается с овладения культурой того времени и той общности, к которым он принадлежит. Все развитие индивида подчиняется особому порядку законов.

Соотношение биологического и социального в личности : Евгений Рогов

Вместе с тем очевиден тот факт, что человек рождается как биологическое существо. Его организм – это человеческий организм, а его мозг – это человеческий мозг. При этом индивид рождается биологически, а тем более социально, незрелым, беспомощным.

Созревание и развитие организма человека с самого начала протекает в социальных условиях, которые неизбежно накладывают сильный отпечаток на эти процессы. Законы созревания и развития человеческого организма проявляются специфическим образом, не так, как у животных.

Читайте также:  Житейский смысл - психология

Задача психологии состоит в том, чтобы раскрыть законы биологического развития человеческого индивида и особенности их действия в условиях его жизни в обществе. Для психологии особенно важно выяснить взаимоотношения этих законов с законами психического развития индивида. Биологическое развитие индивида является основанием, исходной предпосылкой его психического развития.

Но эти предпосылки реализуются в определенном обществе, в социальных действиях индивида. Развитие индивида начинается не с нуля, не на пустом месте. Старая идея об исходной его основе как «tabula raza» (чистый лист, на котором жизнь пишет свои письмена) наукой не подтверждается.

Человек рождается с определенным набором биологических свойств и физиологических механизмов, которые и выступают в роли такой основы. Вся закрепленная система свойств и механизмов является общей исходной предпосылкой дальнейшего развития индивида, обеспечивающей универсальную его готовность к развитию, в том числе и к развитию психическому.

Было бы слишком просто представлять дело так, что биологические свойства и механизмы выполняют какие-то функции лишь на начальной стадии психического развития, а потом исчезают.

Развитие организма – процесс постоянный, и эти свойства и механизмы всегда играют роль общей предпосылки психического развития.

Таким образом, биологическая детерминанта действует в течение всей жизни индивида, хотя и по-разному в различные периоды.

Видный отечественный психолог Б.Ф.Ломов посвятил много работ решению проблемы соотношения социального и биологического в личности. Его взгляды сводятся к следующим основным положениям.
Исследуя развитие индивида, психология не ограничивается анализом отдельных психических функций и состояний.

Прежде всего ее интересуют формирование и развитие личности человека. В этой связи проблема соотношения биологического и социального выступает преимущественно как проблема организма и личности. Первое из этих понятий – «организм» – сформировалось в контексте биологических наук, второе понятие, «личность», – социальное.

Однако оба они относятся к индивиду как к представителю вида «человек разумный» и как к члену общества. Вместе с тем в каждом из этих понятий фиксируются разные свойства человека. В понятии «организм» – структура человеческого организма как биологической системы, в понятии «личность» – включенность человека в жизнь общества.

Как уже отмечалось выше, отечественная психология рассматривает личность как социальное качество индивида. Вне общества это качество не существует. О человеке, который живет и развивается вне человеческого общества, нельзя сказать, что он личность. Поэтому понятие «личность» не может быть раскрыто вне отношений «индивид-общество».

Основой формирования личностных свойств индивида является система общественных отношений, в которой он живет и развивается.

В более широком плане формирование и развитие личности можно рассматривать как усвоение ею социальных программ, сложившихся в данном обществе на данной исторической ступени. Следует подчеркнуть, что этот процесс направляется обществом при помощи специальных систем, в первую очередь систем воспитания и образования.

Из всего сказанного выше можно сделать вывод: развитие индивида имеет сложный, системный характер и отличается высокой динамичностью. Оно обязательно включает как социальные, так и биологические детерминанты.

При одних обстоятельствах биологическое выступает по отношению к психическому как его механизм, при других – как его предпосылка.

При некоторых условиях играет роль содержания психического отражения, при некоторых – роль фактора, влияющего на психическое развитие, или причины отдельных актов поведения.

Соотношение социального и биологического в психике человека многомерно и многоуровнево. Оно определяется конкретными обстоятельствами психического развития индивида и по-разному складывается на различных ступенях этого процесса.

Заключение

Будучи биосоциальным существом, человек испытывает на себе взаимодействие генетической и социальной программ. Носителем генетических свойств служат молекулы ДНК, носителем же социальной программы является опыт человечества, который передается новым поколениям путем обучения и воспитания.

Естественный отбор уже давно не имеет решающего значения в жизнедеятельности людей. Это обстоятельство погасило для них биологическую эволюцию в виде расо- и видообразования. Генетика свидетельствует о том, что наследственный потенциал человека неисчерпаем и может сохраняться неограниченно долгое время.

В то же время социальные условия существования людей стали все больше определять их развитие и развитие общества.

Человек представляет собой целостное единство биологического (организменного), психического и социального уровней, которые формируются из двух: природного и социаль­ного, наследственного и прижизненно приобретенного.

При этом человеческий индивид ¾ это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной ступени – человеческой личности.

Литература

· Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней. — М., 2002.

· Немов Р.С. Психология. — М., 1998.

· Общая психология / Под редакцией Карпова А.В. — М.: Гардарики, 2002.

· В. Крутецкий — основы ᴨȇдагогики и психологии 1972 г.,

· Громкова М.Т. Психология и ᴨȇдагогика профессиональной деятельности: Учеб. Пособие для вузов. 2003 г.,

· Л. Григорович учебник психология 2006 г.

· Абульханова К. А. Педагогика и психология – М., 1998.

· Бодалев А. А. Психология общения. – М., 1996.

· Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию Курс лекций. – М., 1999.

· Давыдов В. А. Педагогика. – М., 1997.

· Ильина Т. А. Педагогика. – М., 1984.

· Леонтьев А. А. Психология общения. – М., 1999

· Николаенко В. М. Психология и педагогика. – М., 1998.

· Педагогика: Педагогическая теория, системы, технологии / Под ред. С. А. Смирнова. – М., 1998.

· Подласый И. П. Педагогика. – М., 1998.

· Радугин А. А. Психология и педагогика. – М., 1998.

· Каримский А.М. Социальный биологизм: природа и идеологическая направленность.—М.: Мысль, 1984.

· Карпинская Р.С., Никольский С.А. Социобиология: критический анализ. – М.: Мысль, 1988.

· Кемеров В.Е. Введение в социальную философию.—М.: Аспект Пресс, 1996.

· Социальная философия. / Под ред. Лавриненко.—М.: Культура и спорт, 1995.

· Спиркин А.Г. основы философии.—М.: Политиздат, 1988.

· Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура.—М.: Ренессанс, 1992.

Источник: https://megaobuchalka.ru/9/36503.html

«Биологическое и социальное в структуре личности». — презентация

1 «Биологическое и социальное в структуре личности»<\p>

2 Человек представляет собой сложную биосоциальную структуру, охватывающую широкую гамму сторон жизнедеятельности человека — от физиологической до социальной.<\p>

3 Биологическое и социальное — это два класса устойчивых компонентов (подструктур), составляющих структуру человека как целостной системы. При этом соотношение биологического и социального следует понимать не как рядоположение, а как соподчинение.<\p>

4 С проблемой сущности и существования личности связан и вопрос о соотношении биологического и социального в человеке. Существуют разные точки зрения на соотношение биологического и социального развития в личности. Одни включают биологическую организацию человека в понятие личности. Другие рассматривают биологическое как заданные условия развития личности, которые не определяют ее психологические черты, а выступают лишь как формы и способы их проявления.<\p>

5 «Биологическое и социальное в структуре личности» Цель: теоретическое изучение проблемы соотношения биологического и социального в структуре личности человека. Задачи: 1. осуществить теоретический анализ литературы в области соотношения биологического и социального в структуре личности; 2. изучить основные подходы к проблеме соотношения биологического и социального в структуре личности; 3. проанализировать специфику соотношения биологического и социального в человеке. Объект исследования — личность. Предмет исследования: теории личности.<\p>

6 Теоретическое значение и новизна исследования обусловлена тем, что в современной литературе в достаточной мере описаны основные подходы, объясняющие развитие и структуру личности, но во многих работах проявляется нечёткость разведения соотношения биологического и социального.<\p>

7 Практическая значимость настоящей курсовой работы заключается в систематизации подходов к изучению структуры с учётом соотношения биологического и социального.<\p>

8 Б.Г. Ананьев ( ) Единство биологического и социального в человеке обеспечивается посредством единства таких его макрохарактеристик, как индивид, личность, субъект и индивидуальность.<\p>

9 Индивид как биосоциальный феномен имеет два вектора развития: биологический и социальный индивид единичный представитель человеческого рода в биологическом плане и единица общества в социальном плане (отдельный человек).<\p>

10 «Личность есть вершинный уровень развития человека. Индивидуальность – это его глубинное измерение» (А.Г.Асмолов) Не случайно говорят (А.Г.Асмолов): индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность природную, индивидуальность социальную, индивидуальность духовную, индивидуальность интегральную отстаивают.<\p>

11 Каждый человек предстает в виде некоторой целостности — как индивид, личность и субъект — обусловленной единством биологического и социального. Как индивид он развивается в онтогенезе, а как личность он проходит свой жизненный путь, в ходе которого осуществляется социализация индивида.<\p>

12 Итак, человек может рассматриваться: как представитель живой природы, биологический объект; как субъект сознательной деятельности; как социальное существо. Следовательно, человек — это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности. Объединение этих трех уровней в одно целое формирует интегральную характеристику человека — его индивидуальность<\p>

13 Человек – один из наиболее сложных объектов реального мира. Структурная организация человека носит многоуровневый характер и отражает его природную и социальную сущность<\p>

14 Структура личности и подходы к вопросу о сочетании биологического и социального М.И. Еникеев определяет структуру личности как систему психических качеств личности: темперамент, направленность, способности, характер. Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, обычно называемые «чертами личности».<\p>

15 В зарубежной и отечественной психологии самых разных направлений мы можем встретить множество конкретных разработок структур личности (3. Фрейд, К. Юнг, Г. Олпорт, К.К. Платонов, B.C. Мерлин и др.) К.Г. Юнг ( ) 3. Фрейд Г. Олпорт<\p>

16<\p>

17 Важное значение для разработки проблемы структуры личности в отечественной психологии имели идеи С.Л. Рубинштейна и В.Н. Мясищева<\p>

18 С.Л.Рубинштейн, вопреки распространенным в отечественной психологии тенденциям к нивелировке индивидных свойств с избыточным акцентом внимания на модели социально желательной личности, не сбрасывал со счетов значимость врожденных, переданных по наследству от родителей и прародителей особенностей человека в формировании личности. Воздействие средовых явлений на психику человека рассматривалось им не как пассивный процесс, а как субъективно- предпочтительный, избирательный, во многом неосознаваемый выбор. С.Л.Рубинштейн считал, что индивидуально очерченные свойства опосредованно преломляют (у каждого человека по-своему) информацию об окружающей среде.<\p>

19 В.Н.Мясищев утверждал, что личность есть то субъективное и объективное, которое, реализуясь в действиях, характеризует подлинное лицо человека, представленное как система социальных отношений, подчеркивая, что при изучении личности необходимо учитывать биологические и конституционально — индивидные свойства. Таким образом, В.Н.Мясищев характеризует единство личности динамикой нервнопсихической реактивности. В.Н.Мясищев<\p>

20 Попытки структуировать личность предпринимались А.Г. Ковалёвым, А.Н.Леонтьевым, Б.Г.Ананьевым и др., говорилось о совмещении таких структур, как темперамент, направленность способностей и др., обуславливающих эффект устойчивости, обеспечение приспособления к воздействиям среды. Б.Г.Ананьев<\p>

21 Свойства связываются в соответствии, как утверждал А.Г.Ковалёв, с требованиями деятельности. А.Г. Ковалев выделяет следующие компоненты структуры личности: направленность (система потребностей, интересов, идеалов); способности (ансамбль интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств); характер (синтез отношений и способов поведения), темперамент (система природных свойств)<\p>

22 B.C. Мерлин описывает две группы индивидуальных особенностей: «свойства индивида» включает две подструктуры: темперамент и индивидуальные качественные особенности психических процессов; «свойства индивидуальности» имеет три подструктуры: мотивы и отношения; характер; способности<\p>

23 Все подструктуры личности взаимосвязаны благодаря опосредующему звену — деятельности. Б.Г. Ананьев использовал более широкую категорию «человек», включающую весь спектр частных категорий, таких, как индивид, личность, индивидуальность, субъект деятельности. В структуру человека как индивида включены возрастно-половые свойства, индивидуально- типические, психофизиологические функции, органические потребности, задатки, темперамент. Собственно личность организована не менее сложно: статус, роли, ценностные ориентации — это первичный класс личностных свойств; мотивация поведения, структура общественного поведения, сознание и др. — вторичные личностные свойства.<\p>

24 Но по Б.Г. Ананьеву не все психофизиологические функции, процессы, состояния сохраняет в структуре личности. Так же и не все социальные роли, установки, ценностные ориентации входят в структуру личности. Входят те свойства индивида, которые опосредованы социальными свойствами личности и актуальны для поведения. Б.Г. Ананьев<\p>

25 В вестнике психологии МГУ Д.А. Леонтьев пишет о соотношении личного и социального в современной психологии как о трудной дороге от непримиримости этих двух категорий к их неразрывности. Роль биологического фактора в развитии личности подтверждают многочисленные работы известных психофизиологов — Б.М.Теплова, В.Д.Небылицына, В.С.Мерлина, Э.А.Голубевой, В.М.Русалова и др. В их трудах находит свое развитие идея о величайшей значимости врожденных свойств центральной нервной системы — человеческого мозга и его физиологических особенностей — для формирования интеллектуальных и творческих способностей. Д.А. Леонтьев Б.М.Теплов<\p>

26 структура личности 3. Фрейда В концепции К. Юнга, в которой личность так же, как и у Фрейда, предстает как система, выделяются следующие важные подструктуры: Эго, личное бессознательное и его комплексы, коллективное бессознательное и его архетипы, персона, анима, анимус и тень. В этой конструкции личности, созданной Фрейдом, содержится предположение о сложности, многоплановости структур человеческого поведения, и все эти компоненты в основном подчиняются биологическим законам. 3. Фрейд<\p>

27 В свою очередь, ученики Фрейда, неофрейдисты Г.Адлер, Г.Салливен, К.Хорни, Э.Фромм в противовес избыточной акцентуации Фрейдом внимания на детских сексуальных проблемах показывают значимость не только биологических, но и социальных факторов при формировании человеческого самосознания. В их работах подчеркивалось взаимное влияние человека на общество и общества на человека как непременные слагаемые общественной жизни, которые одновременно формируют личность и определяют пути движения общества. Г.Адлер<\p>

28 Теоретический подход таких известных ученых как Маслоу, Г.Салливен, Г. Адлер, К. Роджерс, Э. Фромм, К. Хорни рассматривают индивидуально- личностный паттерн как процесс взаимодействия индивидных, врожденных свойств и среды, определяемой значимыми другими.<\p>

29 Большая группа зарубежных исследователей в качестве структурных единиц личности рассматривает черты. В современных теориях выделяется несколько базовых признаков черты как психологического конструкта: черта обозначает некую общую тенденцию поведения и ожиданий (например, «Я впечатлительный» означает устойчивую характеристику); черта является количественным измерением, позволяющим сравнивать степень выраженности конкретной характеристики у разных людей; черта может иметь иерархическую организацию, т. е. более широкая черта включает в себя несколько специфических черт, т. е. позволяет описывать личность через множество уровней.<\p>

30 Одним из первых в этом направлении работал Г. Олпорт, теория которого так и называется — «теория черт». Он выделил следующие виды черт: черты личности включают в себя любые характеристики, присущие какому-то количеству людей в пределах данной культуры; личные диспозиции такие характеристики индивида, которые не допускают сравнения с другими людьми, делают человека уникальным. Г. Олпорт<\p>

31 Р. Кэттел в теории личностных черт выделяет поверхностные (вторичные) и порождающие (первичные) черты, которые в свою очередь разделяются на конституциональные, имеющие генетическую обусловленность, и характерологические, развивающиеся под влиянием опыта и обучения. Р. Кэттел<\p>

32 В теории Г. Айзенка личность также представлена в виде иерархически организованной структуры черт (трехфакторная модель): фактор Е (экстраверсия интроверсия); фактор N (нейротицизм эмоциональная стабильность); фактор Р (психопатия или эмоциональная независимость) Г. Айзенк<\p>

33 А.Г. Асмолов выделяет основные стратегии изучения структуры личности в рамках антропоцентрической парадигмы: 1. Конституционально-антропометрическая стратегия изучения строения личности. Данная стратегия изучения организации личности в психологии представлена прежде всего исследованиями Э. Кречмера, У. Шелдона, К. Конрада. Объектом анализа являются врожденные предрасположенности к реагированию, чаще всего отождествляемые с темпераментом как базой, ядром личности. Вопрос о соотношении биологического и социального, среды и наследственности в развитии личности решается с позиции концепций «наследственности». Организация личности сводится к выявлению типов характера, причем характер и темперамент нередко отождествляются между собой.<\p>

34 2. «Факторная» стратегия изучения черт личности. Данная стратегия представлена прежде всего исследованиями Р. Кэттела, Г. Айзенка и Дж. Гилфорда. Объектом анализа являются черты личности, зафиксированные в языке, по выбору которых судят о структуре личности. Вопрос о соотношении биологического и социального, среды и наследственности в развитии личности решается с позиции двойной детерминации, т. е. признание «доделки» базовых врожденных предрасположенностей под влиянием научения, или под влиянием среды.<\p>

35 3. «Блочная» стратегия изучения структуры личности. блок направленности блок прошлого опыта, включающий память, навыки, знания, которые приобретены в ходе обучения блок психических процессов, охватывающих индивидуальные особенности восприятия, мышления и т. п индивидные свойства — темперамент, половозрастные особенности организма личность<\p>

36 4. Мотивационно-динамическая стратегия изучения организации личности. А.Г. Асмолов отмечает, что данный подход гораздо эвристичнее трех предшествующих стратегий исследования организации личности, так как он охватывает такую реальную характеристику структуры личности, как ее динамичность, и способствует разработке отражающего реальные особенности структуры личности взгляда на личность как на динамическую развивающуюся систему. Перспективность этого подхода состоит в том, что во главу угла изучения структуры личности ставится такая центральная характеристика личности, как направленность.<\p>

37 5. Поведенческо-интеракционистская стратегия изучения организации личности. В соответствии с этой стратегией «элементами» организации личности являются те или иные компоненты взаимодействия между организмом и средой, личностью и обществом. Для основных характеристик организации личности в бихевиоризме предлагаются реакции, навыки; в интеракционистских социально-психологических подходах — роли, социальные установки, поступки.<\p>

38 Анализ структурных построений личности показывает, что по мере движения от низшего к высшему уровню организации личности повышается влияние социальных факторов и снижается регулятивная роль биологических.<\p>

39 Таким образом, человек имеет три структуры: биологическую, психологическую и социальную. Все они переплетаются в нем и взаимодействуют. Поэтому человека называют биопсихосоциальным существом. Но сколько неопознанного таится в этом необыкновенном существе.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/120838

Ссылка на основную публикацию