Божович, лидия ильинична — психология

Божович лидия ильинична

Божович, Лидия Ильинична - психология

11 (24) января (по другим данным 15 (28) октября) 1908, Курск — 21 июля 1981, Москва

Советский психолог

В 1923 окончила курскую среднюю школу. Переехав в Москву, поступила во 2-й МГУ, где начала работу в семинаре Л. С. Выготского.

В 1930 после окончания вуза направлена на работу в психоневрологическую школу-санаторий в деревню Анкудиновка Горьковской области воспитателем, затем завучем. В 1931 в связи с замужеством вернулась в Москву.

В 1931—1932 ассистент кафедры психологии в Академии коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской.

В 1932 вместе с А. Н. Леонтьевым и А. В. Запорожцем переехала в Харьков, начала работу старшим научным сотрудником психологического сектора во Всеукраинской психоневрологической академии. Занималась изучением детского восприятия, мышления, воображения, экспериментальным исследованием потребностей и мотивов, вопросами общей и генетической психологии, педагогической психологии.

В 1932—1934 преподавала психологию в харьковском Медико-психологическом институте.

В 1935—1940 старший научный сотрудник лаборатории педагогической психологии в московском Высшем коммунистическом институте просвещения, в 1938—1940 — доцент кафедры психологии полтавского, в 1940—1941 харьковского государственных педагогических институтов.

В 1941—1944 в эвакуации; работала старшим преподавателем психологии и педагогики в Нижне-Ломовском учительском институте, начальником отделения трудовой терапии в Кыштымском эвакогоспитале № 3880. В 1944—1976 — старший научный сотрудник, затем профессор-консультант отдела детской психологии Института психологии АПН РСФСР.

Занималась проблемами педагогической психологии, детской психологии, преподавательской деятельностью, разрабатывала вопросы развития и социального формирования личности.

Основной чертой развития человека считала способность к активной целенаправленной деятельности; в этой связи изучала механизмы мотивации и волевой регуляции поведения, выделила главные этапы развития личности ребёнка.

Изучала познавательные интересы школьников, осуществляла дифференцированный подход к выявлению мотивов учебной деятельности и их связи со сферой социальных мотивов.

Экспериментально исследовала функции самооценки, уровня притязаний и идеалов в мотивационно-потребностной сфере ребенка, природу и пути формирования устойчивости личности. В последние годы жизни работала над изучением наследия Л. С. Выготского, занималась проблемами волевого поведения и гармонического развития личности.

Кандидат педагогических наук (1939), доктор педагогических наук (1967), профессор (1968).

Основные труды

• Возрастные закономерности формирования личности ребенка. Дис. … д-ра психол. наук. М., 1966.

• Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. (Переиздание: СПб., 2008).

• Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. М., 2001.

• Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребенка (экспериментально-теоретическое исследование) / подгот. к печати И. А. Корепанова // Культурно-историческая психология. 2006. № 1. C. 65—76; № 2. C. 121—135; № 3. C. 101—113.

• Психология детского подражания (экспериментально-психологическое исследование) // Культурно-историческая психология. 2007. № 2; № 3. C. 112—121; № 4. C. 113—120; 2008. № 1. C. 101—107. (соавтор Л. С. Славина).

Библиография

▫ Список основных научных работ Л. И. Божович / подгот. к публ. Е. Д. Божович // Формирование личности в онтогенезе. М., 1991. С. 142—152.

▫ Список основных научных работ Л. И. Божович // Божович Л. И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. М., 2001. С. 342—347.

Литература

◦ Божович Е. Д. Проблемы развития речи и обучения языку в научном творчестве Л. И. Божович // Формирование личности в онтогенезе. М., 1991. С. 19—29.

◦ Чудновский В. Э. Вклад Л. И. Божович в развитие психологии воспитания // Формирование личности в онтогенезе. М., 1991. С. 9—19.

◦ Прихожан А. М., Толстых Н. Н. «Интересная психология»: Л.С. Выготский и Л. И. Божович // Вопросы психологии. 1996. № 5.

◦ Чудновский В. Э. Концепция развития личности в трудах Л. И. Божович // Психологический журнал. 2000. Т. 21, № 3. С. 117—123.

◦ Гуткина Н. И. Лидия Ильинична Божович: биографический очерк // Культурно-историческая психология. 2008. № 4. С. 12—17.

◦ Гуткина Н. И. Л. И. Божович: вехи биографии и основные понятия концепции формирования личности // Вопросы психологии. 2008. № 5. С. 130—134.

◦ Фельдштейн Д. И. О Л. И. Божович — ученом и человеке // Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. М., 2001. С. 5—21.

◦ Божович Е. Д. Проблемы развития речи и обучения языку в научном творчестве Л. И. Божович // Культурно-историческая психология. 2006. № 3. C. 114—119.

◦ Гуткина Н. И. Лидия Ильинична Божович: биографический очерк // Культурно-историческая психология. 2008. № 4. C. 12—17.

◦ Гуткина Н. И. Научная школа Лидии Ильиничны Божович: история и современность // Культурно-историческая психология. 2008. № 4. C. 18—33.

◦ Чудновский В. Э. Лидия Ильинична Божович: основные вехи научного пути // Журнал практического психолога. 2008. № 5. С. 44—65.

◦ Лубовский Д. В. Понятие «внутренняя позиция личности» в работах Л. И. Божович: теоретические аспекты и современные исследования // Журнал практического психолога. 2008. № 5. C. 157—171.

◦ Чудновский В. Э. Л. И. Божович: человек, личность, ученый // Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб., 2008. С. 9—32.

Архивы

≡ Научный архив РАО. Ф. 25. Оп. л/д. Д. 2083 (1967); Д. 4187 

Ссылки

► Профиль Л. И. Божович на сайте PsyJournals.ru

Источник: http://elib.gnpbu.ru/sections/0100/bozhovich

Божович Лидия Ильинична | Мир Психологии

БОЖОВИЧ ЛИДИЯ ИЛЬИНИЧНА

Божович Лидия Ильинична (1908-1981) — сов. психолог, ученица Л.С. Выготского. В 1930-е гг., формально работая в г. Полтаве, входила в Харьковскую школу психологов, которая развивала идеи деятельностного подхода в психологии.

Основной круг интересов Б. — Детская психология. В этой области Б. написаны труды по проблемам развития личности ребенка, формирования его мотивации, по экспериментальному исследованию аффективных конфликтов, самооценок и динамики уровня притязаний в детском возрасте, личностной направленности, условиям формирования гармонической личности и др. (Е.Е. Соколова)

В основание научной концепции Божович Л.И был положен целостный подход к изучению личности. Рассматривая Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности, Б.

выступила с критикой распространенной в отечественной психологии позиции, характеризующей психику как результат усвоения («присвоения») общественных форм сознания.

Она обосновала тезис о том, что психика человека развивается не столько в меру усвоения, сколько в меру изменения субъектом окружающей его действительности.

Божович Л.И утверждала, что развитие ребенка имеет внутреннюю логику, собственные закономерности, а не является пассивным отражением действительности, в условиях которой оно совершается. Обобщая большой эмпирический материал, Б. приходит к выводу, что требования социальной среды лишь тогда станут факторами развития ребенка, когда они войдут в систему его собственных потребностей.

Литература

  • Потребность в новых впечатлениях
  • Психологический анализ употребления правил на безударные гласные корня // Советская педагогика. 1937. № 5-6.
  • Возрастные закономерности формирования личности ребенка: Автореф. дис. … д-ра пед. наук (по психологии). М., 1966.
  • Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  • Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежиной // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
  • Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995. (В данную книгу избранных трудов выдающегося психолога вошли основные её работы по психологическим закономерностям и этапам развития личности, мотивации поведения детей и др.)
  • Божович Л.И. (1981/1988) О культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и ее значении для современных исследований психологии личности // Вопросы психологии. 1988.№5.
  • Божович Л.И. (1929-31/1935). Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребенка (экспериментально теоретическое исследование). Культурно-историческая психология, N 1-3, 2006: ч.1, ч.2, 3, ч.4
  • Божович Л.И., Славина Л.С. Психология детского подражания (экспериментально-психологическое исследование) // Культурно-историческая психология. 2007. №2.
  • Божович Л.И., Славина Л.С. Психология детского подражания (экспериментально-психологическое исследование) // Культурно-историческая психология. 2007. №3.
  • Божович Л.И., Славина Л.С. Психология детского подражания (экспериментально-психологическое исследование) // Культурно-историческая психология. 2007. №4
  • Божович Л.И., Славина Л.С. Психология детского подражания (экспериментально-психологическое исследование) // Культурно-историческая психология. 2008. №1
Читайте также:  Виды воли, проявление воли - психология

назад в раздел: Известные психологи, философы мира  /  таблица

Источник: http://www.persev.ru/bozhovich-lidiya-ilinichna

Лидия Ильинична Божович (11 января 1908 — 21 июля 1981) Советский психолог, ученица Выготского, доктор психологических наук, профессор. — презентация

1 Лидия Ильинична Божович (11 января июля 1981) Советский психолог, ученица Выготского, доктор психологических наук, профессор.<\p>

2 Училась в Московском университете, первое экспериментальное исследование по психологии подражания провела под руководством Выготского. В е гг. входила в состав пятёрки ближайших его московских учеников. Работала завучем в психоневрологической школе-санатории, с 1931 г. – в Академии коммунистического воспитания на кафедре психологии, которой руководил Выготский. В дальнейшем работала в отделе психологии Украинской психоневрологической академии. В 1939 г. защитила кандидатскую диссертацию по проблемам усвоения орфографии. В годы Великой отечественной войны заведовала отделом трудотерапии эвакогоспиталя в г. Кыштыме Челябинской области. Работала в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, с 1945 г. по 1975 г. руководила созданной ею лабораторией психологии формирования личности.<\p>

3 Научный вклад Основной круг интересов Божович детская психология. В этой области Божович написаны труды по проблемам развития личности ребенка, формирования его мотивации, по экспериментальному исследованию аффективных конфликтов, самооценок и динамики уровня притязаний в детском возрасте, личностной направленности, условиям формирования гармонической личности и др.<\p>

4 В основание научной концепции Божович Л.И был положен целостный подход к изучению личности. Рассматривая воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности, она выступила с критикой распространенной в отечественной психологии позиции, характеризующей психику как результат усвоения («присвоения») общественных форм сознания. Она обосновала тезис о том, что психика человека развивается не столько в меру усвоения, сколько в меру изменения субъектом окружающей его действительности. Божович утверждала, что развитие ребенка имеет внутреннюю логику, собственные закономерности, а не является пассивным отражением действительности, в условиях которой оно совершается. Обобщая большой эмпирический материал, Божович приходит к выводу, что требования социальной среды лишь тогда станут факторами развития ребенка, когда они войдут в систему его собственных потребностей.<\p>

5 Публикации — ( /1935) Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребенка(экспериментально теоретическое исследование). Культурно-историческая психология. — Проблемы формирования личности: избранные психологические труды. — (1981/1988) О культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и ее значении для современных исследований психологии личности. — Потребность в новых впечатлениях<\p>

6<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/86538

Божович Лидия Ильинична

Божович Лидия Ильинична

Лидия Ильинична Божович (11 января, 1908, Курск — 21 июля 1981) — советский психолог, ученица Льва Выготского.

Биография Лидии Ильиничны Божович

Лидия Ильинична Божович училась в Московском университете, первое экспериментальное исследование по психологии подражания провела под руководством Выготского. В 1920-30е гг. входила в состав пятёрки ближайших московских учеников Выготского (Запорожец, Божович, Морозова, Левина, Славина).

Работала завучем в психоневрологической школе-санатории, с 1931 г. — в Академии коммунистического воспитания на кафедре психологии, которой руководил Выготский. В дальнейшем работала в отделе психологии Украинской психоневрологической академии (Харьков). В 30-е гг., формально работая в Полтаве, входила в Харьковскую школу. В 1939 г.

 защитила кандидатскую диссертацию по проблемам усвоения орфографии. В годы Великой отечественной войны Лидия Ильинична Божович заведовала отделом трудотерапии эвакогоспиталя в г. Кыштыме Челябинской области. Работала в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, с 1945 г. по 1975 г.

 руководила созданной ею лабораторией психологии формирования личности. Доктор психологических наук. Профессор.

Научный вклад Лидии Ильиничны Божович

Основной круг интересов Лидии Ильиничны Божович — детская психология. В этой области Лидия Ильинична Божович написаны труды по проблемам развития личности ребенка, формирования его мотивации, по экспериментальному исследованию аффективных конфликтов, самооценок и динамики уровня притязаний в детском возрасте, личностной направленности, условиям формирования гармонической личности и др.

Публикации

См. Божович Л.И. @ ipsy.org.ru Божович  Л. И. (1929-31/1935). Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребенка (экспериментально теоретическое исследование). Культурно-историческая психология, N 1-3, 2006: ч. 1, ч. 2, 3, ч. 4 Божович  Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна.

 — Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995. (В данную книгу избранных трудов выдающегося психолога вошли основные её работы по психологическим закономерностям и этапам развития личности, мотивации поведения детей и др.) Божович  Л. И. (1981/1988). О культурно-исторической концепции Л. С.

 Выготского и ее значении для современных исследований психологии личности

Божович  Л. И. Потребность в новых впечатлениях @ flogiston.ru

Наверх

Источник: http://www.syntone-spb.ru/library/famous_psychologysts.php?term=bozhovich_lidija_ilinichna&print_version=true

100 ВЕЛИКИХ ПСИХОЛОГОВ

100 ВЕЛИКИХ ПСИХОЛОГОВ

Лидия Ильинична Божович родилась в 1908 г. в Курске. В конце 1920-х гг. она приехала поступать во 2-й Московский государственный университет, где на вступительных экзаменах встретилась со своей будущей коллегой Л.С. Славиной.

Во 2-м МГУ она познакомилась с Л.С. Выготским, который и предопределил направление ее научной деятельности. Будучи студенткой, она вместе со ставшими впоследствии выдающимися психологами А.В.

Запорожцем, Р.Е. Левиной. Н.Г. Морозовой, Л.С. Славиной с непреходящим увлечением слушала лекции Выготского. Под руководством Л.С.

Выготского она написала и защитила дипломную работу, посвященную подражанию.

После смерти Выготского в 1934 г. исследования в области педологии стали считаться предосудительными, и Божович как верную ученицу Выготского уволили из Института психологии, куда она смогла вернуться только в 1948 г.

Заслугой Божович является создание ею собственной оригинальной концепции личности, основанной на культурно-исторической концепции Выготского. Представления об активности, противопоставляемой реактивности, устойчивости и свободе личности составляли основу ее концепции личности.

В монографии «Личность и ее формирование в детском возрасте» Божович под личностью понимает «человека, достигшего определенного уровня психического развития».

Этот уровень распознается ею как состояние, когда «в процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «Я».

Для того чтобы с полным правом называться личностью, по мнению Божович, человек должен иметь «собственные взгляды и отношения, собственные моральные требования и оценки, делающие его относительно устойчивым и независимым от чуждых его собственным убеждениям воздействий среды».

Необходимой характеристикой личности, по мнению Божович, является «активность», заключающаяся в «сознательном воздействии на окружающую действительность, изменении ее в своих целях; способности управлять своим поведением, деятельностью и своим психическим развитием»

Божович являлась не только крупным теоретиком, но и замечательным практиком: в течение 30 лет она руководила лабораторией психологии формирования личности в НИИ общей и педагогической психологии. Экспериментальные исследования, проводившиеся под ее руководством в этой лаборатории, применялись на практике в суворовских училищах, школах-интернатах, школах для трудных подростков

Научные работы, выполненные сотрудниками лаборатории под руководством Божович, за 30 лет внесли огромный вклад в развитие как экспериментальной педологии, так и в развитие психологии в целом Так, эти работы были посвящены проблемам мотивации, проблемам обучения советских школьников; проблемам доминирования мотивов и направленности личности. Божович уделяла особенное внимание исследованию идеалов, высших чувств, произвольности, воли.

Несмотря на порицание со стороны большинства советских ученых всяческого новаторства, сотрудниками лаборатории изучалась проблематика самосознания, самооценки, аффекта неадекватности и эмпатии, конформизма и устойчивости личности, что соответствовало проблемам, занимающим умы прогрессивных европейских психологов того времени.

Тем не менее несмотря на всяческие репрессии, угрожавшие ей на протяжении всей жизни, Божович не пыталась встать на путь диссидентства. Она стремилась переделать советское общество в традициях европейского гуманизма. Так, совместно с Т.

Е Коннико-вой Божович по-новому, с гуманистической точки зрения, пыталась взглянуть на проблемы пионерской организации, в частности на воспитание коллективизма. В их понимании коллективизм представлял собой альтруизм, доброту, сочувствие, сопереживание.

Именно в это время сотрудниками лаборатории Божович было введено в лексикон отечественной психологии понятие «эмпатия».

Сама же идея манипулирования ребенком во имя чего бы то ни было, пусть даже самых благородных идей, так часто и небезуспешно использовавшаяся пионерской организацией, коренным образом противоречила учению школы Божович

Позиция Божович в те тяжелые для советской психологии времена разделялась далеко не всеми. Сама идея экспериментального изучения личности расценивалась и воспринималась исключительно как подверженность буржуазным веяниям в науке, что, само собой разумеется, никоим образом не соответствовало идеологизированному учению советских психологов.

На протяжении всей жизни Лидия Ильинична Божович трудилась в насквозь идеологизированной обстановке, тем не менее ей удавалось изучать и включать в свои научные тексты запрещенные в то время идеи Фрейда, Роджерса, Хорни и других известных зарубежных психологов

Умерла Л.И.

Божович в 1981 г Основным вкладом школы Божович в психологию является ее метод, так и не исчерпавший себя до сих пор, по использованию экспериментального пути, хорошо зарекомендовавшего себя на практике и разработке на его основе собственных теоретических идей: от практики к теории Причем практически каждое эмпирическое исследование, предпринятое кем-нибудь из школы Божович, приводило к созданию собственной теории личности.

Назад: БЛОНСКИИ ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ.
Дальше: ВАГНЕР ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ.Показать оглавление Скрыть оглавление

Источник: http://ogrik2.ru/b/v-yarovickij/100-velikih-psihologov/26100/bozhovich-lidiya-ilinichna/6

105 лет со дня рождения Л.И.Божович

105 лет со дня рождения Л.И.Божович

В недавно изданном вузовском учебнике “История детской психологии” (пока единственном в этой области) Лидии Ильиничне Божович посвящены скупые десять строк. Казалось бы, этого достаточно для автора единственной монографии, опубликованной свыше 40 лет назад.

Однако по сей день студенты, получающие фундаментальное психологическое образование, штудируют эту монографию как непревзойденный научный труд, вошедший в золотой фонд отечественной психологии.

И автор этой книги по праву принадлежит к плеяде выдающихся российских психологов, достойных гораздо большего, чем лаконичное упоминание в учебнике.

Лидия Ильинична Божович родилась в Курске, но практически всю жизнь провела в Москве, куда в конце 20-х годов приехала поступать во 2-й МГУ.

Ее верный друг и коллега Лия Соломоновна Славина вспоминала: “Еще на вступительных экзаменах я увидела девушку, которая мне очень понравилась, и я узнала, что она не москвичка и ей негде жить.

Я пришла домой и спросила у мамы: “Можно она будет жить у нас?” С тех пор мы не расставались.” (В стесненных бытовых условиях Божович прожила всю жизнь, ее последним домом была  комната в коммунальной квартире на Преображенке.)

Именно  во 2-м МГУ Божович повстречалась с Л.С. Выготским, который там преподавал. Эта встреча определила всю ее дальнейшую научную, а во многом и личную судьбу.

Студенткой она слушала лекции Выготского вместе с А.В. Запорожцем, Р.Е. Левиной, Н.Г. Морозовой, Л.С.

Славиной (все они стали впоследствии выдающимися психологами и своим тесным сотрудничеством заслужили в московском психологическом арго прозвание Пятерки).

Под руководством Выготского она выполнила дипломную работу, посвященную подражанию. О тех годах ностальгически вспоминал А.Р. Лурия в одном из своих выступлений: “Помню, поехали мы в Серебряный Бор. Взяли две лодки. Я сел с Лилей (Л.С.

Славина), Леша (А.Н. Леонтьев) — с Лидой (Л.И. Божович).

Мы поплыли и заспорили о культурно-исторической концепции…” Такие были времена, когда будущие светила звали друга по именам и даже часы досуга посвящали обсуждению дела своей жизни.

Выготский умер  в 1934 году, а вскоре разразился педологический погром. Как верную ученицу Выготского Божович уволили из Института психологии.

Тогдашний директор Григорьев швырнул ей в лицо план годовой работы и выкрикнул “страшное обвинение”: “Этот  план пахнет Выготским!” Со словами: “Вы и понятия не имеете, как пахнет Выготский”, — Божович забрала план и закрыла за собой дверь. В институт она вернулась только в 1948 году.

Божович всегда подчеркивала, что личность характеризует активная, а не реактивная форма поведения, устойчивость и внутренняя свобода. Такой личностью она и была сама.

Например, известно, что в пору репрессий ее однажды забрали на Лубянку прямо от новогодней елки, которую она наряжала с маленьким сыном. Правда, украшение елки — этот “старорежимный пережиток”, за который прежде могли и убить, — уже было милостиво дозволено народу властями.

Теперь, чтобы кого-то уничтожить, требовался повод посерьезнее. Такой повод и искали “слуги народа”, настойчиво склоняя Лидию Ильиничну к написанию доноса на коллег. Уговаривали сначала вкрадчиво, в чинном кабинете, потом грубо, в полутемном подвале.

Несмотря на реальность угрозы никогда больше не увидеть сына, доносчицей она не стала.

Божович создала собственную оригинальную концепцию личности, основанную на культурно-исторической теории Выготского. Основу ее концепции составляют представления об активности и свободе личности.

Полное определение, которое дано ею в монографии “Личность и ее формирование в детском возрасте”,  поистине заслуживает того, чтобы его почаще вдумчиво перечитывать:

Личностью следует называть человека, достигшего определенного уровня психического развития. Этот уровень характеризуется тем, что в процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии “я”.

Такой уровень  психического развития характеризуется также наличием у человека собственных взглядов и отношений, собственных моральных требований и делающих его относительно устойчивым и независимым от чуждых его собственным убеждениям воздействий среды. Необходимой характеристикой личности является ее активность.

Человек на этом уровне своего развития способен сознательно воздействовать на окружающую действительность, изменять ее в своих целях, а также изменять в своих целях самого себя.

Иначе говоря, человек, являющийся личностью, обладает, с нашей точки зрения, таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, а в известной мере и своим психическим развитием.

Сама Божович, безусловно, являлась личностью, отвечающей всем тем критериям, которые выдвинула. Она, в полном соответствии со своей теорией, была свободна как от обстоятельств, так и от собственных привычек. Например, она была заядлой курильщицей, курила помногу с юных лет очень крепкие папиросы.

Но когда ее мужу по состоянию здоровья надо было отказаться от курения, она бросила курить вместе с ним в один день и никогда больше не выкурила ни одной папиросы. (Это невольно наводит на мысль о причинах низкой эффективности разнообразных методов борьбы с курением.

Не методы плохи, а личности редки!)

Божович не была кабинетным ученым. Она любила  повторять: “Психология — наука конкретная”. Хотя ее мировоззрение и представления о личности по существу противоречили тем, которые культивировались тоталитарным обществом, она, оставаясь беспартийной, не занимала диссидентскую позицию противостояния обществу, а стремилась по мере сил содействовать гуманизации этого общества.

Проводившиеся в ее лаборатории экспериментальные исследования (тридцать лет она руководила лабораторией психологии формирования личности в НИИ общей и педагогической психологии) находили практический выход в работе с воспитанниками суворовских училищ, школ-интернатов, школ для трудных подростков и др.

Ее интересовали живые реалии современной школы. В период хрущевской “оттепели” Божович совместно с Т.Е.

Конниковой пыталась по-новому взглянуть на проблемы пионерской организации, воспитания коллективизма, внося в них гуманистическое содержание.

Коллективизм в ее понимании выступал как альтруизм, проявление доброты, сочувствия, сопереживания (именно в ее лаборатории в лексикон отечественной психологии было введено понятие “эмпатия”).

Идеи манипулирования ребенком, даже во имя самых благородных целей, были глубоко чужды школе Божович. Так, она подвергла резкой критике книгу Б.Т. Лихачева “Теория  коммунистического воспитания”, где ребенок выступал именно как объект психолого-педагогических манипуляций, включающих и воздействие на его подсознание (эта “несвоевременная” рецензия так и не была опубликована).

Сотрудниками лаборатории Божович под ее руководством за 30 лет выполнено большое число научных работ — это и исследования качеств и их формирования, и работы по проблемам мотивации: широкомасштабные исследования, связанные с мотивами учения советских школьников, доминированием  мотивов и направленности личности. Новаторским было изучение самосознания и самооценки, аффекта неадекватности и эмпатии, конформизма и устойчивости личности. Особое внимание Божович придавала исследованию идеалов, высших чувств, произвольности, воли.

Спустя несколько лет после выхода ее монографии “Личность и ее формирование в детском возрасте” Лидия Ильинична получила письмо от известного литературоведа и критика Юрия Карякина, с которым она не была знакома, и вместе с письмом только что вышедшую его книгу “Самообман Раскольникова”. В письме Карякин выражал свое восхищение работой Божович и писал, что, к сожалению, слишком поздно познакомился с ее книгой, в которой он нашел научное выражение собственных идей о личности, борьбе мотивов, роли идеалов и нравственности в жизни человека.

Однако позиция Божович далеко не всеми принималась и разделялась. Очень резкой критике подверглась сама идея экспериментального изучения личности, оценивавшаяся как уступка буржуазным влияниям. Характерно заявление В.А. Крутецкого, бывшего в ту пору заместителем директора института, на одном из ученых советов: “Я не позволю ставить советским детям зарубежные градусники!”

Психологу нового поколения требуется немалое воображение, чтобы представить обстановку, в которой на протяжении всей жизни трудилась Лидия Ильинична Божович, да еще в такой идеологизированной области, как психология личности.

Все установки казенных идеологов, вся их нетерпимость к “чуждым” влияниям воплощались в этой сфере с наибольшей силой. Сейчас даже трудно вообразить, какой смелостью было включение в экспериментальные исследования и в научные тексты идей Фрейда, Роджерса, Хорни и др.

Ей же казалось нормальным, что исследования могут вдохновляться разными теоретическими и методическими идеями, питаться из разных источников.

Так, работы по устойчивости личности имели два очевидных источника. С одной стороны, это был совместный проект с американским психологом Ю.

Бронфенбреннером, в котором использовался предложенный им метод сравнительного изучения  податливости детей влиянию взрослых и сверстников при решении моральных коллизий (сама Божович внесла в этот проект возрастной подход, что позволило дать совершенно новую трактовку всем полученным данным).

С другой — это некоторые американские работы по конформизму. В работе аспиранта Божович Я.Л. Коломинского впервые в отечественной психологии были проведены впоследствии широко распространившиеся социометрические исследования с использованием методики Дж. Морено.

Но сколь бы разнообразными ни были по материалу, методам исследования и даже по стартовым теоретическим основаниям все эти работы, они никогда не являлись заимствованием или погоней за модой.

Хороший экспериментальный прием  брался как способ проверки и разработки собственных идей. И каждое эмпирическое исследование Божович и ее школы становилось шагом к созданию собственной теории личности.

Вне сомнения, потенциал этой теории еще далеко не исчерпан.

Источник: «Век психологии: имена и судьбы»

Источник: http://psypress.ru/columns/daybyday/26078.shtml

Реферативное сообщение о профессиональном и жизненном пути Божович Лидии Ильиничны

Слайд 1

Реферативное сообщение о профессиональном и жизненном пути Божович Лидии Ильиничны Выполнили: Воробьёва Мария, Москва 2011г.

Слайд 2

Лидия Ильинична Божович (11 января 1908 — 21 июля 1981) — советский психолог, ученица Льва Выготского .

Слайд 3

Биография Училась в Московском университете. В 1920-30е гг. входила в состав пятёрки ближайших московских учеников Выготского (Запорожец, Божович, Морозова, Левина, Славина). Работала завучем в психоневрологической школе-санатории, с 1931 г. — в Академии коммунистического воспитания на кафедре психологии, которой руководил Выготский .

В дальнейшем работала в отделе психологии Украинской психоневрологической академии (Харьков). В 30-е гг., формально работая в Полтаве, входила в Харьковскую школу. В 1939 г. защитила кандидатскую диссертацию по проблемам усвоения орфографии. В годы Великой отечественной войны заведовала отделом трудотерапии эвакогоспиталя в г. Кыштыме Челябинской области.

Работала в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, с 1945 г. по 1975 г. руководила созданной ею лабораторией психологии формирования личности. Доктор психологических наук. Профессор. Лидия Ильинична Божович — выдающийся ученый, яркий, душевно щедрый, неординарный человек — при жизни не была избалована официальным признанием.

Однако среди отечественных и зарубежных психологов она пользовалась необыкновенным авторитетом как крупный теоретик и талантливый экспериментатор, автор общепризнанных фундаментальных работ в области психологии личности и психологии воспитания растущих людей. Социальная ситуация ее развития как психолога складывалась исключительно благоприятно.

Так, еще, будучи студенткой 2-го Московского университета (в настоящее время Государственный педагогический университет), Л.И. Божович выполнила свое первое экспериментальное исследование по психологии подражания под руководством Л.С. Выготского . Вместе с А.В. Запорожцем, Р.И. Левиной, Н.Г. Морозовой и Л.С. Славиной Лидия Ильинична работала в семинаре Л.С.

Выготского , сохранив тесную связь с Великим учителем не только до самой его смерти, но и на протяжении всей своей жизни, отстаивая его позиции и принципы, развивая его идеи. Знаменательно, что последняя работа Л.И. Божович была посвящена памяти Л.С. Выготского .

Такое «неслучайное» случайное совпадение, — как справедливо заметила редакция журнала «Вопросы психологии» (1988. №5, с. 108) — это закономерный итог жизни ученого».

Слайд 4

Леонтьев, Божович, Запорожец

Слайд 5

Научный вклад Занималась проблемами детской психологии: развития личности ребенка и формирования мотивации, аффективных конфликтов, самооценок и динамики развития в детском возрасте уровня притязаний.

Ею был сформулирован принцип исследования проблем психологии личности и детской психологии, который заключается в том, что понять закономерности психического развития можно лишь, учитывая особенности мотивационно-потребностной сферы ребенка.

Слайд 6

В монографии «Личность и ее формирование в детском возрасте» Божович под личностью понимает «человека, достигшего определенного уровня психического развития».

Этот уровень распознается ею как состояние, когда «в процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «Я».

Для того чтобы с полным правом называться личностью, по мнению Божович, человек должен иметь «собственные взгляды и отношения, собственные моральные требования и оценки, делающие его относительно устойчивым и независимым от чуждых его собственным убеждениям воздействий среды».

Слайд 7

Божович являлась не только крупным теоретиком, но и замечательным практиком: в течение 30 лет она руководила лабораторией психологии формирования личности в НИИ общей и педагогической психологии.

Экспериментальные исследования, проводившиеся под ее руководством в этой лаборатории, применялись на практике в суворовских училищах, школах-интернатах, школах для трудных подростков.

Научные работы, выполненные сотрудниками лаборатории под руководством Божович, за 30 лет внесли огромный вклад в развитие как экспериментальной педологии, так и в развитие психологии в целом.

Так, эти работы были посвящены проблемам мотивации; проблемам обучения советских школьников; проблемам доминирования мотивов и направленности личности. Божович уделяла особенное внимание исследованию идеалов, высших чувств, произвольности, воли.

Слайд 8

Основным вкладом школы Божович в психологию является ее метод, так и не исчерпавший себя до сих пор, по использованию экспериментального пути, хорошо зарекомендовавшего себя на практике и разработке на его основе собственных теоретических идей: от практики к теории. Причем практически каждое эмпирическое исследование, предпринятое кем-нибудь из школы Божович, приводило к созданию собственной теории личности.

Слайд 9

Публикации Божович Л. И. (1929-31/1935). Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребенка (экспериментально теоретическое исследование). Культурно-историческая психология, N 1-3, 2006: ч. 1, ч. 2, 3, ч. 4 Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна . — Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995.

( В данную книгу избранных трудов выдающегося психолога вошли основные её работы по психологическим закономерностям и этапам развития личности, мотивации поведения детей и др .) Божович Л. И. (1981/1988). О культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и ее значении для современных исследований психологии личности Божович Л. И. Потребность в новых впечатлениях @ flogiston.

ru

Источник: https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2016/02/17/referativnoe-soobshchenie-o-professionalnom-i

Ссылка на основную публикацию